Страшные истории про мертвых. Жизнь после смерти, или невыдуманные истории "живых мертвецов"

Моей бабушке уже почти 83 года. За плечами у нее четыре с лишним десятка лет работы в начальной школе. За последнее время похоронила своего старшего сына, младшего брата и, наконец, мужа (моего деда). В целом потери она перенесла стойко, но вот только по ночам с ней стало твориться что-то неладное.

Дед перед смертью просил нас с женой "досмотреть бабушку", и мы вскоре после того как его не стало, перебрались в одну из комнат ее двухкомнатной квартиры. Всем хорошо: и нам квартиру снимать не надо, и ей не скучно. Продукты всегда принесем, приберем, да и поговорить старушке есть с кем. Не нравилось нам, однако, что она повесила у себя над изголовьем кровати портреты покойных мужа и сына. А ведь я как-то слышала, что этого делать не стоит, так как это не даст уйти покойным в мир иной. Видимо, так и есть.

Однажды мы с женой проснулись ночью от страшного воя. Он доносился из зала, где спала бабушка. Мы буквально подскочили на кровати. Вдруг все стихло, но вскоре возобновилось с новой силой.

Перед глазами начали вставать сцены из фильмов ужасов, но я собрался с духом, вошел в зал и понял, что воет бабушка. Я разбудил ее, и она со страхом сказала, что приходил дед и душил ее. За что - не ясно. Бабушка, к слову, сказала, что я возвожу на нее напраслину - она не выла. С какой бы это стати вдруг? Не поверили в мой рассказ и родители.

Бабушка пила много таблеток, и, возможно, это как-то повлияло на нее, решили мы с женой. К тому же у нее уже были проблемы с сосудами головного мозга. Мы уменьшили ей дозу лекарств. Через несколько дней все повторилось. Я слышал, как ночью через нашу спальню кто-то невидимый прокрался в комнату к бабушке. Едва различимый звук шагов разбудил меня. И тут снова - вой.

Витя, Витя! - кричала сквозь завывания бабушка. Так звали ее покойного сына.

Вскочив, я разбудил ее, намочил лицо водой.

Со мной все в порядке, просто Витя приходил во сне, - сказала она.

Назавтра я поставил горящую свечу на то место в нашей спальне, где отчетливо слышал шаги. Свечка коптила, трещала. Равно как и в зале перед портретом Виктора и деда. В других местах пламя у нее было ровным.

Мы дали бабушке более сильные препараты. В спальне поставили намоленную в Киево-Печерской лавре икону. На какое-то время наши ночные страдания прекратились, но мы не расслаблялись. Решили попробовать, если вой снова раздастся, записать его не диктофон. Долго ждать "концерта" не пришлось.

Как-то ночь бабушка вновь завыла - и гораздо сильнее прежнего. Жена, забившись с головой под одеяло, велела мне включить диктофон. После минутной записи я зажег фонарик и, читая шепотом "Отче наш", стал будить бабушку. Она истошно выла во сне, лицо ее было перекошено. Открыв глаза, как нив чем не бывало, бабушка стала рассказывать про свое общение с покойными родственниками.

Мы устроили своеобразное расследование, собирая информацию о подобных случаях. Люди, услышав о проблеме, подсказали: попробуйте в следующий раз взять спящую бабушку за кончик пальца и спросить, что она видит. Должна рассказать! А тут вдруг случилось так, что очередной "концерт" бабушка устроила не ночью, а вечером, сидя в своем кресле, при ярком свете люстры. Номер с пальцем не прошел: лицо старушки было так ужасно искажено, что мы поторопились разбудить ее, забыв про совет. Однако быстро вернуть ее в реальность не удалось. Бабушка что-то пыталась сказать, но издавала лишь монотонные повторяющиеся звуки, словно в старом кассетном магнитофоне зажевало ленту. В итоге кое-как мы ее растрясли. Она резко пришла в себя, будто в ней переключился внутренний тумблер.

Кладбище - участок территории, специально предназначенный для погребения умерших или их праха после кремации. С этим местом связанно много мистических историй, страшных рассказов, легенд и страшилок. Некоторые являются чистой воды выдумкой и предназначены для того чтобы пугать детей на ночь, но многие истории взяты из реальной жизни, либо же основаны на реальных событиях и окутаны страшными тайнами, от которых кровь стынет в жилах. В этом разделе собраны самые разнообразные случаи связанные с кладбищем. Читайте и наслаждайтесь!

Эта история случилась со мной 10 лет назад. Вот только сейчас решил ее написать. Случилось так, что я оказался в позднее время на кладбище. Почему так, спросите вы? Дело в том, что у моего умершего родственника был ровно год, как…

20.01.2019 20.01.2019

28.12.2018 28.12.2018

Эта история не очень страшная. Но она взбудораживает. Это тем более было у меня дома и я не знаю оно ещё живёт у меня дома или нет. Тогда мы были все в одной комнате. И получилось так. Все смотрели телек…

27.12.2018 27.12.2018

Доброго времени суток, уважаемые читатели. Хочу поведать вам случай из жизни. Надеюсь, он стоит вашего внимания. Постараюсь быть максимально краток, не увлекаться и не описывать ненужных подробностей. Произошло это прошлой весной на кладбище, где покоятся мои бабушка с дедушкой —…

28.11.2018 28.11.2018

В ранней своей молодости работала я парикмахером в военном госпитале, - рассказывает Ирина. - Девчонка я была словоохотливая, и вот как-то зимой после работы заговорилась со своим знакомым на КПП и не заметила, что пропустила последний автобус, шедший ко мне…

05.11.2018 05.11.2018

Рассказал знакомый, с которым вместе учились в ВУЗе. Мальчик был (и есть) очень набожный и напряженно относился к историям подобного рода - но однажды поведал нам следующее: его дед служил в каком-то крошечном городишке сторожем на кладбище. Кладбище было старинное,…

01.11.2018 01.11.2018

На кладбище мы еще младшеклассниками ходили. Бутылки собирали, костры жгли - в общем, весело было. Да тут и недалеко оно, прямо за гаражами, «Красная Этна» называется, по одноименному заводу назвали. Вот завод переименовали после войны в Автозаводской, «Автоваз», значит, а…

01.11.2018 01.11.2018

Вот реальная история из моего детства. Когда она случилась, нам было примерно лет по десять. Мы с друзьями все росли в деревне и очень много гуляли. Каких только игр у нас тогда не было: и казаки-разбойники, и прятки, и догонялки,…

01.11.2018 01.11.2018

Молодой человек, не найдется ли у вас папироски? - эта фраза, произнесенная в полдвенадцатого ночи в дремучей городской окраине сама по себе заставляет напрячься. Ситуация усугублялась тем, что в данный момент я проходил мимо кладбищенской ограды и не предполагал…

01.11.2018 01.11.2018

Я с мамой живём у бабушки, но строим дом совсем на другом конце города. Мне 12 и с рождения я живу с бабушкой. Её дом находится очень близко с кладбищем и со школой. Когда я привожу в гости одноклассниц, они…

01.11.2018 01.11.2018

Когда я был младше, меня всегда очаровывала смерть и мистическая темная сторона нашей жизни. Она как будто бы меня манила к себе своей невидимой рукой. Данная страшная история из реальной жизни про кладбище и покойника произошла со мной, когда я…

01.11.2018 01.11.2018

Эта страшная история произошла со мной и моим другом позавчера. Пишу это сейчас онлайн, а у самого руки трясутся. За прошлую ночь я поверил во всю нечисть. У нас в городе есть старое кладбище, на которое боится ходить почти вся…

01.11.2018 01.11.2018

В моей жизни произошла не реально жуткая история. Мне было 12 лет, и жила я у бабушки в деревне. Там было скучно и мы с девчонками постоянно что нибудь придумывали. И вот однажды мы втроем пошли на кладбище…. Я не…

01.11.2018 01.11.2018

Мне эту мистическую историю рассказала моя дальняя родственница, это случилось с её подругой. Рассказ начну от лица моей родственницы. Живёт у нас в деревне одна женщина с мужем (назовём её Зоя), муж у неё под старость лет спился совсем, вообще…

01.11.2018 01.11.2018

Эта история произошла со мной летом в 91-м году - я тогда служил в армии в Таллинне (тогда название города ещё писалось с двумя «н»). К нам в часть должен был приехать какой-то чин, и командир роты меня и еще…

01.11.2018 01.11.2018

В жизни каждого из нас происходит всякое. Бывают и загадочные случаи, объяснить которые с общепринятых позиций просто невозможно. Особняком стоят кладбищенские истории, ведь они напрямую связаны с потусторонним миром, в котором мы все со временем окажемся. Тайны могил - так…

Фильмы об оживших мертвецах, мы воспринимаем как страшилку, не более. Каждый уверен, что умерший не воскресает. Тогда почему непременно встречаются у самых разных народов, разделенных тысячами километров пространства? Не кажется ли вам это странным? (сайт)

Кладбища вампиров

В 1994 году в чешском городе Челяковицы раскопали древнее кладбище X-XI в. В 11 могилах лежали останки 13 человек. Это были мужчины 30-40 лет. Все были связаны. У многих отрублены руки и головы. У каждого с левой стороны сломаны ребра - здесь вбивали осиновый кол. Видимо, тысячу лет назад жители Челяковиц имели веские основания опасаться, что эти 13 человек поднимутся из могил и постарались обезопасить себя от визита опасных гостей. Многие газеты рассказывали о страшной находке и только некоторые удосужились упомянуть, что это не первая находка захоронений вампиров.

На Балканах часто находят захоронения с пронзенными телами. И не только на Балканах. В 2009 году в Италии нашли скелет женщины с кирпичом во рту (один из методов борьбы с вампиром). Да и сам обычай класть покойника в гроб, а потом крепко заколотить его гвоздями, наводит на мысль, что наши предки всерьез опасались, что покойник может восстать из гроба.

Воскрешение из мертвых

Перелистаем хронику последних воскрешений. В 2003 году итальянец Роберто де Симоне когда родственники уже собирались накрыть гроб крышкой прокашлялся и попросил воды. В 2007 году признанный умершим попавший в аварию 21-летний Зак Данлэп во время процедуры прощания зашевелил ногами. В 2010 году в Колумбии 45-летняя "покойница" когда сотрудники ритуального агентства начали готовить ее погребению, внезапно задышала. В 2011 году в дверь Симферопольского морга начал стучать один из оживших "покойников": откройте, сволочи, холодно!

А ведь смерть каждого из них была констатирована медицинским работником. Если даже сегодня медики ошибаются, то ранее при более низком уровне развития медицины такие случаи случались куда чаще! Итальянский поэт Франческо Петрарка в 1344 году впал в летаргический сон, был признан умершим. Через 20 часов он проснулся, шокировав всех присутствующих и еще 30 лет творил после "воскрешения".

В 1772 году герцог Меклебургский указом ввел обязательный трехдневный срок между смертью и погребением - слишком часты были случаи "восстания из гроба". В Англии до сих пор действует закон, обязывающий каждый морг иметь колокол, чтобы "оживший покойник" мог поведать миру о своем возвращении в мир живых. Как видим, преждевременные захоронения считались серьезной проблемой, которая требовала своего решения.

А ведь были несчастные, приходившие в себя уже после захоронения. Если по каким-либо причинам такое захоронение вскрывали, в нем находили покойника перевернувшегося в гробу, с искаженным лицом, с окровавленными руками, разорвавшего на себе одежды.

Покойник домой вернулся!

В средневековых деревнях, где врачей не было вообще никаких, случаев захоронения живых было куда больше, чем в городах, где присутствовал хоть какой-то медик. Гораздо чаще здесь "покойники" и воскрешали. Захороненный в саване на незначительной глубине "покойник" мог вполне разорвать саван, откопаться и вернуться домой.

А теперь представьте сцену, когда домой возвращается "воскресший" - обезумевший (понятно, что такое "приключение" не могло не отразиться на психике), с окровавленным ртом (в борьбе за жизнь несчастный мог искусать себе губы в кровь), в разорванном саване! Естественно, что первым желанием у людей было как можно скорее отправить родственника туда, откуда пришел. Его и отправляли, быстро и скоро: связывали, отрубали ноги, руки, голову, чтобы уж точно умер, и вбивали в грудь кол - для страховки.

Умер - так умер, не воскресай

Переживать такой ужас никому не хотелось. Поэтому, чтобы покойники не возвращались, люди стали тратиться на гробы, крепко их сколачивали. Если человек с замершими жизненными функциями, уже готовый к захоронению вдруг подавал признаки жизни - вместо того чтобы радоваться, спешили вбить в грудь "вампиру" кол. Каждый такой случай запоминался надолго, обрастал массой подробностей. Неудивительно, что сюжет о воскресшем покойнике можно найти в фольклоре любого народа.

Так что поводы к созданию страшилок о ходячих мертвецах были. Нам же остается только утешаться, что таких случаев становится все меньше, и каждый из них уже становится сенсацией. И верить, что - плод фантазии писателей и кинематографистов.

Несколько лет назад журнал "Daily World News" опубликовал сенсационные рассказы людей, которые якобы стали очевидцами настоящей "демонстрации" выходцев с того света.

По их словам, это произошло в Австрии на деревенском кладбище недалеко от города Брукк-ан-дер-Мур. Будто бы мертвецы покинули свои могилы и на глазах у перепуганных жителей колонной прошествовали через соседнюю деревню. Эта ужасная процессия, от одного вида которой волосы вставали дыбом, состояла в основном из пожелтевших скелетов, но были в ней и полуразложившиеся трупы, источавшие немыслимое зловоние. Безучастные ко всему окружающему "демонстранты", словно повинуясь кому-то, подошли к озеру и, как показалось очевидцам, растворились в его воде. Многие видели в ту ночь в небе яркий свет, а некоторые утверждали, что в озеро упал метеорит. На следующий дань пришедшие на кладбище люди обнаружили, что все могилы пусты.

У исследователей паранормальных явлений отношение к историям с ожившими мертвецами неоднозначное. А вот появление призраков не только на действующих кладбищах, но и в местах давних захоронений считается вполне достоверным фактом. Причём в многочисленных рассказах об этом фигурируют не только деревенские погосты.

Среди наиболее известных - Весерфилдское кладбище в американском штате Коннектикут. Были случаи, когда призраки появлялись там в дневное время. Один фотограф безвылазно просидел на кладбище несколько дней и в конце концов сфотографировал привидение, возникшее на могиле человека, умершего от укуса змеи. Правда, впоследствии снимок сочли "недостоверным". Новых охотников подежурить с фото- или кинокамерой в "городе мёртвых" не нашлось.

Появление призрака было совершенно случайно зафиксировано в лондонской Национальной галерее. Там установили усовершенствованную систему охранной сигнализации. И почти сразу в одну из ночей она сработала. Поднялась тревога, однако воров, как ни обыскивали музей, не обнаружили. Охранник, на котором лица не было от страха, бормотал примчавшимся полицейским нечто невразумительное: "Призрак! Я видел, как он прошёл по залу старых голландских мастеров и рассматривал картины. А потом исчез. Растворился в воздухе..." Директор галереи распорядился проверить видеозапись, сделанную телекамерой охранной системы. И каково же было его изумление, когда на экране показался тёмный силуэт человека, действовавшего в точном соответствии с рассказом охранника. Специалисты, исследовавшие плёнку, пришли к выводу, что на ней запечатлено самое настоящее привидение.

Дальнейшее расследование выявило, что и раньше охранники, совершавшие в ночное время обход помещений музея, видели призраков в пустых запах. Администрация посчитала, что охранники из-за слабого освещения принимали за призраков причудливую игру теней. Но некоторые объясняли появление выходцев с того света в Национальной галерее тем, что музей построен на месте, где когда-то было старинное кладбище и большая глубокая яма, в которую без церковного отпевания сбрасывали тела умерших во время страшной эпидемии чумы в середине XVII века.

В Эдинбурге, столице Шотландии, призраки дают о себе знать в старинной церкви Грейфрайэрс. Этот храм, связанный с множеством различных исторических событий, посещают множество туристов. Их особенно интересует древнее церковное кладбище, где снимались многие очень популярные исторические фильмы. Именно туристы рассказывали, что во время экскурсий по старому кладбищу они слышали громкие негодующие голоса, видели призрачные фигуры и порой получали при этом от какой-то неведомой силы довольно болезненные толчки и удары.

За два года число подобных свидетельств и жалоб перевалило за полсотни, и туристические бюро с согласия церковных властей пригласили на кладбище двух экспертов-медиумов из шотландского отделения Общества по исследованию паранормальных явлений. Те установили, что вся территория старинного кладбища наполнена болью и страданиями. А в тех местах, где туристы видели привидения и ощущали физическое воздействие в виде толчков и ударов, приборы зафиксировали мощные энергетические выбросы.

Как сообщают средневековые хроники, в XVII веке на территории кладбища, при церкви Грейфрайэрс, находилась тюрьма, куда в 1679 году король Карл II бросил более тысячи своих противников. Многие были там же казнены и похоронены на местном погосте. Рядом со своими жертвами погребен и лорд Маккензи, выносивший смертные приговоры. Проводившие обследование эксперты убеждены, что именно дух кровожадного лорда терроризирует туристов энергетическими толчками и ударами.

"Каэры" с того света

Каэры - сокращённое от "контрреволюционеры". Так называли тех, кто проходил по 58-й статье, то есть обвинялся в контрреволюционной деятельности и пропаганде. Но был и такой уникальный случай, когда следствие по 58-й велось в отношении... привидений.

В довоенной Москве большие заводы нередко располагались по соседству с жилыми массивами. Авиамоторный завод № 24 в Сталинском районе находился неподалёку от нынешней станции метро "Семёновская". В конце тридцатых годов завод начал расширяться, и ему отдали территорию, где было старое кладбище. Никаких перезахоронений останков делать не стали, могилы просто сровняли с землёй и выстроили там огромный испытательный цех. На том заводе и приключилась загадочная история с привидениями.

Весной 1941 года техника-инструментальщика, старого партийца Ивана Храпова вызвали к секретарю парткома. Там рядом с партийным начальником сидел военный с чекистскими петлицами. Состоявшийся доверительный разговор немало удивил Храпова. По словам энкавэдэшника, кто-то пытается сорвать выполнение важного оборонного задания. В испытательном цехе появились загадочные личности, загримированные под призраков. Они до такой степени запугивают мотористов, что те отказываются выходить на работу в те дни, когда планируются испытания новых моторов. Дополнительная охрана, выставленная вокруг цеха, не помогла: "призраки" непостижимым образом ухитряются проникать внутрь.

Поскольку Храпов в своё время служил в "чрезвычайке", ему поручается секретное задание. Под видом стажёра его переведут в испытательный цех, где он должен установить, действительно ли там появляются личности, выдающие себя за призраков, или это придумано мотористами, возможно, членами контрреволюционной группы, задумавшей сорвать производство новой авиационной техники.

Храпов взялся за порученное ему дело. Но новых ЧП с призраками в испытательном цехе больше не происходило. До тех пор, пока после первомайских праздников не поступила на испытание партия новых моторов.

В первую же ночную смену начальник цеха срочно позвал Храпова к одному из стендов. Бледный как полотно дежурный моторист рассказал, что, как только он включил мотор, откуда-то вдруг возникший призрак стал душить его. Храпов обшарил весь цех. Никого. И привидение больше не появилось, хотя моторы "гоняли" на всех стендах.

В дальнейшем такие ЧП повторялись не реже одного раза в две недели, и только у стендов с новыми моторами. Но когда Храпов прибегал туда, никаких посланцев с того света уже не было. В конце концов он договорился с начальником цеха, чтобы несколько смен подряд злополучные моторы испытывали только на одном стенде, и стал круглосуточно дежурить возле него. И вот на третью ночь Храпов сидел, погружённый в свои мысли. Вдруг страшный грохот работавшего рядом мотора внезапно смолк. Иван Сергеевич повернулся к находившемуся у приборной панели мотористу и не поверил своим глазам: между ним и панелью была отчётливо видна полупрозрачная фигура человека, которую моторист пытался оттолкнуть от себя. Иван Сергеевич вскочил - но призрак тут же растаял в воздухе...

Храпов рассказал об увиденном чекисту. Тот был явно озадачен. Пообещал, что к расследованию привлекут соответствующих специалистов. Однако начавшаяся вскоре война помешала. Завод № 24 был эвакуирован в Куйбышев, там призраки больше не появлялись.

Эту историю мне рассказал сам Иван Сергеевич Храпов. А вот в одном из закрытых учебных заведений НКВД выходцы с того света взяли в оборот... самих чекистов!

Месть обитателей "Города мертвых"

На полпути из Ленинграда в Петергоф стоит Троице-Сергиев монастырь, основанный в 1732 году. На его кладбище почти два века хоронили знатных особ и монахов. После революции монастырь закрыли, а в тридцатые годы в его просторные здания въехала школа подготовки стрелков военизированной охраны. Новые хозяева начали с уничтожения "наследия времён самодержавия и мракобесия". Особое рвение проявил начальник школы товарищ Фельдман, собственноручно круша богатые надгробия на монастырском кладбище.

А через неделю после этого стали происходить странные вещи. По ночам в гулких коридорах слышались чьи-то шаркающие шаги, раздавалось невнятное бормотание и жалобные стоны. Дневальные замечали в служебных помещениях неясные тени и ощущали явственный запах тлена.

Через некоторое время все обратили внимание на то, как неузнаваемо изменился начальник школы. Фельдман перестал проводить еженедельные политинформации, осунулся, постарел, стал раздражителен и пуглив. По ночам запирался в своём кабинете, где, по слухам, пил водку. Иногда из-за двери доносились глухие голоса, но с кем мог разговаривать начальник, никто не знал. А в марте сорокового в кабинете Фельдмана грохнул пистолетный выстрел. В оставленной им записке была какая-то чушь: мол, уходит из жизни, потому что не в силах больше выносить преследований двух белых старцев. Присланная для расследования ЧП комиссия, конечно же, в привидения не поверила, а пришла к выводу, что чекист просто допился до чёртиков.

После войны в монастыре разместилась школа милиции, а на месте кладбища был устроен плац для строевой подготовки. И привидения опять дали о себе знать: по ночам в коридорах бродили призрачные фигуры, раздавались стоны и проклятия.

В начале девяностых годов в милицейскую школу начали принимать девушек.

Как и курсанты-юноши, они находились на казарменном положении. И вот в одну из ночей в женском корпусе раздался дикий визг. Дежурный офицер быстро выяснил причину. Оказалось, что кто-то тайком проник в казарму и полез в койку к одной из курсанток. О ЧП немедленно известили начальника школы.

Ты запомнила того мерзавца? Опознать сможешь? - спросил разгневанный начальник перепуганную, зарёванную девицу.

Да не курсант он вовсе. Старик какой-то. Бледный, вонючий и холодный, как ледышка!

Расследование этого дела с позиции материализма никаких результатов не дало, а местные старожилы шептались о мести тех, кто был захоронен на бывшем кладбище.

Что стоит за местью мертвых

Испокон веков на Руси существовала традиция хоронить в стороне от жилья и уважительно относиться к местам вечного успокоения. Наши предки знали, что разорение погоста может навлечь беду. То есть ещё в старину люди убедились, что наш материальный мир и тот свет связаны друг с другом. Но если существует подтверждаемая фактами связь между двумя мирами, значит, должен быть и механизм её реализации. Новейшие научные исследования подтверждают это и к тому же раскрывают сущность такого взаимодействия. И дело тут вовсе не в мести покойников.

Многие учёные, в том числе психологи, биологи и физики, считают, что человек, как личность, состоит из физического тела и души, или, как теперь говорят, энергоинформационной сущности. Исследованиями с применением сверхчувствительных приборов сегодня установлено, что после смерти человека душа покидает тело не сразу, а поэтапно, в течение определённого времени. Это, в частности, подтвердили опыты с использованием эффекта Кирлиана, поставленные санкт-петербургским физиком К. Коротковым. А британские исследователи, размещавшие на могилах специальные приёмники, зафиксировали энергетические всплески на девятый и сороковой день после кончины человека.

Учёные полагают, что при первом всплеске энергоинформационная сущность выходит из физического тела, а при втором отлетает от него в тонкий мир. Но и после этого она сохраняет информационную связь с оставшейся в могиле плотью, то есть скелетом человека. Благодаря наличию такой связи близкие, приходящие на могилы усопших, могут вступать в контакт с их душами, чтобы получить поддержку в критических жизненных ситуациях.

Вместе с тем именно связь души с оставшимся в земле прахом её бывшего биологического носителя приводит к своеобразной материализации энергетической сущности в виде призрака. Чаще всего это происходит, когда нарушается вечный покой останков. А катализаторами или субъектами, посылающими вызов в тонкий мир, являются души тех, кто безвременно ушёл из жизни в результате несчастного случая или насильственной смерти. Они не могут перейти в загробный мир и вынуждены оставаться на Земле рядом с живущими, перед которыми нередко предстают в виде привидений. Но вообще-то наука пока ещё только подходит к разгадке тайн "города мёртвых".

«Жизнь мертвых продолжается в памяти живых», - говорил Цицерон. Но бывает так, что эта «жизнь» продолжается не только в памяти, а вот прямо перед носом. Как? Рассказываем.

Чичиков и Ко

Сюжет, описанный в знаменитой поэме Гоголя, как известно, был подсказан автору Пушкиным. Бизнес по скупке и реализации мертвых душ в те времена не был редкостью, но особенно широкий размах приобрел в молдавском городе Бендеры. О нем-то и узнал Александр Сергеевич во время своей кишиневской ссылки 1820–1824 годов.
В означенном городе с момента присоединения его к России и в течение нескольких последующих лет вдруг перестали умирать люди. Сначала это никого не настораживало. Но когда хранители правопорядка начали расследование, выяснилось, что после присоединения в Молдавию хлынули беглые крестьяне из центральных российских губерний. Чтобы не быть узнанными, они принимали имена умерших людей, то есть документы мертвецов попросту продавали живым. Похожий сюжет, разве что творчески приукрашенный, и поведал Гоголю Пушкин.

Трупный синод

IX–X века. Римское папство переживает духовный и политический кризис. Меньше чем за сто лет на святом престоле сменилось 24 понтифика. Каждый тянул церковное одеяло на себя, норовил очернить предшественника и отменял его указы. Наша история про то, как борьба за власть коснулась даже покойников. Так, папа Формоз, избранный в 891 году, активно вмешивался в дела Константинополя, интриговал в отношении французского престола и расчищал место возле престола папского. Энергии хватило на пять лет, после чего папа почил в бозе при невыясненных обстоятельствах. Еще через девять месяцев очередной преемник, папа Стефан VI, решил поквитаться с покойным.
Полуразложившийся труп откопали, привязали к креслу и приступили к допросу. За покойника отвечал дьякон, который прятался за креслом. Формоза, конечно, осудили по всем статьям и приговорили к наказанию: отрубили три пальца, которым понтифик совершал крестное знамение, сорвали папские одежды и протащили по улицам Рима, а затем похоронили в братской могиле для чужеземцев. Позже тело извлекли черные копатели и бросили в Тибр, откуда его выловил некий монах и, наконец, предал земле. Последующие понтифики то отменяли приговор Формозу, то вновь осуждали его.

Расхитители гробниц

В XVIII–XIX веках в Британии существовал весьма своеобразный бизнес: выкапывать из могил недавно захороненные тела для реализации. Звали этих ребят воскрешателями. Кому был нужен мертвец? Да хотя бы медикам - для научной деятельности. Кроме того, целой индустрией по «переработке» мертвых тел стало изготовление из них всевозможных лекарственных снадобий - от мазей до порошков и настоек.
Наконец в 1752 году британский парламент принял Акт об убийстве, позволяющий судьям заменить публичный показ тел казненных преступников препарированием (это расценивалось как «ужасная» посмертная участь). Но «биологического материала» все равно не хватало, и медикам приходилось сотрудничать с похитителями тел.
Удивительно, но воскрешатели действовали практически легально, ведь трупы не были ничьей собственностью! О сохранности дорогих тел пришлось заботиться родственникам. На кладбищах стали появляться могилы-клетки (мортсейфы), надгробия из тяжелых каменных плит и «безопасные» гробы для богатых.
Только после того, как от простого выкапывания мертвых воскрешатели перешли к удушению живых - из той социальной прослойки, про которую говорят «богом забытые», - власти наконец приняли законопроект, который позволял медицинским университетам препарировать тела умерших обитателей так называемых работных домов, в которых содержались мелкие преступники и нищие.

Любовь до и после гроба

Одной из самых ярких исторических фигур, имеющих тягу к «загробной» страсти, была королева Кастилии Хуана I. Своего мужа Филиппа Красивого она обожала со страстью потерявшей рассудок женщины (ее так и прозвали - Хуана Безумная). Первое время молодой супруг относился к жене с теплотой и нежностью, но очень быстро устал и обратил свое внимание на других. Хуана ревновала неистово: кричала, билась в истериках и однажды обрезала одной из любовниц короля ее роскошные волосы. А когда в 1506 году Филипп внезапно умер, помешалась окончательно. Несколько лет повсюду возила гроб мужа с собой, нипочем не желая с ним расставаться, и периодически вскрывала крышку, чтобы обнять останки любимого. Впрочем, некрофилия королевы спорна - говорят, идею не хоронить благоверного ей подсказали некие монахи, которые утверждали, что он может воскреснуть. Этого не случилось, и примерно через год после смерти Филипп был погребен.


Но современные «рабы любви» переплюнут даже исторических. В 1930-е мир облетела история немецкого микробиолога и иммигранта Карла Танцлера фон Козеля, работавшего в одном из морских госпиталей во Флориде. Там этот престарелый мужчина познакомился с красавицей кубинкой, имевшей романтично длинное имя Мария Элена Милагро де Ойос и нежный возраст - 22 года. Хелен, как ласково называл девушку Карл, была младше его на 32 года, болела туберкулезом и, несмотря на все усилия мужчины, умерла через несколько месяцев после их встречи. Но любовь Карла продолжала жить. Он построил для возлюбленной мавзолей, который посещал каждый вечер, а уже через пару лет попросту выкрал оттуда тело девушки и «поселил» его у себя в спальне. Возлюбленная была в буквальном смысле не первой свежести, поэтому Карлу пришлось скрепить разваливающиеся кости проволокой, вместо истлевшей кожи прилепить шелковую ткань, смоченную в воске, а на голову приклеить парик из волос умершей. Грудную полость трупа он заполнил тряпками, сверху же надел платье и перчатки.
В 1940 году - спустя порядка девяти лет после смерти девушки - сожительство Танцлера с трупом было раскрыто. Стало известно, что он клал его рядом с собой в постель каждую ночь и исполнял «супружеский долг» (во влагалище Хелен обнаружилась бумажная трубка, которая позволяла Карлу вступать с мертвой в интимную связь). Труп у Танцлера отобрали (зачем-то выставив его на всеобщее обозрение в одном из моргов), а самого поместили под арест. Но ненадолго. Вскоре после освобождения он соорудил себе чучело Хелен в натуральную величину и прикрепил к нему ее посмертную маску. Так он и жил с ним до самой своей смерти в 1952 году.