Научная фантастика определение. Научная фантастика что это такое

Я вообще большой любитель фантастики и научной в том числе. В свое время много читал, сейчас значительно меньше из за изобретения интернета и нехватки времени. При подготовке очередного поста мне попался вот такой рейтинг. Ну думаю, сейчас пробегусь, наверное я тут все знаю! Ага! Как бы не так. Половину книг не читал, да это еще ладно. Некоторых авторов слышу чуть ли не первый раз! Вон оно как! А они то КУЛЬТОВЫЕ! А как у вас дела обстоят с этим списком?

Проверьте …

1. Машина времени

Роман Герберта Уэллса, его первое крупное научно-фантастическое произведение. Переработана из рассказа 1888 года «Аргонавты времени» и издана в 1895 году. «Машина времени» ввела в фантастику идею путешествия во времени и используемой для этого машины времени, которые использовались позднее множеством писателей и создали направление хронофантастики. Более того, как отмечал Ю. И. Кагарлицкий, как в научном, так и в общемировоззренческом отношении Уэллс «…в известном смысле предвосхитил Эйнштейна», сформулировавшего специальную теорию относительности спустя десять лет после выхода романа

Книга описывает путешествие изобретателя машины времени в будущее. Основа сюжета - увлекательные приключения главного героя в мире, находящемся через 800 тысяч лет, описывая который, автор исходил из негативных тенденций развития современного ему капиталистического общества, что позволило многим критикам называть книгу романом-предупреждением. Кроме этого в романе впервые описано множество идей, относящихся к путешествиям во времени, которые ещё долго не потеряют своей привлекательности для читателей и авторов новых произведений.

2. Чужак в чужой стране

Фантастический философский роман Роберта Хайнлайна, в 1962 году удостоенный премии «Хьюго». На Западе имеет «культовый» статус, считаясь самым известным из фантастических романов, когда-либо написанных. Одно из немногих фантастических произведений, включённых Библиотекой Конгресса в список книг, сформировавших Америку.

Первая экспедиция на Марс исчезла бесследно. Третья Мировая Война отодвинула вторую, удачную экспедицию на долгих двадцать пять лет. Новые исследователи установили контакт с исконными марсианами и выяснили, что первая экспедиция погибла не вся. И на землю привозят «Маугли космического века» - Майкла Валлентайна Смита, воспитанного местными разумными существами. Человек по происхождению и марсианин по воспитанию, Майкл врывается яркой звездой в привычные будни Земли. Наделённый знаниями и умениями древней цивилизации Смит становится мессией, основателем новой религии и первым мучеником за свою веру…

3. Сага о Ленсменах

Сага о Ленсманах - это история миллионолетнего противостояния двух древних и могучих рас: злобных и жестоких эддориан, которые пытаются создать гигантскую империю в космосе, и обитателей Арризии, мудрых покровителей молодых цивилизаций, нарождающихся в галактике. Со временем в эту схватку вступит и Земля с ее могучим космическим флотом и Галактическим Патрулем Ленсманов.

Роман мгновенно стал невиданно популярен среди любителей фантастики - он был одним из первых крупных произведений, авторы которых рискнули вывести действие за пределы Солнечной Системы, и с тех пор Смит наряду с Эдмондом Гамильтоном считается основателем жанра «космической оперы».

4. Космическая одиссея 2001 года

«Космическая одиссея 2001 года» - переработанный в роман литературный сценарий одноименного кинофильма (который, в свою очередь, основан на раннем рассказе Кларка «Часовой»), ставшего классикой кинофантастики и посвященного контакту человечества с внеземной цивилизацией.
Фильм «Космическая одиссея 2001 года» регулярно включают в список «величайших фильмов в истории кино». Он и его продолжение «2010: Одиссея Два» получили премии Хьюго в 1969 и 1985 годах как лучшие фантастические фильмы.
Влияние фильма и книги на современную культуру огромно, как и число их поклонников. И хотя 2001 год уже наступил, «Космическую одиссею» вряд ли забудут. Она продолжает оставаться нашим будущим.

5. 451 градус по Фаренгейту

Роман-антиутопия знаменитого американского фантаста Рея Бредбери «451 градус по Фаренгейту» стал, в некотором смысле, иконой и путеводной звездой жанра. Он создавался на печатной машинке, которую писатель взял на прокат в публичной библиотеке и был напечатан впервые частями в первых выпусках журнала Playboy.

В эпиграфе романа говорится, что температура воспламенения бумаги - 451 °F. В романе описывается общество, которое опирается на массовую культуру и потребительское мышление, в котором все книги, заставляющие задумываться о жизни, подлежат сожжению; хранение книг является преступлением; а люди, способные критически мыслить, оказываются вне закона. Главный герой романа, Гай Монтэг, работает «пожарным» (что в книге подразумевает сожжение книг), будучи уверенным, что выполняет свою работу «на пользу человечества». Но в скором времени он разочаровывается в идеалах общества, частью которого он является, становится изгоем и присоединяется к небольшой подпольной группе маргиналов, сторонники которой заучивают тексты книг, чтобы спасти их для потомков.

6. «Основание» (другие названия - Академия, Фонд, Фундамент, Фундация)

Классика научной фантастики, повествует о распаде великой галактической империи и её возрождении с помощью «плана Селдона».

В поздних романах Азимов связал мир Основания с другими своими циклами произведений об Империи и о позитронных роботах. Объединённый цикл, который также носит название «Основание», охватывает историю человечества на протяжении более 20 000 лет и включает 14 романов и несколько десятков рассказов.

По слухам, роман Азимова произвёл огромное впечатление на Усаму бин Ладена и даже повлиял на его решение создать террористическую организацию «Аль-Каида». Бен Ладен уподобил себя Гэри Селдону, который управляет обществом будущего путём заранее запланированных кризисов. Более того, название романа в переводе на арабский звучит как Al Qaida и, таким образом, могло стать причиной возникновения названия организации бен Ладена.

7. Бойня номер пять, или Крестовый поход детей (1969)

Автобиографический роман Курта Воннегута о бомбардировке Дрездена во время Второй мировой войны.

Роман был посвящён Мэри О’Хэйр (и дрезденскому таксисту Герхарду Мюллеру) и написан в «телеграфически-шизофреническом стиле», как выражается сам Воннегут. В книге тесно переплетаются реализм, гротеск, фантастика, элементы безумия, жестокая сатира и горькая ирония.
Главный герой - американский солдат Билли Пилигрим, нелепый, робкий, апатичный человек. В книге описываются его похождения на войне и бомбардировка Дрездена, которая наложила несмываемый отпечаток на психическое состояние Пилигрима, с детства не очень устойчивое. Воннегут ввёл в повесть фантастический элемент: события жизни главного героя рассматриваются сквозь призму посттравматического стрессового расстройства – синдрома, свойственного ветеранам войны, который искалечил восприятие героем действительности. В результате комичный «рассказ про инопланетян» вырастает в некоторую стройную философскую систему.
Пришельцы с планеты Тральфамадор забирают Билли Пилигрима на свою планету и рассказывают ему, что время на самом деле не «течёт», не происходит постепенный случайный переход от одного события к другому - мир и время раз и навсегда даны, известно всё, что произошло и произойдёт. О чьей-либо смерти трафальмадорцы просто говорят: «Такие дела». Нельзя сказать, почему или зачем произошло что-либо - такова была «структура момента».

8. Автостопом по Галактике

Путеводитель «Автостопом по Галактике». Легендарная ироническая научно-фантастическая сага Дугласа Адамса.
Роман повествует о приключениях невезучего англичанина Артура Дента, который со своим другом Фордом Префектом (уроженцем маленькой планеты где-то возле Бетельгейзе, работающего в редакции «Путеводителя для автостопщиков») избегает гибели при разрушении Земли расой бюрократов-вогонов. Зафод Библброкс, родственник Форда и президент Галактики, случайно спасает Дента и Форда от смерти в открытом космосе. На борту украденного Зафодом корабля на невероятностной тяге «Золотое Сердце» также находятся депрессивный робот Марвин, и Триллиан, она же Триша МакМиллан, которую Артур однажды встретил на вечеринке. Она, как вскоре понимает Артур, единственный оставшийся в живых землянин, кроме него самого. Герои ищут легендарную планету Магратея и пытаются найти вопрос, подходящий к Окончательному Ответу.

9. Дюна (1965)


Первый роман Фрэнка Герберта из саги «Хроники Дюны» о песчаной планете Арракис. Именно эта книга сделала его известным. «Дюна» была удостоена премий Хьюго и Небьюла. «Дюна» - один из самых известных научно-фантастических романов XX века.
В этой книге поднимаются многие политические, экологические и другие важные проблемы. Писателю удалось создать полноценный фантастический мир и скрестить его с философским романом. В этом мире самое главное вещество - пряность, которая нужна для межзвёздных перелетов и от которого зависит существование цивилизации. Это вещество есть только на одной планете под названием Арракис. Арракис представляет собой пустыню, населенную огромными песчаными червями. На этой планете живут племена фременов, в жизни которых основной и безусловной ценностью является вода.

10. Нейромант (1984)


Роман Уильяма Гибсона, каноническое произведение в жанре «киберпанк», удостоенное премий «Небьюла» (1984), «Хьюго» (1985) и Приза Филипа Дика. Это первый роман Гибсона, открывающий трилогию «Киберпространство». Опубликован в 1984 году.
В этом произведении рассмотрены такие понятия, как искусственный интеллект, виртуальная реальность, генная инженерия, транснациональные корпорации, киберпространство (компьютерная сеть, матрица) задолго до того, как эти понятия стали популярными в массовой культуре.

11. Мечтают ли андроиды об электроовцах? (1968)


Научно-фантастический роман Филипа Дика, написанный в 1968 году. Рассказывает историю «охотника за головами» Рика Декарда, который преследует андроидов - существ, почти неотличимых от человека, объявленных вне закона на Земле. Действие происходит в отравленном радиацией и частично заброшенном Сан-Франциско будущего.
Наряду с «Человеком в высоком замке» этот роман является самым известным произведением Дика. Это одно из классических фантастических произведений, в котором исследуются этические проблемы создания андроидов - искусственных людей.
В 1982 году по мотивам романа Ридли Скотт снял фильм «Бегущий по лезвию» с Харрисоном Фордом в главной роли. Сценарий, который создали Хэмптон Фэнчер и Дэвид Пиплс, довольно сильно отличается от книги.

12. Врата (1977)


Научно-фантастический роман американского писателя Фредерика Пола, изданный в 1977 году и получивший все три главные американские премии жанра - «Небьюлу» (1977), «Хьюго» (1978) и Локус (1978). Роман открывает цикл «Хичи».
Около Венеры люди нашли искусственный астероид, построенный инопланетной расой, получившей название Хичи. На астероиде же обнаружились космические корабли. Люди разобрались, как управлять кораблями, но они не могли менять место назначения. Многие добровольцы испытывали их. Некоторые возвращались с открытиями, благодаря которым становились богачами. Но большинство возвращалось ни с чем. А некоторые не возвращались вообще. Полёт на корабле напоминал русскую рулетку - могло повезти, но можно было и погибнуть.
Главный герой - исследователь, которому повезло. Его мучают угрызения совести - из экипажа, которому выпала удача, вернулся только он один. И он пытается разобраться в своей жизни, исповедуясь роботу-психоаналитику.

13. Игра Эндера (1985)


«Игра Эндера» получила премии «Небьюла» и «Хьюго» за лучший роман в 1985 и 1986 годах - одни из самых престижных литературных премий в области научной фантастики.
Действие романа происходит в 2135 году. Человечество пережило два вторжения инопланетной расы «жукеров» (англ. buggers), лишь чудом уцелев, и готовится к очередному вторжению. Для поиска пилотов и военачальников, способных принести Земле победу, создаётся военная школа, в которую отправляют самых талантливых детей с раннего возраста. Среди этих детей и заглавный герой книги - Эндрю (Эндер) Виггин, будущий полководец Международного флота Земли и единственная надежда человечества на спасение.

14. 1984 (1949)


В 2009 году газета The Times включила роман «1984» в список 60 лучших книг, опубликованных за последние 60 лет, а журнал Newsweek поставил роман на второе место в списке ста лучших книг всех времён и народов.
Название романа, его терминология и даже имя автора впоследствии стали нарицательными и употребляются для обозначения общественного уклада, напоминающего описанный в «1984» тоталитарный режим. Неоднократно становился как жертвой цензуры в социалистических странах, так и объектом критики со стороны левых кругов на Западе.
Фантастический роман Джорджа Оруэлла «1984» рассказывает о Уинстоне Смите, который занимается переписыванием истории, исходя из партийных интересов во времена правления тоталитарной хунты. Мятеж Смита приводит к страшным последствиям. Как предрекает автор, ничего не может быть страшнее, чем тотальная несвобода…

Это произведение, которое в нашей стране было под запретом до 1991 года, называют антиутопией ХХ в. (ненависть, страхи, голод и кровь), предупреждением о тоталитаризме. Роман бойкотировали на Западе в связи со схожестью правителя страны Большого Брата и реальных глав государств.

15. О дивный новый мир (1932)

Один из самых знаменитых романов-антиутопий. Своего рода антипод «1984» Оруэлла. Никаких пыточных застенков - все счастливы и довольны. На страницах романа описывается мир далёкого будущего (действие происходит в Лондоне), в котором люди выращиваются на специальных заводах-эмбрионариумах и заранее (воздействием на эмбрион на различных стадиях развития) поделены на пять различных по умственным и физическим способностям каст, которые выполняют разную работу. От «альф» – крепких и красивых работников умственного труда до «эпсилонов» – полукретинов, которым доступна только самая простая физическая работа. В зависимости от касты младенцы воспитываются по-разному. Так, с помощью гипнопедии, у каждой касты воспитывается пиетет перед более высокой кастой и презрение к кастам низшим. Костюмы у каждой касты определённого цвета. Например, альфы ходят в сером, гаммы – в зелёном, дельты – в хаки, эпсилоны – в чёрном.
В этом обществе нет места чувствам, и считается неприличным не иметь регулярных половых контактов с разными партнёрами (основной лозунг «каждый принадлежит всем остальным»), однако беременность считается страшнейшим позором. Люди в этом «Мировом Государстве» не стареют, хотя средняя продолжительность жизни – 60 лет. Регулярно, чтобы всегда иметь хорошее настроение, они употребляют наркотик «сому», у которого нет негативных действий («сомы грамм – и нету драм»). Богом же в этом мире является Генри Форд, его так и называют – «Господь наш Форд», а летоисчисление идёт от создания автомобиля «Форд T», то есть с 1908 года н. э. (в романе действие происходит в 632 году «эры стабильности», то есть в 2540 году н. э.).
Писатель показывает жизнь людей в этом мире. Главные герои – люди, которые не могут вписаться в общество – Бернард Маркс (представитель высшего класса, альфа-плюсовик), его друг успешный инакомыслящий Гельмгольц и дикарь Джон из индейской резервации, которые всю жизнь мечтал попасть в прекрасный мир, где все счастливы.

источник http://t0p-10.ru

А по литературной теме, давайте я вам напомню что из себя представлял и каким был Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

С другой стороны, они стимулируют рост растений и животных, что должно привести к невиданной продуктивности сельского хозяйства. Правда, автор не останавливается сколько-нибудь подробно на всех свойствах "лучей жизни" и совсем не говорит об их природе, сосредоточивая внимание на борьбе, которая развернулась вокруг этого открытия в капиталистической стране. Он лишь перечисляет то, что могла бы дать лучистая энергия на службе человеку. Но и в этом перечислении отражается стремление вскрыть таящиеся в ней поразительные возможности. Опять приходится отметить, что и такая интереснейшая тема все же слабо разработана в нашей фантастике. "Лучи жизни" еще ждут своего автора! А современные успехи физики дают уверенность в осуществлении самых смелых мечтаний, связанных с ними. Небольшой очерк В. Рыдника "Лучи переделывают металл" (1957) - о металлургическом заводе будущего - воспринимается почти как реальность. Электромагнитные колебания, которые ныне играют огромную роль в нашей жизни, также не прошли мимо внимания писателей. Вспомним, например, роман А. Беляева "Борьба в эфире" (1928). В нем был изображен Радиополис город, где радиотехника и радиотелемеханика нашли самое широкое применение. Оригинальную проблему поставил А. Беляев в другом своем романе - "Властелин мира" (1929, переиздание-1957): прием и усиление слабых электромагнитных колебаний, излучаемых человеческим мозгом. Мыслепередающий аппарат, построенный героем этого романа, стал в его руках средством внушения, навязывания людям своей воли. Однако против нового необычайного оружия было найдено более мощное контроружие подобного же типа. Очень интересным является в романе описание "мирного" применения этого изобретения. Излучен мысленный приказ - и дикие звери покорно выходят из тропического леса к невооруженному охотнику, чтобы занять потом свое место в зоопарке. Непосредственная передача мыслей на расстояние сделала возможным общение между людьми, находящимися далеко друг от друга, слушание "мысленных" концертов, докладов. Подобную тему затронул Н. Дашкиев в повести под таким же заглавием - "Властелин мира" (1957). Он также описывает аппарат для приема и усиления электромагнитных колебаний мозга. Этот аппарат давал возможность обострять и усиливать умственную деятельность. Повесть Н. Дашкиева, посвященная интересной проблеме, является слабой в художественном отношении. В романе Б. Фрадкина "Дорога к звездам" (1954), не относящемся целиком к научно-фантастическому жанру, тем не менее затрагивается идея создания "ядерного сплава" необычайно большой плотности и прочности, которая представляет определенный интерес. Наши представления о строении материи позволяют предположить и возможность сильного уплотнения вещества, а достижения физики сверхвысоких давлений делают его более или менее реальным для будущего. Подобная тема и ранее интересовала фантастов (рассказы А. Беляева "Рогатый мамонт", А. Нечаева "Белый карлик"). Физика, как впрочем и другие науки, как и все отрасли техники, открывает широкое поле деятельности для фантастов. Однако научно-фантастических произведений о грядущих достижениям физических наук очень мало. Мало романов, повестей, рассказов и очерков, рисующих возможные успехи техники со взглядом далеко вперед, освещающих малоисследованные области, новейшие тенденции, семена того, что даст со временем пышные плоды. Применение полупроводников и ультразвука (повести В. Охотникова "Первые дерзания" и Б. Фрадкина "У истоков бессмертия" и "История одной записной книжки"), новые материалы с разнообразными свойствами и разнообразного назначения (повесть В. Немцова "Аппарат СЛ-1", рассказы В. Сапарина "Плато Чибисова", "Секрет семерки", "Хрустальная дымка", "Волшебные ботинки"), автоматическая метеостанция, поднимающаяся в верхние слои атмосферы и летающая телеуправляемая лаборатория (повесть В. Немцова "Рекорд высоты", роман "Последний полустанок"), подземная лодка (повесть В. Охотникова "Дороги вглубь", роман Г. Адамова "Победители недр"), объемное панорамное кино и телевидение (рассказ А. Матеюнаса "Экран жизни", рассказ В. Сапарина "Удивительное путешествие"), использование энергии подземных недр (роман Ф. Кандыбы "Горячая земля", повесть Г. Гуревича "Подземная непогода"), гелиоэнергетика (повесть В. Немцова "Осколок Солнца"), телевидение (роман В. Немцова "Счастливая звезда" и его сокращенный вариант "Альтаир"), подводное телевидение (роман А. Беляева "Чудесное око", рассказ И. Ефремова "Атолл Факаофо", повесть Г. Голубева "Золотая медаль Атлантиды") - эти проблемы представляют большой интерес. Осуществляются грандиозные планы преобразования природы. Создание искусственных морей и изменение течения рек, возвращение к жизни мертвых земель пустынь, покорение целины - это дела наших дней. В фантастике мы найдем проекты еще более широкой переделки планеты. О ней писал В. Никольский в уже упоминавшемся нами романе "Через тысячу лет". А. Беляев в романах "Под небом Арктики" (1938-1939) и "Звезда КЭЦ" нарисовал картину отепленной Арктики. Г. Адамов (роман "Изгнание владыки", 1946), Ф. Кандыба (роман "Горячая земля", 1950), А. Казанцев (романы "Полярная мечта", "Мол Северный", 1956) описывают в своих произведениях осуществление проектов переделки природы Дальнего Севера. Оживление пустынь, изменение климата полярных областей - тема романа А. Подсосова "Новый Гольфстрим" (1948). В романе А. Казанцева "Арктический мост" (переиздание, 1958) показано строительство подводного межконтинентального туннеля, соединяющего Советский Союз и США для железнодорожного сообщения между двумя континентами. Сделанный в виде герметически закрытой трубы, он был погружен в океан, что обеспечивало безопасность сооружения и независимость от погоды движущимся внутри него поездам. Ракетные двигатели давали возможность развивать в подводном туннеле, из которого откачан воздух, огромную скорость. Для более полной характеристики тематики послевоенной научной фантастики приведем несколько примеров различных произведений. Г. Гребнев в повести "Тайна подводной скалы" (переработанный вариант романа "Арктания", 1957) изображает летающую научную станцию с реактивными двигателями - "поселок в воздухе", находящийся в районе Северного полюса. Н. Томан в повести "История одной сенсации" (1956) касается проблемы усиления электронной концентрации ионосферы с помощью распыленного атомным взрывом высотной ракеты радио активного порошка. Это дало возможность получать отраженные телевизионные сигналы с больших высот. М. Дунтау и Н. Цуркин в рассказе "Церебровизор инженера Ковдина" (1957) затрагивают возможность передачи на расстояние с помощью радиотехнических устройств зрительных впечатлений и возвращения, таким образом, зрения слепым. Получение искусственного холода с помощью атомной энергии (повесть Г. Гуревича "Иней на пальмах", роман А. Кудашева "Ледяной остров"), усовершенствовавшая звукозапись и воспроизведение звука (рассказ М. Дашкиева "Украденный голос"), использование явления сверхпроводимости для создания мощного аккумулятора энергии (роман А. Казанцева "Пылающий остров"), мощных воздушных потоков для получения электроэнергии (повесть В. Сытина "Покорители вечных бурь"), космические катастрофы - прилет в нашу солнечную систему неизвестной планеты (повесть Г. Гуревича "Прохождение Немезиды"), приближение к Земле астероида (повесть Н. Томана "Накануне катастрофы") - и их предотвращение - таковы темы некоторых произведений, напечатанных в последние годы. Среди произведений фантастики, вышедших за послевоенные годы, к сожалению, почти нет романов или повестей комплексного характера, которые давали бы картину мира будущего. Частично к ним можно отнести "Туманность Андромеды" И. Ефремова, "Тайну подводной скалы" Г. Гребнева, роман Г. Адамова "Изгнание владыки". Интересную попытку изобразить технику начала XXI века сделал В. Мелентьев в фантастической повести "33-е марта" (1957), написанной для младших школьников. Он показывает прежде всего широкое применение атомной энергии для различных целей: на автотранспорте, в горнорудной промышленности и строительстве домов и дорог, для изменения климата арктических районов страны и уничтожения вечной мерзлоты. В повести рассказывается также о развитии наземного и воздушного транспорта, фотоэлектроники и полупроводниковой и ультразвуковой техники, цветного телевидения, о новых строительных материалах и механизмах, электронных вычислительных машинах, цветной объемной рентгеноскопии, освоении Луны и добыче на ней редких элементов. Сюжет построен в целом занимательно, хотя прием показа событий во сне не оригинален. Главный недостаток, однако, не в этом. Автор злоупотребляет диалогизированной формой изложения познавательных явлений, приводит много сложных технических терминов и понятий, не объясняя их достаточно полно и ясно, что в произведении, предназначенном для детей младшего возраста, весьма существенно. Такие же выражения, как "электронка" или "атомка", которыми он часто пользуется, звучат по меньшей мере вульгарно. Знакомство героя повести пионера Васи Голубева с техникой будущего - едва ли не самые скучные страницы, и только необычайность положения мальчика, проспавшего пятьдесят лет и очутившегося в следующем веке, несколько оживляет их. В XXII век переносят героя своего романа "Внуки наших внуков" Ю. и С. Сафроновы (1958). Правда, способ, которым они это делают, сомнителен даже как сугубо фантастическая предпосылка. Упавший на Землю метеорит состоял из вещества, способного особым излучением вызывать длительный глубокий сон и состояние, подобное анабиозу. Проснувшись, герой романа оказывается в 2107 году. Центральная идея произведения - использование достижений ядерной физики, управляемых термоядерных реакций для создания искусственного микросолнца, позволившего в грандиозных масштабах изменить природу нашей планеты. С помощью такого солнца были растоплены вековые льды Антарктиды, причем полученная вода под действием специального катализатора превращалась в пластмассу - пенопласт - и распределялась по всему Мировому океану. Это привело к улучшению климата на значительной части земного шара. Авторы затрагивают также ряд проблем, решенных наукой и техникой будущего: широкое развитие кибернетики; дальняя телевизионная связь; продление жизни; портативный атомный двигатель и его применение в автомобильном и воздушном транспорте; сверхвысотная скоростная авиация; межпланетные полеты и освоение мирового пространства. Хотя и очень кратко, в романе изображены отдельные черты жизни грядущего коммунистического общества. Особенно подробно описаны научные поиски, связанные с созданием микро-солнца, ставшего в руках человека мощным орудием преобразования не только собственной планеты, но и других миров. Замысел романа, бесспорно, интересен. Однако, подробно останавливаясь на основной идее, авторы слишком бегло и схематично обрисовывают научно-технические достижения, которые стали достоянием человечества через полтора века. Образы людей будущего лишь намечены, но не обрисованы впечатляюще, ярко со своими индивидуальными характерами. Герой, чудесным образом попавший к нашим далеким потомкам, все же скорее условная фигура экскурсанта, служащая для популяризации, и перегруженность лекционными отступлениями нередко тормозит действие романа. В. Захарченко в очерковой книге ("Путешествия в Завтра", 1953) дал наброски техники и промышленности будущего. Читатель знакомится с энергетикой, металлургией, автоматикой и телемеханикой, сельским хозяйством, химией, строительством близкого будущего. Попытка комплексного освещения научно-технических достижений следующего века сделана в очерке Л. Попилова "2500 год. Всемирная выставка" (ж. "Техника-молодежи", № 7-8, 1956), затрагивающем энергетику, судостроение, авиацию, жилищное строительство, промышленность, приборостроение. Перспективы развития науки и техники в самых различных областях составляют содержание очерков, публикуемых в журналах "Техника - молодежи" и "Наука и жизнь" под рубрикой "Окно в будущее", в специальных тематических номерах журнала "Знание - сила" и газеты "Комсомольская правда" ("Репортаж из XXI века", 1957). "Репортаж из XXI века" М. Васильева и С. Гущева, вышедший в 1959 году отдельным изданием, представляет собой сборник интервью с рядом советских ученых о науке и технике будущего. Литературная запись их рассказов ставит задачей показать, каковы перспективы развития различных отраслей знания, как могут осуществиться различные инженерные идеи и проекты. Перед читателями выступают представители многих научных и технических специальностей - химии и металлургии, биологии и астронавтики и других. Книга содержит разнообразный и интересный материал, изложенный в форме журналистского репортажа. Среди очерковых произведений, помещенных в периодике за последние годы, выделяется оригинальностью технической идеи "Голубой луч" Паю Кия (1957)-об использовании верхних слоев атмосферы в качестве топлива для реактивных воздушных кораблей. При переходе атомарного кислорода на больших высотах в молекулярное состояние выделяется энергия. Это было подтверждено опытом, проделанным во время подъема ракеты, вызвавшей за счет ускорения такого процесса яркое свечение неба. В очерке раскрывается возможное практическое применение процессов, идущих в "верхней" атмосфере. В очерке С. Ревзина "Пять недель на воздушном шаре" (1954) - о перспективах развития воздухоплавания - описан аэростат, который мог бы совершать длительные полеты. В очерке Р. Перельмана "Двигатели галактических кораблей" (1958) затрагиваются далекие перспективы звездоплавания - корабли для межзвездных путешествий. В жанре очерковой научной фантастики встречается форма репортажа, дневниковых записей, корреспонденции, путевых записок, причем чаще других - репортаж ("репортаж-фантастика", "репортаж из будущего", "репортаж из XXI века", "межпланетный репортаж" и так далее). В репортаже из будущего - "Телебиблиотека - миллионы книг в одном переплете" (1956) Л. Теплов рассказывает о применении телевидения для воспроизведения объемных изображений с одновременной передачей текста книг, А. Маркин ("Между двумя материками") - о перспективах развития атомной энергетики и постройке плотины в Беринговом проливе, позволяющей ликвидировать холодное Камчатское течение и смягчить климат Арктики и других районов. Этими немногими произведениями исчерпывается фантастика о мире будущего. Следует напомнить, что в прошлом в нашей научно-фантастической литературе были созданы романы широкого тематического плана, о которых упоминалось. Кроме них "штрихи" мира будущего мы находим и в других произведениях тридцатых годов - романах и очерках А. Беляева ("Лаборатория Дубльвэ", "Под небом Арктики", "Город победителя", "Зеленая симфония", повести Л. Платова "Концентрат сна"). Очень интересны картины городов грядущего, в частности преображенного Ленинграда, нарисованные А. Беляевым. Грандиозные успехи науки за последние десятилетия открывают новые возможности для создания произведений, рисующих жизнь и технику будущего. Кому, как не советским фантастам, следовало бы изобразить в художественных образах грядущее, к которому мы стремимся, за которое боремся! Писателей страны, создавшей первую в мире атомную электростанцию, атомный ледокол, запустившей первые искусственные спутники Земли и Солнца, должны вдохновить эти творческие подвиги ученых, инженеров и рабочих. Если еще в 30-х годах они брались за такую тему, - какой простор для подлинно научной и высокоидейной фантастики, утверждающей коммунистическое мировоззрение, дают наши дни! Однако один из самых существенных пробелов в литературе книги о завтрашнем дне, о коммунистическом обществе и его технике остается невосполненным уже в течение многих лет. Остановимся еще на одной своеобразной группе фантастических произведений, касающихся вопросов главным образом физики. Они в занимательной форме знакомят с теми или иными явлениями методом "от противного", описывая, что произошло бы, если бы привычные их качества изменились или исчезли. Земной мир без тяжести (очерки Циолковского, рассказ А. Беляева "Над бездной", переиздание - 1957) или с ослабленной тяжестью (повесть Н. Мюра "Шесть месяцев"), мир без трения (рассказ В. Язвицкого "Аппарат Джона Инглиса"), мир без пыли (повесть Э. Зеликовича "Опасное изобретение"), изменение скорости распространения света (рассказ А. Беляева "Светопреставление", переиздание - 1957), увеличение скорости вращения Земли (рассказ В. Савченко "Путешествие Вити Витькина") - таковы примеры этих произведений. В послевоенные годы, однако, за исключением переизданий, они почти не появлялись, хотя подобные повести и рассказы могли бы принести пользу, так как, показывая необычайное, фантастическое предположение в художественной форме, ярко подчеркивают огромное значение самых простых, примелькавшихся и не замечаемых обычно явлений. Приведем в заключение несколько цифр, характеризующих в количественном отношении развитие научно-фантастической литературы в нашей стране. За 50 лет - с 1895 по 1945 год - было напечатано отдельными изданиями и в периодике свыше 600 названий произведений, оригинальных и переводных. С 1946 по 1958 год вышло около 150 романов, повестей, рассказов и очерков, посвященных проблемам физики и техники. Переизданы многие произведения зарубежных классиков жанра (Ж. Верна, Г. Уэллса, А. Конан-Дойля), опубликованы повести и рассказы ряда современных американских авторов. В трехтомнике (Москва) и однотомнике (Ленинград) собраны избранные научно-фантастические произведения выдающегося советского писателя А. Р. Беляева. Фантастике систематически отводят место на своих страницах молодежные журналы. Даже краткий обзор показывает, что в научной фантастике есть, образно выражаясь, густонаселенные места и почти необитаемые острова. Тяга писателей к космическим темам понятна. Они открывают наиболее широкий простор для фантазии, позволяют разворачивать необычайные приключения, обходясь зачастую без шаблонного детектива. Можно назвать в то же время ряд тем, почти совершенно не разработанных фантастами. По существу даже такое величайшее достижение современности, как ядерная энергетика, осталось в стороне от внимания писателей. Полупроводниковая техника, радиоэлектроника, кибернетика; перспективы развития химии, биологии и медицины, сельское хозяйство будущего; возможности, которые открывают новые отрасли знания, появившиеся на "стыках" различных наук; новые средства научных исследований; новые представления о свойствах материи, времени и пространства, о природе тяготения - все эти темы еще ждут своего воплощения в научно-фантастической литературе. Почти ничего не написано об авиации, транспорте, промышленности, городах будущего. А между тем в фантастике раннего периода произведения на эти темы были не редки. Надо думать, что наше время - время свершения величайших дерзаний человечества - вдохновит наших писателей на создание многих ярких, интересных, проблемных научно-фантастических произведений.
1. Статья Б. Ляпунова, как и остальные работы, опубликованные в сборнике, была сдана в набор в июне 1959 года, поэтому новейший материал не получил здесь достаточно полного отражения. Ред.

«Научная фантастика - это прежде всего мысленный эксперимент. В текст вводится одно или несколько фантастических допущений. Во всем остальном действие развивается в соответствии с законами логики, физики и здравого смысла.

Фэнтези - это литература поступка. Исследуются моральные и этические аспекты поступков главных героев. Чтоб не затенять главное, требования к логичности и достоверности мира снижаются до необходимого минимума. Картина мира также часто дается упрощенной или сказочной.

Определения НФ и фэнтези не антагонистичны. Они лежат как бы в разных плоскостях. Что дает возможность создавать промежуточные и смешанные формы»

Нау́чная фанта́стика (НФ) (от греч. phantastike - искусство воображать) - жанр в литературе и кино, где события происходят в мире, отличающемся от современной или исторической реальности по крайней мере в одном значимом отношении. Отличие может быть технологическим, физическим, историческим, социологическим, т.д., но не магическим (см. Фэнтези).
Автором термина "научно-фантастическая" является Перельман, Яков Исидорович

Появление фантастики было вызвано промышленной революцией в XIX веке. Первоначально научная фантастика была жанром литературы, описывающим достижения науки и техники, перспективы их развития и т. д. Часто описывался (как правило, в виде утопии) мир будущего. Классическим примером такого типа фантастики являются произведения Жюля Верна.

Позднее развитие техники стало рассматриваться в негативном свете (антиутопия). Пример: «Машина времени» Герберта Уэллса. Антиутопия, кроме изменения техники в будущем, описывает негативные тенденции развития общества - так называемая социальная фантастика, появившаяся в XX веке. Самые известные примеры антиутопии: «Мы» Евгения Замятина, «Железная Пята» Джека Лондона, «Дивный Новый Мир» Олдоса Хаксли, «1984» Джорджа Оруэлла, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери.

В 1980-х годах начал набирать популярность антиутопический поджанр киберпанк. В нем высокие технологии соседствуют с тотальным социальным контролем и властью всемогущих корпораций. В произведениях этого жанра основой сюжета выступает жизнь маргинальных борцов с олигархическим Режимом, как правило, в условиях тотальной кибернетизации общества и социального упадка. Известные примеры: «Нейромант» Уильяма Гибсона, «Лабиринт отражений» Сергея Лукьяненко.

Сложился стереотип, что научная фантастика - развлекательный жанр. Нередко писатели пытаются его разрушить, превращая свои книги в серьёзные произведения, нагружая их скрытым философским смыслом. Примерами могут служить романы Хроники Дюны (Фрэнк Герберт), Основание (Айзек Азимов), Город (Клиффорд Саймак).

Жанры фантастики

От жанра научной фантастики в 20-30-х гг. XX столетия отпочковался жанр фэнтези, или «волшебной сказки для взрослых». Разделение этих жанров литературы относительно несложно в их крайних проявлениях: «твёрдой» научной фантастики и героической фэнтези, но между ними располагается целый спектр произведений, в середине которого отнесение книг сугубо к одному из жанров становится проблематичным (примером может служить цикл «Драконы Перна» Энн Маккефри).

Наиболее важными поджанрами являются: альтернативно-историческая фантастика, социальная фантастика, военная научная фантастика, апокалиптическая и постапокалиптическая фантастика и ксенофантастика, описывающая жизнь инопланетян с психологией и структурой общества, совершенно отличной от человеческой.

Стимпанк

Жанр, созданный с одной стороны в подражание таким классикам фантастики как Жюль Верн и Альбер Робида, а с другой являющийся разновидностью пост-киберпанка. Иногда из него отдельно выделяют дизельпанк, соответствующий фантастике первой половине XX века.

Утопии, дистопии и антиутопии

Что характерно, дистопия и антиутопия характеризуются как сбывшиеся утопии. Начало жанра было положено ещё трудами античных философов, посвящённых созданию идеального государства. Самым известным из которых является «Государство» Платона, в котором он описывает идеальное (с точки зрения рабовладельцев) государство, построенное по образу и подобию Спарты, с отсутствием таких недостатков присущих Спарте, как повальная коррупция (а взятки в Спарте брали даже цари и эфоры), постоянная угроза восстания рабов, постоянный дефицит граждан и т. п. С концом античности, когда бывшую Римcкую Империю заполонили варвары, а священники твердили о близком конце света, жанр утратил свою популярность - все жили одним днём в ожидании близкого конца света. А когда варвары христианизировались, то уже было не кому и не для кого писать утопии. Жанр пережил возрождение в Эпоху Возрождения, связанное с именем Томаса Мора, написавшего «Утопию». После чего начался расцвет жанра утопии с активным участием социал-утопистов. Позднее, с началом промышленной революции, начали появляться отдельные произведения в жанре антиутопии, изначально посвящённые критике сложившегося порядка. Ещё позднее появились произведения в жанре дистопии посвящённые критике утопий.

Апокалиптика и постапокалиптика

Близкие жанры, зарождение которых можно увидеть ещё в фантастике начала XX века, предшествующей Первой мировой войне. Впоследствии жанр пережил настоящий расцвет во времена холодной войны. В произведениях повествуется о жизни после конца света: пришествия инопланетян, уничтоживших Землю; приходе всадников Апокалипсиса; вторжение демонов или тёмных сил; взрыве ядерных бомб по всей Земле; появлении вампиров уничтоживших почти всё человечество; глобальных техногенных или природных катастрофах; ввержении людей в хаос политиками, и скатывание цивилизации к предшествующим уровням развития; диктатуре в вышеизложенных ситуациях.

Космоопера

Классический жанр, прошедший длительную эволюцию от первых, строго научных произведений, написанных ещё учёными (например, Циолковский написал несколько НФ-произведений). В годы великой депрессии превратившийся в дешёвое развлечение, к которому термин «научная» часто неприменим. С наступлением эры космических полётов данный жанр снова стал научным, а с выходом «Звёздных войн» приобрёл некоторые черты, присущие фэнтэзи, в сочетании с эпичностью. Современные произведения могут сочетать общую научность с некоторыми фэнтезийными или мистическими элементами.

Киберпанк

Жанр, рассматривающий эволюцию общества под воздействием новых технологий, особое место среди которых уделено телекоммуникационным, компьютерным, биологическим, и, не в последнюю очередь, социальным. Фоном в произведениях жанра нередко выступают киборги, андроиды, суперкомпьютер, служащие технократичным, коррумпированным и аморальным органазациям/режимам. Для произведений жанра очень характерно присутствие мессии, нередко с сомнительным прошлым, одержимого идеей изменения мира путем убийства определённых ключевых персонажей или уничтожения организаций. В киберпанке, как в молодом, неокончательно сформированном, но очень многогранном жанре, можно заметить элементы других, более устоявшихся направлений фантастики. Киберпанк довольно депрессивен и мрачен, его дух может быть описан как "технократическая неоготика".

Пост-киберпанк

Пост-киберпанк делится на два крупных потока: нанопанк и биопанк. Некоторые относят к пост-киберпанку так же и стимпанк.

Социальная фантастика (англ. Social science fiction) - жанр научно-фантастической литературы, в котором ведущую роль играет описание отношений между людьми в обществе. Использование фантастических мотивов позволяет показать развитие общества в необычных, никогда не существовавших в реальности условиях.
Социальная фантастика получила особенно широкое распространение в социалистических странах Восточной Европы (творчество Ивана Ефремова, братьев Стругацких, Станислава Лема).

Примеры социально-фантастических произведений
«Машина времени» Герберта Уэллса;
«Город» Клиффорда Саймака;
«Основание» Айзека Азимова;
«451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери;
«Град обреченный» братьев Стругацких.
«Час быка» И. Ефремова
«За дверью» Антон Козлов (Белозёров)

Твёрдая научная фантастика (англ. Hard science fiction) - один из поджанров научной фантастики. Отличается отсутствием использования в логической структуре произведений фэнтезийных элементов, то есть сверхъестественных явлений, либо их сугубо рациональным толкованием. Термин впервые употреблён в печати в 1957 году в журнале Astounding Science Fiction и обычно используется в противоположность «мягкой» научной фантастике. Обычно большое внимание в «твёрдой» научной фантастике уделяется законам физики, нередко весь сюжет основан на каком-либо вытекающем из законов физики парадоксе, в то время как отношения между людьми часто играют второстепенную роль.

Наиболее значительные представители

Айзек Азимов;
Грег Иган;
Артур Кларк;
Роберт Хайнлайн;
Пол Уильям Андерсон;
Ларри Нивен;
Вернор Виндж.

Наиболее типичные произведения в жанре твёрдой научной фантастики

Сами боги Айзека Азимова;
Тау Ноль Пола Андерсона;
Мир-Кольцо Ларри Нивена;
Лестница Шилда Грега Игана.

Лотман Ю. О принципах художественной фантастики
http://ameshavkin.narod.ru/litved/grammar/...tman/lotman.htm

Наталия Черная
В мире мечты и предвидения
(научная фантастика, её проблемы)
http://denshorin.mars-x.ru/liter/chernaya1.html

Марат Исангазин
От мифа к сказке
http://denshorin.mars-x.ru/liter/isan1.html

Борис Невский: Юмористическая фантастика (Мир Фантастики)
http://www.mirf.ru/Articles/art254.htm

Борис Невский: Эротическая фантастика (Мир Фантастики)
http://www.mirf.ru/Articles/art1277.htm

Борис Невский: Шпионская фантастика (Мир Фантастики)

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, что такое научная фантастика? Пожалуй, можно сказать - нет, вы не знаете, что такое научная фантастика. Вы - это не только читатели журнала "Детская литература". Не знают этого даже те, кто постоянно читает и любит книги фантастов, не говоря уже о тех, кто читает их изредка и не одобряет, и уж тем более о тех, кто о фантастике судит лишь понаслышке да по детским впечатлениям от книг Жюля Верна.

У автора этой статьи есть свое мнение о том, что представляет собой научная фантастика в нашу эпоху. О фантастике в последние три-четыре года начали говорить всерьез. И все-таки сейчас о ней легче сказать, что "фантастика - это не то-то и не то-то", чем дать мало-мальски общепринятое определение этого сложного и интересного явления.

Прежде всего это - не жанр (хотя именно так ее чаще всего у нас называют). Ведь в фантастике существуют романы, повести, рассказы, пьесы, сценарии, стихи, даже телевизионные пьесы (например, блестящие телепьесы Станислава Лема) и радиопьесы (например, "Операция "Вега" Ф. Дюрренматта); фантастика может быть эпически обстоятельной и точной, лирически неопределенной, остросатирической и задумчиво ироничной; произведения фантастов могут строиться то на необычайном событии, то на интересной философской проблеме, то на сложном психологическом конфликте. Словом, фантастика, по сути дела, так же разнообразна по родам, видам и жанрам, как и реалистическая литература.

Фантастика-это и не "литература крылатой мечты", как тоже повелось у нас говорить. Конечно, в фантастике существует жанр утопии, это один из самых давних и наиболее развитых ее жанров, но сводить всю фантастику к картинам будущего никак нельзя: многие фантасты о будущем не говорят вообще, а некоторые переносят действие в будущее чисто условно, вовсе не пытаясь и вправду изображать "предвидимое будущее". Фантастика - это и не популяризация достижений и перспектив развития науки и техники (а такую роль ей часто пытаются навязать). Разумеется, она попутно выполняет и эту функцию. Многие ученые говорят, что любовь к науке, к научному исследованию у них пробудилась именно благодаря фантастике. Больше того - фантастика, близко соседствуя с наукой по проблемам, материалу и некоторым приемам работы, не только обогащается от этого близкого соседства и содружества, но в свою очередь зачастую подталкивает мысль ученого, дает ему материал для неожиданных и плодотворных сопоставлений и гипотез - и в этом одна из причин горячего интереса ученых к фантастике.

Но если мы попробуем оценивать произведения фантастов с точки зрения "научной достоверности", то сразу же зайдем в тупик. Скажем, Жюль Верн еще поддается этим методам оценки (и то с нашей, сегодняшней точки зрения!). Но машина времени, которую пустил в ход Уэллс и которой с тех пор пользовались в различных целях десятки и сотни фантастов всех стран? Где же тут научная достоверность? Например, "Аэлита" А. Н. Толстого, или "Марсианские хроники" Рэя Брэдбери? Ведь на Марсе нет и не может быть обитателей, до такой степени похожих на людей, - это было ясно и четверть века назад, когда писалась "Аэлита". А во многих случаях на вопрос о научной достоверности даже специалисты в данной области могут ответить совсем по-разному; одни скажут: "Да, это вполне возможно!", - а другие будут утверждать, что это совершенно антинаучно. И ничего странного здесь нет: наука сейчас переживает период революций, громадных качественных скачков, и яростные споры по многим проблемам неизбежны и необходимы.

К этому надо добавить еще, что многие фантасты (например, братья Стругацкие) вообще отвергают этот эпитет - "научная" - по отношению к фантастике, считая, что он только вносит путаницу. Я с ними не вполне согласна, но хорошо понимаю, почему им не нравится этот эпитет: из-за него живое и сложное литературное явление подчас пытаются мерить, словно доску для столярных поделок, складным метром: от сих до сих влезает в понятие "научно", а здесь не лезет - так давайте рубить!

Все же, пожалуй, от эпитета "научная" пока отказываться нельзя: он определяет очень существенное качество этой отрасли литературы (так мы условимся пока называть фантастику) и отделяет ее от фантастики вообще - от сказок и мифов, от фантастических приемов, применяющихся в сатире и в философской прозе (хотя эти области вплотную граничат с научной фантастикой), а также от той "немотивированной" фантастики (зачастую с мистическим оттенком), которая сейчас широко распространена на Западе (в особенности, в США) и получила там наименование fantasy (фантазия) в отличие от sciene fictien (научной фантастики). Фантастика - и не литература только для детей и подростков (а это тоже одно из очень распространенных заблуждений). Существует хорошая научная фантастика, написанная именно для детей, как существует вообще детская литература; но это никак не значит, что вся фантастика пишется только для подрастающего поколения. Вот, например, повести Л. Платова "Архипелаг исчезающих островов" и "Страна семи трав", повесть В. Брагина "В стране дремучих трав", знаменитые романы академика В. Обручева "Плутония" и "Земля Саниикова", как и большинство произведений Жюля Верна (в свое время, впрочем, считавшегося "взрослым" писателем), можно отнести к детской литературе. Но если мы попробуем подойти с мерками детской литературы к произведениям Герберта Уэллса и Алексея Толстого, Станислава Лема и Рэя Брэдбери, Ивана Ефремова и братьев Стругацких, то сразу поймем, что мерки эти здесь не годятся. Это, конечно, не мешает школьникам, даже и не только старшеклассникам, увлекаться фантастикой; ведь и школьная программа составлена не из произведений для детей, и если школьнику могут быть понятны - хоть в известной мере - произведения Пушкина и Чехова, Горького и Маяковского, то, значит, он и "взрослую" фантастику может читать и понимать, хоть и не в полной мере соответственно своему возрасту. Вырастет - поймет больше, перечитав заново; ничего страшного тут нет.

Так что же это за явление - научная фантастика? Тут уж автору придется попытаться сформулировать собственное определение, ибо, с моей точки зрения, пока не существует сколько-нибудь пригодных определений в этой области. Правда, с моим определением согласны далеко не все и даже не большинство. Прежде всего хочется сказать, что фантастика - это художественное творчество, и судить о ней следует на основании общих законов искусства. Как ни странно на первый взгляд, но именно это многим кажется весьма спорным. Для этого были прежде некоторые причины (о чем я скажу ниже), а сейчас многие думают так просто по привычке или же по неспособности мыслить на современном уровне.

Что же означает в данном случае "умение мыслить на современном уровне"? Почему это важно для тех, кто читает фантастику, а уж тем более для писателей-фантастов?

Конечно, судьба любого писателя, даже очень талантливого. в значительной степени определяется тем, стоит ли он на уровне передовых идей своего века, не отстает ли он от авангарда человечества по степени познания и осмысления мира. Но в применении к фантастике эта проблема имеет свою специфику. Фантастика, в сущности, занимает передний край на идеологическом фронте, ее позиции максимально выдвинуты вперед и простреливаются насквозь. Почему так - понять нетрудно. Писатель-реалист может (если ему почему-либо захочется) укрыться за внешней объективностью - нарисовать картину и заявить: судите, мол, сами, а я что видел, то и изобразил. Конечно, это лишь прикрытие, а не суть; но у фантастики и такого прикрытия нет. Ведь фантаст рисует не то, что есть или было в жизни, а то, чего в жизни заведомо нет (а часто и то, чего заведомо никогда и не может быть). Все основные события и сюжетные конструкции, зачастую вся обстановка и образы многих героев - не просто вымышлены, а "нереальны". Ведь не станет же читатель судить, допустим, о "Войне миров" или о "Машине времени" с точки зрения: "так в жизни не бывает" или "бывает не так, вот я сам это видел, и было совсем иначе" (а ведь о реалистических произведениях, правильно или неправильно, судят чаще всего с этой точки зрения).

Так, вот, читатели и критики, отлично зная, что фантаст все это "сочинил", естественно зададут себе вопрос: а с какой целью сочинил? И ответить на вопрос тут намного легче, чем в реализме, - по крайней мере, когда речь идет о политической позиции автора. Но речь идет не только о политической позиции. В этом смысле разница между советскими и американскими фантастами видна невооруженным глазом: даже самые прогрессивные, умные, гуманные фантасты США мыслят о многих политических (и не только сугубо политических) вопросах совсем иначе, чем наши фантасты. Фантастика - это искусство, а искусство не может быть беспартийным, как "беспартийны" по своей сути формула открытия или чертеж изобретения. Но, с другой стороны, фантастика кое в чем родственна науке: ее приемы исследования мира представляют собой сложнейший, еще не изученный синтез научного и художественного метода познания. Это суждение подтверждается, в частности, тем фактом, что современную фантастику создают по преимуществу профессиональные ученые (разумеется, наделенные и литературным талантом), иногда крупные ученые с мировой известностью, например: физик-ядерщик Лео Сциллард, биохимик Айзек Азимов, астроном Артур Кларк. Так же обстоит дело и в СССР: И. Ефремов - палеонтолог, А. Стругацкий - японовед, Б. Стругацкий - астроном, А. Днепров - физик, М. Емцев и Е. Парков - химики. Но не менее характерен и основной состав читательской аудитории фантастов - научно-техническая интеллигенция и учащаяся молодежь.

Очевидно, для полноценной работы в области фантастики, как и для ее полноценного читательского восприятия, необходим определенный тип и уровень мышления, то есть современный тип научного мышления, современный уровень познания и осмысления явлений действительности.

Вот поэтому, мне кажется, и нельзя отказываться от определения "научная фантастика", даже если оно дает повод для кривотолков и вульгарного подхода. Это крайне существенно для современной фантастики- умение осмыслить мир на уровне достижений научно-технического прогресса, умение анализировать явления действительности приемами, в равной степени родственными науке и искусству.

Картины, созданные писателем, могут выглядеть предельно фантастично - суть их, однако, должна поддаваться логическому научному анализу. Фантаст может перенести действие своего произведения в далекое будущее или в другую галактику, а споры об этом произведении чаще всего касаются острых, крайне важных вопросов, уже сегодня вставших перед человечеством.

Возьмем такой пример. И. Ефремов в "Туманности Андромеды" (а также в "Сердце Змеи" и "Звездных кораблях") стоит на антропоцентристских позициях. Антропоцентристы считают, что разумная жизнь во Вселенной развивается по некоему общему принципу, а потому все разумные существа, в любой части Галактики, будут весьма похожи друг на друга (то есть на земного человека), с очень незначительными отличиями, вроде тех, какие встречаются и в пределах Земли: цвет кожи, разрез глаз, некоторые особенности телосложения.

Противники же антропоцентризма считают, что условия возникновения и развития жизни во Вселенной бесконечно разнообразны, что эволюция может идти весьма различными путями в зависимости от конкретных условий, что современный земной человек вероятно, не является завершением развития разума, а тем более единственно возможным вариантом этого развития; наконец, что возможны высокоразвита цивилизации, принципиально несходные с нашей, и что вследствие этого с ними будет трудно, а то и невозможно установить плодотворный контакт.

В романе Станислава Лема "Соларис" изображена планета, сплошь покрытая океаном мыслящей плазмы; она представляет собой, таким образом, единое гигантское мыслящее существо. Океан Соларис - весьма высокоорганизованная материя; можно сказать, что в некотором отношении цивилизация эта обогнала людей. Но стоит ли так говорить? Ведь даже слово "цивилизация" явно не подходит к данному случаю: цивилизация предполагает определенный уровень развития общества, а перед нами одно существо. Засекать время и отмечать дистанцию тут тоже невозможно: слишком различными путями шла эволюция жизни на Земле и на Соларис. Какой же контакт, на какой почве возможен для человечества с этим бесформенным и могучим, безглазым и всевидящим гигантом? Тут невозможна ни дружба, ни вражда: слишком уж различны формы существования.

Казалось бы, спор антропоцентристов и их оппонентов носит сугубо теоретический характер. До полетов в другие галактики еще так далеко; вероятность, что мы встретим собратьев по разуму, в сущности, так ничтожно мала, что стоит ли всерьез спорить, будут ли они похожи на нас, когда на Земле сейчас масса серьезнейших проблем, требующих немедленного практического решения, потому что от них зависит быть или не быть вообще человечеству.

Все это как будто и верно. С первого взгляда. Но попробуем вдуматься: так ли уж "непрактичен" этот спор, затеянный учеными и писателями?

Вообще очень трудно, почти невозможно судить о практических результатах научного исследования, тем более в наши дни, В тридцатых годах работы физиков над расщеплением атомного ядра казались чисто теоретическими изысканиями, и сами физики были уверены, что никакого отношения к практике их работа не имеет. Все, однако, знают теперь, что очень скоро результаты этой работы приобрели первостепенное значение для всего человечества - особенно после гибели Хиросимы. Так вот - насчет антропоцентризма. Эта точка зрения кажется очень гуманной и привлекательной: значит, разумные существа похожи друг на друга и всегда и везде могут договориться и подружиться? Превосходно! А то многие американские фантасты изображают космос как арену борьбы всех против всех, рассказывают о "космических пиратах", о страшных чудовищах из космоса, нападающих на Землю. Это понятно: они, в сущности, анализируют капиталистические взаимоотношения и беспредельно расширяют их во времени и пространстве. Нам такие взгляды, разумеется, чужды; мы их считаем попросту ненаучными с точки зрения материалистической диалектики.

Так, выходит, правы антропоцентристы? Нет, погодите. А что, если мы и вправду встретимся с цивилизацией, не очень отличной от нашей, и сможем установить с ней контакт? А потом, допустим, окажется, что у этой цивилизации есть такие черты, которые нам определенно и решительно не нравятся, и что мы сильнее этой цивилизации (ну, скажем, там не существует ядерного оружия)? Что тогда? Мы постараемся "перевоспитать" ее?

Думаете, опять абстрактный вопрос? Ведь это случится не при нас, если вообще когда-либо случится. Но ведь человечеству уже много раз приходилось (и приходится в наши дни) практически решать этот вопрос, и часть человечества ведет себя в этих случаях, как известно, отвратительно, с безмозглой жестокостью.

Примеры, взятые из истории и современности: испанские конкистадоры уничтожают древнюю высокую цивилизацию инков; фашисты- "арийцы" отправляют в газовые камеры миллионы представителей "неполноценных" рас, а миллионы "недочеловеков" превращают в рабов; американские расисты расправляются с неграми - как это черные смеют воображать, что они не хуже белых!

Вот результаты контакта между цивилизациями, никак не менее сходными, чем те, которые изображены в "Туманности Андромеды". Не слишком обнадеживающе это выглядит, верно? Люди истребляют и унижают себе подобных, но несколько отличающихся. К каким новым трагедиям это приведет пока что на Земле, а потом и в Космосе?

Несколько в ином плане ставят вопрос о "контакте" и "вмешательстве" А. и Б. Стругацкие в своих повестях "Попытка к бегству" и "Трудно быть богом". Тут речь идет не о завоевании и истреблении - нет. С отсталыми цивилизациями, находящимися примерно на уровне нашего средневековья, сталкиваются чудесные, чистые юноши - люди коммунистического будущего. Их ужасают здешние темнота, нищета, жестокость и коварство. Они искренне хотят помочь этим рабам выбраться к свету и счастью. Но приведет ли такое вмешательство к добру? Можно ли средствами мощной техники превратить феодальное общество в коммунистическое - ведь сознание-то людей останется при этом на прежнем уровне! И опять - хотя действие этих повестей происходит в будущем и на других планетах - проблемы их касаются Земли и нашей современности: разве на Земле сейчас не существуют одновременно СССР и США, такие принципиально различные социальные системы, а рядом с ними - народы, живущие на уровне феодализма и даже каменного века?

А вот еще один вариант встречи цивилизаций - и тоже "земной". Артур Кларк, английский ученый и фантаст, в книге "Черты будущего", где он рисует перспективы развития человечества, относит к числу ближайших наших побед (к 1970 году) полет на Луну и - изучение языка дельфинов. И то и другое - не фантастика, а завтрашний день науки. Так вот, из века в век рядом с нами, только в другой стихии, живут умные и добрые существа, явно расположенные к людям, а мы лишь теперь начинаем догадываться, что у них, пожалуй, есть разум! Разве это не характерно для "царя природы" - человека, который и по сей день варварски жестоко относится к своим соседям по планете и считает себя вправе уничтожать и истязать их лишь потому, что он - человек?

Примеров такой "связи фантастики с жизнью" масса. В "Возвращении со звезд" Станислава Лема изображено тоже будущее - примерно через 150 лет после наших дней. И рассказывается там о трагической ошибке, которую совершило человечество. Ученые изобрели прививку, лишающую человека способности убивать, и таким образом в корне предотвратили возможность войны. Как будто бы это - величайшее благодеяние для человечества. Но Лем, глубокий и серьезный мыслитель, показывает, к каким печальным результатам на деле приводит это непродуманное, механическое вмешательство в эволюцию общества. Фантастика? Да, конечно, но ведь и в реальной действительности немало таких случаев, когда то, что сделано учеными с самыми благородными намерениями, оборачивается величайшим злом. Ну хотя бы всем известная история с атомной бомбой: ученые, собранные со всего мира а Лос-Аламос, работали не щадя сил, чтобы защитить человечество от фашизма, а потом оказалось, что в Германии атомного оружия и в помине нет, и атомную бомбу сбросили на ни в чем не повинных жителей Хиросимы и Нагасаки. Грозная сила, созданная учеными, попала а руки подлых и бесчестных политиков. Как видно и по этим примерам, одной из центральных проблем, постоянно занимающих научную фантастику, является проблема влияния научно-технического прогресса на судьбу человечества, соотношение науки и морали в наши дни, роль научного открытия и судьба ученого я условиях антагонистического мира (кстати сказать, именно этот постоянный и естественный интерес фантастики к делам науки и дает повод для поверхностных суждений о том, что ее роль сводится к пропаганде научных достижений). Это понятно: в наши дни роль науки необычайно велика. Уровень развития науки и техники решает, в конечном счете, и судьбу отдельных государств, и судьбу человечества в целом. Новейшие достижения науки и техники привели к тому, что человечество впервые в истории научилось воспринимать себя как единое целое. Все чаще и чаще возникают проблемы глобального масштаба (то есть имеющие значение для всех обитателей нашей планеты); вернее сказать, сейчас любая проблема очень легко перерастает в глобальную. Угроза термоядерной войны - это угроза всему человечеству; испытания ядерного оружия могут отравить воздух, воду, почву в любой точке земного шара и опасны для всех людей; дальнейшие успехи космонавтики, биологии, кибернетики тоже не являются частным делом какого-либо государства - их результаты неминуемо скажутся на судьбе всего человечества. Обо всем этом можно, разумеется, сказать и в реалистическом произведении. Но все же средствами реализма решать такие глобальные проблемы намного труднее. Реалист вынужден быть точным относительно изображения места и времени действия. Он рисует обстановку действия, характеры героев, их речь с индивидуальными (а, значит, также и национальными) особенностями. Это придает большую силу и убедительность его произведению, если оно касается одной, ну, допустим, даже двух-трех стран, которые он отлично знает.

Фантастика - это один из жанров современной литературы, который «вырос» из романтизма. Предтечами этого направления называют Гофмана, Свифта и даже Гоголя. Об этом удивительном и волшебном виде литературы мы поговорим в этой статье. А также рассмотрим самых известных писателей направления и их произведения.

Определение жанра

Фантастика - это термин, который имеет древнегреческое происхождение и дословно переводится как «искусство воображать». В литературе им принято называть направление, основывающееся на фантастическом допущении в описании художественного мира и героев. Этот жанр рассказывает о вселенных и созданиях, которые в реальности не существуют. Часто эти образы заимствуются из фольклора и мифологии.

Фантастика - это не только литературный жанр. Это целое отдельное направление в искусстве, главным отличием которого является нереальное допущение, лежащее в основе сюжета. Обычно изображается другой мир, который существует в не нашем времени, живет по законам физики, отличным от земных.

Подвиды

Книги жанра фантастика, стоящие сегодня на книжных полках, могут запутать любого читателя разнообразием тем и сюжетов. Поэтому их давно стали делить на виды. Классификаций существует немало, но попробуем отразить здесь самую полную.

Книги этого жанра можно разделить по особенностям сюжета:

  • Научная фантастика, более подробно о ней поговорим ниже.
  • Антиутопическая - сюда можно отнести «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери, «Корпорация бессмертия» Р. Шекли, «Град Обреченный» Стругацких.
  • Альтернативная: «Трансатлантический туннель» Г. Гаррисона, «Да не опустится тьма» Л.С. де Кампа, «Остров Крым» В. Аксенова.
  • Фэнтези - самый многочисленный подвид. Писатели, работающие в жанре: Дж. Р.Р. Толкин, А. Белянин, А. Пехов, О. Громыко, Р. Сальваторе и пр.
  • Триллер и ужасы: Г. Лавкрафт, С. Кинг, Э. Райс.
  • Стимпанк, паропанк и киберпанк: «Война миров» Г. Уэллса, «Золотой компас» Ф. Пулмана, «Пересмешник» А. Пехова, «Стимпанк» П.Д. Филиппо.

Часто происходит смешение жанров и появляются новые разновидности произведений. Например, любовное фэнтези, детективное, приключенческое и пр. Отметим, что фантастика, как один из популярнейших видов литературы, продолжает развиваться, с каждым годом появляется все больше ее направлений, и как-то систематизировать их практически невозможно.

Зарубежные книги жанра фантастика

Самая популярная и известная серия этого подвида литературы - «Властелин колец» Дж. Р.Р. Толкина. Произведение было написано в середине прошлого века, но до сих пор пользуется большим спросом у поклонников жанра. История рассказывает о Великой войне со злом, которая длилась столетия, пока темный властелин Саурон не был повержен. Прошли века спокойной жизни, и миру вновь грозит опасность. Спасти Средиземье от новой войны может только хоббит Фродо, которому предстоит уничтожить Кольцо Всевластья.

Еще один прекрасный образец фантастики - «Песнь льда и пламени» Дж. Мартина. На сегодняшний день цикл включает 5 частей, но считается неоконченным. Действие романов происходит в Семи Королевствах, где долгое лето сменяется такой же зимой. Несколько семей ведут борьбу за власть в государстве, пытаясь захватить трон. Серия далека от привычных волшебных миров, где добро всегда побеждает зло, а рыцари благородны и справедливы. Здесь царят интриги, предательства и смерть.

Цикл «Голодные игры» С. Коллинз также достоин упоминания. Эти книги, быстро ставшие бестселлерами, относятся к подростковой фантастике. Сюжет рассказывает о борьбе за свободу и той цене, которую приходится платить героям, чтобы ее получить.

Фантастика - это (в литературе) отдельный мир, который живет по своим законам. И появился он не в конце 20 века, как думают многие, а гораздо раньше. Просто в те годы подобные произведения относили к другим жанрам. Например, это книги Э. Гофмана («Песочный человек»), Жюля Верна («20 000 лье под водой», «Вокруг Луны» и пр.), Г. Уэллса и пр.

Российские писатели

Немало книг за последние годы написали и отечественные авторы фантастики. Российские писатели немногим уступают зарубежным коллегам. Перечислим здесь самых известных из них:

  • Сергей Лукьяненко. Очень популярный цикл - «Дозоры». Сейчас по миру этой серии пишет не только ее создатель, но и многие другие. Также является автором следующих прекрасных книг и циклов: «Мальчик и Тьма», «Не время для драконов», «Работа над ошибками», «Диптаун», «Искатели неба» и пр.
  • Братья Стругацкие. У них есть романы различных видов фантастики: «Гадкие лебеди», «Понедельник начинается в субботу», «Пикник на обочине», «Трудно быть богом» и пр.
  • Алексей Пехов, книги которого сегодня пользуются популярностью не только на родине, но и в Европе. Перечислим основные циклы: «Хроники Сиалы», «Искра и ветер», «Киндрэт», «Страж».
  • Павел Корнев: «Приграничье», «Всеблагое электричество», «Город Осень», «Сиятельный».

Зарубежные писатели

Известные писатели-фантасты зарубежья:

  • Айзек Азимов - известный американский автор, написавший более 500 книг.
  • Рэй Брэдбери - признанный классик не только фантастики, но и мировой литературы.
  • Станислав Лем - очень известный в нашей стране польский писатель.
  • Клиффорд Саймак - его считают основателем американской фантастики.
  • Роберт Хайнлайн - автор книг для подростков.

Что такое научная фантастика?

Научная фантастика - это направление в фантастической литературе, которое берет за основу сюжета рациональное допущение, согласно которому необычные вещи происходят благодаря невероятному развитию технической и научной мысли. Один из самых популярных жанров сегодня. Но часто его бывает сложно отделить от смежных, так как авторы могут сочетать несколько направлений.

Научная фантастика - это (в литературе) прекрасная возможность предположить, что было бы с нашей цивилизацией, если бы технический прогресс ускорился или наука выбрала другой путь развития. Обычно в таких произведениях не нарушаются общепринятые законы природы и физики.

Первые книги этого жанра начинают возникать еще в 18 веке, когда происходило становление современной науки. Но как самостоятельное литературное направление научная фантастика выделилась только в 20 веке. Одним из первых писателей, работавших в этом жанре, считается Ж. Верн.

Научная фантастика: книги

Перечислим самые известные произведения этого направления:

  • «Пыточных дел мастер» (Дж. Вульф);
  • «Восстаньте из праха» (Ф. Х. Фармер);
  • «Игра Эндера» (О. С. Кард);
  • «Автостопом по галактике» (Д. Адамс);
  • «Дюна» (Ф. Герберт);
  • «Сирены Титана» (К. Воннегут).

Довольно разнообразна научная фантастика. Книги, представленные здесь, - это только самые известные и популярные ее образцы. Перечислить же всех писателей этого вида литературы практически невозможно, так как их за последние десятилетия появилось несколько сотен.