Методическая разработка спектакля на примере сказки «Двенадцать месяцев» по мотивам сказки С. Я

Драматическая сказка

Действующие лица

Старуха-мачеха.

Падчерица.

Королева, девочка лет четырнадцати.

Гофмейстерина, высокая, тощая старая дама.

Учитель Королевы, профессор арифметики и чистописания.

Начальник королевской стражи.

Офицер королевской стражи.

Королевский прокурор.

Посол Западной державы.

Посол Восточной державы.

Главный садовник.

Садовники.

Старый Солдат.

Молодой Солдат.

Старый Ворон.

Первая Белка.

Вторая Белка.

Двенадцать месяцев.

Первый Глашатай.

Второй Глашатай.

Придворные.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

КАРТИНА ПЕРВАЯ

Зимний лес. Укромная полянка. Никем не потревоженный снег лежит волнистыми сугробами, покрывает деревья пушистыми шапками. Очень тихо. Несколько мгновений на сцене пусто, даже как будто мертво. Потом солнечный луч пробегает по снегу и освещает белесо-серую Волчью голову, выглянувшую из чащи, Ворона на сосне, Белку, примостившуюся в развилине ветвей у дупла. Слышится шорох, хлопанье крыльев, хруст сухого дерева. Лес оживает.

Волк . У-у-у! Поглядишь, будто нет никого в лесу, будто пусто кругом. Да меня не надуешь! Я чую - и заяц тут, и белка в дупле, и ворон на суку, и куропатки в сугробе. У-у-у! Так бы всех и съел!

Ворон . Карр, карр! Вррешь - всех не съешь.

Волк . А ты не каркай. У меня с голодухи брюхо свело, Зубы сами щелкают.

Ворон . Карр, карр! Иди, бррат, своей доррогой, никого не трогай. Да смотри, как бы тебя не тронули. Я воррон зоркий, за тридцать верст с дерева вижу.

Волк . Ну, что ж ты видишь?

Ворон . Карр, карр! По дорроге солдат идет. Волчья смерть у него за плечами, волчья гибель на боку. Карр, карр! Куда ж ты, серрый?

Волк . Скучно слушать тебя, старого, побегу туда, где тебя нет! (Убегает.)

Ворон . Карр, карр! Убрался серый восвояси, струсил. Поглубже в лес - от смерти подальше. А солдат-то не за волком, а за елкой идет. Санки за собой тянет. Праздник нынче - Новый год. Недарром и мороз ударил новогодний, трескучий. Эх, расправить бы крылья, полетать, согреться - да стар я, стар… Карр, карр! (Прячется среди ветвей.)

На поляну выскакивает 3аяц. На ветвях рядом с прежней Белкой появляется еще одна.

Заяц (хлопая лапкой о лапку). Холодно, холодно, холодно. От мороза дух захватывает, лапы на бегу к снегу примерзают. Белки, а белки, давайте играть в горелки. Солнце окликать, весну зазывать!

Первая Белка . Давай, заяц. Кому первому гореть?

Косой, косой,

Не ходи босой,

А ходи обутый,

Лапочки закутай.

Если будешь ты обут,

Волки зайца не найдут,

Не найдет тебя медведь.

Выходи - тебе гореть!

Заяц становится впереди. За ним - две Белки.

Заяц .

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо - Птички летят,

Колокольчики звенят!

Первая Белка . Лови, заяц!

Вторая Белка . Не догонишь!

Белки, обежав Зайца справа и слева, мчатся по снегу. Заяц - за ними. В это время на полянку выходит Падчерица. На ней большой рваный платок, старая кофта, стоптанные башмаки, грубые рукавицы. Она тянет за собой санки, за поясом у нее топорик. Девушка останавливается между деревьями и пристально смотрит на Зайца и Белок. Те так заняты игрой, что не замечают ее. Белки с разгона взбираются на дерево.

Заяц . Вы куда, куда? Так нельзя, это нечестно! Я с вами больше не играю.

Первая Белка . А ты, заяц, прыгни, прыгни!

Вторая Белка . Подскочи, подскочи!

Первая Белка . Хвостом махни - и на ветку!

Заяц (пытаясь прыгнуть, жалобно). Да у меня хвост короткий…

Белки смеются. Девушка тоже. Заяц и Белки быстро оглядываются на нее и прячутся.

Падчерица (вытирая слезы рукавицей). Ох, не могу! До чего смешно! На морозе жарко стало. Хвост, говорит, у меня короткий. Так и говорит. Не слыхала бы своими ушами - не поверила бы! (Смеется.)

На поляну выходит Солдат. За поясом у него большой топор. Он тоже тянет за собой санки. Солдат - усатый, бывалый, немолодой.

Солдат . Здравия желаю, красавица! Ты чему же это радуешься - клад нашла или хорошую новость услыхала?

Падчерица машет рукой и смеется еще звонче.

Да ты скажи, с чего тебя смех разбирает. Может, и я посмеюсь с тобой вместе.

Падчерица . Да вы не поверите!

Солдат . Отчего же? Мы, солдаты, на своем веку всего наслышались, всего нагляделись. Верить - верим, а в обман не даемся.

Падчерица . Тут заяц с белками в горелки играл, на этом самом месте!

Солдат . Ну?

Падчерица . Чистая правда! Вот как наши ребятишки на улице играют. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло…» Он за ними, они от него, по снегу да на дерево. И еще дразнят: «Подскочи, подскочи, подпрыгни, подпрыгни!»

Солдат . Так по-нашему и говорят?

Падчерица . По-нашему.

Солдат . Скажите на милость!

Падчерица . Вот вы мне и не верите!

Солдат . Как не верить! Нынче день-то какой? Старому году конец, новому - начало. А я еще от деда своего слыхал, будто его дед ему рассказывал, что в этот день всякое на свете бывает - умей только подстеречь да подглядеть. Это ли диво, что белки с зайцами в горелки играют! Под Новый год и не такое случается.

Падчерица . А что же?

Солдат . Да так ли, нет ли, а говорил мой дед, что в самый канун Нового года довелось его деду со всеми двенадцатью месяцами встретиться.

Падчерица . Да ну?

Солдат . Чистая правда. Круглый год старик разом увидал: и зиму, и лето, и весну, и осень. На всю жизнь запомнил, сыну рассказал и внукам рассказать велел. Так до меня оно и дошло.

Падчерица . Как же это можно, чтобы зима с летом и весна с осенью сошлись! Вместе им быть никак нельзя.

Солдат . Ну, что знаю, про то и говорю, а чего не знаю, того не скажу. А ты зачем сюда в такую стужу забрела? Я человек подневольный, меня начальство сюда отрядило, а тебя кто?

Падчерица . И я не своей волей пришла.

Солдат . В услужении ты, что ли?

Падчерица . Нет, дома живу.

Солдат . Да как же тебя мать отпустила?

Падчерица . Мать бы не отпустила, а вот мачеха послала - хворосту набрать, дров нарубить.

