Кинозвезды 30 х годов. Цветочный горшок

ВАЛЕНТИНА СЕРОВА – «звезда эпохи» советского кино 30-40 годов, так её всегда называли и так же озаглавили посвящённый ей фильм. Что было в этой женщине, вроде на первый взгляд не такой уж красавице, с курносым носом и своевольной нижней губой? Но, видно, что –то было: обаяние, особая манкость или как сейчас говорят сексапильность (в этом её можно сравнить с Монро).
О ней говорили как о необычайно любящей женщине.Валентина очень любила своего первого мужа –летчика Анатолия Серова. Семейнаяжизнь их была счастливой, но очень короткой. Анатолий называл
Валентину« Лапарузкой» (в честь пролива Лаперуза, над которым не раз пролетал), сбрасывал с самолёта цветы, чертил в небе слова: «Люблю», «Валя», «Лапа» и не мог прожить без неё ни дня. Когда его отправили на юг отдохнуть и восстановить силы, он на другой же день сбежал из санатория к жене. Но он же приучил Валентину к пагубной привычке, которая в конце концов сломает ей жизнь. 3 мая 1939 года Серовы отметили в кругу друзей первую годовщину знакомства. А 5 мая были на приеме в Кремле, где Сталин лично поручил Серову принять участие в испытаниях нового класса машин. 11 мая он разбился на этих испытаниях. Урну с прахом А. Серова похоронили в Кремлевской стене.
А через четыре месяца Валентина родила сына Толика, внешне очень похожего на отца.

В воздыхателях у Серовой не было недостатка никогда. В 1940 году их ряды пополнил 25-летний Константин Симонов, посвятивший ей поэтический цикл «С тобой и без тебя». И весь сборник его военной поэзии (и лирической одновременно) был пронизан ее образом. Серова же не могла забыть свою первую любовь. :

Я, верно, был честней других,
Моложе, может быть.
Я не хотел грехов твоих
Прощать или судить.
В сороковом году Симонов пишет пьесу «Парень из нашего города». Прототипы главных героев пьесы Вари и Лукашина -Валентина и Анатолий Серов. Актриса отказывается играть в спектакле - слишком свежа рана от потери любимого мужа (в фильме Варю сыграет Л. Смирнова). Серова искренне старалась полюбить Симонова, но судьба готовила ей сюрприз - новую любовь. Генерал Рокосовский потерял голову сразу, как только увидел ее в составе концертной бригады. Не осталась равнодушной и Серова – будущий маршал был хорош собой и очень обаятелен. Говорят, когда Сталину рассказали о их романе, дескать, что будем делать с Рокосовским? (он официально был женат), вождь ответил « Что будем делать – завидовать будем!»
И Серова и Симонов пережили каждый свою личную драму. Но постепенно их отношения восстановились. Осенью 1942 г. Валентина уже репетировала роль Лизы Ермоловой в театральной постановке по пьесе Симонова «Жди меня», написанной специально для нее. А вскоре вылетела в Алма-Ату на съемки одноименного фильма. Они поженились летом
1943 года и зажили, наконец, одним домом, в котором всегда было много гостей и много вина…
Будь хоть бедой в моей судьбе,
Но кто б нас ни судил,
Я сам пожизненно к тебе
Себя приговорил…
Как оказалось – не пожизненно. Впоследствии Симонов изъял из своих сочинений все посвящения Серовой (только перед стихотворением «Жди меня» он оставит - В. С.) и уничтожил все свои письма к ней.
Из воспоминаний В.И.Нахалова (администратора Л.П.Орловой)
«…Ко мне подошла женщина… как бы фея из сказки. На ней было норковое манто, небрежно запахнутое… Мог ли я не узнать ее фиалковые глаза и эту чудесную, волнующую нижнюю губу, – такую лукаво-загадочную и манящую? Если кто и мог быть секс-символом страны, в которой секса официально не было, – то это была она! Дама повернулась и пошла прочь смелой, размашистой походкой беспечной и замечательно свободной внутренне женщины. Это была знаменитая походка Валентины Серовой.»
«Она очень любила море. Его «свободная стихия» была сродни ее духу. Окна ее дачи выходили на море. Местные старухи называют ее «Блаженной»– со состраданием и все-таки с уважением. Ведь стольким здесь помогла эта странная женщина, – кого устроить в институт, кому просто дать денег или достать лекарство. И все это как бы мимоходом, все это не для себя, а только для них…
Говорят, Симонов продал ту дачу на море, – и оставил себе только маленькую комнату с балконом. И почасту сидел здесь, глядя на море, дымя своей трубкой. О чем он думал? Что вспоминал?»

ТАТЬЯНА ОКУНЕВСКАЯ - одна из ярких звёзд советского экрана 30-40 годов.
Обаятельнешая женщина, вызывающая восхищение и своей красотой (даже когда ей было за 80 лет!) и ещё больше жизнестойкостью, оптимизмом, талантом и чувством юмора.

Окуневская просила: ни в коем случае не называйте меня «великой» и «гениальной». Можете написать все, что угодно. Только не пишите, что я гениальная актриса. Кто я? Просто счастливая женщина, прожившая свою жизнь так, как считала нужным. И ни о чем не жалеющая». А жизнь её, прямо скажем, была не из лёгких, даже по меркам Советского Союза и того времени (до и послевоенного и самой войны). Хотя начиналось всё замечательно. После фильма «Горячие денёчки» - она стала очень популярна и любима зрителями. Слава её росла от фильма к фильму.
Среди ее поклонников были и Константин Симонов, и югославский маршал Иосип Броз Тито. С Симоновым они познакомились и подружились, когда обоим было по 20 лет.
Потом Окуневская предпочла ему писателя Бориса Горбатова, которого, по ее словам, никогда не любила и жила с ним исключительно из-за того, что нуждалась в его материальной поддержке. Симонов не простил ей нелюбви и к себе и к другу (Горбатову). По словам Окуневской, он сделал все, чтобы испортить ей жизнь, особенно после освобождения актрисы из лагеря. :
С правителем Югославии Татьяна Кирилловна познакомилась в 1946 году во время ее гастрольной поездки по стране, югославы с восторгом принимали ее фильм «Ночь над Белградом». Через несколько дней в свою загородную резиденцию Окуневскую пригласил и сам маршал Тито. Машина доставила ее прямо к дворцу короля, который теперь занимал Тито. Актриса вспоминала: «Калитка, за ней шагает мне навстречу маршал в штатском, с садовыми ножницами и только что срезанными черными розами».
Маршал и потом продолжал регулярно присылать Окуневской огромнейшие корзины роз на каждый ее спектакль. Но их дальнейшие отношения вряд ли были возможны. Причин этому была масса. И замужество Окуневской, которая на момент встречи с Тито уже несколько лет как являлась супругой писателя Бориса Горбатова, было последней из них. Горбатов, кажется, наоборот, был счастлив видеть у своей супруги таких выдающихся ухажеров.
«МАЙСКИМ вечером 1947 года в Театре имени Ленинского комсомола давали «Сирано де Бержерака». Народу, как обычно, - полный зал. Исполнители главных ролей - Иван Берсенев и Татьяна Окуневская - с благодарностью раскланиваются. Вдруг зрительный зал на мгновение замер: к ногам Окуневской двое рослых мужчин вынесли корзину c 200 черных роз. Такого не видел даже суперпопулярный «Ленком»…
…Однажды Окуневскую пригласили принять участие в кремлевском концерте. Заехать за ней должен был народный комиссар внутренних дел Берия, который тоже « положил глаз» на красивую женщину. Чем заканчивалось такое внимание мы знаем.

Татьяна Окуневская
Вот и Окуневская оказалась в ГУЛАГе на долгие годы.
В лагере Окуневская встретила свою, пожалуй, самую сильную любовь (во всяком случае она помнила его до самой смерти). Из её рассказа:
«Он тайком передавал мне свои стихи. Однажды нас вели на концерт. Зима. И вдруг повалил снег. Такой крупный, хлопьями, какой увидишь только в Большом театре. Как в сказке. Мы встали. Перед глазами снежная пелена. Руки своей не видно. Я стою. Он рядом. И вдруг так спокойно его мягкие губы слышу. Такое нежное объятие. Это длилось, по-моему, несколько лет, не меньше. Мы застыли. Все исчезло, если бы мы даже голые на снегу стояли, мы бы этого не заметили. И конечно, попали бы в карцер. Но вот моя приятельница, увидев, что снег начинает редеть, так тихо взяла и просунула между нашими лицами руку в варежке. И все. На этом все закончилось. В нашей любви был один-единственный поцелуй, который я, если бы прожила триста лет, никогда не смогла бы забыть. Он остался в моей душе, сердце, теле. Один-единственный поцелуй». И добавила: «Я познала любовь и не успела в ней разочароваться» (Алёша – её лагерная любовь умер гораздо раньше, больше они не виделись).
«Я прожила жизнь так, как считала нужным. И довольна ею. Тяжелая ли это штука - жизнь? Очень. Кто-то из умных сказал, что характер человека - это его судьба. По жизни так оно и есть.».

ЛЮДМИЛА ЦЕЛИКОВСКАЯ
Её родители мечтали, что дочь станет профессиональным музыкантом (мама Людмилы была оперной певицей). Но Людмила увлеклась театром. Еще студенткой училища она была зачислена в труппу Театра имени Вахтангова, а вскоре, в 1938 году дебютировала и в кино. В 1940 году молодую и красивую актрису заметил режиссер Константин Юдин и предложил Людмиле Целиковской главную роль в своей комедии «Сердца четырех». По словам актрисы, это была ее любимая картина, так как она играла саму себя. В этой картине актриса буквально уговорила режиссера разрешить ей самой спеть песню. С тех пор в кино, театре, на концертах Людмила пела своим голосом.

На съемках фильма «Воздушный извозчик» судьба свела Целиковскую с Михаилом Жаровым. Их не смущала разница в возрасте, то, что оба уже были несвободны (молодой актрисы это будет уже третий брак). В 1943 году Людмила была приглашена на главную роль царицы Анастасии в картину легендарного режиссера Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Руководства театра имени Вахтангова было недовольно частыми отлучками актрисы и Целиковскую уволили из театра. Правда, уже в 1945 году ее вновь восстановили. После войны амплуа Людмилы Целиковской в кино почти не изменилось. Единственной ее драматической ролью в кино, причем эпизодической, в те годы была лишь медсестра Зиночка в «Повести о настоящем человеке». Это была работа творчески зрелой актрисы. Однако режиссеры продолжали предлагать ей роли наивных героинь, но от всех этих предложений она отказывалась. В результате за последующие 9 лет актриса не снялась ни в одном фильме.
Пять лет прожили вместе Михаил Жаров и Людмила Целиковская, но вскоре их отношения исчерпали себя. Одной из причин стало то, что у супругов не было детей, а Людмиле, которой было уже под тридцать, очень хотелось иметь ребенка. И тут на пути актрисы возник еще один поклонник. Им оказался Каро Алабян, знаменитый архитектор. В 1948 году они зарегистрировали свои отношения, а через год у них родился сын Саша. В 1959 году Алабян умер от рака легких. В пятидесятых годах Людмила Целиковская снялась лишь в трех фильмах, а после смерти мужа и вовсе исчезла с киноэкранов, продолжая играть в театре имени Вахтангова. В 1963 году ей было присвоено звание Народной артистки РСФСР.
В шестидесятых годах Людмила Целиковская связала свою жизнь с режиссером знаменитого Театра на Таганке Юрием Любимовым, с которым они знакомы были ещё с тех пор, когда учились в театральном училище. В гражданском браке они прожили более пятнадцати лет. Людмила Целиковская умерла в 1992 году и была похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище рядом с Каро Алабяном.

ТАМАРА МАКАРОВА – «первая леди советского кино»
Тамара Макарова
В 14-летнем возрасте Тамара Макарова, увлеченная театром, создала собственную труппу, собрав соседских ребят. Очень скоро дворовый театр уже радовал окрестных жителей своими спектаклями, а чуть позже районный отдел народного образования зарегистрировал их. Ребята даже стали получать за свои выступления хлебный паек.
В 1924 году Тамара Макарова поступила в актерскую мастерскую МАСТАФОР. Именно здесь она впервые встретилась с Сергеем Герасимовым, будущим блестящим кинорежиссером и ее мужем. Новая встреча Макаровой и Герасимова произошла в 1926 году на съемках фильма «Чужой пиджак». Именно тогда между ними вспыхнула любовь, а спустя год Макарова и Герасимов сыграли свадьбу.
В 1927 году Тамара Макарова по совету мужа поступила учиться на киноотделение Ленинградского техникума сценических искусств, который вскоре был преобразован в институт. А Сергей Герасимов решил заняться режиссурой, его взял к себе в ассистенты Г. Козинцев. В 1930 году Макарова окончила Ленинградский институт сценических искусств снялась в драме Владимира Шмидтгофа «Счастливый Кент». Спустя некоторое время последовали ее работы в картинах «Дезертир» Всеволода Пудовкина и «Конвейер смерти» Ивана Пырьева.
В 1935 году Сергей Герасимов приступил к съемкам фильма «Семеро смелых», о молодых полярниках. Главную роль – единственной женщины-врача экспедиции играла Тамара Макарова. Фильм вышел на экраны в 1936 году и имел оглушительный успех у зрителей. Тамаре Макаровой (как и Петру Алейникову с Олегом Жаковым) фильм «Семеро смелых» принес сумасшедшую популярность. Воодушевленный успехом Герасимов начинает снимать фильмы один за другим, и во всех главные роли исполняет его жена. В 1938 году выходит оптимистическая драма «Комсомольск» (о строительстве на берегах Амура нового города), в 1939 году – киноповесть «Учитель» (работа актрисы в ней была отмечена Сталинской премией). Следующей их совместной работой была картина «Маскарад». Съемки фильма начались весной 1941 года и были закончены в рекордные сроки – в ночь на 22 июня. А наутро создатели картины узнали о начале Великой Отечественной войны
В каких бы ролях ни появлялась Тамара Макарова: полярницы в ватных штанах, деревенской женщины или графини – везде она настоящая красавица с гордой статью и лучистыми глазами. А её Хозяйка Медной горы в фильме-сказке « Каменный цветок» у многих поколений (в т.ч. и у меня в детстве) была просто образцом недосягаемой красоты.

В 70-е – 80-е годы Макарова снималась преимущественно в фильмах своего мужа («Журналист, «Дочки-Матери», исторических драмах «В начале славных дел» и «Юность Петра») Все эти годы Тамара Федоровна преподавала во ВГИКе (мастерская Герасимова и Макаровой). Среди ее учеников такие известные актеры, как: Наталья Белохвостикова, Жанна Болотова, Наталья Бондарчук, Сергей Бондарчук, Наталья Гвоздикова, Людмила Гурченко, Николай Еременко-мл., Зинаида Кириенко, Алла Ларионова, Клара Лучко, Наталья Фатеева, Лидия Федосеева-Шукшина и многие другие.
Последняя работа Сергея Герасимова и Тамары Макаровой - фильм «Лев Толстой», рассказывающий о последних днях жизни великого русского писателя. Роль гения «мужицкого графа» Льва Николаевича Толстого сыграл сам Герасимов, а его жену, Софью Андреевну, - Тамара Макарова. В том же 1984 году картина была удостоена приза «Хрустальный глобус» на международном кинофестивале в городе Карловы Вары.

АВГУСТА ЛЕОНИДОВНА МИКЛАШЕВСКАЯ (СПИРОВА) – актриса « Камерного театра» А. Я. Таирова и «любовь хулигана» Сергея Есенина.
Мариенгоф так вспоминал о «первой красавице Камерного театра» и их встрече с Есениным: « Большая, статная. Мягко покачивались бёдра на длинных ногах. Не полная, не тонкая. Античная, я бы сказал. Ну, Афродита, что ли. Голова, нос, рот, уши - точёные. Глаза, поражающие в своем широком и свободном разрезе, безукоризненном по рисунку. Негромко говорила, негромко смеялась. Да нет, пожалуй, только пленительно улыбалась. Везде только и слышно:
- Ах, до чего же красива эта Миклашевская!..
- Ах, какие глаза у этой Миклашевской!..
- А эти танцующие бёдра!..
- А эта античная шея!.. и т. д.


На другой же день после знакомства с Миклашевской Есенин читал мне:
В первый раз я запел о любви…

Это была чистая правда.
А ночью он читал в ресторане - своей музе из Камерного театра:

Мне бы только смотреть на тебя;
Видеть глаз златокарий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому…
По-смешному я сердцем влип.
Я по-глупому мысли занял.
Твой иконный и строгий лик
По часовням висел в Рязани…

Это всё произошло после возвращения Есенина из Америки, после развода с Изадорой Дункан»
Но у Августы была другая любовь, да и Есенин быстро загорался и быстро гас (слишком короткая ему была отпущена жизнь). Миклашевская в интервью, которое дала на своё 85- летие, говорила: «Я холодная женщина. Поэтому я только один раз «теряла» голову, полюбив танцовщика Большого театра Лощилина. От него у меня родился сын. А с Есениным у нас в это время была чистая и нелепая дружба. Но любила я не его. Ведь сердцу, как говорится, не прикажешь. Серёжа Есенин просто ухаживал за мной, писал и посвящал мне свои гениальные стихи…» На прямой и отчасти нескромный вопрос целовалась ли она вообще с Есениным, Августа Миклашевская в 1976 году ответила прямо: «Нет, не целовалась, но любила гладить его кудрявые волосы, мягкие, шелковистые. Было мгновение, когда он лишь единственный раз коснулся губами моего лба. Вот и всё.»
Большего позволить Августа не могла ни себе, ни ему. Она была «выпита другим», и Есенин это понимал… и принимал безо всякой ревности:
Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.

А нам остались бессмертные чудные стихи поэтического цикла «Любовь хулигана»

Созданный из томпака, покрытый золотом четырехугольный нагрудный символ «Народный артист СССР» вручался выдающимся деятелям искусства. В 1936 году звание впервые было присуждено 14 артистам. До 1991 года оно считалось одной из главных наград за творческую деятельность и служило официальным доказательством народной любви.

Почетное звание

С 1919 года самых талантливых работников культуры награждали титулом «Народный артист Республики». В числе первых его получили певцы Л. В. Собинов, Ф. И. Шаляпин и композитор А. К. Глазунов. Для того чтобы артист стал «народным», он должен был внести особый вклад в следующие области: музыка, кино, театр, телевидение, цирк, радиовещание. Титул был утвержден Центральным Исполнительным Комитетом. Положение об этом почетном звании содержало следующие пункты:

  1. Оно присваивается представителям искусства, деятельность которых представляет собой ценный вклад в развитие культуры.
  2. Список награжденных утверждается Министерством культуры СССР, Государственным комитетом по кинематографии, телевидению и радиовещанию, правлением Союза кинематографистов, а также Союзом композиторов.
  3. Утвержденные народные артисты СССР получают нагрудный знак, грамоту и удостоверение.
  4. Отличительный символ необходимо носить на правой стороне груди.

Всего этого почетного звания в период с 1936 по 1991 г. было удостоено 1010 человек.

Особенности награждения

Система присвоения вызывала массу вопросов. Например, почему титул не получили Леонид Куравлев, Андрей Миронов, композитор Сергей Прокофьев? Многие народные артисты СССР были удостоены звания только в преклонном возрасте. Например, Станислав Людкевич. Некоторые известные деятели так и не смогли дожить до дня приствоения титула (Рина Бернес). Самыми молодыми женщинами, получившие звание «Народный артист СССР», были певицы Халима Насырова и Куляш Байсеитова. Им было по 24 года. Самым молодым обладателем титула среди мужчин стал Муслим Магомаев. Ему на момент вручения был 31 год.

Список народных артистов СССР 30-х годов

В этот период премию получили четырнадцать человек. Среди них были режиссеры П. К. Саксаганский и А. А. Васадзе, актеры Е. П. Корчагина-Александровская и А. А. Хорава, певцы М. И. Литвиненко-Вольгемут и К. Ж. Байсеитова. Первый народный артист СССР - режиссер К. С. Станиславский. Вместе с ним были награждены В. И. Немирович-Данченко, актер И. М. Москвин, певица А. В. Нежданова.

В 1936 году стал народным артистом В. И. Качалов. Он был одним из ведущих актеров в Московском Художественном театре, сыграл 55 ролей. В честь Василия Ивановича был назван Казанский драматический театр. Актеру присуждалась Сталинская премия первой степени, он имел ордена и медали.

В 1937 году почетный титул присвоили актрисе Алле Константиновне Тарасовой. Она за свои работы была награждены пятью Сталинскими премиями, тремя медалями. Алла Константиновна до конца дней вела активную деятельность, играла в спектаклях, преподавала актерское мастерство. С 1951 года являлась директором МХАТа, позже вошла в Совет старейшин театра. В период с 1952 по 1960 год была депутатом ВС СССР 3-5 созывов.

Константин Сергеевич Станиславский

Режиссер родился в 1863 году в Москве. Константин Сергеевич был талантливым актером и педагогом. Он создал знаменитую систему, которая используется и по сегодняшний день. В 1898 году К. С. Станиславский в паре с В. И. Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр. За свою жизнь актер получил звание «Народный артист СССР», почетные ордена. Константин Сергеевич Станиславский являлся академиком Петербургской академии наук и позднее АН СССР.

Период с 1940 по 1949 год

Народными артистами в это время стали такие известные личности, как дирижер А. М. Пазовский, актриса Е. Д. Турчанинова, певица З. М. Гайдай, режиссер М. И. Царев и многие другие. Последний из них в 1942 году стал заслуженным артистом РСФСР, в 1949-м - народным. С 1973 года М. И. Царев является Героем Социалистического Труда. Также он был награжден Сталинской премией второй степени, Государственной премией СССР (в 1969 году), а в 1977 году - премией РСФСР имени К. С. Станиславского. Великий режиссер и талантливый актер имел множество почетных орденов.

В 1945 году получил звание народного только один артист - Абрар Хидоятов. Актер сумел показать разные образы русского, узбекского и европейского человека. Это был драматический артист, который отлично владел искусством монолога. Государственный драматический театр в Ташкенте назван в честь талантливого актера.

Народные артисты 50-х годов XX века

В этот период звание «Народный артист СССР» получили 138 человек. Среди них Любовь Петровна Орлова, которая была удостоена его в 1950 году. Талантливая актриса снималась в кино, играла в театре, великолепно пела. Была дважды награждена Сталинской премией первой степени, за свою отвагу и самоотверженность удостоилась ряда медалей. Л. П. Орлова является обладательницей приза за лучшую женскую роль на VIII Международном кинофестивале в Венеции за игру в фильме «Весна», а также премии Мира за фильм «Встреча на Эльбе». Актрисе присудили Почетную грамоту Советского комитета защиты мира.

В 1959 году звание народной получила ведущая актриса Алма-Атинского русского театра драмы имени М. Ю. Лермонтова - Валентина Борисовна Харламова. Она воплотила в жизнь 130 образов. Во время военных действий вместе с труппой выступала в госпиталях и в боевых частях. Валентина Борисовна была награждена орденами, медалями, грамотами.

Лауреаты 60-х годов

В этот период были представлены к награде 185 человек. Режиссер и педагог Н. П. Акимов стал народным артистом в 1960 году. Вместе с ним были награждены актеры В. А. Орлов, А. О. Степанова, Н. А. Анненков. В следующем году список народных артистов пополнился именами Фаины Раневской, Татьяны Устиновой, Бориса Покровского и других. В 1969 году титул получили 25 деятелей искусства. Среди них были балетмейстер Ростислав Захаров, актриса Вия Артмане, балерина Нина Тимофеева, клоуны Михаил Румянцев и Олег Попов и многие другие талантливые артисты.

До сих пор актуальны шутки замечательной актрисы Фаины Георгиевны Раневской. Большое количество ролей ею сыграны в театре имени Моссовета. Актриса была СССР, не раз награждалась почетными орденами, ей несколько раз присуждалась Сталинская премия. Английская энциклопедия «Кто есть кто» включила Ф.Г. Раневскую в десятку выдающихся актрис XX века.

Широко известным актером 60-х годов был Аркадий Исаакович Райкин. Артист отличался неповторимым юмором и способностью мгновенно перевоплощаться в любой образ. В начале 40-х годов Аркадий Исаакович стал художественным руководителем Ленинградского театра эстрады и миниатюр. В послевоенное время актер снялся в нескольких картинах и создал разные театральные программы. В 1982 году труппа Ленинградского театра вместе со своим руководителем переехала в Москву и вскоре переименовалась в «Сатирикон». Аркадий Исаакович за свой труд получил множество наград. Так, в 1939 году он стал победителем Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады.

Лауреаты в период с 1970 по 1979 года

В это время звания были удостоены 239 одаренных личностей. Среди них - композитор А. Г. Новиков, балетмейстер Ю. Й. Лингис, актер К. К. Ирд. В 1979 году звание было присуждено 25 работникам искусства. Его получили дирижеры Я. А. Вощак, Л. Н. Венедиктов, артист цирка В. А. Волжанский, актеры Ю. В. Никулин, С. Н. Плотников и другие.

В 1973 году почетное звание получил певец Муслим Магометович Магомаев. Первое его выступление состоялось в Баку, а в 1962 году он стал лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который проходил в Хельсинки. Годом позже состоялся его первый сольный концерт в Концертном зале имени Чайковского. В 31 год Муслим Магомаев получил звание «Народный артист СССР». Талантливый, яркий, с необыкновенной харизмой певец покорил весь Союз. До сих пор его поклонники собираются на вечерах памяти Муслима Магомаева.

Талантливый актер, народный артист СССР Олег Николаевич Ефремов удостоился звания в 1976 году. Он был одним из создателей Союза театральных деятелей СССР, а также театра «Современник», в котором был художественным руководителем. Помимо актерской карьеры, О. Н. Ефремов являлся талантливым режиссером множества спектаклей. Ему были присуждены Государственные премии СССР, позже - Государственные премии Российской Федерации. Олег Николаевич получил приз «Золотая маска», он является лауреатом премии «Человек года» Русского Биографического института.

Восьмидесятые годы XX века

В этот период было награждено 324 представителя творческих профессий. Это были актеры, режиссеры, артисты цирка, композиторы, певцы, балерины, дирижеры. Среди них широко известный Армен Борисович Джигарханян, который за 250 сыгранных в кино образов попал в Книгу рекордов Гиннесса. В 1989 году почетный титул получила Наталья Юрьевна Дурова. Артистка с малых лет работала в цирке, не прекращала свою деятельность даже в военное время. Написала ряд книг для взрослых и детей. Ее вклад был высоко оценен даже за рубежом. Так, ГДР присвоила Н. Ю. Дуровой звание мастера дрессировки морских зверей.

Заключительный период награждения

В 1990 году 29 человек стали «народными», а годом позже - 32 талантливых деятеля культуры и искусства. Л. В. Дуров, В. Т. Спиваков, З. Е. Гердт, Г. М. Вицин и многие другие артисты были награждены данным титулом. Последний народный артист СССР - актер О. И. Янковский (в декабре 1991 года). Он сыграл в большом количестве фильмов, воплотил в жизнь множество образов в театре Ленком и в драматическом театре города Саратова. Последний народный артист СССР выступил в качестве режиссера в картине «Приходи на меня посмотреть», которую он создал вместе с М. Л. Агранович. Актер не единожды получал приз за лучшую мужскую роль на разных кинофестивалях.

Вместе с Олегом Янковским в 1991 году звание «Народный артист СССР» получила и актриса С. С. Пилявская. Она служила в нескольких театрах (МХАТ СССР имени М. Горького и МХАТ имени А. П. Чехова), а также снималась в кино. С. С. Пилявская в РСФСР стала заслуженной артисткой, ее награждали Сталинской премией второй степени, орденами.

Народные артисты СССР, ныне живущие

К нашей радости, до сих пор живы многие талантливые деятели искусства. Например, в Азербайджане проживают четыре народных артиста: пианист Фархад Шамси-оглы Бадалбейли, певица Фидан Экрем-кызы Касимова, композитор Ариф Джангир-оглы Меликов, певица Зейнаб Яхья-кызы Ханларова. В Армении - актриса В. К. Вардересян, композитор К. А. Орбелян, дирижер О. А. Чекиджян. Народные артисты СССР проживают и в Белоруссии. Это балетмейстер В. Н. Елизарьев, композитор И. М. Лученок и другие. В Грузии живут девять известных людей: М. П. Амиранашвили, Н. Г. Брегвадзе, Л. А. Исакадзе, Г. А. Канчели, Р. Р. Стуруа и другие.

Сколько народных артистов СССР проживает сейчас в России? Это талантливые советские актеры В. С. Лановой, Э. А. Быстрицкая, Л. К. Дуров, О. П. Табаков, И. М. Чурикова, артисты цирка М. М. Запашный, О. К. Попов, дирижер В. Т. Спиваков, певица А. Б. Пугачева и другие. Ныне живущие народные артисты СССР в Украине - это дирижер А. Т. Авдиевский, певец Д. М. Гнатюк, певица С. М. Ротару, актриса А. Н. Роговцева, балерина Т. А. Таякина и другие. Также любимые артисты проживают в Латвии, Литве, Таджикистане, Туркмении, Казахстане и в других странах бывшего СССР.

В заключение

Народные артисты СССР, ныне живущие или уже ушедшие, надолго остаются в сердцах поклонников. Быть «народным» всегда почетно, к этому званию стремились практически все артисты. Данный титул дарил своему обладателю много льгот. Например, значительную прибавку к зарплате и к пенсии, возможность расширить свою жилплощадь и получить государственную дачу, большие скидки в оплате коммунальных услуг и, конечно, улучшенные условия во время прохождения концертов. Также считалось, что звание подтверждает народную любовь к артисту. Но существовали актеры и певцы, которые не получали никаких наград и были признаны и ценимы простыми людьми не менее титулованных. Например, Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Олег Даль. Народные артисты СССР кино, музыки, театра и других творческих областей всегда были в почете, их приглашали на фестивали, встречи, концерты. Талантливые люди имели множество поклонников по всему СССР и за его пределами.

Которые умерли еще молодыми, не дожив даже до 40 лет. Кого-то из них мы видели в кино и сериалах чаще, кого-то реже, однако все из них были весьма талантливыми, и если бы не смерть, то мы бы увидели еще немало фильмов с их участием.

Никита Михайловский (27 лет). Никита рос талантливым мальчиком, уже с шести лет работал фотомоделью и манекенщиком, занимался рисованием. Свою первую роль Михайловский сыграл в восемь лет в фильме "Ночь на 14-й параллели".

После выхода в 1981 году на экраны фильма "Вам и не снилось…" на десятиклассника Никиту внезапно обрушилась невероятная слава. В период с 1985-го по 1990-й Михайловский сыграл еще девять экранных ролей.

В 1990-м году у актера был диагностирован лейкоз, поэтому очень скоро Никита отправился на лечение в Англию. Ему требовалась пересадка костного мозга, деньги на операцию собирали всем миром.

Некоторую часть средств на лечение известного актера направили Борис Ельцин, Гарри Каспаров и даже Маргарет Тэтчер, однако проведенная операция успеха не принесла.

Незадолго до своего лечения Никита вместе с женой Екатериной организовал в Англии выставку собственных художественных работ, средства от продаж которых пошли на лечение онкобольных российских детей.

Талгат Нигматулин (35 лет). Советский киноактер, наиболее известный по фильмам "Пираты XX века","Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна" и "Волчья яма".

В начале 1980-х Талгат Нигматулин вступил в секту, во главе которой стояли уроженец города Фрунзе псевдо-ученый Абай Борубаев. Сектанты исповедовали учение под названием "Четвертый путь", бывшее смесью дзен-буддизма и эзотерики.

В начале февраля 1985 года в "школе" Мирзы и Абая произошел раскол. Абай решил пригласить к себе Нигматулина, чтобы тот "выколотил" деньги из непокорных, но Талгат отказался участвовать в рэкете, за что поплатился жизнью.

В ночь с 10 на 11 февраля 1985 года в центре Вильнюса пятеро "целителей" с особой жестокостью избивали руками и ногами не сопротивлявшегося актера до тех пор, пока к полудню 11 февраля 1985 года не наступила смерть от несовместимых с жизнью повреждений внутренних органов

Ян Пузыревский (25 лет). Первую роль в кино сыграл в 10-летнем возрасте, к 20 годам принял участие в съемках пятнадцати картин, среди которых и “Тайна Снежной королевы”, где он сыграл роль Кая.

Успехи Яна в работе контрастировали с неприятностями в семейной жизни. Актер женился в 18 лет, но брак оказался неудачным, и супруги решили развестись.

3 апреля 1996 года Пузыревский пришел в квартиру к жене, чтобы повидаться с их полуторогодовалым сыном Иштваном, после чего взял его на руки и выпрыгнул вместе с ним из окна 12-го этажа. Ребенок остался жив, сам Ян разбился насмерть. Его похоронили на Ваганьковском кладбище.

Игорь Нефедов (33 года). В кино начал сниматься будучи студентом третьего курса. Дебютом был фильм Никиты Михалкова "Пять вечеров". Заметную роль он сыграл в фильме "Авария - дочь мента".

До 1988 года был популярен, снимался у известных режиссеров. Но потом Игоря перестали приглашать. Актер запил, стал пропускать репетиции, в конце концов был уволен из "Табакерки".

Утром 2 декабря 1993 года после очередной ссоры с женой повесился. Похоронен на Котляковском кладбище в Москве.

Алексей Фомкин (26 лет). Алексей несколько раз снялся в популярном детском юмористическом киножурнале "Ералаш", где его заметил режиссер Павел Арсенов и предложил главную роль в художественном фильме "Гостья из будущего", ставшего его звездным часом.

Продолжить актерскую карьеру Алексей не захотел, ушел служить в армию, после чего все же поступил на работу в МХАТ им. Горького, но через три месяца был уволен за систематические прогулы. Пошел работать на стройку маляром, но вскоре уволился и оттуда, уехал жить в деревню.

22 февраля 1996 года Алексея с супругой друзья пригласили в гости на празднование Дня Советской Армии. В ночь с 23 на 24 февраля 1996 квартира внезапно загорелась, всем, кроме Алексея, удалось спастись. Он похоронен под Владимиром, на городском кладбище "Улыбышево".

Сергей Шевкуненко (35 лет). Самая известная роль актера - Миша в фильме "Кортик". Еще в возрасте 17 лет за драку впервые попал в тюрьму. После этого пошел по криминальному пути.

Был убит в своей квартире вместе со своей матерью. Преступление не было раскрыто, но его связывают с криминальным прошлым актера.

Сергей Тихонов (21 год). Советский юный актер, исполнитель главных ролей в кинофильмах 1960-х годов, среди которых самые известные роли - вождь краснокожих и Мальчиш-Плохиш.

После съемок в фильме "Дубравка" пытался поступить во ВГИК, но не был принят. Отслужил в Советской Армии. После демобилизации стал завсегдатаем ипподрома. Сергей, вследствие своей известности и общительности, очень быстро стал там своим человеком.

Но продолжалось это недолго. Возник конфликт, который стоил ему жизни. Поздним вечером 21 апреля 1972 недалеко от ипподрома его столкнули под проходящий трамвай. Сергей скончался до приезда скорой помощи.

Дмитрий Егоров (32 года). Сын актрисы Натальи Кустинской, который известен прежде всего по фильму "Чучело", в котором сыграл Диму Сомова. Родители были против того, что он пошел в актерскую профессию. Мальчик послушался.

В школе он был отличником, прекрасно знал английский язык, окончил экономический факультет МГИМО и к шоу-бизнесу больше не возвращался.

20 октября 2002 года Дмитрий Егоров вышел прогуляться и не вернулся. Матери позвонили из милиции и сказали, что он умер. В свидетельстве о смерти написано - от "сердечной недостаточности", но, по некоторым данным, у Егорова был пробит висок.

Михаил Епифанцев (30 лет). В кино дебютировал в семилетнем возрасте в фильме "Мы вместе, мама", затем - в 9 лет - в легендарном телесериале "Место встречи изменить нельзя" исполнил роль мальчика - случайного свидетеля ограбления магазина.

Не поступив в театральный, устроился продавцом оптики в магазин. Личная жизнь не задалась: жена ушла с ребенком, который был болен церебральным параличом. Позже Епифанцев узнал, что сын живет в детдоме. Отец забрал мальчика, но не смог справиться с накатившей депрессией и начал пить. В 1998 году его сердце остановилось.

Ирина Метлицкая (35 лет). Советская и российская актриса театра и кино, запомнившаяся ролью классного руководителя в фильме “Куколка”, а также театральными работами.

Актриса скончалась от лейкемии 5 июня 1997 года. Похоронена на Троекуровском кладбище в Москве.

Мария Зубарева (31 год). Работала в Московском театре им. Пушкина. Стала широко известной после работы в фильме "Мордашка" и главной роли в первом российском сериале "Мелочи жизни".

Однако, обнаруженное онкологическое заболевание не дало продолжить работу в сериале

Евгений Дворжецкий (39 лет). Известен зрителю прежде всего ролью Эдмона Дантеса в фильме “Узник замка Иф”.

С 1999 года был ведущим программы "Семь бед - один ответ" на ОРТ. В 1999 году вел телеигру "Пойми меня" на канале НТВ. Также вел программы "Золотой Шар" на REN TV, "Бесконечное путешествие" на РТР, "Про фото" на телеканале "Культура".

Утром 1 декабря 1999 года Дворжецкий поехал на своем автомобиле ВАЗ-2109 на консультацию в Институт иммунологии: врачи подозревали у него наличие астмы, но диагноз не подтвердился. На обратной дороге актер погиб, когда его машина столкнулась с грузовиком. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Владимир Смирнов (около 40 лет). Исполнил роль Коли Базина в фильме Карена Шахназарова "Курьер".

По одной версии актер погиб в автокатастрофе, по другой - Федор его убили в очереди за пивом, избили милиционеры

Олег Даль (39 лет). Необычайно известный советский актер театра и кино. Автор стихотворений и театральных постановок.

В 1980 году у актера произошел конфликт с руководством студии "Мосфильм", который Даль пережил очень тяжело. Знакомые и коллеги отзывались, что выглядел Олег в последние месяцы жизни очень плохо, был в состоянии нервного и физического истощения.

Актер злоупотреблял спиртным и принимал меры для того, чтобы превозмочь свою предрасположенность к алкоголю. По свидетельству вдовы Олега Ивановича, Елизаветы, у него было слабое здоровье и больное сердце. Несмотря на это, работал он "на износ" и часто конфликтовал с режиссерами.

Олег Даль скончался 3 марта 1981 года в гостиничном номере, во время творческой командировки в Киеве. По распространенной версии, сердечный приступ был спровоцирован употреблением спиртного, которое было противопоказано больному, "зашитому" противоалкогольной капсулой. Вдова актера отрицает эту информацию.

Юрий Каморный (37 лет). Советский актер театра и кино, снявшийся более чем в 30 фильмах.

В полдень 27 ноября 1981 года соседи Каморного по коммунальной квартире внезапно услышали истошные женские крики, доносившиеся из его комнаты. Лицо актера было перекошено, губы шептали: "...они убьют тебя... ты не должна выходить... лучше я убью тебя сам..." Решив, что актер впал в белую горячку, соседи тут же вызвали по телефону врача-нарколога.

Когда врач вместе с милицией прибыл к месту происшествия, Каморный продолжал буйствовать и, размахивая кинжалами, никого к себе не подпускал. Милиционеры решили не рисковать и применили оружие.

Актер был убит сотрудником милиции в собственной комнате в коммунальной квартире 27 ноября 1981 года при невыясненных обстоятельствах. Как установила затем экспертиза, в крови у погибшего не было ни грамма алкоголя. Не нашли у него и никаких изменений в мозгу.

Елена Майорова (39 лет). Актриса погибла при трагических обстоятельствах 23 августа 1997 года, официальной версией стал несчастный случай, хотя некоторые говорят о самоубийстве.

Случайно или намеренно, она подожгла свое платье, находясь на лестничной клетке в подъезде своего дома, и, добежав до служебного входа театра имени Моссовета, который находился во дворе ее дома, лишилась сознания.

Когда Майорову везли на "скорой" в Институт Склифософского, она была еще жива. Но 85 процентов ее тела занимали сильные ожоги. Спустя несколько часов актриса скончалась в реанимации. Все это время она была в сознании. Неизвестно, стала ли смерть актрисы результатом самоубийства или несчастного случая.

Алексей Завьялов (36 лет). Театральный актер и главный герой из сериала "Ментовские войны".

С Алексеем случился несчастный случай при прыжке с парашютом. Травмы оказались серьезными, и он скончался в больнице 7 августа 2011 года.

Владислав Галкин (38 лет). Советский и российский актер театра и кино снимался в кино с самого детства. Известен зрителям по многим фильмам и сериалам.

Владислав был найден мертвым в собственной квартире. По разнящимся данным, тело актера нашли в постели, либо на полу, он лежал лицом вниз. При первичном внешнем осмотре тела признаков насильственной смерти обнаружено не было.

Экспертиза показала, что актер умер приблизительно за два-три дня до обнаружения тела, а причиной смерти была названа острая сердечная недостаточность с остановкой сердца.

Отец покойного актера Владислава Галкина режиссер и продюсер Борис Галкин приоткрыл странные детали смерти своего сына. В частности, он заявил в передаче Первого канала «Человек и закон», что Влада могли убить из-за денег.

Сергей Бодров-младший (30 лет). Российский актер и режиссер, сын режиссера Сергея Бодрова-старшего. Он был женат и растил двоих детей. Сергей успел сыграть всего в 14 фильмах, самыми успешными из которых были "Брат", "Брат-2" и "Медвежий поцелуй"

В качестве режиссера успел снять картину "Сестры", хотя и приступил к съемкам "Связного" в июле 2002 года, в сентябре съемочная группа прилетела на Кавказ

Актер погиб 20 сентября 2002 года в Кармадонском ущелье, где должны были снимать одну из сцен фильма.

По официальной версии, Сергей Бодров-младший и вся съемочная группа погибли в результате обвала камней. Спасательные работы длились около месяца.

Даниил Певцов (22 года). Сын актера Дмитрия Певцова. Через год после окончания школы Даниил поступил в Российский университет театрального искусства, а на третьем году учебы перевелся во ВГИК.

Еще учась во ВГИКе, он понемногу начал сниматься в кино. Удачной стала его первая крупная работа - в многосерийном фильме "Ангел в сердце", который завоевал большую популярность у зрителей.

В сентябре 2012-го жизнь молодого актера трагически оборвалась: он упал с балкона третьего этажа и через несколько дней скончался в больнице от полученных травм. Ему было всего 22 года…

Несмотря на то, что откровенные сцены и даже поцелуи на экране были запрещены Кодексом Хейса, сексуальная привлекательность именно тогда стала главным залогом успеха для фильма и, соответственно - актеров. Для этого прилагались огромные усилия и студий, и актрис, а в результате - они просто божественны.

Фактрум показывает самых красивых актрис старого Голливуда.

Вероника Лейк

Актриса, которая ввела в моду длинные волосы, закрывающие один глаз. Была кумиром многих женщин, а её причёска с распущенными светлыми волосами до плеч, получившая название «игра в прятки», была одной из самых популярных в те годы. Фильмы: «Путешествия Салливана», «Оружие для найма», «Стеклянный ключ».

Лоретта Янг

Обладательница премии «Оскар» за лучшую женскую роль. В 1930-х и 1940-х её считали воплощением элегантности и великолепия кинодивы, за четверть века она снялась примерно в ста картинах, играла у самых прославленных гениев кинематографа. Фильмы: «Дочь фермера», «Жена епископа», «Приходи в конюшню».

Лорен Бэколл

Обладательница почётного «Оскара», лауреат двух «Золотых глобусов» и двух премий «Тони». Была признана одной из первых красавиц Голливуда. Фильмы: «Как выйти замуж за миллионера», «Иметь и не иметь», «Убийство в Восточном экспрессе», «Самый меткий».

Джоан Фонтейн

Англо-американская актриса, получившая известность ролями в классических фильмах Альфреда Хичкока. За роль в фильме «Подозрение» награждена престижной премией «Оскар». Фильмы: «Ребекка», «Подозрение», «Превыше всего», «Джейн Эйр», «Плющ», «Письмо незнакомки».

Ингрид Бергман

Шведская и американская актриса. В рейтинге Американского института киноискусства «100 величайших звёзд кино за 100 лет по версии AFI» занимает 4-е место. Трижды лауреат премий «Оскар», четырежды - премии «Золотой глобус», дважды - премии «Эмми», первый лауреат премии «Тони». Фильмы: «Касабланка», «По ком звонит колокол», «Дурная слава», «Триумфальная арка», «Жанна д’Арк».

Кэрол Ломбард

Американская актриса, номинантка на премию «Оскар». Наиболее известна по своим комедийным ролям в классических голливудских фильмах 1930-х гг. Американский институт киноискусства включил её в список «100 величайших звёзд кино» под номером 23. Фильмы: «Мой слуга Годфри», «Мистер и миссис Смит», «Быть или не быть».

Джинджер Роджерс

Американская актриса и танцовщица, обладательница премии «Оскар» в 1941 году. Стала наиболее известна благодаря совместным выступлениям в паре с Фредом Астером. Занимает 14 место в списке 100 величайших звёзд кино. Фильмы: «42-я улица», «Полет в Рио», «Весёлая разведённая», «Беззаботные», «Парочка Баркли с Бродвея», «Штормовое предупреждение».

Энн Шеридан

Американская актриса. Фильмы: «Ангелы с грязными лицами», «Додж-Сити», «Человек, который пришёл к обеду», «Край тьмы», «Серебряная река», «Солдат в юбке».

Софи Лорен

Итальянская актриса и певица. Обладательница почётных премий всех основных кинофестивалей. Лауреат пяти премий «Золотой глобус»в специальной номинации «любимица мировой публики»). Первая лауреатка премии «Оскар» за лучшую женскую роль в фильме на иностранном языке. Обладатель почётного «Оскара» с формулировкой «за карьеру, богатую запоминающимися ролями, придавшими нетускнеющий блеск кинематографу». Её фильмы в Голливуде: «Гордость и страсть», «Графине из Гонконга», «Любовь под вязами», «Черная орхидея», «Это началось в Неаполе», «Миллионеры», «Эль Сид», «Падение Римской империи», «Леди Л.», «Арабеска», «Приговор».

Ава Гарднер

Американская актриса, одна из ярчайших звёзд Голливуда 1940-х и 1950-х годов. Номинантка премии «Оскар». Вошла в список величайших кинозвезд в истории Голливуда. Обладательницу «лица ангела и тела богини», часто называют одной из самых красивых актрис XX века. Фильмы: «Снега Килиманджаро», «На берегу», «И восходит солнце», «Могамбо», «Рыцари круглого стола», «Босоногая графиня», «Ночь игуаны», «Синяя птица».

Лана Тёрнер

Одна из самых гламурных и чувственных звезд классического Голливуда. Для съёмок одного из первых своих фильмов она выщипала брови, однако они так и не отросли, за что получила прозвище - «девушка с подрисованными бровями». Считается, что во время Второй мировой войны американские солдаты предпочитали вешать на стены казарм именно её фотографии и афиши. После войны снималась главным образом в мюзиклах. Её фильмы: «Почтальон всегда звонит дважды», «Три мушкетёра», «Веселая вдова», «Злые и красивые», «Пейтон плейс», «Имитация жизни».

Рита Хейворт

Американская киноактриса и танцовщица, одна из наиболее знаменитых звёзд Голливуда 1940-х годов, ставшая легендой и секс-символом своей эпохи. Включена в список 100 величайших звёзд кино по версии Американского института киноискусства. Фильмы с её участием: «Земляничная блондинка», «Кровь и песок», «Девушка с обложки», «Ты никогда не будешь богаче», «Ты никогда не была восхитительнее», «Джильда», «Леди из Шанхая».

Оливия де Хэвилленд

Англо-американская актриса, одна из самых популярных и востребованных голливудских актрис 1930-х и 1940-х годов, обладательница двух «Оскаров» за лучшую женскую роль. Её фильмы: «Унесенные ветром», «Одиссея капитана Блада», «Атака легкой кавалерии», «Приключения Робин Гуда», «Каждому свое», «Наследница», «Моя кузина Рэйчел», «Эта леди», «Гордый бунтарь», «Свет на площади», «Тише, тише, милая Шарлотта», «Аэропорт ’77», «Пятый мушкетёр».

Вивьен Ли

Английская актриса, обладательница двух премий «Оскар». Приобрела репутацию актрисы, с которой трудно работать, поэтому в её карьере часто наблюдались периоды упадка. Фильмы: «Унесенные ветром», «Трамвай «Желание», «Буря в стакане воды», «Янки в Оксфорде», «Двадцать один день», «Тротуары Лондона», «Леди Гамильтон», «Цезарь и Клеопатра», «Анна Каренина», «Римская весна миссис Стоун», «Корабль дураков».

Хэди Ламарр

Популярная в 1930–1940-е гг австрийская, а затем американская актриса кино, а также изобретатель. После неудачного брака Хеди отправилась в Голливуд, где её карьера развивалась стремительно. Она снялась в таких фильмах, как: «Алжир», «Леди в тропиках», «Тортилья-Флэт», «Опасный эксперимент», «Самсон и Далила».

Элизабет Тейлор

«Королева Голливуда», дважды удостоенная премии «Оскар» за лучшую женскую роль. Первая актриса, чей гонорар за съёмки в фильме составил миллион долларов. В 1999 году Американский институт киноискусства поместил Элизабет Тейлор на 7 место в списке величайших звёзд кино. Её фильмы: «Национальный бархат», «Гигант», «Кошка на раскалённой крыше», «Слоновья тропа», «Запах тайны», «Внезапно, прошлым летом», «Клеопатра», «Синия птица».

Джина Лоллобриджида

Итальянская актриса, чья карьера достигла пика популярности в 1950–1960-е годы. Ее фильмы в Голливуде: «Посрами дьявола», «Трапеция», «Собор Парижской Богоматери», «Фанфан-тюльпан», «Провинциалка», «Приходи в сентябре», «Так мало никогда», «Соломон и царица Савская».

Одри Хепбёрн

Британская и американская актриса, фотомодель и гуманитарный деятель. Получила «Оскар» за лучшую женскую роль в фильме 1953 года «Римские каникулы», кроме того номинировалась четыре раза. Стала одной из самых высокооплачиваемых актрис кино своего времени. Поставлена Американским институтом киноискусства на 3 место в списке величайших актрис американского кино. Фильмы с её участием: «Сабрина», «История монахини», «Завтрак у Тиффани», «Дождись темноты», «Шарада», «Робин и Мэриан», «Всегда».

Грейс Келли

Американская актриса, с 1956 года - супруга князя Монако Ренье III, 10-я княгиня Монако, мать ныне правящего князя Альбера II. Американский институт киноискусства поместил её на 12-е место в списке «100 величайших звёзд кино». Фильмы с её участием: «Ровно в полдень», «Могамбо», «Деревенская девушка», «Зелёный огонь», «Мосты у Токо-Ри», «В случае убийства набирайте „М“», «Окно во двор».

Мэрилин Монро

Американская киноактриса и певица. Фильмы с её участием: «Хористки», «Асфальтовые джунгли», «В джазе только девушки», «Все о Еве», «Джентльмены предпочитают блондинок», «Как выйти замуж за миллионера», «Любовное гнездышко», «Ниагара».

В СССР не было такого понятия как «звезда шоу-бизнеса» и «гламурная дива». Но зато советские киноактрисы ценились зрителями не за эпатаж или модные наряды, а за природную красоту и блестящий талант. Среди них были и такие женщины, которых знала и любила не только вся наша страна, но даже Голливуд. Билеты на их фильмы раскупались моментально, публика ломилась в кинотеатры, а мужчины при одном только взгляде на них поголовно сходили с ума.

Анна Стэн Одна из первых красавиц советского кино, не нашедших признания на родине, но удостоившихся больших почестей в Голливуде, знающем толк в эффектных женщинах.

Анастасия Вертинская Завораживающие большие глаза Вертинской будто заглядывали в самую душу зрителя. Именно за этот проникновенный взгляд красоту Вертинской называли «инопланетной».

Наталья Кустинская Красота Натальи стала явлением международного масштаба. В 1960-е годы французский журнал Candide включил её в первую десятку самых красивых актрис мира.

Ольга Остроумова Озорная и дерзкая красота Ольги Остроумовой сделала ее образы в картинах «Судьба » и «» неповторимыми.

Элина Быстрицкая После выхода эпопеи «Тихий дон» в Советском союзе не осталось ни одного мужчины, который не был бы тайно влюблен в черноглазую Быстрицкую.

Любовь Орлова На протяжении многих лет Любовь Орлова была примадонной советского киноэкрана, отличаясь изысканной аристократической внешностью и редким чувством стиля.

Ольга Бакланова Ольга Бакланова была одной из самых ярких кинозвезд советского кино, однако мало кто знал, что революция уничтожила всю ее семью. Актриса не простила новой власти свою утрату и при первой же удобной возможности эмигрировала в США, где стала звездой Голливуда.

Анна Самохина Эта актриса театра и кино, телеведущая и певица стала всенародно любимой после оглушительного успеха фильма «Царская охота», где она исполнила роль прекрасной авантюристки княжны Таракановой.

Наталья Варлей Наталья, выбирая между сложившейся цирковой карьерой и неизвестным миром кино, рискнула и не прогадала, с первых ролей став звездой и главной «красавицей-спортсменкой-комсомолкой» страны.

Алла Назимова Алла брала уроки актерского мастерства у самого Станиславского, но свершившаяся революция помешала ее карьере. Назимова эмигрировала и стала звездой Бродвея и Голливуда.

Вера Холодная Вера Холодная была самой знаменитой киноактрисой своего времени — она вошла в историю как «королева экрана» кинематографа России начала XX века, и ее популярность не угасала ни во время революционных событий, ни в годы Гражданской войны.

Натали Палей Русская красавица из императорского дома Романовых, которая прошла путь от манекенщицы до кинодивы Голливуда. И в Европе, и в Америке Палей оставила о себе память как о светской львице, не раз появлявшейся на обложке Vogue и подарившей свое имя духам фирмы Лелонг.

Наталья Фатеева Наталья считалась одним из секс-символов СССР, хотя тогда еще и не существовало такого слова.

Виктория Федорова Федорова, дочь военного атташе США, пережила непростое детство. Ее мать была заключена в лагерь за любовную связь с иностранцем, и девушка ютилась у дальних родственников. При первой же возможности она уехала в Америку к отцу и в новой стране сделала отличную карьеру фотомодели.

Людмила Семеняка Ученица легендарной Улановой — одна из лучших актрис и балерин. Ныне она уже не выступает и не снимается, но охотно делится мастерством с труппой Большого театра, которому отдала 40 лет жизни.

Зинаида Кириенко Одна из самых красивых актрис советского кино прославилась ролью Натальи в киноэпопее «Тихий Дон ». После этого, отказав в любви высокопоставленному чиновнику, Кириенко на долгое время осталась без приглашений в кино. Но фильм «Любовь земная » вновь вернул ее к восхищенным зрителям.

Ирина Скобцева Ирина дебютировала в роли Дездемоны в фильме «Отелло ». В 1956 году в Каннах фильм получил Приз за лучшую режиссуру, а молодая красавица Ирина Скобцева была удостоена звания «Мисс шарм Каннского кинофестиваля».

Руфина Нифонтова Советская актриса театра и кино, отличавшаяся не только красотой, но и чувством юмора, сделавшим ее мечтой многих мужчин.

Нинель Мышкова Дети всего СССР запомнили ее как Марью-искусницу из одноименной телесказки. А среди красивейших советских актрис Нинель Мышкова заняла особое место, благодаря своей ослепительной внешности и неизменно добрым глазам.

Татьяна Пилецкая Пилецкая происходила из старинной дворянской семьи женщин-кавалеристов, а ее прапрабабушка воевала еще с Наполеоном. Черты лица этой уникальной актрисы нельзя было назвать классически красивыми, но ее гордая осанка и дерзкий взгляд покоряли зрителей не менее эффективно.

Ирина Алферова Талантливая актриса, красивая женщина с обаятельной улыбкой и лучистыми глазами. Ирина Алферова — олицетворение романтики, любви и доброты.

Алла Ларионова Супруга купца Садко, «Анна на шее» и утонченная графиня Оливия из постановки «Двенадцатая ночь » — это одна и та же женщина: талантливая и разноплановая актриса Алла Ларионова.

Любовь Полищук Уникальная особенность таланта этой замечательной актрисы заключалась в том, что, будучи ошеломляюще красивой, она никогда не стеснялась выглядеть на экране смешной.

Нонна Терентьева Актриса Нонна Терентьева была удивительно нежной и изящной женщиной, которая могла бы исполнить еще много ярких ролей. Но ее слишком рано унесла тяжелая болезнь.

Татьяна Самойлова Одна из самых красивых актрис не только Советского союза, но и всего мира, на Каннском кинофестивале 1957 года получившая от восхищенных членов жюри специальный приз.