Cочинение «История любви Мастера и Маргариты. Трагическая любовь мастера и маргариты Отношения между мастером и маргаритой

Многие классические произведения литературы так или иначе затрагивают тему любви, и роман Булгакова «Мастер и Маргарита» не является в этом вопросе исключением.

Михал Булгаков касается данной темы, раскрывая её не только в отношениях Мастера и Маргариты, но и описывая персонажа Иешуа Га-Ноцри.

Я думаю, что в образ Иешуа писатель хотел вложить само воплощение любви: его били за проповеди, предавали, но несмотря на всё Иешуа говорит прокуратору, что все мучившие его люди являются добрыми. Такая особенная и безусловная любовь ко всем людям показывает огромную силу героя, воплощает всепрощение и милосердие. Так, Михаил Булгаков показывает через персонажа ту идею, что Бог может простить людей, потому что любит их. Любовь в романе с этой стороны раскрывается в виде высшей формы, сильнейшего ее выражения.

С другой стороны, автор раскрывает тему любви через описание отношений мужчины и женщины. Любовь между персонажами приносит им не только радость, но и много горя; писатель даже сравнивает любовь с убийцей, отмечая, что она, несмотря на все, является неизбежной и необходимой.

Знакомство персонажей Мастера и Маргариты происходит в абсолютно безлюдном месте, что особо выделяется писателем. Вероятно, этим он хотел показать, что встреча была спланирована Воландом, ведь в итоге она привела к смерти героев. На мой взгляд, роман содержит указание на неизбежность любви с самого начала, и на возможность влюбленных быть счастливыми только после смерти и наступления покоя. Любовь показана как вечное и постоянное явление.

Итак, главной особенностью темы любви произведения является то, что это чувство отражено независимым от времени и любых обстоятельств.

Сочинение Сила любви Мастера и Маргариты

Роман Булгакова был совершенно новаторским для того времени. Ведь в нём поднимаются такие неоднозначные темы, которые будут всегда актуальными. Истинная любовь – основная проблема, которая поднимается в книге "Мастер и Маргарита". Оба главных героя из-за всех сил пытаются построить свою счастливую жизнь.

Во время дальнейшего прочтения мы узнаём, о том что Маргарита очень совсем непростая женщина. Она жена какого-то серьёзного человека. Ей не приходится ни в чем нуждаться. У неё есть всё кроме счастья и любви. Ведь, судя по всему, становилась женой Маргарита не из-за высокого чувства. Да, она богатая, статная женщина, но не счастливая. После встречи с Мастером Маргарита осознает силу настоящей, истинной любви. Он бедный писатель, который живёт в подвальном помещении. Мастер находится в постоянном состоянии бедности, но этот факт не помешал ему полюбить Маргариту и сделать её счастливой.

Герои этого романа действительно стали счастливы, так как об этом мечтал каждый из них. Но есть один факт, омрачающий их жизнь – замужество Маргариты. Еще один фактор, мешающий их счастью – заключение под стражу Мастера за роман, который оказался антисоветским. Казалось бы, теперь никакого счастья, так и жить им: ему больнице для психически больных, а ей рядом с мужчиной, который никогда не сделает её счастливой.

Именно в этот момент судьба, словно сама посылает им шанс обрести счастье. Маргарите предлагает сделку сам дьявол. Маргарита не может отказаться, ведь это единственный шанс обрести счастье, не мучиться с нелюбимым мужем. На один вечер она стала королевой мира мертвых. За это она просит у Воланда только одно – вернуть ей любимого Мастера. И это помогает обрести им счастье.

Для того, что бы стать счастливой Маргарите пришлось продать душу Дьяволу. На что человек только не пойдет ради настоящей любви. Это самое сильное чувство, которое способно изменить многие жизни. Только любовь толкает людей на такие поступки. Ради неё можно отдать всё, не прося ничего взамен. Её силу сложно измерить. Да и нужно ли. Обретая любовь, мы обретаем настоящее счастье.

Вечная любовь, тема любви.

Несколько интересных сочинений

    Юмор и веселье - составная часть жизни каждого из нас. Но не все люди весёлые, кто-то ходит грустным, кто-то мечтательным или расстроенным. Кто такой весёлый человек? Какие качества ему присущи, каковы черты

    Вот и заканчивается последний месяц весны - май, а вместе с тем и очередной учебный год. Наступят долгожданные летние каникулы, где можно отдохнуть от длительных занятий и бесконечных домашних заданий.

    История донских Казаков уходит в глубину веков. Во времена Ивана Грозного, казаки дрались с крымским ханом, царица Екатерина любила, казаков, они пользовались большими привилегиями

    Как много на свете людей, которые имеют силу воли, твердый характер и благие намерения. Есть люди, которых тяжело чем–то напугать. Таких людей называют сильными личностями.

  • Образ и характеристика Сергея Паратова в пьесе Бесприданница Островского сочинение

    Сергей Сергеевич Паратов – один из центральных образов в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница». Человек яркий, сильный, богатый, уверенный в себе, Сергей Паратов всегда и везде был центром внимания.

И не читал - в истории ли, в сказке ль, -
Чтоб гладким был путь истинной любви.
В. Шекспир
М. Булгаков считал, что жизнь - это любовь и ненависть, отвага и азарт, умение ценить красоту и доброту. Но любовь... она прежде всего. Булгаков писал героиню своего романа с Елены Сергеевны - любимой женщины, которая была его женой. Вскоре после их знакомства она приняла на свои плечи, быть может, большую часть его, Мастера, страшной ноши, стала его Маргаритой.
История Мастера и Маргариты - это не одна из линий романа, а самая главная ее тема. К ней сходятся все события, вся многоплановость романа.
Они не просто встретились, их на углу Тверской и переулка столкнула судьба. Любовь поразила обоих, как молния, как финский нож. «Любовь выскочила перед ними, как из-под земли выскакивает убийца в переулке...» - так описывает Булгаков возникновение любви у своих героев. Уже эти сравнения предвещают будущий трагизм их любви. Но вначале все было очень спокойно.
Впервые встретившись, они разговаривали так, будто знали друг друга давным-давно. Бурно вспыхнувшая любовь, казалось, должна бы сжигать людей дотла, а у нее оказался домашний и тихий характер. В подвальной квартирке Мастера Маргарита, надев фартук, хозяйничала, пока любимый работал над романом. Влюбленные пекли картошку, ели ее перепачканными руками, смеялись. В вазу ставили не отвратительные желтые цветы, а любимые обоими розы. Маргарита первой читала уже готовые страницы романа, торопила автора, сулила ему славу, стала называть его Мастером. Фразы романа, которые ей особенно нравились, она повторяла громко и нараспев. Говорила, что в этом романе ее жизнь. Это было для Мастера вдохновением, ее слова укрепляли в нем веру в себя.
Булгаков очень бережно и целомудренно рассказывает о любви своих героев. Ее не убили черные дни, когда роман Мастера был разгромлен. Любовь была с ними и во время тяжелой болезни Мастера. Трагедия началась, когда Мастер исчез на многие месяцы. Маргарита неустанно думала о нем, ни на минуту ее сердце не расставалось с ним. Даже тогда, когда ей казалось, что любимого уже нет. Желание узнать хоть что-то о его судьбе побеждает разум, и далее начинается дьяволиада, в которой участвует Маргарита. Во всех бесовских приключениях ее сопровождает любящий взгляд писателя. Страницы, посвященные Маргарите, - это поэма Булгакова во славу своей возлюбленной - Елены Сергеевны. С ней писатель готов был совершить «свой последний полет». Так он написал жене на подаренном экземпляре своего сборника «Дьяволиада».
Силой своей любви Маргарита возвращает Мастера из небытия. Счастливой развязки для всех героев своего романа Булгаков придумывать не стал: как было все до вторжения сатанинской команды в Москву, так и осталось. И только для Мастера и Маргариты Булгаков, как он считал, написал счастливый конец: их ожидает вечный покой в вечном доме, который Мастеру дали в награду.
Влюбленные будут наслаждаться беззвучием, к ним будут приходить те, кого они любят... Мастер будет засыпать с улыбкой, а беречь его сон вечно будет она. «Мастер молча шел с ней и слушал. Его беспокойная память стала потухать», - так завершается история этой трагической любви.
И хотя в последних словах - печаль смерти, но есть и обещание бессмертия и вечной жизни. Оно сбывается в наши дни: Мастеру и Маргарите, как и их создателю, суждена долгая жизнь. Многие поколения будут зачитываться этим сатирическим, философским, но главное - лирико-любовным романом, который подтвердил, что трагизм любви - это традиция всей русской литературы.

