Мысль семейная по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.). Сочинение на тему мысль семейная в романе война и мир, толстой читать бесплатно

Толстой считал семью основой всего. В ней и любовь, и будущее, и мир, и добро. Из семей состоит общество, нравственные законы которого закладываются и сохраняются в семье. Семья у писателя - это общество в миниатюре. У Толстого почти все герои - семейные люди, и характеризует он их через семьи.
В романе перед нами разворачивается жизнь трех семей: Ростовых, Болконских, Курагиных. В эпилоге романа автор показывает счастливые «новые» семьи Николая и Марьи, Пьера и Наташи. Каждая семья наделена характерными особенностями, а также воплощает какой-то свой взгляд на мир и его ценности. Во всех событиях, описанных в произведении, так или иначе участвуют члены этих семей. Роман охватывает пятнадцать лет жизни, семьи прослежены в трех поколениях: отцы, дети и внуки.
Семья Ростовых - пример идеальных отношений любящих и уважающих друг друга родных людей. Отец семейства, граф Илья Ростов, изображен как типичный русский барин. Управляющий Митенька постоянно обманывает графа. Только Николай Ростов разоблачает и увольняет его. В семье никто никого не обвиняет, не подозревает, не обманывает. Они - одно целое, всегда искренне готовы помочь друг другу. Радости и горести переживаются сообща, вместе ищут ответы на сложные вопросы. Они быстро переживают неприятности, в них преобладает эмоциональное и интуитивное начало. Все Ростовы - увлекающиеся люди, но ошибки и промахи членов семьи не вызывают неприятия и вражды друг к другу. Семья расстраивается и горюет, когда Николай Ростов проигрывается в карты, переживает историю влюбленности Наташи в Анатоля Курагина и попытку бегства с ним, хотя все светское общество обсуждает это позорное событие.
В семье Ростовых «русский дух», все любят национальную культуру и искусство. Они живут в согласии с национальными традициями: рады гостям, щедры, любят жить в деревне, с удовольствием принимают участие в народных праздниках. Все Ростовы талантливы, обладают музыкальными способностями. Дворовые люди, служащие в доме, глубоко преданы господам, живут с ними как одна семья.
Во время войны семья Ростовых остается в Москве до последнего момента, пока еще можно эвакуироваться. В их доме размещают раненых, которых нужно вывезти из города, чтобы их не убили французы. Ростовы решают бросить нажитое добро и отдать повозки для солдат. Так проявляется истинный патриотизм этой семьи.
В семье Болконских царят другие порядки. Все живые чувства загнаны на самое дно души. В отношениях между ними - только холодная рассудочность. У князя Андрея и княжны Марьи нет матери, а отец заменяет родительскую любовь сверхтребовательностью, чем делает несчастными своих детей. Княжна Марья - девушка с сильным, мужественным характером. Ее не сломило жестокое отношение отца, она не озлобилась, не утратила чистую и нежную душу.
Старик Болконский уверен, что на свете «есть только две добродетели - деятельность и ум». Он сам всю жизнь трудится: пишет устав, работает в мастерской, занимается с дочерью. Болконский - дворянин старой закалки. Он патриот своей родины, хочет принести ей пользу. Узнав, что наступают французы, он становится во главе народного ополчения, готов защищать свою землю с оружием в руках, не дать ступить на нее врагу.
Князь Андрей похож на своего отца. Он тоже стремится к власти, работает в комитете Сперанского, хочет стать большим человеком, служить на благо страны. Хоть он и дал себе слово больше никогда не участвовать в битвах, в 1812 году снова идет воевать. Спасать родину для него - это святое дело. Князь Андрей гибнет за родину, как герой.
Семейство Курагиных несет в мир зло и разрушение. На примере членов этой семьи Толстой показал, как обманчива бывает внешняя красота. Элен и Анатоль красивые люди, но эта красота мнимая. Внешний блеск скрывает пустоту их низких душ. Анатоль везде оставляет о себе скверную память. Из-за денег он сватается к княжне Марье, разрушает отношения князя Андрея и Наташи. Элен любит только себя, разрушает жизнь Пьера, позорит его.
В семье Курагиных царят ложь и лицемерие, презрение к окружающим. Отец семьи, князь Василий, придворный интриган, его интересуют только сплетни и подлые поступки. Ради денег он готов на все, даже на преступление. Его поведение в сцене смерти графа Безухова - верх кощунства и презрения законов человеческой морали.
В семье Курагиных нет духовного родства. Толстой не показывает нам их дом. Они примитивные, неразвитые люди, которых автор изображает в сатирических тонах. Счастья в жизни они достичь не могут.
По мысли ТОЛСТОГО, хорошая семья - это награда за праведную жизнь. Своих героев в финале он награждает счастьем в семейной жизни.

Тема урока: Счастье-это просто. «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир

Цель урока : показать, что Л.Н.Толстой в романе-эпопее «Война и мир»

утверждает вечные ценности – патриархальную семью с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде» - как основу человеческой жизни.

Задачи урока : а) разобраться в вопросах, которые ставит перед собой

«Что есть настоящая жизнь?», «Что скрепляет семью?»;

б) совершенствование умения вести диалог с автором;

в) укрепление престижа семьи, формирование ценностной системы нравственных ориентиров и идеалов.

Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, текст романа-эпопеи «Война и мир», песня «Родительский дом», эпиграф к уроку: «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь... с возможностью делать добро людям» (Л.Н. Толстой)

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя

К числу вечных творений, завещаемых из века в век, принадлежит и «Война и мир». Мы открываем страницы романа, где Лев Николаевич Толстой бессмысленности и бесчеловечности войны 1805 года противопоставляет ту жизнь, которую назвал «настоящей». Мирная жизнь не обособлена от «большой» истории, в ней свой «омут жизни», а люди как реки: у каждого своё русло, свой исток. Исток этот - родной дом, семья, её традиции, уклад.

Сегодня мы знакомимся с семейными гнёздами главных героев: Ростовыми; Безуховыми, Курагиными, Болконскими, побываем в гостях у этих семей, чтобы разобраться в главном вопросе: « Какую же семейную жизнь Толстой считает настоящей?» (Запись проблемного вопроса в тетради)

2.Работа над содержанием текста. Беседа.

С чего начинается первая часть второго тома? (Примерные ответы учащихся, они могут быть построены иначе)

Война не кончилась, но приостановилась. Наполеон после победы при Аустерлице заключил с Австрией выгодный для себя мир и отправился в Париж, а русские войска вернулись на родину, и многие офицеры получили отпуск, в том числе Николай Ростов.

Каким желанием охвачен Николай Ростов, какие испытывает чувства, подъезжая к родительскому дому?

Он едет в отпуск в Москву, уже въезжает и думает: « Скоро ли, скоро ли? О, эти несносные улицы, лавки, калачи, фонари, извозчики!» Н.Ростов охвачен нетерпеливым желанием поскорее подъехать к родному дому. Он с умилением узнаёт самые обычные предметы и огорчается, когда родной долгожданный дом стоит «неподвижно, нерадушно... ». Так знакомо нам то чувство, что испытывал Николай через несколько минут после приезда: «Ростов был очень счастлив любовью, которую ему выказывали: но первая минута его встречи была так блаженна, что теперешнего его счастья ему казалось мало, и он всё ждал чего-то ещё, и ещё, и ещё»

- А теперь сделайте вывод, что значит для него родительский дом?

В родительском доме он - офицер, взрослый мужчина - с естественной лёгкостью вновь вошёл в свой детский мир, ему понятно и «сожжение руки линейкой для показания любви», и Наташина болтовня, и то, что она пыталась надеть его сапоги со шпорами, и Соня, кружившаяся по комнaтe, - всё это, казалось, было в нём все долгие месяцы под ядрами и пулями, а теперь здесь, в родительском доме, ожило и расцвело.

Вспомните, в каких ситуациях мы встречаемся с семейством Ростовых?

Расскажите о родителях. (Сообщения учащихся)

Стоя на народной точке зрения, автор считает нравственным стержнем семьи мать, а высшей добродетелью женщины – святой долг материнства: « Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет 45, видимо, изнурённая детьми, которых у неё было 12 человек. Медлительность её движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение». Автор подчёркивает близость матери и дочери одним именем - Наталья. С умилением Толстой описывает и графа. Граф Ростов одинаково приветливо встречал всех гостей... милая или милый говорил всем без исключения, без малейших оттенков, как выше, так и ниже его стоявшим людям, он хохочет «звучным и басистым смехом», «смеясь, кричит... », он – «сама распущенная доброта». Гостеприимный и щедрый дом Ростовых не может не очаровать читателя. И в Петербурге, и в Москве на ужины к ним сходились самые разные люди: соседи по Отрадному, старые небогатые помещики, Пьер Безухов. Чувствуется бескорыстное радушие. Жизнь Ростовых в деревне носит ещё более патриархальный характер - крепостные на святках наряжаются и веселятся вместе с господами.

-Каковы отношения родителей и детей?

Эти пожилые люди нежно, трепетно друг друга любят; у них чудесные дети. Отношения между родителями и детьми в семье Ростовых строятся на искренности чувств, любви, понимании, уважении, на доверии друг к другу. Дух равенства, бескорыстия господствует в этой семье. Здесь вместе открыто радуются, плачут и переживают. Ростовы готовы принять и обласкать любого: в семье, кроме своих четверых детей, воспитываются Соня и Борис Друбецкой. В их доме уютно своим и чужим...

Перескажите эпизод «Именины Наташи» (1 том, 1 часть, главы 7-11 , 14-17). Пересказ-анализ эпизода.

Что дополняет эта картина к характеристике Ростовской «породы»?

Простота и радушие, естественность поведения, сердечность и взаимная любовь в семье, благородство и чуткость, близость в языке и обычаях к народу.

Сильные учащиеся составляли семейный кодекс Ростовых, они выступают на уроке с творческой работой, в которую могут быть включены такие пункты:

а) щедрое гостеприимство;

б) уважение к каждой личности;

в) искренность и взаимопонимание между родителями и детьми;

г) открытость души;

д) все чувства наружу;

е) чувство патриотизма.

Мы видим, что семья Ростовых живёт больше чувствами, чем головой. И Толстой любит семью Ростовых (как известно, в лице Николая Ростова он изобразил своего отца), любит за то, что они хорошие люди. Думаю, каждый из нас был бы счастлив, живя в такой семье.