Солдат . Вон как! Значит, ты сирота? То-то и амуниция у тебя второго сроку. Верно, насквозь тебя продувает. Ну, давай я тебе помогу, а потом и за свое дело примусь.

Сказка Маршака многократно переиздавалась в советское время — и пере-изда-ется сей-час. Она входит в стандартную программу по литературе для сред-них школ. В 1947 году ее впервые поставили в театре — во МХАТе, и за этой поста-новкой последовали сотни других. В 1956-м «Двенадцать месяцев» адап-тиро-вали для мультфильма, в 1972-м — экранизировали. В 1980-м на основе пьесы в Японии сняли мультфильм.

Реабилитация Нового года

Обложка пьесы-сказки Самуила Маршака «Двенадцать месяцев». 1946 год Российская государственная детская библиотека

«Двенадцать месяцев» — новогодняя сказка: ее действие происходит 31 декабря и 1 января. Этот хронологический рубеж особенно важен, если вспомнить, что в оригинальной богемской сказке, которую перекладывал для театра Маршак, мачеха и сестра посылают па-дче-рицу в лес за фиалками в середине января, а не под Новый год. Образ Нового года как времени чудес и удивительных происшествий неоднократ-но подчеркивается и обыгрывается в пьесе. Для чего это понадобилось Маршаку?

Возобновление празднования Нового года как аналога и светского замещения Рождества в Советском Союзе произошло после долгого перерыва только в 1935 году. Многие родители и дети, не говоря уже о работниках детских учре-ждений, плохо представляли себе, как следует отмечать Новый год: как наря-жать елку, организовать ритуал дарения подарков, какое представление поста-вить, какие стихи читать. Начиная с 1936 года в помощь родителям, учителям и массовикам-затейникам издавались специальные сборники со сценариями детских праздников, стихами о елке и Новом годе. Немало написал в предвоен-ные годы для таких сборников и Самуил Маршак. Его пьеса «Двенадцать меся-цев» стала, наверное, самым популярным советским сценарием для Нового го-да, поддержав начатую в 1935 году традицию создания семейного светского праздника.

Военная сказка

«Двенадцать месяцев» написаны зимой 1942-го — ранней весной 1943 года, в раз---гар битвы за Сталинград. В позднейших воспоминаниях Маршак писал о том, что, создавая свою пьесу, пытался максимально отдалить ее от тревож-ных военных событий: «Мне казалось, что в суровые времена дети, да, пожа-луй, и взрослые, нуждаются в веселом праздничном представлении, в поэти-ческой сказке». Однако он не скрывал, что писал свое драматургическое сочи-нение в перерывах между работой для газет, писанием листовок и плакатов и выступлениями на фронте.

На первый взгляд, в пьесе действительно нет ни войны, ни боев, ни враждую-щих стран и наций. Однако в ней есть рассказ о тяжелом труде, который выпа-дает на долю главной героини, и о лишениях, которые она претерпевает в доме мачехи. Первые читатели и зрители сказки не могли не обратить внимания на эти подробности — ведь их и без того не самые благополучные жизни пере-вернула война.

«Юный Фриц», режиссеры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг. 1943 год

Впрочем, в пьесе можно увидеть и более глубокие связи с советской культур-ной историей военного времени. Маршак начинал в 1920-е годы как автор пьес для детского театра, однако потом надолго оставил это занятие. В «Двенадцати месяцах» он вернулся к драматургической форме и сразу стал писать текст для театральной постановки. Этому предшествовал еще один опыт — не театраль-ного, но кинематографического рода: Маршак написал стихотворный сценарий к фильму Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Юный Фриц» — о немец-ком мальчике, которого воспитали в «истинно арийском духе», потом взяли на службу в гестапо, потом отправили в завоевательные походы по странам Европы и, наконец, на Восточный фронт, где он и закончил свою военную карье-ру, попав в плен. Фильм был снят, но так и не вышел на экраны. Маршак считал, что причиной тому стала слишком юмористическая и легкомысленная манера постановки. Спустя несколько месяцев после запрета фильма Маршак взялся за пьесу.


Киностудия «Союзмультфильм»

В «Двенадцати месяцах» есть отчетливые структурные переклички с «Юным Фрицем---», которые заставляют нас иначе посмотреть на некоторые сцены пьесы. В обоих произведениях едко высмеивается рабское послушание, в кото-ром в фа--шистской Германии и сказочном королевстве живут подданные. Но осо-бенно яркое сходство проявляется в финалах обоих произведений. Фриц и его военный товарищ, кутаясь в женские шубы и муфты, едва не замерзают до смер--ти зимой 1942 года в подмосковном лесу — зимний лес становится мес-том их «проверки на прочность». Точно такое же испытание проходят и отри-цательные персонажи «Двенадцати месяцев» — королева, мачеха и доч-ка. Симметричны и наказания, которые победители раздают побежденным: ма--чеху и дочку месяцы-волшебники превращают в собак, а Фрица помещают в клетку в зоопарке и демонстрируют детям на экскурсии. Эти трансформации тел и душ должны были сообщить зрителям очевидную мораль: корыстные и глупые люди, начав служить силам зла, заслуживают исключения из мира людей.

Антитоталитарная сказка


Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». 1956 год Киностудия «Союзмультфильм»

Определение «антитоталитарная сказка» чаще всего используется примени-тельно к драматическим сказкам Евгения Шварца «Тень», «Дракон» и «Обык---но--венное чудо», а также к сказочной пьесе Тамары Габбе «Город мастеров». В этом жанре под видом сказочных королевств и их обитателей изображаются худшие черты тоталитарных государств XX века и то разруши-тельное влияние, которое они оказали на человеческую психологию. Неудиви-тельно, что своего расцвета в советской литературе антитоталитарная сказка достигла в годы войны, когда под видом сатиры на нацистскую Германию мож-но было писать и даже публиковать сатиру, которая была нацелена и на совет-ские порядки. Из военных лет особенно щедрыми на произведения такого жанра стали 1942-1943 годы, когда появились «Двенадцать месяцев», «Город мастеров» и «Дракон».

О причинах такой урожайности писал и Василий Гроссман в романе «Жизнь и судьба», и Мариэтта Чудакова в своих статьях по истории советской литера-туры: советское государство, а за ним и советская цензура, почувствовав смер-тель-ную опасность, несколько ослабили прессинг, и в печати стали появляться ранее недозволенные вещи. Однако уже к лету 1943 года маятник качнулся в противоположную сторону — военная оттепель оказалась очень недолгой.


Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». 1956 год Киностудия «Союзмультфильм»

Мотивы бездумного распоряжения чужими жизнями, безосновательных угроз лишить жизни из-за малейшей прихоти самовлюбленного правителя видны в «Двенадцати месяцах». Все помнят сцену урока, на котором королева пове-левает казнить одного из своих подданных только потому, что слово «казнить» более короткое, чем «помиловать», а задуматься над собственным решением, как просит ее профессор, категорически не хочет. В другом эпизоде королева угрожает казнью главному садовнику: тот не смог найти в январе подснежни-ков. Механизм репрессивного страха запускается, и садовник в панике объявля-ет виновным главного лесничего.


Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». 1956 год Киностудия «Союзмультфильм»

В январе королева решается на лесную прогулку за ягодами, орехами и слива-ми. Никто не смеет ей перечить, и прогулка заканчивается настоящей ката-стро-фой: пережив за несколько минут смену всех времен года, королева и при--дворные остаются в лесу без средств передвижения и без зимней одежды в один из самых холодных зимних дней. Конечно, эту цепочку событий можно воспринимать только в сказочном контексте, ведь сказка не была пря-мой сати-рой на советскую действительность. Однако к концу 1942 года у мно-гих выро-сло ощущение неуверенности и неудовлетворенности решениями, кото-рые руководители страны, в том числе Сталин, принимали и на фронте, и в ты-лу. Об этом, конечно, должен был неоднократно думать и автор «Двенадцати месяцев».

Апокалипсис 1942 года


Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». 1956 год Киностудия «Союзмультфильм»

Юная королева у Маршака — правительница, своими безответственными реше-ниями радикально меняющая весь ход мировых событий. В сказке она устраи-вает просто-таки конец света, от которого все спасаются только чудом:

К о р о л е в а (гневно) . Никаких месяцев в моем королевстве больше нет и не будет! Это мой профессор их выдумал!
К о р о л е в с к и й п р о к у р о р. Слушаю, ваше величество! Не будет!
Становится темно. Поднимается невообразимый ураган. Ветер валит деревья, уносит брошенные шубы и шали.
К а н ц л е р. Что же это такое? Земля качается…
Н а ч а л ь н и к к о р о л е в с к о й с т р а ж и. Небо падает на землю!
С т а р у х а. Батюшки!
Д о ч к а. Матушка!
<…>
Тьма еще больше сгущается.

Среди произведений советской литературы, написанных незадолго до «Две-надцати месяцев», есть одно, в котором порядок действий именно таков: пра-витель принимает одно-единственное безответственное решение — и меня-ет всю мировую историю, причем роковой и необратимый характер его реше-ния, как и вселенский масштаб происходящих событий, подчеркивается наступаю-щей тьмой и ураганом. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Мар-шак должен был прочитать в 1941-1942 годах Судя по сохранившимся документам, вплоть до 1942 года в руководстве Союза писателей обсуждалась возможность издания много-томного собрания сочинений Булгакова. . После распятия Иешуа «тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокура-тором го-род». В этот момент Пилат — желающий, видимо, встретить стихию (или волю высшей силы?) лицом к лицу — остается в колоннаде дворца и прояв-ля-ет само-дурство, ничем не уступающее злым капризам королевы:

«Слуга, перед грозою накрывавший для прокуратора стол, почему-то растерялся под его взглядом, взволновался от того, что чем-то не уго-дил, и прокуратор, рассердившись на него, разбил кувшин о мозаичный пол, проговорив:
— Почему в лицо не смотришь, когда подаешь? Разве ты что-нибудь украл?
Черное лицо африканца посерело, в глазах его появился смертельный ужас, он задрожал и едва не разбил и второй кувшин, но гнев прокура-тора почему-то улетел так же быстро, как и прилетел» Другой очевидный источник сцены апока-лип-сиса в «Двенадцати месяцах» — «Мисте-рия-буфф» Маяковского, где есть и слово «тьма»: «Нечистые двинулись ввысь. Ломае-мые, па-дают тучи. Тьма». .

Маршак регулярно общался с Булгаковым в последние месяцы его жизни, а по-сле смерти писателя 10 марта 1940 года вошел в комиссию по его литератур-ному наследству. Члены комиссии иногда собирались у Маршака дома. Он не то-----ль-ко имел доступ к неопублик--ованному роману, но и, как член комис-сии по литературному наследству, был обязан его прочитать.


Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». 1956 год Киностудия «Союзмультфильм»

Вероятно, после того, как «Юного Фрица» обвинили в излишнем легкомыслии, Маршак в самом деле решил написать нечто более серьезное и моралистичес-кое. Он создал сказку, в которой могущественные потусторонние силы — оли-цетворенные духи времени — после мирового катаклизма восстанавливают спра-ведливость, спасая слабых и униженных и наказывая надменных и само-уве-ренных.

Елена Маслова отзывы: 84 оценок: 83 рейтинг: 21

Травка зеленеет, Солнышко блестит; Ласточка с весною В сени к нам летит.
Думаю каждый из вас знает,из какой сказки эти строки.Конечно же,из сказки"Двенадцать месяцев"..Именно этот спектакль мы посмотрели с Мишкой в Московском театре А. Джигарханяна.
Сказка началась уже в фойе театра.Нас встретила красиво украшенная ёлка,и сразу появилось Новогоднее настроение.Прозвенел третий звонок,и мы пошли в зал,ждать начала спектакля.Как только занавес открылся,я поняла,вот оно,настоящее чудо!
Все как и положено.Зимний лес,падчерица,которая пришла в лес за хворостом и солдат,который ищет ёлку для дворца.Как же я люблю,когда в спектакле все так,как мы знаем с раннего детства
И принцесса,которая не хочет писать "Травка зеленеет, Солнышко блестит; Ласточка с весною В сени к нам летит.".И 12 месяцев,которые собираются в лесу возле костра.И мачеха с сестрицей,которые превращаются в собак.
Но ведь мы живем в современное время,и театр внес маленькие коррективы,но они так вписались в действие,что все думали,что так оно и должно быть.
Мне очень понравилось то,как мачеха и падчерица вошли во дворец с корзиной подснежников.Они продефилировали по красной дорожке,словно модели))
А зажигательные танцы в стиле диско?
Потрясающая постановка.Мне и Мишке понравилось все.И снег,который идет на сцене,и костюмы всех героев,и красивые 3д декорации.
"Двенадцать месяцев", этот тот спектакль,который я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Katya Khripunova отзывы: 57 оценок: 57 рейтинг: 15

Недавно побывали с дочкой впервые в Театре Джигарханяна. Смотрели зимнюю сказку "Двенадцать месяцев".
Гаснет свет - и начинается волшебство - давно знакомая сказка из книги и мультика оживает на сцене, бедная падчерица собирает в лесу хворост, а своенравная королевна пишет "Казнить" вместо "Помиловать", потому что в этом слове всего 2 слога, а не 4! Как водится:), ей вдруг приходит в голову захотеть подснежников, награда - корзина золота. Правда, вряд ли кто-то отважится их принести в середине зимы.
Но мачеха с дочкой не теряют надежды стать владелицами корзины:) и отправляют падчерицу в холодный лес. Дальше вы все знаете...
Не буду мучать вас подробностями известного произведения:) Расскажу о костюмах месяцев, они очень классные, яркие, характерные. У всех месяцев отличительные особенности - какие-то детали, характерные времени года - цветы, ягоды, и соответствующие цвета костюмов - от ярко-зеленого к темно-коричневому через бежевый и золотой, и конечно бело-серебристые, сияющие зимние месяцы, у одного из которых на плече сидит снегирь!
Вообще, костюмы просто потрясающие, извините, не могу перестать о них говорить:) В свите королевы даже без ее обращений к героям можно было понять кто есть кто! Вот просто браво художнику по костюмам!
Интересная идея с тем, как представлен на сцене глубокий снег - актеры шагают по чему-то вроде поролона и в него, естественно, проваливаются:)
Но конечно все заканчивается хорошо, королева оказывается достаточно разумной чтобы научиться не приказывать, а просить, мачеха с дочкой, вестимо, превращаются в собак и продолжают лаяться, а падчерица становится хозяйкой в доме и получает сундук с очень красивой шубой (даже не знаю, что лучше:))
В общем, спектакль нам с дочкой очень понравился, причем костюмы заметила и она тоже (снегиря и шубу отметила отдельно:)). Хорошая красивая сказка для детей и взрослых, надо идти!

