Забастовка голливудских сценаристов: какие фильмы и сериалы станут жертвами. Гильдия сценаристов голливуда может выйти на забастовку из-за стриминговых сервисов

Готовит новый страйк. Главы профсоюза подготовились к переговорам со студиями Голливуда, выставив им «ультимативные, очень дорогие и почти невыполнимые требования », а дедлайн на их рассмотрение - всего две недели. Как предполагают источники, Гильдия готовится объявить забастовку, для чего им нужен формальный отказ студий от первого предложения.

«Нет ни одного шанса, что требования WGA могут хотя бы рассмотреть за две недели , - утверждает источник издания. - Это был шаг, рассчитанный на то, чтобы после отказа иметь повод провести голосование за авторизацию страйка ».

Что это значит для всех остальных? Почему сценаристы решились на новый страйк? Против чего именно они протестуют? Кто может пострадать в результате страйка? Я попыталась ответить на эти вопросы.

Когда станет понятно, будет ли страйк?

Текущая договоренность между студиями и Гильдией сценаристов о компенсации работы последних истекает 1 мая. Эта договоренность действовала три года, но по сути большинство условий в ней работают десятки лет без изменений. Раньше мая сценаристы вряд ли начнут забастовку.

Впрочем, начнется ли она вообще, станет понятно раньше - до конца следующей недели внутри Гильдии должно состояться так называемое «авторизационное голосование», которое наделит глав профсоюза полномочиями объявить всеобщий страйк. Если верить комментариям инсайдеров и источников профильных изданий Variety, The Hollywood Reporter и Deadline, страйк неизбежен.

Всего Гильдия сценаристов Америки серьезно протестовала трижды - в 1960 году, в 1988 году и в 2007-2008 годах. И если первые две забастовки за пределами США почти никто не заметил, то протест 2007-2008 годов доказал, что в условиях глобализированного рынка контента проблемы индустрии в США скажутся на всех территориях.

Чем недовольны сценаристы?

Простой ответ - количеством денег. Сложный же ответ - на то и сложный.

С 1980-х авторы сценариев считаются наименее защищенной категорией работников в Голливуде и существенно проигрывают как Режиссерской, так и Актерской гильдиям по стандартным условиям контрактов. Кроме того, сценаристы комедий получают существенно заниженные гонорары по сравнению со сценаристами драм, а сценаристы традиционно прибыльных сфер индустрии растеряли значительную долю своей прибыли за последние 10 лет.

По многим оценкам, чистая прибыль Голливуда в 2016 году составила,на минуточку, $51 млрд. В эту сумму включается вся прибыль студий от кинотеатрального, телевизионного и стримингового контента. Сценаристы считают, что приложили к этому немало усилий - и получили наименьшую, по сравнению с коллегами, компенсацию.

Во многом именно авторы сценариев ответственны за так называемый «телеренессанс» - расцвет качественного и разнопланового сериального производства. Проблема в том, что сценаристы, которые пишут для кабельных и стриминговых вещателей и платформ, получают существенно меньшие деньги за свою работу, чем их же коллеги на эфирном телевидении. Кроме того, что на кабеле и стриминге приняты короткие сезоны по 8-13 эпизодов (а сценаристы получают гонорар за серию), их минимальная ставка почти в два раза меньше, чем ставка сценариста эфирного канала. То есть сценарист, скажем, «Пожарных Чикаго» зарабатывает не в два, а почти в четыре раза больше, чем сценарист, предположим, «Настоящего детектива », и более чем в пять раз больше, чем сценарист «Человека в высоком замке».

Чего сценаристы требуют?

Повышения стандартных гонораров, пропорционального увеличения гонорара, если у сериала «короткий сезон», равенства между схемами компенсации для сценаристов - независимо от того, для какой платформы они пишут, социальных гарантий для сценаристов (минимальной медицинской страховки, декретных отпусков - неоплачиваемых, но без потери работы), ежегодного повышения минимального гонорара на 3%, как у режиссеров, права на отчисление процента от прибыли за реализацию контента помимо минимального гонорара.

Кроме того, сценаристы подчеркивают, что до сих пор существует проблема дискриминации по гендерному и расовому признакам, в том числе при компенсации труда (если перевести на человеческий, сценаристки и авторы других рас и национальностей получают меньший гонорар, чем их коллеги - белые мужчины американцы - за ту же работу).

Если будет объявлен страйк, какие шоу пострадают?

Ровно 10 лет назад WGA уже объявляла страйк, и если присмотреться повнимательнее к телевизионному и киносезону 2007-2008 годов, все становится понятно. Но первым пострадает, естественно, зритель.

Самой уязвимой категорией, которая первой прочувствует последствия забастовки, считается ежедневное и еженедельное развлекательное телевидение. Прежде всего под угрозой - комедийные шоу в формате Late Night , ведь полагаются на сильную команду комедийных сценаристов. Поэтому под нож - и вон из эфира - первыми попадут проекты Джона Оливера, Стивена Колберта, Джимми Киммела и Джимми Фэллона, а также легендарная «Субботняя ночь в прямом эфире». Между тем, это те телевизионные проекты, которые больше всего высмеивают - и которые, в итоге, больше всего держат в узде - новую президентскую администрацию Дональда Трампа. Поэтому если зрители не так болезненно прочувствовали временный отпуск политической сатиры в 2007 году, то в 2017 вопрос уже становится практически ребром.

Более того, в 2007 году Дэвид Леттерман и его продакшен Worldwide Pants смогли заключить отдельное мировое соглашение с WGA, и его сценаристы работали во время страйка. Но это исключительно потому, что Леттерман всегда платил своим сценаристам зарплаты намного выше рыночных и пошел на значительные уступки для профсоюза. Леттерман, между тем, давно на пенсии, а другие продакшены вечерней сатиры таких договоренностей со сценаристами не имеют.