А теперь погостим немного у Болконских, в Лысых Горах. Ничто не может изменить спокойной, деятельной и размеренной жизни старого княжеского дома в Лысых Горах. «Те же часы, и по аллеям прогулки... » И как всегда, рано утром величественный маленький старик в «бархатной шубке с собольим воротником и такой же шапке» выходит гулять по свежему снегу. Он стар, князь Болконский, он заслужил покой, эту расчисленную, им самим составленную жизнь. Но не о покое мечтал этот старик.

О чём же думал Николай Андреевич, читая ежедневные письма сына?

Наверное, он рвался всем сердцем туда, на австрийские поля, вспоминал великого Суворова, мечтал о своём Тулоне, - он стар, но он жив, и полон душевных сил. Душевных, но не физических. Приходится смиряться с тем; что не можешь легко, как прежде, вскочить на коня и скакать под пулями наперерез врагу. Приходится смиряться с тем, что мысль работает не так быстро, как раньше, и убывают силы, и нет тебе места там, где прежде без тебя казалось невозможно... Он потому и труден, этот старик, что не может примириться со своей беспомощностью. Но, сколько есть сил, он будет полезен России, сыну, дочери.

- Что князь Николай Андреевич Болконский хотел дать своим детям ?

Давно, когда он был молод, силён и деятелен, среди многих радостей, заполнявших его жизнь, были дети - князь Андрей и княжна Марья, которых он очень любил. Их воспитанием и обучением занимaлся сам, не доверяя и не перепоручая этого никому. Сына он хотел вырастить умным, благородным, счастливым, а дочь - не такой, как светские глупые барышни, - прекрасной женщиной.

О чём же болела его душа?

Сын вырос красивым, умным и честным, но это не сделало его счастливым. Он ушёл в непонятную жизнь с неприятной женщиной - что остаётся отцу? Пытаться понять сына и заботиться о его жене: но не так всё это мечталось когда-то...

Девочка его тоже выросла, стала богатой невестой; он научил её геометрии, воспитал доброй и благородной, но от этого ей будет только труднее жить. Что она знает о людях, что понимает в жизни? Дочь внешне некрасивая! Но он, как никто, понимает, как богат духовный мир дочери; он знает, какой красивой она может быть в минуты большого волнения. Поэтому так мучителен для него приезд и сватовство Курагиных, «этой глупой, бессердечной породы». Не дочь его они ищут, а его богатство, его знатный род! А княжна Марья ждёт, волнуется! Он, со своим стремлением сделать детей правдивыми и честными, он сам и воспитал Андрея безоружным против княгини Лизы, а Марью - против князя Василия. Сегодня он жив и уберёг дочь, а завтра?

Что общего у всех Болконских?

Строгость, «сухость», гордость – наиболее часто повторяющееся в портретах отца и сына черты. Но едва ли не самыми главным, объединяющим всех Болконских, является выделенное Толстым сходство их глаз: как у княжны Марьи, такие же «прекрасные глаза» у князя Андрея (глава 25), они также «светились умным и добрым, непривычным блеском», умные и блестящие глаза у Болконского-отца. Аристократизм, гордость, ум и глубокая работа мысли, глубина душевного мира, скрываемая от глаз посторонних, - вот характерные особенности семьи Болконских. В момент рождения сына княгини Лизы и князя Андрея в доме Болконских «была какая-то общая забота, смягченность сердца и сознание чего-то великого, непостижимого, совершающегося в ту минуту... »

В чём сходство и различие взаимоотношений родителей и детей Болконских и Ростовых?

У Болконских, как и Ростовых, та же взаимная любовь членов семьи, та же глубокая сердечность (только скрытая), та же естественность поведения. Дом Болконских и дом Ростовых похожи, прежде всего, чувством семьи, духовным родством, патриархальным укладом.

На фоне характеристик Ростовых и Болконских контрастом прозвучат взаимоотношения в семье Курагиных. Как понимает свой родительский долг Василий Курагин?

Василий Курагин - отец троих детей. Он тоже, наверное, плохо спит ночами, думает за своих детей, как помочь, направить, уберечь. Но для него в понятии счастья иной смысл, чем для князя Болконского. Все его мечты сводятся к одному: пристроить их повыгоднее, сбыть с рук. Как много сил стоила князю Василию пышная свадьба дочери Элен - нынешней графини Безуховой! Бросив все дела, он опекал и направлял «непутёвого» Пьера, пристроил его в камер-юнкеры, поселил в своём доме, и, когда Пьер так и не сделал предложения, князь Василий всё взвалил на свои плечи и решительно благословил Пьера и Элен. Элен пристроена. Ипполит, слава богу, в дипломатах, в Австрии - вне опасности; но остаётся младший, Анатоль, с его беспутствами, долгами, пьянством; возникла мысль женить его на княжне Болконской - лучшего и желать нельзя. Позор сватовства все Курагины переносят легко. Их спокойствие - от равнодушия ко всем, кроме себя. Их душевную чёрствость, подлость заклеймит Пьер: « Где вы, там разврат, зло».

Каковы взаимоотношения в этой семье?

В этом доме нет места искренности и порядочности. Страшной смесью низменных инстинктов и побуждений связаны друг с другом члены семейства Курагиных! Мать испытывает к дочери ревность и зависть; оба брата не скрывают физиологического влечения к сестре; отец искренне приветствует для детей браки по расчёту, грязные интриги и скверные связи... Кажется, что разрастание этого гнезда грехов и пороков можно остановить лишь физически - и все трое младших Курагиных остаются бездетными. Они чужды Толстому: пустоцветы! От них ничего не родится, ибо в семье надо уметь отдавать другим тепло души и заботу.

