Перуанские рисунки. Линии Наска: Плато с Таинственными Тату

Сегодня решил добавить материал о загадочных рисунках, которыми славится пустыня Наска (Перу). Если кто-то ни разу не слышал и не видел , то самое время наверстать упущенное. Линии фигур тянутся от горизонта до горизонта, изредка сходятся, пересекаются; невольно создаётся впечатление, что это взлётная полоса древних летательных аппаратов. Здесь можно явно различить летящих птиц, пауков, обезьян, рыб, ящериц..

Пустыня Наска в Перу: таинственные геоглифы

Наска – пустыня в Перу, окружённая низкими отрогами Анд и голыми и безжизненными холмами плотного тёмного песка. Она эта раскинулась между долинами рек Наска и Инхенио, в 450 километрах к югу от перуанского города Лимы.

«За многие века до инков на южном побережье Перу был создан исторический памятник, не имеющий себе равных в мире и предназначенный для потомков. По размерам и точности выполнения он не уступает египетским пирамидам.


Но если там мы смотрим, задирая голову, на монументальные трёхмерные сооружения простой геометрической формы, то здесь, наоборот, приходится смотреть с большой высоты на широкие просторы, покрытые таинственными иероглифами, словно выведенными на равнине гигантской рукой». С этих слов начинается книга исследовательницы пустыни Наска Марии Райхе «Тайна пустыни».

Математик и астроном Мария Райхе специально переехала из Германии в Перу для изучения таинственных рисунков. Пожалуй, она является главной исследовательницей и хранительницей плато пустыни, где благодаря её усилиям была создана заповедная зона. Райхе первая составила карты и планы всех линий, площадок и рисунков.

Геоглифы Наска и их история

Чрезвычайно впечатляют разбросанные между абстрактными фигурами и спиралями гигантские рисунки, размер которых достигает десятков, а иногда и сотен метров. Из всех животных наибольшее количество – птицы. Фантастические и вполне достоверно нарисованные, всего в пустыне изображено 18 птиц. Но существуют и совершенно загадочные животные, как, например, существо, похожее на собаку, с тонкими ногами и длинным хвостом. Изображения людей тоже встречаются, хотя прорисованы они менее выразительно. Есть среди изображений людей человек-птица с головой совы, размер этого рисунка – более 30 метров. А размер так называемого «большого ящера» – 110 метров!

Пустыня Наска занимает площадь примерно 500 квадратных километров. Поверхность грунта здесь удивительна тем, что покрыта своеобразной гравировкой, напоминающей татуировку. Эта «татуировка» на поверхности пустыни представляет собой не глубокие, но громадные по своим размерам линии и фигуры. Здесь насчитывается 13000 линий, более 100 спиралей, свыше 700 геометрических площадок (трапеций и треугольников) и 788 фигур, изображающих животных и птиц. Эта «гравировка» земли тянется примерно на 100 километров в глубину извилистой лентой, ширина которой от 8 до 15 километров. Эти рисунки были открыты благодаря фотографиям, сделанным с самолёта.

С высоты птичьего полёта видно, что фигуры созданы путём удаления со светлой песчаной подпочвы бурых камней, покрытых тонким чёрным слоем так называемого «пустынного загара», что образован окисла марганца и железа.


Фигуры и линии прекрасно сохранились благодаря засушливому климату этой местности. Найдённый в пустыне деревянный разметочный колышек, забитый в землю, был тщательно изучен и подвергнут радиоуглеродному анализу, который показал, что дерево было срублено в 526 году н.э. Официальная наука считает: все эти фигуры были созданы одной из индейских культур доинкского периода, что существовала на юге Перу и расцвет которой приходится на 300-900 гг. н.э. техника исполнения линий этих огромных «чертежей» очень проста. Лишь только стоит снять верхний слой потемневшего от времени тёмного щебня с более светлого нижнего слоя, как появляется конрастная полоса. Древние индейцы сначала делали на земле эскиз будущего рисунка размером 2 на 2 метра. Такие наброски сохранились недалеко от некоторых фигур. На эскизе каждую прямую разбивали на составляющие её отрезки. Затем в увеличенном масштабе отрезки переносили на поверхность с помощью кольев и деревянной верёвки. С кривыми линиями было гораздо сложнее, но древние справлялись и с этим, разбивая каждую кривую на множество коротких дуг. Необходимо сказать, что каждый рисунок очерчен лишь одной непрерывной линией. И, пожалуй, величайшая загадка рисунков Наска заключается в том, что их создатели никогда не видели и не могли увидеть их целиком.

Геоглифы в пустыне Наска: версии и предположения

Совершенно закономерен вопрос: для кого древние индейцы проделали столь титаническую работу? По оценкам Поля Косока, исследователя этих рисунков, для создания вручную комплекса фигур Наска потребовалось более 100 000 лет рабочих дней. Даже если бы этот рабочий день продолжался 12 часов. Поль Косок высказал предположение, что эти линии и рисунки – не что иное, как гигантский календарь, который точно показывает смену времён года. Мария Райхе проверила предположение Косока и собрала неопровержимые доказательства того, что рисунки связаны с летним и зимним солнцестоянием. Клюв фантастической птицы, с шеей длиной 100 метров, находится в точке восхода солнца во время зимнего солнцестояния.

Каких только чудес в себе не хранит древняя история! Сколько тайн еще не разгадано, и сколько из них не разгадают никогда! Однако, шагая в будущее, люди все глубже понимают прошлое и заменяют догадки и мифы реальной историей. Так, считается, что археологи уже окончательно разрешили загадку, которую таила в себе пустыня Наска. Окраина Перу стала знаменитой еще в 1947 году, когда появились первые научные публикации о непонятных линиях и загадочных рисунках. Позже возникла мысль о том, что это взлетно-посадочные полосы пришельцев. Многие жители планеты такую идею восприняли с интересом. Так и зародился миф.

Тайна геоглифов

Ученые и дилетанты на протяжении десятилетий пытались объяснить происхождение в пустыне геометрических узоров, занимающих площадь практически в 500 квадратных километров. Хотя на первый взгляд вполне понятна история их возникновения в Южном Перу. Пустыня Наска в течение нескольких столетий служила для древних индейцев холстом, на который они зачем-то наносили таинственные знаки. На поверхности лежат темные камни, и если их убрать, обнажатся светлые осадочные породы. Такой резкий контраст цветов и использовали перуанцы для создания рисунков-геоглифов: фоном для изображений служил темный цвет грунта. Пустынные районы они украсили прямыми линиями, трапециями, спиралями и огромными фигурами животных.

Пустыня Наска. Координаты рисунков

Эти знаки настолько огромные, что увидеть их можно только с самолета. Однако каждый желающий сегодня может полюбоваться таинственными символами, не выходя из дома, достаточно запустить на компьютере любую программу, демонстрирующую спутниковые снимки Земли. Координаты пустыни - 14°41"18.31"S 75°07"23.01"W.

В 1994 году необычные рисунки были включены в список памятников, которые составляют Всемирное культурное наследие. И тогда весь мир узнал, где находится пустыня Наска. Люди гадали о том, кому предназначалась таинственная галерея. Находящимся на небе богам, читающим человеческие души? А может, в этой древней стране инопланетяне сооружали когда-то космодром, вот и осталась разметка? Или это первый учебник по астрономии, где ход планеты Венера олицетворяет крыло какой-то птицы? А может, это фамильные знаки, которыми кланы отмечали населенные ими территории? Высказывалось даже предположение, что таким образом индейцы обозначали течение подземных ручьев, якобы это тайная карта водных источников. В общем, гипотез существовало великое множество, лучшие умы соревновались в толковании смысла начертанного, однако факты подбирать никто не торопился. Почти все предположения строились умозрительно - поехать в несусветную даль редко кто решался. Вот и оставалась пустыня Наска (фото ниже) одним из самых загадочных мест планеты, а ее древние жители - одной из наиболее интересных культур доколумбовой Америки.

Путь к разгадке

С 1997 по 2006 годы ученые самых разных областей знаний проводили в перуанской пустыне тщательное исследование. Факты, которые были ими собраны, напрочь развенчали все объяснения эзотериков. Никаких космических тайн не осталось! Оказалась вполне земной пустыня Наска. Рисунки ее тоже говорят о земном, даже слишком земном. Но обо всем по порядку.

Экспедиция в Перу

В 1997 году организованная немецким археологическим институтом экспедиция стала изучать геоглифы и культуру жителей Наска в окрестностях населенного пункта Пальпа. Место выбрали исходя из того, что оно находится в непосредственной близости от селений, где жили древние индейцы. «Чтобы понять значение рисунков, необходимо всмотреться в людей, создававших их», - говорили ученые.

Исследование ландшафта

В рамках проекта были изучены климатические особенности данной местности. Это и внесло ясность в происхождение символов. Раньше на месте, где сейчас раскинулась пустыня Наска, был ровный степной участок. Он образовался из котловины, разделяющей Анды и Береговую Кордильеру (еще одну горную цепь). Во времена плейстоцена она была заполнена осадочными породами и галечником. Вот и появился идеальный «холст» для нанесения всевозможных рисунков.

Пару тысячелетий назад здесь росли пальмы, паслись ламы, а люди жили, как в райском саду. Там, где сегодня простирается пустыня Наска, раньше случались даже сильные ливни и потопы. Но примерно в 1800 г. до н. э. климат стал значительно суше. Засуха выжгла травяную степь, поэтому людям пришлось расселиться в долинах рек - естественных оазисах. Но пустыня продолжила наступление и вплотную подобралась к горным хребтам. На 20 километров в сторону Анд сдвинулся ее восточный край, и индейцы были вынуждены уйти в горные долины, расположенные на высоте 400-800 метров над уровнем моря. А когда климат стал еще суше (около 600 г. новой эры), культура Наска и вовсе исчезла. Остались от нее только начертанные на земле таинственные знаки. Благодаря крайне сухому климату они сохранялись тысячелетиями.

Пустыня Наска. Рисунки

Изучив среду проживания творцов загадочных геоглифов, исследователи смогли их истолковать. Самые ранние линии появились около 3800 лет назад, когда в районе города Пальпа возникли первые поселения. Южные перуанцы свою «картинную галерею» создавали на открытом воздухе, среди скал. Они вырубали и процарапывали на коричнево-красных камнях различные узоры, химер и людей, и животных. «Революция в искусстве» произошла в перуанской пустыне где-то в 200 г. до н. э. Художники, которые раньше покрывали картинами только скалы, взялись разукрашивать наибольшее полотно, данное им самой природой, - простирающееся перед взором плато. Здесь мастерам было где развернуться. Но вместо фигуративных композиций теперь искусники отдавали предпочтение линиям и геометрическим фигурам.

Геоглифы - часть ритуала

Так для чего же создавались данные знаки? Уж точно не за тем, чтобы мы ими сегодня любовались. Ученые полагают, что рисунки были частью «святилища», это так называемые церемониальные фигуры, имеющие сугубо мистическое значение. Геофизики исследовали почву вдоль линий (их глубина составляет почти 30 сантиметров) и выявили, что она сильно уплотнена. 70 геоглифов, изображающих каких-то существ и животных, значительно вытоптаны, как будто веками тут ходили толпы людей. На самом же деле здесь проводились разные празднества, связанные с культом воды и плодородия. Чем плато становилось суше, тем жрецы чаще совершали магические церемонии, дабы призвать дождь. Из десяти трапеций и линий девять обращены в сторону гор, туда, откуда приходили спасительные осадки. Волшебство долгое время помогало, и несущие влагу тучи возвращались. Однако в 600 г. новой эры боги совсем разгневались на поселившихся в этом краю людей.

Развенчание мифа

Наибольшие рисунки в пустыне Наска появились в то время, когда дожди почти прекратились. Скорее всего, люди таким образом просили сурового индейского бога внять их страданиям, они надеялись, что хоть такие сигналы он заметит. Но бог оставался глух и слеп к мольбам. Дожди не шли. В конце концов индейцы оставили родной край и отправились искать цветущую страну. А через пару столетий, когда климат стал мягче, пустыня Наска вновь обрела жителей. Тут поселились люди, которые ничего не знали о предыдущих хозяевах этих земель. Только уходившие вдаль линии на земле напоминали о том, что когда-то здесь человек пытался заговорить с богами. Однако уже был забыт смысл рисунков. Сейчас лишь ученые начинают понимать причину появления этих письмен - громадных знаков, готовых, кажется, пережить вечность.

Рассматривая огромные рисунки на поверхности Земли, снимки которых сделаны с воздуха, напрашивается вопрос, могли ли это сделать люди? Самым загадочным местом на планете считается плато Наска, которое удивило ученых еще 100 лет назад своими загадочными рисунками. До настоящего времени учеными выдвигались различные теории появления данных рисунков, но ни один из них не дал точного ответа о происхождении данных шедевров.

Давайте немного проследим за исследованиями ученых и постараемся найти какие-то объяснения этим рисункам.

Плато Наска или пампа, как ее называют, расположилось на расстоянии 450 км от столицы Перу _ Лимы. Его протяженность 60 км, а 500 кв. метров укрыто различными загадочными линиями, которые составляют загадочные рисунки. Рисунки, присутствующие на данной территории, – это изображения геометрических фигур, животных, насекомых и людей удивительного внешнего вида. Рисунки можно разглядеть только с воздуха, так как это огромные изображения.

При исследовании местности было установлено, что рисунки вырыты в песчаном грунте на глубину 10-30 см, а ширина некоторых линий может быть до 100 метров(!). Линии рисунков могут иметь длину в несколько километров, при этом, буквально, не изменяясь от влияния формы рельефа местности. Линии подымаются и спускаются с холмов, но их непрерывность и идеальная ровность не нарушена. Сразу возникает вопрос, кто является создателем такой картины в пустыне – неизвестные нам народы или пришельцы с далекого космоса? Но на этот вопрос ученым еще не удалось найти ответа.

На сегодняшний день ученым с точностью удалось установить возраст этой «живописи». Ученые тщательно исследовали останки растительного и органического происхождения, найденные в местах рисунков, установили, что рисунки были созданы в промежутке времени, начиная с 350 года до н.э. по 600 год до н.э.

Но этот факт не является точным доказательством даты появления рисунков, так как эти предметы могли попасть сюда уже позже создания рисунков. Также существует и другая научная теория, которая говорит, что рисунки – это дело рук индейцев наска, которые могли населять этот район Перу (еще до прихода инков). После исчезновения этого народа на Земле не осталось ни одного исторического упоминания о них, кроме захоронений. И поэтому ученые не могут точно утверждать о причастности данного народа к рисункам.

Давайте заглянем в исторические источники, в которых упоминаются рисунки Наска. Впервые о них упомянули испанские исследователи в своих рукописях, которые датируются XV – XVII веками. В наше время эти информационные источники привлекли внимание современных ученых, но самые интересные открытия стали доступны при создании первых летательных аппаратов, так как линии рисунков складываются в единое целое и открывают свою тайну только с высоты птичьего полета.

Первым ученым, который открыл сами рисунки Наска, стал перуанский археолог Мехия Ксесспе, который увидел их часть со слона одной из гор в 1927 году. По настоящему же исследовать Наска стали в 40-е годы, тогда и появились первые фотографии рисунков, сделанные с борта самолета. Данными исследованиями руководил американский историк Пол Косок. Но на самом деле в преддверии первых фотографий рисунков Наска их обнаружили летчики, которые занимались поиском водных источников в пустыне. Искали воду, а нашли самую таинственную загадку нашей планеты.

Косок в свое время выдвинул одну из многочисленных теорий, которая предполагала, что рисунки являются не чем иным, как огромным астрономическим календарем. Он для наглядности привел аналогичные рисунки со звездного неба. Оказалось, что некоторые линии показывают направление на созвездия и указывают точку восхода и захода солнца. Теория Косока была развита в работе математика и астронома Марии Райхе, которая посвятила более 40 лет для систематизации и изучению рисунков Наска. Ей удалось выяснить, что рисунки в пустыне Наска были сделаны вручную.

Первыми нанесенными фигурами оказались птицы и животные, а потом поверх этих рисунков были проведены различные линии. Также ученому удалось найти эскизные наброски, которые в последствии были воплощены в полном размере. Древние «художники» использовали координатные столбы для более точного ориентирования на местности и составлении точных рисунков. Данные ориентиры находились в некоторых точках фигур. Если фигуры можно наблюдать только с высокой высоты, то напрашивается вывод, что люди, которые наносили их на поверхность земли, могли осуществлять полеты. Так появилась новая теория, что создатели рисунков Наска, были внеземной цивилизацией или создали аэродром для летательных аппаратов.

Впоследствии выяснилось, что Наска не единственное место, которое имеет подобные изображения. В 10 км от плато (возле города Пальпа) есть аналогичные рисунки и линии, а на расстоянии 1400 км у горы Солитари стоит огромная статуя человека в окружении линий и рисунков, похожих на рисунки Наска. На территории Западных Кордильер в непосредственной близости от Наска расположены два нарисованных лабиринта спиральной формы, с разным направлением витков. Что самое удивительное, что периодичностью 1-5 раз в год сюда попадает космический луч и освещает данный участок в течение 20 минут. Существует даже утверждение местных жителей, что если попасть в этот луч, то можно вылечиться от различных заболеваний. Подобные рисунки обнаруживали в различных странах мира – Огайо (США), Англия, в Африке, Алтае и Южном Урале. Все они разные, но одно их объединяет, что они предназначены не для земного обозрения.

Проводя раскопки на территории Наска, ученые нашли для себя очередные загадки. На черепках были найдены рисунки, на которых были свидетельства о том, что жители этой местности знали о пингвинах. Ученые не могли найти другого объяснения найденному рисунку пингвина на одном из черепков. Также археологам удалось найти множество поземных ходов и тоннелей. Часть этих сооружений является ирригационной системой, а другая часть принадлежит подземному городу. Здесь расположились усыпальницы и руины подземных храмов.

Одной из теорий является гипотеза происхождения рисунков Наска связанная с деятельностью инопланетных цивилизаций. Впервые такую гипотезу выдвинул швейцарский писатель Эрих фон Деникен. Он утверждал, что нашу планету в районе Наска посещали инопланетяне, но он не уверен, что рисунки это их рук дело. По его теории, рисунки предназначены для призыва инопланетян, которые покинули нашу планету. Треугольники информировали пилотов-инопланетян о присутствии бокового ветра, а прямоугольники о месте посадки.

