Культура камбоджи. Культура камбоджи в новое время

Язык кхмеров.

Кхмеры и ряд горных племен Камбоджи говорят на близкородственных языках, которые относятся к мон-кхмерской группе. В австроазиатскую семью языков входят сенои и семанги Малакки, вьетнамский, языки мунда в Индии и язык монов Таиланда.

Язык кхмаэ отличается монотональность со следами тонального ударения. Лексика характеризуется использованием односложных и двусложных слов. В языке нет ни падежей, ни числа и времени. Слова произносятся для иноязычных людей с трудом, они сильно отличаются от европейских, поэтому, если вы решили выучить кхмерский язык, вам понадобятся месяцы и месяцы упорных тренировок только на произношение. Существует миф, активно пропагандируемый теми людьми, которые в долгих мучениях освоили письменный язык, но не очень понимают зачем они это сделали. Эти люди повсеместно, в личном общении и на всевозможных форумах, с пеной у рта доказывают всем, что освоение кхмерского языка без изучения алфавита НЕВОЗМОЖНО. Разумеется, это, мягко говоря, неверно. Кхмерский благодаря упрощенной по сравнению со многими языками грамматике довольно легко осваивается для повседневного (бытового) общения вплоть до такой степени, что изъяснение на этом языке и понимание местных жителей не составляет никакого труда. Кхмерский язык можно (а иногда и нужно для получения скорейших результатов) осваивать, минуя муторное изучение самого длинного в мире алфавита.

Антропология.

Кхмеров, как и вьетнамцев, лаосцев, тайцев, причисляют к таи-малайскому антропологическому типу южно-монголоидной расы. Цвет волос камбоджийцев темный до иссине-черного. Изображения людей данного типа можно встретить на барельефах храмов Ангкора.
Горные кхмеры и племена тямов имеют черты, характерные для австралоидной расы. Можно сделать вывод, что они относятся к остатку древнего австролоидного населения Юго-Восточной Азии.
К горным кхмерам на севере и чуть восточнее относятся куи, брао, стиенги, на западе и в центральной части страны - анрак, пор, чон, самре. Горных кхмеров в Камбодже причисляют к части кхмерской нации.
На северо–востоке проживают близкие к горным кхмерам по культуре и развитию тямы: джараи и радэ. Язык тямов относится к австронезийской семье языков.
У камбоджийцев из Ангкора цвет коже более темный, нос прямой и высокий, волосы волнистые и мягкие.
Некоторые кхмерские племена имеют черты негров самре и пор, проживающих в западной части Камбоджи.

Происхождение.

Кхмеров можно отнести к древнейшим обитателям региона, подтверждение тому особенности языка и антропологии.
Легенды гласят, что прародителем народа была змея-наг. В индийской мифологии змеи – наги были правителями земли и жили в районе крайнего юга.

По кхмерскому преданию много столетий назад царь Индрапрашты, ныне Дели, изгнал собственного сына Прех Тхогнга из родного дома. Прех Тхогнг после долгих мытарств очутился на острове Тхлок. Остров располагался в тихом, но достаточно большом морском заливе. В этом самом месте царевич встретил свою очаровательную возлюбленную, являющуюся дочерью морского змея, возможно, того самого, кто проложил русло Меконга.
Отец девушки был не против брака и даже осушил всю воду из залива, чтобы на этом месте образовалось новое могучее государство.

Рассказывают о том, что в Небесной башне жил дух девятиглавой Наги, являющейся хранительницей государства. Каждый вечер она перевоплощалась в женщину и проводила ночь с царем. Если государь не приходил на свидание, на царство обрушивались различные невзгоды, если же сама змея не являлась в назначенный час, все знали, что царю суждена близкая смерть. Башня существует и поныне на территории ангкорского комплекса.

Культура кхмеров тесно переплетена с культурой соседних народов, и, хотя языковое различие явное, но связь между народами существует довольно сильная.

В районе озера Тонлесап возникла ярчайшая неолитическая культура Юго-Восточной Азии – сомронгсенская. Она имела связи с Индией и иными регионами Азии, была знакома с обработкой бронзы.

Индийская культура повлияла на формирование первых камбоджийских государств. В 1 веке нашей эры образовалось государство Бапном, столица в Вьядхапуре. Хозяйство держалось на выращивании риса, ремеслах, торговле и мореплавании, а также пахоте на буйволах. Велась постройка городов и возведение храмов. Культура и религия сочетали элементы индуистской и буддийской культуры Южной Индии.

Культура и искусство кхмеров.

Расцвет кхмерской культуры пришелся на ангкорский период (9-13 века). Влияние индуизма было сильным до 19 века. При дворе особым почетом наделялась каста брахманов, исполняющих индуистские обряды. В наше время у кхмеров все еще присутствуют элементы индуизма в церемониях брака, смерти и рождения.
Постепенно религия претерпела изменения, на смену индуизму пришел буддизм «тхеравада», сочетающий в себе духовный культ "неак та" и элементы брахманизма.
Сословное деление долгое время сохранялось у кхмерских народов. В давние времена племя куи было дрессировщиками слонов, а пор – охотниками своего короля.
Традиционной одеждой кхмеров является саронг. Прическа, характерная для народа – короткая стрижка как у мужчин, так и у женщин.

Кухня.

Основу питания в Индокитае составляет рис без добавок, и даже без соли, кхмеры в этом вопросе не исключение.
Рис употребляют с соленой рыбой, соусом "прахок" и соусом "ныок мамом", состоящим из перца, фруктов, лука, чеснока и трав.
Все блюда в отличие от тайской кухни не отличаются остротой. Супы приправляют лаймом. Ко всему прочему в рацион входят кузнечики, лягушки, креветки и черепашье мясо.
Мясо употребляют лишь в праздники. Любимый кхмерский напиток – зеленый чай.
Как и во многих странах Юго-Восточной Азии, существует привычка потребления бетеля.

Брак.

Семья кхмеров традиционно малая, полигамия встречается только у состоятельных людей в богатых городских семьях. Браки заключаются по желанию молодежи. В том случае, если девушка приняла от юноши подарок в виде коробочки с бетелем и арековыми oрехами, значит, она согласна составить с ним пару.
Долго не жениться у кхмеров считается плохим тоном. Мужчины вступают в брачный союз в возрасте 20-25 лет, женщины с 16 лет.

Кхмерская литература и письменность.

В храмах и монастырях шло развитие национальной письменности, литературы, традиций. В 7 веке зародилось кхмерское письмо на основе алфавита грантха. Алфавит имеет 33 знака и еще 16 символов для гласных, которые самостоятельно не употребляются. Широко известна кхмерская интерпретация «Рамаяны» - « Рам Кер».

Кхмерский театр и танец.

Танец имел высокий уровень уже с древности. Танцы кхмеров отличаются стройностью, чувством меры и классическим порядком. Балет Камбоджи широко известен по всему миру. Также популярен театр теней «нанг сбек». Кхмерская драма сочетает в себе танец, пантомиму и пение. Она основана на мифологии и эпических сюжетах.

Кхмерская музыка.

Музыка основана на пентатонике. Структура ее задается ритмом, поэтому главными инструментами являются ударные: двойные литавры (ско-тхом), барабанам (сампхо, чхайям), цимбалам и гонгам. Струнные инструменты пришли к кхмерам в 12 веке, это скрипки (тро-че, тро-сао, тро-кмае), лютни (та диеу, тяпей и та кхе). Ведет мелодию гобой (пэй о, пэй-пок, пра пей)или тростниковая флейта (кхлой).
Классический оркестр сопровождается Королевским балетом. Количество инструментов в классическом и народном оркестре одинаково.
Ни одно празднество не обойдется без музыкального сопровождения. Многие песни Камбоджи были утеряны ввиду отсутствия нотной записи.
С 1966 года в Пномпене действует институт изящных искусств. Он готовит танцоров, актеров и музыкантов. Институт производит сбор фольклора, который затем обрабатывается и представляется на суд широкой публике прямо под открытым небом. В Пномпене существует свой концертный зал.
Музыкальные традиции Камбоджи оставались неизменными до недавних времен, пока в эту страну не вторглось западное телевидение, насаждающее культ потребления и деструктивного индивидуализма. В результате народные корни постепенно размываются, а на место аутентичных исполнителей вторгаются размалеванные поп-звезды, неумело копирующие повадки западных поп-идолов. На данный момент современная музыка еще содержит настоящую кхмерскую мелодику, а чистые и сильные голоса не заменяются на пропущенные через компьютер жалкие потуги взрощенных продюссерскими деньгами бездарностей. Но пройдет каких-то 5-10 лет и мы увидим тоже самое, что творится повсеместно - засилье безвкусицы, замешаное на рекламных деньгах.

Обычаи и традиции Камбоджи.

Характер кхмеров спокойный, слегка меланхоличный. Народ любит своего короля и страну, истинно исповедует буддизм. Кхмеры терпимы к людям другого вероисповедания и незнанию законов их страны. Они категорически против употребления спиртных напитков и наркотиков, но в основном против европейских. Женщины постоянно пережевывают бетель, а мужчины специальный табак и слабонаркотические травы.
Кхмеры отличаются чувством коллективизма схожим с японским. Но некоторая клановость все же сохраняется. Семья и религия занимают первое место в списке ценностей, поэтому храм является центром любого камбоджийского поселения.
"Ват" или "Уот" ("храм") обычно представлен в виде пагоды. Святое место со статуями Будды, водоемами и кварталом, где обитают монахи, огорожено стенами. Храм берет на себя ответственность за обучение деревенских детей за свой счет.
Когда юноша достигает шестнадцатилетнего возраста, он уходит в храм и живет там несколько лет подряд. Молодой человек трудится во благо храму, молится, обучается и размышляет о вечности бытия. Цель ухода от мира заключается в изучении буддизма, поднятии человеческого статуса после реинкарнации. К тому же, тесная связь с религией остается на протяжении всей жизни.

При входе в храм следует оставлять головные уборы и обувь перед дверью, выражать свое почтение священнослужителям и изображениям Будды. Поощряются пожертвования в пользу храмов. Обойти храм можно только по часовой стрелке.

Традиционное приветствие камбоджийцев – поклон и пожатие руки, похожее на тайский жест "вай". Но в настоящий момент кхмеры предпочитают просто жать руку. Женщины здороваются одинаково как с мужчинами, так и с женщинами. Посещая офис, организацию или при походе в гости принято дарить подарки.

Кхмеры сдержанны в выказывании таких эмоций как злость и гнев, так как повести себя таким способом значит повести себя недостойным образом. Нельзя касаться чужой головы, особенно детской, указывать на человека пальцем. Некрасиво также принимать и отдавать предмет в обе руки, можно совершать это действие только правой рукой, класть ноги на стол и демонстрировать всем свои ступни (ноги из-за прикосновения с землей считают нечистыми). А поднятие вверх большого пальца руки считается сексуальным жестом.

Повседневная одежда кхмеров вполне обычная. И мужчины и женщины надевают саронг из смесовой ткани или хлопчатобумажного материала. Шелковые саронги носят во время праздника, хотя богатые люди могут позволить себе надевать их ежедневно. В городах популярны брюки и платья широкого фасона, закрывающие тело и не стесняющие движения. Во время прохождения религиозных фестивалей женщины облачаются в "хои" (рубашки особого кроя), но в обычной жизни они выглядят более чем скромно.

Туристам рекомендовано отказаться от провокационных шортов и мини – юбок при посещении храмов, чтобы не задеть религиозные чувства камбоджийцев. Лучше надеть облегченные брюки и закрытые рубашки. В остальных случаях более короткая и легкая одежда допустима.

Основу традиций и культурного наследия кхмеров составляет переплетение двух мировых религий (индуизма и буддизма). В давние времена, еще до пришествия нашей эры камбоджийская территория была всецело под влиянием индуизма. Данную религию привезли с собой мореходы из Индии. Кхмерские храмы и пагоды построены в соответствии с индуистскими канонами, хотя и имеют черты архитектурного стиля, характерного для Юго-Восточной Азии.
Народное и государственное творчество состояло из танцев, песен, живописи и устных сказаний. Затем оно пополнилось такими мировыми шедеврами как индийские эпосы «Рамаяна» и «Махабхарата». Стены многих индуистских храмов украшены сценками из этих произведений.

В конце первого тысячелетия нашей эры страной полностью завладел буддизм.
Камбоджийские короли принимают новую веру и начинают реконструировать старые индуистские храмы. Теперь они поклоняются Будде и религиозные постройки, построенные в данный период, выглядят совершенно по–другому. Существенные изменения происходят как в народном, так и в авторском творчестве. Однако индуистский фундамент обосновался достаточно прочно, что отражается в национальных песнях, танцах, живописи, театре теней. В культуре, так или иначе, используются и отражаются индуистские мотивы. Происходит наслоение двух религий друг на друга. Некоторые древние индуистские традиции так и не канули в лету. К примеру, буддисты – камбоджийцы на Ручье тысячи лингамов проходят таинство испрашивания мужской силы у индуистского бога Шивы, и относятся к этому как к должному.

На ее развитие и культуру огромное влияние оказывала религия. В уникальной культуре кхмеров отображаются религиозные верования местного населения в анимизм, а также нашли свое место элементы индуизма и буддизма. Эти две религии наряду с санскритом и другими элементами индийской культуры проникли в материковую часть Юго-Восточной Азии еще в первые века нашей эры.

Благодаря своему географическому положению на территории Камбоджи возникли портовые города, которые были перевалочными точками в Сиамском заливе для купцов, ведущих свои торговые дела вдоль всего побережья от Индии до Китая. В те времена территория современного Камбоджи входила в состав первого кхмерского государства Бапном.

Кхмерская свадьба состоит из нескольких церемоний, идущих в строгом порядке, которые повествуют о древних буддийских преданиях.

Классический кхмерский танец корнями исходит из индийского придворного танца, который в свою очередь вобрал в себя черты танца полубогинь в индуистской мифологии - Апсар.

Дома местных жителей в древнем Кхмерском государстве были похожи на те, которые и сейчас можно найти в камбоджийской глубинке.

Небывалое мастерство резьбы по камню древние кхмеры переняли у индийской цивилизации, однако позже они его видоизменили, превратив в уникальный кхмерский стиль.

Тхеравада буддизм является официальной религией Камбоджи, которой придерживаются 90% населения страны, подобную ситуацию можно наблюдать в Таиланде, Шри-Ланке.

В кхмерской культуре существуют два основных типа ансамблей, исполняющих традиционную музыку, один из них местные жители называют "Пинпеат ", а другой "Мохори ".

В разные времена на культуру кхмеров оказали влияние яванская, китайская и тайская культуры , поэтому культура Камбоджи содержит в себе их черты. С IX-XV веков на северо-западе Камбоджи процветала могущественная империя Ангкор, получившая название в честь своей одноименной столицы. Эта Кхмерская империя доминировала во всей Юго-Восточной Азии (Лаос, Вьетнам, Таиланд). Религиозные и политические взгляды Индии оказывали огромное влияние на развитие культуры государства. Официальным литературным языком, языком королевского двора являлся санскрит, в разговорной речи пользовались кхмерским языком.

Удивительные архитектурные сооружения того времени, которые сохранились до сегодняшнего времени, а именно крупнейшие храмовые комплексы "Ангкор-Ват " и "Байон " в центре Ангкор-Тхом (провинция Сием-Реап), являются отличным наглядным примером и свидетельством мощности империи и развитости ее культуры. Уже в те времена впечатляющего развития достигли прикладное искусство, скульптура, музыка, танцы и именно модели тех времен послужили образцами для последующего культурного развития в современной Камбодже.

Ангкор перестал существовать после того, как в XV веке перенес столицу вглубь полуострова - в Пномпень, историки предполагают, что причиной этого стали частые опустошительные набеги тайцев. Пномпень ознаменует собой новую веху в истории Камбоджи, а на месте сооружений Ангкора быстро выросли джунгли. В следующих веках из-за многочисленных войн камбоджийское государство уменьшилось по территории, а также потеряло свое былое могущество и богатство. Тем не менее, оно со своей столицей Пномпень просуществовало вплоть до XIXвека. Самое значимое произведение камбоджийской литературы "Рам Кер" (кхмерская версия древнеиндийского эпоса "Рамаяна") было написано как раз в этот период.

Благодаря стараниям Франции (Камбоджи являлась французским протекторатом с 1863 по 1953 года) еще в начале XX века началось восстановление Ангкора из зарослей джунглей. К сожалению, в 70-х и 90-х годах XX века многие архитектурные памятки (в том числе и Ангкор), как и вся традиционная культура Камбоджи,оказались в опасности из-за развернувшейся гражданской войны. Пришедший к власти режим "красных кхмеров" нанес огромный урон культуре Камбоджи, в частности были закрыты все образовательные учреждения, уничтожались не только религиозные памятники, но и люди, разделяющие какое-либо религиозное убеждение, под запретом оказалось искусство и письменность. Когда в 1991 году был, свергнут экстремистский режим и враждующие стороны подписали мирное соглашение, международные организации помогли новому камбоджийскому правительству восстановить Ангкори возродить традиционные ремесла.

Буддизм считают своей религией около 95 % населения страны Камбоджа. Религия этой местности носит название тхеравада, или «южный буддизм».

В Камбодже не удивительно, что буддизм имеет статус основополагающего вероисповедания и полностью признаётся законами страны.

Есть небольшой процент (1,5%) населения страны Камбоджа, религия которых ислам. Христиан здесь и того меньше – около 0,5 %. Здесь буддизм носит название и характер тхеравадского, который к тому же, признан государственной религией. В Камбодже насчитывается огромное количество (более 4300) монастырей и храмов.

Монахи Камбоджи разделены на два крупных ордена: Тхаммаютникай (более численный) и Маханикай. Хотя второй орден не столь велик, он поддерживается местными органами власти.

Монашеские группы живут скромно и соблюдают 227 правил буддистских монахов. Они не принимают участие в развлекательных мероприятиях, а своё существование полностью посвящают религии. Буддийские монастыри носят название «вата».

В жизни обычного народа страны Камбоджа, религия имеет важнейшее значение, и камбоджийцы придерживаются религиозных буддийских принципов в обычной жизни.

Во все века становления культуры страны Камбоджа, религия находила своё отражение в её искусстве. Вера местных жителей в анимизм всецело отражалась в их культурном развитии. Своих приверженцев имеют также религии индуизм и буддизм. Обе эти направленности появились на Азиатском материке ещё в самом начале нашей эры.

Кхмеры проживают в поселениях, расположенных недалеко друг от друга. Там они обрабатывают земли, а когда запас полезных свойств почвы, на выбранной ими территории, иссякает – они покидают эту землю и переселяются. Остальная основная часть жителей Камбоджи живёт в постоянных сёлах у берегов водоёмов или вблизи рек. Поселения кхмеров часто включают также китайские общины, которые исповедуют конфуцианство.

Красными кхмерами, во времена своего властвования на территории современной страны Камбоджа, религия была запрещена до 1979 г.

Жители Камбоджи, исповедующие буддизм, считают всё бытие круговоротом переселения души. Потому, стараются «накопить» хорошие дела. Это они делают через пожертвование финансов или вещей для храмов, или приносят пищу для монахов.

На развитие культуры кхмеров, в различные эпохи, было оказано влияние интернациональных культур. Камбоджийское культурное наследие объединяет в себе черты китайской и тайской культур.

Санскрит – официальный язык, используемый в литературе. Разговорным языком является кхмерский, который в изучении довольно трудный. Место второго языка страны принадлежит английскому, несмотря на то, что многие жители говорят на французском.

Необычайные архитектурные постройки, сохранённые на сегодняшний день, - это комплексы храмов «Ангкор-Ват» и «Байон», расположенные в городке Сием-Реал. Это мощное наглядное свидетельство величественности возводимых сооружений культурного характера империи.

Наряду с постройками сооружений и храмов, небывалым развитием характеризуется также прикладное искусство, развитие скульптурных памятников, становление музыкальных и танцевальных направлений. Всё это, в дальнейшем сыграет необычайно важную роль в развитии культуры и архитектуры современной Камбоджи, которая известна сегодня.
Пример объединения прошлого Камбоджи и её настоящего – королевский балет, который был основан на танцевальных тайских, явских и индийских традициях и принципах.

Прекрасным местом, с образцами кхмерской культуры и изображением индуистских божеств, является Национальный музей в г. Пномпень.

Уникальная камбоджийская культура - это переплетение буддизма и индуизма и местных верований. Кхмеры, а именно они составляют подавляющее большинство населения Камбоджи, трудолюбивые и приветливые люди.

Особое отношение у кхмеров к свободе. Несмотря на большую лояльность к власти и почитания королевской власти, у камбоджийцев всегда было ярко выраженное чувство независимости и свободы. Может поэтому до сих пор для них правила дорожного движения во многом только слова и не более.

Буддизм в Камбодже

Буддизм в Камбодже исповедуется более 90 % населения страны, остальные религии это христианство, ислам, даосизм, конфуцианство и местные верования.

Наиболее распространено буддийское течение Тхервада. Для этого направления буддизма свойственно придавать большое значение позам и жестам при изображении Будды - это имеет большой религиозный смысл.

Национальные особенности Камбоджи

Национальные особенности Камбоджи - это яркий оптимизм местных жителей, радушие и приветливость. Конечно, одновременно с этим, многие камбоджийцы застенчивы, они «побаиваются» туристов, общение с ними может быть сложным. Впрочем, в туристических местах застенчивых жителей не так много, большинство уже привыкло к туристам, и порой пользуется их незнанием страны, местных правил, цен.

Камбоджийские семьи во многом традиционны, мужчины работают, а женщины и дети или занимаются хозяйственными делами, или продают на рынках рыбу, поделки, еду, одежду. Хотя традиционные семьи в туристических районах уже редки, местные женщины и девушки работают в офисах и магазинах. Есть в Камбодже и проституция, которая во многих городах процветает. Однако подобные знакомства довольно опасны, риск подхватить заболевание или оказаться втянутым в «грязную» историю чрезвычайно высок.

Правила европейского образа жизни в Камбодже пока достаточно формальны, даже офисные менеджеры вне стен могут надевать кхмерскую одежду и жить в традиционных жилищах. Привычные правила дорожного движения, гигиены и многие другие здесь фиктивны, на дорогах творится хаос, а в уличных забегаловках продавцы одной и той же рукой могут готовить еду, брать деньги и одновременно выбрасывать мусор.

Кхмерская свадьба

Кхмерская свадьба - один из интереснейших ритуалов, среди которых немалую роль играют песнопения в честь камбоджийских богов.

Все церемонии проходящие на кхмерской свадьбе связанны с древней легендой «Сом Сла Каншенг». В легенде говорится: «Двое мужчин, пасшие своих буйволов на поле, захотели скрепить свою дружбу и породниться за счет брака между детьми (у одного был сын, а у другого дочь). В доказательство своих слов и твердости намерений они обменялись орехами бетеля, завернутыми в листья крама». С тех незапамятных пор в Камбодже существует традиция, когда жених дарит невесте коробку с орехами бетеля.

Еще одной интересной особенностью свадьбы в Камбодже является то, что на свадьбе молодожены обязательно должны обменяться одеждами.

Камбоджийская музыка и танцы

Камбоджийская музыка, как и вся культура Камбоджи, основана на кхмерских традициях. Музыка кхмеров делится на два основных направления - Пинпеат и Мхори. Различие между ними заключается в том, что Пинепеат состоит из струнных и ударных инструментов, а в Мхори музыка исполняется только ударными.

Самым популярным музыкальным инструментом Камбоджи стал чапей - струнный инструмент со смычком. Среди направлений народной музыки выделяется «Скор» - тип народного ансамбля. Ансамбли «Скор» есть практически во всех деревнях, они исполняют народную музыку на свадьбах, на праздниках и традиционных представлениях.

Камбоджийские танцы - прямые наследники придворных танцев Индии. Самым ярким образцом классического народного танца стал сюжет поэмы Рама.

На основе этой легенды в Камбодже был составлено целое музыкальное произведение, которое на протяжении более 200 лет исполняется Королевский камбоджийский университет.

Праздники в Камбодже

Количество праздников в Камбодже может озадачить многих туристов, что, впрочем, не удивительно, ведь кроме исконно камбоджийских в стране отмечаются буддийские, тайские и китайские праздники, а в последнее время к ним прибавились праздничные дни позаимствованные из европейских стран.

Даже Новый Год в Камбодже празднуется несколько раз, так у китайцев и вьетнамцев, живущих здесь лунный Новый Год отмечается в конце января - начале февраля, кхмеры празднуют это событие (Чнам-Тмай) в середине апреля, а официальный праздник назначен, как и в Европе, на 1 января.

Наиболее красочными праздниками в стране являются Чнам-Тмай (камбоджийский Новый Год) - в это время по всей стране люди сооружают песчаные холмы, ставшие символом ступ - буддийских религиозных строений. Считается, что каждая песчинка в таком холме способствует искуплению грехов.

Следом за Чнам-Тмай, в мае начинается Чат-Пре-Нангкал - королевская пахотная церемония, проходящая в мае около Королевского дворца в Пномпене.

Также большой у местных жителей в Камбодже пользуется праздник Прочум-Бен (Пчам-Бен) - праздник поминовения умерших отмечаемый в сентябре. По легенде, в период убывающей луны, когда небо затянуто облаками, а ночи становятся все темнее, Яма - король мертвых - отпускает души умерших, и они на время живут среди людей. В первую очередь души усопших идут в пагоды, и если не находят в них традиционных подношений, то проклинают родных.

Официальные праздники Камбоджи

  • 1 января - европейский Новый Год
  • 7 января - День Победы над режимом геноцида
  • 8 марта - международный женский день
  • 13-15 апреля - Чнам-Тмай (кхмерский Новый Год)
  • 1 мая - День Труда
  • 13-15 мая - День Рождения короля
  • 19 мая - День Рождения Будды
  • 18 июня - День Конституии
  • 24 сентября - День предков
  • 29 октября - День коронации
  • 31 октября - День Рождения короля-отца
  • 9 ноября - день Независимости
  • 10 декабря - день защиты прав человека

Несколько слов об укладе местной жизни.
При взгляде на жилье камбоджийцев, во-первых, удивляешься бедности. Во-вторых, замечаешь, что дома стоят на сваях, на случай затоплений и для обустройства зоны отдыха в тени, и имеют 2 этажа. На самом верхнем этаже спят в холодное время года, потом в зависимости от температуры сначала спускаются на 1 этаж, а в самую жару и вовсе на улицу на землю (у некоторых домов на земле есть настил). Внутри дома практически без мебели, спят кхмеры прямо на полу на циновке. Живут очень и очень бедно! В частности поэтому, но во многом и из-за собственной лени, едят все, что бегает, прыгает и ползает. Причем, придумали ленивый способ ловить насекомых — устанавливают неоновые лампы, а под ними ведра. Насекомые стукаются об лампу и падают в ведро. Содержимое ведра потом падает на сковородку. Мы местные деликатесы пробовать не стали, для меня это дикость.


Лень камбоджийцев определяется их верой. Я не вникала в подробности, но суть в том, что они верят в реинкарнацию. И родиться бедным очень хорошо, так как это означает, что земной путь походит к концу. И поэтому никто не стремится к тому, чтобы что-либо изменить в своей жизни. Их и так всё устраивает. Раз дано им было родиться бедными, значит, так надо, и они не в праве это менять. Вот такая вот философия.

Впрочем, вернувшись в Камбоджу спустя три года, я заметила, что уровень жизни в стране заметно поднялся. Очень много ее жителей обзавелись автомобилями, причем большая часть из них — Лексусами. Цены на все тоже заметно поднялись. Больше Камбоджу нельзя назвать страной «one dollar»))

В предыдущей части я уже упоминала богиню танца Апсару. Ее изображения есть почти во всех . Легенда гласит: «Водная гладь расступилась, и вышли на земной берег девушки нежнейшей красоты». Это как раз о них. Во времена расцвета Ангкорской империи эти удивительные нимфы танцевали для знати. Представления апсар стали неотъемлемой частью королевского балета. Танцовщицы воспитывались и жили в королевском дворце. Быть апсарой было очень престижно, к ним относились с уважением и почетом. После разгромления империи сиамами искусство танца было утеряно. И не известно, какова была бы его судьба, если бы Камбоджу не колонизировала Франция. Традиция танца французам понравилась, и он был восстановлен по храмовым фрескам с небольшими изменениями. Изначально апсары были одеты только в шелковые юбки и массивные украшения, грудь оставалась обнаженной. Французы изменили наряд на более скромный, скорее, похожий на сари. И сам танец утратил свой сакральный смысл и стал скорее развлечением для жителей и гостей Камбоджи. Хотя есть другая версия, которая заключается в том, что после разгрома Ангкора танцовщицы были отправлены работать на рисовые поля, но некоторые из них позже вернулись и стали тайно обучать девушек искусству этого танца. То есть забыт и утерян он не был. Но, в любом случае, своим возрождением танец апсара обязан французам.

В Ангкоре мы настолько впечатлились изображениями Апсар, что решили однозначно увидеть и сам танец. Вариантов для этого было два — или пойти в ресторан, где дают танцевальные представления, или пойти на настоящий балет апсары — лазерное шоу «Улыбка Ангкора». Мы выбрали второй вариант, так как, по словам местных, в ресторанах показывают лишь жалкое подобие апсары, а настоящий танец можно увидеть только в театре балета. А нам, естественно, хотелось впечатлений настоящей апсары))
Фотографировать было нельзя, да и не хотелось отвлекаться от лицезрения такой красоты) Поэтому фотографии из интернета:



Впечатлений, конечно, мы получили море! Один только танец с подсвечниками чего стоил! Это был самый грандиозный номер из всех увиденных мною в жизни. Честно, так нельзя танцевать! Обычный человек так точно не может! На сцене однозначно было полубогиня Апсара! Жаль, что в интернете я не нашла ни фото, ни видео этого танца, но это было незабываемо!

Когда я была на этом шоу в 2014 году, билет включал в себя ужин в буфете театра. Сейчас есть возможность купить билет без ужина, но дешевле обычной цены. В январе 2018 года в зависимости от сектора посещение театра стоило 40 и 30 долларов без ужина и на 8 долларов дороже с ужином. Посмотреть актуальные цены и забронировать билеты можно на официальном сайте .

Если у вас будет время, обязательно погуляйте по Сиемрипу и посетите его . Так вы сможете лучше понять культуру и традиции этой удивительной страны. И, я уверена, полюбите ее и захотите еще не раз вернуться.

P.S. Больше информации о наших путешествиях и фотографий — в моем