Что продавал самый маленький советский игровой автомат. История советских игровых автоматов

На Конюшенной площади несколько лет работает Музей советских игровых автоматов. По выходным туда выстраиваются очереди. Неудивительно, подросшие советские дети хотят снова почувствовать себя детьми. Впрочем, к старым добрым играм тянутся и современные школьники. Оказывается, старый аналоговой аттракцион может быть увлекательнее планшета и приставки.

В России таких музея три. Первый появился в Москве в 2007 году. Петербургскому филиалу три года. В нем выставили больше 60 машин, а всего в их коллекции порядка 250 штук. Началось же все с простого желания иметь дома «Морской бой». Три энтузиаста нашли его в старом парке культуры, отремонтировали – и понеслось.

Автоматы находят по всей территории бывшего Союза, – рассказывает менеджер музея Марина Кутепова . – Есть места, где они неплохо сохранились. Все-таки их производили в крепком металлическом корпусе. Что-то находят через «Avito» и вообще в интернете. Цена всегда разная и сильно зависит от состояния автомата. Сломанные иногда удается достать и просто бесплатно.

Игровые автоматы появились в СССР после выставки 1971 года, проходившей в Москве. Успех был феноменальный. Советские люди раньше ничего подобного не видели. Поэтому каждый день выставку посещали по 20 тысяч человек. Власти тогда выкупили все представленные автоматы, а потом передали их на военные заводы. Там устройства разобрали и скопировали, не особенно переживая по поводу авторских прав. Поэтому почти все советские автоматы – копии с западных и японских машин.

Конечно, наши конструкторы внесли некоторые идеологические поправки, – продолжает Марина. – Исключили все «нематериальное» и агрессивное. Запретили приведения и инопланетян. Сосредоточились на персонажах народных сказок и вообще на всем исконно русском.

Есть, правда, в музее одно исключение – силомер «Репка». Он целиком разработан в СССР. Причем советские конструкторы провели хитрые вычисления и установили, что вес корнеплода из сказки должен составлять около 400 килограммов. Их и приходится вытаскивать. Сделать это непросто, ведь есть несколько уровней «силы». Самый меньший, кстати говоря, Мышка, хотя именно она пришла к репке последней.

За все время моей работы здесь только одному человеку удалось «вытянуть» репку, - рассказывает Марина. – Это был очень крепкий мужчина. Но самое забавное в том, что в этот момент на нем порвались штаны…

Вообще один из самых главных принципов, который свято соблюдался советскими разработчиками – реалистичность. Вот, например, игровой автомат «Дуплет». Берешь ружье и стреляешь в бегающего по панели зайца. Но выстрела можно сделать только два. А все потому, что ружье – двуствольное. Реализм!

Устроены игровые автоматы очень просто. Чувствуется военное прошлое конструкторов. Тот же «Морской бой» разрабатывали на Серпуховском заводе. В перерывах между выпуском локационного оборудования и систем управлений для ракетных систем. Во главу угла поставили надежность и простоту. Например, корабли в этом аттракционе передвигаются с помощью обыкновенной велосипедной цепи. А еще в одном из самых популярных автоматов советского детства есть другой трюк. Плоскость, по которой «плывут» мишени, на самом деле расположена не горизонтально, а вертикально. Собственно, сами крейсеры появляются в самом низу аппарата. Иллюзия горизонтали создается линзой с зеркалом.

Несмотря на брутальную надежность, поломки у техники бывают. Часто перегорают лампочки. От ветхости выходит из строя механика. Все-таки гарантийные срок работы истек задолго до конца прошлого века. Ремонтировать агрегаты сложно. Запчасти в нашей стране уже не выпускают. Но помогает Китай . Там делают все, в том числе и узлы, которые можно использовать в советских автоматах.

Вопрос ремонта очень непростой, – говорит Марина. – Чтобы починить одно устройство нужно разобрать три других. Причем, никто не знает, сколько всего автоматов было произведено. Документация потеряна или уничтожена. Поэтому мы их очень бережем. Это «дедушки индустрии развлечений».

Работают автоматы от 15-копеечных монет. Достать их не проблема и сейчас. Они стоят меньше рубля. Именно их выдают посетителям музея при входе. И внимательно следят, чтобы гости не шли на хитрость. Помнят, что раньше советские дети делали в монетах дырочки и протягивали леску, чтобы монету после игры можно было достать обратно. Когда коварные конструкторы прознали об этом трюке, то стали в модифицированных автоматах ставить заточенные диски, обрезавшие леску. Но школьники и здесь нашлись. «Неправильные» автоматы они помечали галочкой. Играли в них только советские богачи.

