Детство Салтыкова-Щедрина. Интересные факты и важные сведения о его детстве

28.04.1889 (11.05).– Умер писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

М.Е. Салтыков-Щедрин

Михаил Евграфович Салтыков (15.01.1828–28.04.1889), писатель и публицист (псевд. Салтыков-Щедрин). Родился в дворянской семье, в имении родителей, селе Спас-Угол, Калязинского уезда Тверской губернии. Детские годы, проведенные в родовой усадьбе, в крепостнической среде, оказали огромное воздействие на формирование его общественных взглядов.

Учился в Московском дворянском институте, откуда в 1838 г. как лучшего ученика его перевели в Царскосельский лицей. Здесь Салтыков-Щедрин увлекся литературой, в 1841 г. опубликовал свое первое стихотворение. Имел порицания учителей за "грубость", курение, небрежность в одежде, писание стихов "неодобрительного" содержания. Затем его знакомство с В.Г. Белинским повлияло на его политическую позицию, близкую к революционной. В 1847–1848 гг. он увлекся теориями социалистов-утопистов и посещал "пятницы" М.В. Петрашевского, с которым впоследствии разошелся. В это же время им были написаны первые повести "Противоречие" и "Запутанное дело", вызвавшие недовольство властей острой социально-обличительной направленностью.

Однако "деспотический режим" был таким, что все это время с 1844 г. после окончания лицея Салтыков служил в канцелярии Военного министерства. В 1848 г. за "вредный образ мыслей" всего лишь был выслан на службу в Вятку, где занимал должности старшего чиновника, советника губернского правления. Судя по записке о земельных безпорядках в Слободском уезде, он горячо принимал к сердцу свои обязанности, когда они приводили его в соприкосновение с народными бедами.

Смерть Императора Николая I в 1855 г. и начало либерального правительственного курса позволили Салтыкову вернуться в Петербург, где своими "Губернскими очерками" (подписанными псевдонимом Н. Щедрин) он приобрел известность. "Губернские очерки", печатались в "Русском Вестнике" с 1856 г., а в 1857 г. собранные вместе выдержали два издания (впоследствии – еще два, в 1864 и 1882 гг.). Они положили начало литературе, получившей название "обличительной", но сами принадлежали к ней только отчасти. Внешняя сторона хорошо знакомого Салтыкову-Щедрину чиновничьего міра кляуз, взяток и других злоупотреблений наполняет всецело лишь некоторые из очерков; важнее там психология чиновничьего быта; "гоголевский юмор" чередуется с лиризмом.

В эти годы критик и обличитель Салтыков-Щедрин служил чиновником особых поручений в Министерстве внутренних дел, был командирован в Тверскую и Владимірскую губернии для обозрения делопроизводства губернских комитетов ополчения (по случаю Крымской войны). Записка, составленная им при исполнении этого поручения, вскрывает множество обнаруженных им злоупотреблений. Далее он участвовал в подготовке крестьянской реформы 1861 г. В 1858–1862 гг. был назначен вице-губернатором в Рязани, затем в Твери, постоянно боролся со взяточничеством.

Подал в отставку, чтобы полностью посвятил себя литературе. Переехал в Петербург и по приглашению вошел в редакцию журнала "Современник", но главное внимание отдавал ежемесячному обозрению "Наша общественная жизнь". В 1864 г. вышел из редакции "Современника" из-за разногласий по вопросам тактики "общественной борьбы". Вернулся на государственную службу и в 1865–1868 гг., возглавляя Казенные палаты в Пензе, Туле, Рязани, что закончилось окончательной отставкой в отставку в чине действительного статского советника (после жалобы рязанского губернатора). С 1868 г. по приглашению Некрасова 16 лет работал в "Отечественных записках", а после смерти Некрасова руководил редакцией.

