Истинные ценности жизни. Истинные и ложные ценности в романе «Мастер и Маргарита» (Булгаков Михайл)

Анализ мнимых и истинных ценностей в романе "Мастер и Маргарита".

М. А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» ставит своих героев перед вечными проблемами бытия, заставляя размышлять о смысле и цели существования, об истинных и мнимых ценностях, о законах развития жизни.

А что такое истинные и мнимые ценности. Истинные ценности – это то, что важно всегда, везде и при любых условиях. Они одинаковы для всех людей.

Истинное творчество

Честность

Свобода личности

Мнимые ценности - это попытка замены основной и единственной цели человека целью вспомогательной. Их реализация несёт в мир зло и несчастье другим людям.

«квартирный вопрос»

Жажда личной выгоды

Предательство

Смерть и Время царят на земле, -

Ты владыками их не зови;

Все, кружась, исчезает во мгле,

Неподвижно лишь солнце любви.

Любовь… Именно она придает роману загадочность и неповторимость. она способна изменить многое, противостоять различным трудностям. именно Маргарита открывает темы веры, творчества, любви - всего того, из чего вырастает истинная жизнь.Любовь двигала Маргаритой, сквозь все препятствия она прошла ради Мастера. Вытерпела смертельные муки на балу, не будучи уверенной, что ее желание осуществится. И то, что она продала душу дьяволу, еще раз доказывает силу ее любви к Мастеру. Вознаграждение: Мастер и Маргарита обретают вечное счастье и вечный покой.

Истинное творчество: . В самом начале романа автор знакомит нас с двумя писателями: с Берлиозом, он является руководителем МАССОЛИТа, и с Бездомным, поэтом в том же МАССОЛИТе Из диалога видно, что творчество этих писателей однобоко и является ложным.

Наказание: Иван Бездомный попадает в психиатрическую лечебницу. Однако он осознаёт бесполезность своего лжетворчества и обещает Мастеру больше ничего не писать.

Деньги. В романе эта мнимая ценность затронула два мира – древний ершалаимский и современный. Равнодушным к деньгам остался лишь Воланд со своей свитой. Иуда, который предал своего друга за 30 серебряников, жители Москвы, которые жадно ловили деньги, падающие с потолка в варьете, барон Майгель – все они «служили» этой мнимой ценности.

Наказание: Иуда и барон Майгель были убиты, а жители Москвы получили хороший урок за свою страсть к деньгам, когда их купюры превращались в простые бумажки а одежда таяла на глазах. Понёс наказание даже Босой, который не устоял перед возможностью получить лёгкие деньги.

Свобода личности. Вспомним Московскую Ассоциацию Литераторов. Её руководители создавали огромное количество бесполезных клубов и кружков, для того, чтобы полностью занять всех участников. Причём способности и таланты людей не имели никакого значения. Иными словами, человек был обязан выполнять различные постановления, и ни о какой свободе здесь не могло идти и речи.

Наказание: Свита Воланда заставляет всех этих руководителей петь без остановки, чтобы показать, какого это, делать что-либо против своей воли, без желания и способностей.

Итог: Булгаков хотел донести нам читателям, что в мире много ложных ценностей и только сильная личность может противостоять их гнету. Человек не может быть счастлив, если большое количество времени тратит на мнимые ценности, потому что они делают его жизнь пустой.

Всегда существовали ценности, которые считались непреложной истиной; внимание, любовь, взаимопонимание, верность, сопереживание, доверие. Постепенно человек учится общению с другими людьми, набирается опыта. У него появляется свой взгляд на мир, на людей, постепенно формируется своя система ценностей. Каждый выбирает, как ему себя вести в той или иной ситуации. Но выбор человек осуществляет исходя из своей сложившейся системы ценностей.

Люди с совершенно разными взглядами на мир показаны в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого "Война и мир". В произведении автор рассказывает о жизни людей различных слоев общества. Проводниками истинных ценностей в романе-эпопее являются любимые герои автора. Это Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова. Вместе с тем мы наблюдаем за жизнью светского общества, наполненную неискренностью, эгоизмом и высокомерием.

Истинным ценностям Толстой противопоставляет ложные и раскрывает их в полном объеме на примере семьи Курагиных.

С главой семьи, Василием Курагиным, мы знакомимся уже в первой главе романа. Во время разговора с Анной Павловной Шерер мы узнаем, что главной целью посещения Курагина было не спросить о здоровье фрейлины (она болела гриппом) или поговорить о войне с Францией. Нет. Главной задачей было узнать, "правда ли, что вдовствующая императрица желает назначения барона Функе первым секретарем в Вену". Князь Василий желал определить сына на это место. Впоследствии мы узнаем, что Курагин желал лишь богатства себе и своим детям, почему и выдал дочь Элен за разбогатевшего Пьера Безухова.

Интерес к богатству проявляется и у Анны Шерер. Ее отношение к Пьеру резко изменилось, как только он разбогател.

При первой встрече "Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низкой иерархии в ее салоне". Когда граф получил наследство, "все, что ни говорил он, все выходило очаровательно". И для Курагина, и для Анны Шерер главным достоинством человека являлось его богатство.

Семье Курагиных противопоставлена семья Болконских. Николай Андреевич Болконский, несомненно, любит своих детей. Он считает необходимым постоянные занятия математикой с дочерью. Сам он постоянно занят какой-нибудь физической или умственной деятельностью: "высокий стол для писания, на котором лежала открытая тетрадь, токарный станок с разложенным инструментами и с рассыпанными кругом стружками". Николай Андреевич любит и своего сына Андрея. Старый князь знал военные и политические обстоятельства Европы во всех подробностях, но не отговаривал сына идти на войну, хотя и очень переживал. В отличие от князя Курагина, Болконский не пытался пристроить своего сына на престижное, доходное место.

Немало места в романе уделено описанию военных событий. Это и Шенграбенское сражение, и Аустерлицкое сражение, и Бородинская битва. В произведении при описании Шенграбенского боя автор рассказывает о проявлении героизма капитаном Тушиным и проявлении геройства Федором Долоховым.

Долохов, которого недавно разжаловали в солдаты, стремился как можно быстрее вернуть себе звание офицера. Федор проявил себя, убив одного француза и взяв в плен офицера вражеской армии. Но в голове его, возможно, меньше всего мелькали мысли о том, что сражается он на благо страны, а не ради собственной выгоды. Долохову было важно, чтобы его поступок заметил и запомнил полковой командир. Федор назойливо твердит: "мною взят в плен офицер. Я остановил роту... Прошу запомнить, ваше превосходительство". Таким образом, Долохов заботится лишь о возврате чина, его волнует только повышение по службе. В отличие от Тушина, которого заботит успех общего дела, Долохова занимают лишь корыстные интересы.

Капитан Тушин проявил немалый героизм и отвагу в бою. Располагая лишь четырьмя пушками, капитан на протяжении долгого времени отбивал атаки французов. Капитан проялвет мужество, не подпуская врагов к основному войску. Тушин мог обратить внимание князя Андрея на свой вклад в общее дело, когда тот приехал с приказанием отступать, но не сделал этого, так как не искал славы.

Толстой развивал семейную мысль на протяжении всего произведения. В конце романа подводятся итоги. Автор завершает "Войну и мир" описанием жизни двух семей. Мария Болконская вышла замуж за Николая Ростова, а Наташа Ростова - за Пьера Безухова. В семьях царило взаимопонимание, супруги любили друг друга. На примере Наташи Ростовой автор показывает, что в жизни намного важнее богатый духовный мир, любовь к людям, умение сопереживать и сочувствовать им, нежели внешние показатели. Сравнивая Наташу с Элен, "неизменная улыбка" которой не сходила с лица, можно сказать, что Наташа не искала в общении с людьми выгоды для себя, не искала счастья в деньгах и богатстве. Она проявляет искренние чувства и эмоции. Она любит петь и танцевать. Наташа представляется живой, настоящей. С образование семьи Наташа обретает счастье. Она полностью отдает себя семье, свое предназначение теперь она видит в служении мужу и детям.

Таким образом, в романе Толстого большое внимание уделяется истинным ценностям. Их носителями являются любимые герои автора. Они заботятся друг о друге и любят свое отечество. Ложь, хитрость, приспособленчество неприемлемы для них. Толстой показывает, что именно за такими людьми будущее, именно такими людьми может гордиться Россия.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

В своем бессмертном романе «Мастер и Маргарита» Булгаков поднял вечные вопросы различного характера. Так, например, он рассматривает проблему истинных и мнимых ценностей в жизни человека. По мнению Булгакова, одной из важнейших ценностей в этом мире является истинное искусство, истинное творчество. В самом начале романа писатель знакомит нас с двумя героями — представителями «пишущей братии». Один из них является председателем правления крупнейшей московской литературной ассоциации, другой — поэтом, печатающимся в этом журнале. Автор отчетливо показывает нам узость, глупость, ограниченность Берлиоза. Для него талант меряется преданностью слову партии. Об истинном искусстве Берлиоз не имеет никакого представления. Юный друг Берлиоза — Иван Бездомный — во всем ему поддакивает, но у него есть шанс переосмыслить свои взгляды, в том числе, и на свою «поэзию». Именно поэтому Бездомный попадает в клинику для душевнобольных, где происходит его перерождение. Для автора оценки истинности искусства особо болезненна, неслучайно многие литературоведы угадывают под маской Мастера самого Булгакова. Писатель показывает нам членов МАССОЛИТа, заботящихся только лишь о набивании своего желудка. Они не творцы, идеалы этих писак — собственное, сугубо материальное, благополучие. Мастер изгнан из этой среды, потому что он другой. Булгаков уверен, что художник не имеет права продаваться, иначе он лишиться своего дара. Это главный нравственный закон настоящего творца. Если Мастер — это воплощение истинного творчества, то Маргарита — идеал «настоящей, верной, вечной любви». Я считаю, что в настоящей любви она была (в понимании Булгакова) по-настоящему нравственна, пошла за возлюбленным к самому Сатане. Судьбоносная встреча Мастера и Маргариты была подобна молнии. Жизнь, за которую «многие женщины отдали бы все, что угодно», кажется Маргарите настолько пустой, что однажды весной она выходит с желтыми цветами, чтобы найти того, кого любила «давным-давно». И не красота, а «никем не виданное одиночество в глазах» Маргариты поразило Мастера. Надо сказать, что в этой героине воплощен авторский идеал любви и красоты, Булгаков нарисовал истинно достойную подругу великого художника. Мастер не выдерживает травли и желает уйти от жизни, спрятавшись в клинике для душевнобольных. Но Маргарита остается ему верна. Ее любовь способна сокрушить все преграды. С помощью ее образа Булгаков раскрыл тему истинной преданности. Итак, Мастер написал роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Иешуа у Мастера не «божественное явление», а просто бродячий философ, несущий миру своим учением простые, но вечные нравственные ценности. Через библейскую линию в романе Булгаков продолжает утверждать тему истинных и ложных ценностей в жизни человека. Так, на примере образа Понтия Пилата, прокуратора Иудеи, автор освещает вопрос совести в романе. Пилат видит, что перед ним на допросе стоит ни в чем не виновный человек, способный нести людям только добро. Прокуратор стоит перед серьезным выбором — истинная или ложная ценность — правда или карьера. Испугавшись потерять свою высокую должность, игемон приговаривает Иешуа к страшной смертной казни. Расплатой за трусость для прокуратора стало бессмертие и вечные муки совести. Важно, что в «реальной» Москве 20-ых годов 20 века - Булгаков наблюдает лишь людей, которыми овладели пороки. Степа Лиходеев, Варенуха, Римский, Жорж Бенгальский — все они забыли о нравственности, о простых человеческих ценностях. Корысть, мздоимство, похоть, пьянство и чревоугодие — все это, как показывает Булгаков, типичные черты москвичей начала 20 века. И именно за них они несут наказание — каждый свое, но страшное. Таким образом, в своем гениальном романе М. А. Булгаков затронул огромное количество вечных тем и вопросов. Так, среди прочих, в своем произведении писатель затрагивает проблему истинных и ложных ценностей. Он утверждает, что вечными являются нравственные - библейские — установки. Только они способны сохранить душу человека бессмертной.

В образе Маргариты раскрывается непобедимая сила женской любви. Именно любовь героини, ради которой она превратилась в ведьму, спасает духовно покалеченного Мастера. Это настоящие чувства, которые не в состоянии убить ни разлука, ни давление со стороны агрессивного социума, ни страх за собственную судьбу.

Истинность этой любви отмечается также в описании того, как эта любовь зародилась, насыщенном совершенно неожиданными и экспрессивными сравнениями. Такая же экспрессия просматривается и во всем поведении и характере Маргариты.

Тем не менее, главным свидетельством безграничной любви Маргариты к Мастеру является моральное начало. Оно проявляется в по-своему героической преданности женщины любимому, ее желании спасти его любой ценой, ее готовностью разделить с ним и жизнь и смерть.

Верность моральному закону, которую сохраняет героиня и в тоталитарном обществе, где уничтожаются все ростки человечности, и в эпицентре «дьяволиады», где ей пришлось сыграть роль королевы грандиозного бала человеческих пороков и грехов всех времен, придает ее духовному портрету возвышенные и трогательные черты, природную женственность и моральную мужественность, сочувствие к тем, кто страдает, и беспощадность к тем, кто пытался уничтожить ее любимого. Маргарита стала одним из приятнейших женских образов в литературе ХХ века.

Образу Мастера отдана самая дорогая для Булгакова, лейтмотивная в его творчестве идея бессмертия настоящего искусства. Также, образ Мастера во многом автобиографический. Главным является то, что булгаковский Мастер изображен как обобщенный образ творца, его сравнивают с Фаустом Гете и Г. Сковородой.

Мастер открыто выражает отвращение к примитивной и бездарной литературной продукции, которую выдают на-гора подпевалы советской власти. А после подачи рукописи на суд арбитров советского красного писательства он становится объектом для уничижительной критики коллег по литературному цеху. Отличает Мастера среди отряда «берлиозов» и его так называемый «непрофессионализм». Однако, главным доказательством истинности искусства Мастера, является то, что написанный им роман доподлинно отображал реалии ершалаимских событий.

Тема истинности романа о трагедии Ершалаима создает простор для множественных параллелей между Мастером и Иешуа. Так же, как Иешуа, Мастер становится носителем вечной истины, так же он посредством этой служения этой истине вступает в конфликт со властью и проходит свой крестный путь.

Впрочем, в отличие от Иешуа, Мастеру не хватает духовных сил выдержать тяжелые испытания. Временный отказ от творчества означает для героя отказ от жизни: он находит приют в психиатрической больнице и верит в собственное сумасшествие. По этой причине после смерти Мастера его душа, которая испытала трагический срыв, попадает не в «Царство света», а в «Царство покоя».

Финал романа, в котором Мастер и Маргарита находят покой только в смерти, подчеркивает мысль о фатальной обреченности носителей вечных ценностей в тоталитарном обществе.

В целом следует отметить, что к концу романа первостепенную важность принимает тенденция, тяготеющая к гармоничной развязке, трагически запутанных узлов в судьбах некоторых персонажей каждого из трех миров.

Едва ли не самое важное проявление указанной тенденции наблюдается в мире Ершалаима, когда с Понтия Пилата снимается его тягостная кара. Это финальное событие имеет всеобъемлющее значение. Важным также является то, что освобождает Пилата от его мук не Воланд и не Иешуа, а сам Мастер, как создатель художественного образа прокуратора, как творец, что утверждал в своем романе наивысшую ценность морального закона, в конце концов, как человек, который в собственной жизни познал горькие плоды отречения истины, и в какой-то мере переживает грех Пилата, как свой собственный… Таким образом сюжет романа «Мастер и Маргарита» движется от тем морального суда и расплаты, к идеям прощения, иллюстрируя, древнюю мудрость, согласно с которой милосердие стоит выше справедливости.

  • Ершалаимские главы в романе «Мастер и Маргарита»
  • «Мастер и Маргарита» - особенности жанра и структуры романа
  • Сатирический образ советской Москвы 30-х годов в романе «Мастер и Маргарита»

Среди ценностей, которые человек часто считает для себя высшими, существуют как истинные, так и ложные.
В романе " Мастер и Маргарита" М. А. Булгаков предлагает читателю поразмышлять о том, какие идеалы следует считать истинными, а какакие -- ложными, при этом не давал поямого ответа на этот вопрос. Каждому из героев этого произведения присущи свои ценности и идеалы (причем некоторые из героев в процессе развития сюжета меняют свое мировоззрение).

Например, в начале книги поэт Иван Николаевич Бездомный ни о чем не думает в своей жизни кроме написания бездарных "антирелигиозных" стихов.

(В тринадцатой же главе он "обещает" и "клянется" мастеру больше не писать этих "чудовищных" стихотворений).
Единственными ценностями для завсегдатаев Грибоедова приходится красивая жизнь с вкусными обедами, танцами и отдыхом на море. Особой важностью для них обладает решение "квартирного вопроса". В дверь с такой надписью, по словам автора " ежесекундно" "ломится" народ.
Отдельной темой в романе выступает признание денег самой главной человеческой ценностью. Как заметил Воланд в двенадцатой главе,
--Ну что же... они -- люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было. " Еще во времена Понтия Пилата деньги признавались как одна из основных ценностей. Иуда из Кириафа предает своего учителя именно из -за них.
Адмитнистрация Варьете отличается алчностью и жадностью. На протяжении всего развития действия в романе постоянно фигурируют деньги как основная ложная ценность человечества: будь то "ершалаимские" главы или события, происходящие в Москве. Всюду деньги являются объектом вожделения, а целью жизни многих является достижение богатства.
Автор дает понять, насколько далека от истинных моральных, нравственных, человеческих ценностей. Вся эта мишура: шикарная жизнь, красивая одежда. Во всем этом много фальши, неискренности и заблуждения. Жажда наживы порождает много других пороков, таких как лживость, коварство Все эти качества присущи как администрации Варьете, так и критику Латунскому, Алоизию Могарычу и Иуде. Зачастую люди из-за страха потерять свой заработок, свое положение в обществе дорожат своей престижной должностью и ради ее сохранения готовы совершить бесчестные и трусливые поступки. Это касается и героев московских глав, но в основном стоит вспомнить поступок героя романа мастера Понтия Пилата. "Трусость -- самый страшный порок" -- так скажет Иешуа Га -- Ноцри, и этому пороку был подвержен прокуратор Иудеи.

Решение о казни Иешуа было продиктовано ничем иным, как страхом потерять свое положение и должность.

Итак, большинство героев Булгакова первоначально обладают ложными представлениями о ценностях. Но это сделано для того, чтобы создать еще больший контраст между ними и теми, кто с самого начала окажется на стороне правды. Единственными такими героями становятся Иешуа, Мастер и Маргарита. Иешуа проповедует любовь к людям, называя их добрыми. Главные же герои романа провозглашают основными ценностями силу любви и творчества.
Эти высшие ценности автор считает истинными и вечными. Ради любви Маргарита жертвует многим, она принимает помощь от сатаны, за что ей пришлось участвовать в его бале.
Мастеру приходится многое терпеть за свое творчество. Его произведения подвергаются гонениям, поэтому он страдает, а затем попадает в психиатрическую больницу, где всречается с Иваном Бездомным, который подобно ученику Иешуа, Левию Матвею, поговорив с "учителем" понимает истинную жизненную ценность. Для Мастера это сила творчества. Осуществить мечту Мастера и Маргариты помогает "нечистая сила" в лице Воланда и его свиты. Они дают им возможность получить покой, который они заслужили... Герои получили свободу любви и творчества.Прощается и Понтий Пилат. Его мечта -- оказаться рядом с Иешуа -- осуществилась благодаря Маргарите, которая крикнула: "Отпустите его" Любовь дает мастеру и Маргарите силу и является свидетельством других светлых качеств, которые у них присутствуют: доброта, отзывчивость, честность и многих других.
Таким образом, переплетая совершенно разные миры, Булгаков хочет выделить ценности, которые остаются во всех временах и даже существуют вне времени, то есть являются вечными. А избавится от ложных ценностей, по мнению автора, до конца не возможно. В эпилоге говориться, что Алоизий Могарыч "не только был, но и сейчас существует, ... в должности финдиректора Варьете".