История Мастера и Маргариты известна даже никогда не читавшим произведение Михаила Булгакова. Одна из вечных, вневременных тем, тема любви в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова притягивает глубиной и искренностью.

Герои до встречи друг с другом

Устами самого Мастера Булгаков рассказывает нам о его жизни до встречи с героиней. По образованию историк, герой работал в одном из музеев столицы, иногда «занимался переводами» (знал несколько языков). Он был одинок, знакомых в Москве имел мало. Выиграв по облигации, полученной на работе, большие деньги, снял подвальные комнаты в маленьком доме, купил нужные книги и начал писать роман о Понтии Пилате. Мастер, имевший тогда имя, переживал свой «золотой век». Наступившая весна была прекрасна, роман о Пилате «летел к концу».

Однажды «случилось нечто гораздо более восхитительное», нежели крупный выигрыш – Мастер встретил женщину, очень красивую, с «необыкновенным, никем не виданным одиночеством в глазах», и с этого момента жизнь его обрела полноту.

Женщина эта была красива, обеспечена, замужем за молодым успешным специалистом, и, по меркам окружающих людей, совершенно благополучна. Рассказывая о ней, автор восклицает: «Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине!» Героиня одинока и несчастна – в ее жизни нет любви. Вместе с Мастером в жизнь Маргариты пришел смысл.

Так с рассказа о, казалось бы, случайной встрече героев начинает звучать в романе «Мастер и Маргарита» тема любви.

Проблема любви в романе

Любовь не сделала героев лучше или хуже – она, как истинное чувство, сделала их другими.

Мастер и Маргарита поняли, что свела их «сама судьба и что созданы они друг для друга навек». Любовь «поразила нас мгновенно», «поразила нас сразу обоих! – восклицает Мастер, разговаривая с поэтом Бездомным, – так поражает молния, так поражает финский нож!» – навсегда и бесповоротно.

Мастер теперь создавал великий роман, его вдохновляла любимая. Маргарита же обрела счастье, став «тайной женой», подругой и единомышленницей писателя. И, как не было в переулке, по которому, впервые встретившись, шли герои, «ни души», так в новой их жизни не было места никому: только двое и общее их дело – роман, творимый Мастером.

Роман был дописан, и «настал час, когда пришлось покинуть тайный приют и выйти в жизнь».

Мир литературы, реальность, в которую погружается Мастер – мир приспособленчества, бездарности и отрицания таланта, ломает его.

Героям приходится противостоять окружающему миру. Следя за судьбой писателя и его возлюбленной, мы видим, как многопланово решается проблема любви в романе «Мастер и Маргарита».

Любовь Мастера и Маргариты: самоотверженность и бескорыстие

Булгаков пишет историю любви самоотверженной и бескорыстной.

Маргарита принимает интересы героя как свои, она делает все, чтобы любимый ее был счастлив и спокоен, в этом теперь смысл ее существования, она вдохновляет писателя, помогает творить и делает его Мастером. Жизнь их становится единой.

Ни минуты не чувствуя себя счастливой в готическом особняке, Маргарита тем не менее не может причинить боль мужу, уйти, ничего не объясняя, ведь он «не сделал никакого зла» ей.

Мастер, создавший гениальный, но «несвоевременный» роман, сломлен. «Я теперь никто». Он не хочет больше ничего, кроме того, чтобы видеть любимую, но считает себя не вправе ломать ей жизнь.

Милосердие и сострадание в любви героев

Любовь в романе «Мастер и Маргарита» милосердна и сострадательна.

Чувство, которое испытывает героиня к избраннику, неразрывно связано с ее любовью к людям. С достоинством выполняя роль королевы на балу Сатаны, она одаривает всех великих грешников любовью и вниманием. Собственные страдания побуждают ее избавить от страданий других: даже не задумываясь, «человек исключительной доброты», «высокоморальный человек» ли она, просит у Воланда не о себе, а о прощении Фриды, раскаявшейся убийцы собственного ребенка.

Даже в порыве мщения любовь позволяет Маргарите оставаться женщиной, чуткой и милосердной. «Дикий разгром», учиненный героиней, прекратился, как только, она увидела в одном из окон испуганного малыша. Жаждущая расправы с критиком Латунским, погубившим Мастера, Маргарита не способна обречь его на смерть. Превращение ее в ведьму не лишает главного – истинной женственности.

