Народы банту. Население африки

В Африке по разным данным насчитывается от пяти сотен и до 8000 народов , включая малые народы и этнические группы, которые нельзя явно отнести к одному из них. Некоторые из этих народов насчитывают всего несколько сотен человек, действительно крупных не настолько много: более миллиона насчитывают 107 народов, и лишь 24 – более пяти миллионов. Самые крупные народы Африки: египетские арабы (76 миллионов), хауса (35 миллионов), марокканские арабы (35 миллионов), алжирские арабы (32 миллиона), йоруба (30 миллионов), игбо (26 миллионов), фульбе (25 миллионов), оромо (25 миллионов), амхара (20 миллионов), мальгаши (20 миллионов), суданские арабы (18 миллионов). Всего же в Африке на территории чуть больше 30 миллионов квадратных километров живёт 1,2 млрд. человек, то есть примерно одна шестая часть населения нашей планеты. В этой статье мы коротко расскажем о том, на какие основные народы делится население Африки.

Северная Африка

Как вы уже могли заметить, среди крупнейших народов много тех, в названии которых фигурирует слово арабы. Конечно, генетически всё это разные народы, объединённые в первую очередь верой, а также тем, что более тысячи лет назад эти земли завоевали с Аравийского полуострова, включив их в Халифат, и смешались с местным населением. Самих арабов, однако, было относительно немного.

Халифат завоевал всё североафриканское побережье, а также часть западного побережья вплоть до Мавритании. Эти места были известны как Магриб, и хотя теперь страны Магриба независимы, их жители по-прежнему говорят на арабском языке и исповедуют ислам, и их собирательно называют арабами. Они относятся к европеоидной расе, её средиземноморской ветви, и населённые арабами места отличаются достаточно высоким уровнем развития.

Египетские арабы составляют основу населения Египта и наиболее многочисленный из африканских народов. Этнически арабское завоевание мало повлияло на население Египта, в сельской местности так и вовсе практически никак, и таким образом по большей части они являются потомками древних египтян. Однако культурный облик этого народа изменился до неузнаваемости, кроме того большая часть египтян приняла ислам (хотя немалое их число так и осталось христианами, теперь их называют коптами). Если считать вместе с коптами, то общую численность египтян можно довести до 90-95 миллионов человек.

Второй по величине арабский народ – марокканские арабы , являющиеся результатом покорения арабами различных местных племён, не составлявших в те времена единого народа – ливийцев, гетулов, маврусиев и других. Алжирские арабы образовались из разношёрстных берберских народов и кабилов. А вот в крови тунисских арабов (10 миллионов) есть некоторый негроидный элемент, что отличает их от соседей. Суданские арабы составляют большую часть населения северного Судана. Также из крупнейших арабских народов Африки выделяют ливийцев (4,2 млн) и мавританцев (3 млн).

Чуть южнее, в жаркой Сахаре, кочуют бедуины – так называют всех кочевников независимо от их национальной принадлежности. Всего в Африке их около 5 миллионов, к ним относятся различные мелкие народы.

Западная и Центральная Африка

К югу от Сахары на смену смуглым, но белокожим африканцам, относящимся к средиземноморской подрасе европеоидной расы приходят люди расы негроидной, подразделяющейся на три основные подрасы: негрскую , негрилльскую и бушменскую .

Негрская наиболее многочисленна. Помимо Западной Африки народы этой подрасы живут также в Судане, Центральной и Южной Африке. Восточноафриканский её тип отличается в первую очередь высокорослостью – зачастую средний рост здесь составляет 180 см., а также характерен наиболее тёмной кожей, едва ли не чёрной.

В Западной и Экваториальной Африке народы этой подрасы доминируют. Выделим крупнейшие из них. В первую очередь это йоруба , живущие в Нигерии, Того, Бенине и Гане. Это представители древней цивилизации, оставившей в наследие много самобытных древних городов и развитую мифологию. Хауса живут на севере Нигерии, а также в Камеруне, Нигере, Чаде, ЦАР, они также имели развитую культуру городов-государств в древности, а ныне исповедуют ислам, занимаются земледелием и животноводством.

Игбо живут на юго-востоке Нигерии, имея малую площадь расселения, но зато большую плотность. В отличие от предыдущих народов игбо не имеют древней истории, поскольку образовались из множества разных народов относительно недавно, уже в эпоху колонизации Африки европейцами. Наконец, народ фульбе расселился по обширной территории от Мавритании до Гвинеи и даже в Судане. По данным антропологов они произошли из Средней Азии, а уже в Новое время этот народ отметился своей воинственностью, с большим энтузиазмом участвуя в исламских джихадах в Африке в XIX веке.

Южная и Экваториальная Африка.

В противоположность представителям негрской подрасы люди из негрилльской подрасы низкорослы, их средний рост едва превышает 140 см., потому они так и называются – пигмеи . Живут пигмеи в лесах Экваториальной Африки. Но их совсем немного, доминируют же на этой территории другие народы, в первую очередь из группы банту: это дуала , фанг , буби , мбоши , конго и другие для экваториальной Африки и коса, зулу, свази, ндебеле для Южной. Основу населения Зимбабве составляет народ шона (13 млн), также относящийся к группе банту. Всего банту насчитывают 200 млн. расселившихся по половине территории континента.

Также в Экваториальной Африке проживают представители третьей подрасы, бушменской или капоидной. Они характеризуются низкорослостью, узким носом и плоской переносицей, а также кожей куда светлее, чем у соседей, имеющей желтовато-бурый оттенок. Здесь выделяют собственно бушменов, а также готтентотов, проживающих преимущественно в Намибии и Анголе. Однако представители капоидной подрасы немногочисленны.

На самом юге же минимальную конкуренцию банту составляют группы африканеров, то есть потомков европейских колонистов, в первую очередь буры. Всего африканеров насчитывается 3,6 млн. Южную Африку вообще можно назвать плавильным котлом – если считать с Мадагаскаром, где поселились мальгаши из монголоидной расы, то здесь обитают выходцы едва ли не из всех частей света, ведь помимо монголоидов-мальгашей на юге Африки поселились также хиндустанцы, бихарцы, гуджаратцы, говорящие на индоарийских языках, а также тамилы, телугу общающиеся на дравидийских языках. Они пришли в Африку из Азии, а то время как мальгаши приплыли из далёкой Индонезии.

