Алексей кондратьевич саврасов, биография и картины. История гениального, но невезучего художника саврасова

Алексей Кондратьевич Саврасов - художник большого дарования и трагической судьбы, он сыграл выдающуюся роль в истории русской пейзажной живописи. Художник поднял пейзажную живопись на огромную высоту, завоевал ей широкое общественное признание. Саврасов первым сумел показать прелесть простого русского пейзажа, его бесхитростную красоту, в то время, как официальное искусство по-прежнему стремилось к идеализированному, приглаженному, в основном, западноевропейскому, пейзажу. Саврасов признан как мастер русского лирического пейзажа.

Алексей Кондратьевич Саврасов родился в семье московского купца. Любовь к искусству у него проявилась в детстве, он в 12 лет копировал романтические пейзажи известных художников. Учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, получил звание художника, а позже за представленные в Совет Академии художеств два пейзажа, написанные в окрестностях Ораниенбаума, был удостоен звания академика.

В своих первых пейзажах Саврасов тяготел к романтическому изображению природы, но увлечение романтизмом длилось не долго. Все больше художнику хотелось полнее отразить реальный мир природы.

В 70-х годах Саврасов активно занимается преподавательской деятельностью. Основа его преподавания - работа с учениками на природе, на натуре. "Изучайте и чувствуйте", - внушал он молодым художникам.

В последние десятилетия 19-го века жизнь и творчество Саврасова пошли на спад. Бедность, семейные неурядицы, ранняя смерть нескольких детей и охлаждение со стороны публики, привели художника к глубокому духовному кризису, отчуждению от людей и пагубному увлечению вином. Долгие годы он жил в абсолютной нищете и умер одиноким, тяжело больным человеком в больнице для бедных.

Значение Саврасова в истории русского пейзажа трудно переоценить. Он начинает собой блестящую страницу пейзажной живописи второй половины 19-го века. Его картины наполнены волнующим лирическим чувством. Бесконечная любовь Саврасова к родной земле, такая живая, восторженная, служила постоянным источником творческого вдохновения. Как никто другой до него чувствовал Саврасов задушевную красоту скромной русской природы. Этим он и обогатил русскую пейзажную живопись, открыв перед ней новые горизонты.

Задворки села, сараи, наполовину скрытые забором, старая церквушка с шатровой колокольней, корявые березы, усеянные грачиными гнездами, талый посеревший снег. Пейзаж, типичный для средней полосы России, скромный, непритязательный, чуть грустный и очень задушевный.

Саврасов очень тонко и проникновенно передает первое пробуждение природы после зимнего сна. Подули теплые ветры, в полях почти стаял снег, обнажилась темно-бурая, напитавшаяся влагой земля, потемнел оставшийся в затишье снег. Прилетевшие грачи принялись вить гнезда. Еще нет ослепительного солнца, почки только начинают набухать, небо затянуто свинцово-белыми облаками. Дышится легко и свободно! Сдержанная гамма бело-голубых и серо-коричневых тонов созвучна с неприметной прелестью простого и скромного пейзажа.

Бушует полая вода, шумит и глухо, и протяжно.
Грачей прилетные стада кричат и весело, и важно.
Меж круглых, рыхлых облаков невинно небо голубеет
И солнце ласковое греет в затишье гумен и дворов.
Весна, весна! И все ей радо! Как в забытьи каком стоишь
И слышишь прелый запах сада, и теплый запах старых крыш.

(Ф.Тютчев)

Здесь изображены пасека и старик-пасечник, склонившийся над дымящимися угольями, шалаш и деревенька с соломенными крышами. Для художника здесь самым важным является то, что объектом эстетического переживания является самый непритязательный пейзажный мотив, природа, обжитая человеком, в ее повседневном, будничном облике.

Сколько трогательной красоты и поэзии в этих осыпанных розовыми цветами яблонях, молодых березках, одетых первой зеленью, пушистом светло-зеленом ковре недавно выступившей травы. Как чист и прозрачен воздух, как широки просторы полей, весенний разлив голубой реки.

Саврасов стремится здесь создать широкий пейзажный вид и в нем передать тихую прелесть простой, скромной среднерусской природы.

