Британские субкультуры. Субкультуры англии хх века

В начале 60-х годов на улицах Лондона стали появляться странно одетые молодые люди. Они носили аккуратные причёски, отбеленные джинсы с красными подтяжками, тяжёлые красные ботинки со стальными носками, иногда голубые мохеровые костюмы и очки в голубой оправе. Они пьют тёмное пиво или безалкогольные напитки и передвигаются на мотороллерах марок «Веспа» и «Ламбретта». Это – моды, противоречивая и не до конца определённая субкультура 60-х, подростки, которые отчаянно пытаются определить себя.

«Умеренность и аккуратность»: основы стиля

Великобритания в «пёстрых» 60-х – это целый букет различных субкультур. По улицам ходят не только моды, но и рокеры, психоделисты, хиппи и рудиз. У всех различные причины возникновения и различна идеология. Моды (от modern – современный) – дети из семей профессиональных рабочих; после «экономического бума» у них появились свободные деньги – и их конвертировали в стиль. От своих предшественников, «тедди-боев», моды унаследовали маниакальные интерес к мельчайшим деталям внешности. Строго регулировалось, в зависимости от ширины брюк, расстояние между ними и ботинками – пол дюйма или дюйм. Носки должны были быть белыми, костюм – итальянским, туфли – «Челси» или лоферы. Всё продумано до мелочей, и любая оплошность делает тебя посмешищем.

Эту одержимость модов быстро заметили производители одежды и музыкальные. Культура, так гордившаяся своей независимостью и индивидуальностью, стала поддерживаться извне и скоро сошла на нет, а бывшие моды разбрелись по другим субкультурам. А кто-то даже организовал новую – скинхэдов (которые изначально не придерживались никаких расистских взглядов). «Мод – короткое слово, обозначающие моду, красоту и глупость. Мы все через это прошли», – говорил впоследствии Пит Таунсен из «The Who».

Главное средство передвижения – мопед. Он доступен круглые сутки (в отличие от закрытого на ночь общественного транспорта) и защищает нарядную одежду от грязи. Этой же цели служат длинные парки цвета хаки.

« Absolute beginners»: ценности и установки

Моды – гедонисты, и их цель жизни – развлекать себя как можно изощрённей и разнообразней. Они напоминают героев Уальда – возможно, поэтому их называют «денди XX века». То, что они так пристально следили за модными новинками (и часто тратили на них последние деньги) – это обратная сторона главной составляющей их мировоззрения: крайней эгоцентричности. «Когда все в Англии запели о свободной любви, что было весьма неоднозначно, моды тоже оказались возмутителями спокойствия – но по причине абсолютно противоположной. Ощущение было такое, будто эта проблема им глубоко безразлична. Я думаю, моды по натуре своей были слишком эгоцентричны, чтобы создать пару», – писал Кевин Пирс.

Библия мода – книга Колина Маккинеса «Абсолютные новички», повествующая о молодом фэшн-фотографе Колине и его любви к модельерше Креп Сазетт. Их история открывает целую панораму жизни рубежа пятидесятых-шестидесятых. «Боюсь, что это единственная книга, написанная действительно о «модах» того времени, и если вам скажут, что есть какие-то ещё, – не верьте», – говорит Олег Миронов. В 1986 по книге был снят одноимённый фильм, поначалу отвергнутый критиками, но впоследствии ставший культовым благодаря прекрасному саундтреку.

{youtube}QYg9VvlCNys{/youtube}

Но за внешним прожиганием жизни скрывается трагический поиск себя – и этим моды похожи на подростков всех эпох. Крис Уэлч написал в 1969 году в статье для Melody Marker: «Моды ""делают свое дело"" в беспомощном стремлении найти свое «я» в обществе, где единственный официальный альтернативный путь – жениться на Покупке В Рассрочку и закончить парализованной жизнью перед телевизором».

Музыка и одежда: наследие модов

Моды с их культом индивидуальности и образом «опрятного хулигана» оказали огромное влияние на последующую массовую культуру. Главным образом это коснулось модной индустрии: это они придумали мужской макияж, большинству существующих уличных стилей, это благодаря им существует одежда унисекс. Очень многие современные бренды открыто копируют элементы стиля модов.

Кадр из фильма «Квадрофения»: моды первыми сказали, что мужчины тоже могут краситься

Коснулось их влияние и музыки. Моды привели в Британию «чёрную музыку»: джаз и соул. А ещё именно благодаря модам появились The Beatles. Хотя Крис Уэлч был уверен, что особых музыкальных предпочтений у модов нет – «важно, чтобы было видно, как топаешь ботинками под эти ритмы», на самом деле это не так. Моды слушали в основном американцев, исполняющих блу-бит, рэгги, рокстеди и ска. Олег Миронов рассказывает: «Всё шло замечательно до тех пор, пока где-то в 1962 году большие люди из крупных компаний не заинтересовались: а на что, собственно, уходят у подростков такие сумасшедшие деньги? Выяснилось, что молодёжь тратит свои кровные на совершенно непотребные вещи – продукты американской промышленности! Боссы решили, что надо приложить максимум усилий, чтобы перенаправить этот денежный поток в свои карманы или, по крайней мере, вернуть в лоно матери Британии. Замечательным примером этому может служить выход первого альбома группы ""The Beatles"", с которым, как принято считать, закончилась эпоха настоящих «модов» и началась эпоха ""британского вторжения""».

Они носили стильные итальянские пиджаки, любили джаз, ска и скутеры, но ненавидели рокеров и были готовы пустить в ход кулаки и дубинки. Амфетамин тогда был легален, и то, как часто и с упоением они его употребляли, стало одной из причин, по которой его, в конце концов, запретили. Их называли «моды» и эта молодежная субкультура повлияла на всех нас гораздо сильнее, чем может показаться (даже если вы никогда о них не слышали). Глядя на этих пижонов, хамов и выпендрежников сейчас, можно только удивляться тому, насколько странными и восхитительными были 60-е.

Кто такие моды и почему они вообще кому-то интересны?

Смешайте стереотипную дворовую шпану и карикатурных хипстеров, добавьте сюда уродливо-прекрасные скутеры и щепотку нелегальных стимуляторов. Если совместить все в правильных пропорциях, у вас получатся британские моды прямиком из свингующих 1960-х.

Субкультура модов появилась в Лондоне конца 50-х, пережила расцвет в 60-е и скоротечно испустила дух, не дожив до 70-х. В эпоху своей максимальной популярности, эти выходцы из рабочего и нижнего среднего класса были настолько же узнаваемой чертой Британии, как Rolling Stones и королева-мать. Откровенно говоря, над ними многие тогда посмеивались - слишком уж ярким и шаблонным выходил образ.

Моды возвели стильные итальянские костюмы и ботинки в культ. Сами про себя они говорили, что мод скорее сэкономит на еде, чтобы купить шмотки, чем наоборот. Другой узнаваемой чертой субкультуры были скутеры, на которых моды бороздили ночной Лондон, словно окруженная выхлопами орда Чингисхана. Причина такой любви - в том же стремлении выглядеть роскошно. Скутеры ассоциировались с итальянскими фильмами и соответствующим стилем. К тому же они, в отличие от мотоциклов, были закрыты панелями, благодаря чему модные вещи не пачкались, а более удобная посадка позволяла не мять их.

Однако, несмотря на тягу к гламуру и любовь к джазу, ска и ритм-энд блюзу, эти модники в душе оставались все теми же парнями из пролетариата. Стильные приталенные пиджаки не мешали им щеголять побитыми зубами и носить с собой выкидной нож на случай встречи с рокерами.

Рокер пытается спиххнуть мода на дороге

Рокеры и моды ненавидели друг друга настолько, что частенько после танцулек под амфетамином развлекались тем, что били друг другу морды и портили двухколесный транспорт. Они слушали немного разную музыку и любили разную одежду - для драк и ненависти достаточно и этого.

Джаз и битники находят отклик у шпаны:
Истоки модов

Моды - настолько фактурная и многогранная субкультура, что, конечно же, не могла взяться из ниоткуда и внезапно уйти в никуда. Известен точный год появления модов: 1958. Именно тогда в среде британской молодежи дозрели и принесли плоды несколько крайне важных веяний.

У модов было два источника, из которых они черпали свою силу и стиль. Во-первых, это классические битники, мрачноватые поэты и нонконформисты, угоревшие по эксзистенциализму, кул-джазу и пессимистично смотрящие на все современные общественные отношения. Первые моды многое подчерпнули у битников, по крайней мере, в том, что касается любви к итальянскому кино и непонятной для старшего поколения слишком вычурной музыке.

Тедди-бои

Другая субкультура, чье сильное влияние испытали моды, - так называемые «тедди-бои» из 50-х. Эти парни с рабочих окраин тратили последние деньги на модные костюмы и штиблеты, в остальном оставаясь еще ближе к гопникам, чем моды. Они пытались выглядеть так, словно принадлежат к элите, но высшему сословию казались троглодитами, напялившими пародию на эдвардианские наряды. В любом случае, тедди-бои носили модные для своего времени вещи и дрались. Моды, с некоторыми оговорками, делали то же - на лицо преемственность поколений.

Свингующий Лондон порождает модов

Но как такие несовместимые субкультуры, как битники и тедди-бои вообще смогли пересечься, да еще и смешаться? В этом повинны мощнейшие тектонические сдвиги в обществе 50-60-х годов. После Второй мировой в Британии (как и везде) произошел демографический взрыв, и в стране резко увеличилось количество молодежи. К тому же, после относительно бедных и полных лишений 40-х и начала 50-х, последовал и экономический бум.

Из мрачной закопченной послевоенной столицы Лондон трансформировался в красочный эпицентр моды. Эта эпоха в жизни города вошла в историю как «Свингующий Лондон». Едва Британия оправилась от последствий войны, как в крупных городах появились модные бутики, пиратские радиостанции и новое кино, вдохновленное континентальной Европой и Голливудом. Кроме этого, появились новые стандарты красоты и началась сексуальная революция. Эталоном стиля тогда стала Твигги, которую называли «королевой модов».

Получилась забавная картина: в стране резко стало много молодых и не знающих, куда применить свою энергию людей, но у их родителей было достаточно средств, чтобы обеспечить тем досуг, да еще и дать деньги на карманные расходы. Лишь бы вся эта галдящая толпа хоть на время куда-нибудь свалила и оставила своих стариков в покое. И она свалила: парни и девчонки повалили на улицы, в магазины пластинок и пабы (документы тогда не проверяли, достаточно было выглядеть «взросло»).

На что можно было потратить карманные деньги в 50-е, если ты молод и гормонально неустойчив? На стильные шмотки, пластинки и скутеры - в общем-то, и все. Выпивка в баре оказалась не таким уж интересным занятием: пабы тогда закрывались довольно рано, и молодежи нужно было найти место, где они смогли бы развлекаться до самого утра. Таким убежищем оказались круглосуточные кофейни. К тому же, в этих заведениях часто бывали аппараты для проигрывания музыки, и моды оккупировали их, ставя собственные пластинки и слушая их под стимуляторами (иногда под кофе, иногда под дешевым аптечным амфетамином).

Определенно, это поколение проводило время гораздо интереснее, чем поколение их родителей.

Музыка, которую слушали моды

Для любой более или менее современной молодежной субкультуры музыка - это настолько же важно, как и внешний вид. Она задает стиль и помогает в самоидентификации. История музыкальных предпочтений модов витиевата, так же как и эпоха 50-60-х.

The Who в образе модов

Изначально, когда моды были скорее городскими снобами, чем хулиганами и кутилами, им безумно нравились ультра-современные на тот момент кул-джаз и бибоп. Само название движения произошло от термина «modern», где под «модерном» понимается не философская категория или стиль в искусстве, а просто современный джаз. У незамысловатых, хоть и с претензией, парней «modern» и «mod» начало означать просто «современный», то есть «крутой», «стильный», в противовес слову «trad», то есть «традиционный» и, следовательно, «стариковский».

Вскоре умы модов, число которых росло, начали занимать R&B (который тогда сильно отличался от нынешнего) и соул.

Спустя какое-то время, когда движение разрослось и появились новые веяния, невероятно актуальным и крутым начал считаться ска. Столичным пижонам импонировало то, что это новомодное ямайское явление еще не успело стать популярным - его не крутили по радио, о нем почти ничего не знали обыватели и изначально его делали лишь заезжие ямайцы из маргинальной среды. Это был настоящий андеграунд, в котором нужно было показать себя своим в доску, чтобы претендовать на то, что хотя бы немного шаришь. К тому же, изначально сделанный для дансхоллов ска, с его свежестью и бодростью, наверняка сильнее гармонировал с амфетаминами, к которым моды питали слабость и в эпоху джаза, и в эпоху рок-н-ролла.

Когда субкультура модов получила широкое распространение, и количество стильно одетых скрипящих зубами молодых повес на скутерах стало критичным, у них появились и свои иконы национального масштаба. Группы The Who, Rolling Stones, The Yardbirds Small Faces и The Kinks работали на аудиторию модов, во многом следуя их предпочтениям в одежде и стилю поведения. То, что их музыка как-то слишком подозрительно сблизилась с музыкой рокеров, которых они ненавидели, никого уже не волновало.

К концу 60-х движение уже окончательно размылось и стало не больше, чем сезонным веянием моды, растворившись в толпе школьников. Популярность сгубила модов. Да и они сами повзрослели, нашли скучную работу, создали стабильные ячейки общества и перешли на психоделик-рок. Разве что изредка некоторые из них врубали старые пластинки с кул-джазом и ска, вспоминая молодость и по привычке смотря на весь этот рок-н-ролл и поп-музыку с пренебрежением.

Одержимость скутерами

Одним из главных (и самым шумных) атрибутов модов были скутеры. Они напоминали владельцам о героях итальянских фильмов, поэтому самыми популярными марками стали именно Vespa и Lambretta. Кроме того, такой транспорт позволял по минимуму пачкать стильные вещи. Мода на парки, существующая до сих пор, идет оттуда же. Эти куртки из вентила, бытовавшие в британских ВВС, позволяли не только не мерзнуть во время поездки, но и защищали от грязи дорогостоящие пиджаки модов.

Скутер быстро превратился из удобного средства передвижения в предмет с культовым статусом и средство самовыражения. Если рокеры любили модифицировать свои мотоциклы изнутри, улучшая характеристики и заменяя детали, то моды обожали превращать своих чахлых металлических коней в расписные и сумасшедшие инсталляции.

Десятки стекол заднего вида, флаги Британии, прилепленные этикетки от жвачек - скутер не мог быть просто скутером, так же как мод не мог носить «просто пиджак» или «просто слушать музыку».

Войны модов и рокеров

Даже когда моды стали распространенным явлением, касалось это лишь Лондона и юга страны. Однако к середине 60-х про них узнали все в Британии, когда вместе с рокерами моды навели шороху в некогда сонных курортных городках к югу от столицы.

Конфликт рокеров и модов во многом был классовым. Моды хотели выглядеть так, словно все они родом из благополучного среднего класса Лондона, тогда как их противники следовали образу буйных аутсайдеров, злобных байкеров из американских фильмов и опасных маргиналов. Учитывая, что столичные пижоны тоже были не дураками подраться, столкновения были неизбежны.

Рокеры совершали мото-рейды на клубы модов, моды не оставались в долгу и на своих скутерах пускались за город, чтобы поколотить мотоциклистов. Крупнейшей стычкой стала «Бойня в Брайтоне», шедшая с 18 по 19 мая 1964 года. Тогда на пасхальные выходные большая группа модов отправилась на пляжи курортных городков, чтобы устроить там грандиозную вечеринку. За несколько дней до этого другая подобная попытка провалилась - меньший отряд модов был жестоко избит рейдерами из местных рокеров.

Рокеры и моды толкаются на дороге. И те и другие невероятно довольны процессом

Во второй раз моды поехали не только в большем количестве, но и вооружившись выкидными ножиками и дубинками. На месте их встретила засада из рокеров, которые бросились на противника с цепями и ножами. Начавшаяся драка спровоцировала несколько крупных сражений еще в четырех городах на юге страны. Орда модов ринулась на подмогу своим из Лондона, здесь встречали засады местных.

У полиции, не готовой к таким баталиям, долго не получалось погасить конфликт - обе стороны были мобильными и войска обеих фракций хаотично перемещались от города к городу, пока не обессилили спустя два дня постоянных стычек. Волна насилия схлынула и полисмены смогли задержать только 60 человек, что было каплей в море дерущихся.

Неудивительно, что после этого в стране с подачи журналистов началась истерия: модов начали считать исчадиями ада и отпетыми гангстерами. Не исключено, что именно благодаря этому движение, которое тогда уже было на излете, просуществовало на несколько лет дольше - моды снова стали ассоциироваться с крутостью и андеграундом, а не со школьниками на скутерах.

Конец эпохи.
Моды превращаются в скинов

Мод (слева) и хард-мод (справа)

К середине 60-х моды стали настолько популярным явлением, что мутации в нем были просто неизбежны. Как неизбежным было и то, что молодежь, рано или поздно, потеряет интерес к этому явлению из-за того, что оно стало мейнстримом, и отыщет себе что-то более андеграундное.

На пике популярности количество стиляг на «Веспах» в Лондоне превысило критическую отметку и модным стало скорее не быть модом, чем быть им. Альтернативой закиснувшему движению стало течение хард-модов. Эти парни все так же считали себя стильными знатоками моды и любителями скутеров, но в большей степени напирали на свою маскулинность и подчеркивали происхождение из рабочих семей. Вместо экстравагантных причесок они начали брить головы налысо, вместо итальянских туфель - носить тяжелые ботинки.

Хард-моды называли традиционных модов «павлинами» и вскоре дистанцировались настолько, что стали отдельной субкультурой. В конце 60-х они получили более известное нам прозвище «скинхеды». Эти парни в гораздо большей мере, чем моды, любили ска и регги, с большей охотой участвовали в драках и сильнее уважали честное британское пиво и ямайский каннабис, чем аптечные амфетамины. Позже, в 70-х, многие из скинхедов радикализировались, увлеклись неонацизмом и уже в таком виде стали больше всего известны у нас и за океаном. Но это - уже слишком далекая от модов история.

В 70-е и даже 90-е случились попытки возрождения модов, получившие название «mod-revival». Однако они довольно быстро утихли. Батины скутера, парки и итальянские пиджаки оказались не так актуальны, как хотелось бы любителям стиля модов. Хотя отголоски его носятся по британской и американской сцене до сих пор. Движение модов умерло, чтобы стать перегноем для более современных субкультур и веяний. Хотя некоторые из тех, оригинальных любителей стиля, до сих пор собираются, чтобы погонять на скутерах, покуражиться, выпить вместе с такими же постаревшими рокерами и вспомнить молодость.

Сейчас попытаемся выяснить, как связаны такие разные, а в чем-то даже противоположные понятия. Итак, молодежная субкультура -- это чаще всего результат неудовлетворенности молодого человека тем, что происходит в обществе. Это попытка следовать собственной идеологии, создавать свой мир. Человек выбирает то, что ему ближе, что ему по вкусу, плюс субкультура дает молодым людям столь необходимую возможность для самореализации и самовыражения. Ключевое слово здесь «молодым». Молодежь -- в силу психологических и социальных особенностей является наиболее активной частью населения. Она с легкостью воспринимает все новое. Ей присуща творческая деятельность, инициативность. Молодые люди не боятся перемен, а наоборот стремятся к ним. Именно молодежь является основным потребителем моды. Еще одна особенность молодых людей в том, что критическое мышление у них только начинает формироваться, на них можно оказывать влияние, особенно успешно это делают СМИ. Поэтому сложно сказать спрос рождает предложение, или предложение рождает спрос. Как бы там ни было, основная часть молодежи подвластна влиянию моды. Заметен и тот факт, что молодежь быстрее реагирует на смену моды, чем основная масса населения. Эту тенденцию можно особенно хорошо проследить по внешнему облику молодых людей. Казалось бы, не так давно все поголовно носили расклешоные брюки, а затем плавно переместились в черные и узкие. Как уже было сказано ранее, мода связана с инстинктом подражания. В этом есть одно из противоречий, присущих молодежи -- быть как все и в то же время выделяться.

Это противоречие разрешается, благодаря субкультуре. Например, гот среди «своих» будет как все, а по сравнению с людьми, к данной субкультуре не принадлежащими, он будет «белой вороной». Цель достигнута, его заметят.

Своя мода и стиль есть у каждой субкультуры. Единый стиль объединяет людей, будь то музыка, одежда или стиль жизни.

Как бы субкультуры не пытались отгородиться от общей базовой культуры, абсолютно автономизироваться очень сложно.

Для тинейджера 50-х рок-н-ролл был переворотом буквально во всем: в манере танцевать, говорить, ходить, во взглядах на мир, на власть, на родителей, а самое главное - переворотом во взглядах человека на самого себя. Так возникала рок культура. И среди молодежи это стало действительно модным.

Битники демонстрировали непохожесть на остальных именно в безразличии к стилю, как к таковому, что тоже есть стиль. К своему внешнему облику они относились весьма пренебрежительно. Юные леди, слушавшие «дикарскую музыку», сами были похожи и на дикарок и на «pin-up girls» одновременно: много яркой косметики, вызывающе открытые облегающие кофточки, узкие юбки с разрезом или пышные «солнце-клеш» и т. д. Подобные силуэты встречаются в современной моде…

В 60-е годы возникла субкультура «Modos» (Моды). Моды подхватывают у «тедди-бойз» (1950) щегольскую манеру одеваться. Их девиз - «умеренность и аккуратность!». Моды носили идеально сидящие костюмы, химическое чудо начала 60-х - белоснежные нейлоновые сорочки с узкими воротничками, тонкие галстуки, ботинки с узкими носами, куртки из искусственной кожи на молнии, аккуратные прически. В 1962 году последователями стиля Modos становятся легендарные «Beatles». Молодежная мода, бурно развивающаяся в это десятилетие, оказывает свое влияние и на классические дома Высокой моды. Своим клиентам такие дома предлагали «облагороженный» вариант молодежной моды: юбки до колена, костюмы, «осовремененные» яркими расцветками и новыми линиями, классические «лодочки» на низком каблуке и др.

Мода конца 1960-х годов испытывает влияние со стороны новой молодежной субкультуры - «хиппи». Диффузорный стиль хиппи привнес в моду яркие этнические мотивы восточных стран, намеренный эффект потрепанности и, кроме всего прочего, джинсы, которые являлись чем-то вроде символа протеста против буржуазной униформы. Своим видом и поведением хиппи подчеркивали отрицание норм официальной культуры. В поисках индивидуальности молодые бунтари смешивали одежду разных стилей, времен и народов. Они воспевали ценность старой одежды. Отсюда пошел эффект потертости и рваные джинсы.

Современная мода становится все более демократичной, она больше не навязывает жестких правил, позволяя каждому проявить свою индивидуальность. Мода циклична, поэтому популярные раньше вещи зачастую получают вторую жизнь. И если восстановить историю той или иной вещи, то можно найти связь с самыми разнообразными субкультурами.

Известно, что одни субкультуры продолжают жить по сей день, а другие перестают существовать. В этом также прослеживается связь с феноменом моды. Мода оперативно реагирует на изменение потребностей молодежи. А иногда опережает их изменение, создавая новые. Если что-то перестает быть актуальным, оно уходит из повседневной жизни в историю. Пейджеры, например, сейчас можно найти разве что в музее, а когда-то это было модно. Та же ситуация с субкультурами. Давно исчезли Зутизы, рокабилли, битники, хиппи (если и есть, то очень мало). Зато огромную популярность среди молодежи приобрела сейчас такая субкультура, как эмо, например. Такой вывод можно сделать по обилию молодых людей, одетых в этом стиле. Так одеваются и люди, не причисляющие себя к эмо, они просто считают, что это красиво. Прически, которые вошли в моду благодаря этой субкультуре также очень хорошо прижились.

Немало представителей хип-хоп культуры и различных ответвлений рок-культуры. Этот вывод также основан на ежедневных наблюдениях. Своей массовостью подобные субкультуры обязаны моде, которую создают молодежные СМИ.

Субкультура дает жизнь порой совершенно новым вещам и идеям. А по мере развития и взаимодействия с обществом это «новое» явление постепенно проникает в общую культуру и даже может стать классикой в какой-либо области.

Нередко мода порождает субкультуры. Для примера приведем субкультуру «стиляги». Она появилась в СССР и существовала с 1940 по нач. 1960-х годов. В качестве эталона данная субкультура имела западный (преимущественно американский) стиль жизни. Стиляги выделялись яркой одеждой, оригинальной манерой разговора (особый сленг). Им был присущ особый интерес к западной музыке и танцам. Западная мода и сейчас имеет огромное влияние на нашу страну. Это касается к сожалению, не только одежды… Субкультуры - тоже показатель этого. Сложно вспомнить хотя бы одну субкультуру, которая изначально возникла бы в России. В основном все они пришли к нам с Запада.

Еще одна субкультура, непосредственно связанная с модой - хипстеры или инди-киды. Название говорит само за себя. Оно происходит от английского слова hip, что переводится как «быть в теме». Мода, пожалуй, является основной составляющей культуры хипстеров.

Как бы не пытались представители той или иной субкультуры выделиться и отступить от официальной моды, в итоге получается, что чем массовее становится субкультура, тем больше шансов что это будет модно и наоборот, чем более модной среди молодежи будет субкультура, тем она будет массовей.

Таким образом, связь субкультур с модой очевидна, эта связь может выражаться по-разному: субкультуры создают свою моду, в то же время оказывая влияние на развитие моды в целом, они в каком-то смысле рождают новую моду, а иногда мода делает возможным возникновение и развитие субкультур. Это сложная связь касается по большей части внешнего образа, каких-то отдельных элементов. Но, как было сказано ранее, мода - это не только одежда, она затрагивает практически все сферы жизни современного человека. Поэтому связь моды и субкультуры глубже, чем кажется на первый взгляд. Но даже внешних ее проявлений достаточно, чтобы сделать вывод о ее существовании.

Субкультуры Англии ХХ века. Стиль, идеология.

Введение. Понятие субкультуры

Субкультура (лат. sub - под и cultura - культура; подкультура) - понятие, обозначающее часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Понятие «субкультура» обычно выражает мнение строго противоположное идеям морали и законам общества, молодые люди, желавшие самовыражения, нуждались так же и в том, чтобы отличать «своих» от «чужих», разделяясь по музыкальным, модным и жизненным предпочтениям. Особенно массовым это явление стало после окончания войны, когда 70% молодежи примкнули к той или иной субкультуре. В данной статье были исследованы наиболее яркие и значимые субкультуры Англии ХХ века.

В ментальной карте можно увидеть большее количество субкультур Англии ХХ века, а так же те, которые были более подробно изучены в статье.

С помощью ресурса инфографики Venngage наглядно и кратко отображены наиболее важные аспекты стиля, ценностей, мировоззрения и образа трех исследуемых субкультур.

Тедди-бойз

Британские исследователи в качестве первой молодежной субкультурной группы называют «" тедди-бойз" » . Эта группа заявила о себе в середине 1950 -х годов. «Тедди », подрабатывая себе на карманные расходы неквалифицированным трудом, стали относительно независимы в финансовом отношении от своих семей и могли тратить эти деньги на свои нужды. Их потребности были невелики: кафе, кино, дискотеки. Но главной их культурной нишей стал американский рок-н-ролл. Как отмечают английские ученые, облик «тедди » сочетал в себе черты английского джентльмена и американского шулера: длинный драповый пиджак с бархатным воротником, брюки дудочкой, ботинки на микропоре, галстук-шнурок. «Тедди » были возмутителями британского спокойствия в кинотеатрах и танцзалах, где происходило активное освоение ими рок-н-ролла. Процесс этот часто заканчивался массовыми драками и актами вандализма. «Тедди » были консервативных ценностей, иногда им был присущ агрессивный национализм (расовые беспорядки). «Тедди » исчезли к 1964г . Однако именно они заявили о молодежи не как о возрастной, но как о социальной группе.

Моды

«Британский феномен» – моды - появился в 1962 году. Но существует мнение, что первое упоминание о модах в СМИ в 1962-63 годах было, собственно, не началом движения, а его лебединой песней. Именно тогда идеология была принесена в жертву популяризации и доступности. Моды жили в своём собственном тесном мире, куда попадали только избранные. И достаточно было перекинуться несколькими словами, бросить беглый взгляд на одежду, чтобы понять – «свой» или нет. Именно тогда появилось то, что впоследствии стали называть «дресс-кодом» молодёжных субкультур. Они презирали массовую культуру, рассчитанную на «среднего обывателя», для них сам этот термин был унизителен. Но, несмотря на все эти условности, нельзя сказать, что у модов был свой манифест.

Главной целью было просто жить и получать от жизни максимум удовольствия , причём жить только так, как они считали нужным.

Многие из них при первой возможности покидали родительский дом и снимали за небольшие деньги какую-нибудь развалюху на окраинах или вообще в пригороде. Жильё не было основной статьёй их расходов – львиная доля заработка уходила на одежду, музыку и скутеры.

Моды , так называемой первой волны, предпочитали слушать американский чёрный джаз, блюз и соул – тогда это были близкие стили, и зачастую их называли просто соул. Из британских исполнителей их интересовало творчество Georgie Fame, Chris Farlowe, Zoot Money Big Roll Band, Long John Baldry, Graham Bond Organization и т. д. Диски этих звукозаписывающих компаний изначально были редкостью на туманном Альбионе, ими можно было гордиться не меньше, чем дорогой одеждой и хорошим скутером. Вообще, пластинки в культуре модов были и остаются одним из самых ценных фетишей.

Панки

Невозможно оставить без внимания панк-культуру . Слово «punk » в английском языке многозначно, но до появления панк-рока в большинстве случаев использовалось как ругательство.

Именно первая волна панка в Великобритании (1976 -1978 ) считается панк-эрой и рассматривается большинством исследователей. В ней можно выделить две основные тенденции. Во-первых, существовало "ядро" панка - среда, в которой провозглашенные лозунги были центром мировоззрения и социального действия. Эту среду можно с уверенностью отнести к явлению контркультуры, к протестному образованию. С другой стороны, происходит использование идеи панка, появляются псевдо-панки , использующие язык субкультуры, ее стиль, но игнорирующие ее идейное содержание. Цель таких культурных образований - зарабатывание денег и опошление понятий культуры Панка . В этом случае их можно определить как явления массовой культуры.

Панки отличаются пёстрым эпатажным имиджем . Многие панки красят волосы в яркие неестественные цвета, начёсывают и фиксируют их лаком, гелем или пивом, чтобы они стояли торчком. В 80-х у панков стала модной причёска «ирокез». Среди панков популярны также кеды. Куртка-косуха - была перенята, как рок-н-ролльный атрибут из 50-х , когда мотоцикл и рок-н-ролл были неотделимыми компонентами. Панки первой волны стремились вернуть рок-музыке ту же нарочитую задиристость и драйв, которые со временем отняла массовая коммерциализация музыки. В одежде преобладает стиль «DEAD». Панки наносят черепа и знаки на одежду и аксессуары, носят напульсники и ошейники из кожи с шипами, заклёпками и цепями. Многие панки делают татуировки. Представители этого движения любят рваные протёртые джинсы, а цепи от собачьих поводков прицепляют к джинсам. Американская группа «Ramones» считается первой группой, игравшей музыку в стиле «панк-рок». Первыми британскими панк-группами признаны «Sex Pistols», «The Damned» и «The Clash».

Элементы одежды

С помощью ресурса WordItOut удалось исследовать, к каким элементам одежды три эти субкультуры уделяли наибольшее или наименьше внимание.

На данном облаке слов можно увидеть различия и сходства исследуемых субкультур. Для исследования был взят текст , в котором собраны основные черты стиля и образов Тедди, Модов и Панков. Рассматривая сходства и различия данных молодежных тенденций ХХ века, можно сделать вывод, что особое внимание во всех трех субкультурах уделялось обуви, а в частности, ботинкам.

Влияние на современную культуру

Рассмотрев лишь несколько молодежных неформальных течений Великобритании, можно увидеть сильное влияние на молодое поколение в целом. Подростки во все времена составляли особую социально-демографическую группу, но в наше время сложилась специфическая подростковая культура, которая наряду с другими социальными факторами, играет большую роль в развитии школьника. "Молодежная субкультура" - система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет.

Неформальные молодежные движения получили заметное развитие в 20–м веке . Субкультура молодежи , являясь одним из институтов, факторов социализации школьников, играет противоречивую роль и оказывает неоднозначное влияние на подростков. Молодежная субкультура носит развлекательный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий. В России , как и во всем мире, она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченном варианте, массовую культуру, а не на ценности национальной культуры . Эстетические вкусы и предпочтения школьников часто довольно примитивны и формируются главным образом средствами телевидения, музыкой. Эти вкусы и ценности поддерживаются периодической печатью, современным массовым искусством , оказывающим деморализирующее и дегуманизирующее воздействие.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Н еформальные молодежные движения в Англии

Введение Цель данной работы - проанализировать истоки и историю развития некоторых молодежный движений Великобритании второй половины 20 века.

Тедди-бойз Британские исследователи в качестве первой молодежной субкультурной группы называют « тедди-бойз ». Главной их культурной нишей был американский рок-н-ролл.

Облик « тедди » сочетал в себе черты английского джентльмена и американского шулера: длинный драповый пиджак с бархатным воротником, брюки дудочкой, ботинки на микропоре, галстук-шнурок.

. « Тедди » были возмутителями британского спокойствия в кинотеатрах и танцзалах, где происходило активное освоение ими рок-н-ролла.

Моды Великая морская держава постепенно забывала лишения второй мировой, экономика переживала второй послевоенный бум, что, безусловно, привело к значительному росту рабочих мест. И новое время неминуемо должно было привести к появлению на « неформальной сцене » нового героя, того, кто более соответствовал духу происходящего. Это были те, кто пристально следил за новинками моды в одежде, музыке и так далее; те, кто выбирал для себя « золотую середину » между миром неформалов и « благополучным » обществом, в то же время не теряя своей индивидуальности. Их назвали моды.

Главной целью было просто жить и получать от жизни максимум удовольствия, причём жить только так, как они считали нужным.

Моды так называемой первой волны предпочитали слушать американский чёрный джаз, блюз и соул – тогда это были близкие стили, и зачастую их называли просто соул. Принято считать, что главной группой модов в середине 60-х являлись « The Who », но именно их моды первой волны негласно обвинили если не в профанации и культурном предательстве, то полной ущербности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неформальные молодежные движения - текст выступления на районной конференции классных руководителей

Современные дети как сказочные персонажи находятся на распутье. Прямо пойдёшь… направо пойдёшь … налево пойдёшь… Какой выберут путь они в значительн...

"Молодежные субкультуры, мотивы и последствия вовлечения подростков в неформальные молодежные объединения"

Формирование адекватного отношения подростков к различным видам неформальных молодежных объединений, способствующего осуществлению социально одобряемой деятельности и препятствующего вступлению в асоц...