Значение слова канон в словаре музыкальных терминов. Музыкальный словарь

Несколько) образует контрапункт сама с собой. Технически чаще всего основывается на последовательно проводимой (канонической) имитации, когда мелодия в каждом имитирующем голосе вступает до того, как она закончилась в другом голосе. Начинающий голос канонической имитации называется пропостой (Р), имитирующие - риспостами (R):

Каноны обычно 2-4-голосны, хотя число голосов теоретически неограниченно. Голоса канонов могут вступать в различные интервалы (в приму, октаву, кварту и др.) и в различном порядке, в частности одновременно (смотри пример 3б). По числу имитируемых мелодий различаются простые и сложные (двойные, тройные) каноны. Помимо имитации в прямом движении, в канонах возможно обращение мелодии, ракоход, увеличение, уменьшение и другие преобразования.

Различают также канон конечный и бесконечный, или круговой (возвращающийся к своему началу). Разновидности канонов (как правило, внутри более крупной формы): стретта; каноническая секвенция, в частности «спиральный» канон per tonos (приходящий к своему началу после транспозиций). Каноническая имитация нередко сопровождается свободными голосами.

Канон зародился одновременно с имитацией как её разновидность (например, органум Перотина «Viderunt», около 1200); ранние формы канонов - рота («колесо»; например, английский «Летний канон», около 1250), итальянская качча, французский шас (caccia, caçа, chasse, буквально - охота, 13-14 века), «фуга» (общепринятое название техники канонов в 14-17 веках; впервые - у Якоба Льежского). При беспартитурной записи канонов часто нотировался только один голос, из которого «выводились» все остальные. В эпоху Возрождения канон трактовался как «форма с выводимыми голосами», что лишь отчасти совпадает с современным пониманием канона как имитационного контрапункта. Композиторы нидерландской (франко-фламандской) школы 15-16 века (Жоскен Депре, Я. Обрехт, Б. Кордье и др.) словом «canon» (латинский - правило) обозначали надпись-изречение, указывающее, обычно в нарочито замысловатой форме, на способ исполнения канонов по выписанному голосу (согласно Тинкторису, канон - «правило, являющее волю композитора под покровом некой тьмы»); отсюда название музыкальной формы канонов. Примеры надписей: «...Во-первых, растёт впятеро, во-вторых, вчетверо, в-третьих, втрое» (т. е. кантус фирмус следует повторять в пятикратном, четырёхкратном и трёхкратном увеличении); «Пусть летит в бездну как камень» (петь октавой ниже записанного); «Возвышающий себя да унизится» (петь в обращении).

Особым разнообразием техники и форм отличались нидерландские каноны. Их виды (по классификации Л. Файнингера): простой прямой канон, сложный прямой канон, пропорциональный (или мензуральный), линеарный, инверсионный, элизионный каноны. Канон с невыписанными риспостами впоследствии стали называть загадочным каноном (при возможности разных расшифровок такой канон называется полиморфным).

Среди крупнейших мастеров канонов - Г. де Машо, Якопо Болонский, Г. Дюфаи, Й. Окегем, Х. Изак, Дж. П. да Палестрина, С. Шейдт, И. С. Бах, В. А. Моцарт, А. фон Веберн. В русской музыке каноны встречаются у М. И. Глинки (каноны из 1-го действия оперы «Руслан и Людмила»), А. П. Бородина (в Ноктюрне из 2-го квартета), С. И. Танеева (в кантате «Иоанн Дамаскин»), Д. Д. Шостаковича (в 1-й части 5-й симфонии, фугах ор. 87), Р. К. Щедрина («Полифоническая тетрадь») и многих других композиторов.

2) Однострунный инструмент (монохорд), в Древней Греции (у пифагорейцев) и в средние века служивший для демонстрации числовых соотношений музыкальных звуков (интервалов и звукорядов) в научных и учебных целях.

3) Цитровидный музыкальный инструмент. Смотри Канун.

Лит.: Танеев С. И. Учение о каноне. М., 1929; Feininger L. К. Die Frühgeschichte des Kanons bis Josquin des Prez (um 1500). Emsdetten, 1937; Богатырев С. С. Двойной канон. М.; Л., 1947; Handschin J. The Summer canon and its background // Musica Disciplina. 1949. Vol. 3; Glareanus Н. Dodecachordon. , 1965. Vol. 2; Холопов Ю. Канон. Генезис и ранние этапы развития // Теоретические наблюдения над историей музыки. М., 1978; Протопопов Вл. Очерки из истории инструментальных форм XVI - начало XIX в. М., 1979; Тимофеев Н. А. Превращаемость простых канонов строгого письма. М., 1981; Lowinsky Е. Е. Music in Titian’s Bacchanal of the Andrians: origin and history of the canon per tonos // Titian: his world and his legacy / Ed. D. Rosand. N. Y., 1982, Лебедев С. Н. Загадочный канон Рамоса де Парехи // Sator tenet opera rotas: Ю. Н. Холопов и его научная школа. М., 2003. Смотри также литературу при статьях Полифония, Фуга.

Канон — одна из тех великих форм, которыми может гордиться музыка Западной Европы. В своих наиболее значительных образцах форма канона сочетает художественно-эмоциональную полноту и насыщенность с рационалистически строго рассчитанной (и подчас невероятно сложной) конструкцией звукового целого. Зародившись еще в ранние эпохи европейского многоголосия, канон (с большей или меньшей распространенностью в те или иные исторические периоды) развивается на протяжении семи столетий, притом современная музыка отнюдь не обнаруживает тенденции к умалению художественной роли канона.

