Настоящие портреты клеопатры. Красота и секреты царицы клеопатры

Об одном из самых распространенных заблуждений о египетской царице Клеопатре на Сайте Востоколюба уже есть . Сегодня мы поговорим о другом, не менее распространенном, заблуждении о царице Египта.

Миф о красоте Клеопатры

Красота Клеопатры — это миф, и возможно, самый бессмысленный.

Сотрудник Британского музея доктор Сюзан Уокер.

Очаровательная, восхитительная, непревзойденная, прелестнейшая – как только не величают знаменитую Клеопатру. Именно такой ее изображают в многочисленных фильмах. Может и в реальной жизни она такой и была? Ведь не бывает же дыма без огня?

Оказывается, бывает. Реальная Клеопатра, вопреки всеобщему заблуждению, не была не то, что непревзойденной, но даже и просто красавицей. Судя по прижизненным изображениям, правительница Египта была полноватой женщиной с невыразительным лицом. Найденный археологами бюст царицы, считающийся ее достоверным изображением, демонстрирует нам женщину восточного типа с хищным вырезом ноздрей, небольшими глазами и удлиненным лицом. А на монетах, отчеканенных в ее правление, отлично виден огромный горбатый нос и острый подбородок.

Прижизненные изображения Клеопатры.

Совсем недавно заблуждение о красоте Клеопатры окончательно было развенчано английскими учеными, идентифицировавшими одиннадцать ее скульптур, которые, как ранее считалось, изображали других женщин. Историки Британского музея пришли к выводу, что Клеопатра, по крайней мере, к концу своей 38-летней жизни, была довольно полной коренастой женщиной с плохими зубами. Роста она была небольшого — 1 метр 52 сантиметра, имела длинный нос. По мнению исследователей, маленький рост и полнота Клеопатры обусловлены наследственностью. Она принадлежала к династии Птолемеев, большинство из которых особой привлекательностью не отличались.

Тем не менее, совсем невыразительная внешность не помешала Клеопатре войти в историю в качестве одной из самых желанных для мужчин женщин. Ее личное обаяние и сексуальность позволяли ей завладеть сердцами даже таких искушенных знатоков прекрасного пола, как Юлий Цезарь и Марк Антоний. Похоже, правительнице Египта хорошо было знакомо искусство обольщения древнеегипетских жриц. Современники отмечали, что в Клеопатре все дышало сладострастием. Ее вызывающую сексуальность подчеркивали как одежды, выбираемые с изысканным вкусом, так и окружение царицы состоявшее из прекрасных молодых девушками. Клеопатра в совершенстве владела искусством вкрадчивой речи и обольстительной игры глаз. Вполне возможно, что Клеопатра обладала тем, тем, что знаменитый Бехтерев, исследуя феномен Григория Распутина, назвал «половым гипнозом». К тому же царица была прекрасно образована: пела, играла на лютне и арфе, танцевала, владела несколькими языками, с ней можно было поговорить о литературе, искусстве и новейших философских течениях. Да и одна лишь мысль, что ты разделяешь ложе с женщиной, которые ее подданные считают земным воплощением Исиды, скорее всего, будоражила воображение похлеще, чем красота и образованность.

Клеопатра VII.

А всеобщее заблуждение о необычайной красоте Клеопатры появился не без участия Октавиана Августа, не желавшего признавать политических достоинств египетской царицы и способствовавшего распространению слухов о чисто женских причинах ее влияния на Юлия Цезаря и Марка Антония. Кстати, он также распорядился уничтожить все ее прижизненные изображения. Но некоторые все же остались и благодаря им мы теперь знаем какой же на самом деле была Клеопатра.

Кто не слышал о царице Клеопатре. Общеизвестно, что она являлась и является одним из самых известных мировых секс-символов. С античных времён и до наших дней. Однако, интересно, - в жизни Клеопатра отнюдь не была той божественной красавицей, какой её изображали и изображают на картинах, в кинематографе и проч.

