Звезда мировой оперы хибла герзмава - о жизни, конкуренции на сцене и семье. Хибла Герзмава: биография и личная жизнь

Хибла Герзмава - одна из ведущих оперных певиц планеты. Ее имя в переводе с родного абхазского означает «златоглазая». Уникальный голос обеспечил ей первое Гран–при в истории Международного конкурса Чайковского и множество других побед. В ней сочетается множество разных вещей - истинно женская любовь к красивым нарядам, которые она при этом с легкостью раздаривает, благотворительность, на которую Хибла нередко отдает больше средств, чем оставляет себе, материнство и дружба. Она не любит слушать свои диски и убеждена, что «живьем» звучит гораздо лучше, чем в записи. «Без любви и без тепла петь невозможно, - уверена Хибла Герзмава. - А звук должен быть теплый и с золотом».


Звезда мировой оперной сцены посетила Минск, чтобы выступить на фестивале «Владимир Спиваков приглашает», и выкроила время для беседы с корреспондентом «СБ».

Свои декабрьские концерты в Германии вы посвятили жертвам терроризма, гонорары перечислили в фонд, оказывающий поддержку родственникам погибших. Это был порыв или осознанное решение?

Решение было импульсивное, оно пришло после катастрофы над Синаем, когда я увидела фотографию маленького ребенка у окна в аэропорту - эту девочку я до сих пор не могу забыть. Многие пытались в моем поступке усмотреть политическое высказывание, но - никакой политики, просто душевная боль.

Вы ведь рано лишились родителей. Трудно было пробиваться, не чувствуя родительской поддержки, справляться со всем в одиночку?

Очень тяжело. Мне было 16 лет, когда не стало мамы, и 18, когда ушел папа. Мои родители умерли очень молодыми, красивыми, у нас была роскошная семья. И в Москве мне, абсолютно домашней провинциальной пицундской девочке, конечно, пришлось нелегко. Не стану сейчас рассказывать про свои невзгоды и вдаваться в подробности, потому что мне до сих пор сложно без мамы. Знаете, на пути всегда встречались люди, которые мне помогали. И Господь, видимо, воздал мне за то, что когда–то забрал родителей, и посылает все время нужных правильных людей, которые любят меня. А родители... Они рано ушли, и это было больно. И по сей день я иногда могу плакать, как маленькая девочка. Потому что мне бы, например, очень хотелось, чтобы моего сына Сандро воспитывала бабушка, когда я где–то на гастролях. Да и вообще, когда мама рядом, дома - выпить вместе вкусный кофе и просто обнять ее, поцеловать... Я даже помню запах ее кремов и думаю, это никогда не пройдет. А если пройдет - значит, я пойму, что ушла часть моей жизни. Потому что маму ощущаю до сих пор. И папу, он очень сильный был. Они меня и сейчас поддерживают, я в это верю. Родители каждому нужны. А если Господь сделал так, что их нет, значит, ребенок очень сильный. Человеку, который рано теряет родителей, наверное, дается какая–то другая сила, которая двигает его вперед для того, чтобы он не упал. А если все же упал, значит, надо подняться и идти дальше. С открытыми глазами, со светлым лицом и солнышком внутри. Я так живу.

- Когда–то, до серьезных занятий вокалом, вы хотели играть на органе, эта мечта осуществилась?

Я выросла в Пицунде, и храм IX века, который находится в трех минутах от нашего дома и где замечательный орган, наверное, сыграл в моей увлеченности свою роль. Я окончила музыкальное училище по классу фортепиано, с детства хотела играть и никогда не думала, что стану петь в опере. Но каждый человек должен знать свое место в жизни, выбрать что–то одно и глобальное. Для меня таким единственно важным стал вокал. А на органе я три года отучилась факультативно в Московской консерватории, но сугубо для себя. Мне интересны были регистры, было любопытно, что я способна сделать за органом, смогу ли... Для меня это очень важная ступень, потому что инструменталисты, на мой взгляд, по–другому поют. И мыслят, и учат репертуар, и работают над клавиром иначе. Рояль и орган - очень хорошая школа для меня как для певицы. Пою по–другому, фразы строю и даже дышу по–другому.

Сейчас очень часто балерины, к примеру, снимаются в кино, стилисты начинают петь. Вас никогда не тянуло попробовать себя в другом качестве?

Оперная певица - хорошая драматическая актриса, которая поет. Я за это очень держусь, потому что через многое прошла и пережила. Чувствовать себя актрисой с голосом - совсем другое, нежели просто петь. И я ощущаю себя именно так. Конечно, с удовольствием сыграла бы в каком–нибудь хорошем кино. Недавно режиссер Александр Сокуров у нас в Абхазии снимал «Софичку» по Фазилю Искандеру - в таком фильме я бы снялась, конечно. Или вообще в интересной для меня картине, возможно, исторической. Но пока таких предложений не поступало.

- Есть ли работа, которая еще не сделана, партия, которую вы бы хотели спеть, но пока не спели?

Конечно, партия и роль Дездемоны в «Отелло». Но скоро я ее спою, в апреле - мае в «Метрополитен–Опера» - первом театре мира. У меня к этой роли особое, трепетное отношение, я готовлюсь к ней, потому что я - абсолютная Дездемона по голосу и как певица звучу сейчас очень хорошо в этой партии.

- Чего вам не хватает в жизни?

Катастрофически - сна и отдыха. Очень хочу отдыхать, но мне совсем некогда. Сейчас такой период в жизни, когда меня разрывают. И пока ты востребованный человек, ты должен работать. Пока тебя любят и хотят слышать и видеть, нужно идти вперед. В следующей жизни отдохнем, поспим - и круассаны съедим с маслом. (Смеется.) Очень люблю круассаны с ванилью, мечтаю когда–нибудь съесть пять штук за раз, пока никто не видит. Шучу, конечно.

Очень по–женски - бороться за красивую фигуру, носить шикарные наряды. Известно, что у вас целая команда стилистов и огромный сценический гардероб...

В моей коллекции и правда много платьев, дома они уже не помещаются, в театре для них даже есть отдельный отсек. Считаю, певица должна быть очень красивой на сцене. Когда я выхожу к публике, мне нужно быть безупречной, стильной, изысканно одетой - мне кажется, что от этого я лучше пою.

- Театральная среда довольно жесткая, вы не сталкивались, скажем так, с недобросовестной конкуренцией?

У нас жесткий мир, конечно, есть и завистники, и люди, которым ты не очень нравишься. Меня никто не подсиживает, потому что у меня своя планка в жизни, я ничье место не занимала, всегда делала свое дело и никогда не лезла в чужое. Хотя конкуренции очень много, и надо следить за этим каждый день. Но если есть люди, которых я раздражаю или которые плохо обо мне думают, я за них просто молюсь. А потом иду петь.

ovsepyan@сайт

Хибла Герзмава – российская оперная певица, народная артистка Абхазии и народная артистка России. Родилась Хибла в 1970 году 6 января в курортной Пицунде. Там, на залитом солнцем побережье, прошли ее детство и юность. С ранних лет Хибла пела и играла на рояле.

В детстве певица занималась в музыкальной школе в Гаграх, а позже в сухумском музыкальном училище. Однако будущая звезда собиралась стать не вокалисткой, а пианисткой. Хоть Хибла всегда любила петь, и даже сама сочиняла песни, но о вокальной карьере ни сама Хибла, ни ее близкие серьезно не думали. Заветная мечта девочки была: стать органисткой. Однако педагог по классу фортепиано разглядел в ней незаурядный певческий талант и отвел восемнадцатилетнюю Хиблу Герзмава в вокальный класс к педагогу Жозефине Бумбуриди. Этот шаг стал решающим для рождения будущей звезды оперной сцены.

Уже на следующий год, в 1989 году Хибла поступила в Московскую консерваторию на вокальный факультет, который закончила в 1994 году. Там ее наставниками стали профессор Масленникова Ирина Ивановна и профессор Арефьева Евгения Михайловна.

Но еще до окончания консерватории в 1993 году студентка вокального факультета Хибла Герзмава обратила на себя внимание мэтров вокала на конкурсе «Вердиевские голоса», который проходил в Буссето в Италии. На этом конкурсе за свой голос, артистичность и энергетику молодая певица была награждена третьей премией.

Не менее успешным для талантливой студентки стал и следующий 1994 год: вначале - вторые места на конкурсах Вильяса в Испании и Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге, а потом - Гран-при, который Герзмава завоевала в Москве на Х Международном конкурсе им. Чайковского, покорив жюри в финале ариями Розины и Снегурочки.

Хоть Герзмава и собиралась посвятить полностью свою жизнь вокальной карьере, она все равно не оставила детскую мечту - научиться играть на органе. Хибла три года ходила на факультатив в класс органа и все-таки освоила сложный инструмент. Занятия по классу фортепиано и органа не прошли даром. Именно благодаря профессиональному образованию и подготовке пианистки, Хибла Герзмава основательнее чувствует партитуру и более выразительно исполняет каждую партию, улавливая все интонации инструментов и используя их интонационные особенности. Это помогает певице усилить эффект своего красочного сопрано на слушателя.

1995 год стал для Герзмавы началом творческой карьеры в МАМТе. Драматическое дарование Хиблы, ее чистый и сильный голос, а также взаимопонимание и творческий союз с режиссером-постановщиком Александром Тителем помогли молодой солистке стать яркой звездой на сцене Московского музыкального театра. На его сцене она создала удивительные образы Розины («Севильский цирюльник» Россини), Адели («Летучая мышь» Штрауса), Царевны_Лебедь («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова), Людмилы («Руслан и Людмила» Глинки), Шемаханской царицы («Золотой петушок» Римского-Корсакова), Виолетты («Травиата» Верди) и др.

Талант певицы был отмечен в 2001 году театральной премией «Золотой Орфей». Она победила в номинации «Лучшая певица», а в 2010 году Хибла Герзмава удостоилась российской национальной театральной премии «Золотая маска» за партию Лючии. В числе ее наград также премия Casta Diva, Премия Москвы в области искусства и первая независимая премия «Триумф», полученная в 2011 году.

Хибла Герзмава много гастролирует по всему миру. Она выступала на сцене нью-йоркской Метрополитен Опера. Ее дебют состоялся там в 2010 году. Герзмава пела на сценах Венской государственной оперы, Лондонского Ковент-Гардена, Софийской Национальной оперы в Болгарии, Гранд Театро де Лисео и многих других площадках. В Париже Хибла выступала с арией Вителии на сцене парижской государственной оперы, и была названа одной из лучших, исполнявших когда-нибудь эту партию. Была на гастролях с театром в Южной Корее и США, выступала с концертными программами во многих странах. Певица записала несколько компакт-дисков, не раз выступала перед делегациями по личному приглашению президента в Кремле.

Постоянной страстью певицы всегда был джаз. Она неравнодушна к синтезу классики и джаза. В мире джаза одним из ее любимых партнеров и друзей был Георгий Гаранян , внезапно ушедший из жизни в 2010 году. Вместе с Ивановым и Севостьяновым Хибла проводит в Пицунде ежегодный джазовый фестиваль. Она всегда любила рисковать, была разносторонним человеком, обожающим эксперименты. Поэтому одно из ярких событий московской культурной жизни - концерт «Опера. Джаз. Блюз», где Хибла выступает вместе с джазовым трио Даниила Крамера - вполне понятен и закономерен.

И хоть родители назвали девочку «златоокая» (так Хибла переводится с абхазского), певицу можно по праву назвать «златоголосая». Ведь голос, которым Хибла очаровывает своих слушателей – золотой, драгоценный дар, который она с радостью дарит людям.

Программа "К 100-летию театра им.Станиславского и Немировича-Данченко..." Хибла Герзмава и Квартет Якова Окуня


Российская и абхазская оперная певица (сопрано). Солистка Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, заслуженная артистка России (2006), народная артистка Республики Абхазия (2006).


В 1994 году окончила Московскую консерваторию (вокальный факультет, педагоги - профессор И. И. Масленникова, профессор Е. М. Арефьева), в 1996 году - аспирантуру при Московской консерватории по классу профессора Масленниковой. Занималась также в классе органа.

С 1995 года - солистка Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

За время своей карьеры Хибла Герзмава выступала на сценах Мариинского театра в Санкт-Петербурге, Театра Комунале во Флоренции, Гранд Театро де Лисео в Барселоне, Софийской Национальной опере в Болгарии, Театр Елисейских полей в Париже, Королевского оперного театра Ковент Гарден в Лондоне, Палау де лез Арт королевы Софии в Валенсии, и т. д.

В 2001 году организовала ежегодный музыкальный фестиваль «Хибла Герзмава приглашает…» в Абхазии. Последние несколько лет фестиваль проходит в 3-х частях: «Концерт молодых музыкантов», «Джазовые импровизации» и «Вечер классической музыки». В фестивале приминали участие Владимир Спиваков с «Виртуозами Москвы» и Даниил Крамер со своим Трио.

Звания и премии

1993 - Конкурс «Voci Verdiani» (Италия), 3-я премия

1994 - Международный конкурс вокалистов имени Франсиско Виньяса (Барселона), 2-я премия

1994 - Международный конкурс вокалистов имени Н. А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург), 2-я премия

1994 - X Международный конкурс имени П. И. Чайковского (Москва), гран-при

2001 - Театральная премия «Золотой Орфей» в номинации «Лучшая певица»

2006 - Заслуженная артистка России

2006 - Народная артистка Республики Абхазия

2010 - Национальная театральная премия «Золотая Маска» в номинации «Лучшая женская роль»

Возможно, что свою артистичность и энергетику Хибла унаследовала от благословенного края на черноморском побережье, в котором родилась и выросла. Она появилась на свет 6 января в залитой солнцем Пицунде. В субтропических Гаграх Хибла ходила в музыкальную школу и продолжала свое музыкальное образование в сухумском музыкальном училище. Но не как вокалистка, а как... пианистка. До 18 лет будущая звезда Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко даже и не задумывалась о карьере певицы. Она сочиняла песни и любила петь, но никто из её окружения не воспринимал этого всерьёз. А вот педагог по классу фортепиано смог разглядеть в своей ученице незаурядный певческий дар и отвёл Хиблу к Жозефине Бумбуриди в вокальный класс. Так всё и началось, и уже в 1989 году её замечательный голос звучал на вступительных экзаменах в Московскую консерваторию, где её педагогами стали Ирина Ивановна Масленникова и Евгения Михайловна Арефьева. Возможно, именно профессиональный бэкграунд пианистки сейчас помогает певице основательнее прочувствовать партитуру и выразительнее исполнять каждую партию - как в сопровождении оркестра, так и в дуэте с роялем, чутко улавливая интонационные особенности инструментов и умело используя эти особенности для усиления эффекта, производимого на слушателя её красочным сопрано.

Хибла Герзмава - лауреат международных конкурсов вокалистов, среди которых первым был Voci Verdiani («Вердиевские голоса»), проходящий в итальянском Буссето, где в 1993 году она завоевала III премию. 1994 год выдался необычайно щедрым на призы за вокальное мастерство: две II премии достались певице на конкурсах им. Франсиско Виньяса в Барселоне и им. Н.А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге, а участие в X Международном конкурсе им. П.И. Чайковского в Москве принесло Хибле Герзмава Гран При.

Поступив на службу в МАМТ в 1995 году, Хибла Герзмава стала ярчайшей звездой оперной труппы благодаря удивительному взаимопониманию и плодотворному творческому союзу с режиссёром-постановщиком театра Александром Тителем. Сильный и чистый голос и драматическое дарование певицы создали на сцене Музыкального театра неповторимые образы Адели в «Летучей мыши» Штрауса, Адины в «Любовном напитке» Доницетти, Мюзетты и Мими в «Богеме» Пуччини, Луизы в «Обручении в монастыре» Прокофьева, Розины в «Севильском цирюльнике» Россини, Людмилы в «Руслане и Людмиле» Глинки, Царевны-Лебеди в «Сказке о царе Салтане» Римского-Корсакова и, конечно же, Виолетты в «Травиате» Верди.

В 2001 году Хибла Герзмава получила театральную премию «Золотой Орфей» в номинации «Лучшая певица». В 2002–2004 годах певица гастролировала вместе с труппой МАМТ в США и Южной Корее, а также принимала участие в немецком Людвигсбургском фестивале, исполнив партии Евы («Сотворение мира» Гайдна) и Ангела-Хранителя («Представление о душе и теле» Кавальери). В 2010 году за поразившее и критику, и публику, и коллег исполнение партии Лючии в опере «Лючия ди Ламмермур» Хибла Герзмава была удостоена Российской Национальной театральной премии «Золотая маска» и премии Casta Diva в номинации «Лучшая певица», а также Премии Москвы в области литературы и искусства. В 2011 году Хибла стала лауреатом первой независимой премии в области высших достижений литературы и искусства «Триумф».

Сегодня Хибла Герзмава - одна из наиболее востребованных российских певиц в крупнейших оперных театрах мира. Она пела в Шатле и Шанз-Элизе в Париже, в театре Коммунале во Флоренции, в Софийской опере, в Театро дель Лисеу в Барселоне и Палау де лес Артс Рейна София в Валенсии, в петербургском Мариинском театре и в токийском Бунка Кайкан, а весной 2008 года состоялся её дебют на сцене Королевской оперного театра Ковент Гарден в Лондоне, где она исполняла партию Татьяны в опере Чайковского «Евгений Онегин». В октябре 2010 года Хибла дебютировала на сцене Метрополитен Опера, исполнив партию Антонии в постановке «Сказок Гофмана» Оффенбаха. В 2011 году Хибла впервые исполнила все три партии - Олимпии, Джульетты и Антонии - в «Сказках Гофмана» на сцене своего родного театра. В том же году она пела в постановках «Богемы» на сценах Метрополитен Опера, Баварского государственного и Римского оперных театров, а на сцене Пале Гарнье (Парижская государственная опера) была открыта новая страница в её творчестве в качестве «моцартовской» певицы - Хиблу назвали одной из лучших Вителлий («Милосердие Тита»), когда-либо исполнявших эту сложнейшую вокальную партию. В июле 2011 года Хибла выступила на открытии фестиваля Би-Би-Си Промс вместе с оркестром и хором Би-Би-Си под управлением Иржи Белоглавека, исполнив партию сопрано в «Глаголической мессе» Яначека.

В 2012 год певица вошла с ещё одной новой партией: Донна Анна в «Дон Жуане» Моцарта прозвучала на сцене Ковент Гардена. Осенью Хибла венулась в Метрополитен Опера, чтобы исполнить партию Лю в «Турандот» Пуччини, с которой она дебютировала на гастролях Мариинского театра в токийском Эн-Эйч-Кей Холле в 2011 году, и впервые вышла на сцену Венской Штатсопер в «Милосердии Тита» Моцарта.

Она выступает с такими выдающимися российскими и зарубежными музыкантами и дирижёрами, как Лорин Маазель, Антонио Паппано, Марко Армильято, Адам Фишер, Владимир Спиваков, Валерий Гергиев, Александр Рудин, Михаил Плетнёв, Владимир Федосеев, Василий Синайский, Евгений Бражник, Вольф Горелик, Феликс Коробов, Александр Сладковский и др. Несмотря на плотный рабочий график и репертуарную занятость, ей удалось стать одной из организаторов фестиваля «Хибла Герзмава приглашает...» в своей родной Абхазии. В 2011 году фестиваль отметил своё десятилетие.

Хибла - разносторонний человек, не боящийся рисковать и обожающий эксперименты. Концертная программа с джазовым трио пианиста Даниила Крамера «Опера. Джаз. Блюз» стала одним из ярчайших событий в культурной жизни Москвы. Влюбленная в джаз, Хибла продолжает творческий поиск в этом жанре на одной сцене с такими интересными музыкантами, как Денис Мацуев, Дебора Браун (США), «МосГорТрио» Якова Окуня, Андрей Иванов, Аркадий Шилклопер, Дмитрий Севастьянов. Выдающийся музыкант Георгий Гаранян, чья жизнь оборвалась так внезапно в январе 2010 года, был одним из любимейших партнеров Хиблы в мире джаза.

На абхазском языке Хибла означает «златоокая». Наверно, поэтому её глаза всегда горят. Но тот драгоценный дар, которым она пленяет миллионы слушателей, - это, безусловно, её золотой голос.