Познавательно-игровая программа «Как хорошо, что есть театр.

СЦЕНАРИЙ

« КАК ХОРОШО, ЧТО ЕСТЬ ТЕАТР!»

Действующие лица:

Золотая Маска- взрослый.

Петрушка- ребенок

Подружки- дети

В зал входят воспитатель и дети.

1-й ребенок. Ольга Ивановна, вы обещали нам, что мы будем играть, а мы пришли в музыкальный зал.

Воспитатель. Да, конечно, мы поиграем, но это будет особенная игра, и называется она «Театр».

2-й ребенок . Знаем.

3-й ребенок. Мы были в театре.

4-й ребенок. А я знаю, что в театре играют актеры.

Воспитатель .

В страну театра я открываю дверь.

И папы побывали в ней, и мамы все, поверь.

И взрослые, и дети дадут тебе ответ,

Что лучше, чем театр, страны на свете нет.

1-й ребенок

Сегодня в зале будет праздник

И будет много здесь детей,

И будет здесь гостей немало,

Немало шума и страстей!

Под «Вальс» (муз. А. Козловского) из спектакля «Принцесса Турандот» в зал входят дети в масках.

2-й ребенок

Театр! Какое это слово!

Это праздник, это торжество!

И в зале зрителей немало.

Всех ожидают волшебства!

Звучит песня «Чудо-театр» (муз. И. Пономарева)

Дети садятся около ширмы, а двое детей остаются.

3-й ребенок

Да, здесь вполне прилично,

Сегодня время проведем отлично!

4-й ребенок

Чтоб от души повеселиться,

Нам помощь Феи пригодится,

Чтоб совершить чудесное путешествие,

И будет оно интересное.

1-й ребенок

Пора часам пробить двенадцать раз…..и

Золотая Маска здесь появится у нас!

Звучит запись - часы бьют 12 раз. Под музыку появляется Золотая Маска.

Золотая Маска.

Я вас приветствую, друзья!

Меня вы знаете, ведь Золотая Маска я!

В моей стране все ново, интересно,

Однако много неизвестно.

Пойдемте все со мной, я приглашаю,

Ведь я в театре уж давно играю!

В моей стране живут удивительные добрые и талантливые люди. Они умеют

играть, представлять, перевоплощаться, двигаться красиво, любят музыку и стихи. Эти люди- актеры! О них идет слава по всему миру. И мы называем этот мир театром! Ребята, а какие театральные профессии вы знаете?

Дети. Художники, декораторы, осветители, еще есть директор театра. Спектакли ставит режиссеры.

Золотая Маска . А что делают на сцене актеры?

Дети. Они играют свои роли, танцуют и поют.

Золотая Маска. Значит, в спектакле обязательно звучит …….

Дети . Музыка.

Золотая Маска.

Да! Музыка давно уже старый,

Добрый друг.

Мелодию хрустальную

Рассыпала вокруг.

3-й ребенок

Без музыки и песенки,

Нельзя на свете жить.

Мы с музыкой и песенкой

Всегда будем дружить.

Звучит песня «Ах, какая музыка!» (муз. З. Роот).

Золотая Маска. А что означает маска?

Дети . Маска помогает актера скрыть лицо. С ее помощью можно превратиться в другого человека и сыграть роль. А теперь расскажите, как вы играете в театр?

1-й ребенок

В детстве что?

Кружись и падай,

На одной скачи ноге.

В любимой радостной игре.

Золотая Маска . Хорошо! Попробую вас научить. Чтобы играть в театре, надо правильно говорить! Надо гласные все звуки четко произносить.

И согласных ты не бойся,

Ты о них побеспокойся.

Дети показывают этюд «Лиса и заяц».

Дети

Как-то зайчик Серый хвостик

Прибежал к лисице в гости:

«Отвори-ка! Тук! Тук! Тук!»

Вдруг он слышит: «Что за стук?

Видишь: поздно, скоро ночь,

Уходи-ка лучше прочь!»

Зайчик думает: «Постой»,

Я ведь тоже не простой!

Вот лисица Рыжий Хвостик

Прибежала к зайцу в гости:

«Отвори-ка! Тук! Тук! Тук!»

Отвечает зайчик вдруг:

«Нет, голубушка, шалишь,

Слишком рано ты стучишь!»

И с тех пор два лучших друга

Вечно ссорятся друг с другом.

Золотая Маска. А вы знаете, в какой стране появился первый театр?

Дети. В Древней Греции

Золотая Маска . В этом театре все роли играли мужчины, даже женские. Актеры играли в масках. А на Руси какое действо было названо первым театром?

