Куртуазные выражения. Куртуазность как основа рыцарской культуры

amour courtois от courtois - учтивый, рыцарский), система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный в Средние века - раннее Новое время . В Средние века куртуазность касалась, прежде всего, правил поведения по отношению к женщине и выражалась в куртуазной любви. Эта средневековая концепция любви , согласно которой отношения между влюблённым и его Дамой подобны отношениям между вассалом и его господином , оказала значительное влияние на всю европейскую культуру вплоть до настоящего времени. Впервые понятие «куртуазная любовь» встречается в конце XI века в поэзии трубадуров при дворе владетельных синьоров Аквитании и Прованса . Однако к началу раннего Нового времени, к моменту появления «профессиональных» придворных понятие куртуазность стало включать в себя «вежливость », «учтивость » и правила их выражения по отношению как к женщинам, так и мужчинам. Сюда входили правила приветствия, обращения к даме или кавалеру, ведения разговора, приглашения на танец, поведения в танце, прощания. Владение собой, своими поступками, словами - один из признаков куртуазности.

Современная практика употребления слова «куртуазность» носит скорее иронический характер, и подразумевает фанатичное, часто - за гранью здравого смысла, следование правилам и манерам «высокого стиля» поведения.

См. также

Напишите отзыв о статье "Куртуазность"

Ссылки

  • Дюби Ж. Куртуазная любовь и перемены в положении женщин во Франции XII в. / Пер. с фр. Е. Ю. Симакова // Одиссей. Человек в истории. 1990. - М., 1990. - С. 90-96
  • Смолицкая О. В. // Словарь средневековой культуры. - М., 2003. - С. 253-255
  • в Энциклопедии Кирилла и Мефодия .

Отрывок, характеризующий Куртуазность

– Боком, закройтесь пистолетом, – проговорил Несвицкий.
– 3ак"ойтесь! – не выдержав, крикнул даже Денисов своему противнику.
Пьер с кроткой улыбкой сожаления и раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью стоял перед Долоховым и грустно смотрел на него. Денисов, Ростов и Несвицкий зажмурились. В одно и то же время они услыхали выстрел и злой крик Долохова.
– Мимо! – крикнул Долохов и бессильно лег на снег лицом книзу. Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова:
– Глупо… глупо! Смерть… ложь… – твердил он морщась. Несвицкий остановил его и повез домой.
Ростов с Денисовым повезли раненого Долохова.
Долохов, молча, с закрытыми глазами, лежал в санях и ни слова не отвечал на вопросы, которые ему делали; но, въехав в Москву, он вдруг очнулся и, с трудом приподняв голову, взял за руку сидевшего подле себя Ростова. Ростова поразило совершенно изменившееся и неожиданно восторженно нежное выражение лица Долохова.
– Ну, что? как ты чувствуешь себя? – спросил Ростов.
– Скверно! но не в том дело. Друг мой, – сказал Долохов прерывающимся голосом, – где мы? Мы в Москве, я знаю. Я ничего, но я убил ее, убил… Она не перенесет этого. Она не перенесет…
– Кто? – спросил Ростов.
– Мать моя. Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать, – и Долохов заплакал, сжимая руку Ростова. Когда он несколько успокоился, он объяснил Ростову, что живет с матерью, что ежели мать увидит его умирающим, она не перенесет этого. Он умолял Ростова ехать к ней и приготовить ее.
Ростов поехал вперед исполнять поручение, и к великому удивлению своему узнал, что Долохов, этот буян, бретёр Долохов жил в Москве с старушкой матерью и горбатой сестрой, и был самый нежный сын и брат.

Пьер в последнее время редко виделся с женою с глазу на глаз. И в Петербурге, и в Москве дом их постоянно бывал полон гостями. В следующую ночь после дуэли, он, как и часто делал, не пошел в спальню, а остался в своем огромном, отцовском кабинете, в том самом, в котором умер граф Безухий.

Куртуазность в эпоху средневековья | Понятие куртуазности | Куртуазность как основа рыцарской культуры

Рассказ о самом понятии "куртуазности", про куртуазность как основу рыцарской культуры, о куртуазной любви, куртуазной литературе и о рыцарских боях за девушек.

Эпоха средневековья ознаменовалась сильнейшими изменениями в общественных отношениях, приходом на смену рабовладельческому строю феодализма, главенством Церкви и другими событиями, поэтому этот период часто называют одним из самых мрачных в истории.

Однако, именно в это время (XII—XIII вв.) окончательно сформировалась рыцарская культура. А основой рыцарского поведения стала куртуазность, своеобразный кодекс хорошего тона.

