Конспект НОД по развитию речи «Заяц — Хвастун. Русская народная сказка «Заяц-хваста Кто написал заяц хваста автор сказки

Жил-был заяц в лесу. Летом жилось ему хорошо, а зимой голодно.

Вот забрался он раз к одному крестьянину на гумно снопы воровать, видит: там уже много зайцев собралось. Он и начал им хвастать:

— У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь!

Пошел зайчик опять в лес, а другие зайцы рассказали тетке вороне, как заяц хвастался. Полетела ворона хвастунишку разыскивать. Нашла его под кустом и говорит:

— А ну, скажи, как ты хвастался?

— А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.

Потрепала его ворона за ушки и говорит:

— Смотри, больше не хвастай!

Испугался заяц и обещал больше не хвастать.

Вот сидела раз ворона на заборе, вдруг собаки набросились на нее и стали трепать. Увидел заяц, как собаки ворону треплют, и думает: надо бы вороне помочь.

А собаки увидели зайца, бросили ворону да побежали за зайцем. Заяц быстро бежал — собаки гнались за ним, гнались, совсем выбились из сил и отстали от него.

Сидит ворона опять на заборе, а заяц отдышался и прибежал к ней.

— Ну, — говорит ему ворона, — ты молодец: не хвастун, а храбрец!

Все люди разные, эту простую истину родители пытаются донести до ребенка с раннего детства. Различий более, чем достаточно: цвет кожи, конституция, манера одеваться и разговаривать. Если относиться ко всем слабостям и капризам малыша с пониманием, объяснять все спокойно и на личном примере, то в итоге получится гармоничная и счастливая личность, не нуждающаяся в одобрении окружающих и знающая, как грамотно с ними взаимодействовать. Если где-то перегнуть с педагогической настойчивостью и строгостью, то желание кому-то доказывать свое превосходство и склонность к преувеличению останется с человеком или, как в данном случае, с героем русской народной сказки, на всю жизнь.

Главный персонаж этой детской истории, как не сложно понять из названия – Заяц. Он шустрый, ловкий, смелый, но страдает от одного довольно существенного недостатка – любит приукрасить свои внешнее данные. У всех усы, а у него “усищи”, у всех зубы, а у него “зубищи” и т.п. Конечно, такая самооценка не могла не наткнуться на общественное порицание. Но такой ли отрицательный типаж этот заяц?! Станет понятно, если дочитать сказку до конца.

Краткое содержание текста сказки

В одной деревне поселился заяц. Времена были нелегкие, поэтому ему приходилось добывать пищу разными способами, в том числе подворовывать у местных крестьян овес. В один прекрасный день он встретился со своими собратьями и решил покрасоваться. Понимания он не встретил, даже наоборот, его друзья по виду нажаловались на него “тетке Вороне”. Она оказалась более участливой, выяснив ситуацию, и обнаружив явную вину хвастунишки, “немного его потрепала” и отпустила с миром.

Заяц же не обозлился, а сделал из конфликта правильные выводы. И когда Ворона попала в передрягу (за ней гнались собаки) – решил помочь опытной подруге. Он отвлек внимание псов на себя, и она смогла забраться на забор. Так они играли в догонялки до тех пор, пока оба не смогли спастись. Соответственно сказочный герой, вопреки расхожему мнению окружающих, оказался очень смелым и находчивым, что вскоре и подтвердила сама тетушка Ворона: “Вот ты молодец, не хваста, а храбрец”.

Прочитав эту детскую сказку в книге или на просторах сети сразу становится понятно, что речь в повествовании пойдет про зайца и он явно не будет молчать о своих достоинствах, а вот более сложные умозаключения приходят только после полного прочтения:

— Мнение толпы не должно быть основополагающим фактором для личностной самооценки;

— Принцип “все на одного” чаще всего ошибочен;

— Иногда те, кто на первый взгляд кажется другом отнюдь не является таковым;

— Собственное мнение о ситуации или человеке всегда важнее мнения окружающих;

— Прежде, чем принимать ту или иную сторону нужно детально изучить все обстоятельства;

— Если не удалось избежать конфликта, то из него нужно попытаться извлечь полезный опыт;

— Последний, но, пожалуй, наиболее важный, если есть возможность помочь кому-либо – это надо сделать, невзирая на негативные моменты, в прошлом.

Вообще “Заяц-хваста” – весьма заурядная история о желании выделится и осуждении, но у нее весьма необычный конец, а для того, чтобы она окончилась положительно, нужно приложить определенные усилия.

Читайте русскую народную сказку «Заяц-хваста» онлайн бесплатно и без регистрации.

Заяц-хваста.

Русская народная сказка для детей от 3 лет.

    Жил-был в лесу зайчишка. Вот живет он в лесу - всех боится. Упадёт с дерева снег, птица вспорхнёт, сучёк треснет, ветер в деревьях зашумит - а у бедного трусишки душа в пятки. Так сидит он целыми днями в своей норке, и страшно ему из неё выбраться.

      Решил он как-то зимой погулять и встретил других зайцев. Трусишка наш как увидел их, расхрабрился и давай хвастаться:
      - Я самый сильный, самый смелый. Мне нипочём даже самый страшный зверь в лесу! Я никого не боюсь!
      Собрались вокруг зайцы. слушают как зайчишка хвастается, а один заяц посмотрел на него и говорит:
      - Да это же тот самый трусишка, что всю зиму в своей норке просидел!
      Стали зайцы над ним смеяться:
      - Неужели и медведя не боишься?
      А хвастунишка в ответ:
      - Не боюсь!
      - А волка?
      - И волка не боюсь! Ни один зверь мне в лесу не страшен!
      Послушали зайцы, посмеялись, а потом и рассказали про хвастунишку старой мудрой вороне. Пошла она зацчишку разыскивать. А тот ворону увидел - испугался.
      - Так ты и вправду никого не боишься? - спрашивает ворона.
      Стыдно стало зайчишке:
      - Не буду я больше хвастаться.
      - То-то же!

      Сидела как-то старая ворона на заборе, задремала и свалилась. А собаки налетели и давай трепать.
      Увидел это зайчишка и решил ворону из беды вызволить. Выскочил он на горочку, чтобы собаки его увидели. Собаки тут же бросили ворону и кинулись за зайчишкой. А ворона снова на забор взлетела.
      У зайца ноги быстрые. Он ушёл от собак и ворону спас.
      С тех пор никто в лесу не называет его трусишкой.

Подготовила: воспитатель

Левенкова Е.А.

Чебоксары -2013

Актуальность

Сегодня вопрос о детском художественном творчестве решается с точки зрения необычайной педагогической ценности. Выдающийся ученый педагог Л.С. Выготский писал: «Детское творчество научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению». Следовательно, оказывает непосредственное влияние на эстетическое развитие.

По рисункам детей можно судить о том, как ребенок воспринимает окружающий мир, как развивается его память, воображение, мышление.

Развитие творческих изобразительных способностей необходимо каждому ребенку. Пусть даже он и не станет в будущем знаменитым художником, но зато творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни, сделает его интересной личностью и человеком, способным преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути.

Каждый вид искусства уникален, но главным, объединяющим и музыку, и литературу, и живопись является художественный образ. Сказка наиболее близка и понятна ребенку. Именно сказка является одним из источников детского творчества. Воспринимая литературные произведения, понимая их содержание и нравственный смысл, ребенок самостоятельно выбирает средства художественной выразительности.

Цель: Оформить иллюстрации к сказке «Заяц хвастун» с использованием нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

  1. Развивать творческие способности детей;
  2. Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для иллюстрирования сказки;
  3. Учить сочетать разные изобразительные техники рисования с элементами аппликации;
  4. Развивать чувство цвета и композиции;
  5. Воспитывать интерес к устному народному творчеству и изобразительной деятельности;
  6. Активизировать участие родителей в совместной творческой художественной деятельности детей.

Этапы:

  1. Подготовительный
  • Чтение русской народной сказки «Заяц хвастун» в обработке О. Капицы
  • Рассматривание иллюстраций к сказке Е.М. Рачева, Э.М. Юрьева и А. Маркелова
  1. Практический
  • Рисование детьми иллюстраций к сказке
  1. Заключительный
  • Презентация проекта
  • Выставка детских рисунков в родительском уголке.

ЗАЯЦ ХВАСТУН

Жил-был заяц в лесу. Летом ему было хорошо, а зимой голодно. Вот забрался он раз к одному крестьянину на гумно снопы воровать, видит – там уже много зайцев собралось. Он и начал тут хвастать:

У меня не усы, а усищи, не лапы, а лáпищи, не зубы, а зýбищи, я никого не боюсь.!

Сказки - универсальный и эффективный способ познания мира и воспитания для ребенка. Легкая форма, увлекательный сюжет, специальные формы и устоявшиеся слова - все это помогает взрослым донести до малыша самые важные истины, используя доступный для него язык.

Большую часть от общего количества и особенно популярны среди детей. Знакомясь с различными жителями морей и лесов, дети лучше воспринимают окружающий мир. «Заяц-хвастун» - известная русская народная сказка. В качестве дидактического материала ее используют даже на уроках в школе.

Особенности

Сказки о животных относят к самым древним видам. В них мир, где звери, птицы, рыбы и насекомые могут говорить, представлен как иносказательное отражение человеческого. Животные нередко становятся воплощением наших пороков - трусости, глупости, хвастовства, жадности, лицемерия, плутовства.

Среди других популярных героев народных сказок отдельную группу занимают заяц, лягушка и мышь. В произведениях они выступают как слабые персонажи. Их незащищенность может быть обыграна как с положительной, так и с негативной стороны. К примеру, в сказке «Заяц-хвастун» (или «Заяц Хваста») беззащитное животное выступает как негативный герой, который должен осознать неправильность своего поведения.

В описании действующих лиц проявляется иносказание: манера поведения зверей часто вызывает ассоциации с человеческим образом жизни, заставляет ребенка находить эти связи и учит его критично оценивать те или иные ситуации, делать выводы.

Этот вид народного творчества передает и некоторые особенности речи: устоявшиеся формы слов (жили-были, вот и сказочке конец и т. д.), своеобразность построения (устная форма нередко способствует тому, что сказка полностью состоит из диалогов).

Сюжет

Произведение «Заяц-хвастун» рассказывает о трусливом зайчишке, который в зимнее время года должен был добывать себе пропитание, воруя овес у крестьян. Когда он в очередной раз прибежал на гумно, то нашел там большое количество своих собратьев.

Чтобы выделиться среди них, зайчишка начал громко хвастать: «А у меня, братцы, не усы, а усищи, а у меня не лапки, а лапищи, а у меня не зубки, а зубищи, и я никого на этом белом свете не боюсь - вот какой я молодец!»

Остальные косоглазые, встретив после этого тетушку-ворону, пересказали ей услышанное. Та, в свою очередь, стала рассказывать об этом всем, кого встречала, но никто не хотел верить ей. Тогда ворона решила отыскать хвастуна и понять, не врет ли он.

Встретив зайца, тетушка принялась расспрашивать его и узнала, что косой все выдумал. Ворона взяла с хвастуна слово, что больше он так делать не станет.

Однажды тетушка сидела на заборе, когда на нее напали собаки. Заяц решил спасти ее и показался, чтобы псы заметили его и погнались за ним. Бегал он быстро, так что собакам было не угнаться. А ворона после этого стала звать его не хвастунишкой, а храбрецом.

Образ зайца

Заяц-хвастун в начале сказки предстает как который ставит себя выше других. Его образ несет особую важность, поскольку дети склонны преувеличивать в своих рассказах окружающую их действительность, дабы казаться интереснее, чем их друзья.

Изменение зайца, осознание своей неправоты поможет ребенку понять, что подобное поведение не приведет ни к чему хорошему, а вот помощь товарищам представляет настоящую ценность.

Выводы

Русская народная сказка «Заяц-хвастун» имеет мораль, которая указана в конце произведения. В ней говорится о том, что слова, не подкрепленные поступками, не могут быть доказательством. Только дела способны лучше всего рассказать о человеке. Добрая сказка с легким, но поучительным сюжетом станет лучшим союзником в воспитании ребенка.