Война в произведении судьба человека. Сочинение на тему война в судьбе человека в рассказе судьба человека, шолохов читать бесплатно

Влияние войны на судьбу человека - тема, которой посвящены тысячи книг. Что собой представляет война, теоретически знает каждый. Тех, кто ощутил на себе ее чудовищное прикосновение, значительно меньше. Война - постоянный спутник человеческого общества. Она противоречит всем нравственным законам, но, несмотря на это, с каждым годом число людей, пострадавших от нее, растет.

Судьба солдата

Образ солдата всегда вдохновлял писателей и кинематографистов. В книгах и фильмах он вызывает уважение и восхищение. В жизни - отстраненную жалость. Государству солдат нужен в качестве безымянной живой силы. Его искалеченная судьба может волновать лишь близких. Влияние войны на судьбу человека неизгладимо, независимо от того, что послужило причиной участия в ней. А причин может быть много. Начиная от желания защитить родину и заканчивая стремлением заработать. Так или иначе, выиграть в войне невозможно. Каждый ее участник заведомо побежден.

В 1929 году в свет вышла книга, автор которой за пятнадцать лет до этого события мечтал во что бы то ни стало попасть в На родине ничего не будоражило его воображения. Он хотел увидеть войну, поскольку считал, что лишь она сможет сделать из него настоящего писателя. Мечта его сбылась: он получил множество сюжетов, отразил их в своем творчестве и стал известен на весь мир. Книга, о которой идет речь, - «Прощай, оружие». Автор - Эрнест Хемингуэй.

О том, как влияет война на судьбы людей, как убивает и калечит их, писатель знал не понаслышке. Людей, имеющих к ней отношение, он подразделял на две категории. К первой относил тех, кто сражается на передовой. Ко второй - тех, кто разжигает войну. О последних американский классик судил однозначно, полагая, что зачинщиков следует расстреливать в первые дни военных действий. Влияние войны на судьбу человека, по мнению Хемингуэя, убийственно. Ведь она является не чем иным, как «наглым, грязным преступлением».

Иллюзия бессмертия

Многие молодые люди начинают воевать, подсознательно не догадываясь о возможном финале. Трагический конец в их мыслях не соотносится с собственной судьбой. Пуля настигнет кого угодно, но не его. Мину он сможет благополучно обойти. Но иллюзия бессмертия и азарт рассеиваются как вчерашний сон в ходе первых боевых действий. И при удачном исходе домой возвращается иной человек. Возвращается он не один. С ним война, которая становится его спутницей до последних дней жизни.

Жажда мести

О зверствах русских солдат в последние годы стали говорить почти открыто. Переведены на русский язык книги немецких авторов, очевидцев марша Красной Армии на Берлин. Чувство патриотизма на некоторое время ослабло в России, что дало возможность писать и говорить о массовых изнасилованиях и нечеловеческом зверстве, производимом победителями на территории Германии в 1945 году. Но какова должна быть психологическая реакция человека после того, как на родной земле объявился враг, уничтоживший его семью и дом? Влияние войны на судьбу человека беспристрастное и не зависит от того, к какому лагерю он принадлежит. Жертвами становятся все. Истинные виновники подобных преступлений остаются, как правило, безнаказанными.

Об ответственности

В 1945-1946 годах в Нюрнберге состоялся процесс, призванный судить руководителей гитлеровской Германии. Осужденные были приговорены к смертной казни либо длительному заключению. В результате титанического труда следователей и юристов были вынесены приговоры, соответствующие тяжести совершенного преступления.

После 1945 года войны продолжаются по всему миру. Но люди, развязывающие их, уверены в своей абсолютной безнаказанности. Более полумиллиона советских солдат погибло во время Афганской войны. Приблизительно четырнадцать тысяч российских военнослужащих составляют потери в Чеченской войне. Но за развязанное безумие никого не наказали. Из виновников этих преступлений никто не погиб. Влияние войны на человека от того страшнее, что в некоторых, хотя и редких случаях, оно способствует материальному обогащению и укреплению власти.

Война - благородное дело?

Пятьсот лет назад предводитель государства лично вел своих подданных в атаку. Он рисковал так же, как и рядовые бойцы. За последние двести лет картина изменилась. Влияние войны на человека стало глубже, оттого что нет в ней справедливости и благородства. Военные вдохновители предпочитают отсидеться в тылу, спрятавшись за спинами своих солдат.

Рядовые бойцы, оказавшись на передовой, руководствуются стойким желанием спастись любой ценой. Для этого существует правило «выстрели первым». Тот, кто стреляет вторым, неизбежно погибает. И солдат, нажимая на курок, уже не задумывается о том, что перед ним человек. В психике происходит щелчок, после которого жить среди людей, не сведущих в ужасах войны, тяжело, почти невозможно.

В Великой Отечественной войне погибло более двадцати пяти миллионов человек. Каждая советская семья познала горе. И это горе оставило глубокий болезненный отпечаток, который передался даже потомкам. Женщина-снайпер, на счету которой 309 жизней, вызывает уважение. Но в современном мире бывший солдат не найдет понимания. Рассказы о его убийствах, скорее, вызовут отчуждение. Как влияет война на судьбу человека в современном обществе? Так же, как и на участника освобождения советской земли от немецких оккупантов. Разница лишь в том, что защитник своей земли был героем, а кто воевал с противоположной стороны - преступником. Сегодня же война лишена смысла и патриотизма. Не создана даже вымышленная идея, ради которой она разжигается.

Потерянное поколение

О том, как влияет война на судьбы людей, писали Хемингуэй, Ремарк и другие авторы XX столетия. Человеку незрелому чрезвычайно сложно в послевоенные годы адаптироваться к мирной жизни. Они еще не успели получить образование, их нравственные позиции до появления на призывном пункте были неокрепшими. Война разрушила в них то, что еще не успело появиться. И после нее - алкоголизм, самоубийство, безумие.

Эти люди никому не нужны, они потеряны для общества. Есть только один человек, который примет искалеченного бойца таким, каким он стал, не отвернется и не откажется от него. Этот человек - его мать.

Женщина на войне

Мать, которая теряет своего сына, не способна смириться с этим. Как бы героически ни погиб солдат, с его смертью никогда не сможет смириться женщина, которая его родила. Патриотизм и высокие слова теряют смысл и становятся нелепыми рядом с ее горем. Влияние войны на становится невыносимым тогда, когда человек этот - женщина. И речь идет не только о солдатских матерях, но и о тех, кто наравне с мужчинами берет в руки оружие. Женщина создана для зарождения новой жизни, но не для ее уничтожения.

Дети и война

Чего не стоит война? Она не стоит человеческой жизни, материнского горя. И она не способна оправдать ни единой слезы ребенка. Но тех, кто зачинают это кровавое преступление, не трогает даже детский плач. Мировая история полна ужасных страниц, которые повествуют о зверских преступлениях против детей. Несмотря на то что история является наукой, необходимой человеку во избежание ошибок прошлого, люди продолжают их повторять.

Дети не только гибнут на войне, они погибают и после нее. Но уже не физически, а морально. Именно после Первой мировой войны появился термин «детская беспризорность». Это социальное явление имеет разные предпосылки для возникновения. Но самая сильная из них - война.

В двадцатые годы осиротевшие дети войны наполнили города. Им пришлось учиться выживать. Делали это они с помощью попрошайничества и воровства. Первые шаги в жизни, в которой их ненавидят, превратили их в преступников и безнравственных существ. Как влияет война на судьбу человека, который только начинает жить? Она лишает его будущего. И только счастливый случай и чье-то участие могут сделать из ребенка, лишившегося родителей на войне, полноценного члена общества. Влияние войны на детей имеет столь глубокое действие, что стране, которая участвовала в ней, приходится страдать от ее последствий десятилетиями.

Воюющих сегодня подразделяют на «убийц» и «героев». Они не те и не другие. Солдат - это тот, кому не повезло дважды. Впервые - когда он попал на фронт. Во второй раз - когда оттуда вернулся. Убийство угнетает человека. Осознание приходит иногда не сразу, а значительно позже. И тогда в душе поселяется ненависть и желание мести, что делает несчастным не только бывшего солдата, но и его близких людей. И судить за это необходимо организаторов войны, тех, кто, по словам Льва Толстого, будучи самыми низкими и порочными людьми, получили в результате осуществления своих планов власть и славу.


ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
    Кафедра литературы и методики преподавания
Научно-образовательный Шолоховский центр

Исследовательская работа:

    «Военная публицистика
    Шолохова М. А.»
План.
    Введение.
    Военная публицистика в творчестве Шолохова М. А.
    Публицистика.
    Статьи и очерки Шолохова периода ВОВ.
    Очерки. Общий анализ очерков
Заключение.
Библиография.
Приложение.

Введение.
Для начала я бы хотела объяснить, почему я выбрала именно эту тему для своей исследовательской работы. Причина в том, что в школе отводиться, не так много времени по изучению произведений о ВОВ, а ведь эта война одна из самых жестоких и сложных для русского народа. Очень много произведений было написано нашими писателями того времени, и так мало мы разобрали их в школе. Я с гордостью читала о подвигах наших предшественников, и со слезами на глазах и скорбью в сердце о их смертях.
Шолохова было интересно читать ещё и потому, что он писал не просто то, что мог услышать, а то, что сам прошёл и видел собственными глазами. Михаил Александрович сам участвовал в военных действиях и поэтому все его очерки настолько правдоподобны, что захватывает дух. После знакомства с творчеством Шолохова М. А. на военную тематику, я ещё больше стала патриотом своей Родины.

1. Вообще публицистика военной поры, многообразна по форме, индивидуальна по творческому воплощению, являлась средоточением величия, беспредельного мужества и преданности людей своей Родине. Она не знала себе равных во всей мировой истории.
С первых дней войны жанры, призванные описывать жизнь людей на фронте и в тылу, мир их духовных переживаний и чувств, их отношение к различным фактам войны, заняли прочное место на страницах периодической печати.
Шолохов принимал активное участие в борьбе против фашизма, против угрозы новой войны. Он остро чувствовал её приближение и не мог скрыть своей горячей ненависти к фашизму. Выступая в марте 1939 года на XVIII съезде партии, Шолохов взволнованно говорил:
«Если враг нападёт на нашу страну, мы, советские писатели, по зову партии и правительства отложим перо и возьмём в руки другое оружие, чтобы в залпе стрелкового корпуса летел и разил врага и наш свинец, тяжелый и горячий, как наша ненависть к фашизму!.. Разгромив врагов, мы ещё напишем книги о том, как мы этих врагов били. Книги эти послужат нашему народу и останутся в назидание тем из захватчиков, кто случайно окажется недобитым…»
Готовясь к военным испытаниям. Шолохов был полон мирных планов и замыслов. Он работает над завершением второй книги «Поднятой целины» , задумывает новый роман о труде колхозной интеллигенции и о больших переменах в деревне. Много сил отдает писатель общественной деятельности. С дальних степных хуторов, с придонских станиц
3
тянутся к своему депутату ходоки, чтобы вместе с ним решить насущные вопросы своей жизни. Вместе с коммунистами Вёшенского района и всей Ростовской области Шолохов утверждает социалистическую новь на родном дону.
Громадная созидательная и творческая работа писателя и общественного деятеля была нарушена Великой Отечественной войной. Писатель встретил начало тяжких для Родины испытаний в родной станице, полный, как и весь народ, решимости отстоять независимость своей Отчизны.
23 июля 1941 года в Вёшенской, на старой станичной площади, собрался многолюдный митинг Жители станицы и окрестных хуторов пришли проводить уходивших на фронт казаков. Шолохов, выступив перед одностаничниками, выразил уверенность в победе нашего народа над гитлеровскими захватчиками. « Фашистским правителям, -говорил он,- основательно позабывшим историю, стоило бы вспомнить о том, что в прошлом русский народ не раз громил немецкие полчища, беспощадно пресекая их движения на восток, и что ключи от Берлина уже бывали в руках русских военачальников».
В этот же день Шолохов послал в Москву телеграмму, в которой просил зачислить в фонд обороны СССР присужденную ему Сталинскую премию первой степени за роман «Тихий дон» и выражал готовность в любой момент «стать в ряды Рабочее - Крестьянской Красной Армии и до последней капли крови защищать социалистическую Родину»

2. Само определение публицистика (от латинс. Publicus- общественный) – это род производства, посвящённый актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества.
Публицистика периода ВОВ не знала себе равных во всей мировой истории. Писатели публицисты, поэты, журналисты, драматурги встали со всем советским народом на защиту своего Отечества.
Творчество Шолохова занимает особое место в военной прозе. И вот почему. На фронте писатель оказался в первые же дни Великой Отечественной войны и, начиная с 1941 года, один за другим выходили его фронтовые очерки: « В казачьих станицах», « По пути к фронту», «Люди Красной Армии», «Военнопленные», На Юге» и другие. Наибольший отклик находили в сердцах воевавших пророческие строки из знаменитого рассказа «Наука ненависти».
«Наука ненависти» - рассказ о фашистских людоедах, о продуманных распорядках в лагерях смерти, о крайнем озверении громил и вешателей, планомерно, методически точно выполнявших программу истребления и порабощения народов. Тем оправданнее звучит в рассказе ненависть советского народа, та его могучая сила сопротивления,
4

которая была крепче броневых машин.
Сразу после победы, обобщая публицистику военных лет, Шолохов создает «Слово о Родине». Это и гимн освобожденной земле, и реквием погибшим. Позиция, которую занимает писатель, оценивая и осмысляя опыт грозных сражений, типична для литературы военных и послевоенных лет. Это позиция ярой непримиримости к врагам Отечества, скорбь о миллионных жертвах, стойкий оптимизм и уверенность в будущих победах.
Вот например какую символическую картину рисует автор в «Слове о Родине»: полузасыпанный окоп, скелет убитого гитлеровца, осколком рассеченное лицо и рот, полный плодородного чернозема, из него уже тянется к стенке окопа курчавая, унизанная цветами веточка. «Да, у нас много плодородной земли. И её с избытком хватит, чтобы набить ею рты всем, кто вздумает перейти от разговора о тотальных схватках к действию»

Ведущим жанром художественной публицистики времен ВОВ был очерк – жанр, сочетающий логико-рациональный и эмоционально-образный способы отражения действительности, излагающий и анализирующий реальные факты и явления общественной жизни в сопровождении прямого истолкования их автором. Наиболее распространенными в годы войны были очерки о событиях, очерки-портреты, посвященные героям войны, и жанр очеркового дневника. Очерки военной поры отличались глубокой лиричностью, беззаветной любовью к родной земле, и это не могло не затронуть читателя. За годы войны очерк прошел несколько этапов – от первых дней войны, дней отступления, когда слово публициста соединяло людей для отпора врагу и звало вперед, до победного шествия Красной Армии по странам, освобожденных от фашистского ига. Очерки военной поры представили нам галерею ярко индивидуальных героев, пробудил чувство ненависти к врагу и любви к Родине.
В публицистике Великой Отечественной войны убедительно проявлялось художественное своеобразие писателей, журналистов. Особенность публицистики и в том, что перо мастера слова предавало ей качества художественной прозы. «В дни войны газета – воздух, - писал в самый разгар Великой Отечественной Илья Эренбург. – Люди раскрывают газету, прежде чем раскрыть письмо от близкого друга. Газета теперь письмо, адресованное лично тебе. От того, что стоит в газете, зависит и твоя судьба.» Эти слова емко характеризуют, какой силы заряд оптимизма, уверенности в победе несли со страниц газет и журналов журналисты и писатели, какую роль играли их выступления в
воспитании патриотизма.
5

4 июля 1941 года в «Правде» появляется первый военный очерк М.А. Шолохова «На Дону». Это рассказ о том, как встретил советский народ весть о войне, как вскипала его
благородная ярость, какой гранитной стеной вставал он на защиту Отечества. Писатель рисует портреты своих земляков, заставляет их высказывать свои мысли о событиях, потрясших мир, произнести взволнованное слово о Родине. Война порушила
мирную жизнь, принесла людям горе.
«- Вот и опять лезут на нас. Ты же, Федя, гляди там, не давай им спуску!» (том 8), - говорит молодая смуглая женщина, провожая мужа на фронт. А на площади один за другим выступают станичники, и не было такого, кто бы дрогнул, у кого бы с губ сорвалось слово малодушия и растерянности.
Взволнованные призывы, отцовские наказы сыновьям, напутственные речи – «бить врага беспощадно, до полного уничтожения, и в воздухе и на земле…». Это было то время, когда в военкоматы нескончаемым потоком поступали заявления с просьбой отправить на фронт… Люди отрывались от самых неотложных дел и брались за винтовку.
Очерк предельно сжат, лаконичен, но в нем широко отражено дыхание тревожного времени, так как то, что сказано о станице, было тогда во всех уголках нашей страны.
Шолохов сдержан в проявлении собственных чувств, его очерки не содержат патетических слов и восклицаний. Сила их воздействия в другом… Чтобы возненавидеть врага, надо заглянуть ему в глаза, увидеть черный мрак его души. Силу для победы над ним дает не только ненависть, но и презрение. Разнолики как будто гитлеровцы, попавшие в плен. О них рассказывает писатель в своём очерке «Военнопленные». Ефрейтор Беркманн «считает себя культурным, порядочным человеком и, разумеется, решительным противником ненужной жестокости» (том 8). Его «культурность» - это лишь маска, едва прикрывающая оскал зверя.
Брезгливость и отвращение вызывают образы гитлеровских головорезов, нарисованных в очерках «Военнопленные», «На Юге»… Попав в плен, голодные и оборванные, они «как звери набрасываются на пищу и, обжигаясь, чавкая, почти не пережёвывая, глотают торопливо, жадно…» (8 том). Писатель не прибегает к художественным ухищрениям, показывая сущность тех, кто возомнил себя высшей расой. Они наглы и самоуверенны, когда истязают безоружных мирных жителей. « В плену их внешний образ разительно меняется» (8 том). Художник не ограничивается нагнетанием деталей, усиливающих отталкивающее впечатление.

6

«Так они выглядят здесь. Но предоставим слово, кто видел их в другой обстановке» (8
том). Старик-колхозник Колесниченко, недавно вырвавшийся из немецкого плена, рассказывает о чудовищных злодеяниях, творимых фашистским зверьём на советской земле. Речь его нетороплива, но сколько горечи, скрытого волнения и жгучей ненависти,
перехватывающей дыхание.
В очерках Шолохова главная, заветная идея – идея неотвратимости гибели врага – находит своеобразное художественное воплощение. Даже композиция его очерков продиктована ею: зачин и лаконичная концовка, написанные в форме авторского раздумья или зарисовок увиденного им во время фронтовых скитаний, выступают в роли своеобразного обрамления, придающего завершенность, законченность всему очерку.
В конце очерка образ пленного немца, крестьянина с большими мозолистыми руками, потрясенного страшной мыслью о том, что «всему германскому народу придётся расплачиваться» за злодеяния, причиненные народам. Еще более последовательно и четко тот же художественный принцип реализован в очерке «На Юге». « Хозяева Донбасса – вот кто мы такие, а идём приводить в порядок взорванные и затопленные шахты. Понятно?» (8том) – так ответил коренастый широкоплечий человек, шагавший по степной дороге на запад в колонне людей.
М.А. Шолохов пишет «Слово о Родине». Это слово любви и гордости, тревожного волнения и горестного воспоминания о былом: «Зима. Ночь. Побудь немного в тишине и одиночестве, мой дорогой соотечественник и друг, вспомни недавнее прошлое и мысленным взором ты увидишь…» (8том) – так проникновенно и просто обратился писатель к народу, как бы вместе с ним отдаваясь раздумьям, навеянным воспоминанием о былом. Писатель вверяет ему, соотечественнику и другу, свой дар окинуть мысленным взором просторы Родины и задуматься обо всем, что сейчас тревожит, волнует, радует и печалит миллионы людей на родной земле. Лирический образ Родины, возникающий в начале очерка, покоряет. Совсем недавно над русской землёй пронесся военный ураган и оставил ещё не стёршиеся следы разрушений. Однако не только это возбуждает тяжкие раздумья: «Вспоминая прошлое, ты невольно подумаешь, ты не сможешь не подумать и о том, как много осиротевших людей, как горька вдовья слеза, тягостен вздох ребенка, не дождавшегося отца, как трагична в своём безутешном горе старость».
Когда в очерке Шолохова перед мысленным взором возникает образ Родины и вырисовываются портреты тех, кого осиротила война, то осознаешь гуманистическую правомерность призыва советского писателя к свящённой ненависти к врагу: «Мой
и т.д.................