Восточная Африка

В первую очередь здесь стоит выделить эфиопскую подрасу. Как явствует из названия, к ней относится население Эфиопии, которое генетически нельзя отнести ни к смуглым, но белокожим северянам, ни к представителям негроидной расы, живущим на юге. Эта подраса считается результатом смешения европеоидной и негроидной, сочетая в себе черты тех и тех. Нужно отметить, что «эфиопы» – понятие собирательное, в этой стране живут следующие народы: оромо , амхары , тиграи , гураге , сидама и другие. Все эти народы говорят на эфиосемитских языках.

Два крупнейших народа Эфиопии это оромо, также живущие на севере Кении, и амхара. Исторически первые были склонны к кочевничеству и жили на восточном побережье, в то время как вторые тяготели к земледелию. Среди оромо преобладают мусульмане, а среди амхара христиане. К эфиопской расе относятся и нубийцы, живущие на юге Египта, насчитывающие до двух миллионов.

Также немалую часть населения Эфиопии составляет народ сомали, давший название соседнему государству. Они относятся к кушитской языковой семье вместе с оромо и агау. Всего сомали около 16 миллионов.

На востоке Африки тоже распространены народы банту . Здесь это кикуйо, акамба, меру, лухья, джаггга, бемба, живущие в Кении и Танзании. В своё время эти народы вытеснили отсюда кушитоязычные, от которых кое-что всё же осталось: ирако, горова, бурунги, сандава, хадза – но эти народы далеко не столь многочисленны.

Среди великих африканских озёр живут руанда, рунди, ганда, сого, хуту, тутси, а также пигмеи. Руанда – крупнейший народ этой области, насчитывающий 13,5 млн. Приозёрную область населяют суахили , коморцы , миджикенда .

Многие ученые считают Африку местом появление человека. Археологи, проведя раскопки в Восточной Африке, во второй половине XX века обнаружили останки "человека умелого", возраст которых около 2,7 миллионов лет. В Эфиопии были найдены еще более древние останки человека, возрастом около 4 миллионов лет.

По численности населения, как и по площади, Африка занимает 3-е место (после Евразии) среди материков. Население материка состоит из коренного и пришлого, общая численность около 600 миллионов человек. Здесь есть представители всех основных рас.

Северную Африку населяют представители южной ветви европеоидной расы (отличительные признаки – смуглая кожа, узкий нос, темные глаза). Это коренные народы – берберы и арабы. Южнее Сахары живут негроиды, относящиеся к экваториальной расе, которая включает подрасы и многочисленные группы народов. Наиболее разнообразно негроидное население, проживающее к югу от Сахары и на побережье Гвинейского залива. Сотни племен и народов, отличающихся цветом кожи, ростом, чертами лица, языком, укладом жизни, занимают эти территории.

Впадина Конго, Восточная и Южная Африка населены народами, которые относятся к группе банту. В экваториальных лесах живут пигмеи, выделяющиеся среди негроидов малым ростом (до 150 см), более светлым цветом кожи, тонкими губами. Пустыни и полупустыни Южной Африки населяют готтентоты и бушмены, имеющие признаки и монголоидов, и негроидов.

Часть населения материка имеет смешанное происхождение, так как образовалась от смешения двух рас и более, это жители дельты Нила, Эфиопского нагорья, острова Мадагаскар. Значительную часть населения составляют пришлые народы. Почти во всех странах – бывших колониях живут европейцы: на побережье Средиземного моря – французы, а на юге материка – буры (потомки голландских переселенцев), англичане, французы, немцы и др. По территории материка население размещается крайне неравномерно.

Политическая карта. Многие народы Африки имеют древнейшую цивилизацию: Египет, Гана, Эфиопия, Бенин, Дагомея и др. Европейская колонизация работорговля пагубно отразились на развитии хозяйства и культуры народов Африки. К началу XX вкае почти вся территория материка была поделена капиталистическими странами между собой. До второй мировой войны на континенте было только четыре независимых государства – Египет, Эфиопия, Либерия и ЮАР. В начале 60-х годов XX века в Африке развернулась активная освободительная борьба народов за независимость. В 1990 году обрела независимость последняя колония – Намибия.

Всего на континенте насчитываю 55 государств. За исключением ЮАР – страны, развитой в экономическом отношении, остальные страны относятся к развивающимся. Страны Северной Африки. Территория Северной Африки включает область Атласских гор, песчаные и каменистые пространства жаркой Сахары и саванны Судана. Судан – природная область, протянувшаяся от пустыни Сахары (на севере) до впадины Конго (на юге), от Атлантики (на западе) до подножий Эфиопского нагорья (на востоке). Географы часто рассматривают эту область в составе Центральной Африки. К странам Северной Африки относят Египет, Алжир, Марокко, Тунис и др. Все страны имеют удобное географическое положение, выходят к атлантическому океану лил Средиземному и красному морям. У населения этих стран сложились давние хозяйственные и культурные связи со странами Европы и Юго-Западной Азии. Северные территории многих стран Северной Африки расположены в субтропиках, а большая часть - в зоне тропических пустынь. Наиболее густо заселены побережья Средиземного моря, северные склоны Атласских гор и долина Нила.

В Сахаре жизнь сосредоточена в основном в оазисах, которых довольно много. Большинство из них создано человеком в местах близкого залегания подземных вод, на окраинах песчаных пустынь и вдоль сухих русел. Население стран достаточно однородно. В прошлом эту часть континента населяли берберы, в VIII в.н.э. пришли арабы, произошло смешение народов. Берберы приняли ислам и письменность арабов. В странах Северной Африки (по сравнению с другими странами материка) много больших и малых городов, в которых живет и значительная часть населения. Один из крупнейших городов Африки – Каир – столица Египта.

Недра стран Северной Африки богаты минеральными ресурсами. В Атласских горах добывают железные, марганцевые и полиметаллические руды, фосфориты, месторождения последних есть и в Египте. Близ побережья Средиземного моря и в Сахаре велики запасы нефти и природного газа. От месторождений к портовым городам протянулись трубопроводы.

Страны Судана и Центральной Африки. В этой части материка расположены Заир. Ангола, Судан, Чад. Нигерия и много малых стран. Ландшафты очень разнообразны – от сухих низкотравных до влажных высокотравных саванн и экваториальных лесов. Часть лесов сведена, на их месте, созданы плантации тропических культур.

Страны Восточной Африки. Самые большие по площади страны – Эфиопия, Кения, Танзания, Сомали. Они расположены в пределах самой высокой и подвижной части материка, для которой характерны глубокие разломы земной коры, сбросы, вулканы, крупные озера.

На Восточно-Африканском плоскогорье берет начало река Нил. природа стран восточной Африки, несмотря на то что почти вся территория находится в одном субэкваториальном поясе, исключительно разнообразна: тропические пустыни, различные типы саванн и влажные экваториальные леса. На нагорьях, на склонах высоких вулканов отчетливо выражена высотная поясность.

Современное население Восточной Африки – результат смешения разных рас. Представители эфиопской малой расы исповедуют в основном христианство. Другая часть населения относится к негроидам – народам банту, говорящим на языке суахили. Есть здесь и пришлое население – европейцы, арабы и индийцы.

Страны южной Африки. На территории этой самой узкой, самой южной части материка расположено 10 стран и больших (ЮАР, Намибия, Замбия и др.) и очень маленьких по площади (Лесото и др.). Природа богата и разнообразна – от пустынь до влажных тропических лесов. В рельефе господствуют высокие равнины, приподнятые по краям. Климат меняется с севера на юг и с востока на запад.

На территории Южной Африки расположены крупнейшие не только на континенте, но и в мире месторождения алмазов, урановых руд, золота, руд цветных металлов. Коренное население составляют народы банту, бушмены и готтентоты, на Мадагаскаре живут мальгаши. Первыми из европейцев, переселившимися в Южную Африку, были голландцы, позднее появились англичане. От смешанных браков европейцев с африканцами образовалась группа населения, которое называется цветным. Современное население стран Южной Африки, кроме коренного, состоит из европейцев, главным образом потомков голландских переселенцев (буров) и англичан, цветного населения, а также выходцев из Азии.

Африка, пожалуй, является самым контрастным и загадочным из 5 континентов нашей планеты. Исследователей и туристов со всего мира манит не только ее природное и животное разнообразие, но и многочисленные племена и народности, которых здесь насчитывается около 3 000. Удивительные племена Африки с их нетрадиционным для славян образом жизни вызывают восторженный интерес, а непонятные традиции зачастую пугают, а не удивляют.

Мурси

Мужчины часто устраивают между собой жестокие драки за лидерство. Если такое выяснение отношений заканчивается смертью одного из участников, выжившему приходится отдать семье погибшего свою жену в виде компенсации. Мужчинам принято украшать себя серьгами из клыков и шрамами в виде подковы, которые наносятся в случае убийства врага: сначала символы вырезаются на руках, а когда на них не остается места – используют другие части тела.

Женщины племени мурси выглядят очень необычно. Сутулая спина, обвисший живот и грудь, а вместо волос на голове головной убор, сооруженный из сухих веток, кожи животных и мертвых насекомых – удивительное описание типичной представительницы прекрасной половины мурси. Дополняет их образ – глиняный диск (дэби), вставленный в разрез на нижней губе. Девушки сами вправе решать, разрезать губу или нет, но за невест без такого украшения дают намного меньший выкуп.

Динка

Целый народ динка, проживающий на территории Судана, насчитывает около 4 000 000 представителей. Основное их занятие – скотоводство, поэтому еще с детства мальчиков обучают бережному отношению с животными, а количеством голов скота измеряется благосостояние каждой семьи. По этой же причине девочки ценятся у динка больше мальчиков: в случае женитьбы семья невесты получает в подарок от жениха целое стадо.

Внешний вид динка не менее удивительный: мужчины обычно не носят одежду и украшают себя браслетами и бусами, а женщины носят одеяния только после замужества и зачастую ограничиваются юбкой из козьей кожи или бисерным корсетом. К тому же этот народ считается одним из самых высоких в Африке: средний рост мужчин 185 см, а у многих он переходит за отметку 2 м. Еще одна особенность представителей динка – намеренное шрамирование, которое практикуется даже у детей после достижения определенного возраста и по местным меркам добавляет привлекательности.

Банту

В Центральной, Восточной и Южной Африке обитают многочисленные представители народа банту, численность которых достигает 200 млн. человек. Они обладают своеобразной внешностью: высоким ростом (от 180 см и выше), темной кожей, жесткими спирально завитыми локонами.

Банту – это один из самых удивительных и наиболее развитых народов Африки, среди которого есть представители политики и культурные деятели. Но, несмотря на это, банту сумели сохранить традиционный колорит, многовековые традиции и ритуалы. В отличие от большинства населяющих жаркий континент народностей, они не боятся цивилизации и часто приглашают туристов к себе на экскурсии, которые обеспечивают им неплохой заработок.

Масаи

Представители Масаи часто встречаются на склонах горы Килиманждаро, которая занимает особое место в верованиях этого удивительного племени. Его представители возомнили себя высшим народом Африки, истинными красавцами и любимцами богов. В связи с таким самомнением они зачастую относятся презрительно к другим народностям и не стесняются воровать у них животных, что иногда приводит к вооруженным конфликтам.

Масаи живут в жилище из веток, обмазанных навозом, строительством которого зачастую занимаются женщины. Они питаются преимущественно молоком и кровью животных, а мясо в их рационе редкий гость. При отсутствии пищи они прокалывают корове сонную артерию и пьют кровь, а затем залепляют это место свежим навозом, чтобы через время повторить «трапезу».

Отличительный признак красоты этого удивительного племени – оттянутые ушные мочки. В 7-8-летнем возрасте детям прокалывают мочки осколком рога и постепенно расширяют с помощью кусочков дерева. За счет использования тяжелых украшений, ушные мочки иногда отвисают до уровня плеч, что считается признаком высшей красоты и уважения к их обладателю.

Химба

На севере Намибии живет самобытное племя Химба, представители которого тщательно охраняют сложившийся образ жизни от чужаков, практически не носят современную одежду и не пользуются благами цивилизации. Несмотря на это многие жители поселений умеют считать, написать собственное имя и говорят некоторые фразы на английском языке. Эти умения появляются благодаря организованным государством передвижным начальным школам, в которых учится большая часть детей химба.

Важное значение в культуре химба отводится внешнему виду. Женщины ходят в юбках из мягкой кожи и украшают шею, талию, запястья и лодыжки бесчисленными браслетами. Ежедневно они покрывают тело мазью из масла, растительных экстрактов и измельченной вулканической пемзы, которая придает коже красноватый оттенок и защищает тело от укусов насекомых и солнечных ожогов. Когда в конце дня они соскабливают с себя мазь, вместе с ней сходит и грязь, что также способствует поддержанию личной гигиены и чистоты. Возможно, благодаря этой удивительной мази, женщины химба имеют идеальную кожу и считаются одними из самых красивых среди племен Африки. С помощью этого же состава и чужих волос (зачастую отца семейства) женщины сооружают себе прическу и виде многочисленных «дредов».

Хамар

Хамар по праву относятся к удивительным племенам Африки и одним из наиболее дружелюбных в Южной Эфиопии. Один из наиболее известных обычаев хамар – посвящение в мужчины после достижения совершеннолетия, для которого молодому человеку необходимо 4 раза пробежать из стороны в сторону по спинам быков. Если после трех попыток ему не удается это сделать, следующий обряд можно провести только спустя год, а в случае удачи он получает от отца первую собственность (корову) и может искать себе жену. Примечательно, что обряд юноши проходят в обнаженном виде, что символизирует детство, с которым они прощаются.

У хамар проводится еще один, довольно жестокий ритуал, в котором могут принимать участие все желающие девушки и женщины: они исполняют перед мужчинами традиционный танец и получают от них в ответ удары тонкими прутьями по спине. Количество оставшихся шрамов – основной предмет гордости, показатель силы и выносливости женщины, который повышает ее ценность, как жены, в глазах мужчин. При этом хамарам разрешается иметь столько жен, сколько они способны заплатить за них выкупов (даури) в виде 20-30 голов скота. Но самый высокий статус остается за первой женой, который подтверждается ношением ошейника с ручкой, изготовленного из металла и кожи.

Нуба

На границе Судана и Южного Судана обитает удивительное племя нуба, которое имеет необычные даже для Африки семейные обычаи. На ежегодных танцах девушки выбирают для себя будущих мужей, но прежде, чем получить такой статус, мужчина обязан построить для своей будущей семьи дом. До того времени молодые люди могут только тайно встречаться по ночам, и даже рождение ребенка не дает права на статус законного супруга. Когда жилье готово, девушке и парню разрешается уже спать под одной крышей, но ни в коем случае не есть. Такое право дается им только спустя год, когда брак пройдет испытание временем и будет считаться официальным.

Отличительной особенностью нуба долгое время было отсутствие какого-либо деления на классы и денежных отношений. Но в 70-х г. г. XX в. правительство Судана стало отправлять местных мужчин на работу в город. Они возвращались оттуда в одежде и с небольшими деньгами, поэтому чувствовали себя настоящими богачами среди соплеменников, что порождало у других зависть и способствовало процветанию воровства. Таким образом, добравшаяся до нуба цивилизация принесла им намного больше вреда, чем пользы. Но все же среди них есть представители, которые продолжают игнорировать блага цивилизации и украшают свои тела только многочисленными шрамами, а не одеждой.

Каро

Каро – одно из малочисленных африканских племен, в котором насчитывается не более 1000 человек. Они занимаются преимущественно скотоводством, но мужчины могут проводить долгие месяцы на охоте и даже работать в близлежащих городах. Женщинам в это время предстоит заниматься домашними делами и еще одним важным ремеслом – выделкой шкур.

Представители этого племени могут возглавить список самых удивительных мастеров в Африке в части украшения своего тела. С этой целью они покрывают себя орнаментами, нанесенными растительными красками, точеным мелом или охрой, используют в качестве украшений перья, бусы, ракушки и даже надкрылья жуков и кукурузные початки. При этом мужская половина населения красится гораздо ярче, поскольку им важно иметь максимально устрашающий внешний вид. Еще одна примечательная деталь у мужчин и женщин каро – проколотая нижняя губа, в которую вдевают гвозди, цветы и просто высохшие прутики.

Это лишь малая часть необычных народов, проживающих на территории африканского континента. Вопреки глобальному распространению благ цивилизации образ жизни большинства из них коренным образом отличается от жизни современного человека, не говоря уже о нарядах, традициях и уникальной системе ценностей, поэтому каждый из народов Африки можно считать по-своему удивительным.

Древнейшая история Южной Африки известна довольно хорошо. На территории Южной Африки археологами найдены орудия эпохи палеолита.

Находки костных остатков древнейшего человека, изученные палеантропологами, доказывают, что вся южная оконечность материка была обитаема людьми уже в самую древнейшую эпоху. Найденные во множестве почти повсюду каменные орудия дают ясную картину постепенного развития и совершенствования каменных орудий вплоть до верхнего палеолита, а кое-где и неолита.

Бушмены

Ко времени появления в Южной Африке первых европейских поселенцев вся западная часть нынешней Капской провинции ЮАС была занята готтентотскими племенами, к востоку от которых жили племена бушменов. И те и другие по своему антропологическому типу составляют одну расу, называемую койсанской. Однако быт и культура этих народов были различны. Готтентоты - воинственные племена скотоводов. В культурном отношении они намного превосходили своих соседей бушменов. Бушмены были охотниками и вели весьма примитивную жизнь. Они не имели постоянных хижин; укрываясь на ночь в кустарниках, устраивали временные шалаши из веток. Поэтому первые голландские поселенцы и прозвали их бушменами («людьми кустарников»). Сами бушмены называют себя только по принадлежности к племени, без общего самоназвания.

Материальная культура бушменов отличалась исключительной бед- лостыо. Основным охотничьим оружием их были небольшой лук и стрелы с каменными наконечниками. Изучение техники изготовления этих наконечников показало, что они не отличаются от каменных орудий, найденных археологами и определяемых ими как орудия верхнепалеолитической вильтонской культуры. С появлением европейцев бушмены стали изготовлять наконечники, стрел из бутылочного стекла, которое они оббивали так же, как и камень. Они пользовались иногда и железными наконечниками, которые выменивали у своих соседей - готтентотов и племен банту. Все вооружение бушменского охотника состояло из лука и стрел, небольшого кожаного мешка для убитой дичи и крепкой палки. Единственной одеждой служила кожаная набедренная повязка. Бушмены не имели почти никакой домашней утвари. Воду, столь необходимую в сухих степях Южной Африки, они держали в сосудах из страусовых яиц. Из скорлупы этих яиц делали своеобразные бусы, которые очень высоко ценились среди них. Бушмены умели плести из растительных волокон небольшие мешочки, корзиночки и т. п.

Мужчины все свое время проводили на охоте за дичью. Единственным домашним животным, спутником охотника-бушмена была собака. В охоте бушмены были очень искусны и необыкновенно выносливы; известны случаи, когда бушмен преследовал антилопу в течение двух-трех суток и, настигнув ее, убивал первым попавшимся под руку камнем. Охотники применяли самые разнообразные ловушки, а также устраивали облавы на крупную дичь. При этом женщины и дети с ветками и пальмовыми листьями в руках выстраивались в два ряда, оцепляли район охоты и гнали дичь на охотников.

Бушмены пользовались также различными ядами, которыми отравляли наконечники стрел. Наиболее известны строфант и сок, выделяемый личинкой одного из видов жуков.

На скалах в Драконовых горах сохранились рисунки бушменов, изображающие пляски, сцены охотничьего быта и т. д. Один из наиболее известных рисунков изображает охотника, подкрадывающегося к группе страусов. Рисунки

Общественный строй бушменов изучен очень мало. Ко времени появления европейцев бушмены населяли районы Грикваленда в бассейне р. Оранжевая и районы к востоку от него. Из всех этих районов бушмены были безжалостно изгнаны. Голландские поселенцы по-настоящему охотились на них, истребляя мужчин и женщин, как диких животных. Бушмены загнаны теперь в безводные области пустыни Калахари, где обречены на вымирание. Прежде многочисленные племена теперь насчитывают по нескольку десятков человек, иные совсем истреблены. В библиотеке Кейптауна сохранились записи богатейшего фольклора бушменов хам- ка-кве, живших некогда в низовьях р. Оранжевая и теперь совершенно истребленных. По этим записям можно судить об их былой племенной организации.

Теперь бушмены живут небольшими группами в 50-150 чел., обычно родственников по отцовской линии. Каждая из них имеет определенную территорию, право охоты на которой принадлежит только ей. В сухое, голодное время года эти группы разделяются на небольшие ячейки по 10-12 чел. и во главе с опытными охотниками бродят по выжженной степи в поисках пищи. Какой-либо общеплеменной организации у бушменов сейчас нет, и лишь язык связывает членов племени. Всего насчитывается до 20 бушменских языков. Общая численность бушменов определяется сейчас около 7 тыс.

Готтентоты

Готтентоты составляют особую группу племен, близкую в некоторых отношениях к бушменам.

Основанием для объединения их служат некоторые антропологические признаки. Кроме того, лингвисты отмечают много общих черт в бушменских и готтентотских языках в области как фонетики, так и грамматического строя и словарного фонда. Объединяя готтентотов и бушменов в одну группу, антропологи говорят о койсанской расе, или расовом типе, лингвисты - о койсанской группе языков. Название это условно и составлено из слов кой + сан. Кой на языке готтентотов обозначает «человек», и готтентоты себя называют «кой- коин» («люди людей», т. е. настоящие люди). Вторая часть условного названия - сан. Своих соседей бушменов готтентоты называют сан, что является, повидимому, презрительным названием.

Хотя готтентоты и бушмены относятся к одной группе, тем не менее это совершенно различные народы. В середине XVII в., т. е. ко времени появления в Южной Африке первых голландских колонистов, готтентоты населяли всю южную оконечность Африки - от- мыса Доброй Надежды до р. Кеи. 1оттентоты представляли в то время многочисленную группу скотоводческих племен. Огромные стада крупного рогатого скота составляли их основное богатство. Кроме того, они разводили овец и коз. Внешний быт и обычаи готтентотов самого начала XVIII в. прекрасно описаны голландцем Петером Кольбом. Готтентоты жили в плетенных из прутьев круглых хижинах, сверху покрытых шкурами. Хижины располагались по кругу, внутрь которого загонялся скот. Первые голландские колонисты такие поселения называли краалями; в каждом из них жило 300-400 чел. Краали имели временный характер; когда пастбищ в окрестностях не хватало, население переходило на новые места.

Скот находился во владении больших патриархальных семей, некоторые из них имели по нескольку тысяч голов. Уход за скотом был обязанностью мужчин. Женщины приготовляли пищу и сбивали в кожаных мешках масло. Молочная пища была основой питания. Заботясь о сохранении поголовья скота, готтентоты избегали колоть скот, и мясную пищу доставляла им охота. Шкуры животных шли на одежду, утварь и пр., шкурами покрывали хижины, из них шили мешки и плащи.

Оружием служили копья с железными наконечниками, луки и стрелы, длинные метательные палицы - кирри. Все необходимые железные орудия готтентоты изготовляли сами. Они умели не только обрабатывать железо, но и плавить его из руды. Кольб так описывает технику обработки железа:

«Способ, каким они выплавляют железо из руды, состоит вкратце в следующем. Они выкапывают четырехугольную или круглую яму в земле около 2 футов глубинои и разводят там сильным огонь, чтобы раскалить землю. Когда вслед за тем они бросают туда руду, то разводят там вновь огонь так, чтобы от сильного жара руда расплавилась и стала текучей. Чтобы собрать это расплавленное железо, делают рядом с первой ямой другую на 1 или 1,5 фута глубже; и так как из первой плавильной печи в другую яму ведет жёлоб, то стекает туда по нему жидкое железо и там охлаждается. На следующий день они вынимают выплавленное железо, разбивают его камнями на куски и вновь с помощью огня делают из него все, что им угодно и нужно». Твердый камень заменял им наковальню, молот был каменный, на камне же они шлифовали готовый предмет. «Всякий,-- говорит Кольбе,- кто знает их стрелы и ассегаи, будет удивлен тем, что они сделаны без помощи молота, щипцов и других инструментов, и оставит всякую мысль о том, чтобы считать готтентотов глупыми и невежественными, при виде этих свидетельств их прекрасного здравого ума» 1 .

Готтентоты делились на много племен, каждое из которых говорило на своем особом языке. Во главе племени стоял вождь, руководивший всеми делами, при нем был совет из старейших членов племени. Среди готтентотов существовало уже значительное имущественное неравенство. Наряду с богачами, владевшими огромными стадами, были бедняки, имевшие одного-двух быков и нескольких овец или коз. У готтентотов существовало также рабство; захваченных на войне пленников не убивали, рабы наряду с бедняками пасли скот богачей.

Есть все основания предполагать, что бушмены и готтентоты населяли некогда всю южную и значительную часть Восточной Африки: на территории Танганьики до сих пор еще живут племена, языки которых близки к языкам бушменов и готтентотов. Очевидно, эти племена являются остатками прежнего населения Танганьики. Позднее всю Восточную и большую часть Южной Африки заселили племена негроидной расы г говорящие на языках банту.

Банту

Переселение банту относится к очень отдаленному времени. Во всяком случае, уже больше тысячи лет назад банту населяли восточные берега Африки вплоть до Наталя. Несомненно, что на всей территории Восточной Африки происходили постоянные передвижения племен, вызываемые самыми разнообразными причинами.

Некоторые племена банту двигались в южном направлении из районов нынешней Северной Родезии. На этом основании некоторые историки Южной Африки пытаются «доказать», что коренное африканское население банту Южной Африки - такие же завоеватели, как голландцы и англичане, которые, как известно, появились в Южной Африке одни в XVII, другие в XIX в. Так, профессор Брукс, «представлявший» в сенате ЮАС «интересы туземного населения», нагло заявлял, что «банту такие же завоеватели, такие же чужестранцы в Южной Африке, как и европейцы» 1 . Подобные заявления идеологов южноафриканского империализма вызывают возмущение даже среди буржуазных ученых, занимающихся историей Африки, языками и культурой народов банту. Автор грамматики басуто Э. Жакоте, например, пишет: «Племена басуто населяли эту страну в течение столетий. Теперь, однако, в так называемых историях принято утверждать, что басуто были лишь людьми, вторгнувшимися в их собственную страну. Скоро, наверное, будут утверждать, что европейцы прибыли туда до них и что басуто, а не буры Оранжевой республики были агрессорами. Это не книга по истории, и мы не собираемся разбирать войны между белыми и черными. Но мы хотим воспользоваться случаем для протеста против фальсификации истории Южной Африки, которая сейчас в полном ходу и которую можно найти даже в школьных учебниках... Мы хорошо понимаем, какому делу помогают этим» 1 .

Ко времени появления европейцев в Южной Африке (середина XVII в.) банту заселяли всю Южную Африку, исключая западную часть нынешней Капской провинции ЮАС, где жили бушмены и готтентоты. По всему юго-восточному побережью от р. Грейт Фиш до нынешней португальской колонии Мозамбик, ограниченные с севера Драконовыми горами, жили многочисленные племена, сложившиеся к началу XX в. в две народности- коса и зулу. В глубине страны, по ту сторону Драконовых гор, жили группы племен басуто и бечуана, населявшие всю страну между реками Оранжевая и Вааль и далее к северу, до долины р. Лимпопо, а также весь современный Бечуаналенд. В северной части нынешнего Трансвааля жило племя бавенда, а севернее его группа племен машона: макаранга, вазезуру, вандау и многие другие. Они населяли равнины нынешней Южной Родезии и прилегающую к ней часть Мозамбика вплоть до самого океана. В тропических лесах Мозамбика жили ватсонга; они составляли три группы, в состав каждой из которых входило множество отдельных племен.

Пустыня Калахари отделяла эту южную группу племен банту от немногочисленной группы племен, живших к западу от этой пустыни. К ним относились племена гереро - овагереро, овамбандьеру и др., близкие к ним по языку племена овамбо, овакуаньяма, овандонга и др. Среди них жили небольшие группы горных дама (или горных дамаров); они говорили на языках готтентотов, но по своему физическому типу были близки народам банту.

Племена банту к началу европейской колонизации стояли на значительно более высоком уровне развития, чем бушмены и даже готтентоты. Основным средством существования было скотоводство. Наряду со скотоводством племена банту знали развитое мотыжное земледелие. Из всех южноафриканских племен банту только гереро ограничивались скотоводством и не занимались земледелием.

Как и у племен банту, живущих в других местностях, большим подспорьем в хозяйстве служили сбор дикорастущих плодов и охота. Вооружение охотника состояло из метательного копья, топора, дубины и у некоторых племен - лука и стрел с железными наконечниками. Для ловли мелких животных и птиц ставили западни и силки. На слонов, буйволов, носорогов и т. п. организовывали коллективную охоту, облаву силами всей деревни, рода или даже целого племени. Для облавы строили два длинных частокола, сходившихся под углом, в углу оставляли выход, за которым была вырыта длинная глубокая яма. Дикие животные, загнанные в узкий проход, образованный частоколами, устремлялись в оставшийся свободный выход и попадали в яму. Иногда на звериных тропах, ведущих к водопою, устраивали ловчие ямы, прикрывали их слегка хворостом и травой, а на дне ставили острые отравленные колья.

Домашняя промышленность до европейского завоевания достигла значительного развития, и уже намечались первые шаги к отделению ремесла от земледелия. Из железа и дерева банту вырабатывали орудия труда и предметы домашнего обихода, из шкур животных шили одежду, делали щиты. Ткачества они не знали.

Железо выплавляли в крайне примитивных, небольших по размеру плавильных печах-ямах, куда руду закладывали вместе с древесным углем. Воздух подавался ручными мехами. Каждый мех представлял собою мешок; к одному его концу прочно, без зазоров, приделывалась деревянная трубка; другой конец, открытый, заканчивался двумя дощечками, которые при сжимании мешка плотно закрывали отверстие. Человек садился между двумя мехами и, открывая или закрывая их поочередно, создавал постоянный приток воздуха. Чистого железа получить таким способом сразу нельзя. Обычно выплавку производили повторно и получали довольно чистое железо. Молотки и клещи выделывались из железа. Железный молоток употреблялся только для легких работ; для ковки больших криц пользовались каменным молотом, наковальней служил прочный камень. Из железа вырабатывали мотыги, топоры, ножи, наконечники для копий и стрел, украшения (запястья и др.) и даже иглы без ушек. Плавили также медь, которая шла главным образом для изготовления украшений (браслеты, ожерелья). Искусством плавки металла обладали далеко не все, и не каждый мог обзавестись необходимыми приспособлениями и инструментом. Плавкой металла и кузнечным ремеслом занимались немногие, и они считались знатными членами общества.

Гончарный круг юго-восточным банту еще не был известен. Глиняную посуду делали, начиная со дна, путем наращивания глиняных колец; потом ее обжигали на костре, накладывая в середину сухой травы. После обжига поверхность посуды покрывали слоями красной охры и графита и ^полировали до блеска. Из дерева выделывали ручки для металлических орудий и инструментов, ложки, чашки и пр. Деревянные изделия, особенно чашки и кубки, украшались богатым геометрическим орнаментом. Бечуаны и некоторые другие племена придавали ручкам ложек вид фигур различных животных, особенно часто жирафы.

Из травы и камыша плели цыновки, маты, зернохранилища, корзины и многие другие предметы домашнего обихода.

Банту достигли высокого мастерства в обработке шкур и изготовлении дз них одежды. Мужчины и женщины носили каросс - род плаща или накидки из шкур, которым укрывались и по ночам 1 . Накароссы шлишкуры антилоп, газелей, серебристого шакала и других животных, реже быка. Снятую с убитого животного шкуру высушивали, очищали от мездры толченым песчаником и разминали руками, смазанными жиром, пока шкура не становилась мягкой и эластичной, как шелк. Свежую шкуру быка выделывали несколько по-иному: ее растягивали на земле, высушивали и затем очищали скребком от жира и мяса; ее разминала группа мужчин под звуки хоровой песни. Иногда на шкуру наносили геометрический орнамент. Кароссы родовой и племенной знати выделывались из шкур львов, пантер и шакалов; ношение этих шкур было привилегией знати и отличало ее от рядовых членов общины. Каросс носили мехом внутрь и закрепляли на плече завязками из кожаных ремешков.

Кроме каросса, носили набедренники и передники, обычно из мерлушки. Набедренник мужчины представлял собою треугольный кусок шкуры, длинный угол которого пропускался между ног и сзади прикреплялся к поясу. Женщины носили передник - короткий прямоугольный кусок шкуры. Такой же кусок шкуры, только с длинным разрезом посредине, прикреплялся сзади. Из шкур животных изготовляли сандалии и мешки для хранения и переноски продуктов, а кроме того, бечуаны изготовляли вместительные сосуды для доставки молока с отдаленных пастбищ.

Украшениями служили нитки бус, ручные, ножные и шейные кольца из железа или меди, разнообразные подвески, браслеты и налобные повязки. На голове носили меховые шапочки, а иногда плетенные из травы конические шляпы.

Южноафриканские племена банту до европейского завоевания вели натуральное хозяйство. Разделение труда было еще главным образом половозрастное. Мужчины занимались скотоводством, охотой и производством изделий из железа и дерева. Земледелие было делом женщин, но целину поднимали мужчины. На плечах женщины лежала почти вся хозяйственная работа по дому. Она носила воду, заготовляла топливо, размалывала на зернотерках просо, готовила пищу, варила пиво, поддерживала порядок и чистоту в хижине. Она занималась сбором дикорастущих плодов, изготовляла глиняную посуду, цыновки и т. д. При постройке хижины мужчины возводили остов, а все остальные работы предоставляли женщинам. Подростки пасли скот, помогали отцам или старшим братьям, а девушки под руководством взрослых женщин занимались домашним хозяйством.

Экономические связи выражались во взаимопомощи, в организации коллективной охоты и во внутриплеменном обмене изделиями домашней промышленности: изделиями кузнечного ремесла, глиняной и деревянной посудой, украшениями, оружием, зерном и скотом. Производства на рынок банту не знали, базаров не существовало. Обмен носил исключительно местный, случайный характер. Всеобщего эквивалента не было, но уже устанавливались определенные пропорции: за глиняный горшок отдавали столько зерна, сколько в нем помещалось; одинассегай приравнивался к быку.

Более значительно был развит межплеменной обмен. Вела его преимущественно родо-племенная знать, в руках которой скапливалось большое количество скота, шкур и разных изделий домашней промышленности; слоновая кость и шкуры некоторых животных были монопольной собственностью вождей племен, и только они могли обменивать их. Рядовые члены племени вели внешний обмен только с разрешения вождя и с уплатой ему некоторой доли.

Поддерживался оживленный обмен между племенами банту, с одной стороны, готтентотами и бушменами - с другой. В местности по среднему течению р. Оранжевая возникало нечто подобное ежегодным ярмаркам, на которых встречались бечуаны и готтентоты. Бечуаны «в дождливый сезон переходили отделявшую их от кой-коинов пустыню и приносили с собой табак, ложки и запястья из слоновой кости, медные кольца и браслеты, медные и железные ожерелья, топоры и копья с железными наконечниками, прекрасные кожаные кароссы и обменивали все это на скот» 1 . Готтентоты служили посредниками между племенами банту и бушменами, выменивая у последних страусовые перья и яйца, шкуры диких животных и рога. Не менее оживленный обмен имел место между зулусами н басуто. Басуто предлагали шкуры леопардов, страусовые перья, крылья журавлей и получали скот, мотыги, наконечники копий, медные кольца и ожерелья.

Сильный толчок развитию обмена дало появление португальцевТв Мозамбике, бурских колонистов на Капском полуострове, английских купцов в Натале и проникновение во внутренние районы охотников и скупщиков слоновой кости, купцов, миссионеров и путешественников, доставлявших продукцию европейской промышленности. Английский миссионер Р. Моффат сообщает, что хотя у матабеле право на торговлю с иноплеменниками и белыми принадлежало вождю - Моселекатсе, но женщины тайком приносили ему молоко и другие продукты, чтобы выменять европейские диковинки; как видно, монополия вождя уже оказывалась стеснительной и постепенно подрывалась. Европейские товары только еще начинали проникать к матабеле. 17 сентября 1857 г. Моффат писал жене, что видел первого матабеле в европейском костюме - старой куртке и коротких брюках; это был один из военачальников, близких к Моселекатсе, выехавший навстречу Моффату. Моселекатсе показывал Моффату две большие корзины, наполненные европейскими товарами: клетчатыми тканями, набивным ситцем, носовыми платками, оконными занавесками. Все это лежало без употребления; жены Моселекатсе не интересовались текстильными товарами, а сам он заботился прежде всего о приобретении ружей для защиты от буров, и фургонов, так как никаких транспортных средств у него не было.

Основной формой поселения большинства племен был крааль, в котором, как правило, жила одна большая семья. Все краали имели почти одинаковую круглую планировку: в центре крааля - скотный двор, огороженный частоколом, плетнем, каменной или глинобитной оградой. Кругом скотного двора в определенном порядке располагались хижины: ближе к выходу из скотного двора - хижина первой жены или матери, затем хижина второй жены, третьей, хижина детей и т. д. Около каждой хижины - пристройка для приготовления пищи и иногда другая пристройка - кладовая. Зерно хранилось в особых зернохранилищах - в ямах, стенки которых обмазывались глиной, или в огромных куполообразных корзинах на подмостках.

У бечуанов была принята иная форма поселения - крупные поселения, насчитывающие до тысячи и более хижин. В сущности это те же краали, но расположенные кучно. Вызывалось это недостатком в стране бечуанов источников воды, и население группировалось вокруг немногочисленных водоемов.

Жилищем южноафриканским банту служили круглые в основании хижины. Сооружали их следующим образом: длинные, тонкие жердочки закапывали в землю по кругу, вершины их нагибали, переплетали и связывали; на получившийся полусферический остов накладывали слой травы, связанной пучками. Этот остов поддерживался одним или несколькими столбами; в центре хижины устраивался очаг, а в крыше над ним - дымоход. Кровати, столы, стулья заменяли цыновки, маты из травы. Деревянных построек банту не знали. У некоторых племен, как бечуаны, встречались сложенные из камня хижины и глинобитные печи.

Одним из многочисленных народов Центральной Африки называют Банту, однако необходимо понимать, что под этим терминов объединяют большое количество (более 400) народностей. Таким образом, банту – это группа этносов, среди которых имеются:

Встретить их можно во многих местах, южнее пустыни Сахара. Помимо Центральной Африки представители банту есть также в Южном и Восточном субрегионах. Общая же численность составляет около 200 миллионов людей.

Общим для банту является язык и почитаемые традиции. У некоторых их них используется разу несколько языков, однако чаще всего можно услышать именно суахили.

Многие учёные называют племена банту вместе с готтентотской и бушменской народностями прародителями Южно-Африканской расы. Однако и сейчас наука не владеет всеми точнейшими данными о банту, не ведома и вся их история.

Внешность стандартного представителя банту можно описать так:

тёмный оттенок кожи;

жёсткие локоны, завитые спирально;

низко расположенная переносица;

широкий нос;

рот с массивными губами;

большой рост, иногда больше 180 см.

Люди из племён банту весьма контактные, легко общаются с туристами, предоставляя тем возможность сделать уникальные фотоснимки, для них же организовываются экскурсии. Всё это позволяет африканцам неплохо зарабатывать.

Религии народностей банту различны, это не только древние анимистические верования, но и привезённые христианство, а также ислам. Все эти религиозные каноны имеют большое значение, почитаются и в обрядах, и в обыденной жизни.

Когда-то эти народности в качестве одежды использовали лишь небольшие повязки на бёдра, которые они из трав и животных шкур делали самостоятельно. Однако теперь многие традиции утрачены, поэтому даже внешний вид современных банту похож на любого европейца.

И всё же собственный фольклор, переживший многие века, народам банту сохранить удалось, а это – африканские сказки повествующие о природе, специфические местные танцы, добросердечные песни, эпические предания и сказания.

Экваториальная (Западная Тропическая) ИЭО[править | править вики-текст]

Территория: центральные и южные районы Камеруна, юг Чада, Южный Судан, ЦАР, Республика Конго, Демократическая Республика Конго, Габон, Экваториальная Гвинея, Сан-Томе и Принсипи, Ангола, Замбия.

Заселена прежде всего бантуязычными народами: дуала, фанг, буби (фернандцы), мпонгве, теке, мбоши, нгала, комо, монго, тетела, куба, конго, амбунду, овимбунду, чокве, луэна, лози, тонга, бемба, луба и др. На других бантоидных языках говорят бамилеке, бамум, тикар; адамава-убангийских - занде, банда, нгбанди и гбайя;центральносуданских - народы мору-мангбету. Пигмеи говорят на языках своих соседей, то есть всех перечисленных семей, но в основном на языках банту.Сантомийцы и аннобонцы - креолы с языками на основе португальского и языков банту, фернандино - креолы с языком на основе английского и йоруба.


Материальная культура характерна для зоны тропических лесов и близка к культуре Гвинейской подобласти Западноафриканской ИЭО. Выделяется культура пигмеев, сохраняющих образ жизни, основанный на подвижных охоте и собирательстве.

Южноафриканская ИЭО[править | править вики-текст]

Территория: южная Ангола, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Лесото, Ботсвана, Зимбабве, южный и центральный Мозамбик.

Населена бантуязычными народами коса, зулу, свази, ндебеле и матабеле, суто, тсвана, педи, тсонга, венда, шона, гереро, овамбо и др., а также народами, говорящими на койсанских языках (бушмены и готтентоты). Африканеры и «цветные» в ЮАР говорят на африкаанс, южноафриканцы - на местном варианте английского языка. Выходцы из Европы и Южной Азии (хиндустанцы, бихарцы, гуджаратцы и др.), говорят на индоарийских, часть индийцев (тамилы, телугу и др.) -дравидийских языках.

На территории Южной Африки постоянно происходили миграционные процессы, начиная с переселения из Восточной Африки бантуязычных народов во второй половине 1-го тысячелетия н. э., оттеснивших койсанские народы в менее благоприятные районы (пустыни Калахари и Намиб). В 1-й половине XIX века часть народовнгуни переселилась на север современной ЮАР (ндебеле), на территорию современного Зимбабве (матабеле) и на юг Танзании (нгони). Наконец, последней крупной миграцией был «Великий трек» - переселение африканеров в середине XIX века из Капской колонии, захваченной англичанами, на северо-восток, за реки Оранжевуюи Вааль (создание бурских республик - Оранжевого свободного государства и Трансвааль).

Традиционные занятия бантуязычных народов - ручное земледелие подсечно-огневого типа с перелогом (сорго, просо, кукуруза, бобовые, овощи) и полукочевое скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот). Готтентоты занимаются отгонным скотоводством (крупный и мелкий рогатый скот), за исключением группы топнар-нама в районе Китовой бухты (Намибия), до недавнего времени занимавшейся морским зверобойным промыслом. Традиционная пища земледельцев и скотоводов - похлёбки и каши из сорго и кукурузы, приправленные овощами, молоко; основной напиток - просяное пиво. Традиционное поселение - кольцевой планировки из полусферических хижин (крааль ). В отличие от большинства африканский народов, имеющих открытый очаг (как правило, вне жилища, во дворе), у горных жителей тсвана и суто распространены глинобитные печи. Традиционная одежда - несшитая (набедренная повязка и передник, кожаный плащ-каросс ).

Бушмены (сан) - бродячие охотники и собиратели. В качестве жилища используют ветровые заслоны из веток, связанных сверху и покрытых травой или шкурами. Одежда - набедренная повязка и плащ.

Методы и источники этнографии. Понятийный этап этнографической науки