Язык граффити. Школьная энциклопедия

Когда мы видим на стенах домов различные надписи, нам кажется, что подобное художество является чьей-то хулиганской выходкой. Однако есть такое направление в изобразительном искусстве как граффити , которое рассматривает данные надписи как первоначальный этап в своем развитии.

Сам термин «граффити» произошел от итальянского слова « graffito » , что в переводе означает «нацарапанный». И именно от надписей на стенах произошел этот вид искусства.

Долгое время граффити считалось изображением словесных форм самовыражения, которые были нанесены на поверхности домов, заборов и т.д. Однако сейчас это уже направление в изобразительном искусстве, которое имеет собственную историю и этапы развития.

История граффити

Как бы странно не было, но история граффити началась много тысячелетий назад. Древние наскальные рисунки и пиктограммы в большом количестве находили археологи на стенах пещер. В основном - это были сцены охоты, животные и окружающая природа.

Изменения в изобразительном искусстве, которое носит это название, произошли намного позже. Случилось оно в древнегреческом городе Эфесе. Изображение сердца, ноги и числа являлось указанием на то, что где-то рядом находился публичный дом. Таким вот интересным образом использолась граффити.

Древние римляне тоже наносили буквенные рисунки на статуи и стены. Однако в то время значение данного вида изобразительного искусства было совсем иное. В основном это были политические изречения и признания о любви.

Кстати, созданные много веков назад граффити позволяет современным ученым узнать многое о жизни людей в те времена. Ведь то, как изображены и оформлены были рисунки, граффити говорят об имеющемся языковых различиях и особенностях, а также о том, какой образ жизни вели древние люди.

На протяжении всей истории человечества граффити продолжало существовать. Даже в эпоху Возрождения подобное искусство было не забыто. Многие известные художники довольно часто вырисовывали или вырезали свои имена на различных поверхностях.

Однако совсем недавно граффити получило свое новое развитие. Нью-Йорк стал родиной данного вида искусства. Именно здесь возникла хип-хоп культура. А граффити стало ее частью. Начинающие художники часто использовали для создания своих шедевров простые аэрозоли и маркеры. Рабочие инструменты частенько изготавливались самостоятельно. Даже специальные составы для подкраски обуви и штемпельная краска становились материалами для работы.

Направлений со временем в граффити стало довольно много. Кто-то стал заниматься художественным граффити . Но чаще всего граффитисты создают шедевры, которые содержат определенные символы - тэги . Это набор буквенных символов, изображающихся каждым художником по-своему. Именно стиль написания тэгов способствует тому, что граффитист становится узнаваемым по такому письму.

Все больше молодых американцев со временем стало заниматься граффити . Это искусство стало мобильным. Так как не только стены зданий использовались в качестве места для подобных шедевров. Можно было встретить рисунки на разных поверхностях, в том числе и даже на движущихся объектах.

1975 год ознаменовался созданием граффити размером с вагон. А через год уличные художники смогли разрисовать целый состав. Однако такое положение дел уже не стало устраивать власти города. Ведь среди граффитистов было мало профессионалов своего дела. В основном молодежь больше хулиганила и разрисовывала все подряд.

Намного позже граффити стали считать направлением в изобразительном искусстве. Так, в 1979 известный Клаудио Бруни организовал выставку работ гаффитистов Ли Киньонеса и Fab 5 Freddy в Риме. В начале 80-х годов ХХ века начинают снимать даже фильмы о творчестве уличных художников. Именно в это время появляется новое направление - трафаретные граффити . В Париже Blek le Rat создал подобное изображение, дав толчок к развитию граффити именно в этом направлении.

История российского граффити

Граффити в нашей стране появилось сравнительно недавно. Датой рождения можно считать 1985 год . Именно в это время молодежь заинтересовалась брейк-дансом, который является частью культуры хип-хопа.Изначально граффити можно было увидеть на декорациях фестивалей, посвященных брейк-дансу. Молодые люди были потрясены увиденным. В то время стал популярным граффитист калининградец Макс-Навигатор . Однако в Москве долгое время граффити не появлялось и, соответственно, не развивалось. И только совсем недавно и в столице России появились мастера такого вида изобразительного искусства.

Процесс создания граффити

Современное граффити характеризуется тем, что при его создании используется целый арсенал различных средств. Сейчас именно аэрозольная краска в баллончиках стала главным материалом и инструментом в таком виде искусства. Кроме того, тот, кто занимается созданием изображений с помощью трафарета, самостоятельно изготавливает формы для нанесения именно таких граффити .

Для профессионала важен выбор поверхности. Ведь чем ровнее место для нанесения изображения, тем качественней получится граффити. Однако принципиального значения не имеет, ведь главное, чтобы под рукой были нужные материалы.

В современном граффити художники пытаются применять и другие возможности. Магнитные светодиоды и проецируемые изображения - вот будущее древнейшего вида изобразительного искусства.

Виды традиционного граффити

Граффити имеет много стилей и направлений. Одно из них носит название тэггинг . Такие изображения похожи на таинственные сообщения. Кроме того, путем нанесения тэгов изображаются инициалы художника. Нередко на стенах домов или заборов можно увидеть нарисованные по всей поверхности замысловатые символы. Как раз такое граффити и является тэггингом.

Еще один вид граффити - это бомбинг . Такие изображения характеризуются тем, что содержат всего лишь два или три цвета. Кроме того, они очень быстро наносятся, от чего страдает качество рисунка. В основном граффити этого вида состоят из буквенных символов, выполненных в оригинальной манере. Цель таких граффити - покрыть большой размер поверхности. Поэтому его можно отнести к хулиганским рисункам.

W ildstyle - это наиболее сложный стиль граффити . Основной характеристикой таких изображений является сплетения букв и заостренные углы. Почему назвали этот тип граффити именно так? Потому что рисунка включает дикие, взрывные элементы. Буквы становятся нечитаемыми, так как художник часто вносит какие-то оригинальные дополнения, что приводит к отсутствию понимания написанного.

Место граффити в современном искусстве

Граффити может считаться отдельным видом изобразительного искусства при одном условии. Нанесение таких изображений не должно носить хулиганский характер . Человечество всегда стремилось создать что-то новое и оригинальное. Однако граффитисты должны понимать, что их искусство получит истинное признание только тогда, когда перестанет быть уделом уличных хулиганов.

Как в любом другом виде изобразительного искусства в граффити есть много художников-самоучек, которые творят, руководствуясь только своими воображением и фантазией.

Каждый известный живописец занимался изучением творчества ранее живущих профессионалов своего дела. Поэтому современное граффити не способно привлечь большое количество людей и заинтересовать их. Развитие граффити как отдельного вида изобразительного искусства еще впереди.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на обязательна!