С другой стороны, есть категория проектов, которым страйк сценаристов выгоден - это unscripted reality. За время забастовки 2007-2008 годов существенно нарастили как количество эпизодов, так и рейтинги несценарные проекты реалити, например, «Большие гонки», «Большой брат», игровые шоу и новостные шоу.

Также в 2007-2008 годах в эфир телеканалов США вышли сериалы производства Канады или копродукции, использующие канадских сценаристов. Самыми успешными из таких шоу были «Звездные врата: Атлантида», 4 сезон которого как раз зашел в производство, и «Линкольнские вершины».

Еще одна категория телешоу, которую сценаристы стабильно держат в «черном списке» из-за того, что во время страйка те стали активно нанимать авторов, не состоящих в гильдии, и иностранцев - мыльные оперы. Во всемя страйка 2007-2008 годов сериалы «Все мои дети», «Пока вращается мир», «Госпиталь», «Жить одной жизнью» и «Молодые и беспокойные», а также подростковое шоу «Могучие рейнджеры» наняли сценаристов, не состоящих в профсоюзе, или из других стран. Кстати, продолжил съемки в запланированном режиме и анимационный сериал «Южный парк », но его авторы-создатели Трей Паркер и Мэт Стоун никогда и не вступали в Гильдию.

Во время предыдущего страйка больше всего пострадали именно сериалы эфирных каналов. Впрочем, 10 лет назад кабель еще не пользовался такой славой («Безумцы» только-только начинали триумфальное шествие на канале AMC), а стриминговых платформ и вовсе не существовало, кроме YouTube. Сокращенными сезонами, «испорченными» сюжетными арками и комканными финальными эпизодами пришлось довольствоваться сериалам «Кости», «Мыслить как преступник», «CSI: Место преступления», «Огни ночной пятницы», «Отчаянные домохозяйки», «Анатомия страсти», «Доктор Хаус», «Остаться в живых», «Как я встретил вашу маму», «Закон и порядок», «Офис», «Побег из тюрьмы» и «Симпсоны».

Пострадали первые сезоны таких сериалов, и чудом получили продление на второй сезон такие будущие хиты, как «Во все тяжкие», «Терия большого взрыва» и «Сплетница».


Не зашли в производство вовремя, или были отложены «до лучших времен», из-за чего потеряли существенную часть своего бюджета на первый сезон, сериалы «24», «Чак», «Боевой крейсер «Галактика», «Ханна Монтана», «Частная практика» и «Настоящая кровь».


Полностью закрыты или вообще не запущены в производство из-за страйка сценаристов были следующие проекты: «Мужчины в деревьях», «Жизнь в диких условиях», «Жизнь на борту Зака и Коуди», «Записки из трущоб» и «4400». Многие из эти сериалов имеют по 5-13 отснятных, но не вышедших в эфир эпизодов.


Именно на забастовку сценаристов 2007-2008 годов списывают вину за неудачный сезон и последующее увольнение почти всей группы аниматоров и авторов анимационного сериала «Губка Боб-квадратные штаны». После страйка, по всеобщему согласию поклонников, «Боб уже не торт».

Пострадало ли в итоге телевидение?

Еще как! Если верить опубликованному 2 апреля 2008 года исследованию Nielsen, за время страйка (ровно 100 дней, с 5 ноября 2007 по 12 февраля 2008 года), эфирное телевидение растеряло от 5% до 25% аудитории. Всего же 4,7% зрителей эфирного телевидения вообще не вернулись к телесмотрению, за время страйка открыв для себя кабельное телевидение, онлайн-сервисы и другие альтернативные медиа. В среднем праймовые рейтинги в США упали на 6,8%.

Прямой ущерб от страйка сценаристов для эфирных телеканалов за время забастовки оценивают в районе $1 млрд, непрямой - еще $1,5 или даже $2 млрд. При этом за 100 дней страйка сценаристы недополучили всего $340 млн в гонорарах.

Пострадал ли кинематограф?

Более 200 актеров и режиссеров присоединились к страйку сценаристов, еще десятки - высказали публичную поддержку пикетам и поддержали страйк финансово, в том числе - Бен Аффлек, Алек Болдуин, Анджелина Джоли, Ева Лонгория, Джеймс МакЭвой, Хоакин Феникс, Кристен Белл, Риз Уизерспун, Роберт Рэдфорд, Том Хэнкс и Вигго Мортенсен. Кстати, публично поддержали страйк и напрямую пострадавшие от него ведущие вечерних шоу на телевидении - в совместном заявлении к пикету присоединились Дэвид Летерман, Джон Стюарт, Джей Лено, Конан О"Брайен, Говард Стерн и Эллен ДеДженерис.

Поддержал страйк и писатель Рэй Брэдбери, а несколько литературных агентов и одно крупное издательство объединились для создания специального фонда, за счет которого покупали пикетирующим студии сценаристам кофе, булочки и бутерброды.

Что касается кинопроектов, больше всего пострадавших от страйка, то в первую очередь это Бондиана. «Квант милосердия », часто называемый худшим фильмом из новых серий о Джеймсе Бонде, снимался без сценаристов на площадке. Дэниэл Крэйг рассказывал в интервью, что ему приходилось «импровизировать или даже писать реплики за себя и своих собеседников в половине сцен», и принял на себя ответственность за критику сценария фильма. «Я не писатель и писать не умею», - подтвердил он после премьеры фильма в 2008 году.

«Происхождение людей Х: Россомаха », первый фильм из злополучной трилогии о супергерое, был, если верить репортажу LA Times , «переписан прямо на площадке представителями студии». Фильм настолько плох, что едва не убил всю франшизу «Людей Х» для студии Fox.

Как рассказывал впоследствии Джей Джей Абрамс, «Звездный путь » пришлось снимать по второму драфту сценария, и режиссер не мог внести в него правки.

Кроме того, Майкл Бэй долгое время списывал недовольство критиков сиквелом «Трансформеров» на страйк сценаристов - мол, «Месть павших» пришлось снимать почти без сценария, чтобы успеть уложиться в график съемок. Впрочем, как показала практика следующих фильмов, со сценаристом на площадке фильмы из серии «Трансформеров» лучше не стали, как и не стали больше нравиться критикам. Ну, своих поклонников Майкл Бэй нашел, и каждый его фильм собрал свою немаленькую кассу, так что жаловаться режиссеру не на что.

Как повлияет страйк сценаристов на индустрию в этот раз?

По оценкам издания Deadline, профсоюз до сих пор недополучил около $400 тыс. задолженностей после предыдущей забастовки. Отдельные сценаристы, занимавшие ключевые переговорные позиции во время предыдущего страйка, до сих пор не получили компенсацию от студий - одному из них студии все еще должны более $30 тыс., шести - более $20 тыс., еще семи - более $10 тыс. компенсации. Около 10 авторов навсегда попрощались со сценаристикой, так как не смогли после страйка найти работу по специальности на телевидении, еще около 40 переквалифицировались в авторов для альтернативных платформ и пишут исключительно для кабеля и стриминговых сервисов.

Впрочем, в этом году студии - не главные виновники страйка: сценаристы намерены бороться именно с телеком-индустрией (которая преимущественно владеет кабельными вещателями) и интернет-гигантами. Эти платформы, в отличие от эфирного телевидения, не имеют подушки безопасности в виде новостей или реалити-шоу, и их подписчики ежемесячно выбирают, платить за сервис или отказаться, если им не нравится контент. Именно поэтому, по оценкам экспертов, в таких условиях забастовка вряд ли растянется на 100 дней, и вопрос, скорее всего, решится намного скорее.

Ну а я, со своей стороны, обещаю пристально следить за ситуацией.

Фото - film.ru , FOX, Paramount, Disney, Sony, Lionsgate

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Забастовка сценаристов в США, начавшаяся 5 ноября 2007 года и продлившаяся до 12 февраля 2008 года.

Требования Гильдии сценаристов состояли в заключении нового контракта с Союзом продюсеров кино и телевидения, в котором проценты отчислений авторам за продажи кино- и телепродукции на DVD и в Интернете были бы увеличены. Во время переговоров стороны не смогли достигнуть соглашения, в результате сценаристы объявили о начале забастовки, продлившейся 100 дней. В забастовке приняли участие западное и восточное отделения Гильдии сценаристов США, их поддержала Гильдия актёров , множество популярных актёров и политиков.

Забастовка принесла многомиллионные убытки студиям. На время были приостановлены съёмки множества телесериалов, отложены на неопределённый срок съёмки некоторых полнометражных фильмов и ток-шоу, были отменены несколько церемоний награждения кинопремиями.

Решение о прекращении забастовки было принято 12 февраля 2008 года , а уже 26 февраля Гильдия сценаристов объявила о подписании нового контракта с продюсерами.

Хроника событий

Переговоры между Гильдией сценаристов и Союзом продюсеров кино и телевидения были начаты 16 июля 2007 года. 1 ноября 2007 года истёк срок трёхлетнего контракта между сценаристами и продюсерами, который регулирует порядок отчисления денежных средств сценаристам от киностудий. 4 ноября 2007 года сценаристы прервали переговоры с Союзом продюсеров и объявили о начале забастовки.

Предварительное соглашение сторонам удалось заключить лишь 8 февраля 2008 года, 10 февраля руководство Гильдии сценаристов одобрило подписание нового контракта и через два дня решением 92,5 % от общего числа членов Гильдии забастовка была остановлена.

Результаты забастовки

Согласно подписанному итоговому соглашению между сценаристами и продюсерами авторские гонорары сценаристов от продажи DVD были увеличены, также за кино- и телепродукцию, распространяемую через Интернет, мобильные телефоны и другие современные каналы распространения, сценаристы будут получать фиксированную сумму первые два года и 2 % прибыли от продаж в течение третьего года после начала действия соглашения.

Экономический ущерб от забастовки оценивается по-разному. Общие потери оцениваются по различным источникам от 1,3 до 2,1 млрд долларов. По заявлению главы департамента экономического развития Лос-Анджелеса Джека Кайзера общий экономический ущерб от забастовки для Лос-Анджелеса обошёлся в 2,5 млрд долларов США. Одна только отмена церемонии «Золотой глобус » в январе 2008 года обошлась организаторам в 60 млн долларов. Многие студии разорвали контракты с бастующими сценаристами. По сообщению исследовательской компании Nielsen по состоянию на конец января 2008 года недельная аудитория телеканалов сократилась на 21 %. Некоторые американские телеканалы потеряли до 50 % своей аудитории.