Последний шаг перед растворением в вечности любящие делают вместе. Маргарита требует отпустить душу Пилата, так долго мучимого совестью, Мастер же получает возможность сделать это, закончив роман одной фразой: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!»

Верная и вечная любовь Мастера и Маргариты

Оставшись одна, не имея никаких известий о любимом, Маргарита хранит свое чувство и надежду на встречу. Ей все равно, как и где состоится она, кто ее устроит.

Именно в произведении «Мастер и Маргарита» тема вечной любви и верности как спасительной силы человеческой души раскрывается перед нами автором. На что способен человек, чтобы сохранить свою любовь – об этом заставляет нас задуматься повествование.

Узнать о Мастере – единственное желание отчаявшейся Маргариты, ради которого можно поверить во что угодно, превратиться в ведьму, стать хозяйкой бала самого Сатаны. Для нее стираются границы Света и Тьмы: «потустороннее или не потустороннее – не все ли это равно», – уверена она. Иешуа прочитал роман, просит подарить покой писателю и его возлюбленной, и «князь тьмы» покой «устраивает». Маргарита останется с любимым навсегда, рядом с ним смерть не страшит. «Беречь твой сон буду я», – говорит она, идя с Мастером к их вечному дому.

Сила любви избавляет Мастера от страданий, делает его сильным («я никогда больше не допущу малодушия», – обещает он героине) и возвращает миру его гениальный роман.

Тема любви в произведении Булгакова, возможно, потому так пронзительна и достоверна, что автору выпало счастье любить самому и быть любимым женщиной, которая и воплотилась в образе Маргариты.
Идет время, история вечной любви, рассказанная на страницах «Мастера и Маргариты», не стареет, убеждая, что настоящая любовь – существует.

Многие современники пытались дать свой анализ любви в романе и причин ее появления, приведенные рассуждения призваны помочь 11 классам при написании сочинения на тему «Любовь в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова».

Тест по произведению

Тема. «Любовь – это жизнь!» Развитие любовной линии сюжета в романе «Мастер и Маргарита».

Цели: 1) проследить, как развивается сюжетная линия Мастер – Маргарита; раскрыть красоту, доброту и искренность булгаковских героев. 2) развивать умения анализировать, доказывать и опровергать, делать выводы, мыслить логически. 3) воспитывать уважение к женщине, честность, гуманность, оптимизм.

    Вступительное слово учителя.

Итак, роман «Мастер и Маргарита» о Боге и черте, о трусости как об одном из страшных пороков, несмываемом, страшном грехе предательства, о Добре и Зле, о репрессиях, об ужасе одиночества, о Москве и москвичах, о роли интеллигенции в обществе, но прежде он о верной и вечной, всепобеждающей силе любви и творчества.

«За мной, мой читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!

За мной, мой читатель, и я покажу тебе такую любовь!»

По мнению Булгакова, любовь может противостоять стихии жизни. Любовь «бессмертна и вечна».

Согласны ли вы с этой мыслью?

Наша задача – читая, анализируя отдельные эпизоды романа, доказать эту мысль.

Мастер рассказывает Ивану Бездомному свою историю. Это и история о Понтии Пилате, и история любви. Маргарита – земная, грешная женщина. Она может ругаться, кокетничать, она женщина без предрассудков. Чем же Маргарита заслужила особую милость высших сил, управляющих Вселенной? Маргарита, вероятно, одна их тех ста двадцати двух Маргарит, о которых говорил Коровьев, знает, что такое любовь.

История любви Мастера и Маргариты связана со сменой времен года. Временной цикл в рассказе героя начинается с зимы, когда Мастер выиграл сто тысяч рублей и еще в одиночестве поселился в подвальчике и принялся сочинять роман о Понтии Пилате. Затем наступает весна, «делись в зелень кусты сирени». «И вот тогда-то, весной, случилось нечто гораздо более восхитительное, чем получение ста тысяч», - Мастер встретил Маргариту. «Золотой век» любви длился для героев, пока «шли майские грозы и … деревья в саду сбрасывали с себя после дождя обломанные веточки, белые кисти», пока шло «душное лето». Роман Мастера был дописан в августе, и с наступлением осени в природе наступила осень и для героев. Роман был гневно воспринят критикой, Мастер был подвергнут травле. «В половине октября» Мастер заболел. Герой сжег рукопись романа и в тот же вечер был арестован по доносу Алоизия Могарыча. Возвращается Мастер к своему подвальчику, где уже живут другие, зимой, когда «сугробы скрыли кусты сирени» и герой потерял свою возлюбленную. Новая встреча Мастера и Маргариты происходит в мае, после бала весеннего полнолуния.

