Воспитание цивилизованного человека. Что такое цивилизация, "цивилизованность", "цивилизованный человек"

Цивилизованность как качество личности – способность соответствовать существующему уровню духовности, нравственности, развития науки и техники, образования, материальной и духовной культуры.

Молодой индеец приходит к вождям и обращается к ним с речью, в которой призывает их отменить прозвища: — Что это за пережитки прошлого? Мы должны стать цивилизованной нацией! Главный вождь обращается к другим вождям: — Что скажешь ты, Быстрый Олень? — Нет, я считаю, что мы должны сохранить традиции отцов и дедов. — А ты, Соколиный Глаз? — Я тоже против, потому что это отличает нас от бледнолицых. Главный вождь вновь обращается к молодому индейцу: — Ты услышал мнения вождей, так что иди и подумай еще, Грязная Задница, нужны нам прозвища или нет.

Женасказала мужу: — Давай разведемся цивилизованно, как все люди: тихо — мирно. Так нет же, приехал пьяный, с тремя порванными гармонями, толпой друзей, цыганами и фейерверком.

Цивилизованный человек тот, кого можно без колебаний делегировать в другие цивилизации, зная, что не подведёт, не ударит в грязь лицом. Представьте, отправляем на другую планету человека энциклопедических знаний, то есть обогатившего свою память знанием всех богатств, которое выработало человечество, великолепного практика, но, в тоже время непорядочного, низкого, словом, насквозь порочного. В праве он, являясь порочной личностью, получить мандат цивилизованного человека, достоин ли представлять на другой планете всех живущих на Земле людей?

Цивилизованность – это способность видеть общее в единичном, различном. Цивилизованный человек в совершенстве владеет языком сердца. Его религия – это религия любви. Любая духовная традиция – это религия любви. Сектанты и религиозные фанатики считают, что их Бог самый лучший. Кто так не считает, подлежит уничтожению. Бог один, имён у него тысячи. Если человек идёт к Богу, для цивилизованного человека безразлично, какой дорогой он к Нему идёт.

Философ Вячеслав Рузов утверждает: «Мы не должны искать различия, мы должны общее искать. Есть два критерия цивилизованности: в чем они? Первое: человек должен становиться мягче, и второе: он должен видеть общее в различном. Это самое главное. И мы должны с каждым разом становиться все более цивилизованными, мы должны из каждой ситуации учиться становиться мягче и учиться видеть общее в различиях. Что нужно в семье? В семье нужно чтобы люди были с мягкими сердцами и чтобы они видели общее в различиях. Потому что в семье – два разных человека. И если мы в семье не увидим общее в различиях, то мы так и будем современной семьей, так и не поняв друг друга. Это сейчас называется ядерная ячейка общества. Если мы это сможем решить на уровне семьи, то мы сможем это решить на уровне общества. Если мы сможем это решить на уровне общества, мы сможем это решить на уровне религии, дальше сможем решить на уровне государств, на уровне всего мира можем решить. Вот это есть цивилизованность. У нас сейчас идет деградация. Мы делимся, делимся, делимся: страны делятся, семьи делятся, есть желание страну разделить, всё разделить, всё по частям разорвать. Это деградация, цивилизованность – это умение быть вместе, умение любить друг друга, умение видеть общее в развитии, вот это цивилизованность».

Какими качествами личности должен обладать человек, достойный представлять где бы то ни было человеческую цивилизацию?

Во-первых, он должен быть образован, то есть способен проявлять на практике гармоничное единство хороших качеств личности с обязательным минимумом жизненного опыта, специального образования, культуры и эрудиции. Он способен постоянно взращивать в себе разум, самостоятельно решать проблемы, опираясь на знания, ставшие частью его жизненного опыта.

Во-вторых, это должна быть целостная личность, то есть, способная поддерживать постоянную высшую связь души с Богом; жить в гармонии с законами мироздания; испытывать состояние внутренней полноты, изобилия, успеха и счастья; быть удовлетворённой от осознания реализации своего жизненного предназначения; не терзаться противоречиями, давлением порочных качеств личности; системно удовлетворять свои физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные потребности; быть способной отдавать и принимать любовь.