Автомат стоил дорого. 2,5-3 тысячи рублей. Это примерная стоимость машины «Жигули ». Но окупался он очень быстро. Спрос-то был огромный. Детвора была готова проводить у волшебных машин сутки напролет. Поэтому их ставили в парках культуры, пионерских лагерях, кинотеатрах, вообще местах с большой проходимостью.

Некоторые игровые автоматы несли не только развлекали, но и помогали закрепить знания. Скажем, аппарат «Викторина» в руководстве МВД признали настолько удачным, что их даже ставили в районные управления ГАИ. Чтобы будущие обладатели водительских прав перед экзаменом немножко потренировались.

Автоматы с газированной водой и квасом в советское время пользовались массовым спросом. Выпивохи таскали оттуда граненые стаканы. А дети, чтобы напиток был слаще, шли на хитрость: вынимали стакан из автомата прежде, чем он наполнялся. Ведь весь сироп подавался в начале, а дальше шла обычная газированная вода. Сейчас автоматы в музее по санитарным нормам снабжены пластиковыми стаканами. Но сироп все такой же вкусный.

Популярны в советское время были и спортивные симуляторы. «Шайбу! Шайбу!» сделан на тему любимого Брежневым хоккея. Причем играете вы не безымянным игроком, а нападающим с номером 17 на спине. Даже сейчас все помнят, что это номер Валерия Харламова .

Конечно, любили советские граждане – причем необязательно дети – и аналог «Киккера». В Советском Союзе их производили не на танковых заводах, а на «мирных» предприятиях из Прибалтики. Особенно ценились машины, сделанные в Вильнюсе .

В начале 90-х годов все прекратилось. Во-первых, поменялась денежная система. Многие автоматы были заточены только под прием 15-копеечных монет. Переделывать их на новые деньги беднеющим кинотеатрам было дорого. Они убирали их в подсобки или сдавали на металлолом. К тому же, пришло время игровых приставок. Спрос снизился. Автоматы вышли на пенсию.

Сейчас игровые автоматы переживают ренессанс. Неудивительно, в обществе большой спрос на ретро. Некоторым посетителям так нравится, что они приходят сюда снова и снова. С детьми или с родителями. А то и с детьми, и с родителями.

Один человек провел здесь как-то целый день. Даже не знаю, сколько он купил жетонов, но играл долго и, кажется, на всех автоматах, – заканчивает свой рассказ Марина.

Кстати, если у вас под полом осталась коллекция советских 15-копеечных монет, считайте, что вы сорвали джек-пот. Ничто не помешает вам прийти в музей, купить входной билет и честно потратить богатство. А если вы достаточно храбры, то можете и трюк с леской использовать. Мы посмотрели – «меченых» автоматов в музее нет.

История игровой советской культуры 70-х годов

Игровая культура в Советском Союзе появилась неожиданно, быстро развивалась и так же быстро пошла на спад. К сожалению, а может, и к счастью, советская публика освоила игровые автоматы только спустя 100 лет после их появления. Чтобы узнать, как и с чего всё начиналось, корреспондент «Ридуса» отправился в Музей советских игровых автоматов, расположенный в самом центре Москвы.

Расположен музей в самом центре столицы в пяти минутах ходьбы от станции метро «Кузнецкий мост». Вход в музей платный - 450 рублей с человека. В стоимость билета входит ознакомительная экскурсия и 15 жетонов. В коллекции музея представлены несколько десятков различных моделей автоматов - от классического пинбола до виртуального бильярда.

Немного истории

Первые игровые автоматы появились в США. Одним из первопроходцев был всем известный пинбол, который является родителем своей электронной версии в операционной системе Windows. В советской вариации он назывался «Цирк», но принцип работы был абсолютно тот же.

Чуть позже появились и другие автоматы, носившие в себе уже долю азарта, - классические «однорукие бандиты». Автомат представлял собой короб с ручкой, на экране которого вращались изображения. И если у игрока выпадало три одинаковые картинки, то он получал приз. У первых таких автоматов не было монетоприёмника, поэтому в виде награды игрок получал сладости или напитки, а не джекпот в виде горы монет. Отсюда и пошли классические изображения фруктов и ягод на барабанах.

До СССР подобная техника добралась только спустя сто лет после создания первого игрового автомата. В 1971 году в московском парке культуры и отдыха имени Горького проходила выставка под названием «Аттракцион-71». Там-то советская неискушённая публика и познакомилась с игровыми автоматами. Ежедневно выставку посещали более десяти тысяч человек, и на волне этого ажиотажа Министерство культуры СССР приняло решение выкупить все игровые автоматы с данного мероприятия. Изучив технологию и немного её модернизировав, советские инженеры выпустили первые игровые автоматы собственного производства.

Первые игровые автоматы

Одним из таких аттракционов был игровой автомат «Репка». Это аналог классического американского силомера, с помощью которого любой желающий мог проверить свои физические способности, ударив кулаком по боксёрской груше или молотом по пружине. Советская же версия силомера была устроена так, чтобы во время самого процесса не было никаких признаков агрессии. Поэтому вместо типичного «бей-толкай» человек должен был тянуть пружинное устройство, напоминающее репку из одноимённой русской сказки. Примечательно, что самый высокий уровень можно было получить, потянув за репку с силой в 200 килограммов. Неизвестно, смог ли кто-то достигнуть такого результата, так как в среднем здоровый взрослый мужчина выбивает на этом автомате около 80 килограммов.

Одно из главных отличий между советскими игровыми автоматами и зарубежными заключалось в их сроке службы. Большинство автоматов, сделанных в СССР, работают до сих пор и при бережном обращении прослужат ещё минимум 50 лет. Причина этому довольна проста - все советские автоматы производились на территории одного из 22 военных заводов из самых качественных и дорогих материалов. Тем временем найти американский или японский игровой автомат 80-х годов - задача практически невыполнимая.

Советский бизнес-план

В среднем цена производства одного игрового автомата в СССР составляла 4000 рублей - по тем временам космические деньги. И по планам советских маркетологов такой автомат должен был окупить себя ровно за 365 дней, то есть каждый день приносить прибыль 8 рублей 10 копеек. Если через год аттракцион не окупал себя, то его переставали выпускать.

Все советские автоматы были исключительно аркадные и не носили никакого азартного характера. Максимум, что вы могли выиграть в любом аттракционе, - это дополнительное игровое время. Единственным автоматом, который выдавал хоть какие-то призы, был классический «автомат-кран». Игрок с помощью механической руки мог вытащить из коробки приз в виде жвачки или конфеты.

Конец эпохи

Но ближе к 90-м годам все советские автоматы оказались либо на свалках, либо в пунктах приёма металлолома. Причиной всему этому стало появление компьютерных видеоигр. Ребёнку больше не нужно было бежать в парк, чтобы поиграть в «морской бой», а достаточно было купить игровую приставку один раз и наслаждаться любимыми играми дома в любое удобное для него время.

Подводя итог, можно сказать, что всем любителям поностальгировать или просто проникнуться духом советской игровой индустрии музей обязателен к посещению.