Любовь – второй путь в сверхреальность, так же, как и творчество, ведет к постижению «третьего измерения». Любовь и творчество – вот что может противостоять вечно существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, понимания, ответственности, истины, гармонии.

    Аналитическое чтение отдельных глав романа.

    Глава 13 «Дело в том, что год тому назад я написал о Пилате роман» - «..и Пилат летел к концу».

Что вы узнали о Мастере?

Почему на вопрос Ивана Бездомного «Вы писатель?» ночной гость сурово ответил: «Я мастер»?

Что значат слова Мастера «Это был золотой век»?

    Там же «Белая мантия, кровавый подбой…» - «Она приходила ко мне каждый день, я ждать ее начинал с утра».

Обратимся к сцене знакомства Мастера и Маргариты. Роман о Пилате был почти завершен. Для Мастера все было ясно, определенно, хотя и мучили одночество и скука. И он вышел погулять. Вокруг были тысячи людей и отвратительные желтые стены вокруг, и женщина несла отвратительные желтые цветы…

Что так поразило Мастера в Маргарите? («необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах»)

Было ли что-либо необычного в их разговоре? Чем необычна вспыхнувшая любовь героев?

Разговор самый обыкновенный, нет в нем ничего необычного, но Мастер неожиданно понял, что «всю жизнь любил эту женщину». Необычна любовь героев, любовь с первого взгляда. Она поражает героев не как прекрасное видение «в тревоге мирской суеты», а как молния.

Учитель. Обратимся к фактам. Елена Сергеевна Булгакова, жена писателя, писала в дневнике: «Это было в 29-м году в феврале, на масляную. Какие-то знакомые устроили блины. Ни я не хотела идти, ни Булгаков, который почему-то решил, что в этот дом он не будет ходить. Но получилось так, что эти люди сумели заинтересовать составом приглашенных и его, и меня. Ну меня, конечно, его фамилия. В общем, мы встретились и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае с моей стороны, любовь на всю жизнь…»

Какова же в реальности жизнь писателя в это время? В эту пору Булгаков бедствует. Ни славы, ни богатства, ни положения в обществе не мог дать Елене Сергеевне автор «Белой гвардии». Сверкнули и забылись его ранние фельетоны и рассказы, недопечатанной осталась «Белая гвардия», разгромлены его пьесы, что уж говорить о таких вещах, как «Собачье сердце», - молчание, полное молчание, и только по необычной любви Сталина к «Дням Турбиных» идет в единственном театре страны одна эта пьеса. Познакомился Булгаков с Еленой Сергеевной в тяжелые, голодные для него годы. А Елена Сергеевна в начале30-х годов – жена крупного советского военачальника Московского военного округа. Перехватив аванс, Михаил Афанасьевич Булгаков пригласил ее как-то на кружку пива. Закусывали крутым яйцом. Но, по ее признанию, как все было празднично, счастливо.

Булгаков никогда не терял себя внешне. Многих современников писателя просто шокировали начищенные ботинки, монокль, строгая тройка, нетерпимость к фамильярности. И это в ту пору, когда за неимением средств он в дворники нанимался, но и в дворники не брали человека с такой «белогвардейской славой». Были и такие минуты, когда хотелось достать из потаенного места револьвер. Все это не было тайной ни для Маргариты из романа, ни для реальной, умной, красивой Елены Сергеевны.

Но вернемся к героям романа.

    Там же «А кто она такая?» - «…говорила, что в этом романе – ее жизнь».

Почему Мастер не ответил на вопрос Ивана «Кто она такая?»?

Каковы самые счастливые страницы романа? («Она приходила и первым долгом надевала фартук…»)

В чем же заключается счастье, ведь все более чем прозаично: фартук, керосинка, испачканные пальцы? Ведь почти нищета?

