Кто написал медведей шишкину. Картина «Утро в сосновом бору»: описание и история создания

Пожалуй, самая известная картина выдающегося русского пейзажиста И. И. Шишкина – «Утро в сосновом лесу». Картина была написана в 1889 году.

Считается, что замысел картины был подсказан Шишкину известным художником Савицким К. А. Рукой именно этого художника, кстати, были написаны медведица и играющие медвежата. Однако Третьяков, который приобрел полотно, решил закрепить за ним авторство Шишкина, поскольку считал, что основная работа сделана именно им.

Возможно, именно занимательный сюжет картины способствовал ее популярности, однако настоящая ценность полотна определяется точно переданным состоянием природы. Перед нами – не просто сосновый лес, а глухая чаща, которая начинает пробуждаться ранним утром. Солнце только-только всходит. Его смелые лучи уже позолотили верхушки огромных деревьев и проникли вглубь чащи, но над глубоким оврагом еще не рассеялся влажный туман.

Проснулись обитатели чащи – три медвежонка и медведица. Похоже, малыши сыты и довольны. Они беззаботно и неуклюже возятся на сломанном стволе упавшей сосны, а медведица внимательно наблюдает за их игрой, чутко реагируя на шорохи пробуждающегося леса. Могучая сосна, которую ураган когда-то выдернул с корнем, и медвежье семейство, резвящееся на нем, - все это рождает у нас ощущение глухости и отдаленности этого уголка дикой природы.

Картина «Утро в сосновом лесу» показывает, как умело Шишкин решает проблему взаимодействия цвета и света в живописи. Колорит заднего плана полотна – прозрачный, неопределенный, а переднего – глубокий, красочный, хорошо разработанный. В картине, которая заслуженно считается для многих поколений людей образцом пейзажа, в полной мере передано восхищение художника красотой и богатством первозданной природы.

Помимо описания картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Иван Шишкин прославил не только свой родной город (Елабугу) на всю страну, но и всю громадную территорию России на весь мир. Самой известной его картиной считается «Утро в сосновом лесу». Чем она так знаменита и почему считается практически эталоном живописи? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Шишкин и пейзажи

Иван Шишкин - известный художник-пейзажист. Его уникальный стиль работы берет свои истоки из Дюссельдорфской школы рисования. Но, в отличие от большинства коллег, художник пропустил основные приемы через себя, что позволило создать уникальный, не присущий никому другому стиль.

Шишкин восторгался природой всю свою жизнь, она его вдохновляла на создание многочисленных шедевров из миллиона красок и оттенков. Художник всегда пытался изобразить флору такой, какой ее видит, без разных преувеличений и украшений.

Он старался выбирать пейзажи, нетронутые рукой человека. Девственные, как леса тайги. сочетают в себе реализм вместе с поэтическим взглядом на природу. Иван Иванович видел поэзию в игре света и тени, в могуществе Матушки-Земли, в хрупкости одной елочки, стоящей на ветру.

Многогранность художника

Сложно представить такого гениального художника главой города или же школьным учителем. Но Шишкин совмещал в себе множество талантов. Выходец из семьи купца, он должен был пойти по стопам родителя. К тому же добрый нрав Шишкина быстро располагал к нему людей во всем городе. Он был избран на пост управляющего и помогал развивать родную Елабугу, как мог. Естественно, это проявлялось и в написании картин. Перу Шишкина принадлежит «История города Елабуга».

Иван Иванович успевал и рисовать картины, и участвовать в увлекательных археологических раскопках. Некоторое время он жил за границей, и даже стал академиком в Дюссельдорфе.

Шишкин был активным членом общества передвижников, где встречался с другими прославленными российскими художниками. Его считали настоящим авторитетом среди остальных живописцев. Стиль мэтра пытались наследовать, а картины вдохновляли как литераторов, так и живописцев.

После себя он оставил память из многочисленных пейзажей, ставших украшениями музеев и частных коллекций по всему земному шару.

После Шишкина мало кому удавалось так реалистично и так красиво изобразить всю многогранность природы России. Что бы ни случалось в личной жизни художника, он не давал своим бедам отражаться на полотнах.

Предыстория

Художник с огромным трепетом относился к лесной природе, она буквально пленила его своим бесчисленным количеством красок, разнообразием оттенков, лучами солнца, пробивавшимися сквозь густые сосновые ветви.

Картина «Утро в сосновом бору» стала воплощением этой любви Шишкина к лесу. Она очень быстро обрела популярность, и вскоре уже использовалась в поп-культуре, на марках, и даже на фантиках конфет. По сей день ее бережно хранят в Третьяковской галерее.

Описание: «Утро в сосновом бору»

Иван Шишкин сумел поймать один миг из целой лесной жизни. Он передал при помощи рисунка момент начала дня, когда солнце только начало вставать. Удивительный миг зарождения новой жизни. Картина «Утро в сосновом бору» изображает пробуждающийся лес и еще сонных медвежат, которые выбираются из укромного жилища.

В этой картине, как и во многих других, художник хотел подчеркнуть необъятность природы. Для этого он срезал верхушки сосен вверху полотна.

Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что у дерева, на котором резвятся медвежата, вырваны корни. Шишкин как будто бы подчеркнул, что этот лес настолько нелюдимый и глухой, что в нем могут обитать только звери, а деревья падают сами, от старости.

На утро в сосновом бору Шишкин указал при помощи тумана, который мы видим между деревьями. Благодаря этому художественному ходу становится очевидным время суток.

Соавторство

Шишкин был отличным пейзажистом, но редко брался за изображения зверей на своих работах. Картина «Утро в сосновом бору» не стала исключением. Он создавал пейзаж, а вот четверых медвежат нарисовал другой художник, специалист по зверям, Константин Савицкий. Говорят, что именно он подсказал саму идею для этой картины. Рисуя утро в сосновом бору, Шишкин взял Савицкого соавтором, и картина изначально была подписана ими двумя. Однако, после того как полотно было передано в галерею, Третьяков посчитал работу Шишкина более обширной и стер имя второго художника.

История

Шишкин и Савицкий отправились на природу. Так началась история. Утро в сосновом бору показалось им настолько прекрасным, что его нельзя было не увековечить на холсте. Для поиска прототипа они поехали на остров Гордомля, что стоит на озере Селигер. Там нашли этот пейзаж и новое вдохновение для картины.

Остров, весь покрытый лесами, хранил в себе остатки девственной природы. На протяжении многих веков он стоял нетронутым. Такое не могло оставить безразличным художников.

Претензии

Картина появилась на свет в 1889 году. Хоть изначально Савицкий и ставил в претензию Третьякову то, что он стер его имя, но вскоре передумал и отказался от этого шедевра в пользу Шишкина.

Обосновал свое решение тем, что стиль картины полностью соответствует тому, что делал Иван Иванович, и даже эскизы медведей первоначально принадлежали именно ему.

Факты и заблуждения

Как и любое известное полотно, картина «Утро в сосновом бору» вызывает к себе огромный интерес. Следовательно, у нее появляется ряд интерпретаций, она упоминается в литературе и в кино. Про этот шедевр говорят как в высшем обществе, так и на улицах.

Со временем некоторые факты были изменены, и всеобщие заблуждения плотно укоренились в обществе:

  • Одной из распространенных ошибок является мнение, что «Утро в сосновом бору» Васнецов создавал вместе с Шишкиным. Виктор Михайлович, безусловно, был знаком с Иваном Ивановичем, поскольку они вместе состояли в клубе передвижников. Тем не менее, Васнецов никак не мог быть автором такого пейзажа. Если обратить внимание на его стиль, он совсем не похож на Шишкина, они принадлежат к разным художественным школам. Эти имена все же упоминаются вместе время от времени. Васнецов - это не тот художник. «Утро в сосновом бору», без всяких сомнений, нарисовал Шишкин.
  • Название картины звучит как «Утро в сосновом лесу». Бор - это просто второе название, которое, по-видимому, показалось людям более подходящим и загадочным.
  • Неофициально некоторые россияне до сих пор называют картину «Три медведя», что является грубой ошибкой. Животных на картине не три, а четыре. Вполне вероятно, что полотно стали так называть из-за популярных в советское время конфет под названием «Мишка косолапый». На фантике была изображена репродукция Шишкина «Утро в сосновом лесу». В народе конфете дали название «Три медведя».
  • Картина имеет свою «первую версию». Шишкин нарисовал еще одно полотно той же тематики. Назвал он его «Туман в сосновом лесу». Об этой картине знают немногие. Ее редко вспоминают. Полотна нет на территории Российской Федерации. По сей день оно хранится в частной коллекции в Польше.
  • Изначально на картине было всего лишь два медвежонка. Позже Шишкин решил, что на изображении должны присутствовать четыре косолапых. Благодаря добавлению еще двух медведей у картины поменялся жанр. Она стала находиться на «пограничье», поскольку появились некоторые элементы игровой сцены на пейзаже.

Картина известна каждому человеку, ее проходят едва ли не в начальной школе, и забыть такой шедевр после вряд ли получается. Кроме того, эта известная и всеми любимая репродукция постоянно украшает упаковку одноименного шоколада, является отличной иллюстрацией к рассказам.

Сюжет картины

Это, наверное, самая популярная картина И.И. Шишкина, известнейшего пейзажиста, руками которого сотворено множество прекрасных картин, среди которых и «Утро в сосновом лесу». Полотно было написано в 1889 году, а как считают историки, замысел самого сюжета не появился спонтанно, его подсказал Шишкину Савицкий К.А. Именно этот художник в свое время удивительным образом изобразил на полотне медведицу вместе с играющими медвежатами. «Утро в сосновом лесу» было приобретено известным ценителем искусства того времени, Третьяковым, который посчитал, что картина выполнена именно Шишкиным и окончательное авторство закрепил непосредственно за ним.


Некоторые считают, что своей неимоверной популярностью картина обязана именно своему занимательному сюжету. Но, несмотря на это, полотно является ценным благодаря тому, что состояние природы на полотне передано удивительно четко и по-настоящему.

Природа на картине

Прежде всего, можно отметить, что на картине изображен утренний лес, однако это только поверхностное описание. На самом деле автор изобразил не обычный сосновый лес, а его самую чащу, то место, которое называют «глухим», и именно она начинает свое раннее пробуждение утром. На картине очень тонко прорисованы природные явления:


  • начинает всходить солнце;

  • солнечные лучи в первую очередь прикасаются к самым верхушкам деревьев, но и в самую глубь оврага уже пробрались некоторые лучики-озорники;

  • овраг примечателен на картине еще и тем, что в нем по-прежнему можно заметить туман, который будто бы и не боится солнечных лучей, будто бы и не собирается уходить.

Герои картины


У полотна есть и собственные персонажи. Это трое маленьких медвежат и их мама-медведица. Она заботится о своих медвежатах, поскольку они на полотне выглядят сытыми, довольными и беззаботными. Лес пробуждается, поэтому мама-медведица очень внимательно наблюдает за тем, как резвятся ее медвежата, контролирует их игру и переживает, не случилось ли чего. Медвежат не заботит пробуждающаяся природа, им интересно порезвиться на створе упавшей сосны


Картина создает ощущение, что мы находится в самой глухой части всего соснового леса еще и потому что могучая сосна совершенно бесхозно лежит последи леса, она когда-то была выдернута с корнем, и до сих пор пребывает в таком состоянии. Это практически уголок настоящей дикой природы, той, где обитают медведи, а человек не рискует к ней прикасаться.

Стиль написания

Помимо того, что картина может приятно удивить своим сюжетом, от нее невозможно оторвать взгляд еще и потому что автор постарался умело использовать все навыки рисования, вложил душу и оживил полотно. Совершенно гениально решена Шишкиным проблема соотношения цвета и света на полотне. Интересно отметить, что на переднем плане можно «встретить» достаточно четкие прорисовки, цвета, в отличие от заднего колорита, который кажется практически прозрачным.


По картине понятно, что художник на самом деле был восхищен изяществом и удивительной красотой первозданной природы, которая неподвластна человеку.

Похожие статьи

Исаак Левитан является признанным мастером кисти. Особенно он известен тем, что ему удавалось создание картин, раскрывающих красоту природы, изображающих какой-либо красивый пейзаж, который на первый взгляд кажется совершенно обыкновенным...

«Монахиня» Ильи Репина

Илья Репин. Монахиня. 1878. Государственная Третьяковская галерея / Портрет под рентгенограммой


С портрета на зрителя задумчиво смотрит молодая девушка в строгой монашеской одежде. Образ классический и привычный - он, вероятно, не вызвал бы у искусствоведов интереса, если бы не мемуары Людмилы Алексеевны Шевцовой-Споре - племянницы жены Репина. В них обнаружилась любопытная история.

Для «Монахини» Илье Репину позировала Софья Репина, урожденная Шевцова. Девушка приходилась художнику свояченицей - и одно время сам Репин был ей серьезно увлечен, но женился на ее младшей сестре Вере. Софья же стала женой брата Репина - Василия, оркестранта Мариинского театра.

Это не помешало художнику неоднократно писать портреты Софьи. Для одного из них девушка позировала в парадном бальном туалете: светлое нарядное платье, кружевные рукава, высокая прическа. Во время работы над картиной Репин серьезно поссорился с моделью. Как известно, художника может обидеть каждый, но немногие могут отомстить так изобретательно, как это сделал Репин. Обиженный художник «переодел» Софью на портрете в монашеские одежды.

Историю, похожую на анекдот, подтвердила рентгенограмма. Исследователям повезло: Репин не счистил первоначальный красочный слой, что позволило в деталях рассмотреть подлинный наряд героини.

«Аллея парка» Исаака Бродского


Исаак Бродский. Аллея парка. 1930. Частное собрание / Исаак Бродский. Аллея парка в Риме. 1911

Не менее интересную загадку оставил для исследователей ученик Репина - Исаак Бродский. В Третьяковской галерее хранится его картина «Аллея парка», на первый взгляд ничем не примечательная: работ на «парковую» тематику у Бродского было много. Однако чем дальше в парк - тем больше красочных слоев.

Один из исследователей обратил внимание, что композиция картины подозрительно напоминала другую работу художника - «Аллею парка в Риме» (Бродский был скуп на оригинальные названия). Это полотно долгое время считалось утерянным, а его репродукция была опубликована лишь в довольно редком издании 1929 года. С помощью рентгенограммы исчезнувшая мистическим образом римская аллея была найдена - прямо под советской. Художник не стал счищать уже готовое изображение и просто внес в него ряд нехитрых изменений: переодел прохожих по моде 30-х годов XX века, «отобрал» у детей серсо, убрал мраморные статуи и немного видоизменил деревья. Так солнечный итальянский парк парой легких движений руки превратился в образцовый советский.

На вопрос, почему Бродский решил спрятать свою римскую аллею, исследовали ответа не нашли. Но можно предположить, что изображение «скромного обаяния буржуазии» в 1930 году с идеологической точки зрения было уже неуместным. Тем не менее из всех постреволюционных пейзажных работ Бродского «Аллея парка» наиболее интересна: несмотря на изменения, картина сохранила очаровательное изящество модерна, которого в советском реализме уже, увы, не было.

«Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина


Иван Шишкин и Константин Савицкий. Утро в сосновом лесу. 1889. Государственная Третьяковская галерея

Лесной пейзаж с медвежатами, играющими на поваленном дереве, - едва ли не самая известная работа художника. Вот только замысел пейзажа Ивану Шишкину подсказал другой художник - Константин Савицкий. Он же и написал медведицу с тремя медвежатами: знатоку леса Шишкину мишки никак не удавались.

Шишкин безукоризненно разбирался в лесной флоре, в рисунках своих учеников замечал малейшие ошибки - то не так изображена кора березы, то сосна похожа на бутафорскую. Однако люди и животные в его работах всегда были редкостью. Тут и пришел на помощь Савицкий. Он, кстати, оставил несколько подготовительных рисунков и эскизов с медвежатами - искал подходящие позы. «Утро в сосновом лесу» изначально не было «Утром»: называлась картина «Медвежье семейство в лесу», а самих мишек на ней было всего двое. Как соавтор Савицкий поставил на полотне и свою подпись.

Когда полотно доставили купцу Павлу Третьякову, тот возмутился: платил за Шишкина (заказывал авторскую работу), а получил Шишкина и Савицкого. Шишкин, как честный человек, авторство себе приписывать не стал. Но Третьяков пошел на принцип и подпись Савицкого кощунственно стер с картины скипидаром. Савицкий позже от авторских прав благородно отказался, а медведей еще долгое время приписывали Шишкину.

«Портрет хористки» Константина Коровина

Константин Коровин. Портрет хористки. 1887. Государственная Третьяковская галерея / Оборотная сторона портрета

На обороте холста исследователи обнаружили послание от Константина Коровина на картоне, которое оказалось едва ли не интереснее самой картины:

«В 1883 году в Харькове портрет хористки. Писано на балконе в общественном саду коммерческом. Репин сказал, когда этот этюд ему показывал Мамонтов С.И., что он, Коровин, пишет и ищет что-то другое, но к чему это - это живопись для живописи только. Серов еще не писал в это время портретов. И живопись этого этюда находили непонятной??!! Так что Поленов просил меня убрать этот этюд с выставки, так как он не нравится ни художникам, ни членам - г. Мосолову и еще каким-то. Модель была женщина некрасивая, даже несколько уродливая».

Константин Коровин

«Письмо» обезоруживало прямотой и дерзким вызовом всему художественному сообществу: «Серов еще не писал в это время портретов» - зато их писал он, Константин Коровин. И он же якобы первым использовал приемы, характерные для того стиля, который потом назовут русским импрессионизмом. Вот только все это оказалось мифом, который художник создал намеренно.

Стройная теория «Коровин - предтеча русского импрессионизма» была беспощадно разрушена объективными технико-технологическим исследованиями. На лицевой стороне портрета нашли подпись художника краской, чуть ниже - тушью: «1883, Харьков». В Харькове художник работал в мае - июне 1887 года: писал декорации для спектаклей Русской частной оперы Мамонтова. Помимо этого, искусствоведы выяснили, что «Портрет хористки» был выполнен в определенной художественной манере - a la prima. Эта техника масляной живописи позволяла написать картину за один сеанс. Коровин начал использовать эту технику только в конце 1880-х годов.

Проанализировав эти две нестыковки, сотрудники Третьяковской галереи пришли к выводу, что портрет был написан только в 1887 году, а более раннюю дату Коровин дописал, чтобы подчеркнуть собственное новаторство.

«Мужчина и колыбель» Ивана Якимова


Иван Якимов. Мужчина и колыбель.1770. Государственная Третьяковская галерея / Полный вариант работы


Долгое время картина Ивана Якимова «Мужчина и колыбель» вызывала недоумение искусствоведов. И дело было даже не в том, что подобного рода бытовые зарисовки абсолютно не характерны для живописи XVIII века - у лошадки-качалки в правом нижнем углу картины слишком неестественно натянута веревка, которая логически должна была бы лежать на полу. Да и рановато было ребенку из колыбели в такие игрушки играть. Также камин и наполовину не поместился на холст, что выглядело очень странно.

«Просветила» ситуацию - в прямом смысле - рентгенограмма. Она показала, что холст был разрезан справа и сверху.

В Третьяковскую галерею картина поступила после распродажи коллекции Павла Петровича Тугого-Свиньина. Ему принадлежал так называемый «Русский музеум» - коллекция живописи, скульптуры и антиквариата. Но в 1834 году из-за финансовых проблем коллекцию пришлось продать - и картина «Мужчина и колыбель» попала в Третьяковскую галерею: не вся, а только ее левая половина. Правая, к сожалению, была утеряна, но увидеть работу целиком все-таки можно, благодаря еще одному уникальному экспонату Третьяковки. Полный вариант работы Якимова обнаружился в альбоме «Собрание отличных произведений российских художников и любопытных отечественных древностей», где собраны рисунки с большей части картин, входивших в коллекцию Свиньина.

Сюжет

За редким исключением сюжет у картин Шишкина (если смотреть на этот вопрос широко) один — природа. Иван Иванович — восторженный, влюбленный созерцатель. И зритель становится очевидцем свидания живописца с родными просторами.

Шишкин был необыкновенным знатоком леса. О деревьях разных пород он знал все и замечал ошибки в рисунке. На пленэрах ученики художника готовы были в прямом смысле прятаться в кустах, лишь бы не слышать разнос в духе «Такой березы не может быть» или «эти сосны бутафорские».

Ученики так сильно боялись Шишкина, что прятались в кусты

Что же до людей и животных, то изредка они появлялись на картинах Ивана Ивановича, но были скорее фоном, нежели объектом внимания. «Утро в сосновом лесу» — пожалуй, единственное полотно, где медведи конкурируют с лесом. За это спасибо одному из лучших друзей Шишкина — художнику Константину Савицкому. Он предложил такую композицию и животных изобразил. Правда, Павел Третьяков, купивший полотно, имя Савицкого затер, поэтому долгое время медведей приписывали Шишкину.

Портрет Шишкина кисти И. Н. Крамского. 1880

Контекст

До Шишкина модно было писать итальянские и швейцарские пейзажи. «Даже и в тех редких случаях, когда художники брались за изображение русских местностей, русская природа итальянизировалась, подтягивалась под идеал итальянской красоты», — вспоминала Александра Комарова, племянница Шишкина. Иван Иванович был первым, кто с таким упоением писал русскую природу реалистично. Чтобы глядя на его картины, человек говорил: «Там русский дух, там Русью пахнет».


Рожь. 1878

А теперь история о том, как полотно Шишкина стало оберткой. Примерно в то же время, когда «Утро в сосновом лесу» было представлено публике, Юлиусу Гейсу, руководителю «Товарищества «Эйнемъ», принесли на пробу конфету: толстый слой миндального пралине между двумя вафельными пластинами и глазированным шоколадом. Кондитеру конфета понравилась. Гейс задумался о названии. Тут его взгляд задержался на репродукции картины Шишкина и Савицкого. Так и появилась идея «Мишка косолапый».

Знакомая же всем обертка появилась в 1913 году, создал ее художник Мануил Андреев. К сюжету Шишкина и Савицкого он добавил обрамление из еловых веток и Вифлеемские звезды — в те годы конфеты были самым дорогим и желанным подарком именно на рождественские праздники. Со временем обертка пережила разные корректировки, но концептуально осталась той же.

Судьба художника

«Господи, да неужели же мой сын будет маляром!» — сокрушалась мать Ивана Шишкина, когда поняла, что не переубедить ей сына, решившего стать художником. Мальчик до жути боялся стать чиновником. И, кстати, хорошо, что не стал. Дело в том, что у Шишкина была неконтролируемая тяга к рисованию. Буквально каждый лист, побывавший в руках Ивана, был покрыт рисунками. Только представьте, что мог бы натворить чиновник Шишкин с документами!

Шишкин знал о деревьях все ботанические подробности

Живописи Иван Иванович учился сначала в Москве, затем в Петербурге. Жилось туго. Художник Петр Нерадовский, чей отец учился и жил с Иваном Ивановичем, писал в воспоминаниях: «Шишкин был беден настолько, что у него не бывало часто своих сапог. Чтобы выйти куда-нибудь из дома, случалось, он надевал отцовские сапоги. По воскресеньям они вместе ходили обедать к сестре моего отца».


На севере диком. 1891

Но все забывалось летом на пленэрах. Вместе с Саврасовым и другими однокурсниками они уходили куда-нибудь за город и там писали этюды с натуры. «Там-то, на природе, мы и учились по-настоящему… На природе мы учились, а также отдыхали от гипсов», — вспоминал Шишкин. Уже тогда он выбрал тему жизни: «Люблю я по-настоящему русский лес и только его пишу. Художнику нужно избрать одно, что ему больше всего полюбилось… Разбрасываться никак нельзя». Кстати, мастерски писать русскую природу Шишкин научился за границей. Он занимался в Чехии, Германии, Швейцарии. Привезенные из Европы картины принесли первые приличные деньги.

После смерти жены, брата и сына Шишкин долгое время пил и не мог работать

Тем временем в России передвижники объявили протест академикам. Шишкин был этому несказанно рад. К тому же среди бунтарей многие были друзьями Ивана Ивановича. Правда, со временем он рассорился и с теми, и с другими и очень переживал по этому поводу.

Скончался Шишкин внезапно. Сел за холст, только собирался начать работу, зевнул разок. и все. Именно так живописец и хотел — «моментально, сразу, чтобы не мучиться». Было Ивану Ивановичу 66 лет.