Примечания

  1. Steve Gorman Hollywood writers vote to lift 14-week strike (англ.) . Reuters (13 February 2008). Архивировано
  2. Сценаристы США начали крупнейшую забастовку за последние 20 лет . Lenta.ru (5 ноября 2007). Архивировано из первоисточника 23 марта 2012. Проверено 2 января 2009.
  3. Q&A: Hollywood writers" strike (англ.) . BBC (13 February 2008). Архивировано из первоисточника 23 марта 2012. Проверено 2 января 2009.
  4. Клинтон и Обама поддержали бастующих сценаристов . Lenta.ru (6 ноября 2007). Архивировано из первоисточника 23 марта 2012. Проверено 2 января 2009.
  5. Торжественная церемония вручения «Золотых глобусов» отменена . Lenta.ru (8 января 2008). Архивировано из первоисточника 23 марта 2012. Проверено 2 января 2009.
  6. Letter from the Presidents (англ.) . Writers Guild of America, West (26 February 2008). Архивировано из первоисточника 23 марта 2012. Проверено 2 января 2009.

За последний месяц американские телезрители успели как следует отоспаться: по телевизору нечего смотреть, потому что в Голливуде бастуют сценаристы самых популярных телевизионных шоу. У продюсеров «горят» многомиллионные рекламные контракты, рейтинги каналов падают, но стороны конфликта не торопятся искать компромисс.

Особенно американцы переживают из-за того, что не могут увидеть в вечернем эфире ток-шоу с Дэвидом Леттерманом и Джеем Лено. На канале повторяют старые выпуски, что положения не спасает, ведь популярность этого и многих других телешоу в том, что их сюжеты основаны на событиях прошедшего дня. А писать сценарии сейчас некому.

Голливуд - это не только город звезд. Это еще и город профсоюзов работников кино. Помимо прочих здесь находятся штаб-квартиры Альянса кино- и телепродюсеров (АКТП), которым руководит Ник Каунтер, и Гильдии американских сценаристов (ГАС) во главе с Дэвидом Янгом.

Как кошки с собаками

Сценаристы и продюсеры никогда не испытывали особо теплых чувств друг к другу. С первых дней существования кино стало ясно, что без качественного сценария, написанного профессиональным писателем, хорошего фильма не снять. И с самого начала кинобоссы были вынуждены мириться с существованием сценаристов, к которым они относились как к людям второго сорта. Сценаристы платили продюсерам и владельцам киностудий той же монетой. Далеко не всегда мирное сосуществование как нельзя лучше иллюстрируют отношения между главами профсоюзов продюсеров и сценаристов. Каунтер и Янг не переносят друг друга и даже не пытаются скрыть своей, мягко говоря, взаимной антипатии.

В 1988 году эта антипатия переросла в открытое противостояние: сценаристы впервые объявили забастовку. В 2001-м они снова собирались прекратить работу, но в последнюю минуту руководители ГАС и АКТП сумели договориться.

Главной причиной всех забастовок является несправедливое (с точки зрения сценаристов) распределение прибылей телевизионного и кинобизнеса. Каждый раз речь шла об отчислениях с проданных носителей. В кинобизнесе их называют residuals. Единственная разница между забастовками, которые разделяет 19 лет, заключается в том, что в прошлом веке сценаристы хотели получать больше денег с проданных видеокассет со своими фильмами и телепередачами, а сейчас - с DVD и других современных носителей, а также с продаж через Интернет.

Главные баталии развернулись вокруг DVD. Ничего удивительного, если учесть, что в этом году киностудии надеются заработать на продаже DVD $16,4 млрд. Доходы от продажи фильмов через Интернет намного скромнее - всего лишь $158 млн, то есть в 10 раз меньше! Еще $194 млн голливудским студиям должна принести продажа через Интернет телепрограмм.

К штыку приравняли перо

В Гильдии сценаристов, образовавшейся в 1941 году и разделенной на два отделения - «Восток» и «Запад», 12 тысяч членов с небольшим. Конечно, есть среди них очень узкая прослойка (несколько сотен человек) тех, кто чувствует себя в финансовом плане вполне комфортно и безопасно. Входящие в этот круг получают за сценарии блокбастеров $1 млн - 4 млн. Годовой доход свыше $5 млн для элиты ГАС не такая уж большая редкость.

Неплохо оплачиваются сценарии и к популярным сериалам. Конечно, такие известные телесценаристы, как Джон Уэллс («Скорая помощь»), Эрон Соркин («Западное крыло»), Дэвид Келли («Элли Макбил», «Практика»), Стивен Бочо («Полиция Нью-Йорка») могут не беспокоиться за будущее. Но в подавляющем большинстве сценаристы живут от фильма до фильма или от шоу до шоу. Устроиться на работу крайне трудно, но еще труднее это место сохранить. Около 48% членов ГАС на Западном побережье - безработные. В перерывах между заказами они живут на отчисления.

«В нашей профессии о постоянстве приходится только мечтать, - вздыхает Дайана Сан, автор сценариев для сериала «Закон и порядок. Преступные намерения», кстати, мать троих детей. - Мы вынуждены часто менять работу. Поэтому роялти - важная часть наших доходов».

Обе стороны по-своему правы. Сценаристы обвиняют продюсеров в том, что те платят им гроши, а продюсеры обвиняют сценаристов в негибкости и в том, что они ведут себя, как упрямые дети, и с ходу отвергают любые конструктивные предложения.

Ник Каунтер утверждает, что об увеличении суммы отчислений в два раза, до 10 центов, чего требуют сценаристы, и речи быть не может. Новый рынок носителей, по его словам, еще пока слишком непостоянен, чтобы киностудии могли выплачивать сценаристам больше 5 центов. Кинобизнес, объясняет глава профсоюза продюсеров, переживает не самые лучшие времена. Стоимость фильмов и телепрограмм растет быстрее, чем предполагалось. В итоге что-либо предсказать можно лишь на совсем небольшой отрезок времени: всего несколько месяцев, но никак не годы.

Падающие звезды

Каунтер, правда, умалчивает еще об одной важной причине резкого повышения затрат в кинобизнесе. Начиная с немых фильмов Чарли Чаплина, Дугласа Фэрбенкса и Мэри Пикфорд и кончая «11, 12 и 13 друзьями Оушена» Клуни, Голливуд всегда обожал звезд. Однако сейчас восторженное отношение к ним начинает потихоньку меняться. Завышенные требования суперстар делают фильмы убыточными еще до начала съемок.

Согласно результатам исследования «Приносят ли фильмы доход?», проведенного Global Media Intelligence (GMI), 132 картины, снятые шестью ведущими голливудскими студиями в 2006 году, принесут убытков почти на $2 млрд.

После очередного «золотого» периода, продолжавшегося с 2000-го по 2004 год, рост доходов в кинематографе резко замедлился. Специалисты из GMI считают, что несколько прошлогодних хитов («Миссия невыполнима-3», «Возвращение Супермена», «Девушки моей мечты» и «Полиция Майами») или не принесли ожидаемой прибыли, или вообще стали убыточными.

Конечно, повинны в этом и падение продаж DVD, и постоянно дорожающие рекламно-маркетинговые кампании, и необходимость во все более впечатляющих спецэффектах. Однако главная причина - человеческий фактор, суперзвезды.

Роджер Смит, автор доклада GMI, имеющий за плечами более чем 30-летний опыт работы в киноиндустрии, подчеркивает, что суммы контрактов с ведущими актерами, режиссерами и продюсерами увеличиваются из года в год. Другой их отличительной чертой является включение пункта, согласно которым помимо гонорара, то есть фиксированной суммы, они получают процент от кассовых сборов, продаж DVD и т.д. По оценкам GMI, в прошлом году эта статья расходов обошлась Голливуду как минимум в $3 млрд. Рядом с ними сущей безделицей кажутся $121,3 млн отчислений, выплаченных киностудиями сценаристам.

Таким суперзвездам, как Том Круз или, к примеру, Том Хэнкс гарантированы не только 20-миллионные гонорары, но и до 20% от кассовых сборов. В случаях с блокбастерами это огромные деньги. Последние «Пираты Карибского моря», например, собрали полмиллиарда долларов.

О том, к чему приводит подобная практика, красноречиво свидетельствует пример третьей «Миссии». Том Круз, снимавшийся в главной роли и продюсировавший картину, заработал на ней $95 млн. Фильм собрал $400 млн. Доля студии Paramount, вложившей примерно $150 млн, составила лишь $10 млн. Неудивительно, что, произведя несложный расчет, боссы киностудии вскоре после провала фильма решили расстаться со своей главной звездой. Их не остановили даже 14 лет плодотворного сотрудничества.

Вложение денег в кинобизнес всегда считалось инвестициями с повышенным риском. Блокбастеры обычно покрывали убытки основной массы картин. Однако сейчас они и сами приносят все меньше прибыли.

Обычно все коммерческие расчеты держатся в глубокой тайне. Исключение составляет киностудия Disney, никогда не скрывавшая, кто и сколько получает. В 2006 году она заплатила своим актерам $554 млн, то есть почти в четыре раза больше, чем за пять лет до этого.

Казалось бы, можно только порадоваться за растущие доходы звезд. Но все дело в том, что связь между звездным статусом актеров и кассовыми сборами с каждым годом становится все слабее и слабее.

«Сейчас появилась новая характеристика для предсказания коммерческого результата того или иного кинопроекта, - пишет Питер Барт, редактор авторитетной в мире кино газеты Variety. - Если во главе списка актеров, занятых в картине, стоит суперзвезда, то больших прибылей ждать не следует. Да, звезды могут помочь запустить фильм, но гарантировать конечный коммерческий успех они уже не в состоянии. Все больше продюсеров приходят к выводу, что само понятие кинозвезды превращается в анахронизм».

Список звезд, фильмы которых не оправдали ожиданий или вообще стали провальными, велик. В нем и Джордж Клуни, и Бен Стиллер, и Джоди Фостер, и Холли Берри, и Брэд Питт, и Марк Вальберг, и Хоакин Феникс, и Джуд Лоу, и другие известные актеры и актрисы. Из 15 наиболее успешных в коммерческом плане голливудских картин этого года только в трех снимались суперзвезды. Это «Ультиматум Борна» с Мэттом Дэймоном, «Крепкий орешек» с Брюсом Уиллисом и «Дикие свиньи» с Джоном Траволтой. Рекордными же оказались такие малобюджетные картины без звезд и спецэффектов, как «Немножко беременна» и «Паранойя».

Получается, что в резком повышении стоимости производства кино виноваты все же продюсеры и владельцы киностудий, делающие ошибочную ставку на известных актеров, а не на качественный сценарий.

Ночь всех святых

Наверное, не случайно окончание срока действия очередного трехлетнего контракта между АКТП и ГАС выпало на ночь с 31 октября на 1 ноября, то есть Хеллоуин. Безрезультатные переговоры тянулись пять месяцев и, конечно, не могли закончиться за один день.

В пресс-релизе АКТП, составленном после восьми часов бесплодных обсуждений, сказано, что завышенные требования сценаристов по поводу отчислений с продаж DVD стали непреодолимым препятствием на пути продолжения конструктивного диалога и заключения нового соглашения.

Конечно, Дэвид Янг мог продолжить переговоры с продюсерами и предложить членам гильдии на время их проведения работать по старому соглашению, но он так не поступил. С одной стороны, Янг, ветеран профсоюзного движения, возглавлявший ранее союз строителей, намного радикальнее своего предшественника Джона Уэллса, которому удавалось с помощью лавирования сохранять хрупкий мир. С другой стороны, еще летом, когда становилось все более очевидно, что переговоры зайдут в тупик, среди членов ГАС был проведен опрос. 90% сценаристов высказались за забастовку.

