Образ автора в произведении онегин. Отношение поэта к Лариной и Ленскому

И.С.Тургенев обладал удивительной интуицией. Гениальность писателя заключается в том, что он умел чутко вслушиваться в российскую жизнь и находить в ней ростки нового, самого актуального. Так в конце 50 — начале 60 годов он увидел в России новый тип героя, который приходил на смену герою-дворянину.

Образ Базарова — новый герой русской литературы

Первый героем в галерее таких образов в творчестве писателя стал Евгений Базаров.

На смену герою-дворяниу приходит герой-разночинец

И.С.Тургенев писал в статье «По поводу «Отцов и детей»:

В этом замечательном человеке (прототипе Базарова) воплотилось… едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно.

Детство Базарова

О детстве героя мы знаем очень мало. Мы узнаем, что его дед был крепостным

«Мой дед землю пахал»,

с гордостью заявляет герой.

Брак родителей его был основан не на любви. Но, вчитываясь в портреты Арины Власьевны и Василия Ивановича, мы понимаем, что они уважают друг друга, безумно любят своего Евгения, потому можно предположить, что все, что было необходимо, чтобы дать сыну образование, воспитать его, родители Базарова сделали.

Отец героя — бывший полковой лекарь. Евгений занимается в университете медициной, значит, какое-то влияние на это оказал и Василий Иванович. Вообще о прошлом других героев Тургенев говорит много и охотно, но прошлом этого персонажа мы знаем мало. Может быть, потому, что не прошлое определяет суть героя, а настоящее. Мы знаем, что он учится в университете, но все персонажи романа, даже противники героя, сознают, что не медицина станет предметом его будущей выдающейся деятельности.

Базаров — разночинец

И этим, пожалуй, все сказано. Он человек, который сам себя сделал. Он человек дела. Недаром же Тургенев пишет о времяпровождении в Марьино:

«Аркадий сибаритствовал, Базаров работал».

Евгений прежде всего очень сильный человек. Эту новую силу чувствуют все герои романа. Его сила проявляется во всех его поступках: в несчастной любви, в категоричности утверждений, в отношении к другим людям и, конечно же, в смерти. Недаром писал:

«Умереть так, как умер Базаров, значит совершить великий подвиг».

Образ Евгений Базарова как человека дела

Он по-своему добр. Вспомним хотя бы сцену первой встречи героя и Аркадия с Фенечкой. Она, мать, прежде всего отмечает, как спокойно пошел ребенок на руки к Евгению. Дети ведь очень чувствуют суть человека. Он — врач. И эта суть врача проявляется во в его образе всем:

  • в отношении к обитателям Марьина,
  • в том, как он помогает раненному на дуэли Павлу Петровичу,
  • в том, что и умирает он, заразившись при вскрытии тифозного трупа.

Евгений горд. Его отношения с Одинцовой после объяснения вызывают к нему уважение. Он может быть трогателен с родителями, именно о них он думает перед смертью (уважая их отношение к религии, он просит Одинцову утешить Арину Власьевну). Он, отвергающий всякие чувства способен на большую любовь. Он, отвергающий всякие нравственные нормы, в сущности, живет по высоким нравственным законам. Но во всем, где и как проявляет себя герой, отражается его приверженность теории нигилизма.

Базаров — нигилист

Поэтому Тургенева чрезвычайно интересуют те идеи, которые проповедует его персонаж. Базаров называет себя нигилистом, то есть человеком, который ничего не признает. В романе он проповедует идеи позитивистов середины ХIХ века, провозгласивших примат практики над умозрительностью. Чувствуется в отношении Евгения к искусству и влияние эстетической концепции

(«Прекрасно то, что полезно»).

Герой отвергает прежде всего то, что не поддается опытному исследованию.

Чувств нет, есть физиология. Нет любви, а есть физическое влечение. Нет «загадочного взгляда», есть хрусталик, роговица, преломление света… и только.

