Многие вещи непонятны потому что. Ярмо с гремушками да бич

Все неурядицы России имеют в своей основе конкретную причину: утрата управления по своей собственной концепции развития и вытекающая из этого обстоятельства замкнутость на чуждую нам концептуальную власть.

За этим не надо искать заговоров, за этим стоит элементарное непонимание азбуки реального управления государством на уровне высшего руководства страны, на уровне формируемой по этому принципу “элиты”, включая академическую, на уровне тех, кто представлен народу телевидением. Все они «хотят как лучше», но их неосведомлённость в вопросах глобального геополитического управления делает их вместе взятых подходящим механизмом в руках реального надгосударственного уровня управления. Именно поэтому концептуально безграмотные несостоятельные горе-лидеры получают результаты «как всегда» прямо противоположные запланированным: крах промышленности вместо ускорения социально-экономического развития, алкогольный геноцид, как итог борьбы с пьянством, дикий капитализм вместо социализма с человеческим лицом и т.п. Концептуально безграмотная верхушка является управленческой периферией внешней концептуальной власти, на её основе выстроена глобальная пирамида, в которой каждый в меру понимания работает на себя, а в меру не понимания на того, кто понимает больше. О таком состоянии общественного управления Пушкин говорил в прямой незакодированной форме:

Паситесь Мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь;

Наследство их из рода в роды ‑

Ярмо с гремушками да бич.

К счастью, российская генетика это - не только единый по своему предназначению, умело рассредоточенный фронт, содержащийся у одной надгосударственной кормушки и разнящийся лишь теми ролями, которые отведены каждому из них в глобальном антироссийском сценарии. На сегодня Россия уже располагает мощнейшим, концептуально грамотным кадровым потенциалом во всех своих регионах. И эти люди - будущее России, они никуда не исчезли в жизни из‑за того, что они не представлены в виртуальной телевизионной действительности. Это о них великолепные поэтические строки:

Есть в отечестве нашем пророки.

И выходят последние сроки,

Когда встанут России сыны.

Обыденное сознание, формируемое действующей, концептуально несостоятельной педагогикой, средствами массовой информации, воспринимает государственную власть, как высшую форму правления, различая при этом идеологическую власть, исполнительную, законодательную и судебную. Аналогичные представления о системе власти содержат и правоустанавливающие документы, хотя они и не фиксируют институт идеологической власти. Понять и поверить в то, что эти уровни абсолютно беспомощны в получении конечного общественного результата для обыденного сознания почти невозможно. Убедить других в достоверности нового знания, не отвечающего многовековым традиционным представлениям, чрезвычайно сложно. Сложности связаны не с ограниченностью и не с разницей умственных возможностей, а исключительно с доминирующими стереотипами, с психологией и особенностями самого процесса мышления.

Изменение стереотипов можно рассматривать как процесс Прозрения человечества, сопряжённый с переходом к новым словам, к новым лексическим формам. В сфере взглядов на Мироздание, на принципы управления страной нас ждут Прозрения, не менее значимые, чем те, через которые человечество прошло в сфере механики. Но для этого нам предстоит освоить новые термины и сформировать такие понятия, как «Концептуальная власть», «Надгосударственное управление», «Полная функция управления» и т.п. При этом понятие возникает лишь как единство слова и образа того явления, которое кроется за этим словом.

Концепция - латинское слово, означающее способ понимания, различения и трактовки каких‑либо явлений, порождающий присущие только для данного способа, соображения и выводы. Т.е., одно и то же событие, явление, факт в разных концепциях (применительно к жизни человеческого общества) будет иметь разные оценки, вплоть до противоположных. Так что детский вопрос: «Что такое хорошо и что такое плохо?», - основополагающий вопрос человеческой цивилизации. Это способность самостоятельного различения. Из лишенных подобного различения власть в своих корыстных интересах формирует толпу живущих по умышленно сфабрикованным Преданиям и рассуждающих так, как им “велят” подкупленные авторитеты. То, что поощряется и поддерживается в одной концепции, может расцениваться как тягчайшее преступление в другой концепции. Цели развития, понятие прогресса также оказываются разными.

Сам смысл жизни и цели Бытия при различном мировоззрении, при различных концепциях, господствующих в обществе на уровне нравственности, воспринимаются по разному. Так называемая «западная цивилизация» носит чисто технократический характер. За темпами развития и объёмами прибыли в ней упускается одна “малость” - сами люди. Функционирование технологических монстров стало самостоятельной ценностью, а все люди стали лишь приложением к ним, и состоят у них на услужении. Вместо развития возможностей самого человека, идёт увлечение разработкой разного рода “протезов”, подменяющих и блокирующих возможности естественного развития вида Человек - Разумный.

XXI век будет веком движения в сторону биологической цивилизации, когда человечество осознает, что многие процессы, воспринимавшиеся ранее как прогресс, были в действительности движением в тупик, губительны, а потому недопустимы для будущего. Настала пора от покорения Природы перейти к осознанию её Величия, как Высшей ценности Мироздания. Человек никогда не создаст ничего более совершенного, чем то, что уже создано Свыше, начиная от бабочки и стрекозы. Так стоит ли всё это втаптывать в Землю во имя мифической “цивилизованности”. Технологии будут развиваться, но они вторичны, не являются самоцелью, они являются всего лишь серьёзным полигоном для формирования нового человека, нового общества, причем полигоном, созданным исключительно на принципах биосферно‑допустимого развития. Так будет, ибо альтернатива этому одна - исчезновение вида Человек Разумный в биосфере Земли. Нас ждёт процесс взросления человечества с формированием глобального общественного разума, напрочь отсутствующего в нашей действительности.

Властная иерархия может добиваться конечного результата, если она повторяет эту мировоззренческую иерархию понимания смысла Бытия, в противном случае мы столкнёмся с концептуально неопределённым управлением, бесцельной ездой по порочному кругу.

Концептуальная власть является высшим всеобъемлющим уровнем социального управления, базирующимся на определённом понимании общего хода цивилизационного развития. На этот уровень замкнуты и его обслуживают все остальные виды власти. При этом для концептуальной власти безразлично, работают ли на неё те или иные структуры, общественные деятели осознанно или замкнуты на неё в обход сознания, по причине скудоумия («хотели как лучше…»); создаются ли для реализации основных идей концепции новые структуры или приспосабливаются ранее созданные. Многое при этом решается и на основе бесструктурных способов управления. Если действующие властные структуры не замечают всевластие концептуального центра, то это не означает, что его нет вообще. Он формирует тенденции развития и реализует властные полномочия с надгосударственного уровня через замкнутую на него прямо либо в обход сознания управленческую периферию. Так что реализующаяся в жизни власть весьма далека от официально провозглашённой, отмеченной табличками на служебных кабинетах.

Феномен концептуальной власти состоит в том, что она автократична по своей природе, её никто не выбирает. Наблюдатель, не имеющий понятия о бесструктурном способе управления, увидит лишь фрагменты полной системы управления, в той части, где эта система представлена конкретными структурами. Концептуальная власть может рассматриваться в двояком смысле: и как власть конкретного набора идей, принятых к реализации (власть концепции), и как власть людей, осмысливших и реализующих эти идеи. Концепция, смысл которой умышленно утаивается от общественного сознания, называется герметичной. При этом люди, реализующие концептуальную власть могут быть не связаны структурно, но объединены единой мерой понимания и нравственности (или безнравственности).

