Искусство в жизни известных людей. Роль искусства в жизни человека: что мир прекрасного готовит нам

1. Искусство в жизни современного человека. Виды искусства.

2. Художественный образ – стиль – язык.

3. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.

4. Искусство рассказывает о красоте Земли. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.

5. Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

6. Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников.

7. Музыкальный портрет. Александр Невский.

8. Роль искусства в сближении народов.

9. Искусство художественного перевода – искусство общения.

10. Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.

11. Застывшая музыка. Архитектурные памятники.

12. Законы красоты

13. Искусство и власть.

14. Какими средствами воздействует искусство?

15. Храмовый синтез искусств.

16. Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.

17. Предсказания в искусстве.

18. Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

19. Архитектура исторического города

20. Архитектура современного города.

21. Специфика изображений в полиграфии.

22. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

24. Музыка в быту.

25. Массовые, общедоступные искусства.

Искусство в жизни современного человека. Виды искусства.

Искусство – часть духовного искусства человечества. К искусству относят живопись, архитектуру, скульптуру, музыку, художественную литературу, театр, танец, кино. Всё разнообразие окружающего нас мира и отношение человека к нему, мысли и чувства, идей и представления, верования людей – всё это передаётся человеком в художественных образах. Искусство помогает человеку в выборе идеалов и ценностей. Искусство – это своеобразный учебник жизни. Каждый вид искусства говорит на своём языке о вечных проблемах жизни, о добре и зле, о любви и ненависти, о радости и горе, о красоте мира и человеческой души.

Художественный образ – стиль – язык.

У каждого времени свое лицо, свой образ, свои мелодии и ритмы. Когда мы видим величественные египетские пирамиды или храм Василия Блаженного, слушаем музыку Баха, Моцарта, Чайковского, читаем былины и народные предания, сочинения Шекспира или Дюма, Пушкина или Чехова, мы проникаемся атмосферой ушедших времен, мы узнаем людей, которые жили тогда. Последующие поколения лучше поймут наше время, если будут слушать музыку, читать книги, рассматривать картины и скульптуры нашей эпохи. Ведь современное искусство - это то, в чем воплощается наш мир, мы с вами. И по тому, что сейчас создано, потомки будут судить о нас.

Художник и скульптор, композитор и исполнитель, поэт и писатель, режиссер и актер нуждаются в контакте со зрителем, слушателем, читателем, которые соучаствуют в творческом процессе, сопереживают ему. Чтобы приблизиться к искусству, войти в мир художника, приоткрыть для себя уникальность личности творца, не обойтись без понимания таких категорий, как художественный образ, стиль, язык.

Художественный образ - это обобщенное представление о действительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к окружающему миру. Раскрывая свой внутренний мир, художник всегда настроен на волну своего времени со всеми его тревогами и радостями, предчувствует те или иные перемены. Поэтому и становится возможным создание художественного образа эпохи.

Стиль (от греч. stylos - буквально палочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества. В искусстве различают стиль эпохи (исторический), национальный стиль (принадлежность тому или иному народу), индивидуальный стиль конкретного художника в широком смысле этого слова. Характеризуя стиль в архитектуре, говорят, что «стиль - это эпоха», в других искусствах - в живописи, музыке, литературе - «стиль - это человек».

Язык любого искусства помогает услышать в произведении живой голос художника, многовековую мудрость народа. Выразительность, эмоциональность, образность языка живописи и графики, музыки и скульптуры, поэзии и танца обеспечивают композиция, форма, - фактура, ритм, тон, интенсивность. Это общее - в языке искусств.

При этом каждый вид искусства говорит своим языком: живопись - цветом, графика - линией и пятном, скульптура - объемом, музыка - звуком, интонацией, танец - пластикой жестов и движений, литература - словом. Авторы в своих произведениях с помощью специфичных для того или иного искусства средств выражения расставляют смысловые акценты, выделяют самое существенное. Это позволяет им передавать зрителям, слушателям, читателям различные чувства, доносить до них содержание своих произведений.

Чтобы научиться разбираться во всем многообразии искусства, надо понять образный строй художественного произведения, принадлежность к определенному стилю, направлению.

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.

Для того, чтобы наука приносила людям пользу и радость, а не вред и горе, она должна быть тесно связана с искусством. И ученый, и художник… И в Древнем мире, и в Средние века искусство было неотделимо от религии.… В эпоху Возрождения впервые утвердилось понимание искусства, близкое к современному. Искусство объединяло все виды …

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

Зрителю невольно передается отношение художника к модели. Важным является все то, что выражает эмоции, отношение к жизни, к людям: мимика… Нередко мы толкуем произведение с позиции человека сегодняшнего дня,… Портрет (франц. portrait) - изображение определенного человека или группы людей. Жанр портрета получил …

Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников.

В середине ХVIII в. портрет становится частью быта, связанной с архитектурой, мебелью, утварью, самими обитателями жилища, их костюмами, … Благодаря «портретным гармониям» русского художника Федора Степановича… Особое место в творчестве художника занимает портрет А. Струйской (1772). Он является ярким примером поэтизации …

Музыкальный портрет. Александр Невский.

В музыке не может быть сходства с конкретным лицом, но в то же время не случайно говорится, что «в интонации спрятан человек». Так как музыка… Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к… Персонаж, лирический герой, рассказчик, повествователь - эти понятия важны не только в литературном произведении, но и…

Роль искусства в сближении народов.

Благодаря общению людей с выдающимися творениями мирового искусства прошлого и настоящего времени становится возможным диалог культур. По мнению… Хранилищами художественных шедевров являются музеи. Во всем мире известны… Благодаря просветительской деятельности этих музеев, буклетам и альбомам, которые они выпускают, путешествиям их…

Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщения в искусстве?

Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы… Подожди немного, Отдохнешь и ты. Благодаря труду переводчиков, стихи, повести, романы русских писателей и поэтов - А. Пушкина и Н. Гоголя, Л.…

Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.

Каждое искусство имеет свой особый язык, поэтому смысл произведения полнее раскрывается тому, кто владеет языком, на котором оно «написано». … Искусство является каналом связи не только между отдельными людьми, но и… Как же происходит передача сообщения в искусстве? Разберемся в этом по аналогии с обычным сообщением, составленным…

Застывшая музыка. Архитектурные памятники.