Неяркие, нежные краски пейзажа, слегка тронутые золотистым светом восходящего солнца, высокое светлое небо с тающими в нем облачками, прзрачная голубизна далей, голубая гладь реки с отражающимися в ней деревьями, смягченные очертания ее берегов, поросших лесом, - все выражает гармонию и покой раннего утра. Художник включает здесь фигуру крестьянина-рыбака, возвращающегося с рыбной ловли - этим он показывает природу, окружающую человека в его повседневной жизни, обжитую им.

Изображение в картине сильно приближено к зрителю. Детально выписана мшистая поверхность валунов, хорошо передана их объемность, прорисованы змеящиеся по земле корни спиленного дерева, стебли трав. Первый план погружен в тень, а поляна поодаль залита солнцем. Красиво выделяется пронизанное солнечным светом кружево листвы старого дуба, распростершего свои ветви над поляной. Вдалеке синеет море.

Это одно из своих первых произведений, в которых он еще тяготеет к романтизму.

Небо в картине затянуто клубящимися облаками. резкие порывы ветра, контрасты света и теней, бурное движение, которым пронизан пейзаж, - во всем видно стремление показать действие стихийных сил природы, придать пейзажу патетическое звучание. Но Саврасов дополняет картину бытовыми деталями - совсем не романтические шалаш и женщина с ведром усиливают ее правдивое звучание.

В этой картине художник воплотил трогательное внимание к подробностям жизни природы, любовь и поразительную способность к передаче малейших оттенков весеннего настроения. В легкой, свободной манере, и в то же время очень бережно и точно воссозданы здесь и общее ощущение прелести мягкой и пасмурной предвесенней оттепели, и оживленность птиц, довольно и весело копошащихся на рыхлом повлажневшем снегу среди серых изб и заборчиков.

Эту картину Саврасов писал в тяжелые для себя времена: от него уходит жена.

Художник изображает ржаное поле перед бурей, он вкладывает в картину свои чувства, тревогу, переживания, которые переполняли Саврасова тогда.

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897)

Алексей Николаевич Саврасов - художник, выдающийся пейзажист, основоположник символистского “пейзажа настроения” в русской живописи.

Родился в Москве 12 мая 1830 в семье мелкого купца. Подростком писал пейзажные картинки на продажу. В 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1848 году начались занятия Саврасова пейзажной живописью под руководством талантливого педагога и замечательного человека по-отечески заботившегося о своих учениках - К. И. Рабуса. Его уроки не только будили мысль, но и профессионально подготавливали молодых художников к самостоятельным поискам.

В картинах и рисунках пятидесятых годов мы встречаем попытки преодоления академических традиций и самостоятельного решения художественного замысла. Среди картин этого периода одними из самых ранних являются два натурных этюда - “Камень в лесу у “Разлива” и “Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами” (оба 1850 год). Более зрелой и мастерски исполненной стала картина “Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду” (1851 год). Этот пейзаж принес художнику первое признание и сделал его знаменитым.

Первый успех ободрил начинающего художника, что позволило ему в 1855 году создать сложный по композиции и художественной задаче пейзаж “Вид в селе Кунцеве под Москвой”, а в 1858 году “Вид в окрестностях Москвы при закате солнца”. И в той и в другой картине Саврасов пытается передать прежде всего сложный мир жизни природы, а не только открывающийся взору вид. В подмосковных пейзажах пятидесятых годов в полной мере проявилась характерная черта, свойственная всему творчеству Саврасова в целом - это склонность к возвышенному восприятию природы. Именно эта романтическая черта присутствует в таких работах, как “Старые сосны” (1854), “Сосны (из Гусарева)” (1850-е годы), “Старый дуб у обрыва над рекой” (1857). Исполнены они с исключительным графическим мастерством, хотя и различны по приемам, прослеживается здесь и постепенное усложнение художественных задач.

В целом раннее творчество Саврасова (“Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду”, 1851; “Вид в окрестностях Ораниенбаума”, 1854) пребывает целиком в рамках романтизма, с его любовью к сильным эффектам атмосферической жизни, к резким “кулисным” контрастам переднего и заднего планов. Постепенно художник приходит к более спокойным, гармонически-ясным по композиции и колориту решениям, например (“Пейзаж с рекой и рыбаком”, 1859). Первоочередное значение в его образах получает влажная почва, прописанная с тонким пониманием ее фактуры, и световоздушная среда, органично объединяющая пространственные планы (“Лосиный остров в Сокольниках”, 1869; “Лунная ночь. Болото”, 1870). Изначально свойственная Саврасову “виньеточная” манера рисунка, сразу выделяющая главные, наиболее запоминающиеся свойства натурного мотива, перерастает в высокое мастерство поэтических обобщений-символов.

