Как в древнем риме назывался публичный дом. Вывод по главе первой


Семь царей Рима

Лупанар в Помпеях

Большинство проституток происходило из рабынь и рабов , работавших таким образом по принуждению хозяина, или вольноотпущенниками , которые зарабатывали себе на жизнь (лат. mulier, quae palam corpore quaestum facit , официальное название).

Внутри римский публичный дом «лупанарий » (lupanar ) был разделён на тесные каморки. К примеру, лупанарий, открытый при раскопках в Помпеях в 1862 году и расположенный в центре города, состоял из партера и первого этажа, в партере находились пять узких комнат, окружавших вестибюль, каждая площадью в 2 кв. м., с вделанной в стену кроватью, с рисунками и надписями эротического содержания. Против входа находилось отхожее место, а в вестибюле - перегородка для привратницы. Комнаты не имели окон, только дверь в коридор, поэтому даже днём приходилось зажигать огонь. Убранство комнат было примитивным и состояло из покрывала на полу или кровати с одеялом, сплетённым из тростника. Вероятно, в борделях проститутки не жили постоянно, а лишь приходили на определённое время, установленное законом. Каждая проститутка получала на ночь отдельную комнату с обозначенным на двери её прозвищем , внесённым в проституционные списки, или «титулом». Другая надпись указывала, занята ли комната.

Время посещения борделей начиналось в 3 часа пополудни и продолжалось до утра. Временные ограничения устанавливались законом, чтобы молодёжь не начинала посещать эти заведения уже с утра, пренебрегая гимнастикой .

Цена услуг проституток была различной; так, в Помпеях цена за один раз варьировала от 2 до 23 ассов .

У женщин данной профессии был свой праздник - Виналии , который отмечался 23 апреля у Коллинских ворот и был посвящён богине Венере .

Законодательное регулирование

Римские законы, касающиеся проституции, строго проводили принцип регистрации и регламентации . Функции полиции нравов были возложены на эдилов , которые осуществляли надзор за кабаками, банями , борделями и проводили там обыски с целью выявления нерегламентированных проституток и раскрытия других злоупотреблений. Все женщины, занимавшиеся проституцией, были обязаны сами заявлять о себе эдилу, чтобы получить разрешение на это занятие, при этом их имена заносились в особую книгу . После записи женщина меняла своё имя. Из сочинений Марциала и надписей в Помпеях известны такие профессиональные имена проституток, как Дравка, Итонузия, Лаис, Фортуната, Лициска, Таис, Леда, Филенис и другие. Предписания закона касались и одежды . После регистрации и смены имени проститутки лишались права носить украшения , подобающие честным женщинам. В то время как матроны носили костюм под названием стола , проститутки носили более короткие туники и поверх них тоги тёмного цвета. Матроны, уличённые в прелюбодеянии , также носили тоги, но белого цвета. Впоследствии различия в одежде между проститутками и остальными женщинами сгладились.

Бюст Солоне, Археологический Музей Неаполя

Считают, что уже в VI веке ДО н.э. юрист и поэт Солоне (Афины 638 ДО н.э. — 558 До н.э.) основал первые бордели в Греции - там за деньги красивые рабыни развлекали клиентов и платили налоги государству. Законы Солона , касающиеся брака — право женщине в случае импотенции мужа вновь выйти замуж за его ближайшего родственника, ограничение приданого (3 платья и немного посуды), чтобы избежать браков по расчету и разрешение женщинам царапаться, драться и громко плакать во время погребальных обрядов. Наряду с этим, разрешение на убийство любовника жены, 100 драхм штраф за изнасилование и право продажи сестры и дочери в случае прелюбодеяния.

Античный Рим

Демосфен в IV веке сообщал, что женщины делятся на три категории - жены рожают законное потомство, сожительницы служат мужчине, а любовницы развлекают. Богиня Юнона олицетворяла мать и жену, Минерва - женщину-предпринимателя, Венера - объект желаний.

Похоже, что самая старая проститутка в античном Риме, известная нам, была Флора во времена Анко Марцио (675 ДО н.э - 616 До н.э). Её обожествили и в ее честь установили - банкеты и спектакли с обнаженными мимами-женщинами. В античном Риме проституток называли флава кома , из-за того, что они были блондинками. Они одевались в короткие туники желтого цвета. Часто на подошве их сандалий гвоздики составляли слова Следуй за мной и оставляли такой отпечаток на земле.

Античный сосуд с изображением гетер с клиентами

В Риме имперской эпохи (с I века ДО н.э.) число проституток составляло 35 тысяч, в некоторые времена количество мужчин-проститутов («греческий грех») превышало женщин. Бордели называли лупанари , от названия проституток, которые бродили в окрестностях городов, как лупы-волчицы. Легенда об основании Рима гласит, что Ромула и Ремо выкормила волчица — лупа, а вырастила жена пастуха Акка Ларенция, которая была проституткой - лупой.

Проститутки различались по уровню оплаты и месту работы - квадронтарие стоили четверть асса, копае работали за стакан вина. Названия по месту работы - ростибула завлекала клиентов около конюшен, бустиария - на кладбищах, табернария - в трактирах, кастидес - в домах, форари - вдоль дорог, форничес - под мостами, арками и на ипподромах. Название меретрикс получили проститутки, которые работали после обеда. Это же название сохранилось для проституток и в Эпоху Возрождения на разных территориях Италии. Деликате е фамозае были образованы и развлекали изысканных клиентов, им разрешали надевать цветные, легкие или прозрачные одежды, чтобы показать красивое тело. Лупы привлекали своеобразными воющими звуками, скорта эрратика странствовали в мужской тоге с открытыми коленями и красили волосы в рыжий цвет. Блитидае работали в остериях и получили название по самой дешевой выривке, которой там торговали. На самой низкой ступени были диоболари - низкосортные и дешевые, они работали в трущобах и самых нищих кварталах. Вы заметили, что нет названий для проституток, работающих в термах?

На самом деле, ученые до сих пор не уверены, что им разрешали работать в термах. Единственная находка в термах Помпей может подтвердить версию стронников борделей в термах. В общих раздевалках (термы посещали по расписанию — с утра женщины, с 14 часов - мужчины) обнаружены 16 эротических картинок на стенах. Среди них изображение обнаженного поэта и лесбийская сценка с двумя женщинами-любовницами (это единственное такое изображение римской эпохи, дошедшее до нас). Некоторые ученые предполагают, что такие сценки имели чисто декоративный характер илии даже иронический для развлечения посетителей, а другие - что это был «каталог» услуг, оказываемых смотрителями - рабами и рабынями. Возможно, что хозяева не регистрировали бордель, чтобы не нарушать действующих запретов, но в комнатах наверху терм услуги предоставляли. За нарушение закона в отношении подпольных борделей наказания были суровыми для граждан Империи - позор и лишение права голоса на выборах.

Валерия Мессалина (25 — 48гг)

Проститутки самого высокого ранга работали для собственного удовольствия - часто это были знатные матроны под фальшивыми именами — Фаустина, Джулия. Третья жена императора Клавдия Валерия Мессалина (25 - 48гг) посещала бордели, где обслуживала клиентов под именем Личиска. Её назвали «августейшая проститутка». Мессалина приходила в бордель с позолоченными сосками, глазами, обведенными черной краской и несколько часов в день принимала моряков и гладиаторов. Плиний Старший писал, что она победила в соревновании с самой знаменитой проституткой, «непобедимая» мессалина обслужила 25 клиентов за сутки. Ювенал написал о ней « устала, но не насытилась…»(внимание, источники написаны сторонниками политических противников её мужа, поэтому не исключены преувеличения, черный пиар был и в те времена). Читайте статью , построенной на месте убийства Мессалины.

Многие рабыни - проститутки могли со временем стать свободными и выкупить себя у хозяина, конечно, это относилось к красивым, образованным и талантливым женщинам. В городе Помпеи с населением около 10 тысяч жителей насчитали около 25-30 борделей, но только одно здание было специально построено для лупанария. В Риме с его миллионным населением нам говорят о 44-46 борделях-лупанариях 1 века. Остальные не посчитаны, потому что они не были зарегистрированы, чтобы не платить налдоги. Много борделей было над тавернами, с комнатами, где работали проститутки и на постоялых дворах вдоль дорог. Хозяин лупанария держал 2-3 рабынь-проституток или (и) сдавал комнаты в аренду свободным женщинам - меретрикам.

Жетоны для оплаты услуг в лупанариях

Проституция во всех римских городах была распространена, но считалась позорным занятием, наравне с актерами и ростовщиками. Патриции, посещая бордели, пользовались париками и масками, чтобы не быть узнанными. Около I века из-за запрета приносить в лупанарии деньги с изображением императора были выпущены специальные монеты спринтрия . Тессеры эротике - жетоны на определенные услуги в лупанариях (теперь это настоящая редкость для нумизматов). На одной стороне были 15 изображений разных сексуальных услуг, а на другой стороне - цифры от 1 до 16. Около номеров 2, 3 и 8 иногда написана буква А. Предполагают, что цифры обозначали стоимость в ассах (отсюда и буква А на монетах). Так номер 16 по стоимости равнялся 1 денарию. Монеты делали из бронзы или латуни, их размер равен современной монете в 1 евро.

Жетоны — спринтрии на сексуальные услуги в лупанариях

Для проституток была обязательна регистрация, они не имели права сохранить фамилию семьи, конечно, никакого санитарного контроля не было организовано. Лупанарии были душными и темными, тазик с водой в комнате не защищал ни от венерических болезней, ни от нежелательных беременностей.

Лупанарий в Помпеи

Римские женщины часто прибегали к аборту при нежелательной беременности или убивали новорожденного, или выбрасывали (мы говорим не только о проститутках, но и свободных женщинах). Видимо это было сильно распространено, потому что в римских законах Lex Cornelia, принятых диктатором Лучио Корнелио Силла в 81 г. ДО н.э. было предусмотрено наказание для тех, кто сделал аборт (ссылка и конфискация имущества).

Римляне любили развлекаться за деньги, их не останавливали венерические болезни. Например, Император Домициан привле кал на свою сторону народ и во время праздника раскидывал в толпу жетоны-монеты на посещения лупанариев. Император Каллигола ввел налоги для тех, кто занимался проституцией, и сам открыл большой лупанарий в своем Дворце.

Помпей

В раскопках города Помпей в квартале Regio VII есть здание специально построенное для лупанария. Это единственный дошедший до нас бордель Древнего Рима. Его построили незадолго до извержения вулкана в 79 году, уничтожившего город, на оштукатуренной стене нашли отпечаток монеты 72 года н.э. На момент извержения вулкана хозяевами лупанария были Африкано и Витторе.

Комната в лупанарии Помпей

Лупанарий был узнаваем в городе по особому светильнику на входе, также к нему вели «указатели» на стенах домов и на улицах - изображение фаллоса. Он часто встречается на фресках в домах, на входах и в скульптурах, фаллос - символ удачи, плодородия и изобилия.

Указатель направления в лупанарий Помпеи

В XIX веке во время первых раскопок многие скандальные фрескми и изображения были спрятаны от публики в Секретном Кабинете в Неаполе (сейчас в Археологическом Музее Неаполя вход в него с 18 лет, или с согласия родителей).

Фреска из лупанария Помпеи

В лупанарии Помпей 10 маленьких комнат и каменные кровати, на которые клали матрасы. Пять комнат на нижнем этаже и пять на втором, куда вела узкая деревянная лестница. Под лестницей расположен туалет - латрина. Здание находится на пересечении двух второстепенных улиц, в нем два входа, один был удобен для тех, кто шел с Форума. Оба входа вели в небольшое помещение (зал ожидания), куда выходят двери пяти комнат. На дверях были имя и цена, табличка Занято предупреждала клиента о том, что он должен ждать своей очереди. Комнаты второго этажа выходили на балкон, с которого можно было спуститься прямо на улицу. Судя по всему, второй этаж был предназначен для клиентов побогаче.

Коридор нижнего этажа лупанария в Помпеи

В коридоре нижнего этажа стены были украшены эротическими фресками — своеобразная реклами услуг. Скорее всего изображения взяты из книг об искусстве любви III-IV веков ДО н.э., написанные поэтессами из Само Филаинис и Элефантис.

На стенах комнат обнаружены 120 графитти - надписи с комментариями и именами. Их изучение выявило 80 имен проституток и клиентов. Иногда надписи касаются венерических болезней, предпочтений или отзывов о проститутках, имена девушек, в основном, греческие.

Надписи на стенах Помпеи

О методах контрацепции мы также узнаем из древних документов - введение масла, черного перца после полового акта или шерсти, смоченной соком лимона. На входе продавали клиентам презервативы из высушенных кишок овец. Римляне не изобрели презерватив, но использовали и распространили. У римского воина это часть обязательного «вооружения», его возили с собой в военные походы, мыли после использования. Такие меры приняли, чтобы военная кампания имела успех, и венерические болезни не выкосили всех солдат вместо войны. Венерические заболевания были распространены - в Римской Империи встречались и сифилис, и гонорея, и триппер.

