Так какой народ живёт в Татарстане? Азиаты или белые, татары или булгары?! Как выглядят татары, внешность женщин и мужчин фото, типичные черты татарской национальности.

На вопрос Татары - европейцы или азиаты? Доказательства, пожалуйста. заданный автором Ѐусский Бисмарк лучший ответ это Русские европейцы или азиаты?
Русские на 99% находятся в Азии, по происхождению на 50% -финноугры, 50% тюрки.
И только язык насильно внедрен славянский.
Русский Бисмарк
Просветленный
(32455)
По их понятиям недочеловеки.

Ответ от Respektus [гуру]
Обобщая итоги более чем столетнего изучения антропологического облика татар, отметим их расовую неоднородность как внутри основных этнических групп, так и между ними, что, вероятно, отражает специфику их расогенеза и этногенети-ческих связей. Так, в составе поволжско-приуральских татар выделяются четыре основных антропологических типа.
Понтийский тип - характеризуется мезокефалией, темной или смешанной пигментацией волос и глаз, высоким переносьем, выпуклой спинкой носа, с опущенным кончиком и основанием, значительным ростом бороды. Рост средний с тенденцией к повышению.
Светлый европеоидный тип - характеризуется суббрахикефалией, светлой пигментацией волос и глаз, средним или высоким переносьем с прямой спинкой носа, среднеразвитой бородой, средним ростом. Целый ряд морфологических особенностей - строение носа, размеры лица, пигментация и ряд других - сближает этот тип с понтийским.
Сублапоноидный тип (волго-камский) - характеризуется мезо-суббрахикефалией, смешанной пигментацией волос и глаз, широким и низким переносьем, слабым ростом бороды и невысоким, среднешироким лицом с тенденцией к уплощенности. Довольно часто встречается складка века при слабом развитии эпикантуса.
Монголоидный тип (южно-сибирский) - характеризуется брахикефалией, темными оттенками волос и глаз, широким и уплощенным лицом и низким переносьем, часто встречающимся эпикантусом и слабым развитием бороды. Рост, в европеоидном масштабе, средний.
Каждый из этих типов ни в одной из групп не выражен в чистом виде, но реальность их в составе татар подтверждается накоплением признаков соответствующих типов в отдельных территориальных группах. Только европеоидный тип с относительно светлой пигментацией не имеет отчетливой географической локализации в составе татар и может предполагаться лишь в виде примеси. По данным Т. А. Трофимовой среди всех исследованных татар преобладает темный европеоидный (пон-тийский) тип (33,5%), затем - светлый европеоидный (27,5%), сублапоноидный 24.5%) и, наконец, монголоидный (14,5%) (Трофимова, 1949. С. 231).
Таким образом, формирование антропологического облика поволжско-при-уральских татар и соседних народов шло в тесном этногенетическом взаимодействии, которое имело разную направленность и интенсивность в зависимости от конкретной исторической ситуации в данном регионе.
Среднее Поволжье и Приуралье, занимая географически выгодное положение между Европой и Азией, между лесом и степью и обладая богатыми биоресурсами, издревле являлось зоной контактов между народами, различающимися не только по происхождению, языку и культуре, но и по антропологическому облику. Так, судя по материалам палеоантропологии, первые контакты на генетическом уровне между лесным населением (представителями западных вариантов уральской расы) и жителями степной зоны, в целом характеризующимися европеоидным обликом, фиксируются уже в эпоху неолита и энеолита (Яблонский, 1992). В эпоху бронзы и раннего железа исследуемый регион становится ареной миграционных потоков, идущих как в широтном, так и в меридиональном направлении. В результате этих миграций и широких брачных связей между местным и пришлым населением шло формирование того антропологического типа, который выделяется среди поволжских татар как сублапоноидный. Этот тип в различных его вариантах является основным для местного финноязычного населения (Акимова, 1973; Ефимова, 1991).
С началом тюркской эпохи и приходом болгар на Среднюю Волгу наблюдаются активные этнокультурные и этногенетические взаимоотношения между тюрко-язычными племенами и финно-угорским населением в рамках новообразованного государственного объединения - Волжская Булгарии. Эти ассимиляционные процессы, длившиеся более 300 лет, накануне монгольского завоевания привели к образованию новой этнической общности - волжских булгар.
Основным фактором расообразования явилась метисация между пришлым, тюркоязычным и местным, финно-угроязычным населением.


Ответ от Наталья Стяжкина [новичек]
Меня сейчас бабка лет 50-ти на улице оскорбила. Остановилась возле меня и говорит.
"В России живут русские и славяне, а не азиатские морды. Тьфу (в мою сторону)".
Вот как с такими разговаривать?
Сказала просто в ответ ей. "Пошла вон, дура!"
Я татарка по национальности, меня со времен СССР в школе никто не обзывал, тем более азиатской мордой. Ребенок у меня метис русского и татарина. Полностью светловолосая и белокожая. И как не стыдно, что за воспитание у русских бывает порой.
Азия или Европа корни предков моих я знать не знаю. Прабабка и прадед уже жили на Урале, а до них откуда пришли и не знаю. В семье нашей разные есть и русые и смуглые. Кто, блин, я? Разве вправе мне незнакомые люди такие вещи говорить и азиатской мордой называть?
Так обидно. До жути.


Ответ от Mikhail Basmanov [эксперт]
Слово татары как и монголы, придумали на бумаге, уже после правления царя Петра 1. До этого был народ - тартарийцы. Жители империи - Великой Тартарии, которая существовала более 100 тыс. лет. Территория Великой Тартарии изначально, была и в Азии и в Европе. Тартарийцы - это народ русы. Сохранилось множество старинных карт и т. п., подтверждающих это. В империи Великой Тартарии жили и другие народы вместе с русами.


Ответ от Norik7785 [новичек]
Это дезинформация. Русский генофонд типично европейский, только больше арийской гоплогруппы. Фино-угорские народы нам не родственны, а родственные все славянские и особенно восточные славяне и южно-балтийские народы. Исследования говорят об общих предках. А вот так называемые тюрки многие не родственны друг другу и не родственны монголам. Татары имеют гоплогруппы с субскладами азиатского происхождения.


Ответ от Maloy [мастер]
что за бред?? кто тебе сказал что у татар азиатское происхождение?


Ответ от Sardar... [гуру]
Евразийцы:)


Ответ от Aldar kose [гуру]
европа в первую очередь означает территорию, а не культуру.
аналогично и Азия


Ответ от Always On The Run [гуру]
конечно азиаты


Ответ от Gipno Kot [гуру]
кочевники


Ответ от Пользователь удален [гуру]
А что, если европеец, это каста? Да азиаты лучше и умнее


Ответ от На раене три недели нету плана [гуру]
алтайская семья, этим все сказано


Ответ от саид Гатауллин [гуру]
у них частично азиатское и частично европейское, прочитай про булгар, и по истории настоящие татары пришли из сибири...


Ответ от Spiny [гуру]
Казанские татары и мишари населяли степи Северного Причерноморья до Каспия и Северного Кавказа, так что нельзя сказать, что они имеют азиатское происхождение.


