Великий сын осетинского народа Коста Хетагуров является не только основоположником осетинской литературы, но и зачинателем станковой и фресковой живописи. Презентация на тему "Коста Леванович Хетагуров (биография)"

Великий сын осетинского народа
3(15) октября
1859 - 19
марта (1
апреля) 1906
(46 лет).

Селение Нар, Северная Осетия.

Родители Коста

«Я счастия не знал, но я
готов свободу,
Которой я привык, как
счастьем, дорожить,
Отдать за шаг один,
который бы народу
Я мог когда – нибудь к
свободе проложить».

«Коста Хетагуров является своего рода Леонардо да Винчи осетинского народа. Какую силу любви
к своему народу нужно иметь, чтобы в условиях старой Осетии быть одновременно и поэтом, и
прозаиком, и драматургом, и театральным деятелем, и художником, и публицистом, и
общественным деятелем. Коста Хетагуров был истинным сыном своего народа, он отражал его
думы и чаяния, творчество его было глубоко национальным. Имя Коста... войдет в ряд самых
высоких имен человечества. Осетинский народ может гордиться тем, что в сокровищнице
многоцветной культуры социализма будут играть краски и цвета, вызванные к жизни таким
художником, как Коста Хетагуров.»-Говорил известный русский советский писатель Александр
Александрович Фадеев.

Репродукция картины
«Дети -каменщики».

Репродукция
картины «За
водой».

Скорбящий
ангел,1888

«Я не знаю образа, более волнующего, более глубокого и поэтичного, чем хетагуровское
сравнение упрямства с сердцем. Как в этом сказался человек! Если бы от жизни и творчества
осетинского поэта не осталось ничего, кроме этого сравнения, - то и его было бы достаточно,
чтобы знать о Хетагурове всё! «Упрямый, как сердце» - это значит до последнего вздоха
преданный своему знамени.Таким был Хетагуров. Таким он останется в памяти людей.» -говорил
Илья Львович Сельвинский-русский советский поэт-песенник.

ЗАВЕЩАНИЕ
Прости, если отзвук рыданья
Услышишь ты в песне моей:
Чье сердце не знает страданья,
Тот пусть и поет веселей,
Но если бы роду людскому
Мне долг оплатить довелось,
Тогда б я запел по-другому,
Запел бы без боли, без слез.

Название проекта:

«Жизнь и творчество Коста Левановича Хетагурова»


  • Обобщить знания детей о жизни и творчестве К.Л. Хетагурова

  • Отрабатывать и совершенствовать навык выразительного чтения, умение ориентироваться в прочитанных произведениях.
  • Развивать устную монологическую речь; умение высказывать своё мнение, умение принимать мнения товарищей; умение слушать друг друга.
  • Развивать познавательный и читательский интерес к произведениям осетинского народа.
  • Воспитывать любовь к своей малой Родине, её народным традициям, литературе, искусству; на примерах героев произведений прививать добрые и светлые чувства.

Коста Леванович Хетагуров

Выдающийся осетинский поэт и общественный деятель, основоположник осетинской художественной литературы и осетинского литературного языка.


  • Коста Леванович Хетагуров родился 15 октября 1859 года в горном селе Нар , расположенном в верховьях Алагирского ущелья, в самом сердце Главного Кавказского хребта.

  • Сам Коста в своей автобиографии писал:
  • «Отец мой - Леван Елизбарович Хетагуров был участником Венгерской кампании усмирения Польши. Во главе полка туземного населения Северного и Южного Кавказа служил во Владикавказе, командуя сотней милиции осетин.
  • Мать моя - Мария Гавриловна Хетагурова-Губаева была дочерью прапорщика русских войск, умерла, когда мне было 2 года, и меня в большой любви воспитывала Чензе Хетагурова - дальняя родственница по отцовской линии, женщина золотого сердца и доброго нрава».

Мария Гавриловна

Губаева –

мать Коста

Леван Елизбарович Хетагуров – отец Коста


Образование

  • Отец понимал значение просвещения и старался дать сыну образование: Нарская сельская школа, Владикавказская прогимназия, Каланджинское начальное училище, Ставропольская гимназия. Коста оказался под опекой замечательных педагогов-попечителей учебных заведений края Я.М. Неверова, учителя рисования гимназии В.И. Смирнова, которые помогли раскрыться его большому дарованию. Рисовать Коста начал рано, и в 1877г его картины были направлены в Москву на всероссийскую выставку работ учащихся средних учебных заведений, где получили самую высокую оценку.

Коста Хетагуров в студенческие годы


Хетагуров -художник

  • В начале восьмидесятых Коста едет в Петербург, где прошел школу мастерства у Репина, Маковского, Сурикова, Серова, Врубеля, ставших в последствии гордостью русского классического искусства. Всемирно известны его картины: “Природный мост”, “За водой”, “Перевал Зикара”, “Скорбящий ангел”, “Гора Столовая”, ”Долина Теберда”, “Портрет Мисибри Гутиева”, “Портрет Анны Цаликовой”, известны его декорации к “Хаджи Мурату” и “Цыганскому барону”. В 1887 г. выставка картины “Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии” во Владикавказском коммерческом клубе имела такой успех, что некоторым людям нужно было дотронуться до картины рукой, чтобы убедиться, что это холст, а не живой человек.

Автопортрет К.Хетагурова




«Тебердинское ущелье»

«Портрет А.А.Цаликовой»


Портрет Тхостовой

«Скорбящий ангел»


Портрет

«Мост»


«К источнику»

« Дети – каменщики »



Традиционно Коста Хетагуров считается основоположником литературного осетинского языка. В 1899 году он выпустил поэтический сборник «Осетинская лира» (осет. «Ирон фæндыр» ), в котором, среди прочего, были впервые опубликованы стихи для детей на осетинском языке.

  • В Петербурге К. Хетагуров активно начинает заниматься литературной деятельностью. Коста сближается с семьей Софьи Васильевны Тархановой, - рассказывала Томбашки. - В доме княгини собирались такие представители передовой русской и кавказкой интеллигенции, как братья Джавахишвили, Андронников, Кони, географ Миклухо-Маклай, Шеллер-Михайлов, Александров (защитник Веры Засулич), Н.А.Морозов, К.Д.Эристави, Е.М. Семенская и другие.

Из Петербурга Хетагурова высылают по политическим мотивам во Владикавказ, где он публикуется в газетах “Казбек”, “Северный Кавказ”, в журнале “Терские ведомости”. Сатирическую поэму “Кому на Руси живется весело” публикует газета “Северный Кавказ”, Коста пишет стихи на осетинском и русском языках.


Коста Хетагуров - гордость Осетии и всего советского народа.

М.ШОЛОХОВ

  • В 1891 г. По распоряжению начальника Терской области генерала Каханова выслан из Владикавказа за протест, написанный на имя обер-прокурора Святейшего синода Победоносцев по поводу закрытия женской школы. Коста выехал из Владикавказа в село Георгиевско – Осетинское к своему престарелому отцу. Началось, может быть, самое трудное время в жизни поэта. Теперь он вовсе был выключен из общественной среды и обречен вести бесцельное существование: простым крестьянином он уже не был и не мог быть, а приложить свои знания и талант к какому-либо важному и достойному его делу не имел никакой возможности.
  • В январе 1892 году Коста предстояло пережить еще более тяжелые удары судьбы. Сватовство к давно и горячо любимой девушке Анне Александровне Цаликовой завершилось вежливым отказом. Скончался отец поэта.

Портрет Анны Цаликовой


Я считаю, что каждый осетин в той мере может считаться достойным сыном своего народа, в какой он ценит и любит Коста.

  • В декабре 1901 г. Коста переехал во Владикавказ, решив поселиться здесь навсегда. Он принимает деятельное участие во всех местных культурно-просветительских мероприятия. Занимается живописью. Публицистикой, продолжает работу над поэмой «Хетаг», пытается открыть школу рисования для одаренных детей, предполагает взять на себя редактирование газеты «Казбек». Однако все эти начинания остались незавершенными или неосуществленными. К концу 1903 г. Коста, больной и одинокий, провел в нетопленой квартире, лишенный не только медицинской помощи, но и элементарного присмотра. Материальные затруднения были столь беспросветны, что гордому Коста приходилось порой просить у друзей на хлеб. Летом за ним приехала сестра и увезла его в родное село. Поэт прожил еще три года. Но вернуться к творческой и общественной деятельности уже не мог.

  • 19 марта 1906 г. перестало биться его благородное сердце. При жизни поэта мало кто понимал подлинное значение художественного творчества и общественной деятельности Коста. Но когда его не стало, то со всей очевидностью обнаружилось, что ушел человек необыкновенного таланта, мудрости и мужественного характера. Память о Коста и сегодня жива в народе. Воспевают его сегодня и те, против кого было направлено его перо: прислужники всех мастей, продающие и предающие народ и Родину.

Он пел любовь, но был печален глас. Увы, он знал любви одну лишь муку.

В. Жуковский


  • Жизнь и судьба Коста сложились так, что ему выпала роль борца, будь то борца за народное счастье, или же за свое личное. Сам поэт отмечал, что счастлив наполовину, так как «...первая и главная половина счастья - любить самому, а уже быть любимым - это значит пользоваться усугубленным счастьем любви». Первой составляющей счастья он никогда не будет обделен. В одном из своих стихотворений он восклицает:
  • Я счастлив, что люблю, -любви одной покорный, Под знаменем ее пойду на смертный бой, Пойду на суд толпы холодной, дикой, вздорной С спокойной совестью, с ликующей душой...

За осуществление второй составляющей Коста будет бороться всю жизнь.


Одним из его первых сохранившихся поэтических опытов считается стихотворение, обращенное к некой «Вере», которая вероятно, была первым увлечением юного поэта

Вера! Кого полюбить одного лишь могло твое сердце, Хочешь присвоить себе ты вполне и по праву! Но он и так твой вполне нераздельно и свято! Милая, знай: мне вдали от тебя все движенье Шумное, быстро-стремительной жизни Кажется легкой тафтой, сквозь которую я Вижу твой лик непрестанно, - и светит Мне он, приветливо верный, как вечные звезды, Ярко горящие радужным блеском из мрака.

«Осетин Коста»



Да , я уж стар... Ты смотришь боязливо На впалые глаза, на борозды морщин... Мой стан рисуется в отрепьях некрасиво, Немало в волосах растрепанных седин. Могила для меня - небес желанный дар... Да, я уж стар...


Образ Анны Поповой стал источником вдохновения Коста и как художника. Во-первых, он создал известный её портрет, написанный маслом в середине 80-х годов. Анна послужила моделью и при создании картин "Скорбящий ангел", написанной в 1888 г., и "Святая Нина", заказанной Коста женским учебным заведением Святой Нины в Тифлисе и демонстрировавшейся на выставке во Владикавказе в 1887 г.



Со второй своей любовью - Анной Александровной Цаликовой Коста Хетагуров познакомился несколько лет спустя после знакомства с Анной Поповой.

Анна была человеком разносторонних талантов: пела, танцевала, играла на гармони, лицедействовала. Она была обаятельной, доброй, с тонким чувством юмора. Коста любил её и не терял недежды на взаимность. Однако Анна не говорила влюблённому поэту ни "да", ни "нет".

Такая неопределённость в отношениях заставляла Коста страдать.


Коста посвятил ряд стихотворений также и Анне Цаликовой. Это - "Я отживаю век, ты жить лишь начинаешь..." (1893 г.), "Опять к тебе, любимая подруга..." (1894 г.), "О чём жалеть... Больным дыханьем бури..." (1894 г.), "Расстаться нетрудно, нетрудно убить..." (1894 г.), "Не верь, что я забыл родные наши горы..." (1896 г.), "Откровенность" (1899 г.), "Исповедь", "А.А.Ц.".

Я отживаю век, ты жить лишь начинаешь,-

Я выбился из сил под бременем труда,

Борьбы и нищеты; ты весело срываешь

Весенние цветы... Я стар, ты молода.

Зачем мы встретились? Зачем душой разбитой

Я полюбил тебя, как друга, как сестру?

Ведь я допил бокал, а твой, едва налитый,

Стоит нетронутым на жизненном пиру.

Да, нам не по пути... Но, встретившись с тобою,

Я посох и суму благословляю вновь,-

Ударю по струнам дрожащею рукою

И миру возвещу свободу и любовь.

Я часто рифмами играл,

Не будучи поэтом,

Но как любил и как страдал,-

Не говорил при этом.

Теперь я исповедь мою

Хочу поведать свету:

Люблю, мучительно люблю,

Люблю, как жизнь, Аннету.


В конце концов Коста, поняв, что у его отношений с Анной нет никаких перспектив, по-видимому, примирился с этой мыслью, во всяком случае, он больше не предпринимал попыток просить руки Анны Цаликовой.

А в 1902 г. он и вовсе попросил руки дочери своего друга Иорама Хурумова Лёли Хурумовой и получил согласие. Браку помешала смерть Лёли, умершей в 22 года от туберкулёза.




Всем девушкам, которым Коста в разное время посвящал стихи или чьи портреты писал, он посвятит стихотворение «Портретная галерея».

Портретная галерея Вот эта - Вера еще гимназисткой, Рядом Косер, она же Наталия, Люба-курсистка и Ольгой курсисткой, Аня и Анечка 18 - дивная талия! Эта Настасья - идейная девушка С выдержкой немки, но с теплою лаской. Лелька-фрацуженка - славная деточка, Рядом Елена с еврейской закваской...


Я счастия не знал, но я готов свободу, Которой я привык как счастьем дорожить, Отдать за шаг один, который бы народу, Я смог когда-нибудь к свободе проложить.

Подготовила:

Ученица 11 «А» класса

Яковлева Екатерина

Учитель:

Мельникова В.А

Презентация на тему "Биография Коста Левановича Хетагурова" по литературе в формате powerpoint. Данная презентация для школьников знакомит учащихся с основоположником осетинской литературы Коста Левановичем Хетагуровым. Автор презентации: Гончарова Н.

Фрагменты из презентации

Родился в 1859 году. Отец - Леван Елизбарович Хетагуров. Мать - Мария Гавриловна (в девичестве Губаева) умерла после родов (1837-1859г.г) в ауле Нар.

Через два года из Кубанской области пришло известие, после которого Коста долго не мог прийти в себя. Ему перестали платить 25- рублёвую стипендию. Вскоре Коста покинул гимназию.

Коста – живописец

  • Коста Хетагуров.Скорбящий ангел. Масло.
  • Коста Хетагуров. Автопортрет. Масло

Последние годы (1898-1906 гг.)

В доме Смирновых уже на закате своей жизни Коста пленился красотой Гали Смирновой. 19-летняя Гали вместе с подругой училась у хозяйки Коста вязать, рисовать; там иногда встречала поэта. Родители Гали не принимали увлечение Коста всерьёз. Однако Гали Смирнова в 1908 году вышла замуж за студента медицинского отделения Киевского университета Сергея Иванченко. В 1912 семья обосновалась в Георгиевске.

Гали Смирнова скончалась в Георгиевске в феврале 1974 году. Прекрасная любовь, полная глубокой страсти к Гали Смирновой, была последним аккордом в жизни великого поэта. Летом 1903 года тяжёлое нервное заболевание дало о себе знать, поэт оказался прикованным к постели. В воскресный день 19 марта 1906 года Коста умер.

Коста Леванович Хетагуров

« Был я в Японии . И мне стало приятно, когда в одном из городов нам сказали, что хорошо знают нашего Коста ». Расул Гамзатов

  • осетинского языка . В 1899 году Осетинская лира » (осет . «Ирон фæндыр» Александру Кубалову Афхардты Хасана », 1897 год
  • Коста Хетагуров считается основоположником литературного осетинского языка . В 1899 году он выпустил поэтический сборник « Осетинская лира » (осет . «Ирон фæндыр» ), в котором, среди прочего, были впервые опубликованы стихи для детей на осетинском языке. Строго говоря, первенство в издании крупного поэтического произведения на осетинском языке принадлежит Александру Кубалову Афхардты Хасана », 1897 год ), однако вклад Хетагурова в осетинскую литературу, его влияние на её дальнейшее развитие несоизмеримо больше.
  • Коста Хетагуров считается основоположником литературного осетинского языка . В 1899 году он выпустил поэтический сборник « Осетинская лира » (осет . «Ирон фæндыр» ), в котором, среди прочего, были впервые опубликованы стихи для детей на осетинском языке. Строго говоря, первенство в издании крупного поэтического произведения на осетинском языке принадлежит Александру Кубалову Афхардты Хасана », 1897 год ), однако вклад Хетагурова в осетинскую литературу, его влияние на её дальнейшее развитие несоизмеримо больше.
  • Коста Хетагуров считается основоположником литературного осетинского языка . В 1899 году он выпустил поэтический сборник « Осетинская лира » (осет . «Ирон фæндыр» ), в котором, среди прочего, были впервые опубликованы стихи для детей на осетинском языке. Строго говоря, первенство в издании крупного поэтического произведения на осетинском языке принадлежит Александру Кубалову Афхардты Хасана », 1897 год ), однако вклад Хетагурова в осетинскую литературу, его влияние на её дальнейшее развитие несоизмеримо больше.

  • Коста Хетагуров родился 15 октября 1859 года в горном ауле Нар в семье прапорщика русской армии Левана Елизбаровича Хетагурова. Мать Коста, Мария Гавриловна Губаева, умерла вскоре после его рождения, поручив его воспитание родственнице Чендзе Дзапаровой (урождённая Туаева).
  • Леван Хетагуров женился второй раз, когда Коста было около пяти лет. Его женой была дочь местного священника Сухиева. Позже Коста говорил о ней: « О Хъызмыда (имя его мачехи) нечего и говорить. Она меня … не любила. В раннем детстве я убегал от неё к разным родственникам »

  • Хетагуров учился сперва в нарской школе, затем, переехав во Владикавказ , стал учиться в прогимназии . В 1870 году Леван Хетагуров во главе осетин Нарского ущелья переселился в Кубанскую область . Он основал там село Георгиевско-Осетинское ныне село имени Коста Хетагурова . Соскучившись по отцу, Коста бросил учёбу и сбежал к нему из Владикавказа. Отец с трудом устроил его в Каланджинское начальное станичное училище .
  • С 1871 по 1881 год Хетагуров учился в Ставропольской губернской гимназии .


  • В 1881 году , в августе, Хетагуров был принят в Петербургскую академию художеств в мастерскую проф. П. П. Чистякова . В 1883 году лишён стипендии и этим почти всех средств к существованию. Вскоре он перестал посещать Академию, а в 1885 году поехал обратно в Осетию. По 1891 год жил во Владикавказе, где была написана значительная часть его стихотворений на осетинском языке . С 1888 года печатает свои стихи в ставропольской газете «Северный Кавказ».
  • В июне 1891 года за свои вольнолюбивые стихи был выслан за пределы Осетии. Через два года переехал в Ставрополь . В 1895 году в издании газеты «Северный Кавказ» вышел сборник сочинений Хетагурова, написанных на русском языке.

  • Вскоре Коста заболевает туберкулёзом и переносит две операции. Несмотря на это, он продолжает писать стихи. 29 мая 1899 года прибыл на место ссылки в Херсон . В это время себя очень плохо чувствует. Херсон Хетагурову не понравился: здесь душно, пыльно. Он писал, что на улицах не встретишь интеллигентных людей, а только купцов и торговок. Здесь он снял комнату в доме рыбака Осипа Данилова. Хетагурову очень понравились гостеприимные хозяева, но особенно его покорило море , « которое всей своей ширью расстилалось перед самыми окнами хаты ». Хетагурова очень тронула красота этих мест, и он очень сожалел, что не имел при себе красок. Здесь, в Очакове , в 1899 году Коста узнает, что во Владикавказе был издан сборник его осетинских стихов - «Осетинская лира».


  • В декабре 1899 года Коста получил телеграмму об отмене ссылки, но смог выехать оттуда лишь в марте 1900 года . Сперва поселившись в Пятигорске , затем он переехал в Ставрополь, чтобы возобновить работу в газете «Северный Кавказ».
  • Коста Хетагуров в студенческие годы
  • В 1901 году Хетагуров тяжело заболел. Болезнь помешала ему закончить поэмы «Плачущая скала» и « Хетаг ». Осенью этого же года поэт переезжает во Владикавказ, где болезнь окончательно приковала его к постели.
  • Меньше всего Коста думал о себе. Только в конце жизни он начал строить дом, но не достроил, собрался завести семью - и тоже не успел. Он умер 1 апреля 1906 года , измученный преследованиями и тяжелой болезнью, в селе Георгиевско-Осетинском Кубанской области (ныне - село Коста Хетагурова Карачаевского района Карачаево-Черкесской Республики). По настоянию народа Осетии прах великого земляка был впоследствии перевезён во Владикавказ .

  • « Коста - замечательный поэт, творчество которого трогает человека социальной правдивостью и душевными, четко оформленными стихами ». Максим Горький

« В личности, в характере Коста Хетагурова гениально выражен национальный характер осетинского народа, выработанный, выкристаллизованный на протяжении многовековой трудной истории». Нафи Джусойты


Сам Коста в своей автобиографии писал: «Я родился в 1859 году в осетинском селении Нар, высоко в Кавказских горах, на скалистом выступе, и когда рассеивается туман, он напоминает корабль посреди вековых нагромождений хребтов, горных расщелин, тесных ущелий. Отец мой Леван Елизбарович Хетагуров был участником Венгерской кампании усмирения Польши. Во главе полка туземного населения Северного и Южного Кавказа служил во Владикавказе, командуя сотней милиции осетин. Мать моя Мария Гавриловна Хетагурова-Губаева была дочерью прапорщика русских войск, умерла, когда мне было 2 года, и меня в большой любви воспитывала Чензе Хетагурова дальняя родственница по отцовской линии, женщина золотого сердца и доброго нрава». Семья


Отец понимал значение просвещения и старался дать сыну образование: Нарская сельская школа, Владикавказская прогимназия, Каланджинское начальное училище, Ставропольская гимназия. Коста оказался под опекой замечательных педагогов-попечителей учебных заведений края Я.М. Неверова, учителя рисования гимназии В.И. Смирнова, которые помогли раскрыться его большому дарованию. Рисовать Коста начал рано, и в 1877г его картины были направлены в Москву на всероссийскую выставку работ учащихся средних учебных заведений, где получили самую высокую оценку. Коста Хетагуров в студенческие годы


В начале восьмидесятых Коста едет в Петербург, где прошел школу мастерства у Репина, Маковского, Сурикова, Серова, Врубеля, ставших в последствии гордостью русского классического искусства. Всемирно известны его картины: Природный мост, За водой, Перевал Зикара, Скорбящий ангел, Гора Столовая, Долина Теберда, Портрет Мисибри Гутиева, Портрет Анны Цаликовой, известны его декорации к Хаджи Мурату и Цыганскому барону. В 1887 г. выставка картины Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии во Владикавказском коммерческом клубе имела такой успех, что некоторым людям нужно было дотронуться до картины рукой, чтобы убедиться, что это холст, а не живой человек. Автопортрет К.Хетагурова




В Петербурге К. Хетагуров активно начинает заниматься литературной деятельностью. Коста сближается с семьей Софьи Васильевны Тархановой, - рассказывала Томбашки. - В доме княгини собирались такие представители передовой русской и кавказкой интеллигенции, как братья Джавахишвили, Андронников, Кони, географ Миклухо- Маклай, Шеллер-Михайлов, Александров (защитник Веры Засулич), Н.А.Морозов, К.Д.Эристави, Е.М. Семенская и другие. Традиционно Коста Хетагуров считается основоположником литературного осетинского языка. В 1899 году он выпустил поэтический сборник «Осетинская лира» (осет. «Ирон фæндыр»), в котором, среди прочего, были впервые опубликованы стихи для детей на осетинском языке. Из Петербурга Хетагурова высылают по политическим мотивам во Владикавказ, где он публикуется в газетах Казбек, Северный Кавказ, в журнале Терские ведомости. Сатирическую поэму Кому на Руси живется весело публикует газета Северный Кавказ, Коста пишет стихи на осетинском и русском языках.


В 1891 г. По распоряжению начальника Терской области генерала Каханова выслан из Владикавказа за протест, написанный на имя обер-прокурора Святейшего синода Победоносцев по поводу закрытия женской школы. Коста выехал из Владикавказа в село Георгиевско – Осетинское к своему престарелому отцу. Началось, может быть, самое трудное время в жизни поэта. Теперь он вовсе был выключен из общественной среды и обречен вести бесцельное существование: простым крестьянином он уже не был и не мог быть, а приложить свои знания и талант к какому-либо важному и достойному его делу не имел никакой возможности. В январе 1892 году Коста предстояло пережить еще более тяжелые удары судьбы. Сватовство к давно и горячо любимой девушке Анне Александровне Цаликовой завершилось вежливым отказом. Скончался отец поэта. Портрет Анны Цаликовой Коста Хетагуров гордость Осетии и всего советского народа. М.ШОЛОХОВ


В этой редакции Коста работал до 1897 года. И эти годы были временем самой интенсивной творческой и общественной деятельности осетинского поэта. За четыре года он из провинциального безвестного поэта превратился в видного литературного деятеля своего времени. Все эти годы Коста писал не только на русском языке. В июле 1897 года Коста Хетагуров вынужден был сделать операцию. Она прошла удачно, но туберкулез тазобедренной кости не был побежден. В октябре поэту пришлось выехать в Петербург и вновь обратиться к врачам. 25 ноября он перенес тяжелейшую операцию, после которой шесть месяцев не вставал с койки. В июне 1898 года Коста вернулся на родину, где и продолжил лечение. 26 мая 1899 г. Коста был уже на пути следования к месту новой ссылки по инициативе все того же генерала Каханова, которому Коста досаждал своими статьями и сатирическими произведениями. По возвращении на Кавказ в марте 1900 г. Коста вновь стал сотрудничать в периодике Ставрополя. Пятигорска и Владикавказа. Публицистика его стала еще более острой и проблемной. Выступал он не менее активно. чем в пору расцвета своей журнальной деятельности. И, казалось, наступил новый, более зрелый период его творчества, но вскоре обнаружилось, что силы поэта были на исходе, что здоровье его непоправимо надломлено.


В декабре 1901 г. Коста переехал во Владикавказ, решив поселиться здесь навсегда. Он принимает деятельное участие во всех местных культурно- просветительских мероприятия. Занимается живописью. Публицистикой, продолжает работу над поэмой «Хетаг», пытается открыть школу рисования для одаренных детей, предполагает взять на себя редактирование газеты «Казбек». Однако все эти начинания остались незавершенными или неосуществленными. К концу 1903 г. Коста, больной и одинокий, провел в нетопленой квартире, лишенный не только медицинской помощи, но и элементарного присмотра. Материальные затруднения были столь беспросветны, что гордому Коста приходилось порой просить у друзей на хлеб. Летом за ним приехала сестра и увезла его в родное село. Поэт прожил еще три года. Но вернуться к творческой и общественной деятельности уже не мог. Я считаю, что каждый осетин в той мере может считаться достойным сыном своего народа, в какой он ценит и любит Коста. В. АБАЕВ


19 марта 1906 г. перестало биться его благородное сердце. При жизни поэта мало кто понимал подлинное значение художественного творчества и общественной деятельности Коста. Но когда его не стало, то со всей очевидностью обнаружилось, что ушел человек необыкновенного таланта, мудрости и мужественного характера. Память о Коста и сегодня жива в народе. Воспевают его сегодня и те, против кого было направлено его перо: прислужники всех мастей, продающие и предающие народ и Родину. Я никогда своим словом не торговал, никогда ни за одну свою строку ни от кого не получал денег. И пишу я не для того, чтобы писать и печататься, потому что и многие это делают. Нет! Ни лавры такого писания мне не нужны, ни выгоды от него. Я пишу то, что я уже не в силах бываю сдерживать в своем изболевшем сердце...(К.Хетагуров)


Я хочу завершить словами Коста, выражающими смысл его жизни и творчества: Я счастия не знал, но я готов свободу, Которой я привык как счастьем дорожить, Отдать за шаг один, который бы народу, Я смог когда-нибудь к свободе проложить. Подготовила: Ученица 10 «А» класса Яковлева Екатерина Учитель: Мельникова В.А