Дети . Хоровод.

Золотая Маска. Правильно. Круг- хоровод. Его водили под сопровождение песен. Среди исполнителей выделялись умелые и талантливые люди, которые украшали хоровод танцевальными движениями.Кто были эти люди?

Дети . Скоморохи!

Золотая Маска. А как звали веселую игрушку скоморохов?

Дети. Петрушка.

Петрушка

Эй, мальчишка из первого ряда!

Ты не узнал меня с первого взгляда?

Думаешь: что это за игрушка?

А я – Петрушка!

Остер колпачок, еще острей язычок.

А зовут меня Петрушка!

Балалайку я возьму, да подружек приглашу.

А вы в хоровод вставайте, песню с нами запевайте.

Дети водят хоровод «Балалайка- говорушка» (муз. З. Роот).

Появляются две подружки.

1-я подружка

Превращается рука и в котенка, и в щенка.

Чтоб рука артисткой стала, нужно очень- очень мало:

Специальные перчатки, ум, талант- и все в порядке.

Подружки уходят за ширму, показывают варежковый театр.

Золотая Маска . Ребята! В какой сказке все ее герои играют в театре?

Дети. Это сказка «Золотой ключик, или Приключение Буратино!»

Золотая Маска. А каких героев из этой сказки вы знаете?

Дети. Пьеро, Мальвина, Буратино,Артемон….

Золотая Маска. Ребята, я не знаю, кем вы станете, когда будете взрослыми, как сложится ваша судьба. Но мне очень хочется, чтобы вы были добрыми, интересными, талантливыми людьми. И любовь к театру осталась бы у вас на всю жизнь. Что вы скажите на прощанье?

1-й ребенок

Я напишу комедию чудесными стихами.

Сыграем мы ее в театре,конечно вместе с вами.

2-й ребенок

Я буду одевать артистов всех по последней моде

Придумаю костюмы я для сказочных зверей,

Не существующих в природе.

3-й ребенок

Я город построю на сцене, актеры нам будут творить.

Он красками весь заиграет, герои в нем будут дружить.

4-й ребенок

Чудесную песню споем мы - я зрителям звуки дарю.

И будут все музыку, слушать, которую я сочиню!

Золотая Маска. Как хорошо, что есть Театр!

Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно,
Всегда готовый утверждать
Все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра!

Развитие младших школьников средствами театральной педагогики

Кто-то из детских писателей сказал, что у каждого ребенка в глубинах его души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и веселым звоном, чтобы мир ребенка стал радостным и светлым.

Каждому педагогу хочется сделать жизнь детей в школе содержательной, активной, интересной, творческой. Он стремится найти новые пути эстетического воспитания и художественного образования детей, ищет приемы развития индивидуальных творческих способностей младших школьников.

Одним из оптимальных способов, универсальной образовательной моделью, на мой взгляд, является театральное искусство. Ведь театр – это синтетический вид искусства. Знакомясь с языком театра, ребенок погружается в мир литературы, музыки, изобразительного и других видов искусств. Театр – это коллективное искусство. Ребенок учится плодотворному взаимодействию с большими и малыми социальными группами, овладевает навыками коллективного творчества. Театральное образование в школе воспитывает основы зрительской культуры обучающихся, развивает навыки театрально-исполнительской деятельности, дает знания о театре.

Основной язык театрального искусства – действие, основные видовые признаки – диалог и игра, понимаемые в самом широком смысле. Эти особенности делают театральное искусство очень близким детям, потому что игра в общении очень естественна для младших школьников, в ней они чувствуют себя спокойно и комфортно.

Как можно использовать методы и приемы театральной педагогики в начальной школе? Дети разыгрывают сценки, представляют кого-то, читают стихи и прозу, нестандартно, с выдумкой участвуют в классных и школьных праздниках.

Ребенок, окруженный миром искусства в школе, становится духовно богаче, более развит интеллектуально, нравственно. Театральное образование в школе воспитывает основы зрительской культуры обучающихся, развивает навыки театрально-исполнительской деятельности, дает знания о театре. Создавая собственные пьесы, сказки, дети рисуют эскизы декораций и костюмов, пробуют себя в роли режиссера. Но как можно играть в театральные игры, перевоплощаться на школьной сцене, не зная основ театрального искусства? Именно это наводит на мысль о необходимости изучать азбуку театра. При этом нужно формировать у детей лексические понятия и умения по следующим направлениям:

– этимология слова;
– работа с синонимами и антонимами;
– наблюдение за многозначностью слов;
– подбор рифм к слову;
– сочинение небольших рифмовок, раскрывающих смысл слова.

