Героизм в рассказе василий теркин. Прославление воинского подвига в поэме А.Т

В жанровом отношении «Василий Теркин» - это свободное повес­твование-хроника («Книга про бойца, без начала, без конца...»), которое охватывает всю историю войны - от трагического отступления до По­беды. Главы поэмы высвечивают разные грани и аспекты событий вой­ны: «На привале», «Перед боем», «Переправа», «Гармонь», «В наступ­лении», «На Днепре» и др. Стержнем поэмы является образ главного ге­роя - рядового Василия Теркина. Реального прототипа у него нет. Это собирательный образ, соединяющий в себе основные типические черты духовного облика и характера «обыкновенного» русского солдата. Теркин - кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный. Впрочем, парень хоть куда, Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе...

Образ Теркина имеет фольклорные корни, это «богатырь, сажень в плечах», «весельчак», «человек бывалый». За иллюзией простова­тости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и органично присущее чувство сыновнего долга перед Родиной, способ­ность без фразы и позы совершить подвиг.

Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжкий ратный труд - бой, переход на новые позиции, ночлег в око­пе или прямо на земле, «заслонясь от смерти черной только собствен­ной спиной». А герой, совершающий этот подвиг, - обыкновенный, простой солдат:

Человек простой закваски,

Что в бою не чужд опаски...

То серьезный, то потешный..

Он идет - святой и грешный...

Большие сокращения сделаны Твардовским в главе «Поединок», в которой Теркин пошел в разведку за линию фронта не один, а в паре с физически очень сильным, но необстрелянным и неопытным бойцом Савчуком:

Ночь. Идут в разведку двое...

На обратном пути разведчики нос к носу столкнулись с разведчи­ком немецким, возвращавшимся из-за линии фронта с нашей стороны. Савчук, несмотря на свою медвежью силу, был сбит с ног упитанным немцем, и тогда в рукопашную с ним вступил Теркин, измотавший противника; очнувшийся Савчук догнал уползавшего фашиста, вдох­новляемый возможностью добыть от него трофейную зажигалку, и «язык» таким образом (цель проведенной разведки) был получен.

Вся эта довольно пространная часть главы была вычеркнута Твар­довским из первого отдельного издания, как уводившая от развития главной темы. Иван Савчук оказывался единственным, кроме Терки­на, персонажем поэмы, наделенным собственным именем и детальной характеристикой, что нарушало замысел автора представить Теркина максимально обобщенной фигурой советского солдата. Поэтому в окончательном тексте рукопашный бой с вражеским разведчиком ве­дет один Теркин, Савчука же совсем нет в поэме.

  • Можно ли считать Матрену Тимофеевну Корчагину счастливой? (по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») - -
  • Каково значение «Повести о капитане Копейкине» в поэме «Мертвые души»? - -
  • Можно ли согласиться с утверждением А. Белого о том, что «Чичиков - подлинный черт»? (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души») - -
  • Почему история бегства Мцыри из монастыря завершается трагически? (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)? - -
Василий Теркин! Когда произносишь это имя, в воображении сразу возникает образ бравого солдата, и губы сами расползаются в улыбке. Василий Теркин - это мистер Питкин или бравый солдат Швейк на на¬шей почве. Но Теркин был не только веселым, он был храбрым, мужественным, стойким.
Александр Твардовский писал свою «Книгу для бойца», понимая, как солдату нужна шутка на привале, поддержка в бою. Вот такой и стала его поэма «Василий Теркин». Образ Теркина появился как бы из веселых комиксов и постепенно обрел серьезность, вобрал в себя юмор, простоту, талантливость народа, который защищал свое отечество. Твардовский пишет правду о войне, и правду эту понимает простой русский солдат, который стоит в двух шагах от смерти:

И какой ты вдруг покорный
На груди лежишь земной,
Заслонясь от смерти черной
Только собственной спиной.

Василий Теркин, «парнишка двадцати неполных лет», он хочет остаться живым, вернуться домой, прийти в свою деревню на гулянку героем, а на войне как на войне: то ты шутишь, то «вот тебе сейчас и крышка, вот тебя уже и нет». Вот так просто говорит о смерти герой. Но пока он жив, он - «сильный малый». Простой солдат, он может все: и пилу развести, и часы отремонтировать, и яичницу поджарить. Он умеет играть на гармони, да так, что все пускаются в пляс, а танкисты, огорченные смертью своего командира, отходят душой и дарят ему командирскую гармонь. Теркин - тот человек, которому можно доверить память о друге.
Он забывает о себе, трудности ему нипочем. А об особенной награде он и не мечтает:

Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.