Ответ от Галина Дорофеева [гуру]
а как же манголо татары, что и монголия то же в европе? конечно же азиаты


Ответ от Qazaq_ad [гуру]
тюрки
тюрки отдельная раса


Ответ от Mont [гуру]
Тураниды (Тюрки) не европейцы точно. Доказательство их язык и культура с обычаями одна с другими тюрками например казахами, а они не европейцы. Но поводу их расположения в Европе я не согласен, россия вся в Азии


Ответ от Bunny show [новичек]
*ля я татарка, а внешность можно сказать как у русских или европейцов (татары не азияты, а башкиры ими являются)


Ответ от Адиля Загидулина [новичек]
Между прочем тюрки большие европиоиды чем некоторые индоевропейцы. Такие как романцы к примеру. У них большую часть этногруппы составляют народы из америки, те что асимилировались со сдешними монголоидами и привезенными туда черными. А тюрки почти чистокровный европейцы, если не считать некоторые маленькие народы. Допустим турки самый большой тюркский этнос примерно половина всех тюрак и все чистокровные европиоиды. Потом узбеки вторые по численности,
которые почти все асимилированы иранцами и тоже почти что все европиоиды. Ну там дальше идут азербайджанцев, тоже чистые европиоиды. казахи и киргизы между прочем на половину европиоиды оно это и в интернете есть, просто русские не видят различие. Вы думаете что и арабы и иранцы и индусы это монголоиды, а европиоиды есть везде и в Азии их полным полно среди коренного населения.


Особенностью татарской национальности выступает отсутствие ярко выраженных черт внешности, что позволило бы безошибочно отличить ее представителей от других народов. Их облик различен, в зависимости от этнической группы, к которой они принадлежат. Однако антропология все же выделяет признаки, как выглядят татары, с учетом характерных особенностей.

Как определить татарина: типичные черты национальности

Татары (самоназвание «татарлар») относятся к тюркской группе, белой расе. С древнейших времен многолюдный этнос воздействовал на развитие Евразии. История Средних веков повествует, как нация держала в напряжении обширную территорию от Тихого океана до Атлантического побережья.

Разнообразие типов внешности народа обусловлено его происхождением, поскольку среди предков татар были представители как монголоидной, так и европейской расы. Этим же объясняется распространенность и многолюдность нации.

Смешанность расы, к какой относятся татары, позволяет видеть среди ее представителей темноволосых и светлых, рыжих, кареглазых, с серыми глазами и так далее.

В зависимости от того, откуда произошли и где живут, выделяют множество видов данной национальности.

К ним относятся:

  • казанские;
  • касимовские;
  • сибирские;
  • астраханские;
  • пермские;
  • крымские татары;
  • мишари;
  • тептяри;
  • кряшены;
  • нагайбаки и прочие.

Численность нации в России на 2010 год, согласно данным википедии, 5,3 миллиона человек. В процентном соотношении показатель, сколько татар от общего числа населения, составляет 3,87%. По распространенности в РФ национальность признана второй после русских. В мире насчитывается около миллиона татар, они составляют более половины населения Республики Татарстан (53%), а в США, согласно статистике, живут только 2-7 тысяч человек.

Представители нации говорят на татарском языке, какой включает западный и казанский диалекты. В религии народа встречаются мусульмане, православные христиане (Кряшены) или атеисты (нет веры в Бога). Преимущественно в своем вероисповедании татары принадлежат к суннитам, а не к шиитам.

Помогает определить национальность по чертам лица характеристика антропологических типов.

У татар их выделяют 4:


Для каждого из них характерны черты, представленные на фото.

Форма головы

Для татар характерны мезокефалия или суббрахикефалия (черепной указатель 76-80), то есть преимущественно встречается среднеголовость, умеренно длинный и широкий череп и овал лица.

Монголоидному типу свойственна брахикефалия, то есть короткоголовость. При этом лицо широкое и уплощенное.

На фото изображен телеведущий Алмаз Гараев и актер и телеведущий Тимур Батрутдинов.

Алмаз Гараев

Тимур Батрутдинов

Глаза

Считается, что для татар характерны монгольский разрез глаз, их узкая форма. Однако это необязательно, преимущественно эпикантус встречается у монголоидного типа, слабо развит у сублапоноидного.

Остальным антропологическим типам такие признаки несвойственны.

Цвет варьируется: татары встречаются голубоглазые, с карими глазами. Но наиболее распространенными считаются зеленые.

На фото представлен певец, актер и режиссер Дмитрий Бикбаев.

По его внешности сложно определить татарина.

Более характерный типаж представлен ниже - певец, актер, композитор, продюсер, кинорежиссер Ренат Ибрагимов.

Нос

Форма органа обоняния у татар разнообразна. Обычно нос широкий, с прямой спинкой или невыраженной горбинкой. Для понтийского типа характерен опущенный кончик, для монголоидного и сублапоноидного - низкое переносье.

На фото изображены певец, актер, предприниматель, композитор, продюсер Тимати (Тимур Юнусов) и успешный теннисист Марат Сафин.

Марат Сафин

Волосы

Преимущественно для татар характерен черный цвет волос. Но в отличие от узбеков, монголов, таджиков, встречаются и светловолосые представители национальности. У татар возможен русый и рыжий цвет.

На фотографиях изображены российский футболист Руслан Нигматуллин и актер Марат Башаров.

Руслан Нигматуллин

Марат Башаров

Внешность татар

Обобщенный образ, какими бывают татары, представляет человека среднего роста со смешанной пигментацией глаз и волос, умеренно широким овалом лица, носом прямым или с горбинкой. Мужчины выделяются крепко сложенным телом, коренастостью, женщины, наоборот, хрупкостью.

Внешность татар иногда значительно отличается, в зависимости от принадлежности к определенному этносу.

Казанских

Среди татар данной этнической группы часто наблюдаются европейские черты внешности: русые волосы, иногда рыжие, светлые глаза, узкий нос, прямой или с горбинкой. Такой типаж сходен со славянами.

От монголов может присутствовать широкий овал лица и суженные глаза.

Для мужчин характерен средний рост, крепкое телосложение, короткая шея. Это обусловлено смешением крови с финскими народностями.

На картинке изображены казанские татары-знаменитости.

Крымских

Татары этой группы появились в XV веке. Живут ее представители на юге Украины, в России, Румынии, Турции, Узбекистане (куда депортированы из Крыма в середине XX века).

Чистокровным крымским татарам присуща внешность, близкая к славянской. Настоящие представители нации имели высокий рост, русые или рыжие волосы, светлые глаза и кожу.

Однако соседство с азиатами внесли характерные черты в образ национальности. Многие татары приобрели соответствующий тип лица, темные волосы и глаза, смуглость.

После возврата в Крым народ возрождает утерянные самобытные обычаи и традиции.

На фото представлены крымские и казанские татары, где прослеживаются черты, чем между собой отличаются этнические группы.

Урала

История татар на Южном Урале мало изучена, сегодня Челябинская область насчитывает огромное количество общин.

Антропологический тип представителя национальности представлен на рисунке.

Часто встречаются темные волосы и глаза, возможно зауженные, широкий овал лица и нос, выделяющиеся скулы, большие уши.

Поволжских

Для татар этой группы свойственны признаки монголоидной расы. Это проявляется темными волосами, серыми или карими глазами со складкой на верхнем веке, широким носом, иногда с горбинкой, обычно светлой кожей.

Мужчины отличаются крепким телосложением, ростом выше среднего.

Сибирских

Характерна восточная внешность, которую визуально легко отличить от русской. Свойственна смесь европеоидного и монголоидного типов. Иногда внешность сибирских татар сравнима с узбекской.

У представителей национальности отмечаются темные волосы и глаза, выделяющиеся скулы, широкий нос восточного типа. Телосложение правильное, мужчинам характерны крепость и выносливость.

Горьковских (Нижегородских)

Выступают субэтносом татар-мишарей. Их характерный признак - цокающий нижегородский говор. Живут в Нижнем Новгороде, Дзержинске и татарских селах.

Преобладает понтийский антропологический тип внешности, проявляющийся темной или смешанной пигментацией глаз и волос, носом с горбинкой и опущенным кончиком, средним ростом. Возможны европеоидные черты, отличающиеся от предыдущих светлым цветом волос и глаз. Монголоидный тип внешности немногочислен.