В развитии творчества Саврасова этого периода важную роль играла не только работа над подмосковными пейзажами. Значительную помощь в становлении художника оказала поездка на Украину. Результатом этой поездки стали работы “Степь днем”, “Рассвет в степи”, “Вид Киева”, датированные 1852-м годом. В этих работах художник стремился передать свои чувства и впечатления от степных просторов и показать характер и особенности украинской природы.

В 1857 году Саврасов становится руководителем пейзажного класса в московском Училище. С этого времени начинается двадцатипятилетний период его плодотворной педагогической деятельности. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан. Удивительно точно сказал о своем учителе И. И. Левитан: “Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле”.

Написанный в это время “Пейзаж с рекой и рыбаком” (1859) наглядно демонстрирует его достижения. Повседневное и поэтическое органично сливаются здесь воедино так, как это происходит в реальной жизни. Светлая ясность и простота созданного образа, спокойствие и небросская красота изображенной природы определяют основную концепцию данного произведения.

В некоторых известных работах шестидесятых годов нетрудно уловить приметы происходивших в его творчестве перемен к раскрытию сюжета, новое появляется и в выборе мотивов и в способах их воспроизведения. Лучшими примерами того являются три пейзажа, написанные Саврасовым в 1861 году - “Вид на Москву от Мазилова”, “Пейзаж с мельницей” и “Вечерний пейзаж”. Увлеченный сложностью и красотой передаваемого момента, Саврасов по-новому использует доступные ему приемы живописи. Ему удается гармонично слить воедино конкретность и обобщение, реальную сиюминутную красоту природы и ее переходное состояние.

Большую роль в развитии творческого гения художника сыграла поездка в Англию в 1862 году. Там он смог познакомиться с европейским искусством и, в частности, с передовой пейзажной живописью Англии, мало известной в России. Имея к тому времени десятилетний опыт самостоятельной работы, художник был уже внутренне подготовлен к восприятию опыта зарубежного искусства. “Ни одна в мире академия не могла бы так развить взгляд художника, как настоящая выставка в Лондоне”, - писал Саврасов в одном из писем.

Из всего, что увидел Саврасов в Англии, самым значительным было знакомство с английским пейзажным искусством. Сам художник в первую очередь отмечает глубину мысли, строгую наблюдательность и местный характер колорита и рисунка.

Очевидно, что знакомство с английским пейзажем не могло привести к прямому подражанию в творчестве Саврасова семидесятых годов, но, по собственному признанию художника, он сумел извлечь пользу из впечатлений от поездки. После Англии художник отправляется в Швейцарию для знакомства с горными пейзажами. Но если Англия познакомила его с миром искусства, то Швейцария представила ему замечательные виды и открыла художнику путь для эмоционального ее восприятия и собственного творчества.

Природа для живописи там “в высшей степени интересна”, так отзывался о красоте местной природы Саврасов, и он целиком сосредоточивается на открывающихся перед ним пейзажах и на способах их живописного выражения. Судить об этом мы можем по дошедшему до нас полотну “Вид в Швейцарских Альпах из Интерлакена” (1862). Художник возвращается на родину переполненный впечатлениями и замыслами. И это в какой-то степени предопределило тот взлет в творчестве художника конца шестидесятых и семидесятых годов. Познакомившись с природой чужих стран, он глубже понял своеобразие и обаяние родной природы. К этому периоду относятся - “Сельский вид” (1867), “Плоты” (1868), “Зимняя ночь” (1869). Найденный Саврасовым тип полужанрового пейзажа явился, по существу, лишь первым этапом его сложных творческих поисков. Главной темой по-прежнему остается природа, близкая и созвучная человеку и воспринимаемая через его чувства.

Уже в семидесятые годы русский реалистический пейзаж становится явлением исключительным среди пейзажной живописи других европейских школ и качественно отличается от художников барбизонской школы, создававших во Франции свободный от академических традиций национальный пейзаж.

В структуре русского пейзажа яснее, чем у барбизонцев, выступят черты, обобщающие и типизирующие натурный материал, и более сложно проявится связь с эстетикой и нравственными идеалами. Более широким и емким у русских пейзажистов окажется круг и разнообразие никем не использованных мотивов. С подобными явлениями чаще всего приходится встречаться в многообразии и новизне саврасовских картин - “Вечер. Перелет птиц” (1874), “Вечер. Поле с воронами” (1880-ые годы).

Нарастание сложных чувств и переживаний, частично связанных и с обстоятельствами личной жизни, заметно уже в картине 1869 года “Лосиный остров в Сокольниках”, и еще более явно в картине “Лунная ночь. Болото” (1870), в которых все располагает к лирической настроенности, к готовности вслушиваться и всматриваться.

В 1870 - 1875 гг. художник совершал ежегодные творческие поездки на Волгу. Среди работ, написанных на Волге, наиболее яркие и емкие: “Волга близ городца” (1870), “На Волге” (1870-ые годы) и первая повествовательно раскрытая картина “Печерский монастырь под Нижним Новгородом” (1871). К этому же времени относится и начало работы над картиной “Волга под Юрьевцем” (1871). Здесь присутствует не только широта замысла, но и намечены социальные акценты, что было совершенно новым в творчестве Саврасова.

Все созданное после этой картины только подтверждает, что творчество Саврасова вступило в новый этап своего развития с новыми поисками и задачами, которые наиболее ярко проявились в картине “Грачи прилетели” (1871). Этюдная работа над “Грачами” шла в марте, в селе Молвитино (ныне Сусанино) Костромской губернии. Талый снег, весенние грачи на березках, серо-голубое, блеклое небо, темные избы и старая церковка на фоне стылых дальних лугов, - все это слилось в образе удивительно проникновенном и лирическом. Именно тут “настроение” - как особое созерцательное пространство, в котором идет диалог картины со зрителем, - окончательно превратилось в необходимый и достаточно самоценный компонент образа, что метко зафиксировал И. Н. Крамской, заметив (в письме Ф. А. Васильеву, 1871) о других пейзажах на выставке: “все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в “Грачах”.

К сожалению, эта картина, выставленная на первой передвижной выставке, не была в полной мере оценена современниками. Только в девяностых годах эстетическая концепция, вносящая в пейзажную живопись лирическое переживание природы, будет в полной мере представлена в работах учеников Саврасова. Со временем эта картина станет самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России. Весенняя тема так и останется любимой в творчестве художника и будет разработана им во многих последующих сюжетах.

Незримо-зримая “душа”, особое символико-поэтическое настроение оживляет и последующие вещи мастера, в том числе его замечательные московские мотивы, покоряющие своей безыскусной простотой (“Дворик”, 1870-е годы) либо контрастом бытовой скудости переднего плана с величавыми далями (“Сухарева башня”, 1872; “Вид на Московский Кремль. Весна”, 1873). Виртуозна по передаче почвенной влаги и световой игры облаков картина “Проселок”, (1873).

Искусство Саврасова семидесятых годов представляет собой самый зрелый и яркий период творчества художника. Это сказывается не только на выборе тем, раскрывающих значительные явления жизни природы и смены ее состояний, но и на его непрестанных поисках их живописного выражения, поражающего внутренней правдой и глубоким знанием жизни.

Этот период творчества стал одновременно и вершиной, и закатом активного участия Саврасова в общем развитии реалистического искусства.

Последующие работы позволяют судить насколько был велик творческий потенциал художника, и как по-разному проявлялись в его творчестве впечатления от весенней природы, по-прежнему продолжающей его вдохновлять. Сюда следует отнести - “Ивы у пруда” (1872), “Весенний день” (1873). Нарастают черты символизма в искусстве Саврасова, придавая натуре свойства ностальгического видения (“Могила на Волге”, 1874; многие из поздних весенних и зимних пейзажей).

Получает свое продолжение волжская тема, прочно вошедшая в творчество Саврасова. Сюда следует отнести такие произведения: “Оттепель. Ярославль”, “Оттепель”, уже упоминавшаяся “Могила на Волге. Окрестности Ярославля” (все 1874 года), “Волга. Дали” (1870-ые годы), “На Волге” (1875).

