Честь и бесчестие белая гвардия. Сочинение: Честь в произведении «Белая гвар­дия» Булгакова

В наш жестокий век кажется, что понятия чести и бесчестия умерли. Нет никакой особой необходимости хранить честь девушкам – стриптиз и порочность дорого оплачиваются, а деньги гораздо привлекательней какой-то эфемерной чести. Вспоминается Кнуров из «Бесприданницы» А.Н.Островского:

Есть границы, за которые осуждение не переходит: я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления.

Порой кажется, что мужчины давно не мечтают служить на благо Отечества, беречь свою честь и достоинство, защищать Родину. Наверное, литература остаётся единственным свидетельством существования этих понятий.

Самое заветное произведение А.С.Пушкина начинается с эпиграфа: «Береги честь смолоду», - который является частью русской пословицы. Весь роман «Капитанская дочка» даёт нам самое лучшее представление о чести и бесчестьи. Главный герой Петруша Гринёв – человек молодой, практически юноша (в момент отъезда его на службу ему исполнилось «осьмнадцать» лет по свидетельству его матушки), но он преисполнен такой решительности, что готов умереть на виселице, но не запятнать своей чести. И это не только потому, что отец завещал ему так служить. Жизнь без чести для дворянина всё равно, что смерть. Но совсем по-другому поступает его оппонент и завистник Швабрин. Его решение перейти на сторону Пугачёва определяется страхом за свою жизнь. Он, в отличие от Гринёва, умирать не хочет. Закономерен итог жизни каждого из героев. Гринёв проживает достойную, хотя и небогатую жизнь помещика и умирает в кругу своих детей и внуков. А судьба Алексея Швабрина понятна, хотя Пушкин ничего и не говорит об этом, но скорее всего смерть или каторга оборвут эту недостойную жизнь предателя, человека, не сохранившего свою честь.

Война является катализатором самых главных человеческих качеств, она проявляет либо отвагу и мужество, либо подлость и трусость. Доказательство этому мы можем найти в повести В.Быкова «Сотников». Два героя – нравственные полюса повествования. Рыбак – энергичный, сильный, физически крепкий, но вот мужественный ли? Попав в плен, он под страхом смерти предаёт свой партизанский отряд, выдаёт его дислокацию, вооружение, численный состав – словом всё, для того чтобы ликвидировать этот очаг сопротивления фашистам. А вот хилый, болезненный, тщедушный Сотников оказывается мужественным, терпит пытку, и решительно восходит на эшафот, ни секунды не сомневаясь в правильности своего поступка. Он знает, что смерть не так страшна, как угрызения совести от предательства. В конце повести спасшийся от смерти Рыбак пытается повеситься в сортире, но не может, так как не находит подходящего орудия (ремень у него забрали при аресте). Его смерть – вопрос времени, он не окончательно падший грешник, а жить с таким грузом невыносимо.

Годы проходят, в исторической памяти человечества ещё хранятся образцы поступков по чести и совести. Станут ли они примером для моих современников? Думаю, да. Герои, погибшие в Сирии, спасающие людей на пожарах, в катастрофах – доказывают, что есть честь, достоинство, есть и носители этих благородных качеств.

Всего: 441 слово

В понятиях чести и достоинства выражается духовная связь человека с обществом. «Честь — жизнь моя, — писал Шекспир, — они срослись в одно, и честь утратить — для меня равно утрате жизни».

Собственная позиция: Что на сегодняшний день означает понятие «честь»? Каждый это понятие будет трактовать по-своему. Для одних – это совокупность высших моральных принципов, уважение, почет, признание других побед. Для других – это «земля, скот, овцы, хлеб, коммерция, барыш – эта жизнь!» Для меня честь и достоинство не пустой звук. Еще рано говорить, что я живу по чести. Но надеюсь что эти понятия будут всегда служить жизненным ориентиром для меня.

В наше время кажется уже, что понятия "честь и достоинства" устарели, утратив свои первоначальные, истинные значения. А ведь раньше, во времена доблестных рыцарей и прекрасных дам, предпочитали расстаться с жизнью, нежели потерять честь. А своё достоинство, достоинство своих близких и просто дорогих сердцу людей принято было защищать на поединках. Вспомним хотя бы, как защищая честь своей семьи, погиб на дуэли А.С. Пушкин. " Мне нужно, чтобы моё имя и честь были неприкосновенны во всех уголках России", - говорил он. Любимые герои русской литературы были людьми чести. Вспомним, какое наставление получает от отца герой повести "Капитанская дочка": "Береги честь смолоду". Отец не хотел, чтобы его сын стал светским кутилой и поэтому отправил его служить в дальний гарнизон. Встреча с людьми, преданными долгу, Родине, любви, для которых честь мундира была превыше всего, сыграла в жизни Гринёва решающую положительную роль. Он с честью прошёл все испытания, выпавшие на его долю, и ни разу не уронил достоинства, не поступился своей совестью, хотя возможностей было предостаточно, в его душе мир.

«Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает ее блеска и отнимает у нее всю ее цену», - как-то сказал Бошен Эдмон Пьер. Да, это действительно так и есть. И каждому рано или поздно придется решать, как жить – по чести или без нее.

Всего: 302 слова

Каждому новорождённому даётся имя. Вместе с именем человек получает историю своего рода, память поколений и представление о чести. Иногда имя обязывает быть достойным своего происхождения. Иногда своими поступками приходится смывать, исправлять негативную память рода. Как не потерять достоинство? Как защитить себя перед лицом возникшей опасности? Очень трудно быть готовым к такому испытанию. В русской литературе можно найти много подобных примеров.

В рассказе Виктора Петровича Астафьева «Людочка» идёт повествование о судьбе юной девушки, вчерашней школьницы, приехавшей в город на поиски лучшей жизни. Выросшая в семье потомственного алкоголика, как примороженная трава, она всю свою жизнь пытается хранить честь, какое-никакое женское достоинство, пытается честно работать, строить отношения с окружающими её людьми, никого не оскорбляя, всем угождая, но держа на расстоянии. И люди её уважают. Уважает за безотказность и трудолюбие её квартирная хозяйка Гавриловна, уважает за строгость и нравственность убогий Артёмка, уважает по-своему, но почему-то молчит об этом, отчим. Все видят в ней человека. Однако на её пути встречается омерзительный тип, уголовник и подонок – Стрекач. Ему не важен человек, его похоть превыше всего. Предательство «друга-ухажёра» Артёмки оборачивается для Людочки страшным финалом. И остаётся девушка со своим горем одна-одинёшенька. Для Гавриловны в этом особой проблемы нет:

Ну сорвали плонбу, подумашь, экая беда. Нонче это не изъян, нонче замуж какую попало берут, тьфу нонче на эти дела…

Мать вообще отстраняется и делает вид, что ничего не случилось: взрослая, мол, сама пусть выкручивается. Артёмка и «друзья» зовут провести время вместе. А Людочка не хочет жить так, с замаранной, растоптанной честью. Не видя выхода из такого положения, она решает не жить вообще. В своей последней записке она просит прощения:

Гавриловна! Мама! Отчим! Как тебя и зовут-то, не спросила. Люди добрые, простите!

В романе-эпопее «Тихий Дон» Шолохова каждая героиня имеет своё представление о чести. Дарья Мелехова живет только плотью, о её душе мало говорит автор, да и герои в романе вообще не воспринимают Дарью без этого низменного начала. Её похождения и при жизни мужа, и после его смерти показывают, что честь для неё вообще не существует, она готова совратить собственного свёкра, лишь бы удовлетворить желание. Её жалко, ведь человек так бездарно и пошло проживший свою жизнь, не оставивший о себе никакой доброй памяти – ничтожен. Дарья так и осталась воплощением низменного, похотливого, бесчестного женского нутра.

Честь важна для каждого человека в нашем мире. Но особенно честь женская, девичья остаётся визитной карточкой и всегда привлекает особое внимание. И пусть говорят, что в наше время нравственность – пустой звук, что «замуж какую попало возьмут» (по словам Гавриловны), важно – кто ты таков для себя, а не для окружающих. Поэтому мнения незрелых и недалёких людей в расчет не берутся. Для каждого честь была и будет на первом месте.

Всего: 463 слова

В своей статье Д. Гранин говорит о существовании в современном мире нескольких точек зрения о том, что такое честь, и устаревшее это понятие или нет. Но, несмотря на это, автор считает, что чувство чести устареть не может, так как дается человеку с рождения.

В подтверждение своей позиции Гранин приводит случай, связанный с Максимом Горьким. Когда царское правительство аннулировало избрание писателя в почетные академики, Чехов и Короленко отказались от званий академиков. Таким поступком литераторы высказали неприятие решения правительства. Чехов защищал честь Горького, в этот момент он не думал о себе. Именно звание «человека с большой буквы» позволило писателю защитить доброе имя товарища.

А значит, и не устареет понятие чести. Мы можем защищать нашу честь и, конечно, любимых и родных.

Так А.С. Пушкин шел на дуэль с Дантесом, чтобы защитить честь супруги Натальи.

В произведении Куприна «Поединок» главный герой так же, как и Пушкин, защищает честь возлюбленной в дуэли с ее мужем. Этого героя ожидала смерть, но она не бессмысленна.

Я считаю, тема данной статья весьма актуальна, так как в современном мире многие люди потеряли грань между честью и бесчестием.

Но, пока жив человек, жива и честь.

Всего: 206 слов

Что такое честь и почему она так ценилась во все времена? О ней говорит народная мудрость – «Береги честь смолоду», ее воспевают поэты и размышляют философы. За нее умирали на дуэлях, а, потеряв ее, считали жизнь конченой. В любом случае, в понятии честь заложено стремление к нравственному идеалу. Этот идеал может создать человек сам для себя, а может и принять от общества.

В первом случае, на мой взгляд, это некая внутренняя честь, куда входят такие индивидуальные качества человека как смелость, благородство, справедливость, честность. Это убеждения и принципы, которые составляют основу самоуважения человека. Это то, что он сам воспитывает и ценит в себе. Честь человека очерчивает рамки того, что человек может позволить самому себе, и какое отношение может допустить со стороны других. Человек становится судьей себе самому. Это то, что составляет человеческое достоинство, поэтому человеку самому важно не предать никакой из своих принципов.

Другое понимание чести я бы соотнес с более современным понятием репутации – это то, каким человек показывает себя другим людям в общении и делах. В данном случае важно «не уронить достоинства» именно в глазах других людей, ведь мало кто захочет общаться с грубияном, вести дела с ненадежным человеком или помочь в нужде бессердечному скряге. Однако человек может при этом обладать плохими чертами характера и просто пытаться скрывать их от других.

В любом случае, потеря чести ведет к негативным последствиям – либо человек разочаровывается сам в себе, либо становится изгоем в обществе. Честь, которую я определил как репутацию, всегда считалась визиткой человека – и мужчины, и женщины. И иногда это вредило людям. Например, когда их считали недостойными, хоть были виноваты не они, а сплетни и интриги. Или жесткие социальные рамки. Мне всегда было удивительно принятое в викторианскую эпоху осуждение молодой женщины, которая снимала траур по мужу и хотела начать новую жизнь.