Andrey Travin отзывы: 49 оценок: 49 рейтинг: 10

Начали театральный год с «Двенадцати месяцев». В театре Армена Джигарханяна на спектакль установлен ценз 3+. В других местах, к примеру в театре Щепенко, театре Сац и театре Дуровой - 6+. И я ожидал, что тут-то сказку как-то специально адаптировали для малышни, которая и занимала половину зала. Поэтому я взял трехлетку вместо семилетки. Но к моему изумлению, мы посмотрели просто классический добротный спектакль «Двенадцать месяцев», которому все возрасты покорны, начиная, пожалуй, действительно с шести. Я, разумеется, получил большое удовольствие, а вот что понял ребенок, решил даже не спрашивать. Зато возник интересный эпизод на почве малолетства зрительницы. Когда в первом отделении Апрель подарил падчерице свое бриллиантовое кольцо, моя девочка пришла в большое волнение: а где же ее кольцо, которое она надевала на выход в свет? Я ответил, что сдал его в гардероб в кармане куртки. И в антракте пришлось идти в гардероб и вызволять колечко, с которым девочка уже не расставалась до того момента, когда пришлось одевать на улицу варежки.

В театре Армена Джигарханяна обычно остается хотя бы полдюжина непроданных билетов, а в наш день был аншлаг: я сам разговаривал с женщиной, которая купила последние.

Марина Сафронова отзывы: 6 оценок: 6 рейтинг: 4

Очень интересный спектакль. Понравится как 5-нему, так и 11-летнему ребенку.

cheryba отзывы: 40 оценок: 40 рейтинг: 3

Я очень взыскательный зритель. И предъявляю большие требования к театральным постановкам, особенно детским. Но от просмотра детского спектакля "Двенадцать месяцев" в полном восторге. Вот такие должны быть постановки для детей! А ведь, несмотря на многообразие в Москве детских развлечений и спектаклей, частенько бывает, что найти что-то именно качественное сложно. В погоне за прибылью утрачивается настоящее искусство. И так приятно, когда видишь, что люди работают от души.
Я люблю, когда не коверкают текст, а стараются сохранить его в первозданном виде и не путают малышей, знающих сказку, перекраиванием сценария. Да, все хотят привнести что-то новое, чтобы быть непохожими на постановки в других театрах, но иногда это получается грубо и топорно. Здесь же очень тонко и органично внесли нотку современности в виде, например, красной дорожки с дефиле, танцев под современную музыку, тонких шуток, понятных взрослым, но абсолютно без пошлого юмора. Получилась такая изюминка.
Но самое главное это, конечно, игра актеров. Они были искренни. Нельзя было сказать, что они играли, они жили жизнью своих персонажей. И еще удивило, как они искали глаза малышей, т.е. не эфимерного зрителя где-то там в зале, а именно каждого. Мы сидели в первом ряду. И это было особенно заметно.
В общем мы получили огромное наслаждение от посещения этого Театра.

Ekaterina V отзывы: 16 оценок: 16 рейтинг: 2

Живем недалеко от этого театра и регулярно ходим туда всей семьей на детские спектакли. Они всегда добротные, понятные детям даже маленького возраста, с красивыми костюмами и убедительной игрой актеров. А цены на билеты вполне демократичные. Мы уже почти весь репертуар пересмотрели, т.ч. премьере нового спектакля "12 месяцев" были только рады.
Театр сам небольшой, в фойе еще стоит елка, можно поразглядывать. Есть небольшая лавочка с игрушками, но на них в театрах у нас табу. Есть аквагрим для желающих. И неплохой буфетик на -1м этаже. Мы обычно сразу идем туда) Так и посидеть можно и подкрепиться перед спектаклем.
Постановка "12 месяцев" классическая, почти полностью по пьесе. Немного осовремененная музыкой и танцами. Все персонажи яркие и понятные, благодаря костюмам и конечно же же актерам. Декорации оригинальные, вроде бы условные, но создающие правильную атмосферу: темный лес с голыми деревьями, сугробы "по колено", высокий костер братьев месяцев. В конце даже снег пошел - очень красиво. Получили с ребенком удовольствие от сказки.Сюжет этой сказки знают, наверняка, все, ведь первый раз этот спектакль был поставлен аж 70 лет назад! Вкратце, если вы забыли: Капризная Королева пожелала на Новый год получить корзину подснежников, посулив за это столько же золота. Иначе, Нового года не будет! Злая мачеха со своей дочкой, пожелав обогатиться, отправили падчерицу в лес за цветами, где она встречает 12 братьев - месяцев. Апрель решает помочь девушке...
В общем, Королева получила свой желанный подарок и Новый год наступил! А как иначе? В сказке добро всегда побеждает зло. Так и здесь, мачеха с дочкой были наказаны и превратились в собак, а Королева получила хороший урок.

Дочке понравилась сказка, а из героев - Апрель, которого она назвала Подснежником. Уж очень он улыбчивый был и добрый (актер Алексей Лапшин).
Вообще, все актеры были хороши. Но у меня тоже появились свои любимчики - Селиванова Надежда (падчерица), Лясковец Инна (Королева) и Надточий Денис (солдат).

Спектакль поставлен с небольшим сокращением сказки-пьесы и длится 1,5 часа с одним антрактом. Но зато режиссер немного осовременил постановку и добавил зажигательные танцы. Юными зрителями это было воспринято на "ура!", детки все хлопали и пританцовывали. И мачеха с дочерью во дворец явились не абы как, а как настоящие модели с походкой от бедра. По-моему, очень забавно вышло. Декорации достаточно простые. Зато платье у Королевы было красивое! А вот у мачехи платье было "современное", хотя у остальных героев костюмы были очень даже "сказочные".
В самом театре мы были впервые. Театр небольшой, зал основной сцены на 88 посадочных мест. Мы сидели на первом ряду, но видно, думаю, отовсюду хорошо.
Так что, всем, кто хочет продлить новогоднее настроение себе и детям, рекомендую сходить на этот спектакль!

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Старуха-мачеха

Дочка

Падчерица

Королева, девочка лет четырнадцати

Учитель Королевы, профессор арифметики и чистописания

Канцлер

Королевский прокурор

Двенадцать месяцев

Первый Глашатай

Второй Глашатай

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Дворец. Классная комната Королевы. Широкая доска в резной золотой раме. Парта. На бархатной подушке сидит и пишет длинным золотым пером четырнадцатилетняя Королева. Перед ней седобородый Профессор арифметики и чистописания.

Королева . Терпеть не могу писать. Все пальцы в чернилах!

Профессор. Вы совершенно правы, ваше величество. Это весьма неприятное занятие. Недаром древние порты обходились без письменных приборов, почему произведения их отнесены наукой к разряду устного творчества. Однако же осмелюсь попросить вас начертать собственной вашего величества рукой еще четыре строчки.

Королева. Ладно уж, диктуйте.

Профессор Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит!

Королева. Я напишу только "Травка зеленеет". (Пишет.) Травка зе-не...

Входит Канцлер.

Канцлер (низко кланяясь). Доброе утро, ваше величество. Осмелюсь почтительнейше просить вас подписать один рескрипт и три указа.

Королева. Еще писать! Хорошо. Но уж тогда я не буду дописывать "зенелеет". Дайте сюда ваши бумажки! (Подписывает бумаги одну за другой.)

Канцлер. Благодарю вас, ваше величество. А теперь позволю себе попросить вас начертать...

Королева. Опять начертать!

Канцлер . Только вашу высочайшую резолюцию на этом ходатайстве.

Королева (нетерпеливо). Что же я должна написать?

Канцлер. Одно из двух, ваше величество: либо "казнить", либо "помиловать".

Королева (про себя). По-ми-ло-вать... Каз-нить... Лучше напишу “казнить" – это короче.

Канцлер берет бумаги, кланяется и уходит.

Профессор (тяжело вздыхая). Нечего сказать, короче!

Королева . О чем это вы?

Профессор. Ах, ваше величество, что вы написали!

Королева. Вы, конечно, опять заметили какую-нибудь ошибку. Надо писать "кознить", что ли?

Профессор. Нет, вы правильно написали это слово - и все-таки сделали очень грубую ошибку.

Королева . Какую же?

Профессор . Вы решили судьбу человека, даже не задумавшись!

Королева. Еще чего! Не могу же я писать и думать в одно и то же время.

Профессор. И не надо. Сначала надо подумать, а потом писать, ваше величество!

Королева. Лучше расскажите мне что-нибудь интересное. Что-нибудь новогоднее... Ведь сегодня канун Нового года.

Профессор. Ваш покорный слуга. Год, ваше величество, состоит из двенадцати месяцев!

Королева. Вот как? В самом деле?

Профессор. Совершенно точно, ваше величество. Месяцы называются: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль...

Королева. Вон их сколько! И вы знаете все по именам? Какая у вас замечательная память!

Профессор. Благодарю вас, ваше величество! Август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь.

Королева. Подумать только!

Профессор. Месяцы идут один за другим. Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И никогда еще не бывало, чтобы февраль наступил раньше января, а сентябрь - раньше августа.

Королева. А если бы я захотела, чтобы сейчас наступил апрель?

Профессор. Это невозможно, ваше величество.

Королева . Вы - опять?

Профессор (умоляюще). Это не я возражаю вашему величеству. Это наука и природа!

Королева. Скажите пожалуйста! А если я издам такой закон и поставлю большую печать?

Профессор (беспомощно разводит руками). Боюсь, что и это не поможет. Но вряд ли вашему величеству понадобятся такие перемены в календаре. Ведь каждый месяц приносит нам свой подарки и забавы. Декабрь, январь и февраль - катанье на коньках, новогоднюю елку, масленичные балаганы, в марте начинается снеготаяние, в апреле из-под снега выглядывают первые подснежники...

Королева. Вот я и хочу, чтобы уже был апрель. Я очень люблю подснежники. Я их никогда не видала.

Профессор. До апреля осталось совсем немного, ваше величество. Всего каких-нибудь три месяца, или девяносто дней...

Королева . Девяносто! Я не могу ждать и трех дней. Завтра новогодний прием, и я хочу, чтобы у меня на столе были эти - как вы их там назвали? - подснежники.

Профессор . Ваше величество, но законы природы!..

Королева (перебивая его). Я издам новый закон природы! (Хлопает в ладоши.) Эй, кто там? Пошлите ко мне Канцлера. (Профессору.) А вы садитесь за мою парту и пишите. Теперь я вам буду диктовать. (Задумывается.) Ну, "Травка зенелеет, солнышко блестит". Да-да, так и пишите. (Задумывается.) Ну! "Травка зенелеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостивейше повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски..." Что бы им такое пообещать? Погодите, это писать не надо!.. Ну вот, придумала. Пишите. "Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем ему бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем

королевском новогоднем катании". Ну, написали? Как вы медленно пишете!

Профессор, ."...на седой лисе..." Я давно уже не писал диктанта, ваше величество.

Королева. Ага, сами не пишете, а меня заставляете! Хитрый какой!.. Ну, да уж ладно. Давайте перо - я начертаю свое высочайшее имя! (Быстро ставит закорючку и машет листком, чтобы чернила скорее высохли.)

В это время в дверях появляется Канцлер.

Ставьте печать - сюда и сюда! И позаботьтесь о том, чтобы все в городе знали мой приказ.

Канцлер (быстро читает глазами). К этому - печать? Воля ваша, королева!..

Королева . Да-да, воля моя, и вы должны ее исполнить!..

Занавес опускается. Один за другим выходят два Глашатая с трубами и свитками в руках.

Торжественные звуки фанфар.

Первый Глашатай . Всемилостивейше повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников!

Второй Глашатай. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим

по-королевски!

Первый Глашатай . Мы пожалуем ему столько золота, сколько поместится в его корзине!

Второй Глашатай . Подарим бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем королевском новогоднем катании!

Первый Глашатай . На подлинном собственной ее величества рукой начертано: "С Новым годом! С первым апреля!"

Первый Глашатай . Под праздник новогодний

Издали мы приказ:

Пускай цветут сегодня

Подснежники у нас!

Второй Глашатай . Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит!

Первый Глашатай . Кто отрицать посмеет,

Что ласточка летит,

Что травка зеленеет

И солнышко блестит?

Второй Глашатай . В лесу цветет подснежник,

А не метель метет,

И тот из вас мятежник,

Кто скажет: не цветет!

Ручьи бегут в долину,

Зиме пришел конец.

Первый Глашатай . Подснежников корзину

Несите во дворец!

Второй Глашатай . Нарвите до рассвета

Подснежников простых.

Первый Глашатай . И вам дадут за это

Корзину золотых!

Первый и Второй Травка зеленеет,

(вместе) Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит!