Если враг нападет на нашу страну, мы, писатели, по зову партии и правительства отложим перо и возьмем в руки другое оружие, чтобы з залпе стрелкового корпуса, о котором говорил товарищ Ворошилов, летел и разил врага и наш свинец, тяжелый и горячий, как наша ненависть к фашизму! Разгромив врагов, мы еще напишем книги о том, как мы этих врагов били. Книги эти послужат нашему народу и останутся в назидание тем из захватчиков, кто случайно окажется недобитым…”. Готовясь к военным испытаниям, Шолохов был полон планов и замыслов. Он работает над завершением второй книги “Поднятой целины”, зал умывает новый роман о труде колхозной интеллигенции больших переменах в деревне. Много сил отдает писатель общественной деятельности.
В июле 1941 года полковой комиссар запаса Шолохов был призван в армию и вместе с другими советскими писателями ушел на фронт. Он участвовал в боях под Смоленском на Западном фронте, под Ростовом – на Южном фронте, делил с бойцами суровые дни Сталинградской битвы, шел фронтовыми дорогами до самых границ Германии.
Летом 1943 года Шолохов обратился с письмом к американскому народу, в котором от имени граждан союзной страны предлагал дружбу, призывал к борьбе с фашистами, указывал на возможные последствия медлительности и колебаний союзников. “В судьбу каждого из нас, – писал Шолохов, – война вошла всей тяжестью, какую несет с собой попытка одной нации начисто уничтожить, поглотить другую… События фронта, события тотальной войны в жизни каждого из нас уже оставили свой нестираемый след…
В первую годовщину войны Шолохов напечатал в “Правде” проникнутый публицистической страстностью и непоколебимой уверенностью в торжестве правого дела рассказ “Наука ненависти”. Давая высокую оценку этому про”ведению, “Правда” спустя несколько дней писала: “Как рождается в сердце бойца Красной Армии неугасимая ненависть к врагу, недавно рассказал в своей замечательной художественной повести “Наука ненависти” писатель Михаил Шолохов”. В основу этого рассказа автор положил действительные события, о которых поведал ему на фронте один из участников войны. Боец очень не хотел, чтобы родные узнали о его военных лишениях, о тяжелых испытаниях, познанных им в фашистском плену, и просил не называть его фамилию. Да и у Шолохова не было необходимости замыкаться в рамках частной судьбы. Рисуя крупным планом характер лейтенанта Герасимова, проходившего в суровых боях с врагом “науку ненависти”,
Писатель художественно зримо раскрывал национальный характер русского человека, оторванного войной от мирного труда, показывал становление и закалку советского воина.
“Наука ненависти” и “Наука побеждать” органически связаны между собой, немыслимей одна без другой.
Воля к жизни и сопротивлению, желание жить, чтобы сражаться, высокий воинский дух Герасимова, прошедшего школу ненависти к врагу, неистребимая жажда победы раскрываются Шолоховым как типические национальные черты русского народа, со всей силой развернувшиеся в годы великой битвы.
Финал рассказа связан с метафорическим вступлением к нему. Развернутое художественное сравнение, на котором построен весь рассказ, писатель наполняет большим внутренним смыслом, озаряющим все повествование и придающим ему художественную цельность. С седыми висками Герасимова, улыбнувшегося вдруг “простой и милой, ребяческой улыбкой”, Шолохов сравнивает с могучим дубом. Лейтенант надломлен пережитым, но чиста его “добытая большими лишениями седина”, не сломлена его жизненная сила. Он могуч и крепок, как дуб. Таков весь народ, питающийся живительными соками своей родной земли. Его не сломят никакие, пусть самые тяжкие, испытания и трудности. Народ, полный жизни и воли к борьбе, проникнутый священной ненавистью к заклятому своему врагу и горячей сыновней любовью к матери-Родине, непобедим. Вот что утверждал великий гуманист и патриот Шолохов в самые суровые дни Великой Отечественной войны

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. На страницах прозаических произведений мы находим своеобразную летопись войны, достоверно передававшую все этапы великой битвы советского народа с гитлеровским фашизмом. Русская литература стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины. Писатели дышали единым дыханием с борющимся народом и чувствовали Read More ......
  2. “Он стоял у ворот родного дома и держал на руках сына. Это было все, что осталось у него в жизни, Что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, Сияющим под холодным солнцем миром”. М. Шолохов Пионеры Read More ......
  3. Русский писатель Михаил Шолохов родился 11 мая на хуторе Кружилинском станицы Вешенской в крестьянской семье. Учился в церковноприходской школе, со временем в гимназии, закончив четыре класса. Начало революции и гражданской войны помешало будущему писателю продолжить образование. Шолохов служил в станичном Read More ......
  4. Над романом-эпопеей “Тихий Дон” М. Шолохов работал в течение 15 лет, с 1925 по 1940 год. В 1925 году молодой Шолохов решил написать большой роман о жизни донского казачества. Он хотел показать казачество в революции. Но рамки произведения постепенно расширялись. Read More ......
  5. В экспозиции автор спокойно рассказывает о приметах первой послевоенной весны, он как бы подготавливает нас к встрече с главным героем, Андреем Соколовым, глаза которого, “словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной тоской”. Он вспоминает о прошлом сдержанно, устало, перед исповедью он Read More ......
  6. В 1932 году в журнале “Новый мир” была опубликована первая часть романа “Поднятая целина”. У этой книги была необычная судьба. Началась Великая отечественная война, М. Шолохов с первых ее дней ушел на фронт. Работа над романом была надолго прервана. Во Read More ......
  7. Публицистика в поэзии Евтушенко уживается с лирикой. Именно мастерское чтение лирических стихов обеспечило ему небывалую популярность в 1960-е годы. Впрочем, отношение к поэту всегда было неровным. Восхищаясь его оригинальными, образными, запоминающимися строчками, читатель не прощал ему неоправданных длиннот, банальностей, поверхностности. Read More ......
  8. В статье “Несколько слов по поводу книги “Война и мир”, напечатанной в 1868 году, в пору завершения романа, Толстой пояснял свое изображение войны ссылкой на собственный военный опыт. В кавказских и севастопольских рассказах действительно найдено многое, что потом расширится, разовьется Read More ......
Публицистика военных лет в творчестве Шолохова

Великая Отечественная война прошла сквозь судьбы миллионов советских людей, оставив о себе тяжелую память: боль, гнев, страдание, страх. Многие в годы войны потеряли самых дорогих и близких людей, многие испытали тяжелые лишения. Переосмысление военных событий, людских поступков происходит позднее. В литературе появляются художественные произведения, в которых через призму авторского восприятия дана оценка происходящего в трудное военное время.
Михаил Шолохов не мог пройти мимо волнующей всех темы и поэтому написал небольшой рассказ “Судьба человека”, затронув проблематику героического эпоса. В центре повествования события военного времени, изменившие жизнь Андрея Соколова – главного героя произведения. Писателем подробно не описываются военные события, не в этом задача автора. Цель писателя – показать ключевые эпизоды, повлиявшие на становление личности героя. Важнейшим событием в жизни Андрея Соколова является плен. Именно в руках фашистов, перед лицом смертельной опасности проявляются различные стороны характера персонажа, именно здесь война предстает читателю без прикрас, обнажая сущность людей: мерзкий, подлый предатель Крыжнев; настоящий доктор, который “и в плену, и в потемках свое великое дело делал”; “худенький такой, курносенький парнишка”, взводный командир. Нечеловеческие муки пришлось пережить Андрею Соколову в плену, но главное то, что он сумел сохранить свою честь, достоинство. Кульминационным моментом повествования является сцена у коменданта Мюллера, куда привели измученного, голодного, уставшего героя, но и там он показал врагу силу русского солдата. Поступок Андрея Соколова (без закуски выпил три стакана водки: не хотел давиться подачкой) удивил Мюллера: “Вот что, Соколов, ты – настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат”. Война предстает перед читателем без прикрас: после побега из плена, уже в госпитале, герой получает страшное известие из дома о гибели своей семьи: жены и двух дочерей. Тяжелая военная машина не щадит никого: ни женщин, ни детей. Последний удар судьбы – гибель девятого мая в День Победы старшего сына Анатолия от руки немецкого снайпера.
Война отнимает у людей самое дорогое: семью, близких. Параллельно с жизнью Андрея Соколова развивается и сюжетная линия маленького мальчика Ванюши, которого война также сделала сиротой, лишив родных матери и отца.
Вот какую оценку дает писатель двум своим героям: “Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…”. Война обрекает людей на страдания, но она также воспитывает волю, характер, когда хочется верить, “что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина”.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. В наше время отношение к творчеству Шолохова весьма неоднозначно. Теперь, спустя десятилетия, мы знаем, что роман “Поднятая целина” был написан по заказу Сталина, а следовательно, целью этого произведения было восхваление эпохи коллективизации. Но совсем иное отношение у современного читателя к Read More ......
  2. Обращаясь к рассказу “Судьба человека”, в первую очередь, следует помнить о том, что М. Шолохов через судьбу конкретного героя показывает жизнь целого народа. Это произведение – не просто повествование о военных событиях, но и, конечно же, исследование внутренней трагедии личности. Read More ......
  3. Шолохов – один из тех писателей, для которых действительность часто открывается в трагических ситуациях и судьбах. Рассказ “Судьба человека” – истинное тому подтверждение. Для Шолохова было очень важно емко и глубоко сконцентрировать в рассказе опыт войны. Под пером Шолохова эта Read More ......
  4. “Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать долг этому народу-труженику, народу-герою”. Эти слова М. Шолохова, на мой взгляд, точнейшим образом отражают идею одного из лучших произведений писателя, рассказа “Судьба человека”. Read More ......
  5. Гуманистическая тема в рассказе М. Шолохова Судьба человека. О гуманизме размышляли писатели во все времена. В XX веке гуманистическая тема звучала и в произведениях, посвященных событиям Великой Отечественной войны. Война это трагедия. Она приносит разрушения и жертвы, разлуку и гибель. Read More ......
  6. Проблема нравственного выбора человека всегда была особенно значимой в русской литературе. Именно в сложных ситуациях, совершая тот или иной нравственный выбор, человек по-настоящему раскрывает свои подлинные нравственные качества, показывая, насколько достоин он звания Человека. Рассказ М. А. Шолохова “Судьба человека” Read More ......
  7. Без сомнения, творчество М. Шолохова известно во всем мире. Его роль в мировой литературе огромна, ибо этот человек в своих произведениях поднимал самые проблемные вопросы окружающей действительности. На мой взгляд, особенностью творчества Шолохова является его объективность и умение передать события Read More ......
  8. Великая отечественная война оставила глубокий след в истории нашей страны. Она показала всю свою жестокость и бесчеловечность. Не случайно тема войны нашла отражение во многих произведениях наших писателей. Силой своего таланта они показали весь ужас военных событий, трудности, выпавшие на Read More ......
Тема войны в рассказе Шолохова “Судьба человека”

Всякая благородная личность глубоко сознает свои кровные связи с отечеством.

В. Г. Белинский

Имя М. А. Шолохова известно во всем мире. Он писал о трагических судьбах людей, попавших в водоворот чреватого трагедиями XX века: в центре внимания писателя изображение тяжелых и страшных событий революции, гражданской войны, коллективизации. Не обошел вниманием Шолохов и период Великой Отечественной войны, когда человечество было поставлено в очередной раз перед лицом гигантской катастрофы.

Писателя опять интересует судьба человека, обездоленного страшными историческими катаклизмами.

Действие в рассказе Шолохова «Судьба человека» (1956) начинается в марте 1946 года, в первую послевоенную весну. Главный герой рассказа Андрей Соколов ничем не отличается от поколения людей, выигравших войну, прошедших через все испытания. У него большие темные руки труженика. Он плохо одет, у него тощий вещевой мешок. Однако за внешней неприметностью кроется большая трагедия: «Видали ли вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?»

Судьба Андрея Соколова - это славная и героическая судьба поколения советских людей, которые прошли через муки и ужасы войны и сохранили человечность и благородство.

Довоенная жизнь Андрея Соколова сложилась счастливо: он любил свою жену, детей, и эта любовь разбудила в нем лучшие чувства.

Но пришла война и отняла это счастье. Андрей Соколов ушел на фронт. Ранения, плен, убийство предателя, неудачный побег из плена, издевательства фашистов - таковы основные вехи фронтовой биографии человека на войне. Каждый раз, проходя через испытания судьбы, Андрей Соколов оставался настоящим человеком, человеком с большой буквы.

Сцена столкновения с Мюллером - кульминационная в этом рассказе. Это поединок врагов, своеобразная психологическая дуэль, требующая от героя неимоверного напряжения воли и всех физических и душевных сил. С одной стороны - вооруженный, сытый, самодовольный и властный фашист, с другой - безоружный, бесправный, еле держащийся на ногах, лишенный даже своего имени военнопленный № 331. Голодный и обессиленный, он отказывается пить за победу немецкого оружия, а когда все же соглашается выпить «за свою погибель и избавление от мук», то не притрагивается к хлебу: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русской достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». Даже Мюллер не мог не восхититься смелостью и стойкостью русского солдата. До глубины души трогают строки о том, как умирающие с голоду пленные делили принесенные Андреем хлеб и сало.

Известие о гибели семьи, полное одиночество - последние, самые страшные испытания Андрея Соколова. Это должно было сломить человека, лишить его смысла жизни. Ведь его сердце окаменело от горя.

Почему же Андрей усыновил Ванюшку? Его глубоко ранила трагическая судьба ребенка. Его сердце не перестало любить, а душа продолжает чувствовать страдания и боль человеческие. Усыновив сироту, Андрей Соколов в очередной раз совершает подвиг. Он сознательно берет ответственность за воспитание ребенка, даже не имея постоянного пристанища.

Это незаметный героизм, который ежедневно, ежечасно проявляет Андрей Соколов, преодолевая свою трагедию и трагедию мальчика.

«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… что-то ждет их впереди?» - задает такой вопрос автор. И сам же на него отвечает: «Хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».