Над зеркалом спокойной глади реки Нерли стоит белокаменный храм, словно любуясь своим отражением в воде. Поэмой, запечатленной в камне, называют… Глубокая печаль русского князя Андрея Боголюбского по погибшему сыну… Церковь Вознесения в Коломенском (XVI в.) - один из немногих сохранившихся памятников эпохи Ивана Грозного в…

Законы красоты

Главные, общие для всех видов искусства законы, определяющие прекрасное, основаны на гармонии. Гармония изначально свойственна Миру и всем его составляющим. Ее лишь надо… Симметрия, пропорции, ритм тесно связаны с математикой. Не случайно древнегреческий философ и математик Пифагор и…

Искусство и власть.

Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Искусство воплощало в зримых…

Какими средствами воздействует искусство?

Композиция - это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением. Композиционное равновесие… Особенности композиции акцентируют внимание на определенных предметах.… Форма представляет собой сумму приемов, выразительных и изобразительных средств для создания художественного образа в…

Храмовый синтез искусств.

В архитектуре, оформлении храмов, музыкальном сопровождении богослужения отразились представления человека о мире, мироощущение эпохи и народа,… Храмы - это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в… Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с …

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.

Зритель и слушатель испытывает на себе воздействие сюжета литературного произведения, лежащего в основе сценария фильма или либретто спектакля.… Особый сценический жанр - мюзикл, где в неразрывном единстве сливаются… Жанр мюзикла сформировался в США в начале XX в. и вскоре начал свое триумфальное шествие по всему миру. Некоторые…

Предсказания в искусстве.

Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (1471-1528) создал серию гравюр «Апокалипсис». Художник выразил тревожное ожидание… По сюжету Апокалипсиса всадники появляются на земле по очереди, но художник… Примерами предсказаний искусством социальных перемен и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи, картины «Герника» …

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

Человек во все времена, создавая окружающий его мир, стремился сделать его максимально удобным и красивым. При этом он руководствовался присущими… Однако культура современного мира в основном интернациональна, в ней все… Сегодняшний предметный мир создается средствами индустриальных технологий, которые учитывают не только меру (законы)…

Архитектура исторического города

Если сравнивать архитектуру с другими искусствами, то по мере условности к ней ближе всего музыка. Ведь музыка так же как архитектура и… С древнейших времен человек научился строить для себя жилище. Для этого … Планировка и строительство городов - это одна из областей архитектуры, она получила название «градостроительство».…

Архитектура современного города.

В современных микрорайонах строятся типовые, очень похожие друг на друга жилые дома. Однако общественные здания часто возводятся по специальным … Язык архитектуры всегда современен, так как он учитывает физиологию и… Особенностью архитектуры ХХ в., послужившей основанием для архитектурных форм и технологий ХХI в., стали невиданные …

Специфика изображений в полиграфии.

Книга - синтетическое произведение, над ней работают люди разных творческих профессий: писатели, редакторы, дизайнеры, художники. Книжная графика включает в себя конструирование книги, выбор компонентов ее… Специфика оформления книги зависит от типа издания: детская книга, художественная литература, учебник, книга по …

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Бурный технический прогресс в ХХ в. определил появление фабрик и заводов, которые пришли на смену кустарным мастерским. На новом производстве в… Классицизм, модерн, арт-деко, минимализм, хай-тек, китч, этно - это далеко… Англия стала родиной нового стиля в искусстве - модерна. Модерн возник в творчестве шотландского архитектора и…

Декоративно-прикладное искусство.

Произведения декоративно-прикладного искусства обычно тесно связаны с архитектурно-пространственным окружением, ансамблем (на улице, в парке, в… Человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходилось… В народном искусстве всегда находила свое отражение родная природа. Знакомые каждому с детства цветы и травы,…

Музыка в быту.

У каждого наверняка есть своя фонотека - коллекция любимых музыкальных произведений, к которым можно обратиться и в минуты радости и веселья, и… Музыка серьезная - это та музыка, которая прошла испытание временем и не… Содержание легкой музыки изменчиво и во многом зависит от моды: сегодня вы увлекаетесь одними произведениями и их…

Массовые, общедоступные искусства.

Слово «фотография» переводится как «светопись», что отражает основополагающую роль света в процессе фотографирования. Техника фотографирования… Фотография, являясь одним из самых распространенных средств массовой… Широкое распространение получила художественная фотография. Взгляд через объектив фотоаппарата позволяет увидеть…

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Переоценить значение искусства невозможно. Дать точное оп­ределение - трудно, так многообразны его проявления, так сложно и доступно оно одновременно. Но очевидно одно: без искусства не существует никакое общество, а жизнь человека без искусства - бедна и неинтересна.

Роль и место искусства в жизни общества не остаются неизмен­ными.

Одни эпохи живут искусством, например, Античность, Ренес­санс. В другие - жизнь общества определяет религия - Средневе­ковье. В нашей стране, в силу своеобразия ее исторического развития, искусство всегда играло огромную роль и было вырази­телем идей и взглядов, отличающихся от официально признанных и навязываемых. Через искусство люди осмысливали свое бытие, в нем искали и находили ответы на самые насущные вопросы жизни. С ним спорили, его героям подражали, им жили.

Однако в последние годы, когда появилась возможность открыто выражать свои взгляды, а политический диктат отошел в историю, общественное звучание искусства уменьшилось. Искусство переста­ло быть единственной трибуной для выражения общественного мнения. Не было оно ею и в странах с развитой демократией. Учитывая это, некоторые теоретики и общественные деятели стали утверждать, что искусство сыграло свою историческую роль и что за ним остается только гнедонистическая функция и узко понима­емая эстетическая: давать людям отдых, развлечение и любование красивым. Поток развлекательной литературы и телевизионных сериалов о «красивой жизни» как бы подтверждают это. Но если бы природа искусства сводилась только к этим его функциям, вряд ли бы человечество смогло достичь тех духовных, нравственных, эстетических высот, обрести тонкость чувств, душевность и отзыв­чивость, которые присущи подлинной человечности.

«О, жалок был бы круг наших представлений, если бы мы были представлены только своим пяти чувствам и мозг наш перерабатывал пищу, добытую ими. Часто один мощный художественный образ влагает в наши души более, чем добыто многими годами жизни. Мы сознаем, что лучшая и драгоценнейшая часть нашего «Я» принадлежит не нам, а тому духовному молоку, к которому при­ближает нас мощная рука творчества»,- отметил русский писатель В.М. Гаршин (20).

