Ф гой. Биография франсиско гойи

Гойя (Goya ) Франсиско Хосе де (1746-1828), испанский живописец, гравер. Свободолюбивое искусство Гойи отличается смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией, остротой характеристики, социально направленным гротеском: картоны для королевской шпалерной мастерской («Игра в жмурки», 1791), портреты («Семья короля Карла IV», 1800), росписи (в капелле церкви Сан Антонио де ла Флорида, 1798, Мадрид, в «Доме Глухого», 1820-23), графика (серии «Капричос», 1797-98, «Бедствия войны», 1810-20), картины («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» - обе ок. 1814).

Гойя Франсиско (полное имя Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусиентес, Goya y Lucientes) (30 марта 1746, Фуэндетодос, провинция Сарагоса - 16 апреля 1828, Бордо, Франция), испанский художник.

Творчество Гойи, современника Французской революции и национально-освободительной борьбы с , приходится на один из самых драматических периодов испанской истории.

Биография

Он происходил из семьи ремесленника-позолотчика. В 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса, в 1766 - в Мадриде у Ф. Байеу, на сестре которого, Хосефе, женился в 1773. В 1764 и 1766 безуспешно пытался поступить в Академию Сан-Фернандо в Мадриде. В 1770-71 посетил Италию; на конкурсе Пармской Академии получил 2-ю премию за картину «Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные им земли Италии». В 1771 вернулся в Сарагосу, где выполнил первые заказные работы, в том числе фрески одного из куполов собора Нуэстра Сеньора дель Пилар. С 1773 жил и работал в Мадриде. В 1780 был избран в Академию Сан Фернандо, с 1785 стал ее вице-директором, а с 1795 - директором ее живописного отделения. В 1786 был назначен придворным живописцем, с 1799 - «первый живописец короля». В годы реакции в 1824 эмигрировал в Бордо, посетил Париж, в 1826 и 1827 совершил краткие поездки в Мадрид. Писал портреты, картины на религиозные, мифологические, бытовые и исторические сюжеты, выполнял стенные росписи и картоны для шпалер, был мастером офорта, литографии, рисунка.

Ранний период. Панно и портреты 1780-х годов

Гойя сложился в крупного художника сравнительно поздно. Первый значительный успех ему принесли две серии (1776-91) многочисленных панно (картонов для ковров), созданных для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде. Эту декоративную в своей основе живопись, изображавшую уличные сценки, празднества, прогулки, игры городской молодежи, художник обогатил новыми композициями, укрупнением фигур, красочностью колористических находок, непосредственным ощущением национальной жизни, воспринятой им как бы изнутри («Завтрак на берегу Мансанареса», 1776; «Зонтик», 1777; «Маха и ее поклонники», 1777; «Слепой гитарист», 1778; «Продавец посуды»,1779; «Игра в пелоту», 1779; «Раненый каменщик», 1786; «Деревенская свадьба», 1787; «Майский праздник в долине Сан Исидоро», 1788; «Игра в жмурки», 1791, и многие другие - все в Прадо). С 1780-х годов Гойя становится известным портретистом, но его заказные работы еще во многом отражают зависимость от («Карл III на охоте», около 1782, Прадо), воздействие парадных приемов барокко («Премьер-министр граф Флоридабланка», 1783, банк Уркиху, Мадрид), отзвуки утонченного искусства рококо («Маркиза Анна Понтехос, около 1787, Национальная галерея, Вашингтон; «Семья герцога Осуна», 1787, Прадо).

Автопортрет
Портреты 1790-х - начала 1800-х годов. «Капричос»

В конце 1790-х - начале 1800-х годов художник, наделенный исключительной остротой восприятия личности, создает портреты своих друзей и единомышленников (художник Ф. Байеу, 1795; ученый, публицист, общественный деятель Х. М. Ховельянос, 1797; жена Хосефа - все в Прадо; доктор Пераль, 1796, Национальная галерея, Лондон; посол Французской республики Ф. Гиймарде, 1798, Лувр; поэт Л. Моратин, Академия Сан Фернандо, Мадрид). Пережитый им в конце 1790-х годов душевный кризис усугубляется потерей слуха в результате тяжелой болезни.

Обличительная сила его творчества находит воплощение в знаменитой графической серии «Капричос» (1798), включившей в Гойю в число крупнейших мастеров мирового графического искусства. В формах трагического гротеска он выступает против мира зла и мракобесия, фанатизма и невежества масс, нравственных пороков общества. В многослойную струну «Капричос» вплетены отзвуки политической карикатуры Французской революции, народного испанского лубка, демонология средневековья и сатирические традиции испанской литературы «золотого века». Реальные жизненные наблюдения сливаются с безудержной фантазией художника.

Не имеет аналогий в традиции парадных официальных изображений написанный с необычайной живописной свободой «Портрет королевской семьи» (закончен в 1801, Прадо), где особы королевского дома подобны выстроенной в ряд застывшей толпе, заполняющей полотно от края до края. Внутренние связи между участниками торжественного собрания не выявлены, их взгляды разобщены, жесты мало связаны, во всем господствует напряженность и взаимная неприязнь. Светлое жизнеутверждающее начало торжествует во фресковой росписи мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида (1798), представляющей собой новое слово в традиции монументально-декоративной живописи.

Портреты эпохи романтизма

В начале 19 в. в портретах Гойи проступают новые тенденции, близкие к художественным идеалам эпохи романтизма. Изображенные им люди отличаются энергией, уверенностью в своих силах, наделены ярко выраженными национальными чертами (портреты графа де Фернана Нуньеса, 1803, собрание герцогини де Фернан Нуньес, Мадрид; маркизы де Сан Адриана, 1804, Дворец провинциальной депутации, Памплона; Франсиско Хавьера Гойи, или «Юноша в сером», 1806, собственность наследников графини де Ноайль, Париж; Сабаса Гарсиа, около 1805, Национальная галерея, Вашингтон; актрисы Марии Росарио Фернандес, по прозвищу «Ла Тирана», 1802, Академия Сан Фернандо, Мадрид; актера Исидро Майкеса, 1807, Прадо; Хуана Антонио Льоренте, около 1810-11, Музей, Сан Паулу; Тибурсио Переса, 1820-е годы, Метрополитен-музей; единственное произведение мастера в российских собраниях - «Портрет актрисы Антонии Сарате», 1811, дар А. Хаммера, Эрмитаж). В отличие от тонко разработанной серебристо-серой гаммы портретов 1790-х годов живопись этого периода приобретает большую активность, насыщенность цветом, пластичность объемов. В картинах «Одетая маха» и «Обнаженная маха» (около 1802, Прадо) воплощен далекий от академических канонов, характерный для испанок тип чувственной женской красоты. Мировую известность получил живописный исторический диптих 1814, запечатлевший трагедию наполеоновского нашествия: «Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года» и «Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая» (Прадо). Страстный отклик на драматические события современности - серия офортов из 82 листов, известная под названием «Бедствия войны», данным ей Академией Сан Фернандо при издании в 1863.

Поздний период. Росписи «Кинта дель Сордо»

Позднее творчество Гойи совпадает с годами реакции после разгрома двух испанских революций. Стены загородного дома в Мадриде («Кинта дель Сордо» - «Дом глухого») он расписал маслом, создав 14 уникальных по мощному художественному воздействию панно, полных иносказаний, намеков, сложных ассоциаций (перенесенные на холст картины находятся в Прадо). В росписях господствует дьявольское, противоестественное начало, зловещее изображение возникает как в кошмарном сне, набор красок суров, скуп, почти монохромен - черное, белое, рыже-красноватое, охра; мазки размашисты и стремительны. Иногда в сознании художника, словно вспышка света, рождается образ мощной женщины с лицом, похожим на каменную маску, и с мечом в руке, возможно, олицетворение Возмездия, Справедливости или Свободы, иногда возникает картина полета таинственной пары к обстреливаемому из орудий городу-крепости на скале, возможно, символу спасения и героизма. Графическая параллель росписям Кинты - серия офортов «Диспаратес» («Пословицы», 1820-23) с еще более сложной и мрачной символикой. Однако даже в картинах позднего периода он сохраняет ощущение немеркнущей красоты жизни («Водоноска», 1810, Музей изобразительных искусств, Будапешт; «Похороны сардинки», около 1814, Академия Сан Фернандо, Мадрид; «Прогулка» или «Молодость», 1815, Музей изящных искусств, Лилль; «Кузнецы», Музей Фрик, Нью-Йорк; «Молочница из Бордо», 1828, Прадо), а в «Автопортрете с расстегнутым воротом» (1815, Прадо, Академия Сан Фернандо, Мадрид) предстает полным творческой воли. С именем Гойи связано становление искусства Нового времени, его творчество оказало огромное воздействие на мировую культуру 19-20 веков не только в живописи и графике, но и в литературе, драматургии, театре и кино.

Талант позволил принимать участие в конкурсах, организовываемых Академией художеств Мадрида.
Представляя свои работы, юноша надеется на учебу в Королевской Академии искусств, что в Сан-Фернандо.
К сожалению, картина не прошла отбора. И Гойя решил отправиться учиться и работать в Италию. Добравшись до Рима, художник изучает полотна великих итальянских мастеров. Но авантюрная натура и здесь дает о себе знать. Молодой человек решил похитить свою возлюбленную, которая находилась в женском монастыре, но был пойман прямо на месте преступления. Поэтому ему пришлось спешно бежать из Рима.

Становление

В 1771 году написана картина на тему античной истории, которая была удостоена премии Академии художеств Пармы. Вскоре Гойя снова переселяется в Сарагосу, где большую часть времени работает над фресками бокового нефа Нуэстра Сеньора дель Пилар. Тогда, в 1771-1772 годах, он оттачивал технику позднего итальянского барокко.
Амбициозный художник в 1773 году направляется в Мадрид, где обосновывается у своего приятеля Франсиско Байеу, занимавшего на тот момент должность придворного художника у королевы Марии Луизы и короля Карла IV. Гойя работает преимущественно в мастерской Байеу. Друг знакомит художника с сестрой Хосефой. Впечатлительный Гойя влюбился и соблазнил красавицу. В 1775 году ему пришлось на ней жениться, потому что дама сердца была уже на пятом месяце беременности. У пары вскоре родился сын Эусебио, который прожил совсем недолго.
Хосефа родила Гойе пятерых детей, хотя некоторые источники сообщают, что их было больше. К сожалению, дожил до взрослого возраста лишь один сын — Франсиско Хавьер Педро, он пошел по стопам отца, хотя и не достиг такой славы, но все же стал художником.
Авантюрный гений быстро пресытился супругой, и как только попал в окружение придворных аристократок, перестал ею интересоваться. За всю жизнь он написал всего один портрет супруги.

Известность

В 1780 году художнику удалось добиться приема при дворе. Благодаря удачному портрету короля Карла III и картине «Распятие» Гойю приняли в Королевскую академию. В 1785 году он стал вице-директором, в 1795 — директором отделения живописи.
В 1786 году достигнута долгожданная должность придворного художника, которая сохранилась за мастером даже после смерти в 1799 году Карла III. Карл IV оставил за Гойей это место.
В 1791 году происходит судьбоносное знакомство художника с герцогиней Альба. Она на долгие годы становится его покровительницей и музой.
В 1792-1793 годах Гойя серьезно болеет. Эта болезнь забирает у художника слух. В процессе выздоровления началась работа над офортами Капричос, которая была завершена только в 1799 году. Вся серия была сатирической, обнажала недостатки социальных, политических и религиозных порядков.
В 1796 году умирает герцог Альба, покровитель и супруг музы художника. Гойя сопровождает возлюбленную в Андалусию, где она оплакивает потерю мужа. Приблизительно в это время появляется знаменитая картина «Маха обнаженная», датируемая 1797 годом.
Карл IV в 1798 году дал задание придворному художнику — роспись купола в церкви Сан Антонио де ла Флорида, находящейся за городом.
В 1802 году создана «Маха одетая», которую можно увидеть в Прадо. В этом же году герцогиня Альба умерла и завещала сыну возлюбленного Хавьеру Гойе ренту в 3500 реалов ежегодно. В память о музе художник пишет в 1816 году «Маху на балконе».

Поздние годы


В 1808 году Гойя стал свидетелем оккупации Испании наполеоновскими войсками, а также наблюдал восстание в Мадриде и репрессии, которые за этим последовали. Война запечатлена на двух знаменитых полотнах, написанных в 1814 году: «Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» и «Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года». Картины выставлены в музее Прадо.
Когда сын женился и стал жить с супругой отдельно, пожилой Гойя остался в одиночестве. Несколько тяжелых для себя лет он жил в «Кинта дель Сордо» — «Доме глухого» за городом. В период с 1820 по 1823 год художник расписывал стены маслом. Сегодня эти росписи можно увидеть в Прадо.
Одиночество закончилось вместе со знакомством с Леокадией де Вейс. Из-за художника она разводится с супругом-предпринимателем Исидро Вейсом. От Гойи Леокадия родила дочь Росариту.
Чтобы избежать преследования нового испанского правительства, семья художника в 1824 году переезжает во Францию. Там Гойя жил до кончины 16 апреля 1828 года.
Здесь в Бордо он осваивает литографию, пишет портреты новых друзей-эмигрантов. Особенно известны из французского периода серия 1826 года «Бордосские быки» и полотно «Молочница из Бордо», написанное в 1827-1828 годах. Влияние Франсиско Хосе де Гойи на европейское художественное искусство невозможно переоценить.

Введение

Франси́ско Хосе́ де Го́йя-и-Лусье́нтес (исп. Francisco José de Goya y Lucientes ; 30 марта 1746(17460330), Фуэндетодос, близ Сарагосы - 16 апреля 1828, Бордо) - испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма.

1. Биография и творчество

В 1746 году в семье мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина родился сын. В 1760 году семья переезжает в Сарагосу и здесь юноша был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Через несколько лет, замешанный в драке, он вынужден бежать из Сарагосы. В 1766 году Гойя попадает в Мадрид. Здесь он знакомится с работами придворных художников, совершенствует своё мастерство и даже участвует в конкурсах мадридской Академии художеств, надеясь быть принятым в Королевскую Академию изящных искусств Сан Фернандо. Его картина была отвергнута, и он отправился в Италию. Оказывается в Риме, где знакомится с живописью итальянских мастеров. Однако, являясь натурой авантюрной, вновь попадает в неприятную историю: ночью пробирается в женский монастырь, чтобы похитить возлюбленную; застигнутый на месте преступления, он вынужден покинуть Рим.

В 1771 году, получив вторую премию пармской Академии художеств за картину на тему из античной истории, возвращается в Сарагосу, где работает над фресками в традициях позднего итальянского барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771-1772).

Около 1773 года Гойя обосновался в Мадриде у своего друга Франсиско Байеу, и работал у него в мастерской. Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы. Франсиско познакомил Гойю со своей сестрой Хосефой, от которой тот был в восторге и вскоре соблазнил ее. В 1775 году Гойе пришлось жениться на ней, когда она была на пятом месяце беременности. Через четыре месяца родился мальчик, которого назвали Эусебио, он прожил недолго и вскоре умер. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей, из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер - Франсиско Хавьер Педро - который стал художником. Как только Гойе стали доступны встречи с придворными аристократками, Хосефа была тут же им практически забыта. Гойя написал только один ее портрет.

По протекции Байеу Гойя выполнил для Королевской шпалерной мануфактуры в 1776-1780 45 панно, которые служили образцами (картонами) для гобеленов и получил постоянную работу на фабрике. Эти работы принесли Гойе известность. В 1780 Гойя был принят при дворе и написал портрет короля, картину в академическом стиле «Распятие» и стал членом Королевской Академии (с 1785 вице-директор, а с 1795 - директор её живописного отделения), а в 1786 был назначен придворным живописцем; после смерти Карла III стал придворным художником Карла IV и с 1799 его первым живописцем.

В 1791 Гойя познакомился с герцогиней Альба, которая стала его возлюбленной и покровительницей. Он начинает ухаживать за ней. Но в 1792-93 гг. его настигает болезнь, в результате которой теряет слух. Во время выздоровления в 1792 Гойя начал работать над своей первой большой серией офортов Капричос (закончена к 1799) - сатирой на политические, социальные и религиозные порядки. В 1798 Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида.

В 1796 году муж герцогини скончался, она едет оплакивать эту потерю в свое поместье в Андалусию, и берёт Гойю с собой. Он писал ее портреты много раз; два самых знаменитых из них - «Маха обнажённая» (ок. 1797) и «Маха одетая» (ок. 1802, Прадо). После ее смерти создает «Маху на балконе» (около 1816, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Герцогиня Альба скончалась в 1802 году. Она завещала выдавать ежегодно 3500 реалов из оставшегося после нее состояния Хавьеру Гойе, сыну художника.

В 1808 году Испания была оккупирована Наполеоном. Гойя стал свидетелем восстания против наполеоновских войск в Мадриде и последовавших репрессий. После того как Испания была освобождена, он запечатлел эти события в двух знаменитых полотнах: «Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года» и «Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе ок. 1814, Мадрид, Прадо).

Его сын женился на дочери богатого купца и стал жить отдельно. Гойя остался совсем один. В эти чрезвычайно тяжёлые для Гойя годы, он жил в одиночестве в загородном доме «Кинта дель Сордо» (то есть «Дом Глухого» ), стены которого расписал маслом (1820-1823, росписи находятся сейчас в Прадо).

Он знакомится с Леокадией де Вейс, женой предпринимателя Исидро Вейса, которая затем разводится с мужем. У нее родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где провёл свои последние четыре года жизни. В изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии и делает серию, посвящённую бою быков: «Бордоские быки» , 1826 и картину «Молочница из Бордо» (1827-1828). К этому времени влияние Гойи на художественную культуру начинает приобретать общеевропейское значение.

В честь Гойи назван кратер на Меркурии.

2. Произведения

Насыщенные по цвету и непринуждённые по композиции сцены повседневной жизни и праздничных народных развлечений (все - в Прадо, Мадрид):

    «Зонтик» , 1777;

    «Продавец посуды» и «Мадридский рынок» , 1778;

    «Игра в пелоту» , 1779;

    «Молодой бык» , 1780;

    «Раненый каменщик» , 1786;

    «Игра в жмурки» , 1791.

С начала 1780-х годов Гойя получает известность и как портретист:

    Портрет графа Флоридабланка ,1782-83 (банк Уркихо, Мадрид)

    «Семья герцога Осуна» , 1787, (Прадо);

    Портрет маркизы А. Понтехос , около 1787 (Национальная галерея искусства, Вашингтон);

    Сеньора Бермудес (Музей изобразительных искусств, Будапешт);

    Ф. Байеу (Прадо), Доктор Пераль (Национальная галерея, Лондон) оба 1796 г. ;

    Ф. Гиймарде , 1798 (Лувр, Париж),

    «Ла Тирана» , 1799 (АХ, Мадрид);

    «Семья короля Карла IV» 1800 (Прадо);

    Ф. Саваса Гарсп , около 1805 (Национальная галерея искусства, Вашингтон);

    И. Ковос де Порсель , около 1806 (Национальная галерея, Лондон);

    портрет Т. Переса , (1820 (Метрополитен-музей);

    П. де Молина , 1828 (собрание О. Рейнхарта, Винтертур).

Характер его искусства резко меняется с началом 1790-х годов перед событиями Великой французской революции. Жизнеутверждение в творчестве Гойя сменяется глубокой неудовлетворённостью, праздничная звучность и утончённость светлых оттенков - резкими столкновениями тёмного и светлого, увлечение Тьеполо - освоением традиций Веласкеса, Эль Греко, а позже Рембрандта.

В его живописи всё чаще царят трагизм и мрак, поглощающий фигуры, графика становится резкой: стремительность перового рисунка, царапающий штрих иглы в офорте, светотеневые эффекты акватинты. Близость с испанскими просветителями (Г. М. Ховельяносом-и-Рамиресом, М. Х. Кинтаной) обостряет неприязнь Гойя к феодально-клерикальной Испании. Среди известных произведений того времени - Сон разума рождает чудовищ.

Картины, посвященные освобождению Испании

Автопортрет (1815, Прадо) - см. вверху.

2.1. Серии офортов

    «Капричос» ,1797-1798 - творение на 80 листax с комментариями, которое раскрывает уродство моральных, политических и духовных основ испанского «старого порядка»;

    «Тавромахия» , 1815 - изданы в 1816 в Мадриде;

    «Бедствия войны» , 1810-1820 - 82 листа, изданы в 1863 в Мадриде), исполненные большей частью в период народно-освободительных войн против наполеоновского нашествия и первой испанской революции (1808-1814);

    «Диспаратес» («Причуды» ), 1820-1823 - 22 листа, изданы в 1863 в Мадриде под названием «Los Proverbios» («Притчи» , «Пословицы» ) .

Основная масса уникальных медных пластин, выгравированных Гойей, сохраняется в Королевской Академии Изобразительных Искусств Сан-Фернандо (укр.) в Мадриде. При жизни художника его офорты не были широко известны. «Бедствия войны» и «Пословицы» были впервые изданы Академией Сан-Фернандо лишь в 1863 году, спустя 35 лет после его смерти.

3. Фильмы о Гойе

    «Обнажённая Маха» (The Naked Maja ), 1958 год, производство США - Италия - Франция. Режиссёр Генри Костер; в роли Гойи - Энтони Франчоза.

    «Гойя, или Тяжкий путь познания», 1971 год, производство СССР - ГДР - Болгария - Югославия. По одноимённому роману Лиона Фейхтвангера. Режиссёр Конрад Вольф; в роли Гойи - Донатас Банионис.

    «Гойя в Бордо» (Goya en Burdeos ), 1999 год, производство Италия - Испания. Режиссёр Карлос Саура; в роли Гойи - Франсиско Рабаль.

    «Обнажённая Маха» (Volaverunt ), 1999 год, производство Франция - Испания. Режиссёр Бигас Луна; в роли Гойи - Хорхе Перугоррия.

    «Призраки Гойи», 2006 год, производство Испания - США. Режиссёр Милош Форман; в роли Гойи - Стеллан Скарсгорд.

Список литературы:

    «Диспаратес»

    Королевская Академия Изобразительных Искусств Сан Фернандо; Королевская Академия Изящных Искусств Сан Фернандо


Универсальное творчество Франсиско Гойя

Self portrait
Autorretrato
1783
Галерея: Musée Agen, France


Диапазон мастерства Франсиско Гойи огромен – как по тематике (он рисовал портреты, жанровые и батальные сцены), так и по использованным техническим приемам. По словам испанского философа и публициста Хосе Ортеги-и-Гассета, художник «обращался ко всем возможным темам – религиозным и светским, дьявольским и фантасмагорическим.




Portrait of Maria Teresa de Vallabriga on horseback
Retrato de María Teresa de Vallabriga a caballo
1783


Гойя не обошел стороной ни один жанр, будь то религиозно-культовая живопись, аллегория, композиция в перспективе, сатирическая гравюра или карикатура.

Не в этом ли универсальном, всеохватывающем характере творчества Гойи кроется одна из причин того, что ни один из искусствоведов не смог определить органической целостности всего искусства художника?».



Wife of Juan Agustín Ceán Bermúdez
Esposa de Juan Agustín Ceán Bermúdez
c.1785


Франсиско Гойя родился 30 марта 1746 года в небольшой деревне Фуэнтетодос, в Испании. Первые навыки рисования он приобрел в мастерской Хосе Лусана, который придерживался академических канонов в живописи. После нескольких неудачных попыток продолжить образование в Академии Изящных Искусств в Мадриде, примерно с 1769 по 1771 год он путешествовал по Италии.




St. Gregory the Great
San Gregorio el Grande
1797


Во время этого путешествия он получил вторую премию на конкурсе живописи, организованном Академией Искусств города Пармы. Вернувшись на родину, художник выполнил фрески для бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар в Сарагосе, отмеченные сильным влиянием итальянского барокко. В 1773 году он приехал в Мадрид, и в последующие годы выполнил около 60 картонов для ковров, выпускаемых королевской мануфактурой.



Duke of Alba
Duque de Alba
1795


Насыщенные по цвету и простые по композиции, они изображали людей, занятых повседневными делами. Среди этих работ особо выделяются - «Зонтик», «Игра в пелоту», «Игра в жмурки». Работа Гойи над этими картонами стала одним из самых плодотворных этапов в начале карьеры художника в Мадриде.

Известность пришла к нему в начале 1780-х годов благодаря портретам, написанным в изысканной цветовой гамме, создающей легкую дымку («Семья герцога Осуна», «Портрет Исабель Кобос де Порсель»). Гойя брался за портреты в том числе и для того, чтобы заработать себе на жизнь.




Portrait of Ferdinand Guillemardet
Retrato de Fernando Guillemardet
1798


Так, в 1783 году он написал «Портрет графа Флоридабланка», а на следующий год – «Проповедь Святого Бернарда Сиенского».

В 1780 году Франсиско Гойя стал членом мадридской Академии художеств, в 1785 - вице-директором, в 1795 году - директором ее живописного отделения. В 1786 году он получил звание придворного живописца, что обеспечило ему значительное ежегодное жалование и позволило писать не только портреты на заказ, но и работать над собственными художественными проектами, к которым относится, например, картина «Ярмарка на лугу Сан-Исидро».

Произведениям Гойи, созданным в 1786-1792 годах свойственны жемчужные переливы, отголоски французского рококо. На протяжении шести лет художнику удалось добиться творческого и общественного признания. В 1789 году король Карл IV назначил его на должность главного придворного живописца. В это время Гойя создает картоны «Игра в жмурки» и «Сельская свадьба».



Portrait of Don Francisco de Borja Tellez Giron
Retrato de Don Francisco de Borja Téllez Girón
c.1816


В 1792 году художника постигло несчастье, которое отразилось на его творчестве. Во время поездки в город Кадис художник тяжело заболел и навсегда потерял слух. От этого удара судьбы он не смог полностью оправиться до конца жизни. Как считают многие критики, после болезни творчество художника обрело свой собственный неподражаемый стиль, характерной чертой которого стало глубоко пессимистическое видение мира.

Из письма Франсиско Гойи к его другу, писателю и дипломату Бернардо де Ириарте, от 4 января 1794 года:

«Чтобы занять воображение, мучимое думами о моих бедах… я написал серию небольших картин, в которых смог отразить то, что обычно не находит места в работах, сделанных на заказ, где нет простора капризам и выдумке».

К этому периоду творчества Гойи относятся картины «Сумасшедший дом», «Похороны сардинки», «Коррида», «Процессия самобичующихся» и другие.

В 1798 году художником были созданы великолепные фрески храма Сан-Антонио де ла Флорида, а затем – знаменитая серия офортов «Капричос». В 1801 году Гойя завершил один из самых известных своих шедевров – картину «Семья короля Карла IV». В творчестве художника нашла отражение и война за независимости Испании от наполеоновской Франции.




The Quail Shoot
La caza de la codorniz o La partida de caza
1775


Он написал серию офортов «Ужасы войны» и картины «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде: битва с мамелюками» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года а Мадриде, на холме Принсипе Пио». В 1817-1819 годах Гойя работал над своим «Автопортретом», ставшим впоследствии знаменитым. В чертах своего лица художник отобразил следы драматических событий прожитой жизни. Он добился особой экспрессивности посредством контраста света, падающего на лицо, и затемненного фона картины.




The Fight at the Venta Nueva
La lucha en la Venta Nueva
1777


В 1823 году, после свержения конституционного строя в Испании, либерал Гойя был вынужден уехать сначала в Париж, а затем в Бордо. Там он продолжил создавать картины и гравюры – серия «Бордосские быки». Последними работами мастера стали «Молочница из Бордо» и «Портрет Хосе Пио де Молина», который он так и не успел завершить. Франсиско Гойя умер в ночь с 15 на 16 апреля 1828 года.

По материалам «Энциклопедии мировой живописи» (М.: Олма-Пресс, 2001. – С. 83-85) и книги «Музей Прадо. Испанская живопись» (Editorial Escudo de Oro, S. A. – C. 84-111).

Tvkultura.ru 30.03.06




The Swing
El columpio
1779



They Sing for the Composer
Cantan para el compositor
Жанр: каприччо


Even so he cannot make her out
Ni asi la distingue
Жанр: каприччо



Mariana Waldstein, Ninth Marquesa de Santa Cruz
Mariana Waldstein, marquesa de Santa Cruz Novena

Франсиско де Гойя-и-Лусиентес - великий испанский художник, член Академии и придворный живописец. В его творчестве были черты и классицизма, и романтизма, но этого художника нельзя было отнести к какому-нибудь стилю полностью, настолько его картины были не похожи ни на чьи другие. Он начинал в стиле рококо, а в позднейших работах достиг беспощадной правдивости, создавал фантастические образы потрясающей силы.

Гойя родился в Сарагосе, в семье позолотчика алтарей. Мать была дочерью бедного идальго из тех, кто, как писал Сервантес, "имеет родовое копье, древний щит, тощую клячу и борзую собаку". Юноша начал учиться живописи в родном городе. Здесь он дружил с семейством Байеу, старший брат которых стал учителем Гойи уже в Мадриде, куда переехал и Гойя.

В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале. Тогда же он возвращается в Сарагосу, и начинается его профессиональный творческий путь. Гойя развивается медленно, его яркая индивидуальность полностью проявила себя только к сорока годам. В Сарагосе мастер расписывает одну из церквей фресками, в которых было видно влияние Тьеполо. В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид. Здесь он получает большой заказ на картины для шпалер и работал над ними до 1791 года, выполнив 43 заказа. В свои композиции он включал жизнь улицы, игры в празднества, драки перед деревенским трактиром, фигуры нищих, разбойников и конечно самые разные женские образы.

В эти же годы Гойя начинает заниматься графикой и в гравюре выбирает технику офорта.

В 70-80-е годы художник активно занимался и живописным портретом. Гойя не стремился приукрасить модель, какую бы ступень в обществе она ни занимала. Иногда он даже подчеркивал некоторые черты в портрете, совсем не украшающие его. Но делал это Гойя совсем необидно, потому что он всегда находил и запечатлевал в образе какуя-то наиболее яркую, индивидуальную изюминку, делающую образ интересным.

Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия. Ему покровительствовал дон Мануэль, герцог Алькудиа, фаворит королевы, первый министр Испании. Его любили женщины, и он имел постоянную любовницу. Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах. В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон.

У Гойи было много детей, он по-своему любил и очень уважал свою жену Хосефу. Однако самой большой его страстью, огромной любовью стала связь с одной из самых удивительных, самых непредсказуемых, ни на кого не похожих женщин - с герцогиней Каэтаной Альба из старинного рода знаменитых Альба, мужем которой был маркиз де Вильябранка. Гойя много раз писал донью Каэтану, особенно в образе махи, девушки из народа.

В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф.Байе). В них и интеллект, и испанский характер, и индивидуальность личности. Потрясает откровенностью характеристик групповой портрет королевской семьи Карла IV и Марии Луизы. Соперником лучших мастеров венецианского Возрождения выступает Гойя в своих знаменитых "Махах" - портретах Каэтаны Альба. В них он нанес удар академической школе. Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны.

В середине 90-х годов обостряется давняя болезнь Гойи, последствием которой становится глухота. Постигшее его несчастье заставило по-новому посмотреть на многие события в стране. В отличии от других европейских стран, в Испании еще процветает инквизиция. И очень тяжелые отношения с Францией. Все это не могло не наложить отпечаток на творчество художника: картины, полные карнавального веселья ("Игра в жмурки", "Карнавал"), сменяются такими, как "Трибунал инквизиции", "Дом сумасшедших", офорты "Капричос".

Вторжение французов в Испанию, борьба испанцев с французской армией, борьба, в которой маленький народ проявил большое мужество - все эти события нашли отражение в творчестве Гойи ("Восстание 2 мая", "Расстрел 3 мая в Мадриде").

В 1814 г. Фердинанд VII вернулся в Испанию. Начался период реакции. Многие были брошены в тюрьму. Гойя был совершенно один. Умерла его жена. Его друзья или умерли, или были изгнаны из Испании. Многие портреты этих лет были отмечены чертами подлинного трагизма. Художник живет одиноко, замкнуто, в доме, который соседи называли "дом глухого". Его живопись порой понятна только ему самому. Живопись темная, оливково-серых и черных тонов, с пятнами белого, желтого, красного.

В 1821 - 1823 годах произошло восстание испанцев против реакции, которое было разгромлено войсками. Поскольку Гойя поддерживал повстанцев, король так высказался о нем:"Этот достоин петли".

В 1824 году жизнь художника становится невыносимой, и он под предлогом лечения уезжает во Францию. Здесь он находит друзей. Здесь он пишет свои последние прекрасные произведения ("Молочница из Бордо" и пр.).

В 1826 году Гойя ненадолго приезжает в Мадрид, где его принимают благосклонно:"Он слишком знаменит, чтобы ему вредить, и слишком стар, чтобы его бояться".

Гойя умер в Бордо в 1828 году. В конце века останки его были перевезены на родину.

Франсиско Байеу был шурином Гойи. Он тоже был художником, у которого начинал учиться молодой Гойя и который всю жизнь убеждал его писать по классическим канонам живописи, которым следовал сам. Байеу не понимал строптивого Гойю, поскольку тот всегда хотел писать так, как он сам себе представляет свою живопись. На этой почве между ними происходили постоянные трения, причем часто брата поддерживала Хосефа, жена Гойи. И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру. Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. Среди этих картин был автопортрет Байеу. И тогда Гойя предложил дописать его.

Гойя работал с чувством ответственности и мало что изменял в уже сделанном. Только чуть угрюмее стали брови, чуть глубже и утомленнее легли складки от носа ко рту, чуть упрямее выдвинулся подбородок, чуть брезгливее опустились углы рта. Он вкладывал в свою работу и ненависть и любовь, но они не затуманили холодный, смелый, неподкупный глаз художника.

В конце концов получился портрет неприветливого, болезненного, пожилого господина, бившегося всю свою жизнь, уставшего, наконец, и от высокого своего положения и от вечных трудов, но слишком добросовестного, чтобы позволить себе отдохнуть.

И все же с подрамника смотрел представительный мужчина, который требовал от жизни больше, чем ему требовалось, а от себя - больше, чем сам мог дать. Но вся картина напоена была серебристо-радостным сиянием, которое давал недавно найденный Гойей мерцающий светло-серый тон. И разлитая по всей картине серебристая легкость властно подчеркивает жесткость лица и педантичную трезвость руки, держащей кисть.

Изображенный на портрете человек был малопривлекателен, зато тем привлекательнее был сам портрет.

На холсте изображена жена друга Гойи, Мигеля Бермудеса - Лусия Бермудес. Это очень красивая женщина. В ее насмешливом лице было что-то загадочное, точно скрытое маской. Далеко расставленные глаза под высокими бровями, крупный рот с тонкой верхней и пухлой нижней губой плотно сжат. Дама позировала художнику уже три раза, но портрет, по мысли художника, никак не удавался. Никак он не мог зацепить то неуловимое, что делает портрет живым и неповторимым.

Однажды Гойя увидел Лусию в гостях. На ней было светлое, с желтым оттенком платье с белыми кружевами. И он сразу захотел написать ее, представив в серебристом сиянии, увидев в ней то неуловимо смущающее, бездонное, то самое важное, что было в ней. И вот он написал ее. И все было как надо - и лицо, и тело, и поза, и платье, и фон - все было правильно. И однако это было ничто, не хватало самого главного - оттенка, пустяка, но то, чего не хватало, решало все. Прошло уже много времени, и художник уже отчаялся найти это необходимое.

И вдруг он вспомнил ее такой, какой увидел первый раз. Вдруг он понял, как передать эту мерцающую, переливчатую, струящуюся серебристо-серую гамму, которая открылась ему тогда. Дело не в фоне, не в белом кружеве на желтом платье. Вот эту линию надо смягчить, вот эту тоже, чтобы заиграли и тон тела и свет, который идет от руки, от лица. Пустяк, но в этом пустяке все. Вот теперь все выходило так, как надо.

Портретом восхищались все, очень понравился он мужу, Мигелю. Но больше всех, кажется, он понравился самой донье Лусии.

Эту картину художнику никто не заказывал, он написал ее для собственного удовольствия. Она изображала ромерию - народное празднество в честь святого Исидро, покровителя столицы.

Веселые гуляния на лугу у обители святого Исидро были излюбленным развлечением жителей Мадрида; и сам он, Франциско, по поводу последнего благополучного разрешения от бремени своей Хосефы, устроил на лугу перед храмом пиршество на триста человек; приглашенные, по обычаю, прослушали мессу и угостились индейкой.

Изображение таких празднеств издавна привлекало мадридских художников. Ромерию писал и сам Гойя десять лет назад. Но то было не настоящее праздничное веселье, а деланная веселость кавалеров и дам в масках; теперь же он изобразил стихийную, необузданную радость свою и своего Мадрида.

Вдалеке, на заднем плане, поднялся любимый город:

Куполов неразбериха, башни, белые соборы

И дворец...А на переднем - мирно плещет Мансанарес.

И, собравшись над рекою, весь народ, пируя, славит

Покровителя столицы. Люди веселятся. Едут

Всадники и экипажи, много крошечных фигурок

Выписано со стараньем. Кто сидит, а кто лениво

На траву прилег. Смеются, пьют, едят, болтают, шутят.

Парни, бойкие девицы, горожане, кавалеры.

И над всем над этим - ясный цвет лазури...Гойя словно

Всю шальную радость сердца, мощь руки и ясность глаза

Перенес в свою картину. Он стряхнул с себя, отбросил

Строгую науку линий, ту, что сковывала долго

Дух его. Он был свободен, он был счастлив, и сегодня

В "Ромерии" ликовали. Краски, свет и перспектива.

Впереди - река и люди, вдалеке - на заднем плане -

Белый город. И все вместе в праздничном слилось единстве.

Люди, город, воздух, волны стали здесь единым целым,

Легким, красочным и светлым, и счастливым.

(Л.Фейхтвангер)

Портрет королевской семьи заказал сам дон Карлос IV. Картина получилась внушительных размеров - 2,80 м в высоту и 3,67 м в длину.

С самого начала Гойя решил написать портрет-картину. Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку. В центре он поставил королеву с детьми. По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса. В левой части картины художник изобразил наследника короля, шестнадцатилетнего дона Фернандо, с незначительным, но довольно красивым лицом. Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского. Здесь и старая инфанта Мария-Хосефа, сестра короля, поразительно уродливая, он ее писал довольно долго, завороженный ее уродством. Сзади за королем брат короля, инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. Отсутствовала невеста наследника, но поскольку переговоры о будущей свадьбе еще не закончены, ее Гойя изобразил отвернувшейся от зрителя, с анонимным лицом.

Конечно, в первую очередь зритель видит в центре картины короля и королеву. Сам король позировал очень охотно. Он держался прямо, выпятив грудь и живот, на которых светлела бело-голубая лента ордена Карлоса, сияла красная лента португальского ордена Христа, мерцало Золотое руно; матово светилась на светло-коричневом бархатном французском кафтане серая отделка, сверкала рукоять шпаги. Сам же носитель всего этого великолепия стоял прямо, твердо, важно, гордясь, что, несмотря на падагру, он еще такой крепкий, просто кровь с молоком!

Рядом с королем - она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. Возможно, многое в этой нарисованной женщине многим не понравится, но ей самой она нравится, она одобряет эту женщину! У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. Да, это она, Мария-Луиза Бурбонская, принцесса Пармская, королева всех испанских владений, королева обеих Индий, дочь великого герцога, супруга короля, мать будущих королей и королев, хотящая и могущая отвоевать от жизни то, что можно отвоевать, не знающая страха и раскаяния, и такой она останется, пока ее не опустят в Пантеон королей.

А рядом с ней стоят ее дети. С нежностью она держит за руку хорошенького маленького инфанта. С любовью обнимает славненькую маленькую инфанту. У нее живые дети, очень жизнеспособные, красивые, здоровые, умные, и возможно, многие из них займут европейские престолы.

Картина понравилась обоим монархам. Это хороший, правдивый портрет, не приукрашенный, не подслащенный, портрет суровый, но гордый. Монархи полны достоинства, величия.

Гойе хорошо заплатили за портрет и присвоили звание первого придворного живописца.

Королева представлена в виде махи - девушки из народа, так пожелала сама Мария-Луиза.

Вот она стоит в естественной и вместе с тем величественной позе, маха и королева. Нос, похожий на клюв хищной птицы, глаза смотрят умным алчным взглядом, подбородок упрямый, губы над бриллиантовыми зубами крепко сжаты. На покрытом румянами лице лежит печать опыта, алчности и жестокости. Мантилья, ниспадающая с парика, перекрещена на груди, шея в глубоком вырезе платья манит свежестью, руки мясистые, но красивой формы, левая вся в кольцах, лениво опущена, правая маняще и выжидательно держит у груди крошечный веер.

Гойя постарался сказать своим портретом не слишком много и не слишком мало. Его донья Мария-Луиза была уродлива, но он сделал это уродство живым, искрящимся, почти привлекательным. В волосах он написал красно-сиреневый бант, и рядом с этим бантом еще горделивее сверкало черное кружево. Он надел на нее золотые туфли, блестевшие из-под черного платья, и на все наложил мягкий отсвет тела.

Королеве не к чему было придраться. В самой лестной форме она высказала ему свое полное удовлетворение и даже попросила сделать две копии.

Герцогиня Альба происходила из старинной, влиятельной и очень богатой семьи. Ее муж, герцог Альба, был изнеженным, инертным, но очень образованным, любившим музыку. На свою своевольную, энергичную, страстную жену он смотрел как на капризного ребенка, снисходительно прощая ей все ее причуды и измены.

Каэтана была очень красивой и блистала при дворе, была близко принята королевской семьей Карлоса IV. С самой первой встречи Гойя влюбился в молодую герцогиню, любовь была взаимной и страстной.

Кстати, сейчас идут разговоры о том, что это легенда, что Фейхтвангер, написавший знаменитую книгу "Гойя или тяжкий путь познания" выдумал эту любовь, что будто бы не могла такая красавица, избалованная аристократка влюбиться в неуклюжего, немолодого, и не очень пока знаменитого художника. Но пути любви неисповедимы, и пока еще никто не опроверг обратное.

Гойя писал Каэтану множество раз и ни один портрет ее ему не нравился, он все никак не мог уловить, передать в образе ту изюминку, ту черточку, которая показывала бы настоящую Каэтану Альба.

В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. Бережно и тщательно он выписывал ландшафт, но так, что он не бросался в глаза, а оставалась одна Каэтана. Она стоит гордая и хрупкая, с неправдоподобно выгнутыми бровями под черными волнами волос, в белом платье с высокой талией, охваченной красным шарфоми и с красным бантом на груди. А перед ней - смешная, до нелепости крохотная белая лохматая собачка с таким же смешным крохотным красным бантом на задней лапке. Каэтана изящным пальчиком указывает вниз, где написаны слова повернутыми к ней буквами "Гойя-Каэтане Альба", и жест этот как бы намекает, что сам Гойя для нее тоже что-то вроде этой смешной собачки.

Гойе так и не удалось, по его мнению, отразить в портрете тот внутренний огонь, ту противоречивость ее характера, которые так притягивали к ней и одновременно отталкивали, настораживали.

Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома. Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. Здесь собраны в кучу и заперты вместе умалишенные, их много - и каждый из них безнадежно одинок. Каждый безумствует по-своему. Посредине изображен нагишом молодой крепкий мужчина; бешено жестикулируя, настаивая и угрожая, он спорит с невидимым противником. Тут же видны другие полуголые люди, на головах у них короны, бычьи рога и разноцветные перья, как у индейцев. Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом. Но в картине очень много воздуха и света.

Гравюры - "Капричос" (Капризы) (1793 - 1797)

Гравюры - "Капричос" (Капризы) (1793 - 1797)

Гравюры - "Капричос" (Капризы) (1793 - 1797)

Гравюры - "Капричос" (Капризы) (1793 - 1797)

Гравюры - "Капричос" (Капризы) (1793 - 1797)

В конце 18-го века Гойя создает бессмертную серию гравюр "Капричос" - капризы. Серия включает 80 листов, пронумерованных, снабженных подписями. В этих гравюрах художник обвиняет мир зла, мракобесия, насилия, лицемерия и фанатизма. В этих сатирических листках Гойя высмеивает, пользуясь аллегорическим языком, часто вместо людей изображая животных, птиц.

Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику. Но тем не менее абсолютно ясна острота социальной сатиры, идейной устремленности. Целый ряд листов посвящен современным нравам. Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках ("Она подает руку первому встречному"). Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье ("Старый избалованный ребенок"). Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного ("На охоте за зубами"). Полицейские ведут проституток ("Бедняжки").

Целый ряд листов - сатира на церковь: благочестивые прихожане молятся дереву, обряженному в монашескую рясу; попугай проповедует что-то с кафедры ("Какой златоуст"). Листы с ослом: осел рассматривает свое генеалогическое древо; учит грамоте осленка; обезьяна пишет с осла портрет; два человека несут на себе ослов. Совы, летучие мыши, страшные чудовища окружают заснувшего человека: "Сон разума производит чудовищ".

Эзоповым языком, в форме басни, притчи, сказания Гойя наносит меткие удары двору и знати. Художественный язык Гойи островыразителен, рисунок экспрессивен, композиции динамичны, типажи незабываемы.

Гравюры "Капричос" (Капризы) "Ужасы войны"(1793 - 1797)