3. Индивидуальные выступления учащихся (задания даются заранее)

Дать характеристику одного из представителей каждого семейства:

Наташа Ростова

Марья Болконская

Элен Безухова

4. Определите одним словом главный стержень семьи:

Семья Ростовых (любовь)

Семья Болконских (благородство)

Семья Курагиных (ложь)

5. Ответ на проблемный вопрос: «Какую же жизнь Толстой называет настоящей?». Чтение-анализ эпиграфа.

- Семья - один из шедевров природы. И Толстой блестяще претворил эту мысль в романе. Лучшие герои «Войны и мира» хранят в семейных отношениях такие нравственные ценности, которые в минуту общенациональной опасности спасают Россию.

- В эпилоге романа мы видим две прекрасные семьи - Наташи и Пьера, княжны Марьи и Николая. Думаем, что такие семьи были близки самому автору. Почти все любимые герои Толстого стоят у истоков нового - третьего поколения. Мы видим мирное течение жизни - прекрасной, полной чистых радостей и созидательных трудов. Эпилог романа - это гимн Толстого духовным основам семьи, как высшей формы единения между людьми. Именно такую жизнь, думаю, Толстой и называет настоящей.

6. Звучит музыка песни «Родительский дом», учитель говорит:

Да, «родительский дом - начало начал, и в сердце каждого - надёжный причал». Каждая семья имеет свои «начала» и понимает счастье по-своему. «Настоящая жизнь людей - это жизнь со своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, со своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей... ». Толстой утверждает вечные ценности как основу счастья - дом, семья, любовь. Это то, что необходимо каждому из нас. Все мы мечтаем о доме, где нас любят и ждут.

I . Зачем нужен в романе эпилог?

«Ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто»

Вспомните, какую жизнь Толстой считал настоящей? Жизнь в мире.

Чем отличается мирная жизнь эпилога от мирной жизни т.2?

В результате всего пережитого, герои находят свое место в жизни, ближе становятся к народу.

1) Толстой объединяет две любимые им семьи Болконских и Ростовых .

2) К какой мудрости пришел Пьер? (эпилог ч.1 гл.16)

3) Куда же и почему привело Пьера стремление к единению всех честных людей ? (ч.1 гл.14)

Тайное политическое общество, всеобщее неблагополучие в жизни общества, государства. Кажется, то же самое, что привело его в свое время к масонам.

4) А способ действия остался прежним?

Противоборство злу, царящему в мире, Пьер теперь видит не только в очищении сердца каждого человека.

II. Кто еще из героев романа сближается с народной жизнью, понимая его интересы и заботы?

Николай Ростов (гл. 7).

Каковы политические взгляды Николая? (гл.14) На чьей стороне в споре Толстой? Как он это показывает?

III. Почему так закончен роман?

Если бы князь Андрей был жив, продолжились бы поиски, как жить честно, пришел бы он в тайное общество? Вырастет сын – продолжит его дело (преемственность поколений ).

IV . Когда был закончен роман? (1869 г.)

Очень остро стоит по-прежнему какой вопрос? – «Кому на Руси жить хорошо?»

1. Положение народа .

2. Положение женщины (романы Тургенева, пьесы Островского).

V. Отвечает ли Толстой на эти вопросы в своем романе? Или оставляет их в стороне?

1) Крестьянский вопрос: свой взгляд.

Народ – главная сила истории, но он затушевывает противоречия между барином и мужиком, считает, что возможен мир, лад, согласие между барином и мужиком там, где хорош барин (Ростовы, дядюшка в Отрадном, Ростов-хозяин - гл.7).

- А политические взгляды Николая? На чьей стороне Николенька? (гл.16)

2) Свой взгляд на назначение женщины .

а) Как этот вопрос решают, например, Тургенев, Чернышевский?

А Толстой? (гл.10)

б) По Толстому , назначение женщины – семья, материнство.

С любовью и уважением рисует он Наташу-мать в эпилоге, которая с понимание и уважением относится к делам Пьера. В споре с Николаем она союзник Пьера. И если Пьера постигнет участь декабриста - она разделит его судьбу.

Д/з : Подготовиться к сочинению по темам.

История народа состоит из судеб миллионов граждан государства. В творчестве Льва Толстого тема родовых связей, их чести и достоинства занимает ключевое место. Всесторонне развернутая семейная мысль в романе «Война и мир» является основой сюжетной линии. Писатель многократно подчеркивает, что великий народ состоит из маленьких людей, передающих своим детям из поколения в поколение традиции и добродетели.

Семейство Ростовых, как образец дворянского счастья.

У графа Ильи Андреевича Ростова было четверо своих детей, пятая девочка Соня приходилась ему племянницей, но воспитывалась, как родная дочь. Графиня, верная жена и заботливая мать, выглядела изможденной четырьмя родами, но трепетно относилась к плодам своих мук. Дети росли без строгости, окруженные заботой и нежностью.

Автор с любовью относится к этому дому, представляя хозяев добрыми и гостеприимными людьми. Здесь царит взаимное уважение, искренность и порядочность. В простоте общения воспитывают будущих матерей отечества и верных подданных государя в лице мужчин.