Теркин - настоящий солдат, замечательный товарищ. Этот образ был близким каждому солдату, казалось, такой встречался когда-то всем. Весельчак, подобный Теркину, был в каждой роте, взводе, батальоне. Без таких людей наш народ не выиграл бы войну. Потому что победила в годы Великой Отечественной войны не столько сила, сколько дух, удаль, стойкость людей, их патриотизм и любовь к родному отечеству.

Муниципальное основное общеобразовательная учереждение «Платовская ООШ»

Исследовательская работа по по литературе

Тема: «Образ Василия Теркина в произведении Твардовского»

Проверил: учитель

Платовка 2011

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

Поэма «Василий Теркин» - свидетельство истории. Сам писатель был военным корреспондентом, ему была близка военная жизнь. В произведении видна четкость происходящего, образность, точность, что заставляет нас по-настоящему поверить поэме.
Главный герой произведения – Василий Теркин – простой русский солдат. Само его имя говорит об обобщенности его образа. Он был близок солдатам, был одним из них. Многие даже, читая поэму, говорили, что настоящий Теркин есть у них в роте, что он сражается вместе с ними. Образ Теркина имеет также и народные, фольклорные корни. В одной из глав Твардовский сравнивает его с солдатом из известной сказки «Каша из топора». Автор представляет Теркина находчивым солдатом, умеющим найти выход из любой ситуации, проявить ум и смекалку. В других главах герой представляется нам могучим богатырем из старинных былин, сильным и бесстрашным.
Что же сказать о качествах Теркина? Все они, безусловно, достойны уважения. Про Василия Теркина легко можно сказать: «он в воде не тонет и в огне не горит», и это будет чистой правдой. Герой проявляет такие качества, как смелость, отвага, мужество, а доказательство тому – такие главы, как «Переправа» и «Смерть и воин». Он никогда не унывает, шутит (например, в главах «Теркин-Теркин», «В бане»). Он показывает свою любовь к жизни в «Смерти и воине». Он не дается в руки смерти, противостоит ей и выживает. И, конечно, в Теркине присутствуют такие качества, как великий патриотизм, гуманизм и чувство воинского долга.
Василий Теркин был очень близок солдатам Великой Отечественной войны, он напоминал им их самих. Теркин вдохновлял солдат на подвиги, помогал им в годы войны и может даже, в какой-то степени, война была выиграна благодаря ему.

– солдат (затем офицер) из смоленских крестьян: «…парень сам собой Он обыкновенный».
Теркин воплощает лучшие черты русского солдата и русского народа. Теркин воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен. Девиз Теркина.: «Не унывай», несмотря ни на какие трудности. Так, герой, чтобы восстановить связь с бойцами, находящимися на другом берегу реки, дважды переплывает ее в ледяной воде. Или, чтобы провести во время боя телефонную линию, Теркин в одиночку занимает немецкий блиндаж , в котором попадает под обстрел. Как-то раз Теркин вступает в рукопашный бой с немцем и, с огромным трудом, но все-таки берет врага в плен. Все эти подвиги герой воспринимает как обычные действия на войне. Он не кичится ими, не требует за них награды. И только в шутку говорит, что для представительности ему просто необходима медаль. Даже в суровых условиях войны Теркин сохраняет все человеческие качества. Герою присуще огромное чувство юмора, помогающее самому Т. и всем окружающим выжить. Так, он шутками ободряет бойцов, ведущих тяжелый бой. Теркину дарят гармонь убитого командира, и он играет на ней, скрашивая солдатские минуты отдыха По дороге на фронт герой помогает старым крестьянам по хозяйству, убеждая их в скорой победе. Встретив угнанную в плен крестьянку, Т. отдает ей все трофеи. У Теркина нет девушки, которая писала бы ему письма и ждала с войны. Но он не унывает, воюя за всех русских девушек. Со временем Теркин становится офицером. Он освобождает родные места и, глядя на них, плачет. Имя Теркина становится нарицательным. В главе «В бане» солдата с огромным количеством наград сравнивают с героем поэмы. Характеризуя своего героя, автор в главе «От автора» называет Теркина «святым и грешным русским чудо - человеком».