Сохранилось несколько её изображений, показывающих реальный облик египетской правительницы (кстати седьмой по счёту с таким именем), последней представительницы эллинистической династии Лагидов.

Например, её бюст из Шершелл в Алжире (античный город Цезарея Мавританская), хранящийся в Берлинском музее Altes и созданный после смерти Клеопатры по случаю брака её дочери от брака с Марком Антонием, Клеопатры Селены, с царем Мавритании Юбой II. Передает внешность Клеопатры в её последние годы. Судите сами:

Ещё один бюст, изображающий предположительно Клеопатру:

Ну и как она Вам? Впрочем ничего удивительного, нос с горбинкой был отличительной чертой представителей династии Лагидов.

Впрочем, античные авторы честно признавали, что внешность знаменитой египтянки далека от совершенства и Клеопатра покоряла сердца мужчин иным способом, нежели красотой своего лика. Вот как описывал её римский историк Плутарх:

Ибо красота этой женщины была не тою, что зовется несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимою прелестью, и потому ее облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу. Самые звуки ее голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад, — на любое наречие… (Плутарх, «Антоний», 27 ).

Хотя конечно же, она носила в особо торжественных случаях ту самую диадему в древнеегипетском стиле, которая нам известна по многочисленным фильмам. Само собой разумеется, эллинистические правители всячески демонстрировали преемственность своей власти от древних фараонов и подданые их точно также боготворили, хоть и не хоронили в пирамидах.

Давайте лучше посмотрим как образ царицы отразился в произведениях искусства в древности и в наши дни. Понимаю -тема сия неисчерпаема.

Люди Октавиана подбежали к ничего не подозревавшему караулу и раскрыли двери, но нашли Клеопатру уже мертвой (она умерла от укуса змеи, которой нарочно подставила свою руку ). В царском одеянии она лежала на золотой постели.


Пьеро ди Козимо. Клеопатра. 1485-1490 годы.


Джиованни Джампиетрино. Смерть Клеопатры. Около 1520 года.


Микеланджело Буанаротти. Клеопатра. 1533 - 1534 годы.


Массимо Станционе. Клеопатра. 1630 год.


Гвидо Рени. Клеопатра. 1635 - 1640 годы.


Алессандро Турчи. Смерть Клеопатры. 1640 год.


Леонард Керн. Клеопатра. 1652 год.


Якоб Йорданс. Праздник Клеопатры. 1653 год.


Гвидо Кагначчи. Смерть Клеопатры. 1659 год.


Жерар де Лайрессе. Клеопатра. 1680 год.


Ян де Брей. Пир Антония и Клеопатры. 1669 год.


Джованни Баттиста Тьеполо.Пир Клеопатры 1746-1747 годы.

Иисус, Тутанхамон, Юлий Цезарь, Наполеон – вы точно не впервые слышите имена этих легендарных людей. Но если об их деятельности известно многое, то о внешности приходится только гадать. Между тем, современные технологии позволяют немного приблизиться к истине и воссоздать утраченное.

INK откроет вам глаза на то, как в действительности выглядели знаменитые исторические личности.

Иисус Христос

Эта реконструкция Христа, создана британскими учеными с помощью методов криминалистики, считается самой точной. Да, наши традиционные представления о внешности Сына Божьего сильно отличаются от действительности.

Тутанхамон

Уфологи долгое время доказывали, что странные останки Тутанхамона свидетельствуют о его инопланетном происхождении. Их теорию разоблачили британские ученые, которые реконструировали внешний вид фараона, и выяснили, что в нем нет ничего «инопланетного». Физическая деформация тела Тутанхамона была результатом инцеста между его родителями, и, как следствие, генетических болезней.

Клеопатра

В кинематографе роль Клеопатры всегда доставалась эффектным актрисам, вроде Вивьен Ли, Элизабет Тейлор или Моники Беллуччи. На самом деле, неотразимая внешность царицы – миф. Историческая реконструкция свидетельствует о том, что роковая женщина вовсе не была красоткой.

Гай Юлий Цезарь

Внешность известного римского императора Юлия Цезаря, возлюбленного Клеопатры, до сих пор остается загадкой. На старинных бюстах, найденных археологами, у него разные черты лица. Современные антропологи предполагают, что полководец выглядел именно так.

Данте Алигьери

Портрет Данте Алигьери, создан благодаря 3D-технологяим, немного отличается от того, который нарисовал итальянец Ботичелли. Хотя изогнутый нос, напоминающий по форме птичий клюв, остался неизменной чертой поэта.

Максимилиан Робеспьер

3D реконструкция знаменитого деятеля Великой Французской революции поражает своей детализацией. Выполнена она на основе копии посмертной маски Робеспьера, сделанной мадам Тюссо. Во время революции Мари Тюссо снимала маски с отрубленных голов приговоренных бунтарей и выставляла в своей галерее.

Уильям Шекспир

3D-модель лица Уильяма Шекспира также была выполнена с его посмертной маски. Правда, в подлинности реконструкции можно усомниться. Нет уверенности в том, что маска, которой уже около четыреста лет, действительно принадлежала знаменитому драматургу.

Наполеон Бонапарт

Благодаря посмертной маске ученым удалось воссоздать в мельчайших деталях и лицо Наполеона. Судя по реконструкции, исторические портреты великого полководца немного приукрасили действительность.

Иоганн Себастьян Бах

Новый потрет немецкого композитора XVIII века, созданный шотландской исследовательницей Кэролайн Уилкинсон, не слишком похож на тот, который мы привыкли видеть в школьных учебниках. Впрочем, на последнем композитор всегда был в парике.

Святой Валентин

«Оцифровали» лик Святого Валентина бразильские ученые. Несмотря на ограниченный доступ к мощам святого, которые хранятся в Ватикане, им удалось сфотографировать останки и восстановить первое подобие римского епископа третьего века.

Следи за INK в социальных сетях и узнавай обо всем первым! Мы в

Ослепительная красота египетской царицы ни у кого не вызывает сомнений. Однако современные ей источники об этом ничего не говорят, а более поздний автор пишет, что она выглядела «не бесподобно» . Лицо роковой женщины можно представить по ее официальным изображениям.

Не неотразимая сексуальность в некотором роде потрясла . Она была любовницей великого полководца и диктатора Юлия Цезаря, после убийства которого прибрала к рукам его соратника Марка Антония. Вместе они пытались сопротивляться Октавиану, будущему императору Августу, но потерпели поражение и покончили с собой. История жизни и самоубийства Клеопатры вдохновила множество писателей, художников, кинематографистов. В ее роли снимались самые блистательные голливудские звезды - Клодет Кольбер, Вивьен Ли, Элизабет Тейлор. Однако античные портреты Клеопатры наводят на мысль, что слухи о ее неземной красоте несколько преувеличены.

Подробнее о «Жемчужине Нила»

Почти все изображения царицы выглядят приукрашенными, символическими, намеренно искаженными или вообще оказываются не ее портретами. Однако ученые вновь и вновь внимательно к ним приглядываются. В конце концов это единственные доступные им «вещдоки» описаний очевидцев не сохранилось. Самый достоверный источник - труд греческого историка Плутарха (ок. 45 - ок. 127). знавшего внука одного из придворных Клеопатры:

«Говорят, внешняя красота ее была вовсе не бесподобной... однако беседовала она с неотразимым очарованием. С одной стороны, ее внешность в сочетании с обольстительной речью, а с другой - ее характер, необъяснимым образом проявлявшийся во всех поступках... в высшей степени покоряли окружающих. Голос ее звучал нежно».

Обманчивая внешность

На отчеканенных в Александрии монетах (см. справа) у Клеопатры крючковатый нос и торчащий подбородок. Однако эти части лица на официальных портретах часто увеличивали, чтобы образ получился более волевым и властным.

В любом случае Клеопатра вряд ли отвечала современным стандартам красоты. Судя по мумиям, женщины из династии Птолемеев были ростом около 1,5 м и отнюдь не худенькими. Монеты и бюсты Клеопатры демонстрируют жировые отложения вокруг шеи - у статуй их называют «венериными кольцами». Возможно, художники подчеркивали ими сытую жизнь своих моделей, но, по мнению ряда специалистов, в данном случае это не чистая символика. Похоже, шея у царицы была толстовата. На некоторых изображениях бросаются в глаза длинноватый горбатый нос, острый выступающий подбородок.

Клеопатру убил действительно аспид - под именем настоящего аспида известна египетская кобра или гая (до 2 м длиной), изображенная на короне египетской царицы: укус не очень болезненный, смерть быстрая.

Божество

Рельеф на храме Хатор в Дендере (см. слева) изображает Клеопатру в головном уборе богини с коровьими рогами. Очевидно, отождествляя себя с египетской богиней, царица старалась укрепить свой авторитет у подданных. Перед европейцами она могла предстать и в образе римской Венеры.

Королева дипломатии

Клеопатра VII родилась в 69 г. до н.э. Ее династия Птолемеев, номинально правя , давно уже зависела от Римской республики. Недостаток силы монархи компенсировали внешним блеском. Сама Клеопатра получила отличное образование и, по всем свидетельствам, уже в очень раннем возрасте вела себя по-царски.

Без дипломатических способностей выжить было трудновато. В 17 лет она унаследовала трон - вместе с 12-летним братом Птолемеем XIII, по традиции объявленным ее мужем, и сразу же столкнулась с недовольством подданных, интригами придворных партий и угрозой прямой римской аннексии (оккупация) Египта.

В 48 г. до н.э. в битве при Фарсале (Греция) Цезарь разгромил Помпея (Гней Помпей Великий). Тот бежал в Египет, где был убит придворными Птолемеев, которые опасались мести победителя. Вскоре сюда явился и сам Гай Юлий Цезарь. Клеопатру перед этим изгнали из Александрии сторонники ее брата. Великий полководец после трудной и опасной войны с ними в 47 г. до н.э. восстановил пострадавшую на троне. Возвращаясь в Александрию, для эффекта или просто опасаясь за свою жизнь, Клеопатра велела тайно доставить себя в лагерь Цезаря в полотняном мешке.

Описывая этот эпизод, Плутарх (древнегреческий философ, биограф, моралист) не говорит, что Цезарь был сражен красотой царицы, но «его сразу же покорило ее кокетство» .

Обольстительница...

Репутация Клеопатры как роковой женщины сложилась в древнем Риме после ее смерти, когда имя царицы стало престижной маркой для косметики и салонов красоты. В средние века считалось, что приворожила Марка Антония колдовским зельем. Шекспир, пользуясь трудами Плутарха и Светония, изо всех сил пытался разглядеть в ней царицу. В наше время образ Клеопатры был ярко воплощен, в частности, в фильме голливудской звездой Элизабет Тейлор.

Конечно, выкатываясь из ковра у ног Цезаря, она выглядит - по меркам кинозрителей - исключительно сексуально. Однако Клеопатра действительно скрывалась от врагов, а в римском полководце видела единственного гаранта безопасности. В конце концов еще вопрос, кто кого соблазнил.

Сравним шансы: у нее за плечами 22 года и фиктивный брак с младшим братом; ему 53, у него жена, куча любовниц и долгий опыт плотских утех.

Такое описание вряд ли соответствует романтической версии о закаленном воине, бросившем к нотам 22-летней проказницы целое царство. Они стали любовниками, и вскоре она приехала к нему в Рим. Конечно, Цезарь разгромил врагов Клеопатры и снова сделал ее правительницей древнего Египта прежде всего по политическим соображениям!. Историк Светоний Транквилл полагает, что римский диктатор предпочел оставить ее на троне, поскольку в то смутное время наместникам провинций, назначенным из Рима, доверял еще меньше.

Цезарь не был влюбчив. Все римские авторы, включая Светония, называют его заядлым волокитой: у него были связи со знатными римлянками, а также царицами зависимых царств. Светоний добавляет, что Клеопатра очаровала диктатора своим бесстыдством, однако, пока она жила в Риме (46-44 гг. до н.э.), он не решился сделать ее ни супругой, ни даже официальной фавориткой. Цезарь понимал: для консервативных сограждан это было бы слишком экзотично.

И все же Клеопатра подарила ему то, чего не смогли дать жены-римлянки, - сына, названного Цезарионом. Согласно Светонию, диктатор мечтал о наследнике и даже обдумывал закон, который позволял бы ему обойти существующие правила. Некоторые историки полагают, что, женись Цезарь на Клеопатре, их сын стал бы в свое время править Римом.

Однако здесь она просчиталась. Цезаря убили 15 марта 44 г. до н.э. заговорщики, а его завещание, написанное за несколько месяцев до гибели, горько разочаровало царицу Египта. Своим преемником и наследником диктатор назначил усыновленного внучатого племянника Октавиана. Цезарь не решился нарушить закон, запрещавший иностранцам наследовать римским гражданам. Октавиан стал главой государства (впоследствии первым римским императором Августом), а Клеопатра вернулась в Александрию.

На этом перстне (см. справа) 50-30 гг. до н.э. Клеопатра в египетских регалиях. Нос и подбородок у нее выделяются здесь меньше, чем на других изображениях. Возможно, этот портрет ближе к реальности?

Выход на Антония

Через три года Клеопатра сошлась с другим влиятельным римлянином - Марком Антонием, полководцем и соправителем Октавиана. Принято считать, что она соблазнила его с чисто политическими целями. Авторы эпохи Августа пишут, ч то она помыкала Антонием, который ни в чем ей не отказывал. «Что бы ни велела Клеопатра, все исполнялось, невзирая на законы человеческие и божественные», - историк Аппиан.

Царственный лик...

Египетский наряд Клеопатры был богато украшен. Служанки подводили глаза царицы, красили ее ногти, ладони и стопы хной, а особыми растительными экстрактами - губы. Волосы скрывал традиционный для Египта парик. На египетских статуях Клеопатру отличает от предыдущих цариц «тройной урей», т.е. изображения сразу трех кобр на короне. Эти скульптурные портреты не передают сходства с оригиналом - они соответствуют традиционному образу правительницы из династии Птолемеев. Хотя, возможно, короткая шея и крупные уши - отличительные черты самой Клеопатры.

Эта связь началась в 41 до н.э., когда царице было уже 28 лет. Клеопатра приехала к Антонию в Тарсус (на юге нынешней Турции), чтобы оправдаться, так как не оказала поддержки армии триумвиров (Антония, Октавиана, Лепида), которой фактически командовал Антоний, перед битвой при Филиппах (42 до н.э.), где триумвиры разгромили войска республиканцев во главе с Брутом и Кассием, убийцами Юлия Цезаря (покончившими с собой после битвы).

Клеопатра прибыла с большой помпой. Плутарх пишет об этом так:

«Она плыла вверх по Кидну на барке с позолоченной кормой с распущенным пурпурным парусом, а серебряные весла били по воде в такт игре флейт, дудок и арф. Они возлежала под расшитым золотом балдахином в костюме Венеры». Антоний получил, выражаясь языком бокса, удар «ниже пояса» и, судя по всему, был «нокаутирован». Они стали любовниками , и Клеопатра снова забеременела.

Последовал визит Антония в Египет, затянувшийся на год. Он посещал игры и представления, наслаждался почетом, которым окружило его александрийское общество.

Присутствие римского полководца сильно укрепляло политические позиции Клеопатры: очевидно, она всеми силами старалась удержать рядом влиятельного любовника. Однако в 40 г. до н.э. Антоний вернулся в Рим, где его жена Фульвия и брат Луций своими действиями (мятеж в Этрурии) едва не привели к разрыву с Октавианом. Произошло примирение, и в знак вечной дружбы Антоний женился на вдовствующей к (бездетный брак с умершим в 54 до н.э. Марцеллом) сестре Октавиана, Октавии (Фульвия к этому времени умерла) к ужасу Клеопатры, которая только что родила двойню - Александра-Гелиоса и Клеопатру-Селену.

Аппиан описывает эту коллизию следующим образом. Сначала Антоний, как мальчишка, потерял голову» от Клеопатры. Насладившись ее обществом в Александрии, теперь он точно так же зимовал в Афинах с Октавией.

«Он обедал по греческому обычаю и... посещал празднества в компании Октавии, которая доставляла ему большое удовольствие. В нее он тоже без памяти влюбился, поскольку вообще был падок на женщин».

Дурнушка...

Этот бюст из коллекции Депсейга считается истинным портретом Клеопатры . Прическа и диадема такие же, как на ее официальных портретах.

Особенно велико сходство с бюстом Клеопатры, обнаруженным в 1933 г. Л. Курциусом в Ватикане. Правда, у того был отбит нос, который здесь сохранился. Его кончик загнут вниз, ноздри слегка раздуты. Тщательная проработка этих деталей говорит, что они индивидуальны. В целом же черты I лица мягче, чем на других портретах, но, возможно, их сглаженность объясняется сравнительно недавней обработкой химикатами.

За двумя зайцами

Семейное счастье Антония длилось недолго. В 37 до н.э. он вернулся к Клеопатре . Это ли не доказательство ее неотразимых чар? Судя по всему, нет. Царице было уже хорошо за 30. Бюсты и монеты того времени демонстрируют ее строгую прическу и суровое лицо.

Сразу же бросается в глаза длинный, крючковатый нос Клеопатры - совсем не такой, как у Элизабет Тейлор. Однако римлянин Марк Антоний долго служил на востоке Средиземноморья - видимо, этот, уже ставший к 1 веку до н.э. обычным там тип женского лица (сильно отличавшийся от еще преобладавших тогда в Италии и Греции европеоидов северного типа с «классическими» чертами) он считал привлекательным.

Однако вряд ли его вернула в Египет только любовь . Отношения Антония с его соперником Октавианом никогда не были дружескими и все сильнее портились. Вероятно, оба понимали, что в одной стране им становится тесно. Бросив в Риме жену и шурина, Антоний решил закрепиться в Египте. Флот Клеопатры был одним из самых сильных в Восточном Средиземноморье - этот фактор мог быть весомее женских прелестей.

Антоний женился на Клеопатре (брак, недействительный с точки зрения римского права) и объявил, что дарит ей и ее детям Ливию, Сирию, Киликию, Армению и еще не завоеванную Парфию.

В Риме это двоеженство вызвало законное возмущение. Развод с Октавией, официальный брак с Клеопатрой, а также оглашение (по инициативе Октавиана) завещания, в котором Антоний просил похоронить его в Александрии, окончательно подорвали его былую популярность. Ораторы обличали Антония как мятежника, предавшего римское дело, в Италии ходили слухи (раздувавшиеся Октавианом), что Клеопатра мечтает о господстве над всем миром и клянется «издавать законы на Капитолии». Можно сказать, что к моменту принятия более решительных мер пропагандистскую войну Октавиан уже выиграл.

...или македонская матрона

Это возможное изображение Клеопатры (см. слева) обнаружено на греческом острове Дилос. Сьюзан Уолкер, заместительница хранителя Отдела греко-римской античности Британского музея, считает, что прической и формой носа оно совпадает с другими портретами царицы. Резко выражены жировые складки на шее - так называемые «венерины кольца». Монеты, отчеканенные в Аскалоне (Ашкелоне), изображают 18-летнюю Клеопатру со сходными особенностями, так что дилосский бюст вполне может изображать именно ее.

Конец Клеопатры

В 32 г. до н.э. Октавиан объявил войну , причем именно Клеопатре, поскольку бывший с ней в союзе Антоний оставался римским гражданином и сохранял остатки популярности. Важно было свалить вину на «колдунью и развратниц» из Египта.

В 31 г. до н.э. объединенный флот Антония (170 тяжелых кораблей) и Клеопатры (60 кораблей) был разгромлен флотом Октавиана (260 легких кораблей) у мыса Акций в Эпире (Греция), в 30 до н.э. остатки их войск перешли на сторону противника, и супруги покончили с собой. Октавиан в 27 г. до н.э, принял титул Августа и правил - уже как император - до самой смерти в 14 лет. При нем и сложился миф о Клеопатре - распутной, но обольстительной интриганке, сбившей с толку и околдовавшей увлекающегося Антония. За столетия эта история становилась все более романтической, а ее героиня превратилась в сказочную красавицу. В истинное лицо которой - на потемневших монетах и поврежденных статуях - уже никого не интересовало .

Опубликовано: Февраль 28, 2015

Клеопатра в искусстве и живописи: экзотическая королева и роковая женщина

Клеопатра вдохновляла художников ещё с эпохи Возрождения. С одной стороны она была великой царицей, чьей привлекательности поддались Цезарь и Антоний, два наиболее влиятельных римских военачальника. С другой стороны, её трагическое самоубийство, которое лишило победителя, по крайней мере, части его триумфа. Тем не менее, древние авторы согласны с фактом, что Клеопатру укусила змея в руке. Укус в грудь - выдумка Шекспира, которая позже была охотно подхвачена изобразительным искусством.


Гвидо Рении: «Смерть Клеопатры» (1625-1630)

Гвидо Рени показывает Клеопатру в позе кающейся грешницы. Для сравнения, справа находится его картина «Мария Магдалина» (1635). На ней изображена та же поза, и то же выражение. Разница, помимо обязательного присутствия змеи, только в освещении, которое обещает даровать Марии Магдалене божественную благодать. В данном случае, историческая достоверность двух женщин, чей внешний вид и убранство отвечает XVII веку, абсолютно не важна.

Гвидо Каньяччи: «Смерть Клеопатры» (1658)

Гвидо Каньяччи величественно изобразил обнажённую девушку, которая мирно ушла из жизни, хотя на момент смерти Клеопатре было почти 40 лет. Как и многие мадонны того времени Клеопатра и её слуги имели светлые или каштановые волосы, которые показывают, что иностранный/экзотический элемент маловажен для художника. Ему это скорее казалось хорошей возможностью показать, как можно больше обнажённого тела, что, безусловно, было не так легко сделать со святыми.

Герард де Лересс: «Пир Клеопатры» (прибл.1680) и Джованни Баттиста Тьеполо: «Пир Клепатры» (прибл.1744)

Лересс и Тьеполо показали Клеопатру как типичную правительницу эпохи барокко, которая в своём дворце принимает иностранного военачальника. Архитектура - самый важный элемент, который не имеет абсолютно ничего общего с чужой культурой или эпохой. В случае Лересса «экзотика» ограничена обнажённой грудью Клеопатры, которая находится под значительным влиянием воображения его времени, как исторической реальности, и одеждой, которую носил Антоний. Тьеполо в этом случае идёт ещё дальше, его персонажи почти полностью одеты по современной моде. Подобные изменения от исторических до данных вытекают не столько из несостоятельности художников, сколько из полного безразличия к исторической достоверности.

Особенно по сравнению с Тьеполо кажется, что Реньо прикладывает немного больше усилий в достижении исторической точности. Но это только на первый взгляд. Для сравнения рядом представлен портрет Жозефины де Богарне написанный Пьером Полем Прюдоном (1805). Это подтверждает, что и здесь одежда, мебель и даже поза собраны из тогда действующего неоклассицизма.

Жан-Леон Жером: «Клеопатра перед Цезарем» (1866)

Впервые крупные изменения становится очевидны в этой картине Жерома. На ней молодая женщина представляет своё великолепное тело, где Цезарь конечно же зритель. Экзотичность её одежды подчёркивает темнокожий нубийский раб. Цезарь в отличие от них почти исчезает в тени, это старый уже лысеющий мужчина. Хотя могут быть сомнения в том, что Жером достиг гораздо большей исторической реальности, чем его предшественники, очевидно, что в его картине экзотический аспект истории сместился в центр внимания.

Жан Андре Риксен: «Смерть Клеопатры» (1874)

Этот процесс становится еще более очевидным в картине Жана Андре Риксена. Здесь представлено и хорошо освещено сладострастное обнаженное тело женщины. Экзотические мечты стали очень модными благодаря популярному в то время ориентализму. Клеопатра появляется как одалиска, как белая рабыня гарема. Историческая странность, которая во многом игнорировались в XVIII веке, в настоящее время является необходимой декоративной деталью.

Александр Кабанель: «Клеопатра испытывает яд на приговоренных к смерти» (1887)

На картине Кабанеля снова доминирует зрелище. Красивая, но жестокая Клеопатра изучает холодный и бесстрастный эффект яда на нескольких бедных заключенных. Художник также прилагает большие усилия к экзотической одежде и египетской архитектуре на заднем плане, которую он, вероятно, знал по очень популярным тогда картинам Дэвида Робертса.

Фредерик Артур Бриджман: «Клеопатра на террасах Филе» (1896)

Для Бриджмена архитектура играет столь же важную роль. Ей он добавил свет и пейзаж. Сам Бриджмен путешествовал по Египту и использовал свои впечатления в серии картин - лишь частично с историческими мотивами. Клеопатра уже не так важна. Она просто предлог, чтобы представить красивую женщину на фоне египетского пейзажа.

Поэтому мы можем утверждать, что восточное экзотическое убранство, которое появилось в середине XIX века, увеличивалось всё больше и больше, пока она не превратилось в основную цель.

Дьюла Бенцур: «Смерть Клеопатры» (1911)

Картина Дьюла Бенчура особенно впечатляет в этом контексте. Он возвращается не только к традиционной позе (барокко), но единственный показывает страдания пожилой женщины.

Арт-деко

С успехом современного искусства фактически наступил и конец истории искусства. Ни один художник больше не смог решится показать Клеопатру такой, какой она была. Ответ арт-деко заключается в том, чтобы использовать историю как знак, символ. Клеопатру преобразовали из исторической фигуры в зеркальное отображение чарующей женщины ревущих двадцатых, в неподвластную времени роковую женщину.

Клеопатры в стиле арт-деко написанные Джозефо Кристиано Лейендекером (1920-е), Рольфо Армстронгом (1939) и Генри Клайвом (прибл. 1946).

Кино

Реальным наследником истории живописи стал кинематограф. И если вы посмотрите на изображения Клеопатры в кино, то сразу поймете, как долго эти кинокартины находились под влиянием истории живописи преимущественно XIX века.

Вивьен Ли в роли Клеопатры в 1945 году и Элизабет Тэйлор в 1963 году

Леонор Варела в роли Клеопатры в 1999 году и Моника Беллуччи в 2002 году

Картины в галерее:



От: ,  26493 просмотров
- Присоединяйтесь!

Ваше имя:

Комментарий: