Тема любви в доктор живаго. Изображение любви в романе Б

Тема любви является ключевой темой в творчестве каждого писателя, однако каждый из них воспринимает ее по-своему. В романе «Доктор Живаго» б. Пастернак раскрывает свой взгляд на это чувство. Любовь у него противоречива и разнообразна в своих проявлениях.
Главным героем романа является Юрий Андреевич Живаго, русский интеллигент. Он не без колебаний принимает революцию. Трагедия этого героя заключается в постоянных сомнениях, которые возникают у него и по отношению к любимым женщинам.
Вьюга, метель, буран, появляющиеся уже на первых страницах произведения, сопровождают все события романа. Это и очистительный ноябрьский снег, падающий на газету с первыми декретами советской власти, которую жадно читает на углу Арбата Юрий Живаго. Это и метель, в которой он, еще не знакомый с Ларой, как бы предчувствующий их встречу, впервые видит с улицы оттаявший от свечи кружок на окне. В этом доме идет разговор между Ларой и Пашей Антиповым: «Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало». Это и рождественская морозная ночь, накануне которой умирающая Анна Ивановна благословила Юру и его будущую жену Тоню.
Любовь, по мнению Пастернака, такая же противоречивая и изменчивая, как и вся жизнь того времени, как вьюга, метель, буран. Говоря об отношениях между Юрием Андреевичем и Тоней, автор чаще всего обращается к понятиям любви и долга. В первую очередь, это был долг перед Анной Ивановной, которая завещала "детям" не расставаться. Слова этой женщины сильно изменили Юрия Андреевича: «Тоня, этот старинный товарищ, эта понятная, не требующая объяснений очевидность, оказалась самым недосягаемым и сложным из всего, что мог себе представить Юра, оказалась женщиной».
Нет, нельзя говорить о том, что Живаго равнодушен к своей жене. Но любовь его совсем не такая, какую он испытывает к Ларе. В романе «природность» этой любви постоянно подчеркивается автором. Лара у гроба Живаго думает: «Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и деревья… Никогда, никогда, даже в минуты самого царственного, беспамятного счастья не покидало их самое высокое и захватывающее».
Лара появляется перед Юрием Андреевичем то в образе лебедя, то рябины, и, в конце концов, становится понятно, что для главного героя Лара – воплощение самой природы: «Точно дар живого духа потоком входил в его грудь, пересекая все его существо и парой крыльев выходил из-под лопаток наружу…».
Доктор инстинктивно стремится к этой женщине, как к части мироздания. Он и Лара – единое целое, этого требует природа, этого требует его душа. Но любовь к Ларе бесплодна, она подчинена буре страстей. Пастернак изображает своих героев в таких «ракурсах», что читателю невольно приходится задумываться о том, что есть любовь, в чем истина. У Юрия Андреевича и Тони будет ребенок, который будет очень похож на мать Живаго. Что же это? Почему же отношения с Ларой пустые, хотя они подходят друг другу, как никто другой? И что есть в данном случае истинная любовь? Автор не дает конкретного ответа, предоставляя читателю возможность самому найти истину.
Стоит отметить, что Пастернак еще сильнее усугубляет ситуацию, введя в роман образ Марины. Любовь к ней – некий компромисс с жизнью: «Юрий Андреевич иногда в шутку говорил, что их сближение было романом в двадцати ведрах, как бывают романы в двадцати главах или двадцати письмах». Эту женщину отличала покорность и подчинение фантазиям Юрия Андреевича. Марина прощала доктору все его странности, «к этому времени образовавшиеся причуды, капризы опустившегося и сознающего свое падение человека».
Любовь, представленная в романе, очень разная по своей сути. Здесь можно говорить о «многополярности» этого чувства. Страстно Живаго любил Лару, из-за чувства долга – Тоню. Марину же он любил, потому что так распорядилась судьба. Однако Юрий Андреевич так и не находит счастья в любви, и все, что ему остается, – пойти на компромисс с жизнью, смириться с действительностью.


«Доктор Живаго» - это очень важный шаг, это большое счастье и удача, какие мне даже и не снились», - так говорил Пастернак о своем творении. Роман «Доктор Живаго» стал ключевым во всем творчестве писателя, и роль его в мировой литературе огромна.

В произведении поднимаются многие вопросы, как общественного, так и личностного характера. Тема любви – одна из основных в произведении.

Любовь, по Пастернаку, - божественное чувство, дарованное небесами. Любить по настоящему способны немногие избранные. Нельзя отказываться от этого чувства. Его нужно принимать с благодарностью, несмотря на все земные трудности, которую выпадут на твою долю.

Любовная коллизия в «Докторе Живаго» во многом автобиографична. И в жизни самого Пастернака было две женщины, которых он любил всю свою жизнь, любил по-настоящему, но очень по-разному…

Главным героем романа является Юрий Живаго, представитель русской интеллигенции. Судьба его складывается весьма непросто, так же, как и его отношения с женщинами. Всю свою жизнь герой метался между Ларой Антиповой и Тоней Живаго. Каждую из них он любил по-особому. Эти две женщины, по моему мнению, очень разные, но при этом обе они были равно дороги главному герою.

Тоня отличалась простотой и какой-то трогательностью. Эта девушка, казалось, была предназначена Живаго самой судьбой. А как же иначе? Перед самой смертью мать Тони, Анна Ивановна, сказала обоим героям, которых считала своими детьми: «Если я умру, не расставайтесь. Вы созданы друг для друга. Поженитесь. Вот я и оговорила вас…»

Возможно, именно эти слова и заставили Юру, да и Тоню тоже, по-новому отнестись друг к другу. Между ними вспыхнуло влечение, влюбленность. Это было первое чувство в жизни героев: «Платок издавал смешанный запах мандариновый кожуры и разгоряченной Тониной ладони, одинаково чарующий. Это было что-то новое в Юриной жизни, никогда не испытанное и остро пронизывающее сверху донизу».

Мы видим, что первое восприятие Тони было у Живаго скорее чувственным, чем эмоциональным. Я думаю, что именно таким отношение героя к своей жене и осталось на протяжении всей их совместной жизни. Любовь Юрия к Тоне была тихой, чистой и, в какой-то степени, благодарной. Ведь эта женщина, добрая, понимающая, искренняя, была жизненной опорой Юрия Живаго. Однако, при всей своей любви к этой женщине, герой испытывает чувство вины. Можно сказать, что его светлое чувство было омрачено одной тяжестью – виной за любовь к другой.

Этой другой стала для Живаго Лариса Федоровна Антипова. Любовь героя к ней – совсем иная. На протяжении всей жизни Живаго судьба удивительным образом постоянно сталкивает их. Юрий Живаго восхищается Ларой, смелой, дерзкой, любящей. Для него эта женщина является воплощением России. Доктор не может представить своей жизни без Лары: «О как он любил ее! Как она была хороша! Как раз так, как ему всегда думалось, мечталось, как ему было надо! ... той бесподобно простой и стремительной линией, какою вся она одним махом была обведена кругом сверху донизу творцом…»

Герой романа всегда ассоциирует свою возлюбленную с Россией, которая так же противоречива и многогранна. Чем же является Лара для Юрия Живаго? Она – часть родной земли, которая, так же, как и героиня, «знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никогда нельзя предвидеть!»

Вот это и есть Лара. И пусть в минуты сомнения герой «наговорил» об этой женщине, все равно его любовь к ней всепоглощающая. Чувство героя к Ларе чисто и вечно. Юрий Живаго сознает эту вечность и знает, что бежать от любви невозможно, да и некуда. Такая любовь слишком редка среди людей и дается лишь избранным: «Они любили друг друга не из неизбежности, «не опаленные страстью», как это ложно изображают. Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и деревья. Их любовь нравилась окружающим еще, может быть, больше, чем им самим».

Думаю, эти слова становятся ключевыми для понимания безграничной любви между Ларисой Федоровной и Юрием Живаго. Пастернак в своем романе создает картину удивительных отношений: простых и естественных, с одной стороны, и идеальных, вечных, с другой. Но при всем этом, так любить, как любят друг друга герои романа, способны только исключительные люди.

В полной мере раскрыл в романе «Доктор Живаго». Будучи в душе поэтом, этот выдающийся писатель даже в книге о революции на первое место выдвинул тему любви. Тема любви является ключевой в творчестве каждого писателя, однако каждый из них воспринимает ее по-своему. В понимании Пастернака это было противоречивое и неоднозначное чувство, такое же стихийное, как и сама революция. Уже во второй главе мы знакомимся с «девочкой из другого круга», которая станет той самой музой для главного героя, которая была предначертана ему свыше.

Возможно, если бы не революция, они бы не встретились снова. Но, скорее всего, этим двоим суждено было пройти вместе какой-то отрезок жизни, чтобы понять и переосмыслить некоторые вещи. Главный герой произведения – русский интеллигент Юрий Андреевич Живаго . Детство его прошло в Москве, в семье Громеко, так как его родители рано умерли. Анне Ивановне и Александру Александровичу он был благодарен за безмятежную юность и искреннюю заботу, которой они его окружили. Так как рос он вместе с их дочерью Тоней , повзрослев, на ней и женился. Другой жизни он себе не представлял. Тоня стала для него тихой и надежной гаванью, где он всегда мог найти уют.

Уже во второй главе мы знакомимся с еще одной героиней, полной противоположностью Тони. Это «девочка из другого круга» – Лариса Гишар , которая приехала в Россию не так давно и вместе с матерью обосновалась в Москве. Лара с самого начала показана стихийным персонажем. Вокруг нее разворачиваются драмы, балансирующие на грани жизни и смерти. Юра впервые ее видит в день, когда ее мать Амалия Карловна, заподозрив свою несовершеннолетнюю дочь в связи с ее любовником В. И. Комаровским , решает свести счеты с жизнью. К счастью мать спасли, а от гнета Комаровского Ларисе вскоре удалось отделаться. Второй раз он видит ее на ёлке у общих друзей, где она решает выстрелить в ненавистного ей Комаровского.

Здесь нужно отметить, что в романе «Доктор Живаго» прослеживается два любовных треугольника. Это Лара-Юрий-Тоня и Лара-Юрий-Павел. За Павла Антипова героиня вышла замуж сразу после разговора в доме у Свентицких. Он ей признался, что с детства ее любит той самой щенячьей, восторженной любовью, а она ему призналась, что видит свое спасение в скорейшем замужестве. С одной стороны, Лариса хотела поскорее уйти из дома, освободиться от тирании Комаровского. С другой стороны, она искренне хотела построить семью с таким любящим и заботливым человеком как Паша Антипов. После венчания молодые супруги уехали на Урал. Этот брак оказался недолговечным. Павел так и не смог до конца простить и понять Ларису. Ему всегда казалось, что она вышла за него из сострадания, не испытывая никаких чувств.

Иначе сложились отношения у Лары с Юрой, с которым она встретилась уже годы спустя в военном госпитале. Это была стихийная любовь, разгоревшаяся из тлеющего на дне уголька. Он единственный смог понять боль Ларисы и излечить ее. Наверное,­ именно поэтому Пастернак наделил своего героя такой символичной фамилией и профессией. «Живаго» в его понимании означало «живительный», «оживляющий» и было взято из строк церковной молитвы: «сын Бога живаго». Нельзя говорить, что Юрий был равнодушен к своей жене. Он искренне ее любил и уважал, но в этой любви не было огня.

Любовь заставила героев романа страдать, переживать. В то же время она им помогала выжить в такое нелегкое для страны время. С одной стороны, тема любви у автора представлена, как светлое и чистое чувство, а с другой – как нечто приносящее горе, печаль и тоску. Тоня в своем прощальном письме мужу признается, что все еще любит его со всеми его достоинствами и недостатками. Так и от Паши Антипова-Стрельникова после отъезда Лары мы узнаем, что он все также ее любил и оберегал на расстоянии. На мой взгляд, автор хотел показать, что любовь может быть разной: заботливой, бережной, участливой, восторженной и даже стихийной.

Глава из книги В.М. Розин «ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ В КУЛЬТУРЕ, СЕМЬЕ И ВЗГЛЯДАХ НА ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ». Книга есть в нашей «Любовь, семья, секс и около…».

Не так давно я перечитал «Доктор Живаго» Б. Пастернака и задумался. Надеюсь, все помнят, что в романе два основных женских образа - Тони, жены доктора, и Ларисы. И вот что интересно: образ Тони насквозь подозрительно положителен. Тоня беззаветно и безнадежно любит мужа, она готова, уважая его возвышенные чувства, даже отойти в сторону, уступить его Ларисе. Ее судьба трагична. Обстоятельства революционного времени заставляют ее вместе с семьей покинуть Россию, расстаться с мужем. Отношение Живаго к Тоне - не любовь. Долг, совесть, уважение, жалость - все что угодно, только не любовь. И Тоня сама это понимает. А почему, спрашивается, не любить Тоню? Если следовать рассудку, то стоит любить именно ее, такая она положительная. Но любит Живаго - страстно, глубоко, непосредственно - Ларису. Лариса же, по ее же словам, «надломленная, с трещиной на всю жизнь»; она в духовном порабощении у Комаровского и уезжает с ним в трагическую для Живаго минуту. А между тем Ларисе посвящены лучшие страницы романа, ее образ выписан нежнейшими красками, с огромным чувством и тактом: это не земная женщина, а идеал, сама красота и любовь, как их понимал поэт, живущий в тревожную и трагическую пору. Помните мысли о Ларе находящегося в плену Живаго:

О, как он любил ее! Как она была хороша! Как раз так, как ему всегда думалось и мечталось, как ему было надо! Но чем, какой стороной своей? Чем-нибудь таким, что можно было назвать и выделить в разборе. О нет, о нет! Но той бесподобно простой и стремительной линией, какою вся она одним махом была обведена кругом сверху донизу Творцом, и в этом божественном очертании сдана на руки его душе, как закутывают в плотно накинутую простыню выкупанного ребенка.

Не менее глубоки и прекрасны ответные чувства Ларисы. Дар любви, как всякий другой дар. Он может быть и велик, но без благословения он не проявится. А нас точно научили целоваться на небе и потом детьми послали жить в одно время, чтобы друг на друге проверить эту способность. Какой-то венец совместимости, ни сторон, ни степеней, ни высокого, ни низкого, равноценность всего существа, все доставляет радость, все стало душою.

Впрочем, и здесь есть странность. Лариса начинает жизнь, теряя невинность еще гимназисткой; она живет с Комаровским, причем ей льстит, что годящийся ей в отцы красивый седеющий мужчина, которому аплодируют в собраниях и о котором пишут в газетах, тратит деньги и время на нее, зовет божеством, возит в театры и на концерты и, что называется, «умственно развивает» ее. Затем она находит силы уйти от Комаровского. Через несколько лет стреляет в него... Наконец полная свобода. Лариса выходит замуж за Пашу. Она учится, работает, отправляется на фронт, работает в госпитале. Встреча с Живаго. Лариса полюбила его, но они расстаются. Идет гражданская война. Лариса работает учительницей, помогает людям, многих спасает... И вот снова встреча с Живаго. Они открываются друг другу. Их совместная жизнь трагична (угроза ареста) и прекрасна. Но появляется Комаровский и увозит Ларису - явно обманом, воспользовавшись нависшей над Живаго опасностью и его растерянностью, но все же с ее согласия.

Как же объяснить, почему Живаго любит Ларису и не любит свою такую положительную жену Тоню и почему Лариса, женщина прекрасной души, ясного ума, любя Живаго, снова уходит к Комаровскому и даже какое-то время живет с ним? Ну, может сказать читатель, дело житейское. За что мы не любим женщину, всегда ясно, а вот почему любим - никогда не понятно. Что же касается Ларисы, то ведь сам Живаго одна¬жды сказал ей, имея в виду Комаровского: «Так ли ты хорошо всю себя знаешь? Человеческая, в особенности женская, природа так темна и противоречива. Каким-то уголком своего отвращения ты, может быть, в большем подчинении у него, чем у кого бы то ни было другого, кого ты любишь по доброй воле, без принуждения».

И тем не менее вопросы остаются. Оппозицию Тоня - Лариса можно понять, вспомнив, как вообще решали вопрос о семье и романтической любви многие писатели прошлого века. Возьмем хотя бы «Евгения Онегина» или «Дубровского». Пушкин считает: любовь - это одно, а брак и семья - другое. Романтическая любовь, любовь-страсть, любовь-влечение, обожествление любимого не совпадали с представлениями о супружеских отношениях. За супружескими отношениями стояли духовные и религиозные начала, а за романтической любовью - порыв, творческий экстаз, гений, природа. Расхожее мнение о несовместимости любви и брака, приобретшее особую популярность в канун Нового времени, пишет Р. Шапинская, в эпоху становления нового отношения к власти - легитимации, сформулировано М. Монтенем: «Удачный брак, если он вообще существует, отвергает любовь и все ей сопутствующее: он старается возместить ее дружбой». Закон социальности переформулирует христианскую формулу, заменяя духовные категории (любовь, милосердие и т.д.) категориями экономическими (надежность, прочность, опора). Причина невозможности сохранения любви в браке заключается, по мнению С. де Бовуар, в том, что супруга теряет свою эротическую привлекательность. В браке совершается «ловушка» - «хотя по предположению он социализирует эротику, ему удается только убить ее». А чуть выше Шапинская замечает: «В традиционной русской культуре «брак по любви» воплощается лишь в романтическом дискурсе или «скандальных» историях (если, конечно, не считать романтизированных «договорных» браков). Брак по любви, не получивший одобрения «старших», не мог принести ничего, кроме несчастья».

А.И. Гончаров в романе «Обрыв» решает дилемму любви и брака так же, как и Александр Сергеевич, и Стендаль в «Красном и черном», и Толстой в «Анне Карениной». Толстой писал, что он часто думал о влюблении и не мог найти ему места и значения. А место это и значение очень ясные и определенные: облегчить борьбу похоти с целомудрием. Влюбление, утверждал великий писатель, должно у юношей, не могущих выдержать полного целомудрия, предшествовать браку. Тут и место влюбления. Когда же оно врывается в жизнь людей после брака, то неуместно и отвратительно.

Эти писатели разводили в разные стороны романтическую любовь и супружеские отношения, утверждали, что они несовместимы. Для последних употреблялись и совершенно другие слова: супруг, друг, муж, жена, товарищи (по жизненному пути) и т.д. Если вам доведется гулять по аллеям Донского мона¬стыря в Москве, обратите внимание на эпитафии на могильных плитах XVIII и XIX веков. Обычны надписи типа: «Жене и другу», а помню и такую замечательную эпитафию:

Супругу нежную и истинного друга,
Мать, посвятившую жизнь для детей своих,
Оставившую свет еще в цветущих летах,
Оплакивают муж и семеро детей.

Очевидно, и Борис Пастернак исходит из тех же самых моделей любви и брака: любит Живаго Ларису, а жалеет и считает своей женой Тоню. Потому и нет им с Ларисой счастья, а только восторг и страданья, совпадения и боль.

Итак, в русской и не только русской литературе XIX века сложилась модель, разводящая романтическую любовь и брак. Правда, уже в середине этого столетия стала формироваться и другая модель, если можно так сказать, гражданского брака. Что для нее характерно? Ослабление религиозного начала, уважение к личности супругов, идеи сотрудничества и эмансипации. Разочаровавшись в идеалах романтической любви, Н.П. Огарев пишет своей будущей, второй жене Натали Тучковой: «Я думаю, единственная женщина, с которой я мог бы жить под одной крышей, вы, потому, что у нас есть одинаковое уважение к чужой свободе, уважение ко всякому разумному эгоизму, и совсем нет этой неприятной ме¬лочности, отягчающей человека заботами и последующей его привязанностью, которая пытается завладеть всем его существом, без всякого уважения к человеческой личности». Натали Тучкова полностью разделяла взгляды Огарева, но известно, чем все это кончилось: прожив с Огаревым семь лет в полном согласии и понимании, она полюбила Герцена и ушла к нему.

Третья жена Огарева, Мэри (в прошлом лондонская женщина легкого поведения), с которой он прожил 18 лет в мире и согласии до самой своей смерти, даже не понимала по-русски, а тем более его стихов или политической деятельности. Зато она его любила, обожала, создавала ему все условия для нормальной жизни и работы, т.е. была просто женой. «Мэри Сатерленд, пишет Лидия Лебединская в повести об Огареве, боготворила его, не понимая. И с годами Огарев стал думать, что, наверное, это естественно, коли так, и уже ничего и не пытался разъяснять. Впрочем, это и не надо было Мэри. Все, что делал муж, заведомо представлялось ей в ореоле непреложной справедливости и правоты».

Не правда ли, любопытная эволюция: начав с романтической любви, влечения сердца, страсти, Огарев приходит к идее подчинения любви разуму, чтобы в конце концов успокоиться в почти языческом понимании любви. Безусловно, в жизни все может случиться, однако вряд ли Натали ушла бы от мужа, если бы она понимала брак также как Татьяна Ларина.

Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна.

Модель гражданского брака в ценностном отношении развивается в XIX веке в двух направлениях: к буржуазному идеалу семьи и к революционно-демократическому. Первый идеал находит свое выражение в американской модели циклического брака (Т. Драйзер, Р. Кент, Э. Хемингуэй), второй - в модели коммунистического брака. В обоих случаях предполагается любовь (близкая к романтической), причем семья строится именно на ее основе. Герой Драйзера, финансист Фрэнк Каупервуд, как вы помните, каждый раз страстно и глубоко любит очередную избранницу. Он уходит из одной семьи и создает новую; оставленная же семья получает определенное содержание. Жена в амери¬канской модели брака не только ведет хозяйство, дом, воспиты¬вает детей, она - любимая женщина. Обладает она и правами, и независимостью. Но если любовь кончается или нарушаются договорные отношения, брак распадается.

В коммунистической модели брака на месте правовых и экономических отношений стоят сотрудничество, сознание, мораль, нравственность. Семейная жизнь К. Маркса является в этом отношении недосягаемым образцом: страстная, романтическая любовь к Женни фон Вестфален, пронесенная через всю жизнь, многодетная семья, взаимопомощь и сотрудничество супругов, единство взглядов и идеалов. В этой модели предполагается, что семья строится не только на любви, но и на сознательных гуманистических и даже коммунистических началах. Другой вопрос, в какой мере такую модель брака удавалось реализовать практически. Нашим родителям иногда это удавалось, а сегодня получается лишь в виде исключения. Понятно, что коммунистическая модель брака допускает развод и образование новой семьи.

Любовь всегда была главной и излюбленной темой в творчестве многих писателей, при этом она воспринимается каждым по-своему. В Произведении «Доктор Живаго», написанном Борисом Пастернаком, полностью раскрывается тема этого чувства, в нем оно противоречиво и разнообразно.

Главный герой романа – выходец из русской интеллигенции, человек, который без малейшего колебания принял революцию, – Живаго Юрий Андреевич. Его трагедия в том, что он никак не может до конца разобраться в своих чувствах к его возлюбленным женщинам, а так же побороть сомнения, связанные с ними.

По мнению автора, любовь является очень изменчивой, противоречивой, как и жизнь в те времена, которые описываются в романе. Рассуждая об отношениях между главным героем и его женой Антониной, писатель использует в основном такие понятия, как любовь и долг перед матерью Тони, Анной Ивановной, которая перед своей смертью просила их быть вместе, не смотря ни на что.

Нельзя сказать, что Юрий Андреевич равнодушно относился к своей жене, но и сказать что между ними пылало страстное чувство, какое он испытывал к другой своей женщине, тоже нельзя. В романе красочно описывается природное происхождение любви к Ларе, к примеру, она задумывается у смертного одра Живаго: «они смогли друг друга полюбить, только потому, что этого так хотели облака, деревья, солнце и воздух». Эта женщина предстает перед главным героем в разных образах, имеющих природное происхождение – лебедя или рябины, что позволяет понять значение Лары для главного героя – для него она является самим воплощением природы.

Юрий тянется к Ларе, неосознанно, на уровне инстинкта. Он и она должны быть единым целым, ведь того требует и природа, и его душа. Но чувства к Ларе бесплодны, они подчинены страстям. Автор изображает героев своего произведения с совершенно разных сторон, что заставляет задуматься об истине в любви.

Нужно отметить, что писатель усложняет происходящее, добавив в роман нового героя – Марину, чувства Живаго к которой похожи на некое смирение с жизнью. Эта женщина отличалась покорностью и молчаливым подчинением капризам и причудам Юрия, была для него всепрощающей и не замечала его странностей.

Любовь, которая проявляется в данном романе, абсолютно разная, настолько, что можно сказать, что она многополярна. С особой страстью и трепетом доктор относился к Ларе, из-за возникшего чувства обязанности и долга любил Антонину, а Марину он полюбил, только из-за того, что так вышло. Но все же Живаго так и не нашел счастья, несмотря на количество его женщин, и все, что для него осталось единственно верным – это смириться с жизнью.