Иногда, и не редко, прочитанное или увиденное художественное произведение оказывает огромное влияние на поведение человека и даже определяет всю его жизнь.

«Многое определил во мне Евгений Онегин. Если я потом всю жизнь по сей последний день всегда первая писала, первая протя­гивала руку - и руки, не страшась суда,- то только потому, что на заре моих дней, лежащая Татьяна в книге, при свечке, с растрепан­ной и переброшенной через грудь косой, это на моих глазах сделала.

И если я потом, когда уходили (всегда - уходили), не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей.

Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества»,- скажет Марина Цветаева (21; 43).

«Посредством искусства (пения и слова) мы выражаем свои чувства любви, горести и радости, под звуки музыки мы смелее идем к победе, под те же звуки оплакиваем падших героев. Искусство украшает храмы, оно учит нас лучше молиться, сильнее любить Бога и чувствовать чувства других. Искусство... это - выразитель и тол­кователь человеческой души, посредник между Богом и человеком. Искусство говорит яснее, конкретнее, красивее то, что каждый хотел бы сказать, да не может. Искусство подобно путеводной звезде, освещающей путь тем, что стремится вперед к свету. Хочет быть лучше, совершеннее»,- утверждал русский скульптор XIX в. Марк Антокольский (22; IV; 227).

«Искусство указывает человеку, для чего он живет. Оно раскры­вает ему смысл бытия, освещает жизненные цели, помогает ему уяснить свое призвание»,- определяет назначение искусства фран­цузский скульптор Огюст Роден (23; III; 385-386).

Но это высокое свое назначение, ради которого и было челове­ком создано, сохранено и развито искусство, оно выполняет только тогда, когда не превращается в простое развлечение.

И так как по логике своего исторического развития человечество не может продлить свое существование без взаимопонимания (а потребность в этом все возрастает), без общения людей, без стрем­ления осмыслить жизнь, понять других и прежде всего - самого себя, без радости сотворчества и творчества, без восхищения и восторга красотой, то потребность в искусстве, а следовательно, и само искусство будет существовать, пока есть люди на Земле. И общение с ним делает каждого человека душевно тоньше, духовно богаче. Надо только понять природу искусства и его высокое назначение, научиться любить искусство и уважать его творцов.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-1.jpg" alt="> Искусство в жизни современного человека ">

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-2.jpg" alt="> Что такое искусство? У этого слова несколько значений. Искусством называют умение, мастерство,"> Что такое искусство? У этого слова несколько значений. Искусством называют умение, мастерство, знание дела. Самое дело, требующие такого умения, тоже называют. Искусством можно назвать художественную деятельность и то, что является ее результатом - произведение. Искусство – часть духовной культуры человечества, специфический род духовно - практического освоения мира.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-3.jpg" alt="> Искусство включает в себя: n Литература n Музыка n "> Искусство включает в себя: n Литература n Музыка n Архитектура n Театр n Киноискусство n Хореография n Цирк n Изобразительное искусство и др.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-4.jpg" alt="> Изобразительное искусство n скульптура n фотоискусство n дизайн n живопись n графика"> Изобразительное искусство n скульптура n фотоискусство n дизайн n живопись n графика n декоративно-прикладное искусство

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-5.jpg" alt=">Классификация: n пространственные или пластические виды искусств (изобразительное искусство, декоративно- прикладное искусство, архитектура,"> Классификация: n пространственные или пластические виды искусств (изобразительное искусство, декоративно- прикладное искусство, архитектура, фотография) n временные или динамические виды искусств (музыка, литература) n пространственно-временные (синтетические или зрелищные) виды (хореография, литература, театральное искусство, киноискусство)

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-6.jpg" alt="> Скульптура (лат. sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю) - ваяние, пластика - вид"> Скульптура (лат. sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю) - ваяние, пластика - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон, и рельеф (изображение располагается на плоскости).

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-7.jpg" alt=">Рельеф на стене буддийского храма Венера Милосская">

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-10.jpg" alt=">Декоративно-прикладное искусство n Декоративно-прикладное искусство (от лат."> Декоративно-прикладное искусство n Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro - украшаю) - раздел декоративного искусства создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение. n Произведения декоративно- прикладного искусства рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-11.jpg" alt=">Виды ">

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-15.jpg" alt="> Происхождение искусства Искусство возникает в первобытном обществе. С помощью него люди"> Происхождение искусства Искусство возникает в первобытном обществе. С помощью него люди стремились решать какие-то практические задачи своей жизни. Несомненно, важную роль в происхождении искусства сыграл труд.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-16.jpg" alt="> Согласно археологическим данным, зарождение первобытного искусства происходит 45 -40 тыс. лет назад,"> Согласно археологическим данным, зарождение первобытного искусства происходит 45 -40 тыс. лет назад, когда формируется вид Homo Sapiens.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-17.jpg" alt="> Функции искусства n Немотивированные функции искусства 1) человеческий инстинкт гармонии,"> Функции искусства n Немотивированные функции искусства 1) человеческий инстинкт гармонии, 2) способ ощутить свою связь с внешним миром, 3) способ применить воображение, 4) обращение к неограниченному кругу лиц, 5) ритуальные и символические функции.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-18.jpg" alt=">n Мотивированные функции искусства 1)Средство коммуникации, 2)Искусство как развлечение, 3)Искусство ради"> n Мотивированные функции искусства 1)Средство коммуникации, 2)Искусство как развлечение, 3)Искусство ради политических перемен, 4)Искусство для психотерапии, 5)Искусство для социального протеста, 6)Искусство для пропаганды или коммерциализации.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-19.jpg" alt=">Сферы жизни человека n Социальное положение ">

