Как называют татар. Как и когда булгарский народ начал называться "татарами"? Ведущую группу татарского этноса составляют казанские татары

Племени XI - XII века. Говорили на монгольском языке (монгольская языковая группа алтайской языковой семьи). Термин "татары" впервые встречается в китайских летописях именно для обозначения северных кочевых соседей. Позже становится самоназванием многочисленных народностей, говорящих на языках тюкской языковой группы алтайской языковой семьи.

2. Татары (самоназвание - татар), этнос, составляющий основное население Татарии (Татарстана) (1765 тыс. человек, 1992). Живут также в Башкирии, Марийской Республике, Мордовии, Удмуртии, Чувашии, Нижегородской, Кировской, Пензенской и др. областях Российской Федерации. Татарами называют также тюркоязычные общности Сибири (сибирские татары), Крыма (крымские татары) и др. Общая численность в Российской Федерации (без крымских татар) 5,52 млн. человек (1992). Общая численнось 6,71 млн. человек. Язык татарский. Верующие татары - мусульмане-сунниты.

Основные сведения

Автоэтноним (самоназвание)

Татар : Татар - самоназвание поволжских татар.

Основная территория расселения

Основной этнической территорией поволжских татар является Республика Татарстан, где по данным переписи населения СССР 1989 г. их проживало 1765 тыс.чел. (53% населения республики). Значительная часть татар проживает за пределами Татарстана: в Башкирии – 1121 тыс.чел., Удмуртии – 111 тыс.чел., Мордовии – 47 тыс.чел., а также в других национально-государственных образованиях и областях РФ. Немало татар проживает в пределах т.н. «ближнего зарубежья»: в Узбекистане – 468 тыс.чел., Казахстане – 328 тыс.чел., на Украине – 87 тыс.чел. и т.д.

Численность

Динамика численности татарского этноса по переписям страны имеет следующий вид: 1897 г. –2228 тыс., (общая численность татар), 1926 г. – 2914 тыс.татар и 102 тыс кряшенов, 1937 г. – 3793 тыс., 1939 – 4314 тыс., 1959 г.- 4968 тыс., 1970 г.- 5931 тыс., 1979 – 6318 тыс.чел. Общая численность татар по переписи 1989 г. составила 6649 тыс.чел., из них в РФ - 5522 тыс.

Этнические и этнографические группы

Выделяется несколько довольно сильно различающихся этнотерриториальных групп татар, они иногда считаются отдельными этносами. Наиболее крупной из них является волго-уральская, которая в свою очередь состоит из татар казанских, касимовских, мишарей и кряшенов). Некоторые исследователи в составе волго-уральских татар особо выделяют астраханских татар, состоящих в свою очередь из таких групп как юртовская, кундровская и др.). Каждая группа имела свои племенные подразделения, например, волго-уральская – меселман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, керэшен, ногайбак и др. астраханская – нугай, карагаш, юрт татарлары.
Другими этнотерриториальными группами татар являются сибирские и крымские татары.

Язык

татарский : В татарском языке выделяется три диалекта – западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Самый ранний из известных литературных памятников на татарском языке датируется 13 в., формирование современного татарского национального языка завершилось в начале 20 в.

Писменность

До 1928 г. татарская письменность основывалась на арабской графике, в период 1928-1939 гг. – на латинице, а затем на основе кириллицы.

Религия

Мусульманство

Православие : Верующие татар в основном мусульмане-сунниты, группа кряшен – православные.

Этногенез и этническая история

Этноним «татар» стал распространяться среди монгольских и тюркских племен Центральной Азии и юга Сибири с 6 в. В 13 в. во время завоевательных походов Чингиз-хана, а затем Батыя татары появляются в Восточной Европе и составляют значительную часть населения Золотой Орды. В результате сложных этногенетических процессов, происходящих в 13-14 вв., тюркские и монгольские племена Золотой Орды консолидируются, включая в свой состав как более ранних пришельцев-тюрок, так и местное финно-язычное население. В ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами называла себя прежде всего верхушка общества, после вхождения этих ханств в состав России этноним «татары» стал переходить и на простонародье. Окончательно татарский этнос формируется только в начале 20 в. В 1920 г. составе РСФСР была создана Татарская АССР, с 1991 г. она носит название Республика Татарстан.

Хозяйство

В конце 19-начале 20 вв основой традиционного хозяйства волго-уральских татар было пашенное земледелие с трехпольем в лесных и лесостепных районах и залежно-переложной системой в степи. Землю обрабатывали двузубой сохой и тяжелым плугом сабаном, в 19 в. их стали сменять более усовершенствованные сохи. Основными культурами были озимая рожь и яровая пшеница, овес, ячмень, горох, чечевица и др. Животноводство в северных районах проживания татар играло подчиненную роль, здесь оно имело стойлово-пастбищный характер. Выращивали мелкий рогатый скот, кур, коней, мясо которых шло в пищу, кряшены разводили свиней. На юге, в степной зоне животноводство не уступало по значимости земледелию, в некоторых местах имело интенсивный полукочевой характер – лошади и овцы выпасались круглый год. Здесь разводили также домашнюю птицу. Огородничество у татар играло второстепенную роль, основной культурой был картофель. Развито было пчеловодство, а в степной зоне бахчеводство. Охота как промысел имела значение только для приуральских мишарей, рыболовство носило любительский характер и только на реках Урал и Волга – промысловый. Среди ремесел у татар значительную роль играли деревообработка, высоким уровнем мастерства отличалась обработка кожи, шитье золотом, развиты были ткацкое, валяльно-войлочное, кузнечное, ювелирное и другие ремесла.

Традиционная одежда

Традиционная одежда татар шилась из тканей домашнего производства или покупных. Нижней одеждой мужчин и женщин были рубаха туникообразного кроя, мужская длиной почти до колен, а женская почти до пола с широкой сборкой по подолу и украшенным вышивкой нагрудником, и штаны с широким шагом. Женская рубаха была более украшена. Верхняя одежда была распашной со сплошной приталенной спинкой. К ней относился камзол, безрукавный или с коротким рукавом, женский богато украшался, поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат, однотонный или полосатый, он подпоясывался кушаком. В холодное время носили стеганные на вате или меховые бешметы, шубы. В дорогу надевали прямоспинный меховой тулуп с кушаком или чекмень такого же кроя, но суконный. Головным убором мужчин была тюбитейка разных форм, поверх нее в холодную погоду надевали меховую или стеганную шапку, а летом войлочную шляпу. Женские головные уборы отличались большим разнообразием – разнотипные богато украшенные шапочки, покрывала, полотенцеобразные головные уборы. Женщины носили много украшений – серьги, подвески к косам, нагрудные украшения, перевязи, браслеты, при изготовлении украшений широко использовались серебряные монеты. Традиционными видами обуви были кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Рабочей обувью были лапти татарского образца, которые носили с белыми суконными чулками, а мишари с онучами.

Традиционные поселения и жилища

Традиционные татарские деревни (аулы) располагались вдоль речной сети и транспортных коммуникаций. В лесной зоне планировка их была различной – кучевая, гнездовая, беспорядочная, деревни отличались теснотой застройки, неровностью и запутанностью улиц, наличием многочисленных тупичков. Постройки располагались внутри усадьбы, а улицу образовывала сплошная линия глухих оград. Упорядоченностью застройки отличались поселения лесостепной и степной зон. В центре поселения располагались мечети, лавки, общественные хлебные амбары, пожарные сараи, административные здания, здесь же проживали семьи зажиточных крестьян, духовенство, торговцы.
Усадьбы разделялись на две части – передний двор с жилищем, хранилищами и помещениями для скота и задний, где были огород, гумно с током, овином, мякинником, баня. Постройки усадьбы располагались либо беспорядочно, либо группировались П-, Г-образно, в два ряда и т.д. Строения возводились из дерева с преобладанием срубной техники, но были также постройки из глины, кирпича, камня, самана, плетневой конструкции. Жилище было трехраздельным – изба-сени-изба или двухраздельным – изба-сени, у зажиточных татар пятистенки, крестовики, двух-, трехэтажные дома с кладовыми и лавками на нижнем этаже. Крыши были двух- или четырехскатные, они крылись тесом, дранкой, соломой, камышом, иногда обмазывались глиной. Преобладала внутренняя планировка северно-среднерусского типа. Печь располагалась у входа, вдоль передней стены настилались нары с почетным местом «тур» в середине, по линии печи жилище разделялось перегородкой или занавесью на две части: женскую – кухонную и мужскую – гостевую. Печь была русского типа, иногда с котлом, вмазанным или подвесным. Отдыхали, ели, работали, спали на нарах, в северных районах они были укороченными и дополнялись лавками и столами. Спальные места огораживались занавесью или пологом. В оформлении интерьера большую роль играли вышитые матерчатые изделия. В некоторых районах обилен был наружный декор жилищ – резьбой и полихромной росписью.

Пища

Основу питания составляла мясо-молочная и растительная пища – супы, заправленные кусочками теста, кислый хлеб, лепешки, блины. Пшеничная мука использовалась как заправка для различных блюд. Популярна была лапша домашнего приготовления, ее варили в мясном бульоне с добавлением масла, сала, кислого молока. К лакомым блюдам относился баурсак – шарики из теста, вареные в сале или в масле. Разнообразны были каши из чечевицы, гороха, ячменной крупы, пшена и др. Мясо употреблялось разное – баранина, говядина, птица, у мишарей популярна была конина. Впрок готовили тутырма – колбасу с мясом, кровью и крупами. Из теста с мясной начинкой делали бэлеши. Разнообразны были молочные продукты: катык – особый вид кислого молока, сметана, корт – сыр и др. Овощей ели мало, но с конца 19 в. заметную роль в питании татар стал играть картофель. Напитками были чай, айран – смесь катыка и воды, праздничным напитком был ширбэт – из фруктов и растворенного в воде меда. Ислам обуславливал пищевые запреты на свинину и спиртные напитки.

Социальная организация

До начала 20 в. для общественных отношений некоторых групп татар было характерно родо-племенное деление. В области семейных отношений отмечалось преобладание малой семьи при наличии небольшого процента больших семей, включавших 3-4 поколения родственников. Существовало избегание женщинами мужчин, женское затворничество. Строго соблюдалась изоляция мужской и женской части молодежи, статус мужчины был намного выше статуса женщины. В соответствии с нормами ислама существовал обычай многоженства, более характерный для зажиточной верхушки.

Духовная культура и традиционные верования

Для свадебной обрядности татар было характерно то, что о браке договаривались родители парня и девушки, согласие молодых считалось необязательным. Во время подготовки к свадьбе родственники жениха и невесты обговаривали размер калыма, который выплачивала сторона жениха. Существовал обычай умыкания невесты, который избавлял от выплаты калыма и дорогостоящих свадебных расходов. Основные свадебные обряды в том числе и праздничное застолье проводились в доме невесты без участия молодых. Молодая оставалась у своих родителей до уплаты калыма, и ее переезд в дом мужа иногда затягивался до рождения первого ребенка, он также обставлялся множеством обрядов.
Праздничная культура татар тесно была связана с мусульманской религией. Наиболее значительными из праздников были Корбан гаете – жертвоприношение, Ураза гаете – окончание 30-дневного поста, Мэулид – день рождения пророка Мухаммеда. В то же время многие праздники и обряды имели доисламский характер, например, относящиеся к циклу сельскохозяйственных работ. У казанских татар самым значительным из них был сабантуй (сабан – "плуг", туй – "свадьба", "праздник") отмечаемый весной в предпосевное время. Во время него устраивались состязания по бегу и прыжкам, национальной борьбе керэш и конным скачкам, производилось коллективное угощение кашей. У крещеных татар традиционные праздники были приурочены к христианскому календарю, но также содержали многие архаические элементы.
Существовала вера в различных духов-хозяев: воды – суанасы, леса – шурале, земли – жир анасы, домового ой иясе, хлевного – абзар иясе, представления об оборотнях – убыр. Производились моления в рощах, которые назывались кереметь, считалось, что в них обитает злой дух с таким же названием. Существовали представления и о других злых духах - джинах и пери. За ритуальной помощью обращались к йемчи – так называли знахарей и знахарок.
Широкое развитие в духовной культуре татар получили фольклор, песенное и танцевальное искусство связанное с использованием музыкальных инструментов – курая (типа флейты), кубыза (губной варган), со временем распространение получила гармонь.

