Что такое любовь к жизни итоговое. Сочинение на тему «Любовь к жизни

Рассказ американца Джека Лондона посвящен истории одного спасения. Его центральная тема - борьба золотоискателя-одиночки за выживание среди суровой северной природы, любовь к жизни.

Одна из основных идей рассказа - то, что человек беспомощен и слаб поодиночке. Силы ему придают товарищество и дружба с себе подобными. Выжить и остаться человеком, сохранить разум и человеческий облик человеку удается, когда существует взаимовыручка, взаимопомощь людей.

Автор касается также темы милосердия, предательства, темы человеческого эгоизма и одиночества . Герой рассказа страдает от голода и опасностей среди диких зверей, подвержен видениям, галлюцинациям - в полном одиночестве ему не с кем даже поговорить, ведь товарищ Билл бросил его, больного. Он поднимает свой дух тем, что предпочитает не видеть предательства и думать: товарищ, конечно, подождет его у тайника.

В финале безымянный старатель на время теряет дар речи, ничего не видит, не слышит и не понимает - насколько он замучен и отвык от общения с себе подобными. «Лица их выражали терпеливую покорность» - говорит о своих персонажах - Билле и безымянном главном герое - писатель.

Даже если бы Джек Лондон не указывал место событий - где брел главный персонаж - его легко определить по описаниям природы. Вокруг героя бегают олени и волки, порхают белые куропатки, рычит бурый медведь. Он сам ест болотные ягоды. Здесь нет ни червей, ни лягушек - земля промерзла, и это увеличивает страдания главного героя от голода. Все это происходит на дальнем севере американского континента, на прилегающем к Аляске севере Канады. В финале безымянный золотоискатель выбирается к Ледовитому океану, его спасают люди. Описания природы занимают заметное место в рассказе Лондона, но он дает их кратко и лаконично, только по отношению к каким-то практическим задачам героя, событиям, что происходят с ним.

В рассказе преобладает действие, часто встречаются различные глагольные формы, прилагательных же в сравнении с глаголами встречается намного меньше.

Герой спасается, потому что любовь к жизни не дает ему упасть духом и сдаться смерти просто так. Поразительно, сколько усилий больной человек прилагал, чтобы окрепнуть и жить. Он старался не упасть от усталости в реку, следил, где реальность, а где галлюцинация, и таким образом понял, что кажущаяся ему лошадь - на самом деле опасный медведь. Золотоискатель, когда хотелось просто лежать, подгонял себя, старательно вспоминал карту, чтобы ориентироваться, не брезговал никакой пищей, даже живыми птенцами. Потеряв и ружье, и нож, и шапку, он не забывал заводить часы! Идея того, что любовь к жизни, стойкость и дисциплинированность помогает преодолевать самые сложные ситуации - также одна из важных идей рассказа .

Любовь… Это то к чем у стремятся все живые существа, то, чего хотят обрести больше всего на свете, то, что не менее важно, чем воздух и вода, без которых наше тело не сможет жить. Ведь без любви жить не можем мы сами. Жизнь превращается в результате в мучения, приносит огромные страдания. Когда нет любви, мы чувствуем страх и боль, мир кажется нам агрессивным, и каждый в нём становится нашим врагом.

Удивительно, что мы так стремимся подарить свою любовь ближнему, следуя заповеди Иисуса, но не надолго нас хватает. Не получается у нас жить так каждый день и каждый миг. В какой-то момент мы срываемся и вместо любви причиняем боль близким и дорогим нам людям. Потом мы раскаиваемся, но уже бывает слишком поздно: некоторые из них уже покинули этот мир и свои тела.

Ещё бывает так, что мы дарим любовь, пребываем в благости, в возвышенном состоянии духа, но в ответ слышим оскорбления. Это причиняет нам боль, мы останавливаемся, а после частых таких столкновений бывает и закрываемся. Мы закрываем своё сердце, чтобы больше не чувствовать этой боли и обид.

Постепенно наши сердца становятся всё жёстче. Мир становится всё агрессивней, всё больше в нём боли и страданий.

В чём причина того, что наша любовь не длится долго :

  1. В нас нет любви к самим себе. Мы готовы объять весь мир любовью, дать каждому свою заботу, но мы не делаем этого по отношению к себе, не понимаем важность этого. А как можно тогда другим дать то, чего у нас нет? Это похоже на абсурд. В нас развили чувство вины и стыда за то, что мы желаем счастья себе, называя нас эгоистами. Но ведь мы сами — такие же частицы одного Бога, как и остальные, а потому тоже заслуживаем любви и заботы. И только мы сами знаем, сколько её и когда нам необходимо.
  2. В нас в принципе нет любви, потому что мы не получили её в детстве. Муж воспитывает детей, ведёт их по пути Истины, а мать дарит свою любовь при этом, она учит любви. Когда женщин отправили работать, у них забрали возможность следовать своему предназначению. Их дети, недополучив материнскую любовь в детстве, своим детям дали её ещё меньше. В результате сейчас все знают, что такое вожделение, но мало кто понимает, что такое любовь .
  3. Наша любовь условна. Мы дарим часто любовь, ожидая благодарность, похвалу в свой адрес. Или, может, чтобы нас хотя бы не оскорбили. Но это тоже ожидание. Мы любим, ожидая ответную любовь. Причём ожидаем получить её в той форме, которую даём сами. Но ведь мы все разные, а потому каждый дарит любовь так, как он это умеет.
  4. В нас нет любви к Богу. Наша любовь направлена на всё, что угодно, но только не на Бога. А ведь Он является Источником всего сущего, включая любовь. Подарить любовь всем, не причинив кому-то при этом боль, мы не можем. Всегда найдётся недовольный. И нам опять будет больно. Бог же доволен даже нашей крохотной частичкой любви к Нему. Мы можем подарить свою любовь Богу, который затем распространит её по всему миру на всех нас. Это не означает, что мы должны забыть о других. Это означает, что мы должны помнить о других, как о Его частицах и любить их, как Бога.

Бог является источником всего, но множество религиозных направлений при этом делят мир, делят людей на группы, сея зачастую вражду, разжигая войны. Ведь все войны имеют под собой религиозную подоплёку . Шрила Прабхупада в книге "Путешествие вглубь себя" писал о том, что истинная религия должна учить людей любви к Богу. Но сегодня почти все проповедники утверждают, что это их Бог правильный. Но ведь Он — один. Он и есть та самая любовь . Он каждое мгновение проливает её на нас, разрушая наше невежество, нашу боль, нашу озлобленность, наполняя наши сердца вновь любовью.

Тем, кому удаётся попасть в этот поток безусловной любви, не испытывают больше никаких страданий . Они пребывают в спокойствии, умиротворении, даря свою любовь всем и вся. Они видят всё, как благо, которое идёт к нам от Бога. Их невозможно оскорбить или унизить, потому что в их сердцах нет больше ничего, кроме любви .

Рядом с ними люди обретают покой и тепло. Они тянутся к ним, потому что тоже хотят научиться так жить. Кого-то из них они провозглашают в качестве своих учителей, наставников, проводников. Люди следуют за ними, но сами они не считают себя великими. Они даже не считают, что поняли, что такое любовь, что научились ей. Это происходит потому, что они очень смиренны. Ведь в сердце гордого человека любви нет. А эти смиренны, терпимы ко всему, они всегда выражают своё почтение и не ждут ничего взамен. Их жизнь становится по-настоящему удачной, потому что они смогли достичь совершенства , очистив свои сердца, наполнив их премой (безусловная любовь к Богу). Они чувствуют своё единство с Ним. Ведь Любовь без единства невозможна , равно, как и в единстве присутствует только любовь .

Иисус, придя на Землю не давал никакой религии, он просил нас любить друг друга, как самих себя. Он просил нас стать едиными. Кришна, приходя 5000 лет назад в Бхагават-Гите, обращаясь к Арджуне, просил его оставить все религии и просто предаться Ему. Весь Коран пропитан любовью. В нём говорится о бережном и уважительном отношении друг к другу и Богу.

Наши сердца находятся вне религий, и именно в них находятся ответы на все вопросы и живёт любовь. Важно научиться жить в соответствии с тем, что говорит сердце, научиться слушать его. Не ум, а именно сердце. Некоторые называют это инстинктом. Пусть так, только как орган тела может думать, давать советы, любить? Все очень просто, ведь в сердце каждого живого существа пребывает Бог в форме Сверхдуши. Не разный Бог, а один, единый. Недаром многие духовные практики призывают нас узреть Бога в своём сердце. Это же объясняет тот факт, почему разным людям в голову приходят одинаковые идеи и мысли.

Нужно постараться наполнить свои сердца любовью. И начать нужно себя. Нужно понять, что каждый из нас одинаково достоин любви , понять, что все мы едины. Подарив любовь себе, осознавая, кем мы являемся, мы сможем подарить любовь своим родным и близким. Подарив любовь родным, мы сможем подарить любовь всем, кто живёт с нами в доме, а затем всему городу, всей стране, всему миру, всей Вселенной.

Один из тонких Законов Вселенной — Закон Обмена Энергиями гласит, что мы получить можем только что-то отдав прежде . Дав свою любовь другим, мы их наполняем в этот момент любовью. В результате им есть уже, что подарить, в том числе и нам. В результате весь мир оказывается пребывающим в потоке безусловной любви.

Ведь любовь — это не эмоции и не чувства. Все эмоции и чувства временны, постоянно сменяют друг друга. Поэтому часто у людей любовь сменяется ненавистью. Но это не любовь, это вожделение в таком случае, желание обладать объектом любви. Истинная же любовь — это желание дать, желание сделать что-то для другого, не ожидая ничего взамен. И при этом даже не радоваться за других, а видя, что удалось кому-то помочь, вдохновиться на то, чтобы продолжать это делать. Это и есть чистая безусловная любовь — бескорыстное служение.

Как развить в себе любовь, если нам с детства её недодали, а дали чувство вины и стыда? Есть несколько инструментов для этого :

  1. Психология. В какой-то степени она помогает убрать заложенные в нас в детстве программы. Благодаря ей, облегчится доступ к знаниям, которые нужны для раскрытия в себе любви. Но она играет в этом процессе небольшую роль и хороша только на начальном этапе. Это могут быть расстановки, арт-терапия, танцевально-двигательная терапия, аффирмации, гештальт-терапия и многое другое.
  2. Медитативные и духовные практики. Они играют большую роль в данном процессе и могут быть использованы параллельно с психотехниками. Благодаря им, человек начинает лучше понимать себя и окружающее пространство. Его ум приходит в спокойствие, что способствует тому, что человек начинает слушать своё сердце. Полученные знания способствуют лучшему пониманию происходящего. В человеке появляются удовлетворённость и благодарность. Постепенно его сердце раскрывается.
  3. Служение Богу и всем живым существам (бхакти-йога). Это самое важное условие для развития в себе безусловной любви. Без него сердце полностью никогда не сможет раскрыться. Ведь для того, чтобы в сердце поселилась чистая любовь, сердце должно быть чистым. Процесс служения способствует этому очищению. Навсегда уходят гордыня, зависть, жадность. Человек становится смиренным, терпеливым. К нему приходит понимание того, что другие живые существа так же дороги Богу, как и он сам. Он не стремится получить, для него важным становится дать и не быть при этом первым, а просто служить из любви. Так поступали Иисус и Пророк Мухаммед. Этому учил Кришна Арджуну, говоря, что из всех практик именно бхакти-йога считается наилучшей.

Зачем вообще нужна любовь? Только для того, чтобы не испытывать страданий, пребывать в благости? Дело в том, что любовь обладает одним удивительным свойством : очищая наши сердца, она дарит нам осознание себя, этого мира и нашего места в этом мире. Это она дарит нам Просветление и Пробуждение. Именно любовь связывает нас прочными узами с Богом . Это она открывает нам двери к истинному счастью. Ведь счастье — это не пункт назначения, а маршрут. Это и есть основное предназначение любви .

Урок Вн. чт. Джек Лондон. «Любовь к жизни»

Цель: изображение силы человеческого духа, беспредельность возможностей в экстремальной ситуации в рассказе Д.Лондона «Любовь к жизни»

Обучающие: сформировать знания о жизни и творчестве Д.Лондона; на примере рассказа Д.Лондона «Любовь к жизни» показать, что человек всегда должен оставаться человеком, продолжать бороться за жизнь до последнего; анализировать прочитанное; выражать впечатления от текста, ориентироваться

Развивающие: развивать навыки сопоставительного анализа и умения работать с текстом.

Воспитательные: воспитывать человека сострадающего, готового помочь в трудную минуту.

Эпиграф:
Насколько человек побеждает страх.
Настолько он человек.
(Томас Корлейль, англ. писатель и историк)

Ход урока

I . Организационный момент

II . Знакомство с творчеством Д.Лондона

1. Вступительное слово учителя:
Ребята! Нам сегодня предстоит поразмышлять о героях Дж. Лондона. Необходимо будет выяснить: Какие они? Что движет ими? Что дороже всего на свете? Что такое настоящий человек? Джек Лондон сам являлся очевидцем многих событий, описанных в его произведениях.

2. Рассказ биографии (сопровождается презентацией)
Джек Лондон (1876–1916), американский писатель[Слайд 2 ].
Родился 12 января 1876 года в Сан-Франциско. При рождении получил имя Джон Чейни, но восемь месяцев спустя, когда мать вышла замуж, стал Джоном Гриффитом Лондоном. Его отчим был фермером, впоследствии разорился. Семья бедствовала, и Джек смог закончить только начальную школу.
Юность Лондона пришлась на время экономической депрессии и безработицы, материальное положение семьи становилось все более шатким. К двадцати трем годам он сменил множество занятий: работал на фабриках, в прачечной, арестовывался за бродяжничество и выступления на социалистических митингах.
В 1896 году на Аляске были открыты богатейшие залежи золота, и все устремились туда, надеясь на то, что разбогатеют. [Слайд 3 ].
Отправился туда и Лондон. Он был старателем на Аляске во время «золотой лихорадки». Но юноша пробыл там год и вернулся таким же бедняком, каким и уехал. Но этот год изменил жизнь: он начал писать.
Начав с коротких рассказов, вскоре завоевал литературный рынок восточного побережья рассказами о приключениях на Аляске. [Слайд 4 ].
Джек Лондон стал известен, когда в 1900 году опубликовал свои северные рассказы, среди них был и рассказ «Любовь к жизни». Их действия разворачиваются на Аляске.
В 1900 году Лондон опубликовал свою первую книгу "Сын волка». В последующие семнадцать лет он выпускал по две и даже три книги в год.
Умер Лондон в Глен-Эллене (штат Калифорния) 22 ноября 1916 году. [Слайд 5 ].

Мы видим, что Лондона ничто не сломило, потому что он был, на мой взгляд, настоящим человеком. Эпиграфом к уроку я взяла слова: [Слайд 6 ].

III . Работа по рассказу «Любовь к жизни»

1. Чтение рассказа учителем

2. Анализ рассказа:
- Мы с вами должны сегодня проследить за судьбой одного из героев рассказа Дж. Лондона. Посмотрите на начало рассказа. Какими автор показывает нам героев?
(Герои рассказа уже несколько дней в пути. Они очень устали.
«устали и выбились из сил,
лица выражали “терпеливую покорность”, “плечи оттягивали тяжелые тюки”, “шли сгорбившись, низко нагнув головы, не поднимая глаз”, говорят “равнодушно”, голос “звучит вяло” ) .

Вроде бы в такой момент они должны поддержать друг друга, но что мы видим? Почему Билл бросил товарища? [Слайд 7 ].

(Один из них попадает в беду, а другой - Билл – оставляет своего товарища, испугавших, что тот будет для него обузой, рассчитывая, что в одиночку легче спасти жизнь).

Как вы оцениваете поведение Билла? Найдите слова, характеризующие его поведение.

Билл ушёл, но главное - для оставшегося героя Билл становится целью, движением вперед, к жизни, надеждой на встречу с Биллом. (читаем)

(«… Билл его не бросил, он ждет у тайника. Он должен был так думать, иначе не имело никакого смысла бороться дальше, - оставалось только лечь на землю и умереть”).

Вывод: И человек начинает бороться за жизнь, продвигаясь к тайнику, потому что там есть «патроны, крючки, и лески для удочек … А ещё там есть мука и …кусок грудинки бобы», т.е . есть смысл жить.

Герой оказывается в сложной экстремальной ситуации.
- Что же такое экстремальная ситуация? [Слайд 8 ].
- (от.лат. extremus « крайний») Экстремальная ситуация - ситуация крайне напряжённая, опасная, требующая от человека наивысшего подъёма душевных и физических сил.

Герой попадает в сложную ситуацию.
- В чем сложность его положения? (Неизвестность; боль (вывих ноги); голод; одиночество)
.
-Эти сложности рождают чувство страха, отчаяние. Что, по вашему мнению, самое страшное для человека?
-
Одиночество - неприятное чувство.
Проследим по тексту , как ведет себя наш герой, оставшись один:
(“ в глазах появилась тоска, как у раненого оленя ”, в его последнем крике “ отчаянная мольба человека, попавшего в беду ”, наконец, ощущение полного одиночества не только на земле, но и во всей вселенной.)
- Описание природы ещё в большей степени помогает понять это чувство: (найдите)
(«Над самым горизонтом тускло светило солнце, едва видное сквозь туман, который лежал плотной пеленой, без видимых границ и очертаний…» «Он взглянул на юг, соображая, что где-то там, за этими мрачными холмами, лежит большое Медвежье озеро и что в том же направлении проходит по канадской равнине страшный путь Полярного круга». И еще: «Он снова окинул взглядом тот круг вселенной, в котором остался теперь один. Картина была невеселая. Низкие холмы замыкали горизонт однообразной волнистой линией. Ни деревьев, ни кустов, ни травы - ничего, кроме беспредельной и страшной пустыни, - и в его глазах появилось выражение страха»)
- Природа, окружающая героя, не предвещает ему ничего хорошего. "Картина была невеселая. Низкие холмы замыкали горизонт однообразной волнистой линией. Ни деревьев, ни кустов, ни тр авы - ничего кроме беспредельной и страшной пустыни, - и в его глазах появилось выражение страха".
- Как вы считаете, с какой целью, употребляются однокоренные слова страх и страшный?
(Для усиления горестного состояния человека).
Но герой не сдается , стремится к своей цели, преодолевая трудности.
- Вспомните эпизоды пути героя. Что приходится преодолевать герою? (находят и зачитывают эпизоды)
Эпизод со спичками. “Он распаковал тюк и прежде всего сосчитал, сколько у него спичек…Когда он проделал все это, ему вдруг стало страшно; он развернул все три свертка и снова пересчитал. Спичек было по-прежнему шестьдесят семь”. (Борьба со страхом).
Боль. “Лодыжка сильно болела…, распухла, стала почти такой же толстой, как и колено”, “суставы заржавели, и согнуться или разогнуться стоило каждый раз большого усилия воли”, “Нога у него одеревенела, он стал хромать еще сильнее, но эта боль ничего не значила по сравнению с болью в желудке. Боль все грызла и грызла его…”. (Борьба с болью).
Эпизод с куропаткой, ловля рыбы, встреча с оленем и др. “В отчаянии он опустился на мокрую землю и заплакал. Сначала он плакал тихо, потом стал громко рыдать, будя безжалостную пустыню…, и долго он еще плакал без слез, сотрясаясь от рыданий”. “Им овладело только одно желание - есть! Он помешался от голода”. Ему снятся пиры и званые обеды. (Борьба с голодом).
Но постепенно чувство голода ослабевает, но человек, « боясь умереть», продолжает двигаться вперёд.
(«Жизнь в нём не хотела гибнуть и гнала его вперёд»)
- На смену одним испытаниям приходят другие. Он хочет выяснить: кто сильнее.

Пересказ фрагмента «Победа волка над человеком »
- Какими показаны волк и человек?
- клыки сдавили руку, волк хочет вонзить зубы в добычу;
- человек ждёт и сжимает челюсть волка;
- другая рука хватает волка;
-волк подмят под человека;
-человек прижался к волчьей шее, во рту шерсть.

- Человек пытается выжить! Только ли человек?
– Зверь тоже.
Автор показывает человека и зверя (волка) в борьбе за жизнь рядом: кто кого?
Что символизирует волк?
(Это символ смерти , которая тащится вслед за жизнью, по всем признакам человек должен погибнуть, умереть. Тут-то она, смерть, его и возьмет. Но посмотрите, недаром смерть дана в облике больного волка: жизнь сильнее смерти.)

Мы видим, что человек и волк больны, слабы, но всё же человек одерживает победу. Что помогло человеку одержать победу над животным? (Сила духа).
- А что такое сила духа?
(Сила духа - внутренний огонь, который возвышает человека до благородства, самоотверженных и мужественных поступков).
- Мы видим, что человек оказался сильнее. Но почему?
Вывод: благодаря расчету, силе духа , терпению, выносливости и любви к жизни человек побеждает страх.
- Но в тексте есть моменты, где человек напоминает нам животное? (докажите.)

Охота на куропаток. “Он бросил в них камнем, но промахнулся. Потом, ползком, как кошка подкрадывается к воробьям, стал подкрадываться к ним. Штаны у него порвались об острые камни, от колен тянулся кровавый след, но он не чувствовал боли, - голод заглушал ее”. Не поймав ни одной птицы, он стал громко передразнивать их крик.
Встреча с лисицей, с медведем. “Навстречу ему попалась черно-бурая лисица с куропаткою в зубах. Он закричал. Крик его был страшен …” . Как видим, трагизм ситуации нарастает, человек меняется на глазах, уподобляется зверю.

Найдите слова автора, прямо называющие человека животным?
“Он сбросил свою поклажу и на четвереньках пополз в камыши, хрустя и чавкая, словно жвачное животное”. Им овладело только одно желание: есть!
Эпизод с костями : “Вскоре он уже сидел на корточках, держа кость в зубах и высасывая из нее последние частицы жизни…Сладкий вкус мяса, еле слышный, неуловимый, как воспоминание, доводил его до бешенства. Он стиснул зубы крепче и стал грызть” . Последние частицы жизни уходят не только из обглоданных костей, но и из человека. Как будто рвется та ниточка, которая связывала нашего героя с людьми.

И все же, что отличает человека от животного? Какой эпизод, очень важный, помогает нам понять это?
(Эпизод с Биллом). [Слайд 9 ].

Фрагмент встречи с останками Билла. Ваши мнения, суждения?
(Билл оказался слабым, не смог преодолеть страх, он боялся за свою жизнь и бросил товарища в беде. Билл променял жизнь на золото).

Можно ли считать героя настоящим человеком? Какие качества присущи таким людям? Подтвердите свои слова фрагментами из текста.
(расчетливость (эпизод со спичками, в еде, в борьбе с волком, с золотом, путь к кораблю: “ Он сел и задумался о самых неотложных делах… ” ;
терпение (в борьбе с волком, с голодом);
рассудок (“ желудок словно уснул ”, но наш герой все равно продолжает искать себе пищу, что им движет? - разум: он должен чем-то питаться, чтобы не умереть);
“По временам рассудок мутился, и он продолжал брести дальше, как автомат”, “ Шел, не разбирая времени, и ночью, и днем, отдыхал там, где падал, и тащился вперед, когда угасавшая в нем жизнь вспыхивала и разгоралась ярче. Он больше
не боролся, как борются люди. Эта сама жизнь в нем не хотела гибнуть и гнала его вперед”.
- Бесстрашие;
-сила воли.

Что (кто) придало силы духу человеку? (Цель, близость цели : сначала это был Билл, потом корабль).
- Мы видим, автор не называет человеком это существо, сравнивает с червяком, который продвигается, корчась и извиваясь. Но от той “терпеливой покорности”, какую мы видели в начале рассказа, не осталось и следа: пусть двадцать шагов в час, пусть ползком, но человек идет вперед.

IV . Итог урока

1. Обобщающие вопросы :
- Как вы думаете, почему рассказ назван “Любовь к жизни”?
- Любовь к жизни помогает герою выжить.(
Любовь к жизни ) [Слайд 11 ].
Ведь такова жизнь, суетная и скоропреходящая. Только жизнь заставляет страдать. Умереть не больно. Умереть - уснуть. Смерть - это значит конец, покой. Почему же тогда ему не хочется умирать?”
- Как Вы понимаете эти слова?
(«Он знал, что не проползет и полумили. И все-таки ему хотелось жить. Было бы глупо умереть после всего, что он перенес. Судьба требовала от него слишком многого. Даже умирая, он не покорялся смерти. Возможно, это было чистое безумие, но в когтях смерти он бросал ей вызов и боролся с ней».
Ему хотелось жить, поэтому “человек все еще ел болотные ягоды и пескарей, пил кипяток и следил за больным волком)

- Очень часто люди, в трудные минуты обращались к произведению Дж. Лондона. Почему?
Какие уроки можно извлечь из этого произведения?

2. Вывод. [Слайд 12 ].
«Любовь к жизни» - это рассказ о мужественном человеке, который выстоял в таких страшных испытаниях, как одиночество, предательство друга и борьба с суровой северной природой. Самое главное - преодолел себя, свой страх, свою боль.

V . Домашнее задание: А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (читать, пересказывать)

Урок литературы в 6-м классе

"Что такое любовь к жизни?" (по рассказу Джека Лондона "Любовь к жизни")

Цель: изображение силы человеческого духа, беспредельность возможностей в экстремальной ситуации в рассказе Д.Лондона «Любовь к жизни»

Задачи:

Развивающие: выражать впечатления от текста, ориентироваться в тексте, отвечая на вопросы, обобщать наблюдения.

Воспитательные: воспитывать человека сострадающего, готового помочь в трудную минуту.

Презентация

Насколько человек побеждает страх.

Настолько он человек.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя:

Ребята! Нам сегодня предстоит поразмышлять о героях Дж. Лондона. Необходимо будет выяснить: Какие они? Что движет ими? Что дороже всего на свете? Что такое настоящий человек? Джек Лондон сам являлся очевидцем многих событий, описанных в его произведениях.

2. Рассказ биографии (учащимся) : (сопровождается презентацией)

Джек Лондон (1876–1916), американский писатель (Приложение 1[Слайд 2 ]).

Родился 12 января 1876 года в Сан-Франциско. При рождении получил имя Джон Чейни, но восемь месяцев спустя, когда мать вышла замуж, стал Джоном Гриффитом Лондоном. Его отчим был фермером, впоследствии разорился. Семья бедствовала, и Джек смог закончить только начальную школу.

Юность Лондона пришлась на время экономической депрессии и безработицы, материальное положение семьи становилось все более шатким. К двадцати трем годам он сменил множество занятий: работал на фабриках, в прачечной, арестовывался за бродяжничество и выступления на социалистических митингах.

В 1896 году на Аляске были открыты богатейшие залежи золота, и все устремились туда, надеясь на то, что разбогатеют. (Приложение 1[Слайд 3 ]).

Отправился туда и Лондон. Он был старателем на Аляске во время «золотой лихорадки». Но юноша пробыл там год и вернулся таким же бедняком, каким и уехал. Но этот год изменил жизнь: он начал писать.

Начав с коротких рассказов, вскоре завоевал литературный рынок восточного побережья рассказами о приключениях на Аляске. (Приложение 1[Слайд 4 ]).

Джек Лондон стал известен, когда в 1900 году опубликовал свои северные рассказы, среди них был и рассказ «Любовь к жизни». Их действия разворачиваются на Аляске.

Умер Лондон в Глен-Эллене (штат Калифорния) 22 ноября 1916 году. (Приложение 1[Слайд 5 ]).

Учитель: Мы видим, что Лондона ничто не сломило, потому что он был, на мой взгляд, настоящим человеком. Эпиграфом к уроку я взяла слова: (Приложение 1[Слайд 6 ]).

Эпиграф: Насколько человек побеждает страх.

Настолько он человек.

(Томас Корлейль, англ. писатель и историк)

3.Анализ рассказа:

Учитель: Мы с вами должны сегодня проследить за судьбой одного из героев рассказа Дж. Лондона. Посмотрите на начало рассказа. Какими автор показывает нам героев?

(Герои рассказа уже несколько дней в пути. Они очень устали.

«устали и выбились из сил, лица выражали “терпеливую покорность”, “плечи оттягивали тяжелые тюки”, “шли сгорбившись, низко нагнув головы, не поднимая глаз”, говорят “равнодушно”, голос “звучит вяло”).

Учитель: Вроде бы в такой момент они должны поддержать друг друга, но что мы видим? Почему Билл бросил товарища? (Приложение 1[Слайд 7 ]).

(Один из них попадает в беду, а другой - Билл – оставляет своего товарища, испугавших, что тот будет для него обузой, рассчитывая, что в одиночку легче спасти жизнь).

Учитель: Как вы оцениваете поведение Билла? Найдите слова, характеризующие его поведение.

Учитель: Билл ушёл, но главное - для оставшегося героя Билл становится целью, движением вперед, к жизни, надеждой на встречу с Биллом. (Найдите и зачитайте) («… Билл его не бросил, он ждет у тайника. Он должен был так думать, иначе не имело никакого смысла бороться дальше, - оставалось только лечь на землю и умереть”).

Вывод: И человек начинает бороться за жизнь, продвигаясь к тайнику, потому что там есть «патроны, крючки, и лески для удочек … А ещё там есть мука и …кусок грудинки бобы», т.е. есть смысл жить.

Учитель: Герой оказывается в сложной экстремальной ситуации.

Что же такое экстремальная ситуация?

(Приложение 1[Слайд 8 ]).

- (от.лат. extremus « крайний») Экстремальная ситуация - ситуация крайне напряжённая, опасная, требующая от человека наивысшего подъёма душевных и физических сил.

Учитель: Герой попадает в сложную ситуацию.

В чем сложность его положения?

Неизвестность;

Боль (вывих ноги);

Голод

Одиночество.

Учитель: Эти сложности рождают чувство страха, отчаяние. Что, по вашему мнению, самое страшное для человека?

Одиночество - неприятное чувство.

Учитель: Проследите по тексту, как ведет себя наш герой, оставшись один:

(“ в глазах появилась тоска, как у раненого оленя ”, в его последнем крике “ отчаянная мольба человека, попавшего в беду ”, наконец, ощущение полного одиночества не только на земле, но и во всей вселенной.)

Учитель: Описание природы ещё в большей степени помогает понять это чувство: (найдите)

(«Над самым горизонтом тускло светило солнце, едва видное сквозь туман, который лежал плотной пеленой, без видимых границ и очертаний…» «Он взглянул на юг, соображая, что где-то там, за этими мрачными холмами, лежит большое Медвежье озеро и что в том же направлении проходит по канадской равнине страшный путь Полярного круга». И еще: «Он снова окинул взглядом тот круг вселенной, в котором остался теперь один. Картина была невеселая. Низкие холмы замыкали горизонт однообразной волнистой линией. Ни деревьев, ни кустов, ни травы - ничего, кроме беспредельной и страшной пустыни, - и в его глазах появилось выражение страха»)

Учитель: Природа, окружающая героя, не предвещает ему ничего хорошего. "Картина была невеселая. Низкие холмы замыкали горизонт однообразной волнистой линией. Ни деревьев, ни кустов, ни тр авы - ничего кроме беспредельной и страшной пустыни, - и в его глазах появилось выражение страха".

Как вы считаете, с какой целью, употребляются однокоренные слова страх и страшный? (Для усиления горестного состояния человека).

Но герой не сдается, стремится к своей цели, преодолевая трудности.

Учитель: Вспомните эпизоды пути героя. Что приходится преодолевать герою? (находят и зачитывают эпизоды)

Эпизод со спичками. “Он распаковал тюк и прежде всего сосчитал, сколько у него спичек…Когда он проделал все это, ему вдруг стало страшно; он развернул все три свертка и снова пересчитал. Спичек было по-прежнему шестьдесят семь”. (Борьба со страхом).

Боль. “Лодыжка сильно болела…, распухла, стала почти такой же толстой, как и колено”, “суставы заржавели, и согнуться или разогнуться стоило каждый раз большого усилия воли”, “Нога у него одеревенела, он стал хромать еще сильнее, но эта боль ничего не значила по сравнению с болью в желудке. Боль все грызла и грызла его…”. (Борьба с болью).

Эпизод с куропаткой, ловля рыбы, встреча с оленем и др. “В отчаянии он опустился на мокрую землю и заплакал. Сначала он плакал тихо, потом стал громко рыдать, будя безжалостную пустыню…, и долго он еще плакал без слез, сотрясаясь от рыданий”. “Им овладело только одно желание - есть! Он помешался от голода”. Ему снятся пиры и званые обеды. (Борьба с голодом).

Но постепенно чувство голода ослабевает, но человек, « боясь умереть», продолжает двигаться вперёд. («Жизнь в нём не хотела гибнуть и гнала его вперёд»)

Учитель: На смену одним испытаниям приходят другие. Он хочет выяснить: кто сильнее.

(Пересказ фрагмента «Победа волка над человеком » «Победа волка над человеком »)

Учитель: Какими показаны волк и человек?

Клыки сдавили руку, волк хочет вонзить зубы в добычу;

Человек ждёт и сжимает челюсть волка;

Другая рука хватает волка;

Волк подмят под человека;

Человек прижался к волчьей шее, во рту шерсть.

Учитель: Человек пытается выжить! Только ли человек?

Зверь тоже.

(Это символ смерти, которая тащится вслед за жизнью, по всем признакам человек должен погибнуть, умереть. Тут-то она, смерть, его и возьмет. Но посмотрите, недаром смерть дана в облике больного волка: жизнь сильнее смерти.)

Учитель: Мы видим, что человек и волк больны, слабы, но всё же человек одерживает победу. Что помогло человеку одержать победу над животным? (Сила духа).

Учитель: А что такое сила духа?

(Сила духа - внутренний огонь, который возвышает человека до благородства, самоотверженных и мужественных поступков).

Мы видим, что человек оказался сильнее. Но почему?

Вывод: благодаря расчету, силе духа, терпению, выносливости и любви к жизни человек побеждает страх.

Учитель: Но в тексте есть моменты, где человек напоминает нам животное? (докажите.)

Учащиеся: Охота на куропаток. “Он бросил в них камнем, но промахнулся. Потом, ползком, как кошка подкрадывается к воробьям, стал подкрадываться к ним. Штаны у него порвались об острые камни, от колен тянулся кровавый след, но он не чувствовал боли, - голод заглушал ее”. Не поймав ни одной птицы, он стал громко передразнивать их крик.

Встреча с лисицей, с медведем. “Навстречу ему попалась черно-бурая лисица с куропаткою в зубах. Он закричал. Крик его был страшен…” . Как видим, трагизм ситуации нарастает, человек меняется на глазах, уподобляется зверю.

Он сбросил свою поклажу и на четвереньках пополз в камыши, хрустя и чавкая, словно жвачное животное”. Им овладело только одно желание: есть!

Эпизод с костями: “Вскоре он уже сидел на корточках, держа кость в зубах и высасывая из нее последние частицы жизни…Сладкий вкус мяса, еле слышный, неуловимый, как воспоминание, доводил его до бешенства. Он стиснул зубы крепче и стал грызть” . Последние частицы жизни уходят не только из обглоданных костей, но и из человека. Как будто рвется та ниточка, которая связывала нашего героя с людьми.

Учитель: И все же, что отличает человека от животного? Какой эпизод, очень важный, помогает нам понять это?

(Эпизод с Биллом). (Приложение 1[Слайд 9 ]).

Учитель: просмотрите в тексте фрагмент встречи с останками Билла. Ваши мнения, суждения?

(Билл оказался слабым, не смог преодолеть страх, он боялся за свою жизнь и бросил товарища в беде. Билл променял жизнь на золото).

(расчетливость (эпизод со спичками, в еде, в борьбе с волком, с золотом, путь к кораблю: “ Он сел и задумался о самых неотложных делах… ” ;

терпение (в борьбе с волком, с голодом);

рассудок (“ желудок словно уснул ”, но наш герой все равно продолжает искать себе пищу, что им движет? - разум: он должен чем-то питаться, чтобы не умереть);

По временам рассудок мутился, и он продолжал брести дальше, как автомат”, “ Шел, не разбирая времени, и ночью, и днем, отдыхал там, где падал, и тащился вперед, когда угасавшая в нем жизнь вспыхивала и разгоралась ярче. Он больше не боролся, как борются люди. Эта сама жизнь в нем не хотела гибнуть и гнала его вперед”.

Бесстрашие;

Сила воли.

Учитель: Что (кто) придало силы духу человеку? (Цель, близость цели: сначала это был Билл, потом корабль).

Учитель: Мы видим, автор не называет человеком это существо, сравнивает с червяком, который продвигается, корчась и извиваясь. Но от той “терпеливой покорности”, какую мы видели в начале рассказа, не осталось и следа: пусть двадцать шагов в час, пусть ползком, но человек идет вперед.

Заканчивая работать над рассказом «Любовь к жизни», я бы хотела, чтобы вы прослушали стихотворение Р.Рождественского и определили: какая связь стихотворения и рассказа? (Приложение 1[Слайд 10 ]).

4 . Чтение стихотворения:

Если б только люди жили вечно,

это было бы

бесчеловечно…

Как узнать,

чего ты в жизни стоишь?

Как почуять,

что такое риск?

В море броситься?

Так не утонешь!..

На костер взойти?

Так не сгоришь!..

Поле распахать?

Потом успею…

Порох выдумать?

А для чего?!.

Наслаждались бы ленивой спесью

Пленники бессмертья своего.

Ничего они бы не свершили!

Никогда б не вылезли из тьмы…

Может, самый главный

стимул жизни

В горькой истине, что смертны мы.

Учитель: Какая смысловая связь стихотворения и рассказа Д. Лондона “Любовь к жизни”?

Обобщающие вопросы:

Как вы думаете, почему рассказ назван “Любовь к жизни”?

Любовь к жизни помогает герою выжить.

(Любовь к жизни)

(Приложение 1[Слайд 11 ]).

Ведь такова жизнь, суетная и скоропреходящая. Только жизнь заставляет страдать. Умереть не больно. Умереть - уснуть. Смерть - это значит конец, покой. Почему же тогда ему не хочется умирать?”

Учитель: Как Вы понимаете эти слова?

(«Он знал, что не проползет и полумили. И все-таки ему хотелось жить. Было бы глупо умереть после всего, что он перенес. Судьба требовала от него слишком многого. Даже умирая, он не покорялся смерти. Возможно, это было чистое безумие, но в когтях смерти он бросал ей вызов и боролся с ней».

Ему хотелось жить, поэтому “человек все еще ел болотные ягоды и пескарей, пил кипяток и следил за больным волком)

Учитель: Очень часто люди, в трудные минуты обращались к произведению Дж. Лондона. Почему?

Какие уроки можно извлечь из этого произведения?

Вывод. (Приложение 1[Слайд 12 ]).

«Любовь к жизни» - это рассказ о мужественном человеке, который выстоял в таких страшных испытаниях, как одиночество, предательство друга и борьба с суровой северной природой. Самое главное - преодолел себя, свой страх, свою боль.

Домашнее задание:

1.Напишите небольшое сочинение на тему «Встречали ли вы в своей жизни настоящих людей? Какие они?

2. Нарисуйте понравившиеся эпизоды произведения.