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Маленький домик на окраине города. Жарко топится печка. За окнами метель. Сумерки. Старуха раскатывает тесто. Дочка сидит перед огнем. Возле нее на полу несколько корзинок. Она перебирает корзинки. Сначала берет в руки маленькую, потом побольше, потом самую большую.

Дочка (держа в руках маленькую корзинку). А что, мама, в эту корзинку много золота войдет?

Старуха . Да, немало.

Дочка. А в эту сколько войдет?

Старуха. В эту еще больше

Дочка . Ну, а в эту?

Старуха. А уж тут и говорить нечего. На золоте пить-есть будешь, в золото оденешься, в золото обуешься, золотом уши завесишь.

Дочка . Ну, так я эту корзинку и возьму! (Вздыхая) Одна беда - подснежников не найти. Видно, посмеяться над нами захотела королева.

Старуха . Молода, вот и придумывает всякую всячину.

Дочка . А может, под сугробами-то они и растут себе потихоньку. На то они и подснежники... Надену-ка я свою шубейку да попробую поискать.

Старуха. Что ты, доченька! Да я тебя и за порог не выпущу. Погляди в окошко, какая метель разыгралась. А то ли еще к ночи будет!

Дочка (хватает самую большую корзину). Нет, пойду - и все тут. В кои-то веки во дворец попасть случай вышел, к самой королеве на праздник. Да еще целую корзину золота дадут.

Старуха . Замерзнешь в лесу.

Дочка (сквозь слезы). Ну, если меня не пускаете, так пусть хоть сестра сходит. Вот придет она из лесу, а вы ее опять туда пошлите.

Старуха . А ведь и правда! Отчего бы ее не послать? Лес недалеко, сбегать недолго. Наберет она цветочков - мы тобой их во дворец снесем, а замерзнет - ну, значит, такая ее судьба. Кто о ней плакать станет?

Входит Падчерица. Платок ее весь засыпав снегом. Она снимает платок и

стряхивает, потом подходит к печке и греет руки.

Старуха . Что, на дворе метет?

Падчерица . Так метет, что ни земли, ни неба не видать. Словно по облакам идешь. Еле до дому добралась. Старуха. На то и зима, чтобы метель мела. Падчерица. Нет, такой вьюги за целый год не было да и не будет.

Дочка . А ты почем знаешь, что не будет? Падчерица. Да ведь нынче последний день в году! Дочка. Вон как! Видно, ты не очень замерзла, если загадки загадываешь. Ну что, отдохнула, обогрелась? Надо тебе еще кое-куда сбегать.

Падчерица . Куда же это, далеко?

Старуха . Не так уж близко, да и недалеко.

Дочка . В лес!

Падчерица . В лес? Зачем? Я хворосту много привезла, на неделю хватит.

Дочка . Да не за хворостом, а за подснежниками!

Падчерица (смеясь). Вот разве что за подснежниками - в такую вьюгу! А я-то сразу и не поняла, что ты шутишь. Испугалась. Нынче и пропасть не мудрено - так и кружит, так и валит с ног.

Дочка . А я не шучу. Ты что, про указ не слыхала?

Падчерица . Нет.

Дочка . Ничего-то ты не слышишь, ничего не знаешь! По всему городу про это говорят. Тому, кто нынче подснежников наберет, королева целую корзину золота даст, шубку на седой лисе пожалует и в своих санях кататься позволит.

Падчерица . Да какие же теперь подснежники - ведь Зима...

Старуха . Весной-то за подснежники не золотом платят, а медью!

Дочка . Ну, что там разговаривать! Вот тебе корзинка.

Падчерица . Не пойду я!

Дочка . Как это - не пойдешь?

Падчерица . Неужели вам меня совсем-совсем не жалко? Не вернуться мне из лесу.

Дочка . А что же - мне вместо тебя в лес идти?

Падчерица (опустив голову) . Да ведь не мне золото нужно.

Старуха . Понятно, тебе ничего не нужно. У тебя все есть, а чего нет, то у мачехи да у сестры найдется!

Дочка. Она у нас богатая, от целой корзины золота отказывается. Ну, пойдешь или не пойдешь? Отвечай прямо - не пойдешь? Где моя шубейка? (Со слезами в голосе). Пусть она здесь у печки греется, пироги ест, а я до полуночи по лесу ходить буду, в сугробах вязнуть... (Срывает с крючка шубку и бежит к дверям.)

Старуха (хватает ее за полу). Ты куда? Кто тебе позволил? Садись на место, глупая! (Падчерице.) А ты - платок на голову, корзину в руки и ступай. Да смотри у меня: если узнаю, что ты у соседей где-нибудь просидела, в дом не пущу, - замерзай на дворе!

Дочка . Иди и без подснежников не возвращайся!

Падчерица закутывается в платок, берет корзинку и уходит.

Молчание.

Старуха (оглянувшись на дверь). И дверь-то за собой как следует не прихлопнула. Дует как! Прикрой дверь хорошенько, доченька, и собирай на стол. Ужинать пора.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Лес. На землю падают крупные хлопья снега. Густые сумерки. Падчерица пробирается через глубокие сугробы. Кутается в рваный платок. Дует на замерзшие руки. В лесу все больше и больше темнеет.

Падчерица . Нет, видно, послышалось мне. Просто шишка с дерева упала и разбудила меня. А мне что-то хорошее приснилось, и теплее даже стало. Что же это мне приснилось? Не вспомнишь сразу. Ах, вон оно что! Будто мать моя по дому с лампой идет и огонек прямо мне в глаза светит. (Поднимает голову, стряхивает рукой снег с

ресниц.) А ведь и правда что-то светится - вон там, далеко... А вдруг это волчьи глаза? Да нет, волчьи глаза зеленые, а это золотой огонек. Так и дрожит, так и мерцает, будто звездочка в ветвях запуталась... Побегу! (Соскакивает с ветки.) Все еще светится. Может, тут и в самом деле избушка лесника недалеко или дровосеки огонь развели. Идти надо. Надо идти. Ох, ноги не идут, окоченели совсем! (Идет с трудом, проваливаясь в сугробы, перебираясь через бурелом и поваленные стволы.) Только бы огонек не погас!..Нет, он не гаснет, он все ярче горит. И дымком теплым как будто запахло.

Неужто костер? Так и есть. Чудится мне или нет, а слышу я, как хворост на огне потрескивает. (Идет дальше, раздвигая и приподнимая лапы густых высоких елей.)

Все светлее и светлее становится вокруг. Красноватые отблески перебегают по снегу, по ветвям. И вдруг перед Падчерицей открывается небольшая круглая поляна, посреди которой жарко пылает высокий костер. Вокруг костра сидят люди, кто поближе к огню, кто подальше. Их двенадцать: трое старых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое - совсем еще юноши. Молодые сидят у самого огня, старики - поодаль. На двух стариках белые длинные шубы, мохнатые белые шапки, на третьем- белая шуба с черными полосами и на шапке черная опушка. Один из пожилых --в золотисто-красной, другой - в ржаво-коричневой, третий - в бурой одежде. Остальные шестеро - в зеленых, разного оттенка кафтанах, расшитых цветными узорами. У одного из юношей поверх зеленого кафтана шубка внакидку, у другого - шубка на одном плече. Падчерица останавливается между двух елок и, не решаясь выйти на поляну, прислушивается к тому, о чем говорят двенадцать братьев, сидящих у костра.