Теркин из винтовки неожиданно для себя сбивает немецкий штурмовик; завидующего ему сержанта Т. успокаивает: «Не горюй, у немца этот / Не последний самолет». В главе «Генерал» Т. вызывают к генералу, который награждает его орденом и недельным отпуском, однако выясняется, что использовать его герой не может, поскольку его родная деревня пока занята немцами. В главе «Бой в болоте» Т. шутками ободряет бойцов, ведущих тяжелый бой за место, называемое «населенный пункт Борки», от которого осталось «место черное одно». В главе «О любви» выясняется, что у героя нет девушки, которая бы проводила его на войну и писала ему письма на фронт; автор шутливо призывает: «Обратите нежный взгляд, / Девушки, к пехоте». В главе «Отдых Теркина» нормальные бытовые условия представляются герою «раем»; отвыкнув спать в постели, он не может заснуть, пока не получает совет - надеть на голову шапку, чтобы имитировать полевые условия. В главе «В наступлении» Т., когда убивают командира взвода , принимает командование на себя и первым врывается в село; однако герой вновь тяжело ранен. В главе «Смерть и воин» Т., лежа раненным в поле, беседует со Смертью, уговаривающей его не цепляться за жизнь; в конце концов его обнаруживают бойцы похоронной команды. Глава «Теркин пишет» представляет собой письмо Т. из госпиталя к однополчанам: он обещает непременно вернуться к ним. В главе «Теркин - Теркин» герой встречает однофамильца - Ивана Теркина; они спорят, кто из них «истинный» Теркин (это имя стало уже легендарным), но не могут определить, поскольку очень похожи друг на друга. Спор разрешает старшина, который объясняет, что «По уставу каждой роте / Будет придан Теркин свой». Далее, в главе «От автора», изображается процесс «мифологизации» персонажа; Т. назван «святым и грешным русским чудо-человеком». В главе «Дед и баба» вновь идет речь о старых крестьянах из главы «Два солдата»; проведя два года в оккупации, они ожидают наступления Красной Армии; в одном из разведчиков старик узнает Т., который стал офицером. В главе «На Днепре» говорится о том, что Т. вместе с наступающей армией все ближе к родным местам; войска форсируют Днепр, и, глядя на освобожденную землю, герой плачет. В главе «По дороге на Берлин» Т. встречает крестьянку, некогда угнанную в Германию, - она возвращается домой пешком; вместе с солдатами Т. дарит ей трофеи: коня с упряжкой, корову, овцу, домашнюю утварь и велосипед . В главе «В бане» солдата, на гимнастерке которого «Ордена, медали в ряд / Жарким пламенем горят», восхищенные бойцы сравнивают с Т.: имя героя уже стало нарицательным.

ВАСИЛИЙ ТЁРКИН - Это реалистический образ большой обобщающей силы, герой «обыкновенный», по словам Твардовского, родившийся в особой, неповторимой атмосфере военных лет; образ-тип советского солдата, органически вошедший в солдатскую среду, близкий своему собирательному прототипу биографией, образом мышления, поступками и языком. По словам, В. Т, «утратив богатырское телосложение», «обрел богатырскую душу». Это поразительно верно понятый русский национальный характер, взятый в его лучших чертах. За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и органично присущее чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг в любой момент. За быва-лостью и жизнелюбием - драматический поединок со смертью человека, оказавшегося в условиях войны. Развившийся по мере написания и одновременной публикации поэмы, образ В. Т. приобрел масштабность героя эпического произведения о судьбах советского воина и его Родины. Обобщенный тип советского воина отожествился с образом всего воюющего народа, конкретизировавшись в живом, психологически богатом характере В. Т, в котором каждый фронтовик узнавал себя и своего товарища. В. Т. стал нарицательным типом, войдя в один ряд с такими героями, как Тиль Уленшпигель Ш. де Костера и Кола Брюнъон Р. Роллана.