Дадим ещё одно образное представление о той функции, которая реализуется в обществе через господствующую в нём концепцию. Все мы знаем как в полиграфии, при механической обработке материалов вырабатывается та либо иная продукция в зависимости от используемой матрицы, именно она формирует образ, структурную организацию будущего изделия. Концепция - это та же матрица, но используемая по отношению к человеческому материалу. Нарождающееся поколение, не всегда осознавая это, оказывается помещённым в информационную матрицу - концепцию и к 15‑20 годам помимо своей воли приобретает те качества, которые необходимы хозяевам этой концепции. Ни один ребенок не имеет потребности в алкоголе от рождения. Однако, отмечая окончание средней школы в нашей действительности, лишь единицы удерживаются от употребления по этому поводу алкогольных напитков, срабатывают активно навязываемые стереотипы. Так происходит и в любых других вопросах, в формировании мировоззрения в целом.

Хозяева ныне господствующей концепции глобализации реализуют управление во всех подконтрольных ей странах с помощью шести приоритетов обобщенного оружия. При обращении подобного управления не к чужим странам, а к своей собственной эта управленческая иерархия называется приоритетами обобщённых средств управления. Для реального государственного управления необходимо владеть всеми шестью приоритетами его обобщённых средств. При этом в теории управления возможна постановка двух задач:

Мы хотим управлять объектом в процессе его функционирования сами непосредственно. Это задача управления.

Мы не хотим «высвечиваться» и управлять объектом (страной) напрямую, но хотим, чтобы без нашего прямого вмешательства, объект (страна) самоуправлялся в рамках разработанного нами сценария. Это задача самоуправления.

Власть - это не вывеска на кабинете, а реализуемая на практике способность управлять. Полную функцию управления человеческим сообществом осуществляет лишь тот, кто через концептуальную власть координирует усилия всех остальных видов власти. Если та или иная партия замалчивает вопрос о концептуальной власти, то это означает, что она претендует не на участие в реальном управлении, а лишь на выполнение миссии посредника в заведомо признаваемом и принимаемом ею глобальном сценарии управления страной. Практически все зарегистрированные ныне партии борются между собою за право получения серьёзных комиссионных доходов за выполнение именно этих посреднических функций. Разница между ними лишь в том, что некоторые из них делают это умышленно и осознанно, другие - по непониманию. Зачастую за словами о благе России стоит прямое предательство её интересов и расчёт на комиссионные за содействие в реализации сценариев концептуальной власти. Подобные псевдопатриоты, безукоризненно выполняющие отведённую им роль, значительно более опасны открытых пособников Западу, ведь их благонамеренной болтовне верит народ, идёт за ними в надежде на лучшее.

Вся плеяда нынешних политических лидеров осознанно либо не осознанно уже превращена телевидением в кукольный театр, в единый бессмысленный балаган. Как бы они не объединялись и не разъединялись друг с другом, все они уже объединены в общественном сознании в единую команду, чрезвычайно далёкую от проблем народа. Тем временем, на уровне общественной инициативы идёт формирование новой кадровой базы, способной подняться с политического уровня на методологический. Ибо в действительности в России вместо 140 партий необходимо иметь единственное общенародное движение, реализующее концептуальную власть на базе собственной концепции развития, несовместимой с толпо‑“элитаризмом” ныне господствующей глобальной концепции управления.

Навязанные нашему обществу известными лидерами альтернативы и дискуссии (капитализм - социализм, частная собственность - общественная и т.п.) в принципе бесплодны, ибо в отсутствие объединяющей всех концепции не поможет ни то, ни другое. Внешней концептуальной власти совершенно безразлично, будете ли вы строить капитализм по Гайдару или Явлинскому или социализм по Зюганову. Важно иное - не допустить в России САМоДЕРЖАвия, развития по собственной концепции в интересах народа. И наоборот, при концептуально грамотном управлении прекрасно работает, к примеру, и частная и общественная собственность.

Базовый вопрос, разрешающий нынешнюю концептуальную неопределённость управления Россией на уровне четвёртого экономического приоритета, можно было бы сформулировать следующим образом. Россия - наш Дом или общеевропейский Газпром? На этот счёт могут быть разные мнения, но народы России должны знать, куда мы движемся. Если Россия - наш Дом, то мы не превращаем его в помойку, создаём условия для жизни, учебы, отдыха и т.п, то для этого нужны соответствуюие законы.

Но не только законы, но даже сама терминологическая база имеет в разных концепциях полярные содержательные оценки. Для концепции «Россия - наш дом» термин «САМоДЕРЖАВИЕ» характеризует нормальное состояние общества, которое само вырабатывает курс развития и ДЕРЖит себя САМостоятельно. Для концепции же «Россия - Общеевропейский Газпром» тот же термин характеризует недопустимый для выполнения основной цели режим, с которым необходимо бороться. На дискредитацию самодержавия должны быть нацелены идеология и пропагандистская машина. А вместо самодостаточности необходимы ценности другого порядка.

При народовластии и наличии собственной концептуальной власти, исключительно знания и компетентность являются пропуском во властные структуры, и всё общество является социальной базой управленцев. Если же принципы осуществления концептуальной власти известны только посвящённым, то их узкий вырождающийся круг и является социальной базой управленцев, а общество является марионеткой в руках концептуального центра управления.

Изо дня в день по всем каналам СМИ по сценариям Глобального Предиктора на наш народ обваливается шквал разрушительной чернухи, вслушайтесь и вчитайтесь в применяемую терминологию. Это давно известный и отработанный приём телевизионной ворожбы, лингвистического программирования безысходности в надежде на полный паралич воли и сознания народа. Эти попытки сценаристов тщетны, они плохо понимают скрытые корни российских надгосударственных структур, о которые споткнулись не только псы‑рыцари, Наполеон, Гитлер, но и многие другие. Их ждёт эффект «обезьяньей лапы», когда то нехорошее, что задумано против кого‑то, осуществляется в отношении того, кто задумал зло. Пусть грозным напоминанием современным Фарлафам звучат пушкинские строки:

Так высылайте ж нам, витии,

Своих озлобленных сынов:

Есть место им в полях России,

Среди нечуждых им гробов.

В душе российского народа в противовес этому звучало и будет звучать пусть и на бессознательном уровне пушкинское пророчество о выходе России из под ига западной картины мира и переходе от кризиса управления к устойчивому развитию на основе самовластия.

«Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы;
но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий».
Козьма Прутков

Ранее «Северо-западный вестник» уже публиковал первую часть статьи

Сегодня же публикуем расшифровку второго коллажа имеющее отношение к Западу.

Напомним, что эти коллажи были размещены в Московском и Санкт-Петербургском метрополитене в конце марта 2011 г. Изображённое на них, на первый взгляд, может показаться плодом воспалённого воображения автора, но если внимательно разобрать образы, которые они несут, то можно сделать вывод, что они содержат все признаки эгрегориально-матричного программирования.

На наш взгляд основным посылом этого коллажа является разного рода масс-развлекалово (мода, азартные игры, Голливуд, музыка и т.д.). Комбинация карт туз-валет, изображённых справа, такая же, как и в картах иллюминатов, туз пик + валет пик=21

Отколовшийся осколок от розовой лампочки, из которой вылупился птенец, напоминает географию Китая (вместе с Корейским полуостровом и островом Тайвань) – ещё одно детище ГП.

На наш взгляд основным посылом этого коллажа является «промывание мозгов» обывателю разным развлекаловом (мода, азартные игры, Голливуд, музыка и т.д.).