История игровых автоматов в нашей стране началась с 70-х годов прошлого столетия. Аппараты выпускались заводами, совершенно не профильными, чаще из оборонно-военного комплекса, где имелись свободные мощности и передовые на тот момент технологии.
Целых 22 оборонных завода на территории всего СССР трудились на радость советских граждан. Из-за того, что план выпуска гражданской продукции у военных был финансовый, инженеры и разработчики старались вставить в игровой автомат как можно больше самой современной электроники. Поэтому аппараты получались страшно дорогими: от 2,5 до 4 тысяч рублей, почти как «Жигули». Соответственно ни одно предприятие, выпускающее на тот момент игровые автоматы, не выросло до мощнейшего гиганта, подобного Sega. (Из истории: компания SEGA была основана в 1940 году для предоставления услуг в сфере бизнеса развлекательных автоматов в США. В 1951 году она переехала в Токио под именем «SErvice GAmes of Japan». Первый игровой автомат – симулятор подводной лодки “Periscope” был выпущен в 1966 году и сразу стал хитом во всём мире. Сегодня Sega –компания, имеющая представительства в США и Европе и множество дистрибьюторов по всему миру). За всё время в СССР было выпущено порядка 70 видов автоматов «для развлечения, активного отдыха и развития глазомера и реакции у населения». Кризисное время 90-х поставило жирную точку на производстве советского оборудования, а именно игровых автоматов, тех, о которых расскажу ниже. Причин тому было немало. Это и обесценивание тех самых 15 копеек, это общая тяжелейшая ситуация в стране, которая способствовала тому, что игровые залы попросту закрывались и не могли себя содержать, а многочисленные парки, в которых также работали автоматы, переходя на новый уровень, стремились к развитию и уделяли больше внимания «крупнокалиберной» технике. Кризис коснулся и мест отдыха и проживания детей (детских лагерей, интернатов и т.п.), куда аппараты приобретались шефами (крупные предприятия и заводы) и работали бесплатно.
Сегодня то время, как и многие вещи из того времени, стали историей. Историей времён СССР. Итак, аппараты времён СССР…Вспомним их поимённо? Первое, что приходит на ум, всеми любимый, без ограничения по возрасту и полу «Морской бой».
Выпускался он с 1973 года и был самым популярным и запоминающимся автоматом. Аппарат имитировал торпедную атаку подводной лодки по движущейся морской надводной цели с сопровождением световых и звуковых эффектов. Надо заметить, что устройство аппарата не отличалось особой сложностью (в сравнении с сегодняшними аналогами, такими как современный, выпущенный американцами «SEA WOLF»)
В основе нашего аттракциона лежал принцип зеркального отражения панорамы «боевых» действий, надводных целей (силуэты кораблей) и движущейся торпеды. Панорама «боевых» действий расположена вертикально, но, отражаясь в зеркале, установленном под углом 45°, выглядела расположенной горизонтально. Имитация моря была выполнена из стекла, на которое нанесен рисунок моря. Под стеклом располагались 8 «лучей» траектории движения торпеды с 10-ю лампочками в каждом луче, что являлось упрощением конструкции игрового автомата, по сравнению с перемещаемой траекторией торпеды, что, например, было реализовано в игровом автомате-прототипе «Sea Devil», выпущенном в 1970 году в США.
Управление пуском торпеды игроком осуществлялась через кнопку «Пуск» на правой рукоятке «перископа», через который играющий видел панораму «боевых» действий. При повороте перископа, выбиралась одна из 8 трасс пуска торпеды. Такой принцип фиксирования трассы торпеды делал аппарат более надежным технически, но в то же время пуск торпеды менее предсказуемым для игрока.

