Почему тяжелый рок опасен для жизни.

Научно обоснован тот факт, что не каждое направление в музыке благотворным образом влияет на организм человека. Как пример негативного воздействия на психику часто приводится современная рок-музыка. Этому популярному стилю присущи свои особенные отличительные черты, а именно жёсткий ритм, монотонные повторения, громкость, сверхчастоты, светоэффект. Они то как раз и не самым лучшим образом влияют на наш организм.

Ритм - это вообще сильнейшее средство воздействия на человека. Еще в древнейшие времена шаманы могли при помощи определённых музыкальных ритмов, которые они отбивали на своих инструментах, ввести человека в транс или добиться у него состояния экстаза.

Почему так происходит?

Это связано с функциями нашего слухового аппарата. Ритм захватывает двигательный центр мозга, стимулирует определённые функции эндокринной системы. Но самый мощный удар приходится на участки головного мозга, связанные с половыми функциями человека. Барабанный грохот, например, использовали, чтобы довести себя до неистовства. Ритм способен оказывать влияние на способность к анализу, здравомыслию, логике. Можно даже добиться того, что они будут совсем нейтрализованы.

В современной рок-музыке употребляются такие частоты, которые особым образом воздействуют на мозг. Ритм приобретает наркотические свойства, так как сочетается от со сверхнизкими в 15-30 герц и сверхвысокими до 80 000 герц частотами.
Ритм, кратный полутора ударам в секунду, сопровождающийся при этом сверхнизкими частотами, может вызвать экстаз. Ритм, равный двум ударам в секунду на той же частоте, вводит человека в своеобразный танцевальный транс. Перебор как высоких, так и низких частот, травмирует мозг. Были случаи, когда на рок-концертах случались контузии, звуковые ожоги, потеря слуха и даже памяти.

Рок-музыка, несмотря на всю свою силу и мощь, относится к категории монотонных, мотороподобных звуков, воспринимая которые слушатели могут впасть в пассивное состояние. А чем чаще она прослушивается, тем больше эта способность к более быстрому отключению и достижению состояния пассивности.

Далее, фактор громкости. Наше ухо наилучшим образом воспринимает звук в 55-60 децибел. Громким считается звук в 70 децибел. А на площадке, где установлена аппаратура и динамики во время рок-концертов, громкость составляет 120 децибел, а в середине площадки 160 децибел (надо сказать, что 120 дб - это громкость рёва взлетающего реактивного самолёта!). Что при этом происходит с организмом? Надпочечники выделяют стрессовый гормон - адреналин. Но так как воздействие раздражителя не прекращается, производство адреналина тоже не останавливается. И он, адреналин, стирает часть запечатлённой в мозгу информации. Человек забывает, что с ним было или что он когда-либо изучал, то есть умственно деградирует.

Далеко не безобиден и такой непременный атрибут рок-концертов, как светоэффект - те лучи, которые время от времени пронизывают темноту в разных направлениях и имеют различную конфигурацию. Для всех - это просто украшение концерта. Что же на самом деле? Определённое чередование света и темноты под громкую музыку значительным образом ослабляет зрительную ориентацию, снижается быстрота реакции. Вспышки света, которые идут одна за другой в соответствие с ритмом музыки, стимулируют механизмы, связанные с галлюцинациями, головокружениями, тошнотой.

Уже давно медики, психологи, учёные говорят нам о том, что ритм рок-музыки, частота звука, чередования света и темноты - всё это разрушает человеческое существо, извращает его. Однако, сегодня мало кто не попал под влияние стихии рок-музыки.

Рок-музыка навязывает свои шаблоны мировоззрения, указывает, как нужно одеваться, как думать... Люди безвольно живут по этим шаблонам с утра и до вечера... Эта музыка влияет на двигательный центр, эмоциональную, интеллектуальную, половую сферы жизни человека.

В результате исследований установлено, что в результате длительного воздействия рок-музыки, возможны следующие состояния:

  • агрессивность;
  • ярость;
  • гнев;
  • депрессия;
  • страх;
  • склонность к самоубийству;
  • неестественный, принудительный секс;
  • непроизвольное движение мышц;
  • отсутствие концентрации внимания и способности чётко принимать решения;
  • желание постоянного звучания рок-музыки;
  • социальная отчуждённость.

