Роль библиотеки в современном обществе. Роль библиотек в современном обществе


Роль школьной библиотеки в идеологической и
идейно-воспитательной работе


Библиотека является структурным подразделением школы.
Главной задачей библиотеки является информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования пользователей библиотеки, путем формирования библиотечного информационного банка на различных видах носителей информации и его максимального использования
Сегодня школьной библиотеке отводится важная роль в системе идеологической и идейно-воспитательной работе.
Идейно-воспитательная работа в условиях библиотеки включает в себя

  • Гражданско-патриотическое воспитание
  • Идеологическое;
  • Нравственное;
  • Эстетическое ;
Воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности;
  • Культура здорового образа личности;
  • Гендерное;
  • Семейное;
  • Трудовое;
  • Профессиональное;
  • Экологическое;
  • Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности;
  • Культура быта и досуга
В библиотеке оформлен тематический уголок «В помощь классному руководителю», где собрана литература по педагогике, воспитанию и внеклассной работе
Имеются календари государственных праздников, праздничных дней, памятных дат, экологический календарь, профессиональный
Все это используются при выборе тематики информационных часов в школе.
Большое внимание уделяется часам информирования. Еженедельно проводится подборка литературы к часам информирования для постоянно действующей выставки «Информационный час». Материал подбирается отдельно для начальной, средней и старшей школы.
Библиотекарь должен сам постоянно знакомиться с новостями книжного рынка, а также рекомендовать для изучения на информационном часе достойные внимания учащихся материалы и документы. Существуют основные критерии отбора информации:
  • актуальность
  • объективность
  • значимость
  • достоверность
  • оперативность
  • убедительность .
Материал к часам информирования, собран в папку
«Идеологическая и воспитательная работа»
Газеты и журналы Республика Беларусь.
Библиотека выписывала 28 наименований газет и журналов в 2011 г. и 25 наименований газет и журналов выписывает в 2012 г
Информация об общественно-политической жизни и текущих событиях в нашей стране отражена в картотеке статей опубликованных в периодической печати.
Картотека насчитывает более 160 рубрик:
  • Символы государства
  • Беларусь и мир
  • Республика Беларусь - суверенное правовое государство
  • Минск
  • Октябрьский район столицы
  • Детские общественные организации
  • Избирательная система Республика Беларусь
  • Верность великой победе
  • Энергосбережение
  • Экономика
  • Беларусь - страна туризма
  • Здоровый образ жизни и др.
Библиотека составляет списки литературы по идеологии и проблемам воспитания.
В библиотеке оформлено более 20 тематических папок, которые регулярно пополняются новыми материалами:
  • Про Беларусь и белорусов
  • Я - минчанин
  • Подросток и закон
  • В мире профессий
  • Мы выбираем здоровье
  • Экономия и бережливость
  • Основы православной культуры
  • Всё о ВИЧ/СПИДе
  • О нас пишут, нас печатают
  • Помним имя войны
В библиотеке оформлены постоянно действующие книжные выставки:
  • Беларусь - страна твоего будущего
  • Пра Беларусь і беларусаў
  • Мой родной город Минск
, которые постоянно пополняются новой литературой.
При организации книжных выставок, тематических полок, просмотров литературы используются книги, рассказывающие о государственной символики для формирования авторитета и уважения к государственным символам
Литература по правовому воспитанию учащихся представлена на выставках: «Ты о законе - закон о тебе», «Ребенок в мире прав».
Библиотека располагает достаточным количеством правовой литературы: Конституция Республики Беларусь, Всеобщая декларация прав человека, Кодексы (Кодекс Республики Беларусь «Об образовании», Гражданский кодекс Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь, Уголовный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Кодекс Республики Беларусь о браке и семье), Законы (Закон Республики Беларусь «О правах ребенка») и другими нормативно-правовыми документами Республики Беларусь
Культура здорового образа личности
С целью пропаганды здорового образа жизни и воспитания отрицательного отношения к вредным привычкам в библиотеке были оформлены книжные выставки:
  • Твое здоровье - в твоих руках
  • Здоровый я - здоровая страна
  • Скажи сигарете - НЕТ
  • СПИД. Что мы знаем о нем?
  • Будущее без наркотиков
Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности:
  • Азбука городской улицы
На книжные выставки, организованные в библиотеке, обращается внимание читателей при индивидуальных посещениях библиотеки.
Библиотека имеет мультимедийные материалы:
  • О Беларуси - 34 презентации
  • О Минске - 8 презентаций
  • Об экономике - 4 презентации
  • О природе - 12 презентаций
  • О здоровом образе жизни - 136 презентаций
  • О культуре безопасной жизнедеятельности - 3 презентации
Всего более 200 наименований
Мультимедийные материалы помогают воздействовать на огромный мир чувств учащихся, формировать их убеждения и гражданскую позицию
Цитата:
Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и образования, не величие городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной » (Р. Эмерсон)
В дальнейшем необходимо продолжить работу по оснащению библиотеки более совершенной компьютерной техникой, с возможностью выхода в Интернет. Следует также обратить внимание на более активное приобретение литературы, так как из-за недостатка выделяемых средств на комплектование не в достаточной мере пополняется фонд литературы

ВВЕДЕНИЕ

1. Библиотека как социальный институт

2. Новая роль библиотек в информационной инфраструктуре общества

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Библиотека – один из древнейших культурных институтов. За долгий период человеческой истории ее социальные функции претерпели существенные изменения. Назначением первых библиотек было хранение документов. Со времени своего возникновения до сегодняшних дней библиотека прошла первый этап эволюции общественной миссии: от обслуживания нужд правящей элиты до удовлетворения общественных потребностей. Библиотека превратилась в социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты и обеспечивающий устойчивость связей и отношений в рамках общества.

Особенность современной эпохи заключается в том, что она является ареной сразу двух революций, ментальной и технологической: первая связана с процессом глобализации и формированием новой культурной парадигмы, вторая – с последствиями техногенного взрыва в сфере коммуникаций. Происходящие общественные трансформации влияют на библиотеки столь решительно, что меняют не только всю систему библиотечного труда и библиотечных ресурсов, но и впервые ставят вопрос о «границах» библиотечного пространства и самих основах существования традиционных библиотек и их функций. Изменение роли, назначения библиотек отражается на взаимоотношениях библиотеки с обществом и отдельными социальными институтами, ведет к трансформации профессиональных ценностей библиотечной этики, профессионального сознания библиотечного сообщества.

Все эти явления потребовали поиска новых моделей библиотечного развития, обеспечивающих жизнеспособность библиотеки как необходимого обществу социального института в контексте построения открытого общества знаний.

В данной работе мы рассмотрим вопрос о значимости и роли библиотек в современном обществе.

В современной социальной структуре вырастает потребность в институциализации коммуникативной деятельности, которая может побудить, с одной стороны, к личностному самоопределению (индивидуальному отношению к государственным и гуманистическим просветительским проблемам), с другой – к формированию общественного мнения, культурной политики, направленной на выявление подлинных интересов и потребностей человека. Современное общество нуждается в выработке и использовании способов нетехнической реализации творческих способностей людей, их духовного потенциала, осуществления «коллективных интересов» и «коллективных представлений» о непреходящих человеческих ценностях: свободе, демократии, гражданских и политических правах, общественном договоре, справедливости общественного устройства и т.д.

Социальные институты должны обеспечивать развертывание такой культурно-воспитательной работы, результаты которой в конечном итоге будут определять новые модели социального действия.

Библиотека, являясь относительно устойчивой формой организации социальной жизни, обеспечивающей устойчивость связей и отношений в рамках общества, с полным основанием может быть определена как социальный институт.

Трудно представить себе какую-либо структуру общества, которая могла бы функционировать, не опираясь на библиотеку. Этим объясняется исключительно большое разнообразие видов библиотек, которые обслуживают все без исключения социально-демографические слои общества – от дошкольников до пенсионеров, представителей всех профессий и рода занятий.

Термин «библиотека» происходит от греческого слова «bibliothēkē», где «biblion» означает «книга», а «thēkē» − «хранилище». Его содержание трактовалось представителями разных школ и эпох далеко не однозначно и менялось вместе с изменением представлений о месте и роли библиотеки в жизни общества. В разных языках это слово обозначает одно и то же: книжный дом, книжный склад, книгохранилище, дом для книг и т. п., – и отражает самое древнее представление о сущности и социальном предназначении библиотеки: сохранность книг.

Назначением первых библиотек и первой их миссией было хранение документированного знания. Первые библиотеки были хранилищами-сокровищницами большей частью закрытого типа, так как существующие в них собрания книг имели материально-ценностное значение. С XIX века ее миссия пополнилась новым предназначением – просвещение народа. По мере развития человеческого общества происходил процесс институциализации библиотеки: к середине XX века она превратилась в интегративный социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты. Научно-технические, экологические, культурные изменения, мировые кризисные явления XX века привели к дальнейшей эволюции библиотеки.

Применение феноменологического подхода дает возможность выявить социокультурные изменения, происходящие с библиотекой в контексте построения общества знаний. В самом общем значении этот подход представляет собой методологическую позицию, описательный метод, позволяющий нарисовать объект путем непосредственного познания, «прямого усмотрения истины в ценностях «конкретной жизни».

Анализ практики позволяет сделать вывод, что современная миссия библиотек продиктована усилением значения информации и знаний в качестве катализатора общественного развития. Она имеет несколько аспектов:

· содействие обращению и развитию накопленного человечеством знания путем обеспечения свободного доступа к нему;

· сохранение документированного знания как общественного достояния.

Миссия библиотеки реализуется в конкретных социальных функциях, соответственно ее трансформация повлекла изменение социальных функций библиотеки. Социальные функции библиотеки представляют собой обобщенный перечень обязанностей библиотеки перед обществом, которые диктуются им, необходимы ему, прямо или косвенно воздействуют на него и соответствуют сущности библиотеки как социального института.

Социальные (внешние) функции, являющиеся реакцией библиотеки на потребности общества, способом взаимодействия с внешней средой, рассматриваются как средство адаптации элемента к системе более высокого порядка. «Они способствуют разрешению противоречий со средой, служат средством приспособления к ней. В ходе этого разрешения любая социальная система не только воспроизводит себя в качестве целого, но и постоянно развивается, а именно в этом – суть функционирования библиотеки как социального института».

Социальные функции современной библиотеки обусловлены ее сущностными особенностями как культурной институции, которые проявляются в сохранении и трансляции документированного знания, обеспечивающего устойчивое общественное развитие, в том числе социальных норм и ценностей культуры, стабилизирующих общество. Однако они имеют динамический характер: степень их развитости и наполнения конкретным содержанием, приоритет отдельных из них в конкретные исторические периоды времени различны. Не изменив названия, функции меняют свое содержание в зависимости от того, какую социальную роль возлагает на них общество. Таковыми функциями являются мемориальная, коммуникационная, информационная, образовательная, социализирующая и культурная.

Мемориальная функция является родовой функцией библиотеки. Сбор и хранение документов, в которых зафиксированы накопленные человечеством знания, образцы и ценности мировой, национальной и местной культуры, было и остается социальным предназначением библиотеки. Библиотека хранит общественное знание, объективированное в конкретных документах как первоэлементах информационных и знаниевых ресурсов, которые, в свою очередь, являются элементами современного информационного пространства.

В фондах многих современных библиотек помимо книг хранятся произведения искусства: картины и гравюры, плакаты и открытки, грампластинки, кассеты и диски с записями произведений литературы, музыкального и киноискусства. Редкие и ценные рукописные и печатные книги, составляющие гордость библиотечных фондов, – книжные памятники относятся к объектам культурного наследия. Уникальные фонды региональных и национальных библиотек разных стран мира также относятся к числу объектов культурного достояния.

Собирая и сохраняя документальные источники, зафиксировавшие духовные достижения человеческой цивилизации, образцы общественных практик, библиотека является воплощением «памяти человечества». Обеспечивая беспрерывное количественное накопление информации, библиотека служит гарантом появления новых качеств социальной памяти.

Библиотека позволяет обществу сохранить необходимый запас прочности во время техногенных аварий и социальных потрясений, чтобы через определенное время восстановить производство, социальные отношения и выйти на новый уровень общественного развития. Тем самым библиотека обеспечивает устойчивость общественной жизни.

При этом библиотека не превращается в архив или склад разрозненных сведений. Осуществляя систематизацию, хранение и распространение культурного наследия, она организует навигацию в мире культуры, в мире информации и знаний.

Особенность реализации мемориальной функции состоит в том, что библиотека сохраняет знание и культуру в наиболее удобном для восприятия, распространения и использования виде. Любая библиотека не только заботится о сохранности документов, но и обеспечивает доступ к ним. Современная библиотека решает эту противоречивую задачу путем создания метаданных, экспонирования своих коллекций, перевода сохраняемого документированного знания в другие форматы и на другие носители.

В рамках мемориальной функции современная библиотека собирает и хранит электронные документы. В ситуации неконтролируемого и неуправляемого потока несистематизированной информации, особенно электронной, она выступает как институция, обеспечивающая сохранение и обращение знания, гарантируя соблюдение долговременных стандартов электронных публикаций и поддержание стабильности электронной среды. Библиотека становится базовой структурной компонентой виртуальной среды, которая обладает устойчивостью, однозначной идентификацией, обеспечивает правовое регулирование в отношении предоставляемого доступа к информационным ресурсам.

Реферат по предмету информационная культура.

Выполнила: студентка Ропперт Ж.В.

Иркутск 2006

Введение.

Библиотека – что это?

Существуют сотни определений библиотек, но полностью их сущность всё равно не охвачена. Причины в том, что речь идет о самых универсальных учреждениях из всех созданных человеком. Их богатство и значение росли по мере того, как человек делал очередные шаги в познании окружающего мира и самого себя. Они содержат «всё» и имеют отношение «ко всему», призваны оказывать помощь и содействие «кому угодно» и «в чем угодно», человеку – в любом возрасте и в любом состоянии, здоровому и больному, свободному и заключенному, зрячему и незрячему. В библиотеках – все знания, накопленные поколениями разных народов на долгом историческом пути: о живом и мертвом, о микромире и о галактиках.

Чего у них пока недостаточно – это того, что самим человеком не познано, например точных данных о том, где находятся границы Вселенной и когда мир прекратит существование, что будет после этого. Отсутствуют среди богатств библиотек и определенный ответ на вопрос, для чего человек появился на Земле (зачем он создан Господом из «праха земного» - по Библии).

В библиотеках представлено то, что А.И.Герцен назвал духовным завещанием одного поколения другому. «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась, - писал он.- Она росла вместе с человечеством, в неё кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца; в неё записана та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная аутография, которая называется всемирной историей. Но в книге - не одно прошедшее; она составляет документ, по которому мы вводимся во владение настоящего, во владение всей суммы истин и усилий, найденных страданиями, облитых иногда кровавым потом; она - программа будущего. Итак, будем уважать книгу!»

Сама же библиотека, по словам великого мыслителя и демократа, это - «открытый стол идей, за которым каждый найдет ту пищу, которую ищет; это - запасный магазин, куда одни положили свои мысли и открытия, а другие берут их в рост».

В поэтической форме нетленный характер и значение библиотек выразил И.А.Бунин:

Молчат гробницы, мумии и кости,Лишь слову жизнь дана.

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

Ныне письмена приобрели много новых форм, которые облегчают их хранение и передачу на расстояние. Но всё равно их необходимо воспринимать через зрение, а также слух. И библиотека обретет новые разновидности. Но всё равно, её содержание в образном, общедоступном, традиционном смысле - это Книга. Недооценивать библиотеку - значит игнорировать Книгу: чудо из чудес, созданное Человеком.

И если люди в чём-то ошибутся и окажутся в несчастье, то «когда-нибудь этому настанет конец. И человечество оглянется в растерянности. И, углубившись в себя, задумается о целях, предназначениях своего пути. И будет искать ответ в заброшенной и огрубевшей, заросшей чертополохом, как поле, слишком долго лежавшее под паром, душе своей. И не найдёт ответа. И тут ответ ему даст книга. Книга, которую человек презрел и зашвырнул. Книга, странный плод мечтаний, и не нужная никому рухлядь; книга, такая тусклая рядом с «золотой действительностью». Книга, которая считалась умершей; книга, старый дешёвый хлам; книга, источник всякой жизни. Книга, которая измерила параллели и меридианы души человеческой, вторглась в глубины мозга, унося давние поколения в высочайшую высоту и в самую дальнюю даль. Книга – это манна небесная, способная накормить толпы; пища, которой, чем больше ешь её, тем больше становится; волшебный хлеб, дающий сытость голодным, богатство нищим, силу немощным. Книга, благодаря которой любой может стать банкиром, Крезом знаний, миллионером мыслей».

Великая библиотечная держава.

ХХ век позади. За десять лет до его окончания Россия – в традиционном понимании этого слова – в очередной раз сменила общественный строй, а заодно и географические границы, потеряв при этом четверть территории и половину населения. Ученые и писатели ищут ныне то определение, которым можно было бы окрестить ушедший век в целом.

В России ХХ век включает ряд исторических периодов, ограниченных революциями, войнами и другими событиями, в основном трагического характера, с миллионами жертв.

Образно эта сторона века охарактеризована и многими поэтами.

Например, в начале столетия:

Двадцатый век… Ещё бездомней,

Ещё страшнее жизни мгла.

Ещё чернее и огромней

Тень Люциферова крыла.

Александр Блок

В конце его:

Я устал от двадцатого века,

От его окровавленных рек.

И не надо мне прав человека,

Я давно уже не человек.

Владимир Соколов

Сегодня, даже трудно представить, какой была бы наша страна и все сферы жизни в ней, материальной и духовной, если бы её путь был плавным, спокойным, благоприятным для созидания и творчества, в том числе и для развития библиотек. На деле же их сеть росла, а затем сокращалась, множество библиотек погибло, однако вслед за этим, блюдя традиции многовековой «книжной премудрости», народ создавал новые библиотеки.

Отчет истории нынешней сети этих учреждений ведется с начала советского периода. Это и верно, и неверно. Советский строй воспринял от дооктябрьской России значительную сеть библиотек, особенно крупных научных и публичных, а также личных. И хотя были допущены – вследствие национализации библиотек частных и церковных – большие потери произведений печати, библиотечное дело всё же развивалось на созданной в прежние эпохи основе. В этом процессе принимало участие и значительное число специалистов отрасли, которые были обучены и воспитаны ранее. Но кем бы библиотеки ни были учреждены, на них затрачивались народные средства. И библиотеки способствовали тому, чтобы общество стало грамотным и поднялось к вершинам научного и технического творчества, созидая новые духовные ценности.

В годы советской власти библиотечное дело, став составной частью культурно-образовательной и национальной политики, обновлялось и развивалось на новых идеологических началах.

Сеть библиотек выросла многократно - до 300 и более тысяч; в их фондах было накоплено около 5 миллиардов книг и брошюр. К тому времени, когда у нас началось выполнение этой задачи, она была решена лишь в немногих государствах – нескольких европейских и США.

Сказанное происходило в условиях весьма многонациональной и многоконфессиональной страны. При этом более чем для 40 народов была впервые создана или усовершенствована письменность. Библиотеки получили развитие во всех республиках – союзных и автономных, и не только в городах, но и на селе; они стали играть большую роль в различных сферах жизни – ликвидации неграмотности, проведении социальных, культурных и экономических преобразований.

В советское время было и то негативное, что во многом определяло деятельность библиотек: диктат Коммунистической партии, единые идеологические установки, цензура, временами жестокая. Но в библиотеках имелись и широко использовались десятки миллионов единиц естественнонаучной, технической, сельскохозяйственной, медицинской и другой литературы. Фонды массовых библиотек на 50-60 процентов состояли из художественной литературы, в том числе произведений многих величайших писателей России и других стран.

Цензура, жесткий контроль за составом распространяемых в обществе произведений письменности, а позднее – печати, существовала во всем мире в течение столетий, даже тысячелетий. Особенно жесткой стала цензура после возникновения книгопечатания. Она господствовала и в России на протяжении веков, с перерывами только на время революции 1905 года и на период с марта по май 1917 года.

Вообще история книжного дела на Руси, в России, в СССР – это история гонения на печать, цензуры церковной, светской, государственной и партийной. В этих условиях и развивалось печатное слово, создавались библиотеки, обслуживались читатели. Основная масса фондов нынешних библиотек – это ведь то, что было накоплено до начала 90-ых годов нашего века, в цензурную эпоху, в том числе и известная доля отечественных и зарубежных изданий, вышедших в свет до 1917 года в крупных библиотеках.

Ко второй половине ХХ века вопрос о цензуре в аспекте человеческих свобод стал признанной на международном уровне проблемой.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, принятой в 1993 году, цензура у нас отменена.

Вряд ли существует страна, в истории которой в прошлом отсутствовали бы какие-либо периоды, события, явления, деяния негативного характера.

Но принято гордиться лучшим, что было в прошлом. Этому соответствует мудрая английская поговорка:«Right or wrong – my country».

В 90–е. годы в российских библиотеках произошли большие изменения. Человеческая личность освободилась от многого, что ее стесняло

Советский режим покинул историческую сцену, куда вступил под звуки фанфар.

Окончательная оценка советского этапа библиотечного развития, как и соответствующего периода истории нашей страны, - дело будущего. Но сегодня не следует ни идеализировать его и сожалеть, что он остался в прошлом, ни рисовать всё, что было тогда, одними черными красками.

Политические перемены - устранение цензуры - создали благоприятные условия для деятельности библиотек, что совпало и с общими тенденциями развития этих учреждений во всем мире.

Библиотеки получили у нас значительную свободу деятельности. Созданы условия для самоорганизации и самодеятельности их сотрудников. Получает развитие их содружество с собратьями по профессии из других стран. Появились возможности для включения библиотек в глобальную библиотечно-информационную систему.

Произошли изменения и в типологии библиотек. Понятия, направления, виды деятельности, укоренились в библиотечном деле России.

Все большее внимание информированию населения по различным аспектам общественной жизни уделяют учреждения культуры, которые ведут активный поиск новых форм позитивного воздействия на человека, организуют досуг населения. Учреждения культуры проводят с населением идеологическую работу посредством современных методов, разнообразных по содержанию и рассчитанных на все категории населения. Одна из задач этой работы – возрождение и развитие исторических традиций народного творчества, народных праздников, традиций и обрядов, организация полноценного досуга населения.

Проходят беседы, вечера-встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, концерты, повсеместно проводятся праздники деревень, отмечаются государственные и профессиональные праздники, праздники обрядов и фольклора. Все это приобщает людей к духовным традициям, формирует любовь к родному краю, отечественной истории.

В практике работы с населением закрепились и стали традиционными сельские сходы, вечера-рапорты, вечера династий, сельские вечерки «Добрый вечер, соседи». На таких мероприятиях люди отдыхают, встречаются с руководителями, обсуждают и разрешают наболевшие вопросы.

Вечера-рапорты, праздники деревень, сельские вечерки и другие методы общественно-политической работы получили широкое признание и поддержку среди населения. И это, прежде всего, потому, что на них живо и интересно ведется разговор о лучших людях села, передовиках производства, разумно сочетается взыскательный разговор о проблемах сегодняшнего дня с чествованием ветеранов войны и труда. В целях совершенствования идеологической работы в районе практикуется проведение выездных отчетных концертов самодеятельных художественных коллективов в сельские населенные пункты.

Цикловые мероприятия, заключающие массовые театрализованные праздники, посвящаются возрождению народных обрядов и традиций. К их числу относятся купальские и рождественские праздники, масленица и дожинки, театрализованные новогодние представления. Совместно с общественностью проводятся мероприятия, посвященные Дню матери и Дню семьи. Во время таких мероприятий проводится продуманная информационная и воспитательная работа среди женщин.

Основная цель таких мероприятий – возвеличить человека труда, показать его лучшие моральные качества, дать возможность интересно отдохнуть, получить хороший заряд энергии для будущей работы.

В процессе поиска новых форм и методов организации общественно-политического информирования населения во многих сельсоветах созданы сельские информационные центры. В них сосредоточена достаточно разнообразная информация по различным аспектам деятельности, имеются республиканские, областные и местные периодические издания. Здесь же сельчане могут посмотреть телевизор, послушать радио. В информационных центрах органами власти проводятся различные общественно-политические и культурно-массовые мероприятия.

Особое значение в организации идеологической работы с населением имеют мероприятия, связанные с проведением государственных, общереспубликанских и профессиональных праздников и памятных дат. Они эффективно влияют на поведение людей, являются важным фактором нравственного совершенствования личности, повышения ее внутренней и внешней культуры, формирования убеждений. Свидетельством этого стали мероприятия, посвященные 60-летию освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победе советского народа в Великой Отечественной войне.

Первостепенное значение придается приобщению населения к истинным культурным ценностям белорусского народа, возрождению и дальнейшему развитию лучших национальных традиций, народных промыслов и обрядов, воспитанию духовности и уважения к истории своего государства. При учреждениях культуры созданы и работают любительские объединения активную работу осуществляет детская школа художественных ремесел по привлечению детей и подростков к занятиям народными промыслами.

На пути к информационному обществу неуклонно повышается значимость библиотеки. Информационное обеспечение всех слоев населения с учетом социальных, хозяйственных, демографических изменений, оперативное информирование по актуальным проблем жизни общества – важнейшее направление деятельности библиотеки. В работе с населением широко используются общественно-политические чтения, лектории, доклады и беседы, тематические вечера, дни специалистов, коллективные просмотры, а также дискуссии и круглые столы.

В настоящее время в библиотеках сконцентрирована информация любого содержания – и политическая, и, что важно, профессиональной направленности. Специальная литература так необходима для повышения профессиональной квалификации работников сельскохозяйственных, промышленных предприятий и организаций.

Например, за центральной библиотекой г. Солигорска прочно закрепилась роль посредника между руководящими структурами и населением города: на базе читального зала периодики действует Информационный центр по вопросам местного самоуправления, в котором собирается, систематизируется и предоставляется в пользование прежде всего местная информация. Стали доброй традицией совместная подготовка и проведение «круглых столов» по важнейшим политическим, общественным проблемам.

Библиотека постоянно участвует в проведении единых дней информирования. В информационном центре оформлена папка «Примерная тематика единых дней информирования». Библиотека ведет информирование руководителей горисполкома по системе ТОР – тематическое обслуживание руководителей.

Библиотека является центром правовой и деловой информации. Понятие «правовое просвещение» становится все более актуальным, тем более, что законодательная база страны интенсивно обновляется. Центр оснащен эталонным банком данных правовой информации Республики Беларусь и другими официальными изданиями Национального центра правовой информации. Ежемесячно на базе ЦБ организовываются встречи адвокатов с пользователями библиотекой. В рамках маркетинговой программы «Современный читатель: проблемы и интересы» разработана подпрограмма «Информационная поддержка образования», задача которой – информирование и развитие информационной культуры учителей и учащихся.

Сегодня для библиотеки главное – организовать досуг молодежи, увлечь ее новыми идеями. Поэтому при юношеском абонементе начало свою работу молодежное клубное объединение «Поколение NЕХТ».

Значительный вклад в информировании населения вносят культурно-просветительные учреждения города: детская школа искусств, городской Дворец культуры, краеведческий музей, центральная библиотечная система города. На высоком организационном уровне проходят городские мероприятия, посвященные государственным праздникам.

Управление образования и отдел идеологической работы Барановичского горисполкома проводят большую идейно-воспитательной работу с учащимися и студенческими коллективами города. В управлении образования создан информационный центр по обеспечению координации информационно-пропагандистской работы, куда вошли работники управления образования, городского методического кабинета, представители учебных заведений города.

Все материалы, которые разрабатывает и получает отдел идеологической работы, передаются в информационный центр управления образования. Далее информация передается, пересылается, в информационные центры учебных заведений города, которые возглавляют заместители директоров по воспитательной работе. Во всех учебных заведениях города внесены дополнения в функциональные обязанности заместителей директоров по воспитательной работе, связанные с организацией и проведением информационно-идеологической работы среди учащейся и студенческой молодежи.

В учреждениях образования города разработаны мероприятия по совершенствованию информационно-идеологической работы, налажена система контроля. Контроль осуществляется во время фронтальных и тематических проверок, при посещении учебных заведений кураторами. Информационный центр управления образования периодически запрашивает сведения из центров учебных заведений.

Вопросы информационно-идеологической работы внесены в планы работы кафедр, методических объединений учителей-предметников, классных руководителей.

В учебных заведениях города имеются единые дни для проведения информационных занятий. В расписание учебных занятий заложены информационные и классные воспитательные часы. Используются в работе с учащимися такие формы внеклассной работы, как семинары, лектории, круглые столы, дискуссии, на которые приглашаются работники городского исполнительного комитета, компетентные в основных вопросах и направлениях социально-экономической политики.

В рамках информационно-идеологической работы в учреждениях образования созданы лектории и лекторские группы информаторов, политклубы. Их целью является не только информирование о государственной внутренней и внешней политике, но и обучение молодёжи навыкам анализа текущих событий. В учебных заведениях имеются информационные уголки, выставки методической литературы в помощь организаторам идейно-воспитательной работы. Большую работу в этом направлении ведут библиотеки школ и учебных заведений, музеи.

Весьма интересным является опыт работы в данном направлении Чаусского райисполкома. В районном отделе образования ведена должность заместителя начальника отдела по идеологической работе. В учреждениях образования идеологическая работа возложена на заместителя директора по воспитательной работе. В годовых планах работы отдела и учреждений образования идеологическая работа спланирована в отдельном разделе: «Идеологическая работа».

Для оказания методической помощи классным руководителям в районе создано методическое объединение классных руководителей. Среди множества рассматриваемых вопросов особое внимание уделяется вопросам идеологической и идейно-воспитательной работы со школьниками. Аналогичные методические объединения созданы во всех школах района. На них рассматриваются вопросы и оказывается методическая помощь классным руководителям с учетом возможностей данного учебного заведения, заслушиваются отчеты классных руководителей о проделанной работе, обобщается опыт лучших, подводятся итоги конкурсов.

С целью оказания методической помощи заместителям директоров по идеологической и учебно-воспитательной работе по организации информационно-пропагандистской работы в учебных заведениях в отделе образования создан Информационно-пропагандистский центр.

Ежегодно в школах района утверждаются планы идейно-воспитательной работы на новый учебный год, пересматриваются составы координационных советов по вопросам идейно-воспитательной работы и планы их работы.

Для оказания помощи классным руководителям аналогичные центры созданы во всех школах района. Ими разрабатывается тематика классных часов, тематические планы проведения Дней информирования для учащихся, тематика тематических информационных часов, готовятся методические материалы.

В учебных заведениях определены часы информирования, которые внесены в расписание уроков. При их проведении используются различные формы политического просвещения учащихся всех возрастов; чтение и обсуждение газетных и журнальных статей, тематические и обзорные информации, беседы, диспуты, заочные путешествия, устные журналы, деловые игры. В каждом классе школ оформлены информационные уголки, созданы лекторские группы. Проводятся смотры-конкурсы на лучший информационный уголок.

Информационно-пропагандистская работа в учебных заведениях основывается на пропаганде и осмыслении символов государства: герба и флага. Герб и флаг имеются в актовых залах, классных комнатах, кабинетах администрации. Проводятся специальные уроки, посвященные государственной символике Республики Беларусь, праздники Дня Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь. Большинство школ района имеют свою символику: эмблему и гимн школы.

Большая работа в школах района осуществляется по воспитанию гражданственности и патриотизма. В районе разработана программа «Сыны Отечества», над реализацией которой работают все учреждения образования района. В рамках этой программы проводятся определенные мероприятия на различную тематику. Особое внимание уделяется оформлению информационных стендов. На них располагается всевозможная информация, которая позволяет учащимся свободно ориентироваться в общественной и политической жизни страны.

С целью проверки состояния идеологической работы в учреждениях образования проводится анкетирование среди учащихся, мониторинг уровня идеологической работы.

Главная цель – посредством идейно-воспитательной и идеологической работы, проводимой на основе принципа системности, вовлечь белорусскую молодежь в социально-экономические и политические процессы построения сильной и процветающей Беларуси.


Идеология – система ценностей, взглядов и идей, в которых отражается отношение людей к политике, к существующей политической системе и политическому порядку, а также те цели, к которым следует стремиться политикам и обществу в целом. Беларусь сегодня является трансформировавшимся обществом, для которого важно изучение и обоснование системы идеологических ценностей, выяснение государственного устройства, системы экономических и политических ценностей и приоритетов, которые могли бы стать фундаментом в формировании белорусской государственности и её национальной идеологии.


На современном этапе реформирования системы образования Республики Беларусь вопросы идеологической и воспитательной работы занимают приоритетное место в учебно- воспитательной деятельности высших учебных заведений. Современное высшее учебное заведение рассматривается как важнейший институт социализации личности, где обучение и воспитание представляют собой единый процесс, направленный на подготовку не только высокообразованных, эрудированных и творчески мыслящих специалистов, но и людей инициативных, предприимчивых, способных к осмыслению актуальных проблем государства и к активному участию в общественно-политической деятельности своей страны.


Особая роль и ответственность в сопровождении идеологической и воспитательной работы в вузе возлагается на библиотеку. Сегодня библиотека на должном уровне ведет идеологическую и воспитательную работу среди своих пользователей, четко представляя себе направления этой работы.


Функции идеологической и воспитательной работы библиотеки активная и целенаправленная популяризация библиотечного фонда учебного заведения, содержания газет и журналов по проблемам общественно-политической жизни страны; всестороннее изучение интересов и потребностей своих пользователей; организация и проведение постоянно действующих выставок и просмотров, посвященных наиболее важным событиям жизни государства и общества; подготовка аннотаций и выставок новых поступлений; обеспечение литературой комплекса дисциплин идеологической направленности; организация подписки на центральные республиканские печатные издания; разработка и распространение памяток, плакатов, информационных листков, других наглядных материалов для пользователей библиотеки.


Направления идеологической и воспитательной работы гражданско-патриотическое воспитание; трудовое и профессиональное воспитание, формирование информационной культуры; формирование здорового образа жизни, физическое воспитание; экологическое воспитание; правовое воспитание; духовно-нравственное и эстетическое воспитание.


Гражданско-патриотическое воспитание В рамках этого направления в библиотеке организуются постоянно действующие выставки «Основы идеологии белорусского государства». Организовываются книжные выставки и другие мероприятия, посвященные гербу, флагу, гимну, приуроченные к государственному празднику, который отмечается каждое второе воскресенье мая «День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь». Повышенное внимание в библиотеке уделяется вопросам подготовки и проведения мероприятий, посвященных празднованию Дня единения народов Беларуси и России (2 апреля), Дня Победы (9 мая), Дня всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны (22 июня), Дня Независимости Республики Беларусь (3 июля). Особенно важное значение в работе по ознакомлению пользователей с историей и традициями белорусского народа, по возрождению национальных ценностей имеют проводимые в библиотеках тематические книжные выставки, пропагандирующие литературу по истории Беларуси, философии, социологии, политологии, культурологии.


Формирование здорового образа жизни, физическое воспитание Важным направлением идеологической и воспитательной работы является формирование здорового образа жизни учащихся и студентов. Библиотека сосредотачивает особые усилия на проведение выставок, направленных на противодействие наркомании и токсикомании, курению, пьянству, алкогольным пристрастиям части учащейся и студенческой молодежи Всемирный день борьбы с наркотиками; Всемирный день здоровья; Всемирный день без табака; Всемирный день туризма; Всемирный день профилактики СПИД. Экологическое воспитание Работа библиотеки вуза по экологическому воспитанию студентов строится на активной пропаганде литературы, посвященной проблемам сохранения, преумножения и рационального использования богатых природных ресурсов. Поэтому библиотека проводит разнообразные выставки, приуроченные к Международному дню Земли, водных ресурсов, Дню охраны окружающей среды, Дню Чернобыльской трагедии.




Аляксандр Лукашэнка. Прэзідэнт Рэспублікі Беларусь: Фотаальбом / фота П.В. Кастрамы. – Мінск: Беларусь, – 168 с. Республика Беларусь: общество, политика, экономика, люди. – Минск: Белорусский Дом печати, – 431 с. Государство для народа: Документы и материалы третьего Всебелорусского народного собрания 2-3 марта 2006 г. / редкол. А.Н. Рубинов [и др.]. – Минск: Беларусь, – 355 с. Бабосов Е.М. Основы идеологии современного государства / Е.М. Бабосов. – 3-е изд., перераб. и доп.. – Минск: Амалфея, 2007 Система идеологической работы в Республике Беларусь: современное состояние и перспективы развития: сб. материалов в 2 ч. Ч 1. – Минск: Белорусский дом печати, – 328 с. Основы идеологии белорусского государства: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, – 491 с.


Беларусь и Россия: социальная сфера и социокультурная динамика: Сб. науч. трудов / под общ. ред. О.В. Пролесковского, Г.В. Осипова. – Минск: ИАЦ, – 384 с. Истоки единства: социально- экологическая политика и проблемы формирования экологической этики и морали в условиях интеграции России и Беларуси. – М.: «Библиотечка «Российской газеты», 2006.–359 с. Белоруссия и Россия: общества и государства / ред.- сост. Д.Е. Фурман. – М.: Права человека, – 432 с. Иллюстрированная история союзного государства: энциклопедия. – М.: Российская газета, – 258 с. Союзное государство. Развитие и перспективы / под общ. ред. П.П. Бородина. – 2-е изд., доп. и перераб. – Минск: БЕЛТА, – 72 с.


Великая отечественная война: энциклопедия / гл. ред. М.М. Козлов. – М.: Советская энциклопедия, – 832 с. Крепость-герой / сост. Т. Ходцева, С. Маслюков. – Минск: Беларусь, – 120 с. Вялікая айчыная вайна савецкага народа (у кантэксце другой сусветнай вайны): вучэбны дапаможнік / пад рэд. А.А. Кавалені, М.С. Сташкевіча. – Мінск: Выд. Цэнтр БДУ, – 279 с. Котов А.И. Беларусь в период второй мировой и великой отечественной войны (гг.): хронологический справочник. – Минск: УП «Энциклопедикс», – 40 с. Говорят погибшие герои: Предсмертные письма советских борцов против немецко- фашистских захватчиков (1941 – 1945 гг.) / сост. В.А. Кондратьев, З.Н. Политов. – М.: Политиздат, – 272 с. Вызваленне Беларусі: фотаальбом. – Мінск: Беларусь, – 144 с.