Литературные загадки. Тайны великих писателей

Пять писателей, в жизненном пути которых скрыта какая-то тайна

Текст: Михаил Визель/ГодЛитературы.РФ
Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Мы очень хорошо знаем пьесы Шекспира - и очень мало знаем о нем самом. Даже день его рождения отмечается в день его смерти, — эффектно, но маловероятно. Но автор «Гамлета» и «Короля Лира» (если это действительно Шекспир) — не единственный знаменитый писатель, в биографии которых есть белые (или черные) пятна. Или вся их жизнь - одно большое пятно.

1. Гай Валерий Катулл (ок. 87 до н. э. - ок. 54 до н. э.)

Гай Валерий Катулл (ок. 87 до н. э. - ок. 54 до н. э.). Далеко не самый крупный, но без преувеличения — самый «раскрученный» поэт античности. Потому что самый близкий и понятный нам типаж: молодой бунтарь, сочиняющий дерзкие эпиграммы на всемогущего Цезаря и умирающий от чахотки и от любви к жестокосердной красавице-аристократке. Просто какой-то Артюр Рембо или Джим Моррисон в тоге и сандалиях. Но штука в том, что всё это - и дерзость, и чахотку, и жестокосердие красавицы, мы домысливаем исключительно по стихам самого Катулла. Точнее, по единственной рукописи его Carmina (книга песен), найденной в средневековом монастыре.

Даже даты его жизни условны. В 54-м году до нашей эры он перестал писать стихи

Но оттого ли, что действительно умер от туберкулеза (как предположили романтические филологи XIX века) или просто получил наконец хлебную должность в родной Вероне, исчез из тусовки золотой римской молодежи и бросил глупости - мы никогда не узнаем.

2. Автор «Слова о полку Игореве»

Автор «Слова о полку Игореве». Судьба этого памятника древнерусской литературы в чем-то сходна с судьбою «Книги песен» Катулла:

единственный поздний список этого произведения почти случайно нашли в монастыре, объявили шедевром… после чего начались жаркие споры о личности автора.

Самая сдержанная версия — «книжник конца XIII века из скриптория Софии Киевской». Самая романтическая — «сам князь Игорь». (Есть, впрочем, и «ультраромантическая»: «сама Ярославна»). Самая критическая — «фальсификатор XVIII века из круга историка Татищева». Но и здесь до сих пор сплошное белое пятно. Если, конечно, в каком-нибудь путивльском раскопе или среди слипшихся пергаментов случайно не будет обнаружен еще один список «Слова…».

3. Льюис Кэрролл (Чарльз Доджсон, 1832–1898)

Жизнь оксфордского профессора математики, участника церемонных заседаний кафедры и чопорных чаепитий, кажется, вся на виду.

Но в ней есть два пятна - как раз белое и темное.

Белое - это внезапная (организованная всего за неделю) поездка в Россию летом 1867 года.

Это была единственная заграничная поездка Доджсона. Причем формальным ее поводом стала передача приветственного адреса от епископа Оксфордского митрополиту Филарету по случаю 50-летия его пастырского служения. А истинным мотивом - попытка прощупать почву для сближения, а в идеале и объединения русской православной и англиканской церквей. Звучит фантастически, но 35-летний Доджсон как раз находился тогда «на грани фантастики». Только что вышла и получила известность сказка про «Алису». Доджсон на пороге славы - и, похоже, колеблется, не изменить ли ему круто свою жизнь. Из попытки сближения церквей ничего не вышло - и экзотический вояж так и остался отдельным эпизодом: Доджсон не тот человек, чтобы вести тайные переговоры и «решать вопросы».

А это, возможно, как раз и связано с «темным пятном» в его биографии. Известно, что он заикался. Менее известно, что тем же дефектом речи отличались еще пятеро из 11 его сестер и братьев. Но заикание - не рыжина и даже не леворукость, оно не передается по наследству.

Одному Богу известно, какие особенности скрывала privacy уютного дома сельского священника Доджсона!

4. Агата Кристи (1890–1976)

Как и в случае с Кэрроллом, внешняя жизнь «бабушки детектива» — это размеренная и упорядоченная жизнь английской дамы со средствами. И при этом в ней присутствует клацающий костями скелет, который она сама предпочла поглубже упрятать в шкаф. Речь идет об 11-дневном исчезновении Агаты в декабре 1926 года, вскоре после того, как ее первый муж, полковник Кристи, объявил о том, что он любит другую женщину и просит развода.

Агата отреагировала своеобразно: она просто исчезла.

Ее автомобиль с вещами был найден на дороге, а сама она - нет.

Поскольку к этому времени миссис Кристи уж была известной писательницей, к поискам подключился министр внутренних дел, газеты объявили о вознаграждении - и пропавшая писательница нашлась в небольшом спа-отеле, где она спокойно проживала, зарегистрировавшись под фамилией той женщины, к которой собрался уйти ее муж.

Что это было - так и остается непонятным. По одной версии, с Агатой, и без того подавленной недавней смертью матери, случился припадок психического расстройства, известного как диссоциативная фуга, и она действительно забыла, кто она на самом деле. По другой - она вполне рационально (хоть и наивно) хотела «подставить», в духе своих романов, мужа с любовницей, чтобы их обвинили в ее убийстве. Как бы там ни было, дело закончилось ничем: Кристи развелись в 1928 году, а через два года Агата снова вышла замуж и больше никогда не вспоминала об этом странном эпизоде своей молодости.

5. Леонид Добычин (1894–1936?)

К великому сожалению, биографии многих советских писателей 30-х полны белых и черных пятен. Мы не знаем подробностей участия в гражданской войне Булгакова и Вагинова - вероятно, они воевали в основном не на победившей стороне, и тщательно это скрывали. Обстоятельств смерти и точное место захоронения Мандельштама. Судьбу поздних рукописей Введенского и Бабеля (не исключено, что они когда-нибудь всплывут на Лубянке). Судьба сложилась несколько иначе. После состоявшейся в марте 1936 года в ленинградском Союзе писателей «дискуссии» на тему «О борьбе с формализмом и натурализмом», в котором основным объектом «проработки» стал только что вышедший роман Добычина «Город Эн» (надо признать, что к этой авангардистской прозе действительно можно при желании припаять клеймо «формализма»), его автор исчез.

Автор исчез. Как Агата Кристи. Но так и не нашелся. Вероятно, это было самоубийство.

Но никаких доказательств нет. Что дало повод современному писателю Олегу Юрьеву в книге «Неизвестные письма» домыслить тайную жизнь Добычина под чужим именем аж до Перестройки.

Во второй половине XX века, в эпоху тотального контроля и полной прозрачности, казалось, какие-либо белые пятна перестали быть возможны. Писатели мифологизировали свои биографии, как Хемингуэй и Лимонов, - но не пытались что-то в них скрыть.

В XXI веке, с приходом «литературы подлинных историй», тенденция возобновилась.

Творчество, будучи тайной, без тайны невозможно. И читатели не устают повторять вслед за Пушкиным: «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад!»

Цели: повторить и закрепить знания, полученные в 4 клас­се; развивать память, речь, мышление и творческие способно­сти учащихся.

Комментарии для учителя. Урок построен на основе теле­визионной игры «Своя игра». Класс делится на 2 или 3 коман­ды (на усмотрение учителя). Название и капитана команды дети выбирают сами. Но на столах у ребят не должно быть ни учеб­ников, ни книг. Для детей также готовятся подарки (напри­мер, книги), которые будут вручены в конце игры.

Оборудование. Оформляется выставка книг писателей, ко­
торых изучали в этом учебном году. Учитель готовит табло.
Тайны животных 10 20 30 40 50

Богатыри 10 20 30 40 50

Писатели 10 20 © 40 50

Поэты 10 20 30 40 50

Сказки 10 20 30 40 50

Детская 10 20 30 40 50

Объяснялки 10 20 30 40 50

Ход урока

I. Организационный момент

Дорогие мои ребята! Вот и подошел к концу учебный год.
Наш последний урок литературы мы посвящаем книгам
и их авторам. Игра называемся «Литературные тайны».
Вы разделились на команды, выберите капитанов, при­
думаете название и девиз.

(Идет представление команд.)

Напоминаю правила игры. Вы выбираете страницу, в ко­
торую будете играть, и цену вопроса. Если команда отве­
чает верно, то очки достаются ей. Если команда ответить
не может, то имеет право ответить другая команда. Итак,
желаю успехов!

П. Проведение игры

1. Тайны животных.

Речь пойдет о животных, которые живут на воле, но со­
седствуют с людьми, а также о тех, которых человек ввел
в свой дом. Понимает ли их человек? Внимательный ли
он сосед? Раз уж мы достались в соседи друг другу, то об
этом, наверное, стоит почаще думать. Ведь животные не
могут выбрать себе соседей получше...

10 «Я с запасом новых песен К вам вернусь, когда с полей Снег сойдет, когда в овраге Зажурчит, блестя, ручей...»

Из какого произведения эти строки и кто его автор? («Дети
и птичка». А. Плещеев.)

30 Четыре тысячи подков не принесли им счастья, при­шлось всем погибнуть, чтоб люди спаслись. («Лошади в океане». Б. Слуцкий.)

40 Для него поставили сети, чтобы поймать. Иначе он пропал бы один, ведь его родителей пристрелили охот­ники. Жилось ему в неволе хорошо. Но все-таки он ушел. («Приемыш». Д.Н. Мамин-Сибиряк.)

50 Они были очень разные по характеру. Но дружба их была крепкой. Смогла их разлучить только смерть. («Барбос и Жулька». А. И. Куприн.) 2. Богатыри.



Ты думаешь, Матренушка,

Мужик - не богатырь?

И жизнь его не ратная,

И смерть ему не писана

В бою - а богатырь! 10 «И повелел он своим воинам сделать колеса и поста­вить на них корабли. И так как был попутный ветер с поля, то подняли они паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав послов к нему: «Не губи города, дадим тебе дани, какой захо­чешь».

О ком идет речь? (Об Олеге, его называли Вещим. Из лето­
писи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».)

20 Он основал монастырь, посвященный Святой Трои­це, - Свято-Троицкую Сергееву лавру. Кто он? (Сер­гий Радонежский.)

30 Прочитай вон, на камени Придорожном надписочка Четко-ясно повысечена: «Прямо ехать - убитому быть! Влево ехать - женатому быть! Вправо ехать - богатому быть! Все судьбой сие предписано!»

Кто это читал и по какой дороге поехал? (Это был Илья
Муромец. Он ездил по всем трем дорогам по порядку, как
указано на камне.)

40 Кто написал эти строки?

На полях своих,

Под курганами,

Положила ты

Татар полчища.

Ты на жизнь и смерть

Вела спор с Литвой

И дала урок

Ляху гордому...

Но лишь кликнул царь

Свой народ на брань -

Вдруг со всех концов

Поднялася Русь.

(Иван Саввич Никитин. «Русь».) 50 Записи делались из года в год или, как раньше говори­ли на Руси, из лета в лето. Отсюда и название этих за-

писей. Самые древние они не сохранились. Узнать, о чем в них рассказывалось, мы можем благодаря тру­ду... О чем и о ком идет речь? Назовите хотя бы одно имя из них. (Речь идет о летописях. Записывали их монахи-летописцы. Одним из первых был монах Кие-во-Печерского монастыря Нестор.)

3. Писатели.

И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо - к бумаге, Минута - и стихи свободно потекут.

(А. С. Пушкин) 10 Сэмюэл Ленгхорн Клеменс. Кто это? (Марк Твен.) 20 «Точен и скуп на слова был он даже в обыденной жиз­ни. Словом он чрезвычайно дорожил, слово высоко­парное, фальшивое, книжное действовало на него рез­ко: сам он говорил прекрасно - всегда по-своему, ясно, правильно. Писателя в его речи не чувствовалось, срав­нения, эпитеты он употреблял редко, а если и упот­реблял, то чаще всего обыденные, и никогда не щего­лял ими, никогда не наслаждался своим удачно ска­занным словом». О ком идет речь, о ком так говорил И.А. Бунин? Подсказка: свои первые рассказы он под­писывал псевдонимом Чехонте. (Антон Павлович Че­хов.) 40 Учитель, участник Октябрьской революции, граждан­ской войны, писатель; ему была присуждена Государ­ственная премия. Уральцы гордятся своим земляком, прославившем свой родной край, его людей, его ле­генды и предания на весь мир. (Павел Петрович Ба­жов.) 50 Так подписывался один из писателей: НАВИ ВО- ЛЫРК. (Это Иван Крылов. Аноним-псевдоним из букв собственного имени, читающегося в обратном порядке.)



И долго буду те любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал.

(А. С. Пушкин) 10 Две капли брызнули в стекло, От лип душистых медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит- Из какого стихотворения строчки, кто их автор? («Весен­
ний дождь». АЛ. Фет.)

20 Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем - Лишь два крыла.

Гонят меня холода и дожди.

Вон на деревьях, на крыше беседки

Сколько меня поджидает подруг!

Кто и кому так говорит? («Дети и птичка». А.Н. Плещеев.
Птичка говорит детям.)

40 Этот период ранней осенью длится недолго. Как он называется? Кто автор одноименного стихотворения? («Бабье лето». Д.Б. Кедрин.)

50 Олицетворение - наделение предметов, явлений при­роды чувствами, настроением, способностями, харак­тером человека. Приведите примеры, прочитайте наи­зусть строчки из стихотворений.

5. Сказки.

Нам сказали про Ивана-то - хитер,

Нам сказали про Андреича - хитер.

Он хитер - мудер - прохитрился,

Он прохитрился - промудрился. 10 Ее перо сверкает так, Что ясно: это не пустяк! Никто не знает, что случится В тех сказках, где живет...

(Жар-птица. Сказка «Конек-Горбунок», П.П. Ершов.) 20 Узнайте сказку по ее началу: «Давно тому назад, в го­роде Тифлизе, жил один богатый турок. Много Аллах дал ему золота, но дороже золота была ему единствен­ная дочь...» («Ашик-Кериб». Турецкая сказка.) 30 Эту сказку можно было бы назвать по-другому. На­пример, «Последняя весна», «Брат и сестра», «Угаса­ющая жизнь», «История, которую поведал высушен­ный цветок розы». Но родное название подходит ей больше. Назовите его. («Сказка о жабе и розе». В.М. Гаршин.) 40 Мудрец в нем видел мудреца, Глупец - глупца, Баран - барана, Овцу в нем видела овца, И обезьяну - обезьяна,

20 «Бить баклуши». (Праздно проводить время, бездельни­чать. Первоначально означало: раскалывать, разбивать осиновый чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них мелких щепных изделий (ложек, поварешек и т.п.), то есть делать очень несложное дело.)

30 «Делу время и потехе час». (Это выражение взято из указа царя Алексея Михайловича.)

40 «Ждать у моря погоды». (Рассчитывать, надеяться на что-либо, не предпринимая ничего, оставаясь пассивным.)

50 «Знать назубок». (Знать что-то очень хорошо. А было время, когда «знать назубок», «проверить назубок» при­нималось почти буквально: поговорка возникла от обы­чая проверять подлинность золотых монет, колец и дру­гих изделий из благородного металла. Прикусишь монету зубами, и если не осталось на ней вмятины, значит, под­линная, не поддельная. Но могла попасть и фальшивая: внутри полая или залитая дешевым металлом.)

III. Подведение итогов

На табло остается карточка со значком ©. Это подарок уча­стникам игры (можно вручить заранее приготовленные при­зы).

Подсчитывается количество очков у каждой команды, на­граждаются победители.

IV. Проверка техники чтения

(Текст для проверки техники чтения см. в приложении.) Вопросы и задания к тексту:

1. Расскажи кратко, о чём поведал дед своим собеседни­кам?

2. Кто были собеседники у старого охотника? Почему их интересовало только одно: почему дед не убил лосиху или лосят?

3. Какие чувства овладели старым охотником, когда он увидел лосиху с лосятами?

4. Каким тебе представляется этот человек? Каков его внутренний мир? Дай словесный портрет старика.




-





Прило Физкультминутки

Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке Будут буковки писать. (Дети сжимают и разжимают кулачки")

Наши пальчики сплетем И соединим ладошки. А потом, как только можем, Крепко-накрепко сожмем. (Дети сплетают пальцы, соединяют ладони, сжимают и разжимают медленно.)

Пальцы в гости приходили, Тук, тук, тук - стучались в дверь. Только дверь им не открыли: Думали, там страшный зверь. (Дети постукивают подушечками пальцев по парте.)

Дружно пальчики сгибаем, Крепко кулачки сжимаем. Раз, два, три, четыре, пять. Начинаем разжимать. (Дети сжимают и разжимают кулачки.)

Пальцы вытянулись дружно, А теперь сцепить их нужно. Кто из пальчиков сильнее? Кто других сожмет быстрее? (Дети сцепляют выпрямленные пальцы, сжимают их и разжимают.)

В парке есть глубокий пруд.

Караси в пруду живут.

Чтобы стаю нам догнать,

Нужно хвостиком махать.

(Дети качают запястьями вправо, влево.)

Раз - подняться, потянуться, Два - согнуться, разогнуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать. Шесть - на стульчик тихо сесть.

А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете. На носки поднимись, А потом руки вниз. Раз, два, три, четыре - Вот летит ракета ввысь.

Чищу овощи для щей. (Хлопаем в ладоши.) Сколько нужно овощей? (Разводим руки в стороны.) Три картошки, две морковки, Луку полторы головки Да петрушки корешок, Да капусты кочешок. (Массируем пальцы левой руки.)

Потеснись скорей, капуста, От тебя в кастрюле густо. (Массируем пальцы правой руки.) Раз! Два! Три! (Хлопаем в ладоши.) Огонь зажжен. (Потираем ладошки.) Кочерыжка, выйди вон. (Стучим в кулачки.)

Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки.

Ну а теперь мы от Земли

Отталкиваем тучки.

(Дети сплетают пальцы,

вытягивают руки ладонями вперед,

поднимают вверх.)

Наши пальцы сжались тесно.

Что такое? Интересно!

Видно, им прохладно стало.

Их укроем одеялом.

(Дети массируют кисти рук.)

Что у нас случилось тут?

Гуси по столу идут.

Остановятся и вот -

Нагибаются вперед.

(Дети кладут руки на стол

и переносят часть тела на них.)

К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре -

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе - раз, это брасс,

Одной, другой - это кроль.

Все как один плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Мы ручку правильно берем,

Кладем на средний палец,

Теперь большим ее прижмем,

А указательным ведем,

Чтобы она качалась.

(Дети покачивают ручку между пальцами.)

Вдруг в лесу раздался стук. Это дятел долбит сук. Он деревья не калечит, Он деревья клювом лечит. (Дети постукивают подушечками пальцев по столу.)

Буратино потянулся, Раз - нагнулся, два - нагнулся. Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.

Нашу руку разогнем,

Вверх ладонью повернем,

Пальцы на себя потянем.

Выгибать запястья станем.

(Дети выгибают запястья по очереди.)

Чтобы нам добыть огонь,

Трем ладонью о ладонь.

Вдруг ладошка заискрится,

И бумажка загорится.

(Дети трут ладонью о ладонь.)

Мы становимся все выше, Достаем руками крыши. На два счета - поднялись, Три, четыре - руки вниз. (Дети потягиваются на носках с подниманием рук вверх и опусканием в исходное положение.) Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики. Прыг-скок, прыг-скок.

Был ли Шекспир?

Известный факт: художник считается состоявшимся с тех пор, как его творения начинают жить собственной жизнью. Что уж говорить о репутации писателя, чьи произведения - в силу стилистической, эмоциональной и интеллектуальной сложности и противоречивости - радикально трансформируют читательское представление об их создателе. Автора «Короля Лира», «Бури» и «Зимней сказки» справедливо называют ключевой фигурой мировой культуры: нет ничего удивительного в том, что его реальность - и как человека, и как драматурга - была поставлена под сомнение еще два века назад. Среди всех «еретических» ответвлений шекспироведения своей оригинальной безумностью выделяется версия о коллективном авторстве величайших пьес в истории: в группировке лондонских гениев «Оксфордский синдикат» (Бэкон, Марло, Нэш и другие), на самом деле отвечающей за театральный репертуар последних четырехсот лет, коммерсант Уильям Шекспир выполнял сугубо менеджерские функции.

«Поэмы Оссиана» Джеймса Макферсона

Шотландского поэта Джеймса Макферсона без всякой иронии можно назвать влиятельнейшим литературным деятелем XVIII века: обольстивший английских интеллектуалов «переводами» из древнего гэльского эпоса и сделавший себе блестящую политическую карьеру, он, не отдавая себе в том отчета, совершил один из самых плодотворных подлогов в истории европейской поэзии. Бард Оссиан, которому этот необычайно талантливый пройдоха приписал «Фингала», «Темору» и еще без малого два десятка своих поэм, стал референтным образом для нескольких поколений стихотворцев по всему континенту и прямо повлиял на становление немецкого романтизма: все мы помним, какую книгу гетевский Вертер читал своей возлюбленной.

Козьма Прутков

Чиновник-резонер Козьма Прутков, сказавший о прихотливом национальном характере не меньше верных слов, чем именитые создатели русского романа, в полной мере заслуживает статус теневого классика XIX века - даже будучи выдуманным персонажем. Главного отечественного парадоксалиста создавали, что называется, на паях: портрет действительного статского советника был поручен Льву Жемчужникову, а его братья Алексей, Александр и Владимир, объединившись с Алексеем Толстым, разработали для Козьмы Петровича подробную биографию и составили свод его афоризмов и поэтических виршей, из которых впоследствии вырастут обэриуты - славные продолжатели дела этого мудрейшего из глупцов и глупейшего из мудрецов.

Финал «Тайны Эдвина Друда»

Отдавая должное диккенсовскому умению создавать запоминающиеся образы и подсвечивать их теплым юмором, поклонники автора «Лавки древностей» и «Холодного дома» признавали за ним неспособность сочинить пружинистый, по-настоящему захватывающий сюжет. Понимал это и сам Диккенс: изощренное устройство «Тайны Эдвина Друда» должно было убедить читателей и критиков в том, что он наконец овладел искусством удивлять. Смерть застала писателя на середине книги: поговаривают, что секрет финала Диккенс доверил королеве Виктории, но и она, даром что пережила его на тридцать лет, не выдала развязки этого удивительно атлетичного романа, будоражащего английских литературоведов и по сей день.

Авторство «Тихого Дона»

Дискуссии вокруг «Тихого Дона» разразились сразу после публикации первых томов главной русской эпопеи XX века. Центральным вопросом, над которым почти сто лет бьются сразу несколько филологических дисциплин, остается авторство этого во всех отношениях спорного текста: по мнению многих ученых, двадцатилетний Шолохов никак не мог сдюжить такую тему - по крайней мере, в одиночку. На роль «настоящего автора» большей части «Тихого Дона» исследователи сватают писателя-казака Федора Крюкова, умершего от тифа в 1920 году и оставившего после себя солидный архив: между этими бумагами и шолоховским романом действительно имеются многочисленные переклички, трактуемые одним лагерем как подтверждение «кражи», а другим - как пример творческого осмысления чужого наследия.

«Роман с кокаином» Марка Агеева

Русское литературное зарубежье только оклемалось после выхода «Защиты Лужина» и «Вечера у Клэр», как на него обрушилось новое ослепительное дарование: сначала «Иллюстрированная жизнь», а затем и «Числа» начали выпуск «Романа с кокаином» - самобытного текста, долгие годы пребывавшего в статусе «девятого русского романа Сирина». Литературоведы, поддерживающие версию о набоковском «отцовстве», считали Марка Агеева фиктивной личностью, с помощью которой автор «Дара» хотел подразнить Мортуса-Адамовича и выбить из своего вечного недоброжелателя восторженную рецензию. Реальность «русского Томаса де Квинси» была документально подтверждена только двадцать лет назад: им оказался Марк Леви - человек сложной судьбы, сочетавший преподавание с редкими литературными опытами (сохранился рассказ «Паршивый народ») и скончавшийся в Ереване в 1973 году.

Чемодан Бабеля

Зощенко как-то писал Олеше: «Каждые твои две строчки лучше целой груды книг - вот такое у меня ощущение, когда я тебя читаю». Эта реплика справедлива и в отношении Бабеля: гений малой формы, он доводил свои короткие новеллы до совершенства - попробуйте выкинуть хоть одно слово из «Одесских рассказов». Изумительная словесная чеканка стоила продолжительной, на износ, работы, и пока советская пресса пеняла Бабелю за «простой», он корпел над циклом «Великая Криница», обещавшим стать своеобразным приветом конъюнктурной «Поднятой целине»: коллективизация вызывала у Бабеля те же чувства, что и Первая конная - смесь отвращения и восторга. Об остальных авторских замыслах мы можем судить только из вторых уст: при аресте у него изъяли (а затем уничтожили) чемодан рукописей - кажется, в нем содержались наброски к большому роману о чекистах.

Томас Пинчон - студент Набокова

Фраза «Томас Пинчон посещал лекции Владимира Набокова» звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой; но ведь и у Пруста с Джойсом однажды в Париже случился small-talk (по одной версии, они обсуждали свои болячки, по другой - трюфели) - и ничего, верим. Во всяком случае, факты (если в случае с вечно ускользающим Пинчоном вообще можно говорить о фактах) к тому располагают: вернувшись из армии во второй половине 1950-х, он восстановился в Корнелльском университете и, по некоторым свидетельствам, слушал курс зарубежной литературы, который там вел Набоков. Его жена Вера - водитель, ассистент и телохранитель в одном лице - позднее припоминала необычный пинчоновский почерк: он писал то печатными буквами, то курсивом. Остается только гадать, как бы мэтр отозвался о «Радуге земного тяготения»: зная его сочувственное отношение к молодым американским писателям, думаем, что тепло.

Молчание Сэлинджера

Скептики считали многозначительное молчание Сэлинджера бизнес-стратегией, позволяющей ему минимальными усилиями поддерживать стабильный интерес к собственной персоне, почитатели - буддистским упражнением, растянувшимся на сорок с лишним лет. До установления истины остались считанные месяцы: с 2015 года начнется публикация поздних сэлинджеровских рукописей, включающих, по слухам, новые истории из жизни Глассов и Колфилдов (ничего не попишешь, любимые герои) и - вот это уже интереснее - роман о денацификации послевоенной Европы, в которой контрразведчик Сэлинджер принимал непосредственное участие. Не то чтобы кто-то действительно верит, будто все эти годы он держал в столе текст уровня литтелловских «Благоволительниц», но как было бы приятно ошибиться.

«Алмазный мой венец» Валентина Катаева

Позднее творчество Валентина Катаева, дожившего аж до перестройки, - курьез, заслуживающий отдельного рассмотрения: кто бы мог подумать, что на склоне лет писатель, долгие годы сознательно вытравливавший из своих текстов все живое, сочинит едва ли не самое лиричное произведение русской литературы второй половины XX века. «Алмазный мой венец» - беллетризованные воспоминания, пенящиеся от вымысла: поди разбери, где автор «Растратчиков» и «Квадратуры круга» безбожно завирается, а где говорит правду. Значительный вклад в расшифровку романа внесли филологи Леонид Видгоф, Олег Лекманов и Мария Рейкина: они не только крепко связали литературных персонажей с их прототипами - современниками Катаева, но и с академической тщательностью восстановили общественно-литературный контекст эпохи.

Загадки и тайны русской литературы на Радио России (89 передач)

Формат: радиозапись, MP3, 64-256kbps
Автор: Виктор Двояк
Год выпуска: 2013-2017
Жанр: Литературоведение
Издательство: Радио России
Исполнитель:
Продолжительность: 36:48:52

Описание:
В истории такого странного вида человеческой деятельности, каким является литературное творчество, накопилось множество тайн и загадок. Более того, сложилась особая мифология, связанная с многими книгами и их авторами. Существуют неразгаданные до сих пор тайны авторства произведений и биографических фактов жизни и смерти писателей. Некоторые обстоятельства напоминают запутанные детективные истории. По поводу других существуют уже сложившиеся, но явно ошибочные стереотипы восприятия. Необходимо разобраться в этих вопросах, провести своеобразное расследование. Цикл передач«Тайны и загадки русской литературы» и ставит такую цель. Имеем ли мы правильное представление о многих фактах литературной жизни? Есть ли противоречия в общепринятых знаниях о том или ином явлении, связанном с литературой? Будем разбираться вместе.

Содержание
2013.09.25. Тайная любовь Баратынского
2013.10.09. Элегия, которая свела с ума Батюшкова
2013.10.25. Первый российский правозащитник Владимир Короленко
2013.11.01. Тайна второго тома Мертвых душ
2013.11.27. Александр Пушкин и Александр Радищев
2013.11.30. Загадочная любовь Тургенева и Виардо
2013.12.11. Тайная панихида по Льву Толстому
2013.12.25. Потерянный поэт (про Семена Яковлевича Надсона)
2014.01.08. Тайна романса «Я встретил Вас»
2014.01.22. В произведениях Горького Сатана часто меняется местами с Богом
2014.02.12. Знаете ли вы, что Афанасий Фет - «Толстой»
2014.02.26. Чехов - украинский поэт или русский писатель
2014.03.12. Всеволод Гаршин и сын Ивана Грозного
2014.03.26. Автор «Мелкого беса» и революция (про Федора Сологуба)
2014.04.09. Сухово-Кобылин – драматург поневоле
2014.04.23. Любовь, которая ведет к смерти (о поэте Валерии Брюсове и трагических судьбах его муз)
2014.04.30. Предсказанная смерть (о поэте Н. Гумилеве)
2014.05.14. Трагический прототип Серой шейки (про Дмитрия Мамина-Сибиряка)
2014.05.28. Поэзия, завещанная смертью (о поэте Вячеславе Иванове)
2014.06.11. Белинский - сам Пушкин не полон без него (про И.А. Крылова)
2014.06.25. Тредиаковский – шут поневоле
2014.07.09. Предтече Воланда и Остапа Бендера
2014.08.13. Вяземский и убийство Пушкина
2014.08.27. Магические числа Константина Бальмонта
2014.09.10. Загадка смерти Александра Блока
2014.09.24. Черная тень на имени Алексея Константиновича Толстого
2014.10.08. Леонид Андреев - певец безнадеги
2014.10.22. Батюшков - погружение в безумие
2014.11.12. Загадка личности (про Н.Г. Чернышевского)
2014.11.26. Два взгляда на возвращение Александра Куприна в Россию
2014.12.10. Пушкин и Карамзин
2014.12.24. Загадки Юрия Олеши
2015.01.14. Спор об авторстве пьесы «Свои люди – сочтемся!»
2015.01.28. Непечатный предтеча Пушкина (Иван Семенович Барков и его «срамные» произведения)
2015.02.13. Тайна даты рождения Владимира Маяковского
2015.02.25. Литературные игры вокруг «Конька -горбунка»
2015.03.25. Роковая любовь Анны Ахматовой
2015.04.08. Наставления Василия Левшина (о писателе, фольклористе, переводчике)
2015.04.22. Парадоксы Александра Грина
2015.05.13. Последнее загадочное стихотворение Державина
2015.05.27. Николай Клюев – человек-загадка
2015.06.10. Фонвизин – автор несостоявшейся конституции
2015.06.24. Приоткрывшиеся тайны «длиннобородого колдуна» (о Павле Бажове)
2015.07.22. Пушкин - он лучший из нас (Дельвиг и Пушкин)
2015.08.12. Даниил Хармс – человек-загадка
2015.08.26. Самый национальный писатель России (про Николая Лескова)
2015.09.09. Здесь я не нужна... Там я невозможна (про Марину Цветаеву)
2015.10.14. «Сатанесса» русской литературы (про З. Гиппиус)
2015.11.11. «Он рос всю жизнь, рос вместе со своим временем...» (про С. Аксакова)
2015.11.25. Загадка смерти Александра Беляева
2015.12.09. Прародитель русской прозы (про А. Марлинского-Бестужева)
2015.12.23. Кто виноват (про. А. Герцена)
2016.01.27. Неразгаданная тайна жизни Исаака Бабеля
2016.02.10. Загадка исчезновения Владимира Одоевского
2016.03.09. Мандельштам - акт самоубийства
2016.03.22. Книга за семью печатями (об авторстве «Слова о полку Игореве»)
2016.03.30 Тайна исчезновения секретной конституции Фонвизина - Панина
2016.04.13. Игорь Северянин оставил немало загадок
2016.04.27. Кондратий Рылеев – три роковых предсказания
2016.05.11. Самый трагичный и загадочный писатель ХХ века (про Андрея Платонова)
2016.06.04. Благородный идеалист или яростный революционер (про Алексея Плищеев)
2016.06.18. Почему уцелел «красный граф» во время сталинских репрессий (про А.Н. Толстого)
2016.07.16. Злой рок «председателя Земного шара» (про Велемира Хлебникова)
2016.07.30. Стихи этого поэта знают все, самого – никто (об Иване Сурикове)
2016.08.06. Как Лажечников спас Александра Пушкина
2016.08.20. Волошин – коктебельский «гений места»
2016.09.02. Тайны Михаила Ломоносова
2016.09.17. Русский или нерусский писатель Владимир Набоков
2016.09.21. Николай Клюев – человек-загадка
2016.10.02. Даже Пушкин завидовал этому поэту (про Николая Языкова)
2016.10.15. Иван Шмелев - несостоявшийся нобелевский лауреат
2016.11.05. Нестор Кукольник и тайна Александра Пушкина
2016.11.19. Трагедия «последнего русского юмориста» (про Аркадия Аверченко)
2016.12.03. Почему не состоялась дуэль между Гончаровым и Тургеневым
2016.12.17. Мистический след в жизни и творчестве Булгакова
2017.01.21. «Все – загадка, все – легенда в жизни Кузмина»
2017.02.04. Великая тайна «поэта из народа»
2017.02.18. Третьим соавтором «Двенадцати стульев» был Михаил Булгаков
2017.03.04. За что убили Афанасия Никитина
2017.03.19. Писатель и деловой человек (про Н.Г. Гарина-Михайловского)
2017.04.02. Паустовский - «Смертельно интересная жизнь»
2017.04.16. Современники спорили о месте Ходасевича на русском Парнасе
2017.04.30. Некрасов в русской поэзии
2017.05.05. «Неистовый Виссарион»
2017.05.21. Борис Пильняк - конфликт с советской властью
2017.06.02. Самая трагическая фигура русской литературы (о писателе Николае Помяловском)
2017.06.18. Как безобидный сказочник стал врагом советского строя (о Корнее Чуковском)
2017.07.03. «Русский Гамлет» Сумарокова
2017.07.30. Зощенко и Сталин. Противостояние