Для Базарова — практика есть критерий истины

Практика является для него критерием истины. Эксперимент — единственный способ изучения природы. При этом искусство и красота оказываются понятиями ненужными. Практицизм позиции в образе Базарове выражен в его словах:

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Евгений Базаров как человек идеи

Этим он интересен и писателю, и читателю. Но его идеи бесплодны, в основе их разрушение, именно в этом видит герой свое назначение («место расчистить», что напоминает слова русского перевода «Интернационала» — «до основанья»). Позиция главного персонажа романа неприемлема для Тургенева.

Сила характера Базарова проявляется в сценах смерти

Сила характера Базарова-человека проявляется в сценах смерти. Во-первых, смерть — это то, что нельзя отрицать. Так вечная природа спорит с человеческими теориями. Во-вторых, в смерти Евгений и становится человеком, чутким, нежным, поэтичным, мужественным. Примечательна фраза, сказанная им перед смертью:

«Я нужен России… Нет видно, не нужен.»

Так сам герой отвечает на вечный вопрос русской действительности и русской литературе — вопрос о герое времени. В эпилоге романе Тургенев, описывая могилу Базарова, говорит о вечности природы и суетности человеческой жизни.

Наша презентация

В романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев знакомит нас с жизнью Е. В. Базарова, одного из представителей новой, зарождающейся в России социальной силы - разночинной интеллигенции. Образ его необычен, а поэтому, знакомясь с ним, с его судьбой, мы открываем для себя что-то новое, интересное и занимательное.
Образ Базарова занимает центральное место в романе. С одной стороны, Базаров выглядит одиночкой в чужой среде. Писарев в своей статье “Базаров” указывал на то, что “...у Тургенева... не хватило материалов для того, чтобы вполне обрисовать своего героя с разных сторон”. Действительно, автор романа “Отцы и дети” не знал, как держат себя Базаровы с другими Базаровыми, так как он сам принадлежал к среде Кирсановых.
С другой стороны, Тургенев изобразил человека нового типа в его конфликте со старыми формами психологии, идеологии и быта.
На протяжении всего действия романа автор с интересом наблюдает за своим героем и ставит его в различные ситуации.
На характер Базарова, его манеру поведения и личность влияет революционность его мышления. Одевается он просто, его не связывает условный этикет. Базаров легко сходится с простыми людьми. “Мой дед землю пахал!” - с гордостью говорил он. Базаров выступает против дворянских условностей, он смеется над традициями. Отсюда его ироничность, пренебрежение к красивым словам. Автор намеренно поставил своего героя в среду, которая не хочет и не может понять его.
Большую роль в романе играют сцены споров. Базаров не признает никаких авторитетов, тем более традиций. Павел Петрович Кирсанов невзлюбил Базарова за неуважение к другим людям, за развязное, как ему кажется, поведение. На язвительные вопросы Базаров отвечает небрежно, со спокойствием, граничащим с равнодушием. Может быть, именно безразличие Базарова угнетает Павла Петровича, бьет по его чувству собственного достоинства, самоуважению.
В сцене дуэли решается вопрос о том, кто же является носителем истинного благородства. И в этой ситуации П. П Кирсанов оказался морально побежденным.
Базаров - ученый-естествоиспытатель, материалист и революционер. Он увлечен своим делом, его цель - перепроверить известные уже воззрения на собственном опыте. Базаров опирается на непосредственные ощущения, проявления чувств у человека он считает ненужными. Вот в этом он глубоко заблуждался, и Тургенев доказал несостоятельность подобных взглядов, проведя героя через испытание любовью.
Полюбив Одинцову, Базаров понял, что чувства существуют. Любовь оказалась сильнее теорий, она “расшатала” систему взглядов господина нигилиста. Романтизм, отвергаемый поначалу героем, стал присущ и ему самому.
Тургенев сам испытывал “невольное влечение” к своему герою. Обращаясь к читателям и критикам, он писал о Базарове: “Вероятно, многие из моих читателей удивятся, если я скажу им, что, за исключением воззрений на художества, я разделяю почти все его убеждения”.
Тургенев не разделял его мыслей об искусстве и природе. Это можно заметить в тексте: Базаров презирает искусство и не признает природу, а Тургенев разворачивает перед нами чудесные пейзажи; Базаров отрицает любовь и дружбу, а Тургенев рисует нам отношения между родителями Базарова и их беззаветную любовь к самому герою.
В предсмертной сцене Базаров верен своим идеалам до конца и гордо смотрит в глаза смерти. Ждать собственную смерть, лицом к лицу столкнуться с ней и не испугаться может не каждый. Но эта жизнь логически завершена - Базаров не смог бы осуществить свои намерения в настоящем.
Образ Базарова кажется то отталкивающим, то привлекательным и загадочным. В нем много противоречий и несоответствий. Тургенев собрал в нем такие черты, которые никак не могут быть у одного человека, это собирательный образ нарождающегося явления в русской жизни.
Несмотря на то, что автора можно скорее отнести к поколению “отцов”, Тургенев во многом согласен с Базаровым. Я думаю, что Тургенев сочувствовал своему герою. И хотя он называл его “трагической личностью” и многое не принимал в Базарове, мастерство писателя-реалиста возобладало - герой-нигилист изображен выразительной и привлекательной личностью.