Астраханских

Группа татар, сформированная на территории современной Астраханской области. Считаются потомками тюркоязычного населения Золотой Орды, имеют свой диалект.

В ходе исторического развития народность испытала влияние ногайцев.

Для внешности астраханских татар более свойственны монголоидные черты, чем европеоидные. Отмечается темный цвет волос и глаз, некоторая их узость, широкие овал лица и нос.

Как выглядят татарки

Черты внешности представительницы слабого пола татарской национальности схожи с таковыми у мужчин. Большинство из них имеют европейский этнос, однако и монголоидный тип распространен часто.

На фото представлены различные типажи татарской внешности: известная журналистка и телеведущая Лилия Гильдеева и красавица Мисс «Молодежь Татарстана-2012» Альбина Замалеева.

Лилия Гильдеева

Альбина Замалеева

Лицо

Для девушек татарочек характерны округлый овал лица, невыраженный прищур глаз, возможно наличие эпикантуса. Их цвет варьируется от голубого до черного. Чаще встречаются зеленые глаза.

На фото представлена певица АсылъЯр (Алсу Зайнутдинова).

В ее биографии отмечено, что она самая первая в истории, кто исполнил песню на татарском языке на Международном конкурсе «Евровидение».

Цвет волос также разнообразен, среди татарок наблюдаются блондинки, брюнетки, шатенки, рыжие.

На фото представлены Олимпийская чемпионка, Европы, России по художественной гимнастике, депутат Государственной думы Алина Кабаева и модель Диана Фархуллина.

Алина Кабаева

Диана Фархуллина

В зависимости от типа внешности, кожа смуглая или светлая. Часто она белее, чем у представительниц славянской национальности.

Фигура

Большинству татарских женщин свойственны стройные фигуры, хрупкость и изящество. Пример этому - актриса театра и кино Чулпан Хаматова.

Рост у татарок средний, около 165 сантиметров, длинные ноги нехарактерны. Некоторым представительницам нации присуща квадратность фигуры: широкие плечи наряду с такими же бедрами. Подчеркивает красоту татарских женщин узкая талия.

На фотографии изображена знаменитая фотомодель Ирина Шейк (Шайхлисламова), татарка по отцовской линии.

Особенности характера и менталитета

Чтобы понять, кто такие татары, важно знать от кого они произошли. Происхождение наложило отпечаток на их внешность и образ жизни.

Кратко теория, откуда взялись татары, называет местом формирования корней нации древнее государство Волжскую Булгарию. Их предками выступают булгары. Тюркско-булгарский этнос пришел с азиатских степей и осел в Среднем Поволжье. В X-XIII веках народность создала собственную государственность. Преимущественно идет речь о волго-уральской группе, другие разновидности рассматриваются как отдельные общности. Например, теория татаро-монгольского происхождения уменьшает или даже отрицает участие Волжской Булгарии в истории казанских татар.

Часто возникает спор о том, что татары - это все-таки азиаты или европейцы. Он обусловлен расовым смешением. Генетики утверждают, что нация в большинстве своем европеоиды, в меньшинстве - монголоиды.

На фото изображены парни и девушки татары в национальных костюмах.

На менталитет и культуру народа влияет его религия - они исповедуют ислам, который приняли 21 мая 922 года.

Характер мужчины татарина отличается упрямством, равнодушием. Однако при этом он трудолюбив, гостеприимен, обладает чувством собственного достоинства, что иногда воспринимается как самолюбие и высокомерие. Крымских татар выделяет спокойствие, предприимчивость в стрессовых ситуациях. Они карьеристы, стремятся к знаниям и новым возможностям.

Какие мужчины татары в отношениях, обусловлено их характером: они надежны, разумны, законопослушны, целеустремленны. Религия допускает многоженство, но оно встречается крайне редко. Обычно вторую жену, более молодую, приводят в дом для помощи в быту, когда состарилась первая.

Жена татарка послушна и покорна мужу, предана в любви, с детства девушек настраивают на долговечный и единственный брак. Женщины любознательны, чистоплотны, гостеприимны, внимательны к людям, любят готовить и воспитывать детей. Среди блюд, что едят татары, выделяются казылык (вяленая конина), губадия (слоеный пирог), талкыш калеве (десерт), чак-чак. Основу кулинарных шедевров составляют тесто и толстый слой жира.

Татарские женщины следят за модой, интересуются новинками и любят красивую одежду: несмотря на покорность мужу, верность обычаям и традициям, в черной парандже ее не встретить.

На фото изображена певица Алсу (Сафина/Абрамова).

Считается, что татарки страстные в постели, а мужчины искусные любовники.

Религия не запрещает браков с иноверцами, поэтому встречаются жена татарка, муж русский и наоборот. Такие семьи вполне счастливы, каждый из членов придерживается своих религиозных убеждений. От смеси русских и татар рождаются метисы. Дети смешанных кровей часто внешне симпатичные, соединяя в себе черты 2 национальностей.

Интересным фактом выступает появление у некоторых грудничков признака принадлежности к монголоидной расе - специфического пятна (монгольского). Такая татарская отметина у ребенка представляет собой синеватый участок кожи на ягодицах, крестце, бедрах.

Иногда его принимают за синяк, хотя это считается признаком восточной крови. С возрастом пятно исчезает.

Татаров выделяет поклонение и уважение к старшим.

Интересен брачный обряд. После свадьбы парень и девушка не живут вместе еще год. Считается правильно, что в это время молодая остается с родителями, а муж (по-татарски слово звучит «ир») приходит в качестве гостя.

Отличия от других наций

Сопоставив между собой внешности татар и сходных народов, выделяют идентичные и отличительные черты.

Например, башкиры тоже относятся к тюркской семье, имеют сходный язык и придерживаются той же религии. Однако во внешности различия присутствуют. Татарам преимущественно характерны европеоидные черты, башкирам - монголоидные.

Башкирка

Есть теория, что евреям присуще сходство с татарами. Это обусловлено похожим строением ДНК. Приверженцы гипотезы считают, что большинство ашкеназских евреев не относилось к Израилю и являются тюрками.

Общее присутствует между татарами и турками. Это их принадлежность к тюркским народам.

Также тесную связь татары имеют с казахами. Раньше они причислялись к одному народу, связанному тюркской общностью. Однако по внешности национальности отличить несложно.

Для визуального сравнения на картинке представлены антропологические типы различных народов.

Стереотипы

О татарском народе сложено множество стереотипов, правых и неверных, которые себя изжили или по сей день выступают их отличительными чертами.

  • Незваный гость хуже татарина! - фразеологизм относится ко времени, когда русские пребывали под гнетом ига. Татары были жестокими захватчиками, проявляли насилие, свирепость. Русские соответственно считали их противным народом и ненавидели всем сердцем. Поэтому незваный гость в пословице выступает неожиданным захватчиком, как татарва, как их пренебрежительно называли на Руси.
  • Татары хитрые и скупые. Народу характерны бережливость, они не любят транжирить средства. Татарин рачителен и зажиточен, создает себе комфортные условия жизни, с умом распоряжаясь финансами.
  • Самолюбие и высокомерие. Иногда татары называют себя особенными, обосновывая тем, что великим людям присущи их корни. Это выступает причиной, почему представителей нации не любят. Однако превознести свой народ и считать лучше других свойственно и иным национальностям.
  • Любители чая. Без напитка не проходит ни одно мероприятие или встреча.
  • Гостеприимство . Татары доброжелательны и любознательны. Они рады принять в доме гостей. Хозяева поставят на стол изысканные татарские лакомства и поддержат приятную беседу

Поскреби татарина - найдешь русского
Многонациональная Россия

В нашей стране много народов-незнакомцев. Это не правильно. Мы не должны быть чужими друг другу. Начну с татар – второго по численности этноса России , их почти 6 миллионов.


