Детская колония макаренко. Трудовые коммуны

Воспитательное учреждение для несовершеннолетних нарушителей на территории УССР (1920-36), которым руководил (до 1928) А.С. Макаренко. С 1921 по инициативе Макаренко и воспитанников Колония носила имя М. Горького. Организована как колония для дефективных детей Полтавским Губнаробразом в местечке Трепке, под Полтавой; с 1924 размещалась в бывшем имении братьев Трепке с. Ковалёвка; с 1926 - в с. Куряж под Харьковом. В 1923-26 была опытно-показательным учреждением Наркомпроса УССР. В Колонии воспитывались дети с негативным социальным опытом, среди которых было много бывших беспризорников и детей-сирот. Макаренко воплотил в практику Колонии свои идеи создания детского коллектива. Истории Колонии посвящена его книга "Педагогическая поэма" (ч. 1-3, 1933- 1935).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 123)

См. также Макаренко, Антон Семёнович

  • - Здание Литературного института.Москва. Литерату́рный институ́т имени А.М. Горького, высшее учебное заведение. Открыт в 1933 по инициативе М. Горького как Вечерний рабочий университет...

    Москва (энциклопедия)

  • - высшее учебное заведение. Открыт в 1933 по инициативе М. Горького как Вечерний рабочий университет. С 1936 современное название. До 1992 вуз Союза писателей СССР...

    Москва (энциклопедия)

  • - Образован в 1987 после раздела МХАТа. Директор и художественный руководитель Т.В. Доронина...

    Москва (энциклопедия)

  • - По́чвенно-агрономи́ческий музе́й и́мени В.Р. Ви́льямса Моско́вской сельскохозя́йственной акаде́мии и́мени К.А. Тимиря́зева...

    Москва (энциклопедия)

  • - Психиатри́ческая кли́ника имени С.С. Корсакова Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова. Построена в 1885—...

    Москва (энциклопедия)

  • - Театра́льное учи́лище и́мени Б.В. Щу́кина при Теа́тре имени Евг. Вахта́нгова, театральный вуз, готовит актёров и режиссёров. Ведёт историю от Студенческой театральной студии, основанной и руководимой с 1913...

    Москва (энциклопедия)

  • - Центральный ПКиО имени М. Горького.Москва. Центра́льный парк культу́ры и о́тдыха и́мени М. Го́рького, в центральной части Москвы, между Пушкинской набережной Москвы-реки и Ленинским проспектом...

    Москва (энциклопедия)

  • - в центральной части Москвы, между Пушкинской набережной Москвы-реки и Ленинским проспектом...

    Москва (энциклопедия)

  • - см. в ст. Библиотеки в...

    Советская историческая энциклопедия

  • - Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, одна из старейших научных библиотек и крупнейшая вузовская библиотека в СССР. Основана в 1755...
  • - воспитательное учреждение для несовершеннолетних правонарушителей. Была организована в 1920 Полтавским губнаробразом под Полтавой, в 1926 переведена под Харьков. В 1920-28 колонией заведовал А. С. Макаренко...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в Москве. Основана в 1756. В 1993 св. 8,5 млн. ед. хр. Состоит из фундаментальной библиотеки и отраслевых библиотек на факультетах. Методический центр библиотек советских вузов...
  • - драматический, основан в 1918...

    Большой энциклопедический словарь

  • - один из двух театральных коллективов, образованных при разделении Московского Художественного академического театра в 1987...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Кар. Испытать нужду, несчастье. СРГК 4, 605...
  • - Белом. Испытать много горя, лишений, несчастий. Мокиенко 1990, 85...

    Большой словарь русских поговорок

"Колония имени М. Горького" в книгах

О суицидомании Максима Горького Личность Максима Горького в свете совершенного им в декабре 1887 г. покушения на самоубийство. Д-ра И. Б. Галант

Из книги автора

О суицидомании Максима Горького Личность Максима Горького в свете совершенного им в декабре 1887 г. покушения на самоубийство. Д-ра И. Б. Галант Влечение к самоубийству или суицидомания (suicidomania) – явление, которое как много других непонятных явлений, сделалось в науке

Глава четвёртая "Имени завода имени Степана Разина"