Библиография и источники

Библиографии

  • Материальная культура казанских татар (обширная библиография). Казань,1930./Воробьев Н.И.

Общие работы

  • Казанские татары. Казань, 1953./Воробьев Н.И.
  • Татары. Набережные Челны,1993./Исхаков Д.М.
  • Народы Европейской части СССР. Т.II / Народы мира: Этнографические очерки. М., 1964. С.634-681.
  • Народы Поволжья и Приуралья. Историко- этнографические очерки. М.,1985.
  • Татары и Татарстан:Справочник. Казань,1993.
  • Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М.,1967.
  • Татары // Народы России: Энциклопедия. М., 1994. С. 320-331.

Отдельные аспекты

  • Земледелие татар Среднего Поволжья и Приуралья 19-нач.20 вв. М.,1981./Халиков Н.А.
  • Происхождение татарского народа. Казань, 1978./Халиков А.Х.
  • Татарский народ и его предки. Казань, 1989./Халиков А.Х.
  • Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария. Казань, 1994./Халиков А.Х.
  • Этнокультурное районирование татар Среднего Поволжья. Казань,1991.
  • Современные обряды татарского народа. Казань, 1984./Уразманова Р.К.
  • Этногенез и основные вехи развития татаро-булгар // Проблемы лингвоэтноистории татарского народа. Казань,1995./Закиев М.З.
  • История Татарской АССР (с древнейших времен до наших дней). Казань,1968.
  • Расселение и численность татар в Поволжско-Приуралской историко-этнографической области в 18-19 вв. // Советская этнография, 1980, № 4./Исхаков Д.М.
  • Татары: этнос и этноним. Казань,1989./Каримуллин А.Г.
  • Кустарные промыслы Казанской губернии. Вып. 1-2, 8-9. Казань, 1901-1905./Косолапов В.Н.
  • Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М., 1992./Кузеев Р.Г.
  • Терминология родства и свойства у татар-мишарей в Мордовской АССР // Материалы по татарской диалектологии. 2. Казань, 1962./Мухамедова Р.Г.
  • Поверья и обряды казанских татар, образовавшиеся мимо влияния на жизнь их суннитского магометанства // Зап.Русского Географического общ-ва. Т. 6. 1880./Насыров А.К.
  • Происхождение казанских татар. Казань, 1948.
  • Татарстан: национальные интересы (Политическое эссе). Казань,1995./Тагиров Э.Р.
  • Этногенез татар Поволжья в свете данных антропологии // Тр.Института этнографии АН СССР. Нов.сер. Т.7 .М.-Л., 1949./Трофимова Т.А.
  • Татары: проблемы истории и языка (Сб. статей по проблемам лингвоистории, возрождения и развития татарской нации). Казань, 1995./Закиев М.З.
  • Ислам и национальная идеология татарского народа // Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения. Казань,1994./Амирханов Р.М.
  • Сельское жилище Татарской АСССР. Казань,1957./Бикчентаев А.Г.
  • Художественные промыслы Татарии в прошлом и настоящем. Казань, 1957./Воробьев Н.И.,Бусыгин Е.П.
  • История татар. М., 1994./Газиз Г.

Отдельные региональные группы

  • География и культура этнографических групп татар в СССР. М.,1983.
  • Тептяри. Опыт этностатистического изучения // Советская этнография, 1979, № 4./Исхаков Д.М.
  • Татары-мишари. Историко- этнографическое исследование. М., 1972./Мухамедова Р.Г.
  • Чепецкие татары (Краткий исторический очерк) // Новое в этнографических исследованиях татарского народа. Казань, 1978./Мухамедова Р.Г.
  • Татары-кряшены. Историко-этнографическое исследование материальной культуры (сер.19-нач.20 вв.). М., 1977./Мухаметшин Ю.Г.
  • К истории татарского населения Мордовской АССР (о мишарях) // Тр.НИИ ЯЛИЭ. Вып.24 (сер. ист.). Саранск,1963./Сафргалиева М.Г.
  • Башкиры, мещеряки и тептяри // Изв. Русского Географического общ-ва.Т.13, Вып. 2. 1877./Уйфальви К.
  • Касимовские татары. Казань, 1991./Шарифуллина Ф.М.

Публикация источников

  • Источники по истории Татарстана (16-18 вв.) .Кн.1. Казань,1993.
  • Материалы по истории татарского народа. Казань, 1995.
  • Декрет ВЦИК и СНК об образовании Автономной Татарской Советской Социалистической Республики // Собр. узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства. № 51. 1920.

Далее читайте:

Каринские татары этническая группа, проживающая в селе Карино Слободского р-на Кировской обл. и близлежащих населенных пунктах. Верующие – мусульмане. Возможно, имеют общие корни с бесермянами (В. К. Семибратов), проживающими на территории Удмуртии, но, в отличие от них (говорящих по-удмуртски), говорят на диалекте татарского языка.

Ивкинские татары – мифическая этническая группа, упоминалась Д. М. Захаровым на основании данных фольклора.

Ведущую группу татарского этноса составляют казанские татары. И сейчас мало кто сомневается в том, что их предками были булгары. Как же так случилось, что булгары стали татарами? Версии происхождения этого этнонима очень любопытны.

Тюркское происхождение этнонима

В первый раз название «татар» встречается в VIII веке в надписи на памятнике знаменитому полководцу Кюль-тегину, который был установлен во времена Второго Тюркского каганата – государства тюрков, находившегося на территории современной Монголии, но имевшего бо́льшую площадь. Надпись упоминает племенные союзы «отуз-татар» и «токуз-татар».

В X-XII веках этноним «татары» распространился в Китае, в Средней Азии и в Иране. Ученый XI века Махмуд Кашгари в своих трудах именовал «Татарской степью» пространство между Северным Китаем и Восточным Туркестаном.

Возможно, поэтому в начале XIII века так стали именовать и монголов, которые к этому времени победили татарские племена и захватили их земли.

Тюркско-персидское происхождение

Ученый антрополог Алексей Сухарев в работе «Казанские татары», опубликованной с Санкт-Петербурге в 1902 году заметил, что этноним татары происходит от тюркского слова «тат», которое означает не что иное, как горы, и слова персидского происхождения «ар» или «ир», что означает человек, мужчина, житель. Это слово встречается у многих народов: болгар, мадьяр, хазар. Встречается оно и у тюрков.

Персидское происхождение

Советская исследовательница Ольга Белозерская связывала происхождение этнонима с персидским словом «тептер» или «дэфтэр», которое трактуется как «колонист». Однако отмечают, что этноним «типтяр» более позднего происхождения. Скорее всего, он возник в XVI-XVII веках, когда так начали называть булгар, переселившихся со своих земель на Урал или в Башкирию.

Древнеперсидское происхождение

Существует гипотеза о том, что название «татары» произошло от древнеперсидского слова «тат» - так в старину называли персов. Исследователи ссылаются на ученого XI века Махмута Кашгари, который писал о том, что

«татами тюрки называют тех, кто говорит на фарси».

Однако татами тюрки называли и китайцев, и даже уйгуров. И вполне могло статься, что тат означало «чужестранец», «иноязычный». Впрочем, одно другому не противоречит. Ведь тюрки могли называть татами сначала ираноговорящих, а потом название могло распространиться и на других чужаков.
Между прочим, русское слово «тать» тоже, может быть, позаимствовано у персов.

Греческое происхождение

Все мы знаем, что у древних греков слово «тартар» означало потусторонний мир, ад. Таким образом «тартарин» был обитателем подземных глубин. Название это возникло еще до нашествия войска Батыя на Европу. Возможно, его завезли сюда путешественники и купцы, но уже тогда слово «татары» ассоциировалось у европейцев с восточными варварами.
После нашествия Бату-хана европейцы стали воспринимать их исключительно как народ, вышедший из ада и несущий ужасы войны и смерть. Людвига IX прозвали святым, потому что он молился сам и призвал свой народ молиться, чтобы избежать нашествия Батыя. Как мы помним, в это время умер хан Удэгей. Монголы повернули назад. Это уверило европейцев в их правоте.

Отныне у народов Европы татары стали обобщением всех варварских народов, живущих на востоке.

Справедливости ради надо сказать, что на некоторых старых картах Европы Татария начиналась сразу за российской границей. Империя монголов распалась в XV веке, но европейские историки вплоть до XVIII века продолжали назвать татарами все восточные народы от Волги до Китая.
Между прочим, Татарский пролив, отделяющий остров Сахалин от материка называется так, потому что на его берегах тоже жили «татары» - орочи и удэгейцы. Во всяком случае, так считал Жан Франсуа Лаперуз, который и дал название проливу.

Китайское происхождение

Некоторые ученые считают, что этноним «татары» имеет китайское происхождение. Еще в V веке на северо-востоке Монголии и Манчжурии жило племя, которое китайцы называли «та-та», «да-да» или «татан». А на некоторых диалектах китайского название звучало именно как «татар» или «тартар» из-за носового дифтонга.
Племя было воинственным и постоянно тревожило соседей. Возможно, позже название тартар распространилось и на другие народы, недружелюбные к китайцам.

Скорее всего, именно из Китая название «татары» проникло в арабские и персидские литературные источники.

Согласно преданиям, само воинственное племя было уничтожено Чингисханом. Вот что писал об этом монголовед Евгений Кычанов: «Так погибло племя татар, еще до возвышения монголов давшее свое имя в качестве нарицательного всем татаро-монгольским племенам. И когда в далеких аулах и селениях на Западе через двадцать-тридцать лет после той резни раздавались тревожные крики: «Татары!», мало было среди надвигавшихся завоевателей настоящих татар, осталось лишь грозное имя их, а сами они давно лежали в земле родного улуса» («Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир»).
Сам же Чингисхан категорически запрещал называть монголов татарами.
Кстати, есть версия, что название племени могло произойти и от тунгусского слова «та-та» - тянуть тетиву.

Тохарское происхождение

Возникновение названия могло быть связано и с народом тохары (тагары, тугары), которые жили в Средней Азии, начиная с III века до н.э.
Тохары разгромили великую Бактрию, бывшую когда-то великим государством и основали Тохаристан, который располагался на юге современных Узбекистана и Таджикистана и на севере Афганистана. С I по IV века н.э. Тохаристан входил в состав Кушанского царства, а позже распался на отдельные владения.

В начале VII века Тохаристан состоял из 27 княжеств, которые подчинялись тюркам. Скорее всего, местное население смешивалось с ними.

Все тот же Махмуд Кашгари называл огромный регион между Северным Китаем и Восточным Туркестаном Татарской степью.
Для монголов тохары были чужаками, «татарами». Возможно, через какое-то время значение слов «тохары» и «татары» слилось, и так стали называть большую группу народов. Покоренные монголами народы приняли имя родственных им чужаков-тохар.
Так этноним татары мог перейти и на волжских булгар.

Меня заинтересовал вопрос, кого на Руси называют/называли татарами и почему? Википедия говорит, татарами называли следущих народов

Тюрко-татары, закавказские татары, азербайджанские/адербейджанские татары (азербайджанцы)
горские татары (карачаевцы и балкарцы)
ногайские татары (ногайцы)
абаканские татары (хакасы)
кузнецкие татары (шорцы)
кундровские татары (карагаши)
казанские татары (мишари, волжские болгары, тептяри)
крымские татары (крымцы)
черневые татары (тубалары)
чулымские татары (чулымцы)
алтайские татары (алтайцы)
сибирские татары

Самый интересный момент: кроме казанских и крымских татар ни один из этих народов себя татарами не называют. И еще один интересный момент: вопреки установившемуся мнению у нас в Азербайджане, что русские называли по незнанию всех им знакомых тюркских народов татарами надо сказать, что русские прекрасно различали и различают тюркские народы. Османов называли и называют турками (хотя мы азербайджанцы и турки практически две ветви одного того же народа), казахов и кыргызов называли "киргиз-кайсаками", узбеков узбеками, туркмен туркменами... а вот нас татарами.

Особенно интересен момент почему такое различие между нами и турками. Я понимаю, что сейчас начнется "да мы разные" и приведут 1000 аргументов. Но это различие 300 лет тому назад были минимальными в отличии от сегодняшнего дня. Итак почему?

Посмотрим на политическую карту того времени. Золотая Орда была преемственницей империи Чингисхана вплоть до конца орды. Потом эстафету взяла Крымское ханство (прямые потомки Чингисхана и преемники его империи) и Московия подчинялась или платила дань Крымскому хану. Даже в истории есть период, когда крымские ханы считались по статусу выше османских султан. И крымское ханство вплоть до конца этой государственности и вхождения в состав России считалась преемником империи Чингисхана. А вот ни казахи, ни узбеки, ни туркмены ими не считались, так как на месте орды эти народы построили новые гос-образования. ВНИМАНИЕ: прежде чем обижаться, что с каких пор мы казахи или узбеки не имеем отношение к наследии Чингисхана, читайте внимательно. Речь не о наследии народов, а о преемственности гособразований. В Центральной Азии Тимур положил конец империи Чингисхана создав на его месте свою империю. Т.е. новое гособразование, хотя сперва правил от имени хана-чингисида. Но после его смерти он сам себя обьявил "гурханом" и его наследники правили. От них откололись моголы, потом исторические-узбеки образовав свое ханство, от узбеков казахи, итд, итп. Т.е. новые гособразования со своими традициями.

Но вот чем обяснить, что нас - азербайджанцев называли татарами, ведь и у нас были другие гособразования. Давайте посмотрим. Та часть чингисской империи, которая была у нас назывался Илханат. И Илхан Газан (чингисид) правил огромной империей. Кстати, для тех, кто поспешит их обявить монголами, скажу просто "илхан" это титул древних тюркютов, а не монголов.

И эти ильханы существовали вплоть до прихода Тимура, правда, к концу... они были номинальными правителями, когда реальная власть была у джелаиридов и у чобанидов. Но номинально правителем был ильхан из рода Газан хана.

Тимур завоевал все. Поставил точку... и ушел. После него была распря и джелаириды хотели и частично им удалось восстановить свое правление, были и новые ханства как Кара-коюнлу, и Ак-коюнлу... они даже существовали иногда паралельно и по статусу были равны османам, но никому не удавалась целостность власти над империей Газан хана. Вплоть до шаха Исмаила. Когда его называют великим и говорят "обьединил империю", то имеют в виду не империю Дария или чего-то еще, а именно Илханат Газан хана. И все последущие династии держались той традиции и того же подхода. Поэтому для русских даже Каджары были "татарами".

И главное все те, кого называли русские татарами были до конца частями империи Чингисхана и преемниками. Горские татары были частъю Крымского ханства. А хакасы, шорцы, чулымцы не входили в империю Тимура, остались островками империи Чингиса. А узбеки и туркмены под началом нового хана Шейбани образовали свое новое гособраование. Или казахи под началом Абылай хана. Т.е. несмотря на родство с "монголами" Чингисхана они качественно новые гособразования. Узбеки вообще больше Тимура считают основателем государства, хотя Тимур сам себя не узбеком называл, а тюрком.

К чему я это... к тому, что сефевиды вообще-то не создали новое, а восстановили старое. Вот почему мы для русских "татары".

Как называют себя современные татары В 14-м томе «Советской исторической энциклопедии» читаем: «Для некоторых из них (тюркских народов - А. К.) имя татар стало самоназванием». Из этого утверждения вытекает, что народ, известный сегодня под этим названием, дал себе это имя сам или же принял это название как самоназвание, по своему усмотрению и желанию, как этноним, отвечающий и отражающий его этническое происхождение. Получается так, что «татары» являются истинным этнонимом этого народа. Насколько такое утверждение соответствует истине, действительному положению вещей, можно выяснить, обратившись к фактам истории, к первоисточникам, а также к памяти самого народа. Страна булгар называлась Волжской Булгарией. Под этим именем страна и его народ были известны не только на Руси, но и на далеком Востоке, в южных странах, в Европе. Несмотря на то, что их сейчас называют татарами, многие народы и поныне знают их не как татар, а под другими именами, например, удмурты, их соседи, и сейчас называют их «бигерями» - т. е. булгарами, а казахи «нугаями» или же северными кипчаками. Арабский путешественник Ибн Фадлан, посетивший в 922 году Волжскую Булгарию, пишет, что здесь жили поэты, ученые, которые к своим именам прибавляли, как фамилию, название своей страны - Булгари. По свидетельству Ибн Фадлана и других восточных путешественников, здесь работали еще в те времена историки Якуб ибн Ногман аль-Булгари, Ахмед аль-Булгари, философ Хамид ибн Харис аль-Булгари и др. До нас дошел памятник литературы периода Волжской Булгарии «Нахдж аль-фарадис» (написан в 1357г.) Махмуда ибн Гали Булгари. Автором исторического сочинения «Таварихи Булгария» (История Волжской Булгарии), написанной в XVIII веке, был также Хисаметдин Муслими аль-Булгари. Поэт той же эпохи Мавля Кули имел псевдоним Булгари. В XIX веке, когда в Казани получило широкое развитие печатание татарских книг, один за другим появляются сочинения татарских авторов, многие из которых называют себя Булгари. Такое явление продолжается и в начале XX века. В этот период начинают издаваться учебники, словари, азбуки родного языка, которые уже называются сочинениями по «тюркскому» языку, хотя, наряду с этим встречаем и употребление названия «татарского языка». Дело в том, что авторы свои работы, адресованные к русскому читателю, так называемые самоучители, словари родного языка, вынуждены именовать «татарскими» потому, что русские к тому времени уже забыли названия «булгары», знали их уже как «татар». Видный татарский просветитель второй половины XIX века Каюм Насыри свои учебники по родному языку также называет «татарскими» именно исходя из такого положения, а в своих исторических, этнографических, археологических трудах говорит, что «татары» являются прямыми потомками булгар, и свое происхождение по родословию своих предков выводит из булгар. Вынужденные считаться с распространенным среди русских названием «татары», многие авторы помимо своей воли применяли это название в своих работах, отмечая при этом, что это название не соответствует их самоназванию, их происхождению. У булгар существовал неписаный закон - знать изустно своих предков, родословную до девятого поколения. Многие семьи вели и письменно такую родословную, передаваемую из поколения в поколение. Эти родословные, составлявшиеся систематически, показывают непосредственную связь современных татар с булгарами. «Названием «булгар», «булгари», «булгарлык» пользовались с XII по XIX век (мы бы сказали: с VIII-IX веков. - А. К.) - сотни старотатарских авторов, что можно было бы доказать на основе десятка апробированных документов» - родословий, которые яснее ясного говорят об осознанном понимании народом своего происхождения и самоназвания (М. А. Усманов. Татарские исторические источники XVII-XVIII вв. Казань, 1972, с. 139-140). О том, что народ ясно отличал себя от монголов, которых булгары, как и другие народы, знали как «татар», и не смешивал себя с ними, сохранились яркие свидетельству и в памяти народа, и в его поэтическом устном творчестве. В фольклоре современных татар доныне сохранились и живут пословицы и поговорки, в которых предельно ясно выражено их отношение к монголам, т. е. «татарам». Вот некоторые из них: «Татар атасын сатар» - «Татарин и родного отца продаст»; «Татар турэ булса, чабатасьш тургэ элэ» - «Если татарин станет чиновником, лапти свои повесит в красном углу (на видном месте) «; «Татар атка менсэ, атасын танымас» - «У татарина на коне, нет отца родного (Сев на коня, татарин отца не замечает) «; «Татар акылы тештэн сон» - «Ум татарина пробуждается задним числом»; «Татар ашар да качар» - «Татарин нажрется и уйдет, да и спасибо не скажет»; «Татар белан каберен, янэшэ булмасын» - «Избавь от соседства с татарином и на том свете» и др. Вряд ли история знает примеры того, чтобы народ мог высмеивать самого себя так зло, остро и выдумывать о самом себе такие «лестные» пословицы и поговорки. Это было бы противоестественным. Эта оценка, данная в устном народном творчестве «татарам», больше и яснее, чем любые научные трактаты, характеризует отношение народа к «татарам». После этого утверждать, что имя «татары» является самоназванием, истинным этнонимом современных татар, по меньшей мере, было бы невежественным. В татарских народных сказках, мифах и легендах, песнях мы часто встречаем образ горы «Каф» (Кавказские горы), в которых эти горы представлены как место враждебных сил и нечисти, место сражений. По нашему мнению, это также является следом в памяти народа о его далеком прошлом, пережитого им еще в районах Северного Кавказа до их переселения в Среднее Поволжье. Русские ученые, которые непосредственно занимались изучением прошлого «татар», ясно видели, что отождествление их с монголами является ошибкой. Историк XVIII века П. Рычков, автор «Опыта Казанской история древних и средних веков» (СПб, 1767) писал, что казанцы не являются татарами, что это название в отношении их является историческим недоразумением. Эта работа, написанная по русским летописям, была первой попыткой установить истину о происхождении народа, попыткой покончить, с начавшим получать гражданство в русской историография отождествлением татар с монголами. В работе он приводит много примеров для доказательства своего положения, среди них и такой факт: «Известный башкирский возмутитель Батырша, возмущая башкирцев к бунту, в письме своем всех здешних магометан болгарским народом называл» (П. Рычков. Указ, раб., с. 18-19). Известный русский востоковед, крупный тюрколог В. В Григорьев, давший высокую оценку этнографическим исследованиям Каюма Насыри, еще в 1836 году также подчеркивал, что «нынешние татары казанские и сибирские, разнося халаты по улицам русских городов, величают себя «булгарлык», «булгарством» (В. Григорьев. Волжские татары «Библиотека для чтения», 1836, т. XIX, отд. III, с. 24), т. е. гордятся своим происхождением и знают свою этническую принадлежность. В 1909 году на страницах «Русской мысли» Г. Алисов, давая ответ растущим измышлениям о происхождении татар, отметил, что если спросить татарина «про его национальность, не назовет себя татарином и этнографически будет отчасти прав, так как это название является историческим недоразумением» (Г. Алисов. Мусульманский вопрос в России. - Русская мысль, 1909, № 7, с. 39). Русские ученые, занимавшиеся и интересовавшиеся происхождением современных татар по первоисточникам, никогда не смешивали их с завоевателями. Мы могли бы привести высказывания и наблюдения многих этих ученых, но ограничимся только одним наблюдением и выводом. Великий русский революционный демократ Н. Г. Чернышевский, хорошо знавший историю, культуру, жизнь, обычаи татар, владевший татарским языком н письмом, изучавший их историю по татарским источникам, подчеркивал, что «из нынешних крымских, казанских и оренбургских татар едва ли есть один человек, происходивший от воинов Батыя, что нынешние татары - потомки тех племен, живших в этих местах и покоренных Батыем, как были покорены русские. (Н. Г. Чернышевский. Антропологический принцип в философии. -В кн.: Избранные философские сочинения. Т. 3, М., 1951, с. 245-246), Да и западноевропейские ученые, знавшие татар не только по литературе, а непосредственно, подчеркивают, что бытующие в их странах взгляды на происхождение татар не имеют ничего общего с действительным положенением вещей, что они являются булгарами, народом тюркского корня. Немецкий ученый и путешественник Адам Олеарий, посетивший в 30-е годы XVII века Поволжье, называет их «булгарскими татарами» (А. Олеарий. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб, 1905, с. 408). Сигизмунд Герберштейн, польский дипломат, знавший татар лично еще до присоединения Казанского ханства к Московскому государству, писал: «Если кто желает описать татар, тому необходимо описывать много племен. Ибо это имя они носят по вере: и это различные племена, далекие друг от друга» (С. Герберштейн. Записки о Московских делах. СПб. 1908, с. 138). Великий Александр Гумбольдт, посетивший Россию в начале XIX века, также интересовался происхождением татар. Он вел беседы об этом с самими татарами. Подружился с татарским ученым я географом С. Сейфуллиным, труды и наблюдения которого использовал в описании восточных окраин России. В своей работе Гумбольдт подчеркивает, что, употребляя название «татар», он следует лишь традиции западной литературы, а «под татарами» разумеет, «как и русские, не монголов, а народ великого турецкого (тюркского - А. К.) племени» (А. Гумбольдт. Путешествие барона Александра Гумбольдта, СПб, 1837, с. 18-19). В отличие от таких ученых, побывавших среди татар, знавших их воочию, другие западноевропейские авторы, зная о татарах лишь по литературе, отождествляют их с монголами, считают осколками монгол. К сожалению, утверждения такого рода господствуют и в русской дореволюционной «казенно-патриотической» литературе. В отличие от западнофилских авторов, выдающиеся русские историки Карамзин, Соловьев, Ключевский и другие не смешивают «татар» с монголами, считают их потомками булгар. То же самое мы видим в работах русских тюркологов-языковедов и историков, изучавших язык, культуру, этнографию «татар» непосредственно. Так, в «Русском энциклопедическом словаре» (Том на буквы «С - П - Т»), где обобщены итоги исследования русских тюркологов, ясно подчеркнуто, что «монгольского элемента в нынешних остатках турецких (тюркских - А. К.) племен нет и следа». В другой энциклопедии также сказано: «татары. (Историческое). Этот термин, как название народа, имеет скорее историческое, чем этнографическое значение. Татар, как отдельного народа, не существует». (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб, 1901, т. 64, с. 671). «Тюрко-татары» или турецко-татарские народы, термин синонимичный сл. «тюрки»... Под словом «татары» или «тартары» еще до настоящего времени, особенно на Западе, понимают совокупность совершенно различных по языку и расовым признакам народов». Далее читаем: «В науке до настоящего времени название татары совершенно опровергнуто в применении к монголам и тунгузам и оставлено только за теми тюркскими по языку народностями, почти всецело ныне входящими в состав Российской империи, за которыми оно сохранилось по историческому недоразумению, в отличие от других тюркских народностей, носящих самостоятельно-историческое название (киргизы, туркмены, сарты, узбеки и т. д.) « (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб, 1902, т. 67, с. 347). Начало осознанного отождествления татар с монголами в русской исторической литературе получает гражданство особенно с XVIII века и усиливается во второй половине XIX - начале XX веков. Все это начало давать свои отрицательные плоды. В этих условиях татарские ученые пытались объяснять ложность такого утверждения, апеллируя к фактам истории своего народа. Но многое из написанного не увидело света из-за преследования царской цензуры. Царская цензура пропустила в XIX веке, можно сказать, единственную работу поэтому вопросу, а именно сочинение татарского ученого-энциклопедиста Шигабутдина Марджани, да и то потому, что она была написана, можно сказать, на арабском языке, который не был доступен цензору. Ш. Марджани - автор шеститомного фолианта историко-библиографического словаря почти всех выдающихся деятелей мусульманского Востока со времен возникновения ислама до середины XIX века. Это капитальный труд, составляющий энциклопедию Востока, написан на основе изучения огромного количества восточных рукописей, хранившихся в Средней Азии, арабских странах, Турции, в Казани. Он же автор многих монографических исследований по истории уйгуров, сельджуков, хорезмцев, других тюркских народов. Глубокое знание истории восточных народов, скрупулезная тщательность и научная добросовестность этого ученого делают его труды ценным источником по истории многих народов Поволжья, Средней Азии, Анатолии, арабских стран. Академик В. В. Радлов, лично знавший автора, знакомый с его трудами, на IV археологическом съезде в Казани в 1877 году лично изложил итоги одной из работ Ш. Марджани и назвал это исследование новым шагом в правдивом освещении истории «татар». Ш. Марджани дал обстоятельный анализ истории булгар, показал на огромном фактическом материале прямую, непосредственную преемственность современных татар с древними булгарами. В одной из своих работ, посвященной истории Волжской Булгарии и Казанского ханства, - «Моетафадель ахбэр фи эхвали Казан вэ Булгар» (В 2-х томах. Том I, Казань, 1885) на основе изучения древних восточных источников и в свете новых этнографических и других документов Марджани показал непосредственную преемственность культуры, языка, этноса современных татар с булгарами. (К сожалению, многие труды ученого до настоящего времени остаются лишь в рукописи. Да и изданная часть его работ практически недоступна историкам, не владеющим арабским языком и языком высокого стиля татарского языка прошлого.) Выдающийся историк наших дней, которому подвластны как отечественные, так и восточные и западные источники, Л. Н. Гумилев, говоря о корнях родства народов России, коснулся вопроса взаимоотношений древней Руси и тюрков-булгар и происхождения названия «татары», которые полностью согласуются с излагаемыми нами здесь положениями. Он пишет, что «тысячу лет назад два крупнейших государства Восточной Европы - Киевская Русь и Волжская Булгария заключили мирный договор, который, несмотря на то, что славяне приняли христианскую веру, а тюрки по-прежнему чтили мусульманство, благотворно сказывался на отношениях между народами почти 250 лет, вплоть до Батыева разгрома. Кстати, потомков этих болгар, составляющих значительную часть населения Среднего Поволжья, по иронии судьбы называют именем «татары», а их язык - татарским» (подчеркнуто нами - А. К.). Хотя это не больше чем камуфляж!» (Л. Гумилев. Корни нашего родства. - Известия, 1988, 13 апр.). В начале XX века, особенно после первой русской революции, начали появляться новые работы по истории «татар», каковые до этого практически невозможно было опубликовать, ибо царская цензура любую работу по истории тюркских народов считала вредной, ведущей к пробуждению национального самосознания угнетенных народов. Среди работ этого периода укажем на «Историю булгарского народа» (Болгар тарихы. Казан, 1910) историка-демократа Гайнутдина Ахмерова, где специально рассматривается история происхождения современных татар. На основе сопоставительного анализа быта, языка, верований, обрядов, орнамента, искусства, новых археологических а палеографических памятников автор еще раз доказывает полную преемственность этноса булгар с «татарами». Усиление в русской официозной литературе отождествлений «татар» с монгольскими завоевателями вызвало в татарской периодической печати оживленную дискуссию ученых о происхождении народа, особенно на страницах журнала «Шура», частично «Анг» и в других. Подавляющее большинство участников дискуссии, основываясь на материалах, фактах и источниках, свидетельствах специалистов, еще раз доказали достоверность взглядов Ш. Марджани о происхождении современных татар и подняли вопрос о необходимости отказа от навязанного им названия татары» и принятии самоназвания «булгар». Другая часть историков, полностью поддерживая происхождение «татар» от булгар, но исходя из того, что название «булгар» напоминает этноним дунайских болгар, предложила принять за самоназвание этноним «тюрки» (не путать с этнонимом «турки», как иногда случается у отдельных авторов). Принятие названия «тюрки», по их мнению, является обоснованным, ибо этим названием подчеркивается близость, родство «татар» с тюркскими народами и термин «тюрки» больше понятен другим народам, чем название «булгары». Среди участников дискуссии нашлись и отдельные лица, которые стремились найти монгольские истоки в формировании современного татарского народа и при этом в качестве доказательства своих «теорий» ссылались на русскую официозную историческую литературу, где татар отождествляют и считают потомками монгол. Сторонниками таких взглядов были буржуазные националисты, которые, отстаивая название «татары», стремились «возвеличить» себя деяниями монгольских завоевателей. Эти предложения, отдающие душком явного национализма, построенные на песке, не нашли сколько-нибудь значительной поддержки. Да и у самих мелкобуржуазных историков не было единогласия в вопросе о происхождении татар. Один из них, Хади Атласи, в своей книге по истории Казани (X. Атласи. Казан тарихы. Казан, 1910) писал, что «татары - это те захватчики, которые разрушили Волжскую Булгарию», что «татары (казанские - А. К.) себя всегда называли булгарами, в крайнем случае, тюркским народом» или же «по религиозному признаку - мусульманами» (с, 15), чтобы их не отождествляли с «татарами», выступив, таким образом, против принятия названия «татары».