Забастовщики сейчас пикетируют 14 голливудских студий. На их плакатах лозунги: «Нет контракта - нет сценариев!», «Ручки вниз!», «Верните нам наши деньги!» В пикеты они ходят, как на работу: с 9 утра до 5 вечера и работают 4-часовыми сменами.

Большинство звезд, которых специалисты винят в кризисе, охватившем кинобизнес, поддерживают сценаристов. Джей Лено вышел к пикетчикам, митинговавшим у здания NBC в Бэрбанксе, где снимается его шоу, и угостил их пончиками. Ева Лонгория, звезда «Отчаянных домохозяек», кормила забастовщиков, собравшихся у съемочной площадки сериала, пиццей. Выражали солидарность со сценаристами другие актеры и ведущие.

Но, конечно, далеко не все готовы поддержать бастующих, потому что из-за них может пострадать вся отрасль. Главные студии уже планируют приостановку или полное прекращение работ над десятками долгосрочных проектов. Без работы могут скоро остаться тысячи сотрудников компаний, снимающих телевизионные программы.

Для таких случаев в трудовых контрактах Голливуда существует пункт форс-мажор. Он позволяет в кризисных ситуациях расторгать контракты. Обычно человека сначала отправляют в 4 - 8-недельный неоплачиваемый отпуск, а затем увольняют. Кстати, именно этот пункт позволяет закрывать низкорейтинговые проекты.

Кина не будет

Сравнивая текущие события с легкой атлетикой, специалисты советуют настраиваться не на спринт, а на марафон, намекая, что забастовка может оказаться затяжной. Конечно, она не застала продюсеров и владельцев студий врасплох. Все готовились к войне как могли.

В самом лучшем положении кинематографисты. Ожидая забастовку, киностудии весь сентябрь и октябрь, не жалея денег, десятками закупали сценарии. Если забыть о качестве, которым в такой спешке нередко приходилось жертвовать, то кинопроизводство, по крайней мере теоретически, должно продержаться весь следующий год. Правда, потом все же коллапс.

Значительно хуже обстоят дела у тех, кто снимает сериалы. Конечно, их продюсеры тоже постарались сделать запас, но, учитывая специфику продукта, без особого риска ошибиться можно предположить: заготовленных впрок сценариев надолго не хватит.

Взять, к примеру, хотя бы тех же «Отчаянных домохозяек». Марк Черри, автор идеи и глава группы сценаристов, конечно, относится к числу высокооплачиваемых членов ГАС. Тем не менее он мечтает, чтобы забастовка как можно быстрее закончилась. Черри со своей командой, как и остальные сценаристы, сейчас не работает. Зрителей же, похоже, ждет сильно урезанный сезон. На начало забастовки у режиссера и продюсеров оставалось 9 сценариев. До конца года они как-нибудь дотянут, а дальше, если забастовка к тому времени не закончится, съемки придется останавливать.

Примерно в таком же положении продюсеры и других популярных сериалов. Режиссеры успели снять 13 из 24 эпизодов сериала «Дурнушка Бетти», аналогом которого является наша лента «Не родись красивой».

В «Остаться в живых» отснята тоже половина серий - 8 из 16. Правда, у этого сериала сезон начинается в феврале. Так что ситуация еще может измениться в лучшую сторону. Хуже идут дела с сериалом «24», где готовы лишь 8 или 9 эпизодов из 24. Новый сезон должен был начаться в январе, но уже объявлено о переносе на весну. Еще один известный в России американский сериал «Побег из тюрьмы» тоже готов наполовину. И только поклонникам «Симпсонов» можно не беспокоиться. У них готовы все 22 серии.

Катастрофическое положение сложилось с ток-шоу. Первыми крупными жертвами забастовки сценаристов стали любимые американцами передачи The Tonight Show с Джеем Лено, The Daily Show и The Late Show с Дэвидом Леттерманом. Уже в понедельник вечером, в первый же день забастовки, начали показывать старые передачи.

Сначала продюсеры намерены затыкать дыры в программной сетке повторами. Если же забастовка затянется, то, возможно, придется вновь прибегать к экспромтам, как это делали Леттерман и Джонни Карсон в 1988 году.

Могут возникнуть проблемы и у организаторов голливудских церемоний награждения главными наградами. До вручения «Золотых глобусов» осталось меньше двух месяцев, «Оскары» будут раздавать месяцем позже. Если свои речи большинство лауреатов пишут сами, что очень заметно по стандартному набору благодарностей в адрес Бога, родителей, бабушек с дедушками и прочей родни, то сложные сценарии для самих церемоний писать пока некому. Так же как и большой монолог главного ведущего, которым в этом году будет Йон Стюарт.

Конечно, остается слабая надежда на штрейкбрехеров. 19 лет назад некоторые сценаристы продолжали работать. Им, правда, пришлось временно отказаться от права голоса в гильдии, но они продолжали платить членские взносы. В 1988 году такие «предатели» в немалой степени способствовали поражению коллег. Поэтому сейчас руководство ГАС, надо думать, заранее приняло меры. Способов воздействия на штрейкбрехеров существует немало. Им, например, после окончания забастовки могут просто не вернуть полный статус члена ГАС.

За развитием событий в Калифорнии и Нью-Йорке пристально следят и в Канаде. Global и CTV, главные каналы канадского телевидения, покупают в Соединенных Штатах очень много программ.

Об исходе забастовки говорить пока рано. На стороне кинобоссов - материальные ресурсы, у забастовщиков - решимость восстановить справедливость.

Сценаристы стараются не вспоминать забастовку 1988 года. Она продлилась 22 недели и закончилась их поражением. Все осталось по-старому. Правда, некоторые изменения на телевидении, понесшем убытки в размере полумиллиарда долларов, тогда все же произошли. Телекомпании потеряли 9 - 10% аудитории. Зрители перешли на кабельное телевидение и реалити-шоу.

Реалити-шоу, вне всяких сомнений, окажутся в числе победителей и в этот раз. Дело в том, что сценарии к ним пишут сценаристы, не входящие в ГАС, и поэтому в забастовке не участвующие.

Рабочие сцены с Бродвея, присоединившиеся к забастовке, едва ли помогут сценаристам, потому что преследуют свои цели. Не удивительно, что они уже сели за стол переговоров с продюсерами.

А вот 4500 водителей грузовиков, которые тоже готовы присоединиться к забастовке, помочь сценаристам могут. Пока, правда, их руководство лихорадочно решает, какой тактики придерживаться. Если забастуют водители, перевозящие оборудование и реквизит, кинобоссам придется несладко.

Конечно, в Лос-Анджелесе прекрасно понимают, что забастовка окажет отрицательное воздействие не только на кинематограф, но и на всю экономику города в целом. Съемки фильма с бюджетом в $70 млн создают до 1000 рабочих мест и обеспечивают заказами немало местных предприятий и фирм. День забастовки стоит Лос-Анджелесу около $80 млн. Не случайно Антонио Вилларайгоса, мэр Города ангелов, встречался и с продюсерами, и со сценаристами, но все его посреднические усилия успехом не увенчались.

Многие надеются, что в этом деле удачливее будет губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер, который не хуже участников забастовки знает всю кухню кино и хочет помочь установить мир. «Очень важно как можно скорее решить этот вопрос, - говорит он, - потому что забастовка оказывает огромное отрицательное влияние на экономику штата».

Надежда на заключение нового соглашения еще сохраняется. Через две недели после начала забастовки стороны вернулись за стол переговоров и пошли на взаимные уступки. Во всяком случае сценаристы, похоже, отказались от требования увеличить вдвое отчисления с продажи DVD. И все же скептики и даже осторожные оптимисты предпочитают надеяться на хорошее, но готовиться к плохому. «Готовьтесь к долгой и холодной зиме повторов и реалити-шоу», - советуют они американским телезрителям.

6 апреля 2017 в 10:59

Гильдия сценаристов Голливуда может выйти на забастовку из-за стриминговых сервисов

  • Мониторы и ТВ

Десять лет назад голливудские сценаристы привели индустрию развлечений в тупик, прервав свою работу на три месяца в споре за оплату фильмов и телешоу, распространяемых в интернете и на DVD. Забастовка остановила десятки телевизионных и кинопроизводств и ударила по экономике Лос-Анджелеса.

Теперь в голливудском сообществе возникает чувство дежавю, ибо над ним снова нависла угроза забастовки. После краха переговоров с ведущими студиями Гильдия сценаристов Америки (WGA) добивается от своих членов поддержки забастовки.

Напряженная атмосфера - результат внезапных экономических и цифровых изменений, повлиявших на бизнес. Со времен последних забастовок сценаристов в отрасли произошли серьезные сдвиги. Стриминговые сервисы вроде Netflix и Amazon изменили Голливуд и внесли свой вклад в выпуск беспрецедентного количества качественных сериалов - феномен, который иногда называют «золотым веком» телевидения.

Но времена не стали золотыми для многих сценаристов, у которых теперь стало меньше работы. Более короткие сезоны - это новая норма, при которой многие сериалы состоят из 10 или менее серий при кабельной и стриминговой передаче – это менее половины от традиционного сезона сериала и телешоу. Это привело сценаристов к финансовому кризису, так как многие по условиям контракта не могут работать на нескольких проектах за сезон.

«Стать сценаристом становится труднее, чем заработать на жизнь» - заметил Джон Боумен, продюсер телевизионных программ и бывший руководитель комитета по переговорам WGA.

Все больше телезрителей отказываются от кабельного телевидения в пользу стриминга. Студии также борются с существенным снижением прибыли от продаж DVD и сокращением посещаемости мультиплексов. Они выпускают меньше сериалов и эпизодов в год, а это означает меньше возможностей для сценаристов.

Все это подготовило почву для конфликта. С 19 по 24 апреля состоится онлайн-голосование за разрешение на забастовку. Такой шаг является типичной тактикой ведения переговоров профсоюзами, и WGA отмечает, что это ответ на жесткую позицию, которую заняли студии, до сих пор не отказавшиеся от своих условий.

«Никто ни в совете, ни в комитете не хочет забастовки» - сказал в интервью Крис Кейзер, сопредседатель переговорного комитета Гильдии. «К сожалению, единственный способ заслужить справедливое отношение - использовать силу труда».

Он оспорил заявления студий о том, что WGA первой прервала переговоры, и добавил, что диалог прервался на прошлой неделе после того, как студии оставили голосовое сообщение, чтобы сценаристы не приходили на следующий день. «Мы не ушли», - сказал Кейзер, писатель и исполнительный продюсер, чьи заслуги включают телесериал «Тиран» и семейную драму «Нас пятеро».

Союз продюсеров кино и телевидения, представляющий крупные студии, сети и независимых продюсеров, заявил, что хотел бы возобновить переговоры, но все еще ожидает ответа на свое последнее предложение, которое сценаристы считают шагом назад.

«Сохранение отрасли в рабочем состоянии находится в общих интересах, и мы готовы вернуться к переговорам», - сообщает Союз продюсеров.

Переговоры возобновляются 10 апреля, но по многим вопросам до взаимопонимания далеко. Возможность забастовки вызвала смешанные чувства у сценаристов по всему городу. Судя по всему, Гильдия делится пополам. Более опытные сценаристы, пережившие забастовку 2007-2008 годов, скептически относятся к этой идее. Сценаристы, которые пришли в Гильдию и бизнес после этих событий, отталкиваются от собственных потребностей.

Одной из главных причин раздора является развитие более коротких сезонов телешоу. Сейчас, по оценкам экспертов, две трети всех сериалов состоят из 8-12 серий в сезоне, тогда как ранее их количество варьировалось в диапазоне 22-24 серий. WGA утверждает, что недельный доход сценаристов снижается, потому что студии сильно задерживают гонорары. Это происходит потому, что сериалы становятся более кинематографичными и требуют гораздо больше времени на съемки. Съемки эпизода, которые раньше снимали две недели, теперь могут занимать от трех до четырех недель.

Осложняет дело отсутствие прозрачности. Стриминговые сервисы работают по подписке и не предоставляют данные о просмотрах, что затрудняет разработку формулы остатков - сборов за повторные показы. На протяжении десятилетий получить прибыль от выпуска сериалов можно было по простой схеме: отснять первый сезон, надеяться, что его продлят на 100 эпизодов, а затем продавать повторы кабельным каналам или местным вещателям. И поскольку Netflix и прочие сервисы продолжают набирать популярность, сценаристы требуют, чтобы эти компании платили остатки, которые соизмеримы с теми, что предлагают традиционные вещатели.

Но такие сервисы - не единственный источник разногласий. Льготы - такая же проблема, как и возраст членов Гильдии. WGA хочет, чтобы студии увеличили взносы в план медицинского страхования Гильдии на 1,5%, который в последние годы испытывает дефицит. Однако студии ответили на это предложение отказом, и сократили финансирование на 10 миллионов долларов в год.

Гильдия просит увеличить минимальные значения сборов за сценарии для самых низкооплачиваемых авторов на 3%. В недавнем письме к членам WGA West сказано, что средняя зарплата продюсеров телевизионных фильмов за последние два года снизилась на 23%, а в прошлом году развлекательные компании получили рекордные прибыли в размере 51 миллиарда долларов.

Предыдущая забастовка началась в ноябре 2007 года и продлились 100 дней, закрылись более 60 передач. Это самая крупная за последние 20 лет забастовка сценаристов в США. Тогда Гильдия сценаристов требовала заключить новый контракт с Союзом продюсеров кино и телевидения, в котором повысились бы проценты отчислений авторам за продажи продукции на DVD и в интернете.

Эксперты по трудовым вопросам отметили, что пагубный эффект забастовки помог сценаристам добиться того успеха, которого они, возможно, не достигли бы. В рамках соглашения авторы первые два года получают фиксированную сумму и 2% от прибыли продаж на третий год. Однако забастовка была финансово разрушительной для многих других работников индустрии, особенно для техников и работников искусства, многие из которых живут от зарплаты к зарплате.

В 2007 году Гильдия сценаристов США требовала увеличить гонорары от продажи фильмов и сериалов на домашних носителях (DVD, Blu-Ray), а также любого контента через интернет (посредством онлайн-кинотеатров). Забастовка, начавшаяся 1 ноября 2007-го, продлилась до 12 февраля 2008 года. Студии, потерявшие в итоге сотни миллионов долларов, были вынуждены остановить производство многих новых телесериалов (некоторые из выходивших в эфир получили заказ лишь на сокращённые сезоны), а также отложить на неопределённый срок съёмки потенциальных блокбастеров. В 2017-м Гильдия вновь подняла тему улучшения условий работы сценаристов: она требуют пересмотра размера гонораров, авторских отчислений и детальной проработки системы социальной защиты.


Самый яркий пример проблем, причинённых Голливуду предыдущей забастовкой сценаристов, – фантастический боевик начали снимать без готового сценария, что, конечно, повлекло за собой финансовые и репутационные риски: многие поклонники считают второй фильм киносерии худшим из всех. Популярные сериалы, выходившие в то время, вместо привычных 20-24 эпизодов получили сильно сокращённые сезоны ( , «Остаться в живых» и другие). В этом году проблемы могут возникнуть у таких топовых проектов, как , (новый сериал MARVEL), многих сериалов Netflix, да и в целом у большинства новых проектов, которые совсем скоро американские телеканалы будут представлять зрителям. В США большинство новинок в обязательном порядке проходит так называемую стадию «пилотного эпизода»: снимается первая серия, которую оценивают не только заказчики (телеканал), но и рекламодатели, представители зарубежных дистрибьюторов, пресса и зрители. Если реакция положительная, то обычно заказываются дополнительные эпизоды, затем начинаются съёмки, а дальше, по мере выхода серий в эфир, заказ дополняется ещё каким-то количеством эпизодов. Зачастую, новые сериалы с высокими рейтингами получают заказ сразу на полный сезон, но бывают исключения.

Трейлер фильма «Трансформеры: Месть падших» - его начали снимать без законченной версии сценария
Уже точно ясно, что до 2-го мая уладить разногласия с гильдией продюсеры не смогут, а это значит, что забастовка всё-таки начнётся. Сколько она продлится – не ясно, поэтому и конкретные последствия предсказать трудно. Но даже небольшой период простоя может навредить как новым фильмам, так и новым сериалам, поэтому заинтересованным сторонам придётся искать точки соприкосновения в довольно сжатые сроки.