Smoke on the water кто исполняет. История песни "дым над водой"

Песня описывает реальные события. В декабре 1971 года группа съехалась в швейцарский городок Монтрё, чтобы записать новый альбом на передвижной студии, арендованной у Rolling Stones и известной как Rolling Stones Mobile. Запись решено было делать в развлекательном комплексе казино Монтрё (в песне — «the gambling house»), в котором они уже бывали с концертами. Накануне студийной сессии, в субботу, 4 декабря, в театре казино проходил концерт Фрэнка Заппы и The Mothers of Invention, как часть их европейского турне. Это был последний концерт в этом зале, после которого он должен был поступить в распоряжение Deep Purple для записи альбома. Группа решила во избежание недоразумений пока не разгружать аппаратуру, что оказалось впоследствии счастливым решением.




Frank Zappa

Примерно через час после начала концерта, во время синтезаторного соло на King Kong, из-за подвесного бамбукового потолка появились искры и затем огонь — очевидно, один из зрителей (которого найти не удалось) выстрелил из ракетницы в крышу («some stupid with a flare gun»). Заппа спокойно сказал «без паники, у нас пожар» (возможно, они сами ничего не заметили и им самим сказали), после чего музыканты покинули сцену. Зрители эвакуировались довольно организованно, обошлось без жертв. В песне упоминается «funky Claude», который «вбегал и выбегал», — это директор джазового фестиваля в Монтрё Клод Нобс, помогавший зрителям выбраться из зала. Среди зрителей были и участники Deep Purple. По воспоминаниям Гловера, пожар вначале был настолько слабым, что он успел за время эвакуации снова войти в зал, подойти поближе к пустой сцене, рассмотреть аппаратуру Заппы с группой и впечатлиться от двух новейших синтезаторов.
В результате пожара сгорел дотла весь многоэтажный комплекс казино, вместе с концертным залом и аппаратурой «The Mothers» (которая была застрахована, но концерты во Франции и Бельгии пришлось отменить). Из гостиницы Europe Hotel, где остановились участники Deep Purple, музыканты наблюдали через большое окно ресторана, как казино охватывается пламенем (чему помог ветер, дувший с гор), и видели завесу дыма над Женевским озером.

Группе, уже взявшей в аренду дорогую студию, пришлось подыскивать по всему городу новое помещение. Вскоре Нобс нашёл для них театр «Павильон» (The Pavilion), расположенный в центре города. Туда перевезли оборудование и начали работать в середине дня над инструментальной дорожкой с новым риффом, заготовленным Блэкмором, ещё без текста, под рабочим названием «Title ». Отладка аппаратуры и разработка аранжировок заняла остаток дня, и собственно дубли начали записывать уже за полночь. Третий дубль оказался удачным, и на нём остановились. Как оказалось, всё это время обслуживающий персонал пытался удержать за запертыми дверьми наряд полиции, которую вызвали окрестные жильцы из-за шума. Именно благодаря тому, что полицию задерживали, удалось закончить запись дорожки.
Поскольку работа только в дневное время музыкантам не подходила, пришлось искать новый зал. К помещению предъявлялось много требований, и его поиски заняли 5—6 дней. В один из этих дней ожидания Гловер проснулся в гостиничной комнате, произнеся в момент пробуждения слова «smoke on the water». Когда он позже сообщил об этих словах Гиллану, тот сказал, что они звучат как «наркоманские» («sounds like a drug song»), и, относя себя исключительно к «пьющим» группам, они поначалу эти слова отвергли.
В конце концов, уже в цейтноте, группа сняла целиком гостиницу «Гранд Отель», находившуюся на отшибе и почти пустовавшую, а потому практически неотапливаемую в декабре («We ended up at the Grand Hotel, / It was empty, cold and bare»), превратив её Т-образный коридор на первом этаже в импровизированную студию. Пришлось специально нанять столяра для сооружения деревянного щита, который отгораживал фойе, и обложить щит матрасами из гостиничных номеров. Был арендован промышленный обогреватель, который включали в перерывах по нескольку раз в день. Из припаркованной рядом студии провели кабели в гостиницу. Поскольку выход в фойе был перекрыт щитом, музыканты попадали внутрь и выбирались обратно на улицу в передвижную студию через боковой коридор и балконы прилегающих смежных номеров. Пространство, где они играли, было подсвечено красными прожекторами для создания творческой атмосферы («With a few red lights and a few old beds / We made a place to sweat…»). Барабанные партии были записаны отдельно в коридоре гостиницы, так как Иэну Пэйсу пришлась по душе реверберация холла между номерами.
В таких условиях был записан весь альбом Machine Head. А на инструментальную дорожку, записанную ранее в «Павильоне», был наложен вновь написанный текст с припевом «Smoke on the Water».
Из всех композиций альбома песня «Smoke on the Water» вошла в концертную программу 1972 года самой последней, это произошло в конце мая.