За столь длительное время канон, естественно, не мог не претерпеть существенной эволюции. И если история канона Нового времени более или менее у нас известна , то начало ее исследовано мало (прежде всего из-за труднодоступности источников, особенно в нашей стране). Настоящая статья ставит своей целью очертить контуры зарождения и начальных этапов развития формы канона.

1. Канон. Понятие и термин

Слово «канон» — одно из наиболее многозначных среди слов, вошедших в музыкальную терминологию.
. Каноном был назван «инструмент мудрецов» — монохорд . По имени этого инструмента сторонники математико-философского объяснения музыки назывались «канониками».

В позднегреческой (византийской) музыке термин «канон» был закреплен за определенной формой церковной музыки. Византийский канон (с конца VII века) состоит из девяти (или меньшего числа) частей — од. Из Византии канон перешел на русскую почву и сохранил то же строение (девять песен, вторая из которых большей частью отсутствует; в некоторых случаях пропускаются и другие — восьмая, девятая).

В католической мессе каноном (canon missae) называется часть после Sanctus от слов «Те igitur» (молитвенные тексты этой части мессы не подлежат изменению, отсюда и название «канон»).

Все перечисленные значения слова «канон», однако, не имеют отношения к полифонической форме канона, развившейся в европейской многоголосной музыке. Источник ее возникновения — мощный подъем исторически нового многоголосного полифонического мышления, интенсивно развивающего открывшиеся возможности повторения тематического материала при передаче его от одного голоса к другому и достигающего при этом неслыханных эффектов углубления музыкальной мысли, как бы погружения ее во внутреннее измерение музыки. Возведение непрерывной имитации в центр художественного интереса композиции формирует новый аспект музыкального времени и не поддающийся словесному описанию эстетический эффект взаимодействия двух одинаковых, но неодновременных голосов.

Изучение этапов становления европейских канонических форм осложняется различием путей развития термина и понятия канона. То, что с нашей точки зрения есть действительный канон (то есть непрерывная имитация), первоначально существовало под другими жанровыми наименованиями, а то, что носило название «канон», не во всем совпадает с каноном в нынешнем понимании этого термина. Так как подобного рода расхождения приходятся именно на ранние эпохи развития канона, данный вопрос — один из важнейших в настоящей работе.

2. Генезис канона. Имитация в метризованном органуме школы «Notre Dame». Обмен голосов

Канонические формы XIII—XIV веков возникли непосредственно на основе принципа имитации и хронологически, по-видимому, одновременно с ним. По технике письма канон и имитация, в сущности, однородны и могут рассматриваться как две разные степени проявления одного и того же общего принципа (передачи материала от одного голоса к другому). Перерастание зародившейся имитации в канон как имитацию последовательную, состоящую из нескольких отделов, происходит уже около 1200 года, у Перотина. Примером может служить его рождественский органум Viderunt (приводится фрагмент):


На ранних этапах своего развития имитация и канон проявили себя в рамках определенного приема организации музыкального материала, который получил в литературе специфическое наименование — «обмен голосов» (нем . Stimmtausch). Сущность этого «гласообмена» состоит в том, что данное сочетание двух (или более) голосов точно повторяется , а составляющие его мелодии передаются из голоса в голос с таким расчетом, чтобы каждая мелодия побывала во всех голосах. По совершении круга проведений каждой мелодии во всех голосах всё возвращается к исходному соотношению.


Обмен голосов объединяет в себе несколько явлений: (1) остинато , (2) имитацию и (3) канон (бесконечный — canon: infinitus, или «непрерывный», круговой — canon perpetuus, в позднейших терминах).

Обмен голосов имеет также отношение к технике двойного и тройного контрапункта . Кроме того, абсолютная «готическая» разграниченность мелодических отрезков — так же, как и геометрическая правильность их порядка, — в простейшей форме, но с полной определенностью оперирует мелодиями, как темами, — мелодиями, подвергающимися развитию посредством пермутации.

Техника обмена голосов зародилась, вероятно, в Англии (вторая половина XII века) и у мастеров школы «Notre Dame» (конец XII — начало XIII века) — как один из методов композиции трех- и четырехголосного органума (в последней стадии его эволюции — так называемом метризованном органуме ).

В терминах XIII (?) века техника обмена голосов была обозначена как «повторение в разных голосах» . Термин «повторение » многозначительно указывает на основное свойство соотношения между участвующими в этом обмене голосами и по смыслу связывает представления того времени с нынешними (определение как имитации, так и канона через «повторение»). У Йоханнеса де Гарландиа (Гарландии) в систематике повторений «повторение в различных голосах» (обмен голосов) стоит в паре с «повторением в том же голосе», то есть с остинато. Тот и другой виды повторений рассматриваются как кóлор, украшение звуковой структуры (не без связи со способами украшения ораторской речи) .

3. Рондель. Каталанские каноны

Рондель («Ave mater domini») из трактата Одингтона (в расшифровке):



Круговое «колесообразное» движение ронделя (cantus rotundellus) объясняет и название rondellus. Одингтон пишет: «Дискант имеет много видов. Если то, что один спел, все по очереди повторяют (recitent — произносят), такое пение называется рондель , то есть колесообразное или круговое»

I a b ...
b a ...
II m n ...
n m ...

«Складывание» вместе двух структур, несомненно, предвосхищает один из принципов будущих составных канонов.

Техника обмена голосов имела значение и для одной из разновидностей готического английского мотета (XIII — сер. XIV в.). В таком «рондель-мотете» находим еще один вариант формы ронделя — «рондель верхних голосов» (X. Эггебрехт) — в отличие от предыдущих типов, где охватываются все голоса. Схема варианта, частого среди «рондель-мотетов» «Вустерских» (Worcester) фрагментов такова:

a b c d ...
b a d c ...
m m n n ...

Таким образом, в ронделе техника, близкая канону, становится основой музыкальной формы.

Канон-«гласообмен», помимо метризованного органума и ронделя, нашел применение и в так называемых «каталанских канонах» (или «пилигримских канонах») . Они относятся уже к XIV веку и составляют переход к жанрам шас и каччи. На это указывает их наименование caça. Один из этих канонов (третий) имеет ремарку: «caça de duobus vel tribus vel „sic“» «кача двух или трех [голосов] или „так“», то есть: допускается исполнение на два или три голоса, а также одноголосно.

4. Рота. Канон как последовательная имитация

Близкая ронделю более поздняя форма роты или ротулы (также: радель — «колесо» — немецкое наименование роты) с современной точки зрения представляет собой уже настоящий канон как непрерывную и последовательную имитацию.

Произведений в форме роты дошло до нас очень мало. Знаменитый образец роты — английский «Летний канон» . По музыкальной форме он, однако, есть комбинация роты (в четырех верхних голосах) и ронделя (так называемый pes) в двух нижних. Схема формы:


Теоретическое объяснение роты (ротунды, ротунделя) у Йоханнеса де Грохео (Grocheio, прав. Грокéйо. — С.Л. ; XIII—XIV вв.) подчеркивает круговой характер формы: «Какая-либо кантилена называется многими ротунда или ротундель, потому что она, подобно кругу, сама в себе оборачивается и тем же образом начинается и заканчивается»

В оригинальной записи «Летнего канона» такая надпись есть, и помещается она между мелодией роты и pes-ронделем . В отличие от позднейших головоломок, эта надпись несложна и представляет собой скорее просто разъяснение, как надо петь, нежели литературно отшлифованное изречение.

Надпись гласит: «Эту роту петь могут четыре товарища (socii)... меньшим же числом, чем тремя или двумя, она не должна петься, кроме тех двух, кто поет стóпы (pedem)». В рукописи четко выделен один знак (крест), показывающий вступление каждого нового голоса (по отношению к последнему из вступивших).

5. Качча. Шас. Канон в некоторых других жанрах XVI века. «Фуга»

В XIV веке канонические формы распространяются шире. Особенно выделяются два родственных «изобразительных» жанра — итальянская качча (caccia) и французская шас (chasse, chace). Сами эти термины (и тот, и другой переводятся одинаково: «охота») указывают уже с большей определенностью на каноническую структуру произведения: один голос будто бы «охотится» за другим. Как и произведения вышеописанных жанров, качча и шас имеют светское содержание. Помимо обычных изобразительных моментов (сцен охоты, погони, лая собак) в содержание каччи нередко привносится более или менее открытый аллегорический сюжет любовного характера. То и другое наилучшим образом воплощается и в каноническом ведении голосов («погоня», «преследование», или — еще одно название каччи — incalzo, «гонка»). Поэтому вполне вероятно и обратное: канон как непрерывная имитация образно воспринимался как охота и соответственно этому получал свои названия.

Типичное полифоническое построение каччи таково: трехголосная ткань, где два верхних голоса образуют канон (в унисон), нижний — свободен; характерно большое расстояние по времени между пропостой и риспостой (до шести-десяти, иногда даже пятнадцати тактов).

В отличие от каччи, французская шас представляет собой канон в унисон, охватывающий все три голоса (однако были и двухголосные шас) .

Важно отметить, что, подобно автору «Летнего канона», создатели французских шас используют способ записи канонического трехголосия в виде одного голоса (с указанием для вступления других с помощью специальных значков или ремарок: fuga post... tempore) .

Помимо «охот», форма канона встречается и в других жанрах XIV века. Так, 17-я баллада Гильома де Машо «Sanz cuer m"en vois» («От сердца, полного плача и скорби») написана в виде трехголосного канона, то есть в форме шас . Самый знаменитый из таких образцов — 14-е рондó Машо «Ma fin est mon commencement» («Мой конец — мое начало»):


14-е рондо Машо считается исторически первым образцом ракоходного канона. В рукописях нотированы только верхний голос (такты 1-40) и первая часть контратенора (такты 1-20) .

, а исполнять их по выводящему, который может быть снабжен пояснительной надписью .

К терминам, обозначающим «охоту» или «погоню», прибавляется в XIV веке еще один, сходный по смыслу, — «фуга» (итальянское название — consequenza). Им также обозначается с этого времени (примерно до XVII века) канон (не фуга в нашем смысле), то есть «бег», «погоня» . Во второй половине XIV века слова этого корня ассоциируются с французской шас.

С XV века слово «фуга» становится все более употребительным (у Й. Чикониа, ум. 1411, Маттео Перуджийского, ум. ок. 1418, Дюфаи и др.) в надписях-афоризмах, указывающих способ выведения голосов из нотированного (например, fuga in diapente) . Co второй половины XV века возникает жанр канонической missa ad fugam (у Стэндлая, де Орто, Жоскена).

Понимание «фуги» как канонического тождества выводящего и выводимого голосов, очевидно, переходит в это время (с процесса «бега») также и на композиционно-техническое соотношение голосов. Тем самым «фуга» начинает трактоваться и как определенная композиционная форма. Существенный ее признак — имитационное повторение. Теоретик конца XV века Йоханнес Тинкторис в своем «Определителе музыки» (ок. 1473-1477) характеризует «фугу» как «идентичность голосов» (или «тождество голосов»)

Вершина эволюции канона (быть может, и не превзойденная во всем последующем развитии) приходится на вторую половину XV — первую половину XVI века . И эта вершина на сей раз стоит в непосредственной связи с термином «канон». Но сложность в том, что термин «канон» означает здесь (в XV—XVI веках) нечто иное , лишь отчасти совпадающее с нашим толкованием этого слова. В некоторых же значениях «канон» почти не имеет точек соприкосновения с современным его пониманием.

Как уже было показано, канон в виде последовательной имитации — это рота, шас, качча, «фуга». «Каноном» же в XV—веках называлась надпись -изречение, в простой или, наоборот, замысловатой (часто нарочито затемненной) формулировке указывающее способ («правило», «закон») исполнения произведения.

Классическое определение этого канона-правила принадлежит Тинкторису: «Канон есть правило, являющее волю композитора под покровом некоей тьмы» . В составлении символических, даже интригующих, загадочных эпиграфов композиторы словно нашли для себя объект интеллектуальной игры. Некоторые образцы:



Как видим, эта форма совершенно не соответствует понятию канона в нынешнем смысле слова. Отсюда вопрос: является ли формой строение произведения, снабженного ремаркой «канон»? Каков формообразующий фактор, обусловленный «каноном»?

Наш ответ таков. Исторически в европейском многоголосии существовали две разные формы, определяемые термином «канон», и, соответственно, два понятия канона. Первая из этих форм (канон-правило) — понятие XV—XVI веков; вторая (непрерывная имитация или последовательная имитация) — нынешнее понятие. Нет никаких оснований не учитывать этот исторический факт и отрицать за некоторыми из форм старого («нидерландского») канона право носить это имя по той лишь причине, что его структура не соответствует выработанному позже новому понятию. Нельзя абсолютизировать одно из этих двух понятий, нельзя сказать, что canon XV—XVI веков (в некоторых его видах, искусственно отделенных от подчиняющихся тому же правилу) — не канон; этим будет сказано лишь то, что он — не канон в позднейшем смысле. Можно сформулировать и сущность структуры, определяемой понятием «canon»: канон-правило есть форма с выводимыми голосами , то есть форма, которая строится при помощи чтения ненотированного голоса (голосов) по партии нотированного голоса (голосов). Можно определить его также как форму с отраженными голосами.

Согласно предложенной формуловке (канон — форма с выводимыми голосами) оказывается возможным обнаружить связь между двумя понятиями канона — старым и нынешним: канон как последовательная имитация есть частный случай канона-правила. Все формы канона в нынешнем смысле можно понять (и — в принципе — нотировать) как структуру с выводимыми голосами (см., например, каноны в I части «Tabulatura nova» Шейдта и в «Musikalisches Opfer» И. С. Баха)

Canon как изречение-мотто нагляднейшим образом фиксирует суть канона как принципа выведения голосов. Поэтому мы можем воспользоваться методом канона-надписи следующим образом: Канон есть форма с выводимыми голосами. Canon есть правило выведения голосов .

Считая классификацию Файнингера наиболее полной, хотя и не лишенной терминологической спорности, приведем ее с некоторыми поправками. Классифицировать необходимо два аспекта канона: (а) технику письма и (б) формы.

  1. Простой (однотемный) прямой канон
  2. Сложный (многотемный) прямой канон
  3. Пропорциональный (мензуральный) канон
  4. Линеарный (однолинейный) канон
  5. Инверсионный канон
  6. Элизионный канон

1. Простой канон — наиболее элементарный тип канона из двух или более голосов, воспроизводящих пропосту без изменений длительностей, направления по вертикали, направления по горизонтали, без изменений состава мелодии (например, без пропуска звуков или пауз). По принципу простого канона может быть построено и огромное, сложное произведение. Таков, например, легендарный 36-голосный канон-колосс «Deo gratias», приписываемый Окегему

К тому же типу относится не менее знаменитый 24-голосный канон в мотете Жоскена «Qui habitat in adiutorio» (сложение — additio — четырех простых шестиголосных канонов). Так как, несмотря на паузы, голоса в каноне Жоскена не умолкают, возникает действительное 24-голосие, и выходит, что «Qui habitat» Жоскена превосходит «Deo gratias» по количеству голосов

К типу простого канона, очевидно, должен относиться «нулевой канон» — с одновременным вступлением голосов (то есть с нулевым расстоянием во времени) без применения указанных выше видоизменений мелодии. Совпадая с приемом дублировки голосов, нулевой канон отличается от нее смыслом дублирования. В старой полифонии (у Дюфаи, Жоскена) параллельное ведение рядом с мелодией ее имитации оказывается частным случаем выведения одного голоса из другого, отличаясь от прочих видов лишь временем вступления . Таков принцип фобурдона с удвоением данного голоса (нулевой канон) в кварту. На основе одновременности вступления голосов нулевой канон объединим с другими видами канона sine pausis («без пауз»), не обязательно связанными с неизменностью темы. Такого рода канон sine pausis мы находим у Шейдта в I части «Tabulatura nova» (1624), в канонах №№ 6 и 7. (Авторская ремарка-canon относит обозначение sine pausis именно к двум верхним голосам, так как именно они идут в дециму; однако сочетание с нижним голосом привносит также эффект пропорционального канона.) Следующий 36-голосный канон складывается из девяти четырехголосных хоров, которые, в свою очередь, образованы канонически путем выведения из одной-единственной темы:



2. Сложный канон характеризуется тем, что пропоста не одноголосна, а многоголосна, то есть, в сущности, исходным моментом является совокупность двух или нескольких (трех-четырех) пропоcт. Сложный канон — объединение двух или более простых.

3. Пропорциональный канон нотируется как один голос с указанными двумя или несколькими метрами («пропорциями», «мензурами»). Голоса вступают одновременно и даже как бы идут каждый в своем темпе. Один из наиболее выдающихся образцов — «IIII vocum ex unica» («четыре голоса из одного») Пьера де ля Рю

4.1. Линеарный канон (Файнингер: Linearkanon) более всех других расходится с нынешним понятием канона. Теноровый или линеарный канон предполагает проведение мелодий, выведенных из нотированной, в том же самом голосе, то есть однолинейную имитацию.

4.2. Распределенный линеарный канон у Файнингера носит название «формальный канон» (Formalkanon) , которое кажется неточным, так как при других видах техники канонические голоса также становятся основой формы (кроме того, слово «формальный» имеет и другой оттенок). Сущностью этого вида является распространение функции тенора как с. f. (в линеарном каноне) на другие голоса (в порядке имитации и особенно пред-имитации) . Образец распределенного канона:



5. Инверсионный канон — как понятие — объединяет и собственно инверсию (обращение по вертикали), и ракоход (обращение по горизонтали). Образец инверсионного канона — 14-e рондо Машо (пример 3) .

6. Элизионный канон у Файнингера носит название Reservat-canon . Сущность его — в пропуске всех пауз или всех мелких нот. Файнингер описывает Agnus II из мессы Изаака «О Österreich»: соответствующий голос написан без ключей, с тремя значками, и существенно длиннее, чем единственный свободный сопровождающий голос; голос I должен читаться в басовом ключе и при первом значке перескакивает на последний; голос II вступает на 4 такта позже и в сопрановом ключе (то есть идет в кварту через октаву), он перескакивает с первого значка ко второму и заканчивается при последнем; голос III вступает также через 4 такта, читается в альтовом ключе (то есть в двойную кварту) и идет гладко до второго знака . Образец элизионного канона :




При рассмотрении явлений музыки далекого прошлого современные исследователи (Вл. В. Протопопов принадлежит к их числу) стремятся связать их с нашим временем. Для этой тенденции есть основания в самом характере современной музыкальной культуры.

Многими чертами современное музыкальное мышление корреспондирует со всеми прошлыми эпохами. Не будет преувеличением сказать, что середина XX века — время открытия прошлых эпох музыки. В музыкально-исполнительской жизни — бесчисленные ансамбли старинной музыки, в музыкальной науке — восстановление музыкальных форм барокко, Возрождения, средневековья.

Изменилось само музыкальное сознание. Мы обрели способность слышать и понимать как живое искусство, как человеческую мысль то, что говорят нам Федор Крестьянин, Перотин или Андрей Критский.

Сегодня нам кажется странным, как можно было (еще совсем недавно!) считать термин cantus firmus «устрашающе действующим» и «олицетворением контрапунктической схоластики», а изоритмический мотет — «одновременным сочетанием [...] независимо друг от друга возникающих мелодических линий», допускающим «лишь умозрительное постижение своего смысла, своей структуры»

Музыкальное мышление XX века в чем-то оказалось близким и старым нидерландцам, и Джезуальдо, и даже средневековой монодии. Так, в порядке развития канонических ракоходных структур старых нидерландцев современная музыка широко использует канонические, ракоходные, зеркальные формы (примеры: А. Берг, Allegro misterioso из «Лирической сюиты» для струнного квартета; П. Хиндемит, прелюдия и постлюдия из Ludus tonalis; P.С.Леденев, вторая из «6 пьес для арфы и струнного квартета»). Поэтому закономерно и использование (подчас на новом уровне, с новыми задачами) принципа выводимых (отраженных) голосов — принципа старого канона. Не беря сейчас многочисленных более крайних явлений, продемонстрируем эту близость (ре)канонизацией (зашифровкой) музыкальной структуры, автор которой вовсе на это не рассчитывал

1 Канонические формы — начиная от Баха — на большом количестве нотных образцов продемонстрированы или упомянуты в двухтомнике Вл. В. Протопопова «История полифонии в ее важнейших явлениях» (М., 1962, 1965).



2 Каноном называли также: числовые соотношения звуков (у Диогена Лаэрция); твердую точку отсчета (у Плутарха — хронологические вехи, на основе которых исчислялись другие даты); список образцовых греческих писателей, установленный александрийскими грамматиками. Термин «канон» применялся в скульптуре (знаменитый «канон» Поликлета), архитектуре (Витрувий), литературе, музыке. В раннехристианскую эпоху термин «канонический» («правильный») был применен для отделения официально признанных церковью текстов священного писания (Нового завета) от отвергнутых («апокрифических»).

3 Изобретение монохорда (поначалу еще не называвшегося каноном) легенда приписывает Пифагору. Но, по-видимому, исторически первое описание канона монохорда принадлежит Евклиду («Разделение канона», III в. до н. э.). «Канун» (перс. — «ганун») — также наименование струнного щипкового инструмента у разных народов (у нас — в Армении — под названием «канон»).

4 X. Бесселер датирует квадрупль Перотина «Sederunt» (в котором встречается обмен голосов) 1199 годом (см.: Besseler H. Die Musik des Mittelalters und der Renaissance. Potsdam, 1937, S. 114). Л. Файнингер указывает, что в школе «Notre Dame» обмен голосов появляется именно у Перотина, не ранее: «у Леонина это было бы невозможно» (Feininger L. Die Frühgeschichte des Kanons bis Josquin des Prez (um 1500). Diss. Emsdetten, 1937, S. 2).

5 Выражение Йоханнеса де Гарландиа (Гарландии) (Johannes de Garlandia. «De musica mensurabili positio»). Необходимо, однако, оговориться, что, согласно новейшему исследованию Э. Раймера, данная глава трактата считается неподлинной (см.: Reimer E. Johannes de Garlandia: De mensurabili musica. Kritische Edition mit Kommentar und Interpretation der Notationslehre. Wiesbaden. 1972, Tl. 1. S. 91, 95; Tl. 2, S. 39 ff.).

6 На это прямо указывает Просдоцимус де Бельдемандис (CS III, 226), объясняя колор как «повторение» и применяя при этом термин «фигура» («...in colore musico fit pluries similium figurarum...»).



7 Помимо этой формы ронделя (или раунда — round), известны и другие (континентальные), с иным построением.



9 Термин фигурирует в статье: Eggebrecht H. Rondellus. — In: Riemann Musiklexikon. Sachteil, 1967, S. 818.





11 Датировка его затруднительна. Названные в литературе даты варьируют в пределах двух столетий (XIII—XIV вв.). По-видимому, он относится к началу XIV века, но возможно — и ко второй половине XIII (ок. 1260). Если «Летний канон» принадлежит XIII веку, его следует считать первым выдающимся образцом собственно канона.

12 Цит. по изд.: Rohloff E. Die Quellenhandschriften zum Musiktraktat des Johannes de Grocheio. Leipzig, s. a., S. 51, 132 (133).



13 См.: Besseler H., Gülke P. Schriftbild der mehrstimmigen Musik (Musikgeschichte in Bildern, Bd. 3, Lfg. 5). Leipzig, 1973, S. 45.



16 М. Сапонов называет ее «канонической балладой» (Сапонов М. Музыкальные формы Г. де Машо. Дипломная работа. МГК, 1973). Здесь и далее Ю.Н. ссылается на "порядковые номера" сочинений Машо по (устаревшему) изданию Ф.Людвига. Читатель должен иметь в виду, что в других изданиях (напр., в издании Л.Шраде, которое с середины 1950-х гг. считается нормативным) порядковые номера пьес другие [С.Л.].

17 Схема восьмистрочного рондо:

номера восьми строк текста 1 2 3 4 5 6 7 8
строки текста
рифмы стиха и строки музыки
функции строк
a b
a b
рефрен
с
a
верс
a
a
рефрен
d c
a b
верс
a b
a b
рефрен

19 Помимо названных случаев, канон встречается изредка, например, в мадригале (см.: Besseler H. Bourdon und Fauxbourdon. Leipzig, 1974, S. 71, 230).



20 Отсюда возможности различных расшифровок. Так в изд.: Машо Г. де. Ансамбли (М., 1975) приведены два варианта реализации 17-й баллады (под номерами 9 и 9а). выполненные Ф. Людвигом и Л. Файнингером. В одной расшифровке голоса канона вступают через один такт; в другой — через два.

21 Между тем сами слова «канон», «канонический» изредка применяются в терминологии музыкальных текстов в общем значении «правила». Так, у Иоханнеса де Грохео (см.: Rohloff E. Op. cit., S. 124, 144) читаем: «de musica composita vel regulari vel canonica» («о сочиненной или следующей правилам, или канонической музыке»), «canones universales artis musicae» («общие правила музыкального искусства»).

Ли не один из главных вопросов, которые задают себе люди, искренне увлекающиеся музыкой и ее происхождением? Очень часто в повседневной жизни мы встречаем выражение «По строгим канонам» или же употребляем слово «канонический», подразумевая то, что вещь или существо, о котором мы говорим, является образцовым и подчиняющимся строгим правилам. Но что значит канон в музыке? Давайте разберемся в этой статье с этим интересным понятием и разберем его происхождение, типологию и использование в музыке.

Канон - что это?

В переводе с греческого «канон» обозначает образец, что-то, что можно считать примером для подражания. Канон в музыке - это немного более узкое понятие: пьеса, рассчитанная на много голосов, которые будут исполнять одну и ту же мелодию, но при этом вступать поочередно от одного и того же или разных звуков.

Если говорить более понятным языком, то это - музыкальная пьеса, которая строится на постоянной имитации. Это и есть канон. Определение его бывает разнообразным, но особой формой и разновидностью данного понятия в музыке является бесконечный канон, где мелодия может переходить от окончания к началу и повторяться бесконечное количество раз. При этом существует не один тип канонов, каждый из которых звучит неповторимо. Главным же условием в исполнении такой музыки есть то, что мелодия, воспроизводимая первым голосом, должна быть повторена идентично до каждого звука.

Откуда взялся канон в музыке?

Канон в музыке - это форма, созданием которой может без зазрений совести гордиться Западная Европа, ведь именно оттуда взялось и это понятие, и сама форма. Данный тип музыки отличается одновременно сложной конструкцией звука и эмоционально насыщенной и полной формой. Данная форма зародилась еще в эпоху многоголосия в Европе, но продолжила свое развитие в последующих семи столетиях, причем роль его не уменьшается при развитии современной музыки. Конечно же, данный термин претерпел значительную эволюцию за время своего существования при создании музыки.

Изначально канон существовал под одним значением, в современной же музыке это понятие обозначает немного другую форму. Именно поэтому этот термин используют для обозначения нескольких эпох его развития, разделяя его на классический и современный.

Этимология и типология канона

Греческое слово κανών (канон) обозначает "прут, линейка, брусок"; "какой-то предмет, выступающий мерилом". Еще одно значение - это "правило, мера, норма или образец". Помимо греческого определения, этим обозначением называют монохорд, известный как инструмент мудрецов. Именно из-за этого инструмента канониками называли сторонников математико-философского определения в создании музыки.

Византийская музыка закрепила данный термин определение как форму церковной музыки. Этот тип музыки состоит из девяти од, в которых вторая часть в большинстве своем отсутствует или же пропускаются восьмая и девятая песни. Чуть позже византийский канон перешел в русскую музыку и сохранил изначальное строение.

Католики стали называть данным определением часть от слов в молитвенных мессах Те igitur после Sanctus. Эта часть мессы не подлежит никаким видоизменениям, и именно поэтому появилось название «канон» в католических мессах.

Бывают такие типы канонов, как простой, производный, бесконечный, тройной, двойной и мензуральный. Все они чем-то похожи друг на друга, но все же имеют некоторые различия.

Особая форма канона

В европейской музыке развилось такое особое ответвление, как полифония. Полифонический канон в музыке - это особая форма канона, возникшая при мощном подъеме полифонического мышления. При полифонии проводится непрерывная имитация звуков, при этом звуки передаются от одного инструмента или голоса к другому. Таким образом, полифоническая мысль погружается в измерение музыки, которое находится внутри нее. Полифония являет собой эстетический эффект, который не поддается описанию словами.

Канон в музыке является довольно забавным приемом, при котором есть абсолютное следование мелодии, а не общему правилу. При исполнении этого ответвления в музыке один из голосов начинает мелодию, затем его подхватывает второй и полностью повторяет мелодию, не принося никаких изменений. К двум голосам присоединяется третий, полностью повторяя уже заданную мелодию. Такой способ исполнения музыки звучит естественно и ненавязчиво. Полифония достигла особого подъема своей популярности в двухтысячные годы, когда на звук вызова на телефоне ставили как раз таки

Реферат на тему:

Канон (музыка)



План:

    Введение
  • 1 История
  • 2 Типы канонов
    • 2.1 Простой
    • 2.2 Интервальный
    • 2.3 Контрапунктные производные
      • 2.3.1 Обращение
      • 2.3.2 Возвратное движение
    • 2.4 Мензуральный
    • 2.5 Бесконечный
    • 2.6 Двойной и тройной
  • 3 Способы записи канона
  • Литература
  • 6 Аудиофрагмент

Введение

Это статья о музыкальном значении слова «канон». Другие значения см. в статье Канон.

В музыке кано́ном называется полифоническое произведение, в котором основная мелодия сопровождается подобными ей, вступающими через некоторый промежуток времени после её начала. Мелодия, звучащая с самого начала канона, называется пропостой , а голоса, вступающие позже, - риспостами (иногда можно встретить латинские обозначения dux - «вождь» и comes - «спутник»). При этом спутники должны либо точно совпадать с мелодией-вождём (простой канон), либо быть полученными из неё по некоторым правилам, приведённым ниже. Самые известные примеры канонов (например, "Frère Jacques" - «Братец Яков») - простые.


1. История

Слово «канон», имеющее много других значений, стало использоваться для обозначения музыкальной формы только в XVI веке. Наиболее ранние известные английские каноны датируются XIII веком. Хрестоматийный пример раннего канона - пьеса с инципитом «Sumer is icumen in» (так называемый «Летний канон»). Каноны активно писали в эпоху Арс нова в Италии и Франции, особенно в жанрах каччи и шас. Знаменитый ранний пример ракоходного канона -шансон «Мой конец - моё начало» Гильома де Машо. В полифонической музыке франко-фламандской школы (1430-1550) канон получил дальнейшее развитие, а окончательно известные сейчас правила сочинения канонов сформировались у композиторов Римской школы. В это время форма канона достигла наивысшего развития. Большое внимание канону уделяли Жоскен Депре, Иоганн Окегем (которому приписывают 36-голосный канон Deo gratias ), Пьер де ла Рю, Палестрина и другие. Позже к канону стали обращаться всё реже (с некоторыми значимыми исключениями, такими как «Музыкальное приношение» И. С. Баха). Каноны писали и другие музыканты эпохи барокко (Пахельбель, Телеман, Зеленка). Некоторое количество юмористических канонов оставил В.А.Моцарт. В XX веке интерес к канону возродился: Антон Веберн написал 5 канонов на латинские тексты (op.16), используя технику додекафонии. Примеры канонов оставили также Пауль Хиндемит, Арнольд Шёнберг, Дьердь Лигети, Луиджи Ноно и многие другие.

До выделения фуги в отдельную музыкальную форму каноны, как и другие имитационно-полифонические произведения, часто называли фугами.


2. Типы канонов

Каноны классифицируются в соответствии с разными параметрами: количество голосов, интервал между первыми нотами пропосты и риспосты, наличие обращения или возвратного движения голосов, временна́я разница между вступлениями голосов, точность повторения интервалов пропосты риспостами и темпы риспост.

2.1. Простой

В простом каноне мелодии-спутники в точности повторяют основную мелодию в первом голосе, возможно, на октаву выше или ниже основного голоса. Пример такого канона - Frère Jacques.

2.2. Интервальный

Если риспоста начинается не с той же ноты, что и пропоста, то канон называется интервальным. При этом мелодия риспосты уже не обязана точно совпадать с пропостой: интервалы между двумя нотами основной мелодии могут заменяться на одноимённые (например, большая секунда на малую). Если мелодии во всех голосах совпадают, то канон называется точным , если нет, то диатоническим .

2.3. Контрапунктные производные

Риспоста может не совпадать с пропостой, а быть её контрапунктной производной.

2.3.1. Обращение

В обращённом каноне мелодии-спутники являются обращениями мелодии-вождя. Это значит, что, если основная мелодия делает скачок, например, на квинту вверх, спутник в том же месте делает скачок на квинту вниз, и наоборот. Если при этом расстояния между нотами точно сохраняются, то такой канон называется зеркальным .

2.3.2. Возвратное движение

В риспостах может применяться возвратное движение, или ракоход, когда основная мелодия записывается задом наперёд. Каноны, одновременно обращённые и в возвратном движении, иногда называют столовыми: его можно сыграть, если между двумя музыкантами поставить стол и положить ноты основной мелодии канона (каждый будет читать мелодию в своём направлении).

2.4. Мензуральный

В мензуральном, или пропорциональном, каноне риспоста является растянутой или сжатой во времени пропостой (то есть играется в другом темпе). Например, мелодия риспосты может играться вдвое медленнее пропосты (канон per augmentationem ) или вдвое быстрее (канон per diminutionem ). Технически мензуральные каноны наиболее сложны для написания. Такие каноны в большом количестве писали в эпоху Возрождения, в особенности в конце XV - начале XVI веков; Окегем написал целую мессу (Missa Prolationum , «Месса пролаций»), каждая часть которой является мензуральным каноном.


2.5. Бесконечный

Бесконечным (canon perpetuus ) называется канон, конец которого плавно переходит в начало, то есть такой, который можно играть сколь угодно долго. При этом мелодия в конце может оказываться в той же тональности, в которой она началась, или модулировать в другую тональность (спиральный канон, per tonos ) - в таком случае новый виток канона начинается уже в новой тональности.

2.6. Двойной и тройной

Если в каноне присутствуют две (или три) независимые темы, к каждой из которых имеются спутники, такой канон называется двойным (соответственно, тройным).

3. Способы записи канона

Композиторы не всегда явно выписывали в каноне все голоса. Иногда записывался один голос с пометами, позволяющими однозначно восстановить весь канон - такая запись называется закрытой . Если выписывается только основная мелодия канона без указания мест и интервалов вступления риспост, то канон называется загадочным .

Литература

  • Feininger L.K.J. Die Frühgeschichte des Kanons bis Josquin des Prez (um 1500). Emsdetten, 1937.
  • Холопов Ю.Н. Канон. Генезис и ранние этапы развития // Теоретические наблюдения над историей музыки. Москва: Музыка, 1978, с. 127-157.

По-гречески канон значит правило, образец. В жизни нам довольно часто встречается это слово. Мы говорим: «По строгим канонам...». Или употребляем понятие канонический в смысле образцовый, подчиняющийся самым строгим правилам. В музыке значение этого термина значительно уже. Так называется многоголосная пьеса, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но не вместе, а вступая поочередно, иногда от одного и того же звука, иногда - от разных. Собственно говоря, канон - это музыкальная пьеса или ее эпизод, построенный на непрерывно проводимой имитации. Пример такого эпизода - дуэт Ленского и Онегина в сцене дуэли в опере Чайковского «Евгений Онегин». Еще недавно неразлучные друзья, они стоят один против другого с пистолетами в руках. Мысли их одинаковы («Враги! Давно ли друг от друга нас жажда крови отвела?»), поэтому мелодия одна и та же; но они уже не вместе, они противники - и поэтому их мелодии не совпадают по времени, звучат каждая сама по себе. Так тонко, психологически обоснованно использовал композитор старинную полифоническую форму, Особая разновидность канона - бесконечный канон. Мелодия в нем может повторяться сколько угодно раз, переходя от окончания вновь к началу.


Смотреть значение Канон в других словарях

Канон — м. церк. установление апостолов, вселенских и поместных соборов, о вере и церковных обрядах. Кормчая книга содержит в себе каноны.. Церковная песнь, в похвалу святого........
Толковый словарь Даля

Канон — канона, м. (греч. kanon). 1. Правило или установление церкви в той или иной области (богослужения, обрядов, иерархических отношений и т. п.), утвержденное какой-н. верховной........
Толковый словарь Ушакова

Канон М. — 1. Непреложное правило, положение какого-л. направления, учения и т.п. // То, что твердо установлено, принято за образец. // То, что является традиционной общепринятой нормой,........
Толковый словарь Ефремовой

Канон — -а; м. [греч. kanōn - правило, предписание]
1. Правило, непреложное положение какого-л. направления, учения. Каноны классицизма. Каноны академической школы живописи.
2.........
Толковый словарь Кузнецова

Канон — 1) Церковное установление, правило, догмат в области вероучения или религиозных обрядов. 2) Совокупность правил, положений какого-либо направления в литературе и искусстве........
Политический словарь

Канон — правило, традиция, то, что приняло форму закона, стало общепринятым.
Экономический словарь

Канон — в изобразительном искусстве - система стилистических ииконографических норм - господствующая в искусстве какого-либо периода илинаправления; произведение, служащее нормативным образцом.
Большой энциклопедический словарь

Канон — - свод положений, имеющих догматический характер. Совокупность книг Библии, признаваемых церковью «богодухновенными», применяемых в качестве священного писания.........
Исторический словарь

Канон — (греч. kanon - правило) - 1) Принятое христ. церковью, в отличие от гражд. закона, постановление, касающееся внутр. распорядка, морали (особенно служителей церкви), семейных........
Советская историческая энциклопедия

Бесконечный канон — (лат. canon infinitus, canon perpetuus) - форма имитационного изложения, в к-рой нет заключит. цезуры (см. Имитация), и развитие мелодии приводит к её началу. Это позволяет исполнять Б.........
Музыкальная энциклопедия

Двойной канон — полифонич. соединение двух канонов на разные темы. Нередко применяется в репризах или кульминациях двойных фуг и др. полифонич. форм, венчая линию интенсивного развития.........
Музыкальная энциклопедия

Загадочный канон — канон, в к-ром записывается только мелодия пропосты, причём моменты и интервалы вступления риспост указываются лишь частично или вообще не указываются. Эти отсутствующие........
Музыкальная энциклопедия

Канон — (от греч. kanon - норма, правило).
1) В Др. Греции устройство для изучения и демонстрации соотношений тонов, образуемых разл. частями колеблющейся струны; со 2 в. получило........
Музыкальная энциклопедия

Канон (инструмент) — струнный щипковый муз. инструмент Распространен в странах Ближнего и Среднего Востока, где он известен под назв. канун (перс. - ганун), в СССР встречается в Армении. Плоский........
Музыкальная энциклопедия

Телесный Канон — характерная для данной культуры нормативная система установок и представлений относительно тела и его отправлений.
Сексологический словарь

Телесный Канон — характерная для данной культуры нормативная система установок и представлений относительно тела и его отправлений.(