Определение понятия композиция. Основные виды композиций в искусстве

Введение

Моё исследование посвящено одному из самых сложных и принципиально важных учебных предметов в подготовке художников- педагогов - композиции.

Композиция способствует развитию образного мышления, несет в себе содержательный аспект и делает творчество более осознанным, а не случайным. Поэтому нам так важно изучение данной учебной дисциплины. В подтверждение этому обращусь к цитате Леонардо да Винчи: «Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и суждением глаза, подобен зеркалу, которое отражает противопоставленные ему предметы, не обладая знанием их» .

Композиция как учебный предмет, появился значительно позже, чем такие предметы как рисунок или живопись. Долгое время композиция не могла стать самостоятельным учебным предметом, так как считалось индивидуальным видом творчества, достаточно сложным, доступным лишь узкому кругу учеников.

Поэтому более, позднее композиция сформировалась как самостоятельный учебный предмет следствием этого и послужила, сложность и многогранность данного учебного предмета, который является более интуитивным, чем логическим, а так же трудно поддающийся самостоятельному изучению.

В 20-30 годы советского времени развитие композиции как науки сильно тормозили, её недооценивали, а порой и вовсе отрицали. С этим не был согласен художник А.А. Дайнека «Утверждение, что композиция не подлежит научно-методическому обоснованию, тем более странно, что, как правило, композиция произведения любого вида изобразительного искусства, заранее обдумывается. Основы изучения рисунка и живописи тесно смыкаются с законами композиции» .

Поэтому мне так важно обратить внимание на композицию, как основу любого творческого искусства (рисунок, живопись, скульптура).

В настоящий момент композиция, основательно изучена, имеет огромную базу и постоянно развивается (пишутся новые методики и технологии). Но без такого посредника как учитель ученику будет крайне сложно изучить данные дисциплины.

Я считаю, что композиция является базой для создания творческого продукта человека. Мы должны чувствовать и понимать сюжетный замысел, идейность, гармоничность. Сопереживать произведению. Для этого то и нужна композиция, без знаний этого учебного предмета наше творчество станет пустым.

Сущность понятия «Объемно-пространственная композиция»

«Объемно-пространственная композиция» - сложное составное понятие. Для того чтобы разобраться в его сущностных характеристиках необходимо разобрать его отдельные составляющие.

композиция объемный пространственный творческий

Сущность понятия «композиция»

Для начала обратимся к самому понятию композиции. «Композиция в переводе с латинского composition обозначает сочинение, сложение» .

Однако нельзя назвать композицией любой набор элементов, это «не простое размещение по соседству, но их согласование и примирение» . Синонимом этих понятий, вобравшим в себя все смысловые значения, является гармоничность, поэтому композицию можно назвать гармоничным соединением частей в единое целое. В данном смысле термин «композиция» трактуется широко и применяется в различных областях. Существуют не только литературная, музыкальная, архитектурная композиция, но и шахматная, цветочная, математическая и т.д. В более узком смысле, особенно в среде художников под композицией чаще всего имеют в виду произведение какого-либо вида искусства: живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Композицию считают основой всех видов искусства, это «важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому» . Однако степень разработанности проблемы композиции с научной точки зрения в различных видах искусства не одинакова. По мнению профессора Н.П. Бесчастнова теория композиции наибольшим образом разработана в поэзии и музыке, в изобразительном искусстве она находится «в стадии становления» . В 20 веке многие исследователи-теоретики и художники-практики обращались к проблеме композиции в пластических искусствах, рассматривая ее в разных аспектах. Большой вклад внесли В.А. Фаворский, Е.А. Кибрик, К.Ф. Юон, Н.Н. Волков, Е.В. Шорохов, Н.М.Сокольникова, О.Л. Голубева и др.

Исходя из этого, композицию можно определить как многозначное понятие, подразумевающее гармоничную цельность. В общем смысле понятие композиции относят к разным областям человеческой деятельности, в более узком смысле к конкретным произведениям искусства.

Точного научного определения композиции, которого бы придерживался каждый художник, нет. Поэтому, художники выявляют сущность композиции субъективно, которая на их взгляд является наиболее важной. Обратимся к некоторым из них.

Е.А. Кибрик: «Композиция - закономерно устроенный организм, все части которого находятся в неразрывной связи и взаимозависимости. Характер этой связи и взаимосвязи. Характер этой связи и взаимозависимости определяется идейным замыслом художника. Конструктивная идея, свойственная природе замысла, даёт практическую основу композиции».

В.А. Фаворский: «Одно из определений композиции будет следующее: стремление к композиционности в искусстве есть стремление цельно воспринимать, видеть и изображать разнопространственное и разновременное. Если так определить понятие композиции, то станет ясно, что она не есть придаток к изображению, не есть украшение, а есть основной момент изображения, по-разному проникающий в разные произведения, так как цельность может быть большая или меньшая, цельность может быть различного характера».

«К.Ф. Юон видит в композиции конструкцию, то есть распределение частей на плоскости, и структуру, которую образуют также плоскостные факторы».

Сложно полностью согласиться с одним и отбросить теорию другого. Возможно, каждый из них ставил разные задачи перед своей работой, вследствие чего и возник разный базис композиции.

С точки зрения структуры и конструкции композицию рассматривали Е.А. Кибрик и К.Ф. Юон. Именно на их определения композиции мы и будем опираться в нашей работе, так как нашей целью в практической части работы и будет являться выявление конструкции природного материала, а в последующем сложение и соотношение частей конструкции в единое гармоничное единство.