Учитель : О возможности быть с любимым человеком в любых условиях, даже самых неблагоприятных, говорит большая литература, убеждает жизнь, напоминает УНТ. Знаете русскую народную пословицу «С милым рай в шалаше, был бы милый по душе». Михаил Афанасьевич с благодарностью говорил Елене Сергеевне: «Против меня был целый мир – и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно». В жизни, как и в романе, радость, счастье не в богатстве. Обратимся к страницам романа, которые убеждают нас в этом.

    Глава 19. «Возлюбленную звали Маргарита Николаевна» - «Она любила его, она говорила правду»

Только ли возлюбленной стала Маргарита для Мастера?

Учитель : И вот роман написан, отдан в печать. Мастер скажет: «Я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась». Роман напечатан не был, зато в газете появилась статья «Вылазка врага», в которой критик предупреждал всех и каждого, что автор «сделал попытку протащить в печать апологию Иисуса Христа». Для Мастера настало тяжелое время…

    Глава 13 «Я так увлекся чтением статей о себе…» - «Это были ее последние слова в моей жизни».

В чем выразилось соучастие Маргариты в делах Мастера?

Учитель : Роман Мастера подвергся травле, а затем Мастер исчез: он был арестован по доносу Алоизия Могарыча, желавшего занять квартиру Мастера. Вернувшийся Мастер обнаружил, что его квартирку в подвальчике занимает Могарыч. Не желая причинять несчастье Маргарите, понимая, что он ничего, кроме любви, не может ей дать, Мастер оказывается в психиатрической лечебнице Стравинского. А что же Маргарита?

    Глава 19. «Даже у меня правдивого повествователя…» - «…но было уже поздно».

За что клянет себя Маргарита?

Могла ли она оставить Мастера?

Маргарита «зажила на прежнем месте», но прежней ли осталась ее жизнь?

Кем стала Маргарита для Мастера?

    Заключительное слово учителя.

В подвальчике Мастера Маргарита испытала счастье большой любви, отказавшись во имя нее от всех соблазнов света, погрузившись вместе с Мастером в мысли о завершении книги, которая вошла в плоть и кровь ее жизни, стала ее смыслом. Маргарита не просто возлюбленная Мастера, она стала ангелом-хранителем автора романа о Понтии Пилате, ангелом-хранителем своего любимого.

    Итог урока.

Тема. «Любовь - это жизнь!»

Цели: 1) раскрыть доброту, красоту, искренность чувств булгаковскых героев; 2) развивать умения анализировать, доказывать и опровергать, делать выводы, .мыслить логически; 3) воспитывать гуманность, сострадание, милосердие.

«... меру зла, порока, корысти Воланд определяет мерой истины, красоты, бескорыстного добра. Он восстанавливает равновесие между Добром и злом и этим служит добру».

(В. А. Доманский)

I . Повторение.

    Как познакомились Мастер и Маргарита? Действительно ли это была случайность?

    Расскажите «историю» их любви?

    Чем отличаются Мастер и Маргарита от жителей Москвы 30-х годов?

    Были ли счастливы Мастер и Маргарита до встречи с друг другом? Только ли возлюбленной
    стала Маргарита для Мастера.

    Почему исчез Мастер? В чем причина такого поступка?

Он просто не мог видеть любимую несчастной, не мог принять ее жертвы. Он растерян, отказывается от своего романа, сжигает его.

II . Новая тема.

1) Слово учителя.

Маргарита остается в неведении, чувства переполняют ее: она сожалеет о сожженной рукописи, болеет душой за здоровье любимого, надеется вылечить его, спасти. Отчаяние, растерянность сменяются решительностью к надеждой. Ситуация требует поступка.

2) Чтение главы 19 «Даже у меня правдивого человека...»-«,.. и со звоном в темной комнате
закрылся замок», (стр. 234-237 (484))

    Какие чувства переживает Маргарита после исчезновения Мастера?

    К какому выводу она приходит? Что повлияло на это?

    О чем говорит тот факт, что Маргарита хранит вещи Мастера?

3) Но что же предпринимает Маргарита во имя спасения любви?

а) гл. 19 стр. 242246 (496) «Рыжий оглянулся и сказал таинственно...» - «... согласна идти к черту на кулички» Не отдам!»

б) гл. 20 стр. 247«Крем легко мазался» - «Прощай. Маргарита».

- Как характеризует Маргариту тот факт, что она оставляет мужу записку?

в) гл. 20 стр. 250 «В это время за спиной Маргариты.» - «... вскочила на щетку верхом».

- В кого превращается Маргарита ради Мастера?

4) Слово учителя.

Истинная любовь всегда жертвенна, всегда героична. Недаром о ней создано столько легенд, недаром о ней столько пишут поэты. Истинной любви покорны все преграды. Силою любви скульптор Пигмалион оживил созданную им статую - Галатею. Силою любви отбивают болезни любимых, выносят из горя, спасают от смерти.

Маргарита - очень смелая, решительная женщина. Она умеет вступить в единоборство, готова постоять за свое счастье, постоять любой ценой, даже, если надо, продать душу дьяволу.

    Пересказ учителем эпизод разгрома квартиры критика Латунского.

    Анализ сцены «Бал у Сатаны».

а) Начало главы 23 до «От этого они захиреют

    Что пришлось испытать Маргарите перед балом?

    Какой совет перед балом дает ей Коровьев?

б) Гости на балу стр. 283-287 «Но тут вдруг что-то грохнуло внизу...» - «..лицо ее стянуло в неподвижную маску привета».

- Что представляли собой гости на балу?

На бал собрались отъявленные негодяи. Поднимаясь па лестнице, они целуют колено у королевы бала - это Марго.

в) Испытания, выпавшие на долю Маргариты на балу. Стр. 288 «Так прошел час и прошел второй час». - «...поток гостей редел».стр.289, 290.

- Какие физические испытания выпали на долю Маргариты?

Стр. 291-294 «Она в сопровождении Коровьева опять оказалась в бальном зале.» и до конца главы.

- Что пришлось испытать Маргарите на балу? И все ради чего? Стоит ли игра свеч?

- Кого более всего запомнила Маргарита на балу и почему?

Маргарите пришлось вытерпеть много испытаний, наверное, не раз вздрогнуть, видя виселицы, гробы. На ее глазах произошло убийство барона Майгеля. Но более всего ей запомнилась молодая женщина с беспокойными глазами. Когда-то она, соблазненная хозяином кафе, где служила, родила и задушила ребенка платком. И с тех пор вот уже 300 лет, просыпаясь, она видит тот носовой платок с синей каемочкой.

7) После бала. Гл. 24 стрЗОО-304 «Пожалуй, мне пора ...»-«... итак, это не в счет, я ведь ничего
не делал».

    Ради чего Маргарита терпит мучения на балу? О чем же она просит Воланда? Почему?

    Ожидал ли кто-либо от нее этой просьбы? Как этот эпизод характеризует Маргариту? О каком душевном качестве говорит этот поступок Маргариты? Что для нее выше любви?

    Почему Воланд исполнил просьбу Маргариты, мало того, он позволил Маргарите самой высказать прошение Фриде?

Все были тронуты милосердием Маргариты, когда она просила Воланда, почти требовала, чтобы Фриде перестали подавать тот платок. Этой просьбы от нее не ожидал никто. Воланд думал, что она будет просить о Мастере, но для этой женщины есть нечто, что выше любви.

Любовь к Мастеру? сочетается в героине с ненавистью к ее гонителям. Но даже ненависть не в состоянии подавить в ней милосердие. Так, разгромив квартиру критика Латунского и перепугав взрослых обитателей писательского дома, Маргарита успокаивает заплакавшего ребенка,

8) Сделайте вывод, какими качествами наделяет автор свою героиню? С какой целью она пошла на сделку с дьяволом?

Булгаков подчеркивает неповторимость своей героини, ее безграничную любовь к Мастеру, веру в его талант. Во имя любви Маргарита совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя, она «творит свою судьбу», следуя высоким идеалам красоты, добра, справедливости, истины.

Ш. Итог урока

«Тот, кто любит, должен разделить участь того, кого любит»

Самый знаменитый роман Булгакова «Мастер и Маргарита» — многослойное произведение, в котором присутствуют несколько планов (в том числе и временных), множество тем, богатая проблематика и горькая сатира на общество под гнетом сталинского режима. У писателей, которые обличают пороки общества, отдельных граждан или политического режима, всегда хочется спросить: «Кто виноват – мы уже поняли, что делать то?». В отличие от многих из них, Михаил Булгаков дает ответ: спасение — в любви. Не в религии, не в другой политической системе, не в отшельничестве и забвении, а именно во всепоглощающей, отважной, самозабвенной любви.

Отношения Мастера и Маргариты – запретные с точки зрения общественной морали. Она – жена успешного человека, он – одинок. Опальный писатель не мог встроиться в советский быт, с ним и здороваться опасно было. В репрессивные сталинские времена представители власти никого не щадили: жертвы беспрецедентного геноцида (когда правитель истребляет собственный народ) исчисляются миллионами. Не удивительно, что Мастер хотел уберечь Маргариту от участи жены преступника, а, может быть, и вдовы, и ссыльной, и заключенной. Брали целыми семьями. Он не мог предложить избраннице и десятой части того, что обеспечивал ей муж.

Маргарита, в свою очередь, не могла просто взять и уйти из семьи. Таким необдуманным поступком она бы не оставила любимому выбора, он вынужден был бы зарабатывать деньги, то есть должен задушить в себе творца, мыслящего человека, честного и свободного мужчину. Маргарита смогла бы убить Мастера в возлюбленном? Нет. Поэтому они оставались любовниками и остро чувствовали свое унизительное, рабское положение; жизнь во лжи угнетала этих искренних людей. Таким образом, их союз с самого начала был обречен на мученичество, даже если бы они сочетались законным браком.

Но что есть законный брак? Это высмеянное Булгаковым общество решает, что законно? Или жестокая власть, погрязшая в пороках? Наверное, брак можно назвать лишь гражданским союзом, то есть отношениями между гражданами. Люди – граждане по отношению к государству. Но какое право государство имеет учить нас морали? Это то государство, которое истребляет, травит и унижает нас? Никто, кроме самих любящих людей, не может судить, нравственно ли их чувство. Много ли добродетельных жен разделит с мужем любую участь? К сожалению, нет. Их клятвы – пустые формальности. А Маргарита без посулов и обещаний пошла на сделку с дьяволом, лишь бы узнать, что случилось с Мастером. Она пожертвовала не только телом, но и душой. Эти двое связаны нерасторжимыми узами.

Жертвовал и Мастер. Когда он попал под арест, а после в сумасшедший дом, он не искал способа сообщить Марго о своей беде. Она, пользуясь связями и деньгами мужа, могла бы что-то сделать для любовника или хотя бы скрасить его досуг. Но он, напротив, пытался вычеркнуть ее из памяти, надеясь, что она забудет его, будет жить хотя бы в безопасности и в комфорте. Для блага любимой женщины Мастер хотел уйти из ее сердца, освободить ее, ведь без него Маргарита могла рассчитывать на спокойное обеспеченное существование. Высшая сила этой любви в полном самоотречении. Такой же безмолвный подвиг совершил, например, Желтков в «Гранатовом браслете» Куприна.

Любовь Маргариты заключается не только в жертве, но и в том, что она принимала и понимала Творца в возлюбленном. Она любила его роман, воспринимала его судьбу, как свою. Разрушая квартиру критика Латунского, Марго мстила за оскорбленное, непринятое творчество Мастера, мстила за все отвергнутое и забытое свободное искусство. В этом фрагменте она – мстительная Клио – муза истории. Под ее ударами гибнет лживое приспособленчество, изображающее культуру перед диктатором. Не многие женщины могут разделить призвание мужа, его божественное предназначение. Марго же все понимает, а потому опекает и защищает Мастера, менее приспособленного к практической жизни.

Политические реалии, надо сказать, мало зависят от общества. Так же общество мало зависит от индивида. Он приходит в социум и либо принимает его устав, либо приносит свой и расплачивается за это. Если обстановка в окружающем мире выдавливает из раба человека, то как можно принять ее? Единственный способ сохранить самобытность и душевное здоровье – любить так сильно, чтобы лучшие качества возобладали над худшими, а внешний мир ушел на второй план и не смог отобрать у личности свободу. Сегодня никто ничего не отбирает, мы сами отдаем независимость за иллюзорные блага, карьеру, показной успех и псевдосчастье, неотличимое от комфорта. Булгаков это предвидел и хотел предупредить читателя. Самое главное – это гармония во внутреннем мире, она зависит только от нас и от нашей способности принять любовь «как убийцу из-за угла».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!