Прямые линии в виде углублений могли наполняться горючим веществом и быть сигнализатором направления посадочных полос. Данная теория является фантастической и всерьез не воспринимается в научном мире, но даже писателю удалось посеять сомнения в научных теориях происхождения рисунков Наска. Тут то и возникла теория энергопотоков, которая свидетельствует о связи человечества с инопланетным разумом. Одним из примеров является огромное изображение «канделябра Паракаса» — рисунка на склоне горы на перуанском полуострове Паракас.

Ученые считают, канделябр является информационным источником о нашей планете. В левой части рисунка скрыта информация о земной фауне, а в правой части о флоре. Общее изображение выполнено в виде человеческого лица. Там где находится вершина рисунка древние жители Наска установили указатель, который является шкалой развития цивилизации. По этой же теории существует мнение, что наша цивилизация была создана пришельцами из созвездия Льва. Возможно, композиция из прямых линий была создана инопланетянами для обозначения взлетной полосы для своих кораблей.

Существует и другие доказательства этой теории. Ученым из Англии удалось исследовать составляющую мышечной масса мумий инков. И результаты получились просто потрясающими. Кровь инков не имела аналогов с группами крови жителей Земли того исторического периода. Эта группа крови очень редкая комбинация…

Но конечно, что в споре рождается истина. И поэтому нашли те кто отбрасывает все инопланетные теории. В начале 80-х группа студентов, взяв с собой деревянные лопаты, создали «слона», который похож на рисунки Наска. Но их убеждение не сильно повлияло и в наше время найдется множество сторонников инопланетного участия в создании огромных рисунков.

Варианты теорий появления больших рисунков на Земле:
Рисунки животных созданы, как память о всемирном потопе.
Рисунки Наска – это один из древних зодиакальных календарей.
Нарисованные фигуры созданы для ритуальных церемоний культуры воды, а линии – это направление акведуков.
Траектория рисунков использовалась для спринтерских забегов (правда в это тяжело поверить).
Линии и рисунки Наска – это зашифрованное послание, некий код. В нем присутствует число Пи, радиан градусов (360°), десятичная система исчисления и т.д.
Рисунки нарисованы шаманами под действием сильных галлюциногенов (правда, теория забавная).

Сколько бы не выдвигались разные теории возникновения и предназначения рисунков Наска, но тайна остается не раскрытой. Кроме этого это загадочное плато преподносит человечеству все новые загадки. В данный район Перу постоянно отправляются новые исследователи. Данный район доступен, как для ученых, так и для туристов, но получится ли у человека открыть занавес таинственности, закрывающий от нас истинное назначение рисунков?

В 1939 году американский археолог Пол Косок , пролетая над пустыней Наска , обнаружил странные линии и фигуры. Ранее никто не догадывался о них, потому что их можно хорошо разглядеть только с достаточно большой высоты. С этого момента началось исследование странных фигур. Немецкий доктор археологии Мария Райхе посвятила этому всю жизнь. Она же добилась охраны линий от разрушения на самом высоком уровне. Теперь линии и геоглифы Наска являются памятником Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Благодаря пустынному климату на протяжении столетий рисунки не исчезли, хотя они очень легко разрушимы: ведь они представляют из себя просто снятый верхний слой грунта. Но защищать линии есть от чего. Веками продержавшиеся линии легко могут быть уничтожены человеком, ведь и машины и люди оставляют на поверхности заметные следы. А проходящая прямо сквозь некоторые геоглифы трасса Панамерикана Сур создает еще большую угрозу.

Многие линии простираются в длину более чем на 8 километров, а фигуры могут достигать размера 250 метров. На фото внизу - круговая (360 градусов) фото-панорама пустыни Наска в высоком разрешении, сделанная с холма у хайвея .

Внастоящее время известно около 30 основны и сотни менее известных рисунков, окоро 700 геометрических фигур, большинство из которых - спирали , и порядка 13 000 линий различной геометрии. Также были открыты не менее интересные геоглифы к северу от Наски - близ города Пальпа . Благодаря их явному сходству опишем их вместе.

Основные геоглифы Наски

На карте ниже мы выделили самые известные геоглифы - рисунки пустыни Наска. На карте можно также увидеть многочисленные линии. Обратите внимание: фигура "Астронавт" выполнена на большом расстоянии от остальных - на карте внизу справа, к тому же на склоне холма и в другой манере, это может говорит об иной природе происхождения по сравнению с остальными геоглифами.

Типы фигур Наски и Пальпы

Условно все фигуры как пустыни Наска, так и пустыни Пальпа, по геометриии можно разделить на 6 типов:


Загадки Наски и Пальпы

  1. Странности наложения. Многократно пересекающиеся, накладывающиеся друг на друга лини, фигуры и рисунки опровергают теорию, что рисунки сделаны позже линий. Потому что где-то рисунки находятся над линиями, а где-то наоборот. Но странно другое: рисунки и линии, расположенные сверху, не разрушают рисунки и линии, которые находятся под ними.

  2. Проход сквозь рельеф. Если наблюдать вид из космоса, то все линии выглядят абсолютно ровными. Но если сделать снимки с самолета, то видно, что часто линии проходят через пересеченную местность. В этом случае не понятно, как можно было выполнить так точно линии не с высоты, а находясь на земле.

  3. Манера выполнения рисунков. Почти все рисунки выполнены одной линией, которая при этом нигде не пересекается. Манера выполнения рисунков сильно напоминает манеру выполнения зигзагов, спиралей и параллельных линий - как будто их рисовали одним лучом под управлением компьютерной программы.

  4. Расположение рисунков. Почти все рисунки расположены параллельно или под прямым углом к близлежащим линиям.

  5. Входящие и выходящие линии рисунков . Многие рисунки, такие как Колибри , Паук , Обезьяна , нарисованы не замкнутой линией, а откуда-то исходящей и куда-то возвращающейся, как будто рисунки были нарисованы "заодно" с линиями. Часто такие входы-выхлды находятся в районе половых органов изображаемых животных.

  6. Местонаходжение рисунков . Наска и Пальпа - не единственные места линий. Линии разбросаны по пустынной части почти всего Перу, за много сотен километров от Наски. Хорошо известен геоглиф "Канделябр ", расположенный в Паракасе и хорошо видный с островов Бальестас.

  7. Взаимозависимость рисунков. Тонкие линии внезапно переходят в широкие, линия может быть продолжена рисунком, а широкая линия закончиться на пересечении другой широкой.

  8. Линии представляют собой снятый слой грунта от 20 до 50 см. Но рядом нет насыпей - только совсем минимальные, и вдалеке нет куч камней. А на плавных поворотахшироких линий при расчистке бортики на внешних окружностях борта должны быть шире, чем на внутренних. К тому же стоит понимать, что для того, чтобы прорисовать некоторые крупные полосы, нужно убрать с поверхности тысячи тонн такого щебня.

  9. Зависимость от рельефа. Утолщение линий часто идет с понижением уровня грунта. Толстые линии часто прерываются у подножия гор или рек. А некоторые широкие линии расположены на горах и как бы срезают их вершины, которые почти идеально ровные.

  10. Ряды насыпей. Не понятно назначение рядов точек - насыпей. В некоторых местах они заполняют широкие полосы.

  11. Неисследованные артефакты. В районе линий расположено много странных образований - квадратных и круглых углублений, геометрически ровно расположенных скальных образований, которые ученые до сих пор не исследовали. Поэтому пока это не сделано, сложно дать окончательные версии назначения рисунков.

  12. Кроме линий, следов нет . Чтобы нарисовать подобные линии с земли, нужно применять какие-то приспособдения, нужно присутствие людей. Все это оставило бы технологические следы. Сегодня можно наблюдать отчетливые следы от машин и людей. Даже например после того, как Гринпис провел свою неудачную акцию, и оставил следы, чем сильно возмутил перуанцев. Но у древних линий никаких следов нет, кроме самих линий.

Версии ученых

Есть несколько основных версий происхождения и назначения линий и геоглифов Наска. И все они довольно спорные.

  1. Астрономическая версия. Немецкий исследователь Мария Райхе, посвятившая жизнь исследованию фигур, пришла к выводу, что рисунки были сделаны , проживавшего в этой местности примерно 2000 лет назад. За это говорят и рисунки на их керамической посуде, схожие с геоглифами. Радиоуглеродный анализ доказывает примерно такой срок возникновения геоглифов. Рисунки, по мнению Райхе, представляют большой астрономический календарь, обсерваторию под открытым небом. Календарь служил для определения времени проведения сельскохозяйственных работ. Доктор Филлипс Питлуги , к примеру, утверждает, что изображение паука и расходящихся от него линий напоминает скопление звезд в созвездии Ориона. Современные ученые (начиная с американца Джеральда Хокинса ) оспаривают эту версию, мотивируя тем, что линий настолько много, что конечно из них можно найти те, что напоминают расположение звезд. Но что делать с остальными - не понятно.
  2. Религиозная версия. Эта версия не оспаривает версию происхождения, но назначением считает релизиозные обряды. Например по этим полосам шли шаманы и взывали к душам умерших. Или жители Наски старались таким образом обратиться к богам, чтобы они дали воду в виде дождей. Ведь цивилизация Наска, предположительно, вымерла именно по причине изменения климата, постепенно высувшего плодородные ранее земли.
  3. Инопланетное сканирование. Эта версия предполагает, что линии и рисунки, кроме явно антропоморфных ("Семья", "Ламы") нарисована с большой высоты - только в этом случае они могли быть такими ровными. Также предполагается, что была использована компьютерная программа, которая могла нарисовать столь идеально выверенные фигуры. Возможно, инопланетные существа брали пробы грунта, об этом говорят зигзаги и спирали. А толстые линии могут говорить о сборе полезных ископаемых с поверхности. Например, в камнях на поверхности пустыни присутствует железная руда. Есть и другая трактовка этой версии. Допотопная цивилизация, а не инопланетяне, искали погребенные под слоями сели города, сканируя местность с высоты. О том, что в этой местности прошла сель, говорит состав почвы пустыни: округлые камни в глине, а кое-где торчат пики бывших гор. Также о потопе многое говорят разрушенные постройки города .
  4. Инопланетные корабли. Эта версия говорит, что линии являлись взлетно-посадочными полосами. Однако не понятно, зачем их такое количество, почему в таком вязком грунте, и зачем тогда рисунки и зигзаги. Да и никаких следов возможного взлета и посадки не обнаружено. Но можно предположить, что многочисленные линии на песке - сканирование с целью найти место для посадки или взлета кораблей, а поскольку почва мягкая - сканирование продолжалось дальше, пока не было найдено идеальное место - в твердых горах Пальпы. За эту версию говорит факт, что именно там полосы представляют из себя не снятие пары десятков сантиметров с поверхности грунта, а как будто вершину горы намеренно срезали и выровняли.

Как понаблюдать

Наблюдать за линиями Наска и Пальпа лучше всего, конечно, с самолета . Если Вы приобрели тур в Перу, то обратите внимание, чтобы был включен полет над линиями Наска. Тогда о его организации беспокоиться не следует. Кто едет самостоятельно, тому стоит обратить внимание, что на полет нужно записываться как минимум за день. При этом можно переночевать в Наске, Ике или Паракасе - они наиболее близки к геоглифам.

Второй вариант - экономный. Когда Вы едете по Панамерикана Сур, то не пропустите двух мест для наблюдения. Если ехать с юга, то первое место - холм , рядом с которым расположена стоянка. С холма как раз сделана наша фото-панорама (в начале статьи). Плюс наблюдения с холма - в отличии от полета на самолете, линии можно разглядеть совсем близко. К тому же некоторые линии очень хорошо видны с холма.


Ну и третий вариант - чуть дальше на север по Панамерикана Сур. Это специально, еще при Марии Рейхель, сделанная вышка , с которой можно разглядеть 3 фигуры. С одной стороны руки и дерево , а с другой - издалека кончик рептилии . Рядом с вышки продаются различные сувениры, посвященные линиям и геоглифам Наски. Вход на вышку платный.

Рисунки Пальпы можно посетить, проехам еще чуть на север, но для их наблюдения лучше съехать с Панамерикана Сур.

Культура Наска считается преемницей культуры Паракас. Здесь используется похожий «дизайн» для изготовления тканей, предметов быта и украшений. Детишкам, как это было принято и в Паракасе, продолжали деформировать черепа, путём сдавливания лба и затылка. Некоторым взрослым иногда трепанировали черепа – но уже не в таком массовом порядке, как это происходило у их предшественников.

Любопытно, что отношение общества к этим людям (вернее, головам) резко изменилось. Судя по всему, все «трепанированные» состояли на особом учёте. И когда они умирали, их головы отделялись от туловища, а в погребение клали обезглавленное тело с приставленной к нему небольшой тыквой! Опасные (или особо ценные?), по всей видимости, головы захоранивались отдельно, в специальных тайниках.

Этот, казалось бы, странный факт может служить доказательством гипотезы Л.П. Гирмака о попытках древних американцев достичь с помощью нейрохирургического вмешательства изменённого состояния сознания. Люди, перенёсшие трепанацию, становились «колдунами» или ясновидящими и неизбежно занимали особое положение в обществе. Совершенно очевидно, что в Паракасе были и великолепные хирурги, и множество ясновидящих. В Наска по неизвестной нам причине эта традиция постепенно утрачивается. Очень может быть, что новая власть решила разделаться с колдовскими практиками, для чего головы умерших (возможно, убитых) колдунов стали отделяться от тел. Как известно, нарушение целостности тела при захоронении, согласно поверьям многих народов, предопределяет невозможность возрождения умершего...

Однако мы не будем останавливаться на описании этой культуры, а перейдём к одной из самых больших загадок археологии, истории, антропологии и многих других смежных . Речь пойдёт о таинственных рисунках плато Наска .

Эти рисунки были обнаружены случайно, благодаря авиации, поскольку их можно видеть только с самолёта или с большой возвышенности. Первым увидел гигантские геометрические фигуры с самолёта в 1920 году американский исследователь Поль Косок . Учёный с изумлением всматривался в этот невероятный калейдоскоп трапеций, треугольников и спиралей, усеявших плоскогорье на огромной территории. Кроме того, там были изображения свыше 100 известных растений и животных, а также россыпь непонятных, не связанных друг с другом прямых линий.

Эти линии особенно поразили учёного. Они рассекали пустыню по всем направлениям без всякого видимого порядка, были абсолютно прямыми и убегали за горизонт, совершенно игнорируя неровности местности – через возвышенности и долины.

Песчаная равнина Наска длиной 60 км находится в 400 км к югу от перуанской столицы Лима, между городами Наска и Пальпа. В этих местах земля годами не видит влаги. Капли редкого дождя, падая на раскалённую каменистую поверхность, тут же испаряются. Это безжизненное пространство является идеальным местом для устройства захоронений с обеспечением нетленности. Позже, изучая все рисунки на месте, Поль Косок увидел, что технология их исполнения удивительно проста. Нужно было лишь сдвинуть камни и дёрн под ними, обнажив мягкую землю, и уложить их в ряд. Конечно, на это уходили многие годы. Но зато созданные с большой тщательностью изображения могли сохраняться в этом безводном засушливом месте тысячелетиями!

Темы рисунков, как уже говорилось, можно подразделить на две категории: это фигуры и линии, причём последние либо парные, как трамвайные пути, либо образуют геометрические формы. И поскольку во многих местах линии прочерчены поверх рисунков, очевидно, что вначале были выполнены именно рисунки. Линии же очень прямые, и остаётся загадкой, как удалось рисовальщикам так точно придерживаться замысла и достичь эффекта ровных линий на таких больших расстояниях.

С момента открытия загадочных рисунков учёным не дают покоя вопросы об их создателях и предназначении. Выдвигаемые теории разнообразны и фантастичны – от космических пришельцев до системы контроля земной популяции. Каждый новый энтузиаст разгадки тайны Наска придерживается какой-то одной теории: астрономической, геометрической, агрокультурной или оросительной, утилитарно-географической (дороги) и творческой (искусство и ). Выдвигаются и другие гипотезы, но пока ни одна из них не имеет существенного преимущества. Даже в определении возраста рисунков пустыни исследователи не могут прийти к единому мнению: одни считают, что они создавались примерно в 200 году до н. э., по мнению других – в 1700 г. до н. э.

Давайте рассмотрим поподробнее некоторые теории относительно рисунков Наска.

Самая первая – астрономическая , она пришла в голову первооткрывателю рисунков Полю Косоку. 21 июня 1939 года учёный сделал первый шаг на пути к разгадке «тайны Наска». На закате дня он увидел, как садилось точно на пересечении одной из прямых линий с горизонтом. Наблюдения в последующие дни убедили Косока в правильности его догадки: он нашел линию зимнего (в южном полушарии зима соответствует нашему лету) солнцестояния. Кроме того, Косок обратил внимание, что рисунки и линии указывают на нахождение определённых космических тел (звёзд и созвездий) в небе в астрономически значимые дни (полнолуний и т.п.).

Но для подкрепления гипотезы необходимо было отождествить все фигуры пустыни Наска с небесными явлениями. Эта сложнейшая задача требовала больших усилий, времени и полной самоотдачи. Полю Косоку повезло. Он обрёл такого помощника в лице скромной переводчицы с испанского, сопровождавшей его в поездках по странам Южной Америки, немки по происхождению Марии Райхе . Именно ей вручил учёный судьбу своего необычайного открытия и никогда впоследствии не раскаивался в этом. Семь лет ушло на составление первых приблизительных карт и топологических планов плоскогорья.

Лишь в 1947 году при содействии министерства авиации Перу Мария смогла воспользоваться вертолётом. Первый раз летела, свесившись за борт: её привязали верёвками, а фотоаппарат она держала в руках. Потом знакомый инженер сконструировал ей специальную подвеску – стало относительно безопасно. Она работала одна, и потому дело шло медленно. Первую подробную схему изображений в пустыне Наска Мария закончила лишь в 1956 году.

«Для древних народов положения Солнца и служили календарём, – говорила Мария Райхе. – По нему определяли приход весны и осени, сезонные колебания водного режима, а следовательно, и сроки посева и сбора урожая. Именно поэтому мы нашли так много линий. О точном значении изображений животных трудно говорить. Знаю только, что некоторые из них обозначают целые созвездия. Больше всего мне хочется проникнуть в образ мышления древних, оставивших нам столь необычные письмена. И ещё крайне важно понять, как люди, не умевшие летать над пампой, (местное название пустыни), могли спроектировать и перенести на её поверхность во много раз увеличенную картину звёздного неба?..»

Гипотезу астрономического календаря десятки лет разделяло большинство ученых во всём мире, пока её проверкой не занялся известный американский астроном Джеральд Хокинс , автор монографии «Разгадка тайны Стоунхенджа». С помощью ЭВМ Хокинс блестяще доказал, что знаменитый Стоунхендж – загадочное сооружение на равнине Солсбери – ни что иное, как астрономическая обсерватория.

Применив ту же методику с поправкой на широту плато Наска, Хокинс убедился, что лишь неполных 20% линий на плато Наска указывают на Солнце или Луну. Что касается звёзд, то здесь точность направлений вообще не превышает случайного распределения чисел. «Компьютер вдребезги разбил теорию звёздно-солнечного календаря, – вынужден был признать Дж. Хокинс. – С горечью мы отказались от теории астрономического календаря». Однако исследования Хокинса дали и положительный результат, так как именно он первым отметил странную особенность рисунков Наска: все они были выполнены одной линией без разрыва , которая нигде не пересекается.

Следующая версия загадочных рисунков Наска – инопланетная, она сейчас самая распространённая. А впервые выдвинута она была Эрихом фон Деникеном (он так же занимался исследованиями английского Стоунхенджа). Он уверен, что эти рисунки служили взлётно-посадочными полосами для межпланетных кораблей пришельцев. Его уверенность в космическом предназначении знаков основана на том, что рисунки имеют правильные формы, а линии идеально прямы, и обнаружить их можно только с воздуха.

Почему эти рисунки находятся в таких местах, где их с земли никто не может рассмотреть? Или они были предназначены напрямую неведомым нам богам?

Те, кто смотрел обошедший весь мир документальный фильм «Воспоминания о будущем», помнят посадку спортивного самолёта на одну из этих полос. Но коль скоро они видны только с самолёта, возникает естественный вопрос: «Неужели древние обитатели Кордильер – инки – умели летать?». Здесь уместно вспомнить древнее предание инков, в котором говорится о «золотом корабле» , прибывшем с далёких звезд: «Им командовала женщина по имени Орьяна . Ей суждено было стать праматерью земной расы. Орьяна родила семьдесят земных детей, а затем вернулась к звёздам».

В этом предании сообщается об умении «сынов », инков, «летать над землёй на золотых кораблях». Возможно, есть какая-то связь между этими преданиями и сообщениями английского антропологического журнала «Мэн», в котором, в частности, говорится: «Анализ мышечных тканей сохранившихся мумий инков показал, что по составу крови они резко отличаются от местного населения. У них была обнаружена группа крови редчайшей комбинации . В наше время такой состав крови известен лишь у двух-трёх человек во всём мире».

Развивая далее открытие Дж. Хокинса, первым обнаружившим непрерывность линий рисунков, учёные обратили внимание на странные дополнительные линии. Будучи абсолютно чуждыми основному изображению, они были, однако, соединены с началом и окончанием контура (канавки), как бы подключая рисунок к некоей мегасистеме Наска. Напрашивается вывод, что рисунки напоминают электрические схемы, выполненные одним проводником, который не может ни пересекаться (короткое замыкание), ни прерываться (разрыв цепи).

Обратив внимание на линии подключения, учёные ясно увидели параллельное и последовательное подключение рисунков и предположили, что линии-канавки плато Наска, по-видимому, были заполнены в древности неким люминофором. Это вещество способно было светиться под воздействием электрического тока наподобие надписей и рисунков нынешней газосветной рекламы. Таким образом, в подтверждение инопланетной теории, «взлётно-посадочные полосы» выполняли свою работу, а светящиеся рисунки, видимые с воздуха за десятки километров, – свою».

Ещё одна из версий, имеющая инопланетную основу. Ключом к разгадке тайны пустыни Наска может служить огромный рисунок, нанесённый на 400-метровый склон горы полуострова Паракас (Перу). Рисунок известен, как «Канделябр Паракаса», или «Андский канделябр» . Его «ветки указывают в направлении пустыни Наска. Как и у фигур пустыни Наска, линии этого изображения представляют собой выемки, достигающие коренной породы – красного порфира.

Возраст «Канделябра» насчитывает не менее двух тысячелетий, а история возникновения – и вовсе тайна за семью печатями. По смелой гипотезе некоторых российских исследователей, «Канделябр Паракаса» является ни чем иным, как «паспортом Земли». В этом рисунке заключены вся информация о нашей планете. Левая часть рисунка обозначает собой фауну, правая – флору. А рисунок целиком представляет собой лицо человека. Вблизи же вершины горы есть отметка, напоминающая по форме гвоздь. Это – шкала, показывающая «уровень современного развития цивилизации» (всего их шесть). Если «Канделябр» умозрительно повернуть на 180°, то получится распятие. Это своеобразный символ – предупреждение о том, что наша планета может погибнуть от неразумной деятельности человека.

Далее авторы этой идеи пытаются объяснить, что данную информацию нам доставила некая сверхцивилизация из созвездия . Ссылаясь на большое количество скульптурных изображений льва на Земле и во всех земных религиях в частности, авторы доказывают, что современная земная цивилизация является делом рук пришельцев из созвездия Льва.

К космическим гипотезам можно добавить и весёлую мысль о том, что возможно звёздные туристы просто таким образом оставили след своего посещения Земли, наподобие «Здесь был Вася». Следует заметить, что подобные трактовки рисунков Наска рождаются во всех концах нашей планеты ежедневно, если не ежеминутно. Но даже самые безумные из них не следует отвергать, не рассмотрев детально.

Хочется рассказать ещё об одной версии, появившейся сравнительно недавно – это искусственная система подземных водных каналов, расположенных в недрах горного плато. В городе Наска с населением 10 тысяч человек протекает одноимённая река. По своему составу и «благоуханию» она не уступает канализационным каналам крупных городов, но в то же время жители Наска не испытывают недостатка в свежей и чистой воде. Её берут из системы колодцев, которые располагаются точно по линиям загадочных рисунков. И вот, что особенно поразительно – два из этих подземных каналов проходят прямо под руслом реки Наска. А общая система оросительных каналов Наска просто не может не вызывать восхищения – настолько она является совершенной и продуктивной. Надо отметить, что источником процветания народа, населявшего Наска, было именно , поэтому эта версия имеет под собой реальную основу. Но кто, когда и как мог построить такие каналы?

Любопытно, что рисунки были обнаружены с самолёта, который совершал полёты над плато именно в поисках водных источников. И только спустя некоторое время нашли и колодцы с водой. Таким образом, пилот со своей задачей справился блестяще, хотя и предложил историкам одну из труднейших головоломок ХХ века – рисунки Наска.

Время идёт, а рисунки Наска становятся только загадочнее. Недалеко от пустыни, в горах, обнаружены аналогичные изображения, о которых ранее не было известно. И в данном случае рисунки не указывают на местонахождение подземных водных каналов.

А в 1400 км от плато Наска, у подножия горы Солитари, обнаружена гигантская статуя человека. Ее назвали Гигант Атакамы. Она достигает высоты 120 метров, и её окружают линии и знаки, аналогичные рисункам Наска. Таких загадочных находок с каждым годом становится всё больше, что запутывает исследователей и стимулирует фантазёров, выдвигающих всё новые версии назначения рисунков Наска.

Вопросы, вопросы… Пока ещё ни на один из них об этих загадочных объектах не найдено удовлетворительного ответа (http://www.inca.nm.ru/Nasca.htm).

Новые рисунки в пустыне Наска

Андрей Жуков, кандидат исторических наук

Про рисунки пустыни Наска сегодня знает почти каждый, кто увлекается загадками древней истории человечества. Учёные уже более двадцати лет назад определились с датировкой этого загадочного феномена, отнеся его примерно к середине 1-го тысячелетия н.э. и приписав его создание местной индейской культуре с тем же названием – Наска. Но парадокс заключается в том, что после 60 лет исследований этого древнего феномена, учёные практически не приблизились к разрешению этой величайшей из загадок человеческой истории, которой являются изображения в Наске.

Плато Наска, или как его называют в Перу, Пампа Наска – это пустынное плато, изрезанное многочисленными руслами давно высохших рек. Расположено оно в 450 км к югу от столицы Перу г. Лимы. Общая территория, покрытая рисунками, протянулась более чем на 50 км с севера на юг и на 5-7 км с запада на восток. Загадочные линии покрывают поверхность пустыни площадью примерно в 500 кв. км. Такие изображения, сделанные на поверхности земли, учёные называют геоглифами . Главная загадка Наски – это сами линии и полосы, которых здесь насчитывается около 13 000! Помимо этого на плато известно также около 700 геометрических фигур, прежде всего, треугольников и трапеций и около 100 спиралей.

А вот хорошо известных рисунков животных, птиц, рыб и насекомых здесь совсем немного – чуть более тридцати. Все эти изображения в Наске выполнены, как кажется на первый взгляд, достаточно простым способом, они вырыты в поверхности пустынного плато. Т.е. и рисунки, и линии, и полосы – суть просто канавки в песочно-галечном грунте. Их глубина варьируется от 10 до 30 см. А вот ширина отдельных полос может достигать 100 м, а в исключительном случае – даже 200 м. А длина некоторых линий достигает 8-10 км!

Сегодня существует более тридцати гипотез, пытающихся объяснить происхождение этих геоглифов, но ни одна из них не может дать вразумительного ответа на два главных вопроса: как и для чего была расчерчена эта гигантская «чертёжная доска».

Современные геодезические методы не позволяют провести на пересечённой местности прямую линию длиной до 8 км так, чтобы отклонение не превышало 0,1%. А древние создатели рисунков Наски, кто бы они ни были, это делали. Более того, прямые линии, тянущиеся на протяжении километров, попросту игнорируют складки рельефа. Они спускаются в овраги, поднимаются на вершины холмов, и при этом совершенно не нарушается их геометрическая правильность и параллельность боковых границ.

Более того, плато Наска – не единственная территория в Перу, покрытая загадочными изображениями. Всего в десятке километров от Наски расположен небольшой город Пальпа, вокруг которого на плато под названием Пальпа Пампа находятся тысячи аналогичных полос, линий и рисунков.

Широкой публике эти геоглифы на плато Пальпа стали известны после публикаций Эриха фон Дэникена только в начале 90-х годов прошлого века. Само плато Пальпа по площади раза в два уступает Наске, но разнообразие геоглифов в Пальпе гораздо больше. Как и в Наске, на плато Пальпа подавляющую часть изображений составляют полосы и линии. Полосы могут раздваиваться, менять своё направление под прямым углом, переходить в треугольники. В Пальпе была обнаружена полоса шириной в 200 м. По сообщениям некоторых исследователей, здесь есть линии гораздо более протяжённые, чем в Наске. Размер самой длинной из них якобы достигает 23 км! Логика древних создателей этого комплекса изображений остаётся по-прежнему недоступной современным учёным.

При всём обилии гипотез о происхождении и назначении геоглифов Наски и Пальпы, сегодня учёные ничуть не приблизились к разгадке этого загадочного феномена. Трудно предположить, что такой огромный объём работ, сравнимый по масштабам разве что с сооружением Великой китайской стены, был выполнен с какой-то одной утилитарной целью.

Изучение грандиозного комплекса изображений Наски-Пальпы осложняется ещё и тем, что до сих пор не существует подробных карт, отображающих всю картину геоглифов этого района. Американцами при помощи аэрофотосъёмки были сделаны достаточно подробные карты-схемы той части плато Наска, где изображены хорошо известные всем фигуры животных. Но подробных планов всего комплекса Наски, а тем более, плато Пальпы до сегодняшнего дня нет. Пилоты туристических самолётов рассказывают, что практически каждый год обнаруживают на плато новые, ранее неизвестные геоглифы. Но пилоты – не исследователи и не занимаются фиксацией вновь обнаруженных изображений. Этим занимаются учёные небольших археологических миссий из других стран, которые за последние годы активизировали свою работу. И тут же появились интереснейшие результаты…