«Fireball» (1971)

Успех сразу уплотнил концертный график, поэтому материал нового альбома сочинялся и записывался урывками во время и между концертами. Может, поэтому Блэкмор считал следующую пластинку «Fireball» неудачной. И, правда, она вышла не столь рОковой, как «In Rock», но лично мне понравилась больше. Кстати, и Гиллан до сих пор называет «Fireball» своим самым любимым альбомом. Слушатели тоже проголосовали «за» — это был первый альбом DP, занявший 1-е место в Британии.

Несмотря на стилистическое разнообразие пластинки, открывалась она традиционно — забойным скоростным треком с одноименным названием. Дословно «Fireball» — это «огненный шар», но в данном случае подразумевается комета или метеор, что видно и по обложке диска. На текст песни Гиллана вдохновила неразделённая любовь к девушке, о которой он сказал: «Она была для меня полной загадкой». Впрочем, текст у DP редко имел важное значение. То ли дело музыка…

Открывалась песня странным звуком. Хотя музыканты долгое время говорили журналистам, что это «особый синтезатор», на самом деле они просто записали гудение включающегося кондиционера (ох, и громкие тогда были кондиционеры!).
Затем шла неистовая барабанная дробь Яна Пейса.


Ян Пейс.

В детстве у меломанов ходила легенда, что Пейс был способен ударами палочек удерживать монету на стене. Не знаю, как там с монетой, но любопытные подсчитали, что в начале «Fireball» он выбивает 240 ударов минуту! Также это редкая песня группы, где ударник использовал два барабана-бочки (дополнительную бочку даже специально выносили во время концертов только для исполнения этой песни).

По энергичности песня ничем не уступала «Speed King», даже казалась более энергичной из-за отсутствия традиционного гитарного соло (редкий случай!). Вместо него в конце энергично наяривают: Гловер на басу, Лорд — на органе и Гиллан — на бубне. Правда, в закромах раритетов есть версия и с гитарным соло (бонус «Fireball instrumental» к переизданию альбома).

«Smoke on the Water» (1972)

Если на Западе любимым гитарным ходом было «ту-ду-ду» из «Stairway to Heaven», то для советского меломана таковым, безусловно, был «там-там-там, там-там-татам» из песни «Smoke on the Water» производства DEEP PURPLE.

Как я уже писал, лирика песен «глубоко-пурпурных» по большей части была безыскусной. Вот и текст «Дым над водой, огонь - в небесах…», отнюдь не содержал никакого символизма, а был скрупулезным документальным описанием событий, случившихся с группой в Швейцарии в конце 1971 года…

В курортный городок Монтре DEEP PURPLE привело желание записать новую пластинку. На берегу Женевского озера располагался особняк, где на втором этаже была превосходная студия звукозаписи. К несчастью, на первом этаже было казино. И когда 3 декабря там выступала группа Фрэнка Заппы, один ретивый поклонник стрельнул вверх из ракетницы. Потолок в здании был бамбуковый, и вскоре оно запылало как спичечный коробок. К счастью, никто из людей не пострадал, но казино вместе со студией сгорело дотла. Погибла и вся аппаратура Фрэнка Заппы на сумму 50 тысяч долларов.
Пожар музыканты DEEP PURPLE с ужасом созерцали из окна своего номера в «Гранд-отеле». Огонь озарял небо, а дым стелился над Женевским озером. По легенде, вокалист Ян Гиллан услышал, как басист Роджер Гловер бормотал в сонном бреду: «дым над водой… дым над водой…».