Максимальное количество «торпед» было 10, но при 10 попаданиях появлялась возможность призовой игры. Надо заметить, что любителей этой игры, в то время было немало и, как и полагается в нашей стране, они таки находили варианты получения постоянных бонусов. При повороте «перископа» в крайне правое (при движении кораблей справа налево) и крайнее левое (при обратном движении кораблей) положение, если запустить «торпеду» в момент выхода корабля из-за ширмы-укрытия, корабль гарантированно поражался.
Я уверена, каждый из тех, кто много лет назад «торпедировал» корабли, смог не только вернуться в прошлое, но представить себе его, вспомнить ощущения от игры и запах. Вы помните запах «перископа»? Это первая ассоциация у всех, кто знает эту игру…А то, что небольшой рост зачастую не давал возможности дотянуться до него? Для исправления ситуации в автомате была предусмотрена выдвижная спец. подставка, позволяющяя быть выше.
Одной из любимых стрелялок советских граждан была игра в «Сафари».Неповторимая захватывающая (да, тогда и такое впечатляло) охота на африканскую дичь собирала вокруг себя много народу. Игрок, управляя всадником, скачущим на лошади (скачки усложнялись препятствиями), должен был за отведённое время поразить движущихся на трёх высотах бегущих животных. Видеоавтомат с примитивной графикой и с полным отсутствием спецэффектов, которыми сегодня так насыщены современные симуляторы стрельбы, тогда имел большой успех, как у детей, так и взрослых. Женский пол также захаживал в игровые залы пострелять и не реже, чем мужское население. Я сама ходила в подобный игровой зал с друзьями и надо сказать, что получалось у меня лучше, чем у моих партнёров по игре мужского пола, потому масса положительных эмоций была обеспечена.
Самым известным из стрелковых был автомат «СНАЙПЕР», который выходил в двух версиях. По сути, он представлял тир с ружьем, сильно напоминающем настоящее. Задачей было поразить как можно больше мишеней за определённое количество времени. Тяжёлая винтовка в руках играющих была возможностью представить себя настоящим стрелком, снайпером. Толпы мальчишеских компаний и молодёжи простаивали у аппарата часами, играли, выбивая очки, соревнуясь между собой и показывая свою меткость рядом стоящим девушкам. Интересно то, что система, контролирующая попадания, располагалась в подставке ружья автомата. Там же находилась «обратная связь» - электромагнит, при выстреле имитировавший отдачу.
Если говорить о симуляторах стрельбы, то выпущено в то время их было немало. Кто-то наверняка вспомнит и советский «Тир» в виде автомата. В нём стрельба производилась по неподвижным, поворотным и движущимся спортивным мишеням. Оружием служил пластиковый пистолет, негабаритный, лёгкий по весу и удобный. В течение основного сеанса игры, который длился всего 2 минуты, можно было сделать до 200 выстрелов. Как и в любых аппаратах существовали и бонусы, которые добавляли азарта и веселья.
В этой же категории был автомат «Точный стрелок» (или «Меткий стрелок» в вариации). Выпущенный одним из приборостроительных заводов, он имел очень простой дизайн и несколько вариантов мишеней на выбор. Игрок мог выбрать падающие (в случае попадания, мишень падала) или двигающиеся мишени (при попадании она разворачивалась и двигалась в другую сторону) Была возможность стрелять и по стандартной круговой мишени. Для любителей была мишень в виде «совы» с «горящими глазами» (при попадании глаза гасли) При наборе 2500 очков после 20-ти выстрелов предоставлялась призовая игра. Число выстрелов в призовой игре равно 15-ти. По окончании игры на счетчике очков показывалось суммарное количество очков. Подобные игры для компаний вызывали бурю восторга, кто-то играл «на спор», кто-то «проигрывал» готовку ужина (реальная история из прошлого знакомой семейной пары), кто-то «продувал» кружку пива, а кто-то и жвачку (мятную или апельсиновую, помните тот вкус?).
В то время были первые попытки выпуска автоматов на космическую тему. Игровой аппарат «Астропилот» был менее распространен, но не менее увлекателен. Задача играющего была вести космический корабль с максимальной скоростью над поверхностью планеты, избегая столкновения с элементами пейзажа и посадить корабль на посадочную площадку за время посадочного сигнала. Управление космическим кораблем происходило перемещением джойстика. Очки начислялись за точную посадку без столкновений с различными объектами.
«Городки» были одним из любимых развлечений советских граждан. Увлекательная игра задерживала у себя на долгое время желанием добиться максимального результата и победить. На выбор игрока предлагалось сбить битой стандартные городошные мишени. На прицеливание перед каждым броском игроку отводилось 5 секунд, по истечении которых бита вылетала автоматически. При выбивании всех 15 фигур, игроку, затратившему на это не более 24 бит, полагались 40 призовых бросков. Были и постоянные клиенты, которые приходили, чтобы поставить свои личные рекорды.
Немало любителей было и у «Конька-горбунка» Игра, основанная на базе платформы ТИА-МЦ-1 (Телевизионный Игровой Автомат Многокадровый Цветной со сменными игровыми программами) стала первой разработанной в СССР аркадной игрой и основой для многих подобных «ходилок» с сюжетом (позднее были выпущены «Автогонки», «Кот-рыболов», «Остров Сокровищ», Снежная королева и др.). Задачей играющего было взять призы. Это были персонажи или вещи из художественного произведения или одноимённой сказки, в «Коньке…» это были жар-птица, сундук, царевна.), проводя в каждом кадре как можно быстрее главного героя Ивана на Коньке-горбунке к правому краю экрана.