Кадр из фильма «Монгол»


Кто такие татары? История этого этнонима, как частенько бывало в средневековье, – это история этнографической путаницы.
В XI-XII веках степи Центральной Азии населяли разные монголо-язычные племена: найманы, монголы, кереиты, меркиты и татары. Последние кочевали вдоль границ китайского государства. Поэтому в Китае название татар переносилось на другие монгольские племена в значении «варвары». Собственно татар китайцы называли белыми татарами, жившие севернее монголы именовались черными татарами, а обитавшие еще дальше, в сибирских лесах монгольские племена – дикими татарами.

В начале XIII века Чингисхан предпринял против настоящих татар карательный поход в отместку за отравление своего отца. Сохранился приказ, который владыка монголов отдал своим воинам: уничтожить всех, кто ростом выше тележной оси. В результате этой бойни татары как военно-политическая сила были стерты с лица земли. Но, как свидетельствует персидский историк Рашид ад-Дин, «из-за их чрезвычайного величия и почетного положения другие тюркские роды при всем различии их разрядов и названий стали известны под их именем, и все назывались татарами».

Сами монголы никогда себя татарами не называли. Однако постоянно контактировавшие с китайцами хорезмские и арабские купцы принесли в Европу название «татары» еще до появления здесь войск Бату-хана. Европейцы сближали этноним «татары» с греческим названием ада – Тартар. Позднее европейские историки и географы использовали термин Тартария как синоним «варварского Востока». Например, на некоторых европейских картах XV-XVI веков Московская Русь обозначена как «Московская Тартария» или «Европейская Тартария».

Что же касается современных татар, то они ни по происхождению, ни по языку не имеют абсолютно никакого отношения к татарам XII-XIII веков. Поволжские, крымские, астраханские и другие современные татары унаследовали от центрально-азиатских татар лишь название.


У современного татарского народа нет единого этнического корня. Среди его предков были гунны, волжские булгары, кипчаки, ногайцы, монголы, кимаки и другие тюркско-монгольские народы. Но еще больше на формирование современных татар оказали влияние финно-угры и русские. Согласно антропологическим данным, больше чем у 60% татар преобладают европеоидные черты и лишь у 30% – тюрко-монгольские.

Возникновение на берегах Волги Улуса Джучи было важной вехой в истории татар. В эпоху Чингизидов татарская история стала поистине всемирной. Достигла совершенства система государственного управления и финансов, почтовая (ямская) служба, унаследованная Москвой. Более 150 городов возникло там, где недавно простирались бескрайние половецкие степи. Одни их названия звучат как волшебная сказка: Гульстан (страна цветов), Сарай (дворец), Актюбе (белый свод).

Некоторые города по своим размерам и численности населения намного превосходили западноевропейские. Например, если Рим в XIV веке имел 35 тысяч жителей, а Париж – 58 тысяч, то столица Орды, город Сарай, – более 100 тысяч. По свидетельству арабских путешественников, в Сарае были дворцы, мечети, храмы других религий, школы, общественные сады, бани, водопровод. Здесь жили не только купцы и воины, но и поэты. Все религии в Золотой Орде пользовались одинаковой свободой. По законам Чингисхана за оскорбление религии полагалась смертная казнь. Духовенство каждой религии было освобождено от уплаты налогов.

В эпоху Золотой Орды был заложен огромный потенциал к воспроизводству татарской культуры. Но Казанское ханство продолжало этот путь большей частью по инерции. Среди осколков Золотой Орды, рассыпавшихся по границам Руси, Казань имела для Москвы наибольшую важность в силу ее географической близости. Раскинувшееся на берегах Волги, среди дремучих лесов мусульманское государство представляло собой любопытное явление. Как государственное образование Казанское ханство возникло в 30-х годах XV века и за недолгий срок своего существования сумело проявить свое культурное своеобразие в исламском мире.

120-летнее соседство Москвы и Казани было отмечено четырнадцатью крупными войнами, не считая почти ежегодных пограничных стычек. Впрочем, долгое время обе стороны не стремились покорить друг друга. Все изменилось, когда Москва осознала себя «третьим Римом», то есть последней защитницей православной веры. Уже в 1523 году митрополит Даниил предначертал дальнейший путь московской политики, сказав: «Великий князь всю землю казанскую возьмет». Спустя три десятилетия Иван Грозный исполнил это предсказание.

20 августа 1552 года 50-тысячное русское войско расположилось лагерем под стенами Казани. Город обороняли 35 тысяч отборных воинов. Еще около десяти тысяч татарских всадников скрывались в окрестных лесах и тревожили русских внезапными налетами с тыла.

Осада Казани продолжалась пять недель. После внезапных нападений татар со стороны леса больше всего русскому войску досаждали холодные осенние дожди. Насквозь промокшие ратники даже думали, что непогоду насылают на них казанские колдуны, которые, по свидетельству князя Курбского, при восходе солнца выходили на стену и творили всякие чары. Все это время сооружался подкоп под одну из казанских башен. В ночь на 1 октября работы были закончены. В подкоп заложили 48 бочек с порохом. На рассвете грянул чудовищный взрыв. Ужасно было видеть, писал летописец, множество истерзанных трупов и искалеченных людей, летящих в воздухе на страшной высоте.

Русское войско бросилось на приступ. Царские знамена уже развевались на городских стенах, когда к городу подъехал сам Иван Грозный с гвардейскими полками. Присутствие царя придало московским ратникам новые силы. Несмотря на отчаянное сопротивление татар, через несколько часов Казань пала. Убитых с обеих сторон было такое множество, что в некоторых местах груды тел лежали вровень с городскими стенами.

Гибель Казанского ханства, рзумеется, не означала гибели татарского народа. Наоборот, именно

в составе России, собственно, и сложилась татарская нация, получившая, наконец, свое подлинно национально-государственное образование – республику Татарстан.


Московское государство никогда не замыкалось в узких национально-религиозных рамках. Историки подсчитали, что среди девятисот наиболее древних дворянских родов России, великорусы составляют всего одну треть, между тем как 300 фамилий являются выходцами из Литвы, а другие 300 – из татарских земель.

Москва Ивана Грозного казалась западноевропейцам азиатским городом не только по своей необычной архитектуре и застройке, но и по количеству проживавших в ней мусульман. Один английский путешественник, посетивший Москву в 1557 году и приглашенный на царский пир, отметил, что за первым столом сидел сам царь с сыновьями и казанскими царями, за вторым – митрополит Макарий с православным духовенством, а третий стол был целиком отведен черкесским князьям. Кроме того, в других палатах пировало еще две тысячи знатных татар. На государевой службе им было отведено не последнее место. Впоследствии татарские роды дали России огромное количество представителей интеллигенции, видных военных и общественно-политических деятелей.

На протяжении веков культура татар также была вобрана Россией, и теперь многие исконно татарские слова, предметы быта, кулинарные блюда вошли в сознание русского человека так, как будто свои собственные. По словам Валишевского, выходя на улицу, русский человек надевал башмак, армяк, зипун, кафтан, башлык, колпак. В драке он пускал в дело кулак. Будучи судьей, приказывал надеть на осужденного кандалы и дать ему кнута. Отправляясь в дальний путь, он садился в сани к ямщику. А встав из почтовых саней, заходил в кабак, заменивший собой древнерусскую корчму.