Конечно, никто не говорит о том, что если человек страстно любит рок, то он обладает всем набором этих качеств. Нет, просто он наиболее к ним предрасположен, и при появлении соответствующих сочетаний других факторов, он обязательно подвергнется их губительному влиянию.








Отрывок из книги


РОК-МУЗЫКА ВРЕДНА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ


Сынок, не ходи каждый день на дискотеку, оглохнешь!


Спасибо, мама, я уже пообедал!


Пример поразительного взаимопонимания


Заключения врачей-психиатров, исследования экспертов, чуть ли не выводы патологоанатомов - все это считается достаточным основанием для того, чтобы считать рок-музыку явлением, неблагоприятно воздействующим на организм. От регулярного ее прослушивания как будто и сердечко пошаливает, и суставы ломит, да и зубы капитулируют перед кариесом. Ни одно направление в музыке не подвергалось такому навязчивому охаиванию со стороны поклонников здорового образа жизни. Но мнение о том, что рок-музыка как-то особенно негативно влияет на организм человека, является заблуждением.


Подобные поклепы возводятся, как правило, на фоне сравнения, очень невыгодного для рока. Одновременно обвинениями в адрес последнего классическая музыка преподносится как панацея от множества бед. Накачавшиеся «под завязку» классикой, слепые начинают видеть, безногие - ходить, а глухие - слышать. Повысить потенцию или избавить от геморроя - тоже не проблема. Я, конечно, отчасти утрирую, но результаты таких исследований и вправду похожи на отчеты о шоу Кашпировского. Естественно, рок-сеансы приносят совсем другие результаты. У «подопытных кроликов» учащается сердцебиение, возникает смутная тревога, боязнь открытых пространств, сосуды - едва ли не на грани уничтожения. Искалеченных Оззи Озборном исцеляют Францем Шубертом. Легкая эстрадная музыка, к слову, считается специалистами, крайне озабоченными нашим здоровьем, нейтральной: она не то чтобы полезна, но и не особенно вредна. Умиляют и одновременно раздражают в этих «прогрессивных» исследованиях две вещи.


Во-первых, почему-то никогда не конкретизируется, каковы вкусы и предпочтения в музыке тех, на ком ставится эксперимент. Если кого - то тошнит от хард-рока или трэша изначально, нет никакой уверенности в том, что после получаса насильственного прослушивания такого материала у человека не выпадут все волосы или не будет поражена печень. В тени остается следующий факт: подобное может произойти и с теми, кто терпеть не может Чайковского или Глинку, но будет вынужден их слушать. Относительно легкой эстрады стоит заметить, что у фанов и ненавидящих «Backstreet Boys» реакция - что непременно проявится на психическом и физиологическом уровнях - может быть какая угодно, но только не нейтральная.


Во-вторых, опять же: почему-то в качестве материала из классики практически всегда берутся самые спокойные и гармоничные ее произведения, а из рок-музыки предпочтение отдается вещам более тяжелым и даже экстремальным. Естественно, при таком подходе к «кастингу» материала максимально эффективно начинают работать стереотипы, вбиваемые в головы публики десятилетиями (то, что подопытные личности обладают полным набором этих стереотипов, не вызывает сомнений): классика от первой до последней ноты возвышает и обогащает духовно, а рок-музыка только пробуждает к жизни темные инстинкты и культивирует агрессию. То, что, скажем, каприсы Паганини, некоторые произведения Арнольда Шенберга и Дмитрия Шостаковича представляют собой отличные средства для уничтожения душевного равновесия и формирования параноидальных замашек, остается как-то в стороне. Существующие в рамках рок - музыки почти невинные нью-эйдж(нью-эйдж - 1) стиль современной музыки, который отличается нарочитой гармоничностью и эмоциональной уравновешенностью; бледность и бесформенность мелодий в нью-эйдже стали причиной того, что его иногда называют «пустым коктейлем», прикладным средством для релаксации; 2) религиозно-социальное движение («New Age»), известное своим бурным, но поверхностным интересом ко всевозможным формам оккультных наук.) и эмбиент(эмбиент - стиль современной электронной музыки, основателем которого считается Брайан Ино. Произведения в стиле эмбиент отличаются медленным темпом, мягкими ритмами, пользованием в них звуков природы и, как правило, большой длительностью.) исследователями тоже игнорируются.