В античном Риме проституция была обычным делом. Катор Чензор отлиался строгим нравом, но по сведениям историка Орацио, втретив молодого человека на выходе из лупанария, Катон его хвалит. «Удоволетворил свое растущее либидо с проституткой, не покушаясь на чужих жен…».

Комната в лупанарии Помпеи

Клиентами лупанариев были, в основном, низкого социального уровня, рабы, плебеи, торговцы, моряки-иностранцы. Проститутки были рабынями, заработок забирал полностью их хозяин — владелец лупанария — ленон. Средняя цена 2 асса (стоимость стакана вина), иногда цена достигала 8 ассов для самых красивых и умелых рабынь..

Следующие статьи об известных куртизанках Рима, Венеции и о борделях в средневековом Риме.

Читайте статьи на сайте

В самом начале I тысячелетия нашей эры, а именно, в 79 году, произошло одно из самых разрушительных извержений вулкана Везувий. Города, погребенные под многометровым слоем огненной лавы и пепла, почти на 18 веков были забыты людьми. Погибли и Помпеи – город солнца и вина, актеров и гладиаторов, таверн и... публичных домов. Недаром впоследствии археологи, давая наименования переулкам, один из них назвали переулком Лупанаре.

Лупанарии – именно так назывались бордели в древнем Риме. Один из них, раскопанный в Помпее в 1862 году, недавно был торжественно открыт для обозрения общественности. Весь последний год он находился на реставрации, но теперь его « VIP -кабинеты» с каменными лежбищами и фривольными фресками на стенах снова стали местом паломничества многочисленных туристов.

Что говорить, римляне в те далекие времена любили и умели развлекаться. На территории Помпей было обнаружено около 200 борделей, и это на 30 тысяч населения! Самым крупным и фешенебельным из них был как раз тот, что сейчас отреставрирован. Он располагался в центре города и состоял из партера и первого этажа. В партере находились пять окружающих вестибюль комнатушек площадью всего два квадратных метра каждая. Именно здесь на встроенных в стену каменных ложах, укрытых тростниковыми одеялами, и трудились лупы («lupa» – проститутка по-нашему).

Напротив входа располагалось отхожее место – одно на всех, а в вестибюле возвышался своеобразный трон, на котором восседала «мадам» – старшая lupa и привратница по совместительству.

На верхнем уровне располагались «VIP -апартаменты», то есть салон и несколько комнат для похотливых граждан с кошельком потяжелее. Впрочем, удобствами не отличались и эти «номера». Они не имели окон и были так темны, что даже днем освещались фонарями, дымными и смрадными. Так что духота в этих «кельях» стояла, видимо, немилосердная. Кое-где не было и кровати – «ложе любви» состояло из постеленного на полу покрывала.

Весь этот аскетизм, похоже, слабо возбуждал посетителей – выручали неприличные рисунки и надписи на стенах (кстати, добрая часть терминов взята современной сексологией как раз отсюда). Эти античные эротические «комиксы» не оставляют сомнений в том, что это было именно царство продажной любви.

По-видимому, в таких типичных борделях представительницы (и представители) древнейшей профессии не обитали постоянно. Как и у всех прочих трудящихся, у них был свой рабочий день, продолжительность которого была закреплена законом. Рабочее место тоже было вполне конкретным: каждая занимала определенную комнату и выводила свое имя на ее входе. Вернее это было не имя, а прозвище, данное при внесении в «штатное расписание». Так утверждают ученые. Как уж они умудрились выяснить такие подробности – только им одним известно.

Как мы уже сказали, стены борделя были излюбленным местом для изображения всяких непристойностей, полных намеков на завсегдатаев заведения, их привычки и пристрастия. Здесь сохранилось около полутора сотен таких «граффити». Перед зрителями во всей красе предстают древнеримские граждане, воплощающие свои фантазии (зачастую не совсем безобидные) с покорными лупами. Причем изображались здесь труженицы именно этого конкретного заведения – своеобразный рекламный каталог услуг. Тут же указаны имена героев и прейскурант. Некий остроумец нацарапал такое резюме: «Я удивляюсь тебе, стена, как могла ты не рухнуть, а продолжаешь нести надписей столько дрянных».

Кроме того, рисунки рассказывают, что при входе посетитель получал «бордельную марку» - особую монету, на которой была изображена какая-нибудь любовная позиция. Историки сомневаются, носили ли эти «членские билеты» рекомендательный характер, ведь на них были изображены не только люди, но и животные.