После взятия Казани в 1552 году культура татарского народа сохранялась, прежде всего, благодаря исламу. Ислам (в его суннитской версии) - традиционная религия татар. Исключение составляет небольшая их группа, которая в XVI-XVIII веках была обращена в православие. Они так и называют себя: «кряшен» - крещеные.

Ислам в Поволжье утвердился еще в 922 году, когда правитель Волжской Булгарии добровольно обратился в мусульманскую веру. Но еще большее значение имела «исламская революция» хана Узбека, который в начале XIV века сделал мусульманство государственной религией Золотой Орды (кстати, вопреки законам Чингисхана о равенстве религий). В результате Казанское ханство стало самым северным оплотом мирового ислама.

В русско-татарской истории был печальный период острого религиозного противостояния. Первые десятилетия после взятия Казани ознаменовались гонениями на ислам и насильственным насаждением христианства среди татар. Только реформы Екатерины II в полной мере легализовали мусульманское духовенство. В 1788 году открылось Оренбургское духовное собрание – орган управления мусульман, с центром в Уфе.

А что же можно сказать про «сироту казанскую» или про незванных гостей? Русские издавна говорили, что «старинная пословица недаром молвится» и потому «на пословицу ни суда, ни расправы». Замалчивать неудобные пословицы – не лучший способ достичь межнационального взаимопонимания.

Итак, «Толковый словарь русского языка» Ушакова следующим образом поясняет происхождение выражения «сирота казанская». Первоначально так говорилось «о татарских мирзах (князьях), старавшихся после покорения Казанского ханства Иваном Грозным получить от русских царей всевозможные поблажки, жалуясь на свою горькую участь».

Действительно, московские государи считали своей обязанностью приваживать татарских мурз, особенно, если те решали переменить веру. Согласно документам, такие «казанские сироты» получали около тысячи рублей ежегодного жалованья. Тогда как, например, русскому лекарю полагалось всего 30 рублей в год. Естественно, такое положение дел порождало зависть у русских служилых людей. Позже идиома «казанская сирота» потеряла историко-этническую окрашенность – так стали говорить о всяком, кто лишь прикидывается несчастным, стремясь вызвать сочувствие.

Теперь о татарине и госте: кто из них «хуже», а кто - «лучше». Татары времён Золотой Орды, если им случалось приехать в подчинённую страну, вели себя в ней, как господа. Наши летописи полны рассказов о притеснениях со стороны татарских баскаков и о жадности ханских придворных. Вот тогда-то и стали говорить: «Гость на двор - и беда на двор»; «И гости не знали, как хозяина связали»; «Краюшка не велика, а гостя чёрт принесёт - и последнюю унесёт». Ну, и – «незваный гость хуже татарина». Когда времена переменились, татары в свою очередь познали, каков он - русский «незваный гость». У татар тоже немало обидных изречений о русских. Что с этим поделаешь?

История - это непоправимое прошлое. Что было, то было. Только правда лечит нравы, политику, межнациональные отношения. Но следует помнить, что правда истории - это не голые факты, а понимание прошлого ради того, чтобы жить правильно в настоящем и будущем.

Но имидж татар как исчадий ада еще долго будет присутствовать в подсознании жителей Старого Света

ИСТОРИКИ, ПОХОЖЕ, НИКОМУ НЕ НУЖНЫ

Века, прошедшие над миром,
Протяжным голосом теней
Еще взывают к нашим лирам
Из-за стигийских камышей.

И мы, заслышав стон и скрежет,
Ступаем на Орфеев путь,
И наш напев, как солнце, нежит
Их остывающую грудь.

Былых волнений воскреситель,
Несет теням любой из нас
В их безутешную обитель
Свой упоительный рассказ.

Но горе! мы порой дерзаем
Всё то в напевы лир влагать,
Чем собственный наш век терзаем,
На чем легла его печать.

И тени слушают недвижно,
Подняв углы высоких плеч,
И мертвым предкам непостижна
Потомков суетная речь.

Владислав Ходасевич (1912)

Европейские историки в послевоенные годы сделали кардинальный поворот в научном плане, предложив новый взгляд на события прошлого. Они начали изучать не столько описание событий, «как они происходили на самом деле» (так учила немецкая классическая школа), а глубинную суть общественных изменений, социальную структуру, ментальность, экономику, повседневность. Основная заслуга в этом, конечно же, французской школы «Анналов». Вслед за французами появились аналогичные работы в других странах. Новое поколение историков подходило к истории не как традиционные летописцы, бытописатели, хроникеры, а исходя из задач сегодняшнего дня. Проблему ставила современность, а ответы искали в прошлом. Историки начали походить на социологов и антропологов, они привнесли исторический взгляд в самые разные области науки, причем с учетом роли конкретного человека, а не только великих личностей.

За последние полстолетия европейские историки благодаря включению истории во все гуманитарные исследования проделали громадный шаг в понимании социальных явлений. По уровню, масштабу, глубине анализа европейские гуманитарии настолько ушли вперед, что трудно сравнивать их с российскими учеными, застрявшими где-то в конце ХIХ века. В России историческая наука не просто отстала, она ко всему еще и крайне политизирована. Не дай Бог найдешь что-то положительное в татарской истории, сразу же попадешь в разряд сепаратистов, националистов и разрушителей российской государственности. И не дай Бог найти что-то негативное в русской истории, тогда тебя обвинят во всех смертных грехах, ты станешь врагом рода человеческого. Ситуация в России усугубляется тем, что следующее поколение историков не скоро появится — их перестали готовить. Историки, похоже, никому не нужны, как и правдивая история. Честную историю никто не приветствует, спокойнее, когда отпиаривают старые мифы.

Характерно, что новое поколение европейских историков для того, чтобы понять современность, интенсивно изучает Средневековье. Медиевистика стала одним из наиболее популярных направлений исторической науки. На самом деле, многие современные явления в мире истоками имеют именно европейское Средневековье, точнее сказать, они появились как преодоление прошлого. В России современные процессы тоже невозможно понять без анализа прошлого, но в отличие от Европы страна никак не может выбраться из Средневековья, ей мешает то абсолютизм монархии, то сталинский абсолютизм.

МАЛО ЛИ КТО НА КОМ ЖЕНИЛСЯ

Ничто не меняется так часто, как прошлое.

Жан Поль Сартр

Несмотря на явные успехи европейских историков, тем не менее у них есть существенный пробел — они плохо знают времена Золотой Орды, при том, что капитализм в Генуе и Венеции зародился благодаря торговле с татарами. Более того, итальянские государства имели свои колонии в Причерноморье и были теснейшим образом интегрированы в ордынскую экономику. Важнейшей статьей экспорта Золотой Орды в Европу была пшеница, она спасала европейское население от голода. Этот сюжет сам по себе любопытен, ибо европейцы считают татар, как и всех кочевников, дикими, хотя из их рук ели хлеб. Получается, что якобы более высокая земледельческая культура не могла себя накормить, а кочевники кормили и себя, и Европу хлебом. Все это не укладывается в стереотипы о диких кочевниках и развитой земледельческой цивилизации, но именно такие взгляды продолжают гулять в общественном мнении. Европейцы не пытаются понять, почему татары строили сотни городов, имели лучшее в мире оружие из лучшей стали, строили дороги и морские порты, ввели в оборот бумажные деньги, называемые «балиши», и т.д. и т.п.

Вся Восточная (и отчасти Центральная) Европа в той или иной форме зависела от Золотой Орды. Прежде всего это Венгрия, покоренная Бату в отместку за укрывательство половцев (куманов), воевавших с татарами. Болгария платила дань Ногаю и его сыну Чеке, их столицей стал город Исакчи (по-тат. Сакче) в Добрудже. Ногай и Чеке чеканили в Исакчи монету, тем самым подчеркивая относительную автономию Болгарии.