В композиции Е.А. Кибрик создает определенный конструктивный принцип, который является основой будущего произведения, способный объединить в одно целое все его детали, т. е. решает вопрос о неделимости композиции». То есть художник находил ядро- центр композиции и подчинял ему второстепенные элементы, тем самым гармонизируя композицию. Художник считал что, прежде всего, нужно найти идею, мотив композиции, прежде чем приступать к компоновке.

Так же воспользуемся понятием Советского энциклопедического словаря: « Композиция - построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому».

В пластических искусствах композицию принято определять как объединение частных элементов художественной формы в единое составляющее. Происходит это (объединение) с помощью правил композиции. Обратимся к ним.

Конспект лекционных занятий

объектов.

Контрольные вопросы:

1.Что такое композиция?

видах искусства?

различных исторических эпох?

архитектура?

Тема лекции 2 – Объективные свойства формы.

Работа архитектора над формой проектируемых объектов основывается

на композиционных приемах, которые, в свою очередь, базируются на

знании объективных свойств формы. К объективным свойствам формы

относятся: геометрический вид объекта, его величина, положение в

пространстве, цвет, фактура и текстура поверхности.

Каждый предмет естественного или искусственного происхождения

имеет свою геометрическую характеристику . Так, планеты, как правило,

имеют форму шара, солнце и полная луна смотрятся на небе в виде круга,

кристаллы поваренной соли представляют собой идеальный куб, пчелиные

соты – шестигранники, большинство зданий в городе тяготеет к форме

прямоугольной призмы и т.д. Иногда форма предметов складывается в

результате сочетания простых геометрических форм, вместе образующих

сложную геометрию (холмы и горы, кроны деревьев, тела людей и животных

Наряду с геометрическими характеристиками, предметы обладают

определенной величиной , измеряемой человеком с помощью условных

единиц на основе принятых метрических систем, – от микрочастиц до

галактик. Человек, как правило, привык и предпочитает иметь дело с

размерами, сопоставимыми с его собственными размерами, однако, это не

всегда от него зависит. Поэтому величина предметов также относится к

объективным, то есть не зависящим от нашего желания, свойствам формы.

Живя на Земле, мы привыкли определять свое состояние и состояние

предметов по отношению к вертикали и горизонтали, иначе говоря,

фиксировать их в пространстве. Деревья растут вертикально, человек стоит

вертикально по отношению к полу комнаты, или лежит горизонтально на

кровати во время отдыха. Поднимаясь по лестнице, мы чувствуем ее наклон

по отношению к горизонтали, как правило, равный углу в 30 градусов.

Аттракцион «Американские горки» имеет целую систему направляющих,

отношение к горизонтали которых постоянно меняется, заставляя кабинки

катиться то медленно, то с бешеной скоростью. Все это называется

объективным свойством формы «ориентация в пространстве» , то есть

способности формы занимать определенной положение в пространстве по

отношению к привычным ориентирам – вертикали, или горизонтали. Кроме

того, архитектор постоянно сталкивается с ориентацией зданий по странам

света по отношению к направлениям севера, юга, запада и востока, от

которых зависят условия освещенности комнат и их температурный режим.

Особое место в архитектурной композиции занимает цвет . С одной

стороны, он относится к объективным свойствам формы, а с другой –

является средством выявления и гармонизации формы. Объективность цвета

обусловлена физическими законами, поскольку – это наши зрительные

ощущения световых волн различной длины, отраженных от той или иной

поверхности, имеющую естественную или искусственную окраску.

Ощущения красного цвета, например, дает поверхность, поглощающая все

цвета спектра кроме красных тонов. Белый цвет образуется в результате

оптического смешения все цветов спектра и их отражения, черный – в

результате их поглощения.

Определенную роль в архитектурной композиции играют такие

объективные свойства формы как фактура и текстура . Фактура – это

свойство поверхности предметов быть на ощупь и зрительно шероховатыми,

матовыми или абсолютно гладкими. Обычно мы сталкиваемся с фактурой,

применяя облицовочные материалы в архитектуре зданий и сооружений, а

также мебель в интерьере помещений. В современной палитре отделочных

материалов широко используются природный камень, штукатурка, керамика,

дерево, стекло и металл. Они могут иметь различную фактуру, что обогащает

композицию архитектурных сооружений в дополнение к их геометрическому

виду, цвету и др. Текстура – это естественный рисунок полированной

поверхности камня или дерева, объективное свойство формы, также

расширяющее композиционные возможности ее выявления и гармонизации.

Основная литература: 1, 2, 3

Дополнительная литература: 8

Контрольные вопросы:

1. Перечислите объективные свойства формы

2. Что такое геометрическая характеристика формы?

3. Что является мерилом размеров архитектурных сооружений?

4. Что такое цвет с точек зрения физики и композиции?

5. Дайте определение фактуре и текстуре, приведите примеры из

архитектурной практики.

Формы человеком.

Объективные свойства формы воспринимаются человеком субъективно,

то есть индивидуально, в соответствии с его способностями к восприятию

внешнего мира благодаря органам чувств и сознанию. Известно, что человек

около 90% информации получает через органы зрения, однако наши глаза не

всегда точны в оценке увиденного, а наш мозг перерабатывает полученную

информацию не только на рациональном, но и эмоциональном уровне, что не

исключает ошибок и иллюзий при ее обработке.

Одни и те же объективные свойства формы могут восприниматься нами

в различных отношениях: тождества, контраста и нюанса . Тождество –

абсолютное равенство всех свойств формы. Так, можно поставить рядом два

куба с одинаковыми гранями, одинаково окрашенными, стоящими на одном

и том же основании параллельно друг другу, с одинаковой фактурой и

текстурой поверхности. Об этих телах можно сказать, что они тождественны

друг другу. Другой пример: те же кубы, если до этого они были оба

абсолютно белыми, то во втором случае один из них приобрел сероватый

оттенок. Про такие кубы можно сказать, что они почти тождественны друг

другу, но по цвету имеют нюансное отличие. Однако, если окрасить один из

кубов черным тоном, то по цвету такие тела будут контрастными. Контраста,

естественно, можно добиться и в геометрических характеристиках формы

(куб и шар), и в размерах (куб с сантиметровым и метровым основаниями) и

др. объективных свойствах формы.

Объективные свойства формы сами по себе не имеют никакого

значения, до тех пор, пока не становятся средствами архитектурной

композиции, не получат преломление через замысел архитектора и зрителя,

воспринимающего архитектурное произведение. Используя различного рода

геометрические формы определенных размеров, с определенной ориентацией

их в пространстве, имеющие ту или иную окраску, текстуру и фактуру,

архитектор должен учитывать особенности их зрительного восприятия

человеком. Человек видит мир в силу своих биологических и социально-

психологических механизмов восприятия, в основном через органы зрения.

Большую роль при этом играет наш мозг, который анализирует зрительные

образы и стимулирует ответную реакцию на увиденное в виде определенных

эмоций и мыслительной деятельности. При всех индивидуальных качествах

восприятия мира каждым человеком есть и общие закономерности

восприятия объективных свойств формы, характерные для всех людей. К ним

относятся: целостность, избирательность, иллюзорность, относительность

и ассоциативность.

Целостность – это свойство нашего зрения видеть предметы обобщенно,

в общей массе. Действительно, при первом взгляде на предмет или группу

предметов, здание или комплекс зданий, в особенности на расстоянии, мы

вначале видим их обобщенный контур, массу, цвет, и лишь затем начинаем

различать отдельные детали, как бы расчленяя целое на части. Поэтому так

важен силуэт здания, его основной цвет, рассчитанные на восприятие

издалека.

Избирательность – это, в некотором роде, обратное качество нашего

зрительного восприятия формы, связанное с тем, что при ближайшем

рассмотрении предмета мы акцентируем взгляд на наиболее

привлекательных взору деталях, имеющих неординарную конфигурацию,

величину, яркий цвет, выразительную фактуру. Отсюда – важность

детализации фасадов, их пластической насыщенности, без которых они

становятся скучными, неинтересными и невыразительными, а также

выделение наиболее значимых композиционных акцентов на общем фоне за

счет их необычной геометрии, размеров, цвета, фактуры и текстуры.

Иллюзорность – это свойство человеческого восприятия формы

принимать воображаемое за действительное за счет определенного

несовершенства нашего зрения и механизма обработки зрительных образов

мозгом. В определенных обстоятельствах при особых условиях освещения

или за счет окраски форма предметов может причудливым образом

деформироваться в нашем сознании и восприниматься в значительном

отличии от истинной. Определенную роль играет также свойство нашего

зрения, называемого иррадиацией, которое легко иллюстрируется

классическим примером. Так, совершенно одинаковые по размерам и силуэту

фигуры, но окрашенные в темные или светлые тона на контрастном фоне

будут восприниматься различно: черные на белом фоне – меньшими, белые

на черном фоне – большими по сравнению со своими истинными размерами.

Здания воспринимаются по-разному при ярком солнечном, рассеянном

дневном освещении в ясную и пасмурную погоду, в ночное время за счет

искусственной подсветки прожекторами.

Размеры предметов также могут иллюзорно отличаться от истинных в

зависимости от контекста. Двух-трехэтажный дом может казаться огромным

на фоне окружающей степи, и совершенно крошечным рядом с небоскребом.

Это свойство нашего восприятия называется относительностью.

Ассоциативность – это свойство восприятия формы человеком

привлекать к анализу зрительных образов его прежний опыт знакомства с

предметами и их деталями иногда из совершенно разных сфер

существования. Так, при взгляде на горы, мы иногда видим очертания

человеческих фигур, фигур знакомых нам животных. Отдельные здания

напоминают нам корабли, паруса, самолеты и т.д. Это свойство

человеческого восприятия формы зачастую активно используется

архитектором, намеренно формирующим ассоциативные образы зданий

сооружений.

Кроме перечисленных особенностей зрительного восприятия формы

человеком следует обратить внимание на то, что форма или совокупность

форм могут восприниматься как масса и пространство , быть зрительно

массивными или пространственными, а также восприниматься статичными

или динамичными, в статике или динамике .

Массивность – это зрительное ощущение преобладания массы,

пространственность – преобладание пространства при восприятии формы.

Статика – это зрительное ощущение неподвижности, устойчивости,

незыблемости формы. Динамика – зрительное __________ощущение изменчивости,

подвижности, неустойчивости.

Различная геометрия, ориентация в пространстве предметов определяет

их восприятие статичными или динамичными. Так, равносторонний

треугольник, поставленный на свое основание, воспринимается более

статично, чем круг. Но тот же треугольник, поставленный на вершину,

смотримся уже динамичным, неустойчивым даже по отношению к кругу.

Фигуры, имеющие одинаковую геометрию и размеры, цвет и фактуру,

но поставленные определенным образом рядом друг с другом и по-разному

ориентированные в пространстве, кажутся более или менее массивными или

пространственными, статичными или динамичными.

Основная литература: 1, 2 , 3, 4

Дополнительная литература: 5, 8

Контрольные вопросы:

1. В каких отношениях могут восприниматься нами объективные

свойства формы?

2. Дайте определение и характеристику перечисленным отношениям.

3. Приведите примеры относительности, избирательности,

иллюзорности и ассоциативности восприятия архитектурных сооружений.

4. Чем статика отличается от динамики в восприятии архитектурных

произведений?

5. В чем отличие массивности от пространственности при восприятии

архитектурных форм?

Поверхности.

Как нам уже известно, в архитектурной композиции различают три типа

форм – фронтальную, объемную и глубинно-пространственную. Каждая из

них имеет свои особенности выявления и гармонизации. Так, фронтальная

композиция, имеющая дело с двухмерной плоскостью, и проявляющаяся в

архитектуре в виде фасадов зданий, стен интерьеров, обладает некоторыми

особенностями восприятия, обусловливающими специфические подходы к

выявлению анализируемой поверхности. Например, плоскости могут

отличаться силуэтом, быть вогнутыми или выпуклыми. Если взять три

плоскости с разными силуэтами, конфигурацией, то они будут производить

разное впечатление. Возьмем прямоугольник, трапецию и треугольник. В то

время как прямоугольник сразу же воспринимается как плоскость, то ни о

трапеции, ни о треугольнике этого однозначно не скажешь: последние

создают иллюзию перспективного сокращения и претендуют скорее на

объемный образ, чем на плоский (те же сомнения появляются, если вершину

трапеции сделать в виде выпуклой арки, в таком случае создается иллюзия

усеченного конуса). Глядя на все три плоскости, нельзя также однозначно

сказать, являются ли они плоскостями в прямом смысле, то есть, не являются

ли выпуклыми или вогнутыми, в особенности при таком освещении, когда

светотень исчезает.

Есть несколько способов избежать этих иллюзий и получить

возможность однозначно судить о характере плоскости, заставить плоскость

быть плоскостью. Первый, связан с тем, что горизонтальные и вертикальные

линии, нарисованные на поверхности объема, при перспективном

сокращении также будут рассматриваться в перспективе, тогда как те же

линии на плоскости остаются параллельными. Поэтому, чтобы не

сомневаться в том, является ли изображение плоским или объемным, нужно

в рассматриваемых границах нарисовать сетку из горизонтальных и

вертикальных линий. В определенной степени это помогает и при

определении выпуклости или вогнутости плоскости, так как вертикальные

или горизонтальные линии, нарисованный на одинаковом расстоянии друг от

друга, на выпуклой или вогнутой поверхности будут следовать за формой

поверхности.

То же самое можно сказать и о членениях – вертикальных или

горизонтальных, членения однозначно позволяют судить о характере

фигуры – является ли она плоской или объемной, выпуклой или вогнутой. А

если членения выступающие, то они обязательно отбросят падающую тень,

которая как бы обрисует характер поверхности.

Все сказанное имеет практическое значение. Действительно, если мы

работаем над плоскостью фасада, и в силу композиционной задумки решили

сделать его силуэт в виде трапеции или треугольника, или придать вершине

фасада плавную кривую линию, то должны предпринять ряд мер, чтобы не

создавать иллюзии объема при восприятии плоскости. Сделать это можно,

прежде всего при помощи членений, используя необходимость создания

оконных проемов, пилястр, карнизов и др. элементов, имеющих

функциональное и эстетическое назначение.

Естественно, что членения помогут не только выявить плоскость, но и

гармонизировать ее с помощью достижения целостности,

пропорционирования и метроритмических закономерностей, а также

цветовой гармонии и акцентирования.

Основная литература: 1, 2 , 3

Дополнительная литература: 8

Контрольные вопросы:

1.Как силуэт плоской фигуры влияет на ее восприятие?

2.С помощью каких средств можно выявить характер плоскости?

3.Какую роль играют членения на плоскости?

4.Каким образом можно гармонизировать фасады зданий.

Формы.

Глубинно-пространственная композиция, имеющая определенные

отличия от других видов архитектурной композиции, имеет также свои

особенности выявления и гармонизации. Под выявлением пространства

понимается, прежде всего, подчеркивание основных направлений ее

развития, глубины пространства по горизонтали или вертикали (редко под

углом к горизонтали или вертикали). Действительно, возьмем экстерьерный

случай глубинно-пространственной композиции, например, улицу,

застроенную домами по обе стороны. Благодаря зрительному

перспективному сокращению улица будет казаться бесконечно длинной, а

если к тому же дома одинаковы по форме и деталям, то такая улица будет

смотреться маловыразительной, монотонной, скучной. Чтобы избежать

этого, архитектор прибегает к методу членения глубины пространства за счет

введения зрительных ориентиров – высотных домов, чередующихся с

домами средней этажности, акцентирует перекрестки домами с угловыми

башнями, организует на перекрестках площади с вертикально стоящими

монументами и т.д. Высотные ориентиры играют в данном случае роль

вертикальных членений пространства, горизонтальные же членения – окна

домов, карнизы, тяги – показывают направление развития пространства,

подчеркивают линии перспективного сужения.