Гигантская акула, заглатывающая хрустальный шар указывает на мировых звёзд шоу-бизнеса (акул шоу-бизнеса), вовлечённых в процесс развлечения толпы во времена глобальных техногенных и природных катастроф, чтобы та не задумывалась о смысле своей жизни, а только создавала бы себе кумиров и прожигала жизнь в бездумном «развлекалове». К этой теме можно отнести и позирующую модель на фотосессии, и музыкальные инструменты, технические приспособления, а также, приготовившегося на старте спортсмена.

Образ IPAD’а – ныне модного планшетного компьютера, на данной картинке, в который, изображён реальный пейзаж, вероятно, свидетельствует о том, что при помощи новейших технологий граница между реальным и виртуальным мирами будет стёрта (как это показано во многих фантастических фильмах). Вулкан с надписью Hollywood, из которой извергаются клубы дыма – вполне может указывать на скорый конец «Фабрике грёз» и предупреждать о сейсмоактивности территории США.

Теперь, обратите внимание на правый, левый и центральный фрагмент картинки. Щупальца спрута, одна из которых опутала микрофон с держателем, вторая, вылезла из духового инструмента, третья схватила револьвер.

Всё это можно трактовать, как теневую и незаконную составляющую мира шоу-бизнеса. Криминал и мир шоу-бизнеса это разные части одного и того же тела. Обратите внимание на человека (с головой осла или лошади), взбирающегося к импровизированной сцене. Спрут заманивает его пустышкой. Как вы понимаете, для любого «выдающегося осла» со способностями найдётся «местечко под солнцем» в этом глобальном цирке, олицетворяющем культуру с низменными человеческими качествами. Главная цель такой культуры, чтобы обычные люди занимались частностями и были отвлечены от общего хода вещей, не осознавали его. Изображение гамбургера - это образ «фаст-фуд»-ной культуры, т.е. безнравственной, низкопробной, ширпотребной.

Теперь обратимся к последнему, третьему коллажу.

Закрученная в узел Дубайская башня, в центре рисунка, напоминает восточный знак инь и ян. Башня находится в центре коллажа, разделяя его на 2 половины, возможно символизируя инь и ян, только уже на плоскости.

Знак инь и ян представляет собой символ равновесия, взаимопроникновения противоположных начал во вселенной, причём противоположность, отнюдь не означает противоборства, враждебности. Слова «инь» и «ян», первоначально означавшие «светлый» и «тёмный», появлялись по отдельности на древних бронзовых церемониальных сосудах.

В «Даодэ-цзине» Лао-Цзы утверждает: «Все вещи несут в себе отрицательное, представляемое Инь, которое обращается в положительное, представляемое Ян. Оба они смешиваются, образуя ци ».

«Китайская философия в целом основывается на понятии противоположностей: всё, что ни существует во вселенной, имеет свою противоположность (день и ночь, гора и равнина, свет и тьма и так далее)».

На самом деле, на понятии противоположностей, так называемой Восточной дуальности, основана не только китайская философия. Восточная дуальность является мировоззренческим базисом всех мировых религий и светских идеологий, выраженная в доктрине рая и ада, противопоставления богу дьявола, единство и борьба противоположностей в марксизме. «Яд» дуальности попал в эти вероучения из зороастризма, который является основой всех мировых вероучений в ритуалах и обрядах с его культом огня и воды.

Изображение Барака Обамы, 44-го президента США, символизирует присутствие (влияние) США на Востоке. А 2 пальца у рта образуют букву Т, что по одной из версий обозначает тайм-аут. Таймаут берут в случае, когда нет выхода или необходимо время для принятия решения или изменения тактики, стратегии.

Обратим внимание на шары, привязанные к ушам Обамы. Жёлтый цвет в зависимости от его применения может обозначать:

На пляже: категорию пляжа, либо волнение моря и безопасное купание с соблюдением мер предосторожности.
В автомобильных гонках: на старте – это проблема на старте; на трассе — сигнал опасности и т. д. (всё зависит от того, как и где его применяют). В парусных гонках — яхта принимает наказание штрафными очками. На корабле вывешивание жёлтого флага (Yellow Jack) означало, что корабль находится на карантине (имеются инфекционные больные) и т.д.

Зелёный воздушный шар слева, с одной стороны, похож на Землю, с её меридианами и параллелями, с другой стороны, похож на флаг “Африканского союза” (см.ниже).

Кроме того, комбинация цифр «1» и «2», могут показывать меридиан или параллель. Например, E12 — N21 и E21-N12, обе координаты попадают в Африку! А через Ливию проходит и 12, и 21 меридиан .

Вообще, интересно, что шар рвётся именно об Дубайскую башню. Башня Бурдж Халифа - ключевой элемент нового делового центра в Дубае. Самое высокое здание в мире. Здание планировали открыть 9 сентября 2009 года (09.09.09), одновременно с открытием Дубайского метро. В этой комбинации символов можно усмотреть противостояние Запада китайской экономической экспансии в ОАЭ и на Африканском континенте.

Далее, Триумфальная арка (фр. arc de triomphe de l’Étoile ) - монумент в 8-м округе Парижа на площади Звезды, возведённый в 1806-1836 годах архитектором Жаном Шальгреном по распоряжению Наполеона в ознаменование побед его Великой армии.

В нашем понимании левая часть 3-го коллажа сообщает о существовании глобального системного кризиса на планете Земля. Завязанная в узел Дубайская высотка символ того, что расточительство и «потреблятство» будет завязано в узел. Правая часть коллажа указывает на намерение построить псевдосоциализм в глобальных масштабах. Так, например Триумфальная арка – это символ Франции, страны-генератора социалистических идей (вспоминайте Парижскую коммуну – первый образец «диктатуры пролетариата», дело Доминика Стросс-Кана, социальные заявления президента Н. Саркози и т.д.).

Подводя итог, напомним, что эти фото-коллажи являются рекламными баннерами бесплатной газеты «Метро», которая распространяется в метрополитене Москвы и Санкт-Петербурга. Очевидно, что посредством ТАКОГО инструмента, как газета «Метро», разного рода посвящённые (масоны, иллюминаты и прочие), оповещают «своих» о грядущих событиях, используя для этого принцип: «кто знает, тот поймёт, а кто не знает и не понимает это его проблемы ». То есть, фактически, через открытый информационный ресурс, доступный миллионам людей ежедневно, идёт оповещение о значимых событиях в России и за её пределами. И параллельно с этим, посредством газеты и такого рода фото-коллажей, осуществляется программирование миллионов людей по всему миру на реализацию определённых матриц-сценариев.

P.S.
Кстати перед написанием первой версии данного материала, на вопрос в адрес редакции газеты «Метро» о смысле этих коллажей, мы получили письменный ответ следующего содержания. Выделенное жирным шрифтом — ИАС.
Судите сами:

Здравствуйте! Данные изображения являются частью глобальной рекламной кампании газеты Metro во всем мире.
Автор хотел донести до прохожих идею о том, что вся полнота и яркость мира в их самых разнообразных проявлениях сосредоточены в головах читателей нашей газеты – молодых, активных и неравнодушных к жизни горожан.



Это интересно

Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.
- Козьма Прутков

Нашу жизнь сопровождает такое важное явление как «язык жизненных обстоятельств». В процессе своей жизни человек оказывается в разных обстоятельствах, которые соответствуют его нравственному состоянию и смыслу его желаний или намерений. Попадание в такие обстоятельства можно рассматривать как язык, с помощью которого человеку «сообщают» о правильности или неправильного его пути: подтверждают правоту или указывают на ошибки. Но кто «сообщает»? Верующему человеку можно сказать, что сообщения эти делает Бог, человеку с воззрениями агностика можно сказать, что некая непознаваемая сила может таким образом вмешиваться в жизнь людей… и кто-то из них даже не станет этого отрицать. Материалисту может потребоваться более сложное объяснение с научных позиций, но и такое можно предложить, хотя это и гораздо труднее. Каждый человек при желании имеет возможность убедиться в существовании такого языка и интерпретировать его по-своему, поэтому цель данной статьи – не доказывать наличие языка жизненных обстоятельств, а объяснить разницу между двумя принципиально разными видами сообщений, передаваемых на нём человеку.

Есть обстоятельства, призванные научить человека новым навыкам в процессе их преодоления, а есть обстоятельства, призванные ограничить человека от совершения ошибки или исправить направление его развития. Первые мы будем называтьиспытаниями, а вторые предупреждениями. Внешне их отличить очень трудно, потому что и те, и другие (как это кажется внешне) ограничивают человека и мешают ему что-то сделать напрямую. Так в чём же принципиальная разница? В последнее время я часто слышу этот вопрос и сейчас выскажу своё субъективное мнение на этот счёт. Ещё раз: я выражу своё субъективное мнение. Оно может не совпадать с вашим не только потому, что у нас разный жизненный опыт, но и потому, что сам язык жизненных обстоятельств сугубо индивидуален и какие-либо явления для одного человека могут означать совершенно иное для другого.

Отчего вообще возникает такой вопрос? Дело в том, что люди в своей жизни часто сталкиваются с трудностями, но некоторые трудности преодолеваются успешно, а некоторые нет, принося неудобства или даже страдания. От этого возникает ощущение, что какие-то жизненные обстоятельства призваны человека воспитать и сделать в чём-то сильнее, а другие – остановить от совершения серьёзной ошибки, но совершенно не ясно поначалу, как отличить одно от другого. Поэтому часто люди начинают упорствовать и добиваться своего любой ценой, думая, что идут правильной дорогой, а затем выясняется, что они потратили силы зря. Когда следует продолжать бороться за свои желания, а когда, напротив, нужно остановиться и что-то переосмыслить?

Так как же их различать?

Ответ и прост, и сложен одновременно. Прост, потому что он вытекает из определения ситуации, а сложен, потому что он не является «волшебной кнопкой», на которую можно нажать и на волшебном экране сразу будет виден ответ. Кроме того, знание правильного ответа не даст вам сразу умение «не лету» делать необходимые различия. Не верите? Давайте проверим.

Вот он, правильный ответ. Испытание – это обстоятельство, смысл появления которого в вашей жизни состоит в том, чтобы воспитать в вас некоторое полезное качество, необходимое для достижения поставленной вами цели, а предупреждение – это обстоятельство, смысл появления которого вашей жизни состоит в том, чтобы увести вас в сторону от вашей исходной цели. Из этих определений следует: если возникшее перед вами препятствие требует воспитания полезного качества и выясняется, что такое качество необходимо для достижение вашей цели, то это испытание, а если возникшее перед вами препятствие указывает на ошибочной вашей цели, то это предупреждение. Как видите, всё очень просто в теории… да не так оно просто на практике.

Чтобы понять, нужно подумать. И, важно, сама необходимость усиленного мышления для определения разницы между испытанием и предупреждением является частью самой проблемы, с которой столкнулся человек. Осмысление ситуации – это целенаправленный процесс, который является неизбежной частью самой ситуации. Это ключевое свойство является важной частью любых социальных процессов… Итак, вот вы уже смирились с тем, что «подумать» – это часть решения любой проблемы. И иногда о проблеме действительно нужно лишь подумать, даже не делая ничего сверх этого – и она будет решена. Завершив лирическое отступление в этом абзаце, перехожу к делу.

Как можно интерпретировать определение?

Итак, вы хотите чего-то, но жизненные обстоятельства ставят перед вами препятствие. Первое, на что следует смотреть – ваша цель. Раз препятствие возникло, значит, возможно, вы плохо видите цель. Нужно полностью и чётко сформулировать свою цель, то есть то, чего вы хотите добиться и, главное, зачем. Иногда цель не одна, а есть вектор целей, в данном случае это не важно, а важно хорошо представлять себе: ЧТО вы хотите и ЗАЧЕМ. Оказывается, что далеко не так просто понять себя самого и большинство современных людей часто не знают о том, что они делают и зачем, они обманывают себя и сами верят в этот обман, не желая признаваться в том, чего хотят на самом деле. Особенно опасна здесь так называемая «рационализация» своих поступков: когда человек знает (или догадывается), что делает глупость, но очень и очень хорошо обосновал своё право делать её.

Например, какой-нибудь потребитель очень хочет iPhone, ему страшно хочется купить его и обладать им, не смотря на то, что рынок предлагает в 3, 4 и даже 10 раз более дешёвые варианты мобильных устройств. Зная это, зная и то, что деньги можно потратить с большей пользой, человек начинает придумывать рационализацию своего желания: там есть эксклюзивные iOS-приложения (хотя аналоги всех этих «фишек» есть и на других смартфонах, а многое из этой «кухни» не нужно вообще в принципе), что такой телефон делает человека уникальным (это уже не так, так как подобная игрушка есть у многих, отчего оригинальность теряется)… в общем, причин можно отыскать много (даже слышал такую чушь, как «яблочко на задней панели красивое»), сути это не меняет – человек просто обманывает себя, он хочет вещь по другой причине, но не называет её (есть забавное видео (3,5 минуты) на эту тему: на английском и на русском , но с матами). Я тоже не буду её называть, сами догадайтесь. Другой пример: человеку нужна новая машина, а то старая уже 3 года откатала, гарантия закончилась, «что-то там барахлит» и «двигатель перестал тянуть» и т. д. Причина же в другом, тоже сами подумайте. Нет, я вовсе не говорю о том, что в редких случаях причина действительно обоснована, но в большинстве случаев это дешёвая рационализация и самообман. Итак, остальные примеры рационализации придумайте сами – я гарантирую, что в вашей жизни они есть.

Зачем я рассказал про рационализацию? Затем, что это одна из причин, по которой человек не может правильно определить цель и мотив своего же собственного поведения и почему он часто делает то, что не имеет разумного смысла. Человеку нужно свою цель понимать ясно и с полной уверенностью. Если человек хочет iPhone потому, что «у всех подружек уже такой» и «так я буду больше похожа на элитную девочку», то он должен так и формулировать ответ на вопрос «зачем?». Если человек хочет новую машину вместо старой потому что «запарился я с этим ведром с гвоздями» или «столько мелких поломок уже накопилось, что проще продать и купить новую», то именно так и нужно формулировать мысль.

Правильно объяснить свой собственный мотив – это большая проблема, но если не сделать этого, вы не поймёте разницу между испытанием и предупреждением.

Далее, допустим, вы научились грамотно видеть цель и честно объяснять самому себе свою мотивацию. Второй шаг – определить степень согласованности вашей цели и цели вашего существования. Да, это кажется жестокой шуткой, но это не шутка, а вполне реальное правило. Цель жизни любого человека (кратко): развитие себя и окружающего мира. Верующему проще понять иную трактовку (смысл тот же): быть наместником Бога на Земле. Материалисту будет проще выразить данную мысль через объективную необходимость материи в самопознании и через тот факт, что человеческий прогресс на Земле – это один из шагов на пути к этому самопознанию. Да, я знаю, что вопрос смысла жизни материалист (и атеист) не ставит (как и вопрос смысла двери или самовара), но самого смысла жизни, который у него всё равно есть, это не меняет:).

Каждый человек свободен сам определять цель своей жизни более конкретно, чем я назвал в предыдущем абзаце. Просто сказать «развивать себя и окружающий мир» – это будет слишком абстрактно. То, как это выражается у каждого человека – это сугубо индивидуально и тесно завязано на его творческом и генетически-обусловленном потенциале, и потом это не тема данной статьи.

Так вот, как бы человек не определил свой смысл жизни, его цель может быть согласованной или может идти вразрез с этим смыслом. В первом случае проблема на пути к цели скорее всего будет испытанием, а во втором – предупреждением. Но не обязательно, потому что есть ещё кое-что, о чём нужно подумать.

Третье, что нужно сделать – определить степень согласованности своего смысла жизни со смыслом существования Вселенной или с Высшей Целью (называйте кому как нравится). Высшая Цель – это не конкретное понятие, это идея, включающая в себя некую бесконечно далекую цель для человека, которой нужно следовать, чтобы оставаться в русле гармоничного развития Вселенной в целом. Верующему человеку более понятной будет фраза: следовать Божьему Промыслу. Материалисту эту мысль надо понимать иначе, а именно, как необходимость следовать объективным закономерностям развития материи в процессе её самопознания.

Далее всё просто: если цель человека согласуется с его смыслом жизни, а смысл этот согласуется с направлением развития Вселенной (согласуется с Божьим Промыслом), то возникающее перед человеком препятствие – это испытание. Если что-то с чем-то не согласуется, то это предупреждение.

При этом надо понимать, что согласование своей жизни с общим замыслом Вселенной определить не так просто. В качестве примера можно указать на одну забавную особенность людей, которая почему-то не учитывается ими при попытках такого согласования. Эта особенность – их ответ на вопрос КАК. То есть то,КАК человек будет добиваться своей цели – это важнейшая часть любого дела. И будь цель предельно правильной, будь ваша жизнь предельно праведной, если вы добиваетесь этой благой цели неправильными методами – вы моментально нарушаете гармонию развития Вселенной. И чем сильнее вы это делаете, тем больнее будет отдача. Понять, правильно ли вы добиваетесь своей цели можно только после того, как найдёте правильный ответ на вопрос о том, может ли цель оправдывать средства, и если может, то в каких случаях. Правильный для вас ответ может вас удивить, но свой ответ я не буду сообщать в этой статье. Подобных рассогласований в самых неожиданных местах у человека могут быть десятки, и он может их не замечать. Ведь согласитесь, пока я не сообщил вам о том, что важен ещё и метод достижения цели, вы наверняка об этом не думали. Думайте… думайте как можно больше самостоятельно, потому я гораздо больше сейчас умалчиваю, чем сообщаю, причём я делаю это специально.

Зачем нужны испытания и предупреждения?

Испытание необходимо для того, чтобы в процессе его преодоления человек получил новую способность или новое качество, которое будет необходимо ему для достижения цели. Простейший и примитивный пример: чтобы стать учёным, в подавляющем большинстве случаев нужно «отсидеть» 9-10 лет в университете (бакалавр, магистр, аспирант), это препятствие является испытанием, пройдя которое человек получает знания, опыт, методологию познания и ряд качеств, необходимых для учёного. Нельзя просто так взять, и стать учёным, нужно пройти некоторую подготовку и только пройдя её получить возможность заниматься наукой. Не пройдя эту школу, не справишься с наукой. Я не спорю, что есть иные пути, но они доступны не многим и в них всё равно есть свои испытания. Если человек добивается формального статуса учёного иначе (покупает диплом, например, а затем взятками пробирается «наверх»), то вся его деятельность будет совершенно ненаучной и никакой науки он в итоге не получит. Другой простейший примитивный пример: человек кушает слишком много сладкого, со временем у него начинаются проблемы со здоровьем, сладкое начинает помимо удовольствия приносить физическую боль, эта боль усиливается, затем могут начаться физиологические изменения, диабет, ожирение – всё это следующие друг за другом предупреждения о том, что человек явно занят не тем, чем следовало бы. Возможно, гедонист, или эпикуреец, возразит мне, что поедание сладкого прекрасно согласуется с его смыслом жизни (у гедонистов смысл жизни – получать удовольствие), однако каким бы безупречным не было это обоснование и сама позиция товарища Эпикура в глазах гедонистов, данная позиция прямо противоречит общевселенскому смыслу. Разумеется, здесь я имею в виду вульгарные трактовки учения Эпикура, ведь если развивать мысль о получении удовольствия, то можно найти это удовольствие в упорном созидательном труде, а не в булочках с сахаром.

Косвенные признаки

К сожалению, далеко не каждый человек в состоянии выполнить даже первый шаг – правильно определить цели и мотивы своих поступков, что уж говорить о смысле жизни или о понимании Высшей Цели? Таким людям нужны поначалу иные критерии, с помощью которых можно отличить испытание от предупреждения. Эти критерии индивидуальны, но я могу предположить (только предположить), что для большинства людей почти надёжно будут работать следующие косвенные признаки.

Предупреждение чаще всего является болезненным и разрушительным. Любое предупреждение (в зависимости от меры воздействия на процесс самого человека), нарастает плавно. Сначала это что-то безобидное и просто неприятное, затем, если человек упорствует, предупреждение становится более явным и более болезненным, зачем ещё… и так далее, пока не произойдёт одно из двух наиболее вероятных событий: (1) «удар судьбы» будет настолько мощным, что человек наконец-то остановится (может быть даже умрёт), (2) человек всё-таки добьётся своего, но сильно об этом пожалеет впоследствии. Таким образом, предупреждение можно довольно быстро распознать по характеру его воздействия: характер этот угрожающий и болезненный. Но есть тонкость. Испытание тоже может быть болезненным, если цель испытания в том, чтобы человек научился преодолевать боль или смиряться с фактом неизбежного течения жизни. Например, рано или поздно у человека умирает кто-то из его старших родственников, например, родители. Это больно, но скорее всего это не предупреждение, а неизбежность, которую нужно понять, осмыслить и сделать выводы. Например, выводы о конечности собственной жизни со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Испытание в большинстве случаев довольно быстро и надёжно также можно определить по характеру его появления. Испытание не сопровождается какими-то болезненными методами ограничения (кроме исключений вроде того, что в предыдущем абзаце). Испытание обычно вообще не ограничивает человека, а лишь делает его стремление к цели более сложным. При этом (важно), когда человек движется к цели, преодолевая ограничения, ему приходит «помощь свыше». То есть обстоятельства складываются таким образом, что у человека раз за разом возникает удобный шанс сделать то, что он должен сделать, хоть это и будет для него трудно. Испытания проявляются гораздо труднее, поэтому сложнее привести удачный пример. Ну, скажем, рождение ребёнка. Семья может жить небогато и плохо, а вдруг (в силу сами знаете каких причин), женщина начинает ждать ребёнка. Делать ли аборт? Нет, не делать, потому что это испытание: если возьмёшь на себя ответственность за ребёнка и решишь, что пожертвуешь своими удовольствиями ради его воспитания, то помощь свыше всегда придёт в том или ином виде… это уже другой вопрос, хватит ли у человека нравственности распознать и принять эту помощь или не хватит, но подобная проблема не влияет на смысл испытания. С другой стороны, это же испытание может быть и предупреждением: этому человеку нет смысла совокупляться ради удовольствия, минуя исходную цель процесса (на самом деле это вообще весьма интересный вопрос – когда можно, а когда нельзя).

Итак, испытание всегда сопровождается многократной помощью окружающего мира, а ограничение – палками в колёса. Если научиться правильно отличать помощь от палок (а это, согласитесь, гораздо проще), то в большинстве случаев не будет никаких проблем отличить испытание от предупреждения.

Дополнительные размышления

Испытание и предупреждения вообще могут переходить одно в другое и всегда идут бок о бок друг с другом: достижение любой цели всегда порождает испытание, но отклонение при этом от Высшей Цели всегда порождает предупреждение. Нужно быть предельно внимательным к языку жизненных обстоятельств, чтобы вовремя распознавать фактор среды и при необходимости менять свою концепцию жизнеустройства.

И ещё одна важная мысль, которую нужно иметь в виду: язык жизненных обстоятельств индивидуален для каждого человека, при этом он всегда в точности соответствует уровню развития самого человека. То есть любой человек получает такие сообщения на языке жизненных обстоятельств, которые он способен правильно понять. Одним людям даются сложные подсказки, другим простые, но каждый получает то, в чём ему хватит способностей разобраться правильно. Каждому своё.

На всякий случай повторю ту же мысль с другого ракурса. Те вещи, которые можно делать одним людям, не обязательно можно делать другим. Поэтому нет смысла сокрушаться по поводу того, что «вон Ваня и Маша так делают и радуются, а когда я так делаю, всё плохо». Ваня и Маша находятся на другом уровне развития и имеют перед собой другие задачи. Они могут быть как значительно сложнее, так и значительно проще ваших и почти всегда это вас не касается. Идите своей дорогой и только своей.

Козьма Прутков - уникальное явление не только для русской, но и для мировой литературы. Существуют вымышленные герои, которым ставят памятники, открывают в домах, где они «жили», музеи, но ни у одного из них не было собственной биографии, собрания сочинений, критиков их творчества и приверженцев.

Афоризмы Козьмы Пруткова печатали в таких известных в 19 веке печатных изданиях, как «Современник», «Искра» и «Развлечение». Многие известные литераторы того времени верили, что это реальный человек.

«Опекуны» героя

Козьма Прутков появился благодаря совместной шалости братьев Жемчужниковых, Алексея, Владимира и Александра, и графа Алексея Толстого. Братья Жемчужниковы происходили из старинного русского рода, в котором были воеводы, стольники и сенаторы. и Владимир были поэтами, а их брат Лев - известным художником и гравером.

Алексей Константинович Толстой - известный русский писатель, драматург и поэт. Козьма Прутков, цитаты и афоризмы которого были любимы многими их современниками, возник благодаря провалу пьесы, написанной в соавторстве Толстым и Алексеем Жемчужниковым. Присутствовавший на представлении Николай I остался недоволен, пьесу сняли с репертуара, а в отместку братья начали писать на угодных царю поэтов пародии под именем Козьмы Пруткова.

Постепенно напечатанных в различных изданиях от имени Пруткова сочинений стало так много, что творцам пришлось дать ему не только биографию, но и внешность. Таким образом, они становятся покровителями и советчиками созданного ими графомана.

Биография Козьмы Пруткова

Получившие известность в литературных кругах афоризмы Козьмы Пруткова, стали основной причиной того, чтобы их автор обрел свое лицо. Представленный в 1854 году братьями Жемчужниковыми и Толстым Прутков, по их словам, родился 11 апреля 1803 года в деревеньке Тентелевой. У него даже было собственное небольшое поместье Пустынька, что неподалеку от станции Саблино.

В 17 лет будущий графоман поступил на военную службу в гусарский полк, в котором прослужил чуть больше 2 лет. После того как ушел в отставку, Козьма поступил на службу в Пробирную Палатку, где сделал успешную карьеру.

Умер Прутков 13.01.1863 года вследствие нервного удара, который настиг его на службе в директорском кабинете.

Прутков на военной службе

Военные афоризмы Козьмы Пруткова возникли на фоне его воспоминаний о военной службе, которая закончилась весьма скоропалительно. Причиной ухода в 1823 году из полка стал сон, который приснился молодому гусару в ночь на его день рождения 11 апреля.

Снился Козьме голый бригадный генерал, велевший ему встать и идти за ним. После блужданий по темным коридорам генерал вывел молодого гусара к склепу на вершине горы, из которого стал доставать дорогие материи и показывать ему. После того как бригадный генерал провел одной из материй по телу Пруткова, его ударил ток, и он проснулся.

Несмотря на то, что сон случился после сильной попойки, он произвел на Козьму настолько неизгладимое впечатление, что тот подал в отставку.

Благодаря этой короткой службе читатели смогли познакомиться с его "выдающимися" мыслями об армии:

  • «Строя солдатам новые шинели, помни, что они пили и ели».
  • «Пусть будет целью солдатской амбиции точная подгонка амуниции».
  • «Хочешь быть красивым, поступи в гусары» и многие другие.

Карьера на гражданской службе

Козьма Прутков, цитаты и афоризмы которого имели несомненный успех у публики, сделал блестящую карьеру не только на литературном поприще.

Начальство к молодому служащему Пробирной Палатки относилось весьма благосклонно, так как замечали за ним рвение к работе, за что поощряли и награждали его. Таланты Козьмы позволили ему пройти путь от простого служащего до высочайшего гражданского чина статского советника и получения не только должности директора Пробирной Палатки, но и ордена св. Станислава 1-й степени.

Афоризмы Козьмы Пруткова о государственной службе не менее глубоки, чем о военной стезе. «Только в государственной службе познаешь истину», - искренне верит он. «Не будь портных, как различил бы ты служебные ведомства?» - вот вопрос, жизненно важный для каждого чиновника.

Друзья горе-автора и его литературные опекуны Толстой и Жемчужниковы поощряли своего подопечного издавать свои произведения. Так, на свет появилась книга «Мысли и афоризмы» Козьмы Пруткова, в которой собраны его высказывания о жизни, любви и многом другом.

Литературная карьера

Первым литературным опытом нового графомана стала его пьеса «Фантазия», постановка которой провалилась в присутствии августейшей особы. Обескураженный этим, Прутков хотел бросить литературные занятия, но друзья уговорили его продолжать писать и были правы.

Философские афоризмы Козьмы Пруткова («Никто не обнимет необъятного», например) сникали ему славу мудрого человека, который глубоко видит суть вещей. Интересно, что многие читатели «Современника» воспринимали автора афоризмов, басен и сатирических стихов как реально существующую личность. У Пруткова были даже свои критики и почитатели. Так, Достоевский долгое время воспринимал его как горе-творца плохих стихов.

Не только афоризмы Козьмы Пруткова, но и его басни, стихи, романсы и проза легли в основу собрания сочинений автора. Книги не только были изданы и имели успех у читателей, живущих в его время, но и после его смерти их переиздавали, а высказывания использовали, чтобы слыть умными и образованными людьми.

О любви

Афоризмы Козьмы Пруткова про любовь показали его истинное отношение к женщине, любви и браку:

  • «Обручальное кольцо - первое звено в цепи супружеской жизни».
  • «Девицы подобны шашкам: не всякой удаётся, но всякая хочет попасть в дамки».
  • «Что имеем, не храним, потерявши - плачем».

На самом деле многие высказывания Козьмы Пруткова, несмотря на его ограниченный ум, достойны внимания. Не имея собственной семьи, он все свое время посвящал службе, написанию стихов и своим друзьям.

Сослуживцы его ценили, товарищи по перу и родственники любили, начальство относилось с симпатией, этого было вполне достаточно, чтобы соответствовать своему афоризму: «Хочешь быть счастливым, будь им».

Другие его выражения начали применять в повседневной жизни как иносказательные просторечия. Фразу «Если у тебя есть фонтан, заткни его» стали произносить как «Заткни фонтан», что означало «замолчи».

Афоризмы Козьмы Пруткова и их значение вызывали у читателей смех, так как являлись показателем глупости и самоуверенности напыщенного графомана, считающего свои высказывания достойными мудрости древних философов: «Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то они и носят в себе».

Портрет Пруткова

Благодаря стараниям братьев Жемчужниковых и Алексея Толстого их вымышленный герой обрел не только славу графомана и биографию, но и личность. Лев Жемчужников с его друзьями-живописцами были приглашены Прутковым для написания портрета «великого» литератора, пожелавшего издать с ним собрание своих сочинений.

Так появился знаменитый образ, переданный настолько реалистично, что заказчик лестно отзывался о художниках. Они изобразили и его кудри с проседью, и бородавки, и даже пластырь на шее, где был порез от бритвы.

По просьбе Козьмы Пруткова живописцы поместили под портретом лиру с исходящими из нее лучами. Хотя литературная деятельность сего героя длилась всего 5 лет, он оставил заметный след в русской литературе, а его знаменитые «Мысли и афоризмы» печатались и цитировались спустя многие годы после его смерти.

Творчество Пруткова сегодня

Сегодня наиболее известны 10 афоризмов Козьмы Пруткова, которые стали обычными фразами в повседневной жизни. Среди них наибольшую популярность имеют «Бди!» и «Смотри в корень!». Часто люди, произнося их, даже не знают, кто их автор.

Феномен Козьмы Пруткова остается непревзойденным, так как больше в мировой литературе не появлялся герой, имеющий собственные собрания сочинений и жизнь.

Многие вещи нам непонятны не потому, что наши
понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в
круг наших понятий.
Козьма Прутков.

Считается, что если человек научился складывать буквы в слова, то он умеет читать. На самом деле это самоочевидное умозаключение ошибочно. Читатель, увидев и узнав знакомые буквы и слова, считает, что он прочитал художественное произведение. Это заблуждение настолько широко распространено, что считается истиной. На самом деле в мире нет ничего самоочевидного. Самые обычные вещи, при вдумчивом изучении, открывают бездну нового и интересного.
Даже если Вы придерживаетесь, вполне разумного, принципа: «нравится - читаю, не нравится - не читаю», коего придерживаюсь и я, не должен уподобляться персонажу анекдота, который не любит кошек, потому, что не умеет их готовить.
Даже простое понимание - почему тебе нравится одно и не нравится другое - доставляет эстетическое и нравственное удовольствие. Порой приходится читать то, что тебе не нравится, просто потому, что это «у всех на слуху», лишь для того, чтобы высказать своё мнение доходчиво и аргументировано. При этом большинство собеседников замолкает, а, оставшиеся, впредь интересуются твоим мнением даже если с ним не согласны. Это радует.
Кроме того, понимание «почему», экономит время - не тратя его на попытки вникнуть в произведение, которое ты читать не будешь.
В мире нет ничего самоочевидного. Потратив время и силы на приобретение знаний о мире и литературе, как его части, откроете для себя его красоту. Пересядете с бумажного кораблика случайных сведений на океанский лайнер знаний и отправитесь в плавание по океану Литература.
Чтобы проникнуть в замысел автора и получить удовольствие от формы его воплощения необходимо знать как устроено художественное произведение. Следует отметить, что у хорошего автора смысл произведения получается шире сознательного замысла. Происходит это из-за того, автор тоже подвержен стереотипу «самоочевидного» и находится читатель, для которого «самоочевидное» для автора - не является очевидным. Такой читатель открывает новое не только для себя, но и для автора. (Замечу здесь: авторы частенько посмеиваются над такими читателями, но авторы ошибаются не реже хороших читателей.)
С надеждой на то, что я убедил Вас в необходимости научиться правильно читать, перехожу к изложению руководства.
Как и всё Сущее, художественное произведение имеет несколько планов, составных частей, которые взаимодействуют между собой по определённым законам. Это взаимодействие и приводит к созданию художественного впечатления у читателя.
Начнём с составляющей Формальной. Формальной в том смысле, что определяет Форму произведения. Будет ли это Проза или Поэзия, Афоризм или Роман, Стихотворение или Поэма. Выбор за Автором. Мы же, что написано - то и читаем. Но уже на этом этапе Читатель может выбрать: прочтёт ли он одну строчку или много страниц, будет ли он наслаждаться ритмически организованными строчками или предпочтёт неспешное повествование. Можно одну и ту же мысль или идею, хоть и не всегда, изложить одной строкой и многостраничным повествованием; четверостишием или поэмой. Некоторые, особо хитрые, Авторы претворяют свои объёмные труды Эпиграфом, сочетая и то и другое.
Следующая составляющая Формально-структурная.
Она определяет структуру произведения. То есть будут-ли в прозаическом произведении главы, а в поэтическом - строфы. И так далее, и тому подобное. Вплоть до абзацев. Так Автор выделяет, для Читателя, смысловые блоки для удобства восприятия написанного. Если Вам читать неудобно, лучше перечитать. Возможно Вы прочитали не то, что написал Автор.
Здесь же следует отметить План произведения. Будет-ли изложено в прямой или обратной исторической последовательности, от одного или нескольких действующих лиц или от лица Автора. Как очевидца или участника разных событий, или со свей точки зрения на одни и те же события, и т. д., и т. п. Здесь, среди Читателей, тоже есть свои любители и не любители.
И ещё - Формально-сюжетная составляющая.
Это жанр произведения: Авантюра, Бытописание, Героика, Детектив, Драма, История, Комедия, Криминал, Любовь, Мистика, Приключения, Сатира, Трагедия, Утопия, Фантасмагория, Фантастика, Фэнтези, Эротика, Юмор, (если что забыл, добавьте сами). Эта составляющая важна для Читателя потому, что у каждого Читателя есть свой любимый жанр. Это так же важно для Автора, чтобы Читатель увлёкся и не заметил банальность основной идеи, ляпы и нестыковки изложения и, не смотря на это, получил удовольствие от чтения.
Я назвал эти составляющие формальными просто потому, что они относятся к форме изложения. Значение их для читателя, исключая Формально-сюжетную, невелико.
Перейдём к самой важной для читателя составляющей - содержательной. Именно из-за содержания мы и читаем. На первый взгляд - всё очевидно и просто. Складывай буквы в слова - и будь счастлив! Ан нет! Всё не так просто! Автор не пишет: «Дорогой Читатель! Я считаю, что жить надо так-то и так-то», ставит точку и конец. Нет! Через поступки, переживания и диалоги персонажей он стремится донести свои мысли до Читателя, чтобы Читатель не только узнал, но и принял их душой, через сопереживание героям произведения. Даже если Автор задался целью просто повеселить Вас, он пишет о том, что ЕМУ представляется смешным и забавным. И не обязательно будет таким для Вас. Вам не смешно потому, что «это не смешно»?! Нет! Просто Вы никогда не смотрели на описываемое явление с точки зрения принятой Автором! Самое главное, самое интересное, да и сама суть художественного произведения - это новый взгляд на вещи. Сверхзадача художественного произведения (но не обязательно автора) вывести Читателя ЗА круг его привычных понятий.
И так, переходим к следующей составляющей художественного произведения - Внешне-содержательной.
Внешне-содержательная составляющая и есть как раз то, что мы узнаем просто сложив буквы в слова. Получим ответы на вопросы: кто - кто?, кто с кем?, о ком - о чём?, кто - где - когда?, каким образом?, зачем? и почему?. Как видим, вариантов не та уж много.
Я люблю читать сказки. В ранней юности мне попалась статья о классификации сюжетов сказок. В этой статье всё сводилось к тому, что существует персонаж типа «А», персонаж типа «В», ситуация типа «a», ситуация типа «b» Их было несколько больше, но, я надеюсь, принцип понятен. Соответственно сюжет A+b+… Получилось конечное и небольшое число вариантов. Художественная литература ничем от сказок не отличается.
Откуда же берётся всё разнообразие литературных произведений? Конечно же из фантазии Авторов. Автор наделяет персонажей и ситуации индивидуальными чертами. Именно это мы читаем. Именно здесь скрывается большинство читательских «нравится - не нравиться». Нравиться - рождается из гармоничного, внутренне не противоречивого, развития ситуаций и описания их словами и речевыми конструкциями, им соответствующим, и вызывающие у Читателя соответствующие эмоции. Не нравится - соответственно наоборот. Из этого следует важный практический вывод: определение хорошо написанной книги не читая её. Я делаю так: открываю книгу на любой странице, читаю пару абзацев, вижу гармонию - начинаю читать, не вижу гармонию - не читаю. Возможно я её не дочитаю по какой-либо другой причине. На пример: «просто тема не моя». Но время на чтение заведомо мне не интересной книги не потратил. Это как в магазине одежды - вывернул на изнанку, посмотрел как шов обработан, и всё ясно. Хорошая книга «крепко сшита». Идеал недостижим, поэтому на мелкие огрехи, не мешающие читать и понимать написанное, можно не обращать внимание. Лишь бы интересно было. Бывает и тема интересная, и техника хорошая, а не читается. Это проявляется индивидуальный стиль Автора. Таковы люди: все Читатели и Авторы думают по разному. «Голова по-другому устроена». И сделать с этим ничего нельзя! Чаще всего заметно это не очень и не мешает совсем, или мало. Но бывает и так, что человек «думает с другого конца». Его представления о «самоочевидном», о причинно-следственных связях, настолько разнятся с Вашими, что понять его Вам трудно. Тут уж Ваш выбор: читать или бросить. Автор не виноват. Ну головы устроены по-разному. Бывает.
К этой же составляющей относится фактографический материал. Условно его можно разделить на Обыденный и Специальный. Обыденный - это то, где живут персонажи, как одеваются, что едят, какими вещами пользуются. Специальный - это то, что относится к особой атрибутике: военной, научной, колдовской, исторической, футуристической и т. д., и т,п. Читатели, частенько, в погоне за сюжетом, не обращают на него внимания. Напрасно! Хороший Читатель у хорошего Автора может много чего узнать нового и интересного. Только надо быть осторожным. Бывает что Автор, «ради красного словца», «скармливает» читателю небылицы и выдумки. Если они не касаются каких-либо основополагающих моментов - это простительно. В конце концов художественное произведение не научный труд. Но бывает Автор уж настолько «начинает чистить селёдку с хвоста», что очень хочется «ейной мордой ему в харю тыкать». От жанра произведения это не зависит. Самое что ни на есть фантазийное фэнтези может содержать интересные и достоверные факты и сведения, а роман, заявленный как исторический, не содержать ни одного, сколько-нибудь достоверного факта. Даже художественные биографии грешат весьма вольными «фантазиями на тему...». Бывает я читаю роман с толковым словарём и справочниками. Сознаю, что такая дотошность «на любителя».
Ещё одна составляющая художественного произведения - ассоциативно-содержательная. Её особенность в том, что она воздействует на Читателя опосредовано, через его, Читателя, жизненный опыт, знания и сформированные, на основании этого опыта и знаний, понятия и представления о мироустройстве и своём месте в мире. Для этого Автор, при описании персонажей и ситуаций, использует слова и речевые конструкции которые с одной стороны являются внешне-содержательными, с другой стороны - понимаются каждым Читателем по своему. Этот эффект связан с тем, что любое слово, имея общечеловеческое значение, имеет и личный смысл, основанный на личном опыте.
К этой же составляющей относятся Отсылки. Автор, используя особые речевые обороты, намекает Читателю на известные факты и события, не являющиеся предметом произведения, но похожие на описываемые. Стремясь этим расширить значение описываемых событий, подчеркнуть их общность и типичность. Отсылают, как правило, к персонажам и событиям, историческим личностям, их поступкам и высказываниям ставшим как бы эталоном, имеющим однозначную оценку всеми. Это Библия, Евангелие, классическая, часто древняя литература, сюжеты живописных полотен, и т. д. Даже само существование отсылки - отсылка к Екклезиасту:
«Что было, то и будет; и что делается, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
Бывает нечто, о чём говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас».
Используя отсылку как опору Автор помогает Читателю пройти путь от его, Читателя, понятий и представлений к понятиям и представлениям, создать которые задача произведения.
Используют так же более простой приём - Намёк. Когда, не называя прямо явление или ситуацию, Автор, с помощью слов и речевых конструкций косвенно таковые характеризующие, подталкивает Читателя к желаемым выводам. При этом, в зависимости от предыдущего теста, его контекста, текущего текста и заданных характеристик персонажа, «ширина» и «глубина» ассоциаций может быть различной. Так если персонаж точит шпагу - он раздражен, готовится к строевому смотру, дуэли или битве. Если граф «Т» вплетает в бороду стальные лезвия - изложить все возможные ассоциации даже не возьмусь.
Есть ещё приём, который я называю Скрытый Повторный Намёк. Когда слово или выражение многократно повторяется, но на столько связано с текущим текстом, что Читателю не приходит в голову вычленить его. Только закрыв книгу, Читатель осознаёт, что ему внушили мысль, которой он не заметил, читая книгу.
Как видите, асоциативно-содержательная составляющая очень важна, столь же сложна и неоднозначна. Полное её описание и анализ требует специального исследования, читать которое будут только специалисты. Поэтому я и писать не стал. Просто поищите её в книге, которую читаете.
Заканчивая, я хочу сделать некоторые замечания и предупреждения.
Человек стал Человеком вовсе не потому, что начал тыкать заострённой палкой во все, что движется и ковырять ей всё, что не движется. Человек стал Человеком потому, что начал рассказывать сказки и истории в начале изустно, затем письменно. Из этого следует моё убеждение, единственный способ стать и оставаться Человеком - это научиться Читать и Писать.
Никогда не идентифицируйте Автора с его героями! Автор Субъект реальности - его герои Объект. Они застывшее в янтаре слов мгновение! Случайный взгляд! Случайное слово! Случайная мысль!
Никогда не идентифицируйте художественное произведение и его героев и реальную жизнь! Не примеряйте их к реальным жизненным ситуациям и людям! Особенно близким! Прилетит не слабо! Помните: литература - это то, что могло бы быть, но никогда не было, а жизнь - то, чего быть не могло, но было.
С уважением и надеждой, что был Вам полезен,

Ваш Сергей Гекур.