Базаров трагическое лицо. Базаров - «лицо трагическое

БАЗАРОВ - ЛИЦО ТРАГИЧЕСКОЕ (По роману Тургенева "Отцы и дети")
В русской литературе существует ряд имен, без которых мы не можем
представить себе существование всей национальной культуры. Эти
имена известны каждому, потому что, когда мы слышим их, у нас
возникают четкие ассоциации с произведениями, вошедшими в
сокровищницу мировой литературы, со временем, в которое творили
эти великие люди.
Одно из таких великих имен - Иван Сергеевич Тургенев. Его
произведения нельзя спутать ни с чьими, в них - индивидуальность
автора, его характер, мировоззрение, чувства и переживания. Писатель
как бы доносит до нас события, новые течения в современной ему
жизни, пропуская через призму собственных ощущений, взглядов на
различные проблемы. В истинных шедеврах Тургенева с большой
психологической достоверностью раскрываются характеры героев.
Писатель пытается объяснить их поступки и мысли. Герои существуют
не оторвано от окружающего мира, они тесно связаны с ним,
подвергаются его влиянию, проникаются новомодными идеями, а
иногда и отвергают их после долгих поисков и ошибок.
Роман "Отцы и дети" (1862 г.) появился после разрыва автора с
журналом "Современник" в другом журнале "Русский вестник". Роман
был- опубликован в момент крайнего обострения общественной
борьбы. В Петербурге вспыхнули студенческие волнения, и начались
массовые аресты. В городе начались пожары. Появление романа
вызвало бурю. Многие встретили роман враждебно. На Тургенева
обрушились и те, и эти, то есть и из лагеря "детей", и из лагеря "отцов".
Тургенев писал Полине Виардо: "Я попытался представить конфликт
двух поколений".
В романе показан новый тип передового деятеля-разночинца -
демократа Базарова, "человека дела, а не фразы". Базаров - человек из
иного мира, из иной среды, чем сам писатель. Тургенев заметил
появление новых людей, называющих себя нигилистами. Писатель
рассматривает это явление в разных аспектах. Казалось бы, и Базаров, и
Аркадий Кирсанов, и Ситников принадлежат к одному разряду людей,
придерживающихся определенных принципов. Они называют себя
нигилистами. Но если вчитаться внимательнее, то становится
понятным, что ни Аркадий, ни Ситников не имеют своих убеждений,
это временное увлечение модным течением, но не более того. Тургенев
показал своего героя одиночкой, который понимает, что их "нигилизм"
- это жалкое подражание сильной личности. Тургенева не
удовлетворяли ни "отцы", ни "дети". Он не смог полюбить Базарова, но
признал его силу и отдал ему дань, полную уважения. Тургенев не
сочувствует вполне ни одному из своих действующих лиц.
Представители прошлого ("отцы") изображены с беспощадной
верностью. Они хорошие люди, но об этих хороших людях не пожалеет
Россия.
Базаров, человек сильный по уму и характеру, составляет центр романа.
Он представитель нового молодого поколения, в его личности
сгруппированы те черты, которые были присущи революционерам-
демократам. Он практик, идеалов и авторитетов для нега не существует,
потому что он не встречает себе равных и на все имеет свои
собственные убеждения. "Я ничьих мнений не поддерживаю, я имею
свои", - полупрезрительно заявляет Базаров. По своим умственным
запросам Базаров выше окружающей его среды. Увлечение науками,
стремление докопаться до сути, широкий кругозор и критическое
отношение к действительности, чувство собственного достоинства - вот
характерные черты Евгения Базарова. Критик Писарев поставил
Базарова в один ряд с героем романа Чернышевского - Рахметовым.
Базаров - нигилист, но дальше этого он не пошел. Он считал, что на
этом его функция кончена. Он говорит: "Сначала нужно место
расчистить, а строить будут другие". Взгляды Базарова, высказанные в
спорах с Павлом Петровичем Кирсановым, близки взглядам вождей
революционной демократии, но он намного кое в чем расходится с
ними. Писарев писал о том, что "базаровщина - это болезнь того
времени, и ее надо выстрадать". Базаров, одержимый этой болезнью,
отличается замечательным умом и вследствие этого производит сильное
впечатление на окружающих его людей. "У Печориных есть воля без
знания, у Рудиных - знания без воли, у Базаровых есть и знания, и
воля, мысль и дела сливаются в одно целое", - писал Писарев. По
мнению Тургенева, Базаров рано пришел в жизнь, он бы мог сделать
многое, но "умирает, не сделав ничего". Есть в нем и отрицательные
черты, в этом сказалась классовая ограниченность самого Тургенева.
Базаров, что, к сожалению, справедливо, сплошь и рядом отрицает
вещи, которых не знает и не понимает. Поэзия, по его мнению, ерунда,
читать Пушкина - потерянное время, заниматься музыкой - смешно,
наслаждаться природой - нелепо. Любовь для Евгения - это всего лишь
физиологическая потребность. Жизнь вносит корректировку в его
взгляды на любовь. Базаров глубоко страдает после отказа Одинцовой,
но от этого не становится мельче. Способность человека глубоко
любить Тургенев считал мерилом его ценности как личности. Тургенев
многих своих героев подвергал испытанию любовью. Базаров вступает в
сферу утонченных переживаний, которых он раньше не принимал. От
уверенности его не остается и следа. Страсть целиком захватывает
героя, но он находит в себе силы, в отличие от Павла Петровича,
порвать с эгоистичной женщиной, несмотря на трагичность этого
разрыва. Базаров способен к глубокому критичному самоанализу и
переосмыслению былых убеждений. И в этом его сила. Отвергнутый,
он все-таки одержал нравственную победу. После кончины
Добролюбова Тургенев сказал: "Жаль погибшей, напрасно потраченной
силы". То же самое он сказал и о Базарове.
В прощальных словах умирающего Базарова заключен главный смысл
его жизненного финала: "Я нужен России?... Нет, видно, не нужен..."
Истоки страданий Базарова - преждевременность появления, отсутствие
союзников, мучительное одиночество. Тургенев писал своему другу:
"Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, сильная, злобная,
но честная. И все-таки обреченная на гибель, потому что она стоит в
преддверии будущего..." Подобная трактовка вполне объясняет
торжественный аккорд, завершающий историю "нового человека".
Главный герой "Отцов и детей" не знал компромиссов, не ведал
эгоистического чувства самосохранения. В наше время перестройки
жизни на такой тип личности можно только равняться. Немаловажно
для нас и другое. Базаров самоотверженно выступил против рутины
духовного застоя, мечтал об утверждении новых общественных
отношений, новой культуры. Истоки, условия, результаты его
деятельности были, разумеется, другими. Но сама идея - переделать
мир, душу человека, вдохнуть в нее живую энергию дерзаний - не
может не волновать сегодня.
Проблемы, поставленные Тургеневым в романе, всегда актуальны.
Конфликт "отцов" с "детьми" - Залог тех непрерывных изменений, В
которых что-то ищет Бог, Играя сменой поколений...

Базаров - лицо трагическое.

Сочинение по литературе

Ученика 10 «А» класса

Алексеева Виктора.

По роману И.С. Тургенева «Отцы и Дети»

План.

I. Оценка реальных характеров.

II. Оценка характеров в литературе.

III. Противоречие замысла романа его содержанию.

IV. Влияние Тургенева на Базарова.

V. Влияние Базарова на Тургенева.

VI. Как можно проанализировать Базарова.

VII. Споры с Павлом Петровичем - как средство узнать Базарова.

1. Павел Петрович - «представитель сковывающей, леденящей силы прошедшего».

2. Базаров - «представитель разрушительной, освобождающей силы настоящего».

3. Диалектика отношений Базарова и Павла Петровича.

VIII. Чувственная сторона натуры Базарова.

IX. Смерть Базарова, как средство к более точному изображению характера Базарова.

X. Нужны ли Базаровы обществу?

XI. «А все-таки трудно живется Базаровым».

В принципе, сказать: «Он - хороший человек», нельзя. Равно как и сравнить двух людей. Ведь в каждом из нас столько разнообразных черт и особенностей, и среди них обязательно есть и отрицательные и положительные. Поэтому, оценивая любого человека, необходимо рассматривать его с каждой стороны в отдельности.

В литературе ситуация сильно осложняется, ведь мы видим все литературное пространство сквозь призму авторского восприятия. У некоторых персонажей, например, могут начисто отсутствовать хорошие черты. Причем на каждом шагу нам приходится задумываться: «А не предвзятое ли отношение у автора?» В большинстве случаев мы можем решить для себя этот вопрос. Но иногда нам совершенно неясно: сам ли герой мог так поступить или же автор заставляет его так делать? Подобная ситуация отчасти проявилась в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети».

Автор первоначально задумал написать поучительное произведение для молодежи, со взглядами которой был не согласен, но «крутой Базаров увлек Тургенева» # 1. «Он (Тургенев) хотел сказать: наше молодое поколение идет по ложной дороге, и сказал: в нашем молодом поколении вся наша надежда» #2 . Он не мог рисовать заведомо неправильную картину, «не мог доказывать своими образами предвзятую идею» #3.

Однако Тургенев в силу своего происхождения, воспитания, взглядов не принимал мировоззрение своего героя - Евгения Васильевича Базарова - и поэтому разного рода колкости - замечания появляются на страницах романа. «С первого разу он показал нам в Базарове угловатое обращение, педантическую самонадеянность, черствую рассудочность» #1 . Базаров вызывающе грубо отзывается о том, что многие люди считают священным:

" -Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить…

-Все, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров" #2 .

Он нарушает многие нормы приличия. Называет виднейших деятелей культуры совершенно ненужными. Очень холодно относится к человеку, который благоговеет перед ним - к Аркадию Николаевичу Кирсанову. Вдобавок, своим невниманием причиняет много страданий родителям: Василию Ивановичу и Арине Власьевне Базаровым. И все это подчеркивается чересчур флегматичным, на первый взгляд, характером.

Но сила натуры Базарова изменяет и автора. В процессе повествования можно отметить перемену в отношении автора к своему герою. Если в начале произведения И.С. Тургенев его недолюбливает, то к концу открыто симпатизирует. Писарев сказал: «Вглядываясь в своего Базарова, Тургенев, как человек и как художник, растет в своем романе, растет на наших глазах и дорастает до правильного понимания, до справедливой оценки созданного типа».

Читатель отдаленно повторяет работу, проделанный самим писателем. Он постепенно, не сразу, осознает насколько красив и строен внутренний мир Базарова. Конечно же, приходится преодолевать много препятствий. Большую часть информации, необходимой для правильной оценки любого персонажа можно почерпнуть из его разговоров. Базаров говорит крайне мало, и вряд ли уважает кого-нибудь настолько, чтобы из разговора с ним можно было понять его характер достаточно хорошо. Нам остается довольствоваться недомолвками. Только двум персонажам удается вынудить Базарова на откровенность: Павлу Петровичу Кирсанову - дяде Аркадия, и Анне Сергеевне Одинцовой, молодой вдове, с которой Аркадий, друг Базарова, познакомился в городе на бале у губернатора. Причем последней удалось гораздо ближе узнать Базарова, хотя только в разговоре с Павлом Петровичем Базаров открывает свои жизненные позиции. После первой встречи Павла Петровича с Базаровым между ними возникает взаимная неприязнь. Впоследствии она только усиливается и доходит до «сильнейшей антипатии» #1 .

Павла Петровича можно назвать главой (или «полюсом») лагеря «отцов» #2 . В нем собрано большинство предрассудков отмирающего аристократизма. Он не принимает, да и, наверное, не может принять понятий Базарова. Он отмечает сильные стороны характера Базарова, но считает их недостатками «Мы (старое поколение) не имеем той дерзкой самонадеянности», - говорит Павел Петрович, не осознавая того, что для Базарова эгоизм и самонадеянность стали почти единственными движущими силами. Павел Петрович - «человек желчный и страстный, одаренный гибким умом и сильной волею» #3 , который «мог бы, при известных условиях, явиться ярким представителем сковывающей, леденящей силы прошедшего» #4 . Он обладает деспотической натурой: пытается подчинить себе всех окружающих, причем делает это скорее по привычке, чем из холодного расчета. Именно поэтому он «рисуется и злится, зачем на него не любуется Базаров, единственный человек, которого он уважает в самой ненависти своей» #5 .

В свою очередь, Базаров «мог бы явиться представителем разрушительной, освобождающей силы настоящего» #1 . Он в отличие от Павла Петровича никого, по-моему, подчинить не пытается. Он не противится тому, чтобы его любили или уважали, если это приносит пользу или хотя бы не ущемляет его личные интересы, ведь «не богам же горшки обжигать» #2 . В Базарове все вертится вокруг огромнейшего эгоизма и самомнения. Именно этим качествам своего характера Базаров обязан всем. Он живет «по расчету» #4 , исходя только из своих интересов и потребностей. Он не нуждается ни в ком, не имеет высокой цели впереди, ни к чему не стремится, а сил и энергии хоть отбавляй (в этом и заключается основной аргумент для доказательства трагизма натуры Базарова). Он понимает, что он не такой как все, но не пытается быть похожим на других. Он «полон собой, своей внутреннею жизнью и не стесняет ее в угоду принятым обычаям и церемониям. Здесь личность достигает полного самоосвобождения, полной особенности и самостоятельности» #5 .

Конечно же, между такими разными, но одновременно похожими людьми, как Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов, по всем законам диалектики, должны возникать бурные прения. Так и происходит: Павел Петрович оказывается единственным человеком, которому удается вызвать Базарова на спор, часто против воли последнего. В этих спорах, несмотря на немногословность, Базаров рассказывает очень многое. Он сам раскрывает Павлу Петровичу свои взгляды и принципы. Д.И. Писарев выразил его мысли во время основного спора следующими словами: «Я не могу действовать теперь, не стану и пробовать; я презираю все, что меня окружает, и не стану скрывать этого презрения. В борьбу со злом я пойду тогда, когда почувствую себя сильным. До тех пор буду жить сам по себе, как живется, не мирясь, с господствующим злом и не давая ему над собою никакой власти. Я - чужой среди существующего порядка вещей, и мне до него нет никакого дела. Занимаюсь я хлебным ремеслом, думаю - что хочу, и высказываю - что можно высказать». В этом заключается сущность Базарова (это еще один аргумент, который доказывает, что Базаров - трагическая личность: «он „чужой среди существующего порядка вещей“).

Совершенно другие черты Базарова проявляются в его отношении к Одинцовой. Эти черты показывают, как он может чувствовать. Базаров оказываться самым любвеобильным героем романа. Только в нем мы увидели настоящую страсть. Всё его отрицание, все его умозаключения отошли на второй план, когда в нем закипела страсть. Он „злился и сознавал, что делает глупость, и все-таки продолжал ее делать“ #1 . Всю жизнь он был вынужден сковывать свои чувства трезвым расчетом (вот еще один довод к доказательству трагизма Базарова: противоборство рассудка и чувств), и, когда он перестает так поступать - волна чувств захватывает его. И он не сопротивляется - делает „сознательную глупость“ #2 . Переломным моментом в отношениях с Анной Сергеевной оказывается его объяснение в любви. Анна Сергеевна - женщина очень холодная и расчетливая, пугается такого бурного потока чувств и решает „что спокойствие все-таки лучше всего“ #3 . Его страсть понемногу угасает, но ее проявления еще долго беспокоят Базарова: то на него находила „лихорадка работы“ #5 , то она с него „соскакивала“ #6 , „странная усталость замечалась во всех его действиях“ #1 . Может быть, впоследствии он сумел бы переосознать все, что с ним произошло, „принялся бы за дело, выругал бы самым энергичным образом проклятый романтизм и неприступную барыню, водившую его за нос“ #2 . Но Тургенев неожиданно приводит его к смерти.

Десять страниц, на которых описана смерть Базарова, являются наиболее яркими и выразительными, в плане изображения характера Базарова. Тургенев представляет нам законченную картину „Смерть героя“. В ней такие черты Базарова как рассудочность, расчетливость, холодность блекнут, и верх берет чувственная сторона его характера. В нем просыпается „насильственно сдавленное чувство“ #3 , и это естественно, что в свою последнюю минуту он хочет увидеть свою любимую. Он встречает смерть „с гордо поднятой головой“ #4 , он не обманывает себя пустыми надеждами. Как врач, он ни минуты не сомневается в справедливости диагноза и знает его исход. „Умереть так, как умер Базаров, - все равно, что сделать великий подвиг“, - сказал Д.И. Писарев.

Нужны ли такие люди как Базаров обществу? Сложно сказать. С уверенностью могу сказать лишь одно, они нужны не меньше чем Гамлеты, Рудины, Онегины, Обломовы, Печорины и многие, многие другие, хотя бы для разнообразия. Если отойти от этого абстрактного понятия „нужности обществу“, мы увидим, что Базаров приносит достаточно много реальной пользы: он занимается естественными науками, работает медиком, следовательно, напрямую помогает людям. Но он не может найти в этом обществе собственную нишу. Он оказывается одинок. Для него нет возможности полностью использовать свои силы. У него нет цели, ему не к чему стремиться.

»А Базаровым все-таки плохо жить на свете, хоть они припевают и посвистывают. Нет деятельности, нет любви, - стало быть, нет и наслаждения. Страдать они не умеют, ныть не станут, а подчас чувствуют только, что пусто, скучно, бесцветно и бессмысленно. " #1.

Используемая литература:

Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети»,

Критическая статья Дмитрия Ивановича Пасарева «Базаров»,


Критическая статья Александра Ивановича Герцена «Еще раз Базаров».

Жизнь Базарова похожа на яркую вспышку сигнальной ракеты. Она освещает путь заблудившимся, но издалека уже не видна. Она вспыхивает моментально, горит несколько секунд озаряя небо агрессивным цветом и гаснет, не оставив после себя даже пепла. Но и без нее можно обойтись, можно кричать и махать руками, пока тебя не найдут.

Можно ли отнести Базарова в категорию лишних людей вслед за Онегиным, Печориным и иже с ними? У всех лишних людей судьба трагична, они не признаны обществом, любимыми и вообще тяготятся жить. Но у них это следствие, сплина, русской хандры. Наш же герой полон бурной деятельности: он режет лягушек, отрицает «принсипы», гостит то там то сям, и, кажется, совершенно доволен собой. Он думает, что он прав, всегда и везде. Очень легко все отрицать и оставаться всегда правым. Он сам избрал этот путь, он безоглядно верит в него, он живет именно так, не замечая вокруг ничего. И именно от этого в конце романа на глаза наворачиваются слезы от трагизма ситуации, от трагичной (может быть даже глупой) смерти Базарова и от трагичности самой его фигуры.

Вообще слово «трагизм» ключевое во всем произведении. Трагична судьба Павла Петровича, Аркадия, ставшего «галкой», родителей Базарова, Одинцовой. Счастливы, наверное, только Кукшина и Ситников, да и то только благодаря шампанскому. Трагизм фигуры Базарова, прежде всего в сознательности выбранного пути, и в нежелании задуматься о будущем и о конечности жизни. Ведь и сам он впоследствии, умирая, скажет: «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет... Все равно: вилять хвостом не стану».

И, тем не менее, автор, Тургенев, очень любит своего героя, может быть, поэтому и «убивает» его в конце. Ведь если Базаров останется жить, что станет с его нигилизмом? Ведь первые признаки излечения от этой «заразы» уже налицо: это и любовь, и дуэль, и роза, взятая у Фенечки. Не умер бы он, не осталось бы в его жизни всего этого «романтизма», который он так ненавидел.

Все свою короткую жизнь он ломает себя, хотя и отрицает это, борется за «простой люд» и сам же и презирает его. И как же трагичны слова создателя Базарова, сказанные о нем: «этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах (в глазах простых людей) был все-таки чем-то вроде шута горохового...». Но ведь он сам виноват в этом. Ведь он сам говорил, что люди «друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат». «Испытание любовью», любимый тургеневский прием Базаров также не выдержал. Впервые в жизни он полюбил, и был жестоко отвергнут. Жестоко, потому что сам не понял, по какой причине это произошло. Однако, Базаров знал, что он не похож на других, а раз не похож, то почему его должны любить люди с «одинаковыми селезенками».

Интересен в смысле понимание нравственно-исторических истоков романа, эпилог «Отцов и детей». Мы видим счастливую череду лиц, довольных своим существованием. Появление в их жизни Базарова ничего не изменило в ней, они даже вряд ли помнят о нем. Анна Сергеевна вышла замуж «не по любви, но по убеждению», «Кирсановы, отец с сыном, поселились в Марьино», Павел Петрович вообще покинул просторы нашей Родины. Но точно ли все так? Точно ли, что само существование Базарова не повлияло на их существование. И не потому ли, что встретился на их жизненном пути этот нигилист, и Анна Сергеевна живут с мужем «в большом ладу друг с другом и доживутся, пожалуй, до счастья... пожалуй, до любви», потому что знает она, что любовь это все никому не нужный вздор, да и стара она уже для любви; и Павел Петрович, живущий за границей «с русскими он развязнее, дает волю своей желчи, трунит над самим собой и над ними; но все это выходит у него очень мило, и небрежно, и прилично». Не слышны ли и здесь отголоски базаровского нигилизма.

Но и сам Базаров примирился с миром, против которого он так воевал при жизни. Смерть примиряет всех и вся. Поэтому нам и нужна эта заключительная глава-эпилог. Ведь иначе, мы бы до конца жизни думали, что Базаров – это действительно сигнальная ракета. Но нет, Базаров – это не ракета, скорее он – разноцветный фейерверк, вызывающий чувство детского восторга и остающийся в памяти на многие годы. Вот только сам Базаров этого не знает, потому что «летучие рыбы некоторое время могут подержаться на воздухе, но вскоре должны шлепнуться в воду; позвольте же и мне плюхнуть в мою стихию», - говорит он, отрицая всех и вся, отрицая даже саму жизнь.

Базаров - лицо трагическое.

Сочинение по литературе

Ученика 10 "А" класса

Алексеева Виктора.

По роману И.С. Тургенева "Отцы и Дети"

План.
I. Оценка реальных характеров.
II. Оценка характеров в литературе.
III. Противоречие замысла романа его содержанию.
IV. Влияние Тургенева на Базарова.
V. Влияние Базарова на Тургенева.
VI. Как можно проанализировать Базарова.
VII. Споры с Павлом Петровичем - как средство узнать Базарова.

1. Павел Петрович - "представитель сковывающей, леденящей силы прошедшего".

2. Базаров - "представитель разрушительной, освобождающей силы настоящего".

3. Диалектика отношений Базарова и Павла Петровича.
VIII. Чувственная сторона натуры Базарова.
IX. Смерть Базарова, как средство к более точному изображению характера
Базарова.
X. Нужны ли Базаровы обществу?
XI. "А все-таки трудно живется Базаровым".

В принципе, сказать: "Он - хороший человек", нельзя. Равно как и сравнить двух людей. Ведь в каждом из нас столько разнообразных черт и особенностей, и среди них обязательно есть и отрицательные и положительные.
Поэтому, оценивая любого человека, необходимо рассматривать его с каждой стороны в отдельности.

В литературе ситуация сильно осложняется, ведь мы видим все литературное пространство сквозь призму авторского восприятия. У некоторых персонажей, например, могут начисто отсутствовать хорошие черты. Причем на каждом шагу нам приходится задумываться: "А не предвзятое ли отношение у автора?" В большинстве случаев мы можем решить для себя этот вопрос. Но иногда нам совершенно неясно: сам ли герой мог так поступить или же автор заставляет его так делать? Подобная ситуация отчасти проявилась в романе
Ивана Сергеевича Тургенева "Отцы и дети".

Автор первоначально задумал написать поучительное произведение для молодежи, со взглядами которой был не согласен, но "крутой Базаров увлек
Тургенева"#1. "Он (Тургенев) хотел сказать: наше молодое поколение идет по ложной дороге, и сказал: в нашем молодом поколении вся наша надежда"#2. Он не мог рисовать заведомо неправильную картину, "не мог доказывать своими образами предвзятую идею"#3.

Однако Тургенев в силу своего происхождения, воспитания, взглядов не принимал мировоззрение своего героя - Евгения Васильевича Базарова - и поэтому разного рода колкости - замечания появляются на страницах романа.
"С первого разу он показал нам в Базарове угловатое обращение, педантическую самонадеянность, черствую рассудочность"#1. Базаров вызывающе грубо отзывается о том, что многие люди считают священным:

" -Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить…

Все, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров"#2.
Он нарушает многие нормы приличия. Называет виднейших деятелей культуры совершенно ненужными. Очень холодно относится к человеку, который благоговеет перед ним - к Аркадию Николаевичу Кирсанову. Вдобавок, своим невниманием причиняет много страданий родителям: Василию Ивановичу и Арине
Власьевне Базаровым. И все это подчеркивается чересчур флегматичным, на первый взгляд, характером.

Но сила натуры Базарова изменяет и автора. В процессе повествования можно отметить перемену в отношении автора к своему герою. Если в начале произведения И.С. Тургенев его недолюбливает, то к концу открыто симпатизирует. Писарев сказал: "Вглядываясь в своего Базарова, Тургенев, как человек и как художник, растет в своем романе, растет на наших глазах и дорастает до правильного понимания, до справедливой оценки созданного типа".

Читатель отдаленно повторяет работу, проделанный самим писателем. Он постепенно, не сразу, осознает насколько красив и строен внутренний мир
Базарова. Конечно же, приходится преодолевать много препятствий. Большую часть информации, необходимой для правильной оценки любого персонажа можно почерпнуть из его разговоров. Базаров говорит крайне мало, и вряд ли уважает кого-нибудь настолько, чтобы из разговора с ним можно было понять его характер достаточно хорошо. Нам остается довольствоваться недомолвками.
Только двум персонажам удается вынудить Базарова на откровенность: Павлу
Петровичу Кирсанову - дяде Аркадия, и Анне Сергеевне Одинцовой, молодой вдове, с которой Аркадий, друг Базарова, познакомился в городе на бале у губернатора. Причем последней удалось гораздо ближе узнать Базарова, хотя только в разговоре с Павлом Петровичем Базаров открывает свои жизненные позиции. После первой встречи Павла Петровича с Базаровым между ними возникает взаимная неприязнь. Впоследствии она только усиливается и доходит до "сильнейшей антипатии"#1.

Павла Петровича можно назвать главой (или "полюсом") лагеря
"отцов"#2. В нем собрано большинство предрассудков отмирающего аристократизма. Он не принимает, да и, наверное, не может принять понятий
Базарова. Он отмечает сильные стороны характера Базарова, но считает их недостатками "Мы (старое поколение) не имеем той дерзкой самонадеянности",
- говорит Павел Петрович, не осознавая того, что для Базарова эгоизм и самонадеянность стали почти единственными движущими силами. Павел Петрович
- "человек желчный и страстный, одаренный гибким умом и сильной волею"#3, который "мог бы, при известных условиях, явиться ярким представителем сковывающей, леденящей силы прошедшего"#4. Он обладает деспотической натурой: пытается подчинить себе всех окружающих, причем делает это скорее по привычке, чем из холодного расчета. Именно поэтому он "рисуется и злится, зачем на него не любуется Базаров, единственный человек, которого он уважает в самой ненависти своей"#5.

В свою очередь, Базаров "мог бы явиться представителем разрушительной, освобождающей силы настоящего"#1. Он в отличие от Павла Петровича никого, по-моему, подчинить не пытается. Он не противится тому, чтобы его любили или уважали, если это приносит пользу или хотя бы не ущемляет его личные интересы, ведь "не богам же горшки обжигать"#2. В Базарове все вертится вокруг огромнейшего эгоизма и самомнения. Именно этим качествам своего характера Базаров обязан всем. Он живет "по расчету"#4, исходя только из своих интересов и потребностей. Он не нуждается ни в ком, не имеет высокой цели впереди, ни к чему не стремится, а сил и энергии хоть отбавляй (в этом и заключается основной аргумент для доказательства трагизма натуры
Базарова). Он понимает, что он не такой как все, но не пытается быть похожим на других. Он "полон собой, своей внутреннею жизнью и не стесняет ее в угоду принятым обычаям и церемониям. Здесь личность достигает полного самоосвобождения, полной особенности и самостоятельности"#5.

Конечно же, между такими разными, но одновременно похожими людьми, как
Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов, по всем законам диалектики, должны возникать бурные прения. Так и происходит: Павел Петрович оказывается единственным человеком, которому удается вызвать Базарова на спор, часто против воли последнего. В этих спорах, несмотря на немногословность, Базаров рассказывает очень многое. Он сам раскрывает
Павлу Петровичу свои взгляды и принципы. Д.И. Писарев выразил его мысли во время основного спора следующими словами: "Я не могу действовать теперь, не стану и пробовать; я презираю все, что меня окружает, и не стану скрывать этого презрения. В борьбу со злом я пойду тогда, когда почувствую себя сильным. До тех пор буду жить сам по себе, как живется, не мирясь, с господствующим злом и не давая ему над собою никакой власти. Я - чужой среди существующего порядка вещей, и мне до него нет никакого дела.
Занимаюсь я хлебным ремеслом, думаю - что хочу, и высказываю - что можно высказать". В этом заключается сущность Базарова (это еще один аргумент, который доказывает, что Базаров - трагическая личность: "он "чужой среди существующего порядка вещей").

Десять страниц, на которых описана смерть Базарова, являются наиболее яркими и выразительными, в плане изображения характера Базарова. Тургенев представляет нам законченную картину "Смерть героя". В ней такие черты
Базарова как рассудочность, расчетливость, холодность блекнут, и верх берет чувственная сторона его характера. В нем просыпается "насильственно сдавленное чувство"#3, и это естественно, что в свою последнюю минуту он хочет увидеть свою любимую. Он встречает смерть "с гордо поднятой головой"#4, он не обманывает себя пустыми надеждами. Как врач, он ни минуты не сомневается в справедливости диагноза и знает его исход. "Умереть так, как умер Базаров, - все равно, что сделать великий подвиг", - сказал Д.И.
Писарев.

Нужны ли такие люди как Базаров обществу? Сложно сказать. С уверенностью могу сказать лишь одно, они нужны не меньше чем Гамлеты,
Рудины, Онегины, Обломовы, Печорины и многие, многие другие, хотя бы для разнообразия. Если отойти от этого абстрактного понятия "нужности обществу", мы увидим, что Базаров приносит достаточно много реальной пользы: он занимается естественными науками, работает медиком, следовательно, напрямую помогает людям. Но он не может найти в этом обществе собственную нишу. Он оказывается одинок. Для него нет возможности полностью использовать свои силы. У него нет цели, ему не к чему стремиться.

"А Базаровым все-таки плохо жить на свете, хоть они припевают и посвистывают. Нет деятельности, нет любви, - стало быть, нет и наслаждения.
Страдать они не умеют, ныть не станут, а подчас чувствуют только, что пусто, скучно, бесцветно и бессмысленно. "#1.

Используемая литература:

Роман Ивана Сергеевича Тургенева "Отцы и дети",

Критическая статья Дмитрия Ивановича Пасарева "Базаров",

Критическая статья Александра Ивановича Герцена "Еще раз Базаров".

-----------------------
#1- И.С. Тургенев "Отцы и дети" глава
#2 ___ Д.И. Писарев.
#3 / "Базаров".
#4 - крылатое выражение.

#1 -
#2___ Д.И. Писарев
#3/ "Базаров"

#1 - Д.И. Писарев "Базаров"
#2 - И.С. Тургенев "Отцы и дети" глава 10

#1
#3 ___ Д.И. Писарев
#4 / "Базаров"
#5 /
#2 -

#1
#2 --- Д.И. Писарев "Базаров".
#5/
#3 - И.С. Тургенев "Отцы и дети" глава
#4 - крылатое выражение.

#1
#2 --- Д.И. Писарев "Базаров"
#4 /
#5___ И. С. Тургенев "Отцы и дети"
#6/ глава

#1 - Д.И. Писарев "Базаров"

“Отцы и дети” И. С; Тургенева - это произведение, отразившее все стороны русской жизни 50-х годов XIX века, характерные черты предшествующих десятилетий. Предыстория любого из героев романа, его портрет добавляет в описание эпохи необходимые детали. Однако,не все персонажи производят одинаковое по силе впечатление на читателя. Главный герой романа - Базаров. Именно эта личность вызвала больше всего споров в обществе и литературной критике XIX века. “Базаров” называется и статья Д. И. Писарева, лучше всех в свое время сумевшего понять сложный характер, созданный Тургеневым. Определение, данное критиком герою (“лицо трагическое”), до сих пор остается одним из самых употребляемых в статьях о Базарове. Но содержание трагедии понимается по-разному.

Первое, на что мы обращаем внимание, читая роман, - это противопоставление героя и окружающего общества. Базаров - нигилист, то есть человек, врывающийся в мир обыденности с совершенно непривычными для собеседников, например для братьев Кирсановых, взглядами, с желанием разрушить основы существующего мироустройства. Позиции разночинца и дворян-помещиков непримиримы. Их различие - источник постоянных споров Базарова и Павла Петровича, причина безуспешных попыток Николая Петровича понять молодежь.

Но Евгений далек не только от Кирсановых. Не меньшая пропасть отделяет его от Кукшиной и Ситникова, тех, которые кричат о своей приверженности нигилизму. Это люди, неминуемо опошляющие любые идеи, проповедующие их ради моды. Они не чета Базарову ни по уму, ни по душевной глубине, ни по нравственной силе.

Не стал единомышленником Евгения и “мякенький, либеральный барич” Аркадий. Он и в начале романа, говоря о нигилизме, чаще дает оценку Базарову, реже рассказывает о своих убеждениях. Судьба молодого Кирсанова - лучшее доказательство того, что Аркадий - всего лишь копия отца. Он “свил гнездо”, отказавшись от “горькой, терпкой, бобыльной жизни”.

Базаров оказывается совершенно одиноким. На первый взгляд его участие в социальном конфликте эпохи может послужить достаточной причиной, чтобы говорить о нем как о “лице трагическом”! Но сам герой не ощущает себя несчастным. “Нас не так мало, как вы полагаете”, - бросает он Павлу Петровичу в споре. На самом деле Базаров доволен тем, что не встретил “человека, который не спасовал бы” перед ним. Евгений самоуверен. Он понимает всю сложность решения задачи (“место расчистить”), но и свои силы считает достаточными для того, чтобы “обломать дел много”. Понимание и поддержка ему не нужны.

Трагедия Базарова в другом. Он действительно сильная, незаурядная личность. Его философские взгляды не заимствованы из популярной книги. Отказавшись от опыта столетий, Евгений сам построил свою теорию, объяснившую мир, давшую ему цель в жизни. Он выстрадал право на безграничную веру в универсальность своей концепции. В числе прочего Базаров отрицал существование “загадочного взгляда”, любви, “принсипов”, или моральных норм, человеческой души, красоты природы, ценности искусства. Но жизнь не умещалась в предложенные ей рамки, и глубина личности Базарова заключается в том, что он не смог не замечать этого. Встретив Одинцову, Базаров увидел в самом себе романтика, заметил в выражении лица Анны Сергеевны “что-то особенное”, впустил в комнату “темную, мягкую ночь”, наконец, признался, что любит, и не последовал своему лозунгу: “Нравится тебе женщина... - старайся добиться толку, а нельзя - ну, не надо, отвернись - земля не клином сошлась”.

Евгений видел, что нигилизм не мог объяснить реальную жизнь. Перед героем встала проблема переоценки ценностей, проблема сложная всегда, а особенно тогда, когда человек так верил в то, что теперь должен отвергнуть, когда надо отказаться от сознания себя “богом”, признать всю нематериальную сторону жизни.

Трагизм личности Базарова заключается в том, что, будучи нигилистом и в то же время неординарным человеком, он неминуемо должен был прийти к мучительному сознанию необходимости сломать многое из того, что строилось годы. Мыслящий сторонник любой узкой теории рано или поздно приходит к разочарованию в ней. Такова судьба Евгения.

Это только одна из проблем героя. Не менее ощутима для него и другая. Базаров готов свершить нечто необыкновенное, но оказывается, что в окружающей его жизни нет места подвигу. Поняв это, Евгений обращается к занятиям медициной в имении отца. Но сам он не собирался быть земским врачом; не видели его в этой роли ни Аркадий, ни Одинцова, ни отец. Базаров томится без дела, которое захватило бы его полностью, потребовало от него использования всех талантов и знаний. Смирившись с обыденностью жизни, Евгений не проявил бы себя, поэтому Тургенев убивает своего героя. Базаров растрачивает свои силы лишь на то, чтобы умереть достойно, не найдя себе иного применения из-за неспособности видеть великое в малом. Но такой задачи Тургенев не ставил перед созданным им персонажем. Писатель считал, что энергия Базарова невостребована, так как тот слишком рано родился.

Бессмысленная смерть стала причиной еще одной трагедии. Незадолго до заражения крови Базаров начал прислушиваться к людям, ощутил свою неприкаянность, пожалел о том, что у него нет семьи. Это сожаление слышно в его последнем разговоре с Аркадием.

У независимого Базарова не могло быть жены и детей, “гнезда”, не только потому, что не было достойной его женщины, но еще и потому, что он “не был создан” для семьи. Он не был мужем, как и не был сыном.