Вместе с влиянием татар на Балканах обострились отношения с Византией, но зато укрепились отношения с египетскими мамлюками, родственниками поволжских, крымских татар и современных казахов. Султан Бейбарс хотел наладить официальные отношения с Берке, принявшим ислам, для чего снарядил послов, но они были арестованы в Константинополе. Это осложнило отношения мамлюков и татар с Византией. К тому же султан Иконии (Конья в Анатолии) ‘Изз ад-Дин оказался в плену у византийского императора Михаила VIII Палеолога, чем были недовольны татары. Все это послужило основанием для начала военных операций, в результате которых татары освободили мамлюкских пленников и ‘Изз ад-Дина, которому Берке хан даровал земли в Крыму (Старый Крым и Сугдаю/Судак). Византия с тех пор старалась поддерживать дружеские отношения с татарами. В частности, Ногай взял в жены в 1272 году византийскую принцессу Ефросинью, третьей женой Узбек хана стала дочь императора Андроника III.

Сегодня российские историки из женитьбы Ивана III c Софьей Палеолог выстроили целую теорию о византийских корнях Российской империи. Якобы Софья привезла в Москву символ империи двуглавого орла и укрепила приверженность Руси православию. Если бы жены определяли характер империй, тогда надо бы всемирную историю переписать заново. Мало ли кто на ком женился. Монархи жен брали из политических соображений, это тоже часть истории, но не этим же определяется природа страны. К тому же Софья ко времени замужества была уже католичкой, а двуглавый орел в Московию попал во времена Джанибека, который чеканил медную монету с двуглавым орлом. Как попал двуглавый орел в Орду — это другой вопрос. Но зачем искать обходной и весьма сомнительный путь двуглавого орла, когда его образ звенел в кошельке в виде звонкой монеты и русские хорошо знали его номинал.

И вообще, ко времени расцвета Золотой Орды Византия была уже «дряхлой старухой», как выразился один из русских историков. Разорение Константинополя рыцарями Четвертого крестового похода в 1204 году подорвало силы Византии, затем в ХIV веке сербы расширили свою территорию за счет Византии, а окончательно вопрос решился в 1453 году взятием столицы турками. Византия никак не могла быть для России положительным примером. Вообще, империи не строятся путем эманации эфемерных духовных сил, для их возникновения нужны конкретные структуры, человеческий опыт ведения масштабных государственных дел, современное оружие, финансовая система, экономика, способная содержать большую армию. Все это было в Золотой Орде, под боком, что и стало истоком для строительства Российской империи. Идеология, сформулированная псковским монахом Филофеем в послании к великому князю Василию III: «Блюди и внемли, благочестивый царь, яко вся христианская царства снидошася в твое едино, яко два Рима падоша, а третий [Москва] стоит, а четвертому не быти» говорит не о механизме строительства империи, а об амбициях русских монархов, претендующих на золотоордынское наследие, но в православной оболочке. Это империалистический соблазн мессианского сознания (Николай Бердяев).

ВЛИЯНИЕ ОРДЫНЦЕВ НА ЕВРОПУ БЫЛО ОТНОСИТЕЛЬНО НЕДОЛГИМ, НО ЗАМЕТНЫМ

Почти каждое событие уже мгновение спустя после того, как оно свершилось,
может быть истолковано по-разному.

Стефан Цвейг

Татары участвовали во всех политических событиях на Балканах вплоть до ХIV века. Это касалось территории нынешней Болгарии, Венгрии, Сербии, Румынии, Молдавии. К тому же во всех этих походах участвовали свои дунайские куманы (половцы), говорившие практически на татарском языке, а в Болгарии еще чувствовалось влияние рода Асеней, предков тюркских каганов Ашина, выходцев с Алтая и Поволжья. После смерти Узбек хана влияние центральной власти Золотой Орды на Балканы ослабевает и татарские кланы в Добрудже и Буджаке обретают независимость (сегодня их называют румынскими татарами). Вместе с тем усиливается турецкое влияние на Балканах.

Не менее активно татары вмешивались в события средневековой Польши и Литвы, которые не только находились в вассальных отношениях с Золотой Ордой, но и стремились влиять на ее политику в Восточной и Центральной Европе. Причем о Литве и Польше трудно говорить только в терминах вассалитета, ибо они были в дружеских и даже родственных отношениях с ордынцами. Достаточно сказать, что разбитые войска Мамая после Куликовской битвы бежали в дружественную Литву, где они получили в княжение урочище Глина, откуда произошел род Глинских, в одно время правивших на Руси. Из этого рода происходит (по бабушке) Иван Грозный. Появление в Московии Смутного времени «литовских людей» не случайность — это те же татарские ратники.

Потомки хана Тохтамыша, который после Куликовской битвы собственно и добил Мамая, загнав его в Крым, впоследствии после распада Золотой Орды тоже оказались в изгнании и нашли пристанище в Польше. Они служили верой и правдой польскому королю в его гвардии и прославились как храбрые уланы. Особенно запомнился вклад татарской конницы в ходе Грюндвальской битвы, за что благодарные потомки воздвигли в Гданьске памятник татарскому воину. Появление польских уланов под Москвой в Смутное время было отнюдь не случайностью, татары на Руси не были чужаками.

Конечно, влияние ордынцев на Европу было относительно недолгим, около 150 лет, но заметным. Само влияние нельзя представлять как политическое давление или в виде набегов, были точно установлены границы с таможней, где собиралась пошлина. Автономные образования в Восточной Европе могли возглавляться местными вождями, но они были ставленниками Орды и, соответственно, платили дань, отвечали за порядок на территории и участвовали со своими войсками в военных операциях татар. По тем временам татары представляли высокую культуру как в военном деле, так и гражданских делах: управлении империей, финансовых вопросах, обустройстве дорог и т.д. Европа подражала татарам не только в части оружия (луки, сабли, тактика конного строя), но даже в моде. Татарская одежда считалась красивой, а военное искусство и финансы — непревзойденными.

ОТНОШЕНИЕ К ТАТАРАМ МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬСЯ ПОСЛЕ НЕСКОЛЬКИХ ГОЛЛИВУДСКИХ ФИЛЬМОВ

Вся история мира как в фокусе концентрируется в следующем положении: когда нации сильны, они не всегда справедливы, а когда они хотят быть справедливыми, они часто больше не являются сильными.

Уинстон Черчилль

Взаимоотношения Золотой Орды и итальянских государств было исключительно плодотворным, пока Папа Иннокентий IV в 1234 году не объявил крестовый поход против татар, как «посланников Сатаны и прислужников Тартаруса». Он не только хотел освобождения католических стран Европы от татар, которые, кстати, в религиозные дела не вмешивались, но хотел натравить мамлюков против Золотой Орды и обратить славян в католичество. Александр Невский наотрез отказался от участия в Крестовом походе против татар, заявив польским послам Гольду и Гементу в 1248 году: «От вас учения не принимаем». Зато южнорусский князь Даниил Галицкий принял из рук Папы титул «короля Руси», хотя реальной помощи для борьбы с Ордой не получил.

На призыв Папы европейские народы не спешили откликаться, но с ослаблением Орды, усилением морской торговли перед Европой появились новые перспективы, и татар стали рассматривать (по античной римской традиции) как диких варваров. Некоторые российские историки любят противопоставлять русских и татар в римской парадигме, т.е. считают себя частью европейской цивилизации в противоположность татарам — отсталым азиатам. Спешу предупредить: европейцы русских в те времена рассматривали как природных татар, а на картах Московию обозначали «Московской Татарией» в отличие от Новгородской Руси. На самом деле, русские не более европейцы, чем татары.

Ни один человек не богат настолько, чтобы купить свое прошлое.

Оскар Уайльд

Такое предисловие было необходимо для понимания значения конференции по Золотой Орде, которую в этом месяце организовал Лейденский университет (совместно с Оксфордом и Европейским университетом в Санкт-Петербурге). В работе научного форума участвовали известные специалисты по проблемам истории Золотой Орды из разных стран. До этого в Институте истории им. Марджани прошел очередной Золотоордынский форум, где участвовали ученые из 11 стран. Он был весьма содержательным. В Лейдене состоялось продолжение начатого в Казани разговора, но было и одно существенное отличие — конференция прошла в Нидерландах по инициативе европейских университетов. Это знаковое событие. Оксфорд вслед за Кембриджем включил Золотую Орду в тематику своих исторических исследований. Для Института истории это стало новым шагом для международного признания татар как значимой части всемирной истории.

Характерно, что в качестве партнеров журнала «Золотоордынское обозрение», выходящего в Институте истории, выступили не только российские, но и европейские университеты. Радует, что в России растет отряд «ордынцев». Интерес к этому периоду истории настолько высок, что появились кандидаты и доктора наук по Золотой Орде не только в Москве, но практически по всей стране. По сути дела, идет накопление потенциала отряда нового поколения ученых, которые при благоприятных политических условиях напишут правдивую историю страны.

Изменение общественного мнения, тем более навязанного Папой Римским в качестве крестового похода, оказывается делом крайне сложным. Имидж татар как исчадий ада еще долго будет присутствовать в подсознании европейцев. Изменения общественного мнения на Западе всегда начинаются с университетов, где готовятся научные труды, вслед за учеными включаются в работу журналисты и СМИ. И только после нескольких голливудских фильмов можно рассчитывать на изменение отношения к татарам. Но первый шаг на этом тернистом пути сделан в знаменитом Лейденском университете.

Свисти ты, о ветер, с бессонною силой
Во всю одинокую ночь,
Тоску твоей песни пустынно-унылой
Еще я берусь превозмочь.
Я стану мечтать величаво и стройно
Про будущность нашей страны,-
В доверчивой мысли светло и спокойно,
Мне делом покажутся сны.
Я вспомню о прошлом, о жизни сердечной,
Таинственном шепоте дев,
И детской дремотой забудусь беспечно
Под твой похоронный напев.

Николай Огарев (1859)

ФАКТЫ И СТЕРЕОТИПЫ: ТАТАРЫ

1. О названии ‘’татары’’

Обычно словом ‘’татары’’ называют тюркских жителей Среднего Поволжья (а конкретно – Казани и ее окрестностей),являющихся потомками булгар со значительной долей кипчакского, угро-финского и сарматского элементов. При этом также существуют астраханские татары (которые не имеют булгарского происхождения, но по ряду исторических, геополитических, лингвистических и культурных связей близки к казанским татарам), сибирские татары (которые живут за пределами Поволжья и по происхождению – кипчаки с сильной примесью самоедских и палеосибирских народов), крымские татары (которые совсем другой народ) и добружские татары (сильно перемешаны с румынами, турками и русинами).

Слово ‘’татар’’ происходит от названия монгольского племени ‘’татары’’, жившего на территории Маньчжурии. Эти татары враждовали с собственно монголами вплоть до того, что сдали чжурчжэням монгольского хана Амбагая из-за кровной мести, убили Есугея-багатура по той же причине и были почти поголовно истреблены Чингисханом. Только проблема заключалась в том, что Чингисхан уничтожил взрослое татарское население, а молодых татар забрал в свою Орду, где их активно использовали во время Западного похода Бату-хана. По-этому, покоренные монголами народы как и на Западе, так и в Китае (по старой традиции того времени, когда татары были самым могучим кочевым племенем) стали называть всех тюрков Монгольской империи и ее осколков – татарами (также как и татары долгое время называли всех земледельцев – татами). Позднее в русском летописании словом ‘’татары’’ стали обозначать вообще всех чужаков, живущих к востоку или югу от Москвы (так, татарами называли азербайджанцев, которые сами себя никогда так не называли). От русских это слово подхватили европейцы, которые скрестили этноним ‘’татары’’ с античным Тартаром (они крайне плохо разбирались в географии Сибири и Центральной Азии) и стали называть татарами маньчжуров или чукчей. Ситуация более-менее устаканилась только в XIX веке, когда в регионе не осталось белых пятен, а мир стал чуть более глобализированным.

Предки казанских татар называли себя булгарами или бесерменами (перекрученное слово ‘’мусульманин’’), а в эпоху превращения примордиальных наций в модерные – слово ‘’татар’’ вытеснило более древние этнонимы. Хотя татары XIV-XVI веков в официальной документации называли себя именно татарами и представляли из себя то, что мы называем политической нацией. Так, казанские татары, чуваши, марийцы, башкиры и мокшане были подданными Казанского ханства, а татары и башкиры при этом имели один литературный язык под названием тюрки (ударение на последний слог). При том, что чуваши, которые прямые потомки булгар, сохранили свой древний язык, а язык башкиров испытал на себя большее влияние кипчакского элемента, чем собственно татарские диалекты.

2. Татары происходят от монголов

Нет. От монголов происходит только татарская знать. И то далеко не вся, потому что существуют сеиды (прямые потомки Пророка) и обычные улемы (теоретически им может стать любой человек). Очень далекими потомками монголов являются Чингизиды (последним легитимным правителем Казани был Оттемиш Гирей, который был свергнут благодаря русской ‘’помощи’’. Избранный позднее Ядыгар-Мухаммед был правителем промосковским). Другие татарские знатные рода происходят от ордынских беев или мурз. Стоит также сказать, что татарская аристократия очень сильно повлияла на генезис российской аристократии. Аракчеевы, Бибиковы, Чириповы, Шереметьевы, Ахматовы, Тургеневы, Бердяевы, Тимиревы, Тимирзяевы, Урусовы, Карамзины, Суворовы, Кутузовы и Шубины происходят от крещёных татар. Эти фамилии лишь вершина айсберга, а так треть российского дворянства непосредственно происходит от татар, а остальная часть имеет родственные связи с ней.

3. Татары – азиаты

Еще один глупый стереотип. Татары, как это ни странно звучит – европейский народ. Антропологически они мало чем отличаются от русских (разве что жившие ближе к Уралу и Ногайской степи татары имеют монголоидный элемент). Часть татар исповедует христианство (причем, это не результат русификации. Христианство в Поволжье имеет корни, уходящие ещё в эпоху Волжской Булгарии, да и становление РПЦ приходится как раз на эпоху Золотой Орды). Татарский менталитет более близок к славянскому, чем к турецкому или арабскому. Золотая Орда и Казанское ханство были государствами, в которых власть хана никогда не была абсолютной, а зависила от взаимодействия между собой Курултая (съезда карачи-беев, самых могущественных знатных родов страны) и Дивана (сословно-представительского органа). Главными партнёрами Орды были Венеция, Египет и Византия. Земли Поволжья, что во время Улуса Джучи, что во время Казанского ханства процветали именно благодаря торговле: посредничестве между Средней Азией (с ее выходом на китайские и индийские рынки) и Европой (особенно Восточной и Северной). Воевать казанские татары умели, но не особо любили (в коннице служили в основном ногайцы, в стрельцах марийцы, а в пехоте городское ополчение). Главное население страны составляли как раз горожане, а не кочевники, вопреки широко распространенному мифу. Сильно развитый индивидуализм, меритократизм, связи с христианством и античной культурой (при официальном доминировании ислама) делают из казанских татар европейцев.

4. Об истории

Первым государством на территории Среднего Поволжья стала Волжская Булгария. Ее основателем был некий хан Котраг, один из детей Кубрата, последнего значимого правителя Великой Болгарии. Под давлением хазар Котраг в конце VII века собрал подчинённых ему людей, провел свой народ через степи, перешёл Волгу и скрылся от врагов в тёмных лесах. На этом месте жили первобытные финские племена (мокшане, эрзяне, марийцы, мурома, мещера и прочие) и кочующие сарматы. Пришедшие булгары (которые сами по себе - дальние потомки гуннов, также гремучей смеси всего и вся) основали одноименный город, ставший столицей государства с таким же названием. В 922 году булгары, ища поддержки против хазар (иудеев), принимают ислам (чтобы обеспечить себе в качестве союзников персов, постоянно ругавшихся с хазарами). Спустя столетие булгары постепенно консолидировались как нация (не желающие становиться булгарами марийцы ушли на луга, а не желающие принимать ислам булгары переселились на север, став предками чувашей) вокруг пяти племен (позднейший Булгарский улус и Казанское ханство будут делиться на 5 частей). Сама по себе Булгария была полиэтническим и многоконфессиональным государством (хоть государственной религией и считался ислам), цивилизацией городов, живущих на торговле между Русью и Средней Азией. Булгар неоднократно пытались завоевать русичи, но особым успехом это не завершилось (булгары постоянно сжигали Муром или Суздаль, а залесские князья ходили походами на Булгар, в результате чего столицу перенесли в Биляр). Окончательный удар по Волжской Булгарии совершили монголы, уничтожившие Булгарию в 1236 году (перед этим булгары стали единственным народом мира, который на то время разбил монгольскую армию в битве при Саксине).

Впрочем, города, разоренные монголами, быстро восстали из пепла, булгарские купцы получили ряд привилегий от Бату-хана, булгарская аристократия сохранила свои владения, а земли самой Булгарии были выделены в отдельный улус в составе Золотой Орды. Бату-хан для татар имеет такое же значение, как Цезарь для французов или Траян для римлян. То есть – с одной стороны иностранный захватчик, а с другой – человек, который помог создать новую государственность, лучшую, чем предыдущая. По этой причине период Волжской Булгарии и период Золотой Орды (и Казанского ханства) одинаково почитаем среди большинства татар (если не брать во внимание пророссийских манкуртов или радикальных булгаристов несознательно повторяющим тюркофобские мифы российской пропаганды). Золотая Орда была подобна монархии Габсбургов. Ее нельзя было назвать государством какого-то конкретного народа, она держалась главным образом на личности хана и на экономических связях между ее землями, здесь никогда не было национальных или религиозных противоречий. Однако её погубили две вещи: чума (выкосившая население городов) и лествичное право (после смерти хана трон наследовал не старший сын, а старший брат. Это способствовало междоусобицам в государстве). Колоссальными усилиями Орду попытался спасти Тохтамыш, но после нашествия Тимура на престоле менялся один хан за другим, правители окраин объявили себя настоящими правителями Сарая, а ханы Великой Орды схватились с русскими. Созданное на месте Булгарского улуса Казанское ханство, казалось бы, сохранило лучшие традиции Золотой Орды и было близко к её реставрации под сенью дома Гиреев. Этому помешал Иван Грозный, совершивший в Казани настоящий геноцид и уничтоживший тысячелетнюю торговую цивилизацию Поволжья.

Татары неоднократно восставали с целью вернуть себе былую славу: во время Смуты, при Разине, при Пугачеве, во время Гражданской войны, кроме того ряд татар воевал на стороне немцев в годы Второй мировой. Последняя попытка вернуть независимость произошла в 90-ые годы (причем, даже сам Ельцин был за) – но она была слита местной казанской элитой по договорённости с Кремлем. Сейчас Татарстан является одним из самых нероссийских регионов РФ, по этому to be continued.

5. О языке

Татары всегда славились почти поголовной грамотностью, поскольку представители этого народа традиционно работали в торговле или ремесле (а знати и духовенству быть грамотными просто положено законами). В конце XIX века в среде татарских просветителей появилось направление джадидизма, которое призывало скрестить исламские институты с конституционной демократией. Самым видным джадидистом стал Гаяз Исхаки, призывающий вернуть тюрки в качестве литературного стандарта, создать латинский алфавит вместо арабицы, перейти на европейскую систему образования, уменьшить влияние улемов и освободиться от России. Часть из этих идей были украдены большевиками, проводившими латинизацию татарского языка. Позже язык опять был переведен – на этот раз на кириллицу. Однако, татарские мигранты и националисты по сегодняшний день пишут на латинице (арабица у них, в отличии от Турции, популярностью не пользуется).

Татарский язык – тюркский со всеми аглютинативными прелестями и прочими вещами. Он имеет булгаро-кипчакскую основу со значительным числом иранизмов, арабизмов, русизмов и слов из финских языков. Так, многие татары говорят не arkadaşlar, а druzyalar.

6. О субэтносах татар

Поскольку татары имели очень бурную историю и всегда были государствообразующей нацией (в отличии от марийцев или башкиров) – то их раскидало по всему региону и они имеют немало субэтносов. Есть собственно казанские татары, которые живут в Казани и окрестных городах (коренное население Казани было истреблено Грозным и сюда заселили татар из региона). Это типичный городской народ с рядом местных специфик. Есть татары-мишари, которые тюркизированные финны. Есть татары-тептяри, живущие в Башкирии. Есть татары-нагайбаки, которые татаризированные ногайцы и живут в Приуралье. Кроме того есть еще татары-кряшены, которые от прочих отличаются тем, что они поголовно христиане (кое-кто крещен добровольно, кое-кто насильственно). Также собственно волжских татар очень много в Сибири и в Средней Азии, куда они ездили ради торговли и оседали там навсегда.

7. О кухне и одежде

Татарская кухня представляет собой смесь финской кулинарной традиции (употребление больших количеств мяса с ягодами и овощами) с собственно тюркской (мясо-молочный рацион). Все это приправлено заимствованиями с русской и среднеазиатской кухни. Так, татары едят шербет, плов и халву (среднеазиатские блюда), пельмени (блюдо финских народ Приуралья), вареники и квашеные овощи (славянская кухня), также как и бэлэши (пироги с мясом), кузикмяки (пироги с овощами), азу (рагу), тунтерма (жареные яйца с луком), шорба (суп из баранины или говядины), кубите (пироги с курицей), кыстыбый (блинчики), чебуреки, чак-чак (сладости с медом), казылык (конская колбаса), кумыс, эчпочмак (пирожки с кунжутом или тмином). В татарской кухне нет блюд из свинины (исламская кулинарная традиция). Кряшенов это правда не касается. Также у татар не принято есть грибов (потому что ягодный и грибной рацион был характерен для марийцев и мордвы, но не для жителей городов Поволжья), причём это кулинарное табу сохраняется даже в эмиграции.

Татарский мужской костюм включает в себя шаровары, рубашку, бешмет (кофта со стоячим воротником) или чекмень (парадная одежда). Богатые люди носили халаты. В качестве головного убора и сейчас принято носить тюбетейки. Татарский женский костюм, несмотря на то, что большинство татар мусульмане – не включает в себя хиджаб, вместо него женщины ходили либо с непокрытой головой, либо в калфаке (конусообразной шапке). Во всем остальном татарки одеваются так же, как и русские. Причем, такой внешний вид с поправкой на глобализацию, следование моде и другим вещам принят даже сейчас (особенно в деревне) поскольку многие татары до сих пор носят халаты или тюбетейки, выделяясь этим на фоне русских.