И тот и другой моменты, разумеется, дискредитируют полученные результаты. Получается, что выводы, которые сделаны на основании опытов с людьми, куда менее достоверны, чем заключения о реакции животных на принудительные музыкальные сеансы. Коровы, чаще других подвергающиеся подобным испытаниям, в конце концов, не имеют никаких стереотипов. Это придает относительную чистоту опытам. И что же мы получаем? Да, Моцарт, несомненно, принимается рогатыми «на ура», а группа «Slayer» способствует возникновению симптомов коровьего бешенства. При этом Вольфганг Амадей своими опусами заставляет тварей чуть ли не ходить от радости на задних лапах и давать молоко в нереальных объемах, а короли трэша вызывают у животных депрессию и снижают надои. Даже полагая, что нормальная корова ходит на четырех лапах и вырабатывает молока столько, сколько того требует природа, а не планы сельскохозяйственной отрасли, опровергнуть эти данные крайне сложно: они слишком официальны. Но прецеденты есть. Один шотландский фермер под аккомпанемент самой разной музыки ухаживал за собственными коровами. Тщательно фиксируя и систематизируя уровни все тех же пресловутых надоев и реакцию своих питомцев на звучащее, он пришел к выводу, что буренки лучше всего чувствуют себя и обильнее доятся под «Duran Duran». В связи с теми же животными вспоминается еще один случай, имевший место в Германии. Хозяин большой овощной плантации долго страдал от нашествия диких свиней, истреблявших плоды его труда. Перепробовав разные способы избавления от наглых оккупантов и не получив нужных результатов, он решил припугнуть их громкой музыкой. Думаете, они «сломались» под «Rammstein»? Как бы не так. Обратить свиней в бегство удалось, только поставив им Бритни Спирс.

«Beatles» - «Helter Skelter» - 9 (особо опасно)


«Deep Purple» - «Smoke on the Water» - 6 (опасно)


«Rolling Stones» - «Sympathy for the Devil» - 4 (вредно)


«Ha-Ha» - «Прикинь, да» - 4 (вредно)


Джими Хендрикс - «Purple Haze» - 3 (вредно)


Татьяна Буланова - «Ясный мой свет» - 3 (вредно)


Александр Буйнов - «Пустой бамбук» - 2 (вредно)


«JethroTull» - «Aqualang» - 1(нейтрально)


«Queen» - «We are the Champions» - + 1(нейтрально)


Кабаре - дуэт «Академия» - «Зараза» - + 1(нейтрально)


Мурат Насыров - «Мальчик хочет в Тамбов» - + 2 (благоприятно)


«Балаган Limited» - «Че те надо» - + 6 (полезно)


Элтон Джон - «Don"t Let the Sun Go Down on Me» - + 7(полезно)

Данные самого приближенного к объективному исследования, встречавшегося мне, были опубликованы в нескольких номерах газеты «Живой звук» в 1997 году. Редакция обратилась за помощью на кафедру акустики МГУ. Специалистов попросили изучить некоторые песни на предмет благоприятности их воздействия на человеческий организм. Исследование было осуществлено не посредством издевательства над людьми или животными, а с помощью одной компьютерной программы, которая сначала «прослушивала» песни, раскладывала их на частоты, обертоны, шумы и т. д., а потом сверяла полученные данные со свойствами тканей человеческого тела в его нормальном состоянии. Субъективный подход в данном случае исключался: машине было все равно, что она слушает. Классика рок-музыки, как выяснилось при окончательном суммировании всех показателей, может быть вредна так же, как и классика пышущей видимым здоровьем эстрады (оценки выставлены по 20-балльной системе - от «10» до «-10»). Во всяком случае, «Rolling Stones» оказались нисколько не опаснее, чем «На-На».


Музыка же, о вредности которой вам скажет любой врач и вообще каждый здравомыслящий человек - это музыка громкая. Если уровень звука больше 90 децибел, самая полезная запись превращается в потенциальную угрозу нашему здоровью. По этому поводу можно заметить, что оперные распевки часто балансируют на уровне 90-110 децибел, а в режиме «до 90» просто нереально адекватно исполнить не только шедевры death-metal(death-metal - направление в современной тяжелой музыке, возникшее из сплава элементов трэша и хэви-метал. Характеризуется роскошным мелодизмом гитарных партий и сравнительной сложностью ритмических структур.) , но и некоторые произведения Бетховена, Вагнера, Чайковского, и некоторых других композиторов. Кроме того, ни один наш внутренний орган не скажет нам спасибо, если мы засидимся рядом с включенными мощными колонками. Причем, полагаю, для Моцарта истерзанная селезенка не станет делать исключения и покроет его крепкими выражениями с тем же рвением, что и «Коррозию металла».


