Можно ли считать личность соколова героической почему. «Судьба человека» М

Уроки 86–87 М. А. ШОЛОХОВ. «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»

28.03.2013 28388 2407

Уроки 86–87 М. А. ШОЛОХОВ. «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»

Цел и: познакомить (обзорно) с биографией М. А. Шолохова; выявить смысл названия повести «Судьба человека», особенности композиции.

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Сообщение учащегося «Страницы жизни и творчества М. А. Шолохова».

3. Чтение статьи учебника (с. 167–170, II ч.) и рассказ учителя об истории создания произведения.

В новогодние дни – 31 декабря 1956 г. и 1 января 1957 г. – в «Правде» был опубликован рассказ «Судьба человека», в котором главным героем стал прошедший плен советский солдат. И хотя М. Шолохов не осмелился сказать, что ждало военнопленных на родине в дни войны, сам выбор героя стал актом гражданского мужества писателя.

Появившись в «Правде», рассказ сразу привлек огромное внимание. И это было довольно редким явлением, когда небольшой рассказ становился событием.

Почему? Потому что в рассказе с предельной ясностью, правдивостью описан подвиг народа, а также выражено преклонение перед мужеством простых людей.

– Какие поступки А. Соколова вы могли бы приравнять к подвигу?

– В каких строчках рассказа выражена его основная мысль? (Читаем последний абзац.)

– Что стоит за словами «хотелось бы думать» – пожелание, предположение или уверенность автора рассказа?

– Подтвердите примерами-эпизодами, где проявились стойкость, мужество главного героя, его способность брать на себя ответственность за других.

– Война оставила глубокий след в душе Андрея, и окаменела его душа. (Подтверждаем это строчками текста, обращаем внимание на детали его портрета, манеру говорить.)

– Война закончилась, но что-то все равно тревожит его, не дает спать. Что?

– Почему он решает взять «нового» сынишку? Вероятно, потому, что человек не может и не должен быть в мире один. Жизнь должна иметь смысл, воевать можно с ненавистью, а жить только с любовью. Но к кому? Может ли это быть другая женщина?

– Изменился ли герой после усыновления Ванюшки? Возродился ли он?

4. Анализ особенностей композиции рассказа.

Эпопейный рассказ – таково жанровое определение «Судьбы человека».

– В чем особенность его композиции? (Композиция кольцевая: начинается и заканчивается разговором автора с попутчиками. Центральная часть – повествование от имени главного героя, вместе с которым мы следим за событиями, смотрим на них его же глазами. Это дает возможность осмыслить оценку совершенных им поступков, понять его переживания. Рассказ Андрея Соколова можно условно разделить на 3 части: довоенная жизнь, война, первые послевоенные годы.)

5. Пересказ (сжатый) основных эпизодов.

– Довоенная жизнь, какая она?

– Испытания войны. Какое из них самое главное? Почему?

6. Анализ эпизода в церкви.

– Как ведут себя герои в этой сцене? Разные персонажи воплощают здесь разные жизненные позиции. Солдат-христианин предпочитает погибнуть, нежели, покорившись обстоятельствам, отступиться от своих убеждений. о днако при этом он становится виновником гибели четырех человек. Крыжнев пытается купить себе право на жизнь, заплатив за это чужой жизнью. Безропотно ожидает своей участи взводный. Но только позиция доктора, «который и в плену и в потемках свое великое дело делал», вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение.

– А как повел себя сам герой? (В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция и самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет. Нелегко дается Соколову убийство, тем более убийство «своего». т яжко у него на душе, но не может он допустить, чтобы один спасал себе жизнь ценой гибели другого, ибо только в единении людей он видит спасение.)

– Как складывается жизнь главного героя после бегства из плена?

– Как автор показал душевное состояние героя, у которого война отняла все? (Герой дважды прерывает свой рассказ, каждый раз вспоминая о жене и детях. Выразительные портретные детали и ремарки выражают состояние героя.)

– В чем смысл названия рассказа?

Рассказывая о судьбе одного человека, Шолохов в предельно сжатом виде раскрывает ужасы войны, самые трагические ее стороны: ранение, плен, концлагерь, гибель семьи, уничтожение дома, потеря сына в День Победы.

Название рассказа, с одной стороны, свидетельствует о внимании автора к отдельной личности, с другой – Шолохов не конкретизирует понятие «человек» и тем самым подчеркивает, что судьба главного героя – это судьба всего народа, прошедшего жесточайшие испытания в годы Великой Отечественной войны.

II. и тог урока.

з аписи в тетради.

«Символический русский Иван – это вот что: человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдал последний кусок хлеба и фронтовые 30 граммов сахару осиротевшему в грозные годы войны ребенку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасал его от неминучей гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины.

Хорошее имя Иван».

Учитель. Шолохов воспитывает в людях гуманизм. Мы не знаем произведения, в котором с такой же эмоциональной силой прозвучала бы эта тема, как в рассказе «Судьба человека». Он напоминает о долге любого из нас – замечать страдания людей, стремиться помочь им.

Домашнее задание:

1) написать мини-сочинение «в ойна в судьбе ребенка» (о Ванюшке);

2) подготовить подборку стихов А. Т. Твардовского о родине.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Бессмертное произведение М. А. Шолохова «Судьба человека» является настоящей одой простому народу, жизнь которого была полностью сломанной войной.

Особенности композиции рассказа

Главный герой здесь представлен не легендарной героической личностью, а простым человеком, одним из миллионов людей, которых коснулась трагедия войны.

Судьба человека в военное время

Андрей Соколов простой сельский труженик, который также как все работал в колхозе, имел семью и жил обычной размеренной жизнью. Он смело идет защищать свое отечество от фашистских захватчиков, оставляя, таким образом, своих детей и жену на произвол судьбы.

На фронте для главного героя начинаются те страшные испытания, которые перевернули его жизнь. Андрей узнает, что его жена, дочь и младший сын погибли в результате авиационной атаки. Он очень тяжело переживает эту утрату, так как чувствует собственную вину в том, что произошло с его родными.

Однако Андрей Соколов имеет ради чего жить у него остался старший сын, который за время войны смог добиться значительных успехов в военном деле, и был единственной опорой своего отца. В последние дни войны судьба приготовила для Соколова последний сокрушительный удар его сына убивают противники.

По завершению войны, главный герой, морально сломан и не знает, как ему жить дальше: он потерял своих близких людей, родной дом был разрушен. Андрей устраивается на работу водителем в соседнем селе и начинает постепенно пьянствовать.

Как известно, судьба, толкающая человека в пропасть, всегда оставляет ему маленькую соломинку, по которой из нее при желании можно выбраться. Спасением для Андрея стала встреча с маленьким мальчиком сиротой, родители которого погибли на фронте.

Ванечка никогда не видел своего отца и потянулся к Андрею, так как жаждал той любви и внимания, которые проявлял к нему главный герой. Драматическим пиком в рассказе становится принятие Андреем решения соврать Ванечке, что именно он приходится ему родным отцом.

Несчастный ребенок, не знавший в жизни любви, ласки и доброго отношения к себе со слезами бросается на шею Андрея Соколова и начинает говорить, что вспомнил его. Так по сути две обездоленные сироты начинают совместный жизненный путь. Они нашли спасение друг в друге. У каждого из них появился смысл жизни.

Нравственный «стержень» характера Андрея Соколова

Андрей Соколов обладал настоящим внутренним стержнем, высокими идеалами духовности, непоколебимости и патриотизма. В одном из эпизодов рассказа, автор повествует нам о том, как истощенный голодом и трудовыми работами в концлагере, Андрей все таки смог сохранить свое человеческое достоинство: он долго отказывался от еды, которую предлагали ему фашисты перед тем, как угрожали его убить.

Твердость его характера вызвала уважение даже у немецких душегубов, которые в конечном итоге все же смилостивились над ним. Хлеб и сало, которые они дали главному герою в качестве вознаграждения за его гордость, Андрей Соколов разделил между всеми своими голодающими сокамерниками.

«Личность и общество» - Любой ли человек является личностью? Как вы понимаете выражение «автономная личность»? Социальное окружение. Способен к сознательной творческой деятельности. Мораль, моральный выбор, моральный контроль. Нравственность бывает добрая бывает злая: Понятие характеризует человека как общественное существо.

«Творческая личность» - Всякий раз отстаивайте свое право на творчество, право выбора в принятии решений. Личность не просто имеет устойчивые творческие достижения, а далеко превосходит достижения современников в определенной сфере творческой деятельности. Психология творческого саморазвития. Третья стадия (характеризуется повышенной профессионально-творческой активностью личности в определенном виде деятельности).

«Личность учителя» - Учитель ориентирован на создание позитивной атмосферы класса и школы. Учитель должен быть великодушным. Модель личности учителя современной школы (проект). «Эффективный учитель». Личность педагога в современной школе. Учитель умеет передавать знания и формировать умения наилучшим образом. Личностно ориентированный: на педагога, на ученика, на всех субъектов образовательного процесса.

«Биография личности» - Нельзя любить то, чего не знаешь. Не смотрите на то, что делает наш человек. Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих. 8-9 класс Формирование способности критически оценивать себя и окружающих. Включение в более сложную систему отношений с миром. Возрастные особенности учащихся при восприятии биографического материала.

«Структура личности» - Б.Г. Ананьев. А.Г. Асмолов выделяет основные стратегии изучения структуры личности в рамках антропоцентрической парадигмы: Таким образом, В.Н.Мясищев характеризует единство личности динамикой нервнопсихической реактивности. Блок психических процессов, охватывающих индивидуальные особенности восприятия, мышления и т. П.

«Как человек научился считать» - Чтобы с успехом заниматься сельским хозяйством, понадобились математические знания. Одна пятерня означала 5, две – 10. Математика каменного века. Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Сколько цифр существует. Если внимательно рассмотреть, римские цифры похожи на пальцы. Очень сложно было складывать и вычитать.

Тот жалок, кто под молотом судьбы

Поник - испуганный - без боя:

Достойный муж выходит из борьбы

В сияньи гордого покоя,

И вновь живет - главы не преклоняя...

Н. Огарев

Рассказ Шолохова «Судьба человека» стал этапным в раскрытии военной темы. Шолохов не раз обращался к мысли о цене великой победы, о страшных потерях, понесенных страной. Изображение в полный рост трагической судьбы рядового солдата, вынесшего всю тяжесть войны, стало главной задачей рассказа.

Кто он - герой «без страха и упрека»? Этот вопрос мог бы остаться без ответа, если бы не «Судьба человека» М. Шолохова, где показан скромный рядовой участник войны, труженик, ничем не выдающийся человек Андрей Соколов.

Именно ему автор посвящает талантливое произведение, восторгается его подвигом, видит в нем верного сына отечества. Рассказ его можно назвать героической песней в честь русского солдата и разделить с автором его восторг, преклонение перед мужеством героя, несгибаемостью его воли, чувством сострадания. Проникновенно, предельно искренне написано произведение, построенное как рассказ в рассказе (искусный авторский прием для достижения наибольшей достоверности в изложении тех событий, о которых говорится). Автор показывает не просто исторический момент, он изображает конкретного человека на войне с его мыслями, чувствами, переживаниями.

Начинается повествование с описания «первой послевоенной весны», «дружной и напористой ». Весна - это всегда возрождение к жизни, обретение надежды, подъем всего лучшего как во всей природе, так и в человеческом сердце, и Шолохов начинает со светлого аккорда, но тут же предостерегает: «...в эту недобрую пору бездорожья». Ведь этими разбитыми, тяжелыми дорогами войны, дорогами судьбы идут к нам герои: Ванюшка и Андрей Соколов.

Упоминанием о бездорожье Шолохов хочет подготовить читателя к чему-то тревожному (горькое повествование о страданиях и лишениях героя), а также доброму и душевному (о возрождении к жизни, обретении счастья утраченного отцовства).

Его главный герой, Андрей Соколов, является и рассказчиком, и действующим лицом. В описании портрета героя больше всего поражают «глаза, наполненные неизбывной смертной тоской». Вэтих «словно присыпанных пеплом» глазах,как в зеркале, отразилась вся его жизнь, полная невыносимых мук и невосполнимых утрат.

Андрей начинает печальную повесть о себе так: «Поначалу жизнь моя была обыкновенная». И действительно, ничего в ней необычного нет: Андрей гордится своей женой-умницей, детьми. Не зря он так подробно говорит о своей довоенной жизни: «Дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке», как будто пытается зафиксировать каждый день, каждый час, каждый миг.

И эта налаженность, устроенность, семейное счастье обрываются, как обрывается туго натянутая струна: «А тут вот она, война» . Эта фраза символизирует резкий переход от мира к войне, от счастья к горю, от жизни к смерти. Как тяжело было расставание героя с родными, у него «сердце на части разрывалось» при виде убитой горем жены, плачущих детей. Сцена настолько потрясает, что слезы невольно наворачиваются на глаза, и именно в этот момент автор обрывает рассказ Андрея: «Не надо, друг, не вспоминай!»

Читая, ловишь себя на мысли: если трудно даже слушать, каково же было пережить! Следишь с участием за началом испытаний - первом страшном витке судьбы пленного. Дальше события развиваются по спирали, как снежный ком обрастают новыми, все более тяжкими ударами.

Не на поле боя, а в условиях фашистского плена совершает Андрей свой подвиг, он выносит страшные побои, бесчеловечные издевательства, унижения. Герой бесстрашно смотрит смерти в глаза, мужественно переносит ужасы концлагеря. И никто, ни при каких обстоятельствах не может убить, раздавить в нем силу духа русского человека, поствить его на колени: «У меня есть свое, русское достоинство и гордость, и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

Герой, преодолев, казалось бы, все испытания, возвращается домой, но на месте дома... воронка. Воронка и в душе Андрея, для него не осталось ничего (« все рухнуло в единый миг »), кроме последней надежды - старшего сына. Как гордится отец боевой доблестью молодого командира, с каким трепетом ждет не дождется встречи со своей кровиночкой.

И тут судьбе надо распорядиться иначе: сына убивают почти за день до победы. От этого удара сердце героя скручивает смертельная тоска и тупая безысходность, для него, казалось бы, жизнь потеряла смысл, он остался один на всем белом свете. «Похоронил я сына, - рассказывает Соколов, - и словно что-то во мне оборвалось, а мои невыплаканные слезы на сердце засохли...» Ни война, ни личные утраты не сломили Андрея, он не зачерствел сердцем, не ушел в себя. Герой совершил еще великий гражданский и гуманистический подвиг - усыновил «маленького оборвыша», мальчишку-сироту: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать».

Тема преодоления трагического, незаслуженного одиночества связана у Шолохова с изображением огромной силы самой жизни. Усыновив мальчика, который никому не нужен, но в чьей душе оставалась надежда на «добрую долю», Соколов сам становится «представителем» неуничтожимой человечности мира. Так тянется цепочка «добра за добро», выражающая народный взгляд на этический смысл жизни.

С какой любовью и лаской воспитывает Андрей сынишку, с каким умиленьем смотрит на его голубые « глазенки ». Единственное, что тревожит отца: «сердце у меня раскачалось, поршня надо менять»; боится, что не дотянет он, не увидит, как будет жить и расти Ванюшка. Но автор оставляет читателю надежду, что Андрей Соколов сумеет воспитать сына, сделать из него настоящего человека.

Герой рассказа - образ собирательный, несмотря на реальный прототип. Это не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе сам тип русского национального характера.

Судьба главного героя привлекает мое внимание тем, что, не будучи выдающейся личностью, он проявляет моральную выдержку и твердость в самых драматических обстоятельствах. Шолохов тем самым доказывает величие русского человека, способного перенести любые трудности, показать милосердие и душевную стойкость. «Судьба человека» М. Шолохова не просто рассказ о нелегкой судьбе человека на войне - это хвалебная песнь сильным людям.

Подобный торжественный мотив звучит во многих произведениях, посвященных войне, таких, как «Хатынская повесть» Алеся Адамовича, «Дожить до рассвета» В. Быкова, в стихах К. Симонова.

Тема подвига во всю свою героическую мощь высказана, выплакана именно в рассказе М. Шолохова «Судьба человека». В нем показан русский солдат, прошедший ад войны, который несмотря ни на что стремится к счастью, любви, который является не просто символом стойкости и мужества человека из народа, но и символом гуманизма. «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Ответы:

Можно. Андрей соколов-русский солдат, сохранивший человеческое достоинство. Он нашел в себе силы жить дальше. Любил соколов больше всего свою малую Родину: семью, дом, детей. Он попал в немецкий плен, который разрушил все его планы. Га мой взгляд, патриотизм, непоколебимость, высокие идеалы духовности и настоящий внутренний стержень - это основа героизма Соколова. Твердость его характера вызвала уважение даже у немецких душегубов. Андрей-нравственный сын государства. Шолохов олицетворяет в Соколове, всю его силу, мужество и непоколебимость.

Похожие вопросы

  • Роль истины в современном обществе?
  • Find the irregular verb: A) cut B) add C) look D) vote E) watch
  • 1. Перечислите органы выделения птиц. Какие функции они выполняют? 2.В чем особенность пищеварительной системы связаная с полетом. В каком органе осуществляется механическая обработка пищи? 3.Особенность строения дыхательной системы связаные с полетом? Как дышат птицы во время покоя и полета? Что такое двойное дыхание и какого его значение? 4 Особенности кровеносной системы птиц? 5 Особенности нервной системы, в чем проявляется взаимосвязь поведения птиц и уровня оргонизации их нервной системы
  • вычислить дифференциал y=log5x (5 маленькая,т.е. внизу) y=2x+1 ______ x (____ дробь)
  • На основе каких критериев Саудовскую Аравию и Кувейт, имеющие ВВП на душу населения больше, чем в Греции, включают в группу развивающихся стран
  • морфологический разбор слова глубокая-прил 1 речка (какая?) глубокая Начальная форма- глубокий 2 Морф.признак Постоянные морф. признаки? ? ? Непостоянные признаки? ? ?