В-третьих, делегатом от земной цивилизации может быть гармоничный человек, способный жить без внутренних конфликтов, в унисоне души и разума, обеспечить оптимальную слаженность физической, социальной и духовной сторон жизни между собой и внешним миром.

Философ Н.В. Мотрошилова пишет: «Цивилизованный человек – обязательно труженик и созидатель. Варвар же не просто пренебрегает созидательным трудом, но в любой момент готов разрушить, испоганить то, что создано природой и накоплено историей. Цивилизованный человек стремится овладеть новейшими средствами, достижениями труда, его организации, наиболее эффективными трудовыми навыками и знаниями, перенимая таким образом опыт других людей. Он обдумывает, проектирует, прогнозирует, критически осмысливает и постоянно совершенствует свою деятельность… Итак, добротный, эффективный, созидательный, умный, квалифицированный труд, уважение к труду и гордое самоуважение к себе как к труженику, собственнику – первая группа признаков, отличающих цивилизованного индивида. Вторая группа признаков, отличающих цивилизованного человека от варвара, связана с отношением к свободе, достоинству, ответственности – как своих собственных, так и других индивидов, стран, народов. Третья группа признаков, отличающих цивилизованного человека, может быть отнесена к условиям, в которых он трудится и отдыхает, общается с другими людьми, а также к стилю его поведения. Его отличает от варвара, в том числе и погрязшего в дикости современного варвара, также стремление и умение обустроить свою повседневную жизнь: чистота, удобство, комфорт повседневной жизни, нужны ему как воздух».

Кроме того, цивилизованный человек – это, прежде всего, уважительность к людям любой расы и национальности. В годы Великой Отечественной войны фашисты кичились своей цивилизованностью. Славян они вообще за людей не считали и от большой «цивилизованности» не стыдились при женщинах и детях справлять естественные надобности. То есть люди других национальностей – дикари, варвары, а они неизвестно с какого перепугу – оплот цивилизованности. В отличие от лже цивилизованных фашистов «русские варвары, — как пишет Валерий Токарев, — врывались в кишлаки, аулы, стойбища, оставляя после себя города, библиотеки, университеты и театры».

Когда «цивилизованные» знатные парижанки ходили в Версале по-большому под ближайший куст, оставляя «мины» для влюбленных, а мужчины при всех мочились в камин, в каждой «нецивилизованной» российской деревне, в каждой семье был нужник и баня. Никто, как в Европе, в окно помои не выплёскивал. В отличие от вонючих парижанок, не расстававшимся с блохоловками и находившими спасение заглушить свой телесный смрад духами, российские женщины были чистыми и ухоженными. В Европе древесина дорогая, вот и ходили немытые, неподмытые и вонючие. Годами не мылись, но не забывали кричать на весь мир о своей цивилизованности.

Людовик XIV, король Франции боялся воды. За всю жизнь доктора смогли убедить Его Величество принять ванну лишь дважды или трижды. Он предпочитал пудриться ароматными порошками и протирать лицо тряпочкой, смоченной спиртом. Когда на ноге короля развилась гангрена, стоившая Людовику жизни, он не пустил к себе врачей и не дал даже помыть больную ногу.

Генрих IV, король Франции издавал своеобразный звериный запах. Он очень любил охоту, и, возвращаясь с очередной из них, не утруждал себя помывкой или маскировкой запаха одеколоном. Любовница часто говорила королю, что от него разит падалью. Его вторая жена буквально искупалась в духах, чтобы без отвращения провести с королем брачную ночь.

Петр Ковалев 2014 год

Что такое цивилизация, "цивилизованность", "цивилизованный человек"?

Слово "цивилизация" происходит от лат. civitas, что означает "государство, сосредоточенное в городе". Прилагательное "цивилизованный" изначально имело смысл "городской", "образованный", "воспитанный" в противоположность "необразованному", "варварскому".