После окончания войны и публикации первой поэмы о В. Т. читатели просили Твардовского написать продолжение о жизни В. Т. в мирное время. Сам Твардовский считал В. Т. принадлежащим военному времени. Однако его образ понадобился автору при написании сатирической поэмы о сущности бюрократического мира тоталитарной системы, которая получила название «Теркин на том свете». Олицетворяющий жизнеспособность русского национального характера, В. Т. демонстрирует, что «самое страшное для государства мертвых - живой человек» (С. Лесневский).

После выхода в свет второй поэмы Твардовского обвинили в предательстве своего героя, который стал «покорным» и «вялым». во второй поэме продолжает свой спор со смертью, начатый в первой, но по законам жанра в сказках о путешествии в преисподнюю от героя требуется не активная борьба, которая невозможна среди мертвых, а способность пройти через испытания и выдержать их. Положительное начало в сатире имеет смех, а не герой. Твардовский следует традициям произведений Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Достоевского («Бобок»), Блока («Пляски смерти»).

С триумфальным успехом воплотил на сцене московского Театра сатиры (режиссер В. Плучек).

Читатель просил у Твардовского продолжения В. Т. «Наш Василий, - сообщает Твардовский, - прибыл на тот свет, а на этом - убыл». Поэма кончается намеком-обращением к читателю: «я тебе задачу задал». И В. Т, и Твардовский остались верны себе - бой «ради жизни на земле» продолжается.

Балагуру смотрят в рот,
Слово ловят жадно.
Хорошо, когда кто врет
Весело и складно.
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Не высок, не то чтоб мал,
Но герой - героем.

Я большой охотник жить
Лет до девяноста.

И, у заберегов корку
Ледяную обломав,
Он как он, Василий Теркин,
Встал живой, - добрался вплавь.
И с улыбкою неробкой
Говорит тогда боец:
- А еще нельзя ли стопку,
Потому как молодец?

Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.

Теркин, Теркин, добрый малый...

«Василий Теркин» - это торжество истории, подлинной и выверенной. Сам писатель был фронтовым писателем, поэтому он в точности описал события, происходящие во время Великой Отечественной войны. Действия этой «боевой» поэмы относятся к 1942 году. По одному только названию становится ясно, что Василий Теркин - это коллективный персонаж, что таких Тёркиных во время войны было тысячи, в каждой роте по одному. Без них бы мы не выиграли, без них скучно было бы нести оборону.

Василий Теркин - это­ персонаж, преисполненный героизма. Он является воплощением всех русских солдат, которые без страха охраняли границу своей необъятной Родины. Это одно из ключевых произведений Александра Твардовского, получившее сразу же народное признаниие. Несмотря на то, что герой поэмы вымышленный, он олицетворяет солдата Великой Отечественной, который прошел через всю войну и пронес с собой неиссякаемый энтузиазм. Но главные качества героя Твардовского это, конечно же, смелость и отвага.

Это человек, который никогда не унывает, даже в самый трудный момент может отпустить шутку, а самое главное не боится смерти, о чем свидетельствуют главы «Переправа», «Смерть и воин». Его путь преисполнен печальных дней и событий, но как правильно замечают критики, это поэма скорее оптимистична, так как чувствуется вера в конечную победу. Читая ее впервые, можно подумать, что центральным героем является один человек, один рядовой солдат. На самом деле, центральным составляющим является народный дух.

Обобщенный образ Теркина это не просто образ балагура и весельчака, а самого настоящего бойца, который не раз воевал, не раз оказывался в окружении, не раз бывал в одном шаге от смерти. Теркин бывал даже «частично истреблен», но всякий раз возрождался. Как говорится в поэме: «однако, жив вояка». Тяжела была война, велики были потери, но Василий знал, что самый большой недостаток это проявление уныния, безверия и отчаяния. Поэтому солдату пристало быть стойким и уверенным.

Именно такие качества нужны на поле боя. Автор и сам любуется своим героем, как бы невзначай расхваливая его в каждой главе. У него и руки золотые, и на гармони играть умеет, и товарищей поддержать в трудную минуту может. Одним словом Теркин просто незаменим. Сам себя он называет «большим любителем жить». Когда он вернулся в свою роту, там уже был «новый Теркин», только не Василий, а Иван. Они начали было спорить, но старшина сказал, что каждой роте «будет придан Теркин свой».