Главное, что я понял, это что слово «честь» родственно слову «честность». Нужно быть честным с собой и людьми, быть, а не казаться достойным человеком, и тогда тебе не грозит ни осуждение, ни самоедство.

Честь, долг, совесть - эти понятия сейчас уже редко встретишь у людей.

Что это такое?

Честь - это ассоциация у меня с армией, с офицерами, которые защищают нашу Родину, а еще люди, которые с честью держат "удары судьбы".

Долг - это опять таки наши доблестные защитники отечества, у которых долг защищать нас и нашу Родину, а еще долг может быть у любого человека, например, помочь пожилым людям или более младшим, если те попали в беду.

Совесть - это то что живет внутри каждого человека.

Есть люди без совести, это когда можно пройти мимо горя, и не помочь, и внутри ничего не будет мучать, а можно и помочь, и потом спать спокойно.

Часто между собой эти понятия связаны. Как правило эти качества нам даются при воспитании.

Пример из литературы: Война и Мир, Л Толстого. К сожалению, сейчас эти понятия устарели, мир изменился. Редко встретишь такого человека, у которого все эти качества присутствуют.

470 слов

Прочитав повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», понимаешь, что одной из тем этого произведения является тема чести и бесчестия. В повести противопоставлены два героя: Гринев и Швабрин – и их представления о чести. Эти герои молоды, оба они дворяне. ДА и попадают в это захолустье (Белогорская крепость) не по собственной воле. Гринев – по настоянию отца, который решил, что его сыну необходимо «потянуть лямку, да понюхать пороху…» А Швабрин попал в Белогорскую крепость, возможно, из-за громкой истории, связанной с дуэлью. Мы знаем, что для дворянина дуэль – это способ отстоять честь. И Швабрин, в начале повести, кажется, человеком чести. Хотя с точки зрения простого человека, Василисы Егоровны, дуэль – это «смертоубийство». Такая оценка позволяет читателю, который симпатизирует этой героине, усомнится в благородстве Швабрина.

Судить о человеке можно по его поступкам в трудную минуту. Для героев испытаниями стал захват Белогорской крепости Пугачевым. Швабрин спасает свою жизнь. Мы видим его «подстриженным в кружок, в казацком кафтане, среди мятежников». А во время казни он что-то шепчет Пугачеву на ухо. Гринев же готов разделить судьбу капитана Миронова. Он отказывается целовать руку самозванцу, потому что готов «предпочесть лютую казнь такому унижению…».

По-разному они относятся и к Маше. Гринев восхищается, уважает Машу, даже пишет стихи в ее честь. Швабрин, наоборот, смешивает имя любимой девушки с грязью, говоря «ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег». Швабрин клевещет не только на эту девушку, но и на ее родных. Например, когда говорит «будто бы Иван Игнатьич был в непозволительной связи с Василисой Егоровной..» Становится понятным, что Швабрин, на самом деле не любит Машу. Когда Гринев примчался освободить Марью Ивановну, он увидел ее «бледную, худую, с растрепанными волосами, в крестьянском платье» Вид девушки красноречиво говорит о том, что ей пришлось пережить по вине Швабрина, который мучил ее, держал в заточении и все время угрожал выдать ее мятежникам.

Если сравнить главных героев, безусловно большее уважение вызовет Гринев, потому что несмотря на молодость он сумел вести себя достойно, остался верен себе, не опозорил честное имя отца, защитил любимую.

Наверное, все это и позволяет назвать его человеком чести. Чувство собственного достоинства помогает нашему герою на суде в конце повести спокойно глядеть в глаза Швабрину, который, потеряв все, продолжает суетится, пытается оклеветать своего врага. Давно, еще в крепости, он преступил границы, определенные честью, написал письмо – донос, отцу Гринева, пытаясь разрушить только зародившуюся любовь. Поступив бесчестно один раз, он не может остановится, становится предателем. И потому Пушкин прав, говоря «береги честь смолоду» и делая их эпиграфом ко всему произведении.

В наше время стало стыдно проявлять милосердие, сострадание, сочувствие. Сейчас «прикольно», под одобряющие улюлюканья толпы, ударить слабого, пнуть собаку, оскорбить пожилого человека, нахамить прохожему и так далее. Любая гадость, сотворенная одним подонком, воспринимается чуть ли не подвигом неокрепшими умами подростков.

Мы перестали чувствовать, отгородившись от реалий жизни собственным равнодушием. Делаем вид, что не видим и не слышим. Сегодня проходим мимо хулигана, глотаем оскорбления, а завтра сами незаметно превращаемся в бессовестных и бесчестных людей.

Давайте вспомним прошлые века. Дуэли на шпагах и пистолетах за оскорбление честного имени. Совесть и долг, руководившие помыслами защитников Отечества. Массовый героизм народа в Великой Отечественной Войне за попрание врагом чести любимой Родины. Никто не перекладывал непосильную ношу ответственности и долга на плечи другого, чтобы было комфортнее самому.

Если сегодня ты предал друга, изменил любимому человеку, «подсидел» сослуживца, оскорбил подчиненного или обманул чье-то доверие, то не удивляйся, если завтра то же самое произойдет с тобой. Оказавшись брошенным и никому не нужным, у тебя будет прекрасный шанс пересмотреть свое отношение к жизни, к людям, к своим поступкам.

Сделка с совестью, прикрывающая до определенного момента темные делишки, в дальнейшем может закончиться очень плачевно. Всегда найдется кто-то более хитрый, наглый, бесчестный и бессовестный, который под личиной ложной лести столкнет тебя в бездну краха, чтобы занять то место, которое ты так же отнял у другого.

Честный человек всегда чувствует себя свободным и уверенным в себе. Поступая по совести, он не отягощает свою душу пороками. Ему не присущи алчность, зависть и неуемные амбиции. Он просто живет и наслаждается каждым днем, подаренным ему свыше.

«Белая гвардия» М.А. Булгакова - роман о судьбе русской интеллигенции в годы революции и гражданской войны.
В центре повествования находится семья белогвардейцев Турбиных. Их квартира – это теплый, уютный дом, где собираются друзья. В лице этих героев Булгаков рисует представителей русской интеллигенции, которую сам автор считал главной силой России.
Турбины очень растеряны в атмосфере новой эпохи. Они до сих пор остаются преданными Николаю II, с готовностью принимают слух о том, что государь все-таки жив.
Все Турбины - очень образованные люди, носители высокой культуры и традиций. Мы видим, что Алексей и Николка Турбины – истинные представители интеллигенции, продолжатели вековых традиций русского дворянства. Они обладают особой порядочностью, чувством долга, ответственностью. Эти люди не приемлют предательства и подлости, для них превыше всего такие понятия, как честь и достоинство. Именно поэтому Турбиным и их друзьям дико и непонятно все, что происходит в России.
Алексей Турбин - один из офицеров старой русской армии, которым после революции приходится делать выбор между противоборствующими сторонами, вольно или невольно служить в одной из враждующих армий.
Турбин не горит желанием воевать. Однако ему и его младшему брату Николке войны избежать не удается. Они в составе разрозненных офицерских дружин участвуют в безнадежной обороне города от Петлюры. Да никто из них и не посмел бы уйти от своего долга. Это не в правилах русского офицерства. Честь и достоинство руководит поведением героев.
Противопоставлен честным и порядочным Турбиным муж Елены Сергей Тальберг. При первой же возможности этот человек бежит вместе с немцами из России, бросив свою жену на произвол судьбы. Недаром сам Булгаков говорит об этом герое следующее: «О, чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести!»
Также семье Турбиных противопоставлены их соседи Лисовичи. Это приспособленцы, которым чужды понятия чести и достоинства. Единственное, что заботит их, - собственное спокойствие и достаток. Лисовичи без зазрения совести предадут любого, лишь бы выгородить самих себя. Перед Василием Лисовичем и его женой Вандой никогда не стояла проблема нравственного выбора, они могут приспособиться к любым условиям.
В своем произведении Булгаков явно на стороне Алексея Турбина, стремящегося к сохранению семейных устоев, к налаживанию нормальной, мирной жизни. Но у героя этого не получается. Семья Турбиных не смогла стоять в стороне во время гражданской войны. Ведь долг каждого белого офицера – воевать до последнего за свою страну, за своего царя. Алексей и Николка подчиняются этому чувству долга. Младший Турбин проявил, пожалуй, особенную смелость и отвагу. Он до последнего оставался со своим командиром Най-Турсом, не испугался за свою жизнь, исполнял долг офицера.
Можно сказать, что перед семьей Турбиных практически не стояла проблема нравственного выбора. Эти люди были воспитаны так, что не могли поступать иначе. В их крови от рождения были заложены понятия чести, долга, достоинства. Никакая, даже смертельная, опасность не смогла бы заставить их изменить своим морально-нравственным принципам.
Но трагедия русской интеллигенции и их морального выбора заключается в том, что эти люди не смогли увидеть обреченность монархического строя в России. Они боролись, переживали, страдали за старую, прежнюю Русь, которую уже не вернуть. И не надо возвращать отжившее, жизнь должна двигаться вперед. Булгаков, безусловно, далеко не в восторге от большевистских идей. Но, думаю, писатель видел в большевиках лучшую альтернативу по сравнению с петлюровской вольницей. По его мнению, интеллигентам, уцелевшим в огне гражданской войны, надо примириться с советской властью. Однако при этом важно сохранить достоинство и неприкосновенность внутреннего духовного мира, а не идти на беспринципную капитуляцию. Желание жить на родине, в России, присуще подавляющему большинству русских интеллигентов. Но Турбины и другие лучшие представители интеллигенции расценивали это примирение как пренебрежение своими нравственными принципами. Поэтому они боролись до конца и проиграли. Но за что они боролись?
В романе Булгакова «Белая гвардия» очень остро и болезненно стоит проблема нравственного выбора. Каждый из героев произведения принимает внутри себя решение, соответственно которому он будет в дальнейшем жить и действовать. Кто-то поступается своей совестью ради жизни, а кто-то – своей жизнью ради совести. На мой взгляд, Булгаков стоит на стороне лучших представителей белой гвардии. Он с горечью замечает, что эти люди уходят в прошлое, вместе с прежней Россией. На их место приходят люди новые, со своей философией и иным взглядом на мир.


Сочинение

Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших дел и тел не останется на земле.
М. Булгаков
В 1925 году в журнале “Россия” были напечатаны две первые части романа Михаила Афанасьевича Булгакова “Белая гвардия”, которые сразу привлекли внимание ценителей русской литературы.
По мнению самого писателя, “Белая гвардия” - “это упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране...”, “изображение интеллигентско-дворянской семьи, брошенной в годы Гражданской войны в лагерь белой гвардии”. Здесь повествуется об очень сложном времени, когда невозможно было сразу во всем разобраться, все понять, примирить в самих себе противоречивые чувства и мысли. В этом романе запечатлелись еще не остывшие, жгучие воспоминания о городе Киеве во время Гражданской войны.
Я думаю, что в своем произведении Булгаков хотел утвердить мысль о том, что люди, хоть и по-разному воспринимают события, по-разному к ним относятся, стремятся к покою, к устоявшемуся, привычному, сложившемуся. Вот и Турбиным хочется, чтобы все они всей семьей дружно жили в родительской квартире, где с детства все привычно, знакомо, где дом - крепость, всегда цветы на белоснежной скатерти, музыка, книги, мирные чаепития за большим столом, а по вечерам, когда вся семья в сборе, чтение вслух и игра на гитаре. Их жизнь развивалась нормально, без каких-либо потрясений и загадок, ничего неожиданного, случайного не приходило в их дом. Здесь все было строго организовано, упорядочено, определено на много лет вперед. И если бы не война и революция, то жизнь их прошла бы в спокойствии и уюте. Но страшные события, происходящие в городе, нарушили их планы, предположения. Настало время, когда нужно было определить свою жизненную и гражданскую позиции.
Я думаю, что не внешние события, передающие ход революции и Гражданской войны, не перемена власти, а нравственные конфликты и противоречия движут сюжетом “Белой гвардии”. Исторические события - это фон, на котором раскрываются человеческие судьбы. Булгакова интересует внутренний мир человека, попавшего в такой круговорот событий, когда трудно сохранять свое лицо, когда трудно оставаться самим собой. Если в начале романа герои пытаются отмахнуться от политики, то потом ходом событий вовлекаются в самую гущу революционных столкновений.
Алексей Турбин, как и его друзья, - за монархию. Все новое, что входит в их жизнь, несет, ему кажется, только плохое. Совершенно политически неразвитый, он хотел только одного - покоя, возможности радостно пожить около матери, любимых брата и сестры. И только в конце романа Турбины разочаровываются в старом и понимают, что нет к нему возврата.
Моментом перелома для Турбиных и остальных героев романа становится день четырнадцатое декабря 1918 года, сражение с петлюровскими войсками, которое должно было стать пробой сил перед последующими боями с Красной Армией, а обернулось поражением, разгромом. Мне кажется, что описание этого дня сражения - сердце романа, его центральная часть.
В этой катастрофе “белое” движение и такие герои романа, как Итман, Петлюра и Тальберг, раскрываются перед участниками событий в своем истинном свете - с гуманностью и предательством, с трусостью и подлостью “генералов” и “штабных”. Вспыхивает догадка, что все - цепь ошибок и заблуждений, что долг не в защите развалившейся монархии и предателя гетмана и честь в чем-то другом. Погибает царская Россия, но Россия - жива...
В день сражения возникает решение о капитуляции белой гвардии. Полковник Малышев вовремя узнает о бегстве гетмана и дивизион свой успевает вывести без потерь. Но поступок этот дался ему нелегко - может быть, самый решительный, самый отважный поступок в его жизни. “Я, кадровый офицер, вынесший войну с германцами... на свою совесть беру и ответственность, все!., все!., вас предупреждаю! Вас посылаю домой! Понятно? ”
Полковнику Най-Турсу это решение придется принимать несколько часов спустя, под огнем противника, в середине рокового дня: “Ребят! Ребят!.. Штабные стегвы!..” Последние слова, которые в своей жизни произнес полковник, были обращены к Николке: “Унтег-цег, бгостьте геройствовать к чег-тям...” Но он, кажется, выводов не сделал. Ночью после смерти Ная Николка прячет - на случай петлюровских обысков - револьверы Най-Турса и Алексея, погоны, шеврон и карточку наследника Алексея.
Но день сражения и последовавшие затем полтора месяца петлюровского господства, я полагаю, слишком маленький срок, чтобы недавняя ненависть к большевикам, “ненависть горячая и прямая, та, которая может двинуть в драку”, перешла в признание противников. Но это событие сделало возможным такое признание в дальнейшем.
Много внимания Булгаков уделяет выяснению позиции Тальберга. Это антипод Турбиных. Он карьерист и приспособленец, трус, человек, лишенный моральных устоев и нравственных принципов. Ему ничего не стоит поменять свои убеждения, лишь бы это было выгодно для его карьеры. В Февральской революции он первым нацепил красный бант, принимал участие в аресте генерала Петрова. Но события быстро замелькали, в городе часто менялись власти. И Тальберг не успевал в них разбираться. Уж на что казалось ему прочным положение гетмана, поддержанного немецкими штыками, но и это, вчера такое незыблемое, сегодня распалось, как прах. И вот ему надо бежать, спасаться, и он бросает свою жену Елену, к которой питает нежность, бросает службу и гетмана, которому недавно поклонялся. Бросает дом, семью, очаг и в страхе перед опасностью бежит в неизвестность...
Все герои “Белой гвардии” выдержали испытание временем и страданиями. Только Тальберг в погоне за удачей и славой потерял самое ценное в жизни - друзей, любовь, Родину. Турбины же смогли сохранить свой дом, сберечь жизненные ценности, а главное - честь, сумели устоять в водовороте событий, охвативших Россию. Эта семья, следуя мысли Булгакова, - воплощение цвета русской интеллигенции, то поколение молодых людей, которое пытается честно разобраться в происходящем. Это та гвардия, которая сделала свой выбор и осталась со своим народом, нашла свое место в новой России.
Роман М. Булгакова “Белая гвардия” - книга пути и выбора, книга прозрения. Но главная мысль авторская, я думаю, в следующих словах романа: “Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших дел и тел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему? ” И весь роман - это призыв автора к миру, справедливости, правде на земле.

Другие сочинения по этому произведению

«Всякая благородная личность глубоко осознает свои кровные связи с отечеством» (В.Г. Белинский) (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») «Жизнь дана на добрые дела» (на материале романа М. А. Булгакова «Белая гвардия») «Мысль семейная» в русской литературе по роману «Белая гвардия» «Человек — частица истории» (по роману М. Булгакова «Белая гвардия») Анализ 1 главы 1 части романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» Анализ эпизода «Сцена в Александровской гимназии» (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Бегство Тальберга (анализ эпизода из главы 2 части 1 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия»). Борьба или капитуляция: Тема интеллигенции и революции в творчестве М.А. Булгакова (роман "Белая гвардия" и пьесы "Дни Турбиных" и "Бег") Гибель Най-Турса и спасение Николая (анализ эпизода из 11 главы части 2 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия») Гражданская война в романах А. Фадеева «Разгром» и М. Булгакова «Белая гвардия» Дом Турбиных как отражение семьи Турбиных в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Задачи и Сны М. Булгакова в романе "Белая гвардия" Идейно-художественное своеобразие романа Булгакова «Белая гвардия» Изображение белого движения в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Изображение гражданской войны в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Интеллигенция «мнимая» и «настоящая» в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Интеллигенция и революция в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» История в изображении М. А. Булгакова (на примере романа «Белая гвардия»). История создания романа Булгакова «Белая гвардия» Каким предстаёт белое движение в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»? Начало романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» (анализ 1 гл. 1 ч.) Начало романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» (анализ 1 главы первой части). Образ Города в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Образ дома в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Образ дома и города в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Образы белых офицеров в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Основные образы в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Основные образы романа “Белая гвардия” М. Булгакова Отражение гражданской войны в романе Булгакова «Белая гвардия». Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Проблема выбора в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Проблема гуманизма на войне (по романам М. Булгакова «Белая гвардия» и М. Шолохова «Тихий Дон») Проблема нравственного выбора в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Проблематика романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» Рассуждения о любви, дружбе, воинском долге на основе романа «Белая гвардия» Роль сна Алексея Турбина (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Роль снов героев в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Семья Турбиных (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Система образов в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Сны героев и их значение в романе М. А. Булгакова «Белая Гвардия» Сны героев и их связь с проблематикой романа М. А. Булгакова «Белая гвардия». Сны героев и их связь с проблематикой романа М. Булгакова «Белая гвардия» Сны героев романа М. А. Булгакова «Белая гвардия». (Анализ главы 20 части 3) Сцена в Александровской гимназии (анализ эпизода из главы 7 роамана М. Булгакова «Белая гвардия») Тайники инженера Лисовича (анализ эпизода из главы 3 части 1 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия») Тема революции, гражданской войны и судьба русской интеллегенции в русской литературе (Пастернак, Булгаков) Трагедия интеллигенции в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Человек на изломе истории в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Чем привлекателен дом Турбиных (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Тема любви в романе Булгакова «Белая гвардия» Рассуждения о любви, дружбе, основе романа «Белая гвардия» Анализ романа "Белая гвардия" Булгакова М.А. I Отражение гражданской войны в романе Рассуждения о любви, дружбе, воинском долге на основе романа Человек на изломе истории в романе Дом - сосредоточение культурных и духовных ценностей (По роману М. А. Булгакова "Белая гвардия") Символы романа Булгакова «Белая гвардия» Бегство Тальберга. (Анализ эпизода романа Булгакова «Белая гвардия») Каким предстает белое движение в романе Булгакова «Белая гвардия»

Белая гвардия. Историческая правда в романе

По характеристике исследователя В. Лакшина, роман Булгакова "Белая гвардия" представляет собой «нечто... подлинное, обаятельное и самобытное». На первый план в романе выдвигается не классовое начало, а человеческое. Позиция автора – на стороне вечности, поднимающей его над схваткой. "Белая гвардия" – это лирический роман-исповедь о русской истории, который, по словам автора, выявил «те тайные изгибы, по которым бежит и прячется душа человеческая».

Главная тема романа – судьба послереволюционной России, ее культуры и интеллигенции. В центре повествования – судьба семьи Турбиных, Гражданская война в России. Но книг о революции и Гражданской войне в то время было немало. Поэтому большое значение имеет позиция, с которой написан роман. Сам автор, приступая к созданию произведения, ставил целью «упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране. В частности, изображение интеллигентско-дворянской семьи, волею непреложной исторической судьбы брошенной в годы Гражданской войны в лагерь белой гвардии, в традициях «Войны и мира».

На допросе в ОГПУ, на который Булгаков попал из-за своего романа, писатель сказал: «Я остро интересуюсь бытом интеллигенции русской, люблю ее, считаю хотя и слабым, но очень важным слоем в стране. Судьбы ее мне близки, переживания дороги». Однако в своем романе этот «слабый» слой Булгаков сумел оценить как талантливый продолжатель традиций школы Л.Н. Толстого.

Называя слой интеллигенции «лучшим», Булгаков вовсе не имел в виду то, что он лучше и выше всех и может вершить судьбы тех, кто находится ниже. В "Белой гвардии" автор самокритично рассуждает о трагедии русской интеллигенции, многое в ней осуждая, главным образом, ее народолюбие. Ведь не секрет, что представители интеллигенции весь народ, как понятие отвлеченное, обожали, а каждого его конкретного представителя считали хамом и вором. В записях Булгакова содержится открытый вызов образованному сословию: «Мучительно думать, что в стране, давшей Пушкина и Гоголя, существуют десятки миллионов людей, никогда не слыхавших о них».

В "Белой гвардии" Булгаков показал ту часть интеллигенции, которая по собственной вине оказалась в историческом тупике. Ее представители вольно или невольно способствовали разрушению государства и культуры. По ее вине погибло немало честных людей. Автор романа и его близкие на собственном опыте убедились, что удар, обрушившийся на интеллигенцию был заранее спланирован и рассчитан. Писатель был свидетелем того, как поредевшие от изнурительной борьбы то с красным, то с белым террором, от голода и болезней, ряды интеллигенции стремились в эмиграцию.

Писатель в романе выступает не только как адвокат интеллигенции, но и как прокурор. Псевдоинтеллигенты типа Шполянского, Тальберга и Лисовича сыграли, по мнению Булгакова, роковую роль в истории российской смуты. Роль народа в этом романе также неоднозначна, с одной стороны, людские массы сравниваются с «черным морем», с «черной рекой», а с другой стороны, Булгаков отражает на страницах романа извечные чувства справедливости и доброты народа. Так, убитый на Первой мировой войне вахмистр Жилин предстает во сне Алексея Турбина как «светозарный рыцарь».

Испугавшаяся реального народа, разделенная различными партиями значительная часть русских людей, носителей духовной культуры, теряла веру в родину и будущее, понимая, что это великий грех. И перед представителями интеллигенции со всей остротой встал актуальный во все времена вопрос: «Что делать?» Этот вопрос ставит Булгаков перед героями своего романа.

Создавая роман, Булгаков старался как можно правдивее передать историческую действительность. На примере Турбиных он показал, что трагический тупик – это неизбежный виток судьбы, что русской интеллигенции нужно расстаться с иллюзиями и мечтами о светлом мире социальной справедливости и победе демократии, посмотреть правде в глаза и, постаравшись уйти от отчаяния, попытаться найти выход из создавшегося положения. Сам Булгаков ко времени написания романа уже распрощался с иллюзиями, подтверждением чего служит одна из его сохранившихся записей: «Надвигается новое, совершенно неизведанное страшное... Просто даже если в окна посмотреть, сразу чувствуется, что ничего уже не будет...» Такие же предчувствия терзают душу молодого врача Алексея Турбина. Пусть не сразу, но он поймет, что назад пути нет. И к этому выводу его, как и других героев романа, подводит само время.

Семья Турбиных, два брата и сестра, в каждом из которых по-своему преломляются родовые черты, пытается решить вопрос, как жить. Опорой семьи в романе является Елена, воплощение женственности, уюта, преданности, которая тщетно пытается сохранить прежний нравственный уклад дома. На ее фоне старший брат, Алексей Турбин, на долю которого падает основной груз смятения и растерянности, выглядит человеком, которому с трудом дается определенная линия поведения. Восемнадцатилетний Николка, в отличие от него, более активно ищет свое место в событиях, способен к активным самостоятельным действиям.

Революция и Гражданская война поставили интеллигенцию перед выбором: «за» или «против». Поэтому конфликт в романе "Белая гвардия" определился двояко: столкновением действующих лиц с исторической действительностью и противостоянием вечных понятий – добра и зла, гуманизма и жестокости. Лучшие люди своего времени, такие как полковник Малышев и полковник Най-Турс, трагически воспринимают крушение идеалов. Малышев, видя что все попытки спасти Город оказываются безрезультатными, понимает – защищать некого и не от кого, и распускает дивизион, спасая таким образом сотни молодых жизней. Прикрывая студентов и юнкеров, гибнет и Най-Турс. Алексей Турбин все происходящие события переживает с мучительной болью. Пережив и осмыслив все происходящее, он приходит к мысли о том, что революция – это не борьба за высокую идею народного счастья, а бессмысленное кровопролитие. И так думает не только он. «Революция уже выродилась в пугачевщину», – говорит инженер Лисович Карасю. Но главную опасность для общества Василиса видит не столько в уничтожении материальных ценностей, сколько в разрушении моральных устоев: «Да ведь дело, голубчик, не в одной сигнализации! Никакой сигнализацией вы не остановите того развала и разложения, которые свили теперь гнездо в душах человеческих...»

Но несмотря ни на что, позиция автора оптимистична. На примере Турбиных он показывает, что ни войны, ни революции не в состоянии уничтожить Красоту, потому что она составляет основу человеческого бытия. Турбины, следуя завету Пушкина, сумели сберечь честь смолоду и потому выстояли, многое потеряв и дорого заплатив за ошибки и наивность. Прозрение, пусть позднее, все же пришло. Жизнь замечательной книги, ее героев и автора продолжалась, но, как всегда, перетекла в другое русло.

Развитие действий в романе передано через восприятие реального очевидца событий 1918-го года, так как прототипом Алексея Турбина стал сам автор, М.А.Булгаков, который "в условиях войны и постоянной смены властей призывался на службу в качестве врача". Он пишет, что ненависть и злоба управляли людьми, которые не могли разобраться в правоте или несправедливости требований многочисленных партий, социальных или сословных групп, а то и просто банд, прикрывавшихся революционными лозунгами. Были голодные безземельные крестьяне, и были помещики, забиравшие большую часть урожая. У людей к тому времени скопилось много боеприпасов, оружия, с помощью которого они хотели отвоевать своё право на хлеб и на жизнь.

Обстановка в Городе (имеется в виду Киев) давно была накалена, и до взрыва оставалось немного. В самом центре этого взрыва оказались жители Города и офицеры Белой гвардии, которым довелось видеть бессмысленную и бесконечную смену власти, но в данной ситуации люди вели себя по-разному. Так, например, Алексей Турбин, старший из братьев, был противников революций, кровопролитий, однако понимал мужиков с их «сердцами, горящими неутолённой злобой». Крестьяне ненавидели и немецких офицеров, которые оставляли свои записи на клочках бумаги: «Выдать русской свинье за купленную у неё свинью 25 марок». Мужиков возмущали издевательства немцев над украинцами, но они видели врага и в украинском гетмане, при котором на их шею снова уселись «помещики с толстыми лицами». Не осуждал старший Турбин простой люд за ненависть и к русским офицерам, к «москалям», так как враждебные взаимоотношения возникали между людьми оттого, что были они «сбиты с винтов жизни войной и революцией».

«В огне революций» каждый человек делал свой нравственный выбор. Когда братья Турбины и их товарищи стремились выполнить свой долг, защищая Город, инженер Лисович, сосед Турбиных, и ему подобные устраивали свои собственные, личные дела. Штабной офицер Щёткин, сам себя превративший в штатского, уехал в свою уютную квартирку и, напившись кофе, сладко уснул: не собирался он никого спасать. А в это время юнкера во главе с Най-Турсом должны были «вертеться под шрапнельным небом», защищая горожан, среди которых были и штабист Щёткин, и обыватель Лисович, усердно и изобретательно устраивавший всё новые тайники для награбленных и накопленных при всех властях денег. Лисовича никогда не беспокоили раздумья по поводу порядочности, чести или гражданского самосознания: «Он бережно откладывал в сторону фальшивые (деньги), предназначенные извозчику и на базар». Мошенничать, обманывать людей – давний талант этого приспособленца, спокойно живущего без убеждений, без чувства долга перед людьми и Отечеством. Для него в смутное время важно одно: научиться надёжно прятать «катеринки» и «петровки», золото и серебро.

В защите Города участвовали как офицеры "белой гвардии", так и недостаточно обученные юнкера. Младший Турбин, Николай, собирался умереть в то время, когда Лисович считал и прятал деньги. Каждый по-своему видел своё место на этом «пожаре». «Народные учителя, фельдшера, украинские семинаристы, волею судеб ставшие прапорщиками, здоровенные сыны пчеловодов, штабс-капитаны с украинскими фамилиями... все говорят на украинском языке, все любят Украину», ...и все вооружены. Когда гибли за Украину те самые офицеры-москали (белая гвардия), их считали врагами некоторые представители украинской нации, иногда и бывшие сослуживцы. Например, после участия в первой мировой войне превратился в полковника петлюровской армии сельский учитель Козырь, он воевал теперь против царской армии. Объяснение этому найти можно: «...война для Козыря была призванием, а учительство – лишь долгой и крупной ошибкой». Кому служить и кого убивать, для него не было принципиальным, лишь бы военная карьера хорошо складывалась. Таким, как Козырь, не понять, почему один из командиров, увидев, как погибли его четыре офицера и два юнкера под ударами конной сотни, выстрелил себе в рот, сказав перед этим: «Штабная сволочь. Отлично понимаю большевиков». Это был человек с высочайшим чувством ответственности за жизни своих подчинённых, верный присяге и долгу защитника Отечества.

Глубоко порядочным и честным человеком, с высоким чувством долга, верности присяге, с чувством собственного достоинства был такой представитель Белой гвардии, как полковник Малышев. Он оказался дальновидным военачальником, сумевшим разведать, что гетман со своим окружением позорно бежал за границу, как и командующий армией. Поэтому Малышев спасает от гибели своих «неразумных детей», желавших сложить головы при защите Города и его жителей от петлюровцев. Обманутые, втянутые в авантюру люди могли быть перебиты в бойне с хорошо вооружёнными, в двадцать раз превышающими их по численности войсками Петлюры. Полковник Малышев взял на себя ответственность за решение участи солдат и офицеров вверенного ему дивизиона. Он велел сорвать погоны, разойтись по домам и не рисковать понапрасну.

М.А. Булгаков отобразил в романе суровую, жестокую правду Истории, показал разные характеры, судьбы, нравственный выбор людей в тяжелейших обстоятельствах эпохи войн и разрушений. Одни герои (например, Турбины, Най-Турс, Малышев) оставались верны таким нравственным ценностям, как честное служение обществу и стране, бескорыстие, порядочность, патриотизм и мужество, и были готовы погибнуть, не изменяя своим принципам. Другие персонажи, как Лисович, накапливали богатства, третьи, как Козырь, делали военную карьеру, использовали войну для улучшения собственного благополучия. Или, например, штабной офицер Сергей Тальберг, который пренебрёг даже таким чувством, как любовь к близкому человеку. Он предаёт друзей, жену и, действуя в личных интересах, тайно готовится бежать за границу, делая свой выбор в соответствии с собственными убеждениями. Тальберг не страдает от угрызений совести по поводу долга или ответственности перед людьми и страной.

Наверное, человек имеет право выбора: остаться живым или «сгореть в огне революций». Но трудно согласиться, что при этом все средства хороши, поэтому и невозможно простить подлость, непорядочность, алчность на крови, предательство. Нельзя не согласиться с точкой зрения М.Булгакова, который напомнил про общеизвестные истины: нет ничего выше вечных ценностей, то есть самой жизни, любви друг к другу, верности и порядочности.

Рецензии

Вы, как всегда,- умничка. Попробуй-ка сопоставить и вычленить сугубое в жестокой борьбе, оставаясь при этом вне рамок пристрастий.Вам это, мне кажется, удаётся по одной простой причине: умничка вы.

И у меня есть к вам одна тяжёлая претензия. А именно. Читая ваши талантливые критические статьи, я не решаюсь выудить из стола - свои. Опростоволоситься боюсь: высока планка, вами поставленная.
Что же касается недоброжелателей, так станьте верблюдихой. Пусть лают. А вы плюйте. И снова издайтесь. Если уж совсем достанут, то - поделитесь. Я с детства и по сей день дерусь не шуточно и виртуально, и реально.
Низкий поклон.