Йозеф бойс как объяснять картины мертвому зайцу. Немецкий художник Йозеф Бойс: биография

Йозеф Бойс (нем. Joseph Beuys, 12 мая 1921, Крефельд, Германия - 23 января 1986, Дюссельдорф, Германия) - немецкий художник, один из главных теоретиков постмодернизма.

Биография Йозефа Бойса

Йозеф Бойс родился в Крефельде (земля Северный Рейн-Вестфалия) 12 мая 1921 в семье торговца. Детство провел в Клеве близ голландской границы.

Во время Второй мировой войны служил в авиации. Началом его «личной мифологии», где факт неотделим от символа, послужила зима 1943, когда его самолет был сбит над Крымом. Морозная «татарская степь», а также топленый жир и войлок, с помощью которых местные жители спасли его, сохранив телесное тепло, предопределили образный строй его будущих произведений.

Вернувшись в строй, воевал также в Голландии. В 1945 был взят в плен англичанами.

В 1947-1951 учился в Академии художеств в Дюссельдорфе, где главным его наставником был скульптор Э.Матаре.

Художник, получивший в 1961 звание профессора Дюссельдорфской академии, был в 1972 уволен после того, как вместе с не принятыми абитуриентами в знак протеста «оккупировал» ее секретариат.

В 1978 федеральный суд признал увольнение незаконным, однако Бойс уже не принял профессуры, стремясь быть максимально независимым от государства.

Койот: я люблю Америку и Америка любит меня
Актрисы Стул с жиром

На волне левой оппозиции он опубликовал манифест о «социальной скульптуре» (1978), выразив в нем анархо-утопический принцип «прямой демократии», призванной заменить существующие бюрократические механизмы суммой свободных творческих волеизъявлений отдельных граждан и коллективов.

В 1983 выставил свою кандидатуру на выборах в бундестаг (по списку «зеленых»), но потерпел поражение.

Бойс умер в Дюссельдорфе 23 января 1986. После смерти мастера каждый музей современного искусства стремился установить один из его арт-объектов на самом видном месте в виде почетного мемориала.

Самым крупным и в то же время самым характерным из этих мемориалов является Рабочий блок в Музее земли Гессен в Дармштадте - анфилада залов, воспроизводящих атмосферу бойсовской мастерской, полной символических заготовок - от рулонов прессованного войлока до окаменевших колбас.

Творчество Бойса

В его творчестве конца 1940-1950-х годов доминируют «первобытные» по стилю, близкие наскальным росписям рисунки акварелью и свинцовым штифтом с изображением зайцев, лосей, овец и других животных.

Занимался скульптурой в духе экспрессионизма В.Лембрука и Матаре, исполнял частные заказы на надгробия. Испытал глубокое воздействие антропософии Р.Штейнера.

В первой половине 1960-х годов стал одним из основоположников «флюксуса» или «флуксуса», специфической разновидности искусства перформанса, наиболее распространенной именно в Германии.

Яркий оратор и педагог, в своих художественных акциях всегда обращался к аудитории с императивной агитационной энергией, закрепив в этот период и свой знаковый имидж (фетровая шляпа, плащ, рыболовный жилет).

Использовал для арт-объектов шокирующие непривычные материалы типа топленого сала, фетра, войлока и мёда; архетипическим, сквозным мотивом пребывал «жировой угол», как в монументальных, так и в более камерных (Стул с жиром, 1964, Музей земли Гессен, Дармштадт) вариациях. В этих произведениях остро проступили чувство тупикового отчуждения современного человека от природы и попытки войти в нее на магически-«шаманском» уровне.

Среди известных перформансов Бойса: «Как объяснять картины мертвому зайцу» (1965; с тушкой зайца, к которому мастер «обращался», покрыв свою голову мёдом и золотой фольгой).

«Койот: я люблю Америку и Америка любит меня» (1974; когда Бойс три дня делил комнату с живым койотом).

«Медогонка на рабочем месте» (1977; с аппаратом, гнавшим мёд по пластмассовым шлангам).

«7000 дубов» - наиболее масштабная акция, во время международной арт-выставки «Документа» в Касселе (1982): огромная куча базальтовых блоков здесь постепенно разбиралась по мере того, как высаживались деревца.

После того, как Йозефа Бойса исцелили крымские татары он понял, что жизнь человека – это главная ценность нашего мира. Бойс на себе испытал целительную силу войлока, который спас ему жизнь. Он навсегда оказался очарован этим замечательным материалом, данным нам природой.

Все творчество Йозефа Бойса было посвящено идее сохранения Жизни. И одним из главных материалов, им используемых, был именно войлок. Он делал из него скульптуры: заворачивал в войлок рояль, стулья, кресла.

Знаменитое творение Бойса – «фетровый костюм», который символизирует тепло и защиту от внешнего мира, словно кокон.

Бойс один из первых начал помещать наборы объектов в витрины, перенося объекты не искусства в подчеркнуто музейный контекст.

В своих многочисленных акциях он не только заворачивал в войлок предметы, но и сам закутывался в него, и обкладывался салом. Войлок в этом контексте выступал как хранитель тепла, а скульптура из войлока понималась им как своего рода электростанция, производящая энергию.

Йозеф Бойс сломал старые устои в искусстве и открыл дорогу новому видению мира. Он стал основоположником постмодернизма.

Таким образом, результатом пересечения судьбы войлока, удивительного человека и истории 20 века, явился новый этап в отношении человечества к войлоку. Благодаря творчеству Йозефа Бойса, интерес к этому материалу очень сильно повысился и не угасает до сих пор.

За свою жизнь Йозеф Бойс осуществил 70 акций, организовал 130 своих персональных выставок, создал более 10 000 рисунков, большое количество инсталляций, графических серий, не говоря уже о бесчисленных дискуссиях, симпозиумах, лекциях, которые тоже принимали характер или акций.

Библиография

  • Бычков В. Эстетика. - М.: Гардарики, 2004. - 556 с. - ISBN 5-8297-0116-2, ISBN 8-8297-0116-2 (ошибоч.).
  • Герольд Й. 16.03.1944. Один день из жизни Йозефа Б. / Й. Герольд; авт.-ст. В. Гуркович и П. М. Пиксхауз; фот. Й. Либхена. - [Симферополь] : Крым. респ. краевед. музей, .

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: livemaster.ru ,

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Википедия дает такую информацию о нем:
Йозеф Бойс родился в Крефельде (земля Северный Рейн-Вестфалия) 12 мая 1921 в семье торговца. Детство провел в Клеве близ голландской границы. Во время Второй мировой войны служил в авиации. Началом его «личной мифологии», где факт неотделим от символа, послужила зима 1943, когда его самолет был сбит над Крымом. Морозная «татарская степь», а также топленый жир и войлок, с помощью которых местные жители спасли его, сохранив телесное тепло, предопределили образный строй его будущих произведений. Вернувшись в строй, воевал также в Голландии В 1945 был взят в плен англичанами. В 1947-1951 учился в Академии художеств в Дюссельдорфе, где главным его наставником был скульптор Э.Матаре. Художник, получивший в 1961 звание профессора Дюссельдорфской академии, был в 1972 уволен после того, как вместе с не принятыми абитуриентами в знак протеста «оккупировал» ее секретариат. В 1978 федеральный суд признал увольнение незаконным, однако Бойс уже не принял профессуры, стремясь быть максимально независимым от государства. На волне левой оппозиции он опубликовал манифест о «социальной скульптуре» (1978), выразив в нем анархо-утопический принцип «прямой демократии», призванной заменить существующие бюрократические механизмы суммой свободных творческих волеизъявлений отдельных граждан и коллективов. В 1983 выставил свою кандидатуру на выборах в бундестаг (по списку «зеленых»), но потерпел поражение. Бойс умер в Дюссельдорфе 23 января 1986. После смерти мастера каждый музей современного искусства стремился установить один из его арт-объектов на самом видном месте в виде почетного мемориала. Самым крупным и в то же время самым характерным из этих мемориалов является Рабочий блок в Музее земли Гессен в Дармштадте — анфилада залов, воспроизводящих атмосферу бойсовской мастерской, полной символических заготовок — от рулонов прессованного войлока до окаменевших колбас

В его творчестве конца 1940-1950-х годов доминируют «первобытные» по стилю, близкие наскальным росписям рисунки акварелью и свинцовым штифтом с изображением зайцев, лосей, овец и других животных. Занимался скульптурой в духе экспрессионизма В.Лембрука и Матаре, исполнял частные заказы на надгробия. Испытал глубокое воздействиеантропософии Р.Штейнера. В первой половине 1960-х годов стал одним из основоположников "флюксуса" или "флуксуса", специфической разновидности искусстваперформанса, наиболее распространенной именно в Германии. Яркий оратор и педагог, в своих художественных акциях всегда обращался к аудитории с императивной агитационной энергией, закрепив в этот период и свой знаковый имидж (фетровая шляпа, плащ, рыболовный жилет). Использовал для арт-объектов шокирующе непривычные материалы типа топленого сала,фетра, войлока и меда; архетипическим, сквозным мотивом пребывал «жировой угол», как в монументальных, так и в более камерных (Стул с жиром, 1964, Музей земли Гессен, Дармштадт) вариациях. В этих произведениях остро проступили чувство тупикового отчуждения современного человека от природы и попытки войти в нее на магически-«шаманском» уровне.

Capri-Batterie
1985


Animal Woman, 1949



Earthquake, 1981

Royal Palace
1985

Filzanzug (Felt Suit) , 1970

“I Like America and America Likes Me,” performance, May, 1974

The Pack (das Rudel), 1969

Wirtschaftswerte, 1980


Das Ende des 20. Jahrhunderts, 1982 - 83

Bathtub for a Heroine 1950, cast 1984

Four Blackboards 1972

Animal Woman 1949, cast 1984

o.T. aus Spur II (untitled from Trace II) 1977

Fahne (Flag) 1974

Evervess II 1968

Бойс да Винчи

Маленькие сенсации немецкой музейной жизни - о Докторе Смерть и двух выставках, объединяющих Бойса с Леонардо да Винчи и Огюстом Роденом

ервая часть легенды о немецком художнике Йозефе Бойсе повествует о падении немецкого самолета в крымские степи. Мне приходилось слышать, что на самом деле никакого падения не было. А потом и читать о том же самом .
Несколько недель без сознания, одеяла, жир... Почему бы и нет? В конце концов, он потом непрерывно воспроизводил их в своих работах. Можно ли это считать строгим доказательством того, что самолет Бойса сбили, - я не знаю.

Легенды и мифы
Но что вообще можно считать доказательством... Разве что какие-нибудь юные следопыты отыщут место, где упал самолет Бойса, найдут предков тех татар, которые его выходили, смазав салом и завернув в войлочные одеяла (написав это, я залез в Интернет и увидел, что кто-то на самом деле предпринял такую попытку , а кроме того, существует, оказываются, на Украине уже и общество «Дети Бойса»).
«Бойс внушил крымским татарам большую симпатию, они ему говорили: «Ду бист никс немец, ду бист татар!» В другом немецком источнике читаем, что Бойса выходили шаманы и - нашептали ему на ухо что-то такое... что началась вторая часть легенды: «...и видел я, как становится взлетом паденье».
И вот эта вторая часть легенды - о взлете Йозефа Бойса - мне казалась менее правдоподобной. Хотя вроде бы как раз она-то и является доказуемой... Она, как известно, гласит, что по возвращении в фатерланд Бойс стал заглавным художником ХХ века. Его совместную выставку с Леонардо да Винчи, наверное, можно считать одним из многочисленных доказательств этого тезиса. Полностью экспозиция называется «Леонардо да Винчи: Йозеф Бойс - Codex Leicester в зеркале современности».

Избирательное сродство
В пристройке к Дому искусств, возведенной специально для выставки, стоят стеклянные стеллажи, в каждом помещена страница Codex Leicester, подсветка включается, только когда подходишь к стеклу вплотную.
Чтобы страницы не уставали от света... Когда подходишь, стеллаж вспыхивает, и ты видишь зеркальный почерк Леонардо, его рисунки... Почему он писал зеркальным почерком? В целях криптографических...
Нуль в уме - вот все, что мы имеем, плюс морально устаревшая версия Windows, - манускрипт Codex Leicester, кстати говоря, является собственностью Билла Гейтса, он сам приезжал в Мюнхен на открытие выставки.
В рукописи, которую нашли сравнительно недавно (в 60-е прошлого века) в Мадриде, Леонардо задается вопросами и - дает на них ответы, в которых закладываются основы механики жидкости и газа и делаются зачастую верные догадки о явлениях на Земле и Луне. Но самое завораживающее в его «Кодексе» - это рисунки потоков, вихрей, встречных течений; все это очень похоже на чертежи в учебнике векторного анализа. Только в учебнике чертежи сделаны на основании знаний, полученных через несколько веков после того, как Леонардо сделал свои рисунки...
Стеллажи со страницами рукописи были в левом крыле здания, а в упомянутой пристройке разместилась мультимедийная часть экспозиции, где фирма Microsoft не ударила в грязь лицом...
Но мы сразу перешли в правое крыло, где, стало быть, симметрично «Кодексу» Леонардо разместилась вторая половина выставки - «Мадридский кодекс» Йозефа Бойса - то самое «зеркало современности», в котором «отразился Леонардо да Винчи»...

Место встречи
Пока мы не заблудились в этой системе зеркал, нужно или, во всяком случае, можно вспомнить, где мы находимся. Дом искусств (Haus der Kunst) - одно из самых важных зданий Третьего рейха, тогда он назывался Домом немецкого искусства. А для фюрера едва ли не самым важным - фюрер ведь был художник, и Haus der Deutschen Kunst был реализацией самых заветных его желаний. Он сам заложил первый камень.
При этом случился небольшой казус, который некоторые истолковали как дурной знак. Молоток, которым Гитлер ударил по камню, разломился на две части. Секунду он смотрел на свою руку в замешательстве... Кто знает, что было в этот момент в душе у невольного каменщика...
Так или иначе, здание было воздвигнуто, и там помимо выставок «нового немецкого искусства» прошло знаковое для нации мероприятие - выставка «Дегенеративное искусство» (Entarte Kunst), бесплатная, между прочим, где желающие могли увидеть уродство картин Пауля Клее, Пикассо, Эрнста, Явленского, Франца Марка, в общем, посмеяться вдоволь.
Удерживая все это в памяти, может быть, не стоило бы здесь гнать волну. Но тут ведь был особый случай, дело ведь было не только в графике - у одного фигуративной, у другого абстрактной... У Леонардо это ведь были не просто рисунки... А моей специализацией в университете была механика жидкости и газа, и рисунки течений, естественно, вызывали во мне еще и ностальгию по науке, которой я изменил даже непонятно с кем.
Так что неудивительны те странные чувства, которые теснились у меня в груди, когда я после одного «Кодекса» стал смотреть на другой: на вырванные из школьной тетради вечного второгодника и к тому же неряхи (на многих страницах масляные пятна) листки, где хаотические ломаные карандашные зигзаги больше всего напоминают игру в «а ну-ка, дорисуй».
Вряд ли Леонардо мог предположить, что через пятьсот лет человеческое существо будет играть с его чертежами в такие игры. Некоторые зигзаги действительно чем-то напоминали очертания только что увиденных схем Леонардо.
После войны Дом немецкого искусства хотели взорвать, считая, что он был построен из некоего абсолютного зла, негодного для переплавки. Но потом передумали, и в Доме на какое-то время открылось казино для американских офицеров, а потом он снова стал Домом искусства, только из его названия убрали одно слово: «немецкого».

Рисунки роли
И теперь здесь висят рисунки то ли упавшего к татарам, то ли провалившегося в тартарары летчика люфтваффе, который вернулся в Германию с благими вестями: «Каждый человек является художником!», «Мы все свободны!» - и все в таком духе. Ей-богу, надо бы радоваться, что ausgerechnet in diesem Haus (как раз в э т о м доме) висят именно такие рисунки... И я радуюсь - как же я могу не радоваться... Но только... Тихим шепотом: ну при чем тут Леонардо да Винчи?
Я даже было подумал: может, дело в том, что Леонардо нарисовал воздухоплавательный аппарат за четыреста лет до его появления?.. А Бойс потом летал на этом самом аппарате... И, совершив не очень мягкую посадку, нарисовал то, что было за четыреста тысяч лет... Вспомнил, как «...целовались заливистым лаем погони и ласкались раскатами рога и треском деревьев, копыт и когтей»?
Я смотрел на листок, где среди зигзагов, оставленных карандашом Бойса, можно было различить силуэт оленя. Бойс считал, что карандашные рисунки являются самой важной и что ли смыслообразующей частью его творчества. Их выросло потом, и все остальное - скульптуры или просто трехмерные объекты, которые он делал в том числе из костей животных, копыт и когтей... Я видел их в разных музеях - не знаю, насколько они прекрасны... То, что они были только началом ужасного, тоже ведь ничего не доказывает...

Последыши
Н
ачалом ужасного вот в каком смысле: на смену Бойсу не так давно пришла отвратительная карикатура. Как в дурном сне или в скверном анекдоте, по городам Германии ездит теперь человек, подчеркивающий свое внешнее сходство с Бойсом с помощью черной шляпы, которую он точно так же никогда не снимает с головы, и делает скульптурные группы из трупов людей.
Трупы играют в шахматы, делают гимнастические упражнения... Это - пластолог Гюнтер ван Хаген, выставка называется «Миры тела». Городской совет Мюнхена не раз запрещал въезд в город этой выставки, но потом вопрос поднимался снова и снова.
К. до последнего момента не верила, что выставку сюда пустят: «В этом городе их не будет, это уже точно», - говорила она. Но в конце концов их пропустили, ван Хаген выступил по местному телевидению... Вот тогда я и увидел, насколько прочно он пристроился к тени Бойса.
Сначала он стал в затылок, а потом - шаг в сторону, шаг вперед, шаг в сторону, и он перешел на передний план... И теперь, когда пытаешься вызвать в памяти лицо Бойса, вместо него видишь Гюнтера ван Хагена - срабатывает каждый раз, совершенно четко, и не только у меня одного...
Среди обвинений ван Хагену было и то, что большая часть этих трупов выставлена без всякого согласия их... владельцев? родственников? Что среди них - трупы людей, которых казнили в Китае. Вроде бы дело против него приостановлено, но то, что ван Хаген использует тень Бойса, не имея на это согласия ее обладателя, с моей точки зрения, само по себе внушает подозрение... Что точно так же он может поступить и с чьим-то телом...
На него то врозь, то попеременно обрушивались священники всех церквей, потом еще было коллективное письмо профессоров-патологоанатомов Гейдельбергского университета, в котором они отлучили пластолога от науки.

Доктор Смерть
открытом письме, опубликованном в Süddeutsche Zeitung, профессора писали, что цели выставки, которые называет ван Хаген, фальшивые, что на самом деле все это не имеет ничего общего с просветительской деятельностью. Призывы ван Хагена приходить на выставку всей семьей, брать туда маленьких детей только еще больше разогрели гнев профессоров, примерно указавших в письме, как на самом деле выглядит просветительство в этой области.
Но пока ничто не остановило пластолога, выставки продолжаются, на всех остановках в городе светящаяся реклама - обложка «Шпигеля», где он позирует на фоне разделанных трупов. В Süddeutsche Zeitung очередная статья, на сей раз о том, что Dr. Tod (то есть Доктор Смерть) хотел составить зловещий контракт с самым большим человеком на Земле. Самый большой человек на Земле (в данный момент его рост 2,5 метра) живет в Санкт-Петербурге и продолжает расти. Это гормональная болезнь, неизлечимая, но с ней можно какое-то время бороться с помощью очень дорогих медикаментов. Ван Хаген брался платить человеку что-то вроде пожизненной ренты с условием, что тот подпишет контракт, по которому тело его после смерти станет собственностью ван Хагена. Человек не подписал контракт, несмотря на все заигрывания, - пластолог летал в Питер, несколько раз увеличивал обещанные суммы. Самый большой человек попросту боялся, что, подписав контракт, умрет при помощи этих медикаментов еще раньше, потому как что для русского смерть, то для немца... перформанс?

Бойс и Роден
До 27 ноября в известном музее Франкфурта Shirn происходит выставка «Роден: Бойс». В качестве посредника между Роденом и Бойсом куратор Памела Рот называет поэта Райнера Марию Рильке.
Именно монография Рильке о Родене, содержавшая множество иллюстраций, подвела Бойса к мысли о том, чтобы начать «вневременной диалог» с Роденом, результатом которого стал цикл рисунков, сделанных в период с 1947 по 1967 год.
Параллели между ними и поздними акварелями Родена (в свое время, в 1906 году, вызвавшими целую серию скандалов из-за своей «непристойности») давно уже являются для искусствоведов общим местом, но на выставке во Франкфурте работы двух художников впервые собраны вместе, и это, по мнению организаторов, должно помочь увидеть «диалог» по-новому.
Цитата из статьи во Frankfuter Allgemeine Zeitung: «Даже показанные таким образом, параллели между работами Родена и Бойса только с большой натяжкой могут служить подтверждением тезиса о том, что новаторства Родена - фрагментарные тела, торс как автономная форма искусства, динамически подвижные поверхности скульптуры, получили в бойсовской «новой концепции пластического движения в пространстве и времени» некое дальнейшее развитие. Эти утверждения кажутся бездоказательными и выглядят скорее как интересный пример искусственности интерпретаций, - пишет Констанц Крювелл. А дальше делает жест примирения, который точно так же, как и приведенные ею перед этим сомнения, относится и к моему воспоминанию о другой выставке Бойса: - Но как бы то ни было, выставка безусловно впечатляющая. Хотя бы потому, что организаторам удалось собрать такое небывалое количество уникальных экспонатов».

P.S. Третья часть легенды о Йозефе Бойсе гласит, что он на самом деле не умер. Что он незаметно живет среди нас, и его, как и Элвиса, можно случайно встретить на улице.
P.P.S. Когда я уже написал этот текст, выставку Гюнтера ван Хагена официально запретили на всей территории Германии, и Доктор Смерть перебрался со своим театром в США

Знакомтесь: доктор Франкенштейн


По словам профессора вон Хагенса, он хочет привить народу любовь к анатомии

Одна из берлинских выставок, не успев открыться, уже стала скандальной.Все экспонаты выставки, названной Koerpewelten, или "Миры тела", - люди, точнее говоря, умершие. Они были мумифицированы, потом расчленены и выставлены на показ.
Выставка носит образовательный характер. По мысли ее организаторов, она должна привить посетителям любовь к анатомии. Однако многие полагают, что выставка - типичный пример деградации.
Пластиноиды
Профессор Гюнтер вон Хагенс, один из организаторов выставки, использует технологию, разработанную им гейдельбергском университете в 80-е годы.
57-летний анатом разработал метод "пластинации". Этот метод позволяет ученым сохранять человеческую ткань, замещая жидкость синтетической смолой.
На первый взгляд, мумии напоминают анатомические модели. Мускулы, внутренние органы, нервная и кровеносная система - все как бы замерзло во времени.
Некоторые экспонаты вызывают особенное раздражение публики, особенно мумия молодой женщины, в матке которой находится плод.Несмотря на то, что все будущие экспонаты дали согласие на мумификацию еще при жизни, многие полагают, что творения профессора ван Хагенс очень напоминают эксперименты известного ницистского врача - Джозефа Менгеле. Другие сравнивают вон Хагенса с Франкенштейном наших дней.
Профессор вон Хагенс отвергает эти обвинения: "За всю мировую историю, кроме эпохи Реннессанса, человеческое тело постоянно считалось чем-то грязным и отвратительным. Я решил доказать обратное. Эти "пластиноиды" демонстрируют красоту человеческого тела, Франкенштейн - это не про меня".
Этический вопрос
Мнения посетителей выставки разделились. Кто-то считает выставку странной, кто-то - пугающей, кто-то - завораживающей.
Тем не менее, выставка вызвала высокий интерес, и уже начались переговоры о проведения аналогичной выставки в Лондоне и Нью-Йорке.
3000 человек уже подписали с профессором вон Хагенсом договор о том, что после смерти он превратит их в "пластиноидов".С протестами против "Миров тела" выступила церковь, планирующая провести поминальную мессу в память о людях, выставленных в Берлине.
Однако, вне всяких сомнений, более ожесточенные баталии об этической стороне вопроса еще впереди.


«ДЕТИ ЙОЗЕФА БОЙСА»

Так назывался арт-проект, который начался в сентябре 2004 года. Тогда украинцы Владимир Гулич, Анатолий Федирко, Юрий Волгин, Ирина Каленик, Геннадий Козуб, Всеволод Медведев, и поляк Павел Хавинский отправились из Запорожья в Крым, к предполагаемому месту падения самолета, 22-летнего летчика Люфтваффе Йозефа Бойса.

В 1943 году над Крымом, на узкой полоске земли, омываемой Черным и Азовскими морями, был сбит немецкий самолет. Летчик остался жив, его спасли крымские татары, которые спасали ему жизнь народными средствами - войлоком и жиром.

Войлок, жир, фетр, воск наложили отпечаток на жизнь Бойса в искусстве - эти объекты стали атрибутами его наиболее знаменитых инсталляций. Некоторые из них представлены в Центре современного искусства им. Ж. Помпиду.

Здесь, в пустынном месте на берегу моря, художники установили символический памятник Йозефу Бойсу - мачту с желтым чулком для определения ветра - по таким летчики ориентировались во время второй мировой войны, и очертили бумагой взлетную полосу. Хавинский делал самолетики из бумаги с написанными посланиями и запускал их в море.

Такие символические памятники - мачты были установлены в рамках продолжения проекта в Киеве на горе Поскотино, и во Львове на улице Армянской.

Весь процесс зафиксировали в видео- и фотоматериалах, которые и стали экспонатами проекта. Плюс - выставили артефакты, найденные в Крыму (например нашли замечательную фляжку), и инсталляции - рефлексии на известные проекты Бойса. Знаменитое его произведение «7000 дубков» (посадка 7000 тысяч деревьев) нашло продолжение в работе «7000+1 дубок», где 7001-й дубок - это метла. Посвященные такие цитаты оценят.

В феврале 2005-го акция продолжилась в Киеве, потом - в Польше, в Музее современного искусства в Люблине.

В рамках проекта «ДЕТИ БОЙСА», в стенах Запорожского Национального Технического университета состоялась лекция о таких направлениях contemporary art, как инсталляция и перфоманс, и показ работ, в том числе видеоинсталляций, Павла Хавинского.

Европейское искусство после Бойса не станет прежним. Это утверждение внутренний двигатель художника из Польши. В прошлом профессор кафедры живописи Краковской академии искусств, Хавинский продолжатель линии Бойса. Точно так же Павел покинул стены академии в прямом и переносном смысле ради тотального искусства, искусства, по силе, подобного религии.

Одной из самых знаменитых инсталляций, представлял собой обыкновенный стул, на сиденьи которого помещалась призма из животного жира, в которую наискось был воткнут нож.

Почтенную публику, посещавшую выставки в середине шестидесятых, весьма шокировал вид этих работ. «Настоящий немецкий профессор таких вещей не сделает», - возмущались критики.

«Мои работы останутся не понятыми, пока вместо восприятия только цвета и формы, зритель начнет обращать внимание на особенности материала», - отвечал им Бойс.

А жир (воск), по Бойсу - это символ животворящей силы человеческого организма и одновременно символ творческого процесса: превращения неопределенной бесформенной массы в любую форму.

Понятие «пластики» Бойс относит не только к изобразительному искусству, но и ко всему жизненному процессу человека. Пластика воплощает собой способность к творческому совершенствованию. «Теория пластики» Бойса зиждется на том, что художник должен формировать свое произведение «изнутри, подобно росту кости в организме человека».

Жизнь человека является (в идеале) непрерывным процессом созидания, и в этом смысле слова, любой человек - творец. Со свойственной ему бескомпромиссностью Бойс претворял эти принципы в жизнь. Поэтому в 1972 году, когда он был профессором дюсельдорфской Академии художеств, Бойс принял в свой класс всех желающих, а не только одобренных приемной комиссией студентов.


Утащено конкретно отсюда , спасибо artnight

Сантана Преап

Искусствовед, научная сотрудница Национального художественного музея Украины. Исследует перформативные практики в искусстве.

Инициация

Немецкий художник и акционист, один из главных теоретиков постмодернизма. Выступал за расширение традиционной концепции искусства: творческий процесс должен был охватить все сферы человеческой деятельности, стирая границу между искусством и жизнью. Бойс говорил о своем творчестве как об «антропологическом искусстве» и утверждал, что «каждый человек - художник».

Йозеф Бойс с детства мечтал быть медиком, увлеченно изучал труды по биологии, зоологии, а также по искусству и философии. Потому с приходом к власти в Германии национал-социалистической партии мальчик болезненно воспринимает публичное сожжение его так горячо любимых книг в школьном дворе и спасает из костра «Систему природы» Карла Линнея. В принудительном порядке вступает в гитлерюгенд, как-то раз убегает с цирком, где ухаживает за животными, во время войны становится летчиком люфтваффе. Такова биография Йозефа Бойса до чудесной метаморфозы, произошедшей с ним в марте 1944 года, когда советский истребитель сбил его самолет над Крымом.

По словам самого Бойса, его спасли кочевые татары, которые обмазали его тело жиром и завернули в войлок для сохранения тепла, и, очнувшись несколько дней спустя, он ощутил вкус меда во рту, которым его кормили. Реальна эта история или нет - не столь важно. Бойс создает личную мифологию и таким образом легитимирует себя как художник, очищаясь от предшествующего опыта. Именно в этот переломный момент Йозеф приходит к решению исцелять человечество с «кистью» в руке. Он проходит обряд инициации, перерождения, после которого из кокона рождается Бойс-художник.

Бойс создает личную мифологию и таким образом легитимирует себя как художник, очищаясь от предшествующего опыта.

Целительные свойства органических материалов

После войны Бойс в поисках новых художественных форм обращается к скульптуре. Возможно, данный вид искусства выбран им не случайно, ведь скульптура по сути своей — языческий идол, тотем, которому поклоняются, медиум, транслирующий идеи.

Использует он нетрадиционные материалы, обладающие специфическим запахом, органические, ассоциативно теплые, спасшие его самого: войлок, жир, мед. Художник концептуализирует особые свойства веществ. Например, животный жир — очень неудобное для высекания сырье, которое можно только переплавить или лепить при определенной температуре — метафора той плавности и осторожности, с которой должны происходить изменения в обществе. Войлок же обладает тепло- и звукоизоляционными свойствами. Бойс использует их в «Войлочном костюме» для обозначения его функции сохранения не только тепла тела, но и тепла духовного.

Использует он нетрадиционные материалы, обладающие специфическим запахом, органические, ассоциативно теплые, спасшие его самого: войлок, жир, мед.

Работа «Гомогенная инфильтрация для рояля» — отсылка художника к детям, которые вследствие принятия беременными лекарства с талидомидом имели мутации верхних конечностей. Здесь рояль находится в войлочном чехле, потому что это — музыка в потенциале, поскольку исполнять ее некому. Красный крест здесь — символ и медицины, и распятия, встречается во многих произведениях целителя. Как художник авангардистского толка Бойс разрабатывает собственный художественный язык, а также манифестирует и теоретизирует его. Потому всегда можно растолковать, о чем та или иная его работа.

Шаманские ритуалы

В 60-х Йозеф Бойс примыкает к «Флюксусу» — международному движению, целью которого было стереть границы между жизнью и искусством. Оттуда Бойс взял идею перформанса как медиума, но возвел в новую степень — мистический шаманский ритуал.

Одним из наиболее знаковых был перформанс «Как объяснять картины мертвому зайцу» 1965 года. Художник в золотой маске, атрибутами шамана и с намазанным на голове медом ходил с тушкой зайца, беседуя с ним о чем-то перед картинами. Перформанс часто ошибочно трактуется как мнение Бойса о том, что мертвый заяц поймет искусство лучше, чем обыватель. На самом деле Бойс выполнял ритуал, сеанс общения с нечеловеческими силами, воплощенными в тушке зайца. Но, в отличие от обычного шамана, Бойс — проводник и медиум, который не передает людям послание, а, наоборот, представляет перед высшими силами человечество, изъясняясь от его лица.

Опасный и непосредственный сеанс общения с нечеловеческими силами Йозеф Бойс устраивает с диким койотом в перформансе «Койот. Я люблю Америку, и Америка любит меня» (1974). Желая встретиться только лишь с истинным хозяином Америки, Бойс велел привезти себя, завернутого в войлок, прямо из аэропорта в нью-йоркскую галерею, где его ожидал койот, а по окончании встречи отвезти таким же образом обратно. За три дня хозяин прерий приручился вовсе как домашний пес, чему способствовал опыт работы Бойса в цирке. Художник разговаривал с диким койотом о том о сем, частенько подбрасывал ему почитать Wall Street Journal, провоцируя его рвать войлочное облачение, все сильнее обнажая человека под ним.

Диалог Бойса с койотом - конфликт природы и цивилизации, североамериканских индейцев и белого европейского завоевателя, история угнетения и властвования. Бойс возвращает время к моменту разрыва, пытаясь если не залатать, то указать на это место. А верная диагностика болезни - первый шаг к исцелению.

В отличие от обычного шамана, Бойс - проводник и медиум, который не передает людям послание, а, наоборот, представляет перед высшими силами человечество, изъясняясь от его лица.

Каждый человек - художник, или идея «социальной скульптуры»

Художник, шаман, политический активист, гуманист — Йозеф Бойс предложил новую концепцию роли художника, призванного изменить реальность больного послевоенного общества с помощью искусства.

Йозеф Бойс видел художника как преобразователя нравов общества, ведущего массы. Веря в анархический принцип «прямой демократии», Йозеф был ближе к тем самым кочевым татарам, которые спасли его. Так, кочевничество отрицает существование искусственно созданных государственных границ и, следовательно, военных конфликтов на этой почве.

«Когда люди спрашивают меня, являюсь ли я художником, я отвечаю: оставьте эти глупости! Я не художник. Точнее, я художник в той же степени, в какой является художником каждый человек, не больше и не меньше». Такова интерпретация Бойсом созданной им же концепции «социальной скульптуры», слепленной с помощью каждого отдельного гражданина по принципу «прямой демократии». «Социальная скульптура» занимает объем в пространстве не трехмерном, как традиционная, а меняет реальность дискурсионного поля.

Йозеф Бойс (нем. Joseph Beuys, 12 мая 1921, Крефельд, Германия - 23 января 1986, Дюссельдорф, Германия) - немецкий художник, один из главных теоретиков постмодернизма.

Йозеф Бойс родился 12 мая 1921 в Крефельде в семье торговца Йозефа Якоба Бойса (1888-1958) и Йоханны Марии Маргарет Бойс (1889-1974). Осенью того же года семья переехала в Клеве, промышленный город Нижнего Рейна (Германия), недалеко от голландской границы. Там Йозеф посещал начальную католическую школу, а затем гимназию. Учителя сразу заметили у мальчика талант к рисованию. Кроме того, он брал уроки игры на фортепиано и виолончели. Несколько раз посещал мастерскую фламандского живописца и скульптора Ачиллеса Муртгата.

Еще во время школьного обучения Бойс изучил массу художественной литературы: трактаты основателя антропософии Штейнера, произведения Шиллера, Гете, Шопенгауэра и Новалиса, труды по медицине, искусству, биологии и зоологии. По словам Бойса, 19 мая 1933 г. (т. е. в тот период, когда нацистская партия начала устраивать массовые акции по сжиганию неугодной литературы) во дворе своей школы он спас книгу «Система природы» Карла Линнея «… из этой большой, пылающей кучи».

В 1936 году Бойс стал членом Гитлерюгенд. Всё больше детей и подростков состояло в партии, так как членство в ней стало обязательным. Он участвовал в митинге в Нюрнберге в сентябре 1936 года, когда ему было всего 15 лет.

В 1939 году он работал в цирке и заботился о животных в течение года. Школу окончил весной 1941 года. Война уже охватила весь мир.

В 1941 году Бойс ушел добровольцем в Люфтваффе. Военную службу он начал в качестве радиста в Познани под командованием Хайнца Сайльмана. Они оба посещали лекции по биологии и зоологии в местном университете. В это же время Бойс начал серьезно рассматривать карьеру художника.

В 1942 году Бойс был дислоцирован в Крыму. С 1943 он стал задним стрелком бомбардировщика Ju 87. В рисунках и эскизах этого времени, дошедших до наших дней, уже проявился его характерный стиль. Началом его «личной мифологии», где факт неотделим от вымысла, послужила дата 16 марта 1944 года, когда его самолет был сбит над Крымом у деревни Фрайфельд Тельмановского района.

Это событие стало отправной точкой в карьере художника: «Последнее, что я помню, было то, что было уже слишком поздно, чтобы прыгать, слишком поздно для того, чтобы открыть парашют. Наверное, это было за секунду до удара о землю. К счастью, я не был пристёгнут. - Я всегда предпочитал свободу от ремней безопасности… Мой друг был пристёгнут, и его разорвало на части при ударе - не осталось почти ничего, что было похоже на него. Самолет врезался в землю, и это спасло меня, хотя я и получил травмы костей лица и черепа… Тогда хвост перевернулся и я был полностью похоронен в снегу. Татары нашли меня день спустя. Я помню голоса, они говорили „Вода“, войлок из палаток, и сильный запах топленого жира и молока. Они покрыли мое тело жиром, чтобы помочь ему восстановить тепло, и обернули меня в войлок, чтобы сохранить тепло».

В то же время очевидцы утверждают, что пилот умер вскоре после аварии, Бойс же был в сознании и был обнаружен поисковой командой. В деревне в то время никаких татар не было. Хотя это не противоречит словам Бойса, который всегда говорил, что его биография была предметом его собственной интерпретации. Но главное, что данная история является мифом происхождения художественной личности Бойса и даёт ключ к толкованию использования им нетрадиционных материалов, среди которых войлок и жир занимают центральное место. Бойс был доставлен в военный госпиталь, где оставался в течение трех недель с 17 марта по 7 апреля.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

12 мая – день рождения немецкого художника Йозефа Бойса. Он родился в 1921 году, а умер – в 1986-м. Несмотря на то, что с его смерти прошло почти тридцать лет, он все еще не оставляет нас равнодушными. Причина тому – провокация, которую он создавал.

Йозеф Бойс родился в семье торговца Йозефа Якоба Бойса. Будущий художник посещал католическую школу, затем гимназию. Он хорошо рисовал с детства, любил читать художественную литературу. Но художником решил стать после Второй мировой войны, в которой принимал участие: он добровольцем ушел на фронт, начал военную службу в качестве радиста, но скоро стал стрелком бомбардировщика. В 1944 году истребитель Бойса разбился над крымской деревней. И это стало своеобразным прозрением для художника: «Последнее, что я помню, было то, что было уже слишком поздно, чтобы прыгать, слишком поздно для того, чтобы открыть парашют. Наверное, это было за секунду до удара о землю. К счастью, я не был пристёгнут. Я всегда предпочитал свободу от ремней безопасности… Мой друг был пристёгнут, и его разорвало на части при ударе - не осталось почти ничего, что было похоже на него. Самолет врезался в землю, и это спасло меня, хотя я и получил травмы костей лица и черепа… Тогда хвост перевернулся, и я был полностью похоронен в снегу. Татары нашли меня день спустя. Я помню голоса, они говорили «Вода», войлок из палаток, и сильный запах топленого жира и молока. Они покрыли мое тело жиром, чтобы помочь ему восстановить тепло, и обернули меня в войлок, чтобы сохранить тепло».

Эту историю можно назвать легендой – по словам очевидцев, дела обстояли несколько иначе: пилот умер не сразу, а Йозеф был в сознании и был обнаружен поисковиками. К тому же татар в деревне в то время не было. Так или иначе, обвинять Бойса во лжи у нас нет оснований: он всегда говорил, что его биография – предмет его интерпретации. Но именно эта полумифическая история – ключ к разгадке художника Йозефа Бойса. Там, в крымской степи, где был подбит самолет Бойса, берут свое начало произведения художника. Бойс – шаман. Он, конечно, не бегал с ритуальным бубном вокруг костра, но в его искусстве доминируют именно «шаманские» мотивы. Примитивные рисунки, инсталляции с мертвыми животными, скульптуры из жира и войлока – всё это дело рук Бойса и отголосок «крымской легенды». Художник, кстати, и сам называл свои работы «шаманством». Работы Бойса – протест современному ему миру.

Сибирская симфония

Впервые инсталляцию художник представил в 1963 году в академии художеств Дюссельдорфа. Бойс играет на препарированном пианино. Мертвый заяц с вырезанным сердцем приколот к школьной доске. Треугольники из жира и войлока также приколоты к школьной доске. На доске – надписи на немецком.

Как объяснить картины мертвому зайцу

В ноябре 1965 года Бойс устроил в дюссельдорфской галерее Шмела трехчасовой перформанс: голова художника покрыта медом и золотой фольгой, на руках у него – тушка зайца. Бойс перемещается по галерее и объясняет зайцу свои работы, «говорит» с ним.

Сани

Сани, войлочное одеяло, кусок жира, фонарь. Такую инсталляцию представил в 1969 году в галерее Уолкера в Ливерпуле Бойс. Здесь невооруженным взглядом можно усмотреть историю спасения художника из холодной и заснеженной крымской степи. Инсталляция состояла из пятидесяти саней – Бойс считал, что шанс спастись должен быть у каждого.

Войлочный костюм

Просто костюм. Без пуговиц. Йозеф Бойс изначально объявил войну прагматизму. Он говорил, что главная задача войлока – сохранение тепла (опять отголосок крымской степи). Но тут для Бойса важным было именно тепло духовное, защита от холода современности. В костюме он участвовал в политическом перформансе «Акция мертвой мыши/Обособленная часть» в Дюссельдорфе в 1970 году. Перформанс был протестом против войны во Вьетнаме.

Олень при вспышке молнии

В музее современного искусства во Франкфурте-на-Майне в 1958 году появилась эта работа Йозефа Бойса. Шестиметровая бронзовая фигура, расширяющаяся книзу, — разряд молнии. Разбросанные внизу алюминиевые фрагменты – олень. Также тут присутствует коза, некие праживотные и даже полуостров на северном побережье Америки. Автор хотел показать эволюцию мира и отношения природы и культуры.

Я люблю Америку, Америка любит меня

Койот – символ первобытной Америки. И Бойс хотел познакомиться именно с ней, избегая Америки цивилизованной. В 1974 году в нью-йоркской галерее Рене Блока Бойс устроил свое знакомство. Ещё в самолете он окутался войлоком, на носилках его перенесли в карету скоро помощи и доставили в галерею, где был оборудован специальный «загон» с койотом. Там он провел три дня, общаясь с животным. Бойс провоцирует койота, тот нападает, рвет войлок. Он пытался создать чувство единения со зверем. Напоследок художник обнял койота, лег на носилки и укатил на той же карете скорой в аэропорт, так и не ступив на землю «цивилизованной» Америки.

7000 дубов

В 1982 году к выставке «Documenta 7» в немецком городе Кассель, Йозеф Бойс создал гору из 7 тысяч базальтовых плит. Убрать её, по задумке автора, можно было только одним единственным образом – посадить столько же дубов через всю Европу, от Германии и до России, сопровождая каждое дерево плитой. Художник хотел заезжать в каждый город по пути и убеждать местных жителей самим посадить дуб. Закончить проект сам Бойс уже не успел, но через пять лет, как раз к выставке «Documenta 8», проект был завершен.

Текст: Анна Симонаева