Задачи и тесты по теме "Образ Е. Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»"

  • Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функция в слове - Звуки и буквы 1 класс

    Уроков: 3 Заданий: 9 Тестов: 1

  • СПП с придаточными обстоятельственными (придаточные сравнения, образа действия, меры и степени) - Сложноподчинённое предложение 9 класс

    Уроков: 3 Заданий: 7 Тестов: 1

Фамусов

Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы, на старших глядя...
А. С.Грибоедов

В 60-х годах XIX века в русской литературе появляется новый тип героя, который принято называть «новым человеком». Этот герой пришёл на смену «лишнему человеку», главному герою произведений первой половины XIX века. «Лишних людей», умных, образованных, не удовлетворяет окружающая жизнь и идеалы современного им общества. Все они недовольны своей жизнью без смысла, но не могут найти серьёзной цели, которая захватила бы их, придала бы смысл их жизни. Потому они и называются «лишними людьми». Убедительную характеристику «лишних людей» даёт Н.А.Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?».

Жизненная позиция «лишних людей» для своего времени была более или менее понятна: герои демонстративно противопоставляли себя окружающему обществу и тем самым являлись живым упрёком этому обществу: почему молодые, образованные, способные люди оказываются «лишними»? Но во время первой революционной ситуации и позже позиция отстранения от общественной жизни становится уже недостаточной. В новых исторических условиях надо дело делать. Новых—деятельных—героев стали называть «новыми людьми» вслед за Н.Г.Чернышевским, который так назвал положительных героев своего социального романа «Что делать?».

В романе «Отцы и дети» представлен «новый человек» — Базаров. Правда, Тургенев называет его «нигилистом» и подробно объясняет, что подразумевает под этим иностранным словом. Услышав его в первый раз, Николай Петрович говорит: «Это от латинского nihil — ничего... это слово обозначает человека, который ничего не признаёт» (V). Аркадий тут же уточняет: «Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип» (там же). Иными словами, неверно, что Базаров ни во что не верит, он доверяет «опыту», «дельной истине», то есть в «принсипы» не верит, а в лягушек верит. Д.И.Писарев, которого по общественно-политическим взглядам следует отнести к реальным (а не литературным) нигилистам, одобряет подобные убеждения Базарова: «Тут-то именно, в самой лягушке-то, и заключается спасение и обновление русского народа» («Мотивы русской драмы», X). В естественных науках, поясняет свою мысль критик, фразы и авторитеты ничего не значат, здесь нужны опытные доказательства, а их умеет найти только тот учёный, который «будет жить полной умственной жизнью и смотреть на вещи рассудительно и серьёзно» (там же).