Приведённой в книге «История Монгалов, именуемых нами Татарами », этноним «татар» происходит от названия одноименной реки:

«Есть некая земля среди стран Востока, о которой сказано выше и которая именуется Монгал. Эта земля имела некогда четыре народа: один назывался Йека-Монгал, то есть великие Монгалы, второй назывался Су-Монгал, то есть водяные Монгалы, сами же себя они именовали Татарами от некоей реки, которая течет чрез их страну и называется Татар; третий народ назвался Меркит, четвертый – Мекрит. Все эти народы имели одну форму лиц и один язык, хотя между собою они разделялись по областям и государям».

В версии другого францисканца Бенедикта содержатся дополнительные сведения:

«Моал [по-тартарски] - земля, монголы - означает [имя] жителей земли. Однако сами [они] называют себя тартары от [названия] большой и стремительной реки, которая пересекает их землю и называется Татар. Ибо тата на их языке означает [по-латыни] "тащить", а тартар - "тянущий"».

Видео по теме

Употребление этнонима

Согласно наиболее распространенной версии, старое китайское название 鞑靼, то есть Dada или Dadan, трактуется как первое упоминание этнонима «татары». Книга Сун свидетельствует, что другое имя жужанов есть «татар», которые также называются «тартар» и являются одним из аймаков хунну . Китайским иероглифом с современным произношением «датань» отмечено слово «татар», а иероглифом «таньтань» написано слово «тартар». Историки считают, что название монголов как татар (тартар) происходит от имени хана Татар жужанов (414-429). Эти два названия, Татар-хаан и татар (монгол), записаны одинаковыми иероглифами. Поэтому со времён Жужаньского каганата монголов стали называть монголами, татарами, татар-монголами или монгол-татарами.

В период с XII века этноним «татары» получает расширительное значение. В частности, китайцы стали называть татарами (да-дань ) всех кочевников восточной части Великой степи независимо от их действительной этнической принадлежности. Иными словами, этноним приобретает сопутствующее значение политико-культурного термина. В то же время, согласно Ван Говэю , в киданьской империи Ляо термин «татары» считался уничижительным. Вместо него употреблялось слово «цзубу » (по Виттфогелю происходит от тибетского «сог-по » - пастухи, кочевники ) .

Употребление этнонима в Российской империи

Употребление этнонима в Западной Европе

Гравюра, изображающая «татарского» (маньчжурского) воина с титульной страницы книги Мартино Мартини «Сказание об опустошении Китая татарами» (Regni Sinensis a Tartaris devastati enarratio . Амстердам, 1661). Рисунок критикуется современными историками (Памела Кроссли, Давид Мунджелло) как не соответствующий содержанию книги: напр., маньчжурский воин держит отрубленную голову за косу, хотя косы носили именно маньчжуры (и покорённые ими китайцы), а не китайцы, ещё воюющие на стороне минской династии

В Западной Европе о «татарах» заговорили уже на Первом Лионском соборе (1245 год) . С тех пор и до XVIII века, а иной раз и позднее, западные европейцы собирательно называли все азиатские кочевые и полукочевые тюркские и монгольские народы «татарами» (лат. Tartari , фр. Tartares ).

До середины XVII века европейцы мало что знали о Маньчжурии и её обитателях, но когда в 1640-х годах маньчжуры завоевали Китай, то находившиеся там иезуиты также причислили их к татарам. Наиболее известная книга, сообщившая современникам о победе маньчжуров над