Отдельно следует упомянуть такие работы: “Радуга”, “Зимний пейзаж. Иней” (1870-ые годы), “Вечер. Перелет птиц” (1874) и исполненный, вероятно, в связи с этой работой небольшой пейзаж “Закат”. Этим произведением как бы завершается круг саврасовских пейзажей идейно-обобщающего плана, и все, что будет исполнено позже, уже не получит такого размаха и многоплановости в его творчестве. Среди работ восьмидесятых годов следует назвать такие произведения, как: “Ночка” (1883), “Лунная ночь над озером” (1885), “Вечер. Поле с воронами”, “Сумерки. Пейзаж” (оба 1880-ые годы), “Сосны на берегу озера” (1880-ые - 1890-ые годы) и “Оттепель” (1887 год), исполненные сложной техникой живописного рисунка. Работы Саврасова теперь только изредка появляются на передвижных выставках. В поздний период творчества мастер практически не создает ничего нового, страдая алкоголизмом и житейски опустившись, он прозябает в основном за счет копий с прежних своих работ, в том числе “Грачей”.

Картины художника

Аллея

Бабья лямка


Берег реки


Болото вечером


Бурлаки на Волге


В парке


Весенний день


Весна 1


Весна. На большой реке


Весна. Огороды


Весна

Вид в Швейцарских Альпах из Интерлакена


Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду

Вид на Московский Кремль. Весна


Грачи прилетели


Дворик. Зима

Деревья у озера


Домик в провинции


Дубы на берегу

Дубы


Закат над болотом


Зима 1


Зима


Зимний пейзаж


Зимняя ночь


Лосиный остров в Сокольниках


В истории русского искусства трудно найти более трагичную фигуру, чем Алексей Кондратьевич Саврасов. Глубокий и талантливый пейзажист, написавший несколько сотен картин, составляющих славу русской живописи, для широкой публики известен, как мастер, создавший одну картину – . Вся его жизнь – это сплав трагедий в личной жизни и блестящих побед в искусстве.

Детство Саврасова

12 мая 1830 года в доме замоскворецкого торговца Саврасова родился мальчик, которого окрестили в честь Святителя Алексия, московского чудотворца, Алексеем. С раннего детства сын купца Саврасова больше всего любил рисовать. Когда мальчику исполнилось 12 лет, его рисунки быстро раскупались в торговых местах . Отец поначалу расценил занятия сына, как проявление коммерческого таланта и был весьма доволен. Однако, когда сын объявил о намерении поступить в художественное училище, семья была категорически против. Дело дошло до того, что Алексей был «лишен стола» и «выгнан на чердак». Учебу пришлось прервать под благовидным предлогом «болезни матери». Только личное вмешательство московского полицмейстера, преподавателей Московского училища живописи и ваяния, позволили мальчику продолжить обучение.

Уже в 1848 году Саврасов был отмечен, как автор лучших студенческих эскизов. В 1849 году Саврасова отправляют в , писать пейзажи. Привезенные из этой поездки работы вызвали благоприятный отзыв критиков. В 1850 году комиссия училища, рассмотрев на заседании работы студента Саврасова «Вид Московского Кремля при лунном освещении» и , приняла решение о присвоении студенту звания художника и окончании его обучения.

Работа Саврасова в царской семье

Работами молодого художника заинтересовалась царская семья. Великая княгиня Мария приобретает его и предлагаем Саврасову отправиться поработать в ее загородную резиденцию. Результатом этой поездки становятся две необыкновенно удачные работы: и . Именно эти две картины стали экзаменом художника на звание академика Российской академии художеств. Саврасову исполнилось 24 года.

В 1857 году Саврасов обзаводится семьей. На следующее двадцатилетие приходится расцвет творчества художника, одновременно с этим начинается череда семейных трагедий.

Работы Саврасова покупает для своей Третьяков, они входят в экспозицию российских павильонов на всемирных выставках. Пришло признание. Саврасов становится одним из создателей и активных участников «Товарищества передвижных выставок». В это же время художник переживает смерть двух своих дочерей. В семье начинается разлад, который в 1876 году привел к распаду семьи.

Закат жизни художника

С конца 70-х годов Саврасов уходит в свои переживания, скоро он уже не может обойтись без алкоголя. Трагедия художника не могла не отразиться на его творчестве и жизни. После смерти его друга , не раз избавлявшего Саврасова от гнева начальства (художник был преподавателем художественного училища), художник лишается места, казенной квартиры.