Действия осуществлялись с помощью ручек управления и клавиш, которые заставляли его прыгать, ложиться, пятиться назад, идти вперёд, наносить удары. Все ошибки в действиях играющего (падение через камень, столкновение с летающим огнём, драконом, яблоком, камнем) наказывались потерями попыток. Красочная, музыкальная игра приводила в восторг детское население. На сегодняшний день подобные игры широкораспространены в виде компьютерных игр для детей младшего возраста.
Особый интерес представляет на сегодня игровой аппарат «Перехватчик» Уникальная очень показательная модель того времени. Задача игрока - отразить воздушную атаку капиталистического агрессора (!!!) Оформление, как и подобает, было предельно скромным. Для создания антуража (управления летательным аппаратом) внешность была стилизована имитацией самолётных приборов.
Ручка («джойстик» того времени) позволяла не только маневрировать на большой скорости, но и совершать выстрелы. «Магистраль» - гоночный автомат, который развивал внимание, быстроту реакции, улучшал глазомер и совершенствовал логическое мышление. По крайней мере, так уверяли его создатели. Стоящий перед аппаратом игрок управлял своим транспортным средством при помощи большого руля, что добавляло интереса (ведь в то время не было сегодняшних возможностей «рулить» дома, смотря в компьютер и т.п.) Возможны были несколько режимов игры, среди которых «ночной» режим и режим «мокрой дороги». Волнение и азарт (столкновения-то хотелось избежать, очки заработать) были гарантированы.
Из автомобильных гонок был знаменит «Вираж» Это симулятор гонок того времени, предоставляющий возможность пройти на большой скорости по кольцевой трассе, ограниченной обочиной с зелёными насаждениями. Этот игровой автомат явился далёким предшественником сегодняшних автогонок. Модель имела экран и незаменимые атрибуты - кресло для водителя, ручку узла переключения скоростей.
Цель игры, управляя с помощью руля, педалей «газа», «тормоза» и ручки переключения скоростей набрать максимальное число условно пройденных километров (очков) за время, отведённое на игру, избегая «аварийных наездов» на попутные автомобили и эстакаду. При нажатии педали «газ» включался двигатель панорамы и создавалась имитация движения по трассе, т.е чем сильнее жмёшь на педаль «газа», тем быстрее вращается ландшафт и тем быстрее движешься ты, за рулём автомобиля. Как и все аппараты «Вираж» сопровождался музыкальными звуками столкновений, экстренного торможения и т.п. (конечно не было крутых стереосистем, динамиков, эффектов ветра, отдачи руля и т.п.) Игровой автомат имел бонусы. Интересно, что при опускании в автомат одной 15-копеечной монеты игроку полагалась только одна призовая игра. А при двух монетах - целых три.
«Воздушный бой» любили все. На экране автомата игрок видел силуэты трех вражеских самолетов и перекрестье прицела. Управляя джойстиком, нужно было стараться поймать врага на «мушку». Сложность игры была в том, что неприятельское звено никак не хотело быть сбитым и постоянно выскальзывало из прицела. При попадании силуэт пораженного самолета пропадал с экрана. Для победы нужно было сбить все три самолета в отведенное на игру время - 2 минуты.
Невероятно интересными были «Скачки». Очень похожие на «Сафари» с наипримитивнейшим дизайном они были такими азартными! Игра позволяла играть как с автоматом, так и с друзьями, выбирая своего наездника с лошадью. Как выдерживали те бедные 6 кнопок я не знаю, потому как по ним и стучали, и ударяли, и колотили двумя руками…Ведь задачей было не только преодолеть все встречающиеся на пути препятствия, но и придти первым к финишу. Забавно, что игра была черно-белой, а «разноцветность» дорожкам придавали наклеенные на экран цветные полоски.

Самым замечательным (это моё субъективное мнение) был «Настольный баскетбол». Автомат был рассчитан на парную игру. Задачей игрока являлось за отведенное время «набросать» мячей в корзину соперника больше, чем успеет тот. При счете «30-30» и более игроки поощрялись призовой игрой. Игровое поле было покрыто прозрачным куполом и разбито на лунки с пружинами, в одну из которых попадал мячик. Нажатием кнопки игрок «выстреливал» мяч из лунки, стараясь поразить корзину соперника или не дать в свою очередь бросить ему (каждая лунка управлялась обоими игроками). Сегодня данная модель выпускается в современном обновлённом и усовершенствованном виде и называется SPASE BASKETBALL.






В то время выпускались и советские аналоги других спортивных аппаратов: настольный футбол, настольный хоккей (внешне он чем-то напоминал SUPER CHEXX, а, по сути, домашний вариант игры в увеличенном исполнении).
Пик расцвета игровых автоматов в Советском Союзе пришелся на 70-80 годы прошлого века и закончился с началом перестройки. Отечественные игровые автоматы были вытеснены более зрелищными западными аналогами, «однорукими бандитами», компьютерными салонами и домашними игровыми компьютерами и приставками. А старые автоматы практически повсеместно перекочевали на склады, были уничтожены либо просто выброшены на свалку. Сегодня, когда те времена вспоминаются, как исторические моменты прошлого, аппараты, как и многое другое, является раритетом.
Некоторое время назад 2 выпускника московских ВУЗов-Александр Стаханов и Максим Пинигин организовали Музей Советских Автоматов в Москве. Свой первый экспонат для коллекции ребята обнаружили на… помойке Таганского парка. Им оказался «Морской бой». Через полгода коллекция выросла до шести автоматов. Руководство МАМИ (Московский Государственный Технический Университет) выделило под помещение музея подвал в общежитии. Сейчас коллекция насчитывает более 60 АИА. Более чем половину раритетов Максиму и Александру удалось вернуть «к жизни» при помощи паяльника и умелых рук. Останавливаться на достигнутом ребята не собираются, продолжая по крупицам собирать свою экспозицию. Одной из последних целей их поисков был автомат для производства газировки. Активно разыскиваются и 15-копеечные монетки, необходимые для запуска автоматов.
Но музеем жизнь советской игровой техники не ограничивается. Присутствием подобных автоматов в развлекательных центрах и барах поделились со мной их владельцы из разных городов нашей уже современной России. Как оказалось, они очень даже неплохо зарабатывают, а, главное, являются отличным привлечением в заведения разных направлений. Аппараты вызывают немалый интерес у сегодняшних детей, избалованных стремительно развивающимися компьютерными играми и не отстающим от них рынком развлекательного игрового оборудования. Но, как ни крути, история поучительна, а игровые автоматы СССР лучшее тому живое подтверждение.