В своей работе я постараюсь дать определение куртуазности и выявить основные черты куртуазной любви.

Рассмотрим понятие "куртуазность" более подробно.

1. Понятие куртуазности

Куртуазность (от courtois — учтивый, рыцарский) - это средневековая концепция любви, согласно которой отношения между влюбленным и его Дамой подобны отношениям между вассалом и его господином. Впоследствии куртуазностью стали руководствоваться не только во взаимоотношениях с женщинами из благородного общества, но и в отношениях с мужчинами.

В более общем смысле, куртуазность - это правила хорошего тона, хорошие манеры. Можно сказать, что куртуазность - это некое подобие, а точнее зачатки современной этики и морали.

2. Куртуазность как основа рыцарской культуры

Благодаря крестовым походам, в VIII веке начинает возникать новое сословие - рыцарство. К XII веку рыцарская культура переживает свой расцвет. В этот период выработанные веками собственные традиции и этические нормы, особое мировоззрение формулируются в особом кодексе рыцаря.

Если в раннем средневековье рыцарские ценности имели в основном военно-героический характер, то к XII столетию им на смену приходят рыцарские идеалы, не связанные с честью господина или страны, а связанные с образом Прекрасной Дамы (возлюбленной рыцаря).

В основе кодекса рыцарского благородства лежит куртуазность. Это значит, что настоящий рыцарь должен быть не только храбрым, но и вежливым, учтивым, воспитанным, грамотным. Должен уметь слагать стихи в честь дамы и проявлять галантность. Тонко чувствовать и трепетать при виде своей возлюбленной.

2.1 Куртуазная любовь

С тех самых пор я ваш навеки стал,

И ваша воля — для меня закон.

Чтоб вам почет повсюду воздавали,

Лишь вы одна — похвал моих предмет.
Гильом де Кабестань

Такой кодекс рыцарского благородства ознаменовал зарождение новой формы отношений между женщиной и мужчиной. Ее называют "куртуазная любовь". Современники ее называли "fine amour", т. е. "утонченная любовь".

Как правило, это любовь неженатого мужчины (юноши) к замужней женщине (или женщине высшего сословия, возможно, жене сеньора). Пылкий юноша томится в любви и делает вид, что во всем подчиняется избраннице, отдавая свою свободу ей ради достижения своей цели. Однако, дама принадлежит уже своему мужу и, если она будет замечена в нарушении правил поведения, то ее вместе с сообщником могут подвергнуть суровому наказанию.

Причем зачастую настоящих чувств ни у рыцаря, ни у дамы и в помине не было, и отношения напоминали опасную игру, в которой главное не результат (достижение благосклонности Дамы), а переживание и ожидание. То есть игра ради игры.

Рыцарь совершает свои подвиги во имя дамы сердца, чтобы прославить ее имя через свое и добиться ее расположения. Обязательным условием такой любви является непреодолимая преграда. Именно поэтому в качестве своей избранницы рыцари выбирали замужних дам или дам, стоящих выше на сословной лестнице.

Стремление к Даме бесконечно: целью куртуазной любви является не обладание объектом поклонения, а трудное, но радостное духовное совершенствование мужчины.

2.2 Рыцарские турниры

В средние века излюбленными развлечениями были поединки. Это были роскошные зрелища, на которые собирались толпы народа, в том числе и знатные дамы. Как правило, это были поединки конных рыцарей в доспехах, суть которых заключалась в том, чтобы выбить противника из седла затупленным копьем.

Победа в таком турнире сулила рыцарю расположение его дамы. Подаренная улыбка, ленточка по окончании турнира было безмерным счастьем для влюбленного.

2.3 Куртуазная литература

Рыцарские нравы и куртуазная любовь нашли отражение в средневековой литературе и музыке. И, наряду с церковно-христианскими строгими произведениями и патриотическим эпосом о древних героях, стали появляться романы о рыцарской любви с обязательным культом дамы (например, "Тристан и Изольда" Готфрида Страсбургского).

Героические патриотические произведения, где герой отстаивал честь рода, господина или страны уступили место романтическим. В центре куртуазного романа стоит героическая личность — мудрый, утонченный и галантный рыцарь, совершающий в далеких полусказочных странах небывалые подвиги во славу своей дамы. Рыцарская литература не отражала действительность, а воплощала лишь идеальные представления о рыцаре. Рыцарь сражался с драконами, колдунами, великанами и феями и другими мифическими существами.

Создателями же куртуазной поэзии считаются трубадуры (поэты и певцы), в Германии - миннезингеры. Первым трубадуром считается Гильем Аквитанский.

Стихи трубадуров посвящались рыцарским доблестям, но главная тема - куртуазная любовь, от которой герой страдает, но не откладывает попыток добиться своей избранницы.

Многие стихи трубадуры перекладывали на музыку (баллады) и зачастую исполняли сами.

Наиболее известными произведения куртуазной литературы были "Артурианский цикл", "Роман о Розе" Гильома де Лориса и другие.

В Италии в 13-14 вв. идеи куртуазной любви получили свое наивысшее воплощение в сонетах Франческо Петрарки к Лауре.

Таким образом, центральное место в творчестве трубадуров занимала та "утонченная любовь" с куртуазными ценностями: героическая личность, куртуазное поведение и радость от куртуазного служения.

В 14 в. куртуазная поэзия уступает место литературе, становясь все больше объектом насмешек и пародий.

Заключение

Таким образом, понятие куртуазности тесно связано с идеалами средневекового рыцарства. Идеалы благородства и верности, самоотверженности и бескорыстия, обходительности с женщинами оказали огромное влияние на людей той эпохи и не утратили своего значения и в наши дни.

Куртуазная личность - это "человек чести". Рыцарь, обладающий всеми мыслимыми добродетелями, такими, как: великодушие, вежливость, отвага, привлекательность и красноречие, утонченность и изысканность, проницательность и скромность.

Идеи куртуазной любви нашли свое отражение в литературе в виде стихов и баллад трубадуров и рыцарских романов.

И, несмотря на то, что со временем куртуазность стала объектом насмешек и пародий, она продолжает занимать молодые умы и в наше время. Ибо соблюдение этикета, галантное и учтивое отношение к женщинам, пожилым людям - это признак если и не рыцарской личности в современном мире, то, по крайней мере, показатель культурного развития и воспитания.

Как-то возникла у меня необходимость эти самые правила найти - хоть тушкой, хоть чучелком. В общем, позарез. И не нашла. Почему-то было у меня ощущение, что правила куртуазного поведения сформулированы в конкретный свод или кодекс, но если он и существует, его текста у меня нет.

Не вдаваясь особо в историю, можно отметить, что куртуазность - это философия западно-европейской аристократии XII-XV веков. Именно оттуда идет ностальгия о "временах рыцарства" и мечты о "принце на белом коне" - ни более ранние, ни более поздние воззрения далеко не куртуазны и придерживаются совершенно иных взглядов как на мужской, так и на женский идеал. Не углубляясь в причины и подоплеку (о них можно почитать в Википедии по запросу "куртуазная литература"), опишу внешнюю сторону куртуазности.

Куртуазный мужчина.

Список канонических качеств куртуазного мужчины найти удалось:
- щедрость, готовность к большим расходам, достойным знатного рыцаря;
- изящество обхождения;
- честь и храбрость;
- веселье и уменье развлекать.
Во всем этом осуждаются крайности: некуртуазны мот, манерный мужчинка, паяц и тот, кто забывает обо всем ради подвигов или мести. Некуртуазны жмот, меланхолик, грубиян и трус. Также неправ тот, кто забывает обо всем ради любви - пренебрегая прочими доблестями, кроме поклонения своей даме, он становится некуртуазен, распространяя эту некуртуазность на даму.

На данный момент осталось достаточно правил мужской куртуазности, а также появились правила, выдержанные в этом духе. Подать и помочь надеть пальто, придержать дверь, пропустить вперед, подвинуть стул, нести более-менее тяжелые сумки, подавать руку при выходе из транспорта, целовать ее (руку же) при знакомстве и встрече, ловить такси и заказывать столик... Все это по пунктам прописано в соответствующих книгах и называется в зависимости от степени освоения мужчиной либо вежливостью, либо знанием этикета. А по сути является куртуазностью как она есть.

Куртуазная женщина.

Здесь сложнее. Проще определить, какая женщина НЕкуртуазна. В первую очередь, конечно, некуртуазна женщина, которая похожа на мужчину. Резкие движения, мужские жесты, мужской лексикон, мужские интонации и занятия, неженственная одежда... Все это куртуазностью порицается, кроме одного исключения. Женщина может переодеться мальчиком, если имеет для этого веские основания. Защищающая страну по божественному повелению, сбежавшая к возлюбленному под видом трубадура, замаскированная отцом под оруженосца... Варианты есть.

Также куртуазная женщина не подвержена порокам - пьянству, лени, сквернословию, гневу, гордыне. Единственные пороки, которые не только не запрещаются, а прямо одобряются правилами куртуазности - обман во имя добра и прелюбодеяние.

Куртуазные взаимоотношения.

Куртуазные взаимоотношения - это своего рода вассалитет. Дама, не являющаяся женой рыцаря, - муза и повелительница. Дамы управляют ходом беседы или игры, дамы могут назначать задания (вплоть до трудновыполнимых) как залог своей благосклонности, оскорбление дамы - худшее преступление, которое можно придумать.

Однако это вряд ли можно назвать матриархатом, поскольку часто дама рыцаря являлась его действительной госпожой - женой или дочерью сюзерена. Возможно - женой или дочерью аристократа, имеющего более высокий титул. С этой позиции она вполне была вправе, одарив претендента шарфом или цветком (который тот как знак благосклонности носил на рукаве, на копье или шлеме), требовать выполнения тех или иных поручений, имеющих самую разную подоплеку - от религиозных мотивов до личной мести госпожи.

Без недоумения современники воспринимали ситуации, когда дамой рыцаря была объявлена одна женщина, а женат он был на другой. Очень характерный пример - история Тристана и Изольды, каждый из которых под конец эпопеи состоял в браке: Изольда - с сеньором Тристана Марком, а Тристан - с другой Изольдой. Если же вдруг рыцарь и его Прекрасная Дама сочетались браком, таким способом рыцарь поднимался до высот своей дамы (или же опускал ее в свои низины - как посмотреть), и оставалась куртуазность чисто внешняя - при соблюдении общего вежества женщина теряла право определять поступки и решения супруга.

Разумеется, все описанное выше было верно только для аристократии, плебеи не придерживались подобных правил и не могли на них рассчитывать даже в случае нежных чувств от кого-то из господ. Теряли ли они от этого что-то - решать вам...

  • КУРТУАЗНОСТЬ
    - система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный в Средние века-раннее Новое время. В Средние …
  • КУРТУАЗНОСТЬ
    вежливость, любезность, манерность, …
  • КУРТУАЗНОСТЬ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. устар. Отвлеч. сущ. по знач. прил.: …
  • КУРТУАЗНОСТЬ в Словаре русского языка Лопатина:
    курту`азность, …
  • КУРТУАЗНОСТЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    куртуазность, …
  • КУРТУАЗНОСТЬ в Орфографическом словаре:
    курту`азность, …
  • КУРТУАЗНОСТЬ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. устар. отвлеч. сущ. по прил. …
  • КУРТУАЗНОСТЬ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. отвлеч. сущ. по прил. …
  • COURTESY в Словаре Терминов гендерных исследований.:
    - …
  • КОРОЛЬ АРТУР в Литературной энциклопедии:
    (фр. le roi Arthur; лат. Artorius; кельт. Artos - медведь) - сквозной персонаж, объединяющий в один цикл средневековые рыцарские романы …
  • РЕАЛИЗМ в Литературной энциклопедии:
    " id=Реализм.Оглавление> I. Общий характер реализма II. Этапы реализма А. Реализм в литературе докапиталистического общества Б. Буржуазный реализм …
  • ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    занимает центральное положение в умственном и художественном развитии всей Европы. Ей принадлежало еще в XII в. то передовое значение, которого …
  • КУРТУАЗНЫЙ в Энциклопедическом словарике:
    ая, ое, зен, зна, устар. книжн. Изысканно вежливый, любезный. Куртуазность - свойство куртуазного. а Куртуазная литература - ев-ропейские средневековые рыцарские …
  • ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ТРУБАДУРЫ в Словаре Кольера:
    (от прованс. trobar - находить, создавать), средневековые поэты южной Франции, сочинявшие стихи на провансальском наречии лангедок (langue d"oc). Расцвет лирики …
  • УЧТИВОСТЬ в словаре Синонимов русского языка:
    бонтон, вежливость, галантерейность, галантность, деликатность, корректность, куртуазность, любезность, обходительность, почтительность, предупредительность, тактичность, …
  • МАНЕРНОСТЬ в словаре Синонимов русского языка:
    вертлявость, вычурность, деланость, жеманность, изломанность, искусственность, кудрявость, куртуазность, кэмп, наигранность, нарочитость, натянутость, неестественность, претенциозность, …
  • ЛЮБЕЗНОСТЬ в словаре Синонимов русского языка:
    вежливость, галантность, деликатность, комплимент, комплиментарность, корректность, куртуазность, ласковость, обходительность, одолжение, предупредительность, приветливость, приятность, тактичность, уважительность, услуга, …
  • ВЕЖЛИВОСТЬ в словаре Синонимов русского языка:
    бонтон, галантерейность, галантность, деликатность, корректность, куртуазность, любезность, обходительность, предупредительность, приветливость, приличие, приличность, пристойность, такт, тактичность, уважительность, учтивость, …