Разговор о нигилистах заканчивается язвительной репликой Павла Петровича: «Да. Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты. Посмотрим, как вы будете существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве» (V). В этой язвительности есть свой резон: что бы Базаров и его единомышленники ни говорили, им не уйти от знаний и достижений предыдущих поколений, то есть «отцов». В этом проявляется один из законов диалектики (переход количества в качество), сформулированный, между прочим, Г. Гегелем.

Базаров как «новый человек» противопоставляется в романе главному идейному оппоненту — Павлу Петровичу Кирсанову, который и убеждениями, и историей жизни очень напоминает «лишних людей», недаром Базаров без церемоний называет его «архаическим явлением» (IV). В свою очередь, длинноволосый нигилист плохими манерами и огромным самолюбием с первого взгляда не понравился Павлу Петровичу. Плохие манеры Базарова, старательно отмечаемые писателем (небрежные ответы сквозь зубы, топание по клумбам, сидение на столе, небрежная поза «развалясь» в кресле, зевки во время разговора), можно расценить как сознательный вызов аристократам со стороны «лекарского сына»: Базаров пренебрегает правилами приличия и демонстративно насмехается над холёными руками и тугими воротничками бездельника Павла Петровича.

И тот, и другой много спорят в романе и таким образом раскрывают свои философские убеждения, политические взгляды, жизненную позицию. Тургенев подробно приводит высказывания каждого из них о народе, государственной власти, политической борьбе, общественном устройстве России, о русской истории, науке, искусстве и т.д. Базаров побеждает в этих спорах, что доказывает продуманность, основательность его убеждений и одновременно уязвимость многих взглядов Павла Петровича, который в силу возраста и долгого деревенского уединения отстал от жизни. Бывший светский лев не понимает, что приходит новое время и оно требует решительных действий, а не только красивых, хотя и справедливых рассуждений. О новом времени в романе говорит Базаров: «Прежде, в недавнее ещё время, мы говорили, что чиновники наши берут взятки, что у нас нет ни дорог, ни торговли, ни правильного суда... А потом мы догадались, что болтать, всё только болтать о наших язвах не стоит труда(...)» (X). Повторяя эту мысль, Базаров обращается к Аркадию: «Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не дерётесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим» (XXVI).

Таким образом, перед читателем раскрываются две принципиально разные жизненные позиции. Базаров — демократ и по происхождению (его дед землю пахал, а отец — полковой лекарь), и по убеждениям («Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да ты и не дорос до нас...» (XXVI), — говорит главный герой Аркадию), и по трудовому образу жизни. Павел Петрович — аристократ, гордящийся своим родом, пользующийся состоянием своих предков и требующий уважения к себе «за то, что он вообще хорошо обедал, а однажды даже пообедал с Веллинггоном у Людовика-Филиппа» (VII). Поведение Базарова доказывает, что он целеустремлённый, работоспособный, волевой человек. Тургеневский герой — нищий студент, такой же как Родион Раскольников, однако он не отчаивается, выдерживает все трудности (безденежье, пренебрежение богатых студентов-сокурсников, огромное физическое напряжение), которые сломили Раскольникова, продолжает учиться и занимается общественной деятельностью. Для Базарова характерно материалистическое мировоззрение и серьёзные занятия естественными науками. Деловой настрой нигилиста по душе автору, который, однако, не забывает, что свою главную цель Базаров сформулировал очень чётко: сломать всё старое, «место расчистить» (X).

Такие «разрушительные» настроения, конечно, не нравятся Тургеневу, но, будучи честным писателем, он показывает, что и на каникулах в Марьине нигилист продолжает настойчиво работать, режет лягушек, лечит маленького Митю. А Павел Петрович в том же Марьине большое внимание уделяет своему внешнему виду, манерам, но при этом не вмешивается в управление имением, предоставляя эту прозаическую заботу брату, сам же тешит своё разбитое сердце, выискивая в лице Фенечки черты сходства с княгиней Р. Базаров вполне обоснованно задаёт старшему Кирсанову свой язвительный вопрос: «Позвольте, Павел Петрович, вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для bien public?» (X).

Тургенев изобразил Базарова человеком с сильным характером, что проявилось, например, в истории любви героя к Одинцовой. Хотя нигилист в начале романа уверенно заявляет, что любви нет, а есть физиологическое влечение полов, он вполне романтически влюбляется и получает отказ у «дамы своего сердца». Таким образом, история Базарова и Одинцовой повторяет по сути историю Павла Петровича и княгини Р. Однако Кирсанова («лишнего человека») несчастная любовь «ломает»: он теряет интерес к жизни, уезжает в деревню, где полностью отдаётся своим грустным воспоминаниям-переживаниями. Базарову («новому человеку») несчастная любовь наносит тяжёлую душевную рану, но не может сломить его: он сознательно ищет отвлечение в работе, помогает отцу лечить крестьян и т.д.

При указанных серьёзных различиях два героя-антипода кое в чём похожи, например, оба плохо знают и понимают жизненные проблемы мужиков, хотя оба убеждены в обратном. Аристократ Павел Петрович «всегда вступается за крестьян; правда, говоря с ними, он морщится и нюхает одеколон» (VII); демократ Базаров «и не подозревал, что он в глазах крестьян был всё-таки чем-то вроде шута горохового» (XXVII). Тургенев приводит разговор молодого нигилиста с мужиком, который не может ответить на заумные вопросы господина: собеседники совершенно не понимают друг друга. Выслушав нелепицу, что земля стоит на трёх рыбах, а деревенский мир с любовью подчиняется строгому барину, Базаров «презрительно пожал плечами и отвернулся, а мужик побрёл восвояси», рассуждая о том, что барин «болтал кое-что; язык почесать захотелось. Известно, барин; разве он что понимает?» (XXVII).

Подводя итог, следует сказать, что Тургенев сделал попытку правдиво обрисовать нового героя русской общественной жизни в тот момент, когда идеологический и психологический «портрет» революционных демократов ещё не вполне сложился. И всё же многие стороны характера Базарова, как показала история, были настолько верно подмечены писателем, что повторились в характерах реальных русских революционеров-демократов (Добролюбова, Писарева и других).

Изображая «нового человека», Тургенев противопоставил его герою предыдущей эпохи — «лишнему человеку». Автор показал, что Базаров обладает более сильным характером, чем Павел Петрович: работоспособность, целеустремлённость, воля, стремление к действию для общей пользы, широта жизненных взглядов и задач выгодно отличают молодого нигилиста от утончённого барина, эгоистичного, погружённого в личные переживания, подчинившегося внешним обстоятельствам.

Одновременно писателя пугают слишком радикальные убеждения «новых людей», их презрение к общечеловеческим ценностям (родственным отношениям, любви), пренебрежение культурными и научными традициями, выработанными «отцами и дедами». Сложное отношение к «новому человеку» позволило Тургеневу создать многогранный, интересный образ главного героя.

Двадцать седьмое декабря.

Сочинение.

Базаров – «новый человек».

(по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»).

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” создавался в то время, когда был поставлен вопрос об отмене крепостного права, когда были противоречия между либералами и демократами. Как раз в это время – время политических реформ и общественных потрясений, в России зарождается новый буржуазно-капиталистический слой, а среди студенческой молодежи распространяется идеология нигилизма.Роман отразил борьбу двух социально-политических лагерей, сложившихся в России к 60-м годам XIX века. Писатель показал типичный конфликт эпохи и поставил ряд актуальных проблем, в частности, вопрос о характере и роли “нового человека” - деятеля в период революционной ситуации 60-х годов.

Выразителем идей революционной демократии стал Евгений Базаров- герой, который противопоставлен в романе либеральному дворянству. Он является основным и единственным выразителем демократической идеологии.Базаров - новый человек, представитель тех молодых деятелей, которые “драться хотят”, “нигилистов”. Он за новую жизнь и до конца остается верен своим убеждениям.

Тургенев писал: «В основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. В этом замечательном человеке воплотилось то едва народившееся, ещё бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведённое на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно». И вот в новом тургеневском романе главным героем выступил представитель тех «новых людей». Отношение Тургенева к «новому человеку» было, по его же словам, не вполне ясным: Базаров был его «враг», к которому он чувствовал «невольное влечение». Разъясняя своё произведение, Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса». «Это - торжество демократизма над аристократией».

Базаров показан Тургеневым как сторонник самого «полного и беспощадного отрицания». Базаров отрицает всё - и в первую очередь самодержавие, крепостное право и религию. Всё то, что порождено безобразным состоянием общества. Тургенев говорил о Базарове: «Он честен, правдив и демократ до конца ногтей… если он называется нигилистом, то надо читать: революционером»

Как же нарисован Базаров - «новый человек». Человек из народа, внук дьячка, пахавшего землю, сын бедного уездного лекаря, студент, Базаров «владел особенным умением возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно».

Демократизм Базарова наглядно отражён в его речи, занятиях, чертах характера и мировоззрении. Тургенев нарисовал запоминающийся портрет разночинца Базарова: его лицо, «длинное и худое, с широким лбом,… большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета… оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Походка у него «твёрдая и стремительно смелая», его длинные и густые тёмно-белокурые волосы «не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа». Одевается он просто и, в отличие от аристократа Павла Петровича, который «очень возился с туалетом», подчёркнуто небрежно относится к своей «одежонке». В деревню к Кирсановым он приезжает «в длинном балахоне с кистями»; здороваясь с отцом Аркадия, протягивает ему «обнажённую красную руку», по-видимому, никогда не знавшую перчаток.

Говорит Базаров ясно и просто: «Евгений Васильев», - здоровается он с отцом Аркадия; свои мысли выражает с суровой и мужественной прямотой, без всякой уклончивости, не вынуждая себя к притворной любезности. Это ясно видно из тех оценок, которые он даёт людям враждебного лагеря, «феодалам»: Павел Петрович - франт, «архаическое явление», «идиот»; Николай Петрович - «добряк», но «его песенка спета»; Аркадию он говорит: «Ты нежная душа, размазня…»; «…да ты и не дорос до нас…»

Его интересы в целом похожи на интересы просвещенной молодежи того времени: он увлекается естественными науками, читает сочинения немецких «вульгарных материалистов» - идет в ногу со временем. Базаров нигилист, то есть человек ничего не принимающий на веру и отвергающий авторитеты и принципы. Он отрицает Пушкина, причем необоснованно. В особенности достается от него романтическому мироощущению: «чепуха, гниль, художество», «ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться этому … загадочному взгляду». По мнению Базарова, все человеческие беды происходят из-за несправедливого устройства общества, а роль личности, индивидуальной психологии он отрицал вовсе, полагая, что достаточно одного человеческая экземпляра, что бы судить обо всех.

Базаров прошёл суровую, тяжёлую жизненную школу, которая закалила его. Базаров окончил университет, но на свое образование он «копейки лишней» не взял у родителей. Своими знаниями, а они у него очень обширны, Базаров обязан себе. Вот почему он с гордостью заявляет: «Всякий человек сам себя воспитать должен,- ну, хоть как я, например…»

Базаров не гонится за комфортом, материальными благами: «Ты с ним … не церемонься. Он чудесный малый, такой простой…», - говорит о нем Аркадий.

Базаров - враг отвлеченной науки, оторванной от жизни. Он за науку, которая была бы понятна народу. Базаров - труженик науки, он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией. Труд, непрестанная деятельность - его «стихия». Приехав на отдых в усадьбу Кирсановых, он сейчас же принимается за работу: собирает гербарии, занимается физическими и химическими опытами. К тем, кто живёт, ничего не делая, Базаров относится с нескрываемым презрением.

Сюжет романа строится на столкновении Базарова с миром аристократов. Тургенев сразу же показывает, что Базаров - человек труда, он чужд аристократическому этикету и условностям. Именно в столкновении с различными персонажами, противопоставленными ему, раскрываются замечательные черты Базарова: в спорах с Павлом Петровичем - зрелость ума, глубина суждений и непримиримая ненависть к барству и рабству; во взаимоотношениях с Аркадием - способность привлекать на свою сторону молодежь, быть учителем, воспитателем, честным и непримиримым в дружбе; в отношении с Одинцовой - умение глубоко и по-настоящему любить, цельность натуры, сила воли и чувство собственного достоинства.

Тургенев испытывает Базарова сначала любовью, затем и смертью. Он со стороны наблюдает за тем, как ведет себя его герой в этих ситуациях. Любовь к Одинцовой, женщине умной, гордой, сильной, под стать самому Базарову, побеждает принципы нигилизма (а ведь он называл любовь “белибердой”, презрительно относился к романтическим чувствам, признавал любовь только физиологическую, но, влюбившись, вдруг с испугом почувствовал романтика в себе). В предсмертной сцене Базаров верен своим идеалам до конца, он не сломлен, гордо смотрит смерти в глаза - он пришел, чтобы лишь «расчистить место для других».

Смерть Базарова по-своему оправдана. Как в любви нельзя было доводить Базарова до “тишины блаженства”, так и в его предполагаемом деле он должен был остаться на уровне еще не реализуемых, вынашиваемых и потому безграничных стремлений. Базаров должен был умереть, чтобы остаться Базаровым. Так Тургенев передает одиночество своего героя-предтечи. Смерть Базарова - конец его трагической жизни. Внешне эта смерть представляется случайной, но, в сущности, она явилась логическим завершением образа Базарова. Она подготовлена всем ходом повествования. Усталость, одиночество и тоска героя не могли получить иного исхода. Базаров умирает в полном одиночестве. И на “небольшое сельское кладбище” приходят лишь “два уже дряхлые старичка - муж с женою”.

Трагический смысл образа создает автор в Базарове: его одиночество, неприятие окружающего мира, душевный разлад – все это сочетает в себе один герой. Это тяжелая ноша, которую не каждому дано нести с тем чувством собственного достоинства, какое присуще Базарову. В романе у Базарова нет ни одного единомышленника. Лишь карикатурные фигуры Ситникова и Кукшиной, да еще Аркадий, по молодости увлеченный необычными идеями. Базаров - одинок в своей личной жизни. Старики-родители чуть ли не боятся его, в отношениях с Одинцовой он терпит крах. Как-то Базаров заявил Аркадию: "Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе". И такой человек нашелся - это Одинцова.

Как настоящий художник, творец, Тургенев сумел угадать настроение своего времени, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену дворянской интеллигенции. С помощью искусно подобранных деталей Тургенев создаёт внешний облик одного из «новых людей». Базаров - натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, а все подвергающая суду мысли. Переворот в душе Базарова происходит под влиянием трагической любви к Одинцовой – он начинает осознавать присутствие в своей душе романтика, что раньше было для него немыслимым. Базаров способен к духовной эволюции, что демонстрирует его чувство к Одинцовой, а так же сцена смерти. У Базарова в сценах объяснения в любви преобладают эмоции над разумом.

События, описанные в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" происходят в канун крестьянской реформы, вызвавшей острый резонанс в общественном мнении. Прогрессивная общественность разделилась на либералов, приветствующих реформу, и революционер-демократов, считающих, что коренное изменение все равно не даст крестьянам желаемого освобождения. Это размежевание отразилось и в тургеневском романе.

Роман "Отцы и дети" вызвал бурные споры и противороечивые оценки.

Поколение "отцов", либералов, представлено в нем братьями Кирсановыми, а поколение "детей" - разночинцем-демократом Евгением Базаровым.

В центре романа - фигура Базарова. Роман начинается с приезда Базарова в имение Кирсановых. Его появление по-настоящему всколыхнуло привычный уклад жизни Кирсановых.

Базаров - сын лекаря, он прошел суровую жизненную школу, учится в университете на медные гроши, увлекается естественными науками, знает ботанику, агротехнику, геологию, никогда не отказывает в медицинской помощи людям, гордится своим происхождением. "Мой дед землю пахал!" - с надменной гордостью говорит герой. Неприятие и интерес он вызвал сразу одним только своим внешним видом: высокий рост, балахон с кистями, обнаженная красная рука, длинные волосы. Автор делает акцент на руках героя. Он неоднократно подчеркивает его ум, указывая на просторный череп и лицо, выражающие самоуверенность.

Кирсановы - лучшие из дворян. Взгляды Базарова вызывают у них разные чувства. Наиболее острое столкновение происходит между Евгением и Павлом Петровичем.

Базаров - нигилист, и он яро отстаивает свою по­зицию отрицания всего. Он холодно и презрительно высказывается об искусстве: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»,- говорит он. Рафаэль, признанный гений во всем мире, по Базаро­ву, гроша ломаного не стоит. Природа не предмет вос­хищения для тургеневского героя, она для него «не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Лю­бовь Базаров называет белибердой, непростительной дурью.

Автор проводит своего героя через ряд испытаний, в том числе и через испытание любовью. Встретив­шись с Одинцовой, Базаров уверен, что любви нет и быть не может. На женщин он смотрит весьма скепти­чески. Анна Сергеевна для него - только представи­тель одного из разрядов млекопитающих. Он отмеча­ет ее богатое тело, вполне достойное анатомического театра, и не задумывается о ней как о человеке, как о личности. Однако постепенно в душе героя неожидан­но для него самого просыпаются те чувства, которые вводят его в состояние полной растерянности. Чем дольше находится он в гостях у Одинцовой, чем бли­же сходится с ней, тем сильнее к ней привязывается тем жарче разгораются его чувства. Человек, уверен­ный в своих убеждениях, ломается при первой же встрече с подлинной жизнью. Неразделенная любовь не лишает Базарова гордости. «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал»,- говорит он Одинцовой.

У героя возникает конфликт с самим собой. Он пы­тался выстроить свое существование на основе теории нигилизма, но жизнь не удается подчинить сухой идее. Отрицая принцип чести, Базаров принимает вы­зов на дуэль от Павла Петровича. Презирая аристократов, он по их правилам выясняет отношения и на дуэли ведет себя благородно. Об этом ему говорит сам Павел Петрович.

Базаров не может скрыть привязанности и нежно­го отношения к своим родителям, заботой и любовью которых, на первый взгляд, тяготится. Чувствуя при­ближение смерти, он просит Одинцову не забывать его стариков, потому что «таких людей, как они, в... большом свете днем с огнем не сыскать...». Критик Д. И. Писарев считает смерть Базарова геройской. «Уме­реть так, как умер Базаров,- все равно что сделать великий подвиг...»,- пишет он.

Открытие в себе способности к любви становится для героя очень болезненным и тяжелым. Однако эта способность обогащает его, делает более понятным и близким читателю.

Автор сочувствует своему герою, уважает и жалеет его, хотя сам он исповедовал идею либерализма. В своих воспоминаниях Тургенев писал: «Точно и силь­но воспроизвести истину, реальность жизни - есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта ис­тина не совпадает с его собственными симпатиями».