Индоевропейская общность определение. Генетические маркеры индоевропейцев

Происхождение индоевропейцев

Лысенко Николай

Индоевропейцы, как социально-культурная общность, вызывают неподдельный интерес уже не одно десятилетие. Но остаётся множество неразрешённых проблем, порождающих острые споры. Идут дискуссии об их происхождении, путях расселения. Нет даже общепринятого определения термина "индоевропейцы".

Суммируя накопленные знания, можно лишь постулировать, что под определение индоевропейцев попадает большая группа людей, говорящая на близкородственных языках (возможно имеющих единое происхождение), относящаяся к европейской или кавказской расе. Для данного сообщества характерны гаплогруппы R1a и R1b, его представители используют определённые стратегии выживания и жизнеустройства, а их религиозные взгляды имеют общее прошлое и сходную эволюцию. Только по совокупности всех этих признаков можно выделить индоевропейцев в некую отдельную общность. Нельзя забывать, что их этногенез длится уже тысячелетия, продолжается и в настоящее время. Массовые миграции, культурный обмен, завоевания казалось бы должны навсегда стереть контуры того первоначального ядра, которое и породило данную этническую группу. Но нет. Без использования этого понятия невозможно развитие социальных, исторических и иных наук.

Индоевропейцы как единое целое стали восприниматься в 19 веке, когда стало ясно, что языки многих народов, разбросанных по всему миру, имеют сходную грамматику, фонетику и т. д. Стали искать лингвистическую прародину этого сообщества. Детально анализировались структура и строй языков, закономерности их развития и взаимодействия с иными этническими группами. Привлекались археологические, климатические и генетические данные. Изучались литературные источники и устное творчество. Использовались даже математические программы, описывающие расселение вирусов. Оказалось, что патогенные организмы и языки распространяются одинаково. В настоящее время большинство учёных сошлось во мнении, что индоевропейский праязык сформировался в Передней Азии в конце последнего оледенения. Именно здесь должна была сконцентрироваться значительная часть населения, вытесненная ледником из Европы. Сюда же прибывали и пастушеские племена с юга, в том числе и из Сахары. Постепенное потепление меняло воздушные потоки, иссушая север Африки, а потом и Ближний Восток. Всё это гнало животных и людей на север, вдоль побережья Средиземного моря. Этому же способствовал и подъём уровня Мирового океана. В частности, покрывались водой земли, ставшие дном Персидского залива. Таким образом, на территории современной Турции скопилось большое количество пастушеских и охотничьих племён. Европа тогда была малопригодна для жизни, а оазисы в Междуречье и в соседних регионах прочно освоили оседлые народы. Лишь сочные пастбища и леса Анатолии могли дать приют стадам крупнорогато скота и большим диким животным. Здесь сформировался "плавильный котёл" где и возникли индоевропейские языки. Найдены и вторичные центры лингвистического этногенеза: Балканы, Среднестоговская культура.

В указанный период складывался и характерный для индоевропейцев антропогенный тип людей. Самые древние пласты мифологии многих индоевропейских народов свидетельствуют о борьбе и последующем объединении двух могучих этносов. Чаще всего это богоподобные Асы и Ваны. Асы были воинами и охотниками, Ваны - хлеборобами, животноводами и рыбаками. Первые поклонялись солнцу, вторые - воде. Эти персонажи присутствуют в германских сагах, индоиранских ведах, в самоназваниях многих народов и топонимах. В качестве одного из многочисленных примеров можно привести название озера Ван, берега которого считаются родиной в преданиях многих народов. Здесь часто встречаются вишапы - каменные рыбы или драконы. Эти ритуальные объекты олицетворяли плодородие. А вся индоевропейская символика основана на вечном противостоянии солнечного божества в виде спирали или свастики и владыки подводного мира.

Кем же были эти легендарные первопредки? Здесь мы можем лишь строить гипотезы, основанные на многочисленных фактах, полученных наукой в последние годы. Об индоевропейцах известно, что у них ещё в глубокой древности возникло скотоводство. Причём и археология, и мифология свидетельствует о том, что они отдавали предпочтение крупнорогатому скоту. У них же возникла и мутация, позволяющая потреблять молоко во взрослом состоянии. Обладали они и навыками земледелия. Следовательно, в этногенезе индоевропейцев должна присутствовать группа людей, участвовавшая в неолитической революции. Известно, что доместикация животных и освоение навыков растениеводство происходило одновременно в разных местах. Установлено, что одним из мест приручения крупнорогатого скота была Сахара в период её высыхания. И люди, и животные скапливались у всё более редких водоёмов, жажда сближала. Позже пастушеские племена неизбежно должны были мигрировать либо к экватору, либо в северном направлении. Группы пастухов достигали Малой Азии и оседали здесь. Можно проследить цепочку культур, генетически связанных между собой: Тассилин-Аджер; Гёбекли-Тепе; Чатал-Хююк - от Сахары до окрестностей современного турецкого города Конья. Сходство проявляется в религии, искусстве, организации быта. Даже в сказках имеются аналогичные сюжеты. Герой, целующий принцессу, сидящую высоко в тереме имеется как в древнеегипетском, так и в современном европейском эпосе. Именно эти культурные общности большинство исследователей соотносят с предками индоевропейцев. Проблема лишь в том, что их представители по большей части относились к средиземноморскому типу людей. Одновременно на тех же территориях формировались предки хурритов и хаттов. Попутно следует отметить то, что пастухи со стадами крупнорогатого скота из Сахары двигались и на юг. Среди кочевников-животноводов Центральной Африки сохранилась традиция создавать гекатомбы - забивать и хоронить скот с умершим хозяином. Тот же обычай мы обнаруживаем у древних греков, скифов и других индоевропейских народов. У эфиопского племени хамер популярны игры с быком. Здесь обнаруживаются прямые аналогии со средиземноморскими культурами.

Какой же этнос следует считать вторым "предком" индоевропейцев? От кого у большинства из них светлые глаза и кожа, высокий рост и многое другое. Лучше всего на эту роль подходят кроманьонцы. Но не следует думать, что эти древние охотники на крупную дичь жили исключительно в Европе. Следуя за стадами животными, они перемещались по степям Евразии. А в отдельные периоды Великого оледенения и вовсе вытеснялись на узкую полосу вокруг Средиземного моря. Расселялись эти люди не только в европейской, но в азиатской и африканской частях данного водоёма, основательно к этому времени мелевшего. О белом населении Ливийской пустыни упоминают древнеегипетские хроники, с ним столкнулись европейцы на Канарских островах, да и сегодня многие группы берберов несут в себе черты кроманьонцев. Недавно найденные в южном Египте близ деревни Курта наскальные рисунки каменного века поразительно напоминают аналогичные произведения из испанских и французских пещер. Недаром их назвали африканской Альтамирой. Подобные рисунки найдены на севере Ливии, на Сицилии.


Таким образом, по мере завершения ледникового периода охотники кроманьонского типа имели длительные контакты с первобытными земледельцами и скотоводами, близкими по происхождению с протохурритами и протохаттами. Причём, взаимодействие между ними происходило на территории Северной Африки, Ближнего Востока, Малой Азии и Европы. Так формировалась индоевропейская общность.