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-20.jpg" alt="> Элитарное и массовое искусство Элитарное искусство (от французского elite -"> Элитарное и массовое искусство Элитарное искусство (от французского elite - лучшее, отборное), искусство, ориентированное, по мысли его создателей, на небольшую группу людей, обладающих особой художественной восприимчивостью, в силу которой они должны оцениваться как лучшая часть общества, его элита. Элитарные тенденции получили распространение в XX веке в русле авангардстски- модернистского искусства.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-21.jpg" alt="> Массовое искусство рассчитано на самый широкий круг зрителей, общедоступное, простое"> Массовое искусство рассчитано на самый широкий круг зрителей, общедоступное, простое по форме, не требующее специальной подготовки для понимания. К массовому искусству относят произведения, распространяемые через средства массовой коммуникации (кино, телевидение), печатную графику, популярную музыку, продукты художественной индустрии, рассчитанные на усредненный вкус широкого потребителя, упрощенные и необладающие высокой художественной ценностью.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-22.jpg" alt="> Политическая сфера (отношения людей, связанные с властью) Власть - "> Политическая сфера (отношения людей, связанные с властью) Власть - это способность и возможност оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких - либо средств.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-23.jpg" alt="> Искусство как способ идеологического воздействия Часто искусство понималось как явление подчиненное,"> Искусство как способ идеологического воздействия Часто искусство понималось как явление подчиненное, служебное: по отношению к политике государства.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-24.jpg" alt="> Официальная политическая идеология (30 -50 -е гг. в СССР) ">

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-25.jpg" alt="> Духовная сфера (область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии,"> Духовная сфера (область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т. д.) n Искусство и наука n Искусство и техника n Искусство и религия n Искусство и образование

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-26.jpg" alt="> Искусство и наука Наука, изучающая искусство в целом и связанные с ним"> Искусство и наука Наука, изучающая искусство в целом и связанные с ним явления - искусствоведение. Отрасль философии, занимающаяся изучением искусства - эстетика. Отличия искусства от науки: n наука и техника оказывает большее влияние на вещи, а искусство - на психологию; n наука добивается объективности, авторы же творений искусства вкладывают в них себя, свои чувства; n научный метод строго рационален, в искусстве же всегда есть место интуитивности и непоследовательности; n каждое произведение искусства является единым и законченным, каждый научный труд - лишь звено в цепи предшественников и последователей;

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-27.jpg" alt=">Искусство и техника фотография, эстрада ">

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-28.jpg" alt=">кино, телевидение ">

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-29.jpg" alt="> Связь с религией Религия (от лат. religio – благочестие,"> Связь с религией Религия (от лат. religio – благочестие,) – это мировоззрение и мироощущение и также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов, в существование священного, то есть той или иной разновидности сверхъестественного.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-31.jpg" alt=">Экономическая сфера (совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ)">

Искусство - одна из главных форм духовной культуры человечества, которая возникла еще в глубокой древности. Так, уже в эпоху верхнего палеолита, 40 тысяч лет назад, существовало «пещерное искусство» - замечательные наскальные гравюры и росписи, в которых наши далекие предки изображали животных и сцены охоты.

Позднее возникли скульптура, музыка, архитектура, театр, художественная литература. Это классические виды искусства, которым тысячи лет. Развитие форм и видов искусства продолжается и в наше время. В современном мире благодаря развитию техники появились некоторые новые виды искусства, например, искусство кино, художественная фотография, сейчас появляется искусство компьютерной графики.

Всё это говорит о том, что жизнь человека невозможна без искусства, что оно отвечает какой-то его глубочайшей потребности. Чтобы объяснить её характер, нужно вспомнить, что человек есть деятельное существо. Посредством своей деятельности люди осваивают окружающий мир и преобразуют его.

СУЩЕСТВУЮТ ТРИ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОСВОЕНИЯ МИРА ЧЕЛОВЕКОМ:

практически-деятельная - она регулируется такими общими потребностями и целями, как польза и благо;

познавательная - её целью является истина;

художественная - её ценностью служит красота.

Поэтому можно определить искусство как способ освоения и преобразования мира по законам красоты.

Специфика искусства состоит в отображении действительности посредством художественных образов, то есть в конкретной чувственной форме, а не с помощью понятий и теорий как в научном познании. Это очевидно в живописи или скульптуре. Но даже литература, хотя в ней образная сторона не бросается в глаза, существенно отличается от познания. Например, историки или социологи, изучая дворянское общество в России XIX, описывают и объясняют его с помощью таких понятий, как «сословие», «крепостной строй», «самодержавие» и т. п. В отличие от этого, Пушкин и Гоголь гениально изобразили суть этого общества в образах Онегина и Татьяны, Чичикова и череды помещиков из «Мертвых душ». Это два разных, но дополняющих друг друга способа познания и отображения реальности. Первый нацелен на обнаружение общего, закономерного в изучаемой реальности, второй - на выражение реальности через индивидуальные образы, через сознание и переживания отдельных героев.



Роль искусства в жизни человека и общества определяется тем, что оно обращено к сознанию человека в его целостности. Художественное творчество и восприятие произведений искусства даёт человеку более глубокое понимание и знание жизни. Но одновременно искусство воздействует на его чувства, переживания, развивает его эмоциональную сферу. Выше уже отмечалась большая роль искусства в формировании моральных представлений человека. И, конечно же, восприятие произведений искусства доставляет людям эстетическое наслаждение, переживание прекрасного, а также делает их сопричастными творче­ству художника.

Во всех этих отношениях искусство обладает большой силой, недаром Достоевский сказал: «Красота спасёт мир».

Представления о роли искусства менялись в истории. Важная роль искусства осознавалась уже в античном обществе. Например, Платон и Аристотель считали, что искусство должно очищать душу от низменных страстей и возвышать её. Особую роль в этом они отводили музыке и трагедии.

В средние века основная роль искусства виделась в подчинении задачам богослужения. Искусство играло, например, очень значительную роль в оформлении храмов и в религиозных обрядах православия.

В эпоху Воз­рождения искусство, особенно живопись, заняло центральное место в духовной культуре. Леонардо да Винчи рассматривал искусство как «зеркало» мира и даже ставил живопись выше науки. Многие мыслители этой эпохи видели в искусстве самую свободную и творческую деятельность человека.

В эпоху Просвещения подчеркивалась прежде всего нрав­ственно-воспитательная функция искусства.

В ХХ в. многие мыслители начали говорить о кризисе искусства, о том, что современное искусство утрачивает свои функции в обществе. Например, немецкий философ культуры начала ХХ в. О. Шпенглер считал, что современная западная культура вступает в период заката. Высокое классическое искусство уступает место техническим искусствам, массовым зрелищам, спорту. Современное искусство утрачивает гармонию и образность, возникает абстрактная живопись, в которой исчезает целостный образ человека.

Социальная структура (от лат. structure - строение, распо­ложение, порядок) общества - строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих соци­альных групп, а также отношения между ними.

В основе социальной структуры лежит общественное разделение труда, наличие специфических потребностей и интересов, ценностей, норм и ролей, образа жизни и других различных социальных групп.

Роль социальной структуры:

1) организует общество в единое целое;

2) способствует сохранению целостности и стабильности общества.

Социальные отношения - это определённые устойчи­вые связи между людьми как представителями социаль­ных групп.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чалтырская средняя общеобразовательная школа №3»

Секция искусство.

Исследовательская работа.

Тема: « Роль искусства в жизни человека»

Чалтырь

2015 г.

Содержание

    Введение_____________________________________________3 – 4

    Культурные ценности человечества____________________ 5 -16

2.1.Исскуство вокруг нас ______________________________________5 - 7

2.2.Человек в зеркале искусства________________________________8 - 10

2.3. Что есть красота?_________________________________________11 - 14

2.4. Прекрасное пробуждает доброе ____________________________ 15-16

    Практическая часть _________________________________ 17-18

    Заключение__________________________________________ 19-20

    Список используемой литературы ______________________ 21

    Приложение __________________________________________ 22

2

    Введение.

Актуальность исследования . Во все времена человек стремился запечатлеть свое отношение к жизни в разных видах искусства. Все жизненные впечатления преломляются через внутренний мир художника и обращены к опыту каждого зрителя, читателя, слушателя.

Чувства, воплощенные в искусстве, не тождественны жизненным. Они всегда зависят от художественного идеала, системы ценностных представлений. Художественные эмоции не слепок сиюминутных переживаний, а результат обдумывания, жизненного опыта.

Воспринимая произведение искусства, человек может испытывать восторг, радость, восхищение, потрясение, гнев, скорбь, боль. Но чудо искусства - в катарсисе – преодолении обыкновенного чувства, просветлении, очищении, возвышении души человека. И страх, и боль, и волнение, когда они вызываются искусством, заключают в себе нечто сверх того, что в них содержится. Психолог Л. Выготский писал: «Искусство побуждает искать и находить главное, думать, снова и снова переживать за судьбы героев, соотнося их с собственной жизнью».

Проблемы исследования:

Как искусство выражает чувства человека и окружающий мир?

Что есть красота?

Какую роль играет искусство в жизни человека?

Объект исследования : воздействие различных видов искусства на жизнь человека.

Предмет исследования: средства, способствующие формированию ценностей человека.

Значимость различных видов искусства в жизни человека, формирование духовных и культурных ценностей личности человека и является главной целью нашей исследовательской работы.

В соответствии с целью определены задачи исследования:

Раскрыть сущность искусства;

Рассмотреть соотношение человека и искусства в обществе;

Уточнить представления о понимании красоты в разные эпохи.

Ожидаемый результат: После изучения данной темы предполагается более

высокий уровень развития эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства; понимания места и роли искусства в жизни людей.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался

комплекс методов исследования: теоретические методы исследования (теоретический анализ культурологической, педагогической и

методической литературы); эмпирические методы (наблюдение, анкетирование); методы математической статистической обработки.

База исследования: 8 «а» и 8 «б» классы МБОУ СОШ №3с. Чалтырь.

2.1. Искусство вокруг нас.

«Искусство дает крылья и уносит далеко - далеко!» -
сказал писатель А.П.Чехов.

Как хорошо было бы, если бы кто-то создал прибор, который показывал бы степень влияния искусства на человека, общество в целом, и даже на природу. Как живопись, музыка, литература, театр, кинематограф влияют на здоровье человека, на качество его жизни? Можно ли измерять и прогнозировать такое влияние? Конечно, культура в целом, как совокупность науки, искусства и образования способна при выборе правильного направления и приоритетов жизни благотворно влиять как на отдельного человека, так и на общество в целом.

Искусство - это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям, а всему человечеству, живущему на планете Земля.

Бессмертны прекрасные творения древнегреческих скульпторов и архитекторов, флорентийских мозаичных мастеров, Рафаэля и Микеланджело… Данте, Петрарки, Моцарта, Баха, Чайковского. Дух захватывает, когда стараешься разумом охватить все, сотворенное гениями, сохраненное и продолженное их потомками и последователями.

В первобытном обществе первобытное творчество зарождается с видом как способ человеческой деятельности для решения практических задач. Возникнув в эпоху среднего палеолита, первобытное искусство, достигло расцвета около 40 тыс. лет назад, и было социальным продуктом общества, воплощавшим новую ступень освоения действительности. Древнейшие произведения искусства, такие как ожерелье из раковин, найденное в Южной Африке, датируются 75 тысячелетием до н. э. и более. В каменном веке искусство было представлено первобытными обрядами, музыкой, танцами, всевозможными украшениями тела, геоглифами - изображениями на земле, дендрографами - изображениями на коре деревьев, изображениями на шкурах животных, пещерной живописью, наскальными рисунками, петроглифами и скульптурой. 5

Появление искусства связывают с игами, ритуалами, и обрядами, в том числе обусловленными мифологически – магическими представлениями.

Сейчас слово «искусство» часто употребляется в своем первоначальном, очень широком значении. Это всякое мастерство в осуществлении каких угодно задач, требующем какого-то совершенства своих результатов. В более же узком значении слова, это- творчество « по законам красоты». Произведения художественного творчества, как и произведения прикладного искусства,

создаются по «законам красоты». Произведение искусства, как и всех других видов общественного сознания, всегда бывает единством познаваемого в нем объекта и познающего этот объект субъекта.

В первобытном, доклассовом обществе искусство как особенная разновидность общественного сознания еще не существовало самостоятельно. Оно находилось тогда в единстве с мифологией, магией, религией, с легендами о прошлой жизни, с примитивными географическими представлениями, с нравственными требованиями.

А затем искусство выделилось среди них в особенную специфическую его разновидность. Оно стало одной из форм развития общественного сознания различных народов. Так его и следует рассматривать.

Таким образом, искусство - это разновидность сознания общества, это - художественное содержание, а не научное. Л. Толстой, например, определил искусство как средство обмена чувствами, противопоставив ему науку как средство обмена мыслями.

Искусство часто сравнивают с отображающим зеркалом, отражающем действительность через мысли и чувства творца. Через него в этом зеркале отражаются те явления жизни, которые привлекли внимание художника, взволновали его.

Здесь с полным правом можно усматривать одну из важнейших специфических черт искусства как вида человеческой деятельности.

Любой продукт труда - будь то орудие, инструмент, машина или средство

поддержания жизни - создается для какой-нибудь специальной надобности. Даже такие продукты духовного производства, как научные исследования, вполне могут оставаться доступными и важными для узкой группы специалистов, ничего при этом, не утрачивая в своем общественном значении.

А вот произведение искусства может быть признано за таковое только при условии всеобщности, «общеинтересности» своего содержания. Художник призван выразить нечто такое, что в равной мере важно и для шофера, и для ученого, что применимо к их жизнедеятельности не только в меру особенности их профессии, но и в меру причастности к общенародной жизни, способности быть человеком, быть личностью.

2.2.Человек в зеркале искусства.

Все виды искусств служат величайшему

из искусств - искусству жить на земле.
Бертольт Брехт

Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик, но и понять его сущность, характер, настроение.

Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество. Где и когда бы ни жил человек даже на заре своего развития, он пытался осмыслить окружающий его мир, а значит, стремился понять и образно, доходчиво передать полученные знания следующим поколениям. Так появились настенные рисунки в пещерах - древних становищах человека. И это рождено не только желанием защитить своих потомков от пройденных уже предками ошибок, а передача красоты и гармонии мира, восхищение перед совершенными творениями природы.

Человечество не топталось на месте, оно поступательно двигалось вперед и выше, так же развивалось и искусство, сопровождающее человека на всех этапах этого долгого и мучительного пути. Если обратиться к эпохе Возрождения, восхищаешься теми высотами, которых достигли художники и поэты, музыканты и архитекторы. Бессмертные творения Рафаэля и Леонардо да Винчи до сих пор завораживают своим совершенством и глубоким осознанием роли человека в мире, где ему суждено пройти свой недолгий, но прекрасный, порой трагический путь.

Искусство - это одна из важнейших ступеней в эволюции человека. Искусство помогает человеку смотреть на мир с разных точек зрения. С каждой эпохой, с каждым столетием оно все более и более совершенствуется человеком. Во все времена искусство помогало человеку развивать свои способности, улучшать абстрактное мышление. На протяжении столетий человек старался все сильней изменять искусство, улучшать его, углублять свои познания. Искусство - это великая тайна мира, в которой скрыты секреты истории нашей жизни. Искусство - это наша история. Порой в нем можно найти ответы на те вопросы, на которые не могут ответить даже самые древние манускрипты.
Сегодня человек уже не может вообразить себе жизнь без прочитанного

романа, без нового кинофильма, без премьеры в театре, без модного шлягера и любимой музыкальной группы, без художественных выставок… В искусстве человек находит и новые знания, и ответы на жизненно важные вопросы, и успокоение от повседневной суеты, и наслаждение. Настоящее произведение искусства всегда созвучно с мыслями читателей, зрителей, слушателей. Роман может рассказывать о далекой исторической эпохе, о людях, совсем, кажется, другого способа и стиля жизни, но чувства, которыми проникались люди во все

времена, понятны нынешнему читателю, созвучны ему, если роман написан

настоящим мастером. Пусть Ромео и Джульетта жили в Вероне в далекие времена. Не время и не место действия определяет мое восприятие великой любви и верной дружбы, описанных гениальным Шекспиром.

Не только древние творения привлекают наше внимание. Мы постоянно сталкиваемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Посещая музеи и выставочные залы, мы хотим приобщиться к тому прекрасному миру, который доступен вначале только гениям, а потом остальным, учимся понимать, видеть, впитывать в себя красоту, ставшую уже частью и нашей обычной жизни.

Картины, музыка, театр, книги, фильмы дают человеку ни с чем несравнимую радость и удовлетворение, заставляют его сочувствовать. Исключите это все из жизни цивилизованного человека, и он превратится если не в животное, то в робота или зомби. Богатства искусства неисчерпаемы. Во всех музеях мира побывать невозможно, все симфонии, сонаты, оперы не прослушать, все шедевры архитектуры не пересмотреть, все романы, поэмы, стихи не перечитать. Да и ни к чему. Из всего многообразия человек выбирает для души то, что ему наиболее близко, что дает почву его уму и чувствам.

Искусство делает мир людей более прекрасным, живым и ярким. Например, живопись: сколько до нашего времени дошло старинных картин, по которым можно определить, как жили люди два, три, четыре и более веков назад. Сейчас много картин, написанных нашими современниками, и что бы это ни было: абстракция, реализм, натюрморт или пейзаж, - живопись - это прекрасное искусство, при помощи которого человек научился видеть мир ярким и

красочным.

Архитектура - еще один из важнейших видов искусства. По всему миру рассеяно огромное количество прекраснейших памятников, и они не просто называются «памятниками» - они содержат в себе величайшие тайны истории и память о них. Иногда эти тайны не могут разгадать ученые всего мира.
Конечно, чтобы воспринимать красоту оперного искусства, например, необходимо знать его особенности, понимать язык музыки и вокала, с помощью которых композитор и певцы передают все оттенки жизни и чувств и воздействуют на мысли и эмоции слушателей. Восприятие поэзии и изобразительного искусства также требует определенной подготовки и соответствующего понимания. Даже интересный рассказ не будет захватывать читателя, если у него не выработана техника выразительного чтения, если всю свою энергию он будет затрачивать на составление слов из произносимых звуков и не будет испытывать их художественно-эстетического влияния.

Действие средств искусства на человека может быть вызвано долговременным или перспективным. Искусство действует не на одну какую-либо человеческую способность и силу, будь то эмоция или интеллект, а на человека в целом. Оно формирует, подчас безотчетно, саму систему человеческих установок.

2.3. Что есть красота?

что есть красота,
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде
Н. Заболоцкий

Каждый из нас хоть раз в жизни испытал восхищение от красоты зимнего леса, цветущего сада, восхода солнца над морем чарующих слух народных напевов, нестареющих мелодий классических сочинений, зажигательных ритмов современной музыки. Почему мы понимаем, что все это красиво? Ответить на этот вопрос илегко и сложно. Можно не задумываясь сказать: «Я вижу, что это красиво», или «Я чувствую, что все это красиво». Но вот что же такое красота точно не ответит никто. Ведь понимание красоты распространяется и на предметы,явления, и на внешний вид человека, и на его внутреннюю, нравственную сущность. Когда мы говорим «красивый человек», что мы имеем в виду? Правильные черты лица, стройную фигуру? Или его душевную красоту, доброту, благородство? А может быть, и то и другое вместе?

Человеческая культура основана на единстве истины, добра и красоты. Принято считать, что истина - удел науки, добро - религии, красота принадлежит искусству. Однако в искусстве их неразрывная связь выступает особенно отчетливо.

В художественных произведениях люди издавна воплощали свое представление об идеальной красоте. Через века дошли до нас прекрасные женские образы: Нефертити, жены египетского фараона, и Афродиты, греческой богини любви, исполненное скорби, одухотворенное лицо Богоматери и таинственно улыбающейся Джоконды. Все они разные. Но каждый из них представляет собой образ-символ красоты на все времена.
Искусство каждой эпохи стремится создать образ прекрасного человека, вобравшего в себя лучшие черты своего времени. 11

Соответственно смене идеалов,взглядов, вкусов людей менялись и стили в искусстве.

Нефертити. Легенды рассказывают, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная»; её лицо украшало храмы по всей стране. Нефертити играла исключительно важную роль в религиозной жизни

Египта того времени, сопровождая супруга во время жертвоприношений,

священнодействий и религиозных празднеств. Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь.

Клеопатра. Подлинный облик Клеопатры нелегко разглядеть из-за окружающего её романтического флёра и многочисленных кинокартин; но несомненно, что она имела достаточно мужественный и твёрдый характер, чтобы беспокоить римлян. Нет никаких достоверных изображений, которые точно, без идеализации, передали бы её физический облик. Но некоторые историки отмечают в ней отсутствие женственной красоты. Профили на монетах показывают женщину с волнистыми волосами, крупными глазами, выступающим подбородком и носом с горбинкой. С другой стороны известно, что Клеопатра отличалась мощным обаянием, привлекательностью, отлично пользовалась этим для обольщения и вдобавок обладала чарующим голосом и блестящим, острым умом.

Идеал красоты эпохи Возрождения. В эпоху Возрождения канонами красоты стали бледный цвет лица, красивый рот, белые зубы, алые губы и длинные шелковистые пряди белокурых волос. В ранг эталона возвели стройную «лебединую шею» и высокий чистый лоб. Чтобы следовать этой моде, для удлинения овала лица женщины выбривали спереди волосы и выщипывали брови, а для того чтобы шея казалась более длинной, брили затылки. Идеалом становится спокойная, «здоровая» красота, которую можно видеть на полотнах Тициана или Рембрандта, где изображены молодые прелестницы с кудрявыми волосами и очаровательным румянцем на лице. Леонардо да Винчи изобразил эталон красавицы средневековья – «Джоконду». Главная загадка портрета - в необъяснимом выражении лица, в непонятной «ускользающей» улыбке. Одни считают ее возвышенным идеалом женственности и обаяния, другим она кажется неприятной. 12

В Средние Века земная красота считалась греховной. Фигуру прятали под слоем тяжелых тканей, а волосы - под чепчиком. Теперь Идеалом средневековой женщины был пресвятая дева Мария – удлиненный овал лица, огромные глаза и маленький рот.

Красота спасет мир

Величайший психолог, тонкий знаток человеческой души Достоевский был прав. Красота спасет мир. В нашей жизни ведь далеко не все совершенно. Это несовершенство приводит к войнам и семейным раздорам, самоубийствам и экологическим бедствиям.

Красота спасет мир… Но какая? Нет, конечно, не обладательниц прекрасных лиц с ярких обложек журналов имел в виду Достоевский. Гармонию человеческих отношений, человеческой души подразумевал он.

Красоту настоящей любви, воспетой еще Шекспиром, Помните: «…моя любовь, как море, безгранична. Чем больше я даю, тем больше остается».

Красоту человека, жертвующего во имя спасения и счастья людей жизнью. Булгаковский Иешуа и Айтматовский Авдий - прекрасны, потому что они не щадят ни сил, ни энергии, идут на смерть во имя Бога-Завтра - будущего обновления человечества.

И если говорить о красоте, то как не вспомнить стремительные порывы чеховской Чайки и горьковского Сокола! Не правда ли, нет ничего более привлекательного, более изящного и более беззащитного в одно и то же время?

Необыкновенные личности, герои, смельчаки - всегда прекрасны. Самые лучшие легенды - о них.

А кто, хоть раз в жизни, не замирал в благоговейном восторге перед Мадонной Рафаэля? Красота материнства, готовность пойти на любые муки ради своего ребенка не оставят, а думаю, равнодушными сердца.

«Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними», – как сказал один из древних мудрецов. Время идет, и вместе с ним меняются вкусы: сегодня нравится одно, завтра – другое. Очень трудно найти эталон, который был бы актуален во все времена. Как нет абсолютной истины, так нет и абсолютной красоты. Мы можем только удивляться, глядя на портреты красавиц былых времен, и пожимать плечами: и что в них «такого»? Но если нет эталона красоты внешней, то есть те качества, которые ценились во все времена у всех народов: доброта, милосердие, любовь... Это контекстуальные синонимы к слову «красота».

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда и душа, и мысли». Эти, ставшие хрестоматийными, строки Чехова относятся не только к людям его времени. Они обращены и к нам. Мы должны быть прекрасны, и не только тогда, когда хотим, чтобы нас такими считали. Всегда. Тогда, может, перестанет, наконец, человечество бояться войн, голода, экологических катастроф. Потому что это - уродливые явления, потому что все во Вселенной взаимосвязано, и, значит, человеческая красота рождает гармонию Вселенной. И тогда, безусловно, красота спасет мир.

2.4. Прекрасное пробуждает доброе.

Нет на земле живого существа,
Столь жесткого, крутого, адски злого,
Чтоб не могла, хотя б на час один,
В нем музыка свершить переворота.
У.Шекспир

Художники всегда размышляли о предназначении искусства, своего дара. «И чувства добрые я лирой пробуждал…» - писал А.Пушкин. «Надежная опора вдохновенью была дана мне с детства в красоте» -считал Микеланджело. «Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои - наши мысли заставляет поэт петь внутри нас.

Он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы тоже становимся поэтами, как он» - говорил А. Франс.

