Джейн остин биография и портрет. Женщины в истории: Джейн Остин

Джейн Остин (другой вариант написания - Джейн Остен) - популярная британская писательница и сатирик. По мнению критиков, её романы являются выдающимися, их в обязательном порядке изучают в английских учебных заведениях.

Биография Джейн Остин будет крайне интересна всем ценителям литературы.

Краткая биография

Джейн Остин появилась на свет 16 декабря 1775 года. Её отец был небогатым священником, человеком образованным, имеющим передовые взгляды. Семья принадлежала к социальному классу джентри (английское нетитулованное дворянство). В семье было восемь детей, Джейн была предпоследней.

Её старшая сестра Кассандра стала художницей, брат Джеймс писал прозу и стихи, но избрал карьеру священника. Остальные дети из семьи Остин не завоевали популярности на творческом поприще: два брата стали моряками, а ещё один брат, Генри Томас Остин, перепробовал множество профессий, в конце концов разорился и также стал священником.

В юности Джейн была достаточно капризной девочкой. Она обожала балы, наряды и… интересные книжки. Когда она была юной, Англия постоянно воевала. Это давало будущей писательнице почву для воображения. Героические фигуры и любовь на фоне трагедий будоражили её романтическую натуру, а сюжеты она черпала из писем тех лет. Книги Джейн Остин и её литературный стиль сформировались под влиянием впечатлений её юности.

Будущая знаменитая писательница и её старшая сестра сменили несколько колледжей, а затем вернулись домой, в провинцию, где их образованием вплотную занялся отец. Он сумел привить дочерям вкус к классической литературе. Так, например, Джейн в юности зачитывалась произведениями Шекспира, без преувеличения можно сказать, что они оказали на неё огромное влияние. Кроме того, в доме семейства Остин нередко останавливались умнейшие люди Англии. Знакомство с ними благотворно сказалось на писательской карьере талантливой девушки.

Джейн Остен провела всю свою жизнь в провинции. После кончины отца она писала свои произведения, материально помогала семье. Её личная жизнь не была особенно богата событиями: она так и не вышла замуж, хотя ей и предлагали вступить в брак многие мужчины.

Её творчество подразделяется на несколько этапов. Первый этап - подростковый возраст и ранняя юность. В этот период, продолжавшийся до начала девятнадцатого века, Джейн тяготела к историческому и романтическому жанру, а также к коротким рассказам.

Но чем старше становится Остин, тем более психологически глубокими, выдержанными, философскими становятся её произведения. Самые популярные романы принадлежат именно ко второму этапу её литературного творчества. Среди них были как произведения эпистолярного жанра, так и исторические, биографические, любовные и другие. В основном это романы.

Главной целью великой писательницы было нести людям свет, просвещать читателей. Она рассказывает о людях, их отношениях, о добре и зле, о любви и предательстве. Именно поэтому литературные произведения Джейн Остин так актуальны и в наши дни, они чрезвычайно интересны для самого широкого круга читателей из всех стран мира.

Выдающаяся британская писательница умерла в июле 1817 года в маленьком городке под названием Уинчестер (Винчестер). Ей был всего 41 год. Она отправилась в Уинчестер лечиться, но умерла там на руках у сестры Кассандры. Её последний роман, который назывался «Сэндинтон», так и остался незаконченным…

Вклад в искусство

Джейн Остин совершенно справедливо считают величайшей английской писательницей. Её перу принадлежат романы, ставшие поистине культовыми. Всего Джейн написала и издала девять больших и малых произведений, ещё пять больших романов опубликованы посмертно.

Самые известные романы Джейн Остин принадлежат ко второму, зрелому периоду её творчества (с 1811 до 1816 года). Её лучшие книги, которые включены в школьную и институтскую программу различных стран мира:

  • «Гордость и предубеждение».
  • «Эмма».
  • «Чувство и чувствительность».

Еще один известный роман писательницы – «Доводы рассудка» – был опубликован уже посмертно, её сестрой-художницей Кассандрой, которая была невероятно близка с Джейн как в детстве, так и в последние годы её жизни.

Многие произведения Джейн Остин легли в основу киносценариев спустя два века после её смерти, а роман «Гордость и предубеждение» даже был экранизирован неоднократно. В экранизациях главные роли исполняли лучшие актёры англоязычных стран, а сами фильмы (несмотря на небольшой бюджет некоторых из них) завоёвывали престижные кинопремии. Многие фильмы по книгам Остин стали культовыми, и даже сейчас их называют бессмертной классикой английского и американского кинематографа.

Про саму знаменитую британку тоже снято несколько крайне успешных художественных и биографических фильмов.

Многократно Остин обращалась к истории родной страны. Она написала исторический роман «Замок Лесли», а также, будучи совсем юной девушкой, создала книгу под названием «История Англии». Историки, как правило, положительно оценивают исторические произведения Джейн за их достоверность, точность в описании деталей, а также великолепные сюжетные линии.

Обыкновенные читатели и читательницы, даже особо не разбирающиеся в литературе, неизменно обожают романы Джейн Остин за их закрученный сюжет, прекрасно выписанных персонажей, изящный стиль, а также мягкий, чисто английский юмор. Всё-таки британка была не просто хорошим автором - она была первоклассным автором.

Современным литераторам есть чему поучиться у этой талантливой девушки из английской глубинки. Простота, но в то же время благородство её слога завораживают. Она стала следующим после Шекспира реформатором английского литературного языка.

Без сомнения, Джейн Остин была великой писательницей. Однако помимо этого она была замечательным человеком: сильной женщиной, любящей дочерью. Она снискала всемирную славу лишь благодаря своему выдающемуся литературному таланту.

Выдающаяся английская писательница, сатирик, историк Джейн Остин по праву может считаться образцом и ориентиром для новых поколений юных авторов из самых разных стран мира, мечтающих добиться успеха на литературном поприще. Автор: Ирина Шумилова

Джейн родилась в семье сельского пастора Джорджа Остина и его супруги Кассандры в городе Стивентоне, графстве Хемпшир, 16 декабря 1775 года. У нее было шесть братьев и старшая сестра, которую, как и мать, звали Кассандрой. Семья была небогатой, и Джордж Остин, на плечи которого легла забота о многочисленных отпрысках и жене, вынужден был брать дополнительную работу — он принимал на дому учеников и готовил их к поступлению в Оксфорд. Джордж Остин был человеком начитанным и хорошо образованным, любовь к книгам он привил и своим детям. Джейн была очень привязана к отцу — позже эту линию отношений она перенесет и в свои романы.

Атмосфера в семье была теплой и творческой: помимо чтения книг и рукоделия, дети разыгрывали домашние спектакли, сценарии для которых придумывали сами. Джейн, обнаружившая в юном возрасте склонность к писательству, зачитывала братьям и сестрам отрывки из своих стихов и пьесок. Один из братьев, Генри, с которым Джейн была особенно близка, впоследствии взял на себя роль ее литературного агента.

Мисс Джейн Остин

Когда Джейн было 8 лет, их с Кассандрой отправили в пансион, где девочек учили языкам, танцам и музыке. В школе сестры тяжело переболели — заразились сыпным тифом. Вскоре финансовое положение семьи ухудшилось, и девочки не могли больше продолжать обучение. Их дальнейшим образованием занимались отец и братья. Джейн также черпала знания из книг, которых, благо, было предостаточно в домашней библиотеке.

В 14 лет Джейн написала пародийную комедию «Любовь и дружба», ироничное повествование о быте и нраве барышень 18 века. Тогда же она всерьез решила заниматься литературой и начала работу над романом в эпистолярном жанре «Леди Сьюзан». Он повествует о вдове, которая озабочена тем, как бы удачнее пристроить дочь и самой повторно выйти замуж. Книга так и не была опубликована при жизни писательницы.

Помимо увлечения литературой, у Джейн были вполне обыкновенные интересы для молодой девушки того времени. Она любила наряды, шляпки и, конечно, танцы. В многочисленных письмах к сестре встречается множество милых деталей, вроде того, какие кружева и ленты ей удалось купить для пошива нового бального наряда. Кстати, она была отличной портнихой и позже, когда отец семейства скончался, обшивала родных и зарабатывала своим мастерством на жизнь.

О личной жизни Джейн Остин, женщины, которая создала целый мир дамского романа, доподлинно известно совсем немного. Отчасти в этом виновна Кассандра, которая после смерти сестры уничтожила львиную долю ее корреспонденции. И хотя руководствовалась она добрыми намерениями — некоторые письма содержали, вероятно, информацию слишком личного характера, для исследователей жизни писательницы это стало огромной потерей и проблемой.


Одно из писем Джейн к Кассандре

Однако об одном романе все же известно. Джейн было 20 лет, когда она встретила юношу по имени Том Лефрой. Он был родом из Ирландии, учился на юриста и приходился родственником ближайшим соседям Остин. Н азвать их отношения полноценным романом, пожалуй, нельзя. Даже по меркам конца 18-го века. Молодые люди несколько раз танцевали на балу, о чем Джейн рассказала в письме Кассандре: «Я с ужасом хочу поведать о том, как мы вели себя с моим ирландским приятелем. Представь себе все самое распутное и шокирующее, что только может быть, когда двое танцуют или сидят рядышком. Впрочем, мне представится только одна возможность еще раз показать себя, потому что он уезжает из страны вскоре после следующей пятницы, когда мы должны танцевать на балу. Он настоящий джентльмен: привлекательный, приятный молодой человек, уверяю тебя. Правда, я мало что еще могу о нем сказать, ведь мы почти не встречались, не считая тех трех балов».

В дальнейших посланиях Джейн еще несколько раз возвращалась к описанию Лефроя, рассказывала о его планах и увлечениях. Не знала она только одного: Том уже несколько лет был влюблен в сестру своего школьного приятеля, и молодые люди собирались пожениться. Вскоре после возвращения Лефроя в Ирландию они обручились.

История взаимоотношений Джейн и Тома была впоследствии приукрашена и сильно романтизирована. Судя по записям Остин, у нее были некоторые мечты относительно Лефроя. Она надеялась встретить его в Лондоне, когда их семья останавливалась там на некоторое время. Вероятно, они могли видеть друг друга еще один раз — в городе Бат, куда затем переехали Остин. Но это было уже 8 лет спустя. Том к тому времени был глубоко женат на той самой девушке, сделал неплохую карьеру, и вряд ли сокрушался о Джейн. Впрочем, по воспоминаниям его племянника, Томаса Эдварда Престона Лефроя, он однажды спросил дядю, были ли у него какие-то чувства к Остин. Том, которому на тот момент было за 50, ответил, что был влюблен в нее, однако это была незрелая, «мальчишеская» любовь. Он также чувствовал себя несколько виноватым в том, что, вероятно, позволил ей надеяться на нечто большее. Так или иначе, но к 1798-му году историю Джейн и Тома можно было считать закрытой.


Томас Лефрой

Хэпии-энда не случилось, но этот грустный опыт пошел на пользу творчеству. Джейн начала работу над романом с черновым названием «Первые впечатления», который впоследствии стал той самой, хорошо известной нам всем историей о гордости и предубеждении. Черновик был закончен в 1799-м году.

В то же время отец Джейн предпринял попытку опубликовать один из ее романов. Он отправил копию в издательство, которым владел человек по имени Томас Каделл, однако последний отослал рукопись обратно, даже не удосужившись прочитать ее.

«Нортенгерское аббатство» стало первой книгой, которую Остин самостоятельно подготовила для публикации. Первоначально Джейн удалось продать рукопись книготорговой компании за 10 фунтов, но по какой-то причине было принято решение роман не выпускать. Остин попросила вернуть манускрипт, издатель же потребовал взамен свои деньги. Джейн, которая на тот момент находилась в стесненных обстоятельствах, вынуждена была оставить книгу в распоряжении компании на неопределенный срок. Рукопись была выкуплена только несколько лет спустя, а издана уже после смерти писательницы.

Первым опубликованным романом Остин стали «Чувство и чувствительность». Генри, любимый брат Джейн, отправил оригинал издателю Томасу Эгертону, который согласился выпустить книгу. Это случилось только в 1811-м году. Роман получил хвалебные отзывы и принес Остин неплохую прибыль. К этому времени глава семьи скончался, и дети, в частности, сыновья, вынуждены были взять на себя заботу о благополучии матери и сестер. «Чувство и чувствительность» были так популярны, что Эгертон принял решение выпустить следом «Гордость и предубеждение». Книга была раскуплена практически моментально. Вслед за этим романом свет увидели «Мэнсфилд -парк» и «Эмма».

Творческие успехи, безусловно, удовлетворяли амбиции Джейн, но вот в любовной жизни царило затишье. После истории с Лефроем Остин получила всего лишь одно предложение руки и сердца. Оно поступило от друга детства Джейн и достаточно обеспеченного мужчины — Харриса Биг-Уизера в 1802-м году. Поразмыслив над своим положением, Остин ответила согласием, однако практически сразу же передумала, и на следующее утро сообщила о том, что отзывает свой положительный ответ. Более о браке она не задумывалась. Сестра Кассандра тоже так никогда и не вышла замуж. Ее жених, который отправился в военную экспедицию, чтобы заработать денег на свадьбу, погиб еще в 1797-м году.


Джеймс Макэвой и Энн Хэтуэй в фильме «Джейн Остин» (2007)

Итак, Джейн фактически объявила себя старой девой. Впрочем, она совершенно не стеснялась подобного статуса и даже специально носила чепец, чтобы подчеркнуть осознанный выбор оставаться в одиночестве. Откуда же мисс Остин черпала вдохновение, описывая страсти, кипевшие в душе ее героев? Отчасти — из книг, отчасти — из жизни своих близких. Она была очень наблюдательна, умела слушать и сопереживать. Будучи тонким эмпатом с развитой фантазией, Джейн с легкостью примеряла на себя различные роли. После оглушительного успеха первых романов наступила некоторая пауза. Второе издание «Мэнсфилд-парк» продавалось уже не так хорошо. Братьев Остин также постигла денежная неудача, и финансовая ситуация семьи стала критичной. В надежде исправить положение, Джейн начала работу над романом «Братья», успев написать 12 глав, однако завершить книгу ей так и не удалось.

На 41-м году жизни здоровье Джейн резко ухудшилось. Она ослабла, практически не могла выполнять ежедневную простейшую рутину, все реже вставала с постели. Позднее исследователи придут к выводу, что у Остин, скорее всего, был рак, который дал метастазы. Она медленно угасала и умерла 18 июля 1817 году окруженная любящими братьями, сестрами и племянниками.

🔥 Для читателей нашего сайта промокод на книги Литрес. 👉 .

Все, кто любит красивые романы, по достоинству оценят книги Джейн Остин. Список ее лучших произведений по порядку.

Гордость и предубеждение

Произведения автора Джейн Остин были востребованы в Англии сразу после их написания. Но титул «главной леди английской литературы» ей присвоили только в 20 веке. О ней говорили, что за счет своего таланта, она создавала оригинальные произведения. Лучшей ее книгой признан роман «Гордость и предубеждение», который и сейчас сохранил свое очарование и лоск. Дальше

Как же трудно существовать в разлуке с дорогим тебе человеком, ради которого была готова на все, даже попрощаться с жизнью. И не имеет значения, что послужило этому. Жизнь потеряла смысл, и душа рвется на части. А навязчивая мысль о том, что возможная причина разлуки и потери любимого ты сама, помогает понять, что он был самым родным сердцу и такого уже не будет… Дальше

Главная задача леди Сьюзан — удачно сосватать свою дочь Фредерику. Подходящий, по ее мнению, жених уже подобран, и дело осталось за малым, но тут дочь показывает нрав. Что бы ее усмирить, мать отправляет ее в пансионат. Но тут жизнь самой леди Сьюзан начинает стремительно меняться, появляется несколько ухажеров, и она становится участницей интриг. Дальше

В шикарной загородной усадьбе проживает Томас Бертрам со своей семьей. Здесь же они приютили свою осиротевшую родственницу Фанни Прайс. Девочка растет очень тихая и покладистая, а единственным близким другом выбрала своего кузена Эдмунда. В скором времени из Фанни вырастает привлекательная девушка, в которую по-настоящему влюбляется не только Эдмунд. Дальше

Нортенгерское аббатство

Произведение показывает, что любовь — это не только романтика, но и игристые шутки. Она может одновременно наравне с серьезными чувствами быть веселой и задорной. Юная героиня романа Кетрин Морланд, приглашена своими обеспеченными соседями посетить город в Англии. Там она обзаводится новыми знакомыми и окунается в атмосферу любовных связей и историй. Дальше

Разум и чувства

История рассказывает о жизни трех сестер и их матери, которые потеряли своего отца и большую часть наследства. Теперь им предстоит одним выживать в тяжелое время. Но в жизни есть такое чувство как любовь, оно вдохновляет и способствует преодолению всех проблем. Сестер объединяет и вдохновляет безответное чувство, в то же время в них влюблены другие мужчины. Дальше

Сэндитон

Это последний роман писательницы, который она не дописала. Здесь блистательная ирония на обстановку популярных в то время в Англии курортов на море. Сюжет повествует о путешествии Шарлоты Хэйвуд в прибрежный поселок, где ей встречаются всякие персонажи, от смешных и безобидных до отрицательных. Книга наполнена полыхающими эмоциями и бушующими чувствами. Дальше

Чувство и чувствительность

Это самый популярный роман Джейн Остин, по его мотивам в наше время не раз снимались фильмы, а кино «Разум и чувства» с мировыми актерами заслужило много кино премий, в том числе, Оскар. Сюжет показывает, что каждый переживает свою влюбленность по-разному, в зависимости от восприятия мира. Все события описаны с юмором, а это обязательный атрибут стиля писательницы. Дальше

Эмма

Богатая и своенравная девушка Эмма Вудхаус придерживается мнения, что замуж не выйдет. Она занята более интересным делом, в котором считает себя профи — сватовство друзей и знакомых. Эмма в очередной раз хочет организовать счастье новоявленной подруги Харриет и мистера Элтона, но выясняется, что жених неравнодушен к самой Эмме. Дальше

Это были лучшие книги Джейн Остин. Список ее произведений рекомендуем занести в закладки. Делитесь своими впечатлениями от прочитанного в комментариях. 😉

ОСТИН, ДЖЕЙН (Austen, Jane) (1775–1817), также Остен, английская романистка, прославившаяся остроумным и проницательным изображением провинциального общества. Родилась 16 декабря 1775 в Стивентоне (графство Гэмпшир), в семье священника. В доме священника бытовали совсем не чопорные нравы, там устраивали любительские спектакли; с увлечением читали романы, когда чтение романов еще считалось занятием сомнительным; восторженно слушали юношеские комические сочинения Джейн. Не получив почти никакого формального образования, Джейн много читала и уже в четырнадцать лет могла сочинять забавные и назидательные пародии на различные признанные образцы литературы 18 в. – от сентиментальных романов до Истории Англии О.Голдсмита .

В творчестве Остен ясно просматриваются два периода плодотворной активности, разделенные довольно длительным перерывом: 1795–1798, когда были созданы ранние романы, и 1811–1816, поразительно насыщенный период первых головокружительных успехов и углубляющегося мастерства, когда были пересмотрены и подготовлены к изданию Чувство и чувствительность и Гордость и предубеждение и написаны три последних завершенных романа – Мэнсфилд-Парк , Эмма и Доводы рассудка . Поскольку все романы Джейн Остин публиковались анонимно, от лица некой «леди», громкой литературной славой она, конечно, пользоваться не могла, однако три романа выдержали при ее жизни по два издания; в особенности хвалили Гордость и предубеждение , а об Эмме одобрительно отозвался сам Вальтер Скотт .

Впрочем, на жизнь мисс Остин ее успех и творчество, похоже, не оказывали особого влияния. Насколько можно судить по ее письмам и воспоминаниям родных, она до самого конца оставалась прежде всего жизнерадостной, внимательной, нежной и ласково-ироничной дочерью, сестрой и теткой в своей большой и любящей семье. Умерла Джейн Остин в Уинчестере 18 июля 1817.

Юношеские сочинения Джейн Остин отличаются от первых опытов большинства других авторов тем, что часто забавны сами по себе, независимо от угадываемых в них черт ее позднейшего творчества. Например, Любовь и дружба (Love and Friendship ), произведение, сочиненное в четырнадцатилетнем возрасте, представляет собой уморительную пародию на мелодраматические опусы 18 в. Среди юношеских писаний Джейн, сбереженных в ее семье и изданных в трех томах более чем через сто лет после ее смерти, имеются и другие довольно остроумные сочинения. К ним, не умаляя его литературных достоинств, можно отнести и Нортенгерское аббатство (Northanger Abbey , опубл. 1818), поскольку этот роман писался как пародия на очень популярный тогда «готический роман» и по стилю, материалу и времени написания близок к юношеским сочинениям Джейн Остин. В Нортенгерском аббатстве речь идет о наивной барышне, свихнувшейся на чтении «готических романов» и вообразившей, будто в действительной жизни, если разобраться, тоже царит зловещая мистика.

Чувство и чувствительность (Sense and Sensibility , 1811) начинается как пародия на мелодраматические сочинения минувшего века, которые писательница уже подвергла раньше осмеянию в Любви и дружбе , но затем развивается в совсем неожиданном направлении. Мысль романа, лежащая на поверхности, состоит в том, что чувствительность – восторженность, открытость, отзывчивость – опасна, если ее не умеряют осмотрительность и благоразумие, – предостережение, вполне уместное в устах писательницы, выросшей в доме священника. Поэтому Марианна, воплощение чувствительности, страстно влюбляется в обаятельного господина, который на поверку оказывается негодяем; между тем ее рассудительная сестра Элинор избирает объектом своей привязанности вполне надежного молодого человека, за что получает в финале вознаграждение в виде законного брака.

Гордость и предубеждение (Pride and Prejudice , 1813) – один из самых известных английских романов. Это бесспорный шедевр Джейн Остин. Здесь она впервые полностью контролирует свои пристрастия и возможности; морализаторские соображения не вторгаются в анализ и характеристику персонажей; сюжет дает простор ее чувству комического и авторским симпатиям. Гордость и предубеждение – роман об охоте на женихов, и тема эта освещена автором со всех сторон и исследована во всех исходах – комических, обыденных, эмоциональных, практических, бесперспективных, романтических, здравомысленных и даже (в случае мистера Беннета) трагических.

В промежутке между двумя периодами, когда одно за другим создавались масштабные произведения, в1803–1805, Джейн Остин написала два ни на что не похожих опуса: Леди Сюзанна (Lady Susan ) – небольшой роман в письмах, в духе беспощадного юмора ее юношеских работ, яркий, язвительный портрет бессердечной светской дамы; Ватсоны (The Watsons ) – не слишком интересный фрагмент романа, затрагивающий опять же тему охоты за женихами, но в самом серьезном, строгом тоне, предвосхищающем ее следующий завершенный роман. Мэнсфилд-Парк (Mansfield Park , 1814) – наиболее крупное произведение Джейн Остин, с разнородным составом действующих лиц и широким тематическим охватом.

Эмма (Emma , 1815) считается вершиной творчества Джейн Остин, ярчайшим образцом ее комического письма. Тема романа – самообман. Читателю дается возможность проследить за переменами, которые происходят с очаровательной Эммой, превращающейся из высокомерной самовлюбленной юной командирши в смирную, раскаявшуюся барышню, уже готовую выйти замуж за человека, который способен защитить ее от ее собственных ошибок.

Доводы рассудка (Persuasion , опубл. 1818), последний завершенный роман Джейн Остин, вновь кардинально отличается от предшествующего. Но это не поворот в сторону Мэнсфилд-Парка , а обращение к не исследованным пока областям, лишь мимоходом затронутым в образе Марианны Дэшвуд в Чувстве и чувствительности . Новизна Доводов рассудка состоит в серьезном и сострадательном отношении к чувству. А в Сэндитоне (Sanditon , опубл. 1925), работе, которую Джейн Остин предприняла за несколько месяцев до смерти и которая осталась интригующим фрагментом, говорится о том, как обманчива внешность и как трудно выносить справедливое суждение, и все это с таким техническим бесстрашием и с такой пластичностью, что, кажется, от этой книги можно было бы ожидать даже большего, чем было достигнуто в Гордости и предубеждении и в Эмме .

Даша Татаркова

НА РОССИЙСКИЕ ЭКРАНЫ ВЫШЛА ЭКРАНИЗАЦИЯ «ГОРДОСТИ, ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ И ЗОМБИ» - пародийного романа, в котором героини Джейн Остин пытаются выжить во время зомби-апокалипсиса. Несмотря на безумную завязку, литературный мэшап оказался в меру остроумным, а в его адаптации согласились сыграть Лили Джеймс и Лена Хиди. Джейн Остин уже почти двести лет остаётся константой мировой культуры: её работы продолжают изучать и интерпретировать снова и снова. Для всех, кто хотел бы лучше понять вселенную королевы английской литературы, рассказываем, как она жила, кого читала, о чём писала и что же из всего это получилось.

Тётушка Джейн

Из-за привычки жителей XIX века держать семейные тайны под замком о Джейн Остин известно не так много. Несмотря на неиссякающий интерес к её персоне, до нас дошли лишь общие факты. Публикации под псевдонимом позволили ей вести достаточно скрытную жизнь, при том, что Остин поддерживала активную переписку с друзьями и родственниками. Однако самые интересные подробности так и канули в Лету после смерти писательницы вместе с письмами - их сожгла её сестра Кассандра из уважения к личной жизни Остин.

Долгое время о жизни Джейн Остин строили представление по биографии, написанной её племянником Джеймсом Эвардом Остином-Ли. Для него она была в первую очередь тихой и скромной «тётушкой Джейн». И хотя Остин действительно ценила размеренный семейный уклад, это описание едва ли проливает свет на глубину её характера. Биография Остина-Ли тем не менее стала ключевой для признания Остин как писательницы: после её публикации на родине началась настоящая мания. Современные биографы, не стеснённые обязательствами семейной чести, стараются копнуть глубже, включая сохранившиеся письма в исследования и рассматривая Джейн Остин в социальном, историческом и даже политическом контексте.

Джейн Остин родилась в небогатой семье джентри, самого низкого дворянского сословия, её отец был священником, занимавшимся в том числе фермерством. У Остин было шестеро братьев и сестра Кассандра, которая, как и Джейн, так и не вышла замуж, всю жизнь оставаясь её лучшим другом. Остин недолго училась в нескольких школах, но оканчивала образование под присмотром отца дома, где пользовалась его библиотекой. Семья несколько раз переезжала, так что Джейн успела пожить в том числе в курортном Бате, кипевшем культурной жизнью. В детстве она чуть не умерла от тифа, и некоторые предполагают, что причиной смерти писательницы в 41 год стал именно его рецидив, хотя правдоподобных версий её болезни несколько.

ДЖейн Остин

родилась в 1775 году в Стивентоне, жила в Бате и Чоутене. Скончалась писательница в Уинчестере, куда приехала на лечение

«Я хочу, чтобы люди были не очень приятными, это избавит меня от труда слишком сильно их любить»

из письма сестре Кассандре


Слева направо:
дом писательницы в Стивентоне; первая иллюстрация к «Гордости и предубеждению», напечатанная в издании 1830 года

Джейн Остин писала всю свою жизнь. Её семья поощряла чтение, и ещё в молодости Остин зачитывала им вслух свои рассказы. Сохранилось несколько юношеских произведений Остин, пародировавших сентиментальную прозу, смелая попытка в эпистолярном жанре «Леди Сьюзан», а также два незаконченных романа: «Утсоны» и «Сэндитон». При жизни Остин удалось напечатать четыре книги: «Разум и чувства», ставшую её дебютом, «Гордость и предубеждение», «Мэнсфилд-парк» и «Эмму». Она подписывалась просто - «A Lady». На протяжении жизни Остин постоянно возвращалась к своим работам и вносила в них правки. Посмертно вышли «Нортенгерское аббатство» и «Доводы рассудка».

Поскольку Кассандра уничтожила большую часть их с Джейн переписки, о личной жизни романистки можно только строить разной смелости догадки. Известно, что у Джейн был непродолжительный роман с племянником её соседей Томом Лефроем, которого она в письмах называла «мой ирландский друг», однако его родители не были заинтересованы в столь невыгодном браке. И хотя велик соблазн свести романтические истории Остин к её собственному печальному опыту, о драматичности этого происшествия можно только догадываться, а верить вольному рассуждению на тему в «Джейн Остин» с Энн Хэтэуэй в главной роли совершенно необязательно. Хотя Джейн однажды получила предложение руки и сердца, она его отвергла, поскольку не хотела выходить замуж из прагматических соображений и отвлекаться от писательского дела.

Те же письма Остин, что сохранились, показывают её как ироничную, умную и живую женщину, а не просто любительницу тихой домашней жизни. Несмотря на то, что семья Остин по большей части занималась тем, что общалась с многочисленными друзьями и родственниками, писательница видела в этом не столько комфорт, сколько возможность для исследования человеческой натуры. Благодаря брату Генри у неё было множество самых разных знакомых, и все они отмечали её исключительно живой ум. Письма Остин представляют её как человека с невероятно ироничным отношением к себе и жизни, глубоко чувствующего и видящего недостатки общества вокруг.

Библиотека Хантингтона

в Калифорнии, в которой, например, хранится первое издание «Гамлета», недавно приобрела ранее не изданные
письма, стихи и другие материалы писательницы

Что читать

Jane Austen: A Life

The Real Jane Austen:
A Life in Small Things

Jane Austen’s Letters

Разум против чувств

Когда Джейн Остин только начинала писать, в литературе царили возвышенный сентиментализм, преклонявшийся перед природой, и романтизм, который ставил яркие страстные чувства превыше всего. Однако социальные и политические перемены не прошли даром: всё больше женщин не боялось заниматься писательством, а засилье сентиментальной прозы потеснил реализм с Диккенсом во главе, работавшим, правда, уже после жизни писательницы. Примерно в то же время, что и Остин, писали такие выдающиеся женщины-авторы, как Фанни Берни, Анна Радклиф, Мэри Хейз, Элизабет Гамильтон, Мария Эджуорт, Мэри Шелли, которая, кстати, издала свою первую книгу аккурат в год смерти Остин.

Остин была предвестницей реализма, противопоставляя себя сентиментализму и романтизму и предпочитая иронию, пародию и бурлеск. Для писательницы это было принципиально: её комедийные сюжеты позволяли не стеснять женщин жёсткими рамками привычных образов порочности или, наоборот, невинности и прописывать сложные, изменяющиеся характеры. Хотя довольно долго работы Остин было принято относить к романам нравов, сегодня очевидно, что в них скрыто гораздо больше, чем просто наставления, и уже одна мастерская ирония Остин добавляет им не заметной на первый взгляд глубины.

Джейн Остин называют себя «джейнистами»

«Решительно, нет большего удовольствия, чем чтение!»

«Гордость и предубеждение»

Писательница обращалась к темам, которые волновали её саму, - той же несправедливой женской зависимости от мужчин, не только моральной, но и экономической. Она использовала личный опыт: поскольку Остин так и не вышла замуж, это означало, что она до конца дней будет жить на попечении родителей и братьев. Зачастую писательница строила сюжет вокруг пары персонажей, например сестёр, поскольку отношения с собственной сестрой Кассандрой всегда были для неё важнее всего. Многие героини Остин так же нежно дружат со своими отцами, как и Джейн в реальной жизни. Папа писательницы обучал её и поощрял любовь к чтению, так что тема важности женского образования, в то время не слишком распространённого, кочует из романа в роман.

Что читать

Celebrating Pride and Prejudice: 200 Years of Masterpiece

Susannah Fullerton

Understanding Austen: Key Concepts in the Six Novels

Growing Older with Jane Austen

Портрет эпохи

Жизнь писательницы пришлась на георгианскую эпоху, то есть время правления английских королей - почти всех их (кроме последнего), как несложно догадаться, звали Георг. Романы Остин были напечатаны в короткий период Регентства, самый конец эпохи, когда сын больного и обезумевшего короля принял на себя полномочия. Принц-регент, кстати, как и вся модная аристократия, был большим поклонником писательницы и как-то даже «попросил» (на деле такие просьбы, конечно, не обсуждалась) посвятить ему роман. В книгах Остин много социального контекста, но понять по ним историческую обстановку довольно трудно. Главным потрясением тех лет, безусловно, была Французская революция, перевернувшая в Европе всё с ног на голову. Британская империя тем временем зализывала раны, только-только лишившись американских колоний. Впрочем, в текстах Остин несложно найти следы наполеоновских войн: не зря многие её персонажи - военные.

«Его королевскому высочеству, принцу-регенту, наипочтительнейше посвящает эту работу с позволения его королевского высочества преданный и покорный слуга его королевского высочества автор»

По просьбе принца-регента Остин написала ему посвящение


Сельский пейзаж того времени выглядел примерно так, как на этой картине Джона Констебла

Остин писала о том, чему она становилась свидетелем изо дня в день, - о провинциальной дворянской жизни. Ни индустриальный скачок, ни исторические встряски их семьи почти не коснулись. Писательница также часто описывала места, в которых бывала сама, например Бат, в котором провела несколько лет. И хотя семья Джейн жила достаточно скромно, у писательницы было неплохое представление и о джентри, и о куда более обеспеченном дворянстве: благодаря брату Генри у неё было много знакомых разных профессий и статусов. Помимо военных и дворян у Остин часто появляются священники, поскольку она сама выросла в клерикальной семье.

О том, как была устроена жизнь дворянства и джентри, можно судить и по самой Остин, которая имела доступ к отличной библиотеке, любила шить и читать своей семье вслух - примерно так предполагалось вести себя образованной женщине того времени. По её работам - о загородной жизни аристократии, которую занимали балы, прогулки, разговоры. Охота, политика и верховая езда были уделом мужчин, а чтение, музыка, рисование, вышивание - женщин. При этом во время Регентства искусство процветало, так что читали в том числе своих современников, производивших фурор: безусловно, известного своими скандальными похождениями лорда Байрона, а также Вальтера Скотта или Марию Эджуорт.

Что читать

Jane Austen’s
Country Life

The List Lover’s Guide
to Jane Austen

Jane Austen’s England

Roy and Lesley Adkins

Права женщин

На переломе веков идея равноправия мужчин и женщин уже не была в новинку, во что сложно поверить, поскольку на практике это едва ли находило применение. Тем не менее ещё в 1792 году вышел труд писательницы Мэри Уолстонкрафт «В защиту прав женщин», одна из первых философских феминистских работ. Во времена, когда единственным способом для женщины обеспечить себе жизнь оставалось замужество, Уолстонкрафт выдвинула идею, что мужчины и женщины по рождению своему равны - и только недоступность образования не даёт им добиться высот. К сожалению, двести лет спустя не все ещё соглашаются с этим, казалось бы, бесспорным фактом. Работа Уолстонкрафт имела огромный резонанс, и, вероятно, её читала и Остин. В одно время с ней жили сразу несколько заметных писательниц-феминисток, в том числе и Мэри Эстел, также выступавшая за равные права, и Кэролайн Нортон, чьё дело дало женщинам право голоса в бракоразводных процессах.

«Дайте девочке образование и надлежащим образом подготовьте её к вступлению
в жизнь - ставлю десять к одному, всё наладится без дополнительных расходов
с чьей-либо стороны»

«Мэнсфилд-парк»


Слева направо: титульный лист «В защиту прав женщин»; портрет Мэри Уолстонкрафт, 1797

Когда речь заходит о феминизме в романах Остин, исследователи до сих пор тонут в спорах и находят подтверждения разным направлениям мысли того времени. Однако, какими бы ни были частности, нельзя не заметить независимость, объединяющую её героинь. Остин не была столь прямолинейна, чтобы провозгласить равноправие между мужчинами и женщинами - но она не скрывала своего недовольства его отсутствием на практике. Используя фирменную иронию, она давала героиням играть по своим правилам: в остроумии, моральной независимости, гордости и разумности они ничем не уступают мужчинам и не боятся им отказывать вопреки приличиям.

В глазах общества Остин оставалась, если не старой девой, то уж точно милой «тётушкой Джейн», поскольку так и не вышла замуж. На деле же она была молодой женщиной, искавшей способы реализовать себя вне игры на пиано-форте и поддержать финансово - так она решилась издать свои романы. Для Остин было критично то, как её современницы были скованы экономически и в рамках закона, и последствия этой несправедливости зачастую переживали её героини.

Остин знаменита тем, что использовала романтические клише против самого жанра и с их помощью подчеркивала несостоятельность роли, которую они навязывали женщине. И хотя героини писательницы по законам сказки всё-таки выходят замуж, феминистский тон произведений Остин работает исподволь. Эмма с самого начала - настоящая хозяйка дома, уверенная в себе, наслаждающаяся своей независимостью. Элизабет Беннет не просто саркастична, она дважды отказывает предложениям и уважает чужой выбор, даже если с ним не согласна; ей вторят делающие выбор вопреки Фанни Прайс и Энн Эллиот. Мэриэн Дэшвуд и вовсе отказывается подчиняться нормам приличия, а сестринские отношения с Элинор остаются выше всех привязанностей.

В 2017 году

портрет Остин появится на 10-фунтовой банкноте

Что читать

The Madwoman
in the Attic

Sandra M. Gilbert
and Susan Gubar

Jane Austen, Feminism and Fiction

Margaret Kirkham

Jane Austen: Women, Politics, and the Novel

Claudia L. Johnson

Учебник моды

Кино и сериалы сделали одежду, в которой ходят герои Остин, синонимичной тому, как одевалась аристократия в XIX веке. На деле это мода совсем короткого периода, которую быстро сменила викторианская строгость. Одежда времени Регентства напрямую отражала недавние события в Европе. После Французской революции пришла мода на неоклассицизм, так что силуэты платьев стали свободными, напоминая об античных одеяниях.

С одной стороны, так европейская знать всеми силами старалась дистанцироваться от образа поверженной французской аристократии, предпочитавшей дорогие тяжёлые ткани, излишества и парики. С другой - новый стиль рифмовался с обретённой свободой мысли и нежеланием загонять себя в строгие рамки пусть и, вполне буквально, корсетов. На рубеже веков отношение к одежде было невероятно утилитарным, однако, благодаря промышленной революции стало возможным всё быстрее адаптироваться к веяниям: цвета стали ярче, появились вычурные мотивы, а ухватить текущие тренды стало делом первой необходимости.

«Женщина наряжается только для собственного удовольствия. Никакой мужчина благодаря этому не станет ею больше восхищаться, и никакая женщина не почувствует к ней большего расположения»

«Нортенгерское аббатство»


Слева направо: автопортрет художницы Ролинды Шарплс, 1820; «Мадам Пьер Серизья (в девичестве Эмилия Пекуль) с сыном Эмилем», 1795, в модной тогда шляпе