Музей советских игровых автоматов – один из самых удивительных столичных музеев. Уникальная коллекция этого музея представляет собой произведенные в СССР игровые автоматы. Вряд ли где-то еще вы сможете показать своим детям кусочек того мира, в котором жили, когда сами были ребенком.

Адрес музея : Бауманская улица, 11 (это в пяти минутах ходьбы от метро «Бауманская»).

Режим работы :
понедельник - четверг: с 13:00 до 21:00
пятница: с 13:00 до 20:00
суббота - воскресенье: с 11:00 до 20:00

Входной билет стоит 350 рублей . На эти деньги вам выдадут 15 жетонов - это оригинальные советские 15-ти копеечные монеты!


Пожалуй один из самых популярных игровых автоматов - Морской бой


Продолжительность игры 10 выстрелов



В музее игровых автоматов интересно будет и взрослым, и детям


Можно вдвоём "поохотиться" на медведей, зайцев и уток


Игровой автомат - Снайпер (выпускался на заводе Чебоксарского ПО "Промприбор" с 1979г., дата выпуска представленного экземпляра: 1983г.

Опустите монету в монетоприемник и после появления на табло надписи "Огонь", прицелившись в центр выбранной мишени нажмите курок. Попадание фиксируется исчезновением пораженной мишени. При поражении 20 мишеней даётся право на призовую игру. о чём сигнализирует табло "Призовая игра"


Игровой автомат - Лоцман.

Выпускался на Серпуховском радиотехническом заводе с 1985г. На этом же предприятии выпускались радиолокационные системы управления для зенитных ракетных и артиллерийских комплексов, модули управления стрельбой корабельных комплексов выстреливаемых помех. В коллекцию музея попал из г.Нижнего Новгорода через радиолюбительский кружок в Москве


Игровой автомат "Шайбу, Шайбу!". После опускания монеты необходимо выбрать кнопками игру на одного или двух игроков. Левый игрок управляет при помощи вращающегося манипулятора с кнопкой нападающим. Правый игрок вращающимся манипулятором управляет вратарем.

Игровой автомат - Хоккей (одной монетой играет два игрока)


Игровые автоматы: "Конек-Горбунок" и "Телетир 4Ц" в этот день не работали


Игровой автомат - Удачный выстрел. Для игры вдвоем в начале игры необходимо последовательно опустить две пятнадцатикопеечные монеты. При одиночной игре стрелять из левого ружья. Выпускался Северодонецким приборостроительным заводом. В советское время завод специализировался в производстве вычислительной техники для автоматизированных систем управления тепловых и атомных станций, предприятий химической и нефтехимической отраслей.

Можно вчетвером погонять в гонки (игровой автомат - "Чемпион-М")


На игровых автоматах интереснее играть в паре


Игровой автомат - Танкодром. Кнопка "ПОИСК" во время игры не используется. Для поражения целей надо наезжать танком на огневые рубежи. Для перемещения танка использовать только рычаг управления. Положение рыага "скорость" в момент наезда на огневой рубеж значения не имеет.

У меня что-то не получилось управлять танком:)) зря потраченный жетон


Игровой автомат "Зимняя охота"

Интереснее стрелять вдвоём.


Игровой автомат - "Пенальти". Игра состоит из двух таймов. Для начала второго тайма нужно нажать красную кнопку на автомате. Каждый тайм заканчивается в момент, когда нет свободных мячей для выбрасования

Игровой автомат - "Викторина". Для игры вдвоем, необходимо до нажатия кнопки "Пуск" опустить последовательно две пятнадцатикопеечные монеты. Выпускался пензенским ППО "Эра". В советское время предприятие изготовляло тренажеры для летчиков. Раньше автомат можно было встретить в ГАИ. В коллекцию музея попал из парка культуры и отдыха г.Киреевска


Автомат "Скачки". Одной монетой можно оплатить игру двух игроков.