Искусство обладает огромной действенной силой, незаметной на первый взгляд. Читая , смотря кинофильм или спектакль, посещая художественный

музей или выставку, слушая классическую музыку или современные песни, человек как будто только отдыхает, проводит досуг. На самом деле во время общения с искусством, погружаясь в художественное произведение и сочувствуя героям, персонажам, он словно примеряет на себя другие характеры, разнообразные ситуации, получает новый опыт: сопереживает положительным персонажам, негодует, когда видит несправедливость по отношению к слабым и беззащитным. Художественные образы служат эстетическими , которые проявляются в отношении к жизни, в характеристиках положительных и отрицательных персонажей и воплощаются в самых разных формах: в героической поэме и сатире, в трагедии и комедии. Искусство воздействует на ум, сердце, душу человека, восстанавливает психическое и эмоциональное равновесие, помогая снять внутреннее напряжение и волнение, порожденное реальной жизнью, 15

гармонизирует внутренний мир воспринимающего его читателя, слушателя, зрителя. Настоящее искусство спокойно, ненавязчиво, оно «не терпит суеты», « искусством - это «тихая работа» (Ф. Шиллер).

Массовая культура, напротив, оглушительна, назойлива, суматошна, развлекательна, легка для восприятия. Она так прочно вошла в сознание

многих людей, что места для высоких духовных ценностей уже почти

не осталось. И искусство, и массовая воздействуют на взгляды, вкусы и мировосприятие человека исподволь, часто не осознанно для него.
Искусство многолико, вечно, но, к сожалению, оно не может влиять на людей без их воли, умственного напряжения, определенной работы мысли. Человек должен захотеть научиться видеть и понимать прекрасное, тогда искусство будет благотворно влиять на него, общество в целом. Это, наверное, будет в будущем. А пока талантливые творцы не должны забывать, что их произведения способны влиять на миллионы, и это может быть благотворным или пагубным.

    Практическая часть.

Изучив и проанализировав теоретический материал исследовательской работы, мы решили провести опрос среди учащихся 8-х классов, для того, чтобы узнать, какие функции выполняет искусство, какова роль искусства в жизни человека, соотношение человека и искусства в обществе, чтобы в дальнейшем рассуждать об этом с точки зрения знающего человека.

Проанализировав и обработав полученные данные, мы сделали следующие выводы и предложили свои пути решения данного вопроса. Ребятам предлагалась анкета открытого текста. Получив ответы на данную анкету, мы узнали об отношении ребят к разным видам искусства.

На вопрос «Как вы считаете, какую роль играет искусство в современной жизни человека?» ответом «большую» воспользовалось 67% ребят, «никакую» - 10%, «помогает жить» - 23%.

«Чему учит нас искусство и учит ли оно вообще?»

Красоте - 70 %

Пониманию жизни - 5%

Правильным поступкам - 2%

Расширяет кругозор - 23 %

Ничему не учит - 0 %

Предпочтения в направлениях искусства разделились следующим образом:

Таким видам, как кино и музыка увлекаются 90 % ребят, живописью, архитектурой и скульптурой – 10%. Интересным мне показался тот факт, что юноши предпочитают, или по крайней мере так ответили наши ребята, делать уроки под музыку, считая, что она помогает при выполнении домашних работ.

Все наши опрошенные увлечены каким либо видом искусства и она играет положительную роль в их жизни.

Анкетирование показало, что работа поможет людям понять значимость искусства и привлечет, думаю, многих, если не к занятиям искусством, то хотя бы вызовет интерес к проблеме.

Моя работа имеет и практическую значимость, потому что материалы могут быть использованы для подготовки к сочинению по литературе, для устных выступлений на уроках по истории, литературе, искусству, а в дальнейшем для подготовки к экзаменам.

В философских и педагогических трактатах прошлых веков говорилось о смягчении и облагораживании нравов под воздействием различных видов искусств, и мне очень приятно, что к таким выводам пришли и наши ребята. Истинное искусство должно быть прекрасно, иметь доброе, гуманное начало с вековыми традициями.

4. Заключение.

Искусство играет важнейшую роль в нашей жизни, помогает духовно и нравственно расти будущим поколениям. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие человечества, культурно обогащая его. Не будь искусства, мы вряд ли бы смогли посмотреть на мир с разных точек зрения, по-другому, заглянуть за рамки обыденного, чувствовать немного острее. Искусство, как и человек, имеет много маленьких прожилок, кровеносных сосудов, органов.

Страсти, стремления, мечты, образы, опасения - все то, чем живет каждый человек - приобретают в творчестве особую окраску и силу.

Всем быть творцами невозможно, но стараться проникнуть в суть творения гения, приблизиться к пониманию прекрасного - в наших силах. И чем чаще мы становимся созерцателями картин, архитектурных шедевров, слушателями прекрасной музыки, тем лучше для нас и окружающих.

Искусство помогает нам осваивать науки и постепенно углублять свои знания. И как уже упоминалось выше, оно является важнейшей частью человеческого развития:

Формирует у человека способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве,

Формирует навыки использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;

Развивает глубокое понимания красоты природы, окружающего мира, способности беречь эту красоту;

Вооружает людей знаниями, а также прививает умения и навыки в области доступных видов искусств - музыки, живописи, театра, художественного слова, архитектуры;

Развивает творческие способности, умения и навыки чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, дома, в быту;

Развивает понимание красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.

Итак, искусство влияет на нашу жизнь со всех сторон, делает ее

разнообразной и яркой, живой и интересной, насыщенной, помогая человеку все лучше и лучше понимать свое предназначение в этом мире. Наш земной мир соткан из совершенства и несовершенства. И только от самого человека зависит, каким он сделает свое будущее, что читать будет он, что слушать, как говорить.

«Лучшим средством для воспитания чувств вообще, для пробуждения чувств красоты, для развития творческого воображения, является само искусство», – указывал ученый-психолог Н.Е. Румянцева.

5. Список используемой литературы.

1. Сергеева Г.П.Искусство. – М., «Просвещение», 2012г.

2. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика.- М.: Искусство, 1984.

3. Солнцев Н.В. Наследие и время. М., 1996.

    Анкета.

    Как вы считаете, какую роль играет искусство в современной жизни человека?

Большую, Никакую, Помогает жить

    Чему учит нас искусство и учит ли оно вообще?

Красоте, Пониманию жизни, Правильным поступкам, Расширяет

кругозор,

Ничему не учит

    Какие виды искусства вы знаете?

Театр, Кино, Музыка, Живопись, Архитектура, Скульптура

    Каким видом искусства занимаетесь или увлечены?

Увлечены – Не увлечены

    Были ли случаи, когда искусство сыграло какую-то роль в вашей жизни?

Да (описать)

Нет