Образ и характеристика Швабрина из повести «Капитанская дочка» Пушкина. «Онегин

Гринев в Белогорской крепости.

Главный герой повести Петр Гринев. Он предстает перед нами молодым человеком из небогатой дворянской семьи. Отец его – Андрей Петрович Гринев- был простым военным. Еще до рождения Гринев был записан в полк. Петр получил домашнее образование. Сначала его обучал Савельич- верный слуга. Позже для него специально был нанят француз. Но вместо получения знаний Петр гонял голубей. По заведенной традиции дворянские дети должны были служить. Вот и отец Гринева отправил его служить, но не в элитный Семёновский полк, как думал Петр, а в Оренбург, для того, чтобы сын испытал настоящую жизнь, чтоб вышел солдат, а не шаматон.

Но судьба забросила Петрушу не просто в Оренбург, а в далёкую Белогорскую крепость, которая представляла собой старую деревушку с деревянными домами, обнесенную бревенчатым забором. Единственное оружие – старая пушка, и та была забита мусором. Вся команда крепости состояла из инвалидов. Такая крепость произвела на Гринева удручающее впечатление. Петр был очень расстроен…

Но постепенно жизнь в крепости становится сносной. Петр сближается с семьей капитана Миронова-коменданта крепости. Его принимают там как сына и заботятся о нем. Вскоре Петр влюбляется в Марию Миронову – дочь коменданта крепости. Его первая любовь оказалась взаимной, и все казалось хорошо. Но тут выясняется, что к Маше уже сватался Швабрин, сосланный в крепость за дуэль офицер, но Мария отказала ему, и Швабрин мстит, очерняя имя девушки. Гринев вступается за честь любимой девушки и вызывает Швабрина на дуэль, где получает ранение. После выздоровления Петр просит благословения родителей на брак с Марией, но отец, разозленный вестью о дуэли, отказывает ему, попрекая за это и говоря, что Петр еще молод и глуп. Маша, горячо любя Петра, на брак без благословения родителей не соглашается. Гринев очень сильно расстроен и огорчен. Мария старается избегать его. Он больше не посещает семью коменданта, жизнь становится для него все невыносимей.

Но в это время Белогорской крепости грозит беда. Пугачевское войско подходит к стенам крепости и быстро захватывает её. Все жители сразу признают Пугачева своим императором, кроме коменданта Миронова и Ивана Игнатьича. Они были повешены за непокорность «единственному и истинному императору». Пришла очередь Гринева, его сразу повели к виселице. Петр шел вперед, смотрел в лицо смерти смело и мужественно, готовясь умереть. Но тут Савельич бросился в ноги к Пугачеву и заступился за боярское дитя. Емельян велел привести Гринева к нему и приказывал ему поцеловать руку, признав его власть. Но Петр не нарушил слова и остался верен императрице Екатерине II. Пугачев рассердился, но вспомнив про подаренным ему заячий тулуп, великодушно отпустил Гринева. Вскоре они снова встретились. Гринев ехал из Оренбург спасать Машу от Швабрина, когда казаки поймали и отвели его в «дворец» Пугачева. Узнав о их любви и о том, что Швабрин заставляет бедную сироту выйти за него замуж, Емельян решил поехать в крепость вместе с Гриневым, чтоб помочь сироте. Когда Пугачев узнал, что сирота – это дочь коменданта, он разозлился, но потом отпустил Машу с Гриневым, сдержав свое слово: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай»

Белогорская крепость очень сильно повлияла на Петра. Из неопытного юноши Гринев превращается в молодого человека, способного защитить свою любовь, сохранить верность и честь, умеющего здраво судить о людях. \

Швабрин Алексей Иванович является одними из отрицательных персонажей данного произведения. В романе он представляет собой образ молодого офицера из достаточно обеспеченной семьи дворянского рода. Будучи офицером был разжалован в Белгородскую крепость, по причине совершения убийства своего товарища.

Швабрин Алексей Иванович не отличался достаточно красивыми чертами лица, однако в нём прослеживались нотки живости. Ростом он также не отличался и притом страдал от излишней худобы.

Из личных качеств Швабрин обладал достаточно хорошим умом, сообразительностью и остроумием. Его диалоги наполнены острыми и увлекательными темами, которые ещё больше завлекают читателя. Но так, как он являлся отрицательным персонажем Швабрин был наделён такими качествами, как клевета и выдумка. Так к примеру, он описывал Марию Миронову, как абсолютную дурочку, а действительно она была очень умной и добродушной девушкой.

Во многих сценах он сохранял свою важность и весьма напыщенный вид. Он постоянно пускал неуместные и грубые шутки, которые были чужды его окружению. Швабрин любил постоянно над кем-нибудь посмеяться и получал от этого огромное удовольствие. У этого мужчины не было ничего святого. Он напрочь отказывался верить в бога, и поэтому ему был всё равно что его причисляли к душегубам.

Лживый, дерзкий, к тому же ещё и подлый человек, предавший свою армию и после чего спокойно перешёл в отряды самозванца Пугачева. После чего, Швабрин получил в отряде Пугачёва, должность начальника Белгородской крепости. И пользуясь своим положением он совершает похищение Маши и силой удерживает её, пытаясь таким образом добиться от неё расположение. Но как итог, во всём есть справедливость и Швабрина арестовывают за совершение измены родине.

Сочиение Образ и характеристика Швабрина

Алексей Иванович Швабрин является второстепенным и отрицательным героем повести «Капитанская дочка». Это молодой, образованный офицер из состоятельной семьи. Роста он был невысокого, лицо его было смуглым и некрасивым. Он знал французский язык и искусно владел шпагой.

Некогда он проходил службу в гвардии. Там он заколол шпагой одного поручика и был отправлен на службу в глухую Белогорскую крепость.

В крепости Швабрин знакомится с прибывшим для прохождения службы Петром Гриневым. Поначалу он кажется очень дружелюбным и остроумным человеком, с которым интересно и весело проводить время.

Но, в дальнейшем герой раскрывается с другой стороны. Он был влюблен в дочь капитана Миронова, но она не ответила ему взаимностью. Будучи человеком мстительным, малодушным и подлым он стал распускать нехорошие слухи про нее и ее семью.

Он ссориться с Петром Гриневым из-за ревности к Маши Мироновой и желает сразиться с ним на дуэли. Во время поединка он наносит удар в спину, на миг отвернувшемуся сопернику. Он пишет лживое письмо отцу Гринева, после чего, мать Петра заболевает.

Алексей Швабрин является бесчестным и бессовестным человеком. Во время нападения банды Пугачева на крепость, он предает своих и сразу же переходит на сторону злодеев. Затем самозванец Пугачев назначает его комендантом крепости. Внешность его меняется, он становится важным, одевается в казаки и отращивает бороду.

Он пользуется своим новым положением и насильно удерживает капитанскую дочь Машу. Он плохо с ней обращается, держит взаперти, всячески унижает и морит её голодом. Но все его попытки вынудить Машу Миронову стать его женой оказывается тщетными.

В конце повести Алексея Швабрина арестовывают. Он выглядит худым и изнеможенным, лицо его становится бледным, а некогда черные волосы – седеют. От переполняющего его бессилия и злобы он пытается насолить своему сопернику Петру Гриневу. Швабрин дает на его счет ложные показания. Он уверяет, что Гринев вступил в ряды Пугачева и является изменником родины. Он проявляет себя, как подлый, лицемерный и лживый человек.

Персонаж Швабрина не вызывает никакого уважения и сострадания.

Вариант 3

Швабрин Алексей Иванович – это второстепенный герой, аристократ, дворянин, который по той или иной причине оказался в Белгородской крепости. Он молодой офицер среднего роста. Он хорошо образован, умеет разговаривать. В его речи всегда есть шутка и острота. Когда-то давно он был влюблён в Машу Миронову – единственную дочь начальника крепости, но получил отказ, чем был не особо доволен. В Белгородской крепости он служит пятый год.

После отказа Маши Мироновой, Швабрин начинает распускать грязные слухи про нее в крепости и за ее пределами. Учитывая данное обстоятельство можно с уверенностью сказать, что это не очень честный человек.

Его лукавость, лживость доказывается тем, что он воспользовался тем, что во время дуэли, Гринёва отвлек Савельич, а именно Алексей Иванович выстрелил в него. Далее Швабрин пишет письмо о дуэли отцу Гринёва, зная, что это может усугубить положение Гринёва младшего.