0

Больше всего кластер молекул при слове СПАСИБО понравился:) Жалко, что на Чайковского из классиков не было экзамплов у них, обожаю его. А еще джаз, танго, фадо и много чего еще:)

Психологическое воздействие рока так же разнообразно, как и он сам, и как его поклонники. Одним рок-музыка дает разрядку эмоционального напряжения, яркие телесные переживания. Другим – чувство внутреннего, психологического освобождения, отключение от прозы будней. Третьим – ощущение коммуникативной легкости, слияния с группой.

Рок-музыка – это всеподавляющая сила звука

Особенность рок-музыки – это чудовищная, всеподавляющая сила звука. Усиление звука и в классической музыке – одно из средств достигнуть эмоционального напряжения. Благодаря мощным электроусилителям музыка воспринимается уже не только слухом – все тело выступает как бы в качестве резонатора, концентрируя через музыку все эмоциональные силы индивида. Звучащее пространство как бы простирает шатер над слушателями, их переживания становятся общими. Под эту музыку невозможно отвлечься, разговаривать. Она обволакивает и порабощает слушателей, отрезает их от внешнего мира , внушая чувство взаимосвязанности и сопричастности. Кажется, что звук идет отовсюду и создает его не только оркестр, но и все находящиеся в зале. Нередко такое соучастие бывает действенным (ритмические движения, выкрики, аплодисменты).

Выделенное связано с первым параграфом, все тело резонирует (тело на 90% состоит из воды). И подумаем логически: если в теле были зафиксированные зажимы, и напряжения в результате негативного эмоционального опыта, негативной информации, и, я так предполагаю, в водной среде организма это отражается в виде образования нехороших структур, то что может произойти с прослушиванием рок музыки в таком состоянии? Скорее всего эти нехорошие структуры разобьются под влиянием мощной волны такой музыки. Я хэви метал не люблю, но периодически что-нить полегче прослушиваю. И вот что заметила, если напряжена, расстроена, в стрессе - у меня такая музыка трансформирует накопленный или одноразовый негатив в бойцовский энергетический заряд, т.е. негативные энергии трансформируются и создают здоровый тонус в организме, хочется творить, делать, доделать что было недоделанным, поработать, создать, сотворить и все такое - энергии марса пошли в нужном направлении:))

Амбивалентное влияние музыки

Музыка, как известно, может быть как мощнейшим орудием духовно-нравственного совершенствования, так и средством инфернально-демонического (адского) обольщения человека. Как считает М.И. Светов, «само появление рок-музыки в 50-х годах ХХ столетия ознаменовалось вспышкой самоубийств и поистине психической эпидемией, разрушающей те моральные барьеры, которые призваны сдерживать животные и низменные наклонности человека» .

Ну нет, здесь я не согласна, какие-то среднивековые термины пошли... адское обольщение... Просто эта музыка может вытащить из подсознания глубинные ощущения, животные, инстинктивные - для меня лично, это повод для самопознания... и у многих так, я думаю... А вспышка самоубийства... ну возможно РОК выступил здесь просто катализатором для людей, с неуравновешенной психикой, с проблемами какими-то, с которыми они может быть долгое время пытались разобраться и так и не смогли... С термином психической эпидемии тоже не согласна - просто музыка позволила тому поколению порушить традиционность и стереотипы общества, поэтому все законсервированные люди именно так со стороны это новое течение и воприняли...

Серьезно увлекающихся рок-музыкой (рокеров) нередко сравнивают с наркоманами. И это не случайно. Они уже не могут отказаться от рок-музыки, при- чем во все увеличивающихся дозах.

То же самое могу сказать, про духовную музыку, молитву и медитацию. Если нырнуть в это и серьезно увлечься - это наркотик... Или скажем любимое дело - тоже наркотик... Или любовь - наркотик... Или секс с любимым человеком - наркотик... А потребление пищи насущной - вообще самый страшный наркотик... без нее никак... зависимость однако...

«Рок – это как наркотик»

Как пишет М.И. Светов, один японский рокоман бесхитростно признался: «Рок – это как наркотик, только не преследуется законом и значительно дешевле ». Возникает необходимость слушать постоянно все новые и новые записи. Рокер, как и наркоман, идет на все, чтобы получить свою «порцию» рока, поэтому головокружительно набирает оборот рок-индустрия, дающая возможность поддерживать музыкальную «дозу». Без рок-подпитки рок-зависимые превращаются в социально опасный элемент, на чем превосходно играют определенные экстремистские силы. Не случайно медики задумались над новым диагнозом – «музыкальный наркоман ». А некоторые американские ученые говорят однозначно: «Рок не является безобидным времяпрепровождением, это – наркотик не менее смертельный, чем героин, обрывающий жизнь нашей молодежи».

А не голословное ли это утверждение? Я знаю, что фанаты футболы - однозначно зрелище-зависимые и социально опасные элементы и постоянно эти драки, стычки, убийства на этом фоне... Почему футбол у врачей такого переживание не вызывает... Стычки на рок-концертах может тоже случаются, но как-то меньше о них слышно чем о футбольных... Да в 90 годы помню молодежь наша рокеры с попсовиками дрались, ну и что? Обычные уличные драки, в период горомального взрыва только повод дай... Да и вообще 90 годы - это нечто, своя специфика... так что не убедил автор... может если сравнительная статистику в пользу данного утвеждения будет... тогда можно будет задуматься...

Каким образом достигается влияние рок-музыки на человека? Ритм, частота чередования света и техники, нагромождение звуков – все направлено на разрушение человеческого существа, его насильного перелицовывания, на слом всех механизмов самозащиты, инстинкта самосохранения, нравственных устоев. Ритм приобретает наркотические свойства. Если он кратен, например, полутора ударам в секунду и сопровождается мощным давлением сверхнизких частот (15– 30 герц), то способен вызывать у человека экстаз. При ритме же равном двум ударам в секунду и на тех же частотах слушающий впадает в танцевальный транс, который сродни наркотическому.

Ой ой ой... а у древних людей психотерапия такая вроде была: в свете костра, под ритм барабанов наплясаться, впасть в экстаз и на охоту на мамонтов, тигров, медведей, ну или после охоты напряжение снять... Ну у нас тигров - медведей нет, как реалий жизни... зато есть стресс на работе, в метро, на дорогах, дома, из ТВ... Почему современными свето-ритмами нельзя воспользоваться? Знаю девочку одну, очень чувствительная и восприимчивая, стрессонеустойчивая - в таких ситуациях вытаскивает себя из негативных состояний только прослушиванием рока... пару-тройку дней "пооткисает" и в себя приходит...

А вообще все индивидуально и доза и напрвление... если человеку нужна эта музыка, значит она ему нужна...

Рок-музыка, как известно, возникла на основе негритянских идолопоклонений, первобытных мистических песнопений. Африканские колдуны неплохо знали гипнотизирующее воздействие ритмической громкой музыки. Свойственный ей бит-ритм вызывает в организме определенные изменения - меняет пульс, дыхание, содержание сахара в крови, возникает нервное возбуждение: «...когда удары музыкального ритма начинают вдруг совпадать с ударами вашего сердца, создается впечатление, что внутри вас раскачивается тяжелый колокольный язык, который лупит о ваши ребра, о все ваши клетки, и все гудит и звенит, и не то вы сейчас сорветесь с места и начнете неистовствовать в своих движениях, не то взорветесь и разлетитесь на мелкие части...

Как бы плотные пулеметные очереди трассирующих пуль (пучками, пучками) били из дальнего угла по арене, по танцующим людям, по нашим столикам. И все это,- вертящиеся фонари, зайчики, пучки света, залпами вспыхивающие и гаснущие лампы, все эти вихри снега, пурга, буран разноцветных огней - все это подавалось в бешеном ритме, в мигании, соответствующем неистовому ритму музыки, звучащей на пределе возможностей громкости, так что уже не поймешь, то ли мир кружится вокруг тебя, то ли ты сам вовлечен в неудержимом кружении, сойдя с ума, вывернувшись наизнанку, освободившись от всего, что делало тебя до сих пор просто ходящим и просто говорящим человеком» - так писал В. Солоухин в рассказе «Нью-Йорк. Дискотека» на заре рок-музыки.

Ныне восприятие этой музыки становится иным. Ведь уже не одно поколение людей воспитано в атмосфере массового рока, и знание его истории, ведущих направлений, ансамблей, певцов считается весьма престижным в молодежной среде.

Здесь мы подробнее остановимся на некоторых негативных психосоциальных сторонах рок-культуры, связанных с вопросами нравственного воспитания, а также на воздействии рок-музыки на организм человека. Этолог, доктор биологических наук В. Дольник считает, что если массе удалось создать мощный ритм - она едина. Вспомните чудо рождения синхронного ритма аплодисментов в огромном зале. В этом есть что-то от наших далеких предков, от чувства стадности. Ребенок пробует играть в «ладушки» раньше, чем начинает говорить. К этому близки и музыкальные компании - «пошумелки» подростков. Современная поп-музыка распространяется, видимо, в связи с потребностью организовать такую компанию. Здесь действует механизм внеразумного общения, подсознательного единства. Корни массового увлечения рок-музыкой нужно искать и в ряду причин массового пьянства и сходных с ним явлений. «Истерика рока,- пишет журналист М. Дунаев,- это крик души ожесточившегося потребителя, не сумевшего найти подлинную цель жизни. И это подтверждает примитивность, бессмысленность, скудность песенного словаря отдельных рок-композиций. «О-о-о! Ты и я! О-о-о! Я и ты!..» - повторяется многократно в одной из рок-песен. Сам термин рок-н-ролл (буквально: скала - движение или утес в прибое) - это жаргонное словечко негритянских гетто Америки, обозначающее движения человеческого тела во время сексуального акта. «Король рока» Элвис Пресли возбуждал ждущую острых ощущений молодежь непристойными жестами во время своих выступлений. Кстати, он, как известно, превратился в деградировавшего наркомана и очень скоро погиб от этого порока.

В разное время прямыми и косвенными жертвами употребления наркотиков становились такие знаменитости рок-музыки, как певица Джанис Джоплин, гитарист группы «Роллинг Стоунз» Брайан Джонс, ударник группы «Ху» Кит Мун, гитарист-виртуоз Джимми Хендрикс, солист группы «Дорз» Джим Моррисон, ударник группы «Лед Зеппелин» Джон Бонем и другие. Одно из направлений - «панк-рок» зовет к самоубийствам и насилиям, преступлениям и наркотикам: «Я убиваю детей, которых я люблю видеть окровавленными. Я заставляю рыдать их мам и давлю их автомобилями. Я кормлю малышей отравленными конфетами»,- поют под гром и визг панки из группы «Мертвый Кеннеди». Почему же молодые люди мчатся тысячами на стадион, на дискотеки, где в реве децибелов, ритме электронных гитар получают иллюзию общения, коллектива, идеала, смысла жизни? Известно, что музыка, как и прочие виды искусства, воздействует на личность на четырех уровнях: физиологическом (недаром музыку сейчас применяют в операционных), эмоциональном (влияние на настроение), интеллектуальном («под хорошую музыку хорошо думается...»), духовно-нравственном. Рок - социальное явление, а не просто музыкальный жанр. У нас в стране потребителями поп-музыки являются более 90% городских школьников. Композитор К. Волков отмечает, что термин «музыкальная наркомания» уже не только идеологический, но и медицинский, поскольку такая музыка в условиях свето-цвето-шумовой дискотеки не только возбуждает нервную систему, но и находит определенный резонанс в клеточных структурах организма, что субъективно ощущается как одурманивание, наркотический эффект, а в перспективе ведет к нервно-психическим аномалиям. Доктор психологических наук А. Попов и Е. Саволей проанализировали связь рок-музыки с процессами в организме и психике человека. Отмечено повреждение органов зрения, слуха, функции спинного мозга, эндокринной и нервной системы слушателей. Это во многом связано с громкостью звучания рок-музыки, лежащей за пределами психофизиологической нормы. Напомним, что звук громче 90 децибелов уже становится вредным, а звучание рок-музыки достигает вблизи оркестра 120 децибелов.

Вследствие того, что определенные виды современной развлекательной музыки - сильные раздражители, вызывающие выделение стресс-гормонов, «стирающих» часть запечатленной в мозгу информации и способствующих нарушению нервно-мышечной координации, возникновению невроза, а также необузданных порывов. Модуляция частоты ритма, музыки и чередование света и темноты вызывают ускорение сердечного пульса, увеличение адреналина в крови. Исследователи показали, что при частоте 6 - 8 колебаний в секунду теряется глубина восприятия, а при частоте 25 колебаний в секунду вспышки света совпадают с частотой биотоков мозга, что ведет к потере ориентации и контроля над своим поведением. Не исключено и действие высокой частоты в диапазоне ультразвука. Когда мозг подвергается такому воздействию, то в нем происходят биохимические реакции, аналогичные тем, которые вызывает введения морфия. Высокочастотных составляющих особенно много в металл-роке. Некоторые специалисты считают, что рок-музыка вызывает стрессовую реакцию и, соответственно, Повышенное производство антистрессантов, т., е. природных наркотикоподобных веществ. Усиление деятельности таких систем зачастую приводит как бы к самонаркотизации. В случаях же, когда возникших антистрессантов оказывается недостаточно, человек начинает вводить их в организм дополнительно. Попросту говоря, культивируя рок, мы тем самым косвенно развиваем наркоманию.

Заключения врачей-психиатров, исследования экспертов, чуть ли не выводы патологоанатомов - все это считается достаточным основанием для того, чтобы считать рок-музыку явлением, неблагоприятно воздействующим на организм. От регулярного ее прослушивания как будто и сердечко пошаливает, и суставы ломит, да и зубы капитулируют перед кариесом. Ни одно направление в музыке не подвергалось такому навязчивому охаиванию со стороны поклонников здорового образа жизни. Но мнение о том, что рок-музыка как-то особенно негативно влияет на организм человека, является заблуждением.

Подобные поклепы возводятся, как правило, на фоне сравнения, очень невыгодного для рока. Одновременно обвинениями в адрес последнего классическая музыка преподносится как панацея от множества бед. Накачавшиеся «под завязку» классикой, слепые начинают видеть, безногие - ходить, а глухие - слышать. Повысить потенцию или избавить от геморроя - тоже не проблема. Я, конечно, отчасти утрирую, но результаты таких исследований и вправду похожи на отчеты о шоу Кашпировского. Естественно, рок-сеансы приносят совсем другие результаты. У «подопытных кроликов» учащается сердцебиение, возникает смутная тревога, боязнь открытых пространств, сосуды - едва ли не на грани уничтожения. Искалеченных Оззи Озборном исцеляют Францем Шубертом. Легкая эстрадная музыка, к слову, считается специалистами, крайне озабоченными нашим здоровьем, нейтральной: она не то чтобы полезна, но и не особенно вредна. Умиляют и одновременно раздражают в этих «прогрессивных» исследованиях две вещи.

Во-первых, почему-то никогда не конкретизируется, каковы вкусы и предпочтения в музыке тех, на ком ставится эксперимент. Если кого - то тошнит от хард-рока или трэша изначально, нет никакой уверенности в том, что после получаса насильственного прослушивания такого материала у человека не выпадут все волосы или не будет поражена печень. В тени остается следующий факт: подобное может произойти и с теми, кто терпеть не может Чайковского или Глинку, но будет вынужден их слушать. Относительно легкой эстрады стоит заметить, что у фанов и ненавидящих «Backstreet Boys» реакция - что непременно проявится на психическом и физиологическом уровнях - может быть какая угодно, но только не нейтральная.

Во-вторых, опять же: почему-то в качестве материала из классики практически всегда берутся самые спокойные и гармоничные ее произведения, а из рок-музыки предпочтение отдается вещам более тяжелым и даже экстремальным. Естественно, при таком подходе к «кастингу» материала максимально эффективно начинают работать стереотипы, вбиваемые в головы публики десятилетиями (то, что подопытные личности обладают полным набором этих стереотипов, не вызывает сомнений): классика от первой до последней ноты возвышает и обогащает духовно, а рок-музыка только пробуждает к жизни темные инстинкты и культивирует агрессию. То, что, скажем, каприсы Паганини, некоторые произведения Арнольда Шенберга и Дмитрия Шостаковича представляют собой отличные средства для уничтожения душевного равновесия и формирования параноидальных замашек, остается как-то в стороне. Существующие в рамках рок - музыки почти невинные нью-эйдж и эмбиент исследователями тоже игнорируются.

И тот и другой моменты, разумеется, дискредитируют полученные результаты. Получается, что выводы, которые сделаны на основании опытов с людьми, куда менее достоверны, чем заключения о реакции животных на принудительные музыкальные сеансы. Коровы, чаще других подвергающиеся подобным испытаниям, в конце концов, не имеют никаких стереотипов. Это придает относительную чистоту опытам. И что же мы получаем? Да, Моцарт, несомненно, принимается рогатыми «на ура», а группа «Slayer» способствует возникновению симптомов коровьего бешенства. При этом Вольфганг Амадей своими опусами заставляет тварей чуть ли не ходить от радости на задних лапах и давать молоко в нереальных объемах, а короли трэша вызывают у животных депрессию и снижают надои. Даже полагая, что нормальная корова ходит на четырех лапах и вырабатывает молока столько, сколько того требует природа, а не планы сельскохозяйственной отрасли, опровергнуть эти данные крайне сложно: они слишком официальны. Но прецеденты есть. Один шотландский фермер под аккомпанемент самой разной музыки ухаживал за собственными коровами. Тщательно фиксируя и систематизируя уровни все тех же пресловутых надоев и реакцию своих питомцев на звучащее, он пришел к выводу, что буренки лучше всего чувствуют себя и обильнее доятся под «Duran Duran». В связи с теми же животными вспоминается еще один случай, имевший место в Германии. Хозяин большой овощной плантации долго страдал от нашествия диких свиней, истреблявших плоды его труда. Перепробовав разные способы избавления от наглых оккупантов и не получив нужных результатов, он решил припугнуть их громкой музыкой. Думаете, они «сломались» под «Rammstein»? Как бы не так. Обратить свиней в бегство удалось, только поставив им Бритни Спирс.

«Beatles» - «Helter Skelter» - 9 (особо опасно)

«Deep Purple» - «Smoke on the Water» - 6 (опасно)

«Rolling Stones» - «Sympathy for the Devil» - 4 (вредно)

«Ha-Ha» - «Прикинь, да» - 4 (вредно)

Джими Хендрикс - «Purple Haze» - 3 (вредно)

Татьяна Буланова - «Ясный мой свет» - 3 (вредно)

Александр Буйнов - «Пустой бамбук» - 2 (вредно)

«JethroTull» - «Aqualang» - 1(нейтрально)

«Queen» - «We are the Champions» - + 1(нейтрально)

Кабаре - дуэт «Академия» - «Зараза» - + 1(нейтрально)

Мурат Насыров - «Мальчик хочет в Тамбов» - + 2 (благоприятно)

«Балаган Limited» - «Че те надо» - + 6 (полезно)

Элтон Джон - «Don"t Let the Sun Go Down on Me» - + 7(полезно)

Данные самого приближенного к объективному исследования, встречавшегося мне, были опубликованы в нескольких номерах газеты «Живой звук» в 1997 году. Редакция обратилась за помощью на кафедру акустики МГУ. Специалистов попросили изучить некоторые песни на предмет благоприятности их воздействия на человеческий организм. Исследование было осуществлено не посредством издевательства над людьми или животными, а с помощью одной компьютерной программы, которая сначала «прослушивала» песни, раскладывала их на частоты, обертоны, шумы и т. д., а потом сверяла полученные данные со свойствами тканей человеческого тела в его нормальном состоянии. Субъективный подход в данном случае исключался: машине было все равно, что она слушает. Классика рок-музыки, как выяснилось при окончательном суммировании всех показателей, может быть вредна так же, как и классика пышущей видимым здоровьем эстрады (оценки выставлены по 20-балльной системе - от «10» до «-10»). Во всяком случае, «Rolling Stones» оказались нисколько не опаснее, чем «На-На».

Музыка же, о вредности которой вам скажет любой врач и вообще каждый здравомыслящий человек - это музыка громкая. Если уровень звука больше 90 децибел, самая полезная запись превращается в потенциальную угрозу нашему здоровью. По этому поводу можно заметить, что оперные распевки часто балансируют на уровне 90-110 децибел, а в режиме «до 90» просто нереально адекватно исполнить не только шедевры death-metal, но и некоторые произведения Бетховена, Вагнера, Чайковского, и некоторых других композиторов. Кроме того, ни один наш внутренний орган не скажет нам спасибо, если мы засидимся рядом с включенными мощными колонками. Причем, полагаю, для Моцарта истерзанная селезенка не станет делать исключения и покроет его крепкими выражениями с тем же рвением, что и «Коррозию металла».