Граффити (Graffiti от итал. graffito - надписи) - это уличная живопись. Споры относительно того, стоит ли считать граффити отдельным направлением искусства или актом вандализма не стихают до сих пор. К граффити принято относить любые изображения, размещенные на поверхности стен, зданий, и других общественных объектов. Что это, как появилось это направление, как оно развивается, что принято считать граффити в современном искусстве?

История граффити: от древнего мира к новому времени

Сейчас граффити принято называть любой вид уличного искусства и раскрашивания стен; вне зависимости от степени профессионализма нанесения изображений. В истории этот термин используется уже достаточно давно. Причём раньше происходило разделение на два понятия, такие как “дипинти” и “граффити”. Термин произошел от глагола “graffiare”, что в переводе с итальянского означает “царапать”. Глаголом “дипинти” же обозначали надписи, сделанные краской.

Интересный факт: раньше техники царапания и нанесения краски зачастую объединялись. Примеры такой техники наблюдались у гончаров, которые выцарапывали на верхнем слое краски надписи, обнажая таким образом внутренний слой. Конечно, такую методику сейчас сложно назвать граффити в классическом понимании этого слова, но тогда это были одними из первых примеров применения техники. Особенно часто мастера таким способом подписывали свои работы.

Принято начинать отсчет истории граффити с момента, когда были обнаружены настенные надписи. Первые примеры были найдены в странах Древнего Востока, в Риме, а также в Греции. Позже, любая графика, которая была нанесена на поверхность стен, обозначалась как граффити, и во многих странах она расценивалось, как акт вандализма. Невероятно, но первые рисунки появились уже в тридцатом тысячелетии до нашей эры. Именно наскальные изображения стали прототипом этого направления в искусстве. Тогда, в качестве инструментов использовались натуральные пигменты и острые предметы: такие, как кости животных, камни и осколки затвердевших пород.

Родоначальники граффити - древние наскальные рисунки

Первый прототип граффити, такого каким мы привыкли видеть его сейчас, расположен в городе Эфес, который находится в Турции. Ранее он принадлежал Древней Греции и даже сохранил отметки этой культуры. Первым текстом послужила реклама услуг проституток. Рисунок изображал след ладони, отдаленно напоминающий сердце, цифру и отпечаток ноги. Весь этот рисунок трактуется, как сумма оплаты за определенные услуги.

Древние римляне также не были лишены чувства юмора, и зачастую делали карикатурные граффити с изображениями власть имущих. Тогда это направление использовалось как инструмент и для признания в любви, и для передачи своих мыслей и для политической риторики. В Помпеях отображалось извержение вулкана Везувия, различные проклятия, магические заклинания, алфавит, политические лозунги и многое другое. Как становится ясно из этого списка – направление было очень многогранным. Благодаря этим же надписям удалось раскрыть многие загадки и непонятные аспекты разговорной речи. Учитывая невысокий уровень образования у большей части народа, многие надписи оказались серьезной помощью в понимании устной речи.

Примечательно и то, что граффити практически одновременно появилось в разных частях света. Даже в Египте на территории исторического комплекса Гиза исследователи нашли множество надписей и рисунков, которые также были отнесены к этому стилю. Считается, что они были оставлены строителями и религиозными деятелями времени.

Граффити использовалось даже там, где не было никакой связи с цивилизацией. Древние племена Майя, в одном из своих крупнейших городищ – Тикаль, оставили множество отлично сохранившихся рисунков. Долгая и богатая история появления граффити имеется и у восточных славян. В Новгороде сохранились 10 примеров работ, относящихся к одиннадцатому веку. Большая часть посланий этого народа несет молитвенный посыл, хотя, иногда можно найти и какие-то шуточные сообщения. Стоит отметить, что зачастую наносились и народные заклинания, ведь люди тогда были весьма суеверными.

Уже в эпоху Ренессанса, такие известные художники, как Микеланджело и Рафаэль отправлялись в золотой дом Нерона где вырезали собственные имена, после чего они приступали к активной работе. Позже, французские солдаты оставляли надписи во время египетской кампании, возглавляемой Наполеоном. Лорд Байрон также оставил в греческом храме Посейдона свой след. И во время Второй Мировой Войны советские солдаты сделали огромное количество надписей на стенах Рейхстага.

Зарождение современного граффити

Примеры граффити нового времени принято считать базой, на основе которой было создано современное направление. Многие культурологи считают, что современный вид напрямую связан с хип-хопом и брейк-дансом. Однако, это заблуждение, ведь первая волна рисунков появилась 1920-х годах в метрополитене Нью-Йорка, что служит весомым опровержением этой теории. Рисунки часто можно встретить на поверхности вагонов, а также в пешеходных переходах.


Надписи на вагонах поезда в Нью-Йорке, 1920-е

Затем, во время Второй Мировой Войны стало распространяться выражение “Kilroy was here”. Эта надпись появлялась еще долго после окончания войны. Со временем, она стала дополняться и изображением. Эта фраза использовался американскими солдатами во время войны, из-за чего фраза и укрепилась в американской культуре.


Знаменитое граффити времен Второй Мировой “Kilroy was Here”, 1940-е (современная интерпретация)

Затем была волна появления надписей по всему Нью-Йорку, гласивших «Bird Lives». В Париже, при забастовках 1968 года стала популярна фраза “L’ennui est contre-révolutionnaire”, что в переводе означает “Скука контрреволюционна”. Как видно из этих примеров, граффити на протяжение всего существования человека было прочно вплетено в его культуру.






Центр распространения граффити-культуры

Формального и единого центра распространения граффити культуры, как такового, не существует. Одни считают, что центром этого направления является город Сан-Паулу, который является вдохновением для граффитистов со всего мира. Этот город часто сравнивают с Нью-Йорком 1970-х годов, здесь царит похожая атмосфера. Период с 1969 по 1974 год принято считать в истории революционным. Именно тогда зародилось огромное количество направлений, а центр развития этого вида искусства переместился из Филадельфии в Нью-Йорк. С тех пор именно Нью-Йорк принято считать центром развития граффити.







Мировой опыт противостояния граффити и государства

Во всём мире царит двоякое отношение к уличному искусству. Во многих странах граффити до сих пор принято считать вандализмом, а людей которые наносят рисунки штрафуют или же приговаривают к административному наказанию. В некоторых странах и штатах за такую деятельность даже лишают свободы.

В 1980-х годах в Филадельфии была образована организация, которая занималась борьбой с граффити – “Philadelphia Anti-Graffiti Network (PAGN)”. Власти быстро стали осознавать, что граффити и настенная роспись активно распространяется только в бедных районах городов. В таких случаях граффити является своеобразным отображением уровня жизни людей. Тогда власти США начали бороться с разрухой в городах для того, чтобы исключить вероятность возникновения рисунков на стенах.


Фото документалиста мира граффити Марты Купер для издания Subway Art

В 2006 году член городского совета по имени Питер Валлоне предложил выпустить законопроект, согласно которому всем лицам, не достигшим 21 года, запрещалось иметь при себе настенные маркеры или же аэрозольную краску. Тогда модельер Марк Эко подал в суд за нарушение прав художников и в том же году состоялось слушание. Требования Марка Эко были удовлетворены, а поправки в законодательстве удалили. Известен случай,когда в Чикаго в 1992 году к продаже были запрещены аэрозольные краски и другие средства нанесения рисунков на стены. И в том же году был издан закон, который налагал штраф, размером в 500 долларов на тех, кто наносит граффити на стену.

При этом размер штрафа превышал сумму, которая налагалась за нахождение в алкогольном опьянении в общественных местах, а также за нарушение религиозной службы. В 2005 году была создана система, позволяющая заносить рисунки в единую базу данных, что облегчало поиск художника, ведь по общему очерку было легче обнаружить их автора. Одним из первых посаженных был Джозеф Монтана, которого называли королем граффити. Он расписал более, чем 200 зданий, за что его и приговорили 2,5 годам лишения свободы.

Борьба с уличными художниками происходила и в Европе. Был выпущен закон, запрещающий продажу аэрозольной краски лицам, не достигшим 16 лет. И, несмотря на то, что самая жесткая борьба с граффити наблюдалась в Великобритании, именно здесь появился известнейший художник по прозвищу “Бэнкси”, которого прозвали арт-террористом. Самое интересное, что после долгих лет борьбы, его работы занесли в культурное достояние Великобритании. Художник обрел мировую известь, он выставляется во всех странах, стоимость его работ достигает миллионов долларов. Но, даже несмотря на это – его личность до сих пор не раскрыта.


Полицейские грузят работу Бэнкси в автомобиль. Нью-Йорк, 2014

Ожесточенная борьба с уличной живописью протекает и на Востоке. В Иране и Израиле это направление искусства преследуется законом. А в Сингапуре ученика американской школы приговорили к 4 годам лишения свободы. При этом, в Гонконге очень почитаем райтер (graffiti writer – граффити-художник) по имени Цан Цу Чой, который получил прозвище “Король Коулуна”, и часть его работ находится под официальный защитой.

Обратная сторона: становление граффити как нового направления в искусстве

Одним из первых известных художников принято считать Жан Мишель Баския, который начинал свою карьеру с настенных рисунков. Он оставлял короткие фразы с глубоким смыслом по всему Нью-Йорку, за что и получил известность. Проект был закончен фразой “SAMO IS DEAD”, после чего в жизни художника начался новый этап. Они, совместно с Энди Уорхолом использовали трафаретную технику для нанесения изображений на стены.

Среди современников особую известность получил уличный райтер по прозвищу “Бэнкси”, чья личность до сих пор окутана тайной. Он поднимает актуальные вопросы и высмеивает абсурдность ситуаций в современной политике. Многие его работы были признаны мировыми шедеврами.

Материалы и техника создания

Современными райтерами используется целый ряд инструментов:

  • аэрозольная краска (и множество техник нанесения)
  • маркеры
  • валики
  • кисти
  • наклейки
  • картонные трафареты и др.

В качестве эксперимента использовались магнитные светодиоды и проекции рисунков. Художники занимаются не только реставрацией, но и трансформацией старых работ, используя новую технику нанесения. “Yarnbombing” предусматривает использование трикотажных изделий, которые крепятся к рисунку. Образуется нечто промежуточное между классическим граффити и инсталляцией.

Виды и стили классического граффити

Определенные техники нанесения получили собственные названия. “Tag” (тег) – основная техника, которая подразумевает подпись райтера, нанесение его имени. Отсюда же происходит техника “граффити теггинг”, которая является одной из самых популярных на данный момент. Надпись может иметь инициалы или сообщения, буквы, каллиграфию. “Pissing” – одна из разновидностей теггинга, которая подразумевает наполнение пустого огнетушителя краской, после чего им наносится рисунок. Сложность этой техники заключается в том, что она слишком массивная, что часто делает ее небрежной.


“Троу-ап”, он же “бомбинг” – рисуется быстро, с одним или несколькими цветами. Здесь главное быстро нанести рисунок, подчас жертвуя его качеством. “Masterpiece” – сложное исполнение имени райтера. “Roller” или “blockbuster” – массивные работы, выполняющиеся в печатной манере. При их создании используются ролики и валики, с помощью такой техники краска ложится на всю поверхность стены или объекта. “Wildstyle” – один из сложнейших видов граффити. Для него характерны замысловатые формы букв, переплетенные воедино, с засечками. Отдельно следует упомянуть о таком явлении, как “capping”, которое подразумевает покрытие одного изображения другим. Этот метод используется для порчи чужих работ и не приветствуется среди граффити райтеров.

Blockbuster

Masterpiece

Граффити – это отдельный мир, где люди общаются на собственном языке. Они несут послания, отражают реальность, заставляют задуматься или улыбнуться. Любить это направление или быть против него – индивидуальный выбор каждого.

Калашникова Анна


Но «Райтеры» (мастера граффити) подняли возможности спрея к уровню, равнозначному кисти. Граффити, с его безграничными креативными возможностями, должно сейчас рассматриваться как искусство и поднимать свои стандарты.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 9 им.В.Т.Степанченко

Тверской области, города Ржева.

РЕФЕРАТ ПО МХК

« ИСКУССТВО ГРАФФИТИ »

Выполнила:

Калашникова А.М.

Ученица 10 класса

Ржев 2013г.

Введение………………………………………….…………3

Глава 1.Историческая справка…...………………………...4

Глава 2. Граффити и современность………………….……………………………5

Глава 3. Виды граффити……………………………………7

Глава 4. Эволюция граффити: стилевые войны…………..8

Глава 5. Слэнги граффити…………………………………11

Заключение ………………………………………………...13

Литература ………………………………………………………...14

Введение .