Данный вывод подтверждается и генетическими исследованиями. Среди индоевропейцев распространены субклады из гаплогрупп R1a и R1b. Следует подчеркнуть, что связь между языками и данными генетики можно обнаружить лишь в огромных массивах информации, собранных по определённым правилам. Частные примеры могут и противоречить общему мейнстриму. Так у карачаевцев, осетин - дигорцев и отдельных сообществ адыгов преобладает "хаттская" гаплогруппа G1, но говорят они на языках из совершенно разных языковых групп. Но в целом связь между этими показателями математически доказана. Первой около 16 тыс. лет назад в Малой Азии или на Ближнем Востоке появилась R1b. Точнее установить невозможно, так как генетическая информация в человеческих сообществах распространяется не всегда радиально. В настоящее время эта гаплогруппа чаще всего встречается вокруг Средиземного моря. Её распространение вглубь Азии, Африки и Европы, на другие континенты вторично. В целом это хорошо согласуется с предложенным ранее этногенезом индоевропейцев. Гаплогруппа R1a возникла из R1 несколько позже в Северном Причерноморье. Постепенно её носители расселились в Европе, достигли Китая, Индии, Ирана, Египта. Кто же из предков индоевропейцев изначально нёс в себе R1. Пока это установить невозможно. Но мы знаем, что кроманьонское население Евразии и Африки не просто кочевало за стадами животных. Оно создавало грандиозные культурные общности, отличалось воинственностью. Сталкиваясь с мирными земледельцами и животноводами неолита, эти люди неизбежно доминировали в возникающих синкретических сообществах. Их мужчины передавали свою генетическую информацию большему числу женщин. Поэтому гаплогруппу R1 c большой вероятностью можно связать с потомками кроманьонцев. Менее распространённые среди индоевропейцев I и J, возможно, были привнесены оседлым населением Передней Азии. В то же время ядро индоевропейских языков, скорее всего, сформировалось именно в среде малоазиатских племён, переживающих неолитическую революцию. Их мышление и речь, обогащённые всё усложняющимся социальным устройством, несомненно, оказывали значительное влияние на быт охотников. Это подтверждается примерами и из других эпох. Например, тюрки-болгары после завоевания славян постепенно забыли свой язык. индоевропеец раса общность эволюция

Каждая этническая группа избирает собственную стратегию выживания и жизнеустройства. Проходят тысячелетия, меняются формы общественной организации и способы производства, но те же угрофины по своей сути остаются лесными жителями. Тюркские народы, сформировавшись в степной зоне, даже проживая в мегаполисах, по мировоззрению во многом являются кочевниками. Ещё более уникальны жители пустыни и тундры. Индоевропейцы издревле специализировались на крупных животных. Вначале они на них охотились, позже приручали. Конечно, попутно использовались овцы, козы, свиньи, птица и так далее. Просто данный этнос всегда выбирал такие экологические ниши, где свободно разводился крупнорогатый скот, лошади. Быки и коровы обожествляются во всех индоевропейских культурах. В архаичной Греции Гера, супруга Зевса, имела облик "бурёнки". Священный статус в Индии коровы приобрели с приходом туда ариев. Климатические изменения, демографические процессы часто заставляли индоевропейцев перемещаться со своими стадами на огромные расстояния. Они всегда были великими путешественниками. А это в свою очередь это стимулировало товарообмен, способствовало эволюцию техники и технологий. А вот земледелие у них иногда угасало. Это немыслимо для оседлых культур Междуречья, Инда, Меконга, Нила, Хуанхэ.

Наиболее ярко эти тенденции проявили на примере освоения лошади. Археологические данные свидетельствуют о том, что первыми это сделали индоевропейцы. Возможно, это были носители Среднестоговской культуры. Могли существовать и другие центры доместикации. Существовало мнение, что коня приручили в Междуречье или в горах Загроса. Но авторам подобных теорий следует задать вопрос, а существовали ли там эти животные. Там жили ослы, которых и освоили ранние цивилизации. А вот тарпаны водились в Великой степи от Центральной Европы до Монголии. Кроманьонское население этих пространств издревле охотилось на лошадей, некоторые группы даже специализировались на них. Естественно они неоднократно приручались людьми, но необходимость в их одомашнивании не возникала до прихода с юга оседлых животноводов и земледельцев. Именно хозяйственная целесообразность и потребность в перемещении на огромные расстояния способствовала доместикации лошади. Объединение жизненных парадигм различных этносов создавало совершенно новую социально-культурную реальность. Жители степей делились умением выживать на открытых пространствах, охотничьими и воинскими традициями. Они являлись донорами особого антропогенного типа - людей рослых и сильных, оптимально приспособленных к существованию в лесостепи. Южане приносили навыки оседлой жизни, агрокультуру, ремёсла, более совершенный язык.

Религиозные представления относятся к наиболее устойчивым категориям человеческого бытия. Их основы сохраняются тысячелетиями. И очень непросто выделить те пласты верований, которые объективно сопрягаются с индоевропейской общностью. Многие авторы считают богов индоевропейскими лишь на том основании, что их имена имеют общие корни в греческом, русском, санскрите и т. д. Но надо учитывать и то обстоятельство, что религиозная традиция, к которой относится то или иное божество, может быть очень древней. Она способна включиться в духовную жизнь самых различных народов, претерпевая лишь чисто внешние изменения. Необходимо выделить трансцендентную традицию, которая однозначно связана с индоевропейскими этносами. Изначально следует отбросить магию, анимизм, анимализм, обожествление сил природы. Эти воззрения возникли ещё в среднем палеолите, и в той или иной форме встречаются во всех культурах. Это должна быть религия, максимально соответствующая образу жизни и интеллектуальным исканиям индоевропейцев в течение длительного периода их этногенеза.

Индоевропейцы издревле занимали открытые пространства Евразии от зоны лесов до полупустынь. Эти территории подвержены постоянным климатическим изменениям, здесь активно протекают процессы в человеческих формациях. Такой образ жизни подразумевает постоянные перемещения, а, следовательно, и твёрдую привязку к пространственным и временным координатам. Лесной охотник следует за дичью, земледелец выполняет работы по мере наступления определённых фаз у растений. И лишь мигрирующему пастуху ежедневно необходимо иметь "календарь" и "компас". Мало того, он должен уметь предвидеть и будущее. Иначе его стада просто погибнут от засухи или холода. Лучшей точкой отсчёта является обращения Земли вокруг Солнца. Светило, в зависимости от времени года, всегда восходит и заходит в определённых точках земной поверхности. Вероятно, ещё охотники палеолита в Европе умели определять время летних и зимних солнцестояний. Ведь они зависели от крупных диких животных, которые весной уходили на север, а зимой возвращались обратно. Древняя живопись обнаруживается лишь в тех пещерах, которые освещаются в период солнцеворотов. Позже этот эффект использовался при строительстве тоннельных гробниц, храмов солнца. Алтарь там освещался лишь в определённые периоды года.

Все культуры, от глубокой древности до средневековья, достоверно связанные с индоевропейцами, обычно сопровождаются кромлехами определённого вида. Это установленные по кругу камни или брёвна. Они были ориентированы по солнечным периодам, служили и обсерваторией и храмом. Имеются грандиозные постройки, вроде знаменитого Стоунхенджа. А были и временные сооружения. Неизменно лишь одно - индоевропейские сообщества не могли существовать без них. Вся их религиозная жизнь была жестко привязана к календарю. Изображения календарей мы находим на сосудах, головных уборах и каменных плитах. Год начинался с летнего или зимнего солнцестояния, были отмечены осенние и весенние равноденствия, с ними соотносились праздники в остальные месяцы. Следы этих языческих торжеств впитали в себя даже христианство и ислам. Весь мир вовлекался в вечный круговорот (колесо Сансары). Каждое утро солнечное божество начинало свой путь по небу, даруя людям порядок и блага, а ночью уходило под океан, где билось с водным чудовищем. Были и годовые циклы, которые в умеренных широтах проявляются ярче. В трудные периоды люди помогали богу в его борьбе (отсюда и бурные зимние празднества у всех индоевропейских народов). В остальное время они сами обращались за помощью к высшему существу. Но самое главное заключается в том, что жрецы вступали в сотворчество с богом и, казалось, управляли временем. Ведь скотовод в степи сам решал, куда и когда ему идти. Общаясь напрямую с божеством, он быть, может впервые осознал себя хозяином своей судьбы. Понятно, что солнечному божеству поклонялись не только индоевропейцы. Но именно они понимали божественный промысел как вечный круговорот борьбы светлого и тёмного начал, как источник порядка, формализующего всю человеческую жизнь. Понятно, что в силу различных социальных процессов эти воззрения неоднократно становились достоянием и других этносов. Но именно в среде индоевропейцев они бытовали тысячелетия, стали основой их мировоззрения. На Руси христианство существует уже более 1000 лет, но Купала, солнечный праздник с корнями в палеолите по сию пору будоражат умы людей. Ему предшествует русалья неделя. А водные девы изначально были драконами.


Если проследить распространение кромлехов по миру, то самые древние из них располагаются в Северной Африке (Набта-Плая 15 тыс. лет назад). Через 5 тыс. лет они появились на Ближнем Востоке - Гёбекли-Тепе. Данная культура генетически связана с Чатал-Хююк, которую исследователи относят к протоиндоевропейской. На "гёбеклинских" стелах часто изображались орлы, терзающие людей на высоких башнях. Этот сюжет характерен для индоевропейцев и даже вошёл в религиозные практики иранских ариев в виде зороастризма. Дальнейшее распространение кромлехов по Европе и Азии связано с миграциями индоевропейских племён: Караундж (Армения); Гозекский круг (Германия); Аркаим (Россия); Стоунхендж (Великобритания). Получается, что ядро религиозных воззрений индоевропейцев сформировалось задолго до выделения их языка. И вероятно произошло это в северной Африке в период завершения последнего ледникового периода. Мигрируя на север, носители этой парадигмы приняли участие в формировании индоевропейской общности. Всё это согласуется с приведёнными ранее данными генетики, археологии, антропологии, мифологии.