Следующие 15 лет жизни Саврасова сравнимы с кошмаром. Скандалы, нищета, редкие творческие удачи.

Умер художник в 1897 году в больнице для бедных и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Алексей Кондратьевич Саврасов (12(24) мая 1830, Москва — 26 сентября(8 октября) 1897, Москва) — русский художник-реалист, один из учредителей Товарищества передвижников, первооткрыватель жанра лирического пейзажа в русской живописи.

Особенности творчества Алексея Саврасова : личное, интимное восприятие природы; виртуозная работа с цветом и светом, позволившая передать уникальные состояния природы, в частности — особую прозрачность, подвижность весеннего воздуха.

Известные картины художника Алексея Саврасова: «Грачи прилетели », «Радуга », «Лосиный остров в Сокольниках(Сосновый бор) ».

Печальным кругом замкнулась жизнь создателя известных каждому школьнику« Грачей», по которым непременно пишут сочинение. Но не обо всем школьники рассказывают в своих« сочинениях-описаниях по картине». Алексей Саврасов, создатель национального русского пейзажа, начинал как выходец из низов, первыми покупателями картин Саврасова были торговцы на Никольском рынке. В 24 года он стал академиком, по приглашению великой княгини Марии Николаевны писал у нее на даче. А в 67 лет умер в больнице для бедных — в нищете, лишенный семьи, опустившийся и спившийся.

Учиться живописи!

Сыну мещанина, торговца Кондратия Соврасова(именно так, через« о») никоим образом не светила карьера художника. Отец готовил Алексея к дельной профессии« по торговой части». А мальчик рисовал на любом попавшем в руки листке. Родители это не одобряли, а бабушка хвалила, хорошо рисовал малец. Однажды Алеша решился показать рисунки торговцам на рынке — их разобрали влёт и попросили принести еще.

Первым окном в настоящий мир живописи стало случайное знакомство с Александром Воробьевым , который посещал Московское училище живописи, зодчества и ваяния. Как же об этом мечтал юный Алексей! Последовала череда домашних скандалов, и четырнадцати лет Алеша Соврасов поступил в училище. Деньги на обучение зарабатывал сам, всё так же сбывая торговцам на Никольском свои рисунки. Вскоре пришлось бросить учебу из-за болезни матери.

В 1848 году, когда мать уже умерла от чахотки, а отец привел в дом новую жену, совершенно не соответствовавшую классическому образу злой мачехи, Алексей вернулся в училище. Мачеха уговорила отца не противиться, поэтому теперь всё прошло гораздо мягче. С преподавателем Саврасову(так он начал писать свою фамилию в 50-х годах) повезло — он попал в класс Карла Рабуса , который учил своих студентов видеть величие и красоту природы.

Популярность картин художника Алексея Саврасова

Рабус старался отправлять своих учеников в путешествия, для чего помогал им с меценатами отыскать друг друга. Саврасов ездил в Украину, Крым, а оплачивал это коллекционер Лихачев с условием, что написанные в путешествиях картины принадлежат ему.

С 50-х годов в жизни начинающего художника наступает полоса удач: его картины на всех масштабных выставках. Критики величают Саврасова сильнейшим пейзажистом современности. В 1854 году княгиня Мария Николаевна посетила Московское училище живописи. Высочайшая особа внимательно осмотрела заведение и приобрела семь картин, в том числе две работы Саврасова. Из всего училища княгиня пригласила единственного художника провести лето у нее на даче в Сергиевке, между Петергофом и Ораниенбаумом. Совершенно верно, честь такая выпала именно Алексею Саврасову.

Княгиню в Сергиевке он видел редко. Когда в одну из встреч она спросила, как Саврасов представляет себе дальнейшую деятельность, где планирует жить, где работать, он признался, что хочет вернуться в Москву. Образованная, с тонким художественным вкусом, возглавлявшая Академию художеств Мария Николаевна безусловно намерена была покровительствовать ему в Петербурге. Но настаивать не стала. Кто знает, как бы сложилась судьба художника Алексея Саврасова, сделай он иной выбор во время того памятного разговора…

Но пока он все еще в любимчиках фортуны. В 24 года Саврасов становится академиком. Когда умирает Рабус, в 1857 году Саврасова приглашают преподавать в Училище. О его преподавании ходили легенды. Он мог весенним утром распахнуть окно, вдохнуть свежий воздух, окинуть взглядом собравшихся учеников и отправить их в московские парки« промыть глаза» и писать с натуры.