Бордели открывались в 3 часа пополудни – так предписывал античный закон. Власти города заботились о том, чтобы молодежь не пренебрегала гимнастикой и не начинала уже с утра таскаться по злачным местам. Час пик у тружениц любовного фронта приходился на поздний вечер – начало ночи. Удовлетворенная публика расходилась по домам к утру.

Вообще, Помпеи смело можно назвать самым «распутным» городом античности. И дело здесь не только в публичных домах. Ведь если человек даже на стене своей спальни помещает натуралистичное полотно под названием «Пьяный Геркулес соблазняет и лишает невинности нимфу», то это неспроста. А картин подобного содержания в Помпеях можно найти немало.

Современные люди, хотя и порицают в большинстве своем платные сексуальные развлечения, тем не менее с удовольствием разглядывают руины древних лупанариев. Интересно, что и в турецком Эфесе самый живой интерес среди многих туристов вызывают отнюдь не христианские памятники, а именно остатки публичного дома, процветавшего две тысячи лет назад.

В отличие от своих помпейских коллег, трудившиеся здесь «жрицы любви» были очень эрудированными и не такими распущенными. Дело в том, что эфесский бордель был связан подземным ходом со знаменитой библиотекой Цельса. Библиотека эта пользовалась просто потрясающей популярностью у античных мужчин. Причем возвращаясь домой после ночных бдений в залах храма знаний, они могли в точности рассказать женам о том, какую книгу они прочли.

Представительницы древнейшей профессии легально трудились и в Афинах, как впрочем и на территории всей Древней Греции. Основателем первого в истории «дома гетер» считается именно грек – знаменитый законодатель и государственный деятель Солон, живший в VI веке до нашей эры. Согласно его законам, проститутки носили специальные платья и обесцвечивали волосы. Может быть, именно это породило мифы о доступности блондинок? Кто знает! Но вот то, что античные корни имеют красные фонари – непременный атрибут современных борделей, например, в Голландии или Германии – это бесспорно. Изначально на месте фонаря вывешивалось выкрашенное в красный цвет изображение фаллоса...

Вы читали «историю проституции» Иоганна Блоха? Если нет, ознакомьтесь со статьей Ангелины Герус, которая изучила первую древнюю профессию по книгам и документам. Что носили римские проститутки, в каких местах города их можно было найти, и кто добивался большего уважения в обществе: публичная особа или римская матрона, которая сидела дома и варила борщ.

Любовь за деньги в Древнем Риме была вполне естественным для социума явлением.Так же, как рабовладение, клиентела (взаимоотношения «патрон-клиент») и некоторые формы брака, проституция находилась во власти государственного законодательства, не встречая абсолютного общественного порицания. Несмотря на многие попытки правителей-принцепсов отстоять чистоту римских нравов в эпоху империи, их юридические акты зачастую были лишь «актами лицемерия» – частью грамотно спланированной политической игры. Так они создавали образ благодетеля, поддерживали имидж. О подобных приказах императоров Августа, Тиберия и Домициана, Сабатье пишет так: «Какое влияние могут оказать законы на улучшение нравов, когда эти нравы явно оскорбляются теми самыми, кто создаёт законы?» (Sabatier, «Legislation romaine»). Конечно, римская matrona, супруга и мать семейства, была образцом благопристойности и пользовалась всеобщим уважением. В ее присутствии непозволительны были брань и непристойное поведение. «В доме она полновластная хозяйка, которая распоряжается всем, и не только рабы и слуги, но и сам муж обращается к ней с почтительным domina» (Сергеенко М., «Жизнь в Древнем Риме»). Но до того, как первый царь и законодатель, легендарный Ромул, положил начало институту брака, у римлян ещё не существовало никаких моральных правил. Половые отношения, как пишет Ливий, стояли на таком же уровне, как в животном мире.

А вот публичных женщин мы встречаем в Риме ещё в доисторическую эпоху

Проституция в Риме действительно была повсюду: на улицах, под колоннадами портиков, в частных домах и общественных заведениях (термах – римских банях, цирках, театрах), у храмов и в храмах, во множестве таверн, кабаков, гостиниц и борделей и даже на кладбищах. Одно из популярнейших произведений августовского времени, поэма Овидия «Ars Amatoria» («Наука любви»), складывается в своеобразный путеводитель по местам, как пишет автор, «наиболее посещаемыми прекрасным полом», на деле – в настоящую топографию римской проституции.

Знает хороший ловец, где сети раскинуть на ланей,
Знает, в какой из ложбин шумный скрывается вепрь;
Знает кусты птицелов, и знает привычный удильщик
Омуты, где под водой стаями рыбы скользят;
Так и ты, искатель любви, сначала дознайся,
Где у тебя на пути больше девичьих добыч. [Наука Любви, I, 45-50]

Доступную римлянку нетрудно узнать в толпе. Любая публичная женщина, лишенная права облачаться в стыдливое платье матрон – stola, носит поверх укороченной туники тёмную тогу с разрезом спереди.


Эта одежда утвердила за проституткой прозвище togata. На волосах, рыжих или выкрашенных в светлый цвет (вполне возможно, что это белокурые локоны – парик), нет белых лент (vittae tenes), поддерживающих прическу «порядочных» девушек. На улице голову куртизанки обычно покрывает капюшон pelliolum, а в театре, цирке и на общественных собраниях её украшает митра, нимбо или тиара. Наконец, lupae, волчицы, обуты в сандалии (матроны носили полусапожки), которые практически наверняка на каблуке. Да, каблук носили в Риме только проститутки.

Тип первый. Ритуальная проститутка

Как часть культа Венеры, пришедшего в италийские племена из Азии задолго до основания Рима, посвященная девушка, сидевшая в храме подле статуи богини, за известную цену отдавалась чужеземцу согласно многовековому обычаю, так называемому «долгу гостеприимства». Плату за близость она оставляла у подножия алтаря, чтобы обогатить храм. Хотя по факту на этом зарабатывали жрецы, которые были наиболее заинтересованными лицами в таких сделках. Также на Сицилии, в храме Венеры Эрицинской, проституировали рабыни. Отчасти в целях обогащения храмов, отчасти – с целью выкупа собственной свободы. Распространенность религиозной проституции как неотъемлемого элемента древнейших священнодействий подтверждают археологические исследования. «На этрусских и итало-греческих кладбищах, действительно, найден целый ряд раскрашенных сосудов, на которых изображены различные сцены культа проституции». (Дюпуи, «Проституция в древности»).


Ритуальное лишение девственности также связывается с обрядами храмовой проституции. Почитание двуполого божества Mutunus было специфическим культом этруссков, одного из трех племен, стоявших у начала римского государства. Из описания Святого Августина известно, что у матрон существовал обычай усаживать молодую новобрачную на половой член статуи Мутуна (или Мутуны). Этим девушка как бы приносила в жертву свою невинность и получала здоровье и плодовитость.


Избражения Мутуна часто имели подобный характер

Неоднозначным с точки зрения нравов был культ Венеры. В Риме ей было посвящено множество храмов: Venus-victrix, Venus-genitrix, Venus-erycine, Venus volupia, Venus-salacia, Venus-myrtea, Venus-lubentia – только главные из них. Квириты, римские граждане, как и греки, поклонялись двум воплощениям богини. С одной стороны, Venus Verticordia («обращающая сердца») была покровительницей целомудренности, моногамии и чистой любви. Она почиталась замужними дамами и юными девушками.

С другой стороны, была Venus Vulgivaga («общедоступная, гулящая») – Венера куртизанок, которая учила искусству нравиться и увлекать. Последняя пользовалась гораздо большим успехом: ей приносили мирты (мирт – один из атрибутов богини) и воскуривали фимиамы. Однако несмотря на грандиозную популярность верования, ни в одном из храмов не культивировалась религиозная проституция (это, впрочем, касается в той же мере поклонения Исиде и Фортуне Вирѝлис). «Куртизанки не продавали себя в храмах во имя интересов богини и жрецов, хотя иногда и отдавались этим последним, чтобы получить покровительство Венеры в любовных делах; дальше этого дело не шло». (Дюпуи)

Тип второй. Prostibula: булочницы, чужестранки и проститутки на кладбище

Это легальные проститутки низшего ранга, клиентами которых были представители низших сословий и рабы. Prostibula (prostibulum) заносилась эдилом, городским чиновником, в особый список публичных женщин, после чего получала официальное разрешение заниматься развратом, licentia sturpi. Обязательное условие для занятия узаконенной проституцией – девушка должна быть частью дома терпимости, лупанара, которым заведует сводник leno. Долгое время разрешение на торговлю телом могли получать только представительницы плебейских (не аристократических) родов, о чем пишет Тацит в «Анналах»: «Занятие проституцией было воспрещено женщинам, которые имели деда, отца или мужа из сословия всадников» (кн. II, XXXV). Оттого в основной своей массе prostibulae были рабынями или вольноотпущенницами. Но в эпоху империи, когда развращенность достигла своего апогея, места в списке добились и патрицианки.

Название prostibula происходит от древнегреческого глагола «προ-ίσταμαι» («ставить впереди себя», «выставлять»), который имеет однокоренную кальку в латыни: «pro-sto» – «быть выставленным на продажу» (буквально «выступать»). То есть наиболее буквальный перевод термина – «продажная девка», «проститутка». Они «подразделялись на putae, alicariae, casoritae, capae, diabolae, forariae, blitidae, nostuvigilae, prosedae, perigrinae, quadrantariae, vagae, scrota, scrantiae, - в зависимости от того, посещали ли они булочные, кабачки, публичные площади, перекрестки, кладбища или окрестные леса». (Дюпуи) Каждое из названий имеет более чем прозрачную с точки зрения лингвистики мотивацию, к примеру:

Alicaria – «булочница», держалась вблизи булочников и продавала лепешки; имеет значение женщины жалкой, потому что питалась только полбой (alica – полба, род пшеницы); аналогично – fornicaria от «fornax», «печь».

Busturia – проститутка на кладбище (bustum – могила), которая одновременно могла быть и профессиональной плакальщицей – исполнительницей ритуальных погребальных плачей;

Foraria – проститутка, приехавшая в большой город из деревни для занятия этим видом деятельности;

Peregrinа – проститутка-чужестранка (от peregrinus, «иноземный, привозной»);

Vaga – «бродяжка», блудница (от vagus, «блуждающий, скитающийся, беспорядочный»);

Proseda – от «pro-sedere», сидеть перед публичным домом;


Quadrantaria – та, что отдаётся за четверть асса (римская денежная единица), а diabola – за два обола (обол, мелкая монета).

Tabernia – проститутка при таверне,

Scorta – «распутница», буквально «шкура», что интересно в сравнении с употребительным аналогом в русском языке.

«Meretrix» (от гл. mereo – зарабатывать, наживать) предоставляла свои услуги клиентам более высокого статуса и также должна была получить лицензию у эдила. По большей части, именно категорию meretrices пополняли знатные и богатые дамы, желавшие вести свободный образ жизни. Такая проститутка «занимается своим ремеслом в более приличных местах и в более приличной форме – она остается дома и отдается только в темноте ночной, меду тем как prostibulum день и ночь стоит перед борделем». (Блох И., История проституции)

Тип третий. Танцовщицы и исполнительницы музыки

Танцовщицы (saltarices), флейтистки (tibicinae) и кифаристки (fidicinae) – римские проститутки наподобие греческих авлетрид, совмещавших проституцию с навыками танца или игры на свирели (в Древней Греции это занятие не считалось позорным). Изящные и обаятельные, они продавали себя дорого и появлялись только у богатых людей к концу пиров, симпозиумов. И Марциал, и Ювенал упоминают, что те своим искусством умели возбуждать сладострастные желания у всех зрителей. Хотя эти девушки не играли видной роли в общественных делах, они часто вдохновляли поэтов-элегиков – Овидия, Проперция, Тибулла. «Большим любителем тaких женщин был Суллa; Цицерон обедaл с некоей Киферис («Письмa к близким», IX, 26); a судя по одному зaмечaнию Мaкробия, философы особенно любили [их] общество». (Киффер О., «Сексуальная жизнь в Древнем Риме»)

Тип четвертый. Девушки высокого ранга

«Bonae meretrices» (bonus – искуссный, умелый, хороший) – куртизанки высшего ранга. Окруженные роскошью и многочисленными поклонниками, они были законодательницами мод и предметами воздыхания и стариков, и юношей.


Подражая им, римские матроны передвигались по городу на октофорах (носилках, рассчитаных на восемь рабов) и облачались в полупрозрачные шелковые одежды, sericae vestes. «За большие деньги, – говорил Сенека, – мы покупаем эту материю в отдаленных странах и все это лишь для того, чтобы нашим женам нечего было скрывать от своих любовников». И хотя в грации и кокетливости равных им Рим не видел, bonae meretrices нельзя назвать явлением, аналогичным греческим гетерам, которые с красотой соединяли интеллектуальную культуру.

Тип пятый. Свободные проститутки

Еrraticae scortae (erraticus – блуждающий, бродячий) – блудницы, нелегальные или свободные проститутки. Они не могли быть внесены в списки, как prostibulae и meretrices, и потому присуждались к штрафу, а пойманные вторично – изгонялись из города, если только leno, содержатель публичного дома, не принимал их в число своих пансионерок. Свободными куртизанками становились многие замужние женщины. Некоторые с разрешения своих мужей, некоторые – без, они тайно отдавались в гостиницах, винных лавках, в булочных, у цирюльников.

Тип шестой. Проститутки-мужчины

Дигесты Юстиниана (изложение византийского права и отрывки из сочинений римских юристов) обходят стороной вопрос о такой форме проституции. «Там не говорится ни слова о тех мужчинах, которые занимаются продажей своего тела как профессией, о проституированных гомо- и гетеросексуалистах мужского пола» (Блох И., «Проституция в древности»). А мы пару слов скажем. Занятие проституцией запрещалось гражданам, поэтому обычно это были гладиаторы или рабы, но клиенты принадлежали ко всем слоям общества, начиная с самых высших и кончая рабами. Известно три названия, отличающих продажных мужчин по возрасту: pathici, ephebi, gemelli. Кроме того, существовало еще разделение по роду их деятельности: активные и пассивные проституированные гомосексуалисты, а также те, кто практиковал оба вида альтернативного секса (гомосексуальная мужская любовь, а вслед за ней и мужская проституция, проникала в провинции Рима как светский обычай), и гетеросексуальные мужчины-проститутки. Выглядели они соответственно либо изысканно, немного на женский манер (кольца, надушенные волосы и мушки) или инфантильно, либо, напротив, подчеркнуто «маскулинно».


«По Лукиану, существовала поговорка, что легче спрятать под мышкой пять слонов, чем одного кинеда [проституированный мужчина или юноша, а также сводник в Древней Греции], настолько он типичен по костюму, походке, взгляду, голосу, изогнутой шее, румянам и т.д.» (Блох И., «История проституции»). Что касается представителей гетеросексуальной мужской проституции, они часто становились любовниками знатных римлянок и, как описывают Петроний и Ювенал, имели колоссальный спрос.

Взглядам того времени на проституцию вполне можно найти оправдание. Прежде всего, потому, что в Античности она была особой формой проявления рабства. «Люди, рaзвлекaвшиеся с проституткaми, не подрывaли тем сaмым своей репутaции, но женщины, принимaвшие деньги в обмен нa свои услуги, лишaлись увaжения» (Киффер О., «Сексуальная жизнь в Древнем Риме»). И несмотря на это, существовало удивительное противоречие: продажная женщина, заклейменная общественным презрением (инфамией), играла в общественной жизни гораздо более значительную роль, чем благопристойная хозяйка, mater familiae, деятельность которой всецело ограничивалась домашней сферой. Римская проститутка действительно была «публичной» в полном смысле слова. Она обращала на себя внимание общества, становилась предметом повседневной беседы, частью хроники, и в то же время – предметом публичного поклонения, след которого и сегодня заметен в литературе и искусстве.

скачать

Реферат на тему:

Лупанарий



Здание лупанария в Помпеях

Лупана́рий (также лупана́р , лат. lupānar или lupānārium ) - публичный дом в Древнем Риме, размещенный в отдельном здании. Название происходит от латинского слова «волчица» (лат. lupa ) - так в Риме называли проституток.

О степени распространённости проституции в римских городах можно судить по примеру Помпей, где обнаружено 25-34 помещений, использовавшихся для проституции (отдельные комнаты обычно над винными лавками), и один двухэтажный лупанарий с 10 комнатами.

В Помпеях подобные места старались не афишировать. С улицы в лупанарий вела низкая и неприметная дверь. Однако найти лупанарий не представлялось сложным делом даже для заезжих торговцев и моряков. Посетители ориентировались по стрелкам в виде фаллического символа, вырубленным прямо на камнях мостовой. Они пробирались в лупанарий после наступления темноты, прикрываясь низко надвинутыми капюшонами. Специальный остроконечный головной убор, называемый cuculus nocturnus, скрывал лицо благородного клиента борделя. Упоминание об этом предмете есть у Ювенала в рассказе о похождении Мессалины .

Обитательницы лупанариев принимали гостей в небольших комнатах, расписанных фресками эротического содержания. В остальном обстановка этих крохотных комнат была предельно проста, в сущности, это было одно узкое каменное ложе длиной около 170 см, которое сверху застилали матрасом. По требованию властей все женщины легкого поведения носили приподнятые к груди и завязанные сзади красные пояса, называемые mamillare.


Фрески на стенах лупанария в Помпеях (из Секретного музея)

Примечания

  1. Ювенал, «Сатиры» (Satvrae) VI, 118; VI, 330
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 12.07.11 21:07:44
Категории: