Смена духовных ориентиров. Появление нетрадиционных исламских течений в казахстане

Художественная культура XVII века

Смена духовных ориентиров







«Бунташный век»

  • Большие и малые бунты, дворцовые перевороты, Смута, церковный раскол.
  • Средневековое искусство оттеснялось новыми светскими идеалами.

Авраамий Палицын

  • Келарь Троице-Сергиева монастыря. Знаменитый писатель и историк, автор повести об осаде Троицкого монастыря поляками. «Сказание» [ ,-описывает события 1584-1618 годов, насыщено фактическим материалом, создано около 1620 года .

Хворостинин И.А

  • Родом из ярославских удельных князей, в молодости поддерживал Лжедмитрия I, позже напишет « Словеса дней и царей и святителей Московских еже есть в России » - в котором даны характеристики современным ему государственным деятелям: Борису Годунову , Лжедмитрию I , Василию Шуйскому , патриарху Гермогену , и другим. В 1624 году Хворостинин написал ряд церковно-полемических работ с антиеретической и антикатолической направленностью.

Реформа Никона

  • Яркий противник изоляционизма, хотел, чтобы Москва стала центром вселенского православного христианства.
  • Реформу активно поддерживали дворяне, избрав путь европеизации

Повесть о Савве Грудцыне

  • Начинается с рассказа об осаде русскими войсками Смоленска 1632-1634.
  • О жизни Саввы, который разочаровался в любви и продал душу дьяволу
  • Заболев, раскаялся и был прощен Богом

Симеон Полоцкий

  • Деятель восточнославянской культуры, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, монах-базилианин, придворный астролог. Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Милославской: Алексея, Софьи и Фёдора.
  • Стихотворный перевод Псалтири

Мир сей приукрашенный – книга есть велика, еже словом написал всяческих Владыка. Пять листов препространных в ней ся обретают, яже чюдна писмена в себе заключают.


Протопоп Аввакум

  • протопоп города Юрьева-Повольского, противник церковной реформы патриарха Никона . Духовный писатель, ему приписывают 43 сочинения - знаменитое « Житие »(писал о себе и от своего имени) «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и др. Считается родоначальником новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы. Старообрядцы почитают Аввакума священномучеником и исповедником .

Николай Павлович Дилецкий

  • Украинский и русский музыкальный теоретик, композитор. Автор книги «Грамматика пения мусикийского, или Известные правила в слоге мусикийском, в них же обретаются шесть частей или разделений». Музыкальные сочинения Дилецкого оказали влияние на развитие партесного пения в России.



Воздвижение Креста

Гурий Никитин (Гурий Никитич Кинешемцев) (ок. 1620 , Кострома - 1691 , там же) - русский живописец, крупнейший мастер фрески и иконописи второй половины XVII века, старшина артели костромских иконописцев.

Воздвижение Креста

Феодоровская икона Божией Матери со сказанием. 1680-е годы. Россия, Кострома.


Вчера коллективу Государственного комитета по делам национальностей и религий был представлен новый руководитель Александр Саган. По мнению сторонников назначения, с его приходом станет возможным урегулирование конфликтов между православными церквями. Оппоненты же считают, что господин Саган будет оказывать поддержку развитию деструктивных культов.

Вице-премьер по гуманитарным вопросам Иван Васюнык представил вчера коллективу Государственного комитета по делам национальностей и религий нового председателя Александра Сагана, до 2008 года работавшего советником президента Украины по религиозным вопросам.

Александр Саган родился в 1966 году в селе Плоске Тернопольской области, окончил исторический факультет Киевского педагогического университета. Является ведущим научным сотрудником отделения религиоведения Института философии НАН Украины, доктором философских наук и автором около 100 научных публикаций, в том числе двух монографий: «Вселенское православие: суть, история, современное состояние» и «Национальные проявления православия: украинский аспект».

Эксперты в области религиоведения относятся к назначению господина Сагана положительно. «Я рада, что приходят молодые, энергичные и неангажированные люди»,- заявила Ъ доктор философских наук, профессор Людмила Филипович. Она добавила, что, по ее мнению, первоочередная задача комитета во главе с господином Саганом - это способствование решению вопроса объединения православия и налаживание «партнерских отношений» между церковью и государством.

Между тем наряду с положительными отзывами о новом председателе комитета уже есть и резко отрицательные. Так, руководитель Днепропетровского городского центра помощи жертвам деструктивных культов «Диалог» Ян Щекатуров считает, что в условиях беспрепятственного распространения неокультов в Украине данное назначение вызывает глубокую тревогу. «Господин Саган известен как активный лоббист деструктивной организации - церкви сайентологии,- заявил господин Щекуратов.- Он является соавтором экспертного заключения, согласно которому эта церковь признается религиозной организацией, чьи формы и действия соответствуют законодательству Украины».

Сайентология - религиозное движение, основной постулат которого заключается в том, что человек является духовной сущностью - «тэтаном», последовательно занимающим материальные человеческие тела.

Представляя вчера Александра Сагана сотрудникам, господин Васюнык рекомендовал нового председателя Госкомнацрелигий как «самого известного специалиста в области научного и практического религиоведения». Сам господин Саган заявил вчера, что с пониманием относится к затянувшемуся «молчанию» комитета. Новый начальник поблагодарил сотрудников ведомства за то, что они выполняли работу, «даже несмотря на прошлогоднее недофинансирование», и пообещал, что кадровых перестановок не будет: «Нам еще нужно заполнить вакансии!» Приоритетным Александр Саган вчера назвал направление работы комитета, связанное с законотворчеством. Для этого, по его словам, будет создано специальное юридическое управление, которое займется доработкой двух концепций: государственно-церковных отношений и государственно-этно-национальной политики.

После представления новый глава Госкомнацрелигий отправился на совещание с Иваном Васюныком, курирующим работу ведомства. Предшественник Александра Сагана на посту председателя Госкомнацрелигий Георгий Попов на представлении не присутствовал.

Культ «положительных знаний». Обществу, переживавшему процесс индустриализации, требовались люди, обладающие не только практическими навыками, но и теоретическими знаниями. Без умений считать, читать и писать невозможно было обходиться тем, кто по роду деятельности связан с машинным производством. Процесс производства постоянно усовершенствовался и обновлялся. Чтобы пользоваться новыми механизмами, а тем более, чтобы создавать их, требовались специальные знания. Другие, не менее сложные и разнообразные знания нужны были для организации производства и торговли. Без этих знаний, получаемых из книг, связанных с осмыслением различных сторон жизни окружающего мира, трудно было достичь успехов в новых условиях. Знания стали цениться не просто как нечто, украшающее человека, они стали жизненной необходимостью. Поэтому в обществе сложилось прежде неведомое уважительное отношение к знаниям. Стремление к знаниям, к учению приносило материальный достаток, позволяло добиться более высокого положения в обществе. При этом особенно ценились те знания, которые имели непосредственное практическое применение в промышленности, сельском хозяйстве, торговле. Это время называют «эпохой положительных ценностей». Даже философия, наиболее абстрактная из наук, в эту эпоху стала позитивной (положительной) философией. И очень важно, что считалось желательным максимально широкое распространение знаний, их популяризация. Не случайно применительно к этому времени отмечалось, что влияние Гомера было потеснено влиянием Гекели, известнейшего уче- ного-популяризатора научных знаний.

Научные открытия: количественная и качественная характеристики. Ученые подсчитали, что на протяжении XIX в. было сделано более 8500 крупных открытий и изобретений. Многие научные исследования были направлены на то, чтобы установить закономерность в тех или иных явлениях. Например, астрономы сделали столь основательное описание Солнечной системы, что оно позволило предположить наличие планеты, которую обнаружили позднее в ходе целенаправленных поисков.

Особое значение для формирования нового взгляда на жизнь природы и общества оказали два важнейших научных открытия, обнародованные в середине столетия: открытия теории эволюции Ч. Дарвином (1859) и периодической системы химических элементов Д. Менделеевым (1869) давали объяснение, а главное показали упорядоченность существующего многообразия природных форм. Общество отнеслось к открытию Менделеева спокойнее, потому что оно не затрагивало привычных представлений о том, что для человека казалось неприкосновенным,-роли человека в природе. А вот теория Дарвина многим показалась оскорбительной, да еще ставящей под сомнение привычные религиозные представления. Можно долго перечислять открытия, сделанные в разных научных отраслях в этот период, можно вспомнить о многочисленных теориях, разработанных в подтверждение или опровержение дарвиновской теории эволюции, но важнее отметить, что понятия «эволюция» и «прогресс» становятся ключевыми и основополагающими, а наука обретает никогда не виданное прежде значение.

Преклонение перед наукой, научными знаниями превращается в своего рода культ. Создалось впечатление, что эволюция, развитие, совершенствование составляет главную отличительную черту всего существующего мира. В переложении на жизнь общества это понималось так: человеческое общество постепенно и неуклонно совершенствуется, движется по пути прогресса, который облегчит людям жизнь, сделает ее счастливее и справедливее. Исходя из того, что обновление присуще всему, прогресс определяет все стороны существования общества, все изменяется, а изменение равнозначно улучшению, совершенствованию, следовало признать действенность прогресса в сфере культуры, искусства. А ведь в этой сфере сохранялась традиция преклонения перед авторитетом «старых мастеров».

Наука и религия. Возникла проблема нового соотношения науки и религии. Если в течение предшествующих столетий происходила секуляризация общественного сознания: мирская, светская мысль завоевывала себе место в сознании общества, менялись по своей сути место и роль веры и религии в жизни человеческой личности и общества, - то происшедшие изменения требовали внутреннего осмысления. Проблемы религиозной жизни XIX в. невозможно свести лишь к противоборству «знания» и «заблуждения», прогресса и того, что его тормозит. Все это было, но за этими внешними процессами нельзя не заметить другого - внутреннего обновления религии, поисков форм, приемлемых для нового общества, осуществляемых различными конфессиями. Пожалуй, лаконичнее всего эту потребность общества сформулировал английский поэт Теннисон: «Пусть мысль с душой один язык найдет» . Примирить или противопоставить науку и религию -эта проблема проходит красной нитью через всю историю духовной жизни рассматриваемого периода.

Начавшийся со времен Возрождения процесс секуляризации сознания западного (в данном случае это определение включает практически все страны Европы и Америки) общества завершается в XIX в. Религия утратила свою роль регулятора всех сторон умственной и эмоциональной жизни. Это вовсе не означает, что люди стали в большинстве неверующими - изменилось место религии в жизни общества. Для каждого отдельного человека религия в большей степени превратилась в личное чувство. Для общества она стала важной составной частью государственной идеологии.

Образование. Потребность общества в образованных людях и массовое стремление к образованности заставили практически все страны Запада заняться созданием системы образования. Это проявилось в увеличении количества школ. Характерной чертой второй половины XIX в. стало появление специализированных учебных заведений. Их отличие от старых университетов заключалось в том, что они готовили профессионалов, специалистов в определенной сфере деятельности. В ряде стран начальное образование стало обязательным. Например, в Великобритании оно было введено с 1870 г. На службу в государственный аппарат стали принимать по результатам специальных экзаменов. Тяга к приобретению знаний проявилась, в частности, в широком распространении различных курсов и студий. Широко практиковалось чтение публичных лекций, посвященных самым разным проблемам. Престиж знаний был настолько высок, что многие учились читать и писать самостоятельно-ведь грамотный, обладающий разнообразными знаниями человек получал шанс достичь успехов в любой сфере деятельности.

Музеи. По всему западному миру возникали музеи. Выполняя роль хранилищ памятников прошлого и произведений искусства, они вместе с тем, стали своеобразными образовательными учреждениями. Музей - многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации культурных или природных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и сохраняемая для передачи потомкам. Наряду с традиционно существовавшими частными музейными коллекциями появились музеи как общественные учреждения. Примечательно, что если первые музеи, предназначенные для публики, такие как петровская Кунсткамера или Британский музей, имели по преимуществу естественнонаучный характер, то в XIX в. создаются во множестве художественные галереи. Для художников теперь стало престижным, чтобы их работы попали в общественный музей.

«Читающая цивилизация». О том, какова была роль книги в жизни людей этого периода, свидетельствуют цифры: в 1848 г. в Европе было около 400 библиотек, а спустя тридцать лет их стало в 12 раз больше . Все большее значение в жизни людей приобретают книги самого разного характера, как познавательно-научного, так и развлекательного.

После усовершенствования в первой четверти XIX в. системы книгопечатания издание книг стремительно увеличилось. В моду вошло издание романов «с продолжением», которые публиковались по мере того, как автор заканчивал очередную часть своей работы. Именно в качестве «романов с продолжением» увидели свет все сочинения Ч. Диккенса, О. Бальзака, В. Гюго, А. Дюма, Э. Сю, Л. Толстого, Ф. Достоевского, позднее Л. Буссенара, Р.-Л. Стивенсона и многих других авторов. Уровень таланта мог быть различен, а путь к читателю - один и тот же: малыми порциями по мере написания очередного куска произведения.

Процесс размывания старых социальных структур большинством его жертв воспринимался трагически-дети, вынужденные покинуть семью в поисках пропитания и заработка, в поисках места в жизни - одна из наиболее распространенных тем в литературе этого времени. Вырваться, чтобы преуспеть или погибнуть, или прозябать, оставаясь на земле предков, - этот вопрос стоял перед многими героями и героинями эпохи расцвета классического реалистического романа. Тесный уют дома и опасная притягательность большого мира -этот мотив постоянно присутствует в литературе.

Различным был и уровень образованности читателей, но тяга к чтению была огромной и охватывала практически все слои общества. Достаточно отметить, что в числе самых ярких воспоминаний детства обязательно упоминается о первых прочитанных книгах и первом посещении театра. При этом чаще всего речь идет о литературе приключенческой (о неведомых землях и их обитателях, о путешественниках, это открывающих и изучающих). Именно в эту пору оформляются новые литературные жанры: научно-фантастический, выросший на почве утопических романов (родословная восходит к «Утопии» Т. Мора), и детективный, истоки которого можно усмотреть в популярности брошюрок о знаменитых преступниках, во множестве издававшихся в Англии на рубеже XVII и XVIII вв.

Самым прославленным автором первого направления был, несомненно, француз Жюль Верн (1828-1905 ), а второго - американец Эдгар По (1809-1849 ) и англичанин Артур Конан Дойль (1859-1930 ). Примечательна та эволюция, которую претерпели возникшие литературные жанры: описания идеально организованных обществ превратились в рассказы о том, как отважные путешественники с помощью смекалки и знаний преодолевают трудности и созидают. А жизнеописания преступников трансформируются в истории о том, как доблестные и хитроумные сыщики восстанавливают справедливость и порядок. Тяга к чтению была проявлением одной из граней охватившего общество той поры стремления приобщиться к знанию (не важно какому, лучше всего легко достижимому и интересному), выдвинуться, утвердить себя. Конечно, между увлечением приключенческой литературой и жаждой утвердить себя в этом мире-дистанция огромного размера (многие мальчишки, зачитывавшиеся «Островом сокровищ», спокойно просидели всю взрослую жизнь в какой-нибудь конторе), но такое чтение способствовало формированию определенной системы ценностей, идеалов и добродетелей. Одновременно расцвет книжной культуры сделал не просто популярным, но практически обязательным подход, согласно которому любое произведение искусства, будь то роман, поэма, живописное полотно, рисунок или симфония, должно иметь сюжет, о чем-то рассказывать, нести информацию, которую можно пересказать.

Необходимо отметить общий созидательный пафос и оптимизм, свойственный массовой литературе этого времени. Книга должна была кончаться «хорошо» или «почти хорошо», так чтобы читатель чувствовал, что справедливость восторжествовала. Если нельзя было спасти кого-то, то необходимо было хоть как-то вознаградить его посмертно: восстановить доброе имя, продолжить начатое им дело и т.д. Соответственно герои (и в некоторой степени героини) должны были обладать качествами, необходимыми для решения задач на преодоление и созидание. Они должны быть смелыми, честными, бескорыстными, инициативными и предприимчивыми, преданными тому, что они считали своим долгом, и тем, перед кем считали себя ответственными. Созидательный пафос и настрой на преодоление, свойственный литературе, был отражением общей духовной атмосферы времени, общей оптимистической убежденности в необходимости и возможности преодоления внешних трудностей.

Многочисленные технические усовершенствования в печатном деле сделали книгу, журнал, газету доступными огромному количеству людей. Примечательной чертой этого времени стало распространение различных периодических изданий - газет и журналов. В них содержались разнообразная информация, печатались художественные произведения. Пресса не только информировала читателей, но формировала их взгляды на происходящее, воспитывала в них определенное отношение ко всем явлениям жизни, в значительной мере формировала систему оценок этих явлений. Более того, через призму литературности, повествовательности стали рассматривать и оценивать произведения других искусств.

Фотография. Расцвет наук привел к изменению отношения общества к другим сферам духовной жизни, в том числе к искусству. Теперь наука казалась той силой, которая может дать ответы на главные вопросы жизни людей, а искусство при этом утратило ряд функций. Самый простой пример: прежде только глаз и рука художника обладали способностью передать видимую информацию о том или ином предмете, человеке, явлении. Не случайно в любую дальнюю экспедицию старались взять художника -только его воображение могло создать видимый образ того, чего никто не видел. Поэтому столь велико было и значение религиозного искусства. Искусство объясняло мир. Теперь гораздо больше ценилось то, что можно воссоздать, опираясь на научные опыты и точное знание. А передать видимую информацию надежнее стало с помощью фотографии.

В первые десятилетия XIX в. серия опытов завершилась открытием, сделанным Луи Жаком Дагерром (1787-1851 ), который с помощью обработанных йодистыми парами серебряных пластинок сумел сделать первые изображения. Спустя несколько десятилетий фотография вошла в широкий обиход европейского общества, а с 50-х гг.

уже стала особым бизнесом. В каждом городе открывались фотоателье, в столичных городах их было несколько десятков. Занимались этим неудачливые художники, любители-экспериментаторы, предприимчивые мелкие дельцы.

Фотография была дешевле любого заказного живописного портрета, и потому была доступна большей части городского и сельского населения. Запечатлеть свой облик с помощью фотопластинок спешили все. На фотографиях можно видеть изображения знаменитостей и безвестных людей, уличные сценки, групповые снимки семей, членов кабинетов министров, спортивных студенческих команд, художественных кружков.

Стоит сопоставить два взгляда на это явление. Одно мнение было высказано поэтом Ш. Бодлером в статье «Современная публика и фотография», появившейся в 1859 г.: «Техническая уловка, способная точно воспроизвести природу, станет наивысшим искусством. Некий мстительный бог выполнил пожелание толпы. Ее мессией стал изобретатель Дагерр. И тут все скопище мерзких обывателей кинулось, подобно Нарциссу, разглядывать свои заурядные физиономии, запечатленные на металле» .

Другое мнение высказано в одном из английских журналов 70-х гг.: «Кто видел собранные под одной рамкой, висящей над очагом рабочего, маленькие фотографии тех, кого жизнь уже разбросала... может быть, согласиться... что, противодействуя тенденциям социальным и промышленным, которые... подрывают наиболее сильные семейные привязанности, шестипенсовая фотография сделала для бедноты больше, чем все филантропы мира» .

Интересно отметить, что английская журналистка Э. Истлейк в статье 1857 г. по поводу фотографии высказала мнение, что вряд ли она станет искусством, но ее появление позволит освободить изобразительное искусство от прикладных задач.

Вот эпизод, характерный для общества, живущего по законам «юридического мировоззрения». В результате судебного процесса 1862 г. между двумя фотографами, один из которых скопировал сделанные другим снимки политических знаменитостей (Пальмерстона и Кавура), фотография была признана искусством . Что касается людей искусства -их мнения разделились: одни, подобно Ш. Бодлеру, видели в фотографии вмешательство технического прогресса в чуждую сферу; другие же, например, Э. Золя, полагали, что фотография открывает новые возможности для развития искусства. Некоторые художники стали использовать фотографии при работе над картинами.

Художественная жизнь в условиях диктатуры «усредненного вкуса».

Положение художника в индустриализирующемся обществе было таковым: он, безусловно, принадлежал к частным предпринимателям (преимущественно мелким), но одновременно воспринимался окружающими как существо незаурядное, необыкновенное, причастное тайнам и чудесам прекрасного и вечного. Говоря словами одного из историков, «в буржуазном обществе художник стал “гением”, что было равнозначно безденежной разновидности предпринимателя» . Спокойно заниматься своим делом, действуя так, как считает правильным, художник мог, если был материально обеспечен. В противном случае он должен был подчиниться требованиям, диктуемым обществом. Так было всегда. Ведь художник творит (работает) среди людей и для людей. Но к середине XIX в. сложилась ситуация, при которой внутренние потребности сферы искусства и запросы, предъявляемые к искусству обществом, не совпадали.

Утвердившаяся в науке теория прогресса в приложении к сфере прекрасного требовала постоянного обновления, наводила на мысль, что искусство, подобно наукам, должно постоянно меняться, тем более, что технические усовершенствования (фотография) лишали изобразительное искусство монополии в решении традиционных проблем: наглядно показать изображение объектов, которые невозможно увидеть «вживую». И многие художники готовы были обратиться к поискам нового. Но вставал вопрос об отношении к этому потребителей, зрителей, заказчиков, покупателей. И вот тут возник конфликт.

Стоит вспомнить, что наибольшее влияние в индустриализирующемся обществе приобретает средний класс, особенно та часть его, которая составляет буржуазию. Эта категория населения не просто растет численно, но определяет общественные вкусы, формирует нравы и образ жизни. Скромные буржуа среднего достатка, средних способностей и средней образованности, хорошо осведомленные в бизнесе, но слабо ориентирующиеся во всем, что с точки зрения бизнеса является прекрасным и бесполезным, определяли культурный облик эпохи. Французский поэт П. Верлен дал выразительный словесный портрет хозяина новой жизни: «Порядок любит он и слог высокопарный, /Делец и семьянин, весьма он трезв умом» Тревельян Д.М. Указ. соч. С. 568.

  • См.: Хобсбаум Э. Век капитала. С. 408.
  • Там же. С. 396.
  • Верлен П. Господин Прюдом // Европейская поэзия XIX века. М., 1977. С. 683.
  • В 2009 году в США вышло пособие «Белое пятно: почему журналисты не пишут о религии». Книга написана под редакцией авторов религиозных колонок знаменитых американских изданий. Основной посыл этого труда – «мы не можем не писать о религиозных проблемах после событий 11 сентября 2001 года, поскольку религиозные контексты определяют другие ориентиры: политические, социальные, культурные». Когда мы наблюдаем за болезненной для нас ситуацией на Востоке Украины, то понимаем, что проблема имеет значительно более глубокие корни. И здесь дело не только в геополитических и властных амбициях, а в духовном кризисе, на который мы, как общество, часто закрывали глаза. Об этом – в размышлениях на основе недавних событий.

    РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

    В начале недели украинцы праздновали 1026-летие Крещения Руси. Конечно, нынешнее празднование не было таким скандальным, как в прошлом году. Украинцы вышли на крестный ход по улицам Киева с просьбой мира и прекращения войны. Зато в Москве, в то же время собралось около сотни тысяч мусульман для празднования завершения Рамадана. В СМИ даже раздавались разнообразные комментарии по поводу сравнения этих событий. Для меня лично нет ничего плохого в том, что мусульмане имеют свое законное право, как и христиане для проведения религиозных обрядов. Однако это событие разрушило миф об истоках христианства, который лелеяла Москва, присваивая себе чужую историю. Мы наглядно убедились в том, кто является ментально ближе к христианскому мировоззрению, и кто прямой потомок Владимирского крещения.

    ПОСЛЕДСТВИЯ ДУХОВНОГО КРИЗИСА

    Хотя украинцы – это по-настоящему христианская нация, о чем свидетельствует история на всех этапах развития государства, однако есть также и скрытые духовные проблемы, которые для многих кажутся неважными, однако в действительности они имеют большое значение. После ужасной катастрофы малазийского «Боинга 777» на территории Донецкой области буквально всё внимание мировых медиа сконцентрировано на этом событии. После трагедии все передовые европейские и американские печатные издания изобиловали карикатурами-шаржами-коллажами на Владимира Путина, но на более действенные шаги, имея в виду очередной круг жёстких экономических санкций, Европа не отважилась. Однако в истории этой катастрофы, по-видимому, многих взволновало не только это. В социальных сетях, а позже - в мировых и украинских медиа, всё больше распространяли видео о мародёрствах террористов по отношению к телам погибших. Именно эти кадры выглядели самыми страшными, поскольку засвидетельствовали духовный кризис наивысшей степени. Собственно в этом контексте, по-моему, и стоит говорить об отсутствии ценностно-моральных ориентиров, ведь любая религия мира отрицает, во-первых, такое обращение с человеческой жизнью (вспомним расшифровки диалога террористов перед сбиванием самолёта, обращение с членами экспертной комиссии – Авт.), во-вторых, учит с уважением относиться к человеческим останкам. Поэтому через сюжеты СМИ об издевательстве над телами, по-моему, должны сделать для себя соответствующие выводы как украинцы, так и мировое сообщество. Для нашего общества должно быть очевидным то, что на Востоке да и не только, хотя сегодня именно в этой части страны больше всего заметно, медленно развивался духовный кризис. Это явление не только включает в себя постсоветский атеистический синдром, но также популяризацию жизни без ценностных ориентиров: собственной гражданской позиции, крепкой семьи, вкуса жизни. Пророссийская пропаганда именно в этом регионе в течение десятка лет готовила свое ополчение. Моя бывшая однокурсница, которая была наблюдателем на президентских выборах 2010 года в Енакиевом, родном городе Виктора Януковича, рассказывала, насколько бедно живут местные жители: мужчины – в шахтах, женщины борются за кусок хлеба для собственных семей, продавая выращенное на огороде. Эти люди были доведены не только до материального, но морального обнищания, из них изо дня в день формировали рабов. Безусловно, сегодня мы гордимся нашими военными, которые героически защищают Украину, воюют на передовых без надлежащего продовольствия и обмундирования. Однако мы забываем, что среди нас есть и часть тех, кто до сих пор поддерживает ДНР и ЛНР, коммунистическую партию, даже несмотря на её запрещение; тех, которые готовы заниматься мародерством прямо (среди террористов есть часть людей с украинским гражданством) и опосредствовано (через коррупцию и продажность). Во-вторых, кадры с действиями террористов по отношению к человеческим останкам возмутили мир. Однако, не направляется ли мировое сообщество к духовному кризису? В предыдущих колонках мы писали о секулярном отношении к человеческой жизни – легализация абортов, опытов над эмбрионами, эвтаназии («Культура жизни vs культура смерти» от 30.09.13 и «Смерть «не страдает» от 07.10.13). Конечно, эти действия не сравняются с видимыми действиями террористов, но шаг за шагом приближают к руине.

    Сегодня Украина имеет шанс наглядно доказать миру и исправить исторические пропагандистские стереотипы России, в частности, что касается мифа о «русском мире» и христианском первенстве. К реализации этой возможности может и должно приобщиться медиа-сообщество. Кроме этого, пережитые трагические события засвидетельствовали, что для развития нового украинского гражданского общества нужно обратить внимание на проблему духовной руины, пытаясь ликвидировать её всеми возможными путями вместе с институтами Церкви, медиа, власти. Одних лишь инициатив общественности – недостаточно, должен быть выработан единый механизм формирования здорового мышления в государстве. Во-вторых, находясь в сообществе европейских государств, Украина должна быть государством-личностью с собственным характером и без комплекса второсортности. Нужно понять, что как нация мы владеем чрезвычайным духовным потенциалом, потому нужно «продвигать» эти смыслы и не бояться развивать их, ведь государство без «сердца» - обречено на гибель!

    Тема: Художественная культура XVII века: смена духовных ориентиров. (МХК, 10 класс)

    Цель: Расширение знаний учащихся об искусстве 17-18 века, актуализация ранее полученных.

    Ход урока

    1.Оргмомент.

    2.Изучение новой темы.

    Не токмо за изменение святых книг,

    Но и за мирскую правду…

    Подобает душа своя положить. Протопоп Аввакум

    "Бунташный век"
    XVII век- самый противоречивый период истории . Он отмечен многочисленными бунтами, дворцовыми переворотами, годами Смуты и сменой царской династии. России приходилось бороться с внешними врагами (Польша, Швеция), с церковным расколом в самой Руси.
    XVII век - начало нового периода в истории русской культуры.Борьба старого и нового.

    Для него характерно начало осознания всем обществом и отдельной личностью своей важной роли в судьбах страны. Как и во многом другом, большую роль в этом сыграли события Смутного времени, войны и продвижение в бескрайние просторы Сибири. Эти эпохальные события, исключительно важные для судеб государства и народа, втянули в свой водоворот огромные массы людей и показали их мощь, вдохнули в них новые представления о “силе земли”, “земского начала”.
    В искусстве XVII в. переплелись самые разные тенденции
    «Старина и новизна перемешалися»: средневековый художественный канон был ещё устойчив, но новое светское начало уже вторглось в творчество иконописцев, писателей, зодчих. В это время началось сближение русской и европейской культур.
    Многочисленные потрясения России в начале XVII в., ее вступление в эпоху Нового времени сказалось и на культуре, главной особенностью которой стал отход от церковной каноничности. Во всех областях культуры шла борьба между старыми церковными и новыми светскими формами, которые постепенно побеждали, что привело к дальнейшему усилению реалистических тенденций в искусстве. Новизна- светское восприятие мира, европейское мышление и образ жизни.

    Святейший патриарх Никон (Минов Никита)
    Рано лишившись матери и вытерпев много горя от злой мачехи, смышленый мальчик выучился грамоте, приобщился к дарам церковной благодати, возревновал об иноческом служении. Двенадцати лет от роду он тайно ушел в Троицкий Макарьев монастырь и восемь лет пробыл там послушником, готовясь принять монашеский постриг. За это время отрок хорошо изучил церковные службы, в монастырской библиотеке приобрел обширные познания, набрался духовного опыта, удивляя братию силой своего характера и строгостью жизни.

    Раскол церкви : Когда Никон был возведён на патриарший престол, он не пытался оградить Русь от чужестранных влияний, грозящих чистоте православной веры. Никон выступил ярым врагом своих обычаев и вызвал церковную реформу, чтобы устранить различия между русскими и греческими церковными обрядами. Многие из духовенства, купечества, стрельцов, крестьянства не приняли новую реформ. Дворяне поддержали Никона.
    - Василий Суриков «Утро стрелецкой казни» , «Боярыня Морозова»

    Культура России в ХVII веке

    1.Подъём русской науки
    Русская наука в XVII в. испытывала подъем. Все большее значение приобретали естественные и точные дисциплины. Укреплялись связи с Западной Европой, откуда привозили книги по астрономии, медицине, географии.
    2. Рост городов
    В XVII в. переход к товарному хозяйству, развитие внутренней и внешней торговли, усиление центральной власти и расширение границ страны привели к росту старых городов и возникновению новых на юге и востоке, к постройке гостиных дворов и административных зданий, каменных жилых домов бояр и купцов. Каменные стены среднерусских монастырей в то же время теряли свои старые оборонительные устройства, становились более нарядными
    - «У Мясницких ворот Белого города в 17 веке» А. Васнецов.

    Панорама Кирилло-Белозерского монастыря по описи 1601 года.

    3.Обучение грамоте. Круг чтения.
    Во времена Ивана Грозного, его отца и сына грамотных можно было сыскать преимущественно среди лиц духовного или приказного сословия; в XVII в. их уже немало среди дворян и посадских людей. Даже среди крестьян, крепостных и холопов имелись грамотеи - старосты и целовальники, приказчики и писцы. Но, конечно, основная масса крестьян - люди неграмотные.

    В первой половине столетия многие городские воеводы из-за неграмотности шагу не могли ступить без дьяков и подьячих, своих подчиненных по воеводской избе - центру уездного управления. Во второй половине столетия на воеводствах сидели люди грамотные; это прежде всего представители думных и московских чинов. Среди уездных дворян грамотных было еще немного. Немало грамотных имелось на посадах. Занятия ремеслом и торговлей, разъезды по делам требовали знания письма и счета. Грамоте посадские и крестьяне учились у “мастеров”из священников и дьяков, дьячков и подьячих, прочих грамотных людей Учили прежде всего элементарной азбуке по печатным и рукописным азбуковникам.

    За вторую половину столетия Печатный двор напечатал 300 тысяч букварей, 150 тысяч учебных Псалтирей и Часословов.
    Значительно расширился круг чтения. От XVII столетия сохранилось много книг, печатных и особенно рукописных. Среди них и церковные и светские: летописи и хронографы, повести и сказания, сборники литургического, исторического, литературного, географического, астрономического, медицинского и иного содержания.

    Первые учебники
    В 1634 г. был издан букварь В. Бурцева, и с тех пор, в течение всего столетия, его несколько раз переиздавали.
    Тогда же опубликовали грамматику Мелетия Смотрицкого, украинского ученого. В конце столетия напечатали букварь Кариона Истомина, монаха Чудова монастыря, а также практическое руководство для счета - таблицу умножения.

    Учебник Смотрицкого

    4. Школы и академия

    Расширение сферы торгово-ремесленной деятельности, рост аппарата власти складывавшегося абсолютизма, усиление внешнеполитических связей России, потребности обороны страны требовали увеличения числа образованных людей. Во второй половине ХVIIв. было создано несколько государственных школ.
    В 1685 г. существовала “школа для учения детям”в городе Боровске , около торговой площади. В Москве, на Никольской улице построили особое здание для школы. Открыли ее в 1665 г. при Спасском монастыре.

    Открыли в 1687 г. первое высшее учебное заведение. Давало программу образования не только церковного, но и общего. Здесь постигали “семена мудрости”из наук гражданских и церковных - весь школьный цикл от низших до высших классов, начиная с грамматики и кончая философией, этикой и богословием.

    Научные знания
    Русские славились как мастера обработки металла, литейного дела. Источники часто упоминают о “пищалях винтовальных” - нарезных ружьях, о пищалях с механизированным клиновидным затвором. В 1615 г. русский мастер изготовил первую пушку с винтовой нарезкой.
    Книги давали начатки знаний по геометрии и геологии, физике и химии, баллистике и иным наукам. В травниках описывают свойства разных трав, дают рекомендации по лечению ими болезней. Знание астрономии было необходимо для хозяйственной деятельности, для суточного исчисления времени, определения дней переходящих церковных праздников. В России имели хождение рукописи астрономического характера, прежде всего переводы иностранных трудов.

    Хорошо в России отливали колокола, славился по всей стране их “малиновый звон”. Успешно и надежно владели русские мастера строительной техникой, возведением деревянных и каменных зданий, светских и церковных.

    5.Литература XVII века
    Народный дух, нередко критический, здравый, реалистический подход к объяснению действительности прорываются все явственней в литературу.
    Происходит ломка древнерусских жанров. Даже в церковные произведения (житие святых) проникают элементы жизненности, биографичности. За перо берутся не только монахи, но и бояре, дворяне, посадские люди.
    - Хожение Даниила,17 век.

    В литературе XVII в. появляются новые черты: демократический писатель и читатель, внимание к личности героев, их душевным переживаниям.

    Рождаются новые жанры - светская повесть, драма, стихи с их бытовыми, сатирическими, любовными мотивами. Но все эти черты означают лишь первые шаги нового. В основном литература продолжает старые традиции; она по-прежнему в основном анонимна.

    Фольклор
    Фольклорный материал заполняет многочисленные рукописные сборники исторического, церковно-литургического содержания, сборники песен и “крюков”(крюковые ноты), пословиц и поговорок, сказок и преданий, заговоров и свадебных обрядов. Широкое хождение имеют сказки - волшебные, бытовые, героические; былины о богатырях киевской поры; исторические песни о царевне Ксении и полководце Скопине-Шуйском, о Ермаке Тимофеевиче, Азовском сидении и Стеньке Разине. Особенно хороши песни о Разине - народном заступнике:

    Ты взойди, взойди, красно солнышко,

    Обогрей ты нас, людей бедныих,

    Добрых молодцев, людей беглыих:

    Мы не воры, не разбойнички,

    Стеньки Разина мы работнички.

    Сборники пословиц и поговорок этого времени убеждают, что многие из них дожили до нашего времени:

    - “Баснями соловья не кормят”,

    - “Взялся за гуж, не говори, что не дюж”

    - . “Аркан не таракан: хошь зубов нет, а шею ест” (об ордынской неволе),

    - “Вот тебе, бабушка, и Юрьев день”(об отмене Юрьева дня).
    Жития святых
    По-прежнему русские люди любили читать жития святых. Жития распространялись в тысячах списков. Составляются жития и в XVII в., появляются новые святые подвижники и их жития с описанием подвигов и чудес, с ними связанных. Создаются также жития-биографии не церковных, а гражданских лиц.
    - Преподобные Антоний и Феодосий Печерские
    - Н. Рерих Святой Сергий

    - «Житие Аввакума», «Житие А.Невского»

    Современная старообрядческая икона изображает протопопа Аввакума (Аввакума Петровича Кондратьева), (1620(?)-1682), прославляемого в лике священномученика и исповедника.
    Один из наиболее выдающихся русских писателей, противник реформ патриарха Никона XVII века, протопоп города Юрьевца-Поволожского. Ему приписывают 43 сочинения, в том числе «Житие», «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и др. Его считают родоначальником новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы. Старообрядцы почитают Аввакума святым мучеником, написаны многие его иконы.
    - икона. Ирина Никольская

    Икона Протопоп Аввакум

    В литературе большое внимание уделялось человеку, его судьбе, передаче его сложного внутреннего мира.
    Литература вместе с другими явлениями общественной, духовной жизни ярко отражает рост национального самосознания народа, идейные противоречия, противоборство разных социальных сил. События начала века подвигли взяться за перо князей и бояр, дворян и посадских людей, монахов и священников.
    - Псалтырь, 17 век.

    Историческая литература
    В это время ещё большее распространение получили исторические сочинения - летописные своды, повести, сказания и другие памятники предшествующих столетий. В XVII в. к ним прибавились многие новые летописи и хронографы, повести и сказания.
    Помимо сочинений, которые продолжают летописную традицию, в XVII в. появляются исторические сочинения нового типа, переходного от летописного жанра к своего рода монографическому или обобщающему.

    К первому типу можно отнести труд Сильвестра Медведева “Созерцание краткое лет 7190, 7191 и 7192, в них же что содеяся во гражданстве”. Это - единый и подробный рассказ о конце правления царя Федора Алексеевича, Московском восстании 1682 г. и начале регентства Софьи Алексеевны. Изложение доведено до 1684 г.

    Летопись «Новый летописец»

    А. Лызлов «Скифская история»
    - Иннокентий Гизель «Синопсис».

    В нём дан обзор, краткий и популярный, русской истории с древнейших времен до той эпохи, когда жил и писал его автор. Позднее его переиздавали десятки раз, настолько он стал популярен как пособие для чтения.

    Исторические повести и сказания

    Авраамий Палицын в “Сказании” подробно повествует о “разбойничестве”первых лет нового века, восстании Болотникова, борьбе с самозванцами и интервентами. Другие авторы: дьяк И. Тимофеев во “Временнике”, И. М. Катырев-Ростовский, родовитый князь, многие известные и анонимные составители повестей и сказаний, слов и видений - взволнованно говорят о Смуте. В объяснении ее причин, наряду с божественным промыслом, указывают на замыслы и поступки людей, порицают их: одних - за нарушение справедливости (например, убийство царевича Дмитрия происками Годунова), других-за “безумное молчание”в связи с этим, третьих (“рабов” господских) - за непослушание и мятеж.

    Участники похода Ермака составили “Казачье написание”. Инициативу похода они отводят самим казакам, а не Строгановым. Федор Порошин, беглый холоп, ставший подьячим Войска Донского, создает в 40-е гг. “Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков”. С её страниц встает эпопея героической борьбы донцов с турками в ходе взятия и защиты Азова.

    Бытовая реалистическая повесть
    Это новый литературный жанр XVII века. В бытовых повестях происходит отход от средневековых представлений о "предопределенной" свыше человеческой судьбе. В них жизнь героя зависит во многом от его личных качеств, таких, например, как ловкость и деловитость. Таким образом, наблюдается поворот к освещению личной жизни людей, более того, возрастает интерес к внутреннему миру человека. Вместе с тем, в центре повествований уже не исторические литературные персонажи, а вымышленные, отсюда - создание чисто литературных образов. Бытовая повесть XVII в. обращается к судьбам людей разных социальных сред, прежде всего купечества и дворянства.

    Наиболее значительными произведениями являются:

    - "Повесть о Фроле Скобееве",

    - "Повесть о Савве Грудцыне",

    - "Повесть о Горе-Злочастии",

    - "Повесть об Улиании Осорьиной".
    "Повесть о Савве Грудцыне"
    Это сочинение начинается с рассказа об осаде русскими войсками г. Смоленска в 1632 г. Но неизвестный автор пишет не только военную повесть, но и повесть о частной жизни купеческого сына Саввы Грудцына. Он продал душу дьяволу из-за несчастной любви. Замужняя дама присушила его приворотным зельем, а потом отвергла. Вот и гуляет теперь Савва вместе с бесом по Руси, показывая чудеса храбрости в борьбе с поляками под Смоленском. Однако пришло время расплаты за грехи молодости, и вот теперь Савва, смертельно больной, измученный человек, кается и вымаливает у Богородицы прощение.

    «Когда началась Божественная Литургия, Савву положили на ковре вне церкви. А когда запели "Херувимскую", раздался голос, подобный грому: - Савва! Встань, что ты медлишь?! Иди в церковь и будешь здоров. И больше не греши! Царь подивился милосердию Божию и свершившемуся чуду… . Потом Савва раздал бедным свое имущество все, сколько у него было, а сам ушел в Чудов монастырь. Там он принял монашество и стал жить в посте и молитвах, беспрестанно молясь Господу о своем согрешении. В монастыре он прожил немало лет и отошел ко Господу во святые обители».

    Сатирические повести

    Другим новым жанром литературы XVII в. стали сатирические повести. Большинство из них - "Сказание о куре и лисице", "Калязинская челобитная", "Повесть о Карпе Сутулове", "Повесть о бражнике" - своим острием нацелены на быт и нравы церковников. Едко высмеиваются лицемерие и стяжательство духовенства, пьянство и распутство монахов. Объектом сатиры становится и неправый суд с его продажными судьями и беспринципными решениями.

    Из произведений этого жанра выделяются:

    - «Повесть о бражнике како вниде в рай»

    - "Повесть о Ерше Ершовиче".

    - "Повесть о Шемякином суде"
    Герой совершил три преступления: оторвал хвост у чужой кобылы, пришиб поповского сына, убил соседского отца, правда, произошло это по чистой случайности. И попал герой на суд неправедного Шемяки – известного взяточника.
    Во второй части описано, как бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул - мешок с деньгами, за что и приговаривает богатому брату отдать лошадь бедняку, пока у нее не отрастет новый хвост, попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не “добудет ребенка”, а сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу. Истцы предпочитают откупиться, чтобы не исполнять решений судьи. Шемяка же, узнав, что бедняк показывал ему камень, возблагодарил Бога: “Яко бы я не по нем судил, а он бы меня ушип”.
    Авторы сатирических повестей вышли из низших слоев приказной и духовной среды. Отсюда их просторечие, бытовые сцены, критический взгляд на явные противоречия социальной жизни. Таковы “Азбука о голом и небогатом человеке”, “Служба кабаку”, “Сказание о none Саве и великой его славе”. Мздоимство и жадность, пьянство и распущенность бичуются в этих повестях метко и остроумно, живым языком, с пословицами и скоморошьими прибаутками.
    Мздоимство (устар.) – взяточничество

    Рождение поэзии XVII в.

    Приметой новизны культуры «бунташного века» становится рождение поэзии. Стихами литература пыталась говорить и раньше, но это был сказовый стих, не имеющий рифмы. К поэзии было близко храмовое песнопение. С XVI в. стихами стали называть внебогослужебную духовную лирику. В ней звучат мотивы покаяния человека, мольба о прощении грешников. В XVII в. развиваются светские послания, акростихи, -эпистолии.

    С именем белорусского просветителя Симеона (Самуила) Полоцкого , приглашенного в 1661 году в Москву для обучения царских детей, связано возникновение силлабического стихосложения. С. Полоцкий был милостиво принят и обласкан при дворе царя Алексея Михайловича, стал придворным поэтом.

    В 1678-1679 гг. появляются два сборника его стихотворений: "Вертоград многоцветный" и "Рифмологион". В творчестве С.Полоцкого воплотился так называемый «стиль барокко». Стихи его хотя тяжеловесны, но помпезны и нарядны, в них звучат панегирические тона, идеализировавшие самодержавное правление. Продолжили это поэтическое направление в конце века Сильвестр Медведев и Карион Истомин.
    Панегирик - литературный жанр, представляющий собой речь, написанную по случаю чьей-либо смерти, затем речи приобретали официальный характер и стали служить предлогом для похвалы живым.

    С. Полоцкий свой интеллект вложил в стихотворный перевод Псалтири. Он сделал библейские строки более удобными для пения.
    Полоцкому удалось основать первую на Руси типографию. Здесь была издана «Псалтирь рифмотворная» «Повесть о Варлааме и Иосафе» - популярный памятник литературы XVIIв. Благо есть книги святые читати, И полезная оних собирати, Та бо Богови наставляют, Добродетелем удобь научают. (Из наставлений читателю «Повести о Варлааме…»)

    Печатание книг

    За вторую половину столетия Печатный двор напечатал 300 тысяч букварей, 150 тысяч учебных Псалтирей и Часословов. Бывало, за несколько дней раскупались тысячные тиражи таких пособий. Однако многие продолжали учиться по рукописным азбукам, прописям и арифметикам. Значительно расширился круг чтения. От XVII столетия сохранилось много книг, печатных и особенно рукописных. Среди них и церковные и светские: летописи и хронографы, повести и сказания, сборники литургического, исторического, литературного, географического, астрономического, медицинского и иного содержания.
    - Карион Истомин. Букварь. Москва. 1694 г.

    Театр в XVII веке

    Большой популярностью в народе, как и прежде, пользовались представления скоморохов - бродячих артистов. Скоромошьи "игрища" продолжали во многом еще языческие традиции, хотя в них часто звучало социальное обличение.
    Против них власти боролись. В 1648 г. царская грамота запретила эти "позорища" (зрелища), "хари" (маски) и "бесовские гудебные сосуды" предписывалось ломать и жечь. За ослушание ведено было бить батогами. Однако по-прежнему находились люди, которые "приказывают медведчикам и скоморохам на улицах, торжищах и распутиях сатанинские игры творить, в бубны реветь, в ладоши бить и плясать".
    - Медведь с козой забавляются. Медвежья потеха. Лубочная картина.

    А. Васнецов «Медведчики.Театр Петрушки, 17 век»

    Придворный театр в XVII веке
    В XVII в. на Руси новый, профессиональный театр возник при дворе, и он должен был противостоять скоморошьему лицедейству, народному театру Петрушки. Вместо народных сцен показывали пьесы на библейские, историко-героические темы; вместо народного языка, подчас резкого, грубоватого и фривольного,- напыщенный, тяжеловесный язык.
    Царь Алексей Михайлович по инициативе боярина А. С. Матвеева поручил в 1672 г. организацию театра Иоганну Готфриду Грегори, пастеру лютеранской церкви из Немецкой слободы в Москве. Он набрал труппу из 60 иноземцев, вскоре начали играть на немецком и русском языках пьесы на библейские темы..

    Профессиональный театр в XVII веке
    Первоначально труппа театра набиралась из жителей Немецкой слободы, в последующее время появляются русские актеры - из мещан и подьячих. Все роли исполняли мужчины. Разыгрывались в основном пьесы на легендарно-исторические ("Артаксерксово действо") и библейские ("Юдифь") сюжеты. Появляются и светские "комедии": "Комедия о Тамерлане и Баязете", "Комедия о Бахусе с Венусом". Ставились также балетные спектакли. Зрителями были только царь, вельможи и приближённые. После смерти Алексея Михайловича театр прекратил свое существование. Алексей Михайлович становится весьма частым, по тому времени посетителем театральных представлений.
    - И. Грегори

    Барокко в зодчестве
    Баро́кко - итал. barocco - «странный», «причудливый»

    Храм Казанской иконы Божией Матери, XVII век.

    Новоиерусалимский монастырь, Моск. обл. XVII век

    Церковь Рождества Богородицы в Путинках конец XVI в.

    Церковь Покрова Богородицы в Филях, Москва 1690-1693
    Гр Никитников церковь Живитель Троицы в Никитниках, Москва XVII век

    Старое и новое, духовное и светское тесно сплелось в художественной культуре «бунташного века». В ХVII в. русская культура сделала большой шаг вперёд. В ней отчётливо проявились новые веяния. Они создали предпосылки того перелома в русской культуре, который совершился в начале ХVIII в. в результате преобразовательной деятельности Петра.
    - А.М. Васнецов «Расцвет Кремля в конце 17 века»

    А. Васнецов «Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII в.»

    3. Рефлексия

    4.Подведение итогов. 5.Домашнее задание