В интерьере зданий глубина пространства также подчеркивается

членениями. Так, если зал имеет вытянутые пропорции, то прибегают к его

зрительному расчленению за счет конструктивных элементов – колонн,

пилястр, ригелей, а также расставляя перегородки и мебель таком образом,

чтобы организовать «подпространства» – отдельные функциональные зоны

такого зала. Большую роль также играют пол и потолок, они могут быть

расчленены с помощью разного рисунка, фактуры материала, люстр,

светильников.

Реальные членения можно заменить иллюзорными за счет цвета,

окрашивая отдельные зоны пространства разным цветом, цвет может также

подчеркивать реальные членения, усиливать воздействие на зрителя

отдельных акцентов, имеющих особую геометрию и размеры.

При выявлении глубины пространства большую роль играет приемы

контрастного сопоставления объективных свойств формы, а также

сопоставления массы и пространства. Например, в интерьере выставочного

зала экспозиция может быть собрана в искусственно созданных за счет

сборных перегородок круглых, квадратных, треугольных в плане павильонов,

отличающихся от формы основного зала. Возможно чередование по

размерам двухсветных и одноцветных павильонов. При этом большие

возможности дает применение цветовых и световых акцентов. Источники

естественного и искусственного освещения, направленные на узловые зоны

пространства, акцентируют внимание зрителя, расчленяют пространство,

делают его более выразительным.

Контраст массы и пространства также обладает значительным

потенциалом выявления глубины пространства. В современных зданиях это

достигается применением больших остекленных поверхностей стен,

потолков, устройством фонарей на кровлях, созданием атриумов и крытых

двориков.

Что касается гармонизации пространства, то она также осуществляется с

помощью уже известных нам приемов достижения целостности,

упорядоченности и соразмерности. Однако при этом нужно помнить, что в

глубинно-пространственной композиции, как и в объемной, вступают в силу

зрительные искажения и иллюзии, обусловленные двумя факторами –

зрительным перспективным искажением геометрии пространства и наличием

четвертого измерения – времени, которое обязывает учитывать стадии

восприятия глубинной формы человеком, его эмоционально-

психологическое состояние, возраст, национальные традиции,

профессиональные предпочтения и др.

Основная литература: 1, 2 , 3

Дополнительная литература: 6,8

Контрольные вопросы:

1. С помощью каких композиционных средств выявляется глубина

пространства?

2. Какую роль играют вертикальные и горизонтальные членения в

глубинно-пространственной композиции?

3. Значение контрастного сопоставления о.с.ф. в глубинно-

пространственной композиции.

4. Роль цвета и света в глубинно-пространственной композиции.

5. Особенности гармонизации пространства.

Формы.

Знание методов композиции еще не дает гарантии их умелого

использования на практике при создании реальных архитектурных объектов.

Здесь нужна определенная система, методика, которая позволила бы

архитектору применить свои знания с наибольшим эффектом. Такой

методикой является композиционное моделирование формы .

Суть данной методики заключается в том, что еще до начала собственно

проектирования, до насыщения объекта функциональным и конструктивным

акцент делается на форму, ее геометрические и иные характеристики.

Как известно, модель – это упрощенная, обобщенная абстракция,

отражающая суть реального объекта или процесса. В архитектуре издавна

применялись физические модели – макеты сооружений, выполненные их

глины, дерева, а позже – из пластика и бумаги. Макеты помогали и

архитекторам, и заказчикам яснее представить объемно-пространственные

характеристики зданий, не всегда очевидные в чертежах. Различают макеты

демонстрационные, выполненные с большой тщательностью, с большой

детализацией, достаточно масштабные, и рабочие макеты, как правило,

выполненные из бумаги, небольшого масштаба, без излишней детализации.

Такие рабочие макеты помогают архитектору проверить правильность его

проектной идеи, вносить необходимые изменения в проект до выполнения

рабочих чертежей.

Разновидностью рабочего макета является композиционная модель ,

выполняемая на самых ранних стадиях проектирования. В ней главный

акцент делается на геометрические характеристики будущего сооружения,

ориентацию в пространстве его частей и целого. По сути – это

композиционная идея сооружения, идея объемно-пространственной формы,

которая и является главной целью искусства архитектуры.

Композиционные модели играют большую роль, как в творчестве

зрелого архитектора, так и в профессиональной деятельности начинающего

свой творческий путь молодого специалиста. Особенно важно их применение

в учебном архитектурном проектировании на стадии обучения студентов

азам проектного творчества. Это легко проиллюстрировать на примере

первого самостоятельного проекта по учебной программе бакалавра

архитектуры – монумента, декоративной установки, любой малой

архитектурной формы. Обычно студентам очень трудно сделать первый шаг,

преодолеть барьеры, обусловленные отсутствием проектного опыта,

незнанием методологии проектирования. Однако, если они знакомы с

теорией архитектурной композиции, то можно упростить задачу, поставив

целью создать композиционную модель малой формы на основе модульных

элементов – кубиков, цилиндриков, треугольных призм, путем их

комбинации в пространстве, подобно созданию всевозможных «сооружений»

из детских кубиков. Задача в данном случае упрощается, и студенты

сравнительно легко осваивают работу над формой в данном ключе, создавая

достаточно интересные композиции из бумаги, пластилина, которые могут

быть положены в основу учебного проекта малой архитектурной формы.

После создания композиционной модели ее необходимо проверить на

проектную состоятельность, то есть, может ли она быть реализованной в

натуре, может ли найденная форма стать формой реального объекта. Для

этого макет переводится в чертежи в нужном масштабе, насыщаемые

необходимыми деталями. Чертежи фасадов графически оформляются с

добавлением антуража – деревьев, фигур людей, изображений окружающих

объект зданий, автомобилей и т.д., что позволяет проверить их жизненность,

«похожесть» на реальный архитектурный объект.

Описанный выше алгоритм работы с формой при проектировании

архитектурных сооружений работает не только для малых архитектурных

форм, но и для зданий любой сложности. Естественно, что при этом

используется не только прием комбинаторики модульных элементов, но и

ряд других композиционных приемов, отрабатываются геометрия формы, ее

пропорции, достижение целостности объема, соотношение массивных и

пространственных элементов.

Основная литература: 1, 2, 3, 4

Дополнительная литература: 9

Контрольные вопросы:

1. Что такое композиционная модель сооружения?

2. Какую роль играют рабочие и демонстрационные макеты в работе

архитектора?

3. Каков алгоритм создания и «проверки» композиционных моделей?

Конспект лекционных занятий

Тема лекции 1 – Общее понятие о композиции.

Композиция (от лат. сompositio – сочинение) представляет собой набор

профессиональных приемов и средств работы с художественной формой в

искусстве – литературной, живописной, графической, скульптурной,

архитектурной, музыкальной и др. Каждый вид искусства обладает

специфическими приемами и средствами, позволяющими профессионалам

достигать поставленных целей: создавать произведения, оказывающие

эмоционально-психологическое и эстетическое воздействие на зрителя,

слушателя, пользователя и т.д.

Архитектурная композиция также обладает специфическими

особенностями, обусловленными тем, что искусство архитектуры, в отличие

от других видов искусств, направлено на достижение не только

эстетического и эмоционально-психологического воздействия на человека,

но и на предоставление ему функционального комфорта и безопасности в

зданиях и сооружениях. Говоря словами римского теоретика архитектуры в

античную эпоху Витрувия, «Архитектура – это польза, прочность и красота».

Архитектор при применении методов композиции в процессе

проектирования обязан заботиться также о логике размещения помещений в

зданиях, их размерах, освещенности, тепло- и звукоизоляции,

конструктивной прочности зданий и сооружений, экономичности и других

вещах, оказывающих влияние на форму и пространство проектируемых

объектов.

Композиционными приемами в архитектуре человек начал пользоваться

еще в глубокой древности. Особого расцвета архитектура достигла в

Древнем Египте, Древней Греции и Риме. Анализ сохранившихся

памятников архитектуры того периода позволяет утверждать, что в основу

создания пирамид, храмовых комплексов, стадионов, цирков и других

сооружений были положены выверенные знания о пропорциях, ритме,

симметрии и других композиционных методах. В более поздние периоды

истории также придавалось большое значение композиционным приемам, о

чем свидетельствуют средневековые готические соборы, архитектурные

сооружения эпохи Возрождения, соборные мечети и медресе на Востоке,

выдающиеся сооружения Мезоамерики, Юго-Восточной Азии, соборы и

монастыри России, Грузии, Армении и др.

В архитектуре 20 века и в современном зодчестве теоретики и практики

архитектуры уделяли и уделяют должное внимание композиционным

приемам достижения выразительности и гармоничности зданий и

сооружений, городских ансамблей. Так, знаменитый архитектор прошлого

столетия Ле Корбюзье разработал систему Модулер, которая предлагала

стройную систему пропорционирования сооружений на основе модульных

соотношений, близких пропорциям самого человека. Московская

архитектурная школа (ВХУТЕМАС) еще в начале 20 века обобщила

методические принципы внедрения композиционных знаний в подготовку

архитекторов и проектную практику. В настоящее время композиционные

подходы к проектированию архитектурных сооружений усложнились и не

всегда очевидны, но также активно используются авторами, в особенности в

направлении сопоставления массы и пространства, статики и динамики,

зрительного тяготения масс, цвета и фактуры и т.д.

Основная литература: 1, 2

Дополнительная литература: 6, 8

Контрольные вопросы:

1.Что такое композиция?

2. В чем отличие архитектурной композиции от композиции в других

видах искусства?

3. Как использовались методы и средства композиции в архитектуре

различных исторических эпох?

4. Какие композиционные особенности заключает в себе современная

    Проблема соотношения изобразительного искусства (И. и.) и мифологии охватывает широкий круг вопросов, связанных как с генезисом И. и., так и с особенностями языка И. и. и способностью его адекватно передавать содержание мифологических текстов,… … Энциклопедия мифологии

    - … Википедия

    - «Вакх», Караваджо, 1593 1594. Уффици История итальянского искусства во многом во много предопределила историю искусства З … Википедия

    Изобразительное искусство и экспрессионизм - В изобразительном искусстве экспрессионизм оставил самый ранний по времени и самый заметный след, прежде всего, в Германии, где его признаки обнаруживаются в графике и живописи уже в середине первого десятилетия XX в. Об экспрессионизме до… … Энциклопедический словарь экспрессионизма

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И БИБЛИЯ. - Образы Свящ. ПИСАНИЯ занимают одно из центральных мест в И.и. тех народов, среди к–рых распространилась христ. вера. История библ. сюжетов в живописи (станковой и настенной), мозаике, *иконописи, пластике, витражах и книжной иллюстрации (см. ст.… … Библиологический словарь

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО - в школе, система уч. и внеуч. худож. деятельности учащихся; в узком смысле уч. предмет (до 1964 «Рисование»). И. и. важное звено в системе общего и эстетич. воспитания, один из видов и средств худож. образования школьников. Занятия И. и. призваны … Российская педагогическая энциклопедия

    Уругвай. Архитектура и изобразительное искусство - К. Цукки, Ф. Х. Гармендия. Театр «Солис» в Монтевидео. 1841—56. Боковые крылья — 1869—74, архитертор В. Рабю. Уругвай. Архитектура и изобразительное искусство Архитектура. Территория У. в течение длительного времени была мало… …

    XII. Архитектура и изобразительное искусство = Древнейший период … Большая советская энциклопедия

    Наука и культура. Архитектура и изобразительное искусство - Фрагмент стены крепости Саксауаман, близ Куско (Перу). XV в. Культура инков. Наука и культура. Архитектура и изобразительное искусство Архитектура. История архитектуры стран Латинской Америки расчленяется на 3 периода: древний (доиспанский),… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

    Сенегал. Архитектура и изобразительное искусство - Ж. Диоп «Родители». Двойная маска. Дерево. Дакар. Среди памятников средневековой культуры Сенегала могильники в виде невысоких круглых насыпей, мегалиты менгиры прямоугольного и круглого сечений, поставленные по кругу (XII XIV вв.; район Тамба… … Энциклопедический справочник «Африка»

Книги

  • Фаворский , Герчук Юрий Яковлевич. Книга станет "Путеводителем по Фаворскому", введением в художественный мир этого глубокого мастера станет эта книга. В издании не только описаны основные этапы и обстоятельства его жизни и…
  • Декоративная композиция. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности Изобразительное искусство , Логвиненко Г.М.. Учебное пособие знакомит с основными принципами организации декоративной композиции, свойствами цветов и вариантами создания цветовых гармоний, способами и приемами стилизации. Каждая глава…

лат. composito – составление, связывание) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОМПОЗИЦИЯ

от лат. composito – составление, связывание), построение художественного произведения, организация, структура формы произведения. Понятие «композиция» близко по значению понятию «структура художественного произведения», но под структурой произведения подразумеваются все его элементы в их взаимосвязи, в т. ч. и относящиеся к содержанию (сюжетные роли персонажей, соотнесенность героев между собой, авторская позиция, система мотивов, изображение движения времени и т. д.). Можно говорить об идейной или мотивной структуре произведения, но не об идейной или мотивной композиции. В лирических произведениях к композиции относятся последовательность строк и строф, принцип рифмовки (композиция рифмы, строфика), звуковые повторы и повторения выражений, строк или строф, контрасты (антитезы) между разными стихами или строфами. В драматургии композиция произведения состоит из последовательности сцен и актов, содержащихся в них реплик и монологов действующих лиц и авторских пояснений (ремарок). В повествовательных жанрах композиция – это изображение событий (сюжет) и внесюжетные элементы: описания обстановки действия (пейзаж – описания природы, интерьер – описание убранства помещения); описания внешности героев (портрет), их внутреннего мира (внутренние монологи, несобственно-прямая речь, обобщенное воспроизведение мыслей и т. д.), отступления от сюжетного повествования, в которых выражены мысли и чувства автора по поводу происходящего (так называемые авторские отступления).

Сюжет, свойственный драматическим и повествовательным жанрам, также обладает собственной композицией. Элементы композиции сюжета: экспозиция (изображение обстановки, в которой зарождается конфликт, представление персонажей); завязка (зарождение конфликта, исходная точка сюжета), развитие действия, кульминация (момент наивысшего обострения конфликта, сюжетный пик) и развязка (исчерпание конфликта, «окончание» сюжета). В некоторых произведениях также есть эпилог (рассказ о последующих судьбах героев). Отдельные элементы композиции сюжета могут повторяться. Так, в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» три кульминационных эпизода (взятие Белогорской крепости, Гринев в ставке Пугачева в Бердской слободе, встреча Маши Мироновой с Екатериной II), а в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» три развязки (ложная развязка – помолвка Хлестакова с дочерью Городничего, вторая развязка – приход почтмейстера с известием о том, кто такой Хлестаков на самом деле, третья развязка – приход жандарма с известием о приезде истинного ревизора).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Основой любого произведения искусства является композиция, придающая ему единство и цельность. У композиции свои законы, которые складываются в процессе художественной деятельности.

Речь идет о сюжетной композиции для художника, об отдельных приемах, с помощью которых достигается наибольшая выразительность картины. Остановимся на взаимоотношении двух понятий- сюжет и содержание. Под сюжетом надо понимать то, что непосредственно изобразил мастер в своем произведении. Сюжет, образно говоря, находится на поверхности айсберга, а содержание- его глубинная часть. Один и тот-же сюжет сотни людей воспринимают и толкуют по-разному, то-есть, создают свою версию содержания.

Безусловно, право выбора остается за художником, который средствами живописной композиции раскрывает перед зрителем всю многогранность содержания.

К наиболее распространенным композиционным приемам в живописи принадлежат ритмические построения. В таких работах все элементы произведения подчинены только ритму. Художник может задать четкий, жесткий ритм. В ней нет ни одной детали, которая- бы существовала вне стройной согласованности.

Рассмотрим несколько законов композиции.

1. Композиция, в переводе, означает составлять, сочинять, поэтому важным ее законом является целостность . Целостность выражается таким образом, что предметы на рисунке воспринимаются, как единое целое, ни одна из частей работы не кажется лишней, где нет хаотичности.

2. Важно определить в рисунке композиционный центр (смысловой центр), так, чтобы он привлекал внимание, выделял те объекты, которые подразумеваются, как главные, основные.

3. Контраст.

Контраст бывает следующих типов:

Цветовой контраст (светлый-темный). К примеру, цвета черный-белый, черный-красный, всегда будут контрастными, то есть выразительными, и всегда способны выделять главный замысел в рисунке.

Контраст величин (маленькое-большое). То есть большое на фоне маленького всегда будет более контрастным, чем, например, все предметы на рисунке, имели бы одинаковый размер.

Смысловой контраст. Например, когда даются сравнения между положительными и отрицательными героями

4. Статика - это стояние равновесия и покоя. Например, чем ниже к краю листа изображены предметы на рисунке, тем работа статичнее. И, чем симметричнее предметы на работе, тем она так же статична.

5. Динамика - это движение. Чем ассиметричнее расположены объекты на рисунке, тем композиция динамичнее.

Для того, чтобы рисунок смотрелся более выразительно, необходимо начать компоновать предметы на листе твердо-мягким карандашом, при этом, опираясь на знания перспективы, пропорций, теории цвета, главное, не перегружать работу.

Таким образом, мы рассмотрели, основные законы композиции.

Правила, приемы и средства композиции развиваются, обогащаясь творческой практикой новых поколений художников. Те правила и приемы, которые давали возможность художникам добиваться наилучших результатов в передаче явлений действительности, в создании художественного образа, приобретали значение для последующего развития изобразительного искусства.

Средствами композиции являются линия, штриховка (штрих), пятно (тональное и цветовое), линейная перспектива, светотень, воздушная и цветовая перспективы.

Можно выделить несколько "законов" композиции:

  • Закон целостности.
    Целостность как явление, объединяющее элементы, части в единое целое, проявляется везде в природе и обществе и выступает как диалектический закон. Благодаря соблюдению первого закона композиции — закона целостности — произведение искусства воспринимается как единое и неделимое целое.
    Сущность закона можно раскрыть, проанализировав основные его черты или свойства. Главная черта закона целостности — неделимость композиции означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей. Неделимость закладывается в композиции через нахождение художником так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения.
  • Закон контрастов.
    Закон контрастов — один из основных законов композиции. Термин «контраст» обозначает резкую разницу, противоположность сторон.
    Если не будет противоположностей, не будет контрастов, то не будет их борьбы и единства. Таким образом, без контрастов не может быть борьбы, а стало быть, и движения, изменения, развития. Значит, контрасты в глобальном значении этого понятия — это одно из главных, неотъемлемых условий зарождения, существования, развития материи, а значит, самой жизни.
    Поскольку действие контрастов проявляется в законах и природы, и общества, то, безусловно, и во всех областях общественного сознания. В искусстве (в том числе и изобразительном), как одной из форм общественного сознания, также находит свое отражение действие контрастов.
    Основными контрастами в изобразительном искусстве являются тоновой (светлотный) и цветовой природные контрасты. На их основе возникают и действуют другие виды контрастов — контрасты линий, форм, размеров, характеров, состояний, а также контрасты, связанные с идеями (контрасты идей, положений), контрасты в построении сюжета (контрасты в нахождении конструктивной идеи) и т. д.
  • контрасты являются законом композиции, они выражают собой борьбу противоположностей.
  • без контрастов нельзя создать не только произведения искусства, но даже простое. изображение. Без контрастов изображение сольется с фоном.
  • контрасты создают выразительность произведения искусства и поэтому выступают воздействующей силой композиции.
  • контрасты в композиции выступают как композиционная сила не только с точки зрения «механики» построения, т. е. построения композиции как какой-то структуры, но и с точки зрения творческого процесса создания художественных образов: большая часть творческого процесса создания художником произведения связана с обределением характера контрастов.
  • Закон подчинённости
    Закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу обязывает художника создавать свое произведельние цельным по замыслу и воздействию на зрителя. В работе над произведением художник через композицию выражает то, что его заинтересовало, увлекло, показывает свое отношение к изображаемому, его понимание, т. е. дает нравственную и эстетическую оценку. Таким образом, все, что изображает художник, в особенности по воображению, становится художественным явлением лишь тогда, когда оно одухотворено идейным замыслом, реализованным через композицию. В противном случае это будет ремесленное, фотографическое копирование объектов реальной действительности. Этот закон требует учета соотношения объемов, цвета, света, тона и формы, а также передачи ритма и пластики, движения или состояния относительного покоя, симметрии или асимметрии.
  • Закон воздействия
    Полностью закон формулируется как закон воздействия «рамы» на композицию изображения на плоскости.
  • предмет, изображенный на однородном поле близко к «раме», в результате привычки у зрителя к ощущению глубины картины (антиципации), вызванной наличием «рамы», воспринимается лежащим близко к плоскости «рамы» или даже частично слитым с ней;
  • предмет, расположенный не близко к «раме», и особенно в центральной зоне картины, воспринимается лежащим в глубине;
  • ровное плоское поле благодаря наличию «рамы» становится пространством, перспективно и метрически еще совершенно неопределенной.