Игровой автомат "Мотогонки". Продолжительность игры 120 сек. Управляя мотоциклистом с помощью руля и ручки газа, постарайтесь занять первое место в гонке, не нарушая правила и избегая столкновений.

"Ни пуха ни пера". На всю игру дается 30 выстрелов. Охотник на поле может выстрелить раньше вас. При этом у вас отнимется выстрел.


Ещё один очень популярный игровой автомат в своё время - игровой автомат "Городки"

Автомат "Сафари". Скачущий охотник должен попасть в животных


Многие приходят в музей целыми семьями


Не все игровые автоматы работают в музее

Например игровой автомат "Форвард" не работает


Ещё один игровой автомат, который пользуется в музее большим спросом - Силомер


Дается 4 попытки в течение 2-х минут. "Репку" надо не рвать, а тянуть, упираясь одной ногой в наклонную площадку

Усилие до 40 кг - Мышка, до 80 кг - Кошка, до 120 кг - Жучка, до 160 кг - Внучка, до 200 кг - Бабка, свыше 200 кг - Дедка.

Мы вытянули 302 кг:))


Справочная, в которой можно узнать об истории музея, об экспонатах (раньше такая справочная стояла на железнодорожных вокзалах)


В музее установлены автоматы с газированной водой. Настоящую газировку с сиропом можно попробовать за 50 рублей стаканчик


В музее есть уютное кафе, в котором можно отдохнуть после веселых игр на автоматах


Да, телефон работает!

Да, достаточно нажать на кнопку!

Да, таксофонов в музее два!

Разговор возможен между двумя таксофонами

Второй таксофон находится у основного входа.

Второй таксофон, у главного входа:)

В целом музей понравился. В музей лучше приходить компанией, будет намного веселее. 15 жетонов вам хватит минут на 40-50:))

Группа подростков выиграла у автомата с толкателем. Видел сам, краем глаза, но меня это просто улыбнуло, и я не вмешался. Всё абсолютно законно (далее расскажу почему типа законно)! Причём выигрыш «1 к 1», то есть каждый первый. Как выиграть у автомата с толкателем? Сейчас расскажу как выиграть. Все мы помним как устроен этот автомат!? Если не помним — я расскажу. На полочках лежат различные призы: смартфоны, камеры, фотоаппараты и прочие. На кнопках случайным порядком моргают красным лампочки. Нажав в определённое время на кнопку, если она совпала с включённой «лампочкой» — толкатель выталкивает приз, который вываливается в лоток. Вы открываете лоток снизу и забираете приз. Вот и весь принцип. Но, так как лампочки моргают очень быстро, попасть в нужную не получается, ведь моргают они случайным образом. Но, в случае «совпадения» соленоид выталкивает приз. Как правило сам автомат с толкателем стоит где-то на отшибе в магазине, в тёмном углу, где никого нет, люди не ходят. Основной вес его внизу, а 2/3 верха — лёгкие. Почему я говорю про вес? Сейчас поймёте! Ребята просто дружной толпой окружили автомат, что бы никто не видел, не орали, не галдели — не привлекая к себе внимания, а — просто наклонили автомат к себе на 13-15 градусов и аккуратно и тихо поставили его на место. Помните — я говорил Законно? Нигде не написано, что наклонять автомат нельзя во время игры 😉 Выпали почти все тяжёлые призы в лоток с полок автомата: камеры, фотики, часы, игрушки, ещё и ещё что-то. Заслонив одного мальчёнку толпой — который аккуратно, присев на корточки, и тактично, выгребал все призы в чёрный пакет. Потом он быстро вышел из магазина. Его место сменил другой — уже с рюкзачком, в который тоже тот стал закладывать халявный хабар. Пока я стоял в очереди на кассе с продуктами, остальные трое, которые заслоняли — просто вышли не быстрым шагом из магазина, что-то обсуждая. На вид парням лет 16 😉 Позже, когда я пробил продукты, решил посмотреть — что же осталось? Автомат был цел, полностью рабочий, ничего не разбито, мигали какие-то лампочки в демо-режиме, но на полках уже не было призов. Какие-то простые валялись внизу (мягкие игрушки) в лотке, это было видно через стекло — видать не взяли просто. Рассказал, что видел. Когда я вышел из магазина — парней и след простыл. Самый прикол — что никто этого не заметил, ни охранник, ни люди, (кассиры сидят спиной обычно). Потом, спустя недели две — автомат в обще убрали оттуда. У них вся «операция «Ы» — заняла около 3-4 минут. Ну видать они готовились и искали подходящий автомат по магазинам. Хулиганьё блин. Хахахахахаха!!!