Основная цель автора, на мой взгляд, донести до читателя скромные подвиги своего героя, как на поле боя, так и в обычной жизни. В образе Теркина соединены национальные и общечеловеческие черты, присущие русскому народу. Его жизненный путь даже через много лет вызывает уважение и благодарность.

ПОДВИГ ЧЕЛОВЕКА НА ВОЙНЕ

(По поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин»)

Бой идет святой и правый, Смертный бой яе ради славы - Ради жизни на земле.

А. Т. Твардовский

Александр Трифонович Твардовский написал выдающееся про­изведение о войне - поэму «Василий Теркин». Книга очень полю­билась практически всем, кто ее прочитал, и это не случайно: ведь так о Великой Отечественной войне еще никто до Твардовского не писал.


Многие выдающиеся полководцы издавали свои книги, в кото­рых рассказывали о планах грандиозных сражений, о перемещени­ях армий, о тонкостях военного искусства. Военачальники знали и видели то, о чем писали, и они имели полное право освещать имен­но эту сторону войны,

Но была и другая жизнь, солдатская, о которой нужно знать не меньше, чем о стратегии и тактике. Очень важно понимать пробле­мы, переживания и радости рядовых. Наверное, трудно предста­вить человеку, не принимавшему участия в войне, жизнь простого солдата. Твардовский рассказывает нам о ней очень правдиво, без прикрас, ни о чем не умалчивая. Писатель сам был на фронте, уз­нал обо всем не понаслышке.

Понимал Твардовский, что победа над Германией складывалась из подвигов, совершенных обыкновенными людьми, простыми сол­датами, такими, как главный герой его поэмы - Василий Теркин.

Кем же был Василий Теркин? Простым бойцом, каких очень ча­сто можно встретить на войне. Не занимать ему было чувства юмо­ра, ведь

На войне одной минутки Не прожить без прибаутки, Шутки самой немудрой.

Сам Твардовский говорит о нем:

Теркин - кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой. Он обыкновенный.

Впрочем, парень хотькуда. Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе.

В главе «Теркин - Теркин» мы встречаем еще одного бойца с такой же фамилией и таким же именем, и он тоже герой.

Теркин говорит сам о себе во множественном числе, показывая тем самым, что он - это собирательный образ:

И не раз в пути привычном, У дорог, в пыли колонн, Был рассеян я частично, А частично истреблен...

Первый подвиг Теркина, о котором мы узнаем, - это побег из немецкого плена. В те времена его могли расстрелять за то, что он не покончил жизнь самоубийством. Именно к этому призывало ру­ководство страны всех пленных, находящихся в Германии. Но чем же виноват человек, попавший к врагам? Не по своей ведь воле он это сделал.

Думаю, что из-за такого отношения страны к попавшим в плен (кстати, очень многих взяли из-за просчетов руководителей, осо­бенно в первые месяцы войны) несчастные люди и переходили на


сторону фашистов. А Теркин не побоялся, бежал оттуда, чтобы сно­ва защищать Родину от врага.

Несмотря на это, он чувствовал себя виноватым:

Заходил в любую хату, Словно чем-то виноватый Перед ней. А что он мог!

Да, действительно, ничего он не мог поделать, так уж сложи­лись обстоятельства.

Мы видим, что часто на войне бойцы чувствуют себя виноваты­ми из-за того, что кто-то погиб. Когда во время переправы один из взводов остался на вражеском берегу, другие солдаты избегали го­ворить об этом:

И о нем молчат ребята В боевом родном кругу, Словно чем-то виноваты, Кто на левом берегу.

Бойцы уже и не надеялись увидеть товарищей живыми, мыс­ленно попрощались с ними, и вдруг дозорные увидели какую-то точку вдали. Конечно, они обсуждают увиденное, высказывают различные мнения, но даже не смеют думать о том, что кто-то мог доплыть живым с того берега.

Но в том-то и дело, что Теркин опять совершил героический по­ступок - добрался до своих по ледяной воде, которая «даже рыбам холодна». Этим он спас жизнь не только себе, но и целому взводу, за которым были посланы люди.

Поступил Теркин очень мужественно, далеко не каждый решит­ся на такое. Попросил солдат у полковника вторую стопку водки: «так два ж конца».

Теркин не может оставить друзей в неведении, поэтому плывет обратно на другой берег, чтобы обрадовать их благополучным исхо­дом своего путешествия. А опасность для него представляет не только холод, еще и «пушки бьют в кромешной мгле», потому что

Бой идет святой и правый, Смертный бой не ради славы - Ради жизни на земле.

Защита жизни на земле - главное дело солдата, и иногда при­ходится для этого жертвовать собственной жизнью, здоровьем. На войне без ранений не обходится, не избежал этого и Теркин.

Он попал в «погребушку» к немцам, чтобы проверить, не оттуда ли бьет пушка. Сидевший там немец выстрелил и попал Теркину в плечо. Страшные сутки провел Теркин, «оглушенный тяжким гу­лом», теряя кровь. По нему били свои же орудия, а погибнуть от своих - это еще ужаснее, чем от врагов.

Только через сутки нашли его, истекающего кровью, «с лицом землистым». Надо ли говорить о том, что Теркин вполне мог бы и не ходить туда, ведь никто не принуждал его идти к врагу в оди­ночку.

Интересно отношение Теркина к награде:


Нет, ребята, я не гордый, Не загадывая вдаль. Так скажу: зачем мне орден? Я согласен на медаль.

Везде и всегда есть люди, которые стремятся к высоким награ­дам, это основная цель их жизни. Безусловно, и на войне таких бы­ло достаточно. Многие из кожи вон лезли, только бы получить ор­ден. Причем обычно это люди, которые не особо любят рисковать своей жизнью, а больше сидят в штабе, выслуживаются перед на­чальством.

Как мы понимаем из слов самого героя, даже медаль ему нужна не для хвастовства, а как память о войне, и он ее заслужил:

Обеспечь, раз я достоин. И понять вы все должны: Дело самое простое - Человек пришел с войны.

По-моему, отказ от ордена - тоже своеобразный подвиг.

У Теркина был страшный поединок с немцем:

Так сошлись, сцепились близко, Что уже обоймы, диски, Автоматы - к черту, прочь! Только б нож и мог помочь.

Они дерутся один на один, «как на древнем поле боя». Твардов­ский прекрасно понимал, что такая борьба - это совсем другое, тут каждый полагается лишь на свои силы, это как бы возвраще­ние к истокам боевого искусства.

Исход любой битвы зависит не только от физической силы про­тивников, в конечном счете решают все чувства, эмоции. А в руко­пашной схватке эта зависимость итога борьбы от чувств проявляет­ся еще сильнее. В начале главы «Поединок» автор показывает фи­зическое превосходство немца, «дармовым добром кормленного». По Теркина разозлило то, что кто-то смеет заявляться в российские дома, требовать себе еды, наводить в стране «свой порядок». И еще больше подхлестнуло Теркина то, что немец замахнулся на него своей каской:

Ах, ты вон как! Драться каской? Ну не подлый ли народ!

И это действие немца решило все, исход борьбы был ясен. Тер­кин взял «языка» - добычу ночи». Он снова совершил подвиг, вы­играв ужасный поединок.

Пожалуй, самое жуткое место «Книги про бойца» - это глава «Смерть и воин». Она повествует о том, как смерть пришла к наше­му герою, который «неподобранный лежал». Смерть уговаривала его сдаться ей, но Теркин мужественно отказывался, хотя ему сто­ило это очень больших усилий. Смерть не хочет так просто упус­кать свою добычу и не отходит от раненого. Наконец, когда Теркин стал понемногу уступать, он задал Смерти вопрос:


Я не худший и не лучший, Что погибну на войне. Но в конце ее, послушай. Дашь ты на день отпуск мне?

Из этих слов солдата мы понимаем, что уже даже и не жизнь боль­ше всего дорога ему, он готов расстаться с ней, но победу русских ему видеть необходимо, он в ней даже в самом начале войны нисколько не сомневался. Участие в войне против фашизма, этом страшнейшем и величайшем событии XXвека, - главное дело его жизни.

Настоящие бойцы, такие, как Теркин, не боятся смерти, не бо­ятся риска. Они просто сражаются и совершают подвиги, не думая о награде, - подвиги человека на войне.