Ворота графской усадьбы открыты для гостей. В большом доме роскошно, как привыкла с детства радушная хозяйка, шумно и весело от многоликих криков детей, чувствующих себя свободно и просторно. На примере Ростовых можно отследить семейные ценности, как понимал их Лев Толстой.

Образ Наташи Ростовой, младшей дочери, ее юность и жизнь являются типичными для русской дворянки начала XIX века. Общество формирует смысл жизни девочки, который состоит в том, чтобы стать преданной женой и заботливой матерью.

В парном союзе Наташе с Пьером Безуховым удается воссоздать семейную модель общества, где отец ведет себя, как духовный законодатель семьи, мать несет бремя хранительницы очага, а дети обещают обеспечить будущее.

Князья Болконские, патриоты и защитники государства.

Главной темой воспитания мужчин в семье Болконских является долг перед Государем и Отечеством. Князь Николай Болконский, как старый генерал в отставке, тяготеет к упрощенному уровню быта на уровне спартанских традиций. Солдат в душе, он чтит память о Екатерине II, как о великой женщине прошлого. Это идейный слуга имперской системы, готовый умереть за государственные приоритеты.

Будучи человеком образованным, старик ценит в людях ум и деятельность, формируя эти качества в своих детях. В доме Болконских с утра до вечера кипит работа, потому что глава семейства постоянно находится в трудах, то создавая новый военный устав, то с удовольствием, завернув рукава, мастерит за станком.

Когда Андрей уходит на войну, оставляя беременную жену, отец благословляет решение сына, потому что в их роду интересы страны всегда стояли выше личных обстоятельств.

Жизненные ценности, привитые отцом, формируют в дочери такую редкую черту характера, как самоотвержение. Будучи богатой и образованной невестой, Марья Болконская могла бы выйти замуж еще в ранней молодости, но осталась с отцом до конца его дней. Сложные взаимоотношения отца и дочери автор представил, как психологическую драму между тираном и жертвой. Родные люди остаются преданными друг другу, пренебрегая болезненными ситуациями, которые возникают в следствии недопонимания.

В семье Курагиных алчный отец воспитал недостойных детей

Князь Василий Курагин с выгодой для себя служил при дворе императора. Расчетливый ум и жажда обогащения руководят поступками вельможи. Имея влияние в царском дворце, чиновник редко употребляет его, чтобы помочь окружающим, используя в собственных интересах.

Курагин плохо отзывается о собственных детях, считая их наказанием свыше, от Бога. Ипполита, Анатолия и Эллен Лев Толстой представляет читателю, как образец недостойного поведения в обществе. Эти взрослые дети нацелены на развлечения, праздный образ жизни, на цинизме и равнодушии ко всем проблемам страны основаны их характеры.

Княгиню Курагину автор упоминает два раза, называет ее толстой и старой, выражая свое неприятие, осуждая за полное безучастие в воспитании детей. Ведь для того, чтобы в ребенке сформировать добродетель надо много потрудиться, потратить массу времени, чего графиня не соизволила сделать.

По мнению автора, Элен заслуживает на порицание потому что не хочет рожать детей. Но ведь в семье, где девушка росла, не было ни ласки, как у Ростовых, ни чести и порядочности, как у Болконских. Поэтому вступив в брак с Пьером Безуховым, молодая женщина воссоздавала жизнь, которую она знала – без любви и нежных чувств.

В семействе Безуховых идет борьба за наследство

Старый граф имел столько внебрачных детей, что сам не знал их всех. Жизнь доживал в окружении троих племянниц, а те надеялись, что после смерти дядя их обеспечит. Состояние Кирилла Владимировича считалось огромным. Многочисленные близкие и дальние родственники окружили умирающего вельможу своим вниманием, надеясь на богатство.

Пьера Безухова отец любил больше остальных детей, поэтому дал сыну приличное образование за границей. На фоне всех претендентов на наследство Пьер выглядит бескорыстным, порядочным и наивным молодым человеком.

Основную интригу за наследство графа ведут Анна Друбецкая с одной стороны и князь Курагин с другой стороны, заручившись поддержкой племянниц приживалок. Курагины являются прямыми наследниками усопшей раннее законной супруги старика. А Друбецкая приходится племянницей самому Кириллу Безухову, кроме того, Пьер Кириллович крестил ее сына Бориса.

Его сиятельство был умным человеком, предвидел человеческие страсти по наследству, поэтому подал прошение самому императору Александру I, чтобы Пьера признали его родным сыном. Царь удовлетворил прошение умирающего вельможи. Так Пьер получил титул графа и самое доходное состояние в России.

Вывод: семейная мысль является одной из главных тем романа «Война и мир», определяющая государственную крепость, как крепость отдельно взятой семьи в государстве.

«Мысль семейная» впервые серьезно была затронута Толстым в «Детстве». Он изображает свою семью, ее климат, отношения между детьми и родителями и влияние семейной атмосферы на него самого. Апогеем развития «мысли семейной» в творчестве Толстого стал роман «Анна Каренина». В романе же «Война и мир» через призму «семейной мысли» рассматривается Отечественнаявойна 1812 г. В романе «Война и мир» описана жизнь нескольких дворянских семей: Ростовых, Болконских и Курагиных. Болконские и Ростовы - это семьи, которым симпатизирует Толстой. Из них выходят Марья и Андрей Болконские, Наташа - любимые герои писателя. Члены этих семей были подвергаемы писателем трем основным испытаниям: светской жизни, любви, войне. Семьи показаны не в отрыве от окружающего мира, но в тесном соприкосновении с ним и контактами между собой. Именно таким образом Толстой раскрывает «мысль семейную». В семье Ростовых было принято не боятся выражать свои чувства: плакать, влюбляться. Это была одна из самых гостеприимных семей в Москве. Кроме своих детей, они воспитывали Бориса и Соню. В доме царила обстановка всеобщей любви и доверия. Любовь связывает всех членов семьи. Она проявляется в чуткости, внимании, сердечной близости. У Ростовых все искренне, идет от души. В этой семье царят радушие, гостеприимство, хлебосольство, хранятся традиции и обычаи русской жизни. Только из подобной семьи могут выйти такие дети, как Николай и Наташа. Это люди с сильным интуитивным началом, но не несущие никаких духовных ценностей. Именно потому их тянет к семье Болконских, несущих в себе нравственные и духовные ценности. В семье Болконских царит спартанская обстановка. Тут не принято плакать, тут не любят гостей, все здесь подчинено разуму. Это старинный аристократический род. Кроме кровных уз, членов этой семьи связывает еще и духовная близость. Николай Андреевич, любя свою дочь, заставляет ее учить естественные науки, считая, что она совершенно дурна. Однако в княжне побеждают духовные основы. Счастье, данное ей в конце романа, - награда за страдания. Князь Андрей - это образ настоящего мужчины: волевой, сильный, практичный, образованный, в меру чувствительный. Две эти семьи образуют как бы две половины, и вполне естественно, что их притягивает друг к другу, и они образуют гармоничные пары. Духовное и практическое воссоединяется в паре Николай - княжна Марья. То же самое должно было произойти между князем Андреем и Наташей, но смерть Болконского мешает этому. Ростовым и Болконским противопоставляет Толстой семью Курагиных. Курагины - это символ деградировавшей семьи, семьи, в которой материальный интерес ставится выше духовного. Члены этой семьи предстают перед нами во всей своей ничтожности, пошлости, бездушии, корыстолюбии. Курагины живут искусственной жизнью, они эгоистически заняты повседневными интересами. Семья лишена духовности. Для Элен и Анатоля главное в жизни - удовлетворение своих низменных желаний. Они полностью оторваны от народной жизни, живут в блестящем, но холодном свете, где все чувства извращены. Князь Василий увлечен светскими делами настолько, что утерял всякую человеческую сущность. По Толстому, эта семья не имеет права на существование, почти все ее члены погибают. С Курагиными можно сравнить семью Веры и Берга. Вся их жизнь состоит в подражании другим. Их девиз - «как у других». Этой семье будут даны дети, но они наверняка будут нравственными уродами. Идеалом гармоничной семьи становится пара Наташа Ростова - Пьер Безухов. Все духовные искания Пьера, вся неутомимая энергия Наташи пошли на создание крепкой и надежной семьи. Можно с уверенностью сказать, что их дети вырастут здоровыми физически и нравственно. Показав в романе наиболее полно три семьи, Толстой дает понять читателю, что будущее за такими семьями, как семьи Ростовых и Болконских, воплощающих в себе искренность чувств и высокую духовность.

Теснейшим образом с темой народа в романе связана тема семьи и дворянства . Автор делит дворян на «имущих» (к ним относятся Андрей Болконский, Пьер Безухов), поместных патриотов (старик Болконский, Ростовы), светскую знать (салон Анны Павловны Шерер, Элен).

По мнению Толстого, семья - это почва для формирования человеческой души. И в то же время каждая семья - это целый мир, особый, ни на что не похожий, исполненный сложных взаимоотношений. В романе «Война и мир» тема семьи по замыслу автора служит важнейшим средством организации текста. Атмосфера родового гнезда определяет характеры, судьбы и взгляды героев произведения. В системе всех основных образов романа автор выделяет несколько семей, на примере которых выражает свое отношение к идеалу домашнего очага, - это Ростовы, Болконские, Курагины.

Ростовы и Болконские - это не просто семьи, это жизненные уклады, основанные на национальных традициях. Наиболее полно эти традиции проявились в жизни представителей Ростовых - благородно-наивной семьи, живущей чувствами, сочетающей в себе серьезное отношение к семейной чести (Николай Ростов не отказывается от долгов отца), теплоту и сердечность семейных отношений, гостеприимство и хлебосольство, отличающее русских людей. Рассказывая о Пете, Наташе, Николае и о старших Ростовых, Толстой стремился художественно воссоздать историю средней дворянской семьи начала XIX века.

В ходе повествования Толстой знакомит читателя со всеми представителями семейства Ростовых, рассказывая о них с глубокой заинтересованностью и симпатией. Дом Ростовых в Москве считался одним из самых гостеприимных, а потому одним из самых любимых. Здесь царил добрый, беспечный и всепрощающий дух благожелательной любви. Это вызывало у некоторых добродушную насмешку, но никому не мешало пользоваться радушной щедростью графа Ростова: доброта и любовь всегда притягательны.

Наиболее ярким представителем семьи Ростовых является Наташа - обаятельная, естественная, жизнерадостная и наивная. Все эти черты дороги Толстому, и за них он любит свою героиню. Начиная с первого знакомства, писатель подчеркивает, что Наташа не похожа на других героев романа. Мы видим ее дерзким ребенком, когда на именинах она бесстрашно, несмотря на присутствие графини Ахросимовой (которую боялся весь свет), спрашивает, какое пирожное будет подано на сладкое; затем повзрослевшую, но все такую же живую, непосредственную и обаятельную, когда ей предстоит принять первое важное решение - отказать Денисову, сделавшему ей предложение. Она говорит: «Василий Дмитрич, мне вас так жалко!.. Нет, но вы такой славный... но не надо... это... а так я вас всегда буду любить...» В словах Наташи нет прямой логики, но при этом они трогательно чисты и правдивы. Позднее мы видим Наташу с Николаем и Петей в Михайловске, в гостях у дядюшки, когда она исполняет русскую пляску, вызвав восхищение у окружающих; Наташу влюбленную в князя Андрея, а потом увлекшуюся Анатолем Курагиным. По мере взросления развиваются и свойства характера Наташи: жизнелюбие, оптимизм, влюбчивость. Толстой показывает ее и в радости, и в горе, и в отчаянии, и показывает так, что читатель не может сомневаться: все ее чувства искренни и неподдельны.

По ходу повествования мы много важного узнаем и графе Ростове: о денежных заботах Ильи Николаевича; о его гостеприимстве и добродушии; о том, как неподражаемо и задорно танцует он Данилу Купора; о том, сколько стараний он прилагает для устройства приема в честь Багратиона; о том, как в порыве патриотического восторга, вернувшись из дворца, где он слышал и видел императора, отпускает своего младшего несовершеннолетнего сына на войну. Графиню Ростову Толстой почти всегда показывает глазами Наташи. Главная ее черта - любовь к детям. Для Наташи она - первый друг и советчик. Графиня понимает своих детей с полуслова, всегда готова предостеречь их от ошибки и дать нужный совет.

С особо трогательной симпатией относится Толстой к Пете - младшему сыну Ростовых. Это прекрасный, добрый, всех любящий и всеми любимый мальчик, так похожий на Наташу, верный товарищ ее игр, ее паж, беспрекословно выполняющий все желания и прихоти сестры. Он, как и Наташа, любит жизнь во всех ее проявлениях. Он умеет пожалеть пленного французского барабанщика, зовет его ужинать и угощает жареным мясом, так же как звал всех к себе в дом, чтобы накормить и обласкать, его отец, граф Ростов. Гибель Пети - яркое свидетельство бессмысленности и беспощадности войны.

У Ростовых любовь - основа жизни семьи. Здесь не боятся высказать свои чувства ни друг перед другом, ни перед друзьями и знакомыми. Любовь, доброта и сердечность Ростовых распространяются не только на ее членов, но и на людей, волей судьбы ставших их близкими. Так, Андрей Болконский, оказавшись в Отрадном, пораженный жизнерадостностью Наташи, решается изменить свою жизнь. В семье Ростовых никогда не осуждают и не упрекают друг друга даже тогда, когда поступок, совершаемый кем-либо из ее членов, заслуживает осуждения, будь то Николай, проигравший Долохову огромную сумму денег и поставивший семью под угрозу разорения, или Наташа, пытавшаяся бежать с Анатолем Курагиным. Здесь всегда готовы оказать помощь друг другу и в любую минуту встать на защиту родного человека.

Подобная чистота отношений, высокая мораль роднят Ростовых с Болконскими. Но Болконские, в противоположность Ростовым, придают большое значение своей родовитости и богатству. У них не принимают всех без разбора. Здесь царит особый порядок, понятный только членам семьи, здесь все подчинено чести, разуму и долгу. Во всех представителях этого семейства ярко выражено чувство фамильного превосходства и собственного достоинства. Но вместе с тем, в отношениях Болконских присутствует естественная и искренняя любовь, скрытая под маской высокомерия. Гордые Болконские по складу характера заметно отличаются от уютно-домашних Ростовых, и именно поэтому единение этих двух родов, в представлении автора, возможно лишь между нехарактерными представителями этих семей (Николай Ростов и княжна Марья).

Семье Болконских в романе противопоставлена семья Курагиных. И Болконские, и Курагины занимают видное место в светской жизни Москвы и Петербурга. Но если описывая членов семьи Болконских автор обращает внимание на вопросы гордости и чести, то Курагиных изображает в качестве активных участников интриг и закулисных игр (история с портфелем графа Безухова), завсегдатаев балов и светских раутов. Жизненный уклад семьи Болконских основан на любви и сплоченности. Всех представителей семейства Курагиных объединяет аморальность (тайные связи между Анатолем и Элен), беспринципность (попытка устроить побег Наташи), расчетливость (женитьба Пьера и Элен), лжепатриотизм.

Не случайно представители семьи Курагиных относятся к высшему свету. С первых страниц романа читатель переносится в петербургские гостиные большого света и знакомится со «сливками» этого общества: вельможами, сановниками, дипломатами, фрейлинами. По ходу повествования Толстой срывает с этих людей покровы внешнего блеска и утонченных манер, и читателю открывается их духовное убожество, нравственная низость. В их поведении, взаимоотношениях нет ни простоты, ни добра, ни правды. Все неестественно, лицемерно в салоне Анны Павловны Шерер. Все живое, будь то мысль и чувство, искренний порыв или злободневная острота, гаснет в бездушной обстановке. Вот почему естественность и открытость в поведении Пьера так напугали Шерер. Здесь привыкли к «приличьем стянутым маскам», к маскараду. Князь Василий говорит лениво, как актер слова старой пьесы, сама хозяйка держится с искусственным энтузиазмом.

Толстой сравнивает вечерний прием у Шерер с прядильной мастерской, в которой «веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели». Но в этих мастерских решаются важные дела, плетутся государственные интриги, решаются личные проблемы, намечаются корыстные планы: подыскиваются места для неустроенных сынков, вроде Ипполита Курагина, обсуждаются выгодные партии для женитьбы или замужества. В этом свете «кипит вечная бесчеловечная вражда, борьба за блага бренные». Достаточно вспомнить искаженные лица «скорбной» Друбецкой и «благостного» князя Василия, когда они вдвоем вцепились в портфель с завещанием у постели умирающего графа Безухова.

Князь Василий Курагин - глава семейства Курагиных - яркий тип предприимчивого карьериста, стяжателя и эгоиста. Предприимчивость и стяжательство стали как бы «непроизвольными» чертами его характера. Как подчеркивает Толстой, князь Василий умел пользоваться людьми и скрывать это умение, прикрывая его тонким соблюдением правил светского обхождения. Благодаря этому умению князь Василий многого добивается в жизни, потому что в обществе, в котором он живет, искание разного рода выгод является главным в отношениях между людьми. Ради своих корыстных целей князь Василий разворачивает весьма бурную деятельность. Достаточно вспомнить кампанию, развернутую с целью женитьбы Пьера на его дочери Элен. Так и не дождавшись объяснения Пьера с Элен, сватовства, князь Василий врывается в комнату с иконой в руках и благословляет молодых - мышеловка захлопнулась. Началась осада Марии Болконской, богатой невесты для Анатоля, и только случай помешал успешно завершить эту «операцию». О какой любви и семейном благополучии может идти речь, когда браки совершаются по откровенному расчету? С иронией рассказывает Толстой о князе Василии, когда тот одурачивает и обворовывает Пьера, присвоив доходы с его имений и оставив у себя несколько тысяч оброка с рязанского имения, скрывая свои поступки под маской добра и заботы о юноше, которого он не может бросить на произвол судьбы.

Элен - единственная из всех детей князя Василия, кто не тяготит его, а доставляет своими успехами радость. Это объясняется тем, что она была настоящей дочерью своего отца и рано поняла, по каким правилам нужно играть в свете, чтобы добиться успеха и занять прочное положение. Красота - единственное достоинство Элен. Она это прекрасно понимает и использует его как средство для достижения личной выгоды. Когда Элен проходит по залу, то ослепительная белизна ее плеч привлекает взгляды всех присутствующих мужчин. Выйдя замуж за Пьера, она стала блистать еще ярче, не пропускала ни одного бала и всегда была желанной гостьей. Открыто изменив мужу, она цинично заявляет, что не желает иметь от него детей. Пьер справедливо определил ее сущность: «Там где вы, там и разврат».

Сыновьями князь Василий открыто тяготится. Младший сын князя Василия - Анатоль Курагин - вызывает отвращение уже в первый момент знакомства. Составляя характеристику на этого героя, Толстой заметил: «Он, как красивая кукла, ничего нет в глазах». Анатоль уверен, что мир создан для его удовольствий. По словам автора, «он был инстинктивно убежден в том, что ему нельзя было жить иначе, чем он жил», что он «должен жить в тридцать тысяч дохода и занимать всегда высшее положение в обществе». Толстой неоднократно подчеркивает, что Анатоль красив. Но его внешняя красота контрастирует с его пустым внутренним обликом. Безнравственность Анатоля особенно ярко проявляется во время его ухаживания за Наташей Ростовой, когда она была невестой Андрея Болконского. Анатоль Курагин стал для Наташи Ростовой символом свободы, и не могла понять она, со своей чистотой, наивностью и верой в людей, что это свобода от границ дозволенного, от моральных рамок допустимого. Второй сын князя Василия - Ипполит - охарактеризован автором как повеса и фат. Но в отличие от Анатоля, он еще и умственно ограниченный, что делает его поступки особенно нелепыми. Толстой уделяет Ипполиту в романе достаточно мало места, не удостаивая его своим вниманием. Красота и молодость Курагиных принимает отталкивающий характер, ибо эта красота неискренняя, не согретая душой.

Объяснение в любви Бориса Друбецкого и Жюли Карагиной Толстой изобразил с иронией и сарказмом. Жюли знает, что этот блестящий, но нищий красавец, не любит ее, но требует за свое богатство объяснения в любви по всем правилам. А Борис, произнося нужные слова, думает, что всегда можно устроить так, чтобы жену видеть редко. Для Курагиных и Друбецких все средства хороши, чтобы добиться успеха и славы и укрепить свое положение в обществе. Можно вступить в масонскую ложу, делая вид, что тебе близки идеи любви, равенства, братства, хотя на самом деле единственной целью этого является стремление завести выгодные знакомства. Пьер, искренний и доверчивый человек, вскоре увидел, что этих людей интересовали не вопросы истины, блага человечества, а мундиры и кресты, которых они добивались в жизни.