Из книги Аркадий Северный, Советский Союз автора Петров Дмитрий

Глава четвёртая "Имени завода имени Степана Разина" "Ну что ж ты меня не узнал, что ли? Я же ж Аркадий Северный!" А. Северный, февраль 1975 г. К началу 70-х годов идея записать "блатные" песни в сопровождении оркестра носилась в воздухе. Чёрный рынок был просто завален

Из книги Михаил Шолохов в воспоминаниях, дневниках, письмах и статьях современников. Книга 2. 1941–1984 гг. автора Петелин Виктор Васильевич

А.И. Овчаренко, заведующий сектором Института мировой литературы имени А.М. Горького Академии наук СССР, доктор филологических наук, профессор Место «Тихого Дона» в литературе современной эпохи Вместо общепринятого доклада, написанного с привлечением всего арсенала

Глава 4. Ленинградский Государственный Большой драматический театр имени М. Горького

Из книги Амплуа - первый любовник автора Волина Маргарита Георгиевна

Глава 4. Ленинградский Государственный Большой драматический театр имени М. Горького Натощак не выговоришь. К счастью, это длинное название звучало и звучит кратко: БДТ.Здание театра (Фонтанка, 65) было построено в конце XIX века архитектором А. Фонтаном (легко запомнить) для

Парк культуры и отдыха имени М. Горького

Из книги Москва в кино. 100 удивительных мест и фактов из любимых фильмов автора Рассохин Олег О.

Парк культуры и отдыха имени М. Горького В центре Москвы несколько месяцев спустя героиня попрощается на время со своей мечтой. Финальная прогулка перед расставанием происходит на набережной Яузы (там она гуляет вместе с героем Александра Михайлова) и мельком – в Парке

Парк культуры имени Горького (ныне Парк Культуры)

автора

Парк культуры имени Горького (ныне Парк Культуры) Конечная станция Первой очереди, расположенная под Крымской площадью Садового кольца, в проекте так и называлась «Крымская площадь». Слово «площадь» в названиях станций чаще опускалось, и должна была получиться станция

Парк культуры имени Горького (ныне Парк культуры)

Из книги Сталинское метро. Исторический путеводитель автора Зиновьев Александр Николаевич

Парк культуры имени Горького (ныне Парк культуры) Станция «ПКиО имени Горького» открылась 1 января 1950 года в составе первого участка Кольцевой линии. Название станция получила по соседней с ней радиальной станции, открытой в составе Первой очереди метро.Автор станции -

Познай, где свет – поймешь, где тьма НАРОДНАЯ АРТИСТКА СССР, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ МХАТ ИМЕНИ М. ГОРЬКОГО ТАТЬЯНА ДОРОНИНА

Из книги автора

Центральный парк культуры и отдыха имени Горького

Из книги 100 великих заповедников и парков автора Юдина Наталья Алексеевна

Центральный парк культуры и отдыха имени Горького Центральный парк культуры и отдыха имени Горького (ЦПКиО) представляет собой единый зеленый массив на площади 177 га, расположенный вдоль Москвы-реки.Открытый „партерный сад“ парка начинается непосредственно за

Красненькая колония (колония Шеферов и Берчей)

Из книги Исторические районы Петербурга от А до Я автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Красненькая колония (колония Шеферов и Берчей) Более ста лет, до Великой Отечественной войны, на землях между Автово и Дачным находилось обширное поселение немецких колонистов – Красненькая колония. Название произошло от речки Красненькой, протекавшей поблизости. Как

Колония имени М. Горького

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Пафос ранних романтических произведений М. Горького (идеи и стиль романтических произведений Горького)

автора Ситников Виталий Павлович

Пафос ранних романтических произведений М. Горького (идеи и стиль романтических произведений Горького) I. «Настало время нужды в героическом» (Горький). Причины обращения Горького к романтической поэтике в период расцвета реализма.II. Вера в человека и противопоставление

В раннем творчестве Горького «избыточная» красочность была тесно связана с мироощущением молодого писателя, с его пониманием подлинной жизни как свободной игры ничем не скованных сил, со стремлением привнести в литературу новую – жизнеутверждающую тональность. В дальнейшем стиль прозы М. Горького эв

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

В раннем творчестве Горького «избыточная» красочность была тесно связана с мироощущением молодого писателя, с его пониманием подлинной жизни как свободной игры ничем не скованных сил, со стремлением привнести в литературу новую – жизнеутверждающую тональность. В

Из книги Записные книжки автора Чехов Антон Павлович

АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИМЕНИ А. М, ГОРЬКОГО А. П. ЧЕХОВ ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ И ПИСЕМ В ТРИДЦАТИ ТОМАХ СОЧИНЕНИЯ В ВОСЕМНАДЦАТИ ТОМАХ ИЗДАТЕЛЬСТВО

Св. священномученик Артемон (Великое значение имени человека вообще и христианского имени в особенности)

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Св. священномученик Артемон (Великое значение имени человека вообще и христианского имени в особенности) I. Св. священномученик Артемон, память коего совершается ныне, во время великого Диоклитианова гонения на христиан, пред страданием позван был к допросу; на вопрос,

Основателем трудовой колонии имени Максима Горькова был А.С.Макаренко. Он работал в колонии с 1920 по 1928 год.

Колония имени Максима Горькова располагалась недалеко от Полтавы, в Трибах и Ковалевке до 15 мая 1926 года. А вот с 15 мая она меняет свое местонахождение и переезжает под Харьково, в Куряж. Именно поэтому называли себя куряжцами воспитанники колонии, жившие в Куряже. Однако воспитанники колонии, которые переехали из Ковалевки (их было 120 человек) называли себя колонисты - горьковцы.

Но созданию единого коллектива поспособствовало «завоевание Куряжа». Антон Семенович в конце 1927 года принял по совместительству руководство коммуной имени Федора Дзержинского. Туда было переведено около шестидесяти колонистов - горьковцев. Они то и составили так называемое ядро коммуны.

Встреча с Максимом Горьким стала чудесной и незабываемой встречей для всех колонистов. М. Горький был не только их другом, но и уважаемым учителем.

А. С. Макаренко ставил перед собой следующую задачу: создать крепкий, нерушимый, трудоспособный и ответственный коллектив из воспитанников коммуны. Именно этот коллектив и должен был стать воспитывающей силой. Но, по мнению Антона Семеновича, такой трудоспособный и нерушимый коллектив можно было создать лишь с помощью общественно - полезного труда. Именно трудясь, считал А. С. Макаренко, формируются новые общественные отношения между людьми.

Поэтому свою воспитательную работу в колонии А. С. Макаренко начал с создания этого самого коллектива.

Воспитательная работа

Постепенно Антон Семенович привлекал воспитанников колонии к общественно - полезному труду. Так, он ставил разнообразные задачи перед каждым воспитанником отдельно и группой воспитанников, перед активом в целом, подавал личный пример, завоевывал уважение воспитанников. Колонисты работали не только в садах и на полях, но и охраняли дорогу от грабителей, защищали государственный лес от вырубки. Эти работы, несомненно, приносили отличные результаты в формировании нравственности у воспитанников. Так воспитывались бывшие беспризорники.

Антон Семенович укомплектовал библиотеку в колонии с самых первых дней ее жизни. Книги, индивидуальное и коллективное чтение стало незаменимым средством воспитания колонистов. Это занимало важное место в их жизни и, конечно, имело большой воспитательный эффект. В особенности, колонисты любили читать произведения Максима Горькова «В людях», «Мои университеты», «Детство».

В колонии было несколько отрядов. Во главе каждого из нотрядов стояли командиры, которые составляли Совет командиров. Именно на него опирался в своей воспитательной работе А. С. Макаренко, а также в самой организации труда воспитанников колонии.

Совет командиров решал, обсуждал вопросы организации быта и учебного процесса, а также культурно-просветительной работы, ведения хозяйства колонии, приёма новых членов и многое, многое другое.

Наркомпросом Украины были отмечены успехи воспитательной работы колонии. А в честь пятилетия со дня рождения колонии А. С. Макаренко присвоили звание «Красной герой труда», ну, а сотрудников и рабочих колонии наградили подарками.

Учебная деятельность

А. С. Макаренко большое значение уделял учебе воспитанников. Он заботился о том, чтобы колонисты получили прочные знания, так как считал, что знания определяют путь человека в жизни. Но и коллектив воспитателей не отставал в своем развитии. Коллектив мог уже решать поставленные перед собой задачи, которые требовали дисциплины и организованности. Особенную важность это понесло перед переездом в Куряжскую колонию, так как в помещениях жили около четырехстах детей.

В 1921 году колонии было присвоено имя М. Горькова. М.Горький интересовался жизнью колонии, переписываясь с Антоном Семеновичем, а также с воспитанниками, при этом высоко оценивая результаты их труда.

Колонисты ценили свою жизнь и ясно понимали, что жизнь коллектива, который создал А. С. Макаренко, имела целью формирование нового человека. И ему это, несомненно, удалось. В этом было можно убедиться, взглянув на выпускников этого коллектива. Они были наполнены духом оптимизма, товарищества, гуманизма, уважения друг к другу. Именно через уважение и доверие Антон Семенович воспитывал у своих воспитанников готовность к обороне и труду.

В связи с большим числом беспризорников (от 4,5 до 7 млн чел.), появившихся после Первой мировой войны, Октябрьского переворота и последовавшей за ним Гражданской войны в России, государством и общественностью был принят ряд мер по устранению этого явления не только уголовным преследованием, но и ресоциализацией (возвращением в культуру общества), в том числе путём создания колоний для перевоспитания малолетних правонарушителей.

Однако в этих колониях было слабое государственное обеспечение. Не хватало организационно - методического обеспечения, материально - технического и продовольственного. Это приводила к недоеданию воспитанников и воспитателей. Однако это имело и плюс: так как не хватало методического и организационного контроля, то наиболее одаренные руководители этой колонии имели большую свободу воспитательного и педагогического творчества.

Примером такой свободы может служить преобразование колонии в коммуны, другими словами, преобразование поселений в сообщества людей, которые связаны общим делом, в общины.

Наиболее известными из них стали коммуна «Красные Зори» И.В.Ионина под Ленинградом, Болшевская трудовая коммуна (1924-1937) М. С. Погребинского. По существу деятельность и многие находки С. Т. Шатского(колония назвалась «Бодрая жизнь ») перекликается с лучшим опытом и достижениями упомянутых колоний-коммун (хотя это учреждение было создано не государством и для «бодрой жизни» обычных детей, а не беспризорников).

Колония под Полтавой была создана по поручению Полтавского Губнаробраза Антона Семеновича Макаренко в 1920г.

Однако самые разнообразные оценки и отклики вызвали деятельность и нововведения Антона Семеновича. Так, были и положительные (опыт колонии был назван самым лучших из всех колоний, который посетил автор, в брошюре М. И. Литвиной), и отрицательные отклики (к примеру, в «Педагогической поэме» было сказано, что система учения А. С. Макаренко есть система не советская).

Главный макаренковед профессор Г. Хиллинг, живший в Германии, собрал целый ряд свидетельств, что продолжению деятельности Макаренко в этих условиях до 1928г. очень заметно способствовал руководитель НКВД Украины Всеволод Аполлонович Балицкий (1893 - 1937).

Однако после резко-критических обвинений подходов Макаренко со стороны Н. К. Крупской с трибуны очередного съезда комсомола в мае 1928 года педагогические чиновники ставят Макаренко перед выбором: отказаться от целого ряда своих принципов в воспитательной работе или же оставить колонию. Он выбирает оставит колонию и полностью переходит в ранее созданную (в 1927 году) в системе НКВД Коммуну им. Ф.Э.Дзержинского, где до этого он трудился по совместительству.

Новое начальство колонии им. Горького приложило усилия к тому, чтобы подходы Макаренко там больше не применялись. Ряд ближайших сподвижников Макаренко либо ушли с ним в Коммуну (к примеру, В.Н.Терский), либо вернулись к прежней деятельности (так, Н.Э.Фере занялся сельскохозяйственной наукой: сначала отправился в научную экспедицию, позже защитил канд. диссертацию по с/х машиноведению, трудился преподавателем, был назначен зав. кафедрой эксплуатации машинно-тракторного парка Московского государственного агроинженерного университета им. В. П. Горячкина.

Колония им. Горького с этого времени в качестве образца по воспитанию в научной литературе не упоминается, а через некоторое время (в том числе в связи с общим сокращением числа беспризорников) она и вовсе была перенаправлена на работу с несовершеннолетними преступниками, обзавелась высоким забором с колючей проволокой, поменяла название и так далее.

Колония имени Горького

Колония имени Горького - трудовая колония для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка , близ Полтавы.

В 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького, в 1926 году колония была переведена в Куряжский монастырь под Харьковом; заведовал ею (1920-1928) А. С. Макаренко.

Была создана по поручению Полтавского Губнаробраза А. С. Макаренко.

М. Горький в колонии им. Горького, июнь 1928 г.

Летняя униформа колонистов

Молодой воспитатель детской колонии Куряж Максим Сурин в трусах с ремнём и гетрах.

С апреля по сентябрь включительно обязательная, независимо от погоды за окном униформа колонистов всех возрастов включала синюю футболку-блузу и просторные трусы с ремнём и с двумя передними карманами . Девочки вместо трусов носили широкие юбки по щиколотку, из той же ткани.

Другим общим пунктом вратарской экипировки и летней униформы макаренковских колонистов было наличие серой плоской кепки в качестве повседневного головного убора . Девочки носили косынки светлых тонов. В торжественных случаях вместо кепки надевали тёмного цвета бархатную тюбетейку.

Максим Горький наблюдает за сельхозработами в детской колонии Куряж.

Иногда к этой униформе добавляли серые или чёрные шерстяные гетры. Но чаще обходились простыми носками тех же цветов. Или вообще надевали обувь на босу ногу.

Вместо обычных для тогдашних пионерлагерей сандалий, колонисты носили кожаные ботинки средней высоты на довольно толстой подошве. Ведь, в отличие от пионерлагеря, основной задачей колонии было воспитание физическим трудом, а вовсе не расслабленный отдых подопечных.

Таков был довольно жёсткий, но очень эффективный метод закаливания, позаимствованный А. С. Макаренко у англичан и доведённый им до совершенства: «мёрзнешь, значит двигайся быстрее, работай усерднее!», а работать приходилось отнюдь не мало. Поэтому носить всё лето вратарские трусы вместо привычных брюк не стеснялись даже воспитатели помоложе, хотя и не были обязаны этого делать.

Свидетельства:

«…с ранней весны колонисты не носили штанов, - трусики были гигиеничнее, красивее и дешевле».

А. С. Макаренко .

«Когда я приехала в колонию имени Горького, Антон Семёнович сказал, что мне надо осмотреть колонию. А там были такие подземные ходы - интересно. Вот позвал он Семёна, вошёл парень в малиновых трусах и синей рубашке - у них все в трусах ходили…»

Калабалина Г.К. .

Примечания

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Колония имени Горького" в других словарях:

    Колония имени М. Горького - воспитательное учреждение для несовершеннолетних нарушителей на территории УССР (1920 36), которым руководил (до 1928) А.С. Макаренко. С 1921 по инициативе Макаренко и воспитанников Колония носила имя М. Горького. Организована как колония для … Педагогический терминологический словарь

    КОЛОНИЯ ИМЕНИ М. ГОРЬКОГО - воспитат. учреждение для несовершеннолетних правонарушителей на терр. УССР (1920 36). Организована как колония для дефективных детей Полтавским губ наробразом (в местечке Трепке, 1920 24, и быв. имении братьев Трепке в с. Ко валёвка, 1924 26).… … Российская педагогическая энциклопедия

    Воспитательное учреждение для несовершеннолетних правонарушителей. Была организована в 1920 Полтавским губнаробразом под Полтавой, в 1926 переведена под Харьков (Куряж). В 1920 28 колонией заведовал А. С. Макаренко. В 1921 ей было… …

    Колония: Колония в политике и обществоведении зависимая, несуверенная территория, владение иностранного государства; Колония в географии и истории новая, неосвоенная территория, подлежащая разведке и заселению; Колония в… … Википедия -

    Советский педагог и писатель. После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нём (1905) учительствовал на Украине. В 1917 окончил Полтавский… … Большая советская энциклопедия

    Антон Семенович , советский педагог и писатель. После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нём (1905) учительствовал на Украине. В 1917… … Большая советская энциклопедия

В недавнем посте о крестном ходе с Озерянской иконой уже отмечалась печальная судьба Куряжского монастыря, разрушенного в первые же годы советской власти. На его территории была размещена детская трудовая колония, превратившая бывший монастырь в «разбойничье гнездо» и в «бандитский Куряж», каким стали видеть недавнее святое место жители окрестных сёл. Их отношение к колонистам, надо полагать, стало меняться, когда в Куряжскую колонию влились воспитанники колонии имени Горького во главе со своим заведующим А.С Макаренко, переведенные в Куряж из-под Полтавы. Это произошло в 1926 году. Приведенные ниже сведения о жизни Куряжской колонии взяты из статьи, опубликованной в журнале «Всесвіт» в 1927 году, фотографии - из материала о колонии имени Горького, выложенного на сайте Украинского новостного интернет-издания.

Что же представляла собой Куряжская колония имени Горького в те годы? Все воспитанники по производственному принципу были распределены по 25 отрядам. Каждый отряд имел свою спальню, своё место в столовой, своё хозяйство.

Летний трудовой день начинался в 5 часов: подъём, уборка помещений, кормление скота.

После завтрака - работа в мастерских и в поле. В 12 часов - обед и послеобеденный отдых в течение часа, после чего снова работа - до 4 часов. Далее - время отдыха и культурно-просветительной работы в клубе.

В Куряже А. С. Макаренко работал до 1928 г. За годы своей работы в детских трудовых колониях через его руки прошло более трёх тысяч воспитанников, получивших образование и профессию.

Вместо послесловия - о памятнике А.С.Макаренко в Харькове.

Сообщение «МедиаПорта»:
Памятник Макаренко демонтировали .
Сегодня, 24 октября 2011 г, рабочие разобрали памятник педагогу и общественному деятелю Антону Макаренко. Бюст на постаменте, простоявший больше сорока лет напротив главного входа в парк имени Горького, демонтировали.

Памятник Антону Макаренко установили в 1968 году по инициативе трудящихся завода напротив главного входа в парк им. Горького на улице Сумской.
Сегодня утром памятник «снесли». Рабочие распилили его по швам и погрузили камни на грузовик.
Еще в начале года в мэрии озвучили свою задумку: обустроить сквер напротив парка им. Горького, круг трамвая «сдвинуть в сторону «ФЭДа», а памятник Макаренко отправить или на завод «ФЭД», или на «Коммунар».
Перенести памятник на территорию завода предложило руководство государственного предприятия, рассказал «МедиаПорту» помощник директора Владимир Дерлюк.
«Этот памятник был построен по инициативе нашего завода, и мы к Антону Семёновичу Макаренко имеем непосредственное историческое отношение. Этому памятнику определено красивое, достойное, посещаемое место», — сказал Дерлюк. А на возражение, что памятник скроют за заводским забором, Дерлюк ответил: «Тот, кто захочет, тот сможет [увидеть]. Потому что бывают заявки от школ, от организаций посетить наш музей. Мы часто такое делаем, чтоб знали историю нашего завода и основателя». Поставят бюст между административным корпусом и сборочным цехом.
К слову, рабочие Куряжской исправительной колонии весной этого года обратились к городским властям с просьбой отдать памятник им: мол, Макаренко работал в колонии, и поставить его памятник на территории было бы правильным. Но ответ на своё обращение так и не получили.

Письмо мэру г. Харькова

Глубокоуважаемый Геннадий Адольфович!

Я искренне радуюсь тому, что к руководству нашим городом пришли, наконец, умные и энергичные люди, которые буквально на глазах меняют его облик. Полностью поддерживаю все проведенные Вами мероприятия, которые вызывали дискуссии среди харьковчан. Однако вчера услышал и увидел воочию, что городские власти убрали с центральной улицы памятник А.С.Макаренко и решили перенести его на территорию завода. Уверяю Вас, что это грубая ошибка, которая получит неблагоприятный для города мировой резонанс. Этот вопрос, убеждён, готовили некомпетентные люди, которые не понимают, какое место занимает педагог-писатель з современном культурном мире.
На сегодняшний день нет в истории Харькова имени более известного и более притягательного для мировой общественности, чем Макаренко. Существует Всемирная макаренковская ассоциация, во всех крупных странах есть специальные лаборатории по изучению его наследия, всемирную известность приобрела «Педагогическая поэма». Мировым центром макаренковедения стал г. Марбург (Германия), в котором с 1968 года работает лаборатория Маkаrеnkо-Referat во главе с доктором Хиллигом. Есть лаборатории в Москве, Нижнем Новгороде, Челябинске, Волгограде, Полтаве и других городах бывшего СССР.
Окончательный вердикт науки о нем такой: Макаренко великий педагог XX века, его педагогическая теория соответствует общечеловеческим гуманистическим, в том числе и христианским ценностям.
Я всю жизнь занимаюсь изучением Макаренко, более 20 лет сотрудничал с немецкой лабораторией, которой удалось собрать и опубликовать уникальные документы, и хорошо знаю отношение к Макаренко в мире. Поверьте, здесь нет абсолютно никаких преувеличений. Мне обидно и за Макаренко и за наш город, с которым связан самый яркий период его педагогической деятельности. Хронологически его жизнь выглядит так:
1920-1926 — Полтава
1926-1935 — Харьков
1935-1937 —Киев
1937-1939 — Москва
Предложение моё таково. Памятник демонтировали и возвращать его на старое место нет смысла. Прятать его на территорию завода в свете сказанного выглядит абсурдом. Его место — на территории парка, где стояла скульптура Горького. В советские времена все городские парки назывались по московскому образцу — имени Горького. Многие украинские города отказались от этой традиции и поступили правильно. Пора и нам по-настоящему увековечить имя великого педагога: назвать парк культуры и отдыха именем Макаренко и установить у входа его памятник.
Уважаемый Геннадий Адольфович! Я готов выступить перед соответствующей комиссией для обоснования своего предложения.
Гетманец М. Ф., доктор филолог. наук, профессор

История одного образовательного учреждения: Колония им. Горького П О Д Г О Т О И Л А С Т У Д Е Н Т К А 2 К У Р С А И К Н И Т О. М О Р А Р Ь. Е. Е

Колония имени Горького - трудовая колония для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка, близ Полтавы. А. С. Макаренко был основателем трудовой колонии имени М. Горького и работал в ней с 1920 по 1928 год. До 15 мая 1926 года колония располагалась недалеко от Полтавы, в Трибах и Ковалёвке, а с середины мая она переезжает в Куряж, под Харьковом. Поэтому воспитанники, которые жили только в Куряже, часто называли себя куряжцами, а 120 колонистов, приехавших из Ковалевки, любили называть себя колонистами-горьковцами.

Хронологическая таблица Максима Горького. (хронологическая таблица кратко изложена) 16 (28) марта 1868 - Максим Горький родился в Нижнем Новгороде, в семье столяра 1876- 1883 - учился в Ильинском училище, затем в Нижегородском слободском Кунавинском начальном училище, но курса не окончил. 1879 - умерла мать; разорившийся дед отдал мальчика в услужение в обувной магазин. 1884 -1887 - Переехал в Казань, хотел поступить в университет, но так и не стал студентом, продолжил самообразование преимущественно в народнических и марксистских кружках. 1888- 1892 - В поисках работы скитался по Поволжью, Украине, Южной Бессарабии, Крыму, Кавказу. Несколько раз подвергался арестам за революционную пропаганду среди рабочих. 1892 - В тифлисской газете «Кавказ» под псевдонимом М. Горький опубликован первый рассказ - «Макар Чудра» . 1895- 1896 - Написаны рассказы «Старуха Изергиль» , Песня о Соколе, «Челкаш» , «Коновалов» 1896 – женитьба на Екатерине Павловне Волжиной (у них было 2 детей - дочь и сын) 1898 - Вышел в свет двухтомник «Очерки и рассказы» .

Хронологическая таблица Горького 1899 - Переехал в Петербург. Знакомство с Л. Н. Толстым, A. II. Чеховым. Опубликована повесть «Фома Гордеев» . 1902 - Создана пьеса «На дне» ; избран почётным академиком Российской академии наук. 1905 - вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию 1906 г.  - посетил США с целью сбора средств для подпольной борьбы большевиков. Опасаясь ареста в России, Горький после путешествия по Америке поселился в Италии, на острове Капри, где жил до 1913 г.  - попав под амнистию в связи с 300 -летием дома Романовых, писатель вернулся в Россию. Приступил к работе над повестью «Детство» 1917- 1918 - Написан цикл статей «Несвоевременные мысли» . 1921- 1928 - не имея возможности жить и работать в России уезжает в Германию, затем в Италию (Сорренто). Написал повесть «Дело Артамоновых» . 1928 - Возвращение в СССР. 1934 - Горький проводит I Всесоюзный съезд советских писателей, выступает на нём с основным докладом.

В своем опыте Макаренко успешно соединял умственный труд с физическим, осуществляя одно из основных положений марксистской педагогики. Коммунары впоследствии, как известно, четыре часа в младших и пять часов в старших классах учились в общеобразовательной школе, а четыре часа работали на производстве с новейшим техническим оборудованием. Но решающее значение в становлении нового человека Сталинской эпохи имело, по мнению Макаренко, образование; об этом он много говорил и писал. Даже в колонии имени А. М. Горького, где в своё время работал А. С. Макаренко, в тяжёлые послереволюционные годы существовали школа в составе шести классов и группы подготовки на рабочие факультеты. Макаренко всячески расширял образовательные идеалы воспитанников. Нельзя также не упомянуть о разнообразных секциях и кружках, которые существовали параллельно с основными учебными заведениями. Для девочек были открыты двери кружков по вышиванию, лепки (поделки из глины) и рисования. Мальчики, в основном, посещали планерные и технические кружки, которые существовали в тех же заводах и мастерских, на которых днём работали колонисты. Занятия проводились в вечернее время, поэтому никто из кружковцев не мешал работе. Были открыты также различные спортивные секции (борьба, бокс и плаванье). Особо выделялась кавалерийская секция, где обучали основам верховой езды.

Стадии развития коллектива На первой — коллектива еще нет, а педагог в это время выполняет роль диктатора, выступая с требованиями к воспитанникам. На второй - возникает актив-группа наиболее деятельных воспитанников, поддерживающих начинания педагога и его требования к воспитанникам. Третья - складываются органы самоуправления, коллектив становится способным решать самые разнообразные учебные, хозяйственные, культурные и другие вопросы, требования идут к отдельному воспитаннику от всего коллектива

А. С. Макаренко придавал большое значение первичному коллективу, считая его «инструментом прикосновения к личности». В самом деле, в нем дети наиболее близко общаются между собой, постоянно совместно действуют, участвуют в реализации общих целей всего коллектива и входят в общую систему характерных для коллектива отношений. Второй структурной единицей коллектива можно назвать сводный отряд. А. С. Макаренко боялся воспитать касту командиров. Он хотел, чтобы все умели и руководить, и подчиняться. Сводный отряд формировался на отдельное дело. Командиром сводного отряда становился рядовой член первичного коллектива. Это давало возможность задействовать самых отсталых и неорганизованных, вывести подростка из состояния пассивности.

Третьей структурной единицей коллектива у А. С. Макаренко был сам воспитанник. Но нужно сказать, что здесь имело место присвоение звания: воспитанник, коммунар, коммунар-дзержинец. То есть звание присваивалось по степени принадлежности каждого подростка к коллективу. Четвертой структурной единицей коллектива являются органы самоуправления. Во-первых, это общее собрание. Ни одно значимое решение не принимается без собрания. Повседневной жизнью руководит Совет командиров.

Подробно осветил Макаренко такие вопросы, как значение сказки для детей раннего возраста, руководство детским чтением, посещение детьми театра, кино и т. п. Большое место в жизни детей он отводил эстетическому воспитанию. А. С. Макаренко - педагог-новатор, обогативший советскую педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приемами (система перспективных линий, принцип параллельного действия, стиль и тон педагога и т. д.). Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные до него советской педагогикой проблемы (воспитание в коллективе, семейное воспитание и др.). Макаренко был педагогом, успешно применявшим в теории и на практике воспитания диалектико-материалистические принципы. Руководящим принципом всей его педагогической деятельности была преданность социалистической Родине и Коммунистической партии. Антон Семёнович Макаренко скоропостижно скончался на ст. Голицыно Белорусско-Балтийской железной дороги в вагоне пригородного поезда. Он умер от тяжелой болезни сердца в возрасте 51 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.