В этом же году Саврасов женился на Софье, сестре своего товарища по училищу Константина Герца. Брак их казался вполне благополучным до поры до времени. Софье исполнился 31 год, что по тем временам считалось немало. Она была старше Саврасова на 4 года. К мужу поначалу относилась с теплотой, хотя и без страсти, заботилась о нем, создавала по мере своих сил уют. Самого Саврасова считали суровым и непреклонным, хотя скорее он был стеснительным и замкнутым.

Семья и живопись в жизни Саврасова

Несмотря на официальный успех, богатым Саврасов даже в расцвете славы не был. Семья успешного художника жила на казенных квартирах, предоставленных училищем. Горечью и неизбывной болью супругов были многочисленные смерти детей. Самый первый ребенок Саврасовых родился в 1858 году и умер. Вторая дочь, Верочка, росла крепкой девочкой. В 1862 году годовалую Веру супруги оставили на родственников жены и уехали за границу на несколько месяцев: Саврасов был командирован для работы и изучения европейской живописи. Эта поездка оказала на него сильное влияние, причем он не примкнул к западным течениям, а напротив, нашел свой уникальный стиль.

Саврасов, по сути, стал первым русским лирическим пейзажистом, первым, кто сумел показать, что у природы нет« парадных» и «чернорабочих» нарядов. Его ученик Левитан называл Саврасова создателем национального русского пейзажа. Он окончательно отошел от академической традиции. В пейзажах Алексея Саврасова более не найти никакой« прилизанности», картины Алексея Саврасова — это не «без 5 минут Италия», как было принято в те годы. Это — Россия, не приукрашенная, такая, как есть, но изображенная с таким лиризмом, что сердце сжимается .

«Манер в живописи много , — говорил Саврасов. — Дело не в манере, а в умении увидеть красоту» . У него такое умение безусловно было. Причем красоту он видел сам и показывал другим там, где до него никому не приходило в голову ее искать. Он любил весну, но его весна — не буйный в своем цветении май, а почти зимний март. Кажущееся однообразие, тающий снег, еще не проснувшаяся природа. Неужто в этом есть красота? Алексей Кондратьевич Саврасов ее показал на своих картинах. Мартовские пейзажи из-под его кисти выходили живыми, сияющими, наполненными особой музыкальностью…

Саврасов снова побывал в Париже на Всемирной выставке, принимал участие в издании« Курса рисования», активно участвовал в создании Товарищества передвижников. Безоговорочным показателем успеха стал интерес к картинам художника Павла Третьякова , обладавшего незаурядным вкусом и высоко ценившего картины Саврасова.

Семейная жизнь у Саврасовых текла чинно и благородно. Смущало Софи лишь то, что не могла она особо развернуться — достаток был редким явлением в их доме, да и дома своего как такового не было.
60−70-е годы были временем радости, творчества и трагедий — один за одним умирают трое новорожденных детей. Только в 1867 году родилась вторая выжившая девочка, Женни.

В начале 70-х художник открыл для себя Волгу. Волжские пейзажи и сегодня считаются его« фирменными». В Ярославле написаны самые известные картины Алексея Саврасова, в том числе легендарные« Грачи». Они и стали последним большим успехом Алексея Саврасова, дальше дела только ухудшались. Но пока он об этом не знал… Писал Волгу, часто уходил гулять с любимой дочерью Верочкой. Кстати, Вера унаследовала художественный талант отца, но Саврасов наотрез отказался обучать ее живописи. Он полагал, что ни доходов, ни счастья такое занятие не принесет. В его жизни так и случилось.

Падение Саврасова

Под конец 70-х Саврасов утратил благосклонность публики. Большинство его работ теперь воспринимались негативно, подвергались критике. И самое страшное — его выселили из казенной квартиры. В семье обострились конфликты. Исаак Левитан вспоминал: «Я был у него в доме, его не любят и дома. Все против, он чужд даже своим» .