Тот самый дым над той самой водой.

Утром Гиллан сел и начал фиксировать на салфетке все вышеперечисленные события в поэтической форме. Не забыл он упомянуть даже отличившихся на пожаре Фрэнка Заппу и устроителя концерта Клода Нобса, которые смогли организованно вывести всех людей.

«ДЫМ НАД ВОДОЙ» (пер. А. Евдокимова)

Мы все отправились в Монтрё,
На побережье Женевского озера.
Чтобы сделать записи в передвижке,
Времени было не много.
Фрэнк Заппа и «Мамаши»
Заняли лучшее место в округе,
Но какой-то тупарь с ракетницей
Все сжег дотла.

Дым над водою,
Огонь - в небесах.
Дым над водою.

Спалили игорный дом,
Он скончался, издав ужасный звук,
Фанки и Клод бегали туда-сюда,
Вытаскивая ребят из опасной зоны.
Когда все было кончено,
Нам пришлось искать другое место,
Но швейцарское время истекало,
Казалось, этот забег нам не выиграть.

И действительно, с гибелью здания, ситуация с новым альбомом зависла в воздухе. Звукозаписывающую аппаратуру DEEP PURPLE удалось одолжить у группы ROLLING STONES. Но оставался открытым вопрос – где найти помещение для записи громких хардовых рифов? Наконец, решили далеко не ходить и сняли для записи… «Гранд-отель». Благо, была зима и гостиница пустовала. Но помещение совершенно не отапливалось и отличалось кошмарной акустикой. Обложившись матрасами и включив калориферы, группа героически приступила к работе. Об этом всём и повествует последний куплет «Дыма над водой»:

В конце концов мы оказались в Гранд Отеле,
Там было пусто, холодно и голо.
Но мы с Роллинговой грузовой
Стоунзовской штучкой у ворот
Делали нашу музыку.
При скудном свете красных фонариков
и при наличии нескольких старых коек,
Мы заставили всех вокруг попотеть.
Неважно, что у нас из этого получилось,
Я знаю одно — вовек мне не забыть.


«Grand Hotel», где проходила запись «Machine Head».

В результате на свет родился альбом «Machine Head», содержащий в числе прочего и историю своего появления в виде песни «Smoke on the Water». Знаменитый риф этой песни Ричи Блэкмор записал еще до приезда в Швейцарию.

Правда, пронырливые меломаны умудрились найти песню бразильской певицы Аструд Жилберт «Maria Quiet» 1965 года, проигрыш в которой сильно напоминает рифф «Дыма над Водой». Впрочем, как по мне, обе песни очень разные и сходство их чисто случайное.

Сравнить:

Когда в 1972 году альбом «Machine Head» вышел (1-е место в Англии, 7-е - в США), музыканты предполагали, что хитами станут песни «Maybe I’m a Leo» и «Never Before». Но слушатели полюбили «там-там-там, там-там-татам»…

Р. Блэкмор:
«Простота - вот залог успеха этой песни. Люди до сих пор играют ее в гитарных магазинах. А сочинять я начал, услышав такие вещи, как «I Can`t Explain» и «My Generation». Они построены на очень простых риффах. Я тогда подумал: «Хорошо, если у Пита Таушенда выходят песни, то чем я хуже?».

«Smoke on the Water» навсегда останется символом DEEP PURPLE. В 1989 г. она стала центровой песней пластинки «Rock Aid Armenia», сбор от которой пошел в фонд пострадавших во время страшного землетрясения в Армении в 1988 году.

Тогда в записи «Дыма над водой», кроме группы DEEP PURPLE, приняло участие много знаменитых исполнителей: Брайан Адамс, Кейт Эмерсон (ELP), Томми Йомми (BLACK SABBATH), Брайан Мэй и Роджер Гловер (QUEEN), Брюс Дикинсон (IRON MAIDEN), Дэвид Гилмор (PINK FLOYD) и другие.

«Highway Star» (1972)

Так как члены DEEP PURPLE почти единогласно считают «Machine Head» своим эталонным альбомом, нельзя не упомянуть ещё одну знаменитую композицию этой пластинки.


На обложке «Machine Head» лица музыкантов отражаются в листе металла.

Речь идёт о песне с красноречивым названием «Highway Star» («Звезда Автострады»). Она была самой быстрой композицией альбома и потому по традиции шла первым треком. Смысл «Highway Star» был нехитрый: «Я — крутой парень и несусь на крутой тачке».

Музыка, как обычно, была намного интереснее. Песня была отрепетирована первой — ещё до швейцарской сессии. Написалась она, правда, чуть ли не случайно — во время турне 1971 г. Один из журналистов попросил музыкантов показать, как они пишут песни. Блэкмор взял акустическую гитару и стал наигрывать рифф на основе одного аккорда соль-мажор, а Гиллан тут же сочинял текст.



Ян Гиллан и Ричи Блэкмор.

Р. Блэкмор:
«Я работал над соло для этой песни еще до того, как мы начали ее записывать, чего я обычно не делаю. И мне захотелось наложить «немного Моцарта» на последовательность аккордов».


Джон Лорд.

Правда, Лорд говорил, что последовательность аккордов была «Бахо-подобной», но сути это не меняло. Академическая классика вписалась в рок-ритмы превосходно, став некой визитной карточкой стиля группы.

Впоследствии, этот приём стал настолько привычным, что некоторые не без оснований считали, что именно «тяжёлый рок» стал прибежищем европейской академической традиции и помог классике сохранить свою актуальность в современном мире.

Ещё пара отличных песен из альбома «Machine Head»:

Практически каждый любитель рок-музыки, решивший освоить гитару, одной из первых мелодий разучивает знаменитый рифф из “Smoke on the Water” группы Deep Purple. Он эффектно звучит, но при этом настолько технически прост, что Ричи Блэкмор, говорят, стеснялся представлять сочиненную мелодию коллегам, считая ее слишком примитивной для музыканта его уровня.

Об истории создания песни “Smoke on the Water” написано так много, что не особо хотелось за нее браться, но оставить столь известную композицию без внимания было бы несправедливо. К тому же, постараюсь порадовать вас парой-тройкой не самых известных фактов.

Как известно, в тексте песни рассказывается о пожаре, очевидцами которого участники Deep Purple стали в швейцарском городе Монтрё. Они приехали туда, чтобы работать над новым альбомом в передвижной студии, арендованной у The Rolling Stones. Для этих целей было снято помещение в местном казино.

4 декабря 1971 года в театре этого игорного заведения давал концерт Фрэнк Заппа. После этого зал должен был поступить в полное распоряжение Deep Purple. Но судьба распорядилась иначе. Во время выступления Заппы в помещении начался пожар, причиной которого называют выстрел из ракетницы в потолок. Закончилось все тем, что развлекательный комплекс полностью был разрушен огнем дотла.

Музыканты из Deep Purple наблюдали за происходящим из окна гостиницы Europe Hotel, которая находится на противоположном берегу Женевского озера. Так что дым над водой, в честь которого была названа новая песня, стелился над его гладью.

Естественно, записывать альбом им пришлось уже в другом помещении. В качестве импровизированной студии выступил коридор «Гранд Отеля», полностью арендованного для этих целей. Но нас больше интересует непосредственно история песни “Smoke on the Water”.

Как-то утром через пару дней после пожара Роджеру Гловеру, который лежал в постели и еще толком не проснулся, пришла в голову фраза “smoke on the water”. Он так это описал:

Я был один в кровати… в то мистическое время между глубоким сном и пробуждением, когда я услышал собственный голос, произносящий эти слова вслух. Я проснулся и спросил себя, действительно ли я их произнес, и решил, что так и было. Я хорошенько их обдумал и осознал, что это может быть потенциальным названием для песни.

Чуть позже он рассказал об этом Иэну Гиллану, но в разговоре они пришли к заключению, что такая фраза больше подходит для какой-то наркоманской песни, и потому решили от него отказаться. Однако мысль о песне, описывающей тот пожар, их не покинула, и со временем они поняли, что “Smoke on the Water” будет лучшим для нее названием.

В тексте песни рассказывается не только о печальном происшествии, но также в целом описывается пребывание группы в Швейцарии. Почти за каждой строчкой стоят реальные события и их участники. Например, «Клёвый Клод» — это руководитель джазового фестиваля в Монтрё, который помогал выводить людей из горящего зала.

Тот самый гитарный рифф Ричи Блэкмор сочинил во время импровизаций, который он часто устраивал с барабанщиком Иэном Пэйсом. Широко распространено предположение, что он заимствовал его из песни “Marie Moite” бразильской исполнительницы Аструд Жилберту, записанной в 1966 году.

Участники группы Deep Purple не верили в успех “Smoke on the Water” и не стали выпускать ее синглом до выхода альбома “Machine Head” (начало 1972), в который она была включена. Но год спустя сингл все же был издан и неплохо показал себя в чартах разных стран.

Со временем “Smoke on the Water” стала самой узнаваемой композицией Deep Purple, которую журнал “Rolling Stone” поместил на 434-ую строчку списка 500 величайших песен всех времен.

В интервью “Metal Hammer” Роджер Гловер охарактеризовал ее следующим образом:

Думаю, “Smoke on the Water” является самой важной песней из тех, что когда-либо были у Purple. Ее постоянно требуют исполнять, а это не лучшая песня для живых концертов. Это хорошая песня, но играть ее несколько утомительно. Возбуждение идет от аудитории.

Перечислить все каверы на “Smoke on the Water” очень сложно, ведь ее перепевали очень многие группы и исполнители. В их числе Iron Maiden, Metallica, Sepultura, Бон Джови, Карлос Сантана и другие.

Интересные факты


  • Однажды, выступая на телевидении, Риччи Блэкмор пошутил, что знаменитый рифф из песни представляет собой сыгранное задом наперед вступление Пятой симфонии Бетховена, добавив, что он должен композитору кучу денег.

  • На берегу Женевского озера в Монтрё была установлена статуя с названием группы и песни, а также с нотами гитарного риффа.

  • В 2008 году среди студентов музыкальных училищ Лондона проводился опрос с целью выявить самый известный гитарный рифф. Первое место заняла мелодия из “Smoke on the Water”.

  • В 2010 году, выступая под Самарой в рамках фестиваля «Рок над Волгой», Deep Purple исполнили песню, изменив слова припева на “Smoke on the Volga”.

Текст песни Smoke on the Water Перевод песни Smoke on the Water

We all came out to Montreux on the Lake Geneva shoreline
To make records with a mobile — We didn’t have much time
Frank Zappa & the Mothers were at the best place around
But some stupid with a flare gun burned the place to the ground

Все мы приехала в Монтрё на берег Женевского озера,
Чтобы записывать песни на мобильной студии. У нас было мало времени
Frank Zappa & the Mothers играли в лучшем зале,
Но какой-то придурок с сигнальным пистолетом сжег зал дотла

Smoke on the water — A fire in the sky
Smoke on the water

Дым над водой. Огонь в небе
Дым над водой

They burned down the gambling house — It died with an awful sound
Funky Claude was running in and out, pulling kids out of the ground
When it all was over, we had to find another place
Swiss time was running out — It seemed that we would lose the race

Они сожгли игорный дом. Он рухнул с ужасным грохотом
Клевый Клод бегал туда-сюда, вытаскивая из зала людей
Когда все закончилось, нам пришлось искать другое место
Наше время в Швейцарии завершалось. Казалось, у нас уже ничего не получится

We ended up at the Grand Hotel — It was empty, cold and bare
But with the Rolling Truck Stones Thing just outside making our music there
With a few red lights an’ a few old beds, we made a place to sweat
No matter what we get out of this, I know… I know we’ll never forget Наконец мы оказались в Grand Hotel.

Он был пустой и холодный.
Но, запустив мобильную студию The Rolling Stones, чтобы играть музыку,
Включив несколько красных фонарей и установив пару старых кроватей, мы обустроили место для работы в поте лица
Не имеет значения, как мы вышли из положения, я знаю… Я знаю, мы никогда это не забудем

Цитата о песне

…с тех пор я всегда прислушивался к своим случайным мыслям.

Композитор Ричи Блэкмор
Иэн Гиллан
Роджер Гловер
Джон Лорд
Иэн Пэйс

Smoke on the Water англ.  -  «Дым над водой») - песня рок-группы Deep Purple , записанная в декабре 1971 года и впервые выпущенная в альбоме Machine Head в марте 1972 года . В качестве сингла она вышла лишь в 1973 году ; вторую сторону сингла занимала её концертная версия из альбома Made in Japan .

История создания [ | ]

Песня описывает реальные события. Группа решила записывать свой новый альбом за пределами Англии, чтобы избежать лишних налогов , и в декабре 1971 года музыканты съехались в швейцарский городок Монтрё для записи альбома на передвижной студии, арендованной у Rolling Stones и известной как Rolling Stones Mobile. Запись решено было делать в развлекательном комплексе казино Монтрё (в песне - «the gambling house»), в котором они уже бывали с концертами. Накануне студийной сессии, в субботу, 4 декабря , в театре казино проходил концерт Фрэнка Заппы и The Mothers of Invention , как часть их европейского турне. Это был последний концерт в этом зале, после которого он должен был поступить в распоряжение Deep Purple для записи альбома. Группа решила во избежание недоразумений пока не разгружать аппаратуру, что оказалось впоследствии счастливым решением .

Клод Нобс (фото 2006 г.)

Примерно через час после начала концерта, во время синтезаторного соло на King Kong, из-за подвесного бамбукового потолка появились искры и затем огонь - очевидно, один из зрителей (которого найти не удалось) выстрелил из ракетницы в крышу («some stupid with a flare gun»). Заппа спокойно сказал «без паники, у нас пожар» (возможно, они сами ничего не заметили и им самим сказали), после чего музыканты покинули сцену. Зрители эвакуировались довольно организованно, обошлось без жертв. В песне упоминается «funky Claude», который «вбегал и выбегал», - это директор джазового фестиваля в Монтрё Клод Нобс , помогавший зрителям выбраться из зала. Среди зрителей были и участники Deep Purple. По воспоминаниям Гловера, пожар вначале был настолько слабым, что он успел за время эвакуации снова войти в зал, подойти поближе к пустой сцене, рассмотреть аппаратуру Заппы с группой и впечатлиться от двух новейших синтезаторов .

В результате пожара сгорел дотла весь многоэтажный комплекс казино, вместе с концертным залом и аппаратурой «The Mothers» (которая была застрахована, но концерты во Франции и Бельгии пришлось отменить). Из гостиницы Europe Hotel, где остановились участники Deep Purple, музыканты наблюдали через большое окно ресторана, как казино охватывается пламенем (чему помог ветер, дувший с гор), и видели завесу дыма над Женевским озером .

Группе, уже взявшей в аренду дорогую студию, пришлось подыскивать по всему городу новое помещение. Вскоре Нобс нашёл для них театр «Павильон» (The Pavilion), расположенный в центре города. Туда перевезли оборудование и начали работать в середине дня над инструментальной дорожкой с новым риффом , заготовленным Блэкмором, ещё без текста, под рабочим названием «Title #1». Отладка аппаратуры и разработка аранжировок заняла остаток дня, и собственно дубли начали записывать уже за полночь. Третий дубль оказался удачным, и на нём остановились. Как оказалось, всё это время обслуживающий персонал пытался удержать за запертыми дверьми наряд полиции, которую вызвали окрестные жильцы из-за шума. Именно благодаря тому, что полицию задерживали, удалось закончить запись дорожки .

Поскольку работа только в дневное время музыкантам не подходила, пришлось искать новый зал. К помещению предъявлялось много требований, и его поиски заняли 5-6 дней. В один из этих дней ожидания Гловер проснулся в гостиничной комнате, произнеся в момент пробуждения слова «smoke on the water» . Когда он позже сообщил об этих словах Гиллану, тот сказал, что они звучат как «наркоманские» («sounds like a drug song»), и, относя себя исключительно к «пьющим» группам, они поначалу эти слова отвергли .

Кавер-версии [ | ]

В концертном исполнении песня была впоследствии записана более поздними составами Deep Purple с вокалистом Дэйвидом Ковердэйлом , а также группами Ian Gillan Band , Gillan и Rainbow . В 1989 году она была выпущена как на сборнике Rock Aid Armenia , так и отдельным синглом в исполнении музыкантов Deep Purple и сборной группы известнейших рок-музыкантов; средства от продажи сингла поступили в фонд вспомоществления жертвам