Например, работа над термином комедия может проходить следующим образом. Из Толкового словаря ученики узнали, что:

Комедия (лат.) – 1) в Древней Греции: представление, развившееся из песен, исполнявшихся во время карнавальных процессий в честь бога Диониса; 2) драматическое произведение веселого, жизнерадостного характера, часто высмеивающее недостатки общественной жизни, быта и людей; 3) забавное событие; 4) притворство.

Как видим, более знакомо нам второе значение этого слова. А в первом значении лишь частично раскрывается его этимология.

Рифмы ребята подобрали следующие: комедия – трагедия, элегия, стратегия... Синонимичные пары: комедия – смех; комедия – забава; комедия – курьез. Гнездо антонимов: комедия – трагедия.

В гнездо родственных слов вошли слова комизм, комичный, комедиант, комедиантка, комедиантство, комедийный. Стихи-рифмовки:

Пьесу-комедию мы написали,
Актеров нашли и в труппу собрали.
Начали роли распределять:
Кого кто в комедии будет играть.

Комедия наша веселая, славная,
Все персонажи в ней очень забавные.
В ней Колобок должен Лисоньку съесть,
Съесть, улыбнуться и песенку спеть.

Итогом работы в этом направлении стал Театральный словарь, который был составлен юными театралами. Материал успешно используется и на литературном чтении, и во внеклассной работе.

Актер – исполнитель ролей в драматических, оперных, балетных, эстрадных, цирковых спектаклях и представлениях, а также в киноискусстве.

Амплуа – термин, определяющий различные виды ролей в русском театре прошлого столетия: герой, трагик, комик, простак, резонер, инженю, травести и др.

Амфитеатр – места в зрительном зале современного театра, расположенные поднимающимися уступами после прохода.

Балет – спектакль, в котором содержание передается без слов: музыкой, танцем, пантомимой.

Бельэтаж – первый ярус зрительного зала над бенуаром и амфитеатром.

Бенуар – ложи в театре, расположенные по обеим сторонам партера на уровне сцены или несколько ниже.

Бутафория – предметы, которые употребляются в театральных постановках вместо настоящих: части костюма, оружие, мебель, украшения и многое другое.

Водевиль легкая комедийная пьеса, обычно одноактная.

Грим – искусство изменения внешности актера (его лица) с помощью красок, наклеек, парика в соответствии с требованиями исполняемой роли.

Декорация – оформление сцены художником для определенного спектакля, общий вид места действия.

Диалог (театральный) – основная форма драматической речи, разговор двух актеров на сцене, отличающийся обязательной действенностью.

Дирижер – лицо, руководящее коллективом исполнителей музыкального произведения (оркестром, хором, ансамблем песни и пляски), предлагающее музыкантам трактовку произведения.

Занавес (театральный) – мягкие шторы, закрывающие сцену от зрителей, делающие невидимым процесс смены декораций, создающие ощущение промежутка времени между действиями.

Инсценировка – переделка прозаического произведения для сцены, где используются в большинстве только главные его линии и, как правило, нет места авторскому тексту.

Комедия – драматическое произведение, которое, развлекая, пытается исправить недостатки людей смехом.

Маска – накладка на лицо с изображением какого-либо персонажа, зверя, головы мифологического существа; применение ее началось в глубокой древности в обрядах, позднее вошло в употребление в театре для создания сценического образа.

Мельпомена – муза, покровительница трагедии, позднее – театра в целом.

Мизансцена – расстановка актеров на сценической площадке.

Монолог – наиболее важное и развернутое обращение одного персонажа к другому или нескольким персонажам либо к зрителю, а также обращение персонажа к самому себе.

Опера – музыкально-драматический спектакль, где актеры не разговаривают, а поют.

Оркестр группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на разных инструментах.

Партер – места в зрительном зале, расположенные ниже сцены, перед проходом.

Премьера – первое представление спектакля по данной пьесе.

Пьеса – литературное произведение, написанное для исполнения в театре.

Рампа – граница между сценой и зрительным залом, вдоль которой по самому переднему краю сцены устанавливают осветительные приборы, не видимые зрителям.

Режиссер – театральный деятель, работа которого состоит в выборе пьесы, ее художественном толковании, созвучном времени постановки, определении принципов декорационного и музыкального решения (вместе с художником и музыкантом), создании актерского ансамбля в соответствии с трактовкой каждой роли.

Репертуар – список пьес, идущих в том или ином театре в текущем сезоне.

Спектакль – театральное зрелище.

Суфлер – работник театра, обязанность которого на репетициях и спектаклях – подсказывать реплики ролей актерам.

Терпсихора – муза, покровительница танцев.

Трагедия – наиболее насыщенный сильными эмоциями жанр драматургии и театра. В его основе лежит резкое столкновение непримиримых сил, которое может привести героя (героев) к гибели. В древности считалось, что этот жанр очищает зрителей от мелких страстей и пороков.

Фарс – жанр пьесы и спектакля острокомедийного характера с грубоватыми шутками, бесцеремонными насмешками над пороками, слабостями людей, которые сильно преувеличиваются; одним из сценических приемов может быть потасовка. Этот сценический жанр нередко сравнивают с карикатурой в живописи.

«Театр уж полон, ложи блещут...» Что каждый из нас слышит в этой пушкинской сроке? Наверное, мы слышим шелестящее шуршание шелка, мы воображаем гаснущие огни нарядных люстр и сумрак зрительного зала, наполненный затаенным дыханием сотен людей, мы ощущаем радостное ожидание великого чуда, имя которому – искусство сцены.

Кто создает волнующий, удивительный, незабываемый праздник – спектакль, концерт? Артисты – ответит даже ребенок. Да, конечно, и артисты, и режиссеры, и осветители, и рабочие сцены, и те, кто принимает наши пальто, помогает найти свое место в зале, продает минеральную воду в буфете. Не зря известный деятель искусства Константин Сергеевич Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки.

Да ведь и от нас самих тоже зависит, принесет посещение театра радость, оставит равнодушным или вызовет чувство досады. Оказывается, быть зрителем – это тоже великое искусство. Зачастую перед посещением спектакля учитель инструктирует своих подопечных, как нужно вести себя в театре, что они должны увидеть и запомнить, чтобы потом это помогло в написании сочинения-рецензии. И как бывает грустно и обидно, когда дети разговаривают во время спектакля, громко смеются, отвлекаются! Думаю, обычные назидания не смогут воспитать настоящего зрителя, отличающегося строгим соблюдением приличий и сдержанностью манер.

Как же быть? Попробуйте предложить детям самим придумать правила поведения в театре и на концерте. Причем такие, чтобы их было интересно слушать и они запоминались. За образец можно взять "Вредные советы" Григория Остера. Не сомневайтесь, получится весело, а дети еще раз вспомнят о том, как надо себя вести.

Юные зрители моего класса сочинили вот такие правила поведения в театре.

    Подавая свои вещи гардеробщику, ни в коем случае не перебрасывайте пальто за барьер. Пусть он сам поработает. Если так сделает каждый из нескольких сотен зрителей, у гардеробщика на руках разовьются прекрасные мускулы.

    Номерок лучше всего повесить на палец: так будет удобно вращать его в фойе и во время концерта или спектакля. Именно для этого на номерке сделана дырка.

    Если ваше место в середине ряда, не торопитесь занимать его. Пусть сначала сядут все остальные. Зато потом, когда вы будете проходить, всем придется встать. Эта зарядка полезна для здоровья.

    Как только вы устроились на месте, начинайте хлопать. Ведь просто несправедливо, что вы уже готовы, а представление не начинают. Есть предположение, что если бы некоторые зрители не хлопали так настойчиво, спектакль вообще никогда не начали бы.

    Не забудьте: вам с товарищем не так уж часто приходится посидеть рядом полтора-два часа. Используйте эту возможность, чтобы рассказать все новости и обсудить сложные вопросы. Правда, очень плохо, что приходится иногда напрягать голосовые связки, так как мешают музыка и реплики актеров.

    Купите в буфете шоколад и жвачку, но сразу не ешьте и не жуйте. Идите в зал и, громко шурша фольгой, разверните только тогда, когда артист выйдет на сцену. Знаете, как приятно есть шоколад, конфеты под музыку и тем более смачно жевать жвачку, надувая пузыри!

    Помните, что долго сохранять неподвижность очень вредно для организма. Поэтому побольше двигайтесь: поворачивайтесь, наклоняйтесь, упирайтесь ногами в спинку переднего кресла и спихивайте руки соседей с подлокотников.

    Не будьте эгоистом! Если вам известно содержание спектакля, быстренько расскажите самое главное соседям: Том Сойер и Бекки спасутся из пещеры, тот немец вовсе не фашист, а наш разведчик и т.д.

Такие правила дети обычно хорошо понимают и запоминают.

Первые спектакли, первые любимые персонажи, первое ни с чем не сравнимое свое зрительское восприятие: вот-вот откроется занавес, и оживет удивительная сказка, населенная злыми и добрыми феями, возникнет мир волшебных превращений, счастливых детских историй...

Становясь старше и посещая вечерние спектакли, дети еще по-настоящему не понимают любви, ревности, политических разногласий, ужасов войны, страха одиночества, человеческой боли. Но они смотрят неотрывно... Ведь в детстве ощущаешь, впитываешь драму даже сквозь непонимание.

В театре чаще, чем в жизни, человек способен пережить чужое как свое, совсем личное. А это значит, происходит всплеск человечности в человеке. Через других – тех, кто на сцене, – он может понять себя, окружающих, весь мир.

Но вот спектакль окончен... какое впечатление он произвел на моих учеников? Обсуждая спектакль с детьми, свою главную задачу я вижу в выявлении того образа спектакля, который сложился у ребенка, не навязывая ему авторской концепции или собственного мнения. Вернуть ребенка в тот мир чувств и мыслей, которые им владели во время спектакля, разбудить эмоциональную память, углубить его же впечатления от спектакля помогает беседа на тему «Мои воспоминания о спектакле».

– Закрой глаза. Какая сцена из спектакля возникла самая первая? Почему?
– Вспомни моменты спектакля, когда ты смеялся, улыбался, хлопал в ладоши.
– Вспомни те моменты, когда тебе было грустно или ты боялся, что сейчас заплачешь.
– Были ли моменты, когда было скучно на спектакле или непонятно, что происходит?
– С кем из героев спектакля ты хотел бы дружить, а с кем не хотел бы встречаться?
– Были ли такие моменты в спектакле, когда тебе хотелось вмешаться в действие и что-то изменить?
– Хочется ли тебе еще раз посмотреть этот же спектакль?
– Кому из родных, друзей ты посоветовал бы посмотреть его?
– О чем бы ты спросил автора пьесы, режиссера, актеров?
– Как ты думаешь, почему театр взял именно эту пьесу в репертуар, захотел тебе рассказать именно эту историю?
– Изменились ли герои внутренне и внешне по ходу спектакля? Почему? В какой момент эти перемены произошли?
– Каким образом ты понял, какое место (страна, город или деревня) и какое время (век, время года или суток) представлены на сценической площадке?
– Ваши пожелания, просьбы к коллективу театра.

И традиционно беседу завершают поэтические строки Юлия Кима:

Брызнет сердце то ли кровью,
То ли тертою морковью –
Ах, поверьте, все равно;
Все равно жестокой болью,
То ли гневом, то ль любовью
Наше сердце пронзено,
И слезами плачут куклы,
И огнем пылают буквы,
И взорвался барабан.
И пошла под гром оваций
Перемена декораций.
Здравствуй, новый балаган!
Но сквозь годы и изъяны
Незаметно и упрямо
Никогда не до конца
То ли светлый, то ль румяный
Проступает изначальный
Чистый замысел творца...
Превращенья и обманы,
Лилипуты, великаны.
Кто придумал, чья вина?
Вот опять меняют краски,
Вот опять спадает маска,
А под ней еще одна,
А под ней еще одна,
А под ней еще одна...

Как хорошо, что есть театр!

Воспитывать у детей интерес к театральному искусству, уточнять и расширять знания детей о театральных профессиях;

Совершенствовать у детей пантомимические навыки, воображение, исполнительское мастерство в театральных этюдах и играх;

Воспитывать умение эмоционально и выразительно общаться, поощрять желание быть непохожими на других;

Прививать детям чувство дружбы, товарищества, партнёрства;

Предварительная работа:

  • Цикл познавательных занятий: «Пермь театральная» ;
  • Цикл занятий: «Театральные профессии» ;
  • Цикл музыкальных занятий: «Сказка в музыке» (П.И.Чайковский, М. Мусоргский, Э. Григ) ;
  • Развитие речи. Обыгрывание мини-сценок на развитие интонационно-выразительной речи; Театральные игры с пиктограммами;
  • Цикл-занятий по танцевальной ритмике. «Постановка сюжетно-игрового танца «Бабка Ёжка» ;
  • Лепка. «Пальчиковый театр» ;
  • Конструирование. Изготовление декораций для русской народной сказки «Привередница» (театр би-ба-бо) ;
  • Ручной труд. Изготовление кукол марионеток.
  • Аппликация. «Украшаем театральный занавес» ;
  • Рисование. Оформление персонажей театра би-ба-бо к сказке «Привередница» ;
  • Сюжетно-ролевая игра «Театр» ;
  • Досуг «Приглашаем к нам в театр»
  • Театр-подушки. Показ сказки детей подготовительной группы для малышей «Теремок» . Отв. воспитатель Бондаренко О.А.
  • Показ сказки детей подготовительной группы для детей и взрослых «Привередница» . Отв. воспитатель Вертипрахова М.И., муз. рук-ль Пермякова И.В.

Работа с родителями:

  • Активно привлекать родителей к участию в театральной жизни группы;
  • Привлечь родителей к изготовлению костюмов сказочных театральных героев;
  • Семейный конкурс: «Кукла для театра своими руками» ;
  • Конкурс творческих семейных работ «Что за прелесть эти сказки» .

Как хорошо, что есть театр!

Зал оформлен в форме театральной гостиной. Есть небольшая сцена с занавесом и декорациями. В зал входят, воспитатель и дети, приветствуют гостей.

1-й ребёнок. (Обращается к воспитателю.) Вы обещали, что мы будем

играть, а мы пришли в музыкальный зал.

Воспитатель. Да, ребята, конечно, мы будем играть, но это будет особенная

игра, и называется она «Театр» , у нас есть сцена, зрители (показывает на гостей)

2-й ребёнок. Знаем, мы были в театре.

3-й ребёнок. А я знаю, что в театре играют актёры.

Муз. рук-ль. А кто такие актёры? А что они делают? Дети. Они играют в

спектаклях различные роли.

Муз. рук-ль. А какие театральные профессии вы ещё знаете?

Дети. Костюмер - художник по костюмам,

Режиссёр, человек, который ставит спектакли.

Гримёр - он гримирует актёров для роли.

Осветитель, электротехник, который освещает сцену и т.д.

Муз. рук-ль. Сегодня в страну театра поможет нам открыть дверь Золотая

(Показывает детям маску, рассматривает её с ребятами) .

Звучит волшебная музыка, воспитатель надевает маску.

Золотая маска. Я, вас приветствую друзья!

Золотая маска я!

В страну театра я вам открою дверь

Страны на свете лучше, чем театра нет!

Ведь я в театр давно уже играю.

Прошу присесть я вас друзья,

И занавес открою я! (Открывает занавес под музыку.)

В моей стране всё ново, интересно!

Но и конечно неизвестно?

Золотая маска. Сегодня в нашей театральной гостиной на сцене в декорации

использована маска. Вам нравится эта картина? (Да)

Ребята, как вы думаете, откуда она появилась?

(Ребята высказывают, свои предположения)

Ребята, я открою вам секрет, эту картину создал

наш художник-оформитель Попова Надежда Федоровна.

Муз. рук-ль. Ребята, а зачем актёру нужна маска?

Дети. Маска помогает актёру скрыть своё лицо. С помощью маски можно

превратиться в другого человека и сыграть его роль.

Золотая маска. В стране театра живут удивительно добрые и талантливые

жители. Они умеют играть, представлять, перевоплощаться, двигаться

красиво, любят музыку и стихи. Эти люди - актёры.

Золотая маска. Актерскому мастерству надо учиться, и для этого есть

учебные заведения. У нас в Перми - это Институт Культуры.

Обращает внимание детей на фотоснимок на экране.

В этом Институте готовят артистов, режиссёров, музыкантов,

дирижёров, художников оформителей....

Муз. рук-ль. Мы с вами тоже учимся быть артистами в детском саду, играем

сценки, ставим спектакли, у нас есть театр песни, шумовой

музыкальный театр, мы знаем, что такое мимика (выражение лица) .

Просит детей удивиться, испугаться, обрадоваться.

Что такое жесты? (движение тела)

Золотая маска. Вот у меня в руках веер. Веер тоже может играть в руках

актёра. Смотрите, с его помощью можно показать (Показывает)

волнение, недовольство, лукавство, спокойствие.

Золотая маска предлагает попробовать детям показать....

В конце сценки гости аплодируют.

Золотая маска. А теперь расскажите, как вы играете в «театр» в детском

саду. Дети. У нас в группе есть разные виды театра..., мы

показываем сценки..., играем сказки..., учимся управлять куклами,

на музыкальных занятиях показываем театр песен.

Дети предлагают посмотреть гостям слайд-шоу: «Мы играем в театр» .

Золотая маска. А вы можете для меня и для гостей что-нибудь показать?

Дети рассказывают гостям, как они создавали театр песни «Паровозик» и предлагают посмотреть об этом фильм.

Театр-песни «Паровозик» .

муз. и сл. И. Русских

Дети исполняют песню, на фоне видеоролик с детьми «Играем в театр» .

Золотая маска. Ребята, в вашем фильме мне очень понравилась кукла

Баба-Яга. Кто изготовил вам эту куклу?

Дети рассказывают, историю создания куклы, показывают её.

Муз. рук-ль. Ребята, как можно назвать мастера, который создаёт

театральные куклы?

Дети. Кукольник.

Золотая маска. (Берёт в руки театральный словарь) . Ребята, сегодня вы

попробуете себя в некоторых театральных профессиях. Мы

откроем в зале две театральные мастерские:

В первой будут работать художники декораторы. Если мы

откроем театральный словарь и найдём там слово декорация, то

видим: «Декорация - художественное оформление театральной

Значит, наши художники-декораторы будут оформлять на сцене

сказочную полянку для Бабы-Яги.

Во второй мастерской будут работать драматург и режиссёр с

артистами.

Золотая маска рассуждает с детьми, что будет делать драматург и режиссёр с артистами (Драматург придумывает реплики артистам, а режиссёр обговаривает с артистами как это сыграть.

Примерные варианты реплик артистов:

Дети по очереди, каждый по-своему с разной интонацией зовут Бабу-Ягу.

  1. Кто в домике живёт?
  2. Выходи, поиграй с нами.
  3. Бабка-Ёжка, выгляни в окошко! Баба-Яга: Кто меня звал? Кто мой покой нарушил? Дети: (каждый отвечает по-своему) .
  4. Бабулечка-Ягулечка, не сердись, не злись.
  5. Тебе одной, наверное, скучно?

Золотая маска: Выходи скорей гулять,

Будем петь и танцевать!

Ритмический танец «Бабка-Ежка»

муз. и сл. Т. Морозовой

Танцевальная композиция Т. Суворовой («Танцевальная ритмика» выпуск 5)

Зрители аплодируют артистам после выступления.

Муз. рук-ль. Ребята, как вы думаете, в каком театре может выступать

наша Баба-Яга? Дети. В театре кукол.

Золотая маска. Внимательно посмотрите на фотографии театров города

Перми и покажите нам Пермский театр кукол.

Дети показывают и рассказывают о театре.

Муз. рук-ль. Где находится театр кукол?

Золотая маска. Наше небольшое путешествие в страну «Театр» подошло

к концу. Ребята, я не знаю, кем вы станете, когда будете

взрослыми, как сложится ваша судьба. Но мне очень хочется,

чтобы вы всегда оставались добрыми, интересными,

талантливыми и любили Театр. Что вы скажете всем на

прощанье?

Муз. рук-ль. Как хорошо, что есть Театр!

Всегда он есть и с нами будет!

Кто посмотрел хоть раз спектакль,

Тот никогда уж не забудет!

Дети прощаются с гостями и покидают зал.

Действующие лица:

Золотая Маска- взрослый.

Петрушка- ребенок

Подружки- дети

В зал входят воспитатель и дети.

1- й ребенок . Ольга Ивановна, вы обещали нам, что мы будем играть, а мы пришли в музыкальный зал.

Воспитатель. Да, конечно, мы поиграем, но это будет особенная игра, и называется она «Театр».

2-й ребенок . Знаем.

3-й ребенок. Мы были в театре.

4 -й ребенок. А я знаю, что в театре играют актеры.

Воспитатель .

В страну театра я открываю дверь.

И папы побывали в ней, и мамы все, поверь.

И взрослые, и дети дадут тебе ответ,

Что лучше, чем театр, страны на свете нет.

1-й ребенок

Сегодня в зале будет праздник

И будет много здесь детей,

И будет здесь гостей немало,

Немало шума и страстей!

Под «Вальс» (муз. А. Козловского) из спектакля «Принцесса Турандот » в зал входят дети в масках.

2-й ребенок

Театр! Какое это слово!

Это праздник, это торжество!

И в зале зрителей немало.

Всех ожидают волшебства!

Звучит песня «Чудо-театр» (муз. И. Пономарева)

Дети садятся около ширмы, а двое детей остаются.

3-й ребенок

Да, здесь вполне прилично,

Сегодня время проведем отлично!

4-й ребенок

Чтоб от души повеселиться,

Нам помощь Феи пригодится,

Чтоб совершить чудесное путешествие,

И будет оно интересное.

1-й ребенок

Пора часам пробить двенадцать раз…..и

Золотая Маска здесь появится у нас!

Звучит запись – часы бьют 12 раз. Под музыку появляется Золотая Маска.

Золотая Маска.

Я вас приветствую, друзья!

Меня вы знаете, ведь Золотая Маска я!

В моей стране все ново, интересно,

Однако много неизвестно.

Пойдемте все со мной, я приглашаю,

Ведь я в театре уж давно играю!

В моей стране живут удивительные добрые и талантливые люди. Они умеют

играть, представлять, перевоплощаться, двигаться красиво, любят музыку и стихи. Эти люди- актеры! О них идет слава по всему миру. И мы называем этот мир театром! Ребята, а какие театральные профессии вы знаете?

Дети. Художники, декораторы, осветители, еще есть директор театра. Спектакли ставит режиссеры.

Золотая Маска . А что делают на сцене актеры?

Дети. Они играют свои роли, танцуют и поют.

Золотая Маска. Значит, в спектакле обязательно звучит …….

Дети . Музыка.

Золотая Маска.

Да! Музыка давно уже старый,

Добрый друг.

Мелодию хрустальную

Рассыпала вокруг.

3-й ребенок

Без музыки и песенки,

Нельзя на свете жить.

Мы с музыкой и песенкой

Всегда будем дружить.

Звучит песня «Ах, какая музыка!» (муз. З. Роот).

Золотая Маска. А что означает маска?

Дети . Маска помогает актера скрыть лицо. С ее помощью можно превратиться в другого человека и сыграть роль. А теперь расскажите, как вы играете в театр?

1-й ребенок

В детстве что?

Кружись и падай,

На одной скачи ноге.

В любимой радостной игре.

Золотая Маска . Хорошо! Попробую вас научить. Чтобы играть в театре, надо правильно говорить! Надо гласные все звуки четко произносить.

И согласных ты не бойся,

Ты о них побеспокойся.

Дети показывают этюд «Лиса и заяц».

Дети

Как-то зайчик Серый хвостик

Прибежал к лисице в гости:

«Отвори-ка! Тук! Тук! Тук!»

Вдруг он слышит: «Что за стук?

Видишь: поздно, скоро ночь,

Уходи-ка лучше прочь!»

Зайчик думает: «Постой»,

Я ведь тоже не простой!

Вот лисица Рыжий Хвостик

Прибежала к зайцу в гости:

«Отвори-ка! Тук! Тук! Тук!»

Отвечает зайчик вдруг:

«Нет, голубушка, шалишь,

Слишком рано ты стучишь!»

И с тех пор два лучших друга

Вечно ссорятся друг с другом.

Золотая Маска. А вы знаете, в какой стране появился первый театр?

Дети. В Древней Греции

Золотая Маска . В этом театре все роли играли мужчины, даже женские. Актеры играли в масках. А на Руси какое действо было названо первым театром?

Дети . Хоровод.

Золотая Маска. Правильно. Круг- хоровод. Его водили под сопровождение песен. Среди исполнителей выделялись умелые и талантливые люди, которые украшали хоровод танцевальными движениями.Кто были эти люди?

Дети . Скоморохи!

Золотая Маска. А как звали веселую игрушку скоморохов?

Дети. Петрушка.

Петрушка

Эй, мальчишка из первого ряда!

Ты не узнал меня с первого взгляда?

Думаешь: что это за игрушка?

А я – Петрушка!

Остер колпачок, еще острей язычок.

А зовут меня Петрушка!

Балалайку я возьму, да подружек приглашу.

А вы в хоровод вставайте, песню с нами запевайте.

Дети водят хоровод «Балалайка- говорушка» (муз. З. Роот).

Появляются две подружки.

1-я подружка

Превращается рука и в котенка, и в щенка.

Чтоб рука артисткой стала, нужно очень- очень мало:

Специальные перчатки, ум, талант- и все в порядке.

Подружки уходят за ширму, показывают варежковый театр.

Золотая Маска . Ребята! В какой сказке все ее герои играют в театре?

Дети. Это сказка «Золотой ключик, или Приключение Буратино!»

Золотая Маск а. А каких героев из этой сказки вы знаете?

Дети. Пьеро, Мальвина, Буратино,Артемон….

Золотая Маска. Ребята, я не знаю, кем вы станете, когда будете взрослыми, как сложится ваша судьба. Но мне очень хочется, чтобы вы были добрыми, интересными, талантливыми людьми. И любовь к театру осталась бы у вас на всю жизнь. Что вы скажите на прощанье?

1-й ребенок

Я напишу комедию чудесными стихами.

Сыграем мы ее в театре,конечно вместе с вами.

2-й ребенок

Я буду одевать артистов всех по последней моде

Придумаю костюмы я для сказочных зверей,

Не существующих в природе.

3-й ребенок

Я город построю на сцене, актеры нам будут творить.

Он красками весь заиграет, герои в нем будут дружить.