И Саврасов начинает пить, все более опускаясь. Параллельно у него возникли проблемы со зрением, иногда он вообще переставал различать окружающий мир. В 1877 году от него окончательно уходит жена с детьми. Некогда любимец публики, воспитавший плеяду известных художников, среди которых Коровин и Левитан, он всё глубже погружается в безысходное отчаянье. Саврасов на время сходится с простой женщиной, гораздо моложе его. Евдокия Моргунова родила ему двоих детей.

Помнившие о его таланте ученики и коллекционеры делают не одну попытку спасти гения, но удается это только на небольшой период — тогда вновь зажигается блеск в глазах и одряхлевший уже художник берет в руки кисть. Поклоннице его таланта Вере Киндяковой удается почти на два года вернуть Саврасова к нормальной жизни. Он живет у нее, снова пишет… Но срывается. В итоге на старости лет академик Алексей Кондратьевич Саврасов, бывший преподаватель Училища живописи, ваяния и зодчества, отмеченный благосклонностью самой княгини Марии Николаевны, пишет за еду и выпивку, сбывает свои рисунки торговцам на рынке — совсем как в детстве… Волшебной истории, «сделавшей всё хорошо», в жизни Саврасова более не произошло. Жизнь пошла под откос, но остались грачи и невыразимо светлые и печальные, а иногда мрачные и тоскливые, но всегда трогающие душу пейзажи Средней России.

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) вспоминается нам нечасто. О нем мы думаем лишь, когда представляем знаменитую картину «Грачи прилетели». Почему же это произведение так врезалось в нашу память и «действует» уже почти 150 лет?

«Грачи…» - знаменитая, нежная, знакомая всем с детства картина, ставшая своего рода живописным символом природы России. «Весна русского пейзажа» - так называли её современники.

Суетливые птицы на безжизненных березах, замшелые бревна забора, сероватые облака в небе, грязно-голубая талая вода и облупившаяся штукатурка церкви… Неужели все это притягивает зрителя?

C «Грачей» Алексея Саврасова началось новое направление в живописи - лирический пейзаж.

«…с Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле… Он создал русский пейзаж, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества» , - утверждал .



Саврасов подмечал каждую мелочь и в точности воспроизводил на полотне. Возьмем, к примеру, подтаявший снег. Где-то он потемневший, где-то - сиреневый, нежно-лиловый, голубой и даже розовый. В нижней части полотна на нем лежит легкая сетка теней от берез. На крыше дома художник изображает его желтовато-белым, а на бугре у забора - с проглядывающим розовато-золотистым отсветом.

Небо на картине затянуто облаками, написано в серо-голубых, тусклых тонах. Для того чтобы в точности передать малейшие оттенки, Саврасов специально использовал непокрытый красками холст. Так художнику удавалось изобразить даже небесные блики в проталинах на нижней части полотна.

В произведении нет солнца, однако, согласитесь, это не бросается в глаза. Полотно необыкновенно светлое, нежное и сдержанное по колориту, свет будто идет от земли. Работа наполнена струящимся, обволакивающим предметы воздухом, без которого, по словам самого художника, «пейзаж - не пейзаж» .

Алексей Саврасов преподавал в училище живописи и ваяния. В своих учениках он старался пробудить творческое начало, интерес к тому, что тот видит вокруг себя, желание перевести увиденное на язык живописи. Саврасов учил «видеть у природы» . Чем свободнее чувствовал себя ученик, тем вернее был его путь, по мнению учителя.

Алексей Кондратьевич выделял три источника, из которых возможно извлечь самое чистое понятие об искусстве. Первое – убеждение каждого, собственное понимание жизни, окружающего мира.

«Природа вечно дышит. Всегда поет, и песнь ее торжественна. Земля ведь рай - и жизнь тайна, прекрасная тайна…»

Второе – понятие красоты, формирование идеальных образов. И последнее – изучение великих произведений искусства прошлых веков и современности.

Каждый год, начиная с конца февраля, Саврасов погружался в состояние напряжённого и радостного ожидания. Художник с нетерпением ждал момента, когда можно будет захлопнуть дверь пыльной мастерской и направиться с этюдником и раскладной скамеечкой, на природу: в Останкино, в Измайловский парк и в Сокольники, где «фиалки уже распустились».

«Ступайте писать - ведь весна, уж лужи, воробьи чирикают - хорошо. Ступайте писать, пишите этюды, изучайте, главное - чувствуйте» , - говорил художник своим ученикам.