Список используемой литературы

  • 1. Лысенко Н.Ф. Развитие сельского - хозяйства и перерабатывающей промышленности Кубани. - Краснодар: Кубанькино, 2006. C 54 - 156.
  • 2. Лысенко Н.Ф. Религии Северо - Западного Кавказа. Учебное пособие. - Майкоп: Полиграф Адыгея, 2007. С 12 -96.
  • 3. Лысенко Н.Ф. Древнее христианство Западного Кавказа (сборник статей) "Вопросы истории Поурупья". Выпуск 1.

ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ, индоевропейцев, ед. индоевропеец, индоевропейца, муж. Народности, нации, говорящие на индоевропейских языках. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ, ев, ед. еец, ейца, муж. Общее название племён предков современных народов, говорящих на языках индоевропейской семьи. | прил. индоевропейский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

индоевропейцы - ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ, ев, мн (ед индоевропеец, ейца, м). Общее название племен предков народов, говорящих на языках индоевропейской семьи языков; люди, принадлежащие к этой группе племен. Индоевропейцы говорили на древних языках Азии и Европы, к которым … Толковый словарь русских существительных

Мн. Народы Европы, Передней Азии, Индостана, говорящие на родственных языках. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

индоевропейцы - индоевроп ейцы, ев, ед. ч. еец, ейца, твор. п. ейцем … Русский орфографический словарь

Индоевропейцы - (англ. Indo Europeans), языковая семья, происхождение которой, по видимому, связано со степями. Индоевропейские языки широко распространились в ходе переселения народов 2 го тысячелетия до н.э. в Европе, а также в Иране, Индии, временно также … Археологический словарь

Индоевропейцы Индоевропейские языки Анатолийские · Албанский Армянский · Балтские · Венетский Германские · Иллирийские Арийские: Нуристанские, Иранские, Индоарийские … Википедия

Индоевропейцы Индоевропейские языки Албанский · Армянский Балтийские · Кельтские Германские · Греческий Индоиранские · Романские Италийские · Славянские Мёртвые: Анатолийские · Палеобалканск … Википедия

Индоевропейцы Индоевропейские языки Анатолийские · Албанский Армянский · Балтские · Венетский Германские · Иллирийские Арийские: Нуристанские, Иранские, Индоарийские … Википедия

Книги

  • Индоевропейцы , О. Шрадер. Вниманию читателей предлагается книга известного немецкого языковеда и историка Отто Шрадера, цель которой автор видел в том, чтобы собрать воедино все научные сведения в области…
  • Индоевропейцы , Шрадер О.. Вниманию читателей предлагается книга известного немецкого языковеда и историка Отто Шрадера (1855-1919), цель которой автор видел в том, чтобы собрать воедино все научные сведения в области…

Формирование народов. Конец былого равенства людей. В результате нарушается прежнее, в основном равномерное, развитие человеческого общества на огромных пространствах Европы, Азии, Африки. Новые возможности, появившиеся тогда у людей, позволяют им лучше, эффективней использовать природные преимущества той местности, в которой они обитали. И напротив, там, где природа и климат были суровы, людям было труднее использовать новые замечательные достижения.

Отныне различными становятся темпы развития отдельных районов мира. Быстрее всего развивались те местности, где были мягкий климат и плодородные почвы, где земледельцы могли получать громадные урожаи. Это происходило в Передней Азии, Северной Африке (долина Нила), Средиземноморье, Индии, Китае. Почти одновременно в степных районах Восточной Европы, Сибири, Дальнего Востока шло формирование кочевых скотоводческих обществ.

И у земледельцев, и у кочевников быстро росло население, накапливались богатства. Появилась возможность для выделения из состава родовых общин отдельных семей, которые могли самостоятельно обеспечивать свое существование. В прошлое уходило былое равенство людей времен родоплеменного строя.

Вожди племен, старейшины, воины имели возможность получить в свои руки лучшие земли для пахоты и пастбища, собрать в своих руках большие богатства, нанять людей, чтобы защитить и умножить эти богатства, организовать их захваты на чужих территориях. Дело шло к созданию государств.

Еще в период неолита зародились в плодородных долинах рек Передней Азии (Евфрат и Тигр), Египта (Нил), Индии (Инд). Позже, уже в бронзовом веке, возникли государства в Китае, Средиземноморье, у некоторых кочевых народов Европы и Азии.

Медленнее шло развитие на юге Европы и совсем медленно на севере и востоке этого континента, на обширных просторах Азии. На несколько тысяч лет позже здесь произошел переход от охоты, рыболовства, собирательства к земледелию и скотоводству. Жители этих мест отставали от обитателей юга во всем: в типе орудий и оружия, утвари, жилищах, религиозных обрядах и даже украшениях.

Складывание народов . Различия в развитии человечества повлияли и на формирование отдельных больших групп людей, говоривших на своих особых языках, имевших свои особые обычаи и даже внешние отличия.

Так, на северо-востоке Европы, в Зауралье, Западной Сибири стал складываться тип людей, которые стали предками угрофинских народов .

В Восточной Сибири на безраздельных степных пространствах Азии, в зоне появления пастушеских племен стали формироваться предки будущих монгольских и тюркских народов .

На юго-востоке Европы и сопредельных территориях складывались земледельческо-скотоводческие племена, которые стали предками будущих индоевропейцев .

В районе Кавказа начали формироваться кавказские народы .

Во всех этих группах племен Евразии шел бурный рост населения. Им становилось тесно на прежних территориях, а земля была велика, обильна и прекрасна. Люди поняли это очень давно. Они продолжали перемещаться с места на место в поисках лучшей доли. А это значит, что уже в те времена начинается не только обособление больших групп населения Земли, но и их смешение.

Данному процессу способствовали начавшийся обмен продуктами питания, орудиями труда, оружием, ознакомление с производственным опытом друг друга. Война и мир продолжали идти рядом по нашей планете.

Индоевропейцами ученые называют древнее население огромных территорий Европы и Азии, которые дали начало многим современным народам мира, в том числе русским и другим .

Где была древняя прародина индоевропейцев ? И почему древних предков большинства народов Европы, в том числе славян, называют индоевропейцами? Большинство ученых считают, что такой прародиной стал большой район Юго-Восточной и Центральной Европы, в частности Балканский полуостров и предгорья Карпат, и, вероятно, юг России и Украины. Здесь, в омываемых теплыми морями частях Европы, на плодородных почвах, в прогретых солнцем лесах, на покрытых мягкой изумрудной травой горных склонах и долинах, где текли неглубокие прозрачные речки, и складывалась древнейшая индоевропейская общность людей. Существуют и другие точки зрения на место прародины индоевропейцев.

Когда-то люди, принадлежавшие к этой общности, говорили на одном языке. Следы этого общего происхождения до сих пор сохранились во многих языках народов Европы и Азии. Так, во всех этих языках есть слово «береза», обозначающее либо дерево вообще, либо название самой березы. Немало в этих языках и иных общих названий и терминов.

Индоевропейцы занимались скотоводством и земледелием, позднее стали выплавлять бронзу.

Примером поселений индоевропейцев стали остатки древнего поселка в районе среднего течения Днепра у села Триполье, относящиеся к 4—3-му тысячелетию до н. э.

«Трипольцы» жили уже не в землянках, а в больших деревянных домах, стены которых для тепла обмазывались глиной. Глиняным был и пол. Площадь таких домов достигала 100—150 м2. В них жили большие коллективы, возможно, родовые общины, разделенные на семьи. Каждая семья обитала в отдельном, отгороженном отсеке с печью из обожженной глины для обогревания и приготовления пищи.

В центре дома располагалось небольшое возвышение — жертвенник, где «трипольцы» совершали свои религиозные обряды и жертвоприношения богам. Одной из главных считалась богиня-мать — покровительница плодородия. Дома в поселке часто располагались по кругу. Поселение состояло из десятков жилищ. В центре его располагался загон для скота, а само оно было огорожено от нападений людей и хищных зверей валом и частоколом. Но удивительно, что в поселениях «трипольцев» не обнаружено остатков оружия — боевых топоров, кинжалов и других средств обороны и нападения. А это значит, что здесь обитали в основном мирные племена, для которых война еще не стала частью жизни.