Не щадил Салтыков-Щедрин и новые либеральные учреждения Александра II – земство, суд, адвокатуру, – поскольку требовал от них многого и возмущался каждым несовершенством. Хотя эта направленность его творчества не привязана только к его времени. Особенно известны в этом отношении аллегорические сказки-притчи Салтыкова-Щедрина, образы которых вошли в пословицы и стали нарицательными: "Премудрый пескарь", "Бедный волк", "Карась-идеалист", "Баран-непомнящий" и другие. В них, правда, подвергаются высмеиванию не только чиновничьи пороки, но и сам принцип самодержавия. Общеизвестна и "Пошехонская старина" – яркая и пристрастная картина жизни крепостной России. В творчестве этого писателя, и особенно в сказках, вообще присутствует карикатурное обличительство тогдашних российских порядков, по которому никак нельзя судить о той России (хотя мы эти цитаты мы встречаем и ныне на каждом шагу – уже в оправдание современного криминального режима: мол всегда это было на Руси...).

Тем не менее Салтыкова-Щедрина нельзя причислить к революционным демократам, как это делали при советской власти. Тут у него, видимо, поначалу сказалась та же особенность русского обличительства, что и у : обостренная душевно-нравственная чувствительность и неприятие социального зла при неспособности правильно понять проблему теодицеи: существование в міре зла при всемилостивом и всемогущем Творце. Салтыкову-Щедрину тоже не хватало понимания духовной природы зла и оттого общественный идеал мыслился утопическим. Показательна тут сказка "Приключение с Крамольниковым", в которой писатель пишет о своем герое, что причиною его "крамольных" писаний была любовь к своей стране и боль за нее, которая передавалась окружающим в виде крамолы. И в "Пошехонской старине" Никанор Затрапезный, устами которого, несомненно, тоже говорит сам автор, описывает действие, произведенное на него чтением Евангелия. «Униженные и оскорбленные встали передо мной осиянные светом, и громко вопияли против прирожденной несправедливости, которая ничего не дала им, кроме оков».

То есть, в пылу нравственно-дешевных переживаний и обличений писатель преувеличивал язвы своего времени, порицая в сущности греховность самого человека, но перелагая ответственность за нее на "общество" и существовавшую православную власть. Однако при этом Салтыков-Щедрин оставался верующим человеком (размышления о воскресении Христа в "Губернских очерках", "Рождественская сказка", "Пропала совесть", "Христова ночь" и др.) и это "спасает" многие его произведения для классики русской литературы. Христианская основа непримиримости писателя ко злу проступает, например, в речи о судьбе русской крестьянской женщины, вложенной автором в уста сельского учителя ("Сон в летнюю ночь"): «Кто видит слезы крестьянки? Кто слышит, как они льются капля по капле? Их видит и слышит только русский крестьянский малютка, но в нем они оживляют нравственное чувство и полагают в его сердце первые семена добра».

Даже в своих самых отрицательных персонажах Салтыков-Щедрин видит человеческие черты. В социально-психологическом романе "Господа Головлевы" (символ разложения праздной жизни дворянской семьи) он открывает их даже в "Иудушке" (Порфирии Головлеве) – человеке, кощунственно прикрывающем свою поразительную безнравственность и греховность показной молитвенной набожностью, цитатами из Священного Писания и т.п. (персонаж стал нарицательным и даже знаменитым). В изображении кризиса, переживаемого Иудушкой на Страстной неделе и ведущего его к покаянию и к смерти, показано, что совесть есть и у Иудушек; по выражению Салтыкова-Щедрина, она может быть только временно «загнана и как бы позабыта». Этот роман с полным правом вводит Салтыкова-Щедрина в ряды настоящих русских писателей.

Вот и в сказке "Пропала совесть" – совесть, которой все тяготятся как обузой и от которой пытаются отделаться, она говорит своему последнему владельцу: «Отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем: авось он меня, неповинный младенец, приютит и выхолит, авось он меня в меру возраста своего произведет да и в люди потом со мной выйдет – не погнушается... По этому ее слову так и сделалось. Отыскал мещанинишка маленькое русское дитя, и вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама».

Нередко Салтыков-Щедрин в произведениях своими словами перелагает евангельские заповеди, правда, иногда чересчур вольно и смело.

В 1875–1876 гг. он лечился за границей, посещал страны Западной Европы в разные годы жизни. В Париже встречался с , Флобером, Золя.

К числу наиболее значительных произведений Салтыкова принадлежат: "Благонамеренные речи" (1872-76), "История одного города" (1870), "Господа Ташкентцы" (1869–1872), "Господа Головлевы" (1880), "Сказки" (1869–1886), "Мелочи жизни" (1886–1887), "Пошехонская старина" (1887–1889).

Прокурор русской общественной жизни
И. Сеченов

М.Е. Салтыков-Щедрин родился 27 января (15 января) 1826 года в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Родители его были разбогатевшими помещиками. Владения их, хотя и расположенные на малоудобных землях, среди лесов и болот, приносили значительные доходы.

Детство

Властвовала в усадьбе мать писателя – Ольга Михайловна; отец Евграф Васильевич, отставной коллежский советник, – имел репутацию непрактичного человека. Все свои заботы мать направляла на увеличение богатства. Ради этого не только дворовые люди, но и собственные дети кормились впроголодь. Какие-либо удовольствия и развлечения в семье не были приняты. В доме царила непрерывная вражда: между родителями, между детьми, которых мать, не скрывая, делила на «любимчиков и постылых», между господами и прислугой.

Среди этого домашнего ада рос умный и впечатлительный мальчик.

Лицей

Десяти лет Салтыков поступил в третий класс Московского дворянского института, а через два года, вместе с другими лучшими воспитанниками его перевели в Царскосельский лицей, который в эти годы был далеко не тем, что при Пушкине. В лицее господствовал казарменный режим, в нем воспитывались «генеральские, шталмейстерские... дети, вполне сознававшие высокое положение, которое занимают в обществе их отцы», – вспоминал Салтыков о своем духовном одиночестве в «годы ранней юности». Лицей дал Салтыкову необходимый объем знаний.

С января 1844 года лицей перевели в Санкт-Петербург, и он стал называться Александровским. Салтыков был выпускником первого петербургского курса. Каждое новое поколение лицеистов возлагало надежды на кого-нибудь из учеников как на продолжателя традиций своего знаменитого предшественника. Одним из таких «кандидатов» был и Салтыков. Еще в лицейские годы его стихи печатались в журналах.

Годы службы

Летом 1844 года М.Е. Салтыков закончил лицей и поступил на службу в Канцелярию военного министерства.

В 1847 году молодой автор написал свою первую повесть «Противоречия», а в следующем году – «Запутанное дело». Повести молодого писателя откликались на злободневные общественно-политические вопросы; их герои искали выход из противоречий между идеалами и окружающей жизнью. За напечатание повести «Запутанное дело», обнаружившей, как писал военный министр князь Чернышев, «вредный образ мыслей» и «гибельное направление идей», писатель был арестован и сослан по распоряжению царя в Вятку.

«Вятский плен», как Салтыков назвал свое семилетнее пребывание там на службе, стал для него трудным испытанием и одновременно великой школой.

После петербургской жизни среди друзей и единомышленников неуютно было молодому человеку в чуждом ему мире провинциального чиновничества, дворянства и купечества.

Любовь писателя к дочери вице-губернатора Е.А. Болтиной, на которой он женился летом 1856 года, скрасила последние годы пребывания Салтыкова в Вятке. В ноябре 1855 года по «высочайшему повелению» нового царя Александра II, писатель получил разрешение «проживать и служить, где пожелает».

Литературный труд и перипетии государственной службы

М.Е. Салтыков переехал в Петербург, и с августа 1856 года в журнале «Русский вестник» начали печататься «Губернские очерки» (1856–1857) от имени некоего «отставного надворного советника Н.Щедрина» (эта фамилия стала псевдонимом писателя). В них достоверно и ядовито изображались всесилие, произвол и взяточничество «чиновников-осетров», «чиновников-щук» и даже «чиновников-пискарей». Книга была воспринята читателями как один из «исторических фактов русской жизни» (по выражению Н.Г. Чернышевского), взывавших к необходимости социальных перемен.

Имя Салтыкова-Щедрина получает широкую известность. О нем заговорили как о наследнике Гоголя, смело вскрывавшем язвы общества.

В это время литературный труд Салтыков сочетает с государственной службой. Некоторое время в Петербурге он занимал должность в Министерстве внутренних дел, затем был вице-губернатором в Рязани и Твери, позже – председателем казенных палат (финансовых учреждений) в Пензе, Туле и Рязани. Непримиримо борясь со взяточничеством и стойко защищая крестьянские интересы, Салтыков везде выглядел белой вороной. Из уст в уста передавались его слова: «Я не дам в обиду мужика! Будет с него, господа... Очень, слишком даже будет!»

На Салтыкова сыпались доносы, ему грозили судом «за превышение власти», губернские остряки прозвали его «вице-Робеспьером». В 1868 году шеф жандармов доложил царю о Салтыкове как о «чиновнике, проникнутом идеями, не согласными с видами государственной пользы и законного порядка», за чем последовала отставка.

Сотрудничество с журналом «Современник»

Вернувшись в Петербург, Михаил Евграфович всю свою огромную энергию отдает литературной деятельности. Он задумал издавать журнал в Москве, но, не получив разрешения, в Петербурге сближается с Некрасовым и с декабря 1862 года становится членом редакции «Современника». Салтыков пришел в журнал в самое тяжелое время, когда умер Добролюбов, был арестован Чернышевский, репрессии правительства сопровождались травлей «мальчишек-нигилистов» в «благонамеренной» печати. Щедрин смело выступал в защиту демократических сил.

Рядом с публицистическими и критическими статьями помещал он и художественные произведения – очерки и рассказы, острое общественное содержание которых облекалось в форму эзоповских иносказаний. Щедрин стал подлинным виртуозом «эзопова языка», и только этим можно объяснить то, что его произведения, насыщенные революционным содержанием, могли, хотя и в урезанном виде, проходить через свирепую царскую цензуру.

В 1857–1863 годах он публикует «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе», в которых берет под сатирический обстрел крупных царских сановников. На страницах щедринских рассказов возникает город Глупов, олицетворяющий нищую, дикую, угнетенную Россию.

Работа в «Отечественных записках». «Помпадуры и помпадурши»

В 1868 году сатирик вошел в обновленную редакцию «Отечественных записок». На протяжении 16 лет (1868–1884) он возглавляет этот журнал сначала вместе с Н.А. Некрасовым, а после смерти поэта становится ответственным редактором. В 1868–1869 годах он публикует программные статьи «Напрасные опасения» и «Уличная философия», в которых развивает взгляды революционных демократов на общественное значение искусства.

Основной формой литературных произведений Щедрин избрал циклы рассказов и очерков, объединенных общей темой. Это позволило ему живо откликаться на события общественной жизни, давая в яркой образной форме их глубокую политическую характеристику. Одним из первых щедринских собирательных образов стал образ «помпадура» из цикла «Помпадуры и помпадурши», печатавшегося писателем на протяжении 1863–1874 годов.

«Помпадурами» Салтыков-Щедрин назвал царских администраторов, орудовавших в пореформенной России. Само название «помпадур» образовано от имени маркизы Помпадур – фаворитки французского короля Людовика XV. Она любила вмешиваться в дела государства, раздавала государственные должности своим приближенным, сорила государственной казной ради личных удовольствий.

Творчество писателя в 1870-е годы

В 1869–1870 годах в «Отечественных записках» появляется «История одного города». Эта книга явилась самой смелой и злой сатирой на царившие в России административный произвол и самодурство.

Произведение имеет форму исторической хроники. В отдельных персонажах легко узнать конкретных исторических лиц, например Угрюм-Бурчеев напоминает Аракчеева, в Перехват-Залихватском современники узнавали Николая I.

В 70-е годы Салтыков-Щедрин создал целый ряд литературных циклов, в которых он широко осветил все стороны жизни пореформенный России. В этот период написаны «Благонамеренные речи» (1872–1876) и «Убежище Монрепо» (1878–1880).

В апреле 1875 года врачи отправили тяжело больного Салтыкова-Щедрина лечиться за границу. Итогом поездок стал цикл очерков «За рубежом».

Сказки

80-е годы XIX столетия – одна из самых тяжелых страниц в истории России. В 1884 году были закрыты «Отечественные записки». Салтыков-Щедрин вынужден обращаться со своими произведениями в редакции журналов, чья позиция была ему чужда. В эти годы (1880–1886) Щедрин создает большую часть своих сказок – своеобразных литературных произведений, в которых, благодаря высшему совершенству эзоповской манеры, он смог проводить через цензуру самую резкую критику самодержавия.

Всего Щедриным написано 32 сказки, отразившие все существенные стороны жизни пореформенной России.

Последние годы. «Пошехонская старина»

Тяжелыми были последние годы жизни писателя. Правительственные преследования затрудняли печатание его произведений; в семье он чувствовал себя чужим; многочисленные болезни заставляли Михаила Евграфовича мучительно страдать. Но до последних дней жизни Щедрин не оставляет литературного труда. За три месяца до смерти он заканчивает одно из лучших своих произведений – роман «Пошехонская старина».

В противовес идиллическим картинам дворянских гнезд Щедрин воскресил в своей хронике подлинную атмосферу крепостного права, втягивающего людей в «омут унизительного бесправия, всевозможных изворотов лукавства и страха перед перспективою быть ежечасно раздавленным». Картины дикого произвола помещиков дополняются сценами возмездия, постигающего отдельных тиранов: мучительницу Анфису Порфирьевну задушили собственные дворовые, а другого злодея, помещика Грибкова, крестьяне сожгли вместе с усадьбой.

В основе этого романа – автобиографическое начало. Память Щедрина выхватывает личности, в которых зрел «рабский» протест, вера в справедливость («девка» Аннушка, Мавруша-новоторка, Сатир-скиталец).

Тяжело больной писатель мечтал поскорее закончить свое последнее произведение. Он «чувствовал такую потребность отделаться от “Старины”, что даже скомкал» (из письма М.М. Стасюлевичу от 16 января 1889 года). «Заключение» вышло в мартовском номере журнала «Вестник Европы» за 1889 год.

Писатель доживал свои последние дни. В ночь с 27 на 28 апреля 1889 года случился удар, после которого он уже не оправился. Салтыков-Щедрин скончался 10 мая (28 апреля) 1889 года.


Литература

Андрей Турков. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999. С. 594–603

К.И. Тюнькин. М.Е. Салтыков-Щедрин в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2001

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам .

Салтыков-Щедрин М.Е Биография.

Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович
(наст. фамилия Салтыков, псевдоним - Н. Щедрин) (1826 - 1889)
Салтыков-Щедрин М.Е
Биография
Русский писатель, публицист. Родился Салтыков-Щедрин 27 января (по старому стилю - 15 января) 1826 в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Отец происходил из старинного дворянского рода. Детские годы Михаила Салтыкова прошли в родовом имении отца. Первыми учителями были крепостной живописец Павел и старшая сестра Михаила. В 10 лет Сатлыков был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года. В 1838, как один из отличнейших учеников, был переведен казеннокоштным воспитанником в Царскосельский лицей. В лицее начал писать стихи, но позднее понял, что не обладает поэтическим даром и оставил поэзию. В 1844 окончил курс в лицее по второму разряду (с чином X класса) и поступил на службу в канцелярию Военного министерства. Первое штатное место, помощника секретаря, получил только через два года.
Первая повесть ("Противоречия") вышла в 1847. 28 апреля 1848, после выхода в печати второй повести - "Запутанное дело", Салтыков был выслан в Вятку за "...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...". 3 июля 1848 Салтыков был определен канцелярским чиновником при вятском губернском правлении, в ноябре - старшим чиновником особых поручений при вятском губернаторе, затем два раза назначался на должность правителя губернаторской канцелярии, а с августа 1850 был назначен советником губернского правления. В Вятке прожил 8 лет.
В ноябре 1855, после смерти Николая I, Салтыков получил право "проживать где пожелает" и вернулся в Петербург. В феврале 1856 был причислен к Министерству внутренних дел (служил до 1858), в июне назначен чиновником особых поручений при министре, а в августе командирован в Тверскую и Владимирскую губернии "для обозрения делопроизводства губернских комитетов ополчения" (было созвано в 1855 по случаю восточной войны). В 1856 Салтыков-Щедрин женился на 17-летней Е. Болтиной - дочери вятского вице-губернатора. В 1856, от имени "надворного советника Н.Щедрина", в "Русском Вестнике" были изданы "Губернские очерки". С этого времени Н. Щедрин стал известен всей читающей России, назвавшей его наследником Гоголя. В 1857 "Губернские очерки" издавались дважды (следующие издания выходили в 1864 и 1882). В марте 1858 Салтыков был назначен рязанским вице-губернатором, в апреле 1860 переведен на ту же должность в Тверь. Всегда стремился окружать себя на месте своей службы людьми честными, молодыми и образованными, увольняя взяточников и воров. В феврале 1862 Салтыков-Щедрин выходит в отставку и переезжает в Петербург. Приняв приглашение Некрасов Н.А. , входит в редакцию журнала "Современник", но в 1864, в результате возникновения внутрижурнальных разногласий по вопросам тактики общественной борьбы в новых условиях, расстается с "Современником", вернувшись на государственную службу. В ноябре 1864 Салтыков-Щедрин был назначен управляющим казенной палатой в Пензе, в 1866 переведен на ту же должность в Тулу, а в октябре 1867 - в Рязань. Частая смена мест службы объясняется конфликтами с начальниками губерний, над которыми писатель "смеялся" в памфлетах-гротесках. В 1868, после жалобы рязанского губернатора, Салтыков был отправлен в отставку в чине действительного статского советника. Вернувшись в Петербург, в июне 1868 Салтыков-Щедрин принимает приглашение Н.А. Некрасова стать соредактором журнала "Отечественные записки", где работает до момента запрещения журнала в 1884. Салтыков-Щедрин умер 10 мая (по старому стилю - 28 апреля) 1889 в Петербурге, незадолго до смерти начав работу над новым произведением "Забытые слова". Погребен 2 мая (по старому стилю), согласно его желанию, на Волковом кладбище, рядом с И.С. Тургеневым.
Среди произведений Салтыкова-Щедрина - повести, рассказы, сказки, памфлеты, очерки, рецензии, полемические заметки, публицистические статьи: "Противоречия" (1847: повесть), "Запутанное дело" (1848; повесть), "Губернские очерки" (1856-1857), "Невинные рассказы" (1857-1863; сборник издавался в 1863, 1881, 1885), "Сатиры в прозе" (1859-1862; сборник издавался в 1863, 1881, 1885), статьи по вопросам крестьянской реформы, "Завещание моим детям" (1866; статья), "Письма о провинции" (1869), "Признаки времени" (1870; сборник), "Письма из провинции" (1870; сборник), "История одного города" (1869-1870; издание 1 и 2 - в 1870, 3 - в 1883), "Современные идиллии" (1877-1883), "Помпадуры и Помпадурши" (1873; годы издания - 1873, 1877, 1882, 1886), "Господа ташкентцы" (1873; годы издания - 1873, 1881, 1885), "Дневник провинциала в Петербурге" (1873; годы издания - 1873, 1881, 1885), "Благонамеренные речи" (1876; годы издания - 1876, 1883), "В среде умеренности и аккуратности" (1878; годы издания - 1878, 1881, 1885), "Господа Головлевы" (1880; годы издания - 1880, 1883), "Убежище Монрепо" (1882; годы издания - 1882, 1883), "Круглый год" (1880; годы издания - 1880, 1883), "За рубежом" (1881), "Письма к тетеньке" (1882), "Современная идиллия" (1885), "Недоконченные беседы" (1885), "Пошехонские рассказы" (1883-1884), "Сказки" (1882-1886; год издания - 1887), "Мелочи жизни" (1886-1887), "Пошехонская старина" (1887-1889; отдельное издание - в 1890), переводы произведений Токвиля, Вивьена, Шерюеля. Печатался в журналах "Русский Вестник", "Современник", "Атеней", "Библиотека для Чтения", "Московский Вестник", "Время", "Отечественные Записки", "Сборник литературного фонда", "Вестник Европы".
__________
Источники информации:
"Русский биографический словарь"
Проект "Россия поздравляет!" - www.prazdniki.ru

(Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru)


. Академик . 2011 .

Смотреть что такое "Салтыков-Щедрин М.Е Биография." в других словарях:

    Салтыков Щедрин, Михаил Евграфович (наст. фамилия Салтыков, псевдоним Н. Щедрин) (1826 1889) Русский писатель. Афоризмы, цитаты Салтыков Щедрин М.Е Биография. Литература изъята из законов тления. Она одна не признает смерти. Есть легионы… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Салтыков Щедрин, Михаил Евграфович В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Салтыков. В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Щедрин. Михаил Евграфович Салтыков Щедрин … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Салтыков. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Щедрин. Михаил Евграфович Салтыков Щедрин … Википедия

    Михаил Евграфович Салтыков Щедрин Портрет Салтыкова Щедрина работы Ивана Крамского Имя при рождении: Михаил Евграфович Салтыков Дата рождения: 27 января 1826 Место рождения: село Спас Угол, Калязинский уезд, Тверская губерния … Википедия

    Михаил Евграфович Салтыков Щедрин Портрет Салтыкова Щедрина работы Ивана Крамского Имя при рождении: Михаил Евграфович Салтыков Дата рождения: 27 января 1826 Место рождения: село Спас Угол, Калязинский уезд, Тверская губерния … Википедия

    Михаил Евграфович Салтыков Щедрин Портрет Салтыкова Щедрина работы Ивана Крамского Имя при рождении: Михаил Евграфович Салтыков Дата рождения: 27 января 1826 Место рождения: село Спас Угол, Калязинский уезд, Тверская губерния … Википедия

    - (наст. фамилия Салтыков, псевд. "Н.Щедрин") (1826 1889). Выдающийся рус. писатель сатирик и поэт, классик отечественной лит ры. Род. в с.Спас Угол (Калязинского уезда Тверской губ.), учился в моск. Дворянском ин те, окончил… … Большая биографическая энциклопедия

    - (настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Н. Щедрин) (1826, село Спас Угол Калязинского уезда Тверской губернии — 1889, Петербург), писатель. Начиная с 1831 часто бывал в Москве с родителями, снимавшими квартиры в арбатских переулках и… … Москва (энциклопедия)

    - (псевд. – Η. Щ е д р и н), Михаил Евграфович – рус. писатель сатирик, революц. демократ. Род. в с. Спас Угол Калязинского у. Тверской губ. в помещичьей семье. Учился в Моск. дворянском ин те (1836–38),… … Философская энциклопедия

Биография Салтыкова-Щедрина выказывает не просто талантливого писателя, но и организатора, желающего служить стране, быть ей полезным. Его ценили в обществе не только как творца, но и как чиновника, болеющего за интересы народа. Кстати, его настоящая фамилия - Салтыков, а творческий псевдоним - Щедрин.

Образование

С детства, проведенного в тверском губернском имении отца, старинного дворянина, находящегося в селе Спас-Угол, начинается биография Салтыкова-Щедрина. Эту пору своей жизни писатель позже опишет в романе «Пошехонская старина», изданном после смерти.

Начальное образование мальчик получал дома - у отца были свои планы по части учебы сына. А десяти лет от роду он поступил в Московский дворянский институт. Однако его таланты и способности на порядок превышали средний уровень этого учреждения, и через два года как лучший ученик он был переведен «за казенный кошт» в Царскосельский лицей. В этом учебном заведении Михаил Евграфович увлекся поэзией, однако вскоре понял, что стихи сочинять - не его стезя.

Чиновник военного министерства

Трудовая биография Салтыкова-Щедрина началась в 1844 году. Молодой человек поступает на службу помощником секретаря в канцелярию военного министерства. Его захватывает литературная деятельность, которой он уделяет гораздо больше душевных сил, чем чиновничьей. Идеи французских социалистов и влияние взглядов Жорж Санд просматриваются в его ранних произведениях (повестях «Запутанное дело» и «Противоречия»). Автор остро в них критикует крепостное право, отбрасывающее Россию относительно Европы на столетие назад. Молодой человек высказывает глубокую мысль о том, жизнь человеческая в обществе не должна быть лотереей, она должна быть жизнью, и для этого нужен другой общественный уклад этой самой жизни.

Ссылка в Вятку

Закономерно, что биография Салтыкова-Щедрина в годы правления императора-деспота Николая I не могла быть свободной от репрессий: публичные вольнолюбивые мысли не приветствовались.

Высланный в Вятку он служил в губернском правлении. Много сил и времени уделял службе. Карьера чиновника удавалась. Уже через два года его назначают советником губернского правления. Благодаря частым командировкам и деятельному вниканию в дела народные накапливаются обширные наблюдения за российской действительностью.

В 1855 году заканчивается срок ссылки, и перспективного чиновника переводят в родную Тверскую губернию в Министерство внутренних дел по делам ополчения. Фактически на малую родину вернулся уже другой Салтыков-Щедрин. Биография (краткая) возвратившегося писателя-чиновника содержит еще один штрих - по приезду домой он женился. Супругой его стала Елизавета Аполлоновна Болтова (вятский вице-губернатор благословил свою дочь на этот брак).

Новый этап творчества. «Губернские очерки»

Однако самым главным становится обретение им собственного литературного стиля: его регулярные публикации в московском журнале «Русский вестник» были ожидаемы литературной общественностью. Так массовый читатель познакомился с авторскими «Губернскими очерками». Рассказы Салтыкова-Щедрина презентовали адресатам тлетворную атмосферу отжившего крепостного права. Антидемократические государственные институты писатель называет «империей фасадов». Он обличает чиновников - «живоглотов» и «озорников», поместных дворян - «самодуров»; показывает читателям мир взяток и подковерных интриг…

Вместе с тем писатель понимает саму душу народа - это читатель ощущает в рассказах «Аринушка», «Христос воскрес!» Начиная с рассказа «Введение», погружает адресатов в мир правдивых художественных образов Салтыков-Щедрин. Биография краткая, касающаяся творчества, на рубеже написания «Губернских очерков» оценена им же самим предельно лаконично. «Все, что я писал до этого - было вздором!» Русский читатель наконец увидел яркую и правдивую картину обобщенного провинциального города Крутоярск, материал для изображения которого был собран автором в вятской ссылке.

Сотрудничество с журналом «Отечественные записки»

Следующий этап творчества писателя начался в 1868 году. Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович оставил государственную службу и полностью сосредоточился на литературной деятельности.

Он начал тесно сотрудничать с некрасовским журналом «Отечественные записки». Писатель издает в этом печатном издании свои сборники рассказов «Письма из провинции», «Признаки времени», «Дневник провинциала…», «История одного города», «Помпадуры и помпадурши» (полный перечень гораздо длиннее).

Талант автора, по нашему мнению, наиболее ярко проявился в полной сарказма, тонкого юмора повести «История одного города». Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович мастерски иллюстрирует читателю историю собственного собирательного образа «темного царства» города Глупов.

Перед взором адресатов проходит сонм правителей этого города, которые были у власти в XVIII-XIX веках. Каждый из них умудряется оставить социальные проблемы без внимания, при этом со своей стороны компрометируя городскую власть. В частности, градоначальник Брудастый Дементий Варламович правил таким образом, что спровоцировал горожан на смуту. Другой его коллега, Пётр Петрович Фердыщенко, (бывший денщик всесильного Потемкина) умер от обжорства, объезжая вверенные ему земли. Третий, Василиск Семёнович Бородавкин, прославился тем, что развернул против своих подданных настоящие боевые действия и уничтожил несколько слобод.

Вместо заключения

Жизнь Салтыкова-Щедрина простой не была. Человек неравнодушный и деятельный, он не только как писатель диагностировал болезни общества и демонстрировал их во всей неприглядности для обозрения. Михаил Евграфович как государственный чиновник в меру своих сил боролся с пороками власти и общества.

Его здоровье подкосила профессиональная утрата: Властью был закрыт журнал «Отечественные записки», с которым писатель связывал большие личные творческие планы. Он умер в 1889 году и согласно своему завещанию был погребен рядом с ушедшим шестью годами ранее Иваном Сергеевичем Тургеневым. Общеизвестно их творческое взаимодействие при жизни. В частности, Михаила Евграфовича к написанию романа «Господа Головлевы» вдохновил Тургенев.

Писатель Салтыков-Щедрин глубоко почитаем потомками. В его честь названы улицы, библиотеки. На малой родине, в Твери, открыты мемориальные музеи, также установлены многочисленные памятники, бюсты.