Январь (бросая в огонь охапку хвороста)

Гори, гори ярче -

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Все месяцы Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Июнь Гори, гори с треском!

Пусть по перелескам,

Где сугробы лягут,

Будет больше ягод.

Май Пусть несут в колоду

Пчелы больше меду.

Июль Пусть в полях пшеница

Густо колосится.

Все месяцы Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Падчерица сначала не решается выйти на поляну, потом, набравшись смелости, медленно

выходит из-за деревьев. Двенадцать братьев, замолчав, поворачиваются к ней.

Падчерица (поклонившись). Добрый вечер.

Январь . И тебе вечер добрый.

Падчерица . Если не помешаю я вашей беседе, позвольте мне у костра погреться.

Январь (братьям). Ну, как, братья, по-вашему, позволим или нет?

Февраль (качая головой). Не бывало еще такого случая, чтобы кто-нибудь, кроме нас, у этого костра сидел.

Апрель . Не бывать-то не бывало. Это правда. Да уж если пришел кто на огонек наш, так пустъ греется.

Май. Пусть греется. От этого жару в костре не убавится.

Декабрь . Ну, подходи, красавица, подходи, да смотри, как бы не сгореть тебе. Видишь, костер у нас какой - так и пышет.

Падчерица . Спасибо, дедушка. Я близко не подойду. Я в сторонке стану. (Подходит к огню, стараясь никого не задеть и не толкнуть, и греет руки.) Хорошо-то как! До чего огонь у вас легкий да жаркий! До самого сердца тепло стало. Отогрелась я. Спасибо вам.

Недолгое молчание. Слышно только, как трещит костер.

Январь. А что это у тебя в руках, девушка? Корзинка никак? За шишками ты, что ли, пришла под самый Новый год, да еще в такую метелицу?

Февраль . Лесу тоже отдохнуть надо - не все же его обирать!

Падчерица . Не по своей воле я пришла и не за шишками.

Август (усмехаясь) . Так уж не за грибами ли?

Падчерица . Не за грибами, а за цветами... Прислала меня мачеха за подснежниками.

Март (смеясь и толкая в бок Апрель-месяц). Слышишь, братец, за подснежниками! Значит, твоя гостья, принимай!

Все смеются.

Падчерица . Я бы и сама посмеялась, да не до смеху мне. Не велела мне мачеха без подснежников домой возвращаться.

Февраль . На что же ей среди зимы подснежники понадобились?

Падчерица. Не цветы ей нужны, а золото. Обещала наша королева целую корзину золота тому, кто принесет во дворец корзину подснежников. Вот меня и послали в лес.

Январь. Плохо твое дело, голубушка! Не время теперь для подснежников, - надо Апреля-месяца ждать.

Падчерица . Я и сама знаю, дедушка. Да деваться мне некуда. Ну, спасибо вам за тепло и за привет. Если помешала, не гневайтесь... (Берет свою корзинку и медленно идет к деревьям.)

Апрель. Погоди, девушка, не спеши! (Подходит к Январю и кланяется ему.) Братец Январь, уступи мне на час свое место.

Январь . Я бы уступил, да не бывать Апрелю прежде Марта.

Март . Ну, за мной дело не станет. Что ты скажешь, братец Февраль?

Февраль . Ладно уж, и я уступлю, спорить не буду.

Январь. Если так, будь по-вашему! (Ударяет о землю ледяным посохом.)

Не трещите, морозы,

В заповедном бору,

У сосны, у березы

Не грызите кору!

Полно вам воронье

Замораживать,

Человечье жилье

Выхолаживать!

В лесу становится тихо. Метель улеглась. Небо покрылось звездами.

Ну, теперь твой черед, братец Февраль! (Передает свой посох лохматому и хромому Февралю.)

Февраль (ударяет посохом о землю)

Ветры, бури, ураганы,

Дуйте что есть мочи.

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи!

В облаках трубите громко,

Вейтесь над землею.

Пусть бежит в полях поземка

Белою змеею!

В ветвях гудит ветер. По поляне бежит поземка, крутятся снежные вихри.

Теперь твой черед, братец Март!

Март (берет посох)

Снег теперь уже не тот, -

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей.

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся сережки.

Снег вдруг темнеет и оседает. Начинается капель. На деревьях появляются почки.

Ну, теперь ты бери посох, братец Апрель.

Апрель (берет посох и говорит звонко, во весь мальчишеский голос)

Разбегайтеся, ручьи,

Растекайтесь, лужи.

Вылезайте, муравьи,

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник!

В лесу и на поляне все меняется. Тает последний снег. Земля покрывается

молоденькой травкой. На кочках под деревьями появляются голубые и белые

цветы. Кругом каплет, течет, журчит. Падчерица стоит, оцепенев от удивления.

Что же ты стоишь? Торопись. Нам с тобой всего один часок братья мои подарили.

Падчерица . Да как же все это случилось? Неужто ради меня весна среди зимы наступила? Глазам своим поверить не смею.

Апрель . Верь - не верь, а беги скорей подснежники собирать. Не то вернется зима, а у тебя еще корзинка пустая.

Падчерица . Бегу, бегу! (Исчезает за деревьями.)

Из-за деревьев выходит Падчерица. В руках у нее корзинка, полная подснежников.

Январь . Уже полную корзину набрала? Проворные у тебя руки.

Падчерица . Да ведь их там видимо-невидимо. И на кочках, и под кочками, и в чащах, и на лужайках, и под камнями, и под деревьями! Никогда я столько подснежников не видела. Да какие все крупные, стебельки пушистые, точно бархатные, лепестки будто хрустальные. Спасибо вам, хозяева, за доброту вашу. Если бы не вы, не видать бы мне больше ни солнышка, ни подснежников весенних. Сколько ни проживу на свете, а все благодарить вас буду – за каждый цветочек, за каждый денечек! (Кланяется Январю-месяцу.)

Январь. Не мне кланяйся, а брату моему меньшому - Апрелю-месяцу. Он за тебя просил, он и цветы для тебя из-под снега вывел.

Падчерица (оборачиваясь к Апрелю-месяцу). Спасибо тебе, Апрель-месяц! Всегда я тебе радовалась, а теперь, как в лицо тебя увидела, так уж никогда не забуду!

Апрель . А чтобы и в самом деле не забыла, вот тебе колечко на память. Смотри на него да вспоминай меня. Если случится беда, брось его на землю, в воду или в снежный сугроб и скажи: Ты катись, катись, колечко,

На весеннее крылечко,

В летние сени,

В теремок осенний

Год издания книги: 1943

Пьеса «Двенадцать месяцев» Маршака впервые увидела свет в 1943 году. Произведение было написано специально для постановки его в одном из московских театров. По мотивам рассказа были сняты мультипликационные и художественные фильмы. Последней экранизацией пьесы сказки «Двенадцать месяцев» стало одноименное японское аниме, выпущенное в 1980 году.

Пьесы «Двенадцать месяцев» краткое содержание

В зимнем дремучем лесу переговариваются между собой и звери и птицы. Их замечает маленькая девочка, которую мачеха отправила в лес, чтобы набрать дрова. Там Падчерица встречает Солдата и заводит с ним беседу о погоде и лесных животных. Она рассказывает служивому о том, как видела, что маленькие звери играют между собой. Тот рассказывает, что под Новый год возможно увидеть и не такие чудеса. В пьесе «Двенадцать месяцев» читать можем, что, заметив, как Падчерица холодно, Солдат решает помочь ей насобирать нужное количество дров. Он рассказывает, что отправился в лес, чтобы найти самую пышную и красивую елку для Королевы. Как только они прощаются, на поляне появляются двенадцать месяцев. Они разводят костер и начинают вести душевные беседы.

Маленькая Королева, как и Падчерица, была круглой сиротой. Целыми днями четырнадцатилетняя девочка должна была учиться у Профессора, как правильно писать и считать. Однако у неё ничего не получалось, ведь Королева не любила, когда ее критикуют. Когда Профессор начинает рассказывать девочке о весенних цветах, она тут же желает, чтобы ей как можно быстрее доставили подснежники. Учитель говорит, что это невозможно, однако девочка выдает указ, которым обещает целую корзину золота тому, кто как можно быстрее принесет ей цветы. Приказ этот быстро расходится во все углы. Слышит его и Мачеха. Старуха со своей Дочкой начинает мечтать о том, как получит большую награду. Как только Падчерица возвращается домой, они тут же как в выгоняют ее обратно на улицу, чтобы та пошла искать подснежники.

Если «12 месяцев» пьесу читать полную версию, то увидим, как, бродя по лесу, девочка ужасно замерзла. Она замечает вдалеке костер и решает подойти и погреться. Там она видит двенадцать месяцев. Они спрашивают у Падчерицы, почему же она бродит так поздно в дремучем лесу, и девочка рассказывает им свою историю. Тогда Апрель решает помочь новой знакомой. Он просит своих братьев, чтобы тебе разрешили ему на несколько минут сделать так, чтобы наступила весна. Тут же кругом появляются маленькие белые цветы. Взяв нужное количество, Падчерица уже собиралась отправиться домой. Как тут Апрель, как в , преподнес ей красивое кольцо. Он сказал, что, если во время беды подбросить украшение и сказать волшебные слова, он его братья тут же придут на помощь. Прощаясь, они просят девочку никому не рассказывать о том, что она их видела.

Той же ночью, когда Падчерица вернулась домой, Дочка старухи украла у неё подаренное кольцо. Та со слезами на глазах просила вернуть ей подарок, однако утром Мачеха быстро взяла подснежники и вместе со своей Дочерью направилась к королеве. В пьесе «Двенадцать месяцев» краткое содержание рассказывает, что тем временем во дворце происходит переполох. Королева утверждает, что Новый год не наступит до тех пор, пока она не увидит букет подснежников. Все придворные пытаются угодить ей и преподносят самые разнообразные цветы. Однако это не делает девочку счастливой. Тут заходит Мачеха и преподносит Королеве то, чего она так хотела. Та просит их сказать, что это за волшебное место, в котором растут весенние цветы.

Мачеха начинает врать, рассказывая о некоем волшебном месте с полянами, полными грибов, цветов и самых вкусных ягод. Королева говорит, что хочет отправиться туда вместе с ними. Тогда пьеса «12 месяцев» описывает, как Мачеха со своей Дочкой испугались и сказали правду. Королева всё ещё хочет отправиться в то волшебное место. Она говорит, чтобы Мачеха, ее Дочка и Падчерица сопровождали ее во время поездки. По дороге в лес Падчерица говорит Королеве, что ее сводная сестра украла у неё подаренное кольцо. Та тут же приказывает вернуть украшение его владелице. Спустя некоторое время Королева спрашивает у Падчерицы о том, где именно она видела подснежники. Однако та, помня свое обещание двенадцати месяцам, отказывается говорить правду. Тогда маленькая Королева со злостью бросает золотое кольцо в холодную прорубь.

В произведении Маршака «Двенадцать месяцев» пьесе читать можем о том, что, пока кольцо летело в воду, Падчерица успела сказать волшебные слова. Тут же девочка исчезла, а вокруг всех остальных наступила весна. Далее происходило что-то невероятное. Уже через несколько минут настало лето, и Королева увидела возле себя в большого медведя. Она ужасно испугалась, а Профессор вместе с Солдатом кинулись защищать девочку. Скоро погода сменилась на осеннюю: пошёл ужасный ливень и поднялся сильный холодный ветер. А через несколько минут снова настала зима. Королева хотела отправиться обратно во дворец, однако заметила, что все придворные ускакали на лошадях, оставив ей только сани.

Вдруг показывается седой Старик в длинной светлой шубе. Он говорит, что выполнит одно желание каждого присутствующего. Королева заявляет, что хочет поехать домой, Профессор просит сделать так, чтобы времена года снова шли своим чередом и со своей скоростью. Замерзший Солдат ужасно хочет погреться возле огня, Мачеха же со своей Дочерью говорят, что хотят получить в подарок хоть какую-то тёплую шубу, пусть даже и из собачьего меха. Старик тут же кидает им две шубы и те начинают ругаться между собой. Мачеха злиться, что не попросила в подарок соболиные шубы. Так кричали они друг на друга, пока не превратились в собак. Герои пьесы «Двенадцать месяцев» решают запрячь их в сани.

Тем временем Падчерица вместе с двенадцатью месяцами греется возле большого костра. Братья подарили девочке большой сундук с одеждой и огромные сани с двумя белыми лошадьми. Тут мимо проезжают сани Королевы, запряженные двумя собаками. Все решают выйти и погреться возле костра. Когда Королева замечает сани Падчерицы, она требует у девочки пустить ее вместе со своей свитой. Та отказывается, и Солдат говорит маленькой Королеве, что нужно попросить вежливо. Как только она произносит слово «пожалуйста», Падчерица с радостью даёт ей шубу и помогает сесть в сани. Упряжка скрывается за горизонтом, а двенадцать месяцев продолжают сидеть и разговаривать возле костра.

Пьеса «Двенадцать месяцев» на сайте Топ книг

«Двенадцать месяцев» пьесу читать всегда было очень популярно. Не даром именно по пьесе был снят художественный фильм. Это позволило произведению попасть в наш . И учитывая стабильно высокий интерес к пьесе мы еще не раз увидим ее на страницах нашего сайта .

«Двенадцать месяцев» пьесу читать полностью на сайте Топ книг вы можете .