В момент захвата Белгородской крепости, видя, что Пугачёв и его соратники побеждают. Швабрин, не задумываясь ни над чем переходит на сторону варвара и разбойника. На службе у Пугачёва, Гринёв продолжает врать и совершать всякие ухищрения и подлости. Узнав о том, что, Маша Миронова одна в крепости и ее никто не может защитить, он решил воспользоваться своей властью. Он грубо домогается до дочери убитого коменданта крепости, что не говорит о его любви к Маше Мироновой.

Когда Швабрин увидел, что под защитой Пугачева находится Гринёв, тот свалился пред ногами государя, забыв о чувстве собственного достоинства и чести. Он не чтит никого и ничего. Он боится только за свою шкуру, которая ничего не стоит. Но не стоит забывать о том, что Швабрин дворянин, а видеть валяющегося на земле дворянина омерзительно.

Когда Гринёв увозил Марию Ивановну с собой, Швабрин испытывал злобу и желание отомстить ему. Он хотел отомстить не от любви к Марии Мироновой, а от соперничества и личной гнусности и льстивости. В конце концов Швабрина Алексея Ивановича арестовывают за измену родине.

Когда арестуют Швабрина, он оклеветает Гринёва, хотя будет знать, что тот не присягал на верность Пугачеву и не участвовал в его разбойных деяниях.

Делая характеристику образа Швабрина, нужно отметить, что Пушкин ввел в роман этого отрицательного героя не только с целью разнообразить сюжет, но и чтобы напомнить читателю, что, в жизни встречаются настоящие мерзавцы, способные испортить жизнь окружающим их людям.

Швабрин в рассказе Пушкина

В произведении Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка", главным злодеем и антигероем выступает не разбойник Пугачёв со своими приспешниками, а молодой русский офицер - Алексей Иванович Швабрин. Это юноша с вздорным нравом, родом из аристократической семьи, с завышенным мнением о себе и собственных поступках. У этого персонажа отсутствует понятие чести и долга, ведь после захвата Белгородской крепости, не раздумывая он встал на сторону врага, даже не вспомнив о том, что дал самую важную клятву - защищать свою родину.

Настоящая любовь Алексею Ивановичу не знакомы. Дочь коменданта крепости, Маша, очень понравилась ему, поэтому в порыве своих чувств Швабрин предложил ей замужество. Девушка отказала молодому офицеру, так как чувствовала от него недобрые намерения и обман. После отказа Алексей не смирился и решил, что будет мстить Марии, обзывая её и распуская неуместные слухи о жизни бедной девушки. Но Маша стойко терпела нападки Швабрина, в то время как сам Швабрин становился злее. При захвате крепости Алексею Ивановичу удалось приблизиться к Марии, он посадил её под замок, не давал нормальной пищи, а лишь хлеб и воду, надеясь тем самым выбить из измученной Маши согласие на брак. Данный поступок показывает, Алексей не имеет милосердия и сочувствия, ему не жаль девушку, он думает лишь о собственной выгоде и обогащении.

Верную и искреннюю дружбу Швабрин также не стремился создать. Его подлость и трусость ранит людей. На дуэли с Петром Гринёвым Алексей Швабрин повёл себя низко и нечестно, он пронзил Павла в спину, когда тот отвлёкся. Так своим трусливым и бесчестным поступком Швабрин одержал победу над Петром. Алексей также часто клеветал на Гринёва, выставляя товарища в не лучшем свете.

Даже когда состоялся праведный суд над разбойниками Пугачёва, Швабрин не признал своей вины, а лишь искал повод уйти от правосудия и перевалить свою вину на других.

Образ нечестного, завистливого и трусливого Швабрина очень тщательно передан автором, таким образом А. С. Пушкин хотел показать, каким не должен быть офицер русской армии, и к чему может привести ложь, зависть, подлость и трусость.

  • Сочинение по произведению Легкое дыхание Бунина

    В своем рассказе Легкое дыхание Бунин описывает историю Оли Мещерской – молодой девочки гимназистки, которая трагически погибает от казачьего офицера. История Бунина по большей части рассказывает

  • Левитан И.И.

    Левитан Исаак Ильич - известный российский художник, член общества передвижников. Прославился в написании пейзажей. Родился в 1860 году в Литве. В 1870-х годах семья Левитан переезжает в Москву.

  • История создания поэмы Василий Теркин Твардовского (прототипы и история написания)

    Главный герой произведения первоначально придумывается писателем в качестве карикатурного, шаржевого персонажа для написания фельетонов в газете «На страже Родины» в период военных действий на границе с Финляндией в конце тридцатых годов двадцатого века.

  • Публикацию (в сокращении), специально для Русской Народной Линии (по изданию: Черняев Н.И. «Капитанская дочка» Пушкина: Ист.-крит. этюд.- М.: Унив. тип., 1897.- 207, III с. (оттиск из: Русское обозрение.- 1897. -NN2-4, 8-12; 1898.- N8) подготовил профессор А. Д. Каплин.

    Швабрин.- У него нет ничего общего с мелодраматическими злодеями. - Его прош­лое.- Основные черты его ума и характера, его взгляды и его отношения к Гриневу, к Марье Ивановне, к Пугачеву и к другим действующим лицам «Капитанской дочки».

    Швабрин считается обыкновенно неудавшимся Пушкину лицом. Князь Одоевский отказывался понимать его; Белинский называл его мелодраматическим героем. А между тем Шваб­рин, и как тип, и как характер, обрисован в «Капи­танской дочке» с таким же изумительным мастерством, как Гриневы, Мироновы, Пугачев и т. д. Это в полном смысле слова живой человек, и все недоразумения по поводу его объясняются исключительно тем, что Пушкин, следуя усвоенному им в «Капитанской дочке» лаконизму изложения, не подсказывает читателю, какими побуждениями руководствуется Швабрин в некоторых случаях своей жизни. Обязанность критики заключается в том, чтобы выяснить эти побуждения и тем самым положить конец неправильному, но, к сожалению, весьма распространенному у нас взгляду на Швабрина.

    Между мелодраматическими героями и Швабриным нет ни­чего общего. Если причислить к ним Швабрина, то его нужно будет отнести к категории так называемых злодеев. Та­кого мнения, очевидно, был и Белинский. Но разве Швабрин похож на традиционных злодеев западноевропейской сцены, которые дышат преступлениями и наяву и во сне грезят о том, чтобы кого-нибудь отравить, задушить, погубить и т. д. Швабрин не та или другая ходячая страсть, не тот или дру­гой ходячий порок, а сложный характер и существо в полном смысле слова живое, носящее к тому же черты той эпохи, которая воспроизведена в «Капитанской дочке».

    Швабрин молод, «хорошей фамилии и имеет состояние». Он говорит по- французски, знаком с французскою лите­ратурой и, по-видимому, получил, по своему времени, недурное образование. Он называет Тредиаковского своим учителем и, обладая литературными вкусом и некоторою литературною подготовкой, подсмеивается над его любовными куплетами. Он служил в гвардии, в Белогорскую же крепость попал за пять лет до появления в ней Гринева. Его перевели сюда за убийство какого-то офицера на дуэли. Швабрин ничего не говорит о своих религиозных, философских и политических воззрениях, но о них можно судить по его поступкам и некоторым намекам, разбросанным в романе. Швабрин принадлежал очевидно, к нашим вольнодумцам прошлого столетия, ко­торые, под влиянием Вольтера, французских энциклопедистов и общего духа времени, усвоили себе отрицательное отношение к Церкви и ко всему русскому, смотрели на требование долга и нравственности, как на предрассудки, и, вообще, придержива­лись грубо материалистических воззрений. «Он и в Господа Бога не верует», - с ужасом говорит про Швабрина Василиса Егоровна (в четвертой главе), и уже это одно не могло не оттолкнуть от него Марьи Ивановны, которой он делал предложение за год до приезда Гринева в Белогорскую крепость.

    «Швабрин был очень неглуп, - говорит Гринев - разговор его был остер и занимателен». Имея общительный характер и привыкнув в Петербурге вращаться в большом свете, он крайне тяготился пребыванием в той глуши, куда его закинула судьба, свысока посматривал на людей, ко­торыми был окружен, и неподдельно обрадовался приезду Гринева, ибо думал найти в нем сколько-нибудь подходящего собеседника и товарища. Он с первого же раза обворожил неопытного юношу своею живостью, своим уменьем говорить и представлять других в карикатурном виде. Гринев лишь впоследствии понял, что под веселостью Швабрина скрывалось недоброе чувство. Швабрин не щадил даже таких безобидных людей, как старики Мироновы и Иван Игнатьич. Из этого, однако, не следует, что он был истинно наблюдателен и хорошо знал человеческое сердце.

    Он был насмешлив, и только. Ум Швабрина был неглубокий, поверхно­стный ум, лишенный той тонкости и глубины, без которых не может быть ни дальновидности, ни верной оценки своих и чужих действий и намерений. Правда, Швабрин был хитер, пронырлив и интересен, как собеседник, но если бы с ним встретился Печорин, он смело мог бы ска­зать об его уме то, что говорит в «Княжне Мери» об уме Грушницкого: Швабрин, как и Грушницкий, был «довольно остер»; его выдумки и остроты бывали часто забавны, но никогда не бывали метки и злы, даже в тех случаях, когда их порождала самая неподдельная злость; он никого не мог убить одним словом, ибо не знал людей и их слабых струн, занимаясь целую жизнь одним собой. Швабрин мог сочинить, будто Иван Игнатьич находится в связи с Василисой Егоровной и будто Марья Ивановна торгует своими ласками; но он, несмотря на все свое коварство, не умел пользоваться людьми, как орудиями своих целей, не умел подчинять их своему влиянию, несмотря на то, что стра­стно желал этого; он не умел даже искусно носить надетую на себя личину и быть в глазах других тем, чем хотел казаться.

    Вот почему он и попадал постоянно в рас­кидываемые им для других сети и никого не ввел в заблуждение относительно своей особы, кроме неопытного и доверчивого Петра Андреича. Не только Марья Ивановна, но даже Василиса Егоровна и Иван Игнатьич нимало не сомневались в том, что Швабрин дурной человек. Швабрин чувствовал это и мстил им злоречием. Об отношениях его к Пугачеву можно сказать то самое, что говорит Пушкин о Шванвиче: «Он имел малодушие пристать к самозванцу и глупость служить ему со всем усердием». Это тоже дает не особенно выгодное понятие о дальновидности и проницательности Швабрина.

    Швабрин принадлежал к той же категории людей, к ко­торой принадлежат шекспировский Яго и Рашлей Вальтер Скотта (из романа «Роб Рой»). Он плавает мельче их, но он так же бездушен и безнравствен, как они. Сильно раз­витое самолюбие, страшная мстительность, привычка ходить околь­ными путями и совершенная неразборчивость в средствах составляют главные черты его характера. Он живо чувствовал горечь каждой нанесенной ему обиды и не прощал своих врагов. Иногда он надевал на себя маску великодушия и иск­ренности для того, чтобы усыпить их бдительность, но он ни­когда не мог примириться с теми, кого раз намечал в свои жертвы.

    Двоедушие и притворство ни на минуту не поки­дали Швабрина. После дуэли с Гриневым он приходит к нему, просит у него извинения и сознается, что сам кругом был виноват, но в то же время пишет старому Гриневу пись­мо, в котором, конечно, не пощадил ни Петра Андреевича, ни Марьи Ивановны и если бы не пугачевский приступ, достиг бы своей цели - перевода молодого Гринева из Белогорской крепости в какую-нибудь другую «фортецию». Добиваясь руки Марьи Ивановны, Швабрин чернит молодую девушку, чтобы уронить ее в глазах Гринева, и, таким образом, отвлечь их друг от друга. Он и в этом случае остался верен самому себе. Излюбленными средствами его интриг были ложь, клевета, наушничество и доносы. Он прибегал к ним в сношениях и с Пугачевым, и с стариком Гриневым, и в Следственной Комиссии.

    Нервный, назойливый, юркий, безпокойный и насмешливый Швабрин, совершенно чуждый искренности и доброты, не мог не иметь столкновений с близкими ему людьми. О первой его, петербургской дуэли в «Капитанской дочке» не сообщается никаких подробностей, зато нам прекрасно известно, при каких обстоятельствах произошла дуэль из-за Марьи Ивановны. Швабрин не был бреттером печоринского типа. Он не искал опасностей и боялся их. Правда, он не прочь был разыграть роль храбреца, но только тогда, если этого можно было достигнуть, не ставя на карту своей жизни. Это видно из его столкновения с Гриневым.

    Издеваясь в присутствии Гри­нева над Марьей Ивановной, Швабрин, очевидно, не думал, что его молодой товарищ, которого он считал мальчишкой, при­мет так близко к сердцу его слова и ответит ему резким оскорблением. Швабрин вызывает Гринева на дуэль, увле­каемый минутною вспышкой и давно назревшим в нем чувством зависти и ненависти. Сделав вызов Гриневу, они не ищут секундантов. «Зачем нам они?» - говорит он Гриневу, узнав об его разговоре с Иваном Игнатьичем, наотрез отказавшимся «быть свидетелем поединка».

    - «И без них обойдемся». Дело в том, что Швабрин был искуснее Гринева в фехтовании, смотрел на него, как на не­опасного противника, и, вызывая его на дуэль, был уверен, что играет наверняка. Готовясь покончить с Гриневым, Шваб­рин вовсе не намерен был биться с ним по-рыцарски и уж, конечно, заранее готовился не упустить случая нанести ему предательский удар (ведь не побрезгал же он сделать это в то время, когда Гринев услышал свое имя, произне­сенное Савельичем, и оглянулся назад). Вот разгадка, почему Швабрин не искал секундантов. Они только мешали бы ему.

    Швабрин был трус. В этом нет никакого сомнения. Он боялся смерти и неспособен был жертвовать жизнью во имя долга и чести.

    - «Как ты думаешь, чем это все кон­чится?» - спрашивает его Гринев, после первого совещания у Ивана Игнатьича по поводу Пугачева.

    Бог, знает, отвечал Швабрин: - посмотрим. Важного, покамест, еще ничего не вижу. Если же...

    Тут он задумался и в рассеянии стал насвистывать фран­цузскую арию.

    «Если же» Швабрина значило, что он ни в каком случае не намерен идти на виселицу, и что он перейдет на сто­рону Пугачева, если самозванец, действительно, так силен, как говорит.

    Мысль об измене явилась у Швабрина при первом же намеке на опасность и окончательно созрела к тому времени, когда пугачевцы показались около Белогорской крепости. Он не последовал за капитаном Мироновым, Иваном Игнатьичем и Гриневым, когда те бросились на вы­лазку, а примкнул к казакам, передавшимся Пугачеву. Все это можно было бы объяснить политическою безпринципностью Швабрина и тою легкостью, с которою он привык играть присягой, как неверующий человек.

    Последующее поведение Швабрина показывает, однако, что, изменяя Императрице, он действовал, главным образом, под влиянием трусости. Ког­да Пугачев приезжает в Белогорскую крепость, вместе с Гриневым, Швабрин, заметив, что самозванец недоволен им, дрожит, бледнеет и положительно теряет присутствие духа. Когда Пугачев узнает, что Марья Ивановна не жена Швабрина, и грозно говорит ему: «И ты смел меня обманы­вать! Знаешь ли, бездельник, чего ты достоин?» - Швабрин падает на колени и тем вымаливает себе прощение. В Следственной Комиссии, когда Швабрину не грозит немедленная кровавая расправа, и когда он уже свыкся с положением уличенного преступника, у него хватает духа давать свои показания против Гринева «смелым голосом»: Гринева ему не­чего было бояться.

    Как держал себя Швабрин пред судь­ями в первое время? Надо думать, что он валялся и в их ногах. Очень может быть, что он униженно просил бы прощения и у Гринева во время дуэли, если б серьезно опасался за свою жизнь.

    Любил ли Швабрин Марью Ивановну? Да, насколько могут любить себялюбивые и низкие люди. Как человек неглу­пый, он не мог не понять и не оценить ее высоких нравственных достоинств. Он знал, что Марья Ивановна будет образцовою женой, что она скрасит жизнь того, кого изберет своим мужем, и ему, как человеку самолюбивому, было бы приятно подчинить чудную девушку своему влиянию. Когда его предложение не было принято, и когда он заметил, что Марья Ивановна предпочитает ему Гринева, он счел себя глубоко оскорбленным. С того времени к чувству любви у него примешивается затаенное чувство ненависти и мести, и это выра­жается в той клевете, которую он вздумал распространять про нее. Понося Марью Ивановну перед Гриневым, Шваб­рин не только действовал своим орудием против зарождав­шейся привязанности молодых людей, но и мстил отвергнувшей его девушке,- вражду злословием охлаждая.

    Сделавшись комендантом Белогорской крепости, Швабрин пытается принудить Марью Ивановну угрозами выйти за него замуж. Это ему не удается. Князь Одоевский недоумевал, по­чему Швабрин не воспользовался теми минутами, когда Марья Ивановна была в его власти, т. е. почему он не удовлетво­рил своей страсти путем насилия или не заставил отца Ге­расима перевенчать его с бедною сиротой против ее воли. Да потому, что Швабрин не Пугачев и не Хлопуша: в его отношениях к Марье Ивановне грубая чувственность не игра­ла большой роли. К тому же Швабрин не был человеком, у которого кровь может отуманить разум. Он знал, нако­нец, что Марья Ивановна не из тех девушек, которых можно силой выдать замуж, и что отец Герасим не согла­сился бы совершить таинство брака над дочерью своего старого друга, вопреки ее желанию. Швабрину хотелось, чтобы Марья Ивановна сделалась его женой, а не наложницей, ибо он все-таки продолжал ее любить, ревновать, и страдал при мысли о том, что она относится к нему с отвращением. Стараясь победить ее упорство, он пускал в ход те средства, кото­рые наиболее соответствовали его характеру: застращиванье доносом, всяческие притеснения и угрозы и, вообще, своего рода нравственные и физические пытки.

    Клевеща на Гринева перед Следственною комиссией, Шваб­рин ни слова не говорит о Марье Ивановне. Почему это? Отвечая на этот вопрос, Гринев замечает: «Оттого ли, что самолюбие его страдало при мысли о той, которая отвергла его с презрением; оттого ли, что в сердце его таилась искра того же чувства, которое меня заставляло молчать,- как бы то ни было, имя дочери Белогорского коменданта не было произ­несено в присутствии комиссии!» Слова Гринева прекрасно разъясняют, какие побуждения руководили в данном случае Швабриным. Он чувствовал всю горечь обиды, заключавшейся в отказе Марьи Ивановны быть его женой, он испытывал муки ревности и зависть к своему сопернику; но он все-таки продолжал любить Марью Ивановну, чувствовал себя перед нею виноватым и не хотел впутать ее в политическую уго­ловщину, подвергнув всем последствиям близкого знакомства с суровою фемидой времен Шишковского. Любовь к Марье Ивановне даже на Швабрина действовала облагораживающим образом.

    Можно, впрочем, допустить еще и другую разгадку поведения Швабрина в Следственной комиссии относительно дочери капитана Миронова, - разгадку, которую упускает из виду Петр Андреевич Гринев, всегда несколько идеализиро­вавший своего соперника и врага. Швабрину было просто не­выгодно привлекать к делу Марью Ивановну, ибо она могла показать многое не в его пользу и легко разоблачить его ложь и клевету; Швабрин, конечно, твердо помнил это на очной ставке с Гриневым.

    Итак, что же такое Швабрин? Это не мелодраматический злодей; это живой, остроумный, неглупый, самолюбивый, зави­стливый, мстительный, хитрый, низкий и трусливый, глубоко ис­порченный эгоист, насмешливый и наглый с теми, кого он не боится, подобострастно угодливый с теми, сто внушает ему страх. Подобно Шванвичу, он всегда готов был предпочесть позорную жизнь честной смерти. Под влиянием злобы и чувства самосохранения он способен на всякую низость. По поводу его измены верноподданническому и служебному, долгу можно сказать то, что говорит Екатерина II о Гриневе: «Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй».

    Для Швабрина нет ничего святого, и он ни перед чем не останавливался для достижения своих целей. В дополнении к тринадцатой главе «Капитанской дочки» говорится, что Швабрин не дозволил разграбить дом Гриневых, «сохраняя в самом своем унижении невольное отвращение от безчестного корыстолюбия». Оно и понятно. Швабрин получил барское и до известной степени утонченное воспитание; поэтому многое из того, что казалось весьма естественным какому-нибудь полудикарю из беглых каторжников, внушало ему чувство брезгливости.

    Это не значит, однако, чтобы он был выше Пугачева или Хлопуши. В нравственном отношении он стоит неизмеримо ниже их. У него не было тех светлых сторон, которые были у них, и если он гнушался некоторыми из их подвигов, то лишь потому, что был цивилизованнее и изнеженнее их. Они бросались на врагов, как львы и тигры, и с бою брали добычу, он же подкрадывался к своим жертвам, как лисица, и, как змея, жалил их в то время, когда они всего меньше этою ожидали: Он с брезгливостью относился к грабежам и разбоям, но он, не задумываясь, наносил своим недругам предательств удары и с легким сердцем пустил бы их по миру при помощи подлогов и всяких неправд, если б ему захотелось овладеть их богатствами.

    Швабрин не был ни Ричардом III, ни Францем Моором, но он был бы со­вершенно подходящим человеком для свиты Цезаря Борджиа. У него не могло быть ни друзей, ни беззаветных привязанностей, ибо он искренно, любил только самого себя и был совершенно неспособен к самопожертвованию. Он не был извергом по призванию, но он не умел сильно любить и умел сильно ненавидеть.

    Пушкин не спро­ста наделил Швабрина некрасивым лицом: как человек, склонный властвовать над другими и, вероятно, далеко нерав­нодушный к впечатлению, которое он производил на женщин, Швабрин, нужно думать, проклинал свою злосчастную внешность, перенес благодаря ей немало уколов для своего самолюбия и уж, конечно, не прощал тех, кто угадывал по его лицу его душу.

    В Швабрине нет ничего русского: все русское вытравлено в нем его воспитанием, но он был все-таки русский выродок,- тип, который мог возникнуть только на русской почве под влиянием ХVIII века и его особенностей. Презирая веру своих дедов и отцов, Швабрин презирал, вместе с тем, понятия о чести и долге, которыми руководятся оба Гриневы.

    Отечество, присяга и т. д. - все это для Швабрина слова, ли­шенные всякого смысла. Швабрин, как бытовое явление, принадлежит к тому же самому типу, к какому относится фонвизинская карикатура на наших юных западников ХVIII столетия - Иванушка в «Бригадире». Швабрин умнее Иванушки; к тому же в нем нет ни одной комичной черты. Иванушка может возбуждать только смех и презрение; Швабрин же совсем не годится в герои веселой комедии. Тем не менее, он все-таки имеет много общего с бригадирским сынком, как порождение одного и того же духа времени.

    Катасонов В.Н.

    Перейдем к анализу следующей встречи Гринева с Пугачевым (третьей, если считать от встречи в степи). Вспомним предшествовавшие ей обстоятельства. Гринев, отпущенный Пугачевым, воевал против последнего в составе оренбургского гарнизона. Через бывшего белогорского урядника Максимыча Марья Ивановна передала Гриневу письмо. В этом письме она описала свое катастрофическое положение – Швабрин принуждает ее выйти за него замуж – и слезно просила о помощи. Гринев вместе с верным Савельичем отправляется в Белогорскую крепость. Но по дороге, в Бердской слободе, его останавливают посты Пугачева, арестовывают и приводят к своему атаману. Пугачев и его товарищи приготовились встретить пленного оренбургского офицера, разыграть перед ним роль царя и его свиты, но как только Пугачев узнает Гринева, разговор сразу же принимает частный характер. «Пугачев узнал меня с первого взгляду. Поддельная важность его вдруг исчезла. «А, ваше благородие! – сказал он мне с живостью. – Как поживаешь? Зачем тебя Бог принес?» Я отвечал, что ехал по своему делу и что люди его меня остановили. «А по какому делу?» – спросил он меня» .

    Гринев остро чувствует неслучайность происходящего. Странным образом его личная судьба, судьба его невесты оказываются связанными, с одной стороны, с судьбой самозванца и, с другой, – с исторической судьбой государства. «Я не мог не подивиться странному стечению обстоятельств», – размышлял Гринев еще после своего первого чудесного спасения в Белогорской крепости, – «детский тулуп, подаренный бродяге, избавлял меня от петли, и пьяница, шатавшийся по постоялым дворам, осаждал крепости и потрясал государством!» . Какая-то высшая, безусловная сила неумолимо бросает в кипящий котел истории судьбы личные и народные, перемешивает все – добро, зло, ненависть и любовь, величие и ничтожество, чтобы в новом высшем синтезе достигнуть каких-то своих, до поры сокрытых от людей и только ей ведомых целей... Однако нечто от этого высшего смысла истории начинает «просвечивать» уже и здесь, в человеческой эмпирии. Знаменитый пророческий сон Гринева во время бурана в степи как бы обозначает заранее «траекторию» взаимоотношений с Пугачевым на протяжении всей повести. И каждая новая встреча с Пугачевым отмечена для Гринева чувством предопределенности. Так и здесь, в Бердской слободе: «Странная мысль пришла мне в голову: мне показалось, что провидение, вторично приведшее меня к Пугачеву, подавало мне случай привести в действо мое намерение» . Частная жизнь Гринева оказывается тесно связана с исторической судьбой пугачевского бунта. История в изображении Пушкина оказывается человечной – не только классовой, национальной, военной, экономической – все эти абстрактные определения недостаточны, не покрывают ее сущности, – история оказывается человечески отзывчивой . «Свое дело» влюбленного молодого человека Петра Андреевича Гринева и исторические события пугачевского бунта оказываются соизмеримыми. И на вопрос Пугачева, – по какому делу он выехал из Оренбурга, – Гринев отвечает: «Я ехал в Белогорскую крепость, избавить сироту, которую там обижают». И – о, чудо! – Пугачев, грозный атаман огромного войска, хочет помочь честному человеку Петру Гриневу, тому самому офицеру Гриневу, который воюет против него, Пугачева.

    Логика этих отношений отнюдь не понятна на обычном – фактическом – уровне существования. Логика обыденного мира ясно и недвусмысленно выражена сообщником Пугачева – беглым капралом Белобородовым. «Швабрина казнить не беда, – говорит он, – а не худо и господина офицера допросить порядком: зачем изволил пожаловать. Если он тебя государем не признает, так нечего у тебя и управы искать, а коли признает, что же он до сегодняшнего дня сидел в Оренбурге с твоими супостатами? Не прикажешь ли свести его в приказную да запалить там огоньку: мне сдается, что его милость подослан к нам от оренбургских командиров» . Вот логика мира, разделенного баррикадами борьбы, – жестокая, неумолимая и по-своему законная, правильная. Таковы правила игры. Гринев прекрасно понимает это: «Логика старого злодея показалась мне довольно убедительною. Мороз пробежал по всему моему телу при мысли, в чьих руках я находился» .

    Но в отношениях Пугачева с Гриневым тон задает другой уровень, где все фактические разделения людей становятся так или иначе условными. Именно от этого уровня и обращается Пугачев к Гриневу, заметив смущение последнего. «Ась, ваше благородие, – сказал он подмигивая. – Фельдмаршал мой, кажется, говорит дело. Как ты думаешь?» . Два уровня: на одном – ненависть и страх, на другом – взаимопомощь и надежда. Но не только это открывается нашим героям, ведущим свой диалог на более глубоком уровне реальности. Есть еще какая-то особая радость освобождения от давящей жестокой логики этого обыденного мира фактической данности, где все непроницаемо, социальные роли жестоко разграничены и неумолимо предопределены. Радость преодоления тяжести фактичности через свободу, радость полета, парения, радость игры... Игра с самим бытием – с самой жизнью! – особый метафизический кураж двигает Пугачевым, лукаво подмигивающим Гриневу – «Ась, ваше благородие?». Как бы: хоть и страшно, но мы-то с тобой знаем, что не может все кончиться так плоско и бездарно, – не должно! Этот метафизический кураж человеческой свободы нередко выражался Пушкиным и, может быть, лучше всего в знаменитой песне Вальсингама из «Пира во время чумы»:

    Есть упоение в бою, И бездны мрачной на краю, И в разъяренном океане, Средь грозных волн и бурной тьмы, И в аравийском урагане, И в дуновении чумы. Все, все, что гибелью грозит, Для сердца смертного таит Неизъяснимы наслажденья – Бессмертья, может быть, залог! И счастлив тот, кто средь волненья Их обретать и ведать мог.

    «Бессмертья, может быть, залог!» – Кто не рисковал, тот может быть, и не жил, и риск сам по себе – бессмертья, может быть, залог... Пушкин касается здесь глубоко архаических языческих верований о спасении через героизм... Вальсингам спорит в «Пире» со священником... Тема дворянства (рыцарства) и священства и, более общим образом, тема Государства и Церкви волновала Пушкина всю жизнь. И здесь, в «Капитанской дочке», Пушкин дал относительно уравновешенную трактовку этой темы. Если в таких произведениях, как «Пир во время чумы», скорее, только поставлен вопрос , то в «Капитанской дочке» дан уже и некоторый ответ, ответ глубоко национальный, как бы от лица русской истории.

    Эта жизнь, как риск, как захватывающая игра со смертью в пугачевском «ась, ваше благородие?», как все, что касается свободы, расщепляется на две темы, соответственно нашим двум уровням свободы (второму и третьему). Тут и высокая игра героизма, но тут и жизнеутверждающая надежда на спасение. И именно последнее тут же подхватывает Гринев: «Насмешка Пугачева возвратила мне бодрость. Я спокойно отвечал...». Однако не может быть покоя в этом мире, раздираемом непримиримой борьбой: сообщник Пугачева Белобородое опять требует допроса Гринева. Спор Белобородова и Хлопуши еще сильнее заостряет ситуацию . И Пугачев, и Гринев чувствуют опасность. Нужно как-то вернуться на тот особый уровень общения, который дорог – и жизненно необходим – обоим. Хотя бы напоминанием о нем. «Я увидел необходимость переменить разговор, который мог кончиться для меня очень невыгодным образом, и, обратясь к Пугачеву, сказал ему с веселым видом: «Ах! я было и забыл благодарить тебя за лошадь и тулуп. Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге». Уловка моя удалась. Пугачев развеселился» . Это не только благодарность – и как бы лесть – за доброту Пугачева. Это напоминание о другой возможной жизни. Это как бы воспоминание в хмурый и холодный день о весеннем солнышке и ручьях... И лед подозрительности (со стороны Пугачева) растоплен. Разговор опять принимает частный характер, поверх всех разделяющих барьеров. Пугачев узнает, что речь идет о невесте Гринева, и склоняется к тому, чтобы помочь жениху.

    На другое утро Пугачев с Гриневым отправляются в Белогорскую крепость. Доброе дело едет делать Пугачев, изо дня в день творящий так много злых! И настроение у него соответствующее: «Пугачев весело со мною поздоровался и велел мне садиться с ним в кибитку» . По дороге между нашими героями происходит замечательнейший разговор, можно сказать, кульминационный в сфере выразимого словом. То, что остается за его границами, уже трудно объяснить, «Дальнейшее – молчанье...». С молчанья же и начинается этот диалог. «Вдруг Пугачев прервал мои размышления, обратясь ко мне с вопросом:

    – О чем, ваше благородие, изволил задуматься?

    – Как не задуматься, – отвечал я ему. – Я офицер и дворянин; вчера еще дрался противу тебя, а сегодня еду с тобой в одной кибитке, и счастие всей моей жизни зависит от тебя. – Что ж? – спросил Пугачев. – Страшно тебе? Я отвечал, что, быв однажды уже им помилован, я надеялся не только на его пощаду, но даже и на помощь.

    – И ты прав, ей-богу, прав! – сказал самозванец – Ты видел, что мои ребята смотрели на тебя косо: а старик и сегодня настаивал на том, что ты шпион и что надобно тебя пытать и повесить; но я не согласился, – понизив голос, чтоб Савельич и татарин не могли его услышать, – помня твой стакан вина и заячий тулуп. Ты видишь, что я не такой еще кровопийца, как говорит обо мне ваша братья» .

    Что же происходит? Мы видим вдруг, что в отношениях Пугачева и Гринева смешиваются все устоявшиеся понятия. Офицер и дворянин сотрудничает с бунтовщиком и самозванцем. Враги, воюющие отнюдь не в шутку, а на уничтожение , вдруг становятся друзьями, и один надеется не просто «на пощаду, но даже и на помощь» другого. Все социальные институты, все непримиримые социальные противоречия, сама история вдруг как бы отменяются! Пожарище крестьянской войны, беспощадно заглатывающее каждый день сотни и сотни жизней, – «русский бунт, бессмысленный и беспощадный», по слову самого Пушкина , – как будто и не касается совсем наших героев, которые, на самом деле, суть явные и сознательные участники этой национальной распри. Что происходит? Как назвать это? Может быть, наиболее адекватное имя этому – имя, апеллирующее к евангельскому образу, – хождение по водам. Как при хождении по водам, которое демонстрировал – и которому учил! – Христос, преодолеваются физические законы мира, так и здесь, в странной истории отношений офицера Гринева и самозванца Пугачева, рассказанной Пушкиным, отменяются законы социальные, законы разделения и вражды. И герои то несмело, то с ликующей детской радостью как апостол Петр в Евангелии, учатся ходить по бурному морю) истории... И действительно радостно переживание этой свободы от – нередко роковой – тяжести социальных детерминаций. Радостно Пугачеву помогать Гриневу. Радостно сказать ему: «Ты видишь, что я не такой еще кровопийца, как говорит обо мне ваша братья». Как важно человеку – в особенности преступившему моральные нормы, «сжегшему за собой мосты», – хотя бы в глазах кого-то не быть кровопийцей, ибо сплошь и рядом это значит – обрести себя вновь и в своих глазах, прийти в себя... .

    В особенности важно это сочувствие, эта возможность диалога с «порядочным человеком» для Пугачева (как его рисует Пушкин). Он довольно трезво оценивает свою ситуацию, несмотря на весь кураж своего самозванства, на всю серьезность той драмы, которую он разыгрывает на сцене российской истории. «Ребята мои умничают. Они воры, – говорит Пугачев. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою» . Собственно, положение Пугачева незавидное. Не верит он и в возможность помилования – слишком далеко зашел. Ему остается только идти вперед и вперед – по трупам, через новые преступления к реализации титанического плана ниспровержения существующей государственной власти. В роковой необходимости этого движения, в его принудительности, в почти неизбежном провале всей авантюры есть что-то глубоко унижающее и уже никак не совместимое со всеми теми благородными «позами», которые принимал Пугачев перед Гриневым. Чувствуя это, мучаясь и желая как бы оправдаться – перед Гриневым, перед самим собой и, может быть, еще перед чем-то, более высоким, – Пугачев пускает в ход свой «козырь», калмыцкую притчу. Эта притча есть как бы символ веры Пугачева, тот образ, та интуиция, которая не только выражает его позицию, но и сама служит источником, питающим и направляющим всю динамику «самовыражения» пугачевской авантюры. Эта притча у Пушкина явно подается как некий религиозный символ, и согласно диалектике последнего можно сказать, что сам Пугачев – в измерении своего самозванства – оказывается как бы лишь образом этой притчи. Приведем ее полностью.

    «Слушай, – сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением. – Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсего только тридцать три года? – Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст! – Какова калмыцкая сказка? – Затейлива, – отвечал я ему. – Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину» .

    Здесь у Пушкина в этой жуткой притче, написанной в 30-х годах XIX века, уже все готово. Еще до всяких «белокурых бестий», теоретически воспеваемых или практически культивируемых, до Нечаева, до «Народной воли», до «экспроприации экспроприаторов», до всяких «красных бригад» и «Аксьон директ» все уже готово – вся философия «героического» Произвола, вся романтика одичалого своеволия, вся эстетика «героического пессимизма» сверхчеловека... Готова и оценка, выношенная, выстраданная пушкинским сердцем к 37-му году его жизни... Если при встрече в Белогорской крепости Гринев не мог спорить с Пугачевым по мировоззренческим проблемам – это было опасно, да и непонятно еще – к чему? – то теперь ситуация иная. Гринев видит, что Пугачеву очень важно не быть в его глазах просто лишь «кровопийцей». Пугачеву жизненно необходима эта «метафизическая роскошь» – общение с человеком перед лицом Истины, а не только лишь в тисках исторической необходимости. Поэтому Гринев и может ответить Пугачеву искренне. Пугачев, рассказав калмыцкую сказку, как бы формулирует свой жизненный идеал. И короткой фразой Гринев отвечает от имени своего мировоззренческого идеала: «Жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину». Это сильный удар по позиции Пугачева. Гринев как бы говорит: ты непростой человек, Пугачев, глубоко чувствуешь ты жизнь и догадываешься, что, может быть, последняя правда открывается не в военных победах и поражениях, а вот в таких искренних беседах, что ведем мы с тобой... Потому так и ценишь ты их... Но именно в том смысле, в каком мы общаемся с тобой, ты и неправ... Это сильный удар по Пугачеву. И как нередко бывает, особенно сильный, может быть, потому, что высказано было нечто, в чем боялся признаться себе сам...

    «Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал» . Герои наши замолчали. Точнее, диалог продолжается, но через молчание. Самый глубокий возможный диалог на третьем уровне – диалог-молчание... «Оба мы замолчали, погрузились каждый в свои размышления. Татарин затянул унылую песню; Савельич, дремля, качался на облучке. Кибитка летела по гладкому зимнему пути...» . Диалог продолжается. С гениальным тактом и лаконичностью мастера показывает Пушкин, что на глубинных уровнях диалога и сама природа вовлекается в него. Как в средневековом мышлении природа никогда не остается безразличной к человеческим проблемам, а служит особым символическим текстом, посланием Бога к человеку, которое лишь надо уметь прочесть, так и здесь – ничто не безразлично в природе, во внешней действительности этому глубинному касанию одной души другой, этому предстоянию лица лицу перед Лицом... Все внешнее выражает внутреннее, все продолжает молчаливый диалог и ненавязчиво, целомудренно исполняет его... Почему же так уныла татарская песня? Да потому, наверное, что если и есть только в жизни лишь «героические» виражи своеволия, возносящие прах до небес и обращающие горы в пустыни, то как бы и нет тогда ничего и очень тогда грустно жить на свете, господа, а может быть, и совсем не стоит...

    Далее следует глава, посвященная освобождению Марьи Ивановны. Выведенный из себя Швабрин совершает очередное злодейство: он объявляет, что Марья Ивановна не племянница белогорского священника – как представляли ее Пугачеву, – а дочь повешенного капитана Миронова, коменданта Белогорской крепости. Пугачев недоволен, что Гринев не рассказал об этом заранее. Но Гриневу удается все-таки уговорить Пугачева. «Слушай, – продолжал я, видя его доброе расположение. – Как тебя назвать, не знаю, да и знать не хочу... Но Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедной сиротою, куда нам Бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобою ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души...» . Гринев просит, почти требует: Пугачев, будь человеком, доведи до конца доброе дело, которое ты начал. Уже и не важно то, кто ты есть на самом деле и какие опасные игры играешь ты с людьми и с историей...

    Радостно и сладко Пугачеву отзываться на этот призыв друга-врага Гринева: значит, есть кто-то в мире, чья молитва о буйной его головушке вечной, несгорающей свечкой будет гореть перед Богом! Значит, уже не «кровопийца» только!.. «Казалось, суровая душа Пугачева была тронута. «Ин быть по-твоему! – сказал он. – Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!» Дай вам Бог! – тоже молитва. За молитву чем платить? – только молитвой.

    И вот, наконец, отъезд из Белогорской крепости. Некоторое ощущение нереальности, – точнее, неотмирности происходящего, – не оставляет нашего героя. «Через час урядник принес мне пропуск, подписанный каракульками Пугачева, и позвал меня к нему от его имени. Я нашел его готового пуститься в дорогу. Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня. Зачем не сказать истины? В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще было время. Швабрин и народ, толпящийся около нас, помешали мне высказать все, чем исполнено было мое сердце» . Есть чудо: вот аксиома жизни, открываемая Гриневым. И если есть чудо, то все возможно и ничего не нужно бояться. И если гордыня, всегда смотрящая сверху вниз, высокомерно и надмеваясь – даже и в хорошем будет отыскивать плохое – чтобы, так сказать, a posteriori подтвердить свое превосходство! – то любовь, сочувствие даже и в плохом будут искать хорошее, чтобы поддержать, не дать упасть в бездну отчаяния. Ты лучше, чем ты есть, Пугачев, я знаю это, – как бы говорит Гринев. – Нужно только помочь этому хорошему взрасти в тебе и окрепнуть. И ты сам знаешь это хорошее в себе и очень дорожишь им. О, если бы нам объединить наши усилия, ведь на самом деле мы – заодно... Однако мир, суетливый, грохочущий и смущающий, как обычно, помешал сказать и сделать то, чем полно было сердце.

    «Пугачев уехал. Я долго смотрел на белую степь, по которой неслась его тройка». Пугачев уехал из этой жизни , из этого оазиса, где люди глубоко сочувствуют и – с риском для себя – помогают друг другу, в ту жизнь , действительную, где в пожарище страстей и борьбе своеволий сгорает и погибает все, оставляя после себя только ровную, покрытую снегом бескрайнюю степь да стонущую, унылую песню... Там действительность, а что же здесь? Там, «для всех» – изверг и злодей, здесь – для одного – спаситель и помощник. Вся повесть Пушкина как бы одно большое доказательство, что жизнь не исчерпывается только действительностью фактического уровня (первый уровень). Она – глубже, неожиданнее, чудеснее. Там – лишь действительность , а здесь – сама реальность .

    Крутяк! 6

    анонс:

    В романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» изображены два противоположных характера: благородный Пётр Гринёв и бесчестный Алексей Швабрин. История их взаимоотношений является одним из главных сюжетных стержней «Капитанской дочки» и подробно раскрывает проблему защиты чести в романе.

    сочинение:

    Роман Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» посвящен проблеме защиты и сохранения чести. Для раскрытия этой темы автором изображаются два противоположных характера: молодой офицер Пётр Гринев и сосланный в Белогорскую крепость за дуэль Алексей Швабрин.

    Юный Пётр Гринёв предстает в романе как инфантильный, плохо образованный дворянин, не готовый к взрослой жизни, но всячески желающий в эту взрослую жизнь вырваться. Время, проведенное в Белогорской крепости и в боях под Оренбургом, меняет его характер и судьбу. Он не только развивает все свои лучшие дворянские качества, но и находит настоящую любовь, в результате оставаясь честным человеком.

    В противоположность ему, Алексея Швабрина автор с самого начала изображает человеком, явно переступившим грань между честью и бесчестием. По словам Василисы Егоровны, Алексей Иваныч «за душегубство и из гвардии выписан, он и в господа бога не верует». Пушкин наделяет своего героя не только дурным характером и склонностью к бесчестным поступкам, но и символически рисует портрет человека с «лицом смуглым и отменно некрасивым», но вместе с тем «чрезмерно живым».

    Возможно, именно живость Швабрина и привлекает Гринева. Молодой дворянин тоже очень интересен Швабрину, для которого Белогорская крепость – это ссылка, гиблое место, в котором он не видит людей. Интерес Швабрина к Гринёву объясняется желанием «увидеть наконец человеческое лицо» после пяти лет нахождения в беспросветной степной глуши. Гринев чувствует к Швабрину симпатию и проводит с ним очень много времени, но постепенно им всё больше начинают овладевать чувства к Марии Мироновой. Это не только отдаляет Гринева от Швабрина, но и провоцирует дуэль между ними. Гринёв желает отомстить Швабрину за клевету на свою возлюбленную, которой Швабрин мстит за то, что она отвергла его.

    Во время всех последующих событий Швабрин всё больше проявляет своё бесчестие и в результате превращается в окончательного негодяя. В нём просыпаются все самые противные Гринёву черты: клеветник, изменник, насильно желающий женить на себе Марию. Он и Гринёв уже давно не друзья и даже не боевые товарищи, Швабрин не просто становится омерзителен Гринёву, в пугачёвском восстании они становятся по разные стороны. Даже вступая в сношения с Пугачёвым, Гринёв не может пойти до конца, он не может предать свою дворянскую честь. Для Швабрина честь изначально не столь важна, поэтому ему ничего не стоит перебежать на другую сторону, а затем клеветать на честного Гринёва.

    Гринёв и Швабрин – две противоположности, которые расходятся так же быстро, как и притягиваются. Эти герои выбирают разные пути, но развязка всё же оказывается удачной именно для честного Гринёва, помилованного императрицей и прожившего долгую счастливую жизнь, в отличие от Швабрина, безвестно пропавшего под звон цепей в тюремных коридорах.

    Еще больше сочинений на тему: «Отношения Гринёва и Швабрина»:

    Историческая повесть «Капитанская дочка» - последнее произведение А.С.Пушкина, написанное в прозе. Это произведение отражает все наиболее важные темы пушкинского творчества позднего периода – место «маленького» человека в исторических событиях, нравственный выбор в жестких социальных обстоятельствах, закон и милосердие, народ и власть, «мысль семейная». Одна из центральных нравственных проблем повести – проблема чести и бесчестия. Разрешение этого вопроса прослеживается в первую очередь на судьбах Гринева и Швабрина.

    Это молодые офицеры. Оба служат в Белогорской крепости. Гринев и Швабрин – дворяне, близки по возрасту, образованию, умственному развитию. Гринев так описывает свое впечатление, которое произвел на него молодой поручик: «Швабрин был очень неглуп. Разговор его был остер и занимателен. Он с большой веселостью описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба». Однако герои друзьями не стали. Одна из причин неприязни – Маша Миронова. Именно в отношениях с капитанской дочкой раскрылись нравственные качества героев. Гринев и Швабрин оказались антиподами. Отношение к чести и долгу окончательно развело Гринева и Швабрина во время пугачевского бунта.

    Петра Андреевича отличают доброта, мягкость, совестливость, чувствительность. Не случайно Гринев сразу стал для Мироновых «родным», а Маша полюбила его глубоко и самозабвенно. Девушка признается Гриневу: «… до могилы ты один останешься в моем сердце». Швабрин, наоборот, производит на окружающих отталкивающее впечатление. Нравственный изъян проявляется уже в его внешности: он был невысокого роста, с «отменно некрасивым лицом». Маше, как и Гриневу, неприятен Швабрин, девушку отпугивает его злой язык: «… он такой насмешник». В поручике она чувствует опасного человека: «Он мне очень противен, а странно: ни за что б я не хотела, чтобы и я ему так же не нравилась. Это бы меня беспокоило страх». Впоследствии, став пленницей Швабрина, она готова умереть, но не покориться ему. Для Василисы Егоровны Швабрин – «душегуб», а инвалид Иван Игнатьич признается: «Я и сам до него не охотник».

    Гринев честен, открыт, прямодушен. Он живет и действует по велению сердца, а сердце его свободно подчинено законам дворянской чести, кодексу русского рыцарства, чувству долга. Законы эти для него неизменны. Гринев – человек слова. Он пообещал отблагодарить случайного проводника и сделал это, несмотря на отчаянное сопротивление Савельича. Гринев не смог дать полтину на водку, но подарил вожатому свой заячий тулуп. Закон чести вынуждает молодого человека оплатить огромный бильярдный долг не слишком честно игравшему гусару Зурину. Гринев благороден и готов драться на дуэли со Швабриным, оскорбившим честь Маши Мироновой.

    Гринев последовательно честен, а Швабрин совершает один за другим безнравственные поступки. Этот завистливый, злобный, мстительный человек привык действовать обманом и коварством. Швабрин с умыслом описал Гриневу Машу «совершенною дурочкою», утаил от него свое сватовство к капитанской дочке. Гринев вскоре понял причины обдуманной клеветы Швабрина, которой он преследовал Машу: «Вероятно, замечал он нашу взаимную склонность и старался отвлечь нас друг от друга».

    Швабрин готов избавиться от соперника любыми средствами. Оскорбляя Машу, он искусно доводит Гринева до бешенства и провоцирует вызов на дуэль, не считая неопытного Гринева опасным противником. Поручик задумал убийство. Этот человек не останавливается ни перед чем. Он привык, чтобы исполнялись все его желания. По словам Василисы Егоровны, в Белогороскую крепость Швабрин «переведен за смертоубийство», за то, что на дуэли «заколол поручика, да еще при двух свидетелях». Во время поединка офицеров Гринев, неожиданно для Швабрина, оказался искусным фехтовальшиком, но, воспользовавшись благоприятным для него моментом, Швабрин ранил Гринева.

    Гринев великодушен, а Швабрин низок. После дуэли молодой офицер простил «несчастного соперника», а тот продолжал коварно мстить Гриневу и написал донос его родителям. Швабрин постоянно совершает аморальные поступки. Но главное преступление в цепи его постоянных низостей – это переход на сторону Пугачева не по идейным, а по корыстным соображениям. Пушкин показывает, как в исторических испытаниях в человеке до конца проявляются все качества натуры. Подлое начало в Швабрине делает его законченным негодяем. Открытость и честность Гринева привлекли к нему Пугачева и спасли ему жизнь. Высокий нравственный потенциал героя раскрылся во время сложнейших испытаний на прочность убеждений. Гриневу несколько раз пришлось выбирать между честью и бесчестием, а фактически между жизнью и смертью.

    После того как Пугачев «помиловал» Гринева, он должен был поцеловать ему руку, то есть признать в нем царя. В главе «Незваный гость» сам Пугачев устраивает «испытание компромиссом», пытаясь получить от Гринева обещание «хотя бы не воевать» против него. Во всех этих случаях герой, рискуя жизнью, проявляет твердость и неуступчивость.

    У Швабрина же нет никаких нравственных принципов. Он спасает свою жизнь, нарушая присягу. Гринев с изумлением увидел «среди старшин Швабрина, остриженного в кружок и в казацком кафтане». Этот страшный человек продолжает неотступно преследовать Машу Миронову. Швабрин фанатично одержим желанием добиться не любви, а хотя бы покорности от капитанской дочки. Поступкам Швабрина Гринев дает оценку: «С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака».

    Авторская позиция совпадает со взглядами рассказчика. Об этом свидетельствует эпиграф к повести: «Береги честь смолоду». Гринев сохранил верность долгу и чести. Самые важные слова он сказал Пугачеву: «Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести». Швабрин же нарушил и дворянский долг, и человеческий.

    Источник: mysoch.ru

    Повесть «Капитанская дочка» А. Пушкина привлекает читателя не только интересными историческими фактами, но и яркими, запоминающимися образами героев.

    Молодые офицеры Петр Гринев и Алексей Швабрин - персонажи, чьи характеры и взгляды совершенно противоположны. Об этом свидетельствует то, насколько по-разному они ведут себя в быту, в критических ситуациях, в любви. И если к Гриневу с первых же страниц повести проникаешься симпатией, то знакомство со Швабриным вызывает презрение и отвращение.

    Портрет Швабрина таков: «…молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым». Под стать внешности и его натура - злобная, трусливая, лицемерная. Швабрин способен на бесчестные поступки, ему ничего не стоит оклеветать или предать человека ради собственной выгоды. Этот человек больше всего заботится о своем «шкурном» интересе.

    Не сумев добиться любви Маши Мироновой, он не только стремится встать на ее пути к счастью, но и пытается с помощью угроз и силы принудить девушку выйти за него замуж. Спасая свою жизнь, Швабрин одним из первых присягает на верность самозванцу Пугачеву, а когда это раскрывается и он предстает перед судом, то лжесвидетельствует против Гринева, чтобы хоть так отомстить ему за все свои неудачи.

    В образе Петра Гринева нашли воплощение все лучшие черты дворянского сословия. Он честен, храбр, мужественен, справедлив, умеет держать свое слово, любит отечество и предан своему долгу. Больше всего молодой человек располагает к себе искренностью и прямодушием. Ему чужды чванство и лизоблюдство. Сумев завоевать любовь Марьи Ивановны, Гринев раскрывается не только как нежный и преданный поклонник. Превыше всего он ставит ее честь, ее имя, и готов не только отстаивать их со шпагой в руке, но и отправиться ради Маши в ссылку.

    Своими положительными качествами характера Гринев покорил даже разбойника Пугачева, который помог ему освободить Машу из рук Швабрина и хотел быть посаженным отцом на их свадьбе.

    Я уверена, что и в наше время многие хотели бы быть похожими на Петра Гринева, в то время как со Швабриным не хотелось бы повстречаться никогда.

    Источник: www.ukrlib.com

    Алексей Иванович Швабрин - персонаж не только отрицательный, но и антипод Петра Андреевича Гринева, рассказчика, от лица которого ведется повествование в «Капитанской дочке».

    Гринев и Швабрин не единственные герои в повести, которые так или иначе сопоставлены друг с другом: подобные «пары» образуют практически все главные действующие лица произведения: императрица Екатерина - лже-император Пугачев, Маша Миронова - ее мать Василиса Егоровна, - что позволяет говорить о сравнении как об одном из важнейших композиционных приемов, используемых автором в повести.

    Интересно, однако, что не все из названных героев абсолютно противопоставлены друг другу. Так, Маша Миронова, скорее, сопоставлена со своей матерью и обнаруживает столько же преданности своему избраннику и мужества в борьбе за него, сколько и капитанша Миронова, не убоявшаяся злодеев и принявшая смерть вместе с мужем. Противопоставление «пары» Екатерина - Пугачев не столь однозначно, как кажется на первый взгляд.

    У этих враждующих и воюющих друг с другом характеров немало близких черт и сходных поступков. Оба оказываются способны и на жестокость и на проявление милости и справедливости. Именем Екатерины жестоко преследуются и подвергаются зверским пыткам сторонники Пугачева (изувеченный башкирец с отрезанным языком), и Пугачев творит бесчинства и казни вместе со своими товарищами. С другой стороны, и Пугачев и Екатерина проявляют милость в отношении Гринева, спасая его и Марью Ивановну от беды и устраивая в конце концов их счастье.

    И только между Гриневым и Швабриным не обнаруживается ничего, кроме антагонизма. Обозначен он уже в именах, которыми автор называет своих героев. Гринев носит имя Петра, он тезка великого императора, к которому Пушкин, безусловно, испытывал самые восторженные чувства. Швабрину дано имя предателя отцовского дела - царевича Алексея. Это, конечно, вовсе не означает, что всякий персонаж пушкинского произведения, носящий одно из этих имен, должен быть соотнесен в сознании читателя с названными историческими лицами. Но в контексте повести, где проблема чести и бесчестия, преданности и предательства столь важна, подобное совпадение представляется неслучайным.

    Известно, как серьезно относился Пушкин к понятию родовой дворянской чести, к тому, что принято называть корнями. Не случайно, конечно, поэтому так подробно и обстоятельно рассказывается в повести о детстве Петруши Гринева, о его семье, в которой свято хранятся традиции векового дворянского воспитания. И пусть эти «привычки милой старины» описаны не без иронии - очевидно, что ирония автора полна теплоты и понимания. И в итоге именно мысль о невозможности посрамить честь рода, семьи не позволила Гриневу совершить предательства в отношении любимой девушки, нарушить офицерскую присягу.

    Швабрин же - человек без роду, без племени. Нам ничего не известно о его происхождении, о его родителях. Ничего не сказано о его детстве, о воспитании. За его плечами, похоже, нет ого духовного и нравственного багажа, который поддерживает Гринева. Швабрину, судя по всему, никто не дал простого и мудрого наставления: «Береги честь смолоду». А потому он легко пренебрегает ею для спасения собственной жизни да и просто для личного благополучия. При этом заметим, что Швабрин - заядлый дуэлянт: известно, что он был переведен в Белогорскую крепость за какое-то «злодейство», вероятно, за дуэль. Он вызывает на дуэль и Гринева, причем в ситуации, когда сам кругом виноват: оскорбил Марию Ивановну, подло оговорив ее перед влюбленным Петром Андреевичем.

    Важно, что дуэлей в повести никто из честных героев не одобряет: ни капитан Миронов, который напоминал Гриневу, что «поединки формально запрещены в воинском артикуле», ни Василиса Егоровна, почитавшая их «смертоубийством» и «душегубством», ни Савельич. Гринев принимает вызов, защищая честь любимой девушки, Швабрин же - от того, что его справедливо назвали лжецом и мерзавцем. Таким образом, в своем пристрастии к дуэлям Швабрин оказывается защитником поверхностно, ложно понимаемой чести, ревнителем не духа, а буквы закона, лишь внешнего его соблюдения. Это лишний раз доказывает, что представления об истинной чести у него нет.

    Для Швабрина вообще нет ничего святого: ни любви, ни дружбы, ни долга. Причем мы понимаем, что пренебрежение этими понятиями - дело для него обыкновенное. Из слов Василисы Егоровны мы узнаем, что Швабрин «в господа бога не верует», что он «за душегубство выписан из гвардии». Не за всякую дуэль и не всякого офицера увольняли из гвардии. Очевидно, и с той дуэлью связана была какая-то некрасивая, подлая история. И, следовательно, то, что произошло в Белогорской крепости и впоследствии, не случайность, не следствие минутной слабости, не про сто трусость, в конце концов простительная при определенных обстоятельствах. Швабрин пришел к своему окончательному падению закономерно.

    Он жил без веры, без нравственных идеалов. Сам неспособен был любить, и чувствами других пренебрегал. Ведь он знал, что противен Маше, но, несмотря на это, домогался ее, не останавливаясь ни перед чем. Совет, который он дает Гриневу в отношении Марьи Ивановны, выдает в нем пошляка («…ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег»), Швабрин не только подл, но и хитер. После дуэли, опасаясь новых неприятностей, он разыгрывает перед Гриневым сцену искреннего раскаяния. Дальнейшие события показывают, что простодушный Гринев напрасно поверил лжецу. При первой же возможности Швабрин подло мстит Гриневу, выдав Марью Ивановну Пугачеву. И тут злодей и преступник, мужик Пугачев проявляет недоступное пониманию Швабрина благородство: он, к неописуемой злобе Швабрина, отпускает Гринева и Машу Миронову с богом, заставив Швабрина выдать им «пропуск во все заставы и крепости, подвластные ему. Швабрин, совсем уничтоженный, стоял как остолбенелый»…

    Последний раз мы видим Швабрина, когда он, арестованный за связь с Пугачевым, закованный в цепи, предпринимает последнюю попытку оговорить и погубить Гринева. Он внешне очень переменился: «волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели», но душа его по-прежнему черна: обвинения свои произносил хотя и «слабым, но смелым голосом» - так велики были его злоба и ненависть к счастью соперника.

    Швабрин закончит свою жизнь так же бесславно, как жил: никем не любимый и никого не любивший, никому и ничему не служивший, а лишь всю жизнь приспосабливавшийся. Он как перекати-поле, растение без корня, человек без роду, без племени, не жил, а катился вниз,
    пока не упал в бездну…