Понятие "цивилизация", вошедшее в научный обиход европейских ученых в XVIII в. одновременно с понятием "культура", имеет также несколько определений (в зависимости от содержания концепций, в которых оно используется). Одно из них рассматривает цивилизацию как синоним культуры. Далеко не все согласны с таким пониманием цивилизации. Оппоненты, в частности, возражают: цивилизация - это совокупность по преимуществу материальных условий, а культура - прежде всего духовных. Другое значение понятия "цивилизация" - ступень общественного развития, следующая за варварством (по классификации американского этнографа XIX в Л. Моргана (1818-1881). Совсем иное представление о цивилизации было у немецкого философа О. Шпенглера (1880-1936). Исследователь считал цивилизацию заключительной стадией эволюции любой культуры, для которой характерно развитие техники, рационализация жизни, деградации искусства и литературы, превращение народов в безликие массы.

Используя слово "цивилизация", имеются в виду такие аспекты, как высокий уровень материальной жизни, обустроенность, техническая оснащенность быта и т.п.

В современном обыденном словоупотреблении цивилизация понимается учеными в двух значениях:

  • - в первом случае цивилизация обозначает историческую эпоху, пришедшую на смену варварству, иначе говоря, знаменует высший этап развития человечества;
  • - во втором случае цивилизацию связывают с географическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальные цивилизации, например, восточную и западную цивилизации. Они различаются экономическим укладом и культурой (совокупностью норм, обычаев, традиций, символов), куда входит специфическое понимание смысла жизни, справедливости, судьбы, роли труда и досуга. Так формируются конкретные различия людей в поведении, манере одеваться, типах жилища и т.д.

Цивилизационные особенности сообществ, составляющих их народов, этносов задают различные направления развития исторического процесса. Исследование природы цивилизации, ее разнообразия способствует выявлению фундаментальных оснований человеческого бытия. Цивилизованность отражает качество общественного прогресса, обеспечивающее воспроизводство основных социальных параметров - от государственных, гражданских до бытовых.

Цивилизованность - умение и привычка человека следовать передовым нормам человеческого общежития, жить осознанно и по-доброму, по-человечески.

Какого же человека можно назвать цивилизованным?

Цивилизованный человек - обязательно труженик и созидатель. Цивилизованный человек стремится овладеть новейшими средствами, достижениями труда, его организации, наиболее эффективными трудовыми навыками и знаниями, перенимая таким образом опыт других людей. Он обдумывает, проектирует, прогнозирует, критически осмысливает и постоянно совершенствует свою деятельность. Пусть он и не владеет собственными научными и высшими техническими знаниями, но испытывает к ним интерес и уважение.

Цивилизованный человек - это собственник, наделенный свободой, здравым смыслом, способностью принимать решения и отвечать за них. Цивилизованный индивид, особенно в современных условиях, тяготеет к тому, чтобы быть демократическим индивидом и членом демократического, гражданского общества, ибо его гражданская активность есть органическое продолжение, а также предпосылка свободной и инициативной трудовой деятельности.

Цивилизованному человеку свойственны естественная гордость за свои нацию, народ, страну, стремление трудом и талантом служить им. Цивилизованный человек осторожно и ответственно выбирает группы, ассоциации, объединения, в которые вступает; он категорически и решительно противостоит кровопролитиям, насилию, разрушительным конфликтам.

Его отличает стремление и умение обустроить свою повседневную жизнь: чистота, удобство, комфорт повседневной жизни, нужны ему как воздух. Конечно, цивилизованный индивид - человек и ничто человеческое ему не чуждо, в том числе эмоции.

Потребности цивилизованного человека развиты, богаты, тонки, разнообразны. Но он стремится умерять их, делать разумно достаточными.

Мир не стоит на месте и развивается. Однако в любые времена существвовали определенные рамки и ограничения, которые человек просто обязан соблюдать. Именно поэтому сейчас хочется разобраться, что значит быть культурным и цивилизованным человеком.

Немного о терминологии

Как известно, начинать разбираться в вопросе нужно с определения основных терминов. В чем же состоит различие, или все-таки существует общность понятий "цивилизованный" и Нужно отметить, что версий существует несколько.

  1. Термины «цивилизация» и «культура» рассматриваются как синонимы, неотделимые друга от друга понятия. В данном контексте цивилизация определяется уровнем развития общества, его культурных традиций.
  2. Термины «культура» и «цивилизация» являются противостоящими друг другу. Об этом любил рассуждать еще Так, согласно его мнению, культура - это нечто нравственное, то, что заложено в человеке. А цивилизация требует от человека только лишь внешнего соблюдения общепринятых человеческих правил сосуществования в обществе.
  3. Весьма интересно мнение О.Шпенглера о Так, он рассматривает культуру как нечто циклическое. И когда культурное развитие общества достигает своего пика, то есть цивилизации, происходит деградация и угасание. И культура сменяется.
  4. Н.А.Бердяев утверждал, что культура - это что-то индивидуальное, особенное, присущее определенной группе людей. А вот цивилизация - это повсеместное и самое обычное явление, которое может повторяться во многих обществах.

То есть, можно сделать вывод, что это термины точно взаимосвязаны друг с другом, независимо от той теории, которая их рассматривает.

О людях

Подобная ситуация возникает и в том случае, если надо разобраться, что значит быть культурным и цивилизованным человеком. Опять же, так как нет единого мнения насчет данных терминов, то и определиться с обозначением культурного или цивилизованного человека очень сложно. Тут многое зависит от того общества, в которое интегрирована личность. То есть в одной социальной группе нормальными могут быть одни действия и высказывания, в то время как в иной они полностью неприемлемы. Такое, к слову, часто встречается, если сравнивать развитых стран и африканских диких племен.

Культура человека

Но все же: что значит быть культурным и цивилизованным человеком в обычном европейском обществе? Это значит - придерживаться тех норм и правил, которые были ранее приняты. К слову, одни могут уходить в небытие, другие - возникать. К примеру, сегодня уже никто не здоровается, приподнимая шляпу. Зато, увидев знакомого человека, нужно вынуть наушники из ушей, чтобы поздороваться.

Также надо отметить еще и то, что понятие «культура человека» тесно связана с термином «образованный человек». То есть личность должна быть духовно богатой. Это начитанные люди, которые стараются развиваться и учиться, независимо от места работы, социального принадлежности или наличия высшего образования. Человек может не иметь вузовского дилома, но быть богатым духовно.

Примеры культурных людей

Если группе людей задать вопрос «что значит быть культурным и цивилизованным человеком?», в ответ можно услышать множество самых разных мнений. Для одного культурный человек - это тот, что не мусорит на улице. Другой же выдвигает к личности более широкие и глубокие требования. Но все же можно постараться выделить и рассмотреть примеры культурного и цивилизованного человека.

  • Это они уважительно относятся даже к незнакомцам.
  • Культурный человек также должен быть в меру эрудированным.
  • Постоянное обучение и познание чего-то нового - отличительная черта культурного человека.
  • Культурный человек придерживается правил сожительства в обществе. То есть не сорит на улицах, поддерживает порядок дома и в родном городе.

Некультурным же человеком называют того, кто не соблюдает данных правил и является асоциальной личностью.

Цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный).

Цивилизация – это социальная форма движения материи обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (словарь). Цивилизационная теория была популярна в мировой науке полвека назад, на сегодня она находится в кризисном состоянии. Как внешнее отражение Мировой Цивилизационный кризис на планете.

Понятие Цивилизации – можно толковать с позиции Философского, научного, культурно-исторического, экономического определения, которое затрагивает любые моменты нашей жизни, но с точки зрения Мудрого устройства Домом (ИДИВО) . В целом это любая форма движения материи, которая направлена на реализацию целей Отца этой Цивилизацией, в движение материи (биологической) как развитие человечества в целом. А так же движение окружающей среды, в которой живёт цивилизация и всё человечество, которая поддерживает развитие человека.
Цивилизация постоянно находится в развитие. Цивилизация как форма развития человечества вместе с окружающей средой.
Окружающая среда – это природа, социальная общественная, экономическая, политическая (идеология).
Цивилизованность и Цивилизация предполагает постоянный эволюционно направленный вектор развития.
Задача Цивилизации – это взращивание, развитие человечества, воспитать человечество подобное Отцу, стандартами Метагалактики на данный момент восьми проявлено. Явить Истину Отца в целом и Истину Отца каждым человеком и всем человечеством. Каждый человек с точки зрения Отца имеет перспективное предназначение стать со Творцом с Отцом,

Что значит быть цивилизованным человеком?

Это значит быть человеком, развитым с точки зрения Отца, встроенным в окружающую среду развивающий собой и вместе с другими эту среду.
Прежде чем стать цивилизованным человеком Отец формирует в начале нас как человека отстроенного по новым 256-ричным стандартам. Те люди, которые понимают, что они будут воплощаться в следующий раз, и они этой жизнью обеспечивают условия следующего своего рождения и такого человека можно назвать ответственным за свою жизнь.

Синтезное определение, что такое Цивилизация ИДИВО .

Это вариант движения материи человечества в синтезе с саморегулируемой Метагалактической материи. Нацеленной на реализацию эпохальных задач Изначально Вышестоящего Отца (ИВО).
Цивилизация охватывает всё человечество и проблема в том, что не большая группа людей Служащих организовать цивилизацию не может, но каждый человек может быть тем маленьким росточком той будущей цивилизацией.
Цивилизация предполагает развитие новой идеологии человека.
Цивилизация требует профессионального подхода к жизни человека и не только в профессии. Она должна охватывать разные направления деятельности человека.
Метагалактическая Цивилизация – это совершенно новое явление Отца.
В основе новой Цивилизации ИДИВО Отец заложил новое учение под названием . Цивилизация на планете развивается Метагалактикой восьмого проявления и называется Цивилизацией Истины , Цивилизации Творцов. Истина читается обратно как Нить Синтеза. Есть Истина у Отца, а мы люди как клеточки Отца несём маленькую часть Истины несём, реализуем собой и своей жизнью.
Самым лучшим вариантом донесения учения Синтеза как новых Основ жизни, стандартов, законов, правил, новых целей цивилизации будет партийная деятельность в направлении

Что же такое «цивилизация»? Для грека слово «цивилизованный» значит прирученный, обработанный, привитый. Цивилизованный человек - это человек «привитый», который сам себе делает прививки, с тем чтобы приносить плоды более питательные и сочные. Цивилизация представляет совокупность изобретений и открытий, имеющих целью защитить человеческую жизнь, сделать ее менее зависимой от сил природы, укрепить ее в мире физическим путем познания его законов - губительных для человека невежественного на низших ступенях развития, но по мере их изучения становящихся орудием его наступления на этот мир. Однако помимо защиты жизни, цивилизация призвана еще ее украсить, увеличить всеобщее благосостояние, умножить радость жизни в обществе, где более справедливые отношения медленно устанавливаются между людьми. Она должна привести к расцвету этой жизни в искусствах, которыми все люди наслаждаются сообща, должна развить гуманистическое служение человека в том реальном и одновременно воображаемом мире, каким является мир культуры, переделанный и по-иному осмысленный науками и искусствами и ставший в свою очередь неиссякаемым источником дальнейшего нового творчества.

Вот цепь из множества изобретений - открытий - завоеваний. Возьмем наудачу некоторые из них и воспользуемся ими, как вехами, для оглавления, еще не твердо намеченного.

Эллинские племена, последовательными волнами заселявшие Балканы, вели кочевой образ жизни. Шатры, оружие - сначала деревянное, потом из бронзы, - дичь и козы. Лошадь, самое быстрое из всех прирученных человеком животных, была уже одомашнена. Эти дикие племена жили главным образом охотой. Осев на полуострове, получившем название Эллады, они стали возделывать неподатливую землю. Этот народ остался до конца народом по преимуществу сельским, а не городским: греки - это крестьяне. Даже Афины во времена своего величия остаются прежде всего рынком для деревень Аттики. Греки выращивают злаки, разводят оливковое дерево, смоковницу и возделывают виноградники. Они очень скоро научились обменивать свое масло и вино на ткани, которые изготовляли их соседи в Азии. Затем они осмеливаются пуститься в плавание по морю и везут свои прекрасные расписные горшки с маслом и вином туземцам северного побережья Черного моря, чтобы обменять их на ячмень и пшеницу, потребность в которых все растет по мере увеличения населения во вновь возникающих городах. Специализированное сельское хозяйство, постепенно развиваясь, вытесняло первобытную охоту; мясную пищу стала заменять вегетарианская, более соответствующая климату новой зоны поселения; коммерческие связи развивались, достигнув очень скоро значительных размеров, - все это увеличило благосостояние греческого народа и привело к общению с народами более древней культуры, в то время как сами греки были еще очень мало отесаны.

Но для этого грекам пришлось предпринять другое завоевание - покорить море, что они и стали делать одновременно и робко, и смело, и неумело. В свою страну они проникли с севера сухим путем. Греческие племена так долго кочевали по степям Азии и России, охотясь и перегоняя свои тощие стада, что даже забыли и название того обширного водного пространства, которое обозначается одним и тем же словом почти у всех родственных им народов индоевропейской группы. Для водного пространства, именуемого на латинском и производных от него языках mare, mer и т. д., на германских языках Merr, See, sea и море, morje на славянских, у греков не оказалось слова - они не знали, как его назвать. Им пришлось позаимствовать название у племен, заселявших территорию, на которой они осели: пришельцы обозначили море словом thalassa («таласса»). Именно от этих аборигенов, гораздо более цивилизованных, чем они сами, греки научились строить корабли. Преисполненные вначале глубокого страха перед коварной стихией, подстрекаемые «суровой бедностью... горькой нуждой и мучениями пустого брюха», по выражению древних поэтов, они рискнули пуститься в царство волн и ветров и повели свои груженные товарами корабли над морской пучиной. Постепенно, ценой больших усилий и потерь, они становятся наиболее искусным в мореплавании народом древности, превзойдя даже самих финикийцев.

Народ земледельцев, народ мореплавателей - таков первоначальный облик и первые шаги в развитии цивилизации греческого народа.

За покорением моря быстро последовали и другие завоевания. Греческий народ овладевает искусством поэтически выражать свои мысли и создавать образы; он осваивает неисследованные области и распахивает необъятную новь - все это позднее назовут литературными жанрами. Первоначально в греческом языке для них нет даже названия: но и безымянные, они в изобилии и с невиданной пышностью расцветают несравненной красотой. Язык этот такой же живой, как трава или родник; он гибок и способен выразить тончайшие оттенки мысли, на нем можно объяснить самые сокровенные движения сердца. Он звучит то как бравурная, то как услаждающая слух музыка, то подобен могучему органу, а то плачет тонкой флейтой или звенит, как деревенская свирель.

Все первобытные народы издавна работают под звуки песен или ритмических фраз, так как это облегчает труд. Греческие поэты широко разрабатывали эти ритмы, большинство которых унаследовано от древних народных напевов. Вначале они создавали высокий эпический стих, пользуясь его благородным и варьирующим кадансом для прославления подвигов героев прошлого. Из поколения в поколение передавались необъятных размеров поэмы, текст которых первоначально наполовину импровизировался. Эти поэмы исполняли речитативом под простейший аккомпанемент лиры - восторг, разделенный слушателями, способствовал развитию коллективных чувств уважения к отважным подвигам и предприимчивости. Со временем эти расплывчатые поэмы приобретают форму; завершением этого процесса и явились те два великолепных произведения, которые мы читаем до сих пор, - «Илиада» и «Одиссея» - библия греческого народа.

Другие поэты, теснее связывая поэзию с музыкой, пением или танцами, черпая вдохновение в повседневной жизни людей и городов, восхваляя или высмеивая, пленяя или поучая, создают сатирическую, любовную и гражданскую лирику. Третьи изобретают театр, в трагедии и комедии они подражают жизни, но одновременно творят ее вновь. Драматические поэты становятся воспитателями греческого народа.

Пока одни при помощи чарующих звуков своего языка, воспоминаний о прошлом, забот и надежд своего настоящего, мечтаний и обольщений своей фантазии создавали три основных поэтических жанра всех времен - эпос, лирику и драму, - другие вооружались резцом и вырезали в дереве, а затем высекали в твердом известняке и мраморе - лучших пластических материалах на земле - либо отливали в бронзе изображения человеческого тела, того тела несравненной красоты, которое принадлежало и людям, и богам. Этих богов, населяющих весь мир и скрытых суровой тайной, надо было во что бы то ни стало расположить к себе, сделать ручными. Чтобы их очеловечить и цивилизовать, не было лучшего способа, как наделить их совершенным и осязаемым телом мужчины или женщины. Богам воздвигают великолепные храмы, в них устанавливают их изображения, но воздают им почести под открытым небом. Величие воздвигнутых для богов зданий призвано было одновременно свидетельствовать и о славе городов, которые их выстроили. Хотя во все века, в том числе и в века расцвета, греки посвящали небожителям все произведения своей скульптуры и архитектуры, эти искусства, воспринятые ими от соседних народов, утверждали тем не менее способность человека творить красоту из камня и металла.

Одновременно с великим подъемом, побудившим греков в VII и VI веках до н. э. ринуться на завоевание всех жизненных благ, возникло стремление разобраться в простейших законах природы. Греки хотят постичь окружающий мир, узнать, из чего он сделан и как он сделан, и, разгадав его законы, научиться управлять ими. Они изобретают математику и астрономию, закладывают основы физики и медицины.

Для кого же делаются все эти открытия и изобретения? Для остальных людей, для их выгоды и удовольствия, но еще не для всего человечества. В первую очередь - для жителей полиса, под которым следует понимать общность граждан, проживающих в одном округе (несколько деревень с административным центром) греческой территории. В этих рамках, пока еще очень ограниченных, греки хотят создать общество, тяготеющее к свободе и уравнивающее своих членов в политических правах. В наиболее развитых греческих полисах это общество основано на принципе народовластия. Таким образом, греки создали первую, еще очень несовершенную, форму демократии.

Мы упомянули все наиболее важные завоевания, совокупность которых определяет греческую цивилизацию. Они все направлены к одной цели: увеличить власть человека над природой, утвердить и усилить свою человеческую сущность. Вот почему очень часто - и с полным основанием - греческую цивилизацию именуют гуманизмом. Греческий народ стремился усовершенствовать природу человека и улучшить его жизнь.

Поскольку мы и сейчас продолжаем к этому стремиться, пример греков, не завершивших свое дело, и даже их крушение стоят того, чтобы люди нашей эпохи над ними задумались.

В трагедии о Прометее поэт Эсхил расчленил на несколько этапов длинный путь греческого народа от состояния дикости до цивилизации. Он, разумеется, не знает, ни почему, ни как эти беспомощные и невежественные предки могли подняться на первую ступень познания, принесшего им избавление. Эсхил делит с ними некоторые из их суеверий: он верит оракулам, как дикарь верит колдуну. Эсхил приписывает Прометею, богу, которого он называет Человеколюбцем, все изобретения, исторгнутые у природы усилиями человека.

Однако Благодетель Человечества и люди вместе с ним не избавлены от ненависти Зевса - «тирана» земли и неба, замыслившего без всякой причины уничтожить гордый человеческий род и не успевшего в этом лишь потому, что ему помешал Прометей; этим самым Эсхил превращает мыслящего и действующего Друга Людей в дерзкого носителя той энергии, с которой человеческий разум борется не переставая, стремясь преодолеть нашу извечную нищету и беспомощность.