Основным занятием «трипольцев» были земледелие и разведение домашних животных. Они засевали большие пространства земли пшеницей, ячменем, просом, горохом; обрабатывали поле мотыгами, собирали урожай при помощи деревянных серпов со вставленными в них кремниевыми вкладышами. «Трипольцы» разводили рогатый скот, свиней, коз, овец.

Переход к земледелию и скотоводству значительно продвинул вперед хозяйственную мощь индоевропейских племен, способствовал росту их населения. А приручение лошади, освоение бронзовых орудий труда и оружия сделали индоевропейцев в 4 — 3-м тысячелетии до н. э. более легкими на подъем в поисках новых земель, более смелыми в освоении новых территорий.

Расселение индоевропейцев. С юго-востока Европы и началось распространение индоевропейцев по просторам Евразии. Они двинулись на запад и юго-запад и заняли всю Европу до Атлантики. Другая часть индоевропейских племен распространилась на север и восток. Они заселили север Европы. Клин индоевропейских поселений врезался в среду угрофинских народов и уткнулся в Уральские горы, дальше которых индоевропейцы не пошли. На юге и юго-востоке они продвинулись в Малую Азию, на Северный Кавказ, в Иран и Среднюю Азию, расселились в Индии.

В мифах и сказках народов Индии сохранились воспоминания об их древнейшей северной прародине, на севере же России до сих пор существуют названия рек и озер, восходящие к санскриту — древнему языку Индии.

В ходе переселений 4—3-го тысячелетий до н. э. индоевропейская общность, занявшая огромные земли от Западной Европы до Индии (отсюда и название), стала распадаться. В условиях постоянного движения, освоения новых территорий, индоевропейские племена все больше отдалялись друг от друга.

Воинственные, энергичные индоевропейцы приходили туда, где уже жили другие народы. Эти вторжения носили далеко не мирный характер. Задолго до того, как на территории Евразии появились первые государства, армии, начались войны, наши древние предки боролись за удобные земли, щедрые рыбные угодья, богатые зверем леса. На месте многих древних стоянок различимы следы пожара, жарких схваток: там обнаружены черепа, кости, пробитые стрелами и проломанные боевыми топорами.

Индоевропейцы и предки других народов. Уже в период расселения индоевропейцев началось их взаимодействие и смешивание с другими племенами. Так, на северо-востоке Европы они соседствовали с предками угрофиннов (сейчас к ним относятся многие рос-сийские народы — мордва, удмурты, мари, коми, а также венгры, эстонцы и финны).

В Азии и Европе индоевропейцы сталкивались с предками тюрков и монголов (их потомками из российских народов являются татары, башкиры, чуваши, калмыки, буряты и др.).

В районе Северного Урала располагались предки уральских народов. В Южной Сибири сложились древние алтайцы.

Бурные процессы протекали на Кавказе, где формировалось население, говорившее на кавказских языках (древние жители Дагестана, Адыгеи, Абхазии).

Поселившиеся в лесной зоне индоевропейцы вместе с другими здешними обитателями осваивали скотоводство и земледелие лесного типа, по-прежнему развивали охоту и рыболовство. Здешнее население, жившее в суровых условиях леса и лесостепи, отставало от набиравших быстрые темпы развития народов Средиземноморья, юга Европы, Передней Азии, Египта. Природа в это время являлась главным регулятором человеческого развития, а она была не в пользу севера.

Чтобы представить, откуда могли прийти индоевропейцы и какими путями распространиться по Евразии, необходимо воспользоваться знаниями археологии, истории, лингвистики, генетики и религиоведения.

Наиболее распространенной среди исследователей территорией, которую принимают за прародину индоевропейцев, является область Средней Волги и Днепра. Авторитетный археолог и культуролог Мария Гимбутас помещает начальную точку распространения индоевропейцев в районе Самарской Луки в начале V тысячелетия до нашей эры. Возьмём это место за условную точку отсчета индоевропейского расселения по Евразии.

На Юг!

Обратимся к лингвистике. Считается, что первым из исторически известных индоевропейских языков является хеттский. Хетты отчетливо прослеживаются в Анатолии с 1650 года до нашей эры. До них на этой территории существовал народ хатти (в Анатолии с 2300 года до нашей эры), которых тоже некоторые исследователи причисляют к индоевропейцам. Таким образом можно предположить, что на исторической арене индоевропейцы впервые появляются в Анатолии. Почему именно здесь? Ведь на пути миграции сюда из Средней Волги стоят Черное море, Кавказские горы и Каспийское море. Мы предложим ответ на этот вопрос ниже.

Следующим языком, который оформился из протоиндоевропейского является греческий. Из Анатолии мы переносимся западнее и видим, что около 1850 года на территорию современной Греции с севера вторгаются ахайцы. Они теснят местных пеласгов, которые под натиском ахайцев переселяются южнее и восточнее (в Западную Анатолию). Заметим интересную деталь. Название ахайцы (Ἀχαιοί) созвучно названию арийцы (ахайя – арайя). Обосновавшись в Греции ахайцы установили тесные связи с хеттами. Это не удивительно, так как их роднили язык, генетика и религия. О генах и верованиях расскажем ниже.

Следующей ветвью стали индоиранские языки. На территории современных Ирана и Пакистана индоевропейцы отдельными потоками вторгаются около 1700 года до нашей эры. Если про иранскую экспансию практически ничего не известно, то в Индостане индоевропейцы стали причиной упадка Хараппской цивилизации. Такие крупные и удивительно высокоразвитые города как Хараппа и Моженджо-Даро резко угасли именно в это время. Далее шло постепенное проникновение на территорию современной Индии. В Индостане индоевропейцы сформировали пока ещё устный корпус религиозных гимнов «Вед», упорядочивание которых относится как раз к времени около 1700 года до нашей эры. Индоевропейцы на территории современных Ирана, Пакистана и Индии называли себя ариями.

Здесь необходимо хронологически вернуться к греческой языковой общности, так как около 1200 года до нашей эры с севера в Грецию вторглись индоевропейцы дорийцы. Теперь ахайцам пришлось потесниться. Все эти передвижения, судя по всему, вызвали немало проблем. Среди них и Троянская война, и движение Народов моря на юг в Палестину. Заметим, что дорийцы также созвучны арийцам и не только в русском языке.

Тут греческо-анатолийская экспансия остановилась и замкнулась на себе, а потом и на иранской экспансии. Дорийцы толкались с ахайцами, а ахайцы — с анатолийскими хеттами. Почему индоевропейцы не пошли дальше на юг? Дело в том, что там были мощные Египет и Месопотамия, в которых проживали культурно (и генетически) более древние и более развитые народы. Поэтому здесь индоевропейская экспансия уперлась в непреодолимое препятствие.

Так и индоарийская ветвь уперлась в более культурный и древний народ в Индостане – дравидов. Дальнейшее продвижение в глубь Индостана шло крайне медленно и болезненно. Местное население вытеснялось на юг и восток крайне неохотно.

Следующая ветвь – италийская. Мифология гласит, что, когда воин разоренной ахайцами Трои — Эней прибыл на территорию современной Италии, он нашел тут племя латинов. Также здесь жили этруски и сабиняне. Все эти племена причисляют к индоевропейцам, которые пришли сюда где-то между вторжениями ахайцев и дорийцев в Грецию. Потомки Энея и взятой им в жены латинянки основали Рим и династию его правителей. Поэтому латинский язык со времен военной экспансии Рима на Апеннинском полуострове стал доминировать. Племенам индоевропейцев, которые осели в Италии, пришлось идти дальше от прародины, чем хеттам, ахайцам, дорийцам и ариям. Поэтому их оседлая культура была сформирована позже и на историческую арену они вышли с запозданием, но не менее триумфально. В Италии индоевропейцы уперлись в естественное препятствие – в море. Водная стихия их остановила. Освоить море они были вынуждены гораздо позже, когда воевали с семитами финикийцами Карфагена.

Дранх нах вестен

Кельтская ветвь могла формироваться около того времени, когда формировалась италийская ветвь. Носители кельтских языков не встретили в Европе ни естественных препятствий, ни сильных противостоящих им народов. Поэтому шли они долго, пока не дошли до атлантического побережья Европы и до современной Британии. Там они остановились, но не сумели развиться так, как их родичи индоевропейцы, которые шли более коротким путем до областей, где смогли дольше развиваться и культурно обогащаться от более древних соседних народов.

Носители балто-славянской ветви также двигались на запад, но основная масса носителей этих языков не пошла дальше Центральной Европы. Исследователи склонны относить примерное время формирования балто-славянских языков примерно к 3-му или 2-му тысячелетию до нашей эры. Эта ветвь является старше, чем кельтская. То есть мы имеем картину, когда более «молодые» и более активные культуры продвигаются на запад дальше более «старых» культур.

К молодым индоевропейским языковым культурам можно отнести германские языки. Их начало принято относить к середине 1-го тысячелетия до нашей эры. Представители этих языков шли с севера Центральной Европы на юг между представителями кельтских языков на западе и представителями балто-славянских языков на востоке. Но это уже касается нашего времени.

Основные потоки миграции индоевропейцев шли на запад, на юг и юго-восток. Если на юге и юго-востоке они встретили мощные культуры, которые оставили о себе память, то на западе, в Европе, судя по всему, культуры были слабыми, либо их представители малочисленными. Поэтому доиндоевропейские европейцы были культурно ассимилированы.

Так как культура тесно связана с языком, то именно остатки доиндоевропейских языков в дописьменной Европе имеют наибольший интерес. И эти остатки скудны.

На западе – это баскский язык. Баски живут в горных районах Западных Пиренеев. То есть носителей неиндоевропейского баскского языка фактически прижали к океану и загнали в горы. Настолько интенсивным было покорение Европы индоевропейцами. Баски, кстати, дали название гасконцам. д’Артаньян был потомком басков.

На севере – это неиндоевропейские финно-угорские языки уральской языковой семьи. Но, как мы видим, миграция на север не была приоритетной для индоевропейцев. Носители языков уральской языковой группы и сейчас являются северными соседями иноевропейцев на всем протяжении Евразии от Финляндии до Сибири.

На юге – это картвельские языки, локализованные в горных районах Кавказа, в основном в Грузии. Все остальные языки Европы – это индоевропейские языки.

Таким образом, мы видим, что всех неиндоевропейцев индоевропейцы в Европе культурно ассимилировали, либо прижали к морю, загнали в горы или оставили на холоде. Такой вот они осуществили агрессивный «дранх нах вестен».

Тохары

Другую картину мы видим на востоке от предполагаемой прародины. Если в Европе индоевропейцы правят бал до сих пор, то на Дальнем Востоке они оставили несколько ярких следов своего пребывания и буквально растворились в местных народах. Около 3000 года до нашей эры на Алтае на границе с Дальним Востоком объявляются носители Афанасьевкой археологической культуры, которая отождествляется с индоевропейцами. На территории современного Китая серединой 2-го тысячелетия датированы таримские мумии рыжеволосых и русых людей европейской внешности. В 1-м тысячелетии на этой территории обитало племя Жун, предки которых, по данным древних китайских историков были голубоглазыми и светловолосыми. Примечательно, что около это времени у китайских правителей в армии появляются боевые колесницы, которых раньше не было. Появление колесниц в Китае исследователи связывают именно с индоевропейцами. Известно, что на территории Таримской впадины люди говорили на индоевропейских тохарских языках где-то с 1-го тысячелетия до нашей эры почти до времен Чингисхана – до 1-го тысячелетия нашей эры.

Таким образом мы видим какая разная судьба постигла расселявшихся во Евразии индоевропейцев.

Генетика

Теперь посмотрим, подтверждают ли эту картину данные генетики. Нас будут интересовать гаплогруппы Y-хромосомы современного населения Евразии. Гаплоргуппы показывают родство людей между собой по мужской линии путем выявления мутаций генов. Гаплогруппы связаны друг с другом родством. Мы примерно знаем какие гаплогруппы (мутации) когда появились, но не знаем где. Поэтому, если совместить данные лингвистики, истории и генетики, мы должны

получить более или менее объективную картину. Эти данные будут друг друга дополнять. Итак, с исконными носителями индоевропейских языков обычно связывают близкородственные гаплогруппы R1b и R1a. Распространение этих гаплогрупп среди людей на территории Евразии совпадает с распространением индоевропейских языков.

R1a

Наиболее старая гаплогруппа R1a, которая возникла около 16500 года до нашей эры, распространена от Центральной Европы до Китая и Индии. Наибольшую концентрацию среди населения R1a имеет в Восточной Европе и в горах Памира и Тянь-Шаня. Наибольшую концентрацию среди современных народов R1a имеет у славян, в особенности у лужицких славян в Германии, а также у высших каст Северного Индостана и у некоторых иранских народов.

То есть распространение R1a сегодня как раз охватывает область, где господствуют старейшие индоевропейские языки, с центром в нашей условной точке миграционного отсчёта. Но почему наивысшая концентрация этих гаплогрупп сегодня наблюдается у населения по краям этой области. Почему нет концентрации в центре? На этот вопрос может ответить история и география. Между Восточной Европой и горами запада Южной Азии пролегают степи, пустыни и полупустыни, по которым шла бойкая торговля (Шелковый путь) и проходили завоевательные трансевразийские рейды (Гунны, Чингисхан, тюрки, китайцы и т.д.). Вся эта активность «затоптала» и разбавила концентрацию R1a в центре области её современного распределения. То есть позднейшая историческая активность как бы загнала восточных индоевропейцев R1a на юге в горы, отрезав их от западных индоевропейцев, которые осели в дремучих и непроходимых лесах Восточной Европы.

R1b

Распространение родственной для R1a гаплогруппы R1b также совпадает с распространением индоевропейских языков. Поэтому R1b также причисляют к древним индоевропейцам. R1b появилась около 14500 года до нашей эры. Она моложе R1a на два тысячелетья. Но представители этой гаплогруппы ушли на запад намного дальше, чем представители R1a. Наибольшая концентрация R1b наблюдается у народов Уральских гор и населения Западной Европы. То есть носители этой более молодой мутации оказались наиболее активными в вопросах территориальной экспансии в западном направлении. Кто-то остался в районе начала расселения, а кто-то отправился в долгий путь.

Это можно объяснить тем, что более молодые роды хотели больше свободного места для жизни, поэтому шли дальше более старых родов, которые быстрее заняли хорошие пространства поблизости от условной точки расселения. Почему-то R1b не пошли на Восток. Гаплогруппа таримских мумий – R1a. Может быть молодые роды R1b получили информацию от старцев R1a, что ходить на восток не стоит (снег в башка попадёт), а на запад – стоит. Туда они и отправились, упёршись в итоге в Атлантику.

Кого они встретили в Западной Европе не известно. R1b, видимо, брали в жены девушек из местных племен, а своих девушек местным не отдавали. То есть обращались с местным населением грубо. Поэтому гаплогруппы исконных древних западных европейцев не сохранились. Даже баски — единственный народ в Западной Европе, который говорит на неиндоевропейском языке, тоже имеет преимущественную гаплогруппу R1b. То есть индоевропейцы в Западной Европе прижали к морю и загнали в горы своих же потомков, которые ассимилировались в культуре местных жителей, но передали им свою доминирующую генетику.

До современных Испании, Франции и Британии индоевропейцы дошли в виде кельтов в первом тысячелетии до нашей эры.

Неблагодарные евротуземцы на заре истории

Индоевропейцы R1a в Европе с местным населением, по всей видимости, обращались более уважительно. В Северной и Южной Европе остались представители древней гаплогруппы I, которая старше гаплогрупп R1a и R1b на 5-10 тысяч лет. Высокая концентрация населения с этой гаплогруппой наблюдается сейчас в Скандинавии и в западной части Балканского полуострова. Говорят эти люди на индоевропейских языках, но их гены повествуют о том, что они являются потомками доиндоевропейского населения Европы.

Индоевропейцы R1a пожалели I, но представители этой гаплогруппы оказались неблагодарными. В Скандинавии и Северной Германии в 1-м тысячелетии до нашей эры произошло слияние трех групп родов с гаплогруппами R1b, I и R1a. Продуктом слияния стал новый род, который называют древними германцами. На рубеже эр они начали свое движение на запад, юг и восток. На западе они оттеснили кельтов, на юге они вступили в военное взаимодействие с италиками, а на востоке они теснили славян R1a, которые с тех пор вплоть до наших дней постоянно испытывали на себе военное давление агрессивных германцев.

Тем не менее вся Европа стала достоянием индоевропейцев. Что нельзя сказать о всех других регионах Евразии, где переселенцам противостояли древние, высокоразвитые цивилизации с сильными культурой и экономикой.

Оппоненты индоевропейцев

Ранее мы рассматривали хеттов (потомков хатти) в Анатолии, ахайцев и дорийцев в Греции и древних иранцев, предков персов в Иране. Эти народы были вынуждены замкнуться на себе, так как им противостояли мощные цивилизации на юге – Египет и Месопотамия. Там уже существовала письменность и развитая экономика ко времени соприкосновения с индоевропейцами, пришедшими с севера. Бойкая торговля, развитая культура с письменностью – возможно, это и привлекло индоевропейцев на юг. Из нашей условной точки миграционного отсчёта в Анатолию предки хеттов могли идти вниз по Волге и далее через Кавказ.

В Северной Африке (в том числе в Египте) господствует древнейшая гаплогруппа Е, которая возникла 55-50 тысяч лет назад в Африке. У Египтян уже были пирамиды, письмо, развитые отношения с Критом, Санторини, Палестиной и Месопотамией. Именно территория Палестины стала полем сражений индоевропейцев и египтян. Именно от индоевропейцев напрямую или через посредников древние египтяне, как и китайцы, переняли колесницы.

В Месопотамии тоже была письменность, культура и экономика. Там господствовала гаплогруппа J (ассирийцы, финикийцы, семиты). Возраст этой гаплогруппы – около 30 тысяч лет. Она примерная ровесница гаплогруппы I, значительно моложе E, но старше R1a и R1b. Поэтому индоевропейцы также уперлись в Месопотамию как в непреодолимое препятствие. Даже персы Ахмениды в 1-м веке до нашей эры были вынуждены иметь четыре имперских языка, два из которых были семитскими, один афразийским. И только один из имперских языков был древнеперсидским. Также не было в персидской империи культурного и религиозного единообразия.

В Индостане индоевропейцы R1a встретились с представителями гаплогруппы L и H. Они тоже были значительно старше R1a. Гаплогруппа L сегодня имеет максимальную концентрацию в северных горных районах Индостана и около устья Инда. Между этими областями и прошли индоевропейцы R1a. Одних L загнали в горы, а других L прижали к морю. Гаплогруппа H (цыгане, бангладешцы) была вытеснена в Южную Индию. Мобильные островки H до сих пор слоняются по миру в виде цыган.

Представители гаплогруппы L были дравидами, создавшими Хараппскую цивилизацию, сметённую индоевропейцами ариями на территории современного Пакистана. Правда, много элементов культуры этой цивилизации были ариями заимствованы и стали частью индуизма, который формировался уже на территории Индостана.

На Дальнем Востоке индоевропейцам повезло меньше всего. Они отдали свои культурные достижения, но местных женщин, видимо, не получили. А вот индоевропейские женщины, судя по всему, достались дальневосточным мужчинам. Поэтому индоевропейская генетика патрилинейных гаплогрупп здесь не прижилась.

Общие черты индоевропейцев

Само собой, языковая общность роднит всех рассмотренных индоевропейцев. Язык – это элемент культуры, которая к языку не сводится. Должны быть какие-то общие черты ещё в социологии и религии.

Три страты

Известно, что, когда арии пришли в Индостан, они обособились от местного населения, и сформировали три собственные касты: брахманы, кшатрии, вайшья. Брахманы были немногочисленными представителями духовных и интеллектуальных занятий. Кшатрии занимались общественным управлением и войной. Они также были немногочисленны. Вайшья были оставшимися представителями общины, которые должны были благоденствовать под духовной защитой брахманов и физической защитой кшатриев. Вайшья должны были создавать материальные блага и наслаждаться счастливой семейной жизнью. В четвертой касте шудр пребывали иноверцы, то есть местное население Индостана. Остальные более низшие касты появились ещё позже.

Таким образом можно предположить, что трёхчленная собственная структура ариев была перенесена из прародины. Была ли похожая структура у индоевропейцев, которые расходились из прародины в других направлениях?

Об общественном делении индоевропейцев, пришедших на территорию современного Ирана, можно судить по сословной структуре государства при персидском правителе Ардашире I в начале первого тысячелетия нашей эры. Общество было разделено на четыре сословия: жрецы (священники, маги, судьи), воины, писцы, народ (крестьяне, ремесленники). Если учесть, что у индоевропейцев, которые пришли на современную территорию Ирана не было письменности, то писцов можно убрать из сословий. Остаются три сословия: жрецы, воины, народ.

В Древней Греции родовая община называлась филой. Это было сообщество, в котором были свои жрецы и свои воины во главе с филархом. Отдельно группа воинов филы в общей армии тоже называлась филой. Поэтому филу можно представить в виде общества, которое разделено на три части: жрецы, воины и все остальные. В последствии фила стала единицей территориального деления Греции.

В Риме были трибы. Необходимо помнить, что во всех индоевропейских языках число «три» звучит одинаково. От слова «триба» пошло латинское слово tribuo (разделять). Возможно, триба изначально означала общину, разделенную на три части: жрецы, воины, народ. Поэтому название этого деления сообщилось слову, которое стало обозначать само действие деления.

Все вышеперечисленные индоевропейцы встретились с обществами, который превосходили их экономически и имели письменность. Возможно, это позволило сохранить и свою древнюю культуру в более или менее сохранном виде.

А вот ранние славяне и кельты в Европе не встретили ничего подобного, слишком долго пребывали вне истории и «забывали» себя. Но кельтам «помогли» дальние родственники.

На рубеже эр пока ещё молодой римский авантюрист-полководец Юлий Цезарь, напавший на галлов (кельтов), описывал их три сословия: druides, equites и plebs. Жрецы, воины и народ. Воины галлов ещё могли называться «филе». От этого слова произошло английское field (поле брани). Сравните с воинской филой греков. Юлий Цезарь не знал, что громит своих дальних родичей.

Про славян и германцев в отношении общественной структуры, восходящей ко временам индоевропейской прародины, сказать что-либо сложно. Славяне давно и комфортно осели в непроходимых лесах без письменности и сильно не соприкасались с грамотными и активными морскими народами. Обленились и «одичали». Германцы сами сформировались очень поздно из славян, кельтов и местного доиндоевропейского скандинавского населения. Поэтому их социологическая память была ещё хуже, чем у славян.

В отношении славян и германцев можно строить лишь грубые догадки. Например, можно предположить, что по какой-то причине изначально трехчастное (трехстратное) общество разделилось. Воины с минимальным количеством жрецов и представителей народа пошли на север и соединившись с местными скандинавами, дав германцев. А народ, который привык жить безопасно и заниматься мирной жизнью, остался в комфортных лесах на берегах удобных и рек и озер. Если всё происходило именно так, что понятен эпизод с призванием варягов славянами. Земля наша обильна, мы тут жируем, но все перессорились, так как нет у нас правителей-администраторов (воинов), которые бы осуществляли управление обществом. Поэтому славяне и обратились к варягам. Каста вайшьев обратилась к давно ушедшим на запад кшатриям, чтобы те пришли и упорядочили им совместную жизнь, как в былые времена.

Этим же можно объяснить крайнюю воинственность германцев и спокойный, мирный нрав славян.

Похожую ситуацию можно наблюдать в древней Спарте. Где гражданами были только воины. Воинское сословие существовало отдельно от народа, который к тому же не был ему родственным. То есть, говоря индуистскими терминами вайшиев и брахманов не было, а были только кшатрии и шудры (представители завоеванного народа). Жрецов спартанцы вызывали из соседних греческих городов. Во времена острой нужды роль жреца выполнял главный воин – царь. При этом спартанцы были превосходными воинами (устроили знаменитую резню своих дальних родичей персов в Фермопильском сражении), но беззаконными людьми. Они устраивали смертоносные рейды на своих шудр и занимались самой отвратительной евгеникой – убивали малышей с телесными изъянами. То есть этим доблестным воинам явно не хватало духовных и интеллектуальных наставников, которые научили бы их милосердию и объяснили, что их истинное предназначение не убивать, а наоборот — защищать (сохранять жизни).

Как спартанцы, так и германцы, возможно, «забыли» свою роль в трехстратном обществе и занимались грабежом и насилием.

Религия

Принято считать, что индоевропейцы были язычниками. Известен пантеон индоевропейских богов, которые имеют множество параллелей и сходных черт в разных очень далеких друг от друга по времени и по территории индоевропейских культурах. Но нас интересует прародина и метаморфозы в процессе расселения по Евразии.

Самым примечательным является то, что в разных индоевропейских культурах есть признаки наличия категории Творца. Единого Бога, который создал всё, включая множество низших богов.

В ранних Ведах существуют гимны, повествующие о Небесном Отце (Дьяус Пита), который был изначальным творцом мира. Богом света и дня. Он фигурировал вместе с женским первоначалом (Матерью). Славянское слово «день» родственно слову «дьяус», так как день характеризуется светлым небом. Культ Небесного Отца на момент упорядочивания Ригведы в 1700 году до нашей эры, когда арии пришли в современный Пакистан, уже угасал. Значит он имел большее значение там, откуда арии пришли в Индостан.

В Авесте в 1-м тысячелетии до нашей эры реформатор иранской религии Заратустра говорит об Ахура Мазде (Изначально Мыслящий) — Едином Боге.

В Греции во времена Гомера, когда в религии народа был уже разброд и шатание, а письменности ещё не было, главным богом был Зевс. Родство греческого «Зевс» и арийского «Дьяус» твёрдо доказано лингвистами, историками и религиоведами.

В Риме главный бог, бог неба Юпитер – не кто иной как «Дьяус Пита». Это также доказано и не подлежит сомнению.

Но самое интересное, что канувшие в неизвестность тохары нам и тут оставили маячок. В 1-м веке до нашей эры на территории современного Китая в области рядом с районом распространения племен Жун (потомков тохаров) появляется категория Тьянь-ди (Небо Первопредок). Сравните слова Дьяус Пита и Тьянь-ди. И слова «день» и «тьянь». Смысл этой категории абсолютно совпадает с индоевропейским Небесным Отцом. Категория Тянь-ди на степных просторах Евразии позднее превратилась в категорию Тенгри, тому Небесному Отцу, которому поклонялся Чингисхан.

Исключительно интересно то, что гаплогруппа R1b была зафиксирована у фараона Эхнатона, который в середине 2-го тысячелетия, когда Египет уже вовсю контактировал с индоевропейцами на севере, пытался (неудачно) установить единобожие. То есть папа фараона был или сам индоевропейцем, или являлся их потомком. Наличием индоевропейцев в Египте, возможно, объясняется высокая концентрация R1b у камерунцев. Потомки индоевропейцев, попав в Египет, могли подняться по Нилу и зачем-то переместиться на территорию современного Камеруна.

Славянские и кельтские божества рассматривать в отношении древнейших категорий сложно. Так как там был слишком большой неписьменный период и огромное количество инокультурных контактов и влияний.

Можно предположить, что во время начала движения индоевропейцев из своей прародины у них был если не монотеизм, то стереотеизм, когда Единый Первоначальный Творец как мужское начало почитался с женским началом, посредством которого творился (рождался) мир. Остальные боги почитались как ипостаси этих двух начал, применимые к тем или иным жизненным ситуациям. Многие историки-религиоведы отстаивают эту позицию. По их мнению, дикое многобожие язычества – это разложение изначально духовно и интеллектуально стройной древнейшей высокой религиозной концепции.

Так, например, израильский археолог Зеэв Херцог в 1999 году в своей статье «Деконструкция стен Иерихона» в еженедельнике «Гаарец» пишет о том, что, по его данным, строгий монотеизм окончательно сформировался у евреев уже в период царств. До этого момента «…Бог Израиля, Иегова, имел супругу женского пола…» Возможно, археологические данные Херцога фиксируют остатки древнего стереотеистического культа у евреев. И только сильная централизованная царская власть смогла окончательно пресечь древнюю культовую инерцию.

Примечательно и то, что от подобного стереотеизма до монотеизма – один шаг. Нужно убрать из религиозной системы женское начало. Что и было сделано Авраамом на рубеже 3-го и 2-го тысячелетий до нашей эры в Северной Месопотамии. Там, где находилась область контакта древних семитов и пришлых с севера индоевропейцев.

Почему был сделан этот шаг? Потому, что древний стереотеизм к тому времени везде выродился в страшнейшее кровавое язычество. Главным источником разрушения религии стала половая сфера, так как главными религиозными символами того времени были мужские и женские половые органы. Ритуалы и обряды имели соответствующую символику и действия. Процветали кровавые жертвоприношения детей. В самых жутких формах это язычество проявлялось именно у представителей высокоразвитых народов с более древними гаплогруппами, в которых «уперлись» более молодые и пока более благочестивые древние индоевропейцы. В Ригведе есть гимны, открыто осуждающие «членопоклонников». У древних индоевропейцев половая сфера находилась целомудренном состоянии. У древних ариев, например, убийство и супружеская измена считались равнозначными преступлениями и карались смертью.

Чтобы прекратить языческое безумие 2-го тысячелетия до нашей эры, недостаточно вернуться к древнему благочестивому стереотеизму, необходимо было убрать из ритуалов и религиозных образов женское начало вместе с половой иконографией и отсылкой к половому акту как к акту творения мира. Это и было сделано благочестивыми древними евреями. Половая сфера из публичного ритуала была перемещена в скрытую область семейного таинства. Именно поэтому Единого Бога-Творца в иудаизме и исламе нельзя вообще никак изображать. Потому, что раньше его повсеместно изображали в виде фаллоса.

Не исключено, что одним из предназначений древних индоевропейцев было донести свою сравнительно молодую благочестивую религию в область более древних уже выродившихся культов, чтобы сообщить новый светлый импульс для очищения духовной сферы человечества.

Ведь, если бы этого не случилось, то эра атеизма началась бы намного раньше. Это видно по Древней Греции и «зародившейся» там философии, как движению светлой религии, через гниение язычества в атеизм отрицания духовной сферы и превращения человека в похотливого биоробота, то есть — в животное. Не случайно первыми искрами атеизма в Европе стало Возрождение, которое характерно возвратом к идеалам античности, находящейся в состоянии перехода от ужасов оккультного язычества к атеизму.

Судьбы

Интересны духовные судьбы индоевропейцев в местах, куда они пришли и где осели. Арии Индии впитали в себя элементы выродившегося язычества дравидов, через шраманов пришли с одной стороны к крайнему оккультизму (Шива, Кали, Кхаджурахо), с другой — к буддизму. Последний стал прообразом современного атеизма, так как не предполагает категории Бога-Творца вообще.

Иранская ветвь попыталась зафиксировать изначального Бога в Ахура Мазде, но на этой территории была поглощена более конкретным молодым монотеизмом ислама.

Греки и многие палестинцы с сирийцами стали христианами. Христианами стали и копты – исконные египтяне. Вся Европа стала христианской. Христианами стали даже некоторые потомки пришлых индоевропейцев на территории современных Китая и Монголии. Во времена военного усиления молодого Чингисхан племенам христиан в Монголии пришел конец. Но сам Чингисхан, как и Моисей, ходил общаться с Небесным Отцом (Тенгри) на Священную гору (Бурхан Халдун).

Видимо христианство как развитие иудаизма было особенно близко потомкам древних индоевропейцев. Заманчиво предположить, что причиной этому является влияние пришлых древних индоевропейцев на учение Авраама.

Сегодня мы видим, что монотеизм постепенно сдаёт свои позиции.

Иудеи законсервировались и перестали воинственно доказывать правильность своего монотеизма. Некоторые евреи обратились к оккультному языческому разложению иудаизма – каббале. Некоторые евреи стали атеистами. Даже представители избранного древнего иудейского священства Левитов становятся воинствующими атеистами (К. Маркс). Другие семиты склонны исповедовать ислам. Но последних упорно тянут в маргинальную область фанатичного терроризма, который по своей сути является тоже язычеством и оккультизмом.

Носители индоевропейской гаплогруппы R1b и неиндоевропейской I стараются освободиться от остатков христианства в Западной Европе и ударились в фанатичный атеизм. Как будто оккультное язычество вызревало на этой территории параллельно с расцветом христианства, чтобы однажды вырваться наружу и окунуть всех в итоге в крайнее безбожие. Экономически подчинив весь мир, они пытаются также агрессивно навязать своё безверие всем народам мира.

Только ленивые R1a в комфортных лесах всё ещё пытаются противостоять натиску атеизма с запада и сохранить духовную традицию Православия. Надолго ли хватит сил?

Истории всех народов уходят своими корнями в глубокую древность. Зачастую люди преодолевали большие расстояния в поисках подходящих условий для своих жилищ. Подробнее о том, кто такие индоевропейцы и как они связаны со славянами, вы сможете узнать из этой статьи.

Кто это?

Индоевропейцами называют носителей индоевропейского языка. В настоящее время к этой этнической группе относят:

  • Славян.
  • Германцев.
  • Армян.
  • Индусов.
  • Кельтов.
  • Греков.

Почему же эти народы называют индоевропейскими? Почти два столетия назад было обнаружено огромное сходство между европейскими языками и санскритом - наречием, на котором говорят индийцы. В группу индоевропейских языков входят практически все европейские языки. Исключение составляют финский, тюркский и баскский языки.

Исконным местом обитания индоевропейцев была Европа, но в связи с кочевым образом жизни большинства народов, распространился далеко за первоначальную территорию. Сейчас представителей индоевропейской группы можно встретить на всех континентах мира. Исторические корни индоевропейцев уходят далеко в прошлое.

Прародина и предки

Вы можете спросить, как же получилось так, что санскрит и европейские языки имеют похожее звучание? Существует множество теорий того, кто такие индоевропейцы. Некоторые ученые предполагают, что предком всех народов с похожими языками были арийцы, которые в результате переселений и образовали различные народы с разными наречиями, которые остались схожи в главном. Мнения расходятся и насчет прародины индоевропейцев. Согласно курганной теории, распространенной в Европе, родиной этой группы народов можно считать территории Северного Причерноморья, а также земель между Волгой и Днепром. Почему же тогда так различается население разных стран Европы? Все обуславливается различием климатических условий. После освоения технологий одомашнивания лошадей и изготовления бронзы, предки индоевропейцев стали активно мигрировать в разные направления. Различие территорий и объясняет отличия в европейцев, которые формировались много лет.

Исторические корни

  • Первый вариант - Передняя Азия или Западный Азербайджан.
  • Второй вариант, который мы уже описали выше - это определенные земли Украины и России, на которых располагалась так называемая курганная культура.
  • И последний вариант - восточная или центральная Европа, а более точно - долина Дуная, Балканы или Альпы.

Каждая из этих теорий имеет своих противников и приверженцев. Но вопрос этот до сих пор так и не решен учеными, хотя исследования продолжаются уже более 200 лет. И так как не известна родина индоевропейцев, территорию зарождения славянской культуры определить также не представляется возможным. Ведь для этого понадобятся точные данные о прародине основного этноса. Запутанный клубок истории, который таит в себе больше загадок, чем ответов, не под силу распутать современному человечеству. И время зарождения индоевропейского языка тоже покрыто мраком: некоторые называют дату в 8 веков до нашей эры, другие - 4,5 в. до н.э.

Следы былой общности

Несмотря на обособление народов, следы общности легко прослеживаются у разных потомков индоевропейцев. Какие следы былой общности индоевропейцев можно привести в доказательство?

  • Во-первых, это язык. Он - та нить, которая до сих пор связывает людей на разных концах планеты. Например, у славянских и есть такие общие понятия, как «бог», «хата», «топор», «собака» и многие другие.
  • Общность можно увидеть и в прикладном искусстве. Узоры вышивок у многих европейских народов поразительно похожи друг на друга.
  • Проследить общую родину индоевропейских народов можно и по «животным» следам. У многих из них до сих пор сохранился культ оленя, а некоторые страны ежегодно проводят праздники в честь пробуждения медведя по весне. Как известно, эти звери водятся только на территории Европы, а никак не в Индии или Иране.
  • В религии тоже можно найти подтверждение теории общности. У славян был языческий бог Перун, а у литовцев Перкунас. В Индии громовержца называли Парджанье, кельты звали его Перкуниа. Да и образ древнего бога очень похож на главное божество Древней Греции - Зевса.

Генетические маркеры индоевропейцев

Главной отличительной особенностью индоевропейцев является только языковая общность. Несмотря на некоторую схожесть, разные народы индоевропейского происхождения весьма сильно отличаются друг от друга. Но существуют и другие доказательства их общности. Генетические маркеры хоть и не доказывают единого происхождения этих народов на 100%, но все же добавляют больше общих признаков.

Больше всего среди индоевропейцев распространена гаплогруппа R1. Ее можно встретить у народов, населявших территории Центральной и Западной Азии, Индии и Восточной Европы. Но у некоторых индоевропейцев это ген обнаружен не был. Ученые считают, что язык и культура праиндоевропейцев передавались у этих людей не с помощью браков, а с помощью торговли и социально-культурных коммуникаций.

Кто относится

Многие современные народы - потомки индоевропейцов. К таковым можно отнести индо-иранские народы, славяне, балты, романские народы, кельты, армяне, греки и германские народы. Каждая группа, в свою очередь, делится на другие, более мелкие группы. Славянская ветвь подразделяется на несколько ответвлений:

  • Южную;
  • Восточную;
  • Западную.

Южная, в свою очередь, делится на такие известные народы, как сербы, хорваты, болгары, словенцы. Есть среди индоевропейцев и полностью вымершие группы: тохары и анатолийские народы. считаются хетты и лувийцы, которые появились на Ближнем Востоке за две тысячи лет до нашей эры. Есть среди индоевропейской группы и один народ, который не владеет индоевропейским языком: Баскский язык считается изолированным и до сих пор точно не установлено, откуда он берет свое начало.

Проблемы

Термин «индоевропейская проблема» появился в 19 веке. Связан он с так до сих пор и не выясненным ранним этногенезом индоевропейцев. Что представляло собой население Европы в эпоху энеолита и бронзы? Ученые до сих пор не пришли к единому мнению. Дело в том, что в индоевропейских языках, которые можно встретить на территории Европы, обнаруживают порой элементы совсем не индоевропейского происхождения. Ученые, изучая прародину индоевропейцев, объединяют свои усилия и задействуют все возможные методы: археологический, языковой и антропологический. Ведь в каждом из них кроется возможный ключ к разгадке происхождения индоевропейцев. Но пока что эти попытки ни к чему не привели. Более или менее изученными областями являются территории Ближнего Востока, Африки и Западной Европы. Остальные же части остаются огромным белым пятном на археологической карте мира.

Изучение языка праиндоевропейцев также не может дать ученым много информации. Да, в нем можно отследить субстрат - «следы» языков, вытесненных индоевропейскими. Но он так слаб и хаотичен, что к единому мнению о том, кто такие индоевропейцы, ученые так и не пришли.

Расселение

Индоевропейцы изначально были оседлыми народами, а основным их занятием считалось пашенное земледелие. Но с климатическими изменениями и пришедшим холодом им пришлось начать осваивать соседние земли, которые были более благоприятны для жизни. С начала третьего тысячелетия до нашей эры стал нормой для индоевропейцев. В ходе переселений они часто вступали в военные конфликты с племенами, проживавшими на землях. Многочисленные стычки нашли отражение в легендах и мифах многих европейских народов: иранцев греков, индийцев. После того как народы, населявшие Европу, сумели приручить лошадей и изготавливать изделия из бронзы, переселение набрало еще большие обороты.

Как связаны индоевропейцы и славяне? Понять это можно, если проследить за расселением С юго-востока Евразии началось их распространение, которое затем продвинулось на юго-запад. В результате индоевропейцы заселили всю Европу до Атлантики. Часть поселений находилась на территории угро-финских народов, но дальше них не пошла. Уральские горы, которые являлись серьезным препятствием, остановили индоевропейское расселение. На юге они продвинулись значительно дальше и расселились на территории Ирана, Ирака, Индии и Кавказа. После того как индоевропейцы расселились по Евразии и снова стали вести их общность начала распадаться. Под влиянием климатических условий народы становились все более и более непохожими друг на друга. Сейчас мы можем заметить, какое сильно влияние на антропологию оказали условия проживания индоевропейцев.

Итоги

Современные потомки индоевропейцев населяют многие страны мира. Они говорят на разных языках, едят разную пищу, но все же имеют общих далеких предков. У ученых до сих пор осталось много вопросов о предках индоевропейцев и их расселении. Остается надеяться, что со временем все же на них будут получены исчерпывающие ответы. Равно как и на главный вопрос: "Кто такие индоевропейцы?".