В современном мире, когда предметом искусства может стать обыкновенный стул, до сих пор не утихли споры о том, является ли граффити искусством – или только проявлением вандализма.
Термин "граффити" применяется для классификации, как правило, запрещенного законом вида искусств. Сегодня граффити ассоциируется в первую очередь с альтернативной формой городской культуры. Ранее граффитчикам приходилось советовать себе с массой тех людей, которые говорили: "но разве это искусство?" Сегодня, бросив глазом на какую-нибудь коллекцию современного граффити (например, Art Crimes), кто-либо, за исключением разве наиболее консервативного зрителя, поймет, что граффити - это искусство. Во многом такое положение вещей благодарит мировому буму на легально санкционированные пространства для граффити на протяжении последних десяти лет.
Если кое-кто еще не видит в нелегальном граффити искусства, то немногие могут отрицать ценность легально санкционированных работ. «Райтеры» (мастера граффити) подняли возможности спрея к уровню, равнозначному кисти. Граффити, с его безграничными креативными возможностями, должно сейчас рассматриваться как искусство и поднимать свои стандарты.


Цель: выяснить, является ли граффити искусством или формой подросткового вандализма.

Задачи:

  1. познакомиться с историей возникновения
  2. рассмотреть виды и стили граффити
  3. узнать формы самовыражения граффитчиков
  4. выяснить, граффити - искусство протеста или неосознанная форма поклонения знакам большой культуры

1.Историческая справка.

Существует ряд определений граффити, которые подчеркивают разные аспекты этого явления, получившего широкое распространение в постсовременную эпоху.
Граффити (mun.graffiti Граффити - произвольно нацарапанные или вырезанные надписи на стенах, скалах, в местах международного сообщения, на сосудах

и черепках (остраконах), которые содержат информацию о повседневной и частной жизни, а также о хозяйстве, политике.

Граффити – «древние и средневековые посвятительные, магические, бытовые надписи, нацарапанные на стенах зданий, сосудах и т.п.».
Граффити - «надписи и рисунки, нацарапанные на предметах» .

Известны однокоренные слова, близкие по значению термину «cграффити» или «граффити». Так, понятие граффито (сграффито) обозначает «способ декоративной отделки стен зданий путем процарапывания по определенному рисунку верхнего тонкого слоя штукатурки до нижнего слоя, отличающегося по цвету» .
В Британской энциклопедии граффити придают следующий смысл: «проводить линии», «писать каракулями», «выцарапывать».Первоначально данный термин относили исключительно к древним надписям, его употребление ограничивалось рамками исторической и археологической наук. В современном понимании граффити означает «всякую неразрешенную надпись, знак, сделанные любым способом на объектах общественной и частной собственности».

Впервые интерес к граффити возник в рамках археологической и исторической наук. Археологические исследования граффити проводились на территориях древних цивилизаций и средневековых государств, таких как: Древний Египет, античные города Греции, Италии и Северного Причерноморья, Руси 10-12 вв. и др.: «Граффити в большом количестве находят во время раскопок древних и средневековых городов и поселений во многих странах мира».

Граффити с давних времен связаны с определенными топографическими характеристиками. Так, древние римляне оставляли непристойные надписи в общественных уборных.

Среди граффити также встречались любовные послания и стихи.
Обыкновение оставлять надписи и рисунки существовало на Руси. Как отмечают археологи, писание на церковных стенах было

настолько распространено, что запрет не заставил себя долго ждать. Церковный устав Владимира Святославича (12 век) строжайше запрещал писать и рисовать на стенах и повелевал церковному суду наказывать тех, кто «крест посекают или на стенах режут». Судя по всему, авторы граффити осознавали, что совершают нечто недозволенное. Нечеткость букв, пропуски, особенности начертания говорят о том, что многие надписи делались поспешно и украдкой.

Любопытно, что некоторая часть граффити сделана самими священнослужителями. Так, надпись, найденная в алтарной части Софийского собора в г. Киеве, сообщает: :«Писал, поющи аллилуя».

Выделяют следующие разновидности средневековых граффити, обнаруженных в культовых сооружениях Киева:

1.благожелательные - начинаются словами «Господи, помоги...»;

2.поминальные;

3. в память об общественных событиях;

4 . автографические;

5 относящиеся к фрескам и связанные с тематикой храмовых росписей;

6. рисунки - кресты, магические знаки, изображения святых.

Большинство исторических граффити представляют собой имена и автографы, магические формулы, молитвы, надписи непристойного и протестного содержания, символы, сообщения, признания в любви, стихи, посвящения, политические лозунги и

оценки, портретные изображения и рисунки различных предметов.

2. Граффити и современность.

В современном значении граффи́ти - надписи или рисунки на стенах зданий и переходов, вагонах поездов, а также заборах и прочих вертикальных поверхностях. Иногда - форма фольклора.

Считается одним из видов самовыражения молодёжи. Граффити могут представлять собой простейшие рисунки или надписи, но обычно это довольно сложные монохромные либо мультицветные композиции.

Само название современных художников граффити - райтеры (англ. Writers), что означает "писатели". Почему не художниками? Дело в том, что корни граффити кроются именно в написании слов на поверхностях, да и не все граффити выполнены красками. Первоначально в ход шли все подручные средства, начиная от дорогих красок и заканчивая карандашами, мелками, ручками, ножами... Даже пальцем руки можно было написать граффити на грязном окне.

На территории архитектурного комплекса Гиза было обнаружено множество граффити, оставленных строителями и паломниками.

Граффити были широко распространены в доколумбовой Месоамерике. В одном из крупнейших городищ майя Тикаль было обнаружено множество хорошо сохранившихся рисунков.

На некоторых из египетских пирамид обнаружены граффити, оставленные французскими солдатами во время египетской кампании Наполеона.

В Германии на стенах рейхстага до сих пор стоят граффити, оставленные советскими солдатами.

Два послевоенных изобретения позволили граффити получить второе рождение. Во-первых, аэрозольная краска, производство которой было налажено в 1949, позволила с лёгкостью наносить относительно красивые многоцветные изображения. Во-вторых, появились бунтарские субкультуры наподобие хип-хопа, в которых разрисовывание стен превратилось в акт против общества.

Одним из первых современных райтеров считается нью-йоркский тинейджер по имени Деметриос. В конце 1960-х он начал выводить свой творческий псевдоним TAKI и номер своей улицы 183 на стенах и станциях метро по всему Манхэттену. Вскоре другие тинейджеры заприметили TAKI и стали выводить собственные имена. Ранние райтеры не заботились о том, поймут ли их надписи зеваки. Однако, с появлением интереса к граффити, все стены были «убиты» тэгами. Читаемость отдельной надписи стала приобретать особую важность, и всё с одной целью - привлечь внимание

прохожих. На этом этапе стиль письма и выбор места стали играть

заметную роль. Каждому райтеру хотелось выделиться из общей массы и получить признание себе подобных. Далее стали применять

несколько цветов краски, и, наконец, на стенах стали появляться целые композиции, некоторые из которых являются настоящими произведениями искусства.

Граффити стало долей экстрима в жизни современных подростков. В городах разрисовывать стены запрещено, и всегда есть доля риска - рисовать приходится ночью, а в случае опасности остаётся только бежать от полиции и рассерженных граждан. К тому же, для райтера дело чести - разрисовать труднодоступный, но хорошо заметный объект.

Существует версия, что поддержали развитие уличных изображений предприимчивые торговцы наркотиков, которые с помощью рисунков и зашифрованных надписей, ни о чем не говорящих ни полиции, ни случайным прохожим, сообщали подросткам место продажи "травки", цены и прочее. Со временем, из секретного вида связи "граффити" превратилось в обычное средство общения подростков. Обычно это объемная, преимущественно красно-черно-синяя "сочная" графика.

3.Виды граффити.

Граффити составляют неотъемлемую часть пейзажа современных

городов и сел, а также внутренней обстановки общественных

зданий. Их можно обнаружить на стенах домов, заборах, скамейках, в транспорте, лифтах, на лестницах, в общественных туалетах, на партах и столах, на памятниках культуры. Для создания граффити используются разные средства: мел, ручки, карандаши, маркеры, краска. Иногда граффити выцарапаны или выбиты.

В большинстве стран граффити запрещено законом, но, тем не менее, существуют понятия "легальной" и "нелегальной" стен. К первым относятся те стены, которые городские власти предоставляют на "растерзание" писателям граффити, руководствуясь стремлением украсить ту или иную часть города и показать свою демократичность и терпимость по отношению к свободному искусству (пример - забор на Октябрьской площади в Минске). Но запретный плод сладок, и поэтому глубокой ночью либо ранним утром писатели выходят на "работу" и полностью отдаются своим фантазиям, расписывая "нелегальные" стены.

Содержанием граффити может стать признание в любви, забавные подписи и комментарии к различным событиям, реклама, политические, социально направленные высказывания. Политические граффити часто оформлены в виде острых памфлетов, лозунгов или стилизованных под газетные полосы сюжетов. Здесь писателями выступают члены политических партий и групп, радикальных студенческих движений или же просто неудовлетворенные жизнью граждане.

Другая разновидность граффити - гангстерское граффити, которое встречается только в крупных городах. По форме и содержанию оно сильно отличается от прочих и заключается в зашифрованных кодах, инициалах, жестко стилизованных при помощи специальной каллиграфии. Члены банд используют граффити, чтобы обозначить

границы своей группировки территориально и идеологически, а

также чтобы предупредить врагов о последствиях проникновения последних в их владения. Данное граффити, очень близко соприкасаясь с такими формами искусства, как тату и дизайн одежды, образовало даже некую закрытую урбанистическую систему.

Третью, наиболее распространенную разновидность граффити, называют "Нью-Йоркским стилем" или "хип-хопом". Произошло оно из традиций граффити, зародившихся в Нью-Йоркском метро в 1970-м году. В принципе, "хип-хоп" - это более широкое движение, появившееся на базе рэп-музыки, брейкдэнса и граффити. Этими граффити покрыты огромные площади в городах США. Мотивациями для занятия такого рода деятельностью могут быть понятное желание прославиться либо потребность в выражении самих себя или своего отношения к различным предметам, историческим фактам, конкретным или абстрактным группам людей и личностям. Писатели граффити для создания своих шедевров используют стены гаражей, домов, складов, метрополитенов, железнодорожные вагоны, автобусы, трамваи, заборы и ограждения. Даже на Луне американские астронавты оставили о себе память в виде граффити. Сегодня звездой граффити является художник Бэнкси (Роберт Бэнкс). Этот человек родом из Бристоля. За несколько лет он сделал карьеру от никому не известного рисовальщика до одного из самых популярных художников в мире. Лица Бэнкси никто не видел, он тщательно скрывает от прессы данные своей биографии. Предположительно это связано с тем, что граффити в общественных местах до сих пор вне закона. За свои рисунки Бэнкси грозит тюремный срок. Картины Роберта Бэнкса, выполненные на стенах домов, являются примером для каждого серьезного райтера. Это не пустые буквы, а серьёзные рисунки на социальные и общественно значимые темы. Работы Бэнкси продаются на аукционах за 30-600 тысяч долларов .

4. Эволюция граффити: стилевые войны.

Как уже было сказано выше, граффити появилось на свет в Нью-

Йорке конца 60-х годов.

Но по-настоящему борьба развернулась, когда писатели открыли для себя подземку Нью-Йорка. Место было что надо. Размалёванные хитрыми буквосплетениями, составы мчались туда-сюда, унося чьи-то имена. Краска граффити постепенно стала просачиваться внутрь вагонов. Теперь уже выбор локации уступает в важности и первостепенности самому письму. Ведь изначально все буквы строились ровно в ряд и читались с полпинка. С появлением же радикальных стилей трудночитаемые каракули привлекали всё большее внимание. А вот и стиль письма, как способ узнать, кто эту гадость накалякал, исчерпал себя. И писатели устремились приручать цвет и размер. Некто Stay High и кое-кто ещё стали выписывать свои имена на внешности поездов тонкими вытянутыми белыми буквами. И - что делало их непохожими - во всю длину и ширину вагона. Открытие толстых колпачков привело к созданию подлинных шедевров. Так, райтер по прозвищу Super Kool заметил, что замена узеньких колпачков спреющих балонов на пузатые позволит ему "накрывать" большие поверхности широкими размашистыми "мазками". Когда он написал таким образом свое имя, получились жирные розовые буковки в жёлтом окаймлении. Работа получилась так себе, но в то же самое время это был самый цветной и выразительный кусок в мире граффити, созданный в рамках subway system. А райтер Phase 2 из Бронкса был первым, кто развил успех Super Kool(-a) и помог дизайну вырасти в буквах и сформироваться окончательно. Цвет и выделение буковок теперь стало аккуратным, и стиль писателей из Бронкса получил название bubble letters.

Следующая революция в стиле произошла, когда Pistol 1 - уже

бруклинский мастер - впервые нарисовал 3D. Работа состояла из собственно самого имени в красно-белом с голубой окантовкой, что давало трёхмерное настроение. Писатели со всего Нью-Йорка стекались, чтобы заценить этот piece. Город бредил повторением подвига, но и думать не смел о состоятельности выполнения задуманного. Но время спустя люди добились своего. Каждый делал 3D со своими штрихами. Начались "стилевые войны". Как только культура заявила о себе в полный голос, был снят документальный фильм "Style Wars "(1984), написаны книги.

Нью-Йорк по-прежнему почитается как “колыбель” граффити. Именно там родился мир уличного искусства - со своей техникой,

стилем и слэнгом. Вообще-то, точнее было бы сказать - стилями.

Ведь граффити - это множество направлений и течений. От

считающихся ныне уже немодными “надувных” букв мастеров

“старой школы” до невероятно изощренного, требующего немалого мастерства и сноровки “wild style”, в котором причудливые письмена сплетаются по прихоти автора в невероятно сложные узоры. Не говоря уж об индивидуальной манере.

Стиль рисования Bubble («пузырь»), в котором все буквы округлялись, становились похожими друг на друга и получались как бы дутыми, похожими на пузыри, готовые вот-вот разорваться или лопнуть. Чаще всего использовалось мало цветов, в основном два или три. Помимо стиля Bubble существует ещё множество других стилей. Вот самые известные из них:

  1. Wild Style («дикий стиль»). Этот стиль отличается, прежде всего, нечитаемостью букв слова. Они настолько запутаны, что иногда даже люди, разбирающиеся в граффити и рисующие его, не способны разобрать надпись, не говоря уже о простых людях. И только те, кто сами рисуют в таком стиле, без особого труда смогут прочитать текст рисунка. Это происходит, прежде всего, засчёт того, что к буквам райтер прибавляет дополнительные элементы, которые отвлекают внимание от букв.
  2. FX (или 3D style, «объёмный стиль»). Этот стиль отличается абсолютным объёмом букв. Чтобы придумать такой рисунок надо обладать развитой фантазией и незаурядным мышлением. При этом надо, чтобы все буквы сочетались друг с другом, и было довольно-таки понятно, что написано. Для этого нужны долгие годы тренировок
  3. Messiah Style. Оригинальность этому стилю придают буквы, словно написанные на отдельных листах и наложенные друг на друга. Этот стиль был изобретён жителем Нью-Йорка Vulcan, работы которого характеризуются своеобразной цветовой гаммой.
  4. Charaсter. Charaсter - в нём используются персонажи, исполненные в стиле комиксов. Иногда присутствует рамка речи. В ней может быть или подпись райтера (тэг, с англ. «бирка», «этикетка»), или речь персонажа. На заднем плане часто присутствует надпись, выполненная в другом стиле. При изображении персонажа используются насадки с иглами для выделения тонких линий, волос, морщин и так далее. Этим стилем владеет не каждый райтер, так как он требует художественных навыков. Поэтому граффити в стиле

Charaсter чаще исполняется командами.

  1. Throw up - это стиль, который характеризует изображения, выполненные очень быстро. Они создаются с помощью обычных кривых линий и выглядят как грубо заполненные белым или серебряным цветом буквы, поверх накладывается один или два аутлайна. Throw up предпочитают бомберы. Количество для них важнее качества. Основной элемент их творчества - скорость. За короткий промежуток времени им удаётся поставить в нескольких местах собственные имена. Очень часто работа бомберов резко отличается от творчества подлинных райтеров или стайлеров. Последние вырабатывают собственный стиль в студии. С социальной точки зрения, деятельность бомберов мешает признанию лучших в художественном отношении произведений райтеров. «Творениям» бомберов часто не хватает грации. Необходимо некоторое усилие, чтобы заставить себя их разглядывать. Бомберы выбирают труднодоступные и опасные места, но, тем не менее, заметные для зрителей. В стиле Throw up работают даже настоящие райтеры, только они развивают изображение,

создавая из начального знака сложную композицию. Бомберы предпочитают очень быстро писать короткие имена или выводить первые и последние буквы имени, ставя после них восклицательный знак. Стиль стал известен благодаря нью-йорскому райтеру I.N.

  1. Blockbusters - это крупные, часто трёхмерные и очень широкие буквы. В некоторых случаях они могут быть выполнены с помощью аутлайна, но иногда применяется и подсветка, для которой предпочитают белую и серебряную краски. Особенностью блоков является использование валика для закраски внутреннего поля. При очень большом размере к работе подключается группа. Blockbusters, в отличие от зародившегося в Нью-йорке стиля Throw up, появились в Лос-Анджелесе, где их использовали для обозначения своей территории уличные группировки. Громадные надписи служили своеобразной границей зоны влияния. До сих пор стиль Blockbuster часто применяется в основном для названия тусовки или кру, а не для аббревиатуры райтера. В группе каждый выполняет свою задачу. Один делает аутлайн, другой заполняет внутреннюю часть букв, третий делает др. работу и т.д.

5. Слэнги граффити.

Bomb (или throw-up) - быстрый рисунок, как правило делается в "bubble letters" и отражает название crew или самого writer"а. Рисуется краской, зачастую используется 1-2 (иногда 3) цвета. Самые распространённые - чёрный/серебряный (белый) и жёлтый/красный.

Crew - несколько (а порой и очень даже много) writer"ов, объединённых в одну команду. Часто crew состоит не только из writer"ов, но и из b-boys или DJ"z.

Writer - собственно тот, кто рисует граффити.

Tag - это подпись writer"а. Пишется либо краской, либо маркером. Один цвет, неважно какой, но, как правило, это чёрный или белый, если используется mean streak (несмываемый белый маркер).

Piece - рисунок, который отражает стиль, умение, и, собственно, дерзость writer"а. Рисуется краской, используется столько цветов, сколько пожелает рисующий.

Taggers - те,кто занимается только простановкой tag"ов. Народ непросвящённый часто называет так всех writer"ов, что не совсем аккуратно.

Cap - насадка на баллон. Существуют разные насадки, позволяющие регулировать толщину линии. В основном все caps делятся на male и female.

Yard, train yard - депо, отстойник для поездов. Первоначально имелось ввиду депо для поездов подземки. Сейчас всё больше writer"ов перебирается на товарные поезда, и, соответсятвенно, теперь отстойники для товарняков называют yard или freight yard.

Outline - окантовка букв, тени и т. д.

Sketch - набросок, эскиз. Может быть как чёрно-белым, так и раскрашенным.

Toy - 1) неопытный человек в граффити, желторотик; 2) человек, который в граффити не из-за любви к искусству, а по другим причинам.

To bite - копировать чей-то стиль.

To cross out - наложить свой кусок поверх куска другого writer"а. Считается актом неуважения и, как правило, вызывает вражду между этими writer"ами или даже целыми crew.

Заключение.

Стиль и техника граффити как особого вида городского «андеграундного» искусства постоянно развиваются и совершенствуются. Каждая страна вносила нечто новое и свежее в это искусство. Но, после того, как рисунки со стен города переместились на стены музеев, галерей и памятников архитектуры,

встал вопрос о вандализме и провокационной сути граффити.

В это же время отдельные работы писателей начинают выставляться в тех же музеях и становятся предметом повышенного спроса среди богатых коллекционеров.

Граффити, в принципе, невозможно контролировать или искоренить путем наложения на него запретов. Поэтому как форма искусства и средство выражения взглядов оно гибко, всеохватывающе и свободно от цензуры. Это своего рода анонимный визуальный диалог писателя с другими членами общества.

Более настойчивые в своих желаниях "засветиться" оригиналы или просто умеющие красиво распылять струи добиваются привлекательности своих tag"ов (общее название красочных настенных шедевров, приживается теперь в Москве).

В нынешней молодежной культуре граффити занимает далеко не последнее место. Их творения используются в клипах, оформлении клубов, дискотек и журналов (порой отнюдь не молодежных!). Широко известные в узких кругах роллеры предпочитают видеть свои рампы (специальные тумбы для совершенствования катания) раскрашенными в граффити.

В Германии, Дании, Норвегии и ряде других стран существуют пункты граффитчиков, где они выполняют работу на заказ, начиная от расписывания автотранспорта и кончая оформлением частных увеселительных заведений. Впрочем, редко кому удаётся прожить только на это, поэтому все где-то работают, и уличная живопись остаётся для большинства хобби.

Разрисовывать ночные клубы или делать декорации для видеоклипов - это, конечно, неплохо. Но место всякого настоящего мастера граффити - прежде всего, на улице. Против коммерциализации выступают и многие "старые" художники, считающие, что граффити, родившись как crime art - противозаконное искусство - не имеет права вступать с законом в деловые отношения. Но многие новые команды, не считаясь с идеологией, целиком переходят на заказные работы.

Литература.

1. Медведева О. П. Искусство граффити. Ростов-на-Дону, 2005г.

2. Граффити становится искусством и поднимает

свои стандарты // http://www.corsar-art.nm.ru/site/write/graffiti.htm

3. Большая Российская энциклопедия 7

Научно-редакционный совет Юр Осипов Е. Н., Аврорин А. Ф., Андреев и др.Москва 2007г стр. 646-647

4. Иванова Т.О.Современное искусство граффити. Казань.2005г.

5. Большакова Г.В.Виды и стили граффити. Москва 2006г.

Познакомиться с этим видом современного визуального искусства можно практически в любом городе. Разрисованные стены домов, ограждений, сараев помогут вам в этом. И если сразу категорически не отвергать такой способ самовыражения молодых людей, а внимательно приглядеться к рисункам, то можно убедиться, что все выглядит очень даже красиво.

От древности к современности

История граффити начинается в далеком прошлом. Ведь наши предки тоже делали рисунки и надписи, только в основном на скалах. Да и слово «graffiti» на итальянском языке означает «нацарапать».

Современное граффити зародилось в 70-е годы 20 века в среде тинейджеров и считалось искусством улицы. Первые рисунки граффити были выполнены в метро Нью-Йорка. Там же появился первый райтер, который поставил под ними свою подпись и номер квартала, в котором жил: «Taki 183». Кстати, райтеры - это художники, которые рисуют в После Taki 183 в бедных кварталах Нью-Йорка появились подростки, которые начали рисовать на городских стенах, в подъездах, мусорных баках. Они придумывали себе клички и писали их непонятным шрифтом.

В России граффити появилось в 90-х годах. Кстати, вместе с брейк-дансом. Ведь все это - части хип-хопа. Райтеры не просто рисовали на стенах и заборах, они проводили хип-хоп-фестивали, где и показывали свое искусство.

Что такое граффити?

Это одно из направлений Последнее, к слову, называется стрит-артом и имеет объемный список различных видов.

В разных странах мира к стрит-арту относятся неодинаково. Во Франции, к примеру, этот вид искусства легализован. На прямо из вагонов поездов можно видеть множество рисунков, выполненных в различных стилях стрит-арта. В России рисование граффити в общественных местах является уголовно наказуемым преступлением, за которое предусматривается штраф или даже лишение свободы.

Но это в общественных местах, а ведь есть пустыри, заброшенные стройки, тупиковые глухие улочки. К тому же иногда сами строительные фирмы приглашают раскрасить ограждения вокруг строек, а жильцы многоэтажек дают художникам граффити свободу действий во дворах и подъездах. А еще есть дни граффити-фестов и других фестивалей, различные выставки райтеров, которые дают возможность показать искусство граффити во всей красе в общественных местах.

Так, что такое граффити? Если быть точным, то это всего лишь надписи на стенах с использованием объемного изображения букв алфавита. Но граффити постоянно развивается. Совершенствуются старые и придумываются новые оригинальные стили букв, модернизируются баллончики с краской. К надписям добавились полноценные рисунки. Теперь некоторые художники с помощью баллончиков с краской создают настоящие произведения искусства.

Граффити: как научиться рисовать

Художники со стажем советуют начинать с написания своего прозвища, затем стоит поэкспериментировать с «третьим» измерением, сделать подпись объёмной. Можно смело добавлять стрелки, пузыри, смешивать краски из разных баллончиков. Непонятность и запутанность рисунка привлечет больше к нему внимания, а вам поможет прочувствовать, что такое граффити.

И все же лучший совет для тех, кто начинает заниматься граффити, - сначала используйте не баллончик, а карандаш. Порисуйте дома на листах бумаги, срисовывая какие-нибудь рисунки или придумывая собственных персонажей.

Когда вы будете удовлетворены результатом рисования на бумаге, подумайте над созданием эскиза рисунка, который потом перенесёте на стену.

Со временем вы научитесь делать трафареты для граффити, точно использовать технику тени и ярких красок, узнаете, для чего нужны маркеры, аэрографы и кэпы, какую краску лучше покупать и почему не следует рисовать в ветреную погоду. Только зная все эти тонкости, можно отчетливо понимать, что такое граффити.

Культура граффити

Оказывается, есть и такое понятие. Оно включает в себя два главных правила. Первое - райтер никогда не портит по-настоящему хорошие здания. Он может творить только там, где действительно требуется оживить мрачный и пресный пейзаж индустриальной зоны или заброшенных пустырей, задних дворов.

Второе - райтер никогда не закрашивает рисунки других райтеров, иначе это навлечет на него позор и неприязнь коллег.

Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 09.12.2014 18:43 Просмотров: 3999

Сегодня граффити считается видом уличного искусства и одной из самых популярных форм художественного самовыражения по всему миру.

Существуют различные стили и виды граффити. Граффити уже утвердился как самостоятельный жанр современного искусства и как часть культуры и городского образа жизни. Во многих странах и городах райтеры создают на улицах городов настоящие шедевры.

Часто граффити используют для сообщений политического и социального характера. Однако следует знать, что в большинстве стран мира нанесение граффити на чью-либо собственность без разрешения владельца данной собственности считается вандализмом и карается по закону.
История граффити уходит в глубокое прошлое. Но обо всём по порядку.

Происхождение термина

(от итальянского graffito, во множественном числе graffiti) – изображения, рисунки или надписи, выцарапанные или нарисованные краской (чернилами) на стенах и других поверхностях. Graffiare (итальянск.) – «царапать».
А в настоящее время наиболее популярен спрей-арт , рисование граффити с помощью аэрозольной краски. В древности граффити наносились на стены с помощью острого предмета, а также мела или угля.

История граффити

Всем известно, что настенные надписи существовали в странах Древнего Востока, в Греции, в Риме.
Самые ранние граффити относят к 30 тысячелетию до н. Это доисторические наскальные рисунки и пиктографии, нанесенные на стены. Рисунки делались в ритуальных и священных местах внутри пещер. Чаще всего на них были изображены животные или сцены охоты. Сафский язык, существовавший в период с I в. до н.э. по IV в. н. э., только и сохранился в виде граффити – надписей, выцарапанных на скалах в южной Сирии, восточной Иордании и северной Саудовской Аравии.

Граффити в древних Помпеях: карикатура на чиновника
Древнее граффити сохранилось и в древнегреческом городе Эфесе (территория современной Турции). Существуют граффити викингов.

О чём писали древние люди? Примерно о том же, о чём пишут и сейчас: о любви, о политике и о другом насущном. Писали так же: с грамматическими и орфографическими ошибками. Есть надписи типа «здесь был Вася». Нет ничего нового под солнцем!
А как обстояли дела с граффити на Руси? Прекрасно! В Новгороде существуют 10 граффити XI в., а в Киеве (Древняя Русь) – около 300 граффити XI-XV вв. находятся в соборе св. Софии. Они рассказывают о политических событиях того времени.
В современном виде граффити появилось в начале XX в. – в нью-йоркском метрополитене, а затем на товарных вагонах и в подземных переходах. С тех пор граффити превращается в часть поп-культуры, его стали ассоциировать с музыкой в стиле хип-хоп, хардкор, битдаун и брейк-дансом. Для многих граффити является образом жизни, скрытым от общественности и непонятным для окружающих. Политические активисты использовали граффити для распространения своих идей.
К 1970-м годам популярность граффити очень выросла, в нём стали выделять новые стили. Первым райтером, получившим известность, стал TAKI 183, подросток из района Вашингтон Хайтс в Манхэттене. Его тег TAKI 183 состоял из его имени Деметриус (или Деметраки, Таки) и номера улицы, на которой он жил – 183. Таки работал курьером, и куда бы он ни ездил на метро, он всюду оставлял свои теги. У него появилось очень много последователей.
Постепенно манера тегов стала усложняться, стали появляться новые стили граффити, а само движение приобрело соревновательный характер.

Более сложный тег
В связи с этим городские власти начали бороться с граффитчиками. Ведь не все работы были достаточно умелыми, а граффити стали отождествлять с засорением улиц городов – каракули на стенах приравнивались к мусору, свалкам и запустению. На борьбу с граффити тратились огромные деньги. Но одновременно с этим иногда райтеры исполняли на фасадах магазинов такие сложные и красивые граффити, что владельцы магазинов не решались их закрашивать. В некоторых странах для райтеров выделяли специальные места на улицах, в подземных переходах и т.д., где они могли спокойно самовыражаться.

«Легальное граффити» в городе Страуд (Англия)
Стал серьёзно обсуждаться вопрос, является ли граффити видом искусства. А тем временем граффити стало завоёвывать все большее пространство: его стали использовать в компьютерной рекламе, в видеоиграх, в дизайне скейтбордов, одежды и обуви.
Граффити получило распространение во всём мире. Сегодня Сан-Пауло (Бразилия) считается столицей граффити и местом вдохновения для райтеров со всего мира.

Граффити в городе Олинда (Бразилия)

А как в России?

Массовое движение современного граффити в России относится к 1980-м годам. В 2006 г. в Санкт-Петербурге проходил международный фестиваль граффити. А в крупных городах России проводятся ежегодные фестивали граффити. Расскажем об одном из них.

Snickers Урбани́я (SNICKERS URBANиЯ) – ежегодный молодежный фестиваль уличной культуры. Впервые фестиваль состоялся в 2001 г., он включает в себя основные направления уличной культуры: экстремальный спорт, граффити, брейк-данс, битбокс, фристайл. Его цель: дать шанс современной молодёжи заявить о себе и о своём таланте, а также предоставить возможность попробовать свои силы на профессиональном оборудовании для экстремальных видов спорта. Фестиваль проводился в крупнейших городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Волгограде, Самаре, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, а также в Казахстане – в Алматы.

Площадка BombART
В начале 1980-х гг. зародилось и трафаретное граффити. Оно создается путем вырезания форм из жесткого, плотного материала. Готовый трафарет прикладывается к холсту и поверх него быстрыми, легкими и точными движениями распыляется аэрозольная краска. Эта техника стала популярна благодаря своему быстрому исполнению.
Самый главный инструмент в граффити – аэрозольная краска в баллонах. Используют валики для краски и трафареты, кисти, маркеры, восковые стержни, мелки и др.

Граффити в современном мире

В основном граффити выполняется на улицах (стены зданий, подземные переходы, гаражи, таксофонные кабинки, припаркованные автомобили, асфальтовое покрытие во дворах и т. д.); на транспорте; в подъездах и на лестницах (включая двери квартир, почтовые ящики и т. д.); в интерьерах учреждений.
Очень медленно, но граффити начинает приобретать статус социально нейтрального явления и воспринимается как неотъемлемый элемент современного мегаполиса, массовое культурное явление. Оно утрачивает значение протеста. Язык граффити становится универсальным кодом городской коммуникации.

Виды и стили граффити

Теггинг представляет собой быстрое нанесение подписи автора на поверхности. Отдельная подпись называется «тег» (от англ. tag – метка). Теггеров не очень интересует смысл и эстетика их творений, главное – оставить как можно больше «автографов». Часто теги непонятны не посвящённым в детали людям.
Среди райтеров ценятся теги, поставленные в труднодоступных, но видных местах. Тег команды называется «сингл».
Надписи обычно наносят при помощи баллончиков с краской или толстых маркеров. Опытные райтеры могут написать тег за 2-3 секунды.

Уайлд (англ. Wildstyle – дикий стиль). Главной чертой этого стиля являются запутанные сплетения букв, острые углы, осколки и стрелки. Название стилю дал характер рисунка: дикий, непонятный, так как часто буквы настолько переплетены и введено множество посторонних элементов, что читаемость становится нулевой. Из уайлда выделяют 3D Wildstyle (к обычному уайлду добавлен объём).